Каин и Авель – история первых людей, рожденных на Земле.
Кто такие Каин и Авель?
В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.
История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние первородного греха Адама и Евы. Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.
История Каина и Авеля рассказывается в Книге Бытия, в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:
Имена Каин и Авель: значение.
Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.
Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» — дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.
За что Каин убил Авеля?
Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.
История Каина после братоубийства.
После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.
Каин и Авель. Житников Михаил.После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.
Каин взывает к Богу, говоря, что наказание его больше, чем он сможет снести, и что всякий, кто встретит его, сможет убить его.
И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:
- Женой Каина была его сестра Аван;
- Женой Каина была Сава.
Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.
«Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».
История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.
Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, — Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.
История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.
Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.
Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.
Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:
- История Исава и Иакова;
- История Иосифа и одиннадцати братьев его;
- История Давида и его старших братьев и пр.
История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.
Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.
…Двух полусфер и за Севильей в волны
Нисходит Каин, хворост свой держа
Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (Источник: Meditations on the Tarot: A journey into Christian Hermeticism, translated by Robert Powell).
Каин и Авель | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Когда родились Каин и Эвель?
Каин и Эвель (Авель) — дети первого человека, Адама, и его жены Хавы (в русском варианте — Ева).
Первый человек Адам был создан Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана — первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а).
И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б).
На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21—22).
В ответе на вопрос когда родились Каин и Эвель, мнения мудрецов разделились.
Одни считают, что Каин и Эвель родились до изгнания [из Ган Эдена — Райского сада. Прим.ред.], а другие — что после. Например, в книге Сэфер Юхасин приводится мнение, что Каин родился в 15-ом году от Сотворения Мира, а Эвель — в 30-ом.
Однако, комментаторы часто приводят агаду из трактата Санхедрин (38 б), из которой следует, что Каин и Эвель родились в первую пятницу, в восьмом часу [см. на сайте: Что такое Агада].
На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость. Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б) — в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1), и девочка (Раши, Берешит 4:1). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2), и двух его сестер (Берешит раба 22:2—3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б).
Ссора
Вследствие греха, совершенного первым человеком, […] на двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б). На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23—24).
В дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он [Адам] пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85).
За это время сыновья Адама женились на своих сестрах — Всевышний проявил милосердие к своим созданиям, разрешив тому поколению подобный близкородственный брак, чтобы «построить» мир, как сказано (Теилим 89:3): «Мир строится благоволением» (Йерушалми, Йевамот 11:1, Корбан аэда). Каин женился на своей сестре Кельмане, а Эвель — на Бельвире (Абраванель, Берешит 4:1; Седер адорот).
Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2).
На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан, сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель — лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35).
Затаив обиду, Каин предложил брату поделить мир: он взял себе всю землю, а Эвель — стада. И сразу между ними вспыхнула ссора, вызванная тем, что Эвель провел свое стадо по пашне Каина. Каин упрекал Эвеля в том, что тот пасет свой скот на его земле. А Эвель упрекал брата в том, что тот одевается в одежды, изготовленные из шкур его овец (Берешит раба 22:7; Танхума, Берешит 9; Сефер аяшар). Еще одной причиной конфликта стало то, что Каин стремился забрать себе жену Эвеля, которая была самой красивой из всех сестер (Пиркей дераби Элиэзер 21).
В схватке Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8) — и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).
Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля, но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, — как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5).
У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17—22).
На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11) [Подробнее об этом: «Что имел ввиду Лемех?» — прим.ред.].
После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25), и у них родился сын Шет. И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот).
Каинова печать цивилизации: кем на самом деле был Каин и какова его роль в истории человечества?
ФОМА
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Преступление и наказание
Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.
Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.
Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин…
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.
Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.
Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.
В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.
Каин и Авель: поучительная история
Размышления об одном из сюжетов древней истории приводят к интересным выводам. История эта такова: «Расскажи им правдиво историю о двух сыновьях Адама. Когда принесли они оба жертву, то было принято оно от одного из них, и не было принято от другого. Он сказал: «Воистину, убью я тебя». Другой сказал: «Бог принимает лишь от остерегающихся» (Коран, 5: 27).
Попробуем разобраться в этой известной истории. О чем она, и что произошло на самом деле?
Итак, сыновья первого человека приносят жертву Богу. При этом, ни один из них не является грешником, оба они честно и усердно трудились, оба одинаково помнили о Всевышнем и, не сговариваясь заранее, в назначенный день пришли к Нему с плодами трудов своих, дабы почтить Его.
Но произошло, мягко говоря, странное: Бог принял жертву одного из сыновей Адама и не принял у другого. В чем причина такой несправедливости?
Конечно, можно сослаться на неисповедимость божьей воли. Точнее, согласиться с тем, что Бог творит произвол, делает что хочет и как хочет, а простому смертному не понять Его логики. Это легкий путь и им можно воспользоваться.
Однако, в одном из своих откровений, которые не вошли в Коран, Бог говорит, что он таков, каким мы его себе представляем. Это значит, что, если мы допускаем, что Бог не блюдет справедливость. И это при том, что одним из его прекрасных имен является имя аль-Адль т.е. Справедливый, и это при том, что он воздает за добро и зло сполна, не обижая даже «на толщину пленки на финиковой косточке» (Коран, 4: 49).
И если мы согласимся с тем, что для это нормальное поведение для Бога, то это будет означать, что мы и сами такие, мы сами непостоянны, наше настроение переменчиво, и стандарты у нас двойные и, соответственно, Бога мы не можем представить как-то иначе. В таком случае он для нас будет непредсказуемым в своем произволе. И мы покорно миримся с несправедливостью, которая нас окружает в мирской жизни, кивая на волю Бога…
Но Бог мудр и, напомним, что он назвал себя Рабб аль-алямин, т.е. «Воспитатель миров», т.е. он заботится о нас и воспитывает нас так, чтобы мы росли и крепли духом. А для того, чтобы мы росли, он не только поместил нас в мир, сотканный из его знания, но и заложил в нас некое устройство, которое непрерывно «сканирует» рутину жизни и обнаруживает в ней изъяны, которых, как следует понимать, не должно быть в совершенном мире, созданном совершенным Богом. Вот это устройство и не позволяет нам мириться с вышеупомянутым решением Бога по отношению к двум братьям, к сыновьям Адама. Я говорю о чувстве справедливости.
Конечно, можно попытаться заглушить это протестующее в глубине нас чувство, пытаясь обойти острый вопрос или перешагнуть его. Но, заглушая внутренний протест, мы тем самым игнорируем лишь человеку данный великий дар и важнейший инструмент приближения к Богу и постижения его. Мы попираем справедливость, которая является не только одним из прекрасных имен Бога, но и сущностной характеристикой человека. Мы пытаемся обойти вызов, который Бог посредством истории о жертвоприношении двух братьев предложил нам принять и разгадать ради нашего же роста. Поэтому, заглушая голос протестующей справедливости, мы отворачиваемся от Бога, объясняя это тем, что ему, мол так угодно.
В коранических аятах об Авеле и Каине Бог задал нам всем вопрос. Да, этот вопрос не очевиден, и аяты Корана можно прочитать просто как сюжеты древней истории. Но можно и вдуматься в священный текст, который сам Бог охарактеризовал как откровение «для людей размышляющих».
Прежде всего, обратим внимание на то, как выглядит в оригинале слово, которое переводится как «жертва». В Коране использовано слово курбан. Это слово восходит к корню со значением «приближение». Иными словами, Коран утверждает, что сыновья Адама стремились приблизиться к Богу, и оба были искренни в этом. Запомним это и пойдем дальше.
В своем откровении, т.е. в Коране, Бог заявляет, что оно было ниспослано в подтверждение истинности того, что было ниспослано ранее: «А прежде нее была Книга Моисея в качестве наставления и милости. А это (Коран) — Книга подтверждающая (Книгу Моисея)» (46: 12). «Ниспослали Мы Тору, содержащую наставления и свет…» (5: 44). Коль так, то нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к Торе, к Ветхому Завету и узнать из него подробности истории об Авеле и Каине:
«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?…» (Быт 5:2-7).
Сообщается, что после убийства, совершенного Каином, Бог проклял его:
«… ты будешь изгнанником и скитальцем на земле… И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт 5: 12, 15).
Ключ к разгадке смысла этой истории, как мне кажется, кроется в видах деятельности, которыми занимались два брата. Задумаемся о том, что отличает труд пастуха от труда земледельца? Пожалуй, отношение к природе: так, пастух-скотовод не изменяет ее облик, он полностью от природы зависим. А земледелец активно изменяет окружающую среду, вырубает леса, осушает болота, меняет русла рек… Каждый из этих видов деятельности приводит к возникновению принципиально отличающихся друг от друга цивилизаций. Так, скотоводство порождает кочевничество. А земледелие порождает города, а затем и промышленность. На протяжении известной нам истории кочевые цивилизации неуклонно исчезают с лица земли, т.е. можно сказать, что Каин продолжает убивать Авеля. Земледелие набирает обороты и именно оно лежит в основе современной промышленно-техногенной цивилизации.
Но это только то, что лежит на поверхности. Если заглянуть глубже, то мы увидим не только эти различия. На мой взгляд, кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней. Так, в Золотой Орде, которую западное сознание рисует как обитель зла и варварства, существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь тюрка-кочевника — сапоги из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком. Такой сапог не продавливал землю каблуком и не рвал ее носком, не калечил траву. Земля для кочевника была матерью, которую он любил и о которой заботился. Отсюда и особое отношение кочевых народов не только к кормилице-земле, но и к ее обитателям. В конце концов, возьмем Ислам: он хоть и возник в среде городских арабов, но расцвел в среде арабов-кочевников. Интересно также, что большинство пророков были пастухами…
Что касается земледельческой цивилизации, то в своем отношении к природе она «опирается на ум». Наилучший пример тому — практика генетического «усовершенствования» сельскохозяйственных культур, создание ГМО, хотя нельзя сбрасывать со счетов и удобрения, и пестициды, и прочую отраву, которой поливают все и вся, ради прибыли. Тех, кто делает деньги, мало заботят последствия использования людьми выращенных таким образом продуктов, их не заботит и убивание природы, хотя, при этом, якобы забота о благополучии людей выставлена на витрину и звучат бодрые рапорты о соблюдении экологических норм.
Итак, история о Каине и Авеле это на самом деле история о противостоянии сердца и ума: не символизирует ли скотовод Авель приближение к Богу посредством сердца? А что касается земледельца Каина… не пытается ли он достичь Бога посредством ума? Таким образом, как мне кажется, эта древняя история учит, что попытки прийти к Богу посредством ума обречены на провал. Равно как и Бог приходит к человеку не через ум, но нисходит в сердце его. Но для этого сердце должно быть открытым для встречи Гостя.
И, наконец, что за знамение сделал Господь Каину, имея которое он оказался в безопасности?
По моему мнению, речь идет о том, что ум или решения ума воспринимаются человеком, который еще не обрел способность жить по велению сердца, как его собственные решения. Это и произошло с Каином. Понятно, что «самого себя», т.е. свой ум не убьешь. Этим и пользуется дьявол, который: «обещает вам бедность и велит вам делать мерзость» (Коран. 2: 268), ведь ему дана способность заставить человека «признать правдой его [т.е. дьявола] мысль» (Коран. 34: 20). Иными словами, дьявол влияет на человека через ум. И не просто так возникла фраза «мудрствовать лукаво».
Такое положение дел, а именно: дарованная человеку способность поступать «по уму» или «по сердцу», в конечном счете, и дает нам возможность научиться различать между умом и сердцем. За мерзость, содеянную по наущению ума, и которая кажется несущим благо решением, раскаяние придет рано или поздно, но придет неизбежно. А за поступок, совершенный по велению сердца, даже если кажется, что человек оказался в проигрыше, раскаяния не будет. Будет только чувство правды, ощущение движения в правильном направлении, по Прямому пути.
история человечества в кратком пересказе
Всё на свете когда-то происходит в первый раз. Библейская Книга Бытия в четвёртой главе рассказывает о том, как впервые в истории человечества свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.
Человеческие пороки ― виновники всех преступлений
Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.
Изгнанные из рая
Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.
История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин — стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин — начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.
Авель и Каин: история отверженной жертвы
Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В Священном Писании говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.
Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело — желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.
Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.
Последний шанс покаяться
Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.
Наказание ― суровое и неизбежное
В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.
Каин и Авель — Posmotre.li
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cain and Abel. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Каин и Авель были братьями — чем это кончилось? | » |
Выжатый в пол троп «родные братья противоположны»: когда родные братья (или сёстры) — смертельные враги. Как и другие тропы о вражде между родственниками — отличный источник драмы. Как правило, один из братьев или сестёр — хороший человек (Авель), а вот другой (Каин) — полнейшее (ко)зло.
Предания[править]
- Кодификатор и первопример — библейский сюжет о братьях Каине и Авеле, сыновьях Адама и Евы.
- Братья Иосифа, продавшие его в Египет. Могли бы и убить, если бы более благоразумный старший брат, Рувим, не оттянул время.
- Авимелех, сын Гедеона от наложницы, убил 70 братьев и провозгласил себя царём, впервые в Израиле.
- Сыновья Давида Амнон и Авессалом, единокровные братья. Амнон изнасиловал родную сестру Авессалома, Фамарь, за что и поплатился. Двое других сыновей — Адония и Соломон — тоже вели борьбу за власть не на жизнь, а на смерть, и выжил Соломон.
- Иорам, сын Иосафата, убил всех братьев, взойдя на престол Иудейский.
- Иаков и Исав — с фитильком. Ещё в утробе матери мутузили друг дружку за право родиться первым. Победил Исав, но Иаков был любимчиком матери, и по совету последней обманом получил отеческое благословение, оказавшись первородным не де-факто, но де-юре, что гораздо важнее. В результате на долгие годы был вынужден пуститься в бега, спасаясь от мести Исава. К счастью, до смертоубийства не дошло (чуть-чуть), и братья помирились. Хотя и не без позитивной реморализации свыше.
Театр[править]
- «Король Лир» Шекспира — сыновья графа Глостера Эдгар и Эдмунд. Да и дочери Лира подходят.
Литература[править]
- А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — карлик Черномор и его старший брат-богатырь.
- Дж. Родари, «Уйду к кошкам» — учительница-пенсионерка, которая настолько устала от ссор с сестрой, что ушла к кошкам. Уже кошкой вернулась к сестре, и та ее обожает. «Она дала мне одеяло нашей бедной мамы, на которое прежде даже смотреть не позволяла».
- «Хроники Амбера» — этого добра там в количестве изрядном.
- «Сага о копье»: Рейстлин и Карамон к этому приходят, когда Карамон, побывав в будущем, узнаёт, чем обернётся «утопия» Рейстлина. До того вражда (а точнее, презрение, замешанное на зависти) была односторонней.
- «Песнь Льда и Пламени»:
- Григор и Сандор Клиганы. Григор в детстве изуродовал Сандора, и тот мечтает отомстить.
- Станнис и Ренли Баратеоны развернули войну за Железный трон после смерти их старшего брата Роберта. Законный наследник — Станнис, но Ренли решил, что сможет отобрать трон силой. Закончилось для него печально: у Станниса была беспринципная придворная колдунья.
- Сыновья-бастарды Эйгона IV Таргариена, Эйгор и Бринден Риверсы. С фитильком — общим у них был только отец, что не мешало им люто, бешено хейтить друг друга по поводу и без. И спать с одной и той же сестрой.
- «Эдуард Ларан»: смертельными врагами стали властители Бездны, братья Хейбар и Буракх. Второй напал на первого с целью узурпировать его трон, после чего был изгнан из родного мира отцом, верховным властителем Бездны. Причём тут, собственно, Эдуард Ларан? Буракх был изгнан в мир Земля, где и стал известен под этим именем.
- «Орден Манускрипта» — Король Элиас и принц Джошуа Однорукий. И у Каина-Элиаса почти получилось.
- Михаил Успенский, «Райская машина», Сергей Лукьяненко «Шестой дозор» — по мнению авторов, легенда о Каине и Авеле является памятью о геноциде неандертальцев кроманьонцами.
- Клайв Баркер, «Восставший из ада» — Фрэнк и Рори Коттоны. Не обошлось и без братоубийства.
- Анатолий Иванов, «Вечный зов» — Фёдор и Иван Савельевы. Только здесь, внезапно, «Авель» успевает первым остановить «Каина»: во время Великой Отечественной Войны Иван убивает переметнувшегося к фашистам Фёдора. Это притом, что в молодые годы в Гражданскую войну они по сложным моральным причинам тоже были по разные стороны, но в точности наоборот: Фёдор тогда воевал за красных, Иван — за белых. Но «маялись мы с тобой оба, да в разные стороны».
- Коты-Воители — ещё один пример с «Авелем», побеждающим «Каина» — Ежевика и Коршун, сыновья Звездоцапа. Ежевика убивает сводного брата, спасая своего предводителя.
- По слухам, здесь это не единственный случай. Огнезвёзд убил Бича, тоже якобы приходившегося ему братом по отцу. Хотя они оба ни о чём таком не знали, да и по книгам это неизвестно. А также Крутобок убил Частокола — а у них была общая мать, Синеглазка.
Кино[править]
- «Каин XVIII». Обыграно. Двух братьев — короля-злодея и принца-имбецила — так и зовут: Каин и Авель.
- «Охотник: Зимняя война» — Равенна и Фрейя, когда Фрейя узнаёт, что это Равенна убила её маленькую дочь и подставила любовника.
- «Иллюзия обмана 2» — Меррит и Чейз Маккини. Подсвеченно: «Единственное, в чём мы с тобой похожи — это уверенность в том, что наши родители завели слишком много детей». Причина же ненависти Чейза к брату весьма смехотворная: в детстве Меррит в какой-то момент стал популярнее среди сверстников. Причём, сам Меррит до последнего надеется наладить отношения с братом, а вот Чейз ни в какую.
Телесериалы[править]
- Luke Cage: Кейдж и Даймондбэк — братья по отцу, при этом Даймондбэк постоянно подсвечивает этот троп, цитируя Библию: «Разве я сторож брату моему?»
- «Суд присяжных. Окончательный вердикт»:
- Серия «Офелия» — Марина Виноградова и Жанна Калинина. «Спасибо» родителям. Мать в открытую игнорировала Марину из-за нелюбви к её отцу, а Жанну «любила» ровно до тех пор, пока не выяснилось, что её отец по завещанию оставил дочери практически всё имущество, серьёзно обделив жену и ничего не оставив падчерице. Отчим Марины и отец Жанны хорошо относился к падчерице, но предпочтение отдавал дочери (хотя, в отличии от жены, старался этого не показывать).
- Серия «Невеста на спор» — Григорий и Михаил (забыла фамилию).
- «Мачеха. Взрослые игры» — Марина и Артур после того, как последний пересёк моральный горизонт.
- «След»:
- Серия «Живой труп» — Нина и Лариса Суворовы. Первая, правда, пыталась наладить отношения с сестрой даже после того, как та довела мать до смерти от инфаркта. Но убийства отца Нина не только не простила Ларисе, но ещё и решила её сдать.
- «Спальный район» — Андрей и Илья Масловы.
- Позднее ещё и Вероника с Кристиной после того, как Кристина попыталась отбить Илью у Вероники.
- «Хэппи» — во втором сезоне каждый из двух братьев пытаются нанять Сакса, чтобы убить другого.
- «Borgia» Тома Фонтаны — на протяжении всего 1-го сезона и без того непростые отношения между Хуаном и Чезаре усугубляются их борьбой за власть и похвалу отца, чтобы в конце Хуана внезапно зарезала Лукреция по причинам морально-нравственным, а не политическим.
- в «The Borgias» конфликт тоже между Хуаном с одной стороны и младшими Чезаре и Лукрецией — с другой, но старшего брата убивает всё-таки Чезаре.
Мультфильмы[править]
- Король Лев — Шрам и Муфаса. Опять-таки, постарались родители, не только выделяя наследника прайда на фоне младшего брата, так еще и дав изначально нелюбимому младшему сыну имя «Така» — сиречь, «отброс». И понеслось…
Мультсериалы[править]
- «Аватар: Легенда об Аанге» — Зуко и Азула.
- «My Little Pony» — Селестия и Луна. Правда, всего на один вечер, в который последняя, восстав против сестры из-за дошедших до апогея зависти и обиды, обернулась Найтмер Мун и была изгнана на собственное светило — ради спасения Эквестрии от местного аналога Долгой Ночи.
- Более древний вариант — Тирек и Скорпан: одержимый «пожиранием» магии кентавр и великодушный горгулья, завязавший дружбу с аборигенами Эквестрии и предупредивший её правительниц о коварных планах своего брата.
- Puppy in my pocket — Эми и Имма.
- RWBY — Бог Тьмы и Бог Света. Хотя они оба друг друга стоят.
Комиксы[править]
- «Люди Икс» — Эмма и Адрианна Фрост. Если Эмма сделала поворот направо кругом, то успешная бизнес-леди Адрианна оказалась полным чудовищем и убийства своих учеников Эмма ей так и не простила.
- В комиксе-приквеле про детство Эммы Адрианины художества во всей красе — среди прочих подвигов доведение до суицида их старшего брата Кристиана (единственного члена семьи, с которым Эмма была близка), и попытки разрушить личную жизнь сестры путем войны компроматов, боясь, что Эмму выберут наследницей семейных капиталов вместо нее (Адрианна, мутант-психометрик, узнала о своих способностях раньше Эммы, и пользовалась ими на всю катушку). Адрианна, правда, получает там свои законные 220 — «серая мышка» оказалась телепатом нехилой силы и теперь решила тоже поиграть в «достань скелет из шкафа сестры и уничтожь ее жизнь».
- Персонажи из вселенной The Sandman — собственно, Каин и Авель. Как нетрудно догадаться, первый является редкостным козлом, а второй — добрейшей души человеком. Они живут в Царстве Снов, буквально через дорогу, в Доме Тайн и в Доме Загадок соответственно. Каин постоянно пользуется этим, чтобы убивать своего брата, который, впрочем, постоянно возвращается к жизни.
Аниме и манга[править]
- Code Geass — Лелуш и Шнайзель. Что же касается Кловиса и Корнелии, то они просто были опасными преградами.
- Fullmetal Alchemist — Жадность и Гордыня.
- Nanbaka — Энки Гокуу («Каин») и его брат Самон Гокуу («Авель»). Оба — Главнадзиратели 5-го корпуса колонии Нанба (Энки — бывший, Самон — действующий).
- One Piece — Дофламинго и Росинант.
- Naruto — старший сын Мудреца Шести Путей Индра и младший сын Асура Ооцуцуки. В детстве были дружны, но одно неразумное решение их отца, а также его общая отстранённость от обоих детей рассорила братьев настолько конкретно, что они ещё целое тысячелетие перерождались в своих потомках и продолжали драться между собой, втягивая в междуусобные дрязги всех окружающих их людей. Впрочем, судя по двум последним «Авелям»-перерожданиям Асуры Наруто и Хашираме, младший брат изо всех сил стремился примириться. Что ему впоследствии, вроде как, удалось. При этом Индра первостатейный козёл и «человек» с ОЧЕНЬ большими тараканами в голове, искренне уверенный в своей правоте и гении. Справедливости ради — небезосновательно, но сложного характера это не отменяет.
- Rozen Maiden — Шинку и Суигинто. Тот самый момент, когда Авель сам виноват в том, что Каин его ненавидит.
- Trinity Blood — собственно, вампиры-крусники Каин и Авель.
- Vinland Saga: сыновья короля Свена Харальд и Кнуд — формальные лидеры противоборствующих группировок при дворе. Несмотря на это, между ними не было личной вражды, и после смерти отца они мирно поделили наследство, Харальд даже помог Кнуду завершить завоевание Англии. Это не помешало Кнуду отравить Харальда, чтобы объединить Данию и Англию под своим началом.
- Simoun — Кайму и Альти, правда, тут даже не зигзаг, а редкостный клубок. Вроде бы с самого начала понятно, кто тут Каин, а кто Авель: грубоватая и резкая Кайму гоняет тихую Альти… да вот только та питает к сестре совсем не сестринские чувства и однажды, как мельком показывается, всё-таки её соблазнила. В итоге попытка поставить сестёр в пару привела к выходу Симун из-под контроля и чуть не погубила Кайму. Фитилёк прикручен: к финалу сёстры всё же помирились и успокоились.
- Хроники Эвиллиоса — с фитильком, Микаэла и Лич, ибо после перерождения их вряд ли можно назвать братьями.
Видеоигры[править]
- F.E.A.R. — Пойнтмен и Пакстон Феттел.
- Zero Escape — Дельта, второй Зеро и Фай — сын и дочь Сигмы и Дианы из одного из таймлайнов.
- Серия Final Fantasy:
- Final Fantasy IV — Сесил Харви и Гольбез.
- Final Fantasy XII — Баш фон Розенбург и судья-магистр Габрант.
- Final Fantasy XV — Сомнус Люцис Кэлум (король-Тайновидец) и Ардин Изуния.
- Mother 3 — Лукас и Клаус. Не то чтобы им хотелось такими быть…
Визуальные романы[править]
- Togainu no Chi — Рин и Шики. Игра с тропом: хороший младший брат хочет отомстить плохому старшему, старший равнодушен. В зависимости от выборов игрока погибнуть может любой из братьев.
- Ace Attorney — Моргана и Мисти Фэй. В Spirit of Justice также появляются Га’ран и Амара.
- Ещё братья Гавин и сёстры Хоторн.
- Cartagra — Кадзуна и её не такая уж мёртвая сестра-яндэрэ Юра. Как показано в окончательном финале на PS2, даже после длительной комы первая мысль Юры — как бы убить Кадзуну.
Настольные игры[править]
Интернет-проекты[править]
- SCP Foundation — собственно, сами Авель и Каин. В точности их отношения неизвестны, но Каин вежливо попросил не извещать брата о том, что он тоже содержится на хранении Фонда. Что характерно, из них двух именно Авель является практически неконтролируемой и неубиваемой машиной смерти, в то время как Каин — дружелюбный интеллектуал (только все его повреждения отражаются на агрессора, и любые взращённые в почве организмы умирают в его присутствии).
КАИН И АВЕЛЬ — это… Что такое КАИН И АВЕЛЬ?
Каин и Авель — Каин и Авель: Каин и Авель Каин и Авель (комиксы) (англ.) персонажи комиксов DC Comics. Каин и Авель (фильм) (англ.) американская малобюджетная кинокомедия. Каин и Авель (сериал, Аргентина) (англ.) аргентинская… … Википедия
Каин и Авель — >). Ок. 1145. /> Каин и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (). Ок. 1145. Каин и Авель. Фрагмент рельефа на фасаде кафедрального собора в Линкольне (). Ок. 1145. Каин и Авель в Библии сыновья первой человеческой… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Каин и Авель — в Библии сыновья первой человеческой пары Адама и Евы. Каин земледелец и Авель пастух совершили каждый приношение Богу. Он призрел дары Авеля и пренебрёг жертвами Каина. Обиженный Каин восстал на своего брата Авеля и убил его. За это он был… … Исторический словарь
Каин и Авель — согл. ветхозавет. преданию, сыновья первой человеч. пары Адама и Евы. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первород. стада своего и… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Каин и Авель — Ка/ина и А/веля, м. В библейской мифологии: сыновья Адама и Евы, старший из которых Каин земледелец, младший Авель пастырь овец. Пока Земля еще вертится, господи, твоя власть! дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть, дай передышку щедрому … Популярный словарь русского языка
Каин — (др. евр. קין) Пол: Мужской Толкование имени: «Создавать» Занятие: Земледелие, Градостроительство Отец: 1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол) М … Википедия
КАИН — и Авель (Каин, евр. qajin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать», греческое Κάιν; Авель, евр. hebel, этимология неясна; греч. Άβελ), согласно ветхозаветному преданию (Быт. 4, 1 17), сыновья первой человеческой пары Адама и Евы: «И… … Энциклопедия мифологии
Каин (брат Авеля) — Каин и Авель, картина Дж. Тиссо Каин (ивр. קין, от корня ק.נ.ה кана, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии старший сын Адама. Убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).… … Википедия
Каин (в Библии) — Каин и Авель, картина Дж. Тиссо Каин (ивр. קין, от корня ק.נ.ה кана, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии старший сын Адама. Убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).… … Википедия
Авель — Каин убивает Авеля, мозаика в Монреале У этого термина существуют и другие значения, см. Авель (значения). В Библии А … Википедия