Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Алариха бревиарий – Бревиарий Алариха — Википедия. Что такое Бревиарий Алариха

Алариха бревиарий – Бревиарий Алариха — Википедия. Что такое Бревиарий Алариха

Содержание

Бревиарий Алариха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2016; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2016; проверки требуют 4 правки. Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

В 506 году по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гойарик). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии[править | править код]

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

АЛАРИХА БРЕВИАРИЙ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 403

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. Г. Графский

А́ЛА́РИХА БРЕВИА́РИЙ (Bre­vi­ar­ium Ala­ri­cia­num – Со­кра­щён­ный за­кон Ала­риха), сбор­ник вар­ва­ри­зи­ро­ван­но­го рим­ско­го пра­ва. Со­став­лен в 506 по рас­по­ря­же­нию вест­гот­ско­го ко­ро­ля Ала­ри­ха II для ро­ман­ско­го ка­то­лич. боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния. Пер­во­на­чаль­ное назв. – Рим­ский за­кон вест­го­тов (Lex Ro­mana Visi­g­ot­ho­rum). По­сле мас­со­во­го пе­ре­се­ле­ния вест­го­тов на Пи­ре­ней­ский п-ов из Юж. Гал­лии их офиц. уза­ко­не­ния, со­сто­яв­шие из обы­ча­ев, ко­ро­лев­ских за­конов и не­от­ме­нён­ных рим. за­ко­нов, бы­ло ре­ше­но до­пол­нить за­им­ст­во­ва­ния­ми из Ко­дек­са Фео­до­сия и др. ис­точ­ни­ков рим­ско­го пра­ва. Фак­ти­че­ски это оз­на­ча­ло но­вый этап в про­цес­се ре­цеп­ции рим­ско­го пра­ва на тер­ри­то­ри­ях про­жива­ния т. н. вар­вар­ских на­ро­дов и соз­да­вае­мых ими го­су­дарств. Один из на­чаль­ных ти­ту­лов Бре­виа­рия со­дер­жал в сво­ём на­зва­нии пра­ви­ло-тре­бо­ва­ние: «На ко­ро­лев­ской вла­сти и на всём на­ро­де ле­жит обя­зан­ность по­чи­тать за­ко­ны».

По это­му за­ко­ну ко­роль вест­го­тов со­хра­нял все выс­шие вла­ст­ные пол­но­мо­чия в де­лах во­ен­ных, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных и су­деб­ных, вклю­чая пра­во на со­зыв со­бо­ров церк­ви и на­зна­че­ние епи­ско­пов. Об­стоя­тель­но ре­гу­ли­ро­ва­лись во­про­сы во­ин­ской служ­бы, се­мей­ных от­но­ше­ний. Брак вос­при­ни­мал­ся как бо­же­ст­вен­ный и че­ло­ве­че­ский со­юз муж­чи­ны и жен­щи­ны, хо­тя за­клю­чал­ся в ви­де сдел­ки ку­п­ли-про­да­жи, ус­та­нав­ли­ва­лись сте­пе­ни род­ст­ва и др. Обя­за­тель­ст­вен­ные от­но­ше­ния строи­лись по об­раз­цу рим­ских: они воз­ни­ка­ли из до­го­во­ров и де­лик­тов. В А. Б. ре­гу­ли­ро­ва­лись во­про­сы уго­лов­но­го пра­ва. Со­ста­вы пре­сту­п­ле­ний клас­си­фи­ци­ро­ва­лись по рим. ис­точ­ни­кам: Сен­тен­ци­ям рим. юри­ста Пав­ла и Ко­дек­су Фео­до­сия (пре­сту­п­ле­ния про­тив го­су­дар­ст­ва, ре­ли­гии, жиз­ни и лич­ной не­при­кос­но­вен­но­сти, про­тив нрав­ст­вен­но­сти, иму­ще­ст­вен­ных прав). Во мно­гих слу­ча­ях при­чи­нён­ный вред под­ле­жал воз­ме­ще­нию. Но­ва­ци­ей мож­но счи­тать пре­да­ние ана­фе­ме тех, кто, став пе­ре­беж­чи­ком или мя­теж­ни­ком, вы­сту­пал про­тив ко­ро­ля, на­ро­да или ро­ди­ны. Те из сво­бод­ных знат­ных лю­дей, кто пре­неб­ре­гал ко­ро­лев­ским при­ка­зом, вы­пла­чи­вал в каз­ну 3 фун­та зо­ло­та, а ма­ло­иму­щие на­ка­зы­ва­лись 100 уда­ра­ми би­ча, но без на­не­се­ния бес­чес­тия дос­то­ин­ст­ву. О на­зна­чен­ных ко­ро­лев­ских слу­гах го­во­ри­лось: «Пусть ни­кто из тех, кто по­лу­ча­ет власть и по­пе­че­ние над на­ро­дом, не пы­та­ет­ся уг­не­тать ко­го-ли­бо из на­се­ле­ния по­бо­ра­ми или на­ло­га­ми».

Бревиарий Алариха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 году по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гойарик). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

Ссылки

Бревиарий Алариха - это... Что такое Бревиарий Алариха?

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция. Бревиарий Алариха. Миниатюра из рукописи первой пол. XI в. Изображен король в окружении епископа, герцога и графа. Место хранения: Париж, национальная библиотека Франции.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него было включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 г. по распоряжению короля Алариха II был подготовлен и введен новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха был наиболее творческим опытом новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гаярих). При его составлении были использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращенный текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, было выпущено все, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мертвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать свое имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть, в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжелым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определенную роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского ученого Богишича, аргументы которого были позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» был послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

  • А. А. Васильев. История Византийской империи. 2. Империя от времени Константина до Юстиниана Великого(Часть 4)

Ссылки

Бревиарий Алариха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция. Бревиарий Алариха. Миниатюра из рукописи первой пол. XI в. Изображен король в окружении епископа, герцога и графа. Место хранения: Париж, национальная библиотека Франции.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 г. по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гаярих). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

  • А. А. Васильев. История Византийской империи. 2. Империя от времени Константина до Юстиниана Великого(Часть 4)

Ссылки

Бревиарий Алариха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция. Бревиарий Алариха. Миниатюра из рукописи первой пол. XI в. Изображен король в окружении епископа, герцога и графа. Место хранения: Париж, национальная библиотека Франции.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 г. по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гаярих). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

  • А. А. Васильев. История Византийской империи. 2. Империя от времени Константина до Юстиниана Великого(Часть 4)

Ссылки

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Прохождение Венеры по диску Солнца — разновидность астрономического прохождения (транзита), — имеет место тогда, когда планета Венера находится точно между Солнцем и Землёй, закрывая собой крошечную часть солнечного диска. При этом планета выглядит с Земли как маленькое чёрное пятнышко, перемещающееся по Солнцу. Прохождения схожи с солнечными затмениями, когда наша звезда закрывается Луной, но хотя диаметр Венеры почти в 4 раза больше, чем у Луны, во время прохождения она выглядит примерно в 30 раз меньше Солнца, так как находится значительно дальше от Земли, чем Луна. Такой видимый размер Венеры делает её доступной для наблюдений даже невооружённым глазом (только с фильтрами от яркого солнечного света), в виде точки, на пределе разрешающей способности глаза. До наступления эпохи покорения космоса наблюдения этого явления позволили астрономам вычислить расстояние от Земли до Солнца методом параллакса, кроме того, при наблюдении прохождения 1761 года М. В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры.

Продолжительность прохождения обычно составляет несколько часов (в 2004 году оно длилось 6 часов). В то же время, это одно из самых редких предсказуемых астрономических явлений. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два в декабре (с разницей в 8 лет), затем промежуток в 121,5 года, ещё два в июне (опять с разницей 8 лет) и промежуток в 105,5 года. Последние декабрьские прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года, а июньские — 8 июня 2004 года и 6 июня 2012 года. Последующие прохождения произойдут в 2117 и 2125 годах, опять в декабре. Во время прохождения наблюдается «явление Ломоносова», а также «эффект чёрной капли».

Хорошая статья

Резня в Благае (сербохорв. Масакр у Благају / Masakr u Blagaju) — массовое убийство от 400 до 530 сербов хорватскими усташами, произошедшее 9 мая 1941 года, во время Второй мировой войны. Эта резня стала вторым по счету массовым убийством после создания Независимого государства Хорватия и была частью геноцида сербов.

Жертвами были сербы из села Велюн и его окрестностей, обвинённые в причастности к убийству местного мельника-хорвата Йосо Мравунаца и его семьи. Усташи утверждали, что убийство было совершено на почве национальной ненависти и свидетельствовало о начале сербского восстания. Задержанных сербов (их число, по разным оценкам, составило от 400 до 530 человек) содержали в одной из школ Благая, где многие из них подверглись пыткам и избиениям. Усташи планировали провести «народный суд», но оставшаяся в живых дочь Мравунаца не смогла опознать убийц среди задержанных сербов, а прокуратура отказалась возбуждать дело против кого-либо без доказательства вины. Один из высокопоставленных усташей Векослав Лубурич, недовольный таким развитием событий, организовал новый «специальный суд». День спустя дочь Мравунаца указала на одного из задержанных сербов. После этого 36 человек были расстреляны. Затем усташи казнили остальных задержанных.

Изображение дня

Эхинопсисы, растущие на холме посреди солончака Уюни

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о