Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Бревиарий алариха: Аниан (референдарий) — Википедия – Бревиарий Алариха — Википедия

Бревиарий алариха: Аниан (референдарий) — Википедия – Бревиарий Алариха — Википедия

Содержание

Аниан (референдарий) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с именем Аниан.

Аниан (лат. Anianus; умер не ранее 506) — референдарий при дворе правителя Вестготского королевства Алариха II; один из создателей «Бревиария Алариха».

Единственный современный Аниану документ, в котором он упоминается — «Бревиарий Алариха»[1].

О происхождении Аниана сведений не сохранилось. На основании ономастических данных предполагается, что он был галло-римлянином[2].

В сопроводительных документах, вместе с которыми «Бревиарий Алариха» рассылался всем городским комитам, Аниан упоминался с титулом vir spectabilis[3]. Это свидетельствует о принадлежности Аниана к высшим слоям знати Вестготского королевства[4][5][6][7]. Вероятно, полномочия Аниана соответствовали тем, которые имели при дворах правителей варварских государств королевские референдарии

[1][8][9]. Согласно современным Аниану историческим источникам, он занимал вторую по важности должность в государственном аппарате Тулузского королевства того времени: выше него был только чиновник, имевший должность vir magnificus et inluster. Возможно, в своей должности Аниан сменил Льва Нарбонского, наиболее высокого по рангу чиновника в правление короля Эйриха[8]. По некоторым данным, Аниан также мог иметь должности комита (лат. comes)[10] и магистра канцелярии (лат. magister scriniorum)[5].

После Вестгото-франкской войны 494—502 годов Аларих II предпринял ряд мер для укрепления своей власти на располагавшихся южнее реки Луары территориях Галлии. Часть мер носила репрессивный характер (например, из своих епархий были изгнаны профранкски настроенные епископы), часть была направлена на умиротворение галло-римского населения. Среди последних мер были проведение в Агде церковного собора галльских епископов-никейцев и создание нового письменного свода законов Вестготского королевства. Оба эти события состоялись в 506 году

[4][7][11][12].

До того правоотношения между жившими в Тулузском королевстве вестготами и галло-римлянами регулировались обнародованным в 475 году «Кодексом Эйриха» (лат. Codex Euricianus)[13][14]. В качестве же основы законодательных статей «Бревиария Алариха» (также известного под названием «Римский закон вестготов») был взят «Кодекс Феодосия», переработанный под бытовавшие среди вестготов и гало-римлян юридические практики[4][15][16][17]. В создании этого документа Аниан принял активное участие. По повелению Алариха II он лично проверил правильность перевода греческого текста «Кодекса Феодосия» на латинский язык. Аниан также заверил своей подписью каждый экземпляр свода законов, подтверждая, что их текст полностью тождественен протографу. Об этом в «Бревиарии Алариха» была сделана соответствующая запись: «

Anianus, vir spectabilis hunc codicem de Theodosiani legibus atque sententiis iuris vel diversis libris electum, Aduris anno XXII eo regnante, edidi atque subscripsi». Долгое время считалось, что Аниан был главным составителем (или даже единоличным автором) текста «Бревиария Алариха», на основании чего этот документ иногда даже называли «Бревиарий Аниана» (лат. Breviarium Aniani). Однако теперь это мнение признано ошибочным. Местом работы Аниана над кодексом законов была королевская вилла Адурис (современный Эр-сюр-л’Адур), где этот документ был 2 февраля 506 года обнародован на совете епископов и провинциальной знати специальным уполномоченным короля комитом Гойариком. На следующий день («дано в Тулузе в третьи ноны февраля двадцать третьего года короля Алариха») собственноручно заверенные Анианом копии «Бревиария Алариха» были разосланы по крупнейшим городам королевства[1]
[4][5][7][10][11][16][17][18][19][20][21][22].

Других достоверных сведений о Аниане не сохранилось. Сигеберт из Жамблу упоминал, что Аниан перевёл с древнегреческого языка на латынь труд Иоанна Злотоуста о «Евангелии от Матфея». Однако, возможно, автором этого перевода был Аниан Селедский[en][1][23].

  1. 1 2 3 4 Anianus // Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology / Smith W. — Boston: Little, Brown, and Company, 1867. — Vol. I. — P. 178.
  2. Rodière A. Les Grands jurisconsultes. — Toulouse: E. Privat, 1874. — P. 146.
  3. Canellas López A. Diplomática Hispano-Visigoda: Coleccion Documental // Cuadernos de historia Jerónimo Zurita. — Zaragoza: Institución Fernando el Católico, 1979. — № 33—34. — P. 257—258. — ISSN 0044-5517.
  4. 1 2 3 4 Вольфрам, 2003, с. 279—280.
  5. 1 2 3 Martindale J. R. Anianus 2 // Prosopography of the Later Roman Empire / A. M. Jones, J. R. Martindale. — Cambridge University Press, 1980. — Vol. II: A.D. 395–527. — P. 90. — ISBN 0-521-20159-4 [2001 reprint].
  6. Heinzelmann M. Gallische Prosopographie (260—527) // Francia. — München, Zürich: Artemis Verlag, 1983. — Bd. 10. — S. 553.
  7. 1 2 3 Mathisen R. D’Aire-sur-L’Adour à Agde: les relations entre la loi séculière et la loi canonique à la fin du Royaume de Toulouse // Le Bréviaire d’Alaric. Aux origines du code civil / Rouche M., Dumézil B. — Paris: Presses Paris Sorbonne, 2008. — P. 41—44. — ISBN 978-2-8405-0606-5.
  8. 1 2 Вольфрам, 2003, с. 315—316.
  9. Guillot O. Brèves remarques sur l’esprit de quelques interprétations fondamentales du Bréviaire d’Alaric et sur sa réception par les rois Mérovingiens // Le Bréviaire d’Alaric. Aux origines du code civil / Rouche M., Dumézil B. — Paris: Presses Paris Sorbonne, 2008. — P. 181—182. — ISBN 978-2-8405-0606-5.
  10. 1 2 Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. — С. 88. — ISBN 978-5-91244-069-4.
  11. 1 2 Циркин Ю. Б. Испания от античности к Средневековью. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. — С. 190—192. — 456 с. — ISBN 978-5-8465-1024-1.
  12. García Moreno L. A. Alarico II // Diccionario biográfico español. — Real Academia de la Historia.
  13. ↑ Вольфрам, 2003.
  14. ↑ Клауде, 2002, с. 65—66.
  15. ↑ Клауде, 2002, с. 73—74.
  16. 1 2 Циркин Ю. Б. Античные и раннесредневековые источники по истории Испании. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — С. 173. — ISBN 5-288-04094-X.
  17. 1 2 Breviarium Alaricianum // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities / Smith W. — 1890.
  18. ↑ Клауде, 2002, с. 92.
  19. ↑ Hartmann L. M. Anianus 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — Bd. I,2. — Stuttg.: J. B. Metzler, 1894. — Sp. 2195: текст на немецком
  20. Chisholm H. Breviary of Alaric // Encyclopædia Britannica. — Cambridge: Cambridge University Press, 1911. — Vol. 4. — P. 505.
  21. Martindale J. R. Goiaricus // Prosopography of the Later Roman Empire / A. M. Jones, J. R. Martindale. — Cambridge University Press, 1980. — Vol. II: A.D. 395–527. — P. 517. — ISBN 0-521-20159-4 [2001 reprint].
  22. ↑ Breviari d’Alaric // Gran enciclopèdia catalana. — Enciclopèdia Catalana.
  23. Voicu S. J. Annianus of Celeda // Encyclopedia of Ancient Christianity / Di Berardino A. — Downers Grove: IVP Academic, 2014. — Vol. 2. — P. 132. — ISBN 978-0-8308-2940-8.

Бревиарий Алариха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 году по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гойарик). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

Ссылки

Алариха Бревиарий — «Энциклопедия»

АЛАРИХА БРЕВИАРИЙ (Breviarium Аlaricianum — Сокращённый закон Алариха), сборник варваризированного римского права. Составлен в 506 году по распоряжению вестготского короля Алариха II для романского католического большинства населения.

Первоначальное название — Римский закон вестготов (Lex Romana Visigothorum). После массового переселения вестготов на Пиренейский полуостров из Южной Галлии их официального узаконения, состоявшего из обычаев, королевских законов и неотменённых римских законов, было решено дополнить заимствованиями из Кодекса Феодосия и других источников римского права. Фактически это означало новый этап в процессе рецепции римского права на территориях проживания так называемых варварских народов и создаваемых ими государств. Один из начальных титулов Бревиария содержал в своём названии правило-требование: «На королевской власти и на всём народе лежит обязанность почитать законы».

По этому закону король вестготов сохранял все высшие властные полномочия в делах военных, административных и судебных, включая право на созыв соборов церкви и назначение епископов. Обстоятельно регулировались вопросы воинской службы, семейных отношений. Брак воспринимался как божественный и человеческий союз мужчины и женщины, хотя заключался в виде сделки купли-продажи, устанавливались степени родства и другое. Обязательственные отношения строились по образцу римских: они возникали из договоров и деликтов.

Реклама

В Алариха Бревиарии регулировались вопросы уголовного права. Составы преступлений классифицировались по римским источникам: Сентенциям римского юриста Павла и Кодексу Феодосия (преступления против государства, религии, жизни и личной неприкосновенности, против нравственности, имущественных прав). Во многих случаях причинённый вред подлежал возмещению. Новацией можно считать предание анафеме тех, кто, став перебежчиком или мятежником, выступал против короля, народа или родины. Те из свободных знатных людей, кто пренебрегал королевским приказом, выплачивал в казну 3 фунта золота, а малоимущие наказывались 100 ударами бича, но без нанесения бесчестия достоинству. О назначенных королевских слугах говорилось: «Пусть никто из тех, кто получает власть и попечение над народом, не пытается угнетать кого-либо из населения поборами или налогами».

Лит.: Медведев С.Н. История государства и права Испании. Ростов н/Д., 1992. Ч. 1: Вестготский период; Вестготская правда // Антология мировой правовой мысли. М., 1999. Т. 2.

В. Г. Графский.

Бревиарий Алариха — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 г. по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гаярих). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Напишите отзыв о статье «Бревиарий Алариха»

Литература

  • А. А. Васильев. История Византийской империи. 2. Империя от времени Константина до Юстиниана Великого(Часть 4)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бревиарий Алариха


Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.

Бревиарий Алариха Википедия

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника

В 506 году по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гойарик). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, как он обратился в 866 году к папе с просьбой послать ему «светские законы» (лат. leges mundane). В ответ на эту просьбу папа в своем «Ответе на запрос болгар» (лат. Responsa рарае Nicolai ad consulta Bulgarorum) объявил, что посылает им внушающие уважение римские законы (лат. venerandae Romanorum leges).

Сложность сборника

Бревиарий Алариха включал в себя немало архаичных положений, а наряду с Вестготской правдой применялись нормы обычного права, дожившие до периода Реконкисты.

Упоминания об узуфрукте

В Бревиарии Алариха упоминается об узуфрукте. Он мог быть передан либо на определенное число лет, либо заканчивался со смертью лица, взявшего имущество в пользование. Согласно готским законам, дочь, ставшая монахиней, пожизненно владела родительским наследством в качестве узуфрукта; точно также вдова получала пожизненно в узуфрукт свою долю наследства и не могла её отчуждать до конца жизни.

Литература

Ссылки

Бревиарий Алариха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 марта 2016; проверки требуют 2 правки. Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция. Бревиарий Алариха. Миниатюра из рукописи первой пол. XI в. Изображен король в окружении епископа, герцога и графа. Место хранения: Париж, национальная библиотека Франции.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника[ | ]

В 506 г. по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф ). При его составлении использованы выдержки из Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские кодексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях[ | ]

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские . О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в Кодекс Реккесвинта, то есть в единый законодательный кодекс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Роль сборника в правовой истории Болгарии[ | ]

«Бревиарий Алариха», очевидно, сыграл определённую роль в истории Болгарии. Во всяком случае, таково мнение знаменитого хорватского учёного Балтазара Богишича, аргументы которого позднее развиты и подтверждены болгарским исследователем Бобчевым. Согласно их точке зрения, «Бревиарий Алариха» послан папой Николаем I болгарскому царю Борису I после того, к

Бревиарий Алариха Википедия

Бревиарий Алариха. Рукопись Х в. Место хранения: Университет д’Оверни (Клермон-I), Франция.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из екса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

История происхождения памятника[ | ]

В 506 году по распоряжению короля Алариха II подготовлен и введён новый свод права, известный под названиями «Римский закон вестготов» (лат. Lex romanorum Visigothorum) или «Сокращение Алариха» (лат. Breviairum Alaricionum). Бревиарий Алариха — наиболее творческий опыт новой систематизации римского права, в значительной степени систематизации самостоятельной (руководителем был граф Гойарик). При его составлении использованы выдержки из екса Феодосия, императорских конституций, сокращённый текст «Институций» Гая, отрывки из «Сентенций» юриста Павла, другие римские ексы и сочинения императорской эпохи. Нормы классического римского права в Бревиарии подверглись переработке: в частности, выпущено всё, что касалось правовых разделений между римскими гражданами и негражданами, привилегий особого квиритского права и др. Наибольшего внимания удостоились нормы, касавшиеся имущественных и обязательственных прав. Бревиарий Алариха стал важным правовым источником не только для римских традиционных городских судов (представленных сенатами и правителями-ректорами), но и для собственных вестготских.

Законы о коллегиях[ | ]

В Бревиарий Алариха вошли также некоторые римские законы о коллегиях. О том, что положения Бревиария о куриалах не являлись в вестготском государстве мёртвой буквой, свидетельствует тот факт, что римское положение, запрещающее куриалам отчуждать своё имущество, вошло в VII веке в екс Реккесвинта, то есть в единый законодательный екс для всего населения вестготского государства. Положение куриалов в готской Испании оставалось тяжёлым. Города приходили в упадок, их население сокращалось, а бремя налогов и повинностей, ложившихся на основную массу куриалов и крестьян из городской округи, оставалось высоким. Потому перспектива включения в состав вестготского государства рассматривалась городами Южной Испании, как серьёзная опасность. Этим обстоятельством следует, по-видимому, объяснить упорное сопротивление Кордовы и некоторых других городов Южной Испании готским королям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.