Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Астория гостиница история – Астория: История гостиницы

Астория гостиница история – Астория: История гостиницы

Астория: История гостиницы

Проект отеля с самого начала был интернациональным. Строили «Асторию» в 1911–1912 годах вместе с русским шведом Федором Лидвалем его ассистентки, студентки Политехнического института, первого в России технического вуза, в который принимали женщин. Немцы из компании Weiss & Freitag, финансировавшие проект, амбициозно задумали создать лучшую гостиницу в Европе на месте меблированных комнат «Бристоль», в которых незадолго до этого случайно взорвалась бомба, собранная революционером Швейцером. Инвесторы не поскупились на железобетонные конструкции с внушительным фундаментом, на огнестойкую внутреннюю отделку, на красноватый гранит фасадов из каменоломен Восточно-Финляндского гранитного общества под Выборгом. Проектировщики как будто предвидели будущие экстремальные события в этих стенах и стремились сделать здание покрепче.

Несмотря на то что гостиница была оснащенапо последнему слову дизайна и техники, известный искусствовед Георгий Лукомский, Григорий Ревзин своего времени, высказался жестко: «К сожалению, общий силуэт гостиницы, не вполне внушительный своею архитектурою, вызывает справедливые нарекания. Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади». Но Лукомский остался в одиночестве, большинство критиков отмечали по-европейски «элегантные и аккуратные» фасады «Астории», а коллеги Лидваля по цеху всячески хвалили архитектора, который к тому времени стал признанным лидером направления северный модерн. Федор Иванович (он же Иоганн Фредерик) был автором проектов множества доходных домов, начиная с дома собственной матери на Каменноостровском проспекте, 1–3, и заканчивая Толстовским домом набережной Фонтанки, зданий Азовско-Донского банка на Большой Морской и Товарищества братьев Нобель на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы. Семейство Нобель вообще заказывало ему все, что строило в городе: особняки, здания при заводе, литейные мастерские и все те же доходные дома. А незадолго до сооружения «Астории» Лидваль занимался внутренней перестройкой и отделкой интерьеров ее главной конкурентки — «Европейской».

На открытие гостиницы 23 декабря 1912 года были приглашены «именитое купечество, представители адвокатуры, прессы здешней и иностранной». «После молебствования все приглашенные обозревали грандиозный отель, вызвавший восторг присутствовавших», — писала пресса. По сути, именно с открытия отеля началось грандиозное празднование трехсотлетия династии Романовых, растянувшееся на весь предвоенный 1913-й год.

За четыре года исправной работы «Астория» получила миллионные прибыли. Правда, это не помешало во время Первой мировой войны перепрофилировать ее в военную гостиницу — сюда прибывали с фронта высшие офицеры империи. Дипломат Александр Савинский, живший здесь в дни Февральской революции, вспоминал результаты расстрела гостиницы: раздробленный череп князя Абашидзе на одном из этажей, женские вопли, летевшие сквозь дым и копоть, и пьяные крики солдат, совершивших первым делом набег на гостиничные погреба с шатолафитом. Очень испугались иностранные журналисты Джон Рид и Бесси Битти, которые в своих белоголубых комнатах наслаждались звоном колоколов Исаакиевского собора, пока не раздались выстрелы.

В марте 1917-го приехал генерал Антон Деникин и удивился: «Четыре года я не видел Петрограда, но теперь странное и тягостное чувство вызывала столица, начиная с разгромленной гостиницы “Астория”, где я остановился и где в вестибюле дежурил караул грубых и распущенных гвардейских матросов». Летом того же года здесь разместился штаб генерала Лавра Корнилова, который штурмовали пробольшевистски настроенные солдаты и матросы. Гостиница стала площадкой для революционных разборок: место у Исаакиевской площади стратегически очень выгодное, здесь удобно и транспарант «Да здравствует Интернационал!» развернуть, и поставить накачанный морфием караул, и баррикаду устроить.

После Октябрьского переворота в «Астории» обосновались вожди нового режима, устроив в самом комфортабельном здании города «1-й дом Петросовета» с вахтой ГПУ. Здесь жили с семьями первые лица зарождающегося аппарата, непременно останавливался Владимир Ленин, приезжая из Москвы в командировки, размещались участники II конгресса Коммунистического интернационала. Во времена нэпа большевики все-таки задумались, что «Астории» неплохо было бы и самой что-то зарабатывать, и в 1926 году гостиница перешла под управление общества «Интурист», принимая сочувствовавшего советской власти британского писателя-фантаста Герберта Уэллса и сотрудничавшего с ней американского бизнесмена Арманда Хаммера, занимавшегося вывозом и продажей за границу картин из собрания Эрмитажа и яиц Фаберже.

В дни блокады Ленинграда «Астории» повезло: немцы ее не бомбили. Говорили, что Гитлер берег отель для банкета в ресторане «Зимний сад» в честь своей победы. Здесь были устроены военный госпиталь и стационар для самых заслуженных блокадников — писателей, художников, музыкантов, направление можно было получить только у заведующего Ленгорздравотделом. Новые чуть живые «постояльцы» шутили: «В “Астории” слет дистрофиков». Сразу после войны гостиница вновь ненадолго стала элитным жилым домом, на этот раз для деятелей искусств. Иллюзионист Эмиль Кио вспоминал, что каждой квартировавшей здесь семье был выделен небольшой участок в сквере на Исаакиевской площади, превращенном в огород.

В послевоенное время «Астория» жила по-советски ровно. Наспех провели восстановительные работы, вновь наладил свою деятельность «Интурист», но номера прослушивались на случай заезда вражеских шпионов или местных «врагов народа». Что, в общем-то,не мешало отелю играть роль полуофициального клуба интернациональной дружбы, закрытого для рядовых советских граждан и доступного для народных артистов, секретарей Союза писателей, фарцовщиков и путан. В те годы «Астория» регулярно блистала в кино с участием западных актеров. Андрей Миронов спускался из ее окна, уцепившись за край ковровой дорожки, в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссеров Эльдара Рязанова и Франко Проспери. Юрий Соломин и японская кинозвезда Комаки Курихара проникновенно смотрели здесь в глаза друг другу, снимаясь в мелодраме Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». Марчелло Мастроянни отдыхал в гостинице после съемок в ленте Никиты Михалкова «Очи черные»

В августе 1991-го, сразу же после проведенной финнами реконструкции, из окон отеля можно было наблюдать за возведением на улице Герцена (Большая Морская) баррикад из ящиков, колес, проволоки и железных бочек. Теперь уже ради демократических преобразований в России. В начале 1990-х отель приватизировали, а впоследствии он обрел новых хозяев в лице аккуратных англичан и зажил по-европейски размеренной жизнью, став со временем членом ассоциации «Ведущие отели мира» (The Leading Hotels of the World).

www.sobaka.ru

Санкт — Петербургская Астория — история и легенды

Пост об одной из самых знаменитых гостиниц Петербурга.
Пятизвёздная гостиница Астория, расположена в центре города рядом с Исаакиевским собором.

Внушительное здание гостиницы «Астория», построенной в 1912 году по проекту архитектора Ф.И. Лидваля, сначала петербуржцам не понравилось. Это уже традиционно для нашего города. Все новое приживается с трудом и первоначально вызывает большую критику.

1935—1936, Россия, Адмиралтейский район. Почтовая карточка «Гостиница «Астория»

Вот как писала о нем в те годы «Петербургская газета»: «Обезображение площади завершилось воздвигнутым отелем на углу Вознесенского и Морской. Вместо ожидаемого роскошного здания из-за лесов появился обыкновенный доходный дом, лишь кое-где — приличия ради — украшенный намеками на архитектуру». Однако, как это часто бывает, к гостинице быстро привыкли и очень скоро без нее вообразить Исаакиевскую площадь уже было невозможно.

Название здание получило в память о фешенебельных нью-йоркских отелях, которыми владели двоюродные братья Асторы.

День открытия Астории — 23 декабря 1912 года. Астория за все годы свое существования сохранила и внешний облик и некоторые интерьеры и предназначение.

Рядом гостиница «Англетер». Которая была не менее популярна из-за безукоризненного «английского» стиля обслуживания. Именно там, а не в Астории умерли Есенин и Маяковский… Лидваль планировал зеркальное повторение «Астории» на месте «Англетера», но не сложилось.

С первых дней существования «Астория» приобрела репутацию действительно самой комфортабельной гостиницы Петербурга и одной из лучших в Европе.

В начале XX в. она была рассчитана на 350 человек и имела все для того, чтобы сделать пребывание в ней незабываемым: зимний сад, великолепно оборудованную кухню, рестораны, кафе, банкетные залы, библиотеку, прекрасные номера. «Астория» смотрелась удивительно элегантно, изысканно и в то же время монументально.

Вид на Исаакиевскую площадь с колоннады Исаакия. Астория слева.

Здание имело шесть этажей, при этом его стены зрительно делились как бы на три яруса: два нижних этажа, облицованные гранитом, смотрелись как основание гостиницы, средние этажи оштукатурены под камень, верхний этаж, отделенный карнизом, украшен декоративными вазами.

«Астория», не всегда была просто гостиницей. В 1917 году все номера заняли высшие военные чины. Здесь был опорный пункт в борьбе против большевиков. «Асторию» стали называть Военной гостиницей.

В 1918-м ее преобразовали в «1-й дом Петроградского Совета», и несколько лет здесь жили руководящие советские работники. Для них тут был даже спецдетсад.

Гостиница пользовалась заслуженной славой, в ней останавливались делегаты II конгресса Коминтерна, описывал свои разговоры с «кремлевским мечтателем» Герберт Уэллс.

В 1929 году отель передали акционерному обществу «Интурист», в ведении этой компании он оставался до 1996 года.

В блокаду рассказывали, что именно здесь, в «Астории», Гитлер собирался отпраздновать взятие Ленинграда, и даже приказал заранее отпечатать пригласительные билеты. Именно поэтому обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха фашистам было запрещено.

Но не сложилось… билеты пропали ))) Блокадными постояльцами «Астории» стали ленинградские писатели, художники, архитекторы. Во время бомбежек в убежище не спускались, не было сил. Хороший номер достался Александру Крону, окна его комнаты выходили во двор, и взрывная волна в них не ударяла. Здесь драматург целыми днями работал над пьесой «Офицер флота».

После войны все вернулось на круги своя. Сюда опять приезжают со всего света, живут, гуляют в знаменитом ресторане «Астории», а на 7 этаже гостиницы находится SPA-центр.

«Астория» видела многих известных людей: здесь останавливались Герберт Уэллс, Ален Делон, Майя Плисецкая, Джордж Буш-старший, Маргарет Тэтчер, Гарри Каспаров, Мэттью Беллами, Rolling Stones, Rammstein, 30 seconds to Mars, Linkin Park, Depeche Mode.

21 мая 1957 года в гостинице «Астория» скончался от острой сердечной недостаточности Александр Вертинский.

В 2007 году журнал Forbes опубликовал рейтинг самых романтичных отелей мира. При его составлении учитывались уровень и качество обслуживания, ассортимент услуг (например, возможность заказать завтрак в постель, усыпать комнату лепестками роз или организовать романтический ужин для влюблённых). На 9-й позиции в миром рейтинге находится единственный российский отель — это «Астория».

Наверное поэтому, в 2009 году во время мирового турне Sticky and Sweet Tour певица Мадонна включила в концертный график Санкт-Петербург. И одним из обязательных условий приезда было проживание в гостинице «Астория», несмотря на то, что в городе имеется большое количество более современных и комфортабельных отелей.

Тут снималось кино Итальянцы в России))) и Миронов отсюда спускался с последнего этажа гостиничного номера на дорожке.

Вид из окон на прекрасный Исаакий — главная фишка отеля.

Подробный пост о строительстве существующего Исаакиевского собора

6.

Оператором гостиницы является компания Rocco Forte Hotels, владеющая коллекцией из 13 пятизвездочных отелей и курортов класса «люкс» по всему миру, отличительными чертами которых является уникальный стиль, отражающий национальный дух и особенности месторасположения…

Инфа и ряд фото (С) pastvu.com и др. интернет

pantv.livejournal.com

Почему отель «Астория» стал главным в Петербурге :: Впечатления :: РБК.Стиль

Почему отель «Астория» стал главным в Петербурге

© Антон Ваганов/ТАСС

Автор Екатерина Шапошникова

25 января 2017

Сложно найти более насыщенную биографию, чем у старейшего отеля Санкт-Петербурга, по классическим интерьерам которого можно изучать историю России XX века. У «Астории» есть все: легендарное прошлое, респектабельное настоящее и блестящее будущее.

На самом деле «Астория» всегда была европейской гостиницей, и не только потому, что с начала XX века принадлежала английской компании «Палас-Отель». Проект изначально задумывался как объект для демонстрации самых прогрессивных достижений в области дизайна и технологий. Финансированный немецкой компанией Weiss & Freitag, отель был укомплектован всеми возможными инновациями в области технической безопасности: особенное внимание в то время уделялось огнестойкой внутренней отделке, так как меблированные комнаты «Бристоль», находящиеся на этом месте до 1911 года, были взорваны случайной революционной бомбой. Владельцы желали получить укрепленное и основательное здание, оснащенное лучшими техническими новинками. Именно благодаря их амбициозным замыслам, воплощенным в жизнь интернациональной командой, сразу после открытия в 1912 году
«Астория»
приобрела репутацию одного из лучших отелей Европы. Космополитизм был идеологической основой проекта: постройкой занимался русско-шведский архитектор Иоганн Фредерик Лидваль, автор здания-конкурента, гостиницы «Европейская», первым директором был француз Луи Терье, а имя гостиница получила в честь братьев Асторов, владельцев нью-йоркского отеля «Уолдорф-Астория». Отелю даже удалось оставить свой след в истории феминизма: Иоганн Лидваль работал вместе с первыми студентками Политехнического института, первого технического учебного заведения в России, куда принимали женщин.

После событий 1917 года статус «Астории» менялся почти каждое десятилетие. Здесь были квартиры, военный госпиталь, «Первый дом Петроградского совета», советский «Интурист», но в результате гостиница вернулась к своему предназначению после полной реконструкции и вновь стала соответствовать мировым требованиям отелей класса «люкс». Удивительным образом, независимо от своего статуса и окружающей обстановки отель всегда был «местом силы», находясь в гуще исторических событий и привлекая знаменитых постояльцев. В 1917-м здесь останавливались генералы Деникин и Корнилов, сразу после — лидер мирового пролетариата Владимир Ленин и участники конгресса Коммунистического интернационала. В 20-х годах в этих стенах творил Герберт Уэллс, 80-е были отмечены визитом Маргарет Тэтчер, в 2000-е гостили Depeche Mode, Linkin Park и 30 Seconds to Mars, а Мадонна во время мирового турне «Sticky and Sweet Tour» включила проживание в «Астории» в свой райдер в качестве обязательного пункта. Одна из легенд гласит, что Михаил Булгаков в 1932 году проводил здесь свой медовый месяц, и в номере 412 была написана первая часть романа «Мастер и Маргарита». Ален Делон, Принц Чарльз, Жак Ширак, Марчелло Мастроянни, Жан-Поль Готье, Пьер Карден, Элтон Джон — это лишь небольшой список звездных постояльцев за последние 50 лет.

Tsar suite

© roccofortehotels.com

Став частью Rocco Forte Hotels, «Астория» приобрела статус уникального отеля, отличающегося щепетильностью к деталям, использованием инновационных техник и высоким уровнем сервиса наравне с лондонским Brown’s Hotel и флорентийским Savoy.

Как и любой из группы отелей Rocco Forte Hotels, «Астория» прежде всего предоставляет клиентам возможность почувствовать себя частью истории той страны, в которой они находятся, не забывая о привычном комфорте. После обновления в 2012 году, благодаря работе дизайнера и совладельца коллекции отелей Rocco Forte Collection Ольги Полицци, номера «Астории» приобрели еще больший лоск, но ничуть не потеряли аутентичности. В Tsar suite элементы стиля ампир органично вписаны в скандинавский дизайн спален и кабинета, в Ambassador suite неожиданно преобладает стиль 60-х с яркими цветами, геометричными формами и постерами к кинофильмам вместо картин, а в интерьере Superior Deluxe явно просматриваются черты советского авангарда.

Superior Deluxe suite

© roccofortehotels.com

Ambassador suite

© roccofortehotels.com

Deluxe Junior suite

© roccofortehotels.com

Presidential suite

© roccofortehotels.com

Концепция аутентичности поддерживается и в основном ресторане отеля Astoria Cafe, кухней которого с 2014 года управляет самый известный шеф Санкт-Петербурга Серж Фери. Его русское меню как будто специально создано для ознакомления представителей других культур со всеми аспектами национальной кухни. Кроме дегустационного «царского» меню, в ресторане «Астории» существует специальный сет «До и после театра» с легкими блюдами в стиле фьюжн и меню «Дары леса», в позициях которого присутствуют все виды грибов — от сморчков и лисичек до вешенок и шиитаке.

Ресторан Astoria Cafe

© roccofortehotels.com

Ресторан Astoria Cafe

© roccofortehotels.com

Ресторан Astoria Cafe

© roccofortehotels.com

Ресторан Astoria Cafe

© roccofortehotels.com

Но чтобы по-настоящему ощутить то самое «искусство истинной роскоши», заявленное сэром Рокко Форте в качестве девиза сети отелей, необходимо продегустировать и другое меню — список услуг спа-центра Decléor, в котором можно найти равное количество инновационных процедур в сфере омолаживающей терапии как для мужчин, так и для женщин. Это та самая точка в идеальном балансе стиля и комфорта, предлагаемого во всех отелях сети, без которой исторические интерьеры и весь бэкграунд «Астории» были бы лишь страницами хроники, не переведенной на язык современности. 

style.rbc.ru

Гостиница Астория (Astoria), интересные факты, мифы и легенды. Официальные визиты и бал Гитлера. : alkopona — LiveJournal

Официальное фото гостиницы Астория

В блокадном Ленинграде было не так много зданий, которые запрещалось обстреливать по прямому и личному распоряжению самого Гитлера. Среди них точно был Дом Советов и по вполне обоснованной причине, все из-за слухов о том, что в подземных казематах этого здания пытали офицеров попавших в плен вражеской армии.

Ну еще по легендам не стреляли по гостинице Астория, и тоже не просто так, ведь в 1941 году Рейхсканцлер Германии, он же фюрер, возлагал огромные надежды на молниеносное завоевание Советского Союза и планировал провести праздничный бал по этому поводу, да не где-нибудь в банкетном зале «Весенний», а в самом центре Ленинграда, в гостинице Астория. На этот торжественный случай уже говорят напечатали пригласительные билеты, да вот что-то и где-то пошло не так… Как итог, праздничный победоносный бал не состоялся.

2.
Официальные кадры и сайт Астории

История гостиницы Астория

Давайте отмотаем кинопленку истории на полвека назад от гитлеровских событий. В Имперской России было решено построить самый красивый, самый импозантный, самый роскошный, самый богатый, самый впечатляющий, короче, самый-самый отель. Но не только в нашей стране, но и во всем мире! Место подобрали удачное, у главного красавца-храма сия Руси.

3.
Гостиница Астория

Для этого снесли в центре города никому не нужный особняк князя Львова и приготовились к строительству.

4
Гостиница Астория
фото с сайта https://pastvu.com/

Николай II сказал, что не готов раскошелится из собственного кармана на столь авантюрный проект разработанный лично Лидвалем, и в стране стали срочно искать инвесторов. В итоге нашли, но вливать тонны денег в это спорное дело решили братья Асторы из Америки, в честь которых и назвали отель. А вы думали только Трамп такой самовлюбленный и лепит буковки со своей фамилией на все построенные дома?

5.
Гостиница Астория

Кстати, пришли они к нам из-за океана тоже не случайно, ведь к тому моменту у них уже был построен в Нью-Йорке самый фешенебельный отель в мире, который и сейчас носит их имя, так что скорее всего, в то время только эти братья могли переплюнуть сами себя.

6.

фото с сайта https://upload.wikimedia.org/

Открытие же приурочили к трехсотлетию дома Романовых, ну это так, чтобы отдел маркетинга не мучился и гостей сильно по всей стране не искал. Ведь теперь они сами съезжались как пчелы на мед.

7.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

А вот спустя пару лет с богатыми клиентами обстановка стала более напряженная, в мире началась Первая мировая война, и в это время сильно никто по миру не странствовал в туристических целях, поэтому ее сдали под проживание высших военных чинов. А тут еще как назло выстрелы с Авроры и революция, военные начали сопротивляться. Так что Астория одно из редких зданий, при захвате которого революционерам пришлось реально попотеть.

8.
Отель Астория в Санкт-Петербурге
фото с сайта https://pastvu.com/

Ну с чего и начинал этот пост, сам главнокомандующей фашистской армией во время уже второй мировой планировал тут устроить свой праздничный бал. Но он столкнулся с героизмом, отвагой людей, которые любят свой город. В итоге нога фюрера так и не ступила в роскошные холлы этой гостиницы.

9.
Отель Астория в Санкт-Петербурге
фото с сайта https://upload.wikimedia.org/

Кино и звезды

Есть ли еще поводы гордится за нашу гостиницу? Так в далеком уже 2007 году, журнал Forbes в преддверии Дня Святого Валентина собрал список самых романтичных отелей мира и вот в нем, аж на девятой строчке расположилась единственная гостиница из России.

10.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

Догадаетесь какая? Аль подсказать?

11.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

Видать такая реклама положительно сказалась на мировой известности отеля, ведь в 2009 году Мадонна включила его обязательным пунктом в свой гастрольный райдер. Думаю так и говорила: «Эй, мальчики, или я живу в Астории, или Россия никогда в жизни не увидит мой концерт!». Вот как тут отказать?

12.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

Ну естественно Мадонна не одна такая, и тут останавливались все кто только мог: Rolling Stones, 30 seconds to Mars, Linkin Park, Depeche Mode, Джордж Буш-старший, Маргарет Тэтчер, Тони Блэр, принц Чарльз, король Марокко Мухаммед VI, Владимир Путин, Герберт Уэллс, Ален Делон, Марчелло Мастрояни, Майя Плисецкая, Гарри Каспаров, Мэттью Беллами. Интересно, добавят ли к списку этих громких имен скромное имя автора этой статьи?

13.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

Правда еще до этого отель благодаря своей популярности и выигрышному месторасположению играл главные роли в советском кино. Например, объект места заточения для героя Миронова в киноленте «Невероятные приключения Итальянцев в России». Да, отсюда благодаря ковру отеля в женской одежде он и продолжал преследование итальянских казнокрадов.

14.

фото с сайта http://amironov.ru/

Но почти все сотрудники «Ленфильма» будут теплыми словами вспоминать руководство отеля по совсем другой причине. Просто когда в отель закупили новую посуду, старую не просто растащили по домам, не отправили на ближайшую свалку и даже не закопали в виде клада, а просто подарили киностудии.

15.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

Ложки, вилки, ножи, старинные хрустальные бокалы, серебряные ведерки для шампанского, судки, в которых подогревают блюда, подставки для вареных яиц, все это в идеальном состоянии да еще и специально разработанное по индивидуальному заказу для Астории, отправилось на декорационные склады. Естественно вы еще потом ни раз встретите эту посуду и эти столовые приборы в кино.

[Где это?]
Адрес: Большая Морская улица, 39
Время работы: Круглосуточно
Стоимость: По цене ночи в номере. Посмотреть со стороны — бесплатно.

16.
Отель Астория в Санкт-Петербурге

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Отель Астория в Санкт-ПетербургеОтель Астория в Санкт-ПетербургеОтель Астория в Санкт-ПетербургеОтель Астория в Санкт-Петербурге
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту [email protected]

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

alkopona.livejournal.com

«Астория» в истории | GQ Russia

Екатерина Истомина считает, что именно этот петербургский отель, отмечающий в этом году 100-летие, является первой русской гостиницей не для аристократии или купечества, а для прогрессивной буржуазии.

Гостиница «Астория» появилась на месте меблированных комнат «Бристоль», в которых помимо жилья располагались заведения К. И. Бурка, портного, Д. Н. Шитова, торговца фруктами, и Л. Бауера, винодела. Еще в «Бристоле» можно было заказать новую искусственную челюсть, детские полуботинки, парик, весеннюю рассаду. Четырехэтажное угловое здание (дом №39 по Большой Морской), чьи контуры «Астория» сохранила впоследствии, являлось анекдотическим «торгово-деловым» центром российской столицы. Земля, занятая им, впрочем, была слишком хороша для безыскусной торговли искусственными зубами: парадное сердце блистательного Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор и конный памятник Николаю I, созданные самим Огюстом Монферраном.

В 1910-м обывательский приют «Бристоль» (он, в свою очередь, был построен на фундаменте особняка известного петербургского кутилы, мецената и покровителя прессы, князя Александра Львова) снесли, чтобы возвести на его месте сверхсовременный отель. Было образовано акционерное общество «Палас-отель» – со значительным английским капиталом, проект заказали Федору Ивановичу Лидвалю, знаменитому и дорогому архитектору, строившему частные доходные дома, а в отельном бизнесе сделавшему себе имя на постройке гостиницы «Европейская», что на Михайловской улице.

Швед по рождению и по подданству Федор Лидваль был популярен и успешен хотя бы потому, что владел разным художественным почерком и всегда имел четкое, структурное понимание особенностей возводимого им объекта. Модерн, неоготика, великорусская эклектика, неоренессанс; городские доходные дома, загородные особняки и небольшие изящные дачи, различные государственные учреждения, а также частные банки – во всех стилях и жанрах Лидваль, ставший академиком архитектуры в 1909 году, буквально накануне строительства нашей сегодняшней героини «Астории», был признанным мастером. К тому же он уже строил и в данном конкретном районе – на Большой Морской улице, его «перу» принадлежит здание Азовско-Донского банка (дома №3–5).

Акционерное общество «Палас-отель» поставило перед титулованным архитектором громкие задачи: «Астория» – не просто новенькая гостиница, а именно прогрессивный, инновационный отель, который должен отвечать всем требованиям современной инженерной мысли и следовать последнему слову техники.

Экспонат Кулинарной выставки в «Астории», 1913 г.

Лидваль, быть может, даже слишком прямолинейно откликнулся на запрос: немногословный, величественный в своей строгости проект современники оценивали как «холодный, бездушный, деловой» и даже «неуютный». Кстати, в ходе стройки «Астория» поменяла собственника: на место «Палас-отеля», разочаровавшегося в петербургской отельной затее, пришла немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг». Отель на Большой Морской с фасадом на Исаакиевскую площадь был открыт и освящен 23 декабря 1912 года. В бальной зеркальной зале (она же зимний сад с рестораном по имени «Зимний сад») был дан пятичасовой ужин в пышном русском гастрономическом стиле – в присутствии высоких сановников, а также духовенства.

«Астория», первым директором которой стал опытный парижанин Луи Терье, действительно была отлична от гостиницы «Европейская», исторического отельного флагмана Петербурга. Она была концептуально ориентирована на иную, нового XX века, публику – буржуазию, широкие деловые круги, людей, как мы бы сказали сегодня, большого бизнеса. Такая публика, привыкшая не столько развлекаться и отдыхать, сколько работать, зарабатывать и тратить, ценила не роскошь, а шик, не интерьеры и декоративные находки, а удобство и комфорт.

Лидваль дал общественным и приватным помещениям «Астории» значительное пространство. Большие, французские окна в пол (на первом этаже), светлые стены, светлые же потолки с едва заметными, в духе модерна, барельефными рисунками, мелкой наборки зеркальный паркет, однотонные ковры. Лифт центрального холла (он практически не изменился с момента запуска) как великолепное, смелое инженерное достижение был специально открыт глазам постояльцев. Сверкая отполированными до золотого блеска металлическими решетками, лифт мчал гостей вверх.

Бар «Ротонда», 1913 г.

Мебель для «Астории» выбирал также сам Лидваль, и многие предметы сохранились до сих пор. Обстановку отличали строгие классические линии и фактурность отделки (кожа, тканевая обивка, плетение). Роскошь (буржуазная, а не купеческая) открывалась в оформительских деталях. Например, в огромных бронзовых лампах из патинированного венецианского и сверкающего чистотой и прозрачностью богемского стекла – сегодня они украшаютбар «Кандинский» (до революции и в эпоху «Интуриста» это была большая чайная комната центрального фойе) и ресторан «Давыдов» (в 1912-м заведение называлось просто «Астория»). Легкие деревянные, с мягкими светлыми тканями, ширмы, зеркала, но не круглые, будуарные, а в прямоугольных рамах, небольшие парадные портреты маслом, акварельные миниатюры… – «Астория» со своими 350 номерами предлагала стильный, новомодный отдых: это был отель для легкой на подъем, путешествующей, космополитичной публики.

Современники Лидваля были не совсем справедливы в своих оценках, называя «Асторию» холодной и неуютной. Отелю был привит не только деловой буржуазный шик, но и блеск кокетливой Вены, ведь именно на ее интерьерные образцы общественного модерна Лидваль ориентировался при создании ресторана «Зимний сад». Это помещение с высоким полупрозрачным витражным потолком, экзотическими пальмами и лаконичной мебелью действительно напоминало щегольские ресторации столицы Австро-Венгрии.

Гостиница «Астория», как и две ее московские товарки, «Националь» и «Метрополь», оказалась в центре событий 1917 года. «Националь» с «Метрополем», однако же, не удостоились «персонального» штурма: в первом быстро поселились новые советские вожди, в «Метрополе», в создании которого принимал участие великий Врубель, митинговали депутаты революционных Советов. А вот «Астория» на протяжении всего 1917 года была ареной для выступлений представителей «Земли и воли» и сторонников премьер-министра Александра Керенского, а после октябрьского переворота в ней был организован штаб белых военных офицеров (гостиница стала военным режимным объектом еще во время Первой мировой войны). В декабре 1917-го «Астория» неоднократно обстреливалась матросами со стороны Исаакиевской площади, а под новый 1918 год была взята штурмом: отель как передовая и гостеприимная витрина царской России символично прекратил существование. Еще символично, что именно в «Астории» много лет спустя – 21 мая 1957 года – скончался от острой сердечной недостаточности Александр Вертинский, создавший себе имя именно на ностальгии по навсегда «утраченным временам».

Танцовщица Айседора Дункан была частой гостьей отеля «Астория»

Стоит заметить, что сам Ленин, как и многие другие большевистские вожди, ценивший милый уют «прогнившего» старого режима, неоднократно проживал в «Астории» – вместе с писателем Максимом Горьким, с участниками различных революционных митингов (например, именно в «Астории» усердно столовались делегаты II Конгресса III Коммунистического интернационала, проходившего в июле 1920 года).

На короткий срок – в начале 20-х – гостиница была превращена в общежитие для сотрудников ВЦИКа, затем в общежитие для членов Петросовета. А в 1929 году, уже по окончании эпохи НЭПа, «Астория» (ее вновь возвратили в гостиничный профиль в 1926 году) перешла в подчинение только что созданной государственной компании «Интурист» (с которой благополучно и прожила всю советскую эпоху: они расстались лишь в 1996 году, когда в отеле произошла приватизация и последующая реставрация). Логотип «Интуриста» – крыло птицы на фоне сетки земного шара – украсил фасад гостиницы, которой вернули историческое имя. С 1917-го отель трижды менял название: Первая военная гостиница, Первый дом Петроградского совета, Первый дом Ленинградского совета.

Если сравнить фото отеля 1915 года и снимки, сделанные в начале 30-х, то между ними не будет какой-то принципиальной разницы. Заметно, что к 30-м годам уже поменяли посуду и ковры, частично поменяли мебель, но и новая обстановка стилистически все-таки наследовала образцы Федора Лидваля: этот грандиозный ныне советский отель, гостиничный козырь юного неопытного «Интуриста», жил и работал по проверенным законам качественного буржуазного быта. Даже экзотическиепальмы в деревянных кадках – и те выглядят на более свежих фотографиях практически неизменившимися. Они, словно стойкие солдаты, стоят – и все на тех же местах: и в фойе, и в ресторане зимнего сада, и в коридорах этажей.

До Великой Отечественной войны «Астория» принимала много гостей из числа западной буржуазной элиты: бизнесменов, актеров, писателей. В 1934 году здесь жил Герберт Уэллс, который помнил «Асторию» еще эпохи романовской царской фамилии – автор «Человека-невидимки» и «Войны миров» впервые останавливался в отеле в 1914-м. Спустя 20 лет Уэллс снова приехал в СССР и был принят Сталиным, о котором оставил неожиданно восхищенные отклики.

А в сентябре 1941 года в нацистском Берлине были напечатаны пригласительные билеты приблизительно следующего содержания: гости созывались на банкет – в ресторан «Зимний сад» гостиницы «Астория» по случаю взятия армией вермахта Ленинграда. С главного (и единственного, впрочем) балкона «Астории» фюрер собирался обратиться с речью к покоренной столице бывшей царской России. Вот почему он лично распорядился не бомбить гостиницу. Но банкет не состоялся – благодаря мужеству и героизму защитников города, державших страшную 872-дневную блокаду. «Астория» (как и «Европейская») работала в дни войны как военный госпиталь. На фотографиях тех лет можно увидеть, как мимо ее дверей идут военные колонны, шагают патрули, тянут санки истощенные голодом ленинградцы. В архиве гостиницы есть совершенно уникальный снимок: сквер перед входом в отель-госпиталь засажен капустой…

Поэты Сергей Есенин и Сергей Городецкий, 1915 г.

«Астория» как минимум дважды снималась в кино. Нищий герой фильма Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» (1993) Евгений Тимошин в исполнении Александра Збруева именно на пороге сверкающего огнями отеля принимает самое важное в своей жизни решение – остаться в бедной перестроечной России. «Астория» у Астрахана – место немыслимой роскоши, мир богатых и знаменитых и, разумеется, мир порока и запретных удовольствий. А через два года гостиница попала в кадры самой бондианы – в фильме «Золотой глаз», где роль агента 007 сыграл Пирс Броснан.

Кроме исторического «металлического» лифта в фойе «Астории» есть еще один: на стенке, рядом с кнопками вызова, висят мемориальные табличкис именами великих гостей. Айседора Дункан, Сергей Есенин, Сергей Городецкий, Леонид Собинов… Кажется, что скоро не хватит стены, чтобы их поместить. Великая балерина Майя Михайловна Плисецкая уже полвека не изменяет однажды выбранному отелю – последний раз она жила здесь вместе с мужем, Родионом Щедриным, в момент репетиций «Мертвых душ» в Мариинке осенью 2011 года.

Маргарет Тэтчер, Джордж Буш-старший, Генри Киссинджер… Последний, кстати, в очередной разстал постояльцем «Астории» совсем недавно – в ходе Петербургского экономического форума в июне 2012 года. Автору этих строк удалось в Концертном зале Мариинского театра побеседовать с господином Киссинджером – в том числе и об «Астории». «Моя жена любит этот отель, впрочем, вся семья довольна, что мы живем именно в «Астории». Это очень красивое место, одно из лучших в Петербурге!» – заметил бывший госсекретарь США, один из величайших политиков XX века…

К юбилею, тем более к такой круглой дате, как целый век, принято готовиться. И «Астория», входящая в отельное семейство Rocco Forte Hotels, не стала исключением из правила. Что может быть лучшим подарком, чем серия новых комнат? Номерной фонд отеля (который является объектом культурного наследия РФ под №7810065000) в настоящий момент включает 188 номеров, считая люксы. Реновацией комнат, как это принято в Rocco Forte Hotels, занималась сестра основателя цепочки, сэра Рокко Форте, Ольга Полицци. Часть комнат открылась в мае этого года, оставшиеся представят публике весной 2013-го, когда сэр Рокко Форте намерен дать бал в честь 100-летнего юбилея. На него приедут многие знаменитые клиенты «Астории». За что они любят именно ее? За тонкий шик, умную красоту, наконец, буржуазную породу, которая, впрочем, за целое столетие уже давно получила право называться аристократической.

Читайте также:

Лучшие отели в 16 россиских городах

Лучшие отели мира: Raffles, Сингапур

Лучшие отели мира: The Dorchester, Лондон

Лучшие отели мира: Taj Lake Palace, остров Джаг-Нивас

Лучшие отели мира: «Англетер», Санкт-Петербург

Лучшие отели мира: Le Meurice, Париж

Лучшие отели мира: «Святой Стефан», Черногория

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

www.gq.ru

История гостиницы «Астория»

Отель, бомбить который запретил даже Гитлер. Здесь останавливались президенты и короли, актеры и писатели, поп-дивы и бизнесмены.  Речь идет об «Астории» — легендарном отеле Петербурга.

Своим именем отель обязан миллионерам Асторам из Нового Света. Сколотившие состояние на контрабанде опиума и пушнины, Асторы построили несколько отелей своего имени, один из них, кстати, находился на месте Empire State Building в Нью-Йорке.  Впрочем, петербургская «Астория» пережила многих своих собратьев из Нового Света.

Проект петербургской «Астории» разработал Федор Иванович Лидваль – один из самых востребованных в начале XX века архитекторов нашего города. Он построил, к примеру, знаменитый дом Нобеля на Лесном проспекте и Толстовский дом на Рубинштейна.

«Астория», спроектированная Федором Лидвалем в его любимом стиле «модерн», удачно вписалась в уже существующий ансамбль — Исаакиевский собор, памятник Николаю I, самый широкий в Петербурге Синий мост.

Гостиница торжественно открылась в годовщину победы над Наполеоном — 23 декабря 1912 года. До 1914 года в «Астории» собирался весь высший свет Санкт-Петербурга. Она могла вместить 350 человек и имела в своем составе ресторан, библиотеку, кафе, гостиные, банкетные залы и даже зимний сад с дневным светом от высокой стеклянной крыши.

Летом 1917-го года в «Астории» (переименованной в «Петроградскую военную гостиницу») разместился Генеральный штаб Генерала Корнилова. А в ночь на 25 октябра 1917 года красногвардейцы и матросы ворвались в здание через окна 1-го этажа. После перестрелки разоружили офицеров и юнкеров и арестовали группу старших офицеров Генштаба.

В первые годы Советской республики «Астория» стала «1-м домом Петроградского Совета», в котором жили руководящие советские работники (включая самого Ленина). Чуть позже отель передали в ведение «Интуриста», под маркой которого он работал до 1996 года.

Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, в Астории разместился госпиталь. Кстати, именно в этой гостинице Гитлер планировал после взятия Ленинграда устроить банкет (он даже напечатал и разослал приглашения). Однако его мечтам не суждено было сбыться – ленинградцы отстояли город.

После войны «Астория» вернулась к своей обычной работе. В разное время здесь останавливались Михаил Булгаков и Герберт Уэллс, Михаил Шолохов и Леонид Утесов, Андрей Миронов и Майя Плисецкая, Маргарет Тэтчер и Мадонна.

В конце 80-х «Астория» была капитально реконструирована. Проект включал реконструкцию собственно гостиницы  «Астория», и присоединенной к ней в 1963 году бывшей гостиницы «Англетер». Основной идеей реконструкции было максимально вернуться к первоначальному виду зданий при современном техническом оснащении. Фасады воссоздавали по материалам Государственного Исторического Архива.

Сегодня в гостинице «Астория» находится 213 номеров, в том числе 39 класса «люкс», 5 президентских апартаментов с двумя спальнями и 10 новых люксов категории Ambassador Suite. Все комнаты оснащены самыми современными техническими коммуникациями — двумя телефонными линиями, голосовой почтой, интерактивным спутниковым телевидением, плоскими LCD телевизорами, высокоскоростным Интернетом.

Гостиница «Астория» как и в начале XX века, продолжает привлекать гостей сочетанием национального колорита и культурно-исторических традиций страны с роскошью и современным оснащением. Ведь только здесь вашим соседом может оказаться король, президент или Мадонна.

www.hotellink.ru

Исторические гостиницы: Астория и Англетер (Санкт-Петербург)

Угловой фасад здания гостиницы. 1913 г.
Фото Ф.К.Булла

Большая Морская ул., 39 / Малая Морская ул., 24

Давайте с головой окунемся в удивительно красивый и стильный мир роскошных апартаментов одной из самыз известных гостиниц в городе. Единый в настоящее время комплекс гостиниц «Астория» и «Англетер» за свою историю несколько раз переживал процессы разделения и объединения. Город строился и территория гостиницы делилась на 2 части, а затем объединялась, после чего снова следовал раздел.

В зоне современных Большой и Малой Морских улиц участки под застройку начали раздавать горожанам в 1739 году. Тогда будущая Большая Морская называлась Большой Гостиной улицей, а современная Малая Морская улица носила имя Луговой улицы. Первым владельцем участка по Большой Луговой улице стал купец Резвой, а участок по Большой Гостиной улице зарезервирован «под казенное строение» для строительства аптеки. Далее, вплоть до 1770-х — 1790-х годов участки развивались независимо. Уже к 1743 году на участке по Большой Луговой улице рыбопромышленник, купец и поставщик Императорского двора Терентий Резвой построил кирпичный дом. В 1757 году дом стал принадлежать другому владельцу — купцу Гнеушеву. А в 1771 году дом продан с публичных торгов. Новым владельцем стал адъютант Поггенполь.

Стол портье в вестибюле гостиницы, 1913 г.

Одновременно, участок на Большой Гостиной улице много лет резервировался под строительство аптеки, пока к 1770-м годам не был застроен 1-2 этажными флигелями.

Уже к 1798 году оба участка принадлежали адъютанту Поггенполю и обладали единым комплексом 2-х этажных зданий.

Но к 1809 году снова начались процессы дробления. Участок, теперь уже по Малой Морской улице, вплоть до 1849 года был во владениях наследников Поггенполя. А в 1854 году уже был в собственности у княгини Юсуповой — Зинаиды Ивановны (урожденной Нарышкиной), вдовы Бориса Николаевича Юсупова (известного владельца особняка Юсуповых на набережной реки Мойки, 94). Во втором браке Зинаида Ивановна Юсупова — маркиза Де Шово-до-Серр. С 1840-х годов, еще при С. Поггенполе дом перестроен под гостиницу «Наполеон». Владельцем (а может быть и управляющим) гостиницы был Наполеон Бокин. В этой гостинице в 1849 году жил Лев Толстой. Любили останавливаться здесь и Анатолий Николаевич Демидов, князь Сан-Донато. В 1896 году управляющим гостиницы, теперь уже «Англия», стал Т.Т.Шмидт. В 1908-1917 годах владельцами гостиницы «Англия» были граф и графиня Медем, а управляющим гостиницы — Вильгельм Карлович Ломач.

Гостиная при номере люкс,
1913 г.

Участок и застройка по Большой Морской улице после наследника Погенполей — губернского секретаря Фридриха Погенполя — в 1822 году оказались в руках у купца Таирова, затем — у купеческой жены Бахерахт (1836 год), у жены почетного гражданина Пелагеи Андреевны Колчиной (в 1849-1856 годы), у гвардии поручика Константина Воронина (вплоть до 1870 года). Затем, с 1871 года домом владел князь Д.А.Львов, а вслед за ним — его сын, князь А.Д.Львов, известный в истории городского пожарного дела. Он — автор первого руководства для городской пожарной команды, в 1892 году организовал Первую Всероссийскую пожарную выставку, на свои средства содержал пожарную команду и разместил в доме Соединенное Российское пожарное общество. В 1903 году здание куплено Страховым обществом «Россия», а в 1910 году владельцем участка стало Английское общество «Палас Отель».

В 1911 -1912 годы по заказу этого общества и по проекту известнейшего академика архитектуры Ф.И.Лидваля фирмой «Вайс и Фрейтаг» построено огромное шестиэтажное здание гостиницы «Астория». Фасады первого и второго этажей нового здания облицованы каменногорским гранитом, с высеченными в камне овальными медальонами, украшенными цветочными гирляндами. Третий, четвертый, пятый этажи объединены каннелированными пилястрами. Выше — широкий карниз, который завершается вазами, установленными на фоне мансардного этажа. По осуществленному проекту в гостинице размещены номера на 350 человек с самым современным в те времена оборудованием — со звукоизоляцией из пробки, с горячей и холодной водой, с бесшумной световой сигнализацией, с автоматической пылевысасывающей системой.

Столы, сервированные для чая в ресторане гостиницы, 1913 г.

Но особую гордость всей гостинице придал ресторан, ставший новым чудом петербургской ресторанной жизни. Главный вход в гостиницу с Исаакиевской площади вел в просторный вестибюль с белоснежным мраморным полом, застланным богатыми коврами, выполненными фирмами Кнаут и Ко (Берлин) и Варшавской ковровой фабрикой. Из вестибюля можно было пройти в зал ресторана, рассчитанного на 200 посетителей, а затем — и в зимний сад. Стены и колонны ресторана отделаны полированным красным деревом. Уникальный зимний сад размещен в центре здания на месте среднего двора. Он перекрыт высокой стеклянной крышей. Пол зимнего сада находился на несколько ступеней ниже и был сплошь покрыт драгоценным ковром. Рядом с зимним садом располагался банкетный зал на 200 персон, имевший отдельный вход с Большой Морской улицы. В случае необходимости все три огромных помещения легко объединялись в одно грандиозное помещение. Нужно было только удалить подвижные стеклянные перегородки между ними. Для нужд ресторана использовали также три роскошных салона и 8 отдельных кабинетов, дамский салон, читальню. Рядом с залами размещались кофейная и кондитерская кухни, буфетная. Люстры банкетного зала были изготовлены известной бронзовой фабрикой Бурцен (Саксония). Посуда для ресторана и гостиницы исполнена фарфоровым заводом Братьев Баушер (Вейден), столовое серебро поставила фирма Христофль из Парижа, хрусталь — хрустальный завод С. Луи (Лотарингия).

Посетители в баре гостиницы, 1979 г.

Огромная кухня размещалась в подвальном этаже. Она имела больщой очаг, специальные подъемники для блюд и кушаний, подъемники для чистой и грязной посуды. Рядом с главной «горячей» кухней находились так называемые «холодные кухни» (русская и французская) для приготовления закусок и холодных блюд. В одном комплексе размещались также помещения для чистки рыбы и овощей, а также уникальный холодильник, установленный фирмой «Альфа Нобель». Это была одна из фирм, принадлежащих знаменитой петербургской семье Нобель, родоначальницы многих Нобелевских премий, в том числе, Международных Нобелевских премий. Оборудование кухни поставлено известнейшими немецкими фирмами Зенкинг (Гильдесгейм) и Швабенландт (Мангейм). Конечно, огромный интерес вызывали также Малый винный погреб (для вин ежедневного потребления) и Большой винный погреб (для длительного хранения вин в бочках и бутылках).

Появление такого уникального объекта в самом сердце Санкт-Петербурга вызвало небывалый ажиотаж. И гостиница, и ее ресторан сразу попали в ожерелье самых фешенебельных объектов центра российской столицы. Не случайно, с 1914 года в ней проживали высшие чины Российской армии.

Вид на здание гостиницы и улицу Герцена, 1950 г. Фото: Люсин Б.С.

Уже в 1915 году гостиница «Астория» стала одним из самых притягательных мест. Современники связывали это с размещением «Астории» в самой аристократической зоне центра Санкт-Петербурга, с уникальными интерьерами ресторана и холлов, с уникальной кухней, а также с новым владельцем — французским гражданином Людвигом Людвиговичем Террье. Он стремился превратить гостиницу и ресторан в российско-французское учреждение, даже организовал для служащих курсы французского языка. В ресторане проводились благотворительные вечера и концерты. Ресторан «Астории» стал излюбленным местом общения за завтраками и за ужинами военных, дипломатов России и зарубежных посольств. В 1920-е годы гостиница использовалась под жилье руководителей города и Петроградской-Ленинградской губернии и носила название «1-й дом Петросовета». В 1920-м году здесь останавливались делегаты 2-го конгресса Коминтерна. С января 1942 года гостиница приютила истощенных голодом деятелей науки и культуры Ленинграда — ученых, архитекторов, писателей, музыкантов. В 1987 — 1990 годы гостиница «Астория» вместе с гостиницей «Англетер» была реконструирована и объединена в один комплекс. Так завершился очередной виток преобразования, который сделал гостиницу еще более комфортабельной, фешенебельной и привлекательной для жителей и гостей нашего города.

Авторы текста: Е.И. Краснова, С.В. Семенцов
Специально для «Путеводителя по ресторанам и гостиницам» №1 (2), 2002 год.
Фотоматериалы были предоставлены Центральным государственным архивом
кинофотодокументов Санкт-Петербурга

allcafe.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *