биография, лучшие песни, интересные факты
Жак Брель
Жак Брель – это не просто музыкант, это настоящий феномен, миф. Он был бунтарем по природе и жил эмоциями. Его выступления буквально пронизаны бешеной энергетикой, а сами концерты представляли собой феерическое по своей силе шоу. Мало кто из исполнителей способен так искренне, по-настоящему проживать песни, как это делал легендарный Жак.
Краткую биографию Жака Бреля и множество интересных фактов о певце читайте на нашей странице.
Краткая биография
Жак Брель появился на свет 8 апреля 1929 года в Брюсселе в семье фабриканта. Родители, из-за своей разности интересов, воспитали многогранную личность. Если отец-католик растил сыновей в строгости, то мать открывала другой мир. О ней Жак вспоминал всегда с нежностью. Благодаря маме в серьезном доме то и дело можно было услышать детский хохот.
В 12 лет Жак начинает учебу в колледже святого Луи.
В послевоенные годы его жизнь делится на две параллельные, но такие разные истории: в одной он занимается семейным бизнесом, а в другой – творчеством. В 1947 году Жак входит в ассоциацию Franche Cordee. Этот момент стал судьбоносным: он ставит пьесы, начинает петь свои песни, а также знакомится с будущей женой Миш. Жак Брель женится на ней в 1950 году, а в следующем – на свет появляется их дочь Шанталь.
Запись первого альбома
В 1953 году выходит первая пластинка Бреля, которая приоткрывает ему дверь в мир большой музыки. И если публика мало заинтересовалась его песнями, то профессионалы сразу же заметили талант. Однажды, услышав Жака, представитель звукозаписывающей компании Philips Жак Канетти приглашает самородка в Париж. Позабыв обо всем, Брель мчится к мечте.
Отсутствие денег, постоянные прослушивания, нескончаемая работа. Не стоит думать, что Брель проходит эту сложную дорогу, не споткнувшись. Публика оказалась не готова к новому формату, она привыкла к ярким развлечениям. Пока Жак завоевывает слушателя, его супруга рожает вторую дочь Франс.
Большую роль в становлении Бреля сыграло знакомство с уже известным на тот момент поэтом и исполнителем Жоржем Брассенсом, который поддержал молодого артиста. И вот в 1954 году выходит первый альбом Jacques Brel et ses chansons. Песни, полные любви, сразу же завоевывают сердца публики. Популярность настигает артиста и становится все сильнее во время его первого турне. Теперь Брель живет вместе с семьей в пригороде Парижа и продолжает писать и исполнять свои произведения.
Расцвет творческого пути
Началом успеха Жака Бреля принято считать альбом «Quand on n’a que l’amour, Heureux Pardons,…», который вышел в 1957 году и был удостоен престижной премии — Гран-при Академии Шарля Кро.
К этому времени Брель живет в столице Франции, часто выступает, популярные исполнители (Жюльетт Греко) включают его песни в свой репертуар. Гастроли Бреля не ограничиваются Европой, он несет свою музыку в тогда еще колониальную Африку.
Летом 1958 года у супругов появляется третья дочь Изабель. Миш с детьми уезжает подальше от суеты обратно в Бельгию, а глава семейства остается в парижском районе Клиши.
Philips продолжает работать с Брелем. В 1959 году выходит песня «Ne me quitte pas» и сразу становится хитом. 1960-е годы для Жака Бреля — это бесконечный круговорот событий из постоянных выступлений, романов, гастролей. Для певца открыт теперь весь мир: он покорил Францию, Ближний Восток, США и СССР. Примерно в этот же период у него появляется новая страсть – самолеты.
В октябре 1961 года у певца с успехом проходит концерт в Олимпии. Публика в восторге, критики околдованы. А что же сам артист? Он понимает, что усталость начинает донимать. Но любимое дело оставить не в силах. В 1962 году вместе со сменой звукозаписывающей компании у Бреля словно открывается второе дыхание. Он пишет песню, которой суждено остаться одной из главных в его творчестве («Равнинная страна»). После смерти родителей (в январе 1964 умер отец, в марте — мать) Жак презентует композицию «Амстердам». Публика встречает песню овацией.
Решение оставить сцену
Жак Брель добился популярности, к которой так стремился. Но именно сейчас он принимает решение уйти со сцены. Новость звучит как гром среди ясного неба. Он признается, что опустошен. Последний концерт Бреля прошел в Рубэ в 1967 году. Брель не исчезает, он открывает в себе актера. Выступает в мюзикле «Человек из Ла Манчи», а после, год за годом, снимается в фильмах: «Мой дядя Бенжамен» (1969), «Мон-Драгон» (1970), «Франц» (1971), «Приключение есть приключение» (1972) и др. Карьера актера заканчивается. В 1973 году Жак Брель узнает, что смертельно болен, и постепенно уходит от посторонних глаз: на собственной яхте вместе с дочками отправляется в путешествие.
Последние годы жизни
В ноябре 1975 года яхта Жака Бреля останавливается на Маркизовых островах. Иногда он посещает Париж, чтобы записать новые песни, и Брюссель – для медицинского обследования. Покинуть острова он пока не в силах, даже несмотря на то, что климат не подходит для его здоровья. В 1977 году Брель возвращается в Париж. Он выпускает последний альбом BREL, который мгновенно раскупается, даже при том, что никакой рекламной кампании по просьбе артиста не проводится.
В 1978 году артисту становится плохо. Он умирает в госпитале под Парижем 9 октября от легочной эмболии. Тело Жака Бреля возвращают на Маркизовы острова.
Интересные факты
- В детской организации скаутов Жак Брель получил прозвище «Хохочущий Тюлень» за чувство юмора.
- Первый большой роман Жака Бреля называется «Путеец». Книга написана под впечатлением от произведений Жюля Верна и Джека Лондона.
- Жак Берель – псевдоним певца, под которым он выступал полгода.
- Продвижением Бреля в США занимался автор хитов Элвиса Пресли Морт Шюман.
- Осенью 1965 года Брель выступал в Москве.
- Жак Брель изображен на бельгийской почтовой марке 1988 года.
В 1970-ом году музыкант получает долгожданную лицензию пилота самолета.- Последнее пристанище великого и яркого Бреля находится на Маркизовых островах, рядом с могилой Гогена.
Лучшие песни
«Quand on n’a que l’Amour» (Когда есть только любовь) вышла в 1957. Это один из самых популярнейших синглов Жака Бреля. В нем автор и исполнитель говорит о том, что лишь любовь способна победить человеческие пороки, остановить войны.
«Quand on n’a que l’Amour» (слушать)
«Ne me quitte pas» (Не покидай меня) была записана французским музыкантом Жаком Брелем 11 сентября 1959 года. За все время своего существования она была исполнена многими певцами из разных стран и переведена на несколько языков. Одна из самых популярнейших версий принадлежит
Нине Симон. Жак Брель опубликовал впервые свое сочинение на родном фламандском языке в сборнике «Laat Me Niet Alleen», спустя 13 лет он вновь обратился к хиту и включил его уже в свой одноименный альбом. Несомненно, эта песня представляет из себя знаменитейшее сочинение Жака Бреля и вместе с тем ее можно смело назвать необыкновенно лирической и трогательной балладой о любви. Посвящена она была расставанию автора со своей возлюбленной, актрисой и певицей Сюзанной Габриэлло. Несмотря на ее название, известно, что именно Жак был инициатором разрыва. Любопытно, что строчки «А я подарю тебе жемчужины дождя…» навеяны композитору мелодией Венгерской рапсодией №6 Ф. Листа. Помимо Nina Simone, свою версию этого хита публике представили в свое время: Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Хулио Иглесиас, Стинг, Мадонна, Фрэнк Синатра и многие другие исполнители.
«Ne me quitte pas» (слушать)
Песня, написанная Жаком Брелем в 1962 году, переполнена любовью к родине. В ней он рассказывает, насколько прекрасна его Бельгия.
«Madeleine» (Мадлен). Песня 1961 года о любви и надежде. Герой ждет и верит, что Мадлен вот-вот придет. Песня о процессе томительного ожидания. В этом смысле она похожа на композицию Mathilde (Матильда), которая вышла в 1964 году.
«Amsterdam» (Амстердам) шлягер Жака Бреля, написанный на мотив английской песни «Зелёные Рукава». В ней слушателю открывается мир моряков, жизнь здесь показана как бурлящий котел страстей. Вышла в 1964 году.
«Amsterdam» (слушать)
Взрыв эмоций, проникновенный взгляд и энергия – вот то немногое, что отличало Жака Бреля от прочих представителей французской сцены. За одно выступление он проживал несколько жизней. Был той звездой, которая, даже погаснув, оставляет свет.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Жак Брель
Брель родился в Брюсселе 8 апреля 1929 года. Брел не был хорош ни по одному предмету в школе. Единственное, в чем он проявил талант, — это в писательстве. Он помогал в создании драматического кружка в своем колледже и проявлял большой интерес к театральным постановкам. Когда Брелу исполнилось 15 лет, он начал играть на гитаре. Год спустя он вместе со своими друзьями создал собственную театральную группу и начал писать пьесы.
Будучи плохим
учеником, он присоединился к своему отцу на работе, когда ему исполнилось 18
лет, и, чтобы развеять скуку, вступил в La Franche Cordée, молодежную
организацию католиков в этом районе. Это также место, где его пути пересеклись
с Терезой Михильсен, девушкой, которая позже станет его женой.
В 1952 году Брель начал сочинять песни, которые исполнял на различных семейных собраниях и в брюссельских кабаре, но его семья не одобряла его стиль. Именно в этом же году Брел получил возможность выступить на местной радиостанции. В январе 1953 года он дал представление в брюссельском кабаре под названием La Rose Noire. Месяц спустя Брел подписал контракт с Phillips Records, что привело его к записи La Foire, его первой в истории пластинки (78 оборотов в минуту). Он был выпущен месяц спустя. Жак Канетти, специалист по поиску талантов компании, убедил Бреля поехать в Париж. Несмотря на неодобрение его семьи и тот факт, что у него только что родился второй ребенок, осенью того же года он отправился в Париж.
Оказавшись в
Париже, Брель изо всех сил старался сделать так, чтобы его музыкальная карьера
начала набирать обороты. Он нашел работу в нескольких кабаре по всему Парижу, а
затем в 1954 году принял участие в конкурсе шансона, в котором занял 27-е место
из 28 исполнителей. Но все было не напрасно, так как французская певица Жюльетт
Греко попросила у Бреля разрешения спеть песню, которую он написал, на ее
предстоящем концерте. Брель впервые выступил в театре «Олимпия» в
июле 1954 года. Вскоре после этого он отправился в свое первое музыкальное
турне по Франции, и в конце того же года Брель выпустил свой первый альбом
Jacques Brel et ses Chansons.
Как только был выпущен первый альбом, Жак Брель прочно обосновался в музыкальном театре, а затем появился длинный список песен и альбомов, и он начал гастролировать по всему миру в течение многих лет, пока, наконец, не отошел от выступлений и не сосредоточился на съемках в последние годы своей жизни. Проболев довольно долго, он скончался 9 октября 1978 года.
Soundporn Magazine — Шансонье Жак Брель: состарившийся не повзрослев
8 апреля 1929 – 9 октября 1978
Когда я спросила
у своих друзей, какие ассоциации у них вызывает словосочетание «французский
шансон», многие сходу назвали «парижского воробушка» Эдит Пиаф и Шарля Азнавура.
Да, эти имена лежат на поверхности, но жанр гораздо глубже и многообразней.
Сами французы называют “великую тройку” – Жака Бреля, Жоржа Брассенса и Лео
Ферро. Сегодня речь пойдет о первом среди равных. Знакомьтесь, бельгиец Жак
Брель, и недавно у него мог бы быть 88-й день рождения.
Брель родился 8 апреля 1929 в семье частного предпринимателя в коммуне Схарбек близ Брюсселя. Бельгия того времени была не самой благополучной страной Европы – Великая война, как называли тогда Первую мировую, знатно истощила её, оставив после себя Ипр – первое в истории место применения химического оружия, и множество разрушенных судеб. Поэтому взросление и юность Жака пришлись на сложное для страны и мира время, ведь в 1939-ом началась ещё и Вторая мировая.
Несмотря на все
сопутствующие тяготы, жизнь продолжалась. В школе Жак интересовался французским
языком и писал длинные поэмы, вдохновляясь Жюлем Верном и Джеком Лондоном. В 16
– собрал из своих друзей театральную труппу, пьесы для которой писал сам.
Приблизительно тогда же он решил самостоятельно осваивать игру на фортепиано и
гитаре. В то время его любимыми композиторами были Морис Равель и Франц Шуберт.
Игра на музыкальных инструментах стала для юноши мостиком между поэзией и
собственными песнями. Его творческой натуре было совершенно неинтересно
заниматься работой на упаковочном предприятии, которое принадлежало его
родителям.
Об университете, конечно же, не шло и речи, зато нашлось время для любви – в июне 1950-го он женится на Терезе Михельсен, которую он ласково называет «Миш». В следующем году у них рождается дочь, а еще через год Брель показывает своей семье первые песни и начинает выступать в брюссельских кабаре.
В 1953-м он
записывает пластинку, которую посылает в Париж Жаку Канетти, человеку, рассказ
о котором стоит отдельной статьи, учитывая то, сколько имен он вписал в историю
французского шансона. Его чутье на таланты помогло стать звездами Эдит Пиаф,
Братьям Жакам, Жюльетт Греко, Сержу Гензбургу и многим другим.
Прослушав материал, который прислал Брель, Жак Канетти позвонил ему среди ночи, желая видеть его сейчас же. Молодой бельгиец моментально сорвался, чтобы приехать первым поездом. Переезд в Париж вдохновил его назвать вторую дочь Франс, впоследствии именно она основала фонд, который и сегодня занимается культурным наследием Бреля. Но несмотря на уверенность Канетти, французской публике потребовалось время, чтобы полюбить молодого бельгийца.
Небольшая
культурологическая зарисовка. Важно понимать, что Бельгия двуязычна – певучий
французский язык и довольно жесткий фламандский, разновидность нидерландского,
используемая в Бельгии. Сами французы часто подшучивают над своими соседями, да
и вообще всеми другими франкофонами (люди, для которых французский – язык
основного общения – прим. ред.). Будучи бельгийцем, молодой Брель пел с сильным
акцентом, который ощутимо резал французам ухо. Он работал над произношением, и
уже на более поздних записях слышны лишь легкие отголоски грубости – он никогда
и не хотел говорить как парижане.
Успех Жаку Брелю принесли многочисленные турне, которые устраивал Канетти, упорно продолжавший в него верить. Во многом, именно его авторитет способствовал тому, что Брель взбирался на подмостки всё более многочисленных залов. Молодой, нескладный, с необычной внешностью и сильным акцентом, он брал талантом и аутентичностью исполнения.
Выступая вживую, он влюблял в себя, его искренность и страсть захватывали. Каждый концерт для него был боем – он декламировал, доводил публику до множественных оргазмов кульминациями на знаменитом брелевском крещендо (постепенное усиления звука – прим. ред.). Во время выступления он выкладывался так, что с него лился пот, и после костюмы можно было выжимать. Именно поэтому его лицо на записях живых выступлений очень блестит. Выходя из жаркого зала в холодный вечер, публика так делилась впечатлениями о концерте: “он накалил зал до предела своей энергетикой, его артистизм просто сбивает с ног и оглушает”.
Бесценная вещь –
он дарил не просто себя как музыку, он дарил им себя как эмоцию. Его легкие
аранжировки были написаны в соавторстве с пианистом Франсуа Робером.
Прозрачный, но ощутимый оркестр помогает сконцентрироваться на проникновенном
голосе и осмысленной лирике.
От всей его грубоватой фигуры исходит какой-то ребяческий свет. Сам он часто говорил, “можно ли состариться не повзрослев?” Глядя на него, порой складывается впечатление, что до конца жизни он оставался искренним и порывистым мальчишкой, а не знаменитым шансонье, чьи альбомы разошлись только при жизни тиражом в 25 миллионов экземпляров. Так или иначе, но женского восхищения и любви в его жизни тоже было в достатке.
К концу 50-х с
Брелем произошло много трансформаций, стихах он стал раскрываться на новом
уровне. Он никого не оставлял равнодушным – публика либо обвиняла его в
чрезмерной наивности и дерзости текстов, либо восхищалась его честностью и
открытостью. Тогда было не принято говорить так искренне, как это делал Брель,
одновременно обнажая человеческие пороки и воспевая страсть к жизни. В текстах
многих его песен есть несколько уровней понимания смыслов.
“Ne me quitte pas” (Не покидай меня) – пожалуй, наиболее известная его песня, которую переводили и исполняли все, кому не лень, начиная с Дэвида Боуи и Брайана Молко и заканчивая Ильей Лагутенко, Стингом и Барбарой Стрейзанд. Можно восхищаться удивительно красивыми метафорами: «капли дождя из страны, в которой не бывает дождя, …, я создам землю, в которой любовь будет королем, а ты будешь королевой». А можно грохнуть кулаком по столу и сказать: “Да где же достоинство человека, когда он не слышит слово «нет» и унижается до строк: «позволь мне стать тенью твоей тени, тенью твоей руки, тенью твоей собаки»?
Брель-исполнитель
– пример того, что только сильный мужчина может признаться себе в своей
слабости.
О Бреле-поэте
написано много книг, как на французском, так и на русском. То, что мы любим его
лирику, на первый взгляд может показаться противоречивым. Ведь часто поэзия
разных авторов вдохновляет, в сложные минуты мы ищем в ней свет и силы, чтобы
продолжать путь. Песни Бреля – абсолютно противоположная картина. С одной
стороны, это сарказм о женщинах, которых он, как “врагов”, временами
противопоставляет “верным друзьям” мужчинам. В его стихах есть душераздирающие
острые разговоры со смертью и ностальгические рассказы о родных землях
Фландрии. Его образы выбивают почву из-под ног, захлестывают нас эмоциями –
Брель выворачивает нашу душу наизнанку. А с другой стороны – именно за эту
палитру острых переживаний так любят Бреля-поэта.
Он затрагивает много тем. Проникновенность их раскрытия эволюционирует от записи к записи вместе с ростом его внутренней зрелости как мужчины, так и человека. «Творчество Бреля представляет собой замкнутый сосуд, где всё отсылает ко всему, где каждое слово, каждый жест перекликается с задним планом персональной мифологии» – сказано в книге «100 лет французской песни».
Пик его
популярности пришелся на период бурных музыкальных революций. Дикие 60-е
подарили нам The Beatles и The Rolling Stones, рок-фестивали типа Woodstock
1969-ого и рок-н-ролл вообще. К слову, в середине десятилетия выступлениям
Бреля сопутствовала истерия, похожая на ту, что сопровождала британскую
четверку – поклонницы заваливали его тоннами писем с трогательными рассказами о
том, насколько на него будут похожи их сыновья.
После, в 70-х, рок-н-ролл окончательно разбил все те стены, которые в первой половине ХХ века расшатывали госпел, соул, джаз и блюз. И сегодня мы можем наслаждаться изобилием жанров и смешением стилей во многом именно благодаря Брелю, вдумчивой и многогранной лирикой которого вдохновились и пропитались многие известные нам исполнители. Он повлиял на гораздо большее число артистов, чем может показаться на первый взгляд.
Кто смог бы объединить Дэвида Боуи, Фрэнка Синатру, Рэя Чарльза и Леонарда Коэна? Да – Жак Брель. Его песни, написанные на французском и фламандском, а затем и переведенные на английский, были важными элементами репертуара многих знаковых музыкальных фигур.
Нина Симон, Марк
Алмонд, The Walker Brothers, U2, Патрисия Каас, Мадонна – сложно найти
человека, который не слышал хотя бы одно имя из этого списка. Добавьте к этому
музыкальный фестиваль и станцию брюссельского метро его имени, а список
кавер-версий едва уместится на нескольких страницах.
Расписание Жака Бреля к середине 60-х было впечатляюще насыщенным. Да и сегодня мало найдется артистов, востребованных настолько, чтобы давать по 300 концертов в год. Но несмотря на все песенные, поэтические и, конечно же, финансовые достижения, Брель решает уйти со сцены. Новость оглушает публику и критиков, ведь в то время он был на пике славы. Ироничный Брель замечает: “Однажды меня возненавидят за то, что слишком любили”. На прощальном концерте в Олимпии, знаковом зале Парижа, публика аплодировала ему двадцать минут. 16 мая 1967 года состоялось его последнее живое выступление на музыкальной сцене. Он покинул эстраду вовремя, и после этого мало кто посмел бы сказать, что “Брель уже не тот”.
Природное
любопытство Жака, хорошо известное его друзьям и близким, толкнуло Бреля ввязаться
в новую авантюру – актерство. Сначала был спектакль “Человек из Ламанчи”, затем
около десятка успешных киноролей у ключевых режиссеров того времени.
Перемены коснулись и личной жизни. Учитывая порывистость Бреля, его постоянные гастроли и перманентные поиски себя, отношения с женой плавно скатывались до формальности. В 1970-ом, на съемках фильма у Клода Лелуша, он познакомился с молодой актрисой Мадли Бами. В скором времени она останется единственной нитью, связывающей его с киноискусством. Жесткая критика его второго режиссерского проекта на Каннском фестивале 1973 года настолько ранила Бреля, что он принимает решение завязать с кинематографом.
В 1974 присутствие новой возлюбленной вдохновляет его на реализацию мечты, отложенной после ухода с эстрады – отправиться в кругосветное путешествие. В своих письмах близким, Брель делится, что именно в поездке он обрел столь долгожданный внутренний покой, который искал всю жизнь. Увы, уже тогда Брель, заядлый курильщик, был болен раком легких. В какой-то момент, приступ боли был столь острым, что он прервал тур и согласился пройти обследование.
Путешествие
прерывалось ещё несколько раз: для операции на легком и приезда на похороны его
верного друга-водителя Жожо. В ноябре 1975 он с Мадли оседает на отдаленных
островах в Тихом океане, вдали от мировой славы. Забавный момент – местные
общались с месье Брелем как с обычным человеком, не придавая значения тому, что
их дети учат его стихи в школе. Он помогал жителям Маркизских островов: сделал
из личного самолета аэро-такси до Таити, привозил в кинотеатры новые фильмы и
даже пытался наладить доставку почты.
Все это время
Брель оставался поэтом и композитором. 17 ноября 1977 его девятилетнее
музыкальное молчание было прервано. Лейбл Barclay выпускает его новый альбом,
“Brel”, который при переиздании получил название “Les marquises” по одной из
ключевых песен. Автор настаивал на полном отсутствии рекламы. Магазины и
радиостанции получили закрытые на замок коробки с записями, на которых не было
опознавательных знаков. Код к замку сообщили по телефону всем одновременно, и
лишь тогда стало понятно, какой приятный сюрприз ждал слушателей. Но этот ход
парадоксальным образом лишь способствовал успеху, чем Брель постфактум был
раздосадован. В первый же день было продано 650 тысяч экземпляров, а общий
тираж составил около 2 миллионов копий.
Тем временем, рак легких прогрессировал. Мало того, что влажный островной климат был на руку болезни – Жак игнорировал просьбы врачей прилетать на регулярные осмотры. В июле 1978 Брелю стало настолько плохо, что он летит в госпиталь на Таити. Отдыхавший там знаменитый онколог в срочном порядке тащит его в Париж на обследование. После удачной операции на втором легком врачи отмечают улучшение его состояния. Но тут Брель удивляет своих близких самоубийственным поступком – он “забывает” принимать таблетки и мучительно угасает.
9 октября 1979 года Жака Бреля не стало. Исполняя последнюю волю шансонье, семья похоронила его на Маркизских островах напротив могилы художника Поля Гогена.
Уходя со сцены
навсегда, Брель обронил: “После меня во французской песне – никого”. Сегодня
сложно поддержать его категоричность, но в одном он точно прав – его артистическая манера и поэтичность текстов задали планку для многих
поколений и вдохновили множество артистов. Искренность до боли, обнажение до
самых нервов. А ещё он сделал то, что так редко кому удавалось – ушел вовремя.
Слушать: https://soundcloud.com/soundpmagazine/sets/jacques-brel
Автор: Анна Пупенко
«Говорит радио… (Цитата из книги «Первый глоток пива и прочие мелкие радости жизни (сборник)» Филиппа Делерма)
«Говорит радио «Франс-Интер», 17 часов, в эфире новости…» Потом позывные, а дальше: «Последнее сообщение с телетайпной ленты: скончался Жак Брель».
Твоя машина едет в это время по довольно унылой плоской местности, между Эвре и Нантом. Ты проезжал тут сотню раз и думал о каких-то пустяках: как обогнать впереди идущий грузовик или хватит ли мелочи на дорожную пошлину. И вдруг – стоп-кадр, все застыло. На долю секунду. Навеки. Серая безликая трехполосная дорога, уходящая к долине Сены, внезапно стала непомерно значительной. И даже красно-белый бензовоз «Ангар» в правом ряду, возможно, останется на этом моментальном снимке. Так же бывает, когда нежданно-негаданно оказываешься в каком-нибудь месте, которого не знал и не имел желания узнать, которое было абстрактным названием на привычном пути и смутно связывалось с чем-то утомительным и скучным.
Жак Брель – о нем и без того был в памяти целый альбом: знакомые с детства песни, буквально сокрушительные аплодисменты в зале «Олимпия», когда в 1964 году он пел там «Амстердам». Но все это исчезнет. Пройдет время. Сначала о Бреле будут говорить хорошие слова, будут много и часто крутить его песни. Потом – пореже и поменьше, а потом – совсем мало и редко. Но каждый раз отныне, когда его упомянут, перед глазами будет возникать все та же картинка: идущая по склону дорога, которой ты проезжал, когда услышал по радио о его смерти. Непостижимо, глупо, но ничего не поделаешь. Жизнь – это длинный фильм, и авторадио запросто может стать камерой, а лобовое стекло – экраном. Фрагменты этой ленты мелькают в голове. Но и дорога играет не последнюю роль в съемках: череда мнимо знакомых, стирающих друг друга образов, и вдруг один из них кристаллизуется. Смерть Жака Бреля для тебя – шоссе в три полосы и бензовоз «Ангар» в правом ряду.
Меленки | Литературная гостиная «Красивая мелодия»
28 октября состоялось очередное заседание творческого объединения «Литературная гостиная». Темой встречи стала история французского шансона, который представляют известные авторы и исполнители — Эдит Пиаф, Жорж Брассенс, Жан Ферра, Жильбер Беко, Жак Брель, Сальваторе Адамо, Мирей Матье и др. Именно об этих творческих личностях рассказал председатель «Литературной гостиной» А.С. Кузнецов. Он также показал видео с концертных программ французских шансонье. Некоторые из них неоднократно гастролировали по Советскому Союзу, например, Жельбер Беко, Жак Брель, Мирей Матье.
Александр Сергеевич имеет большую коллекцию пластинок, в которой нашлось место и для исполнителей французского шансона. Пластинки были выставлены в читальном зале на книжной витрине и заинтересовали участников литературной гостиной.
Продолжением встречи стал обмен творчеством местных поэтов. Читали свои стихи Белоусова М.Н. («Золотая осень», «Жара», «Библиобабушки»), Фадин В.И. («Посвящение Лермонтову»), Хухорева В.Н. («Тихо падает листопад», «Выборы»), Короткова В.А. («Посвящение подруге»).
В читальном зале царила неповторимая атмосфера, сотканная из музыки и поэзии. За чашкой чая собравшиеся обсуждали творческие планы, рассказывали об интересных событиях в своей жизни.
К ноябрьской встрече участники гостиной решили написать стихотворение строкой из любимого Некрасовского произведения в честь юбилея поэта.
Новости соседних регионов по теме:
«Литературная гостиная»
«Литературная гостиная» (12+)
26 октября 2021 года состоялась очередная встреча в литературной гостиной Орловской областной библиотеки им.
14:55 28.10.2021 Научная универсальная библиотека им. И.А. Бунина — Орел
17 | |
17 | |
15 | |
16 | |
22 | |
17 | |
18 | |
22 | |
29 | |
29 | |
16 | |
23 | |
16 | |
22 | |
19 | |
16 | |
26 | |
17 | |
23 | |
25 | |
23 | |
18 | |
28 | |
22 | |
20 | |
19 | |
20 | |
22 | |
17 | |
26 | |
31 | |
20 | |
26 | |
29 | |
13 | |
26 | |
13 | |
28 | |
24 | |
20 | |
18 | |
27 | |
12 | |
20 | |
24 | |
22 | |
30 | |
21 | |
30 | |
21 | |
22 | |
29 | |
33 | |
24 | |
21 | |
21 | |
32 | |
31 | |
29 | |
30 | |
25 | |
25 | |
29 | |
25 | |
26 | |
23 | |
25 | |
19 | |
19 | |
27 | |
30 | |
27 | |
19 | |
22 | |
27 | |
22 | |
13 | |
32 | |
30 | |
32 | |
26 | |
37 | |
42 | |
28 | |
37 | |
39 | |
26 | |
41 | |
31 | |
38 | |
30 | |
47 | |
39 | |
42 | |
46 | |
27 | |
32 | |
26 | |
39 | |
38 | |
46 | |
35 | |
42 | |
37 | |
32 | |
46 | |
45 | |
41 | |
37 | |
42 | |
47 | |
41 | |
32 | |
44 | |
37 | |
27 | |
41 | |
27 | |
42 | |
34 | |
43 | |
41 | |
50 | |
35 | |
32 | |
40 | |
41 | |
33 | |
39 | |
30 | |
43 | |
38 | |
36 | |
44 | |
44 | |
51 | |
48 | |
50 | |
34 | |
46 | |
41 | |
41 | |
39 | |
37 | |
50 | |
44 | |
48 | |
44 | |
52 | |
52 | |
52 | |
44 | |
49 | |
54 | |
52 | |
53 | |
49 | |
31 | |
36 | |
46 | |
36 | |
42 | |
52 | |
40 | |
36 | |
39 | |
51 | |
34 | |
36 | |
30 | |
24 | |
46 | |
46 | |
42 | |
37 | |
32 | |
34 | |
37 | |
38 | |
35 | |
31 | |
35 |
Жак Брель (Музыка) — TV Tropes
Жак Ромен Жорж Брель (8 апреля 1929 — 9 октября 1978) был самым известным и влиятельным певцом Бельгии.
Вместе с Жоржем Брассенсом и Лео Ферре он считается одним из «Большой тройки» франкоязычного музыкального жанра Шансон. Его широко восхищаются его глубоко человечными, страстными, но в то же время циничными и сатирическими песнями. Некоторые из его песен стали классикой: «Ne Me Quitte Pas» и «Le Plat Pays» — его фирменные песни, но «Amsterdam», «Les Bourgeois», «Le Moribond», «Marieke», «Les Flamandes», «La Chanson de Jacky», «La Valse A Mille Temps», «Ces Gens-là»… также хорошо известны.
Брель происходил из фламандской буржуазной семьи. У него была скучная юность в тени католической церкви и недалеких гражданских лиц. Его ранние работы были довольно наивными и проповедническими, а в Париже люди высмеивали его бельгийский акцент. Затем Брель изменил свой стиль, переключившись на более зрелую тематику и стандартное французское произношение. Это принесло ему успех как в его собственной стране, так и вскоре во всем мире. Музыка Бреля, несмотря на то, что он часто обращается к родине, вневременна и универсальна. Он ближе всего к тому, чтобы в Бельгии появился искусный автор текстов международного уровня а-ля Боб Дилан. Из-за его родного французского языка его песни было немного сложнее понять на других языках, но, к счастью, его работы были прикрыты такими разными артистами, как Фрэнк Синатра («Если ты уйдешь», кавер на «Ne Me Quitte Pas» на My Way ), Нина Симон, Скотт Уокер и Дэвид Боуи. Большинство меломанов в англоязычном мире знают его по переводной кавер-версии Терри Джекса «Seasons in the Sun», которая представляет собой сентиментальную и смехотворно запутанную английскую кавер-версию мощной «Le Moribond» Бреля.
Брель был полон энергии. Певец давал бурные концерты, где каждый номер исполнял как страстную драму, так и преувеличенную комедию. После шоу он никогда не шел домой сразу, а оставался в местных барах до рассвета. Даже во время перелетов на концерты, когда он утверждал, что расслабляется, он использовал это время для написания новых песен! Брель резко перестал давать концерты в 1966 году, а затем переключился на новые задачи. Он перевел Man of La Mancha на французский язык и снялся во французской премьере мюзикла, снялся и снялся в нескольких фильмах ( Les Risques du Métier и L’Aventure, c’est l’Aventure , например ) и до конца своей жизни он путешествовал через океан на Таити.В 1977 году он неожиданно вернулся в Бельгию, чтобы записать последний альбом. Год спустя заядлый курильщик скончался в возрасте всего 49 лет.
Несмотря на широкую известность, певец по-прежнему вызывает неодобрение в определенных кругах. Он часто относился к женщинам, церкви, фламандцам и буржуазии как к приемлемым целям.
Этот певец приводит примеры:
- Возрастная песня: «Zangra», «Mon Enfance», «Au Suivant», «Les Vieux», «Vieillir», «Les Bourgeois», «Rosa, Rosa, Rosa «», «Фламанды»…
- Алкоголик: «Ивронь».
- Один в толпе: В «Орли» Брель наблюдает прощающуюся пару в окружении бесчисленного множества других пассажиров в аэропорту, но он особенно очарован этими двумя в одиночестве.
- Песня анти-любви: В некоторых песнях Бреля («Мадлен», «Конфетки», «Матильда»…) женщины являются опасными соблазнительницами или просто безжалостно пользуются мужчинами. В своих песнях он дорожил мужской дружбой больше, чем романами с женщинами, даже говоря своему депрессивному другу Джефу в «Джефе», чтобы он взбодрился и пошел с ним в бордель, куда только что прибыли новые девушки.
- Двуязычный Бонус:
- Его песня «Marieke» частично голландская, частично французская. По его собственной просьбе голландская часть остается нетронутой, когда другие артисты делают кавер на песню.
- Брель также перепел несколько своих песен на французском языке на голландском языке.
- В своей язвительной антифламандской националистической песне «Les F…» Брель поет: «Et quand des Chinois культивирует меня, требуя от меня, что je suis, je réponds fatigués et avec des larmes sous dents: Ik ben van Luxembourg . ( А когда культурные китайцы спрашивают меня, откуда я, я устало и со слезами на глазах отвечаю: «Я из Люксембурга».
)
- Крутой баритон
- Крутой хвастовство:
- В «Les F…» Брель резко атакует пламенных (фламандских националистов) и завершает свой язвительный комментарий заявлением: 90si Et mes frères se taisent et bien tant pis pour elles/Je chante persiste et signe je m’appelle Jacques Brel («И если мои братья будут молчать, ну и черт с ними/Я придерживаюсь того, что пою и подписываю «Мое имя это Жак Брель»).
- Кощунственное хвастовство: Брель пел много из них:
- В Le Dernier Repas он поет, что перед смертью он хочет выкрикнуть Dieu est mort! («Бог умер !») еще раз.
- В La Chanson de Jacky последний куплет хвастается, что даже когда он на небесах с Богом и его ангелами, он все равно будет делать то, что хочет, «красивый и глупый» одновременно.
- В «Dites» Брель говорит о религиозной вере и обобщает многие сомнительные элементы выражением , если оно верно .
Он завершает песню жалом, что , что все это прекрасно, если верить… что это правда.
- Бумеранг Биго: Брель был бельгийцем, который говорил по-французски и технически считался франкоговорящим брюссельцем .Тем не менее, он всегда называл себя фламандцем, хотя в реальной жизни редко говорил по-голландски и всегда поддерживал отношения любви и ненависти с фламандцами. Он спел три противоречивые песни, в которых жестоко высмеивают фламандцев, а песню «Les F…» даже запретили транслировать по радио во Фландрии еще в 1978 году. В этой песне Брель даже поет, что, когда культурные китайцы спрашивают его страну происхождения , он просто врет, что он из Люксембурга (хоть и не без слез сквозь зубы).
- Шансон Один из самых известных представителей этого жанра.
- Друг детства Романтика: Брель ненавидит школу в песне «Роза, Роза, Роза», но очень интересуется девочкой Розой.
- История взросления: «Mon Enfance».
- Коррумпированная церковь: Брель часто нападал на лицемерие католической церкви и ее духовенства.
- Двойной смысл: Его тексты иногда имели двойное значение, которое иногда упускают из виду те, кто не говорит по-французски.
- Пример: Nous étions deux amis et la Fanette m ‘ aimait ( Мы были двумя друзьями, и Ла Фанетт любила меня ) в песне «La Fanette» меняет свое значение в заключительной части, только изменяя одна буква во всем предложении: … la Fanette l aimait ( … la Fanette любила его . )
- Пьяная песня:
- «La Bière» — ода опьянению.
- «Les Paumés Du Petit Main» поет о жалких и одиноких пьяницах поздно ночью.
- Умирающий в одиночестве: «La Ville S’ Endormait».
- Странности раннего выпуска: Ранние песни Бреля были очень слащавыми, проповедническими и полными католических посланий. Жорж Брассенс даже назвал его l’abbé Brel («Аббат Брель») .Высмеивался и его брюссельский акцент.
Тогда Брель решил сменить имидж. Он научился говорить на стандартном французском языке с очень четким произношением, без своего родного акцента, и сменил тему на более смелый материал.
- Друг в беде: Многие песни Бреля посвящены крепкой мужской дружбе и тому, как он хочет помочь и утешить их в трудные времена.
- В «Voir Un Ami Pleurer» Брель поет о том, что он может выдержать много человеческих драм, но не друга, который плачет.
- В «Джефе» он пытается утешить подавленного друга по имени Джеф.
- «Jojo» — это страстная дань уважения личному другу Бреля, который недавно умер.
- Кошмар воспоминаний: в «Au Suivant» бывшего солдата преследуют повторяющиеся сны о посещении проститутки, когда он проходил военную службу. Там он потерял девственность и получил хлопок, но хуже всего то, что он был более или менее вынужден сделать это как можно быстрее, ожидая в очереди со всеми другими солдатами.
- Забвение дедушки и бабушки: «Les Vieux»
- Лучшие хиты: Много!
- Печальная песня: «Фернан», «Жожо», «Вьеллир», «Ле Морибонд», «Ле Дернье Репа», «Танго Фунебре», «Ла Виль С’ Эндормайт».
- Взросление — отстой: Такие песни, как «Mon Enfance», «Rosa» и «Il Neige Sur Liège», оплакивают конец всех мечтаний и иллюзий главного героя, которые когда-то были ребенком.
- Состариться со мной: «La Chanson des Vieux Amants».
- Проведите веселое время: в «Брюссель» он упоминает, что его бабушка и дедушка «были геями, как водный путь».
- Муж-подкаблучник: Многие мужчины в песнях Бреля — жалкие неудачники под пятой своих возлюбленных или пламени. В «Везуле» у мужчины наконец-то хватает смелости сопротивляться своей ворчливой жене, которая приказывает ему ехать везде, куда она ему приказывает.
- Гетеросексуальные партнеры по жизни: «Джоджо», трогательная дань Брела своему лучшему другу Джоджо, который недавно умер от рака.
- Гиперкомпетентный помощник: Его аккордеонист Марсель Аццола, один из лучших исполнителей на инструменте своего времени. Его безумная поражающая воображение скорость в Везуле привела Бреля к культовому восклицанию Chauffe, Marcel, chauffe (разогрейте его, Марсель, разогрейте его!), которое даже вошло во французский язык как идиома.
- Музыкальный автомат: на английском языке. Жак Брель жив и здоров и живет в Париже . Один из самых ранних экземпляров. В основном это ревю, хотя разные режиссеры могут добавлять размытую сюжетную линию.
- Кармическая трансформация: Трое студентов в «Les Bourgeois» поют, как они ненавидят буржуазию, но ближе к концу песни они состарились и сами стали частью буржуазии. В случае лицемерного юмора они теперь сами жалуются, что их высмеивают нахальные студенты колледжа.
- Большая ветчина: Брель мог великолепно приготовить ветчину, когда хотел.Как в этой версии «Амстердама».
- Last Request: «J’ Arrive» о человеке, который вот-вот умрет, который хотел бы сделать гораздо больше, прежде чем уйти.
- Список песен: «Ces Gens-Là», «Je Suis Un Soir D’Eté», «Vésoul»
- Множество персонажей: «Jef», «Marieke», «Jojo», «Jacky», Germaine в «Les Bonbons»», все люди в «Ces Gens-Là» и «Je Suis Un Soir D’Eté».
- В «Орли» Брель находится в аэропорту в окружении толпы людей, но пока он наблюдает только за двумя молодыми влюбленными, застигнутыми собственной личной трагедией.
- В «Орли» Брель находится в аэропорту в окружении толпы людей, но пока он наблюдает только за двумя молодыми влюбленными, застигнутыми собственной личной трагедией.
- Местоположение Песня: У Бреля таких довольно много:
- «Амстердам»: песня о столице Нидерландов. Брель изображает там неряшливую жизнь матросов. Дэвид Боуи перепел его позже в своем альбоме Pin Ups .
- «Брюссель», песня о том, как когда-то была полна жизни столица Бельгии Брюссель. Песня заканчивается на депрессивной ноте, когда музыка медленно, но верно теряет всю свою бодрость и останавливается, показывая, что город в настоящее время является лишь тенью своего прежнего «я».
- «Il Neige Sur Liège»: Песня, в которой Брель наблюдает за снегом, падающим на бельгийский город Льеж, и отражает свои мечты, которые в наши дни также покрыты снегом.
- «Les Marquises: В последние годы своей жизни Брель жил на Маркизских островах во Французской Полинезии. Перед смертью «Les Marquises» была его последней записанной песней. Она отражает простую, беззаботную жизнь местных жителей, которые не беспокойтесь о проблемах современного мира
- «Mon Père Disait»: Брель поет, как его отец сказал ему, что Лондон на самом деле является частью бельгийского города Брюгге, который уплыл.
- Действие «Орли» происходит в аэропорту Орли, Париж, где он наблюдает за парой, прощающейся друг с другом.
- «Vésoul»: Песня о ворчливой паре, которая хочет побывать в нескольких разных местах, но никак не может решить, куда именно они хотят отправиться. Французская площадь Весуль — лишь одно из многих упомянутых мест.
- Одинокие похороны: «Fernand», «Jojo», «La Ville s’ Endormait»
- Лирический диссонанс: «Le Moribond», веселая песня о человеке на смертном одре.
- Мужские слезы:
- В «Джефе» Брель пытается подбодрить своего депрессивного друга и говорит ему вытереть слезы.
- В «Voir Un Ami Pleurer» Брель поет, что он не может вынести вид плачущего друга.
- В «Les F…» Брель со слезами на глазах лжет группе образованных китайцев о том, что он фламандец.
- Некоторые из его выступлений были настолько интенсивными, что он плакал на сцене.
- Доение гигантской коровы: Известный мастер этого.
Его необычно большие руки и длинные конечности усилили это впечатление, и некоторые люди утверждают, что у него могла быть легкая форма синдрома Марфана.
- Женоненавистническая песня: Брель однажды описал женщин как нежных вампиров , и во многих его текстах мужчины слабы и соблазнены женщинами, хотя им лучше знать.
- Motor Mouth: «La Valse a Mille Temps» (Вальс с тысячей ударов) последним куплетом.
- Моя страна — это твоя заслуга, которую я ужалил: Брель часто яростно критиковал фламандцев и особенно фламандских националистов.Тем не менее, он всегда считал себя фламандцем, так как был воспитан фламандскими родителями, хотя говорил по-французски, а его знание голландского языка всегда было ржавым.
- Неологизм: Брель иногда изобретал новые слова, труднопереводимые.
C’était au temps que Bruxelles «bruxellait» — «Bruxelles»
Six pieds sous terre, Jojo, tu «freres» encore — «Jojo»
- Непоявляющееся название: «Leribond» «Умирающий») о рассказчике.
- Даже не заботясь об акценте: в начале своей карьеры Бреля высмеивали другие французы за его брюссельский акцент. Он брал уроки дикции, пока не заговорил очень четко на стандартном французском. Тем не менее, Брель так и не овладел голландским языком, и даже когда он записал несколько голландских кавер-версий своих оригинальных песен на французском языке, его французский акцент был очень отчетливым. Брелю помогал голландский репетитор и переводчик Эрнст Ван Альтена, но он так сильно боролся с некоторыми голландскими словами, что просто сдался.
- Не совсем мертвый: Брель поет в «Jojo», что его покойный лучший друг может быть на шесть футов под землей, но он не умер для него.
Six pieds sous terre/ tu n’est pas mort.
- Песня одного человека: «Jef», «Jojo»,…
- Песня одной женщины: «Mathilde», «Marieke», «Madeleine»,…
- Песня скороговорки: Заключение студийная версия «Une Valse à Mille Temps», которую нужно услышать, чтобы поверить.
Даже во время концертов он не мог сравниться со скоростью этой студийной подачи.
- «Vesoul» — еще одна демонстрация способности Бреля петь много слов с головокружительной скоростью.
- Патриотический пыл: «Le Plat Pays», трогательная баллада о его «плоской родине».
- Бодрящая песня:
- «Le Bon Dieu», с этими бессмертными строками:
Toi, tu es beaucoup plus mieux: tu es un homme! («Ты, ты гораздо красивее: ты мужчина/человек!»)
- «Джеф», в котором Брель подбадривает грустного человека.
- «Marieke», песня о любви о фламандской девушке между Брюгге и Гандом.
- «Джеки», самое крутое хвастовство, которое Брель когда-либо записывал о жизни и о себе.
- Пожалуйста, не оставляйте меня: сообщение «Ne Me Quitte Pas» .
- Сила дружбы: «Jef», «Jojo», «Voir Un Ami Pleurer».
- «Причина, по которой ты сосешь» Речь: «Les Flamandes», «Les F…, F…, F…» и «Les F.
..», все нацелены на фламандцев (националистов) в Бельгии.Поскольку он родился от отца-фламандца, Брель считал, что имеет право критиковать свой народ, хотя говорил в основном по-французски, а не по-голландски.
- Песня протеста: несколько, часто это Take That! !
- Красный Они, Синий Они: Большая Ветчина Бреля — это Красный Они для Синего Они его любимого аранжировщика Франсуа Раубера. Импрессионистские аранжировки Раубера с элементами джаза уравновешивали превосходное исполнение Бреля.
- Religion Rant Song: Брель написал их много, в частности, против католической церкви.
- Романтическая гипербола: «Ne me quitte pas» ( Не оставляй меня ) содержит ряд строк о том, что певец сделает, чтобы сохранить свою возлюбленную. В отличие от других песен, где это считается совершенно романтичным, эта больше о том, как отчаяние, связанное с потерей любви, заставляет вас совершать действительно отчаянные поступки. Один из многих примеров:
Moi je t’offrirai/ Des perles de pluies/ Venues de pays/ Ou il ne pleut pas \\ Я привезу тебе жемчужины дождя из стран, где нет дождя.
- Произнесение звуковых эффектов вслух: в «Ces Gens-Là» Брель имитирует трагическую семью, которая ест суп, прихлебывая.
- Продолжение песни: «Les bonbons 67» к песне ’64.
- Элегантно одетый мужчина: Брель обычно появлялся на публике в смокинге.
- Shout-Out:
- «Vésoul» несколько раз обращается к «Marcel», так зовут его аккордеониста, Marcel Azzola.
- Имя певца: «Grand Jacques», «Jacky» и вместе с Self-Deprecation в «Les bonbon 67» («Я потерял брюссельский акцент.Кроме того, ни у кого больше нет этого акцента. Кроме Бреля на телевидении»).
- Курить — это круто: Выкуривал четыре пачки в день.
- Возьмите это!!: Церковь, буржуазия, фламандцы и женщины были его самыми известными мишенями.
- В «Орли» Брель поет, что грустно находиться в аэропорту Орли, с Беко или без него. Это саркастический выпад в адрес романтической песни певца Жильбера Беко «Dimanche à Orly» («Воскресенье в Орли»). умирающий мужчина обращается (среди прочего) к своей жене и другу, которые наставляли ему рога.
Это стало простой песней Tastes Like Diabetes под названием «Seasons of the Sun».
- В «Орли» Брель поет, что грустно находиться в аэропорту Орли, с Беко или без него. Это саркастический выпад в адрес романтической песни певца Жильбера Беко «Dimanche à Orly» («Воскресенье в Орли»). умирающий мужчина обращается (среди прочего) к своей жене и другу, которые наставляли ему рога.
- Страна Throwaway: В «Mon Père Disait» он поет, как отец сказал ему, что Лондон — это всего лишь кусочек города Брюгге, Бельгия, который давно уплыл по морю, а затем привязался к Англии.
- Слишком хорош для этой грешной земли: Песня «Jaurés» задает риторический вопрос, почему французский социалист Жан Жорес был убит еще в 1914 году, несмотря на его добродушие.
- Тревожный Рррс: Его фирменный стиль.
- Строка Wham: «Dites» заставляет Бреля задавать вопросы о христианской вере вопросом «si c’était vrai» («Если это правда»), а затем заканчивается следующими текстами и строкой Wham:
Si c´était vrai tout cela («Если все это правда»)
Je dirais oui («Я говорю «да»)
Oh, sûrement je dirais oui («Конечно, я бы сказал «да»)
Parce que c´ est tellement beau tout cela («Потому что все красиво, все такое»)
Quand on croit que c´est vrai.
(«Если вы верите, что это правда».)
- You Are Not Alone: «Джеф», исполненный в английском переводе в Jacques Brel Is Alive and Well and Living in Paris как «You’re Not Alone».
Жак Брель: лицо Брюсселя
Брюссель хочет напомнить миру, что король Франции шансон , Жак Брель, был на самом деле таким же бельгийцем, как картофель фри, вафли, комиксы и двуязычие. Этот постоянно курящий символ экспрессионизма «сердце на рукаве» умер от рака легких 25 лет назад, и его родной город теперь проводит этот год, стремясь почтить его память с интенсивностью, которая подобает человеку с такой потрясающей харизмой.
Организуя сотни мероприятий, таких как концерты, кабаре, выставки, экскурсии, конкурсы скульптур и показы концертных фильмов под открытым небом, Брюссель как будто хочет затмить свою кажущуюся безликость, вызванную тем, что он является домом для бюрократии ЕС. Город надеется достичь этого с помощью зубастого и красивого Бреля, который дергался между нежным романтизмом и выплевыванием купороса в единственном хрипе меланхолического аккордеона.
И действительно, Бреля можно рассматривать как достойного олицетворения мечты о том, каким должен быть Европейский Союз.Его песни и выступления — и те, и другие отличаются своей настоятельной необходимостью освободить мир от лицемерия — преодолели языковые барьеры и собирали восторженную аудиторию, когда бы он ни гастролировал по Европе, Соединенным Штатам, Советскому Союзу и Ближнему Востоку. Послание Бреля, одного из самых популярных авторов песен, нашло отражение в таких разных английских интерпретаторах, как Дэвид Боуи, Леонард Коэн, Рэй Чарльз, Фрэнк Синатра и Нина Симон. Он также придумал концепцию для Бельгии, которая кажется одинаково применимой ко всей Европе (не говоря уже о Канаде):
«Если бы я был королем, я бы отправил всех фламандцев в Валлонию и всех валлонцев во Фландрию на шесть месяцев, как военная служба.Они будут жить в семье, и это очень быстро решит все наши национальные и языковые проблемы. Потому что у всех одинаково болят зубы, все любят свою мать, все любят или ненавидят шпинат. И это то, что действительно имеет значение». в
шансон клубов Париж 1950-х.Здесь он отплатил долгими годами критики со стороны группы черных водолазок, которые не могли полностью понять свои одетые в береты головы вокруг этого довольно странного и эмоционального иностранного существа. Но с помощью делового ума Жака Канетти (брата писателя, лауреата Нобелевской премии Элиаса) и бессмертной песни,
Je ne quitte pas Брель вступил в 1960-е годы как самая яркая звезда Франции.
Обладая мастерством своего искусства, он мог теперь пригвоздить зрителей к их местам своей потной и напряженной искренностью.Но когда американские журналисты провозгласили его «магнитным ураганом», его сердце подсказало ему бросить «идиотскую игру» гастролей, и с типичным драматическим чутьем он подчеркнул свою решимость, выйдя на прощальный концерт 1967 года одетым в пижаму и короткую одежду. тапки. Но он не отдыхал.
Возможно, подстрекаемый чувством смертности, вызванным диагнозом рака, он сосредоточил свою энергию на актерской игре и режиссуре, но все еще находил достаточно времени, чтобы предаваться своей страсти к полетам, яхтингу и экзотическим делам. Эта последняя навязчивая идея утихла, когда во время его последнего фильма
L’Aventure c’est l’Aventure , он влюбился в Безумную Бами, молодую танцовщицу и актрису. Вместе они провели последние четыре года его жизни на Хива-Оа, том самом полинезийском острове, который прославил Гоген.
Брель возвращался в Европу лишь изредка: один раз в 1977 году для записи своего последнего альбома и последний раз, чтобы умереть в возрасте 49 лет. Позже его тело было возвращено в Хива-Оа и захоронено в нескольких метрах от Гогена.
Отдать дань уважения такой динамичной легенде, особенно тому, кто не уклонился от изображения своих соотечественников как «нацистов во время войн и католиков между войнами», оказалось сложной задачей.Например, контраст между вдохновенной выставкой комиксов, посвященных Брелю, и явно китчевой программой фейерверков в тематическом парке Мини-Европа, кажется, предполагает, что Бельгия остается разделенной страной.
Но, возможно, целый год напоминаний о его наследии объединит. Как заметила его дочь Франс: «В то время как французы относятся к моему отцу интеллектуально… бельгийцы его чувствуют. Брель — это тот, кто ел мидии, картофель фри и пил пиво. Он принадлежит им, он один из них.»
Посетители Брюсселя, возможно, лучше всего могут выразить свое единство с идеей единой Бельгии и единой Европы, расположившись в одном из очаровательных старых залов Бреля, чтобы послушать его мирские мелодии и отведать изысканных бельгийских мидий. , картофель фри и пиво
Для получения дополнительной информации о праздновании памяти Жака Бреля в Брюсселе, включая концерты, посвященные памяти Жака Бреля, выставки и тур по его следам, посетите веб-сайт по адресу: http://www.brel-2003.быть.
Сцена: Новый взгляд на Spry «Жак Брель»
Трудно поверить, но в субботу днем мюзикл у Деревенских ворот «Жак Брель жив и здоров и живет в Париже» прошел 1700-й раз формация. И я помню его, когда он был еще ребенком. Он вырос хорошо.
Снова увидеть шоу в субботу вечером — 1701-е представление в Нью-Йорке — было очень приятно. Эта музыка до сих пор меня заводит. Однако повторное посещение заставило меня рассмотреть три отдельных аспекта этого первого бессюжетного мюзикла.
В первую очередь мне кажется, что спектакль «Брель» привнес в мюзикл новую серьезность. Брель — эстрадный поэт и хороший эстрадный поэт. Его песни о жизни и смерти, радости и счастье. Он поет о стариках и молодежи — он предлагает взгляд на жизнь сильный, напористый и очень страстный. Он поет о моряках и быках, о похоронах и каруселях. Он поет о малом и о большом, и в музыкальном плане его изобретательность кажется неисчерпаемой.
Наверное, сегодня он лучший автор песен в мире.Но второй момент, на который я хочу обратить внимание, это то, что хотя шоу происходит в обстановке кабаре, это скорее мюзикл, театральная пьеса, а не кабаре. Отчасти это дань уважения постановке Мони Якима, но также и указание на то, что хотя у «Жака Бреля» нет сюжета, у него есть тема. Его тема — особая чувствительность Бреля и его взгляд на жизнь.
Смесь кривого скептицизма, прямолинейной честности и безумно беспечного оптимизма кажется Брелем посланием миру. И музыка, которая немного похожа на Курта Вайля, немного на французское кабаре и, возможно, немного на полузабытые звуки более древней цивилизации в другой комнате, одновременно острая и вызывающая воспоминания.
Кроме того — и это моя третья мысль о том, как шоу заполонило Нью-Йорк, — оно странным образом породило нового типа американского певца. Очевидно, все началось с первых звезд, Элли Стоун и Морта Шумана (которые вместе с Эриком Блау адаптировали и перевели произведения этого бельгийского певца-композитора), но дальше этого дело не пошло.Здесь был нужен совершенно новый стиль певцов с сильным голосом и большим сердцем, которые беззастенчиво распевали номера с упоением, более привычным для французского кабаре, чем для американского.
У Деревенских ворот, как всегда, два слепка, один, который появляется на утренниках и во вторник вечером, а другой, который я видел в этот раз, дает все вечерние представления, кроме вторника. Это очень хороший актерский состав.
Нет смысла сравнивать с оригинальным составом, но уж точно — со всеми его плюсами и минусами — он не уступает первому опенингу. Двое мужчин — Джо Масиелл, прекрасный певец и крупная личность, и Джек Блэктон — абсолютно образцовые, они играют так же хорошо, как и все, что вы увидите где-либо в нынешнем нью-йоркском музыкальном театре. Генриетта Валор, милая и ранимая, и остроумная Эйлин Фитцпатрик составляют прялку с правильным сочетанием сладости и страсти, сахара и желчи.
Это просто прекрасный способ провести вечер в Нью-Йорке.
Класс кабаре представляет «Жак Брель жив!» – Новости
Премьерный классХофстра в кабаре раскроет эмоциональный канон международного певца и автора песен Жака Бреля на часовом концерте в пятницу, 15 мая 2020 года, в прямом эфире через Zoom в 15:00.м. Это шоу, первоначально запланированное на апрель в знаменитом манхэттенском кабаре-лаундже Feinstein’s/54 Below, включает в себя программу, которая отправит зрителей в музыкальное исследование любви, жизни и смерти.
Дженнифер Харт, директор Музыкального театра Хофстра минор, говорит: «Прелесть исполнения кабаре заключается в способности достучаться до людей и отправить их в эмоциональное и сенсационное путешествие. Обычно это делается в личном интуитивном контакте с аудиторией.Это было целью класса и различных концертов на Лонг-Айленде, и это должно было стать его последним выступлением в 54 Below. Потом пришел этот сумасшедший вирус. Наша цель осталась прежней, хотя носитель не такой, как мы себе представляли».
Харт объясняет, что она и музыкальный директор Керри Преп решили сосредоточиться на Жаке Бреле, потому что «его музыка сложна, его идеи захватывают душу и сердце, а его работы постоянно рецензируются в кабаре зрелыми исполнителями».
Харт также рассказывает, что выпуск 2020 года вдохновил на создание этого курса в кабаре.«Это был один из самых сложных и талантливых классов, которые мы видели в музыкальном театре минор».
Студенты-исполнители включают:
- Майя Дешен
- Brandon Dubuisson
- Camryn Graves
- Teddy Серый
- Christopher Ho
- Сэм Кауфман
- Эмили Marczak
- Анна Martinsky
- Анна Rudegeair
- Judy Streib
Рабочие за кулисами на концерте в пятницу это Сара Хугенрад на видео и Крейг Койл на аудио.
«Двери» в кабаре Zoom открываются в 14:50. Для получения дополнительной информации, включая ссылку на Zoom, посетите https://facebook.com/events/s/hofstra-cabaret-online-perform/2610780339181221/?ti=ia
.Запутанное наследие Жака Бреля | The Independent
30-я годовщина смерти величайшего популярного певца французского языка на этой неделе вызвала лавину трибьютов и непристойный судебный скандал. Сегодня на аукционе Sotheby’s Paris будут выставлены на продажу 94 предмета, которые когда-то принадлежали бельгийскому певцу, автору песен и актеру Жаку Брелю, в том числе перьевая ручка, трубка и рукописи его самых известных песен.
Рукописные тексты классических чисел Бреля, таких как «Амстердам» и «Матильда», с субботы выставлены на обозрение парижского аукционного дома Sotheby’s. Стихи, нацарапанные в школьных тетрадях, перемешаны с увлекательными, поправками и размышлениями Бреля.
Удивительно, но также и неприятно, потому что по юридическим причинам тексты частично скрыты листами бумаги или фотографиями.
Sotheby’s попросили продать памятные вещи от имени 30 племянников и племянниц покойной любовницы Бреля, Сильвии Риве.Все права на публикацию его песен принадлежат вдове Бреля, Мише, и трем его дочерям, которые проиграли долгую судебную тяжбу, чтобы заблокировать продажу. Они отказали Sotheby’s в разрешении полностью выставить рукописи либо в аукционном доме, либо в каталоге.
Семья певца несколько раз пыталась скупить всю коллекцию из 94 гитар, дисков, фотографий, постеров и рукописей. Массированные ряды племянников и племянниц любовницы Бреля отказались продавать. Они рассчитывают заработать гораздо больше денег — до 500 000 евро (390 000 фунтов стерлингов) — на аукционе, первом в истории Франции по продаже вещей популярного певца.
«Это одиозно и подло», — заявила вчера дочь певицы Франс Брель. «Мы испробовали всевозможные способы остановить продажу».
Брель, который умер 30 лет назад завтра в возрасте 49 лет, несомненно, нашел бы эту ссору забавной или, возможно, темой для песни. Некоторые из его самых известных песен-стихотворений, исполненных его хриплым, задыхающимся, тревожным голосом, представляют собой сатиру на материальные навязчивые идеи среднего класса.
Рефрен одной из знаменитых песен «Буржуа»: «Буржуаня с’ест comme les cochons.Plus ça devient vieux plus ca devient bête. (Буржуа как свиньи. Чем старше становятся, тем глупее становятся.)
Самым красноречивым лотом сегодняшнего аукциона, помимо рукописей, является гигантский плакат брелевского выступление в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1960-х годах.
Брель, покинувший Бельгию молодым человеком, чтобы избежать неодобрения своей богатой буржуазной семьи, является самым популярным «мертвым» певцом на французском языке. Он до сих пор продает более 200 000 альбомов в год, значительно больше, чем у Эдит Пиаф.Многие из его иностранных поклонников — многие из его французских поклонников — предполагают, что он француз.
Его кривые, вымученные песни были написаны не для того, чтобы их пели, а для того, чтобы их исполняли. Он произносил их с такой болезненной и глубокой эмоцией, что, как известно, заканчивал каждый концерт обливаясь потом.
30-летие его ранней смерти от рака было отмечено во Франции и Бельгии каскадом альбомов, книг, теле- и радиопрограмм.
Брель оставил свою семью в 1960 году и провел следующее десятилетие — десятилетие своего величайшего успеха — проживая на вилле в Рокбрюн-Кап-Мартен на французском средиземноморском побережье с Сильвией Риве, бывшим пресс-секретарем его звукозаписывающей компании.Именно в этот период Брель написал многие из своих самых любимых песен, в том числе «Амстердам», «Матильда», «Джеки» и «Конфетки».
Бреля часто называют поэтом, а также автором песен. Судя по рукописям, выставленным на аукционе Sotheby’s, его песни действительно начинались как стихи, написанные в дешевых тетрадях со спиральным переплетом, и продолжали работать снова и снова. Музыка была добавлена позже.
Когда мадам Риве умерла шесть лет назад, она оставила свою коллекцию вещей Бреля своим племянникам и племянницам. Первая попытка продать коллекцию с аукциона была заблокирована в 2003 году женой и дочерьми Бреля, Шанталь, Франс и Изабель. Они утверждали — успешно в то время — что памятные вещи и рукописи не могли быть проданы отдельно от авторских прав на работу Бреля, которые были оставлены его семье.
Подобные попытки заблокировать продажу в последние недели не увенчались успехом.
«Все, что будет продаваться, — это клочки бумаги», — заявил вчера Франс Брель, директор семейного издательства Editions Brel.«Это рукописи, написанные Жаком, но с ними ничего нельзя сделать, потому что авторские права принадлежат только нам».
Она добавила: «Несколько лет Жак жил с женщиной по имени Сильвия, которая всегда настаивала на том, что у нее нет ничего, принадлежащего ему. Когда она умерла, не имея собственных детей, 30 племянников и племянниц все хотели кусок торта».
Ожидается, что самым дорогим лотом сегодняшнего аукциона станет большая тетрадь на спирали, содержащая рукописи песен «Амстердам», «Les Timides», «Jacky», «Cheval» и «L’Age Idiot», написанные в 1964 году. Ожидается, что это принесет до 70 000 евро.
«Амстердам», одна из самых знаменитых песен Бреля, является унылым гимном несчастной жизни моряков и других людей в грязном голландском порту, а не забитым туристами улицам живописного города неподалеку. Брель сказал, что хотел создать «морскую песню, напоминающую картину Брейгеля».
Отношения любви/ненависти: Брель и Бельгия
Бельгия на этой неделе отмечает 30-летие со дня смерти одного из своих немногих знаменитых сыновей, но новый документальный фильм раскрывает отношения любви-ненависти Жака Бреля с тем, что он назвал « le плата платит » (плоская страна).Брель мог довести публику до слез своей душераздирающей одой низкому небу и меланхоличной красоте бельгийского пейзажа, в то время как его освистывали со сцены за дикие карикатуры на бельгийцев в его текстах.
Недавно выпущенные архивные интервью к фильму J’aime les Belges изображают человека, одновременно одержимого разоблачением ограниченности и «ничтожества» своих соотечественников, а также принимающего их «безумие». Брель родился во франкоязычном Брюсселе, но вырос в семье, говорящей на фламандском языке. Он никогда не чувствовал себя как дома ни в одной из языковых групп — это мнение все чаще разделяют многие современные бельгийцы.
«Мы были покорены всеми, мы не говорим ни на чистом французском, ни на голландском языке, мы — ничто», — сказал Брель в интервью в 1970-х годах.
«Он превратился из героя в изгоя после того, как выпустил «Les Flamandes»», — говорит Франс Брель, его дочь и режиссер документального фильма, имея в виду песню, в которой фламандские женщины изображаются нескромными, грубыми и пышнотелыми. .
Ванесса Мок
Хива Оа: остров Поля Гогена и Жака Бреля
Остров Хива-Оа (316 кв. км, 1986 жителей) — второй по величине и сегодня второй по значимости остров архипелага после Нуку-Хива.Первым европейцем, открывшим Хива-Оа, был испанский мореплаватель Альваро де Менданья-и-Нейра в июле 1595 года. В прошлом деревня Атуона была административным центром Маркизских островов, но сегодня ее роль взял на себя город Тайохаэ на остров Нуку-Хива.
Хива-Оа известен тем, что здесь жили художник-импрессионист Поль Гоген и бельгийский певец Жак Брель. Оба сейчас похоронены на маленьком кладбище Атуона. Атуона, главная деревня, расположена на южном побережье острова.Другие деревни на острове: Пуамау, Ханапааоа, Тааоа, Ханайапа и Нахо. Самая высокая точка острова Хива-Оа — гора Теметиу (1276 метров), которая вместе с горой Феани (1126 метров) возвышается над заливом, где находится Атуона.
На острове есть и другие интересные достопримечательности. В деревне Атуона, помимо кладбища с могилами Поля Гогена и Жака Бреля, есть интересный музей с копиями картин Гогена, а рядом с реконструкцией дома, где жил художник, так называемый «maison du jouir». ».
На острове разбросаны археологические памятники, такие как Пуамау (Ипона) и Та’а ‘Оа. Пуамау известен тем, что здесь находятся самые большие тики Французской Полинезии. В то время как на месте Та’а ‘Оа есть многочисленные паэ паэ (древние подвалы хижин). В долине Фаакуа, к северу от Атуоны, есть петроглифы Техуэто, высеченные на базальте. Для острова характерен горный ландшафт, богатый растительностью, с высокими горами и глубокими заливами.
КАК ДОБРАТЬСЯ К HIVA OA
Hiva Oa имеет аэропорт, расположенный почти в центре острова.Остров связан регулярными рейсами с Таити и с другими Маркизскими островами с аэропортом, а именно с Нуку-Хива, Уа-Поу и Уа-Хука. Лодки, которые соединяют остров Хива-Оа с островами Фату-Хива и Тауата, также отправляются из Атуоны. Кроме того, круиз на грузовом корабле Aranui — отличный вариант посетить остров.
Климат Маркизских островов.
РАЗМЕЩЕНИЕ, АПАРТАМЕНТЫ, B&B И ГОСТИНИЦЫ
Бронирование.комЖак Брель жив и здоров и живет в Париже
Роберт Куччиоли, Гей Маршалл,Родни Хикс и Наташа Диаз
в Жаке Бреле…
(Фото © Carol Rosseg) Жак Брель, писатель, на самом деле не жив, не здоров и не живет в Париже. Он умер в 1978 году в возрасте 49 лет. Нынешнее возрождение Жак Брель жив и здоров и живет в Париже , легендарное ревю его песен, живет в Zipper на Манхэттене.

Трудно неправильно истолковать Бреля, поскольку в его работах мало неясного или двусмысленного. Он писал так, словно наблюдая за миром с особо горячего места в своем личном аду. При переводе его песен Эрик Блау и Морт Шуман, которые также появились в оригинальной постановке, по большей части точно придерживались как духа, так и буквы Бреля. Любовь в его мире двусмысленна и скоротечна, слишком быстро превращаясь в рутину («Ne Me Quitte Pas», «Я любил», «Песни для старых влюбленных»).И жизнь, если она продолжается очень долго, в конечном счете бесполезна («Отчаянные», «Сыны», «Старики»).
Даже когда Брель становится беззаботной, как в качающейся, неотразимой «Мадлен», возможные новости об ожиданиях любви не обещают; это самообман. В «La Valse a Mille Temps», которую Блау и Шуман вольно перевели как «Карусель», веселье, с которого начинается песня, быстро переходит в истерию и головокружительное отчаяние. Смысл «Если бы у нас была только любовь» состоит в том, что любовь — это одно большое «если».»
Нет необходимости прояснять намерения Бреля, но режиссер Гордон Гринберг и хореограф Марк Денди, кажется, не понимают их с самого начала. Подобная проблема слишком часто затрагивает Роберта Куччиоли и Родни Хикса, которые переоценивают многие гимны Бреля для мужчин. В самом деле, поклонники Бреля могут так глубоко прикусить язык во время исполнения Куччиоли «Джеки», в котором певец хочет всего один час в день, чтобы быть «по-дурацки милым», что прольется кровь.На каждый слог каждого слова он предается игре, которая кричит: «Я играю!» Когда ухмыляющийся Хикс исполняет «Madeleine», хореограф Денди заставляет всех четырех актеров (гей Маршалл и Наташа Диаз здесь женщины) так много заниматься делами, что к концу песни публика устает.
С положительной стороны, Маршалл и Диаз часто верны материалу. Диас позволяет проявить разумную заботу в «Old Folks», точно показывая, о чем эта песня. Что же касается Маршалл, то ее выступление — лучший повод посетить эту постановку.Огонек женщины, она сразу же вызывает в воображении Эдит Пиаф — может быть, потому, что она ранее играла ее. Что еще более важно, она верит каждому слову, которое выгравировал Брель, и поэтому не находит призыва к приукрашиванию. Когда она поет «Marieke» на французском, фламандском и английском языках, она болезненно раскрывает основную идею Жака Бреля: сердце разбивается каждый день. Если это возрождение будет иметь здоровую тенденцию, Маршалл будет объяснением.
