Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Антон белов гараж: Антон Белов: директор центра современной культуры Гараж

Антон белов гараж: Антон Белов: директор центра современной культуры Гараж

Shelfie: Антон Белов

T

КУЛЬТУРА • SHELFIE

Shelfie: Антон Белов

Shelfie: Антон Белов

текст: катя федорова     |    фото: наталья покровская      |     ПРОДЮСЕР: ЛИЗА КОЛОСОВА    

В преддверии открытия первой Триеннале российского современного искусства мы поговорили с директором музея «Гараж» о его личных коллекциях.

Квартира Антона Белова находится в типовом московском доме, но, переступив ее порог и увидев минималистичный интерьер с низкой мебелью и редкого для северного города размера окно, вы переноситесь в модный район Токио или по крайней мере Нью-Йорка. Продуманная планировка вмещает все, что нужно для жизни успешного креативного жителя современного мегаполиса. Кроме коллекции книг — ей пришлось переехать частично в офис Белова, частично в стремительно расширяющуюся библиотеку музея «Гараж», которая занимает уже половину здания, спроектированного Ремом Колхасом. «В какой-то момент я понял, что не могу найти в Москве нужных мне книг по архитектуре, и решил заняться пополнением архитектурной полки в библиотеке.

Привожу чемоданами из каждой поездки, прошу друзей, пишу письма знакомым архитекторам по всему миру. Со временем это превратилось в некое соревнование, цель которого — собрать лучшую подборку по теме», — рассказывает Антон. Книги он любит давно, с нежностью вспоминает привезенный родителями из первой загранпоездки каталог галереи Уффици или как помогал хрупкой библиотекарше таскать книжки в нонфикшен-отделе своего технического вуза. В детстве проявилась и ценная для музейного работника страсть к коллекционированию. Ребенком он вместе с братом-близнецом собирал монеты, вкладыши от жвачки, позже — спичечные коробки и значки, теперь переключился на искусство, хотя не забывает и о более прикладных увлечениях вроде перочинных ножей. «У нас дома миллион инструментов, но никогда нет нужного. Есть, например, гигантский молоток и плоскогубцы, но когда что-то ломается, оказывается, что они бесполезны и нужен какой-нибудь шестигранничек, — смеется Антон. — Зато ножи часто выручают. Один я всегда ношу на брелоке с ключами, другой, стропорез, всегда лежит в машине на случай, если заклинит ремень».

Через всю жизнь тянется и его любовь к Японии. Это чувствуется и в «Гараже», где уже проходили выставки Japan Congo, стояла инсталляция Яеи Кусамы, а в этом году состоится большая выставка Такаси Мураками. «Это удивительный проект, гигантский, — увлеченно рассказывает Белов. — Мы воссоздадим кусок его студии, интегрируем его работы в фасад здания и кафе, в книжном построим специальную конструкцию для сувениров. Мы впервые покажем творчество Мураками во всей глубине его смыслов, и, я надеюсь, это изменит представления о нем во всем мире».

Во время одной из поездок в рамках подготовки к выставке команда «Гаража» посетила музейный остров Наосима, на котором японский бизнесмен и меценат более 30 лет строит музейный комплекс Benesse House. История комплекса произвела на Антона неизгладимое впечатление. «У японцев фантастический горизонт планирования, — рассказывает он. — Они меряют все не своей жизнью или успехами и даже не тем, как детям побольше денег оставить. Они видят это как продолжение традиции и себя.

Отчасти это семейная история, отчасти страны. Они чувствуют личную ответственность перед культурой. Это какое-то видение своего будущего за пределами своей жизни. И это очень подкупает». Хочется верить, что история «Гаража» под руководством Антона Белова станет одним из примеров следования японской философии в современной России.

Квартира Антона Белова находится в типовом московском доме, но, переступив ее порог и увидев минималистичный интерьер с низкой мебелью и редкого для северного города размера окно, вы переноситесь в модный район Токио или по крайней мере Нью-Йорка. Продуманная планировка вмещает все, что нужно для жизни успешного креативного жителя современного мегаполиса. Кроме коллекции книг — ей пришлось переехать частично в офис Белова, частично в стремительно расширяющуюся библиотеку музея «Гараж», спроектированного Ремом Колхасом. «В какой-то момент я понял, что не могу найти в Москве нужных мне книг по архитектуре, и решил заняться пополнением архитектурной полки в библиотеке.

Привожу чемоданами из каждой поездки, прошу друзей, пишу письма знакомым архитекторам по всему миру. Со временем это превратилось в некое соревнование, цель которого — собрать лучшую подборку по теме», — рассказывает Антон. Книги он любит давно, с нежностью вспоминает привезенный родителями из первой загранпоездки каталог галереи Уффици или как помогал хрупкой библиотекарше таскать книжки в нонфикшен-отделе своего технического вуза. В детстве проявилась и ценная для музейного работника страсть к коллекционированию. Ребенком он вместе с братом-близнецом собирал монеты, вкладыши от жвачки, позже — спичечные коробки и значки, теперь переключился на искусство, хотя не забывает и о более прикладных увлечениях вроде перочинных ножей. «У нас дома миллион инструментов, но никогда нет нужного. Есть, например, гигантский молоток и плоскогубцы, но когда что-то ломается, оказывается, что они бесполезны и нужен какой-нибудь шестигранничек, — смеется Антон. — Зато ножи часто выручают. Один я всегда ношу на брелоке с ключами, другой, стропорез, всегда лежит в машине на случай, если заклинит ремень».

— наведите курсор на этот символ, чтобы узнать подробности

— Комнатные растения — 

«Растения появлялись постепенно. Часть приросла из «Гаража». Принципа подбора нет, потому что ухаживаю за ними не я и для меня любое растение — фикус. Растения я тоже люблю с детства. Моя мама работала в советском НИИ, и там во всех коридорах были просто заросли. Там даже кофе выращивали и лимоны, и фикус древовидный, и все эти лианы ползущие. Мы приходили играть на первых тогда компьютерах — и растения отпечатались в моей памяти. Мне нравится, когда все горшки одинаковые, но вот этот отличается. Это подарок от Garage Teens. У нас есть такие команды, которые набираются из тинейджеров по большому конкурсу. Мы с ними занимаемся, объясняем, что такое музей, как он работает. Они проводят диспуты, смотрят фильмы, им сотрудники «Гаража» читают лекции, они ходят по музеям с искусствоведами и кураторами. Вот они подарили мне фикус».

— Комнатные растения — 

«Растения появлялись постепенно. Часть приросла из «Гаража». Принципа подбора нет, потому что ухаживаю за ними не я и для меня любое растение — фикус. Растения я тоже люблю с детства. Моя мама работала в советском НИИ, и там во всех коридорах были просто заросли. Там даже кофе выращивали и лимоны, и фикус древовидный, и все эти лианы ползущие. Мы приходили играть на первых тогда компьютерах — и растения отпечатались в моей памяти. Мне нравится, когда все горшки одинаковые, но вот этот отличается. Это подарок от Garage Teens. У нас есть такие команды, которые набираются из тинейджеров по большому конкурсу. Мы с ними занимаемся, объясняем, что такое музей, как он работает. Они проводят диспуты, смотрят фильмы, им сотрудники «Гаража» читают лекции, они ходят по музеям с искусствоведами и кураторами. Вот они подарили мне фикус».

— Репродукция «Сикстинской Мадонны» Рафаэля — 

«Меня часто спрашивают про мою первую вещь, связанную с искусством. Когда я еще только начинал этим заниматься, однажды оказался в Дрездене и сразу побежал в Дрезденскую картинную галерею, потому что слышал, что это очень важный музей.

Там я увидел «Сикстинскую Мадонну» и вспомнил, что в доме, где я жил в детстве, висела репродукция этой работы. Мадонну привозили из Дрездена в Москву и выставляли в Пушкинском музее. На выставку ходили абсолютно все, а эти плакаты были напечатаны тиражом чуть ли не в миллион экземпляров, и все покупали их и несли домой. Я решил, что надо сохранить эту преемственность ощущений».

— «Гриб» Макото Азумы — 

«Гриб — это работа японского художника Макото Азумы, того, который запустил икебану в стратосферу. Во время поездки по Японии мы заезжали к нему в студию, потому что он часто сотрудничает с Мураками. Недавно он, кстати, замораживал цветы в глыбах льда для показа Dries Van Noten. Действительно сумасшедше талантливый художник. Он спросил меня, что интересного есть в России, и, поскольку он фанат льда, я начал рассказывать ему про Байкал и показывать фото Байкала подо льдом. Было очень смешно, потому что он так вдохновился, что стал сразу дергать своих ассистентов, чтобы те узнали побольше об этом чудесном месте в России».

— Репродукция «Сикстинской Мадонны» Рафаэля — 

«Меня часто спрашивают про мою первую вещь, связанную с искусством. Когда я еще только начинал этим заниматься, однажды оказался в Дрездене и сразу побежал в Дрезденскую картинную галерею, потому что слышал, что это очень важный музей. Там я увидел «Сикстинскую Мадонну» и вспомнил, что в доме, где я жил в детстве, висела репродукция этой работы. Мадонну привозили из Дрездена в Москву и выставляли в Пушкинском музее. На выставку ходили абсолютно все, а эти плакаты были напечатаны тиражом чуть ли не в миллион экземпляров, и все покупали их и несли домой. Я решил, что надо сохранить эту преемственность ощущений».

— Неопознанное животное ручной работы — 

«Эту штуку я сделал сам, когда друзья отвели меня в гончарную мастерскую. В ней все видят разных животных — ежа, ската…. Но на деле она задумывалась как птица».

— «Гриб» Макото Азумы — 

«Гриб — это работа японского художника Макото Азумы, того, который запустил икебану в стратосферу. Во время поездки по Японии мы заезжали к нему в студию, потому что он часто сотрудничает с Мураками. Недавно он, кстати, замораживал цветы в глыбах льда для показа Dries Van Noten. Действительно сумасшедше талантливый художник. Он спросил меня, что интересного есть в России, и, поскольку он фанат льда, я начал рассказывать ему про Байкал и показывать фото Байкала подо льдом. Было очень смешно, потому что он так вдохновился, что стал сразу дергать своих ассистентов, чтобы те узнали побольше об этом чудесном месте в России».

— Неопознанное животное ручной работы — 

«Эту штуку я сделал сам, когда друзья отвели меня в гончарную мастерскую. В ней все видят разных животных — ежа, ската…. Но на деле она задумывалась как птица».

Через всю жизнь тянется и его любовь к Японии. Это чувствуется и в «Гараже», где уже проходили выставки Japan Congo, стояла инсталляция Яеи Кусамы, а в этом году состоится большая выставка Такаси Мураками. «Это удивительный проект, гигантский, — увлеченно рассказывает Белов. — Мы воссоздадим кусок его студии, интегрируем его работы в фасад здания и кафе, в книжном построим специальную конструкцию для сувениров. Мы впервые покажем творчество Мураками во всей глубине его смыслов, и, я надеюсь, это изменит представления о нем во всем мире».

Во время одной из поездок в рамках подготовки к выставке команда «Гаража» посетила остров Наосима, на котором японский бизнесмен и меценат более 30 лет строит музейный комплекс. История комплекса произвела на Антона неизгладимое впечатление. «У японцев фантастический горизонт планирования, — рассказывает он. — Они меряют все не своей жизнью или успехами и даже не тем, как детям побольше денег оставить. Они видят это как продолжение традиции и себя. Отчасти это семейная история, отчасти страны. Они чувствуют личную ответственность перед культурой. Это какое-то видение своего будущего за пределами своей жизни. И это очень подкупает». Хочется верить, что история «Гаража» под руководством Антона Белова станет одним из примеров следования японской философии в современной России.

— Картина Виктора Пивоварова — 

«Это работа Виктора Пивоварова. Очень странная история. Я очень полюбил этого художника за время работы над выставкой. Он даже стал для меня неким ментальным дедушкой, потому что настоящего у меня никогда не было. Я с ним все время переписываюсь, раз в неделю шлю e-mail. Спрашиваю, чем могу помочь, интересуюсь, чем он занимается. Я всегда в курсе его дел, приезжаю в гости. Мне кажется, что ему это приятно. И для меня многое значит вот так сидеть у него на кухне, пока он варит картошку или суп. У меня такого не было, для меня это уникальный опыт. Я прихожу, он берет стул и говорит: «Ну, Антон, садись». Я сажусь, а он стоит, готовит: «Рассказывай». И я правда как дедушке рассказываю, что со мной случилось, куда я ходил, что произошло, какие у меня переживания, что я думаю про свою работу. И вот когда я приехал на его восьмидесятилетие, привез ему то, что он просил, а потребности у него очень простые — книги в основном, он вдруг говорит: «А вот мой подарок тебе». И дарит мне эту работу. У него дома есть маленькие рабочие кельи. В одной из них он обычно спит, если ночью долго работает. И там у него висела эта работа. Человек с фонарем, как бы освещающий путь. Мне она очень запомнилась. А он запомнил мою реакцию на эту работу, упаковал и подарил мне на свои восемьдесят лет».

— Картина Виктора Пивоварова — 

«Это работа Виктора Пивоварова. Очень странная история. Я очень полюбил этого художника за время работы над выставкой. Он даже стал для меня неким ментальным дедушкой, потому что настоящего у меня никогда не было. Я с ним все время переписываюсь, раз в неделю шлю e-mail. Спрашиваю, чем могу помочь, интересуюсь, чем он занимается. Я всегда в курсе его дел, приезжаю в гости. Мне кажется, что ему это приятно. И для меня многое значит вот так сидеть у него на кухне, пока он варит картошку или суп. У меня такого не было, для меня это уникальный опыт. Я прихожу, он берет стул и говорит: «Ну, Антон, садись». Я сажусь, а он стоит, готовит: «Рассказывай». И я правда как дедушке рассказываю, что со мной случилось, куда я ходил, что произошло, какие у меня переживания, что я думаю про свою работу. И вот когда я приехал на его восьмидесятилетие, привез ему то, что он просил, а потребности у него очень простые — книги в основном, он вдруг говорит: «А вот мой подарок тебе». И дарит мне эту работу. У него дома есть маленькие рабочие кельи. В одной из них он обычно спит, если ночью долго работает. И там у него висела эта работа. Человек с фонарем, как бы освещающий путь. Мне она очень запомнилась. А он запомнил мою реакцию на эту работу, упаковал и подарил мне на свои восемьдесят лет».

— Японские сладости — 

Меня поражает страсть японцев к перфекционизму. Даже на примере конфет. Вот бумажка — и она идеальна, а внутри— сообщение о том, что это такое. А здесь веревочка — и она тоже идеальная. Потом открываешь коробочку и понимаешь, что внутри еще осушитель, чтобы не дай бог конфеты не испортились. И каждая деталь разного цвета, и фактурна на ощупь. Казалось бы, всего-то карамель. У них много чему можно поучиться.

— Японские сладости — 

Меня поражает страсть японцев к перфекционизму. Даже на примере конфет. Вот бумажка — и она идеальна, а внутри— сообщение о том, что это такое. А здесь веревочка — и она тоже идеальная. Потом открываешь коробочку и понимаешь, что внутри еще осушитель, чтобы не дай бог конфеты не испортились. И каждая деталь разного цвета, и фактурна на ощупь. Казалось бы, всего-то карамель. У них много чему можно поучиться.

— Коллекция перочинных ножей — 

«Это моя коллекция перочинных ножей. Какие-то мне дарят, другие я покупаю сам. Например, метательный нож — подарок руководителя службы безопасности «Гаража». Есть редкий нож боцмана. Его можно застопорить и развязывать им узлы на яхте. Малюточку я купил на рынке в Вене. Мне нравится, как он щелкает, когда его открываешь, — им вполне можно нанести небольшой урон. Нож с узорами куплен во французском антикварном магазине. Мне нравится, что он сделан криво, вручную, с каким-то специфическим пониманием красоты: тут и олень, и виноградины, и еще что-то. Такая нелепость мне кажется забавной. Вот узкий нож, практически не за что хвататься, зато это образец конструктивизма. Я пожалел на него денег, а потом брат мне его подарил. Этот куплен на Сицилии. Он явно итальянский, они любят все такое изящное. Причем стоил где-то пять евро и был найден у такого старого продавца китайских ножей, который клялся, что именно этот — настоящий сицилийский».

— Коллекция перочинных ножей — 

«Это моя коллекция перочинных ножей. Какие-то мне дарят, другие я покупаю сам. Например, метательный нож — подарок руководителя службы безопасности «Гаража». Есть редкий нож боцмана. Его можно застопорить и развязывать им узлы на яхте. Малюточку я купил на рынке в Вене. Мне нравится, как он щелкает, когда его открываешь, — им вполне можно нанести небольшой урон. Нож с узорами куплен во французском антикварном магазине. Мне нравится, что он сделан криво, вручную, с каким-то специфическим пониманием красоты: тут и олень, и виноградины, и еще что-то. Такая нелепость мне кажется забавной. Вот узкий нож, практически не за что хвататься, зато это образец конструктивизма. Я пожалел на него денег, а потом брат мне его подарил. Этот куплен на Сицилии. Он явно итальянский, они любят все такое изящное. Причем стоил где-то пять евро и был найден у такого старого продавца китайских ножей, который клялся, что именно этот — настоящий сицилийский».

— Предметы интерьера — 

«Когда я занимался обустройством квартиры, мне помогали мои друзья из Archive store, которые привозят в Москву интересные винтажные вещи и предметы современного датского дизайна. Зеркала и люстры антикварные».

— Предметы интерьера — 

«Когда я занимался обустройством квартиры, мне помогали мои друзья из Archive store, которые привозят в Москву интересные винтажные вещи и предметы современного датского дизайна. Зеркала и люстры антикварные».

— Совы — 

«Когда дизайнер Пол Смит приезжал в Москву, он заходил к нам в «Гараж» в гости, мы подружились, и он сказал написать ему, когда я в следующий раз буду в Лондоне. Я послушался, не надеясь на ответ, а он ответил: «Жду тебя завтра в 9 утра». Мы поехали в его студию, а потом в магазин, для которого специальные сталкеры ищут классные вещи по всему миру. И там я увидел совушек, которые при ближайшем рассмотрении оказались из крыльев бабочек. Их нашли в каком-то бельгийском антикварном магазине и сделали им хорошие рамы. Я не успел их тогда купить, но попросил друга, живущего в Лондоне, сделать это за меня».

— Совы — 

«Когда дизайнер Пол Смит приезжал в Москву, он заходил к нам в «Гараж» в гости, мы подружились, и он сказал написать ему, когда я в следующий раз буду в Лондоне. Я послушался, не надеясь на ответ, а он ответил: «Жду тебя завтра в 9 утра». Мы поехали в его магазин, для которого специальные сталкеры ищут классные вещи по всему миру. И там я увидел совушек, которые при ближайшем рассмотрении оказались из крыльев бабочек. Их нашли в каком-то бельгийском антикварном магазине и сделали им хорошие рамы. Я не успел их тогда купить, но попросил друга, живущего в Лондоне, сделать это за меня».

{«width»:1200,»column_width»:166,»columns_n»:6,»gutter»:40,»line»:40}false7671300false{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}

Это мой город: директор Музея «Гараж» Антон Белов

О москвичах, похожих на загулявших купцов, которые готовы за одну ночь потратить все деньги, и о том, что в Сколково в отличие от Москвы все ходят друг к другу в гости.

Я родился…

Там, где дома отражали солнце, росли сосны и дубы, где можно было безопасно ходить по улицам, бегать за квасом, покупать хлеб, не уезжать из этого места никуда и никогда, дожить до старости и там же умереть. Это район Северный, поселок таунхаусного типа, построенный при Северной водопроводной станции по чертежам пленных немцев в начале 1950-х годов. Каждому, кто там имел квартиру, полагался участок земли. Папа на маленькой пасеке разводил пчел, мама в теплицах выращивала огурцы и помидоры. У нас был собственный гараж, куда мы ходили с дядей перебирать машину. Лыжные прогулки, походы за грибами, поездки на велосипедах на канал: все, что можно себе представить в счастливом детстве, происходило там.

Сейчас живу…

Как обычный современный человек люблю что-то менять и путешествовать по разным типам жилья. Сейчас живу в Сколково. По-своему это интересный опыт и удивительный тип проживания. Рядом парк «Мещерский», бизнес-школа с развивающейся территорией и инфраструктурой, разными кафе и катком, где мы с друзьями встречали Новый год.

В Сколково сложилось местное сообщество, удивительное соседство, где все встречаются, ходят друг к другу в гости. Именно то, чего не хватает Москве.

Я честно считаю: не надо ездить на Патрики, чтобы ужинать, если вы там не живете. Ну можно съездить на какое-то мероприятие, раз в год на юбилей, банкет, крестины, бар-мицву, на что угодно, но вкусно поесть, пойти в спортзал можете, в принципе, и у себя в районе. А если «заскучалось», идите в библиотеку, проведите там несколько дней, исследуя что-то вам интересное. Я сторонник максимального развития местного сообщества и комфортных мест для жизни и осуществления малых дел, доставляющих удовольствие.

Люблю гулять в Москве…

Мне симпатичен район Китай-города, согласно Гиляровскому, место сбора всякого сброда, которое, с другой стороны, всегда посещала интеллигенция разного толка. Там холмистый ландшафт и сохраняется старый дух. Наверное, в районе Китай-города жить бы не стал, но приходить сюда люблю.

Мой любимый район в Москве…

Нравится район от Пречистенки до МИДа, там, где вставные зубы кирпичных построек 1950-х годов, казалось бы, уже стали историей, интегрировались в тихие старые переулки. Здесь живут люди, точно знающие, куда лучше всего пойти попить чаю, где какие хорошие химчистки и школы. И это очень здорово. Лицо района очень часто определяют именно люди. Появление друзей, близких по духу сообществ могут вас затянуть в какой-либо район, который станет любимым.

Мой нелюбимый район в Москве…

Сказать, что я идеально знаю всю Москву, было бы обманом. Очень большой город. В каждом районе свое очарование. Вопрос, как его разыскать. Я, с одной стороны, привередлив, с другой — очень неприхотлив. Как человеку, много работающему с визуальными образами, мне, наверное, жить в каком-то очень безликом районе было бы тяжело. Кто-то ненавидит окрестности Бауманской, а я вот их люблю. Важно, чтобы город предлагал разнообразие опций всем, и тем, кто хочет жить в старом фонде, среди старых особняков, и, наоборот, тем, кто предпочитает новые дома. Чем больше таких вариантов, тем счастливее город. Говорили, что в «Москва-Сити» никто не станет жить, однако жилье там раскуплено, и люди довольны. Кому-то достаточно тридцати метров гарсоньерки, жилой ячейки в доме Наркомфина, а есть, кому необходимо триста пятьдесят метров площади или «Дубль дом». Чтобы построить свое счастье, кому-то классно и в Новой Москве.

В ресторанах…

В кафе «Сезоны» в Сколково покупаю себе блинчики, рядом с катком — пиццу или вафельные трубочки со сгущенкой. Иногда могу устроить себе шикарный завтрак в Москве и сходить в «Северян». Естественно, очень люблю ресторан «Сахли». У меня глубочайшая уверенность, что грузинская кухня в Москве лучше, чем в Грузии.

Поскольку я фанат Японии, мне нравятся проекты переосмысления японской кухни, такие, как, например, Cutfish. Мне кажется, Хамовники — район, переоцененный с точки зрения недвижимости, но недооцененный с точки зрения среды. Его центр — Усачевский рынок, а в нем — японский ресторан RYBA, куда я люблю захаживать. Проект Buro в ЦУМе — неожиданное успешное и вкусное место в царстве консюмеризма.

Место в Москве, куда все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Миллион таких мест. Никогда не был в доме Виктора Васнецова на проспекте Мира. Вечно проезжаю мимо и каждый раз говорю себе: «Надо выйти!» А потом: «Что я делаю, опять опаздываю!» Надо наконец совершить над собой усилие.

Конечно, я не москвовед и не считаю, что надо стремиться посетить все на свете. Но мне иногда интересно сходить на какой-нибудь завод или заглянуть в какое-то неочевидное место.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Москвич — это загулявший купец, который хорошо заработал и за ночь может все это прогулять-прокутить или купить что-то необоснованно дорогое, но очень для него ценное. Цыгане, шампанское, оплата всего стола с полузнакомыми людьми — это вот Москва. Париж совсем другой по настроению. Лондон тоже. В Москве свой дух. Кому он созвучен, приезжает сюда и остается. Магия Москвы, которой нет в других городах. Чем больше у нас будет туризма, тем больше появится людей, которые захотят остаться. Скажем, я скучаю по Москве, если больше недели нахожусь где-то.

В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже, Лондоне…

Однажды провел в Нью-Йорке две недели, мне физически уже было тяжело, и когда приземлился на родную землю, захотелось чуть ли не березку обнять. Лондон очень красивый по архитектуре, музейным коллекциям, он со своей энергией и живет по законам, которые мне очень симпатичны, но это не мой город. Наверное, по-своему я тот самый загулявший купец, со своим ощущением, который много работает и широко тратит. Мне трудно представить себя живущим в другом месте планеты. Возможно, мне интересна Япония, но и проживающим в Токио я себя не представляю.

Правильный вопрос: что же это такое, идентичность Москвы? Если другие города давно отстроили свою идентичность: Лондон стал финансовым центром, Париж — столицей моды, то у Москвы такой четкости нет. Надо бы найти нового Гиляровского, который ухватил бы дух, момент и описал его. «Москва, звонят колокола»? «Moscow never sleeps»? «Зарядье», может быть, «Гараж», может быть, наследие лужковской архитектуры?

В отличие от многих мировых столиц, где все засыпает в шесть вечера, в нашем городе можно закончить работу в восемь, потом еще сходить в музей, зайти в ресторан с друзьями, после заскочить в магазин, купить себе что-то там на утро или, если загулял допоздна, позавтракать сырниками и яичницей в «Кофемании» и чувствовать себя загулявшим купцом.

В Москве за последнее десятилетие изменилось…

В Москве поменялась атмосфера. Город стал более открытым, более человекоориентированным. Он думает о людях. Если с вами что-то случилось на дороге, приедет не полиция, а ОДД и быстро, например, накачает колесо.

Если раньше без машины было тяжело, то сейчас есть каршеринг, такси, миллион приложений, опция общественного транспорта, которая составит нужный вам маршрут. Ожили первые этажи зданий, есть заказ еды через «Яндекс». Не выходя из дома, вы можете купить продукты, через пятнадцать минут устроить спонтанную вечеринку или, если к вам, к примеру, приехала вся родня из Татарстана, быстро накормить всю родню из Татарстана. Диджитализация Москвы абсолютно космическая и очень человеколюбивая. В этом плане я супердовольный москвич, который радуется этим изменениям.

Если говорить о плитке, плитка меня вообще не трогает. Конечно, немного смутила скорость, с которой все это «бомбили», можно было немножко подрастянуть, чтобы было комфортнее.

Но, с другой стороны, Россия — страна аврального типа, мы долго запрягаем, а потом не можем остановиться.

Хочу изменить в Москве…

Я фанат старых зданий и вместе с тем понимаю, что нельзя все защищать просто ради сохранения. Должно же быть развитие. Если есть хороший проект реконструкции и приспособления старого здания, который свяжет его с окружающей средой, надо осуществлять. Город живет, когда в нем развивается малый бизнес, предприятия, отели. Я за то, чтобы всякому месту находилось применение и здания не стояли замороженными. Конечно, это насилие над городом, когда на месте чего-то старого возникает некий визуальный ужас. Однако я сторонник разумного баланса между созданием нового, принципиально полезного, воспитывающего глаз и сохранением особо ценного. Чудовищным считаю проект реконструкции кинотеатров и строительства на их месте однотипных уродливых торговых центров.

Новые выставки в Музее «Гараж»…

Мы открыли суперсезон, самый исследовательский, научный, при этом самый красивый. Новые проекты, которые вы больше не увидите ни в одном музее: «Мы храним наши белые сны», Atelier E.B. «Прохожий», «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» и масштабная инсталляция Моники Сосновской «Упражнение на конструкцию. Сгибание». Мы собрали удивительные вещи, которые совершат с вами погружение в мир искусства через «неискусство». Выставки совершенно разные, но при этом пересекающиеся. Будет интересно всем, кто интересуется модой, дизайном, эзотерикой, любит покопаться в андерграунде. На входе вас встретят согнутые гиперболоиды башни Шухова, и это уже необычный опыт.

Фото: Андрей Безукладников

Московский музей «Гараж» по-прежнему набирает силу в десять лет, несмотря на раскол соучредителей

Спустя почти год после объявления о расставании миллиардер Роман Абрамович и его третья жена Даша Жукова удивили и порадовали обозревателей светской хроники, появившись вместе на десятом юбилейная вечеринка Музея современного искусства «Гараж» в Москве в прошлом месяце. Бывшая пара по-прежнему глубоко привержена частному учреждению, которое они основали, говорит его директор Антон Белов.

«В глобальном масштабе ничего не изменилось, — говорит он. Во всяком случае, теперь «сотрудничество с нами и между ними стало более тесным», сообщения о «Гараже» практически каждый день. Абрамович и Жукова продолжат покрывать около двух третей годового бюджета в размере от 13 до 15 миллионов долларов, говорит Белов, хотя музей стремится привлечь больше средств за счет корпоративного спонсорства, растущей программы друзей и собственных доходов.

«Наши основатели очень поддерживают [музей]», — говорит он, но у них «другие приоритеты и цели». Жукова больше занимается архитектурой, дизайном и выставочным планированием; Абрамовича особенно интересует обширная публичная программа, музыкальные и театральные представления Garage Live, а также инвестиции в будущие проекты. Архив современного русского искусства «Гаража», например, недавно расширился до Санкт-Петербургской Новой Голландии, бывшей царской верфи, которую развивает бывшая пара.

«Сейчас во всем мире «Гараж» считается очень серьезным учреждением»

Белов описывает их как дальновидных и готовых рисковать. Сам «Гараж» теперь позиционируется как «первая благотворительная организация в России, создавшая всеобъемлющий общественный заказ на современное искусство», хотя многие воспринимали его как тщеславный проект, когда он открылся в 2008 году в автобусном парке 1920-х годов.

«Долгосрочные перспективы «Гаража» не казались очень ясными, — говорит Белов о первых днях. «Сейчас во всем мире это воспринимается как очень серьезное учреждение. Многие музеи изучают наш опыт». Особый интерес, по его словам, представляют «уникальные» инклюзивные инициативы музея, такие как регулярные экскурсии для слабослышащих и слабовидящих и их интеграция в художественные проекты.

Абрамович и Жукова Splash News/Alamy

Архитектурное видение Жуковой проявляется в переходе от оригинального гаража, спроектированного Константином Мельниковым, где сейчас находится Еврейский музей и Центр толерантности, к нынешнему месту в Парке Горького. Первоначально размещенный во временном здании, построенном по заказу японского архитектора Сигеру Бана, музей переехал в 2015 году в советское модернистское здание, бывший ресторан «Времена года», реконструированный Ремом Колхасом. Он планирует дальнейшее расширение соседнего павильона Hexagon, который также реконструируется Колхасом и его фирмой OMA.

Между тем, «Гараж» является движущей силой новой «Музейной мили», которая стартует осенью. Извилистый маршрут свяжет его с двумя объектами Государственной Третьяковской галереи: Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и, когда он откроется в 2019 году, электростанцией ГЭС-2, ставшей музеем современного искусства при поддержке газового магната Леонида Михельсона.

«Гараж» также будет представлен осенью на ВДНХ, бывшем сталинском выставочном комплексе на севере Москвы, который трансформируется в музейный комплекс в европейском стиле с хипстерским советским уклоном. Музей переоборудует здание под мастерские и другие помещения, где будет проходить новая программа резиденций для российских и зарубежных художников.

Частные музеиРоссияБлаготворительность Музей современного искусства «Гараж»

Антон Белов о Музее «Гараж» / Москва |

Новый музей современного искусства «Гараж», спроектированный дизайнером OMA Рема Колхаса, откроется в июне 2015 года. Flash Art поговорил с директором музея Антоном Беловым о роли «Гаража» в культурном ландшафте современной России.

Как стать влиятельным центром современного искусства в таком городе, как Москва?

В целом работы по развитию музеев современного искусства в Москве предстоит много. На мой взгляд, именно поэтому музей «Гараж» играет такую ​​уникальную и важную роль. Мы вдохновляем людей и приглашаем их к сотрудничеству с музеем: к участию в наших выставках, образовательных программах, издательской программе и других мероприятиях. Мы уделяем большое внимание развитию нашей команды. Я верю, что наши сотрудники и гиды могут вдохновить посетителей. Музей «Гараж» — очень молодая институция, здесь работает много молодежи, поэтому мы действительно можем привнести новую энергию и свежие идеи в московский художественный мир.

Меня интересует, как воспринимают музей «Гараж» в Москве. Воспринимают ли люди современное искусство как вызов?

В Музее «Гараж» я регулярно встречаюсь со многими людьми, и не только потому, что они приходят посмотреть наши выставки, но и потому, что проходят наши образовательные курсы, ходят в нашу библиотеку, посещают наше кафе и вкусно обедают. Число наших посетителей растет каждую неделю. И, самое главное, люди действительно наслаждаются искусством.

С самого открытия музей стал «островком толерантности» в Москве. Мы рады, что музей помогает популяризировать идеи свободы и новые способы осмысления и изучения Москвы. Город меняется — начали появляться новые парки и новые общественные пространства. Я думаю, что это действительно вдохновляет, и, на мой взгляд, даже другие музеи — такие как ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей — сейчас тоже начинают менять свой подход. в работе с людьми и представлении их выставок и образовательных программ.

Как вы, наверное, знаете, в 2013 году Джермано Целант курировал для Fondazione Prada показ, вдохновленный произведением Харальда Зеемана «Когда отношения становятся формой». Вы когда-нибудь задумывались о таком подходе — пересмотреть ранее задуманную выставку?

Для нас в Музее «Гараж» очень важно заново исследовать и заново приобщиться к истории российского современного искусства, потому что о нем действительно очень мало известно. Мы начали ряд инициатив, таких как трехлетний исследовательский проект по вековой истории перформанса в России, результатом которого недавно стали первая крупная выставка и книга. В то же время мы разработали различные выставки и книги, оглядываясь назад на 1990-е годы, которые были переломным временем смены всех систем в стране. Совместно с фондом «Екатерина» мы сделали большой проект «Реконструкция» — двухчастную выставку, посвященную художественной жизни Москвы 1990-х, когда возникло так называемое неофициальное искусство. Сейчас мы работаем над книгой под названием « Выставка Россия », в которой оглядываемся на двадцать выставок, прошедших в России и за рубежом в период с 1986 по 1996 год, которые впервые поместили российское современное искусство в международный контекст.

Собираетесь ли вы пригласить и приглашенных кураторов из-за рубежа?

У нас большой опыт работы с приглашенными кураторами, такими как Клаус Бизенбах и Розели Голдберг, когда «Гараж» только открылся. В последние пару лет мы также работали с международными консультантами, такими как Ханс Ульрих Обрист. Но также было важно развивать нашу основную команду, поэтому мы начали работать с Кейт Фаул в качестве нашего главного куратора, которая занималась развитием кураторской команды. Теперь они инициируют программу, включающую образовательную, издательскую, конференции, исследования и, конечно же, выставки. Они также определяют сотрудничество с приглашенными кураторами. Сейчас мы работаем над выставкой Луизы Буржуа в Доме искусства в Мюнхене.

В то же время мы работаем с многочисленными кураторами и художниками в рамках нашей программы полевых исследований, которая представляет собой аналитический и производственный центр с упором на первичные исследования. Созданная интересами художников, кураторов и писателей, работающих по всему миру, программа дает новый взгляд на забытые или малоизвестные события, философии, места или людей, связанных с русской культурой. Так, например, мы работаем с кураторами Койо Коуо и Рашей Салти над исследованием африканских и арабских кинематографистов, прошедших обучение в Москве в XIX веке. 60-х до 1990-х годов.

Чего ждать от торжественного открытия музея?

Что в июне будет много празднования! Будет большая программа мероприятий и мероприятий для семей, арт-сообщества в Москве и наших иностранных гостей. Мы откроем пять выставок с участием российских и зарубежных художников, в том числе крупный проект Риркрита Тиравания, инсталляции Яёи Кусамы, новую монументальную сайт-специфическую работу Эрика Булатова, а также экспозиции из нашего архива и полевых исследований. программа.

Со стороны кажется, что политическая ситуация в стране может влиять на культуру. Как музей «Гараж» относится к современной политике? Есть ли у вас какие-то ограничения в плане художественного выбора?

Я думаю, что для России это очень хороший момент, чтобы навести культурные мосты, работая с художниками и кураторами, которым интересны разные точки зрения. Мы финансируемая из частных источников, общественная организация, которая является уникальной для России и позволяет нам развивать независимый взгляд на то, какой может быть культурная организация. Наши выставки всегда так или иначе исследуют социальный, политический и культурный контекст Москвы и России. Текущая выставка «Грамматика свободы / Пять уроков: произведения из коллекции Arteast 2000+», например, оглядывается на ряд художественных практик, которые разделяют общую борьбу за художественные и личные свободы во время социалистических режимов бывшей Югославии. и СССР, а также других странах Восточной и Центральной Европы.

Важно отметить, что мы не представляем искусство как политическое заявление. Вместо этого мы предоставляем контекст для ряда практик и даем нашим посетителям возможность высказать собственное мнение. Каждый посетитель может выбрать свою позицию и мнение о выставке. Если мы говорим о текущей политической ситуации, то, конечно, она не способствует нашим международным связям, и иногда трудно получить кредиты для наших выставок. Но хочу отметить, что мы действительно чувствуем поддержку со стороны международных структур. Мы очень гордимся тем, что крупнейшие музеи мира сотрудничают с Музеем «Гараж» и заинтересованы в сотрудничестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *