Охрана природы (популярно для детей)
Жизнь человека неразрывно связана с окружающей природой, без которой ему никак не обойтись. Мы уже говорили с тобой о том, что дает человеку природа и как важна она в нашей жизни. Из этой статьи ты узнаешь, как можно сохранить природу и для чего это обязательно надо делать.
«Мы научились летать по воздуху как птицы. Мы научились плавать под водой как рыбы. Нам еще осталось научиться жить на Земле как люди.» Д. Даррелл
Содержание
Охрана природы
Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа дарит нам все свое богатство (материальное и духовное). А мы в свою очередь должны его расходовать разумно и аккуратно, потому что оно не бесконечно. К сожалению, хозяйственная деятельность человека часто наносит значительный ущерб окружающей среде.Чтобы строить и отапливать жилье, расширять сельскохозяйственные угодья и пастбища, производить бумагу и мебель вырубаются леса, которые очень важны для нашей Планеты, потому что именно они очищают воздух, насыщают его кислородом.
Практически в каждой стране мира есть закон об охране природы. Он обязывает людей беречь природные богатства, правильно их использовать, заботиться о том, чтобы природа не истощалась и еще долго служила людям.
Поэтому с самого раннего детства ты должен понимать важность охраны природы. Спросишь, что ты, ребенок, сможешь сделать сейчас? Думаешь, что пока от тебя мало что зависит?
Поверь мне, ты и сейчас можешь внести свою посильную лепту в охрану окружающей среды. Есть специальная система правил, выполняя которые мы сможем помочь природе, защитить ее от разрушительных последствий.
Итак, поговорим об экологической культуре.
Что такое экологическая культура
Экологическая культура — это система правил, определяющих поведения человека по отношению к окружающей среде, к Природе, ко всему живому на Земле.
Всю систему правил можно разделить на 4 большие раздела.
Культура поведения по отношению к животным и растениям
• Побольше общайся с животными (в зооуголках, зоопарках, помогай в приютах для животных, ухаживай за домашними питомцами).
• Внимательно изучай растения (сажай деревья, цветы, изучай полезные свойства растений, помогай взрослым на огороде, в саду).
• Научись любоваться растениями в природной среде,
а не сорванными или срубленными для личной прихоти.
• Учись наблюдать за животными и растениями в среде
их обитания и произрастания.
• Береги живую природу, сохраняй ее для следующих поколений.
Культура использования воды
• Экономно используй водопроводную воду в твоем доме.
• Собирай дождевую воду и используй ее на свои нужды.
• Старайся как можно меньше загрязнять воду продуктами бытовой химии (например, можно отказаться от применения моющих средств, которые содержат фтор).
Культура энергосбережения
• Экономь электроэнергию. Не забывай отключать свет в светлое время суток в подъезде, в квартире.
• Закрывай на ночь шторы, этим ты уменьшишь выход тепла из комнаты через окна.
• Экономно относись к горячей воде, ведь на ее подогрев расходуется электричество или другое топливо, используемое в котельной.
• Не оставляй зимой двери подъезда открытыми (происходит потеря тепла).
Правила поведения на природе
• Не ломай ветки деревьев и кустов, не топчи растения, не срывай соцветия.
• В лесу и поле ходи по тропинкам.
• Не разрушай муравейники, так как это дом для целого семейства насекомых.
• Убирай за собой мусор. Не закапывай его в грунт и не бросай в водоемы.
• Не пользуйся браконьерским снаряжением.
• Не пользуйся моющими средствами на берегу водоема.
Вот видишь, сколько важных правил, следуя которым ты сможешь помочь Природе.
А теперь рассмотрим некоторые вопросы, связанные с охраной природы.
Вопросы и ответы по теме охрана окружающей среды
1- Что такое утилизация отходов
Запасы многих видов природного сырья практически истощены. Но в большинстве случаев отходы и мусор можно повторно перерабатывать и получать из них новую продукцию. Повторное использование отходов — это и есть утилизация.
Перед переработкой отходов их необходимо рассортировать, так как разные виды отходов подлежат разной переработке.
На картинке слева показана установка для сортировки отходов:
1- Изделия из пластмассы
2- Изделия из стекла
3- Изделия из бумаги
4- Изделия из металла
Например, старые стеклянные изделия можно переработать, переплавив их, и из полученного стекла сделать новые бутылки и банки.
Алюминиевые консервные банки, металлолом, пластмассовые бутылки, макулатура, картонные коробки, старая одежда также могут послужить вторичным сырьем для изготовления новой продукции.
2- Почему появилась озоновая дыра
На высоте около 25 км в атмосфере располагается тонкий слой озона, который защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Фреоны разрушают озоновый слой.
Из-за их накопления в атмосфере озоновый слой над Антарктидой стал более тонким и получилась озоновая дыра.
Фреон использовался в холодильных установках, аэрозолях и в процессе глубокого замораживания полуфабрикатов, но сейчас его использование запрещено.
3- Зачем нужны заповедники
Разрушение природных ландшафтов и охота привели к тому, что многие виды диких животных оказались на грани исчезновения, а некоторые уже исчезли. Для сохранения редких видов и создаются специальные заповедники, где сохраняется необходимая природная среда для их жизни, а охота в таких местах запрещена.
4- Как очищают землю?
Вредные выбросы и отходы промышленных предприятий загрязняют атмосферу, воду и почву. Мусорные свалки, шахты и карьеры разрушают природные ландшафты и уничтожают растительность.
Территории, на которых были мусорные хранилища или промышленные предприятия подлежат обновлению. Для этого их очищают и покрывают толстым слоем свежего грунта. На месте старых карьеров можно создать ставки и озера.
5- Что такое кислотные дожди?
При сжигании ископаемого топлива в воздух попадают вредные химические вещества, например, диоксид серы и оксиды азота(1).В атмосфере при их взаимодействии с водяным паром получатся кислоты, а со временем из туч выпадают кислотные дожди (2).
Ветер быстро перегоняет тучи, и поэтому кислотные дожди могут выпадать далеко от промышленной зоны. От таких дождей погибают деревья, снижается плодородие почвы, загрязняются водоемы, погибает рыба, разрушаются стены зданий…
Из моего рассказа вы узнали, как и зачем необходимо охранять природу. Надеюсь, это поможет вам понять всю важность охраны окружающей нас природы и бережного отношения к ней с раннего детства.
Поделиться в соц. сетях Метки: Автор Лора « Предыдущая запись Следующая запись »
проблемы, задачи и меры по сохранению природы
Ничто не влияет на состояние природы так, как деятельность человека, никакие стихийные бедствия не оказывают более серьезного и долговременного эффекта на окружающую среду. Выбросы токсичных отходов отравляют воду, воздух и почву и приводят к гибели целых экосистем, вырубка леса и браконьерство ведут к вымиранию многих видов животных. Ситуация ухудшается по мере развития технологий. Расскажем об организациях по охране окружающей среды, их задачах, целях и средствах, а также о том, что для охраны природы сегодня может сделать каждый.
Всемирный день охраны окружающей среды
Охрана окружающей среды не была приоритетом вплоть до середины ХХ века, хотя к тому моменту антропогенная деятельность уже давно оказывала самое негативное влияние на природу. Лишь на 27 сессии Генеральной ассамблеи ООН был впервые всерьез поднят данный вопрос. Тогда же в системе ООН была создана новая организация — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В том же году, в день начала работы Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды, был учрежден особый праздник — Всемирный день окружающей среды. Он отмечается каждый год 5 июля и проходит под эгидой ЮНЕП.
Цель этого праздника — напомнить каждому жителю Земли о том, что планета — наш общий дом и ее состояние зависит от действий каждого из нас. По всему миру в этот день проходят экологические акции — от марафонов, велопробегов и концертов до субботников.
Каждый праздник посвящен определенной тематике и проходит под своим девизом. Самый первый Всемирный день охраны окружающей среды проходил под лозунгом «Только одна Земля». В последние годы тематика стала более узкой, и каждый год праздник посвящается какому-то одному аспекту защиты экологии, например повышению уровня моря вследствие глобального потепления, незаконному отлову диких животных, сохранению лесов, зеленой экономике и так далее.
Однако вспоминать о хрупкости окружающей среды нужно не раз в год, а ежедневно. Праздник лишь привлекает внимание к проблеме, но решать ее следует системно. Именно поэтому по всему миру ведется активная работа по защите и сохранению природных богатств планеты.
Цели и средства
Перед защитниками природы в настоящее время стоит немало проблем. Антропогенная деятельность разнообразна, и так же разнообразно ее влияние на нашу среду обитания. Вот основные цели, на которых сегодня сосредоточено внимание экологов:
- ограничение выбросов токсичных отходов, отравляющих воду и почву;
- создание заповедников для защиты уникальных природных комплексов и экосистем;
- ограничение охоты и рыболовства для сохранения исчезающих видов, внедрение новых методов промысла, наносящих минимальный вред природе;
- ограничение выброса мусора и поиск путей его переработки.
Очень сложно достичь этих целей, действуя только на местном уровне. Здесь необходимо международное сотрудничество, поскольку экология не знает границ.
Для защиты природы было разработано множество международных соглашений. Пожалуй, самым известным можно назвать Киотский протокол, который обязал развитые страны строго контролировать объем выбросов углекислого газа для предотвращения появления парникового эффекта, влияющего на климат во всем мире. Кроме того, была принята Конвенция ООН по морскому праву, направленная на защиту морей, Монреальский протокол, который ограничивает производство и использование веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, а также Конвенция о биологическом разнообразии, которая направлена на охрану и рациональное использование ресурсов живой природы, и еще десятки важных документов.
Россия подписала более 20 подобных документов. Территория нашей страны огромна, и ответственность, которая лежит на нас, соответствует масштабам страны.
К сведению
По последним данным ООН, Россия занимает 32-е место в рейтинге самых экологически чистых стран. Всего в него входит 180 участников. Первое место занимает Финляндия, за ней следуют Исландия, Швеция и Дания. Хуже всего дела обстоят в Габоне, Китае, Индии, Бангладеше и Сомали.
В России разработкой экологического законодательства занимаются Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам, входящие в состав Госдумы РФ, а также Отдел природопользования и защиты окружающей среды. Главные исполнительные органы в этой сфере — Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология. Координационная деятельность лежит на Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Однако все эти органы действуют не в одиночку. С ними сотрудничают и неправительственные природоохранные организации.
Организации по охране природы
Всемирный фонд дикой природы (WWF)
Это самая крупная международная экологическая организация, объединяющая более пяти миллионов сторонников по всему миру. Офисы WWF действуют более чем в 100 странах мира, в том числе и в России. Фонд осуществляет экологический мониторинг, разрабатывает и поддерживает природоохранные программы, работает в тесной связке с законодательной и исполнительной властью. Основные направления деятельности — защита редких видов (например, в России WWF ведет проекты по охране зубров, переднеазиатских леопардов, ирбисов и других исчезающих животных), расширение заповедников и заказников, внедрение принципов рационального природопользования. WWF России реализует морскую, лесную, климатическую и другие программы.
Гринпис (Greenpeace)
Независимая международная экологическая организация, которая прославилась заметными общественными акциями. Сейчас деятельность Гринпис направлена в основном на защиту биологического разнообразия, сокращение выброса газов в атмосферу и производства токсичных отходов, а также против развития и использования ядерных технологий. Акции протеста, которые регулярно устраивают сторонники организации, создали ей неоднозначную репутацию. Но это не умаляет достижений Гринпис. Например, в России организация реализует свою лесную кампанию, в рамках которой волонтеры проводят рейды и тушат пожары в лесах, высаживают молодые деревца. Немало сделано и для внедрения экологичных методов сбора, сортировки и переработки мусора.
ЮНЕП
Уже упоминавшаяся Программа ООН (ЮНЕП) — главный орган ООН по защите окружающей среды и одна из самых масштабных природоохранных организаций мира. Ее деятельность в основном направлена на мониторинг экологии, разработку законов и правил, а также просветительскую деятельность. В частности, именно благодаря ЮНЕП были приняты нормы и правила перевозки опасных и токсичных веществ. Эта организация активно участвовала в разработке многих международных конвенций, посвященных охране окружающей среды. ЮНЕП действует и на практическом уровне: например, организация поддерживает и спонсирует внедрение технологий, позволяющих использовать возобновляемые источники электроэнергии. Существует программа займов на приобретение солнечных панелей, которая была запущена в Индии, а теперь проводится и в других развивающихся странах.
Всемирное общество защиты животных
Эта организация борется за этичное обращение с животными — как дикими, так и домашними. В разные годы организация протестовала против китобойного промысла, корриды, содержания дельфинов в неволе — в дельфинариях и зоопарках. И добилась значительных успехов, например благодаря деятельности ВОЗЖ в Пакистане была запрещена травля медведей. Сейчас ВОЗЖ разрабатывает Всемирную декларацию благополучия животных, которая будет представлена в ООН. Главный офис ВОЗЖ расположен в Лондоне, а его отделения имеются в 13 странах, но деятельность общества охватывает более 150 государств мира.
Конечно, это далеко не все подобные организации — по всей планете действуют сотни фондов и объединений, главной целью которых является защита окружающей среды. Важно, что практически все они существуют на средства добровольных пожертвований.
Экологическое воспитание детей. Как дети могут помочь окружающей среде?
Дети, являются, пожалуй, самой восторженной и энергичной частью поклонников природы. Узнав о влиянии жизнедеятельности человека на окружающую среду, они часто стремятся выяснить, как они могут уменьшить свой “углеродный след”. И хотя большинство детей не может пожертвовать на благотворительность или лоббировать своих политиков для улучшения экологической политики, есть много простых и легких путей, когда дети могут изменить ситуацию. Что самое интересное, обучая их дружелюбному отношению к окружающей среде, мы можем создать привычки, которые останутся на всю жизнь. Поэтому так важно экологическое воспитание дошкольников и школьников. Вот несколько простых и легких способов, как любой ребёнок может помочь окружающей среде. Предлагаем оформить их в виде памятки для детей и подростков.
Как помочь окружающей среде через снижение расхода воды?
1. Уменьшите время приёма душа.
2. Убедите своих родителей купить более низкую насадку для душа.
3. Заполните водой пару пластиковых бутылок с камнями, и поместите их в туалетном бачке. Таким образом, будет использовано меньше воды при смывании.
4. Траву следует поливать рано утром, уменьшая количество воды, необходимой, чтобы сохранить газон увлажненным. Делайте это сами или настаивайте, чтобы родители делали это рано утром.
Как помочь окружающей среде через экономию ресурсов?
1. Используйте тряпку или полотенце вместо бумажных полотенец и салфеток.
2. Печатайте только те документы, которые действительно нужны.
3. Убеждайте родителей совместно использовать машину для поездок.
4. Используйте кружки и многоразовые бутылки для воды вместо одноразовых емкостей.
5. Пользуйтесь многоразовыми пластиковыми контейнерами для еды вместо полиэтиленовой пленки и фольги.
6. Используйте повторно бумагу, на которой было напечатано только с одной стороны.
7. Избегайте фаст-фуда, для которого тратят много упаковки. Вместо этого ешьте дома.
8. Поощряйте своих родителей покупать продукцию из вторичного сырья.
9. Ремонтируйте ваши старые вещи вместо покупки новых или просьб к родителям купить замену.
Как помочь окружающей среде через экономию энергии?
1. Выключайте телевизор сразу после просмотра передачи.
2. Выключайте свет, когда в нем нет необходимости.
3. Поощряйте родителей покупать энергосберегающие лампочки.
4. Попросите своих родителей уменьшить температуру на вашем водонагревателе.
5. Помогите своим родителям развесить одежду на веревках, чтобы не сушить её в сушилке.
6. Стирайте бельё в холодной воде.
7. Посадите тенистые деревья рядом с домом.
8. Не просите родителей подвезти, если можете дойти пешком или доехать на велосипеде.
Другие способы помочь окружающей среде
1. Расскажите своим друзьям об окружающей среде.
2. Очистите ваш район или местный парк от мусора.
3. Используйте вторичную переработку сырья.
4. Сделайте компостную кучу.
Как вы можете помочь охране растений и животных?
Задуматься о том, что я могу сделать для того, чтобы сохранить природу, меня заставил фантастический рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». Меня поразило, что случайное уничтожение маленькой бабочки стало причиной изменений во всей Вселенной. Я понял, что каждая травинка или насекомое ценно для природы.
Долг каждого – беречь природные богатства
Я очень не люблю, когда о человеке говорят, как о царе природы, приписывая какую-то исключительную роль. Мне больше нравится выражение, что все мы – дети Матушки-природы. Она дала нам всё необходимое для жизни: пищу, воздух, воду, лекарства, жилище. И наша задача сохранить её для потомков.
Что я могу сделать для сохранения растительного мира
Растения – неотъемлемая часть природных богатств земли. Деревья, кустарники, цветы и травы одевают планету в неповторимый наряд, а человеку дают очень много, в первую очередь – возможность дышать. Без растений земля превращается в безжизненную пустыню. Чтобы этого не произошло, каждый из нас должен помогать растениям.
Для этого нужно:
- не ломать и не рубить живые деревья;
- не рвать цветы и травы, особенно редкие;
- очищать леса и насаждения от сухостоя и мусора;
- высаживать новые леса, разбивать парки и скверы;
- не разжигать костры в лесах и полях, ведь именно пожары уничтожают растения на огромных площадях.
Как я могу помочь животным
Животным в дикой природе каждый может помочь тем, что не будет вмешиваться в их жизнь. Это значит, что в лесу нужно соблюдать тишину, чтобы не напугать птиц и животных. Не нужно брать в руки птенцов или детёнышей зверей – этим можно навредить малышам.
Самое доступное каждому ребенку дело в помощи животным – это подкармливание птиц зимой. Крошки и зерно найдутся в каждом доме, а кормушку легко сделать из пластиковых емкостей.
Когда я вижу на улице бездомных собак и кошек — от жалости сжимается сердце. Ведь все они оказываются на улице по вине людей. Собираясь завести питомца, нужно помнить о том, что мы несём ответственность за его жизнь, и понимать, что это живое существо, а не игрушка, которую можно выбросить.
Охрана природы и нравственное воспитание детей
Содержание материала
Редакция ProDetki задумалась, как сохранить нашу природу от вредного воздействия общества, как воспитать в наших детях чувство ответственности перед окружающим миром, как вырастить ответственных взрослых из детей перед самим собой и будущим нашего огромного прекрасного мира. Решили немного порассуждать.
Воспитание детей
Любовь к природе / Фото взято из открытых источников
Дети — это уникальные создания, которые максимально быстро считывают всю окружающую их информацию, причем, как положительную, так и отрицательную. В первую очередь, основная масса информации поступает к ним от родителей и близких людей. Поскольку именно мама и папа являются авторитетом для ребенка, поэтому дети стараются быть похожими на своих родителей и неосознанно копируют их в своих действиях. Секрет успеха хорошего воспитания ребенка очень прост — быть примером. Только трепетное отношение взрослых к окружающей среде позволит ребенку задуматься и перенять эти веяния.
Распределение мусора
Охрана природы / Фото взято из открытых источников
Это совсем несложно. Очень важно говорить с ребенком, почему происходит именно так, а не иначе. Прогуливаясь в парке, всегда возникает желание попить воды. Мы покупаем ребенку воды в пластиковой или стеклянной бутылке. Когда вода закончилась, мы не бросаем пустую бутылку в кусты, не оставляем на лавочке, мы несем ее в мусорный контейнер и бросаем в отсек со знаком пластик или стекло. Это же ужасно интересно, как игра. Бросить предмет в нужную ячейку. А еще, наверняка, в карманах завалялись фантики, которые тут же можно отправить на переработку в соответствующий отсек. А если этих самых ящиков нет в поле зрения, так это еще интересней — самое время развернуть поисковую операцию. Ребенку точно понравится. Если регулярно проделывать данный трюк, ваш ребенок и в последующем будет бросать мусор только в специально оборудованные для этого места (при условии, что Вы сами все делаете правильно). Ведь нередкий случай, когда едешь по трассе на машине и, вдруг, из окна впереди идущего автомобиля вылетает бутылка… Не думаю, что это мог сделать ребенок. Будьте внимательны к себе! Дети видят всё!
Только трепетное отношение взрослых к окружающей среде позволит ребенку задуматься и перенять эти веяния.
Сохранение природы
Распределение мусора / Фото взято из открытых источников
В осенний период мы любим выезжать на природу. Отличное время для освоения культуры отдыха на природе. Дети — замечательные, ответственные помощники. Ваше доверие для них — награда. Поэтому больше доверяйте им и привлекайте все делать вместе. Вместе выбрали место для пикника. Посоветовались с ним. Понравилось ему — не понравилось. Почему решили остановиться именно здесь. Чем хорош этот участок. В чем его преимущество. Вместе пошли в лес собирать хворост для костра (не ломать растущие ветки, а именно собирать сухие опавшие ветки и сучья). Блуждая по лесу, не прорубать себе дорогу (не обламывать ветки на пути), а продемонстрировать, как можно проходить сквозь деревья и кустарники, аккуратно отгибая ветви. Отправляясь на поиски грибов и ягод, позаботьтесь о том, чтобы в корзинку попадали только съедобные экземпляры. Называйте каждый гриб и ягоды «по имени», ядовитые в том числе. Проходя мимо мухомора, полюбуйтесь его ярким нарядом и оставьте его радовать глаз других, обязательно упомянув о том, что для некоторых животных эти грибы являются лечебными. Таким образом, оставляя каждый мухомор целым, мы помогаем исцелению ряда животных (лисам, сорокам, лосям). Несем косвенную миссию доктора, что для каждого ребенка большая честь!
Сохранение природы / Фото взято из открытых источников
Проводя время на берегу водоема (пруда, озера, реки, океана), важно вместе с ребенком радоваться чистоте воды. А если чистоты там вовсе нет, тогда нам на помощь приходит игра! Спасатели вперед! Зачастую, находя отличное место для отдыха на берегу, мы обнаруживаем загрязненный берег. Поэтому прежде чем расположиться там, нам приходится невольно проводить очистительные мероприятия. В данном случае, в целях безопасности ребенка (чтобы избежать порезов и других травм), действовать надо только вместе. Лучше даже разделить обязанности так: ребенок показывает, родитель собирает. Собранный «реквизит», как известно, надо поместить в яму, если вывезти нет возможности. Здесь снова в дело идет игра. Сначала раскопки, потом прячем «клад», и, маскировка. Это отличное начало отдыха. Поэтому же принципу, мы завершаем наш пикник. Зарываем «сокровища» в землю. Если есть возможность забрать мусор с собой, тогда везем его до тех самых мусорных баков вместе с ребенком. И снова игра -определи ячейку. Покидая место отдыха, гасим тлеющие угли костра, засыпая их землей или песком, во избежание пожара. Кто из детей не хотел бы побыть пожарным и сделать важное дело?!
Играйте с детьми в «важные» игры, будьте примером, говорите на «серьезные» темы — это все, что нужно для формирования сознания ответственной за природу личности ребенка.
Вот что думают сами дети об охране окружающей среды:
Конспект занятия по охране природы для детей старшего дошкольного возраста
Конспект
интегрированного мероприятия
с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
«Давайте вместе Природу сохраним…»
Разработала воспитатель
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 12»
Иванова Марина Александровна
Актуальность проекта
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если в реки и озёра поступают выбросы из различных заводов и фабрик, то вода становится загрязняются. Её нельзя пить, нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.
Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно бережно относиться.
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд и т.д. Для того, чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель: Формировать осознанное отношении к природе, экологическую культуру у детей.
Задачи:
Образовательные:
— Расширять знания детей о живой природе;
— Формировать у детей элементарное умение предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде;
— Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи; — Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе.
Развивающие:
— Развивать внимание;
— Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к природе, бережном отношении к ней;
— воспитывать у детей умения работать в группе, договариваться друг с другом, выполнять правила поведения в группе.
Материалы: глобус, аудиозаписи со звуками природы, загадки о природе, макеты растений и деревьев, гнездо с птенцом, игрушка ежик.
Ход мероприятия:
Воспитатель: А вы знаете, какой сегодня день отмечают у нас в стране? Сегодня Всемирный день охраны окружающей среды.
А что такое «окружающая среда»? (цветы, деревья, горы, реки, поля, солнце, воздух, небо).
Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями (показать на глобусе), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Воспитатель: Ребята, а можно ли купить чистый воздух, чистую воду, чистую землю?
Если денег накопить
Можно многое купить
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна. Ни за какие деньги не купить большое красивое зелёное дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно прижилось и выросло. Как редко мы задумываемся над этим! На огромные букеты ломают черёмуху, а иногда ребята используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются на ветках, забывая о том, что они живые.
Воспитатель: Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.
Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару. Ребята, а хотите отправиться вместе со мной в лес?
Да.
Воспитатель: На каком транспорте вы хотели бы отправиться в путешествие в лес?
Дети: На машине, на самолете, на автобусе, пешком.
Воспитатель: Я приготовила знаки — это правила поведения в природе. Давайте возьмем их с собой, вдруг они нам пригодятся. В лес поедем на поезде. Для поездки нужно получить билеты, а для этого вы должны ответить на вопросы. Для этого я предлагаю вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.
Воспитатель загадывает каждому ребенку загадку и дает билет.
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— У какого дерева белый ствол? (У березы.)
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
—Волк дикое или домашнее животное? (Дикое.)
— Карась, щука, сом, окунь – это …(рыбы)
— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
— Как назвать детеныша кабана? (Поросенок.)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы. Вот теперь у вас есть билеты. Занимайте места в вагончиках.
Воспитатель с детьми встают в паровозик и двигаются по залу под музыку «Голубой вагон».
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.
Воспитатель: Ребята, почему так тихо? Что случилось в лесу?
Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Воспитатель: посмотрите, у березки сломаны ветки и на коре повреждения. Чем же мы можем ей помочь? Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй, а веточки забинтуем.
Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.
Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет.
«Как нужно вести себя в природе»
Подходим к другому дереву.
1-я ситуация (под деревом гнездо с птенцом)
Воспитатель: — Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем птенчик!
— Может, возьмем его домой, он такой маленький, беспомощный, одинокий.
— Мы будем заботиться о нем!
Воспитатель: Можно брать птенцов из гнезда?
Дети: Нет! Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
На поляне растет цветок
2-я ситуация
Воспитатель: Какой красивый цветок! Это ландыш!
— Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Воспитатель: Можно рвать цветы?
Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
-А что такое Красная книга? (ответы детей)
Воспитатель: Почему она красная?
Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.
3-я ситуация (возле пня сидит ежик)
Воспитатель: — Ой, смотрите ежик! Давайте возьмем его в детский сад! Он будет жить у нас в живом уголке!
Воспитатель: Можно так поступать?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
Воспитатель: А что еще запрещено делать в лесу?
Дети: Сбивать грибы, разводить костры, разорять муравейники, ловить насекомых, сильно шуметь
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.
Воспитатель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину. Давайте и мы с вами послушаем звуки леса.
Музыкальная пауза «Угадай, чей звук»
Воспитатель: включает аудиозапись со звуками природы.
Дети угадывают:
шум дождя,
пение птиц,
шум ветра,
стук дятла,
кукушка
Воспитатель: Сейчас я отведу вас, ребята, на красивую полянку. Там растут такие красивые цветы!!! Но что же здесь произошло? (ответы детей)
-Кто- то здесь отдыхал, не жалея лесной красоты! Трава вытоптана, выжжена, деревья поломаны, мусор кругом… Еще совсем недавно здесь было красиво! Разве так можно отдыхать в лесу?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте наведем порядок на полянке!
Разделитесь на две команды. Соревнование «Чья команда соберет больше мусора»
Воспитатель: Вот теперь полянка стала чистой!
Воспитатель: Давайте составим памятку поведения в лесу. Чтобы люди, приходившие в лес, знали как себя вести.
Дети с воспитателем делают коллаж «Правила поведения на природе»
1 ребенок: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
2 ребенок: Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
3 ребенок: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
4 ребенок: Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
Итог занятия:
Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и будете активными защитниками нашей родной природы.
Доклад Охрана природы 3, 4, 7 класс сообщение
На протяжении всего времени человек постоянно причинял вред окружающему его миру и себе самому. В настоящее время губительное влияния человека на окружающую природу приумножилось. А именно, с развитием технологий всё изменилось.
Во-первых, загрязнение атмосферы. Озоновый слой надёжный защитник человека от попадания ультрафиолетовых лучей. Автомобили, заводы электростанции загрязняют наш воздух и тем самым ослабляют озоновый слой. К сожалению уже существуют озоновые дыры. Наша планета постепенно нагревается, и на Северном полюсе начинают таять ледники, что приводит к изменению климата.
Во-вторых, вырубка лесов. Человек начинает строить дороги города, промышленные заводы и при этом вырубает большую площадь лесов. И в итоге многие птицы, животные уходят из своего родного дома в поисках другого, исчезают многие редкие виды животных, растений птиц. Браконьерство, люди убивают животных за определённую плату.
Вместо леса образуется большая пустая площадь. Воздух становится тяжёлым из-за недостатка кислорода, потому что в округе растений больше не осталось. Значительный вред почве приносят огромные свалки мусора. С дождями идёт в почву большая концентрация вредных веществ, тем самым попадая в грунтовые воды, а в дальнейшем в реки и озёра. Из-за этого страдают речные обитатели. И в итоге заражается сам человек от загрязненной питьевой воды.
Уже в некоторых странах мусор начал перерабатывать на вторичное сырье. Пожалуй, самой опасной проблемой является загрязнение почвы. Человек ведёт хозяйство, выращивает культурные растения, но при этом покупает специальные удобрения, химию для уничтожения вредителей и сорняков. В итоге в почву попадают неестественные соединения.
Каждый из нас может помочь хотя бы чуть-чуть помочь своей планете. Если вы увидите засыхающий цветок или дерево во дворе обязательно поливайте их. Сделайте зимой кормушки для птиц. Ведь мы сидим дома в тепле , а они на холоде голодные еле выживают. Научитесь выбрасывать мусор в определённые отведённые места. Тем самым показывайте пример другим. Будущее планет в наших руках!
Доклад №2
Существование человека и природы взаимосвязано. С давних пор люди пользуются дарами природы, чтобы жить. Они вырубают леса, чтобы строить дома и отапливать их. Животные и растения служат для пропитания человека. Наша природа очень богата и разнообразна, но всё-таки необходимо во всем соблюдать меру.
Пока человек использовал лишь незначительные природные ресурсы, экология совершенно не страдала. Но с каждым годом развитие человечества становилось все совершеннее, а его потребности увеличивались. Таким образом, нашей природе начала грозить большая опасность. Фабрики и заводы сливают сточные воды в реки и озёра, а ядовитый дым из труб загрязняет воздух. Всё больше транспорта ездит по улицам и дорогом, а выхлопные газы делают воздух непригодным для дыхания. Человечество само уничтожает себя.
Чтобы не допустить огромных экологических катастроф, необходимо действовать. Природа не может защитить сама себя. Человек должен ей помочь, ради её спасения и своего собственного.
Защищать природу может каждый человек и для этого не обязательно быть членом природоохранных организаций. Даже маленький ребёнок может помочь окружающему его миру. Как это можно сделать?
Необходимо соблюдать следующие важные правила:
- не мусорить в лесу, на речке или в парке. Если вы находитесь на отдыхе, всегда убирайте за собой мусор.
- не рвать дикорастущие растения. Во время прогулок по лесу или лугу хочется сорвать красивый цветок. Но стоит задуматься, а вдруг он внесён в Красную книгу и находится на грани уничтожения. Может быть так, что вы сорвете последний экземпляр данного вида. Да и срывать такие цветы нет ни какого смысла: дикие растения очень быстро увядают.
- не ломать молодые деревья и не повреждать кору. Часто детям и даже взрослым хочется оставить на дереве какой-нибудь знак, например написать, что они сдесь были. Нельзя ни в коем случае так поступать!
- гулять по лесу лишь по тропинкам. Ведь, если каждый человек, кто пришёл погулять в лес, начнёт ходить там, где ему вздумается, в лесу скоро появятся дороги. А, где тогда будут расти растения. И животные будут бояться жить в таком лесу.
- не вмешиваться в жизнь диких животных и птиц. Нельзя забирать яйца или птенчиков из гнёзд. Не стоит громко кричать и бегать по лесу. Так можно напугать мелких обитателей леса.
- не жечь костры в лесу. Если вы пришли на пикник в лес, то лучше всего найти специальное место для разжигания костров. Каждое новое кострище уничтожает растительный покров, который сможет восстановиться лишь через несколько лет. Летом, в очень жаркую и сухую погоду, нельзя вообще пользоваться спичками в лесу.
- сажать деревья и другие растения. Чем больше каждый человек вырастит деревьев, тем чище будет воздух на нашей планете.
- меньше использовать одноразовую посуду и пакеты;
- собирать макулатуру и металлолом. Раздельный сбор мусора также важен для защиты окружающей среды.
Будьте внимательны ко всему живому, что вас окружает и природа непременно отблагодарит.
3, 4, 7 класс, окружающий мир
Охрана природы
Популярные доклады
- Доклад цветок Астра 2 класс
Идеальным садовым цветком является астра. Этот цветок красив, не требует специального ухода. Эти цветы оказались в Европе в начале XVIII века. Первая страна, которая была покорена этим цветком, была Франция. Первоначально астра росла в Китае,
- Доклад-сообщене Норвегия для 2, 3, 4, 7 класса, окружающий мир, география
Много легенд и рассказов ходит про Норвегию. Что-то из этого правда, а может быть и вовсе вымысел. Хоть и считается что это северная страна, она почти не отличается во многом от других стран. Здесь большое изобилие различных курортов,
- Доклад-сообщение Звезды и созвездия
Посмотрите на звездное небо, настолько же оно красиво, таинственно, прекрасно и завораживающее. Стоит отметить, что очень трудно найти человека, которому не нравилось бы наблюдать за звездами, размышляя в это время о чем-то своем, глубоком,