Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Актеры русские получившие оскар – 7 российских побед на «Оскаре»

Актеры русские получившие оскар – 7 российских побед на «Оскаре»

Содержание

Как наши фильмы покоряли Голливуд — Статьи на КиноПоиске

Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет.

Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков? В ожидании 87-й церемонии «Оскара» КиноПоиск вспоминает путь отечественных картин к знаменитой премии и скрещивает пальцы за победу «Левиафана», которая может стать первой для России за 20 лет.

Все слышали о победах фильмов «Утомленные солнцем» и «Москва слезам не верит», но не все знают, что номинация на «Оскар» не такая уж и редкость для нашего кинематографа. Список отечественных фильмов-номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке» выглядит так (победители выделены жирным шрифтом):

  • «Война и мир», 1969;
  • «Братья Карамазовы», 1970;
  • «Чайковский», 1972;
  • «…А зори здесь тихие», 1973;
  • «Дерсу Узала», 1976;
  • «Белый Бим Черное ухо», 1979;
  • «Москва слезам не верит», 1981;
  • «Частная жизнь», 1983;
  • «Военно-полевой роман», 1985;
  • «Урга: Территория любви», 1993;
  • «Утомленные солнцем», 1995;
  • «Кавказский пленник», 1997;
  • «Вор», 1998;
  • «12», 2008;
  • «Левиафан», 2015.

Вспомним любопытные факты и развеем некоторые мифы, сопровождающие отечественные ленты на их пути к наградам.

В Советском Союзе ходили легенды о том, что якобы военная драма «Радуга», основанная на повести Ванды Василевской о проявившей невероятную отвагу в тяжелые годы Великой Отечественной войны партизанке, завоевала «Оскар» и получила признание зарубежных зрителей. На самом же деле Американская киноакадемия начала вручать статуэтки в категории «Лучший фильм на иностранном языке» лишь в 1948-м, спустя три года после релиза картины Марка Донского. Но фильм действительно выходил в американский прокат и был отмечен престижными наградами, в том числе от Ассоциации кинокритиков США. Поговаривают, что лента произвела впечатление и на Франклина Рузвельта.

Первая победа СССР на «Оскаре»: Война и тяжелый путь к миру

Все, конечно же, знают о триумфе «Войны и мира» Сергея Бондарчука на «Оскаре», но не стоит забывать, что награда Американской киноакадемии у советских кинематографистов к тому времени уже была в категории «Лучший документальный фильм». В 1943-м золотую статуэтку получила лента «Разгром немецких войск под Москвой» — хроника переломной битвы за Москву, снятая фронтовыми операторами. Для американского проката, правда, картина была переозвучена и перемонтирована, а ее название изменили на бойкое

Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»).

Баллада, влюбившая в себя весь мир

Военная драма Григория Чухрая «Баллада о солдате» успешно прошла в международном прокате, завоевала награды Каннского кинофестиваля, Международного кинофестиваля в Лондоне и Британской киноакадемии, а также принесла нам единственную номинацию на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Поразительно, но о том, что ленту высоко оценили американские киноакадемики, Чухрай узнал лишь спустя годы: советская власть прохладно приняла эту работу и ни о чем не сообщила постановщику.

Толстой и Достоевский покоряют киноакадемиков

…Или как мы помогли Акире Куросаве с первой наградой киноакадемии (как вам больше нравится). Удивительно, но именно выдающийся японский постановщик принес советскому кинематографу второй художественный «Оскар». Куросава положил глаз на историю известного исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева и его проводника и, конечно же, на российскую тайгу. Роль Дерсу Узалы должен был исполнять Тосиро Мифунэ, звезда «Семи самураев», «Расёмона» и «Телохранителя», но, когда он вынужденно отказался от участия, Акира Куросава настоял на приглашении советского актера. Эта лента так и осталась единственной в фильмографии Куросавы, снятой не на родном языке.

Когда легендарная мелодрама Владимира Меньшова завоевала третий для СССР «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», награду получил представитель советского посольства в США. Сам режиссер был невыездным и не мог присутствовать на церемонии. А когда ему сообщили о победе, в Москве уже наступило 1 апреля, и Меньшов воспринял все как забавный розыгрыш. Только увидев выпуск новостей, он убедился в своем успехе.

Марчелло Мастроянни дарит номинацию СССР

В 1988-м Марчелло Мастроянни был номинирован на «Оскар» за роль в советско-итальянской мелодраме «Очи черные» Никиты Михалкова, и эту номинацию тоже можно и хочется считать нашей, хоть на «Золотой глобус» картина была выдвинута именно от Италии. Взять «Оскар» Мастроянни так и не удалось, зато чуть ранее роль в ленте Михалкова принесла ему приз Каннского кинофестиваля.

Именно на счету у Никиты Сергеевича максимальное количество номинаций среди отечественных режиссеров. В пятерку претендентов на «Оскар» входили его ленты «Урга: Территория любви» и «12», а «Утомленные солнцем» принесли Михалкову заветную статуэтку. Также в копилке постановщика награды Каннского, Венецианского и других кинофестивалей.

В 1998 году кто-то очень хотел, чтобы Россию на «Оскаре» представлял «Сибирский цирюльник» Михалкова. Действительно, даже математически шансы на успех у ленты с Олегом Меньшиковым, Алексеем Петренко и зарубежными звездами были наиболее высоки. Ее значительная часть была снята на английском, а значит, претендовать она могла на победу и в других категориях. Но в итоге не претендовала ни на одну. По правилам киноакадемии, чтобы получить номинацию, фильм должен выйти в прокат и идти как минимум неделю. В одном из московских кинотеатров действительно устроили показы «Цирюльника», но до сих пор не понятно, кто присутствовал на сеансах, да и демонстрировалась ли там незаконченная версия, что нарушает еще один пункт правил.

Скорее Запад, чем Восток

Первый анимационный

Все мы прекрасно знаем и любим отечественные мультфильмы. И, конечно же, гордимся ими. Вот только первый анимационный «Оскар» нам пришлось ждать аж до 2000 года. Награду в короткометражной категории получил ярославский художник Александр Петров за невероятной красоты ленту «Старик и море» по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, причем для Петрова это была уже третья номинация после его «Коровы» и «Русалки». Не столь давняя «Моя любовь» также попала в поле зрения Американской киноакадемии, но уступила «Пете и волку» Сьюзи Темплтон, кстати, по русской сказке Сергея Прокофьева.

Принесет ли «Левиафан» золотую статуэтку России? Выиграет ли Майкл Китон свой первый «Оскар»? И кому все же достанется награда за лучший фильм? Делайте свои ставки в нашей традиционной игре «Угадай победителей „Оскара“».

www.kinopoisk.ru

Русские на «Оскаре»: наши победы и поражения

В этом году российский фильм снова номинирован на «Оскар»: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева поборется за награду в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Последний раз в этой номинации мы выигрывали 23 года назад — тогда заветная статуэтка досталось «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова. В преддверии главной киноночи года взвешиваем шансы на успех и вспоминаем победы и поражения прошлых лет.

«Разгром немецких войск под Москвой», «Оскар-1943»

Первый «Оскар» нам принес вовсе не художественный фильм, а документальный: награда досталась кинолетописи, фиксирующей один из самых драматичных моментов Великой Отечественной войны — наступление немцев на Москву и яростное сопротивление Советской армии.

Фильм начал сниматься в 1941 году по заданию Сталина и был создан в рекордно короткие сроки, ведь перед режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, помимо эстетических задач, стояли и чисто утилитарные. Лента должна была служить целям пропаганды — поднимать боевой дух народа, показывать первые победы над фашистами и фиксировать зверства немецкой армии. Однако назвать эту хронику, снятую фронтовыми операторами в нечеловеческих условиях, агиткой — язык не повернется, настолько искренней, драматичной и безжалостно правдивой получилась картина.

Неудивительно, что она удостоилась «Оскара». В американском прокате, кстати, фильм был переозвучен и перемонтирован, а также получил другое название — «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back).

«Баллада о солдате», «Оскар-1962»

И снова киноакадемики не смогли пройти мимо военной темы, только на этот раз в художественном воплощении: военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир.

Но на «Оскар» фильм Григория Чухрая претендовал не в категории «Лучший иностранный фильм», а, пожалуй, в более престижной номинации — «Лучший оригинальный сценарий».

Правда, сам Чухрай узнал об этом только годы спустя. Несмотря на то что фильм завоевал множество международных наград, в том числе и в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате и был обласкан критиками и зрителями во всем мире, советские власти встретили его прохладно — и просто не сообщили режиссеру о номинации. А жаль.

«Война и мир», «Оскар-1969»

И снова война, но теперь уже 1812 года. Экранизация классического романа Льва Толстого, произведения, давно ставшего за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней (наряду с водкой, икрой, балалайками и медведями — все это, кстати, можно найти и на страницах романа), обернулась настоящим триумфом для режиссера Сергея Бондарчука.

Да, киноведы были недовольны — ругали за дословное следование книге, недостоверность, консерватизм, бедный киноязык… Но это у нас, а на Западе картину приняли восторженно — даже «Игре престолов» не снился такой успех. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал ворох наград, в том числе и «Золотой глобус». На «Оскаре» у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду вышла сама Наташа Ростова — актриса Людмила Савельева. А вот Бондарчук на церемонию не приехал — вовсю снимал другой фильм.


Людмила Савельева на премии «Оскар-1969»

«Братья Карамазовы», «Оскар-1970»

Еще одну номинацию на «Оскар» нам принес другой русский классик — Федор Достоевский. За плечами Ивана Пырьева на тот момент уже было несколько экранизаций романов писателя, в том числе и классический «Идиот» с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но к программному роману писателя «Братья Карамазовы» режиссер подступился только в конце жизненного пути. Поразительный факт: и для писателя, и для режиссера это произведение стало последним — Достоевский умер спустя два месяца после публикации романа, а Пырьев скончался во время съемок, так что актерам пришлось самим заканчивать третью серию. Кстати, и по сей день эти роли считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова и Андрея Мягкова.

Фильм получил международное признание и был номинирован на «Оскар», однако в тот год победа досталась не «Братьям». Не можем не отметить, что сейчас, конечно, Пырьеву — советскому Харви Вайнштейну, за которым закрепилась дурная слава (режиссер не давал прохода молодым актрисам, а в случае отказа преграждал им дорогу в кино), — номинация бы и не светила.

«Чайковский», «Оскар-1972»

Советский двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации на «Оскар» — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек», но не выиграл ни в одной.

Зрительский успех тоже был так себе: творческие искания создателя «Щелкунчика» и несостоявшаяся история любви с Надеждой фон Мекк интересовали не многих. А ведь будь в фильме хоть что-то про гомосексуальную сторону жизни Чайковского, то все, как поется в одной известной песне, «возможно, могло быть иначе».

«…А зори здесь тихие», «Оскар-1973»

…зато успех получился громким: пусть драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, и не получила своего «Оскара», зрителей во всем мире она просто покорила.

Особенно сильно фильм фронтовика Станислава Ростоцкого про нежных и отважных зенитчиц полюбился в Китае, где даже сняли сериал по мотивам картины. В 2015 году вышел ремейк и у нас.

«Дерсу Узала», «Оскар-1976»

Второй художественный «Оскар» СССР разделил с Японией: формально производство фильма было нашим, но снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим же оператором, бессменным Асакадзу Накаи. Фильм стал для Куросавы первым и последним, снятым не на японском языке.

«Изменить» стране режиссера заставила история исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, который во время своих экспедиций по тайге тесно подружился с «лесным человеком» по имени Дерсу Узала.

«Белый Бим Черное Ухо», «Оскар-1979»

Непонятно, как можно считать «Хатико» самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого про собаку, замученную людьми.

Трагическая и пронзительная история шотландского сеттера, на долю которого выпали сплошные несчастья, не могла не растрогать киноакадемиков, но все же в номинации уступила фильму про холокост («Вся жизнь впереди»). Зато картину до сих пор хорошо знают и любят во всем мире.

«Москва слезам не верит», «Оскар-1981»

А вот Владимир Меньшов не поверил, что его фильм выиграл: режиссер был невыездным и на церемонию не поехал, а о победе ему сообщили 1 апреля, так что новость он воспринял как розыгрыш.

Зря: фильм, в центре которого была история сильной самодостаточной женщины, той самой self-made woman, не мог не понравиться киноакадемикам. Ну а про всенародный успех картины в Советском Союзе, фразы, ушедшие в народ, и миллионы женщин, влюбившихся в Гошу (чьи жизненные принципы сегодня, конечно, вызывают вопросы), и говорить нечего!

«Частная жизнь», «Оскар-1983»

И режиссера Юлия Райзмана, и Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, номинация на «Оскар» удивила — мало кто предполагал, что страдания вышедшего на пенсию героя сталинской закалки, который отдал жизнь заводу, а не своей семье, окажутся понятны западному зрителю. Но общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков: «Оскар» фильму не достался, зато успех ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.

«Военно-полевой роман», «Оскар-1985»

Говорят, что в тот год у пронзительного фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» не было соперников по кинематографической линии — только по политической. Награда в итоге и досталась картине «Диагональ слона» с явным антисоветским настроением.

Но сердца зрителей и критиков все равно были на стороне фронтовика Саши и санитарки Любы, чью жизнь и историю любви война разделила на до и после.

«Очи черные», «Оскар-1988»

А здесь история, противоположная той, что случилась с фильмом «Дерсу Узала»: хотя снимал мелодраму о любви иностранца к русской красавице наш Никита Михалков, а Советский Союз участвовал в производстве картины наравне с Италией, на международные награды лента «Очи черные» выдвигалась все-таки именно как итальянская.

Впрочем, на «Оскаре» номинацию получил не сам фильм, а сыгравший главную роль Марчелло Мастроянни, который претендовал на звание лучшего актера. Победа досталась другому, зато актер получил приз Каннского фестиваля.

«Урга — территория любви», «Оскар-1993»

Вторая оскаровская номинация в фильмографии Никиты Михалкова, но на этот раз уже от России. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. «Оскар» фильму в итоге не достался, а вот главный приз Венецианского кинофестиваля — да.

«Утомленные солнцем», «Оскар-1995»

С третьего раза удача Никите Михалкову улыбнулась — драма об одном жарком дне 36-го года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как сочно, густо и безжалостно это было снято — в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия.

У соперников «Утомленных солнцем» в тот год на «Оскаре» не было шансов — уверенная победа в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«Кавказский пленник», «Оскар-1997»

Не только фильмы Михалкова часто оказывались на «Оскаре», но и картины с участием его любимого актера Олега Меньшикова. В 1997 году чести представлять Россию на премии удостоилась лента Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия — вольной интерпретацией классического рассказа Льва Толстого.

Увы, картина, в которой Меньшиков и Бодров-младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков.

«Вор», «Оскар-1998»

Сын режиссера «Баллады о солдате» Григория Чухрая, Павел Чухрай, тоже добрался до «Оскара» — с фильмом о послевоенной жизни СССР. История харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики против советской власти, что, конечно, не могло не понравиться киноакадемикам.

Кстати, в тот год среди номинантов была еще одна российская работа, но анимационная — «Русалка» Александра Петрова, представленная в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».

«Восток-Запад», «Оскар-2000»

Этот фильм Россия снимала совместно с несколькими другими странами, но на «Оскаре» в 2000 году картина представляла Францию. Режиссер был французский (Режис Варнье), а вот история — нашей: советский репатриант Алексей Головин (Олег Меньшиков) после Второй мировой войны возвращается на родину вместе с женой-француженкой и сталкивается с суровой действительностью тоталитарного сталинского режима.

Но выиграл в тот год Педро Альмодовар с лентой «Все о моей матери».

«12», «Оскар-2008»

В России судебную драму Никиты Михалкова о 12 присяжных, решающих судьбу 18-летнего юноши, обвиняемого в убийстве отчима, критики обласкали, а вот с «Оскара» фильм уезжал несолоно хлебавши. Оно и понятно — уж слишком амбициозным был замысел: оригинальный американский фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», которым вдохновлялся Никита Сергеевич, в США имеет статус культового.

«Старик и море», «Оскар-2000»

Крупная победа ярославского мультипликатора Александра Петрова и всей российской анимации в целом. Фильм «Старик и море», снятый по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выиграл награду в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».

Это была уже третья номинация на «Оскар» Петрова (после «Коровы» в 1990-м и «Русалки» в 1998-м) — и первая победа. В 2008 году работа художника «Моя любовь» снова получила номинацию, но победу не одержала.


«Старик и море»


«Моя любовь»

«Левиафан», «Оскар-2015»

Суровая драма Андрея Звягинцева «Левиафан» о неприкаянной жизни в российской глубинке — с водкой, нищетой, безысходностью, всесильными и жестокими чиновниками — достигла невероятных успехов в международном прокате. Фильм был восторженно принят в Каннах, а после взял «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», чего с российскими фильмами не бывало со времен «Войны и мира». Увы, «Оскар» картине не покорился.

«Нелюбовь», «Оскар-2018»

Похоже, Андрей Звягинцев претендует на лавры Никиты Михалкова, который на данный момент является рекордсменом среди отечественных режиссеров по количеству номинаций на «Оскар». У «Нелюбви», собравшей множество наград на самых разных фестивалях (в том числе и в Каннах) и ставшей настоящим событием не только в российском кинематографе, но и мировом, — серьезные шансы на победу.

Обычная, на первый взгляд, семейная драма, которая приводит к чудовищной трагедии, не оставила равнодушным никого — настолько безжалостно режиссер препарирует человеческую натуру.

 


 

В ночь с 4 на 5 марта SPLETNIK.RU в режиме онлайн проведет текстовую трансляцию церемонии вручения премии «Оскар» — ищите на нашем сайте все самые интересные подробности мероприятия!

А в нашей группе «ВКонтакте» прямо сейчас идет оскаровская неделя: колонки кинокритиков, забавные видео, опросы, подборки лучших образов — все, что нужно знать об «Оскаре»! Присоединяйтесь!

www.spletnik.ru

Премия «Оскар» – российские и советские фильмы-лауреаты: список

1. «Война и мир»

Сергей Бондарчук

Победитель в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (1968)

Одна из главных картин всего советского кинематографа снята по всемирно известному роману Льва Толстого «Война и мир». Панорамные съемки, масштабные сцены сражений и Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского – у этого фильма были все составляющие успеха.

2. «Дерсу Узала»

Акира Куросава

Победитель в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (1975)

Режиссером философской драмы советско-японского производства стал Акира Куросава. Фильм, повествующий о приключениях путешественника Владимира Арсеньева и таежного охотника Дерсу Узала, по мнению, кинокритика Егора Холмогорова, стал ответом на китайско-американский альянс.

3. «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов

Победитель в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (1981)

Фильм с проницательной точностью описывает жизнь советских людей (каждый из которых имел собственное представление о счастье), за что и был удостоен «Оскара». К сожалению, режиссер картины Владимир Меньшов так и не смог выехать из страны для получения заслуженной награды.

4. «Утомленные солнцем»

Никита Михалков

Победитель в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (1994)

Первая и, пожалуй, единственная удачная часть трилогии Никиты Михалкова. Картина о том, как в одночасье может поменяться жизнь, казавшаяся абсолютно счастливой.

5. «Разгром немецких войск под Москвой»

Леонид Варламов и Илья Копалин

Победитель в номинации «Лучший документальный фильм» (1942)

«Разгром немецких войск под Москвой» снимался в самый тяжелый для Советской армии период Великой Отечественной. Оборона Москвы, уничтожение деревень и убийства военнопленных показаны с документальной точностью – в лучших законах этого жанра.

6. «Старик и море»

Александр Петров

Победитель в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм» (1999)

Первый анимационный фильм, показанный на большом экране, был создан Александром Петровым при содействии канадских коллег. История, основанная на повести Эрнеста Хемингуэя, пересказана в виде ожившего полотна.

Вероятно, вам также будет интересно:

15 интересных фактов про «Оскары», которых вы не знали

Церемония «Оскар» 2019 все-таки пройдет без ведущего

9 актеров, которым давно пора выиграть «Оскара»

Все победители премии «Оскар» 2018

Лучшие моменты церемонии «Оскар» 2018

Фото: Кадры из фильмов

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

www.gq.ru

Российские и советские фильмы — номинанты и лауреаты премии «Оскар»

В 1969 году первым советским художественным фильмом, завоевавшим «Оскар» стала экранизация романа «Война и мир» Льва Толстого, осуществленная режиссером и актером Сергеем Бондарчуком.

В 1976 году второй раз высшая награда Академии в этой же категории была присуждена фильму «Дерсу Узала «(совместное производство СССР и Японии), созданной на «Мосфильме» японским кинорежиссером Акирой Куросавой.

В 1981 году советскому художественному фильму был присужден третий «Оскар», обладателем которого стал фильм режиссера и актера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Первым российским фильмом, удостоенным премии «Оскар», стал в 1995 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».

В категории «Лучший короткометражный анимационный фильм»

В 2000 году премия была присуждена режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову за мультфильм «Старик и море» (совместный проект с участием России, Канады и Японии).

Александр Петров — единственный российский режиссер, чьи работы четырежды попадали в число оскаровских номинантов: анимационные картины «Корова» (1990), «Русалка» (1998), «Моя любовь» (2008), а также фильм «Старик и море», принесший в 2000 году Петрову золотую статуэтку.

Российские фильмы, номинированные на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар».

В 1947 году на соискание награды в категории документальных короткометражных фильмов выдвигалась лента «Жизнь в зоопарке» производства «Арткино».

В 1962 году в номинациях на премию «Оскар» в музыкальной категории, в разряде «Лучший саундтрек к драматическому или комедийному фильму», на награду претендовала «Хованщина» (по опере Модеста Мусоргского), автор аранжировки и кинематографической редакции оперы композитор Дмитрий Шостакович.

В 1970 году в номинационный список фильмов на иностранном языке была включена картина режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» по одноименному роману Федора Достоевского.

В 1972 году номинантом в этой категории стала лента Игоря Таланкина «Чайковский».

В 1973 году номинантом премии была картина режиссера Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…»

В 1979 году соискателем «Оскара» стал фильм Ростоцкого «Белый Бим Черное Ухо».

В 1983 году номинантом премии была картина Юлия Райзмана «Частная жизнь».

В 1985 году сразу два фильма были номинированы на премию. В конкурсе короткометражной документалистики принимала участие картина Ирины Калининой «Воспоминания о Павловске», а за звание лучшего иноязычного фильма боролся «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского.

В 1990 году анимационная лента Александра Петрова «Корова» была номинирована на «Оскар» в категории «Короткометражный анимационный фильм».

Первым российским фильмом — номинантом на «Оскар» в 1993 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке» стала картина Никиты Михалкова «Урга: территория любви» (Close to Eden).

В 1997 году номинантом премии в этой категории стала картина Сергея Бодрова «Кавказский пленник».

В 1998 году номинантом на «Оскар» среди картин на иностранном языке стал фильм Павла Чухрая «Вор».

Также в категории лучший кортокометражный анимационный фильм был номинирован мультфильм Александра Петрова «Русалка» (The Mermaid).

В 2008 году в число номинантов премии в категории фильмов на иностранном языке вошла картина Никиты Михалкова «12».

В этом же году в номинации «Лучшая анимационная короткометражная картина» был представлен мультфильм «Моя любовь» Александра Петрова.

В 2009 году в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм» был представлен мультфильм «Уборная история — любовная история», или «Lavatory — Lovestory» (режиссер Константин Бронзит).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

17 отечественных фильмов, которые номинировались на «Оскар»

Каждый год в феврале все люди, хоть немного интересующиеся кинематографом, с замиранием сердца ждут церемонии вручения призов Американской академии. Есть расхожее мнение, что «наших» на «Оскаре» не очень-то жалуют и редко зовут, но это не совсем правда. Да, в копилке советских и российских кинематографистов значительно меньше номинаций и призов, чем, например, у их коллег из Франции и Италии, но нам тоже есть, чем похвастаться. Перед вами — полный список отечественных лент за всю историю «Оскара», которые номинировались или получали золотые статуэтки.

«Разгром немецких войск под Москвой»
1942, лауреат

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

«Война и мир»
1968, лауреат

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

«Братья Карамазовы»
1969, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

«Чайковский»
1971, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

«А зори здесь тихие»
1972, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Любимый зарубежный фильм про войну в Китайской Народной Республике (они даже сделали свой сериальный ремейк с женой Ильи Найшуллера). Картина Станислава Ростоцкого проиграла «Саду Финци-Контини», не самому лучшему фильму итальянского мэтра Витторио Де Сика (для него это был четвертый «Оскар»). Зато народная любовь ему была обеспечена без всяких наград, и она и по сей день столь сильна, что наши охочие до народных денег продюсеры совсем недавно решились сделать современный ремейк картины. Получилось, увы, не очень.

«Дерсу Узала»
1975, лауреат

«Дерсу Узала» — поразительная история дружбы человека и суровой тайги с философским подтекстом. Несмотря на то, что фильм по роману известного советского исследователя Дальнего Востока был поставлен легендарным японским постановщиком Акирой Куросавой и снят его постоянным оператором Асакадзу Накаи, фактически эта картина считается советской. История таежного охотника Дерсу Узала была сделана на «Мосфильме» на советские деньги, все актеры в кадре — русские (кроме исполнителя главной роли Максима Мунзука), сценарий Акире Куросаве помогал писать Юрий Нагибин. Поэтому и «Оскар», который она получила, тоже считается нашим.

«Белый Бим Черное ухо»
1978, номинант

Те, кто говорят, что «Хатико» — грустный фильм, просто никогда не видели картину Станислава Ростоцкого. Трагичная история замученного жестокими людьми шотландского сеттера в свое время растрогала американских академиков. Но фильм все же уступил ленте «Вся жизнь впереди», посвященной Холокосту — одной из самых «хлебных», если так можно выразиться, тем на «Оскаре». Это не помешало картине Ростоцкого стать фаворитом прокате на родине, а исполнителю главной роли Вячеславу Тихонову получить почетную Ленинскую премию.

«Москва слезам не верит»
1981, лауреат

Один из самых любимых фильмов наших мам, пап, бабушек и дедушек, а также одна из самых известных советских картин на Западе. «Москва слезам не верит», при всей своей нарядности — грустный фильм о суровых нравах российской столицы, а также классическая история self-made героя, так популярная именно в Америке. Во многом именно из-за столь понятного для американских академиков мотива картины (а также благодаря любви к Алексею Баталову), фильм получил «Оскар». Ходит легенда, что Рональд Рейган смотрел его 6 раз перед встречей с Михаилом Горбачевым в 80-х.

«Частная жизнь»
1982, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

«Военно-полевой роман»
1984, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Трогательная (и очень печальная) история любви бывших фронтовика Саши и санитарки Любы, которые встретились после войны, когда первый уже был женат. Петр Тодоровский, ныне покойный отец режиссера «Стиляг» и «Оттепели», прошел через войну и снял фильм о том, что ему знакомо не понаслышке — историю он взял буквально с улицы, увидев знакомую ему по фронту девушку, которая торговала пирожками на Красной Площади. Академики фильм не наградили, скорее из-за его камерности. Все-таки на «Оскаре» больше ценятся масштабные военные картины.

«Урга — территория любви»
1992, номинантроссийские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

После развала СССР у американских критиков наметился свой фаворит — Никита Михалков, который бывал на церемонии американской киноакадемии чаще всех, и первый раз он приехал со своим фильмом про историю монгольской пары, которая, поглядывая новенький телевизор, строит свою любовь в Китае, несмотря на все запреты местных властей иметь больше трех детей в семье. Фильм вышел в период перестройки, и такая по-своему смелая завязка не могла не привлечь западных зрителей, привыкших к целомудренному советскому кино, хотя дело и не зашло дальше номинации.

«Утомленные солнцем»
1994, лауреат

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

«Кавказский пленник»
1996, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

«Вор»
1997, номинант

История охмурившего симпатичную девушку Катю человека-хамелеона Толяна, который, прикидываясь военным, на самом деле являлся профессиональным вором, содержала любопытные аллюзии на эпоху 50-х. Фактически, «вор» здесь — это сталинский режим, который обкрадывает свою страну (в лице его возлюбленной), так что фильм перестроечной публике очень понравился как раз, видимо, подсознательным напоминанием о наболевшем. Помимо номинации на «Оскар», фильм Павла Чухрая также был представлен от России на «Золотом Глобусе» и получил специальный приз в Венеции.

«12»
2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

«Левиафан»
2014, номинант

российские фильмы которые номинировались на оскара российские фильмы оскар кино советские картины отвратительные мужики disgusting men soviet movies oscar

Один из самых громких и скандальных российских фильмов последних лет проиграл, как и «А зори здесь тихие», фильму про Холокост. Даже русофобская тематика фильма, столь любимая американцами и Европой, не помогла Андрею Звягинцеву обойти гораздо более скромную в выразительных средствах «Иду» Павла Павликовского. А претенциозность картины даже породила особый термин в российской критике — «левиафаноподобное кино». Ну, вы понимаете: с водкой, злыми чиновниками и полной безысходностью.

«Нелюбовь»
2018, номинант

Фильм Андрея Звягинцева, рассказывающий о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Собственно говоря, название картины полностью описывает, что вас ждет на протяжении полутора часов этой драмы: увядание любви, со временем перерастающая в ее полную антитезу.

Под каждым названием указан год номинации, а не выпуска фильма. Впрочем, иногда эти даты совпадают.

disgustingmen.com

15 самых награждаемых советских и российских фильмов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В сентябре отшумел Венецианский кинофестиваль и по этому поводу мы в AdMe.ru решили вспомнить, какие фильмы в истории СССР и России собирали больше всего престижных наград.

Ждем новых побед, а пока давайте пересматривать шедевры.

«Война и мир», «Оскар», 1968

Наш первый «Оскар» в художественном кино завоевала «Война и мир» Сергея Бондарчука (само собой, как лучшая иностранная картина). Это выдающаяся работа, в которой занято множество прекрасных актеров. Четырехсерийную эпопею делали шесть лет, в массовке были заняты тысячи человек. В фильме снимались, к примеру, целые воинские подразделения, переодетые в мундиры наполеоновской эпохи.

  • «Золотой глобус», 1969, Лучший иностранный фильм.
  • Московский кинофестиваль — большой приз
  • Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке

«Дерсу Узала», «Оскар», 1975

«Дерсу Узала» — совместный советско-японский проект. Режиссер Акиро Куросава снимал его на русском языке с русскими актерами и по русской классике — книгам Владимира Арсеньева. В нем есть потрясающе красивая тайга, мудрец с чистым сердцем Дерсу Узала и глубокий смысл.

«Москва слезам не верит», «Оскар», 1981

Фильм «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова ни за что не прошел бы мимо оскаровского комитета. Он был кассовым и рассказывал историю сильной личности — все это так любят на Оскаре. «Москва» — настоящий хит про искреннюю героиню, добившуюся успеха, несмотря на все трудности, и про любовь, которая сметает социальные преграды.

«Утомленные солнцем», «Оскар», 1995

«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова — последний на сегодня художественный фильм из России, получивший Оскара. Все в этой киноленте прекрасно: и подмосковная дача, и молодой Олег Меньшиков, и рвущий душу трагический сюжет, в котором соединились человеческие страсти и жестокие силы истории, перемалывающие судьбы.

  • Канны, Гран-при
  • Канны, приз экуменического жюри

«Летят журавли», «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, 1958

«Летят журавли» Михаила Калатозова — единственный российский обладатель главного приза Канн — «Золотой пальмовой ветви». Фильм про Великую отечественную войну, но здесь нет героических подвигов под пулями. Режиссер показал, как страшна война, через историю обычной женщины. Кстати, два дня на съемочной площадке провел Клод Лелуш, тогда 19-летний оператор, приехавший в Москву снимать документалку. Потом он говорил, что «Летят журавли» перевернули его жизнь и влюбили в художественное кино.

www.adme.ru

Кто из российских кинематографистов получал «Оскар»

28 февраля в Лос-Анджелесе состоится очередное вручение премий Американской киноакадемии. Среди претендентов на «Оскар — 2016» — петербуржец Константин Бронзит с 15-минутным мультфильмом «Мы не можем жить без космоса«. Говорят, у него неплохие шансы на победу в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». Вспоминаем, а кто из наших соотечественников уже был обладателем заветной статуэтки.

Первым лауреатом «Оскара» от Советского Союза стал документальный фильм режиссеров Леонида Варламова и Ильи Капалина «Разгром немецких войск под Москвой». Картина получила премию как «Лучший документальный фильм» в 1943 году, за год до этого она была отмечена Сталинской премией.

В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» первый наш «Оскар» получила киноэпопея «Война и мир» Сергея Бондарчука в 1968 году.

1969 год. «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук. Фото: кадр из фильма.

1969 год. «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук. Фото: кадр из фильма.

В этой же категории «Лучший иноязычный фильм» в 1975 году «Оскара» выиграл «Дерсу Узала» по книге Владимира Арсеньева. Это был совместный советско-японский проект, который поставил мировой классик Акира Куросава.

Следующий «Оскар» получила картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». В 1980 году этот фильм посмотрело около 90 миллионов советских зрителей.

1981 год. «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов. Фото: кадр из фильма.

1981 год. «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов. Фото: кадр из фильма.

В постсоветское время единственным российским фильмом, удостоенным «Оскара» стали «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова.

В 2000 году лауреатом премии американской киноакадемии был анимационный фильм «Старик и море» Александра Петрова.

1995 год. «Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков. Фото: кадр из фильма.

1995 год. «Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков. Фото: кадр из фильма.

www.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *