Год | Русское название | Оригинальное название | Режиссёр | Примечания |
---|---|---|---|---|
1933 | Treno popolare | Матараццо, РаффаэллоРаффаэлло Матараццо | ||
1942 | Giorno di nozze | Матараццо, РаффаэллоРаффаэлло Матараццо | ||
1943 | Il birichino di papà | Матараццо, РаффаэллоРаффаэлло Матараццо | ||
1944 | Zazà | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | ||
1944 | La donna della montagna | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | ||
1945 | La freccia nel fianco | Латтуада, АльбертоАльберто Латтуада | ||
1945 | Lo sbaglio di essere vivo | Брагалья, Карло ЛюдовикоКарло Людовико Брагалья | ||
1945 | Le miserie del signor Travet | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1946 | Vanità | Пастина, ДжорджоДжорджо Пастина | ||
1946 | La primula bianca | Брагалья, Карло ЛюдовикоКарло Людовико Брагалья | ||
1946 | Un americano in vacanza | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1946 | Albergo Luna, camera 34 | Брагалья, Карло ЛюдовикоКарло Людовико Брагалья | ||
1946 | Mio figlio professore | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | ||
1946 | Roma città libera | Пальеро, МарчеллоМарчелло Пальеро | ||
1947 | Il delitto di Giovanni Episcopo | Латтуада, АльбертоАльберто Латтуада | ||
1947 | Daniele Cortis | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1947 | Come persi la guerra | Боргезио, КарлоКарло Боргезио | ||
1947 | Gli uomini sono nemici | Джаннини, ЭттореЭтторе Джаннини | ||
1947 | Il segreto di Don Giovanni | Мастрочинкве, КамиллоКамилло Мастрочинкве Коста, МариоМарио Коста | автор музыки также Превитале, ФранкоФранко Превитале | |
1947 | Vivere in pace | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1948 | Totò al giro d’Italia | Маттоли, МариоМарио Маттоли | ||
1948 | Proibito rubare | Коменчини, ЛуиджиЛуиджи Коменчини | ||
1948 | Molti sogni per le strade | Камерини, МариоМарио Камерини | ||
1948 | Sotto il sole di Roma | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | ||
1948 | Fuga in Francia | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1948 | È primavera… | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | ||
1948 | Senza pietà | Латтуада, АльбертоАльберто Латтуада | ||
1948 | Arrivederci, papà! | Мастрочинкве, КамиллоКамилло Мастрочинкве | ||
1948 | Amanti senza amore | Франчолини, ДжанниДжанни Франчолини | ||
1948 | Anni difficili | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1948 | L’eroe della strada | Боргезио, КарлоКарло Боргезио | ||
1949 | Quel bandito sono io | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1949 | The Glass Mountain | Кэсс, ГенриГенри Кэсс Антон, ЭдоардоЭдоардо Антон | ||
1949 | Come scopersi l’America | Боргезио, КарлоКарло Боргезио | ||
1949 | Наваждение | Obsession | Дмитрык, ЭдвардЭдвард Дмитрык | |
1949 | I pirati di Capri | Ульмер, Эдгар ГеоргЭдгар Георг Ульмер Скотезе, Джузеппе МарияДжузеппе Мария Скотезе | ||
1949 | Campane a martello | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1949 | Children of Chance | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1950 | Vita da cani | Моничелли, МариоМарио Моничелли Стено | ||
1950 | Peppino e Violetta | Клош, МорисМорис Клош Смарт, РальфРальф Смарт | ||
1950 | Napoli milionaria! | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | ||
1950 | È più facile che un cammello… | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1950 | È arrivato il cavaliere! | Моничелли, МариоМарио Моничелли Стено | ||
1950 | Due mogli sono troppe | Камерини, МариоМарио Камерини | ||
1950 | Donne e briganti | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1951 | Valley of Eagles | |||
1951 | Тото и императоры Рима | Totò e i re di Roma | Моничелли, МариоМарио Моничелли Стено | |
1951 | Il Monello della strada | Боргезио, КарлоКарло Боргезио | ||
1951 | Le Meravigliose avventure di Guerrin Meschino | Франчиши, ПьетроПьетро Франчиши | ||
1951 | Napoleone | Боргезио, КарлоКарло Боргезио | ||
1951 | Filumena Marturano | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | ||
1951 | Era lui… sì! sì! | Джиролами, МариноМарино Джиролами Маркези, МарчеллоМарчелло Маркези Мец, ВитториоВитторио Мец | ||
1951 | Anna | Латтуада, АльбертоАльберто Латтуада | ||
1952 | Девушки на выданье | Ragazze da marito | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | |
1952 | I tre corsari | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1952 | La mano dello straniero | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1952 | Something Money Can’t Buy | Джексон, ПэтПэт Джексон | ||
1952 | I sette dell’orsa maggiore | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти | ||
1952 | La regina di Saba | Франчиши, ПьетроПьетро Франчиши | ||
1952 | Noi due soli | Джиролами, МариноМарино Джиролами Маркези, МарчеллоМарчелло Маркези Мец, ВитториоВитторио Мец | ||
1952 | Marito e moglie | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | ||
1952 | Jolanda, la figlia del corsaro nero | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1952 | Gli angeli del quartiere | Боргезио, КарлоКарло Боргезио | ||
1952 | Due soldi di speranza | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | автор музыки также Чиконьини, АлессандроАлессандро Чиконьини | |
1952 | Un ladro in paradiso | Паолелла, ДоменикоДоменико Паолелла | ||
1952 | Белый шейх | Lo sceicco bianco | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1952 | Venetian Bird | Томас, РальфРальф Томас | ||
1953 | Star of India | Любин, АртурАртур Любин | ||
1953 | Scampolo 53 | Бьянки, ДжорджоДжорджо Бьянки | ||
1953 | Riscatto | Джиролами, МариноМарино Джиролами | ||
1953 | La domenica della buona gente | Майано, Антон ДжулиоАнтон Джулио Майано | ||
1953 | Форхаус, БернардБернард Форхаус | |||
1953 | Gli uomini, che mascalzoni! | Пеллегрини, ГлаукоГлауко Пеллегрини | ||
1953 | La nave delle donne maledette | Матараццо, РаффаэллоРаффаэлло Матараццо | ||
1953 | Le boulanger de Valorgue | Вернёй, АнриАнри Вернёй | ||
1953 | Маменькины сынки | I vitelloni | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1953 | Anni facili | Дзампа, ЛуиджиЛуиджи Дзампа | ||
1953 | Musoduro | Беннати, ДжузеппеДжузеппе Беннати | ||
1953 | Враг общества № 1 | L’Ennemi public n° 1 | Вернёй, АнриАнри Вернёй | |
1953 | Via Padova 46 | Бьянки, ДжорджоДжорджо Бьянки | ||
1954 | Vergine moderna | Пальеро, МарчеллоМарчелло Пальеро | ||
1954 | La grande speranza | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти | ||
1954 | Le due orfanelle | Джентиломо, ДжакомоДжакомо Джентиломо | ||
1954 | Divisione Folgore | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти | ||
1954 | Cento anni d’amore | Феличе, Лионелло деЛионелло де Феличе | киноальманах; авторы музыки также Нашимбене, МариоМарио Нашимбене и Усуэлли, ТеоТео Усуэлли | |
1954 | Appassionatamente | Джентиломо, ДжакомоДжакомо Джентиломо | ||
1954 | L’amante di Paride | Аллегре, МаркМарк Аллегре Ульмер, Эдгар ГеоргЭдгар Георг Ульмер | ||
1954 | Дорога | La strada | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1954 | Mambo | Россен, РобертРоберт Россен | автора музыки также Лаваньино, Анджело ФранческоАнджело Франческо Лаваньино | |
1954 | Ragazze al mare | Бьяджетти, ДжулианоДжулиано Бьяджетти | ||
1954 | Чувство | Senso | Висконти, ЛукиноЛукино Висконти | адаптация музыки Антона Брукнера |
1954 | Proibito | Моничелли, МариоМарио Моничелли | ||
1955 | Io piaccio | Бьянки, ДжорджоДжорджо Бьянки | ||
1955 | Accadde al penitenziario | Бьянки, ДжорджоДжорджо Бьянки | ||
1955 | Un eroe dei nostri tempi | Моничелли, МариоМарио Моничелли | ||
1955 | Bella non piangere! | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти Карбонари, ДавидДавид Карбонари | ||
1955 | Мошенники | Il bidone | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1955 | Amici per la pelle | Росси, ФранкоФранко Росси | ||
1955 | La bella di Roma | Коменчини, ЛуиджиЛуиджи Коменчини | ||
1956 | Война и мир | War and Peace | Видор, КингКинг Видор | Серебряная лента за лучшую музыку (1957) |
1956 | Londra chiama Polo Nord | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти | ||
1956 | Città di notte | Триесте, ЛеопольдоЛеопольдо Триесте | ||
1957 | Il medico e lo stregone | Моничелли, МариоМарио Моничелли | ||
1957 | Italia piccola | Сольдати, МариоМарио Сольдати | ||
1957 | Il momento più bello | Эммер, ЛучаноЛучано Эммер | ||
1957 | Белые ночи | Le notti bianche | Висконти, ЛукиноЛукино Висконти | Серебряная лента за лучшую музыку (1958) |
1957 | Ночи Кабирии | Le notti di Cabiria | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | автора музыки также Бонагура, ПаскуалеПаскуале Бонагура |
1957 | Viaggio nella valle del Po alla ricerca dei cibi genuini | Сольдати, МариоМарио Сольдати | документальный телефильм | |
1958 | Giovani mariti | Болоньини, МауроМауро Болоньини | ||
1958 | Fortunella | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | ||
1958 | This Angry Age | Клеман, РенеРене Клеман | ||
1958 | El Alamein | Малатеста, ГвидоГвидо Малатеста | ||
1958 | Gli italiani sono matti | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти Дельгадо, Луис МарияЛуис Мария Дельгадо | ||
1958 | Закон есть закон | La legge è legge / La loi, c’est la loi | Кристиан-Жак | |
1959 | Большая война | La grande guerra | Моничелли, МариоМарио Моничелли | |
1959 | Un ettaro di cielo | Касадио, АглаукоАглауко Касадио | ||
1960 | Chi legge? Un viaggio lungo il Tirreno | Сольдати, МариоМарио Сольдати | документальный мини-сериал | |
1960 | На ярком солнце | Plein soleil | Клеман, РенеРене Клеман | |
1960 | Сладкая жизнь | La dolce vita | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | Серебряная лента за лучшую музыку (1961) |
1960 | Sotto dieci bandiere | Колетти, ДуилиоДуилио Колетти | ||
1960 | Рокко и его братья | Rocco e i suoi fratelli | Висконти, ЛукиноЛукино Висконти | |
1961 | Призраки Рима | Fantasmi a Roma | Пьетранджели, АнтониоАнтонио Пьетранджели | |
1961 | Il brigante | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | ||
1962 | Мафиозо | Mafioso | Латтуада, АльбертоАльберто Латтуада | автор музыки также Пиччони, ПьероПьеро Пиччони |
1962 | Лучшие враги | The Best of Enemies | Хэмилтон, ГайГай Хэмилтон | |
1962 | The Reluctant Saint | Дмитрык, ЭдвардЭдвард Дмитрык | ||
1962 | Боккаччо-70: Искушение доктора Антонио | Boccaccio ’70: «Le tentazioni del dottor Antonio» | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | киноальманах |
1962 | Боккаччо-70: Работа | Boccaccio ’70: «Il lavoro» | Висконти, ЛукиноЛукино Висконти | киноальманах |
1962 | L’isola di Arturo | Дамиани, ДамианоДамиано Дамиани | автор музыки также Рустикелли, КарлоКарло Рустикелли | |
1963 | Леопард | Il Gattopardo | Висконти, ЛукиноЛукино Висконти | |
1963 | Восемь с половиной | 8½ (Otto e mezzo) | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | Серебряная лента за лучшую музыку (1964) |
1963 | Il maestro di Vigevano | Петри, ЭлиоЭлио Петри | ||
1964–1965 | Il giornalino di Gian Burrasca | Вертмюллер, ЛинаЛина Вертмюллер | телесериал | |
1964 | A Midsummer Night’s Dream | Кемп-Уэлч, ДжоанДжоан Кемп-Уэлч | телефильм | |
1965 | Сегодня, завтра, послезавтра | Oggi, domani, dopodomani: «L’ora di punta» | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | киноальманах |
1965 | Джульетта и духи | Giulietta degli spiriti | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1966 | Spara forte, più forte, non capisco | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | ||
1968 | Much Ado About Nothing | Кук, АланАлан Кук | телефильм | |
1967 | La tormenta | Араиса, РаульРауль Араиса | телесериал | |
1967 | Укрощение строптивой | The Taming of the Shrew | Дзеффирелли, ФранкоФранко Дзеффирелли | |
1968 | Ромео и Джульетта | Romeo and Juliet | Дзеффирелли, ФранкоФранко Дзеффирелли | Серебряная лента за лучшую музыку (1969) |
1968 | Три шага в бреду: Тоби Даммит | Histoires extraordinaires: «Toby Dammit» | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | киноальманах |
1969 | Дневник режиссёра | Block-notes di un regista | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | документальный телефильм |
1969 | Сатирикон | Fellini – Satyricon | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | авторы музыки также Мимароглу, ИльханИльхан Мимароглу, Докстейдер, ТодТод Докстейдер, Рудин, ЭндрюЭндрю Рудин |
1970 | Paranoia | Ленци, УмбертоУмберто Ленци | автор музыки также Сегура, Грегорио ГарсиаГрегорио Гарсиа Сегура | |
1970 | Ватерлоо | Waterloo | Бондарчук, СергейСергей Бондарчук | дополнительная музыка — Джозефс, УилфредУилфред Джозефс |
1971 | Клоуны | I clowns | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | телефильм |
1972 | Рим | Roma | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1972 | Крёстный отец | The Godfather | Коппола, Фрэнсис ФордФрэнсис Форд Коппола | Премия «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильму (1972) Премия BAFTA за лучшую музыку к фильму (1972) Премия «Грэмми» за лучший саундтрек к визуальному представлению (1973) Премия «Оскар» за лучшую музыку к фильму (1972), номинация (позже снята) |
1973 | Hi wa shizumi, hi wa noboru (陽は沈み陽は昇る) | Курахара, КорэёсиКорэёси Курахара | ||
1973 | Амаркорд | Amarcord | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | |
1973 | Film d’amore e d’anarchia | Вертмюллер, ЛинаЛина Вертмюллер | ||
1974 | Крёстный отец 2 | The Godfather Part II | Коппола, Фрэнсис ФордФрэнсис Форд Коппола | дополнительная музыка — Коппола, КармайнКармайн Коппола Премия «Оскар» за лучшую музыку к фильму (1974) |
1974 | The Abdication | Харви, ЭнтониЭнтони Харви | ||
1975 | E il Casanova di Fellini? | Анджелуччи, ДжанфранкоДжанфранко Анджелуччи Бетти, ЛилианаЛилиана Бетти | документальный телефильм | |
1976 | Ragazzo di Borgata | Парадизи, ДжулиоДжулио Парадизи | автор музыки также Савина, КарлоКарло Савина | |
1976 | Дорогой Микеле | Caro Michele | Моничелли, МариоМарио Моничелли | |
1976 | Казанова Федерико Феллини | Il Casanova di Federico Fellini | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | Премия «Давид ди Донателло» за лучшую музыку (1977) |
1976 | Alle origini della mafia | Муции, ЭнцоЭнцо Муции | мини-сериал | |
1977 | Il furto della Gioconda | Кастеллани, РенатоРенато Кастеллани | мини-сериал | |
1977 | Las alegres chicas de «El Molino» | Лома, Хосе Антонио де лаХосе Антонио де ла Лома | ||
1978 | Репетиция оркестра | Prova d’orchestra | Феллини, ФедерикоФедерико Феллини | Серебряная лента за лучшую музыку (1979) |
1978 | Смерть на Ниле | Death on the Nile | Гиллермин, ДжонДжон Гиллермин | |
1978 | Il teatro di Eduardo | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | телефильм | |
1978 | Quei figuri di tanti anni fa | Филиппо, Эдуардо деЭдуардо де Филиппо | телефильм | |
1978 | La dodicesima Notte | Лулло, Джорджо деДжорджо де Лулло | ||
1979 | Граф Монте-Кристо | Le Comte de Monte-Cristo | Патейер, Дени де лаДени де ла Патейер | мини-сериал; автор музыки также Савина, КарлоКарло Савина |
1979 | Hurricane | Труэль, ЯнЯн Труэль |
Крестный отец киномузыки Нино Рота
И это был век Нино Роты, говорит кинокомпозитор Владимир Дашкевич. «Музыка Рота лучше всего расскажет о том, каким был и что чувствовал человек в ХХ веке», – считает собеседник агентства.
«Рота – энциклопедический художник, – вторит композитор Александр Журбин. – И в его музыке поражает сочетание удивительной мелодической яркости, которая сразу проникает в душу, и изысканности. Он никогда не был банален».
И действительно, каждое сочинение Нино Роты – от вальса в «Рокко и его братьях» Висконти до музыки в «Сладкой жизни» и «Восьми с половиной» Феллини и лирической темы в «Ромео и Джульетте» Дзеффирелли – это новое душевное откровение, страстное высказывание остро чувствующего человека.
Нино Рота услышал многоголосье своей эпохи и передал его в музыке. В его сочинениях звучат человеческие надежды и иллюзии, насмешка судьбы над ними, ранимость человека и его желание любить. Музыка итальянского кинокомпозитора посвящена человеку, который в поисках истины охотно путешествует в собственное подсознание.
В сочинениях Роты «есть настоящая человечность, а это и есть главная задача музыки», добавляет Владимир Дашкевич.
«Крестный отец» в музыке и в кино
Рота родился в Милане, жил в Риме, а после окончания Римской консерватории уехал работать в США. Одним из его учителей в Америке был Игорь Стравинский, смелый реформатор музыки, а дирижерскому мастерству Нино учился у Артуро Тосканини – «волшебника дирижерского пульта».
Рота вобрал в себя американские ритмы и мелодии, а потом, спустя годы, претворил их в музыку к «Крестному отцу» (1972) Френсиса Форда Копполы – киносаге в той же мере американской, в какой и итальянской. Кстати, за музыку ко второй части «Крестного отца» (1974) Рота получил «Оскара», и музыкальная тема киноромана Копполы стала культовой для многих киноманов.
Советские дети частенько знакомились с ней благодаря мультику «Контакт», в котором человек напевает пришельцу из космоса тему «Крестного отца». На сайтах любителей кино множество эмоциональных отзывов о музыке к фильму Копполы. Ее называют «неотразимой», «пронзительной», «музыкой на всю жизнь».
«Я хорошо знаком с Копполой, обожаю «Крестного отца» и музыку к нему. Мой сын сейчас работает с Копполой», – рассказывает Александр Журбин. В самом начале работы над музыкой к фильму режиссеры часто просят: «Сделай музыку так, как в «Крестном отце»», смеется композитор.
И все же работа с Копполой не столь показательна для Нино Роты, как работа с Феллини, Висконти и Дзеффирелли.
У Феллини, например, картины более «интровертные», там «все внутри [в человеческом сознании]», Коппола же «потребовал от Роты более экстравертного музыкального выхода», комментирует Владимир Дашкевич.
Но и у Копполы, и у Феллини, и у Висконти, и у Дзеффирелли Рота проявил себя «удивительно тонким и точным художником», подчеркивает композитор.
«Из Нино Роты вырос Эннио Морриконе – нынешний кумир», – говорит Александр Журбин.
Так или иначе, влияние Роты сказалось в творчестве Джона Уильямса, работавшего со Стивеном Спилбергом, Анджело Бадаламенти, сочинявшего музыку к картинам Дэвида Линча, Ханса Циммера – музыкального «соавтора» лент Ридли Скотта. Среди «учеников» Нино – Мишель Легран, Клинт Менселл, Горан Брегович, Говард Шор и другие композиторы.
Нино Рота – знаковый композитор «для тех, кому 50, 60, 70 лет», замечает Александр Журбин. «Мы все подпали под его сильное влияние, когда к нам пришли фильмы Феллини и «Крестный отец» Копполы, – признается композитор. – В одном своем сочинении я даже немного подражал музыке Роты из феллиниевской «Репетиции оркестра». Александр Журбин добавляет: «Когда я первый раз оказался на Западе, я первым делом купил виниловую пластинку произведений Нино Роты. И я до сих пор с наслаждением слушаю его музыку».
Нино Рота стал одним из «наставников» и для 30-40-летних кинокомпозиторов, говорит о своих сверстниках Ольга Ламекина, автор музыки к сериалам и документальным фильмам.
Во многих кинофильмах музыка – исключительно «фоновая», считает собеседница агентства.
«Лишь у некоторых кинокомпозиторов музыка яркая, индивидуальная, которая при этом удивительно вписывается в картину и создает ее неповторимую мелодическую ауру», – замечает Ольга Ламекина. Рота в этом смысле – «один из эталонов и учителей», подчеркивает она.
Музыка Рота эмоциональнее музыки Моцарта?
Дмитрий Шостакович утверждал, что сочинение киномузыки «дает композиторам блестящие уроки» – плодотворно влияет на музыкальную лабораторию. Арам Хачатурян замечал, что работа в кино укрепляет контакт композитора с публикой. Нино Рота – по образованию «классический» композитор – нашел контакт с публикой именно в кино, хотя и написал восемь опер, пять балетов и симфонии.
В отличие, например, от Френсиса Лея, композитора-любителя, автора популярной музыки к фильму «Мужчина и женщина» Клода Лелуша, Нино Рота был профессиональным композитором, который мастерски владел формой произведения и сам оркестровал свои сочинения, говорит Александр Журбин.
Рота – один из самых ярких и проникновенных симфонистов и мелодистов ХХ века, считает Владимир Дашкевич. Его музыкальные темы – это «маленькие симфонии, врезанные внутрь картины». Ему удавалось все: и буффонада, и лирика, и эпическая музыка – как, например, в «Ватерлоо» (1970) Сергея Бондарчука.
«Жаль, что музыка Роты редко звучит в концертных залах. Ведь она воспринимается как самое ценное, что было создано в ХХ веке, – говорит кинокомпозитор. – Сочинения Нино должны вернуться из кино в свое филармоническое пространство».
Слушая произведения итальянского кинокомпозитора, мы испытываем «то же почти болевое, шоковое состояние», что и от традиционной симфонической музыки, подчеркивает Владимир Дашкевич. По эмоциональному воздействию музыка Нино Роты порой сильнее, чем «сочинения Моцарта и старинных мастеров», считает собеседник агентства.
Владимир Дашкевич поясняет: «Когда слушаешь Моцарта и других композиторов его поколения, часто воспринимаешь, скорее, техническую сторону исполнения. Они почти как циркачи, которые открывают перед нами весь свой исполнительский аппарат, чтобы мы оценили их виртуозность». Но музыка должна оставлять след в душе, продолжает кинокомпозитор.
«Это наиболее ценное качество Нино Роты – его музыка не прекращается по окончании фильма, она живет в тебе и дальше. И многие ее полутона и оттенки мы улавливаем, когда картина уже кончилась», – говорит Владимир Дашкевич.
Нино Рота умер в 1979 году, а современники все так же очарованы его музыкой и продолжают разгадывать тайну его таланта.
«Сладкая жизнь» с Феллини, Висконти и Дзеффирелли
В российском кинематографе хорошо известны удачные дуэты режиссеров и композиторов. Взять, к примеру, Сергея Эйзенштейна и Сергея Прокофьева, Эльдара Рязанова и Андрея Петрова, Никиту Михалкова и Эдуарда Артемьева (кстати, автора музыки и к картинам Андрея Тарковского), Татьяну Лиознову и Микаэла Таривердиева, Марка Захарова и Геннадия Гладкова, Игоря Масленникова и Владимира Дашкевича.
И все же в большинстве кинодуэтов партия композитора – обычно вспомогательная, а киномузыка лишь углубляет драматургию фильма и помогает расставить эмоциональные акценты.
Нино Рота сделал киномузыку самоценной, почти превратив ее в новое действующее лицо фильмов.
Фактически Рота сделал с музыкой в кино то же самое, что Чайковский сделал с музыкой в балете: симфонизировал ее, придав ей самостоятельную значимость и дав ей возможность жить полноценной жизнью отдельного произведения.
И, вместе с тем, итальянский кинокомпозитор удивительно угадывал настроения Феллини, Висконти и Дзеффирелли и точно перекладывал их на музыку. А если в фильмах Феллини «Амаркорд» и «Дорога» убрать музыку из ряда эпизодов (тех, которые держатся только на ней), фильм просто провиснет, говорит Александр Журбин.
«Феллини оставил музыку на откуп композитору», – вторит Ольга Ламекина. Без музыки Нино Роты фильмы Феллини, возможно, смотрелись бы иначе, считает она.
Рота фактически стал соавтором Феллини, делает вывод Александр Журбин.
Феллини неотделим от итальянцев, равно как и Рота, говорит Ольга Ламекина. Нино Рота придавал национальную окраску музыке, и это совпадало с задачами Феллини в кино.
«Это называется одна группа крови», – характеризует сотрудничество режиссера и композитора Владимир Дашкевич.
Мелодии Роты к фильмам Феллини сразу вызывают в памяти лица Марчелло Мастроянни и Джульетты Мазина – двух любимых актеров итальянского режиссера (Мазина была женой «великого Федерико»). Вальс из «Рокко и его братьев» (1960) Висконти заставляет вспоминать Анни Жирардо, сыгравшую в этом фильме роковую и несчастную красавицу Надю (Рокко играл Ален Делон). Лирическая тема из «Ромео и Джульетты» (1967) Дзеффирелли – фильма, в котором сыграли совсем юные тогда Оливия Хасси и Леонард Уайтинг, – по сей день вызывает массу восторженных откликов киноманов.
На похоронах Федерико Феллини звучала музыка Нино Роты. Она прерывала (или дополняла) заупокойную мессу. Оба художника оставили кинематографу настоящие сокровища. А Нино Рота сделал еще и подарок киномузыке, научив ее быть гордой и значительной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Крёстный отец (фильм) — Википедия
«Крёстный оте́ц» (англ. Mario Puzo’s The Godfather) — эпическая гангстерская драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Слоган: «Предложение, от которого невозможно отказаться». Главные роли исполняют Аль Пачино, Марлон Брандо и Джеймс Каан.
Считается величайшим гангстерским фильмом по мнению Американского института киноискусства и одним из лучших фильмов в истории кинематографа[3]. Стабильно входит в первую пятёрку 250 лучших фильмов по версии веб-сайта IMDb.
Фильм получил три премии «Оскар»: как лучший фильм года, за лучший адаптированный сценарий Пьюзо и Копполы, актёрскую работу Брандо — и ещё 19 различных наград и 17 номинаций. Также занимает третью строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа («100 лет… 100 фильмов (10-я юбилейная редакция)» (англ. AFI’s 100 Years… 100 Movies (10th Anniversary Edition)), ежегодно издаваемого Американским институтом киноискусства), уступая лишь киноленте «Гражданин Кейн»[4].
Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года. Премьера состоялась в марте 1972 года (11[5] или 15[1][6] марта). При небольшом бюджете в 6 миллионов долларов фильм собрал в прокате 268,5 миллиона.
Семья Корлеоне: Майкл, дон Вито, Сонни, ФредоФильм «Крёстный отец» — криминальная сага, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне (англ.)русск.. Фильм охватывает период 1945—1955 годов.
Действие картины начинает разворачиваться летом 1945 года во время праздничного приёма в доме дона Вито Корлеоне (Марлон Брандо) в честь свадьбы его дочери Конни (Талия Шайр) и Карло Рицци (Джанни Руссо). В это время дон Вито — глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец», — и личный юрист семейства и консильери Том Хэген (Роберт Дюваль) принимают поздравления и слушают просьбы от друзей и партнёров, которые те высказывают, зная, что «ни один сицилиец не сможет отказать в просьбе в день свадьбы своей дочери». Тем временем любимый младший сын дона Майкл (Аль Пачино), герой Второй мировой войны, честно рассказывает своей подруге Кей Адамс (Дайан Китон) истории о «специфической» профессии своего отца и его окружающих, однако заверяет её, что «это его семья, но не он сам».
Один из просящих — известный певец Джонни Фонтэйн (Аль Мартино), крестник Корлеоне, прибывший из Голливуда, просит дона Вито помочь получить роль в фильме, которая оживит его затухающую славу. Дон посылает Хэгена в Калифорнию устранить проблему. Глава киностудии Джек Вольц говорит, что ни за что не даст роль Фонтейну, потому что тот отбил любовницу у Вольца — восходящую кинозвезду. На следующее утро Вольц в ужасе обнаруживает у себя в постели отрубленную голову племенного скакуна, приобретённого за 600 000 долларов[7]. Фонтейн получает роль.
Семья Корлеоне за долгие годы упорной работы практически монополизировала связи, обеспечивающие политическое прикрытие сицилийским преступным кланам. Такое положение дел совсем не устраивает остальные кланы, ведь с каждым годом клан Корлеоне становится всё более богатым и влиятельным. Реализуя тщательно спланированный и продуманный план, они начинают наступление на клан Корлеоне. Операция начинается с просьбы Вирджила «Турка» Солоццо (Аль Леттьери), поддерживаемого кланом Татталья. Солоццо просит дона Корлеоне оказать политическое и юридическое прикрытие в новом направлении бизнеса — торговле наркотиками. Взамен Солоццо предлагает возможность частично финансировать наркоторговлю и долю в 30 %. Дон Корлеоне отказывается, объясняя это тем, что его политическое влияние было бы дискредитировано причастностью к торговле наркотиками. Дон Корлеоне понимает, что без политического прикрытия, которое может обеспечить только его клан, бизнес Солоццо обойтись всё-таки не может. Отказав Солоццо и отказавшись участвовать в сверхприбыльном наркотическом бизнесе, семья Корлеоне ослабляет свои позиции и вынуждает Солоццо и тех, кто стоит за ним, устранять преграду. Желая предупредить следующие действия конкурирующих кланов и Солоццо, Вито, не желая ждать их следующего хода, посылает своего лучшего бойца Луку Брази (Ленни Монтана) войти в доверие Солоццо и клану Татталья. Однако враждебный клан безошибочно угадывает ход Корлеоне и убивает Луку. Война фактически объявлена.
Накануне Рождества дона Корлеоне расстреливают из 2 револьверов, он получает пять пуль. Заменяющий внезапно заболевшего охранника средний сын Фредо (Джон Казале) не смог защитить отца. Уверенные в смерти Вито Корлеоне, Солоццо и Татталья похищают Хэгена, чтобы передать через него предложение для старшего сына Корлеоне, Сонни (Джеймс Каан). Однако Вито Корлеоне выжил после покушения. Взбешённый покушением на отца, Сонни отказывается вести переговоры и ставит клану Татталья ультиматум — либо они выдают для расправы Солоццо, либо семья Корлеоне объявляет войну всем. Сонни до сих пор не понимает, что дело совсем не в Солоццо, а война уже давно объявлена.
Клан Корлеоне собирается на совет. Майкл отстранённо наблюдает за первыми распоряжениями Сонни в качестве главы семьи. Первыми распоряжениями Сонни являются приказ убить охранника дона, который оказался больным в день покушения, и найти куда-то пропавшего Луку Брази. Татталья отказываются выдать Солоццо и посылают Корлеоне доказательство смерти Луки Брази — дохлую рыбу, завёрнутую в бронежилет Луки.
Майкл навещает своего отца в больнице и с ужасом обнаруживает, что охрана из полицейских кем-то снята и дона никто не охраняет. Понимая, что на отца прямо сейчас будет совершено повторное покушение, он перемещает его в другую палату, предупреждает по телефону Сонни о беззащитности отца, а сам становится перед входом в больницу, изображая охранника. С помощью подошедшего пекаря Энцо, который чувствует себя обязанным дону, он вводит в заблуждение людей Солоццо, которые подъезжают к больнице, чтобы добить Корлеоне. Люди Солоццо уезжают, решив, что дона всё-таки охраняют. Вскоре подъезжают люди Корлеоне, и опасность уходит.
Тессио сообщает Майклу, что они убили Бруно Татталью, сына главы семейства, и разрушительная война группировок началась. Майкл понимает, что вспыльчивый и склонный к непродуманным действиям Сонни не способен успешно противостоять объединённым вражеским кланам и вынужден включиться в борьбу.
Солоццо понимает, что атака провалилась, дон Корлеоне жив, а клан Корлеоне уже оправился от вероломного нападения и вскоре обрушит всю свою военную и политическую мощь на своих обидчиков. Однако дон Корлеоне без сознания и в любую минуту может умереть. Солоццо ищет возможности немедленно обсудить ситуацию и предложить новые, более выгодные условия клану Корлеоне. Солоццо предлагает использовать для переговоров Майкла, так как он не участвует в семейном бизнесе клана Корлеоне. Майкл неожиданно предлагает эффективный способ нанести ощутимый удар врагам и изменить расстановку сил — лично убить Солоццо и Маккласки на этой встрече. Это поначалу веселит Сонни и Клеменцу (Ричард Кастеллано), однако Майкл убеждает их в серьёзности и хладнокровности своих намерений и заявляет в ответ: «Ничего личного. Это только бизнес».
Во время встречи с Солоццо в закусочной Майкл выходит в туалет, где достаёт из тайника заранее спрятанный там револьвер и стреляет в голову Солоццо и Маккласки, после чего прячется на Сицилии. Война семьи Корлеоне с объединившимися против них «пятью семействами» в самом разгаре.
В Нью-Йорке дон Корлеоне возвращается домой из больницы и с удивлением узнаёт о последних событиях и что именно Майкл убил Солоццо и Маккласки. Он очень огорчён этим известием, так как не хотел компрометировать Майкла участием в семейном бизнесе. Возможность легальной карьеры Майкла навсегда разрушена, а сам Майкл находится за границей в бегах. Резиденция семьи Корлеоне превращена в крепость, и враждебные кланы, неся ощутимые потери, ищут возможности подобраться к непримиримому Сантино.
Несколько месяцев спустя, в 1948 году, Сонни начинает замечать неладное в семейных отношениях своей сестры Конни. Её муж Карло Рицци последовательно унижает и избивает Конни. Скорый на расправу Сонни жёстко избивает Карло за это и предупреждает, что если такое повторится, он его убьёт. Несмотря на это, Карло вновь избивает Конни. Разъярённый Сонни без охраны мчится к сестре, но попадает в подготовленную засаду, и его расстреливают вражеские боевики.
В Сицилии Майкл влюбляется и женится на местной девушке Аполлонии Вителли (Симонетта Стефанелли), которая погибает во время попытки завести автомобиль, в который была заложена бомба, предназначавшаяся для Майкла.
Дон Корлеоне ещё не оправился от ранений, но, лишившись преемника и старшего сына и узнав о покушении на Майкла, вынужден вернуться к делам и спасать положение. Он организует встречу глав «пяти семейств» с целью положить конец войне. За причину беспрепятственного окончания войны он принимает то, что его сын и сын Татталья мертвы (семья Корлеоне отмщена). На встрече дон Корлеоне говорит, что продолжение войны не только приведёт всех к разорению, но и также что её окончание — это единственная возможность для Майкла безопасно вернуться домой. Изменив ради этого своим принципам, дон соглашается поддержать дело семьи Татталья относительно импорта наркотиков, при условии, что оно будет управляемо, и наркотики не будут продаваться детям. Вторым его условием является требование гарантии безопасного возвращения Майкла. После обсуждения различных вопросов на встрече глав кланов и оценке поведения и реакций участников, дон говорит Хэгену, что организатором атаки на семью на самом деле были не Солоццо и клан Татталья, а клан Барзини.
Майкл возвращается с Сицилии. Дон Корлеоне готовит Майкла к вступлению в должность. Майкл встречается со своей прежней подругой Кей и предлагает ей выйти за него замуж. После смерти Сонни дон практически удаляется от дел, средний брат Фредо совершенно не способен к управлению, и Майкл фактически становится главой всего преступного синдиката, но он обещает Кей сделать бизнес своего отца полностью легальным в течение пяти лет.
В расстановке сил клана Корлеоне происходят перемены: все дела ведёт Майкл, отец берёт на себя обязанности консильери (советника), а Том Хэген, который не справился с ситуацией после покушения на дона Корлеоне, отстраняется от дел и становится адвокатом клана. Хэген высказывает дону недовольство относительно своего нынешнего положения и политики Майкла, но Вито подтверждает: теперь всё решает Майкл.
Связанный обещанием отца не вести враждебных действий против вражеских кланов, Майкл не может бездействовать, глядя, как враги прибирают к рукам бизнес семьи. Майкл применяет революционную стратегию (позднее она попадёт в учебники по бизнесу) и переводит бизнес семьи на другую территорию, в Неваду. В Лас-Вегасе Майкл встречается с крупным владельцем сети гостиниц и казино Мо Грином (Алекс Рокко), достаточно жёстко ставит его перед фактом, что клан Корлеоне решил перевести свой бизнес в Неваду, и предлагает выкупить долю Мо Грина в казино. Мо не соглашается принять предложение и ставит себя под удар. Искать причину вины Мо Грина долго не пришлось — выясняется, что Мо Грин позволил себе ударить Фредо на публике. Фредо пытается сгладить ситуацию, выгораживая Мо, однако Майкл непреклонен.
Майкл возвращается в Нью-Йорк. Дон Вито говорит Майклу, что Барзини пойдет против него первым, устроив встречу с тем, кому Майкл абсолютно доверяет, во время которой его (Майкла) и убьют. Человек, который передаст предложение, — предатель. Так в будущем и произошло: на похоронах дона Вито Тессио передаёт Майклу предложение о встрече от Барзини.
Майкл соглашается быть крёстным отцом сына Карло и Конни. Во время церемонии крещения его люди уничтожают всех до единого главарей четырех враждебных семейств:
- Дон Кунео расстрелян во вращающейся двери руками Вилли Чиччи.
- Дон Страччи застрелен Клеменцой в лифте.
- Дон Татталья застрелен Рокко Лампоне в постели вместе с проституткой.
- Дон Барзини застрелен Альбертом Нери, который для этого надел свою старую полицейскую форму.
- Мо Грин также застрелен убийцей во время сеанса массажа.
Тессио понимает, что заговор раскрыт. Он говорит Хэгену, что его поступок — это «всего лишь бизнес», робко просит о прощении, но Хэген ему отказывает. Тессио уезжает с людьми Майкла навстречу своей смерти. Майкл обещает Карло, что если тот признаётся в соучастии в убийстве Сонни, он не будет делать вдовой свою сестру. Карло верит Майклу и признаётся в том, кто его нанял. Майкл даёт Карло билет на самолёт до Лас-Вегаса. Карло садится в машину, чтобы ехать в аэропорт, но тут же погибает от удавки Клеменцы.
Конни во всеуслышание обвиняет Майкла в убийстве мужа и связывает его со всеми смертями, о которых пишут в газетах. Кей расспрашивает его относительно смерти Карло, но Майкл отказывается ей отвечать. Она настаивает, Майкл сдаётся и даёт право на единственный вопрос относительно его дел, она повторяет вопрос, и тогда он отвечает, что «это неправда». Кей, поверив ему, успокаивается.
Фильм заканчивается тем, что Кей, только что заверенная мужем в непричастности последнего к смерти Карло и других, видит через дверной проём кабинета, как Клеменца целует руку Майкла, приветствуя его, как нового дона Корлеоне. Дверь в кабинет закрывается.
Актёр | Роль |
---|---|
Аль Пачино | Майкл Корлеоне — младший сын в семье Корлеоне. Его метаморфоза из скромного молодого человека в безжалостного и хладнокровного босса мафии — ключевая сюжетная линия фильма. Майкл Корлеоне — младший сын в семье Корлеоне. Его метаморфоза из скромного молодого человека в безжалостного и хладнокровного босса мафии — ключевая сюжетная линия фильма. |
Марлон Брандо | Дон Вито Корлеоне — глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец». Отец Сонни, Фредо, Майкла и Конни; приёмный отец Тома Хэгена. Муж Кармеллы Корлеоне. Дон Вито Корлеоне — глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец». Отец Сонни, Фредо, Майкла и Конни; приёмный отец Тома Хэгена. Муж Кармеллы Корлеоне. |
Джеймс Каан | Сантино (Сонни) Корлеоне — старший сын дона Вито. Считается преемником Вито. Горяч, импульсивен и скор на расправу. Сантино (Сонни) Корлеоне — старший сын дона Вито. Считается преемником Вито. Горяч, импульсивен и скор на расправу. |
Роберт Дюваль | Том Хэген — приёмный сын дона Вито. Адвокат. Исполняющий обязанности консильери. Хороший юрист, однако в сложной ситуации не справляется должным образом с ролью консильери, в результате чего отстраняется от дел Майклом. Том Хэген — приёмный сын дона Вито. Адвокат. Исполняющий обязанности консильери. Хороший юрист, однако в сложной ситуации не справляется должным образом с ролью консильери, в результате чего отстраняется от дел Майклом. |
Джон Казале | Фредерико (Фредо) Корлеоне — средний сын дона Вито. Из всех братьев кажется самой невзрачной и слабой в характерном плане фигурой. Не может даже защитить отца во время покушения: когда в Вито стреляют, Фредо роняет пистолет, а потом рыдает от бессилия. Фредерико (Фредо) Корлеоне — средний сын дона Вито. Из всех братьев кажется самой невзрачной и слабой в характерном плане фигурой. Не может даже защитить отца во время покушения: когда в Вито стреляют, Фредо роняет пистолет, а потом рыдает от бессилия. |
Талия Шайр | Констанция (Конни) Корлеоне-Рицци — единственная дочь дона Вито. Замужем за Карло Рицци. Констанция (Конни) Корлеоне-Рицци — единственная дочь дона Вито. Замужем за Карло Рицци. |
Дайан Китон | Кэтрин (Кей) Адамс-Корлеоне — подруга Майкла, а впоследствии вторая жена и мать его детей. Кэтрин (Кей) Адамс-Корлеоне — подруга Майкла, а впоследствии вторая жена и мать его детей. |
Ричард Кастеллано | Питер Клеменца — капореджиме клана Корлеоне. Питер Клеменца — капореджиме клана Корлеоне. |
Эйб Вигода | Сальваторе Тессио — капореджиме клана Корлеоне. Сальваторе Тессио — капореджиме клана Корлеоне. |
Аль Леттьери | Вирджил (Турок) Соллоццо — дилер, занимающийся импортом наркотиков. Связан с семейством Татталья. Вирджил (Турок) Соллоццо — дилер, занимающийся импортом наркотиков. Связан с семейством Татталья. |
Джанни Руссо | Карло Рицци — муж Конни. Становится партнёром семейства Корлеоне и впоследствии предаёт Сонни. Карло Рицци — муж Конни. Становится партнёром семейства Корлеоне и впоследствии предаёт Сонни. |
Стерлинг Хэйден | капитан Марк Маккласки — Коррумпированный капитан полиции Нью-Йорка, сотрудничающий с Солоццо. капитан Марк Маккласки — Коррумпированный капитан полиции Нью-Йорка, сотрудничающий с Солоццо. |
Ленни Монтана | Лука Брази[en] — наёмный убийца, нанятый доном Вито. Лука Брази[en] — наёмный убийца, нанятый доном Вито. |
Ричард Конте | Дон Эмилио Барзини — глава семейства Барзини. Дон Эмилио Барзини — глава семейства Барзини. |
Аль Мартино | Джонни Фонтейн — знаменитый певец. Крестник дона Вито. Джонни Фонтейн — знаменитый певец. Крестник дона Вито. |
Джон Марли | Джек Вольц — глава киностудии в Голливуде. Джек Вольц — глава киностудии в Голливуде. |
Алекс Рокко | Мо Грин — давний партнёр семьи Корлеоне. Имеет сеть гостиниц и казино в Лас-Вегасе. Мо Грин — давний партнёр семьи Корлеоне. Имеет сеть гостиниц и казино в Лас-Вегасе. |
Моргана Кинг | Кармелла Корлеоне — жена дона Вито. Мать Сонни, Фредо, Майкла и Конни, а также приёмная мать Тома Хэгена. Кармелла Корлеоне — жена дона Вито. Мать Сонни, Фредо, Майкла и Конни, а также приёмная мать Тома Хэгена. |
Коррадо Гайпа | Дон Томмазино — старый друг Вито Корлеоне, укрывший Майкла во время его бегства на Сицилию. Дон Томмазино — старый друг Вито Корлеоне, укрывший Майкла во время его бегства на Сицилию. |
Виктор Рендина | Дон Филипп Татталья — глава семейства Татталья. Дон Филипп Татталья — глава семейства Татталья. |
Симонетта Стефанелли | Аполлония Вителли-Корлеоне — первая жена Майкла, с которой он познакомился на Сицилии. Аполлония Вителли-Корлеоне — первая жена Майкла, с которой он познакомился на Сицилии. |
Том Роски | Рокко Лампоне — боевик под началом Клеменцы, занявший в семействе место убитого предателя Полли Гато. Будущий капореджиме семейства Корлеоне. Рокко Лампоне — боевик под началом Клеменцы, занявший в семействе место убитого предателя Полли Гато. Будущий капореджиме семейства Корлеоне. |
Джо Спинелл | Уилли Чиччи — боевик семейства Корлеоне. Уилли Чиччи — боевик семейства Корлеоне. |
Ричард Брайт | Альберт (Аль) Нери — телохранитель Майкла. Позже становится капореджиме семьи Корлеоне. Альберт (Аль) Нери — телохранитель Майкла. Позже становится капореджиме семьи Корлеоне. |
Тони Джорджо | Бруно Татталья — сын Филиппа Таттальи Бруно Татталья — сын Филиппа Таттальи |
Анджело Инфанти | Фабрицио — охранник Майкла на Сицилии Фабрицио — охранник Майкла на Сицилии |
Франко Читти | Кало — охранник Майкла на Сицилии Кало — охранник Майкла на Сицилии |
Одним из основных отличий романа от фильма является ретроспектива ранней жизни Дона Корлеоне, включающая в себя обстоятельства его эмиграции в Америку, описание жизни его семьи, убийство Дона Фануччи, развитие карьеры в мире мафии. Всё это было использовано позже в продолжении к первой части «Крёстный отец 2».
Также при экранизации было вырезано много эпизодов из жизни других героев. Например, в фильме не были показаны неудачи Джонни Фонтэйна с женщинами и только упомянуты проблемы с голосом; история любовной связи Сантино и Люси Манчини, а также его уличные хулиганства, совершаемые в подростковом возрасте; полностью отсутствует линия доктора Джулиуса Сегала, который следил за восстановлением лицевых костей Майкла, повреждённых ударом МакКласки; наличие склонности к педофилии у Джека Вольца.
Фильм начинается сценой, где гробовщик Америго Бонасера ищет справедливости у Дона. За помощью далее приходит пекарь Назорин, затем Лука Брази и Джонни Фонтейн. В книге же порядок следующий: пекарь, Лука, гробовщик, Фонтейн.
В фильме продюсер Джек Вольц показан как влиятельный и богатый представитель шоу-бизнеса. В книге также упоминается о возможных широких связях этого человека в правительстве — он является советником президента США по вопросам кино, а также утверждает о своей дружбе с директором ФБР, что, вероятно, является лишь хвастовством.
Согласно книге, Майкл объясняет свою решимость Сонни словами: «Они сделали это личным, стреляя на улице. Насилие — это не бизнес, это личное», но в кинофильме он отвечает девизом отца: «Ничего личного. Это только бизнес».
В сцене возле больницы, когда к схваченному Майклу подоспевают верные семье люди, в фильме Том Хэген забирает сына дона и объясняет капитану полиции, что теперь за Вито Корлеоне будут присматривать частные детективы. В книге же на помощь Майклу подоспел адвокат Клеменцы, а Тома он видит лишь спустя время, очнувшись в больнице.
В романе Кей узнаёт о возвращении Майкла с Сицилии случайно, позвонив его матери, и сама приезжает в Лонг-Бич, где встречается с Майком. В кинофильме Майкл находит Кей сам.
В фильме были значительно уменьшены характерные линии некоторых героев. До минимума были сведены роли: Джонни Фонтейна, Люси Манчини, Рокко Лампоне и Альберта Нери (последние два не произносят в фильме ни слова). Полностью удалены из фильма доктор Джулиус Сегал, Нино Валенти и доктор Тацци из Сицилии. Также в книге Майкл и Кей имеют двух сыновей, но в фильме у них сын и дочь.
По книге, Фабрицио (один из телохранителей Майкла в Сицилии) убит наряду с другими во время сцены крещения.
Окончание книги отличается от конца кинофильма: фильм заканчивается на 31 главе, когда Кей сама понимает, что Майкл стал подобен своей семье, а книга заканчивается 32 главой, в которой Хэген рассказывает обо всех делах её мужа.
Во время «сцены крещения» в фильме все главы четырёх семейств были убиты. В романе были убиты только Барзини и Татталья, а также приближенные к ним — заплечные мастера, букмекеры.
Марио Пьюзо сам писал сценарий для всей кинотрилогии, поэтому был в курсе всех расхождений. Между тем существует раритетный телевизионный сериал «Крёстный отец: Сага», выпущенный в 1977 году. Сериал перемонтирован в «правильном» хронологическом порядке, относительно истории семьи Корлеоне (ретроспектива с Де Ниро показана в начале, далее события первой части и т. д.), с добавлением удалённых из полнометражных фильмов эпизодов: эпизод с намёком на педофилию Джека Вольца, убийство Фабрицио путём взрыва его автомобиля (происходит одновременно с событиями «Крёстный отец 2») и прочие. Всего добавленные сцены составляют около 60 минут экранного времени. Позже «Сага» была дополнена материалом третьей части и выпущена на видео под названием «Крёстный отец. Трилогия. 1901—1980».
Фрэнсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей к кинокомпании «Парамаунт» на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съёмки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съёмок.
Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджо Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в качестве своеобразного реванша снял в 1984 году столь же масштабный гангстерский фильм «Однажды в Америке».
При утверждении кинопроекта кинокомпания «Парамаунт» выдвинула требование не привлекать к съёмкам Марлона Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съёмочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом. Кинокомпания до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану, но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.
Верховный суд Нью-Йорка, на лестнице которого был расстрелян в финале ленты дон БарзиниВо время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога. Актёр Ленни Монтана, игравший Луку Брази, так трепетал при его виде, что постоянно путал текст. Копполе понравилась такая натуральная нервозность, и он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.
Кошка на руках Вито Корлеоне в сцене, где он принимает посетителей на свадьбе своей дочери, оказалась на съёмочной площадке случайно и её появление в кадре не было запланированным[8][9]. Идея задействовать четвероногое в фильме является импровизацией со стороны Копполы, создающей яркий контраст между суровым образом «отца сицилийской мафии» и безобидным животным.
Фильм снимался в классической по своей простоте манере. «Из технических „наворотов“ почти ничего не было, никаких вертолётных съёмок или объективов с переменным фокусным расстоянием, — рассказывал оператор Гордон Уиллис. — С операторской точки зрения „Крёстный отец“ снимался как „живая картина“ — актёры входили в кадр и выходили из него, всё очень прямолинейно. Этим мы ещё раз подчёркивали время действия». Сам режиссёр вспоминал: «Мы много думали, как обозначить на экране контраст между добром и злом, светом и тьмой. Как на чёрном холсте писать картину в ярком свете. Определились и с работой камеры, решили, что камера будет статичной, а движение будет начинаться только при перемещении в кадре людей».
На разные роли в фильме рассматривалось неимоверное количество звёзд первой величины: Уоррен Битти, Ален Делон, Бёрт Рейнольдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Лоренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.
Продюсеры всеми силами пытались заставить Копполу уволить Аль Пачино со съёмок «Крёстного отца». Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссёру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнёт ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает Солоццо и капитана полиции, они поняли режиссёрскую прозорливость Копполы.
По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна был основан на слухе о Фрэнке Синатре, по которой он получил роль в фильме Фреда Циннеманна «Отныне и во веки веков» вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры. По другой версии, прототипом Джонни Фонтейна был популярный в 1950-х—1960-х годах эстрадный певец Эл Мартино.[10][11]
Ключевая музыкальная тема фильма, прославившаяся на весь мир — Speak Softly Love. Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал для фильма целиком новую музыку, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).
Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма. А Корлеоне (итал. Corleone) — это название горного сицилийского города, многие годы служившего убежищем для мафиози.
В 2011 году вторая жена продюсера «Крестного отца» Эла Рудди, рассказала Чарльзу Брандту, автору документальных детективов, что окончательный вариант сценария фильма одобрил лично влиятельный босс мафии Рассел Буфалино.[10]
Этот фильм был признан значительным как в США, так и во всём мире[4]. Режиссура Копполы, в сочетании с игрой выдающихся актёров и прекрасным сценарием, обеспечила фильму успех и среди кинокритиков, и среди простых зрителей. Можно сказать, что в фильме присутствует много насилия, однако в данном случае это лишь художественное средство для отражения режиссёрского видения и для создания соответствующей атмосферы в фильме.
Основной же драматизм фильма заключается в трагедии Майкла Корлеоне — молодого человека, героя войны, жизнь и даже душа которого оказывается сломлена под давлением собственной ответственности, власти и интересов семьи. Его превращение в жестокого и коварного босса являет собой одну из самых искусно показанных метаморфоз в истории мирового кинематографа.
Тем не менее, фильм критиковался за романтизацию криминала и демифологизацию[12][13][14]. Протоиерей Алексий Уминский в своей книге «Человек и Церковь. Путь свободы и любви» отмечал:
И такие замечательные фильмы, как «Однажды в Америке» или «Крёстный отец», по сути, продолжают тему романтизации зла. Ведь как бы оно ни выглядело на экране, очевидно, что реальность совсем иная. И не дай Бог в настоящей жизни попасть в одну из тех ситуаций, что показаны в этих фильмах. Никакой романтики в изрешечённых пулями телах родных и близких нет. |
Несмотря на то, что многие фильмы о гангстерах предшествовали «Крестному отцу», тяжелое вливание Френсиса Форда Копполы в итальянскую культуру, стереотипы и его изображение бандитов как персонажей значительной психологической глубины и сложности было беспрецедентным[15]. Коппола пошел дальше с «Крестным отцом», отсняв вторую часть, и успех этих двух фильмов, критически, художественно и финансово, открыл двери для многочисленных других изображений итальянских американцев в качестве бандитов, включая такие фильмы, как «Славные парни» Мартина Скорсезе и сериалы, такие как «Клан Сопрано» Дэвида Чейза. Всестороннее исследование итало-американской культуры в кино, проведенное с 1996 по 2001 гг. Итальянским Институтом Америки показало, что со времен Крестного отца, в среднем, было выпущено около 300 фильмов с участием итальянских американцев в качестве бандитов (в основном вымышленных)[16].
Эпический фильм «Крестный отец», включающий в себя оригинальную трилогию и дополнительные кадры, которые Коппола включил позже, к настоящему моменту полностью интегрирован в американскую жизнь и привел к весьма стереотипному представлению об итало-американской культуре. Первый фильм оказал наибольшее влияние и, в отличие от любого предыдущего фильма, его изображение итальянцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты в первые десятилетия 20-го века, возможно, относится к итало-американскому режиссеру, представляющему его собственное понимание их опыта. Своими действиями фильмы объясняют интеграцию вымышленных итальянских преступников в американское общество. Хотя история разворачивается в период массовой иммиграции в США, она коренится в особых обстоятельствах семьи Корлеоне, которая живет вне закона. Некоторые критики превратили их историю в историю универсальности иммиграции, другие же утверждают, что это заставляет зрителя отождествлять организованную преступность с итало-американской культурой. Выпущенный в период интенсивного национального цинизма и самокритики, американский фильм вызвал отклик в отношении двойной идентичности, присущей нации иммигрантов[17]. «Крестный отец» усилил негативное изображение голливудских иммигрантов-итальянцев после фильма и стал инструментом вербовки для организованной преступности[18].
Концепция мафиозного «Крестного отца» была изобретением Марио Пьюзо, и эффектом фильма было добавление к языку вымышленной номенклатуры. Точно так же незабываемое высказывание Вито Корлеоне «Я собираюсь сделать ему предложение, от которого он не может отказаться», стало второй по значимости памятной фразой в истории кино за 100 лет (100 известных цитат из американских фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства)[19]. Во французском романе «Отец Горио» Оноре де Бальзак пишет о том, что Вотрин говорит Евгению: «В таком случае я сделаю вам предложение, от которого никто не откажется»[20].
Реальные гангстеры с энтузиазмом отреагировали на фильм, и многие из них чувствовали, что это изображение того, как они должны были действовать[21]. Сальваторе «Сэмми Бык» Гравано, бывший глава преступной семьи Гамбино[22], заявил: «Я покинул фильм ошеломленным … Я имею в виду, что я выплыл из театра. Может быть, это была выдумка, но для меня, тогда, это была наша жизнь. Это было невероятно. Я помню, как разговаривал со множеством парней, созданных парней, которые чувствовали то же самое». По словам известного киллера Энтони Фиато после просмотра фильма, члены криминальной Семьи Патриарка Поли Интисо и Ники Гизо изменили свои речевые образцы ближе к тем, которые были у Вито Корлеоне. Интисо часто ругался и использовал плохую грамматику, но после выхода фильма он начал более отчетливо говорить и философствовать[23].
Телевидение[править | править код]
Джон Белуши, выступая в отрывке «Saturday Night Live» в роли Вито Корлеоне на сеансе терапии, выражая свои внутренние чувства по отношению к семье Татталья, говорит: «Кроме того, они стреляли в моего сына Сантино 56 раз»[24].
В телесериале «Клан Сопрано» топлесс-бар Тони Сопрано называется «Бада Бинг», повторяя фразу в «Крестном отце», когда Сонни Корлеоне говорит: «Тебе нужно подобраться так близко, и бада-бинг! Вы взрываете их мозги по всему вашему хорошему иску Лиги Плюща[25]».
Фильм несколько раз пародировали в анимационном телесериале «Симпсоны». В эпизоде сезона 3 «Лизина пони» Лиза просыпается, чтобы найти лошадь в своей постели, и начинает кричать. Музыка и сама сцена напоминают знаменитую сцену «голова лошади» в «Крестном отце». В эпизоде 4 сезона «Mr. Plow» сцена смерти Сонни Корлеоне имитируется, когда Барт Симпсон забрасывается снежками[26][27]. Сцена снова пародируется в эпизоде сезона 16 «All’s Fair in Oven War», в которой Джеймс Каан играет роль гостя. В эпизоде сезона 18 «The Mook, the Chef, the Wife and Her Homer» финальная сцена фильма имитируется закрытием двери для Лизы Симпсон[28].
Премия «Оскар» 1973[29]
- Лучший фильм — продюсер: Альберт Радди[en](награда)
- Лучший актёр — Марлон Брандо (награда, отказался от награды)[30]
- Лучший адаптированный сценарий — Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола (награда)
- Лучший режиссёр — Фрэнсис Форд Коппола (номинация)
- Лучший актёр второго плана — Джеймс Каан (номинация)
- Лучший актёр второго плана — Роберт Дюваль (номинация)
- Лучший актёр второго плана — Аль Пачино (номинация)[31]
- Лучший дизайн костюмов — Анна Хилл Джонстон (номинация)
- Лучший звук — Чарльз Гренцбах, Ричард Портман, Кристофер Ньюман (номинация)
- Лучший монтаж — Уильям Рейнольдс, Петер Циннер (номинация)
- Лучшая музыка к фильму — Нино Рота (снят с номинации)[32]
Премия «Золотой глобус» 1973[33]
- Лучший фильм (драма) (награда)
- Лучшая режиссёрская работа — Фрэнсис Форд Коппола (награда)
- Лучший сценарий — Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола (награда)
- Лучший саундтрек — Нино Рота (награда)
- Лучший актёр (драма) — Марлон Брандо (награда)
- Лучший актёр (драма) — Аль Пачино (номинация)
- Лучший актёр второго плана — Джеймс Каан (номинация)
Премия BAFTA 1973[34]
- Премия имени Энтони Эскуита за лучшую музыку к фильму — Нино Рота (награда)
- Лучший актёр — Марлон Брандо (номинация)
- Лучший актёр второго плана — Роберт Дюваль (номинация)
- Лучший дизайн костюмов — Анна Хилл Джонстон (номинация)
- Самый многообещающий дебютант в главной роли — Аль Пачино (номинация)
- Также
- 1973 — премия «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Нино Рота)
- 1973 — 2 премии «Давид ди Донателло»: лучший иностранный фильм (Альберт С. Радди), специальная премия (Аль Пачино)
- 1973 — премия
ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЕСНЯ ИЗ «КРЕСТНОГО ОТЦА» В ИСПОЛНЕНИИ ГЕНИАЛЬНОЙ СКРИПКИ: МУРАШКИ ПО КОЖЕ! — Adfave
Душевная, глубокая и трогательная композиция – одно из лучших произведений всех времен!
Легендарная песня «Speak softly love», более известная как мотив из кинофильма «Крестный отец», за годы уже давно превратилась в мировую классику. Вряд ли найдется хоть один человек, чьи струны души хоть раз не затрагивала эта чувственная, проникновенная музыка.
Шедевр гениального композитора Нино Роты переделывался и исполнялся многими талантами.
Это видео представит вам один из лучших вариантов. Нежная и завораживающая скрипка в руках известного голландского дирижера Андре Рьё заставит вас испытать незабываемое чувство, проникнет в самое сердце и вызовет ласковую ностальгию.
Впрочем, не стоит забывать и о достойнейшем оригинале. В этой песне прекрасно все: и исполнение, и музыка, и текст. Вот, к примеру, все те же легендарные строки в переводе М.Подберезского:
Поговори со мной в полночной тишине,
Окончен день и снова мы наедине,
И в этот миг Весь мир затих,
И мягкий лунный свет окутал нас двоих.
Пусть чередой годы прошли,
Свою любовь мы сберегли.
Поговорим о тех далеких временах,
О наших первых днях, священных днях.
Да, нам давно
Было дано
Найти любовь — это немногим суждено.
Что вспоминать теперь о том, что не сбылось,
О том, что вихрем мимо жизни пронеслось,
Мы помолчим,
Благодарим Судьбу за все — не нам завидовать другим!
Пусть чередой годы прошли, Свою любовь мы сберегли.
Поговори со мной в полночной тишине,
Окончен день и снова мы наедине,
И в этот миг Весь мир затих,
И мягкий лунный свет окутал нас двоих…
Похожие статьи
Крёстный отец 3 — Википедия
«Крёстный оте́ц 3» (англ. The Godfather Part III) — кинофильм, заключительная часть знаменитой гангстерской саги, в которой продолжается рассказ о судьбе «семьи» дона Корлеоне. Семь номинаций на премию «Оскар» и «Золотой глобус».
Прошло двадцать лет после событий, описанных в предыдущей картине. Майкл Корлеоне пытается перейти в легальный бизнес. В 1979 году он переезжает в Нью-Йорк, оставив детей на воспитание Кей Адамс. Занимаясь благотворительностью, он заслужил награду от папы римского. На вручение этой награды он приглашает своих детей и жену, которую давно не видел. Однако его единственный сын Тони Корлеоне не желает учиться на юриста и хочет стать артистом. Своё решение он принял под влиянием матери, рассказавшей об убийстве Фредо Корлеоне по приказу Майкла.
Конни, сестра Майкла, тоже озабочена проблемой отсутствия достойного преемника. Конни приглашает на торжество Винсента Манчини, внебрачного сына Сантино Корлеоне. Майкл разбирает ссору Винсента и мафиози Джоя Зазы, который ныне управляет бывшим бизнесом Корлеоне в Нью-Йорке. Заза, более опытный в неформальных правилах итальянских семей, выставляет Винсента неправым и получает формальную поддержку Майкла. Майкл призывает Винсента помириться с Заза. Винсент обнимается с Зазой, но в этот момент Заза называет его ублюдком. Разгневанный Винсент кусает Зазу за ухо. После ухода Зазы Винсент говорит, что Корлеоне мешает Заза подняться выше в Комиссии (организации мафии). Майкл приближает Винсента к себе, надеясь подготовить из него преемника. В качестве символического жеста Майкл настаивает, чтобы Винсент сфотографировался в кругу семьи Корлеоне.
Двое убийц врываются в квартиру, где Винсент проводит ночь с журналисткой Грейс Гамильтон. Винсент хладнокровно разоружает и убивает одного из бандитов. Второй бандит в шоке рассказывает, что их прислал Джой Заза. Винсент убивает второго нападавшего.
Тем временем Майкл устраивает Эндрю, старшего сына покойного Тома Хэгена, в Ватикан, пользуясь протекцией архиепископа Гилдея, которому в распоряжение были переданы 100 млн долларов в помощь беднякам Сицилии. Гилдей руководит банком Ватикана, но из-за своей некомпетентности допустил растрату 769 млн долларов. Майкл предлагает банкиру 600 млн долларов в обмен на контрольный пакет акций компании «Иммобилиаре Инт.», владея которым он сможет окончательно обелить своё прошлое и станет одним из богатейших людей в мире. Однако сделка оказывается на грани срыва из-за болезни папы римского и противодействия контролирующих корпорацию итальянских акционеров во главе с Луккези.
Дон Альтобелло, старый друг семьи Корлеоне, вызывается быть посредником между другими итальянскими семьями и доном Корлеоне. Майкл собирает совещание семей в Атлантик-Сити. Другие американские семьи тоже желают поучаствовать в сделке с «Иммобилиаре Инт.», но Майкл понимает, что такое участие сведёт на нет весь его план. На совете Майкл заявляет, что он выходит из общего дела, продаёт казино и выплачивает невероятно щедрые суммы своим бывшим компаньонам. Многие довольны и приятно удивлены, но Джой Заза, который не получил ничего, открыто высказывает своё недовольство, называет дона Корлеоне своим врагом и покидает зал совещаний. Дон Альтобелло, пытаясь уладить конфликт, выходит следом за Зазой. Сразу после его ухода участники совещания попадают под шквальный огонь автоматчика с подлетевшего вертолёта. Большинство присутствующих погибает под пулями, но Винсент, прикрывая своим телом дядю, выводит его из зала.
Майкл решает, что недалёкому Зазе не под силу организовать такое покушение. У него начинается тяжёлый приступ болезни и его увозят в больницу. В момент озарения Корлеоне понимает, что за заговором стоял дон Альтобелло. Оставшись без своего руководителя, семья снова, как и в первом фильме, вынуждена действовать в критической ситуации без дона. Как в своё время Майкл, Винсент берёт инициативу на себя. Его люди устраивают переполох на празднике в квартале Джоя Зазы. Тот спасается бегством, однако Винсент, переодетый в полицейского догоняет его и расстреливает Зазу у порога его дома. Пришедший в себя Майкл на встрече с Альтобелло принимает приглашение приехать на Сицилию. На Сицилии Майкл встречается с давним другом семьи Корлеоне — доном Томмазино, который указывает на вероятного виновника бойни в Атлантик-Сити — дона Луккези и советует обратиться к кардиналу Ламберто.
У Мэри и Винсента начинается роман. Майкл Корлеоне поручает Винсенту обратиться к Альтобелло. На встрече Винсент говорит, что желает соединиться с Мэри и просит дона Альтобелло о помощи. План Майкла удаётся — Альтобелло представляет Винсента дону Луккези, заговор и предательство подтвердились.
На встрече с кардиналом Ламберто Майкл рассказывает ему о махинациях в банке Ватикана, предательстве Гилдея и банкира Кайнцига. Ламберто просит Майкла исповедаться и даже узнав об убийстве Фредо отпускает ему грехи. Вся семья собирается на Сицилии, туда же приезжает Кей Адамс, Майкл просит у неё прощения. Умирает папа римский, кардинал Ламберто избирается новым понтификом. Новый папа Иоанн Павел I энергично наводит порядок, раскрывается финансовая махинация архиепископа Гилдея и дона Луккези.
Дон Альтобелло нанимает своего старого знакомого — убийцу-профессионала Моску (про которого говорят, что он «никогда не промахивается»). Во время поездки по загородной дороге дон Томмазино останавливается, чтобы подвезти священника, но узнаёт в нём Моску. Проницательный Томмазино догадывается, что Моска затеял новое злодейство, но убийца тут же расстреливает престарелого дона. Люди Томмазино жаждут мести, Винсент требует от Майкла отдать приказ, но Майкл передаёт ему власть. Взамен он требует от Винсента разорвать отношения с его дочерью Мэри. Винсент соглашается. Новый крёстный отец дон Винченцо Корлеоне принимает своих приближённых.
Развязка наступает на представлении в оперном театре, где главную роль исполняет Тони Корлеоне. Майкл узнаёт о завершении сделки с «Иммобилиаре Инт.». Однако, новый понтифик той же ночью отравлен заговорщиками. Винсент разрывает отношения с Мэри. Конни Корлеоне дарит своему крёстному отцу, дону Альтобелло отравленные канноли. По приказу Винсента, к архиепископу Гилдею, дону Луккези и банкиру Кайнцигу приходят люди с «посланием» от Винченцо Корлеоне. Моска пытается застрелить Майкла в опере, но ему мешает охрана. Уничтожив троих охранников профессионал меняет план и подстерегает Майкла на выходе из театра. Одна из его пуль ранит Майкла, но другая попадает в Мэри, которая умирает на руках обезумевшего от горя отца. Винсент убивает Моску.
Спустя много лет престарелый Майкл Корлеоне сидя во дворе своего дома на Сицилии, вспоминает дочь и обеих жён. Умирая, он роняет из рук апельсин — символ смерти в этой кинотрилогии.
Награды[править | править код]
2 премии Золотая малина в категории:
- Худшая актриса (София Коппола)
- Худшая новая звезда (София Коппола)
Номинации[править | править код]
7 номинаций на премию «Оскар» в категориях:
- Лучший фильм
- Лучший режиссёр (Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучшая мужская роль второго плана (Энди Гарсия)
- Лучшая песня к фильму (Promise Me You’ll Remember)
- Лучшая операторская работа (Гордон Уиллис)
- Лучший монтаж (Бэрри Малкин, Лиза Фручтман, Уолтер Мёрч)
- Лучшая работа художника-постановщика, художника по декорациям (Дин Тавуларис (постановщик), Гари Феттис (декоратор))
7 номинаций на премию «Золотой глобус» в категориях:
- Лучший фильм-драма
- Лучший режиссёр (Фрэнсис Форд Коппола)
- Лучшая мужская роль (Аль Пачино)
- Лучшая мужская роль второго плана (Энди Гарсия)
- Лучший сценарий
- Лучшая песня к фильму (Promise Me You’ll Remember)
- Лучшая музыка к фильму (Кармайн Коппола)
- Съёмочный период с 27 ноября 1989 года по 25 мая 1990 года.
- Полная видеоверсия фильма имеет хронометраж 169 минут.
- София Коппола (дочь режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы), играет роль дочери Майкла Корлеоне, однако в фильме «Крёстный отец» (1972) она играла его племянницу, будучи ребёнком. Вайнона Райдер должна была сыграть эту роль, но отказалась ради роли в фильме «Эдвард Руки-ножницы» (1990).
- Вместо Энди Гарсии роль Винсента могли сыграть Алек Болдуин, Мэтт Диллон, Винсент Спано, Вэл Килмер, Чарли Шин, Билли Зейн, Николас Кейдж.
- Сюжет частично основан на идеях, опубликованных в книге Дэвида Яллопа «Во имя Господа».
- Роберт Де Ниро хотел поучаствовать в проекте, но Коппола, поразмыслив, отказал ему.
- Из-за разногласий с Paramount Pictures по поводу гонорара Роберт Дюваль не стал участвовать в проекте, и из сценария был исключён один из ключевых персонажей — Том Хэген.
- Действие каждой из трёх частей фильма начинается с празднования: в первой части — это свадьба Конни Корлеоне, во второй — первое причастие Энтони Корлеоне, сына Майкла. Заключительную часть трилогии открывает вручение ордена Майклу от католической церкви.
- Опера, в которой поёт сын Майкла Корлеоне, Энтони — «Сельская честь» Пьетро Масканьи.