Как дворовая эстетика определила новое лицо российской моды
Тренировочные штаны, олимпийки, кроссовки и кепки — сегодня мода родом из России для всего мира выглядит именно так. Русский стиль — это больше не павловский платок и шапка-ушанка. «Газета.Ru» разбиралась, как это произошло и кто это придумал.
Русская мода всегда продвигалась на Западе при помощи народных мотивов: нам всегда было легко продать сказку и балет. Сегодня фольклорные элементы — это больше не хохлома и кокошник, а спортивная куртка и кепка: Россию продают теперь образы, списанные с пацанов из нашего двора. Мы предпочитали обходить таких парней стороной, но сейчас, когда детские травмы изжиты и мы испытываем что-то вроде ностальгии по 90-м, мы уже подзабыли, по какой улице не стоило ходить в кино. Сейчас мы сами готовы надеть кожаную куртку и треники.
Суровое русское лицо оказалось очень привлекательным.

Первый прорыв
Осенью 2008 года Гоша Рубчинский запустил собственную линию одежды, устроив первый показ на небольшом стадионе в Сокольниках. Необычная концепция «урок физкультуры» в сочетании с одеждой стиля athleisure (псевдоспорт в одежде — горячий тренд 2016 года, когда спортивки на светском мероприятии стали нормальным) на подростках-скейтерах привлекла всеобщее внимание. Заказов стало так много, что Рубчинский физически не успевал их выполнять. Тогда на помощь пришел дом моды Comme des Garcons, благодаря которому марка Gosha Rubchinsky впервые появилась на витринах Dover Street Market в Лондоне.
Гоша появился в момент перемен. Представителей элиты с пережитками советского менталитета все еще манили лодочки Manolo Blahnik и норковые шубы, активно демонстрировавшиеся в сгоревшем «Дягилеве» (популярный столичный клуб, прекративший свою деятельность в 2008 году).
В это время Европа активно двигалась к простоте и минимализму. России это давалось сложно.
Восемь лет назад было сложно представить, что российская звезда появится на светском мероприятии в спортивках с вытянутыми коленками и футболке с пропагандистскими слоганами. Сейчас — легко.
Последняя коллекция изобилует хлопковыми спортивками с надписью «спаси и сохрани» (имеет отношение к популярной у гопников татуировке), шапками-ушанками и ветровками, скроенными на манер популярных в 90-е олимпиек adidas. Недавно в Москве Гоша Рубчинский встречался с Канье Уэстом — предположительно, он обсуждал будущее сотрудничества рэпера – дизайнера кроссовок и молодого российского дизайнера.
«Анти»-мода
Еще одним реформатором, разрушившим стереотипы о высокой моде, стал французский бренд с грузинско-русскими корнями Vetements. Его создали креативный директор Balenciaga Демна Гвасалия и стилист Лотта Волкова. Идеей Vetements было создавать не наряды по канонам парижской моды, а «простую одежду», которая станет новым трендом среди уличных модников. В коллекциях прослеживается эстетика гранжа, постпанка, гоп-стиля и вновь — история советского детства (недавно бренд ограниченным тиражом выпустил худи красного цвета с серпом и молотом).@svmoscow
Фото опубликовано VETEMENTS (@vetements_official)

Например, на создание фартука Vetements вдохновила самая обыкновенная скатерть из клеенки, которая лежала на столе в каждом доме во времена СССР, в том числе и у бабушки Демны.
Нельзя сказать, что Vetements эксплуатируют только дворовые мотивы России 90-х. В коллекциях действительно доминирует уличный стиль 90-х, но только американский. Балахоны превратились в худи, толстовки — в свитшоты. Накинуть бомбер поверх летящего платья, прийти на вечеринку в кроссовках или футболке с логотипом курьерской доставки стало не просто нормальным, а модным. Гламур окончательно устарел. Сегодня девушка в клубе, выбравшая в качестве наряда мини-платье и высокие каблуки, выглядит просто неуместно. Вместо восхищения ее ждут косые взгляды и упреки в отсутствии вкуса.
Пацанская романтика
Еще один российский модельер, формирующий представления о России за рубежом, — Денис Симачев. В фэшн-индустрии дизайнер появился в начале двухтысячных и уже через год представил свою коллекцию в Париже. Фишка одежды Denis Simachev — яркие принты, вывернутые наизнанку национальные стереотипы и умышленная провокация. Это один из немногих дизайнеров, не только показавший, что русским быть модно, но и возродивший патриотизм в фэшн-среде.Последняя коллекция кутюрье Hooligan была «разработана с любовью к пацанской романтике и дворовой эстетике».
По словам самого Симачева, это новый тренд.
Зачастую бренд Denis Simachev воспринимают как квинтэссенцию всего, что, на взгляд Запада, входит в понятие «Россия»: хохлома, ушанки, матросский стиль. Новая коллекция демонстрирует: гоп-стайл стал частью нашей культуры. «Никто не отменял тот образ России, который всегда был с налетом хулиганства и бандитизма. Достаточно посмотреть, как обычно представлен русский человек в западных фильмах», — рассказывает Денис Симачев о своей новой коллекции «Газете.Ru».
Вне закона
Молодой и перспективный бренд Outlaw Moscow появился на российском рынке всего два года назад, но уже широко известен за пределами страны — даже больше, чем в России.
Outlaw Moscow попал в топ-12 самых интересных молодых марок по версии Teen Vogue.
Несмотря на то что дизайнеры Максим Башкаев и Диляра Минрахманова создают одежду в стиле кэжуал (в последней коллекции представлены оригинальные пальто, платья из летящей ткани и розовые бомберы), влияние тренда дворовой романтики здесь тоже присутствует. Весь базовый гардероб гопника налицо: треники, ветровки, худи, кепки и футболки. На прошлой неделе в Мельбурне состоялась премьера совместного фильма культового фотохудожника Ника Найта и российского бренда Outlaw Moscow, выпускающего спортивную одежду для повседневной носки. Это знаковое событие: когда российских дизайнеров тепло принимают на Западе, для нас это лишнее подтверждение того, что нам есть что предложить миру моды.
ТЕМА НОМЕРА — УЛИЧНАЯ МОДА – Огонек № 29 (4757) от 28.07.2002
Собственно, это даже не тема номера, а начало новой рубрики «Огонька». Изучение уличной моды мы начали с города Лондона. «Чем уличная мода отличается от официальной?» — поинтересовались мы у продавцов и покупателей модной одежды
ТЕМА НОМЕРА — УЛИЧНАЯ МОДА
«Она очень яркая и пестрая. |
«Это нечто среднее между классикой и спортивным стилем. Просто народ придумывает себе стиль, а главное — сам осуществляет свои замыслы». |
«Чем меньше одежды, тем лучше, особенно на женщинах. Уличная мода — это такая молодежная, пацанская мода. Одежда более вызывающая, которая позволяет казаться круче. А вот я люблю одеваться свободно, в стиле 30-х годов». |
«Что касается меня, я предпочитаю спортивный стиль. И еще я ненавижу высокие каблуки». |
«Это одежда, которая помогает выделяться из толпы. Мало аксессуаров. Главное в уличной моде — удобство, свобода выбора и, как следствие, индивидуальность». |
«Главный закон уличной моды — отсутствие каких-либо законов». |
«Уличная мода — это самовыражение. Одежда показывает настроение, состояние души». |
«Разные удобные вещи — кроссовки, спортивные штаны, сумки разные». |
« |
Людей допрашивала Светлана АРТЕМЬЕВА
В материале использованы фотографии: Михаила СОЛОВЬЯНОВАКожанки, лосины и джинсы — как одевались в 90-х в СССР: фотоподборка что было модно во времена молодости моих родителей
Автор Владислав На чтение 4 мин Просмотров 47.8к.
До сих пор удивляюсь, рассматривая семейные фото 90-х годов. Одежда, обувь, прически, макияж – все выглядит, мягко говоря, специфически.
Родители до сих пор вспоминают, насколько сложно было тогда приобрести хоть что-нибудь приличного качества. Ассортимент в магазинах, конечно, стал заметно шире, чем, например, в 70-е, но дизайн совсем не радовал.
Я решил изучить модные тенденции той эпохи. Привожу фото нескольких «типичных примеров».
Головные уборы
Иметь норковую шапку в то время было настолько престижно, что многие женщины не снимали ее даже для того, чтобы сфотографироваться. Ведь шапку можно было носить только зимой, а с гордостью демонстрировать подругам фото – круглый год.
Еще один модный тренд той эпохи – бейсболка. Шили их из какой-то синтетики, поэтому голова летом сильно потела. А на лбу после того, как бейсболку снимали, оставался отчетливый красный след. Форма козырька тоже была не самой удобной.
Такие «пацанские» шапки – тоже писк моды. Носили их нередко вместе со свитерами. Причем вязка, узор, цвета на шапках и кофтах сочетались чрезвычайно редко.
Мужчины тоже носили меховые шапки, причем зачастую достаточно «лохматые», и фуражки с небольшим козырьком.
В том, что касается детской моды на головные уборы, никаких радикальных изменений с 60-80-х годов не произошло.
Возможно, дело в том, что младшие дети почти неизбежно донашивали оставшиеся в хорошем состоянии вещи за старшими.
Верхняя одежда
Болоньевые куртки и плащи – настоящий символ той эпохи. Причем, если судить по фото, складывается впечатление, что шили их из остатков тканей разных цветов, не особо заботясь о том, как они сочетаются друг с другом.
Другой «модный тренд» на этом же снимке – пальто, как бы сейчас сказали, «оверсайз».
Мужчины «и в пир, и в мир, и в добры люди» надевали спортивный костюм (или только штаны, куртку от него). А уж если на одежде имелась надпись Adidas без ошибок, престиж ее владельца вообще взлетал до небес.
Материал для мужских курток использовался разный, но крой вариативностью не отличался.
«Кожаные» мужские куртки чаще всего изготавливали из кожзаменителя. Конечно, материал быстро трескался и плохо сохранял тепло, но мода требует жертв.
Если было не слишком холодно, как верхнюю одежду носили свитера. Это касалось и мужчин, и женщин.
Штаны и брюки
Основной тренд 90-х – разумеется, джинсы. Произведенных в США в 90-е годы было днем с огнем не найти, поэтому приходилось довольствоваться турецким и китайским ширпотребом.
Джинсы носили и мужчины, и женщины. Причем кажется, что крой также не особенно отличался. Посадка практически одинаковая.
Одна из самых кошмарных, на мой взгляд, тенденций 90-х. Обтягивающие лосины ярких «кислотных» цветов или с броскими крупными принтами. Причем носили их не только те, кому позволяла фигура.
Спортивный костюм (или хотя бы его нижняя часть) – настоящий must-have 90-х. Носили их и мужчины, и женщины.
Думаю, у многих на дачах и сейчас можно найти несколько штук.
А какую обувь носили
После нескольких месяцев (если не недель) ношения носки у таких туфель загибались вверх, как у клоунских башмаков. А поскольку ходить в них приходилось по российским дорогам, носки еще и быстро оббивались.
Невероятно стильной считалась и обувь на толстом каблуке и платформе, с рифленой подошвой, напоминающей гусеницу трактора. Весили такие туфли могли по килограмму.
Кеды и кроссовки в сочетании с джинсами и спортивными костюмами, были самой популярной обувью. Причем как у мужчин, так и у женщин.
Мужские классические ботинки в то время ничем особенным не выделялись.
Возможно, привычка надевать сандалии на носки, от которой российские мужчины не избавились до сих пор, родом как раз их 90-х.
Многие считают (и небезосновательно), что отечественная мода начала 90-х – кошмар и жуткая безвкусица. Высоким качеством одежда и обувь точно не отличалась.
Но и выбора большого не было, поэтому приходилось носить то, что удавалось купить. А в том, что касается странного дизайна одежды и обуви – возможно, это была просто попытка выделиться из общей «серой массы» советской эпохи.
А у вас с какими модными трендами ассоциируются 90-е?
показывать: 102550 31—37 из 37
прямая ссылка 16 мая 2014 | 22:02
Для тех кто в теме.
прямая ссылка 08 ноября 2013 | 16:09
прямая ссылка 05 ноября 2013 | 18:12
‘Сиськи классные — значит в рот хорошо берет’
прямая ссылка 18 ноября 2013 | 21:58
прямая ссылка 13 октября 2013 | 19:46
фильм хорош, но туповатый
прямая ссылка 28 октября 2013 | 00:44
прямая ссылка 26 сентября 2013 | 19:05показывать: 102550 31—37 из 37 |
Семеро мужчин избили 18-летнюю девушку, приняв ее за лесбиянку в Петербурге
Семеро мужчин избили 18-летнюю Екатерину Лысых, которую они приняли за лесбиянку из-за ее внешности. Инцидент произошел в кофейне на Лиговском проспекте в центре Петербурга, передает «Бумага».
Перед этим мужчины оскорбляли Лысых и трех ее подруг, а также пытались отобрать у девушек кошельки и телефоны.
Сторонники традиционных ценностей
«Они прошли мимо нас, а потом вернулись и шли сзади некоторое время. Мы подумали, это из-за девочек — у них своеобразный стиль. Короткие стрижки, пацанская одежда. И мы подумали, ну ладно. Они сначала начали вопросы задавать: «Вы лесбиянки? Давайте мы вам покажем, как надо заниматься…» сами понимаете чем. Потом они нас разъединили, каждой по отдельности начали что-то говорить», — рассказала одна из девушек.
Бумага
«Они начали оскорблять нас в грубой форме из-за того, что у девочек своеобразный вид. Начались обзывания типа: «Вы что, лесбиянки?». Они подходили слишком близко, спрашивали, что у нас в карманах. Мы пытались уйти дальше, но мужчины перекрывали нам ходы. В итоге нам удалось всё-таки забежать в какую-то кофейню. Я попыталась вызвать охрану, но не успела», — рассказала пострадавшая женщина.
Бумага
«Алина рассказывает, что в кофейне одна из ее подруг попыталась достать перцовый баллончик, из-за чего один из мужчин ударил ее в лицо. После этого 18-летняя Екатерина Лысых побежала за ними — по словам ее подруги, «чтобы узнать, зачем они такое делают». Тогда Екатерину ударили несколько по лицу, виску и голове, рассказывает она. Мужчины убежали», — отметила она.
Бумага
Екатерину увезли из кофейни в больницу, ей диагностировали coтрясение мозга, на следующий день ее выписали домой. Подруги Лысых рассказали, что девушке пришлось зашивать губу. Из-за шoка она не помнит часть произошедшего, девушки собираются обратиться в полицию.
Пострадавшие девушки жалуются на травлю в социальных сетях. Многие пользователи социальных сетей сочли нормальным такое поведение мужчин — сторонников «духовных скреп». Тем не менее, многие выразили девушкам слова поддержки.
В Санкт-Петербурге несколько мужчин избили 18-летнюю девушку / 11 декабря 2019 | Северо-Запад, Новости дня 11.

В центре Санкт-Петербурга 18-летняя студентка стала жертвой нападения, в котором участвовали несколько мужчин. В результате девушка попала в больницу с сотрясением.
Инцидент произошел вечером 9 декабря. Четыре девушки гуляли по Лиговскому проспекту, когда за ними увязалась группа мужчин. По словам подруг, парням не понравился внешний вид девушек, пишет 78.ru.
«Они прошли мимо нас, а потом вернулись и шли сзади некоторое время. Мы подумали, это из-за девочек – у них своеобразный стиль. Короткие стрижки, пацанская одежда. И мы подумали, ну ладно. Они сначала начали вопросы задавать: «Вы лесбиянки? Давайте мы вам покажем, как надо заниматься…» сами понимаете чем. И после этого мы подумали, они поугорают и уйдут. На секундочку так и было, а потом они нас рассоединили, каждой по отдельности начали что-то говорить», – рассказала участница конфликта Алина Коробейникова.
Девушки зашли в ближайшее кафе, надеясь найти там помощь, парни пошли за ними. Один из преследователей набросился на 18-летнюю Екатерину и ударил ее в челюсть и по голове, девушка потеряла равновесие и упала, ударившись об стол.
Работники кафе вызвали скорую помощь, пострадавшую забрали в больницу, но выписали в тот же день, диагноз – сотрясение мозга, на лицо наложили несколько швов. Подруги пошли писать заявление в полицию.
Как сообщили знакомые Екатерины в соцсетях, на следующий после нападения день ей стало хуже, ее вновь госпитализировали в Александровскую больницу.
В ГУ МВД сообщили, что ведется тщательная проверка всех обстоятельств из заявления пострадавшей.
Санкт-Петербург, Служба информации РИА «Новый День»
Санкт-Петербург. Другие новости 10.12.19
«Рубить понемножку мы можем еще долго»: Госдума чуть расширила «федеральный список» орфанных заболеваний. / «Опять принимаем закон для олигархов!» Госдума одобрила льготы для крупных инвесторов на 20 лет. / Суд вынес приговор за растрату экс-главе «Волго-Балта» и двум топ-мененджерам. Читать дальше
© 2019, РИА «Новый День»
Феномен «Грибов». Как пацанская эстетика 90-х попала в тренды к интеллектуалам
Одно из главных событий 2016 года – группа «Грибы». Хоть это русскоязычный рэп со всеми вытекающими атрибутами (улица, девочки, мешковатая одежда, районная шпана), от них тащатся буквально все. Но не одни «Грибы» взяли в оборот гоп-тематику, поэтому KYKY задался вопрорсом: почему «хорошие» мальчики при деньгах играют в гопников, и с каких пор это действительно нравится зрителю.
Почему от группы «Грибы» тащится интеллигенция
Продюсер группы «Бумбокс» Алексей Согомонов сказал про группу «Грибы»: «Это дерзкая, яркая, наглая и примитивная история, которая цепляет всех». Украинские рэперы – музыкальная сенсация года. Звучит пафосно и громко, но спорить с этим сложно и бессмысленно. 7 миллионов просмотров первого клипа, рекорд по количеству репостов первой части альбома «Дом на колесах» Вконтакте (больше 30 тысяч), солд-ауты на первые (!) концерты. «Грибы» «качают» всех: от футбольного фаната с Ангарской до СЕО рекламного агентства и айтишника-театрала. Если с первой категорией все понятно, то как «Грибам» удалось «склонить» на свою сторону людей, для которых русский рэп всегда был на уровне «поющих трусов»? Рационально ответить на этот вопрос сложно. Наверняка дело в энергетике. Знаете ощущение, когда приходишь на вечеринку или концерт немного навеселе, скачешь как дурной и тебе абсолютно все равно, как ты при этом выглядишь? Такое настроение несут «Грибы». Но при этом их клипы можно ставить всем режиссерам и операторам в пример: вот что такое профессионализм и «как надо делать».
Всего у группы три видео, и «Грибы» успели «перебраться» из спального района («Интро») в студию с ярко-желтыми стенами («Велик»). Меняются локации, но не меняется настроение и «уличное» поведение: везде есть гурьба «пацанов», кортаны, уличные танцы. Ну, и задницы крупным планом для большего успеха. Отдельное место в клипах со своими скетчами занимает Корреспондент Радужный – от него минчане подхватили слово «тю!» Что с самими песнями? «Естественно воспринимай все буквально», – призывают Грибы в своем хите «Интро». Здесь нет скрытых смыслов и подтекстов – да они и не нужны, с этой задачей неплохо справляются другие исполнители. А вот такого отрывного и цепляющего «кача» не хватало.
Еще одни украинцы. Группа, которая поет про тяжелую жизнь контрабандиста
На деле, «Грибы» не единственные, кто обращается к эстетике улицы и 90-х годов. Возможно, они задали тренд, а, может, просто стали одними из первых, кто его почувствовал. Например, ещё одни украинцы (но гораздо менее популярные) взяли в оборот гоп-тему – это группа «Kurwa Matj». Они «играют» в простых пацанов из приграничного городка, которые занимаются вполне логичным для своего места жительства бизнесом – контрабандой сигарет, алкоголя и бензина в Польшу. «Kurwa Matj» в своих текстах раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются обычные контрабандисты: например, длиннющая очередь на границе или то, что поляки закрыли малое приграничное движение (когда жители приграничной зоны могут регулярно пересекать общую границу без виз и какое-то время находиться в приграничной зоне второго государства).
В последней песне «Elektrokar» гарны хлопец Йосеп пригнал из Польши электромобиль Nissan Leaf и переживает, что некуда прятать контрабанду: нет бензинного бака.
Ребята поют на смеси украинского и польского языков. К пацанской тематике, которая, в принципе, живет и процветает в любом городе и сейчас, в клипе приплетается эстетика 90-х: рингтон из фильма «Бумер», пистолеты, шуба, а в конце клипа – намек на перестрелку. Посмотрим на героев клипа. Такого парня, как главный герой Йосеп, можно спокойно встретить в «Хулигане» или «Svobody, 4»: аккуратная борода, забитые татуировками руки, черные скинни и брендовые кроссовки. Другой «пацанчик», Влодык (Vlodyk), конечно больше похож на контрабандиста-гопника и одеждой, и внешностью, но суть происходящего в клипе не меняется. Создается ощущение, что хипстеры понарошку играют в районную гопоту.
Макс Корж и пацанская эстетика
Почему мы вернулись к 90-м. Комментируют стилист клипа «Слово пацана» Сергей Веринский и генпродюсер Partizan production Алексей Сатолин
На эту тему:«Мамонты покинули планету, потому что носили сандалии с носочками». Как дизайнеры относятся к модным трендамТренд очевиден. Все три клипа объединяет своеобразная романтизация 90-х, жизнь улицы и игра в гопоту. Кроме того, есть общая композиционная часть: в клипе обязательно присутствует история и диалоги, связаные с песней. KYKY попросил прокомментировать этот тренд стилиста Сергея Веринского, который подбирал одежду для клипа Макса Коржа «Слово пацана» и генерального продюсера Partizan production, режиссера клипов группы «Ленинград» Алексея Сатолина.
Сергей Веринский: «Мое мнение (и не только) – это не гопота, а уличная мода: она в тренде в этом сезоне. Ребята просто попали в струю. Мода циклична, и в этом сезоне пришли силуэты оверсайз и цвета конца 80-х – 90-х годов (например, серые оттенки). Такие же силуэты были в 30-х – 40-х годах. В 80-е – 90-е годы был дефицит: спортивные костюмы, джинсы продавались «из-под полы», и тому, кто хотел купить мастерку, не особо был важен ее размер. Я считаю, что «Грибы» – это вирус, который скоро пройдет, хоть они мне нравятся, и я собираюсь на их концерт. Я тоже задался вопросом: что в них такого?
Когда вслушался в текст «Грибов» и посмотрел клип, вспомнил популярную в 90-х группу «Мальчишник», которую слушал в школе. Вспомнился их трек «Вот это да» (там как раз-таки неподдельная гопота – прим. KYKY). «Грибы» дают нотку ностальгии, воспоминания взрослым людям, поэтому им это закатывает.
В клипе Макса Коржа «Слово пацана» ставилась задача воспроизвести его воспоминания о детстве, что он видел тогда, какие были автомобили. Мы снимали его воспоминания, а не 90-е – клип не связан с каким-либо временем. Например, в нем показывается айфон, и это не ошибка: так сделано специально».
Алексей Сатолин: «На мой взгляд, этот тренд зародился намного раньше и пришел скорее в музыку, а не из нее. Причем, именно к нам заявился с традиционным опозданием. Несмотря на то, что в нашем офисе «мы наваливаем бас» звучит круглосуточно, предположу смело: достижения Грибов пока еще не способны задавать глобальные тенденции. Тем более, воспоминания этих музыкантов о 90-х, скорее, связаны с их ранним детством, если не младенчеством. А у Коржа, что характерно, воспоминания соответствуют возрасту: процитированная в клипе НТВшная «Криминальная Россия» начала выходить лет на десять позже эпохи. 90-е как раз спустя одно поколение и нужно начинать романтизировать и монетизировать. Если устремиться к истокам тренда, можно понять, что многое пришло из подиумной моды, а туда – из «подъездной».