Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Архитектурная биеннале – Помощник президента Татарстана — об архитектурной биеннале и трендах урбанистики :: Впечатления :: РБК.Стиль

Архитектурная биеннале – Помощник президента Татарстана — об архитектурной биеннале и трендах урбанистики :: Впечатления :: РБК.Стиль

Содержание

Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале

МАНИФЕСТ
КУРАТОРА

Темой Второй Российской молодежной архитектурной биеннале станет работа с архитектурой прошлого — промышленными постройками, которые уже не используются по своему первоначальному назначению и должны быть адаптированы под новые функции. На мой взгляд, актуальность этой темы сложно переоценить: практически каждый российский город сегодня сталкивается с необходимостью переосмысления индустриальных построек, и от того, какие именно стратегии используются по отношению к бывшим промышленным территориям, во многом зависит и облик мегаполиса, и уровень его комфортности как для местных жителей, так и для туристов.
Далеко не все здания бывших заводов и фабрик находятся под охраной государства, однако я глубоко убежден в том, что это не может служить поводом к их уничтожению. Наоборот, на повестке дня — понимание ценности исторической субстанции, конструкций самых разных эпох, в том числе относительно недавних. Это и есть экологическое сознание, связанное с желанием сохранить материальные, энергетические и трудовые ресурсы, и сформировать его предстоит именно молодому поколению архитекторов России».

СЕРГЕЙ ЧОБАНкуратор, председатель жюри
Второй Российской молодежной архитектурной биеннале

ЭКСПОЗИЦИЯ ИЗ 30 ПРОЕКТОВ
МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ,
ОТОБРАННЫХ КУРАТОРОМ БИЕННАЛЕ,
БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА
В ГОРОДЕ ИННОПОЛИСЕ В ТАТАРСТАНЕ.
ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ ПОЛУЧАТ НАГРАДЫ,
А ЭКСПОЗИЦИЯ БУДЕТ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНА
НА ДРУГИХ ПЛОЩАДКАХ В КАЗАНИ,
МОСКВЕ И БЕРЛИНЕ.

Председатель Организационного комитета:
РУСТАМ МИННИХАНОВ
Президент Республики Татарстан

Куратор и председатель жюри:
СЕРГЕЙ ЧОБАН
руководитель архитектурных бюро
SPEECH (Россия), Tchoban Voss Architekten (Германия)

Директор:
НАТАЛИЯ ФИШМАН-БЕКМАМБЕТОВА
помощник Президента Республики Татарстан

Содиректор:
ДЕНИС ДМИТРИЕНКО
арт-директор Фонда «Институт развития городов
Республики Татарстан»

Руководитель Организационного комитета:
КСЕНИЯ РАССМАН
директор Фонда «Институт развития городов
Республики Татарстан»

Оператор конкурса
и программная дирекция Биеннале:

CITYMAKERS

ВТОРАЯ БИЕННАЛЕ
ПОСВЯЩЕНА ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЮ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Основная задача конкурсного проекта — переосмысление промзоны в полифункциональную городскую среду, способную стать новым катализатором развития прилегающих районов и города в целом.
Финалисты Второй Российской молодежной архитектурной биеннале должны разработать проект обновления промышленной территории в черте г. Казань, иллюстрирующий их представления о том, каким должен быть комфортный и визуально привлекательный многофункциональный квартал, создаваемый на месте бывшей фабрики, а также их подход к обращению с архитектурой прошлого.

ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ
СЛЕДУЮЩИМ УСЛОВИЯМ:

  • демонстрировать понимание промзоны как исторического ландшафта, открытого к универсальным трансформациям;
  • иметь аргументированное, подкрепленное самостоятельно выработанной программой и, желательно, экономическими расчетами функциональное наполнение территории, гарантирующее преобразованной территории в долгосрочной перспективе;
  • воплощать принципы бережного отношения к архитектуре прошлого и идею ревитализации существующей застройки;
  • иметь качественные общественные пространства и связанные с ними предложенные общественные функции.

КОНКУРСНЫЕ
ОБЪЕКТЫ

ЗАВОД «САНТЕХПРИБОР»

Завод «Сантехприбор» находится в бывшем производственном квартале — в Адмиралтейской слободе. Фасад одного из его зданий является объектом культурного наследия. Сейчас полуразрушенные площади завода пустуют и огорожены забором. Вместе с тем, его месторасположение является перспективным ввиду близости к центру города, протяженной береговой линии и богатого природного ландшафта.

ПОРТОВЫЙ ЭЛЕВАТОР

Казанский портовый элеватор расположен практически в самом центре города, рядом с Речным портом. Промышленное здание находится на северной косе на берегу Волги. Вместе с южной косой она формирует водные ворота в город. Здание элеватора не представляет большой культурной или архитектурной ценности, но с учетом своего месторасположения может стать еще одним центром притяжения.

Первая российская молодежная архитектурная биеннале

КурскАвторский коллектив:
Анастасия Конарева, Александр Деев, Ксения Деева
НовосибирскАвторский коллектив:
Анастасия Шеметова, Ангелина Андрианова
КазаньАвторский коллектив:
Владислав Куликовский, Арсен Хаиров,
Михаил Капитонов, Тимур Степанов
МоскваАвторский коллектив:
Дарья Кириллова, Станислав Субботин
Санкт-ПетербургАвторский коллектив:
Илья Филимонов, Ирина Филимонова
МоскваАвторский коллектив:
Елена Каширина, Игорь Каширин
МоскваАвторский коллектив:
Наталья Саблина, Тимур Черкасов
Санкт-ПетербургАвторский коллектив:
Никита Тимонин, Мария Ляшко
Санкт-ПетербургАвторский коллектив:
Юлия Суворова, Екатерина Кондрашова
КазаньАнастасия Яременко
МоскваАндрей Адамович
МоскваАнтон Котляров
МоскваАнтон Петухов
МоскваАнтон Севастьянов
ВоронежАрхитектурная мастерская «2Портала»
МоскваАрхитектурная группа Citizenstudio
Санкт-ПетербургАрхитектурная лаборатория SA lab
Ростов-на-ДонуАрхитектурное бюро «MASS[SHTAB]»
УфаАрхитектурное бюро «Проспект»
МоскваАрхитектурное бюро WALL
ЕкатеринбургБ-Групп
Нижний-НовгородКирилл Пернаткин
ВладикавказМаксим Базаев
МоскваНадежда Коренева
Санкт-ПетербургОлег Манов
УфаЯна Закиева
МоскваЯрослав Усов
УфаAkhmadullin Architects
ИркутскUrban Plan

Помощник президента Татарстана — об архитектурной биеннале и трендах урбанистики :: Впечатления :: РБК.Стиль

Первая российская молодежная архитектурная биеннале проходила в Иннополисе в октябре 2017 года. Тогда о желании участвовать в конкурсе заявили 377 человек, 29 из которых прошли в финал. Участникам предстояло разработать проект многофункционального квартала. Главный приз получила архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Основная цель биеннале — поддержка молодых архитекторов до 35 лет и вовлечение их в градостроительство. В этом году на конкурс поступило 739 заявок из 53 городов шести стран. Их них уже отобраны 30 финалистов, которые представят авторские проекты редевелопмента промышленных объектов Казани — бывшего завода «Сантехприбор» и портового элеватора. По замыслу организаторов, лучшие проекты должны преобразовать заброшенные производственные территории в современные многофункциональные городские пространства. Куратором и председателем жюри уже второй раз выступает Сергей Чобан, российско-немецкий архитектор, руководитель бюро SPEECH (Россия) и Tchoban Voss Architekten (Германия), а директором биеннале — помощник Президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова. «РБК Стиль» узнал у нее, почему темой биеннале 2019 года стал редевелопмент промышленных территорий.

— В 2019 году заявки на конкурс представили вдвое больше участников, чем два года назад.Чем вы объясните такой успех?

— Мы показали беспрецедентные результаты. Сергей Энверович Чобан, идейный вдохновитель биеннале, и я как его соратник изначально руководствовались простой идеей — дать возможность молодым специалистам реализовать уникальные и современные проекты по всей России и выстроить коммуникацию с региональными властями. Часто у талантливой молодежи в нашей стране есть ощущение, что они дома никому не нужны, что есть огромные окологосударственные компании, которые отхватывают все большие проекты (что в действительности по большей части и происходит). Поэтому молодые специалисты уезжают работать в Лондон, пробуют устроиться в Голландии, США. По сути — где угодно, потому что дома мало перспектив. Нам с Сергеем Энверовичем показалось очень важным дать сигнал, что это не так и что в нашей стране тоже ищут талантливых людей. Наш конкурс еще два года тому назад благословил Михаил Александрович Мень, тогда министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В этом году нас поддерживает Владимир Владимирович Якушев, нынешний министр. Это важный сигнал о том, что национальная политика разворачивается в сторону талантливой молодежи. Мы проводим этот конкурс в Татарстане, но ищем людей по всей России и ни в коем случае не стремимся их «приватизировать», а, наоборот, хотим рассказать о них всем. Распространяя информацию о конкурсе, мы шлем письма губернаторам территорий, где эти люди работают и живут. Поэтому больше половины наших участников не из Москвы и Санкт-Петербурга, а регионалы. В регионах много молодых талантливых профессионалов.

— Что сподвигло вас, помощника президента Татарстана, лично заняться этим конкурсом?

— За пять лет мы сумели построить в Татарстане более 300 пространств, и у меня было много возможностей убедиться в работоспособности, результативности, мотивированности молодых архитекторов, которым просто нужно, чтобы их слышали, уважали и поддерживали. И, что самое важное, давали возможность себя реализовать.

— Заявки на участие подали молодые специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Лондона, Майами, Дели, Пекина и Пизы. Вы анонсировали конкурс по всему миру?

— Да, но среди россиян. Они русскоговорящие. Нам не важно, где они сейчас трудятся. Нам важно, что конкурсант говорит на русском языке и хочет работать в России. Это россияне, которые в свое время по разным причинам уехали из страны. Повторюсь, большинство из них просто не нашли достойную работу дома.

— А за рубежом такие биеннале и конкурсы проводятся очень давно и часто. Взять тот же Берлин.

— Да, вы делаете правильный вывод. Цель нашего конкурса еще и в том, чтобы дать понять девелоперам и государственным заказчикам, что есть работоспособные, договороспособные, компетентные, талантливые молодые люди, которые хотят быть замеченными, хотят работать, сотрудничать и реализовать себя. Плюс в самых широких кругах часто есть ощущение, что, с одной стороны, мы все чаще говорим про современную архитектуру, а где взять специалистов, мало кто понимает. И если уж быть до конца откровенным, то если ты среднестатистический чиновник, в твоем непосредственном круге общения архитекторов нет. Поэтому нам очень важно, что нас поддерживает Российская Федерация. У нас не региональный посыл, а общероссийский. Мы рассказываем чиновникам о том, что есть такие молодые специалисты, что к ним можно и нужно обратиться, потому что они жаждут работы. Для первой биеннале мы взяли тему жилищного строительства, потому что более 70% всего строительства в России в наше время — это жилье. Мы попросили молодых архитекторов высказаться на предмет того, каким должен быть идеальный жилой район. И для нас важно, что в результате итогов первой биеннале было получено 12 заказов на проектирование жилых кварталов. Часть из специалистов сформировали бюро, которых раньше было. Это очень важный результат, ведь мы продвигали их и среди частных застройщиков. Их успешность и востребованность — наша цель.

— Почему темой биеннале 2019 года стал редевелопмент промышленных территорий?

— Промышленные территории есть везде. Чаще всего они находятся в черте города, потому что города разрослись. Это вообще очень российская тема. Для многих городов, построенных в советское время, промышленные территории важны с точки зрения их идентичности. Эти территории стали отправными точками для возникновения многих городов. По сути, вокруг них и строились города. Мы часто об этом забываем. Другое дело дореволюционные города, там другая история. Но мы не можем сказать, что у новейших городов нет своей истории, она есть, и у каждого такого города свой миф и легенда. Просто нужно суметь правильно их рассказать и правильно использовать. Вот, к примеру, Нью-Йорк — молодой город, особенно по сравнению с Москвой. Но часто, когда гуляешь по Нью-Йорку, возникает ощущение, что он старше. А почему? Там грамотно работают с наследием. Нью-йоркцы умеют трепетно относиться к своей сравнительно небольшой истории. Если в наших промышленных городах грамотно поступать с наследием, они станут исторически более ценными. В них колоссальный потенциал. Плюс в эти территории не нужно проводить коммуникации, не нужны колоссальные инвестиции. Это огромное поле для работающих проектов. Конкурсанты этого года разрабатывали проекты ревитализации территорий завода «Сантехприбор» и портового элеватора, расположенных в Казани. «Сантехприбор» находится в бывшем производственном квартале. Сегодня площади завода пустуют, несмотря на перспективное расположение вблизи центра города. Фасад одного из корпусов — объект культурного наследия. А Казанский портовый элеватор расположен почти в центре, рядом с речным портом, и может стать еще одним важным местом на карте города. Эти два объекта были поделены между финалистами с помощью жеребьевки.

— По сути, вы поднимаете и другой важный социальный аспект. Организуя новые пространства, вы останавливаете отток людей из этих городов.

— Да, именно так. К примеру, в прошлые годы из промышленного города Нижнекамска уезжало несколько сотен человек, а сейчас уезжают от силы 20. Люди перестали покидать родные города, и это для нас тоже очень важный результат.

— Среди участников жюри больше половины — иностранцы. Значит ли это, что Татарстан и Казань становятся центрами притяжения международного масштаба?

— Казань исключительно непровинциальное место. Это третий город России. Город, в котором половина людей говорит на татарском языке. А татарский язык — это тюркский язык, как турецкий и казахский. Поэтому у Казани очень тесные связи со всей средней Азией, со всем тюркским миром. Есть они и с Китаем — торговые, инвестиционные. Казань выступает международным хабом. Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов возглавляет группу «Россия — Исламский мир». Мы не рассматриваем себя как региональный проект, мы считаем себя частью глобального процесса. В жюри архбиеннале сидит самый известный и востребованный китайский архитектор Филип Юань, директор академического комитета Шанхайского технологического центра инженерии цифрового конструирования и сопредседатель Центра технологий искусственной среды Вашингтонского университета, а также Михаил Ридайк, основатель и партнер бюро Neutelings Riedijk Architects и профессор Делфтского технического университета в Нидерландах. Мы стремимся к тому, чтобы наша молодежь была включена в глобальный международный контекст и могла получать обратную связь. Программа биеннале построена таким образом, что все члены жюри читают лекции, ведут дискуссии. Это важно и для финалистов, и для гостей, которые следят за финалом. У нас открытая регистрация для всех желающих. Наравне с мировыми экспертами в жюри вошли трое победителей первой биеннале: основатели архитектурной группы Сitizenstudio Михаил Бейлин и Даниил Никишин (Москва), Надежда Коренева (Москва) и Олег Манов (Futura Architects, Санкт-Петербург). Нам было важно оказать им доверие и уважение.

— Отобраны 30 финалистов. Каковы были критерии выбора?

— Это больше вопрос к моему коллеге Сергею Чобану. Но со своей стороны скажу, что мы, конечно же, поддерживаем инновации. Высоко ценим и прогрессивное мышление, и знание технологий, но самое важное для нас — реализуемость, оправданность, способность ведения переговоров и грамотного отстаивания своей позиции, способность работать со специалистами смежных специальностей. Поэтому финалисты изначально имели право привлекать в свою команду профессионалов смежных специальностей. Нашей целью было обнаружить тех талантливых молодых архитекторов, которых мы могли порекомендовать на работу с высокими, но при этом реалистичными требованиями. На тот случай, если, например, позвонит губернатор и скажет: «Посоветуйте того, кто сможет выполнить вот эту конкретную работу». Мы должны быть уверены не только в таланте и фантазии архитектора, за которого ручаемся, но и в том, что он способен работать с конкретными проектами, может вести дело от начала до конца.

— Насколько важен вопрос экологичности или так называемого устойчивого развития в проектах, которые сегодня рассматриваются в Казани?

— Устойчивое развитие — это обязательное требование к любому современному проекту. И наши ключевые объекты именно про это. Хороший пример — набережная озера Кабан. Этот проект стал результатом международного архитектурного конкурса. В 2015 году его выиграло китайское бюро Turenscape. В конкурсе принимало участие порядка 70 претендентов из семи стран. Мы выбрали китайскую компанию потому, что она в том числе хорошо известна своим экологичным подходом к проектированию. В 2014 году в Пекине она реализовала огромный парк, где можно наглядно увидеть, как из грязной реки вода поступает в систему каскадов колоссальных размеров и на протяжении трех километров, постепенно перетекая из каскада в каскад, становится прозрачной и чистой. Каскады заселены разнообразными растениями и рыбами, которые делают воду пригодной для технического использования. И это же видение известный доктор Конгжан Ю, который много лет преподавал в Гарварде и возглавляет кафедру в Пекинском университете, воплотил в казанском проекте набережной озера Кабан. По проекту была разработана система фитоочистных сооружений. Вода из озера проходит через систему каскадов, где есть растения, гравий, песок и щебень, и, вытекая из последнего каскада, при анализе показывает на 50% меньше поверхностных загрязнений, на 30% меньше нефтепродуктов (бензолов и фенолов) и на 20% меньше нитритов. То есть очень большую часть загрязнений удается ликвидировать в процессе фотосинтеза. Это и есть отличный пример устойчивого развития: мы не бетонируем берега, а превращаем их в каскады и засаживаем полезными растениями. Это избавляет от необходимости использовать химикаты, строить химические очистные сооружения. Мы стараемся фокусироваться на таких проектах. Еще один пример — проект «Горкинско-Ометьевский лес», огромный экопарк в 94 гектара земли. Вместе с горожанами мы отстояли его, когда на этой земле планировалось проложить шестиполосную дорогу. Во время проектирования парка мы поняли, что нужно по-новому подойти к вопросу о твердом покрытии. В результате наши коллеги поехали в Сибирь, собрали там семена полевого разнотравья и засеяли их вместо того, чтобы остановиться на искусственном газонном озеленении. Это к вопросу о восстановлении естественного биоразнообразия.

Мы все чаще говорим про современную архитектуру, а где взять специалистов, мало кто понимает.

— Кроме основного конкурса, в этом году впервые состоится и архитектурно-художественный конкурс для учащихся 9 и 10 классов. Расскажите подробнее.

— Мы считаем, что интерес к архитектуре появляется не с поступлением в институт, а раньше. Например, недавно мы были в Краснодаре в гостях у бизнесмена Сергея Николаевича Галицкого, который показывал нам свою футбольную академию. Он рассказал, что в начальные классы академии поступают около 1600 детей, после шестого класса остаются 60, а в старших — не более 20 ребят. На мой вопрос «Разве не жалко тех ребят, которые так и не продолжили обучение?» Галицкий дал гениальный ответ: «Мы даем хорошее общее образование, которое идет на пользу всем школьникам, но если к шестому классу, уже испытав себя на поле, кто-то из них осознает, что это не его профессия, у него есть шанс легко уйти в другое направление и не ломать себе жизнь, будучи еще совсем юным». И это очень мудрый подход, ведь часто на выбор профессии влияют родительские амбиции. Плюс мы понимаем, что любая профессия молодеет. Не умаляя сложности профессии архитектора, на которую учатся по шесть лет, только чтобы получить первую степень, я уверена, что с развитием технологий многие процессы станут проще — многое будет переброшено на машины, автоматизацию. Главной останется мысль, посыл, идея.

— Сталкивались ли вы с тем, что широкая публика считает подобные конкурсы неким смотром, а достижения профессионалов мало применимыми к реальной жизни?

— В моей практике такое редко случается. После первой биеннале ребята получили 12 заказов на проектирование жилых кварталов. У меня и моей команды слишком много конкретных социально значимых задач, чтобы тратить время на творчество ради творчества. Кроме того, я же не архитектор, а управленец. Мне не интересно заниматься сугубо теоретическими изысканиями. Для этого мы отправляем студентов на стажировки в другие страны, оплачивая их обучение. Мы знаем, что эти ребята вернутся в Татарстан и помогут нам воплотить самые прогрессивные проекты. Скоро мы планируем провести всемирный парковый конгресс. К программной дирекции у нас было категорическое требование — никаких теоретических рассуждений. Если участник не выходит с сессии с тремя записанными конкретными и применимыми на практике идеями, это была плохая сессия, значит, с задачей не справились. В нынешней биеннале нашим конкурсантам предстояло представить проекты для двух конкретных объектов — завода «Сантехприбор» и портового элеватора, и я уверена, что все собственники промышленных, в том числе заброшенных территорий в Казани получат большую пользу, увидев, как можно переосмыслить эти промышленные территории. 

Город без монстров: как прошла вторая биеннале для молодых архитекторов

Заводская труба – не самый желанный пейзаж за окном, но есть люди, которые хотят изменить это. Люди, готовые преобразовывать города целиком или по кусочкам, и имя им – архитекторы. Вторая Российская молодежная архитектурная Биеннале, проходившая с 24 по 26 октября в Иннополисе в Татарстане, собрала молодых архитекторов, которые знают, как из монструозной промзоны сделать новую городскую точку притяжения.

Погода шепчет

«А с погодой вам повезло. На прошлой неделе был парковый конгресс, так стояли дожди и холода» – отмечали организаторы мероприятия. А для биеннале Казань и правда словно выторговала у осени последние золотые дни – с синим небом и все еще теплым солнцем.

Потому особенно контрастно смотрелись руины старого завода и гигантский, какой-то даже воинственный силуэт портового элеватора в лучах алого волжского заката. Но обо всем по порядку.

Международный парковый конгресс в Казани

24 октября 2019, 10:17

Место для людей: что обсуждали на парковом конгрессе в Казани

Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале в этот раз собрала больше тысячи заявок на участие в конкурсе. Для участия в первом этапе достаточно было просто соответствовать критериям, то есть быть молодым архитектором и прислать портфолио своих работ.

Вторая Российская молодежная архитектурная биеннале проходила с 24 по 26 октября в Иннополисе в Татарстане.

Учредителями биеннале выступили министерство строительства и ЖКХ России и правительство республики Татарстан при поддержке министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Организатор — фонд «Институт развития городов республики Татарстан».

Куратором и председателем жюри биеннале является руководитель архитектурных бюро Speech (Россия) и Tchoban Voss Architekten (Германия) Сергей Чобан. Директором биеннале уже второй год подряд стала помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова.

Основной целью биеннале является поддержка молодых архитекторов и их активное вовлечение в сферу градостроительства. Тема этого года «Вторая жизнь промышленных пространств». Молодые архитекторы разработали проекты ревитализации, то есть восстановления и новой достройки территорий завода «Сантехприбор» и портового элеватора, расположенных в Казани.

Читать далее

Куратор и председатель жюри биеннале, архитектор Сергей Чобан в одном из своих выступлений подчеркнул, что этот конкурс не для студентов, а для сложившихся архитекторов, имеющих в своем портфеле реализованные проекты, но при этом еще не достигших 35 лет.

Из всех присланных заявок было отобрано 30 финалистов, которые приехали в Казань для выполнения финального задания. В этот раз конкурсной задачей стал проект ревитализации промышленной территории. Если точнее, то территорий было предложено две: бывший завод «Сантехприбор», сейчас находящийся в состоянии руин, и действующий портовый элеватор.

Кому какой объект достанется, жюри определило жеребьевкой. Причем проекты не соревновались друг с другом: в этом году на биеннале вручили два главных приза – и за элеватор, и за «Сантехприбор».

Территории разрухи

Финалисты биеннале познакомились с объектами еще летом. Журналисты, приехавшие на финал, увидели их уже одновременно с проектами ревитализации.

«Сантехприбор» сейчас выглядит грустно: забор и остатки строений по периметру, а в середине – горы строительного мусора и огромные ямы на тех местах, где прежде стояли дома. Особенность территории в том, что одно из строений на ней является выявленным объектом культурного наследия, а окрестности были промзоной практически с момента основания района – здесь еще указом Петра I было основано казанское адмиралтейство, строились корабли, так что район получил название Адмиралтейская слобода. Все последующие века вокруг формировалась точно такая же индустриальная среда, в которой производственной недвижимости больше, чем жилой.

© Фото : Пресс-служба II Российской молодежной архитектурной биенналеТерритория завода «Сантехприбор» в Казани

Территория завода Сантехприбор в Казани

1 из 6

Территория завода «Сантехприбор» в Казани

Территория завода Сантехприбор в Казани

2 из 6

Территория завода «Сантехприбор» в Казани

© Фото : Пресс-служба II Российской молодежной архитектурной биенналеТерритория завода «Сантехприбор» в Казани

Территория завода Сантехприбор в Казани

3 из 6

Территория завода «Сантехприбор» в Казани

© Фото : Пресс-служба II Российской молодежной архитектурной биенналеТерритория портового элеватора в Казани

Территория портового элеватора в Казани

4 из 6

Территория портового элеватора в Казани

© Фото : Пресс-служба II Российской молодежной архитектурной биенналеТерритория портового элеватора в Казани

Территория портового элеватора в Казани

5 из 6

Территория портового элеватора в Казани

© Фото : Пресс-служба II Российской молодежной архитектурной биенналеВид на Волгу с территории портового элеватора в Казани

Вид на Волгу с территории портового элеватора в Казани

6 из 6

Вид на Волгу с территории портового элеватора в Казани

1 из 6

Территория завода «Сантехприбор» в Казани

2 из 6

Территория завода «Сантехприбор» в Казани

3 из 6

Территория завода «Сантехприбор» в Казани

4 из 6

Территория портового элеватора в Казани

5 из 6

Территория портового элеватора в Казани

6 из 6

Вид на Волгу с территории портового элеватора в Казани

Портовый элеватор оказался совсем другим. Никакой разрухи вокруг него не наблюдалось – предприятие действующее, и территория содержится в порядке. Сам элеватор огромный и могучий, но его брутальный облик подпорчен нежно-розовым цветом, в который его окрасили заботливые собственники, да еще и лучи закатного солнца добавили насыщенности.

Вся территория расположена на довольно узком полуострове, далеко выдающемся в «большую воду». Вид на закат и панорама Казани великолепные, но картину сильно портят подъездные пути, застроенные огромными гаражными кооперативами и непонятными промышленными постройками разной степени замызганности. Если однажды здесь действительно начнется ревитализация и новая застройка, придется сильно поработать над прилегающей территорией. Впрочем, совсем рядом строится и жилой комплекс, так что освоение прибрежных земель потихоньку идет.

«Его (элеватор – ред.) можно использовать только для хранения насыпных грузов. Какое приспособление? Никак его иначе нельзя использовать. Разве что взорвать», – таким заявлением журналистов несколько ошарашил гендиректор АО «Татарстанские зерновые технологии» Фирин Шарапов.

На самом деле уже существуют примеры эффектного редевелопмента элеваторов, так что технически это возможно, и взрывать розового красавца вряд ли кто-то станет.

Конкурсные работы

Финалисты биеннале, в отличие от собственников элеватора, совершенно не сомневались в возможности переделать его под «гражданские нужды».

В их проектах розовый великан превращался то в продвинутый деловой центр, то в концертный зал, то в набор причудливых пространств с самыми разными функциями.

Некоторых конкурсантов элеватор настроил на поэтический лад. «Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай. Даже куры в том Кырлае петь умеют… Дивный край!» – с таких строчек татарского поэта Габдуллы Тукая начиналось описание проекта махачкалинской студии Камиля Цунтаева.

Другой участник обратился к прозе, тоже впрочем высокохудожественной.

«Человек принимает на себя роль зернышка и является его метаморфозой», — так описывает свой проект архитектор из Уфы Азат Ахмадуллин. Пристрастие к высокому стилю, впрочем, не помешало трезвому взгляду на ревитализацию территории элеватора, и в итоге Ахмадуллин стал одним из призеров биеннале: его проект удостоился специального упоминания жюри.

Эльбская филармония

23 августа 2019, 10:08

Ломая стереотипы: как старинные дома становятся ультрасовременным артхаусом

Проекты участников заметно отличались подходом, например к плотности и общей площади застройки. Причем как минимальное строительство, так и большие объемы новых зданий участники аргументировали примерно одинаково: так больше шансов, что проект будет реализован.

Так, Родион Еремеев из бюро Archifellows, которое работало с элеватором сказал: «Мы принципиально смотрим на работу с территорией в минимальной интервенции, так, чтобы ее можно было действительно реализовать в минимальный срок и без колоссальных инвестиций».

Архитектор Максим Базаев, который также предлагал свое видение редевелопмента элеватора, счел, что большие шансы на воплощение есть у проектов, которые будут интересны инвестору. А для этого на территории нужно больше экономически выгодных построек, например жилья.

Для сравнения: Archifellows предложили проект с общей площадью зданий 21,8 тысячи «квадратов», а Базаев – 144,5 тысячи.

В номинации «Сантехприбор» основные различия касались соотношения жилой и индустриальной застройки. В условиях конкурса были рекомендации, согласно которым любые жилые помещения должны занимать в проектах 30%, офисы и коворкинги – 30%, отели – 15%, культурные объекты – 10-15%, а торговля – 10%, однако это именно рекомендованное, а не обязательное соотношение.

© Фото : Даниил ШведовПроекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

1 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

© Фото : Даниил ШведовПроекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

2 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

© Фото : Даниил ШведовПроекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

3 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

© Фото : Даниил ШведовПроекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

4 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

© Фото : Даниил ШведовПроекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

5 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

© Фото : Даниил ШведовПроекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

6 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

1 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

2 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

3 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

4 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

5 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

6 из 6

Проекты участников второй Российской молодежной архитектурной биеннале

Архитектор Ксения Воробьева в своем проекте предложила построить небольшие шестиэтажные жилые дома, которые будут относиться к доступному жилью, но при этом каждый дом будет иметь приватный двор. «Жилье – это ведь самое востребованное»,- подчеркнула Ксения. При этом строительство социальной инфраструктуры и многоквартирных домов она отнесла к последнему, четвертому этапу освоения территории завода, чтобы на ней успела сложиться новая полноценная городская среда. Проект Воробьевой в итоге был удостоен спецприза от республики Татарстан.

А вот представители архитектурного бюро «Хвоя» предложили создать на месте завода лайт-индастриал кластер, где будут размещены малые производства, не представляющие угрозы для окружающей среды, а также небольшие склады, шоурумы и другие помещения для представителей местного бизнеса. Разнообразное жилье в проекте тоже представлено, в том числе и арендное, но во главу угла архитекторы поставили идею преемственности ремесленной и промышленной истории этого квартала.

Жизнь биеннале

Пока финал конкурса шел своим чередом, на биеннале кипела жизнь. За три дня здесь прошло почти 20 разных сессий, архмарафонов и круглых столов, центральная тема которых связана с конкурсным заданием – новое осмысление промышленных территорий, редевелопмент и обращение с промышленным архитектурным наследием.

Центральным событием стало пленарное заседание, настоящим хедлайнером которого выступил глава Минстроя России Владимир Якушев. Он очень эмоционально рассказал о проблемах, которые возникают каждый раз, когда нужно вывести из центра города крупное предприятие.

«Когда в центре города предприятие перестает работать, его владельцы, люди достаточно богатые, не спешат избавиться от собственности», – посетовал министр.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев

Владимир Якушев

Министр строительства и ЖКХ России

По его словам, реорганизации промышленных зон мог бы помочь институт изъятия земель в рамках комплексного развития территорий, но это положение было отклонено Госдумой, так как ставило под удар охрану неприкосновенности частной собственности.

Министра горячо поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов, который предложил разговаривать с собственниками промышленных участков как можно жестче.

«Все эти заводы они или украли, или получили бесплатно. Если бы они нормально организовали работу – вопросов нет. Но на места, где есть брошенные проекты и нечистоты, мы не можем так спокойно смотреть! Все эти площадки должны служить городу. Если он (владелец – ред.) денег заплатил и предприятие купил на торгах – другое дело, но если бесплатно взял или арендовал, а потом поставил будку и оформил… Мы же это не себе изымаем, мы изымаем в интересах города. Пусть он докажет, что это его справедливая цена, и потом мы с ним поговорим», — заявил он.

На разных сессиях биеннале обсуждали проекты редевелопмента и нового осмысления промышленных территорий, и, разумеется, архитектуру.

Помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова

11 сентября 2019, 09:44

Наталия Фишман-Бекмамбетова: Работа «как приказано сверху» неэффективна

На площадке «Клуба главных архитекторов» люди, отвечающие за облик крупных российских региональных центров, обсудили, как им это лучше сделать. В центре внимания здесь оказался вопрос, как сохранить историческую среду и дух города перед натиском нового строительства, а также как обеспечить его жильем, но при этом не прогнуться под коммерческие интересы застройщика, которые могут идти вразрез с интересами города и его жителей.

Отдельная группа мероприятий была организована специально для приехавших в Казань и Иннополис журналистов. Сперва им показали объекты, ставшие предметом конкурса – завод «Сантехприбор» и портовый элеватор. А после этого свозили полюбоваться новыми жемчужинами Казани – набережной озера Кабан и новым сквером «Белые цветы».

Набережную успели похвалить, кажется, абсолютно все блогеры-урбанисты, и это не удивительно. Даже в осенние холода, когда к воде уже особо не тянет, здесь все равно гуляют люди, потому что получилось красиво: огни, эффектная панорама на театр, красивые растения и подсветка. Ну и с погодой повезло.

Сквер «Белые цветы» в каком-то смысле тоже является объектом приспособления промышленных территорий. Он расположен в густонаселенном жилом квартале, и раньше здесь была просто большая стоянка грузовиков. А теперь – симпатичная то ли аллея, то ли небольшой парк, с разными лавочками, игровыми площадками, качелями и небольшим уличным кинотеатром. Даже осенним вечером народу в сквере оказалось много. Кстати, на время проведения биеннале пришлось открытие второй очереди «Белых цветов», в котором приняли участие и глава Минстроя, и президент Татарстана.

В последний день биеннале председатель ее жюри и куратор Сергей Чобан собрал аншлаг на своей лекции «Трансформация европейского города на примере Берлина». На примере немецкой столицы он показал, в каких случаях есть смысл строить «иконическое» здание, а когда уместнее простое, но аккуратно вписанное в среду. А также как и почему власти города дают разрешение на строительство новых доминант, и как разные исторические периоды оставляют свой след на лице города.

День побед

А потом начался самый долгожданный момент всей биеннале – объявление и награждение победителей.

Вообще с самого первого дня члены жюри и представители власти подчеркивали, что все финалисты, по сути, уже являются победителями. Им были обещаны поддержка, новые заказы, а от имени Минстроя каждый получит особую рекомендацию. Кроме того, работы участников будут выставлены в Берлине, в рамках архитектурного форума AEDES.

Директор биеннале, помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказала, что финалисты первой биеннале получили 12 новых заказов.

В итоге на биеннале было вручено восемь наград. Помимо золотого и серебряного призов за каждый из конкурсных объектов собственную награду учредил Татарстан – ее удостоилась архитектор Ксения Воробьева из Москвы.

Спецприз от Минстроя РФ получил архитектор Илья Ободоевский из Симферополя. Специальных упоминаний жюри удостоены архбюро «Хвоя» (Санкт-Петербург) и архитектор Азат Ахмадуллин (Уфа).

© Фото : Пресс-служба II Российской молодежной архитектурной биенналеВизуализация проекта ревитализации завода «Сантехприбор» в Казани от архитектора Александра Аляева. Золотой приз второй Российской молодежной архитектурной биеннале

На Российской молодежной биеннале выбрали лучших молодых архитекторов

В Республике Татарстан выбрали лауреатов Второй Российской молодежной архитектурной биеннале. Восемь работ удостоились призов и специальных упоминаний жюри. Имена победителей стали известны на торжественной церемонии, которая проходила в Технопарке города Иннополис 26 октября.

В основном конкурсе Молодежной биеннале участвовали 30 финалистов. Они представили проекты редевелопмента двух реально существующих промышленных объектов в Казани: портового элеватора на берегу Волги и территории бывшего завода «Сантехприбор». По решению жюри, четыре работы получили золотые и серебряные награды. Еще четыре были отмечены особыми упоминаниями и специальными призами.

 

Номинация «Портовый элеватор»

Золотой приз. Творческое объединение «Лето», Москва

Серебряный приз. Архитектурное бюро Megabudka, Москва

Специальное упоминание жюри. Азат Ахмадуллин, Уфа

 

Номинация «Сантехприбор»

Золотой приз. Александр Аляев, Москва

Серебряный приз. КБ 11, Уфа

Специальное упоминание жюри. Архитектурное бюро «Хвоя», Санкт-Петербург

 

Специальные призы

Илья Ободовский, Симферополь. Специальный приз Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Ксения Воробьева, Москва. Специальный приз правительства Республики Татарстан

Описания работ-победителей с комментариями жюри будут опубликованы позднее в отдельном материале. Следите за обновлениями на сайте

«Наиболее важным критерием оценки проектов для нас была их реализуемость, четкое понимание того, какие элементы застройки можно сохранить, какие можно не сохранять, какие можно трансформировать для того, чтобы обеспечить по-настоящему устойчивое долгосрочное развитие территории. Дискуссия по поводу выбора победителей была сложной, но итоговым решением мы все остались довольны и готовы его представлять».

Сергей Чобан

куратор Биеннале и председатель жюри

 

 

Вместе с Сергеем Чобаном работы участников оценивали иностранные эксперты: основатель и партнер голландского бюро Neutelings Riedijk Architects Михил Ридайк; снователь бюро Archi-Union Филип Юань, куратор и соучредитель независимой архитектурной галереи в Берлине Aedes Architecture Forum Кристин Файрайз. В жюри также входили победители предыдущей Биеннале, основатели архитектурной группы CITIZENSTUDIO Михаил Бейлин и Даниил Никишин, Надежда Коренева и Олег Манов (FUTURA Architects).

О том, как изменилась жизнь финалистов предыдущей Биеннале после победы в конкурсе, мы писали в отдельной статье.

Архитекторы обсуждают конкурс на проект павильона России на Венецианской биеннале

В декабре 2019 года стала известна программа и имя нового куратора российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции. Это итальянец Ипполито Пестеллини Лапарелли (Ippolito Pestellini Laparelli).Родился в Милане, окончил Делфтский университет, работал в OMA, а сейчас преподает в Королевском колледже искусств в Лондоне. Вместе с Ремом Колхасом курировал в Венеции выставку Cronocaos (2010) и Monditalia (2014). Он стал первым иностранным куратором павильона и заново определил его тему — «Open!» («Открыто!» — англ.)

«Для меня большая честь заниматься созданием нового облика павильона России в качестве куратора. Это прекрасная возможность ближе узнать страну, работая над знаковым для репрезентации ее культуры проектом».

Родился в Милане, окончил Делфтский университет, работал в OMA, а сейчас преподает в Королевском колледже искусств в Лондоне. Вместе с Ремом Колхасом курировал в Венеции выставку Cronocaos (2010) и Monditalia (2014). Он стал первым иностранным куратором павильона и заново определил его тему — «Open!» («Открыто!» — англ.)

Ипполито Пестеллини Лапарелли

Куратор павильона России на архитектурной биеннале в Венеции

 

 

Вслед за этим был объявлен конкурс на концепцию выставки в российском павильоне. Ее планируют организовать по принципу воркшопа-перформанса, в ходе которого разработают проект реконструкции здания. Конкурсную заявку можно заполнить на сайте, и там же узнать детали задания, скачать планы и разрезы объекта. В конкурсе действуют возрастные ограничения — участники не должны быть старше 40 лет.

От конкурсантов ждут не только концепции реконструкции самого павильона, но и предложения по организации в нем открытого рабочего пространства на время Биеннале. Проекты нужно прислать до 31 января 2020 года. В феврале жюри, состав которого пока не разглашается, определит победителя, который под руководством куратора продолжит работу в Венеции. Итальянское архитектурное бюро, название которого не уточняют, обеспечит проекту согласование и утверждение.

Родился в Милане, окончил Делфтский университет, работал в OMA, а сейчас преподает в Королевском колледже искусств в Лондоне. Вместе с Ремом Колхасом курировал в Венеции выставку Cronocaos (2010) и Monditalia (2014). Он стал первым иностранным куратором павильона и заново определил его тему — «Open!» («Открыто!» — англ.)© Василий Буланов

Здание, спроектированное Алексеем Щусевым и открытое в 1914 году, уже реконструировали в 2010-2012 годах.Тогда этим занимался итальянский архитектор Клементе ди Тьене (Clemente di Thiene), ранее успешно работавший над восстановлением  значимых памятников, таких например, как палаццо Веньер деи Леони, в котором располагается Музей Пегги Гуггенхайм О новой реконструкции заговорили после того, как в ноябре 2019 года павильон был сдан в аренду на десять лет Smart Art — российской консалтинговой компании в области искусства. Одновременно с этим комиссаром российского павильона была назначена Тереза Мавика, глава фонда V-A-C.

«На Венецианской архитектурной биеннале 2020 года павильон Российской Федерации предстанет временной институцией и сформирует „новый пространственный договор“ посредством открытого и непрерывно меняющегося диалога между теми, кто будет жить и работать в павильоне, от ученых до рабочих, от дизайнеров до общественных деятелей, и аудиторией, которая сможет участвовать в происходящем и максимально вовлеченно использовать павильон в качестве проводника доступа, дискуссии и знания».

 

Российские архитекторы неоднозначно отреагировали на заявленную тему и конкурс. Ольга Алексакова в комментарии для arch:speech отметила, что соединение сложного объекта и чуткого куратора даст интересный результат; Сергей Скуратов на Facebook назвал идею реконструкции «мелкой» и требующей доработки.

«Мне очень симпатично отсутствие грандиозности в этом проекте и его практическая сторона. Российский павильон довольно неприятное место (за исключением террасы), куда нужно подниматься по странной боковой лестнице, там душно наверху и темно внизу. Супер театральное шоу 2014 года Fair Enough удачно использовало эти качества российского павильона для усиления гротеска. В тот же год Ипполито Пестеллини Лапарелли был куратором одной из самых тонких и запоминающихся выставок Monditalia, критического взгляда на современную Италию. Мне кажется, соединение очень трудного павильона и очень чуткого куратора будет интересно и знаково, учитывая ещё и невероятную концентрацию молодых талантливых архитекторов в России сегодня».

Тогда этим занимался итальянский архитектор Клементе ди Тьене (Clemente di Thiene), ранее успешно работавший над восстановлением  значимых памятников, таких например, как палаццо Веньер деи Леони, в котором располагается Музей Пегги Гуггенхайм

Ольга Алексакова

Buromoscow

 

 

«И затея эта, и тема мелка, и совсем не интересна для биеннале. Хотите отремонтировать — отремонтируйте. Хотите сделать это максимально профессионально и публично — карты вам в руки. Но придумайте что-то важное и интересное, что может быть интересно другому миру, но только то, что важно и интересно и здесь, у нас. Найдите точку пересечения. На это и надо объявлять конкурс. И без эйджизма, пожалуйста».

Тогда этим занимался итальянский архитектор Клементе ди Тьене (Clemente di Thiene), ранее успешно работавший над восстановлением  значимых памятников, таких например, как палаццо Веньер деи Леони, в котором располагается Музей Пегги Гуггенхайм

Архитектурное Бюро Сергея Скуратова

 

 

Похожая концепция российского павильона была представлена в Венеции в 2004 году. Проект «Мастерская — Россия» (‘Workshop Russiа’), куратором которого выступил Евгений Асс, представлял собой павильон-воркшоп с интерьерами по проекту Юрия Григоряна. Почти сто студентов под руководством известных европейских архитекторов придумывали сценарии будущего для Венеции, в том числе плавучие дома-зеркала, искусственный остров с пляжами, жилые здания на дамбе.

Однако если тогда стояла задача создать утопию, то теперь проект находится в прикладной плоскости: заявлены и сроки — реконструкция начнется сразу после Биеннале в ноябре 2020, чтобы завершиться весной 2021, и бюджет — €600 000 на павильон и еще €100 000 на временную постройку в нем. Уже известно, что средства выделит основатель фонда V-A-C Леонид Михельсон. Сейчас фонд также занимается реконструкцией выведенной из эксплуатации электростанция ГЭС-2 в Москве: в 2021 году там планируют открыть арт-центр по проекту Ренцо Пьяно.

Хронология

Кураторами российского павильона в Венеции стали Дмитрий Ликин и Екатерина Проничева, комиссаром является Семен Михайловский. Объявлена тема российского павильона на Венецианской биеннале — «Музеи».

Июнь 2019

Объявлена тема архитектурной Венецианской биеннале «Как мы будем жить вместе?».

Июль 2019

Выходит скандальное интервью Семена Михайловского «Ведомостям», в котором он резко опроверг высказывания директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о структуре финансирования экспозиций России в Венеции.

7 ноября 2019

Тереза Мавика назначена комиссаром павильона России до 2021 года. Административные и стратегические задачи в ближайшие десять лет поручено решать компании Smart Art.

8 ноября 2019

Куратором Российского павильона становится Ипполито Пестеллини Лапарелли, который называет тему проекта — «Open!».

6 декабря 2019

Объявлен конкурс на проект павильона, начат прием заявок.

9 декабря 2019

Окончание конкурса.

31 января 2020

Объявление победителя.

14 февраля 2020

Архитектурная Венецианская биеннале.

23 мая — 29 октября 2020

Начало реконструкции павильона.

Ноябрь 2020

Завершение реконструкции павильона.

Весна 2021

Открытие 59 художественной Венецианской биеннале.

Май 2021

Первая российская молодежная архитектурная биеннале — «ЦЕНТР»

К участию в биеннале приглашались архитекторы до 35 лет (включительно) с образованием не ниже степени бакалавра. 


Отборочный этап

Заявка для участия в отборочном этапе подавалась в личном кабинете. Заявка включала информацию об участнике, эссе и портфолио от 3 до 5 проектов, наиболее релевантных задачам биеннале. Проекты могли быть как реализованные, так и нереализованные. Представленные в портфолио проекты должны были быть созданы участником либо самостоятельно, либо в авторском коллективе, все участники которого не старше 35 лет. 

Второй этап

Куратор (Председатель Жюри) выбирал по портфолио и эссе 30 Финалистов, которые прошли во второй этап и приступили к работе над конкурсным предложением. 


Лучшие проекты биеннале награждены: предусмотрены 3 премии (золотой, серебряный и бронзовый приз), 2 специальных приза от Минстрой России и Правительства Республики Татарстан. 

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА. 30 финалистов

  1. Авторский коллектив: Анастасия Конарева, Александр Деев, Ксения Деева (Курск)
  2. Авторский коллектив: Анастасия Шеметова, Ангелина Андрианова (Новосибирск)
  3. Авторский коллектив: Владислав Куликовский, Арсен Хаиров, Михаил Капитонов, Тимур Степанов (Казань)
  4. Авторский коллектив: Дарья Кириллова, Станислав Субботин (Москва)
  5. Авторский коллектив: Елена Каширина, Игорь Каширин (Москва)
  6. Авторский коллектив: Наталья Саблина, Тимур Черкасов (Москва)
  7. Авторский коллектив: Никита Тимонин, Мария Ляшко (Санкт-Петербург)
  8. Авторский коллектив: Юлия Суворова, Екатерина Кондрашова (Санкт-Петербург)
  9. Анастасия Яременко (Казань)
  10. Андрей Адамович (Москва)
  11. Антон Котляров (Москва)
  12. Антон Петухов (Москва)
  13. Антон Севастьянов (Москва)
  14. Архитектурная группа Citizenstudio (Москва)
  15. Архитектурная лаборатория SA lab (Санкт-Петербург)
  16. Архитектурная мастерская «2Портала» (Воронеж)
  17. Архитектурное бюро «MASS[SHTAB]» (Ростов-на-Дону)
  18. Архитектурное бюро «Проспект» (Уфа)
  19. Архитектурное бюро WALL (Москва)
  20. Б-Групп (Екатеринбург)
  21. Илья Филимонов (Санкт-Петербург)
  22. Кирилл Пернаткин (Нижний-Новгород)
  23. Максим Базаев (Владикавказ)
  24. Надежда Коренева (Москва)
  25. Олег Манов (Санкт-Петербург)
  26. Яна Закиева (Уфа)
  27. Ярослав Усов (Москва)
  28. Akhmadullin Architects (Уфа)
  29. KATARSIS Architects (Санкт-Петербург)
  30. Urban Plan (Иркутск)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.