Анна Нетребко и Элина Гаранча в опере Анна Болейн
«Анна Болейн», опера
Постановка Венской государственной оперы 2011 года
Композитор: Гаэтано Доницетти
Либретто: Феличе Романи
Дирижер: Эвелино Пидо
Режиссер: Эрик Женовез
Состав исполнителей
Анна Болейн (сопрано) – Анна Нетребко
Джейн Сеймур (меццо-сопрано) – Элина Гаранча
Генрих VIII (бас) – Ильдебрандо Д’Арканджело
Как, где и когда посмотреть трансляцию:
Дата трансляции: 9 декабря (ср) 2020
Время начала трансляции: 21.00 (МСК)
Трансляция доступна: до 10 декабря (чт), 21.00 (МСК)
Место: сайт Венской государственной оперы, раздел «Stream» https://play.wiener-staatsoper.at/
Важно! Перед просмотром необходимо зарегистрироваться на сайте театра, указав имя и фамилию, адрес электронной почты и пароль, а также подтвердить свое согласие с условиями пользовательского соглашения. Для просмотра на мобильных устройствах необходимо скачать приложение Vienna State Opera apps for iOS and Android. Приложение доступно по указанной в выше ссылке в разделе «Stream».
9 декабря Венская государственная опера вновь приглашает зрителей на трансляцию оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн». Ведущие партии в спектакле исполняют блистательные оперные певицы – Анна Нетребко и Элина Гаранча!
Историческая премьера «Анны Болейн» состоялась в 1830 году на сцене миланского театра «Каркано». Опера имела огромный успех и положила начало международной известности Доницетти. Сюжет этой лирической трагедии основан на биографии Анны Болейн, второй жены английского короля Генриха VIII. Опера повествует о самом тяжелом периоде жизни Болейн: царственный супруг уже охладел к ней и влюбился в ее фрейлину Джейн Сеймур, а на долю самой Анны выпадает лишь лицемерная жалость придворных и предчувствие неминуемой смерти.
Венская опера представит зрителям постановку французского режиссера Эрика Женовеза, премьера которой прошла в 2011 году. Этот спектакль полюбился зрителям за бережное отношение режиссера к бессмертной классике, историческую достоверность и детальную проработку удивительных по красоте костюмов.
Заглавную партию в этом спектакле исполняет российская оперная дива Анна Нетребко. Обладательница чарующего лирико-драматического сопрано, Анна Нетребко в течение многих лет находится на вершине музыкального Олимпа, выступая на сценах всех крупнейших концертных залов и оперных домов мира. Роль Анны Болейн можно по праву назвать одной из самых многогранных в репертуаре певицы. «Нетребко исполняет партию Анны Болейн с элегантной грустью, теплотой, ранящими душу нотами в голосе», ‒ отмечает обозреватель газеты «New York Times».
В роли Джейн Сеймур выступает Элина Гаранча – одна из самых ярких звезд на мировой оперной сцене. Эта выдающаяся латвийская певица с неизменным успехом выступает на главных оперных сценах мира – в Парижской опере, Ковент-Гарден, Метрополитен-Опере, Берлинской государственной опере. В 2013 году Венская опера, на сцене которой Элина Гаранча спела более ста партий, удостоила ее почетным титулом «Каммерзенгерин».
За пультом оркестра Венской государственной оперы – маэстро Эвелино Пидо. Этот итальянский дирижер признан критиками мировых изданий одним из лучших интерпретаторов произведений Доницетти и Беллини. Маэстро регулярно сотрудничает с Королевским театром в Мадриде, Парижской оперой, театром Ла Монне, Лионской оперой и многими другими знаменитыми театрами.
Желаем Вам приятного просмотра!
Анна Болейн | Театр в кино в Москве
Действие первое
Зал в Виндзорском дворце. Группа придворных проходит, беседуя вполголоса: они и жалеют Анну, жену Генриха, и насмехаются над ней, ведь король перенес свою любовь на другую. Входит Анна и просит музыканта Сметона повеселить двор до прихода короля. Сметон поет романс и пробуждает в Анне забытое чувство первой любви («Come, innocente giovane»; «В невинной юности»).Фрейлина Джейн Сеймур, оставшись одна после ухода Анны, которая не дождалась короля, выражает волнение и замешательство: быть может, несчастная знает, что муж хочет покинуть ее? К Джейн присоединяется король, который уверяет ее, что пора перестать скрывать их любовь. Джейн протестует (дуэт «Anna pure amor m’offria»; «Анна свою мне любовь подарила»). Но король убеждает ее, что Анна не достойна сожалений, так как запятнала себя изменой (дуэт «Ah! qual sia cercar non oso»; «Ах, какова она, не дерзаю узнать»).
Парк Виндзорского замка. Вернувшийся из изгнания Перси встречает брата Анны Рошфора. Генрих назначил Перси встречу на охоте, и тот надеется, что с ним будет и жена («Del primier felice amore»; «Первой счастливой любви»). Генрих, собираясь на охоту, приветствует Перси и сообщает ему, что своим возвращением он обязан Анне. Лорд не может сдержать волнения и восторга при виде королевы (ансамбль «Iо sentii sulla mia mano»; «Я ощутил на руке»).В замке близ комнат Анны Сметон рассматривает ее медальон, который носит на груди: в сердце он тайно хранит нежное чувство к госпоже («Ah! parea che per incanto»; «Ах, как будто чары»). Сметон становится незримым свидетелем встречи Анны и Перси. Перси не хочет отказаться от своей любви, тем более что Генрих забыл королеву. Вынув шпагу, он грозит убить себя, если Анна откажет ему в последней встрече. Увидев его обнаженную шпагу, Сметон выходит из укрытия и вступает с ним в бой. Анна испугана; услышав чьи-то шаги, она теряет сознание. Входит король и, увидев скрещенные шпаги, громко зовет придворных, стражу и во всеуслышание бросает Анне ужасное обвинение в измене. Сметон взывает к справедливости, он готов подтвердить невиновность королевы. С его груди падает медальон с ее изображением. Анна приходит в себя и понимает, что над ее головой и головой безвинного Сметона собралась буря: какое еще нужно доказательство адюльтера, если он носил на груди ее портрет? Анна молит мужа о пощаде, но он непоколебим. Перси считает, что Сметон действительно его соперник, Сеймур еще больше жалеет Анну, Сметон и Рошфор предпочитают смерть такому позору (секстет «In quegli sguardi impresso»; «Прочти в моих глазах»). Генрих велит арестовать Сметона, Перси, Рошфора и Анну (ансамбль «Ah! segnata e la mia sorte»; «Ах, судьба моя решена»).
Действие второе
К Анне, находящейся в заключении, приходит Джейн Сеймур, советуя ей признаться в адюльтере и, запятнав свою честь, тем купить жизнь — таков совет самого короля. Королева, еще не зная, кто ее соперница, обрушивает на фрейлину свой гнев. Сеймур признается, что она и есть ее соперница. Анна, с презрением отшатнувшись от нее, в конце концов понимает, что это новая жертва Генриха и прощает ее (дуэт «Va’, infelice, е teso reca»; «Ступай, несчастная, и подумай»).Из зала, где заседают судьи, выходит сэр Герви с последними новостями: Сметон подтвердил вину Анны, надеясь спасти ей жизнь. Генрих спешит уйти, так как стража ведет в зал суда Анну и Перси. Но Анна останавливает мужа и с достоинством просит убить ее, не выставляя на позорное судилище. Генрих осыпает ее упреками. Перси, желая защитить Анну, заявляет, что Анна принадлежит ему, потому что они с детства любили друг друга. Анна горько сожалеет, что связала свою жизнь с коварным Генрихом (терцет «Fin dall’eta piu tenera»; «С юных лет»). Король велит отвести их в зал суда. Джейн умоляет Генриха сохранить Анне жизнь, но ее просьба отвергнута. Брак короля расторгнут, Анна и ее сообщники должны быть казнены.Перси встречает в тюрьме Рошфора, осужденного на смерть только потому, что он брат Анны. Входит Герви и объявляет им о помиловании. Но Перси и Рошфор предпочитают умереть.
В тюрьме, куда заключена Анна, слышен плач служанок, королева в бреду, сердце разрывается от жалости к ней. Входит Анна, как будто погруженная в глубокую задумчивость; она вспоминает свою свадьбу, затем счастливое детство и любовь к Перси (с хором «Piangete voi?.. А1 dolce guidami»; «Вы плачете?.. К счастью веди меня»). Осужденные встречаются, Сметон винит себя за то, что послужил невольным виновником смерти королевы. Издалека доносятся пушечные выстрелы и звон колоколов: во дворце встречают новую королеву. Анна приходит в себя. В ярости она проклинает королевскую чету и идет навстречу казни.
Met представляет «Анну Болену» Доницетти — обзор
Музыка|Заблуждение и неповиновение королевы открывает сезон Met
-performs-donizettis-anna-bolena.html. Bolena» в постановке открытия сезона в Метрополитен-опера. Фото… Сара Крулвич/The New York TimesС момента прихода в Метрополитен-опера в качестве генерального директора в 2006 году Питер Гелб стремился сделать сопрано Анну Нетребко примадонной театра в старосветском смысле: первой среди равных . В понедельник вечером мистер Гелб, должно быть, почувствовал, что план работает.
Чтобы открыть сезон в Метрополитен-музее, г-жа Нетребко спела заглавную партию Доницетти «Анна Болена» в первой постановке компании по этому прорывному произведению Доницетти 1830 года. Расширенная последняя сцена стала кульминацией выступления г-жи Нетребко в роли обезумевшая британская королева (на основе исторической Анны Болейн, второй жены Генриха VIII). Будучи ложно осужденной за предательство мужа, Анна то теряет рассудок, то теряет рассудок.
Госпожа Нетребко спела элегантную грустную арию с блестящей теплотой, ноющей ранимостью и парящими высокими нотами. Когда публика разразилась продолжительными аплодисментами и браво, госпожа Нетребко, казалось, сломала характер и пару раз улыбнулась, хотя ее взгляд можно было принять за соответствующий драматическому моменту, так как бредовая Анна предается мечтам о счастливых днях с ее бывший любовник.
Затем, в конце этой «Безумной сцены», Анна, возвращенная к ужасающей реальности, проклинает «злую пару», короля и его новую королеву, и уходит на казнь, неправдоподобно настаивая на том, что она не ищет божественного возмездие, но сойдет в могилу с милостью на устах. Г-жа Нетребко разогнала кабалетту Доницетти, все ее зажигательные колоратурные пассажи и страстные фразы с вызовом, который покорил весь зал.
И все же Анна госпожи Нетребко и общий спектакль оперы были не такими, какими могли бы быть. Постановка режиссера Дэвида МакВикара проста и безопасна. Декорации Роберта Джонса (в его дебюте в Метрополитен) красивы и эффективны, но сдержанно традиционны, в них используется матрица вращающихся стен из белого кирпича и раздвижных деревянных панелей, чтобы воссоздать интерьеры и окрестности дворцов Генриха.
В первом акте, когда собирается королевский охотничий отряд с двумя впечатляюще большими собаками, немного абстракции привносится через скульптурные серые деревья. Костюмы Дженни Тирамани красочны, детализированы и соответствуют эпохе. Слишком верно. Этот Генри мог появиться на съемочной площадке почти любого из бесчисленных фильмов и телешоу, снятых о Тюдорах.
Но большей проблемой было рутинное дирижирование Марко Армилиато. Г-н Армилиато был ценен для итальянского репертуарного крыла Метрополитена с момента его дебюта в 1998 году. В «Anna Bolena» он передал понимание стиля бельканто, в котором дугообразным линиям должно быть предоставлено пространство для вращения и заклинания, а модели аккомпанемента должны быть гибкими.
Похоже, певцы чувствовали поддержку мистера Армилиато, который всегда был рядом, когда они позволяли себе вольности. В этом была проблема. Этому спектаклю нужен был дирижер, чтобы придать музыке некоторую интенсивность, чтобы держать актерский состав в напряжении, особенно в первых сценах. Большая часть действия происходит в заряженных всплесках драматического речитатива. Но слишком часто здесь оркестровые аккорды, поддерживающие вокальные партии, были вялыми. И игре оркестра не хватало характера.
Ранее госпожа Нетребко этой весной исполняла партию Анны только в Венской государственной опере. Она приступила к работе в понедельник, возможно, готовясь к долгой и тяжелой ночи пения, которая ее ждала. Она выглядела царственно и великолепно. И в приятном режиссерском штрихе Анна впервые появилась с маленькой рыжеволосой девочкой, явно ее дочерью, будущей королевой Елизаветой.
Видео Анна Нетребко в финальной сцене оперы Доницетти «Анна Болена», снятой во время репетиции в Метрополитен-опера. (Видео предоставлено Метрополитеном.)В свои 40 лет г-жа Нетребко, возможно, находится в расцвете своих вокальных возможностей. Ее звук плавно насыщенный, но сфокусированный. Устойчивые тона имеют тело и глубину. Ее сдержанное вибрато выявляло малейшее отклонение от центра поля, особенно на средних частотах, но я не жалуюсь. Это остается основным голосом с великолепными красками и встроенной выразительностью.
Сторонники бельканто уже давно спорят о том, естественна ли г-жа Нетребко для этого стиля, особенно в ее исполнении колоратурных пассажей. У нее может не быть ловкой точности, примером которой является Беверли Силлс (которую некоторые критиковали именно за эту точность). Подход г-жи Нетребко состоит в том, чтобы петь колоратуру как лирическую разработку вокальной партии, что она и сделала эффектно в роли Анны. И она излучает вокальную харизму.
Тем не менее, в течение всего вечера ее пение иногда казалось осторожным. Лучше всего она проявляла себя в спаррингах с другими певицами, особенно с меццо-сопрано Екатериной Губановой, которая была Джованной (фрейлиной королевы Джейн Сеймур, хотя лучше придерживаться итальянских имен, поскольку «Анна Болена» с либретто Феличе Романи, очень вольная игра с историей). У госпожи Губановой объемный, темный голос с несколько резковатым оттенком, к которому нужно привыкнуть. Она спела Джованну с острой подачей, складывая украшения и переходя на страстные вокальные партии.
Ее персонаж был комком нервов в вдохновленной Доницетти сцене второго акта, в которой Джованна наконец признается королеве, что она была любовницей короля и станет его новой женой. Оркестр под управлением г-на Армилиато снова, казалось, сдерживал, а не усиливал интенсивность, которую эти два артиста пытались вызвать на сцене.
Бас Ильдар Абдразаков привнес в партию Энрико (Генриха VIII) свой землистый, мускулистый голос. Хотя его пассажи временами приглушались его хриплыми тонами, он производил впечатление внушительного вида и не преувеличивал грубость короля.
Тенор Стивен Костелло вызвал бурные овации за своего Риккардо (лорда Перси, бывшего любовника Анны). Это было большое задание для одаренного и игривого молодого тенора. Г-н Костелло уловил всепоглощающее обожание персонажа Анной через его стремительное и мучительное пение.
Роль включает пробную теноровую арию «Vivi tu», в которой осужденный Риккардо умоляет своего друга лорда Рошфорда (брата Анны, здесь солидный бас-баритон Кит Миллер) избежать гнева короля и продолжать жить. Г-н Костелло в основном ориентировался в сложных пассажах музыки и выставлял высокие ноты. Услышать, как этот восходящий художник растягивается, было частью волнения.
Меццо-сопрано Тамара Мамфорд исполнила роль Марка Смитона, придворного музыканта, смертельно влюбленного в Анну. Ее пение было иногда шатким, но всегда искренним и пылким. Способный тенор Эдуардо Вальдес в роли придворного Херви завершил актерский состав. Каждая партия важна в опере, столь богатой ансамблями, включая кульминационный секстет первого акта, почти столь же запоминающийся, как и стойкий секстет из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, и более сложный в плане контрапункта.
Г-н Гелб сказал, что в идеале Метрополитен должен делать художественное заявление, представляя амбициозную новую постановку каждую премьеру. Два года назад он рискнул сыграть в непродуманной постановке Люка Бонди по опере Пуччини «Тоска». В прошлом сезоне состоялась премьера пьесы Вагнера «Золото Рейна» в постановке Робера Лепажа, по поводу которой до сих пор ведутся споры, поскольку в этом сезоне зрители ждут двух последних частей полного цикла «Кольцо».
«Анна Болена» представляла собой опасность другого рода. Чтобы обосновать эту великую, недооцененную оперу, труппа должна иметь звездное сопрано в главной роли. Г-жа Нетребко и есть та художница. Если бы только она и ее коллеги по сцене получили больше помощи от мистера Маквикара и мистера Армилиато.
Торжественное вечернее представление транслировалось на Таймс-сквер и в Линкольн-центр-плаза, где вмещалось около 3000 человек, ранее купивших бесплатные билеты. После того, как занавес поднялся на сцену, актерский состав «Анны Болены» появился на открытом балконе Метрополитена под аплодисменты толпы. Это становится долгожданной традицией при г-не Гелбе.
«Анна Болена» проходит до 28 октября с дополнительными представлениями в феврале в Метрополитен-опера, Линкольн-центр; (212) 362-6000, сайт metopera. org.
Версия этой статьи напечатана в разделе C, стр. 1 нью-йоркского издания под заголовком: Met Opens With Royal Delusion and Defiance. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
«Анна Болена» Доницетти: NPR
История под ярким светом: «Анна Болена» Доницетти Благодаря Доницетти историческую фигуру Анну Болейн воспели некоторые из величайших див мира — от Марии Каллас до Монтсеррат Кабалье. С этой новой венской постановкой к списку присоединяется Анна Нетребко.
Музыка
Из Венской государственной оперы
По
Брюс Скотт
Послушайте знакомство с «Анной Боленой»
Сопрано Анна Нетребко играет главную роль в постановке Венской государственной оперы по опере Доницетти « Анна Болена ». Майкл Пон/Венская государственная опера
За два года до оскароносной роли в Черный лебедь , Натали Портман появилась в исторической драме Другая девочка из рода Болейн . И это название многое говорит о персонаже, которого Портман сыграла в фильме — исторической фигуре, настолько известной, что в названии она упоминается даже без использования ее полного имени.
Анна Болейн, вторая жена короля Генриха VIII, была королевой Англии всего три года, прежде чем ее казнили по сомнительному обвинению в измене и супружеской измене в 1536 году. Но ее влияние намного пережило ее недолгое время ношения короны. Ее называют ключевой фигурой в усилении власти англиканской церкви в ее конфликте с Ватиканом, а ее дочь стала одним из самых могущественных монархов Англии, королевой Елизаветой I.
В одиночестве в лондонском Тауэре, незадолго до казни, Анна Болейн (сопрано Анна Нетребко) с нежностью вспоминает дом своего детства и свою раннюю любовь к Перси в арии «Al dolce guidami».
‘Аль долчи гидами’
К настоящему времени Энн добилась статуса знаменитости не только в истории, но и во всех видах популярных развлечений, от многочисленных романов и пьес до множества фильмов, в которых Энн играли Мерл Оберон, Ванесса Редгрейв, Женевьев Бюжольд и Хелена. Бонэм Картер, а также Портман.
В начале второго акта происходит ключевое противостояние между Энн и Джейн Сеймур (меццо-сопрано Элина Гаранка). Признавшись в своей причастности к королю, Джейн начинает драматический дуэт, говоря, что в глубине души она уже наказана («Dal mio cor punito io sono»).
Дуэт: «Даль ми кор»
Тем не менее, благодаря Гаэтано Доницетти и его опере
В World of Opera ведущая Лиза Симеоне представляет Анну Болена в недавней постановке из Вены, которая представляет собой пару важных новинок. Это первая постановка оперы в Венской государственной опере и первое появление сопрано Анны Нетребко в главной драматической роли.
Венская постановка также стала одним из самых ожидаемых оперных событий 2011 года, и премьера оправдала ожидания, заслужив 20-минутные овации исполнителей. Наряду с Нетребко в заявленный состав также входили бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело в роли Генриха VIII, меццо-сопрано Элина Гаранка в роли Джейн Сеймур и меццо-сопрано Элизабет Кульман в роли Смитона, все под руководством дирижера Эвелино Пидо.
Посмотреть предыдущий выпуск World of Opera или полный архив.
История «Анны Болены»
‘Аль-долчи гидами’
Генрих VIII (бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело) не доверяет своей королеве Анне Болейн в исторической опере Доницетти « Анна Болена». Майкл Пон/Венская государственная опера скрыть заголовок
ВОЗ ВОЗ
Анна Нетребко …………… Анна Болейн
Ильдебрандо Д’Арканджело …….. Генрих VIII
Элина Гаранка ……. ……. Джейн Сеймур
Дэн Пол Думитреску …….. Рошфор
Франческо Мели ……………. Лорд Перси
Элизабет Кульман . .. ………… Смитон
Peter Jelosits ………………….. Hervey
Оркестр и хор Венской государственной оперы
Эвелино Пидо, дирижер
ACT ONE открывается в Виндзоре замок, где Анна несчастна, а придворные беспокоятся о ее будущем. Анне не удалось родить королю Генриху сына, и его романтическое внимание блуждает. Теперь он положил глаз на Джейн Сеймур, одну из дам королевы. Джейн влюблена в короля, но ее беспокоит его поведение и его завуалированные угрозы в адрес Анны.
Когда на место происшествия прибывает брат Анны, Рошфор, он поражен, увидев, что лорд Перси, первая любовь Анны, вернулся из изгнания. Перси признается Рошфору, что до него доходили слухи о несчастье Анны, и что он был несчастен вдали от нее. Учитывая явное недоверие короля к Анне, присутствие Перси при дворе кажется неразумным. Но когда король появляется на охоте, выясняется, что возвращение Перси устроил сам король Генрих — как ловушку для Анны.
Если это не подвергает королеву достаточной опасности, то есть еще молодой человек Смитон, любимый музыкант Анны. Смитон также влюблен в королеву и, как и многие другие, беспокоится о намерениях короля. У Смитона есть миниатюрный портрет Анны, который он носит в медальоне. Он идет к Анне, чтобы вернуть его, но ему приходится прятаться, когда появляется Рошфор.
Рошфор уговаривает Анну встретиться с Перси, который признается в любви. Энн отказывает ему, и Перси обнажает меч, чтобы убить себя. Когда Смитон видит это, он думает, что Энн в опасности, и выбегает из своего укрытия. В этот же момент внезапно появляется король.
Смитон заявляет, что Анна не сделала ничего плохого, но случайно роняет ее портрет к ногам короля. Король приказывает своей страже задержать всех. Энн начинает захватывающий секстет, пытаясь объяснить ситуацию. Но когда действие заканчивается, король говорит, что ей придется защищаться в суде, и Энн понимает, что, возможно, нет никакого способа спасти себя.
Джейн Сеймур (меццо-сопрано Элина Гаранка) разрывается между любовью к королю и долгом перед Анной Болейн.
Майкл Пон/Венская государственная опера скрыть заголовок переключить заголовок Майкл Пон/Венская государственная операВ ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ , Джейн говорит Анне, что король пощадит ее, если она признается в своих преступлениях. Джейн также сообщает, что король Генрих любит другую женщину. Энн требует знать, кто это, и противостояние приводит к мощному дуэту. Раздираемая своей любовью к Генриху и преданностью Анне, Джейн признается, что она вторая женщина короля.
На суде над Анной Смитон лжет и говорит, что он любовник Анны. Ему сказали, что его ложное признание спасет жизнь Энн, но вместо этого гарантирует ее смерть. Перси готов умереть, чтобы спасти Анну, и Джейн также умоляет короля оставить Анну в живых. Но король Генри полон решимости довести дело до конца.