Иван Бунин.Портрет в интерьере истории
Недалеко от Парижа, в городке Сент-Женевьев-де-Буа находится кладбище, которое называют «русским». Здесь нашлипоследнее пристанище те русские, которым довелось в земной жизни скитаться вдали от родной земли. Среди могил есть и та, что украшена массивным белокаменным крестом: под ним покоится Иван Алексеевич Бунин.
Умер Бунин 8 ноября 1953 г. в Париже. Он прожил долгую жизнь, пережил революцию, мировые войны, пожизненную эмиграцию. «Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, — говорит Бунин в «Жизни Арсеньева». — Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)… Вот к подобным людям принадлежу и я». О том, почему Бунин так дорог сердцу всякого русского, сказано предостаточно, написано множество научных трудов. Говоря о Бунине, мы говорим об эпохе ушедшей, но еще не скрывшейся за горизонтом. Это время дина¬мичное, сложное, противоречивое, и осмыслить его до конца вряд ли удастся в ближайшие десятилетия. На быстро меняющемся фоне истории Бунин предстает на удивление целостной, монолитной натурой. Имя его золотыми буквами вписано в историю России как имя последнего классика, отстаивающе¬го заветы великой литературы перед лицом «варварских» соблазнов «серебряного века». Бунин прекрасно осознавал эту свою миссию. В 1913 г. на юбилее газеты «Русские ведомости» он говорит: «Мы пережили и декаданс, и символизм, и натурализм, и порнографию, и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролеты в вечность», и садизм, и приятие мира, и неприятие мира, и адамизм, и акмеизм… Это ли не Вальпургиева ночь!» Самого Бунина эта метафизическая какоф¬ния не обошла стороной. Характерное для русской культуры охлаждение к социальным вопросам, поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера — все это присутствует и в его творчестве. Однако самодостаточной натуре Бунина всегда удавалось сохранять незамутненным взгляд как бы со стороны. Он трезво видел то бурление, которое происходило в России, в то время как его писательская слава росла, как снежный ком. Бунин — один из немногих (не единственный ли?) трезво-мудрых художников, кто сразу же резко отверг и февральский, и октябрьский перевороты. Он воспринимает утрату старой России, как утрату рая, который есть «обитель отчая со духи праведных, убиенных антихристом». Эта тоска, в которой все же сквозит надежда, прекрасно чувствуется в бу¬нинской «Розе Иерихона». Но отчаяние ближе к тоске, чем надежда. «… России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если и случится чудо, и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине! Только как же это я не понимал, не понял этого раньше?» Немалую вину в совершившейся революционной катастрофе возлагает Бунин на элиту «серебряной» культуры. В «Окаянных днях», равно как и в иных очерках и рассказах, многим досталось от его желчной язвительности. Прав ли он? Прав. Но не злобного раздражения они заслуживали, однако, а жалости и трезвого осмысления их греха. Они, как слепые поводыри слепых, сами погибли в той пропасти, в которую с восторгом зазывали народ. Вообще Бунин был человеком (а оттого и писателем, поэтом), склонным к неприятию многого в людях и обществе. Всепрощение, любовь к ближнему, смирение — Бунин воспринимает их скорее как высокий и почти недостижимый идеал, нежели неизменное свойство человеческой натуры. Его душевная склонность и любовь всечасно изливались лишь на мир природы — это видно в его поэзии. В единении с природой, а не с людьми ощущала гармонию душа Бунина-поэта. И Создателя он славит и воспевает именно за эту дарованную ему гармонию. Бунин остро переживает расставание с Россией в 1922 г. Почти все произведения этих лет — о былой России. Но в них мы не найдем ностальгического елея и «ресторанных» стонов о «Москве злато-главой» со «звонами колоколов». В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе «Роза Иерихона», «Солнечный удар», «Божье древо», повесть «Митина любовь». В 1943 г. писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи». За 33 года, прожитых во Франции, страна так и не стала для него родной. Его роман «Жизнь Арсеньева» получил в 1933 г. Нобелевскую премию «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Во время фашистской оккупации Франции Бунин отказался от сотрудничества с нацистами; прятал скрывавшихся евреев. В 1937 — 1945 гг. жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в книгу «Темные аллеи», которую Бунин считал «самой совершенной по мастерству». Приветствуя победу СССР над фашизмом и мучаясь от разлуки с родиной, Бунин никогда не смирился с тем общественным строем, который был установлен в России. Он по достоинству признается истинным завершителем славы великой русской классической литературы, едва ли не последним из творцов золотого ее века. Никто, кроме Бунина, не сохранил и не утвердил в своем творчестве ясную чистоту стиля, благородную сдержанность душевных движений, бескомпромиссное неприятие пошлости и нескромности, эстетической вседозволенности того искусства, свидетелем которого ему довелось стать. Бунин писал воспоминания, приводил в порядок архив и пытался работать вплоть до последнего дня жизни.
Портреты И.А. Бунина и В.Н. Буниной в фонде N 14 музейного собрания ОГЛМТ. (Краткий обзор). — Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева
Портреты И.А. Бунина и В.Н. Буниной в фонде N 14 музейного собрания ОГЛМТ. (Краткий обзор).
Автор: Клочкова О.В. – хранитель фонда
Изобразительных источников основного фонда ОГЛМТ
В большом и интересном фонде И.А. Бунина есть несколько портретов писателя и его жены Веры Николаевны. Их можно видеть в экспозиции писателя. Остановимся подробно на каждом из них.
В 1956 году орловские художники братья Курнаковы по заказу музея выполнили портрет И.А. Бунина. В работе над ним они пользовались изображениями многочисленных фотографий И.А. Бунина, которые уже тогда хранились в музее. Портрет поясной, ¾ вправо. Писатель сидит в кресле, держит книгу. Он одет в белую рубашку с темным галстуком, темный костюм. Зарегистрирован под N
Следующими по времени поступления являются две работы художника Евгения Иосифовича Буковецкого, а так же 10 писем И.А. Бунина к нему, закупленные у его вдовы Александры Митрофановны Буковецкой. Графический портрет И.А. Бунина 1900г. написан в Одессе. Писатель изображен погрудно, прямолично, одет в белую рубашку с галстуком-бабочкой, темный костюм. Зарегистрирован под N 1277 оф.
Кисти Е.И. Буковецкого принадлежит и написанный с натуры живописный портрет В.Н. Буниной (погрудный, поворот головы ¾ вправо, в пальто и меховой шапочке), N 1279 оф. В своем письме в музей от 25.12.1959г. А.М. Буковецкая пишет: «Иван Алексеевич Бунин с Верой Николаевной проживали в квартире Евгения Иосифовича в Одессе, в 1919 году они уехали за границу. Этот портрет парный – художник написал и живописный портрет И.А. Бунина в 1918-19гг. Как стало известно из письма А.М. Буковецкой А.И. Понятовскому от 26.12.1959г. этот портрет закуплен у нее Киевским Государственным музеем Украинского искусства в 1946 году.
Одновременно с портретами работы Е.И. Буковецкого у его вдовы музеем закуплен и портрет И.А. Бунина работы П.А. Нилуса. Он писан с натуры, когда Бунины в 1918-1919 годах жили в Одессе на даче. Писатель изображен в рост, прямолично, стоит у окна. Он одет в темно-синий костюм со светлым жилетом, рубашку с цветным темным галстуком. Правую руку держит в кармане, в левой сигара. Справа от него на стекле сидит бабочка. Портрет зарегистрирован по N 1278 оф.
В июне 1962 года у художника Николая Лонгиновича Кащевского был закуплен портрет И.А. Бунина, написанный им. Переписка с художником велась с 1959 года. Н.Л. Кащевский долгие годы провел в эмиграции в Китае, во Франции, вернулся в 1950-е годы в СССР, где ему было разрешено проживать в Брянске. Вот весь текст его письма от 15.07.1959г.: «С Буниным Иваном Алексеевичем я встречался 2 раза в Париже. Первый раз на Литературном вечере в Сорбоне (орфография автора сохранена), там было много известных писателей русских и иностранных, среди которых выделялся И.А. Бунин. С тех пор я задумал написать его портрет. Спустя 4 года я встретился с ним случайно в парке и здесь мне удалось сделать рисунок с него в свой альбом. Рисунок ему понравился, но сказал: «Вы мне немного польстили», — т. Е. на рисунке он казался моложе. С тех пор я с ним не встречался. Портрет этот написан мною на основе этого рисунка. Привожу отзывы писателей об портрете, знавших Бунина лично.
- Телешов Николай Дмитриевич считает, что портрет очень похож и психологически верен.
- Воспитанница Чехова А.П. Грин-Федорова Любовь Ивановна, глядя на портрет, воскликнула: «Да это настоящий «Ванечка» — так называли Ивана Алексеевича в семье Чехова.
- Твардовский Александр Трифонович, в чьем собрании находится портрет, сказал, что «ему он очень нравится, так как в нем чувствуется творческий облик великого поэта».
Ваш заказ охотно выполню для музея. Наиболее подходящим размером для портрета – 70х80. (Подшито в деле 1962г., рядом л. 145). И еще одна цитата из письма Н.Л. Кащевского от 02.02.1962г.: «Если Вы еще интересуетесь портретом Бунина И.А., то он у меня готов и имеет отличную оценку худсовета» (л.д. 1453). Из всего вышеизложенного следует вывод, что в ОГЛМТ хранится авторская копия, выполненная художником для музея. Писатель изображен ¾ вправо, поясной. Руки скрещены на груди. Одет в темный костюм. Портрет зарегистрирован под N 2033 оф.
В 1963 году от жены двоюродного племянника И.А. Бунина К.П. Пушешниковой в дар поступил портрет В.Н. Буниной, урожденной Муромцевой N 2363 оф. Портретируемая изображена сидящей в саду, на скамье, руки на коленях. На плечах у нее цветная шаль. На втором плане слева и справа стволы деревьев. По учетным документам ОГЛМТ автор значится как «неустановленный художник». В левом нижнем углу на изображении имеется автограф художника, при визуальном сличении которого с автографом художника М.М. Зайцева (опубликованном в Википедии), можно предположить, что авторство портрета принадлежит ему. Эту версию подтверждает реставратор музея А.В. Авилов, который исследовал подпись на портрете 14.03.2019 года. Художник Матвей Маркович Зайцев (1880-1940гг.) был учеником В.А. Серова. Отсюда можно предположить, что в портрете В.Н. Буниной чувствуется влияние великого художника как в композиции, так и в цветовом решении – явно просматривается серовская «Девушка, освещенная солнцем».
Фотографии писателя | |||
Некоторые фотографии из книги:
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. 1870-1906. Беседы с памятью.
| |||
В. Н. Бунина — гимназистка. | И. А. Бунин. 1889. | Герб рода Буниных | В. В. Пащенко |
И. А. Бунин, В. В. Пащенко. Полтава, 1892. | Ю. А. Бунин. Полтава, 1890-е годы. | А. Н. Цакни. Одесса, 1898. | И. А. Бунин, А. П. Чехов. На обороте фотографии надпись Бунина: «Чехов и я — в его кабинете, в доме в Аутке, на окраине Ялты. Я, как это часто бывало что-то рассказываю, играя пьяного». |
Слева направо: стоят — С. Г. Скиталец, А. М. Горький; сидят — Л. Н. Андреев, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, Е. Н. Чириков. Москва, 1902. | И. А. Бунин в Константинополе. Апрель 1903. | И. А. Бунин с суданскими неграми. 1903. На обороте фотографии подпись: «Ив. Бунин».
| В. Н. Бунина. Москва, 1907. |
В. Н. Бунина. 1907. | И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Фотография с надписью Бунина: «Весна 1907 г. первое путешествие в Сирию, Палестину». | И. А. Бунин. Коломбо, март 1911. | И. А. Бунин. Фотография его с надписью: «6.III.1915». |
И. А. Бунин. Портрет работы Е. И. Буковецкого. Одесса, 1919. | И. А. Бунин. Париж, июль 1920. | Портрет Бунина с надписью под фотографией: «Дорогой Марии Самойловне <Цетлин> от соэмигранта. Ив. Бунин. Париж, 1922 г.» | И. А. Бунин. Париж, 1921. Портрет работы Л. С. Бакста. |
Фотография с надписью Бунина: «С. В. Рахманинов и И. А. Бунин. Лето 1926 г. Cannes, A<lpes> M<aritimes>». | Фотография с надписью Бунина: «Ирина и Таня, С. В. Рахманинова, и И. А. Бунин. Сентябрь 1926 г. на пляже под Cannes». | Вилла «Бельведер», Грасс, 1926. И. А. Бунин, В. Н. Бунина в окне рабочего кабинета Ивана Алексеевича. | И. А. Бунин, Б. К. Зайцев, С. С. Юшкевич. Надпись рукой Бунина: «Бунин, Зайцев, Юшкевичъ. Лето 1927 г. Juan-les-Pins. A<lpes> M<aritimes>». |
В. Н. Бунина, 1928. Подпись под портретом — автограф Бунина. | И. А. Бунин, Грасс. 1928. | И. А. Бунин, М. А. Алданов. Ницца, 1928 или 1929. | И. А. Бунин, В. Н. Бунина. 29 июля 1930. |
Г. Н. Кузнецова (стоит), И. А. Бунин, В. Н. Бунина, Л. Ф. Зуров и др. | Слева направо: Ф. А. Степун, И. И. Бунаков (Фондаминский), И. А. Бунин, И. П. Демидов. Грасс, 20 апреля 1931. | И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Грасс. | И. А. Бунин. Грасс, 1930-е годы. |
И. А. Бунин, В. Н. Бунина. Фотография с надписью Веры Николаевны: «В саду 1 дек. 1931». Грасс. | И. А. Бунин в Стокгольме на вокзале. 1933. | И. А. Бунин (в первом ряду крайний справа) среди нобелевских лауреатов. | Шведский король Густав V вручает Бунину диплом нобелевского лауреата и золотую медаль. Стокгольм, 1933. |
Фотография с надписью Бунина на паспарту: «В. Н. Бунина. Стокгольм, декабрь 1933 г.». | Слева направо: Г. Н. Кузнецова, И. Троцкий, В. Н. Бунина, Андрей Седых, И. А. Бунин, «Лючия». Стокгольм, 1933. | И. А. Бунин. Канн, порт, 1934. | Чествование Сергея Лифаря у «Корнилова» в день закрытия Пушкинской выставки в Париже (1937), устроенной С. Лифарем. Говорит от имени Пушкинского Комитета Иван Бунин. |
И. А. Бунин и Ольга Жирова. Бунин писал ей письма в стихах; она называла его Ваней. Дача La Dominante, 1938. | И. А. Бунин. Он подарил эту фотографию поэту Александру Гингеру и отозвался шуточными стихами на то, что тот носил бороду. Париж, 1947—1948. | В. Н. Бунина | И. А. Бунин. Париж, 5 июля 1948. |
Могила И. А. Бунина и В. Н. Буниной (склеп) в Сент-Женьев-де-Буа, под Парижем. |
|
|
|
биография, рассказы, фото, личная жизнь
Город Елец увековечил в своем творчестве русский классик Иван Бунин. Елец зазывал и манил писателя, о котором он с восторгом писал в своих произведениях. Как раз этому писателю мы и посвятим сегодняшнюю тему, что познакомит читателей с Иваном Алексеевичем Буниным, его биографией, творческой жизнью, интересными фактами.Иван Алексеевич Бунин краткая биография
Иван Алексеевич Бунин, чьими произведениями, стихами и прозой, увлекаются и в настоящее время, был первым русским писателем — лауреатом Нобелевской премии по литературе, почетным академиком Академии наук Петербурга. Родился Бунин в Воронеже в октябре 1970 года в дворянской обедневшей семье.
Детство Бунина
Детство Бунина прошло в Елецком уезде Орловской губернии, куда переехала вся семья. Там на хуторке, среди орловских просторов, среди полей и мужицких домов, начала формироваться личность будущего писателя.
Ивану пришлось ненадолго покинуть родительский дом, так как он поступает в Елецкую гимназию. В городе Елец он проживает чуть более четырех лет. Этот город полюбил писатель, о чем неоднократно напишет в своих произведениях. Они станут настоящими путеводителями по городу, где многие улицы были увековечены автором на его страничках произведений. В его работах Деревня, Первая любовь, Над городом, Легкое дыхание и другие упоминаются и святыни города, и Торговая улица, что ныне зовется улицей Мира, и Воронежский мост и другие объекты. Елецкие места всегда были в душе писателя, о чем он и сам неоднократно упоминал. Сам же Елец Паустовский позже назовет бунинским.
Иван так и не закончит свою учебу, ведь из-за нехватки средств, родители не смогли оплатить учебу. Мало того, им пришлось продать земли на хуторе Бутырки и переехать на Озерки. С помощью своего старшего брата, Бунин получит аттестат зрелости.
Творчество Бунина
Творческая жизнь Бунина началась рано. Еще в гимназии он стал писать стихи, небольшие очерки и зарисовки. В 16 лет впервые напечатали его стихотворение Нищий. Это было в 1887 году. В этом же году напечатали и его роман Увлечение.
В 1901 году выходит сборник стихов Листопад Бунина, который приняли как читатели, так и критики. Стихи он писал до последних дней, однако все чаще и чаще стала появляться проза. Так рождается знаменитая повесть Деревня, что раскрывает всю правду о русской деревне и судьбе русского мужика, далее последует его работа Суходол. Пишет Бунин и лирические произведения, где создает разные женские образы.
Позже будут революционные события. Не приняв с женой революцию, Бунины мигрируют. Живут они в Париже, потом переезжают на юг Франции в город Грас. Там семья Буниных переживет Вторую мировую. Писатель сильно тосковал за своей страной и очень медленно возвращался к литературной деятельности. Но смог преодолеть писатель чувство угнетенности. Он продолжает писать. Рождается сборник Крик, а также рассказы Роза Иерихона, Божье дерево, Митина любовь, напишет Бунин и роман Жизнь Арсеньева.
В 1933 году Бунин стал Нобелевским лауреатом. Это подарило ему всемирное признание, а также материальную обеспеченность.
Позже мир узнает роман Освобождение Толстого, которая станет одной из лучших книг о писателе Льве Николаевиче. Начнет он писать и о Чехове, правда, не успеет дописать свою книгу. Напишет Бунин и Темные аллеи, которые придется ему защищать от критиков до конца своих дней.
Скончался писатель в 1953 году. Похоронен под Парижем на русском кладбище. Позже спустя 7 лет, рядом похоронят и его верную спутницу — жену Веру Бунину.
Бунин и жена Вера фото
Фото Бунина
Иван Бунин 1870 г
Фото 1937 года
Портрет Бунина Ивана Алексеевича
Интересные факты
Если остановится на биографии Бунина и интересных фактах из его жизни, то хочется сказать, что это был талантливый человек, который получал дважды Пушкинскую премию, был избран академиком Петербургской академии наук, стал первым в истории русской литературы Нобелевским лауреатом.
Бунин был трижды женат. Единственный ребенок, которого ему родила Анна Цакни, умер в возрасте пяти лет.
Иван Алексеевич часто путешествовал, а позже, отвергая большевизм, мигрировал за границу.
Писатель постоянно тоскует по России, однако туда так и не вернется.
В память о Бунине в нашей стране в разных городах открыли музеи, в его честь названы улицы и парки, имеется мемориальная табличка и в Париже на доме, где он жил после эмиграции.
Конечно же открыли музей Бунина и в Ельце, кроме того, ежегодно город Елец погружается в атмосферу конца 19 века, ведь здесь проходит фестиваль Антоновские яблоки.
Кстати, фестиваль носит название одного из знаменитых произведений писателя.
Иван Бунин — писатель,автор, фото, факты из биографии, события на listim.com
Родился в небогатой дворянской семье в Воронеже. Затем Бунины переехали в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно здесь. Начальное образование получил дома. Затем, в 1881 году, поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, работал корректором в местной газете. Первой опубликованной книгой стал поэтический сборник под названием «Стихотворения». Бунин-поэт получил известность. Следующие стихотворения выходили в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) значительно повлияли на творчество Бунина. Вскоре вышли рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году стал почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции и навсегда покинул Россию.
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
В последние годы жизни писатель часто болел, но не переставал работать. За несколько месяцев до смерти Бунин был занят работой над литературным портретом А.П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной.
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Максим Дмитриев. Портреты: humus — LiveJournal
Дмитриев Максим Петрович
М. П. Дмитриев. Автопортрет с трубкой.
Группа судебных приставов
Группа полиции с полицмейстером бароном А.А. Таубе 1896 г.
Группа полиции I части с приставом Пуаре. к. XIX – н. ХХ вв.
Группа нижегородских приставов с полицмейстером Балабановым
Группа военных врачей. Эвакуационное бюро. к. XIX – н. ХХ вв. г.
Портрет хлебопромышленника Матвея Башкирова. к. XIX в.
Группа нижегородских купцов
Группа нижегородской полиции.
Андреев
Нижегородский губернатор Н.М. Баранов. 1882-1901 г.
Нижегородский губернатор А.Н. Хвостов
Нижегородский губернатор М.Н. Шрамченко. 1906-1909 г.
Нижегородский губернатор В.М Борзенко. 1914 г..
Виктор Михайлович Борзенко (Губернатор Нижегородской области в период 1912-1915 гг)
Генерал Войцеховский.
Полицмейстер Яковлев
Группа нижегородской полиции
А. Н. Воскресенский, пристав Макарьевской части Нижегородской губернии
Околоточный надзиратель М. Е. Васильков.
Купец Ознобишин
Купец Сергеев.Нижний Новгород. 1900-е.
Нижегородский купец Митрофан Рукавишников. к. XIX в.
Группа нижегородских купцов
Портрет хлебопромышленника Н.А. Бугрова н XX в..
Башкиров Матвей с сыновьями и управляющими. к. XIX в.
Команда управленцев предприятием. Крайний справа- купец 2-ой гильдии Василий Савостьянов.
Члены Гордеевского участкового комитета г. Нижний Новгород.1896.
Члены Гордеевского участкового комитета г. Нижний Новгород.1896
Портрет директора Нижегородской консерватории к. XIX в..
Ратники-ополченцы. 1890-е годы.
Без подписи
Семенов-Тян-Шанский с группой товарищей на всероссийской выставке в Нижнем
К.Е. Маковский у картины «Воззвание Минина».
Архивист А.Я. Садовский.
Портрет писателя Д.С. Мережковского. Нижний Новгород..
Бунин. 1901.
Портрет писателя И.Бунина. Нижний Новгород. 1901.
Священник и писатель С.Г. Петров
Леонид Андреев. 1902.
Е. П. Пешкова, жена А. М. Горького г. Нижний Новгород. 1901 г.
Е. П. Пешкова, жена А. М. Горького, с сыном Максимом г. Нижний Новгород. 1900.
Шаляпин. 1896.
Комиссаржевская.
Крестьянин
Анастас Микоян с семьей. 1921.
Нижегородский комиссар Орлов.1928