The New York Times (США): российская молодежь открыла для себя рэп. Кремль встревожен
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Московский репортер «Нью-Йорк таймс» рассказывает о развитии и распространении русской рэп-культуры. Толчком для этого, как он считает, стал интернет, сделавший музыкальную культуру более доступной. Правда и здесь автор статьи ищет политический подтекст. На основании нескольких происшествий он делает вывод о революционном настрое русских рэперов.
Тверь, Россия — Совсем недавно в пятницу вечером рэпер Биг Бэйби Тэйп (Big Baby Tape) вышел на сцену переполненного клуба в этом древнем городе недалеко от Москвы, начав с него свое длительное турне.
Зрители, в основном подростки, с упоением выкрикивали его имя, прыгали и пританцовывали под напористую, наполненную басами музыку.
Всего год назад Биг Бэйби Тейп был известен только завзятым любителям рэпа. Но в ноябре он выпустил свой первый студийный альбом «Драгонборн» (Dragonborn), разместив его в соцсетях и на стриминговых платформах. На российском радио его представили лишь частично, а на телевидении музыкальные видеоклипы не показывали вообще.
Но уже через три дня он стал платиновым. Треки из «Драгонборн» более 300 миллионов раз прокрутили в главной социальной сети и стриминговой платформе России «ВКонтакте», а в музыкальных чартах «Эппл» он держался несколько месяцев. В мгновение ока начинающий рэпер по имени Егор Ракитин превратился в знаменитость. Сегодня он надевает на улице большие солнечные очки, чтобы его не узнали.
«Я никогда не вкладывал деньги в рекламу, — сказал Ракитин, родившийся через пять дней после того, как Владимир Путин стал в 1999 году президентом России. — Сегодня можно делать хорошие деньги на потоковом видео в онлайне».
Еще несколько лет тому назад такой стремительный взлет Биг Бэйби Тэйп в России был бы невозможен, потому что индустрию поп-музыки в стране бдительно охраняли преданные Кремлю чиновники от культуры. Ветераны музыкального продюсерского цеха выступали в качестве контролеров на телеканалах и радиостанциях, следя за тем, чтобы артисты не раскачивали лодку. Без телевидения и радио исполнители не могли собрать большие аудитории на своих концертах.
Но как и везде, в России интернет стал для молодежи преобладающей силой в музыкальной сфере, и это изменило ситуацию. В апреле количество подписчиков одной из ведущих в России платных стриминговых платформ «Яндекс.Музыка» достигло 1,7 миллиона человек, удвоившись всего за год. Вместе с теми, кто использует этот сервис бесплатно, количество пользователей составляет 20 миллионов в месяц.
При поддержке таких площадок живая и энергичная рэп-культура в России расцвела, существуя независимо от государства, его эстетики и предпочтительных ценностей. Стали появляться новые звезды, пробующие себя в разных производных жанрах и нарушающие запреты.
«Рэперы не пытались прогибаться, чтобы попасть на телевидение, так как это означало бы полный отказ от упоминаний в их текстах наркотиков, нецензурной лексики и от сексуальных комментариев», — говорит 40-летний редактор вебсайта «Фло» (The Flow) Андрей Никитин, уже много лет следящий за этим направлением.
© AP Photo / Pavel GolovkinРэп исполнитель Oxxxymiron
© AP Photo / Pavel Golovkin
Рэп завладевает умами российской молодежи, поскольку те, кому меньше 25 лет, постепенно перестают поддерживать Путина и начинают все чаще его критиковать, на что указывают многие социологические опросы.
Похоже, что Кремль встревожен. В 2018 году были отменены десятки концертов, а в ноябре краснодарская полиция задержала рэпера Дмитрия Кузнецова (он же Хаски), когда тот попытался устроить импровизированное представление на крыше автомобиля, потому что выступление с его участием отменили.
В декабре Путин созвал консультативный совет по культуре и приказал своей администрации разработать программу по повышению роли государства в поп-музыке. Теперь оно будет выдавать гранты и открывать музыкальные студии по всей стране. Правительство заявило, что будет отсеивать нежелательный контент в интернете, но пока не смогло найти эффективное техническое решение этой проблемы.
«Воздействие хип-хопа огромно», — заявил 34-летний рэпер Оксимирон (Oxxxymiron), являющийся родоначальником независимого хип-хопа в России. По его словам, ключевые ценности хип-хопа распространяются в современной российской культуре через музыку, визуальное искусство, кино, танцы, манеру одеваться и так далее.
«Российская молодежь более космополитична, находится на одной волне с сегодняшними западными и мировыми трендами, лучше воспринимает другие национальности и традиции, и глубже разбирается в социальных и политических вопросах по ту сторону Атлантики, — заявил Оксимирон, он же Мирон Федоров. — Это неизбежно изменит отношение данного поколения к себе, к обществу и к миру».
Еще в начале века рэп в России был очень узким жанром. По огромной стране гастролировали группы хип-хопа, такие как «Каста» и «ЦЕНТР», но они никогда не проникали в основное направление. СМИ в своих сообщениях пренебрежительно отзывались о российском рэпе, считая его провинциальным, и уделяли больше внимания инди-музыке, которой в основном увлекались Москва и Санкт-Петербург.
Переломный момент наступил в 2015 году, когда было выпущено несколько революционных альбомов, в том числе, записи Оксимирон и уроженца Казахстана рэпера Скриптонит (Skryptonite). Примерно в то же время рэпер Булевар Депо (Boulevard Depo) основал группу ЯнгРаша (YungRussia), которая начала давать концерты по всей России. Некоторые музыканты из ее состава, включая Гон.Флад (GONE.Fludd) и Фараон (Pharaoh), стали крупными звездами. В 2017 году тройка рэперов, в том числе, Оксимирон, собрала на свои концерты полный стадион «Олимпийский» в Москве, являющийся самой большой крытой площадкой в России.
Большинство рэперов в своих стихах избегали прямых политических заявлений, и поднимали вопросы, далекие от славного прошлого России, которое восхваляет государственная культура. Празднование победы во Второй мировой войне и победы советского спорта, являющиеся популярными темами в кино и на телевидении, имеют мало общего с повседневной жизнью молодежи. Скриптонит, например, предлагает взглянуть на мрачную постсоветскую действительность сельской жизни, насквозь пропитавшуюся алкоголем. Концептуальный альбом Оксимирон «Горгород» — это многоплановая история о напряженных взаимоотношениях между амбициозным писателем и властолюбивым мэром воображаемого города.
После конфликта с Западом из-за Украины Россия оказалась в изоляции, но российские рэперы не замыкаются в своем кругу, а черпают вдохновение в зарубежной культуре, многое заимствуя у нее.
Биг Бэйби Тэйп, например, смешивает американский слэнг из видеоигр с русским текстом, в котором много нецензурных выражений. Рэпер Фэйс (Face), прославившийся своей разнузданной, нарушающей все табу музыкой, черпает вдохновение в американском рэп-движении СаундКлауд (SoundCloud).
В 2017 году власти Новосибирска, Омска и Перми отменили концерты Фэйс, сославшись на требования местных организаций по борьбе с наркотиками. В южном городе Белгороде организаторы попросили рэпера исполнить российский гимн перед концертом. Фэйс отказался, и концерт был отменен.
После этого Фэйс решил записать беспощадную и яростную пластинку в стиле панк, которая «разрушит власть, как это сделали группы „Эн.Ви.Эй» (N.W.A.) и „Паблик Энеми» (Public Enemy)», о чем рэпер заявил в интервью. В сентябре он выпустил альбом «Пути неисповедимы», где полно непримиримой критики в адрес сегодняшней России, о которой Фэйс сказал: «У свободы слова здесь пожизненное, это Россия».
Этот альбом превратил рэпера, выросшего в промышленном городе Уфе, в любимца оппозиционных активистов и либеральных журналистов, но озадачил его юных фанатов, которым был в большей степени привычен его прежний вульгарный стиль панка.
Воздействие интернета и бурно расцветшего рэпа оказалось таким мощным, что на него стали обращать внимание даже сторонники традиционного культурного мейнстрима.
Влиятельный музыкальный продюсер Игорь Матвиенко, который является союзником Путина и ранее призывал запретить рэп, сказал в интервью, что музыкальная отрасль «полностью изменилась», и что это «необратимые изменения».
Но здесь есть и положительные стороны, заявил Матвиенко. «Впервые в жизни я осознал — и это стало для меня настоящим откровением — что российская молодежь начала слушать российскую музыку».
«Если вы поедете на Патриаршие пруды, то услышите российские треки, громкие звуки которых доносятся из проезжающих мимо автомобилей», — заявил он, говоря об одном из самых богатых районов в центре Москвы.
«Наверное, в идеологическом плане они не очень хороши, — добавил Матвиенко, — но они на русском языке».
Стало известно, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь
https://ria.ru/20211103/music-1757500999.html
Стало известно, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь
Стало известно, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь — РИА Новости, 05.11.2021
Стало известно, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь
Совместное исследование, проведенное в форме опроса медиахолдингом Rambler&Co, показало, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь, сообщается в… РИА Новости, 05.11.2021
2021-11-03T11:08
2021-11-03T11:08
2021-11-05T14:28
культура
рамблер
новости культуры
музыка
стиль жизни
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/03/1757500003_0:0:3068:1727_1920x0_80_0_0_6dce4aeba63de6e1979ab65cc9b2aa2d. jpg
МОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Совместное исследование, проведенное в форме опроса медиахолдингом Rambler&Co, показало, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь, сообщается в исследовании. Оказалось, что жители России в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают слушать классику. Ей по результатам опроса отдали первое место. Вторая строчка — у рок-музыки. Респонденты в возрасте 25-35 лет чаще всего выбирают рок (18 процентов), на втором месте — поп-музыка (14 процентов), далее – классика и электроника (9 процентов), альтернатива и метал (8 процентов), русский рэп и хип-хоп (7 процентов). Пользователям старше 45 лет нравится классика. За нее проголосовало 20 процентов опрошенных. Вторая позиция у русского шансона — 17 процентов. За ними идут рок (15 процентов), поп-музыка (14 процентов) и блюз (11 процентов). Опрос показал, что наименее популярные жанры в России среди всех возрастов — R&B и фанк, K-pop, джаз.Среди респондентов младше 25 лет 36 процентов слушают музыку весь день, из россиян 25-35 лет только шесть процентов готовы сутки не выключать звук. Около трети (31 процент) россиян в возрасте от 36 до 45 лет слушают музыку несколько раз в день, а 36 процентов пользователей старше 45 лет включают ее лишь несколько раз в неделю.Опрос проводился с 24 октября по 1 ноября 2021 года на портале «Рамблер». В нем участвовали 1 336 241 пользователь, среди которых 32 процента женщин и 68 процентов мужчин. Их разделили на четыре возрастные категории: 18-24 года (13 процентов), 25-35 лет (28 процентов), 36-45 (41 процент) и старше 45 (18 процентов).
https://ria.ru/20211029/soyuzmultfilm-1756806993.html
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/03/1757500003_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_4a17e86006d168056a537ffa1b5dfda0.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
рамблер, новости культуры, музыка, стиль жизни, россия
Культура, Рамблер, Новости культуры, Музыка, Стиль жизни, Россия
МОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Совместное исследование, проведенное в форме опроса медиахолдингом Rambler&Co, показало, какую музыку предпочитает слушать российская молодежь, сообщается в исследовании.
Оказалось, что жители России в возрасте от 18 до 24 лет предпочитают слушать классику. Ей по результатам опроса отдали первое место. Вторая строчка — у рок-музыки.
«
«В категории 18-24 лет наибольшей популярностью пользуются жанры классика (14 процентов), рок (12 процентов), поп-музыка (10 процентов), русский рэп и хип-хоп (8 процентов), электроника и метал (7 процентов)», — говорится в сообщении.
Респонденты в возрасте 25-35 лет чаще всего выбирают рок (18 процентов), на втором месте — поп-музыка (14 процентов), далее – классика и электроника (9 процентов), альтернатива и метал (8 процентов), русский рэп и хип-хоп (7 процентов).
«
«Наибольшая доля россиян в возрасте 36-45 лет тоже предпочитают рок (19 процентов), затем идет поп-музыка (17 процентов), классика (13 процентов), электроника (9 процентов) и русский шансон (8 процентов)», — отмечают в релизе.
Пользователям старше 45 лет нравится классика. За нее проголосовало 20 процентов опрошенных. Вторая позиция у русского шансона — 17 процентов. За ними идут рок (15 процентов), поп-музыка (14 процентов) и блюз (11 процентов). Опрос показал, что наименее популярные жанры в России среди всех возрастов — R&B и фанк, K-pop, джаз.
Среди респондентов младше 25 лет 36 процентов слушают музыку весь день, из россиян 25-35 лет только шесть процентов готовы сутки не выключать звук. Около трети (31 процент) россиян в возрасте от 36 до 45 лет слушают музыку несколько раз в день, а 36 процентов пользователей старше 45 лет включают ее лишь несколько раз в неделю.
Опрос проводился с 24 октября по 1 ноября 2021 года на портале «Рамблер». В нем участвовали 1 336 241 пользователь, среди которых 32 процента женщин и 68 процентов мужчин. Их разделили на четыре возрастные категории: 18-24 года (13 процентов), 25-35 лет (28 процентов), 36-45 (41 процент) и старше 45 (18 процентов).
Россияне рассказали, в каких мультфильмах они хотели бы оказаться
29 октября 2021, 17:04
Россия: Цензура музыки молодого поколения
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Российская певица Настя Креслина, участница электронного дуэта IC3PEAK, выступает во время концерта в Екатеринбурге, Россия.
(Москва) – Российские власти препятствуют выступлениям рэперов и других популярных у молодежи музыкантов, вынуждая их отменять концерты в порядке цензуры, нарушающей свободу слова, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч.
По данным независимого интернет-издания «Медуза», с октября по декабрь 2018 года не менее 36 спектаклей в городах России были отменены из-за вмешательства властей. Многие из целевых исполнителей являются частью российской рэп- и хип-хоп сцены, а некоторые из них представляют панк-рок или электронные группы. В большинстве случаев власти заявляли, что соблюдают законы, защищающие детей от пропаганды суицида, наркотиков и других вредных веществ. В некоторых случаях они утверждали, что выступления могут нарушить российский запрет на «гей-пропаганду».
«Российские власти подвергают музыку цензуре под предлогом защиты детей», — заявила Таня Локшина, заместитель директора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии.
Концерты были отменены или разогнаны полицией, сотрудниками Федеральной службы безопасности (ФСБ), местной прокуратурой, муниципальными властями и Роспотребнадзором.
Как правило, власти оказывали давление на управляющих площадками, чтобы они отменили представления, вынося официальные предупреждения, ссылаясь на защиту детей, или угрожая закрыть площадки, если концерты состоятся. Официальные лица также использовали такие предлоги, как предполагаемые угрозы взрыва и нарушения санитарных норм. В некоторых случаях жалобы, поданные группами неравнодушных граждан, очевидно, спровоцировали действия властей.
Хьюман Райтс Вотч опросила шестерых юристов и одного тур-менеджера артистов, у которых были особо серьезные проблемы. Хьюман Райтс Вотч также изучила шесть предупреждений, вынесенных властями концертным площадкам в шести городах, и собрала информацию о принудительной отмене концертов со страниц записывающих исполнителей в социальных сетях и новостных СМИ.
Одним из наиболее пострадавших стал Хаски, один из самых популярных рэперов России. Площадки в Тольятти, Волгограде, Вологде и Самаре отменили его концерты под давлением властей. Полиция в Ростове-на-Дону разогнала его концерт. В Краснодаре один сайт отменил его выступление, затем полиция сорвала его концерт на другом сайте и арестовала его, когда он пел своим фанатам на улице. Возмущенные его арестом, группа рэперов организовала концерт солидарности в Москве.
«Свобода [Хаски] выражать себя и зарабатывать на жизнь [под угрозой]», — сказал Оксимирон, известный российский рэпер, в видео, размещенном на его странице в социальной сети. «Это беззаконие. Я не разделяю некоторых взглядов [Хаски], но… считаю абсолютно необходимым помочь ему в этой сложной ситуации. Это касается не столько Хаски, сколько всех нас и будущего музыки в России».
Власти Нижнего Новгорода оказали давление на два сайта, чтобы они отменили выступления электронного дуэта IC3PEAK. Две площадки отменили бронь в Казани, а власти сорвали выступление на третьей. В Перми отменили три сайта, а сотрудники правоохранительных органов держали группу под наблюдением. Заведение отменило бронь в Новосибирске, где полиция задержала IC3PEAK на три часа после их прибытия, и еще одно заведение отменило бронь в Красноярске. В Воронеже Роспотребнадзор пригрозил закрыть концертную площадку, а полиция попыталась сорвать их концерт.
Три сайта отменили заказы популярной среди подростков группы Friendzone в Красноярске. В Кемерово сотрудники милиции, муниципалитета и прокуратуры вынудили администрацию площадки отменить выступление за час до начала френдзоны. Они проигнорировали предложения группы изменить исходную возрастную метку 12+ на 16+ или 18+. Площадки в Вологде и Волгограде также отменили выступления из-за официального давления. Менеджер Friendzone отменил оставшиеся девять концертов тура группы, потому что они не представлялись возможными при таких обстоятельствах.
Отмена сопровождалась широким освещением в новостях и крещендо правительственных чиновников и политиков, осуждающих рэперов и других исполнителей, популярных среди молодежи.
Высокопоставленный сотрудник МВД Виталий Хмельницкий во время круглого стола 7 декабря 2018 года в нижней палате российского парламента заявил, что «эта [музыка] не должна разоблачать отвратительные и низкие пороки людей, подталкивая их к совершению преступлений, а [ вместо этого] культивировать ценности ведения достойной, полноценной и здоровой жизни, служения стране…»
К концу ноября несколько чиновников высказались против отмены. Спецпредставитель президента Путина по культуре сравнил запрет рэп-музыки с запретом некоторых рок-музыкантов в СССР в 1980-х годах. А Сергей Кириенко, заместитель главы администрации президента России, сказал: «Мы должны уметь работать с современной молодежной культурой», а запрет концертов — это «ерунда».
В декабре президент Владимир Путин заявил, что рэп-музыка основана на наркотиках, сексе и протестах, но предположил, что отмена концертов «неэффективна» и вместо этого властям следует «вести [исполнителей] в правильном направлении».
В январе федеральная прокуратура поручила своим региональным отделениям выяснить, была ли волна отмен законной. Публичной информации о действиях, предпринятых по расследованию ведомств, пока не поступало.
Ни Husky, ни IC3PEAK, ни Friendzone не пытались гастролировать в январе и феврале, поэтому неясно, столкнутся ли они с еще большим вмешательством. Однако 13 февраля калининградская художественно-развлекательная компания «Макроконцерт» заявила, что концерт хип-хоп исполнителя Allj, запланированный на 16 февраля, пришлось отменить «из-за давления» со стороны государственных органов и негосударственных субъектов. Руководитель Макроконцерта, организаторов концерта, заявил, что давление было вызвано, среди прочего, общественной петицией, призывающей чиновников отменить концерт, поскольку такое искусство «противоречит культурной политике [России]», и заявив, что музыка Allj оказывает «повреждающее воздействие» на детей и взрослых».
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Люди аплодируют во время концерта в поддержку рэпера Хаски в Москве, Россия.
Свобода художественного самовыражения является частью более широкого права на свободное выражение мнений, охраняемого международным правом, включая статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статью 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статью 10 Европейская конвенция о правах человека. В своем докладе в марте 2013 года Совету по правам человека Организации Объединенных Наций специальный докладчик в области культурных прав Фарида Шахид отметила, что «художники должны иметь возможность исследовать темную сторону человечества и изображать преступления или то, что некоторые могут считать как «безнравственность», не будучи обвиненным в их поощрении».
«Российские власти должны прекратить цензуру концертов», — сказала Локшина. «Их действия никого не защищают, а вместо этого нарушают свободу слова».
Закон Российской Федерации
Закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2010 г. запрещает распространение среди детей информации и изображений, касающихся суицида, употребления наркотиков и тому подобное. В 2012 году он был расширен за счет принятия Закона № 139.-ФЗ, предписывающий создание черного списка интернет-контента, вредного для детей, и положение о введении возрастных рекомендаций для публикаций, телекомпаний, фильмов, спектаклей и т. д. В 2013 году парламент принял Закон № 135-ФЗ, широко известный как «гей- запрет на пропаганду», запретить пропаганду среди детей «отрицания традиционных семейных ценностей» и «нетрадиционных сексуальных отношений». Статья 6.17 КоАП РФ запрещает распространение среди детей запрещенных материалов, в том числе содержащих нецензурную лексику или поощряющих употребление алкоголя и/или запрещенных веществ.
Хаски
Хаски (настоящее имя Дмитрий Кузнецов) стал широко известен среди российских поклонников рэпа и хип-хопа после выхода в 2011 году дебютного сингла «7 октября», приуроченного ко дню рождения Путина. В песне изображен король на пиру, в то время как его подданные живут в бедности. В январе 2018 года Хаски был назван третьим по популярности рэпером в России по результатам онлайн-опроса. Его видео и тексты песен богаты метафорами и включают в себя графические, жестокие и откровенно сексуальные образы. Его музыкальные клипы набрали миллионы просмотров, а у него более 243 000 подписчиков во ВКонтакте (ВК), известной социальной сети.
26 октября запланированный концерт Хаски в Тольятти отменили. Согласно сообщениям в социальных сетях Хаски и организаторов концерта, отмена якобы последовала за предупреждением прокуратуры в адрес места проведения концерта. Хаски написал на своей странице в ВК, что прокуратура возражала против его песни «Поэма о Родине», в которой была строчка «Помнишь, как ты умер, а мы ели твою плоть?»
За две недели до концерта Хаски 4 ноября в Самаре местная прокуратура провела проверку площадки на предмет «соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи» и вынесла письменное предупреждение за использование в рекламе возрастной отметки 16+ для концерта, а не возрастной маркер 18+.
В середине ноября YouTube заблокировал один из популярных музыкальных клипов Хаски «Иуда» для доступа к нему пользователей из России «по требованию [правительства]». 9 января российская служба по надзору за СМИ и коммуникациями Роскомнадзор пояснила, что МВД издало приказ заблокировать видео, поскольку оно содержало информацию о наркотиках. Видео включает в себя несколько изображений людей, катающихся и курящих сигареты. Он по-прежнему недоступен на YouTube в России.
20 ноября в Ростове-на-Дону двое милиционеров и несколько чиновников в форме появились на площадке перед началом концерта Хаски. На странице тура Хаски в ВК сказано, что они вручили менеджеру Хаски письменное предупреждение об экстремизме и правилах проведения массовых мероприятий. Администрация площадки попросила Хаски и его команду удалиться и перестала пускать людей в зал. В зале отключили электричество и перестали работать микрофоны. Хаски развлекал публику в темноте без микрофона.
Концерт Хаски в Краснодаре был назначен на 21 ноября, но клуб был отменен в короткие сроки после предупреждения местной прокуратуры о том, что в некоторых песнях Хаски есть «призывы к суициду, насильственные действия, проявления экстремизма и пропаганда наркотиков. ” Менеджеры Хаски перенесли концерт на другую площадку, но сразу после окончания саундчека отключили электричество. В конце концов, Хаски вышел на улицу, где собрались его поклонники, запрыгнул на крышу автомобиля и начал выступать. Полицейские вытащили Хаски из машины и уволокли прочь.
Адвокат Хаски Алексей Аванесян сообщил Хьюман Райтс Вотч:
Организаторы [концерта] позвонили мне в 19:30. и сказал, что у клуба собрались казаки, какая-то милиция, полицаи и большая толпа людей с билетами ждет у входа, но… электричество отключили… Меня попросили прийти разобраться, и когда я приехал … Я видел, как он [Хаски] залезал в машину… Он начал петь, и все начали подпевать… Было 8:40, а в 8:42 милиционеры… потащили его за ноги, заломили ему руки за спину.
назад.»
Хаски провел ночь под стражей. 22 ноября суд в Краснодаре приговорил его к 12 суткам ареста по обвинению в «мелком хулиганстве». Менеджерам Хаски пришлось отменить его концерты, запланированные в шести других городах. 26 ноября суд отменил приговор, и Хаски вышел на свободу. Маргарита Симоньян, главный редактор RT, государственной телекомпании России, написала в Твиттере, что досрочное освобождение Хаски стало результатом личного вмешательства в дело «двух, трех» кремлевских чиновников, которым понравилась его музыка.
Проблемы Хаски не прекратились после его освобождения. Агенты устроили концерт в Вологде 2 декабря, но за несколько дней до мероприятия, по сообщениям СМИ, администрация клуба, в котором он должен был выступить, связалась с его менеджером и сообщила, что вынуждена отменить выступление, так как прокуратура и милиция пригрозили закрыть концерт. клуб вниз.
Friendzone
На музыку Friendzone повлияли акустика, поп, рэп и панк. Музыка в первую очередь предназначена для подростков и охватывает темы подростковой тоски со ссылками на школьные дискотеки, сексуальные расстройства, алкоголь и курение. Их музыкальные клипы и рекламные материалы наполнены яркими красками и визуальными эффектами в стиле поп-музыки. О растущей популярности группы свидетельствует их быстрорастущая страница в ВК. Страница была создана в апреле 2018 года, и сейчас у нее почти 360 000 подписчиков. Их самый большой хит на сегодняшний день «Бойчик» набрал более 11 миллионов просмотров на YouTube.
Анастасия Зайцева, тур-менеджер группы, сообщила Хьюман Райтс Вотч, что ноябрьско-декабрьский тур Friendzone был сорван из-за того, что местные власти предупредили концертные площадки, утверждая, что выступление Friendzone позиционируется как открытое для детей от 12 лет (16 — возрастной ценз). согласия в России) это может привести к нарушению законов о защите детей, включая запрет на пропаганду гомосексуализма. В предупреждениях, четыре из которых находятся в досье Хьюман Райтс Вотч, местные власти утверждают, что музыка группы побуждает детей к употреблению алкоголя, других запрещенных веществ, мыслям о самоубийстве, неуважению традиционных семейных ценностей и вступлению в «нетрадиционные сексуальные отношения». ».
Зайцева рассказала, что в общении с владельцами заведения власти неизменно проявляли особое беспокойство по поводу песни Friendzone «Бутылка», в которой группа играет в «бутылочку», бутылка указывает на двух девушек, а девушки целуются. В тексте песни есть такие слова: «И я не могу забыть ее губы на моих губах, крути бутылочку!» и «Любовь не зависит от пола».
Зайцева сообщила площадкам, что группа исключит из программы эту песню, как и любые другие песни, которые власти сочтут неуместными. Она также предложила изменить возрастную категорию концертов на 18+. Площадки были достаточно напуганы предупреждениями и считали, что будут последствия для проведения выступления в френдзоне.0003
В некоторых случаях концерты отменялись в последний момент. В одном случае они связались с менеджером до запланированного выступления.
12 ноября у группы был запланирован концерт в Красноярске, но администрация площадки неожиданно его отменила. Группа нашла другой сайт, но и его отменили. Менеджер тура нашел третьего, но за час до саундчека Зайцева узнала, что прокуратура вызвала менеджера площадки на «встречу». Зайцева рассказала Хьюман Райтс Вотч, что бросилась туда. Чиновники не пустили Зайцеву на митинг, но потом один чиновник показал Зайцевой копию официального предупреждения, которое было передано управляющему залом, в котором говорилось, что проведение концерта будет равносильно ряду нарушений российского законодательства о защите детей. В документе, который сфотографировала Зайцева и с которым ознакомилась Хьюман Райтс Вотч, говорится, что местный уполномоченный по правам ребенка подал жалобу о том, что песни френдзоны «пропагандируют алкоголь, суицид и т. д.». и что билеты на концерты продавались «с возрастной отметкой 12+».
Местная группа по борьбе с наркотиками «Антидилер» приветствовала отмену и заявила, что предупредила власти Красноярска о том, что френдзона является «мерзостью» и что «петь детям о наркотиках, однополой любви и разврат — преступление против нации». Они также призвали «другие города Сибири» запретить запланированные выступления Friendzone.
13 ноября Friendzone готовились к концерту в Кемерово. Менее чем за час до спектакля менеджер площадки сообщил Зайцевой: «Нам позвонили из администрации [города]. Ваши требования к возрасту не подходят». Зайцева предложила поднять возрастной ценз концерта до 18+. Но после того, как на место прибыл муниципальный чиновник с письменным предупреждением, а также многочисленные сотрудники полиции и прокуратуры, менеджер приказал Зайцевой и группе уйти.
За день до концерта Friendzone в Вологде, запланированного на 4 декабря, руководство площадки получило письменное предупреждение от местной прокуратуры о возрастной отметке 12+. Руководство отклонило предложение Зайцевой поднять входной возраст до 18+ и отменило выступление. В предупреждении указывалось, что в прокуратуру поступило предупреждение о планируемом концерте от местного уполномоченного по правам ребенка.
За несколько дней до запланированного на 5 декабря в Ярославле концерта Friendzone местная прокуратура связалась с организаторами, заявив, что программа не подходит для детей. В ответ организаторы пометили мероприятие как 16+ и исключили несколько песен. Однако, как сообщила Зайцева 5 декабря, в руководство заведения поступили звонки из «около 10 официальных органов», включая прокуратуру, пожарную часть и полицию по борьбе с экстремизмом, с заявлением о внеплановых проверках места проведения и «даже продовольственного контроля». агентству, которому внезапно понадобилось осмотреть кухню». Friendzone не захотела подвергать площадку опасности и отменила концерт.
Френдзона также отменила концерт, запланированный на 6 декабря в Иваново, сославшись на «давление и угрозы со стороны правоохранительных органов». «Проводить концерт в таких условиях просто невозможно», — написала группа на своей странице в «ВКонтакте». Затем оставшуюся часть тура отменили.
IC3PEAK
IC3PEAK, дуэт Анастасии Креслиной и Николая Костылева, описывает свой стиль как «русский хоррор-хип-хоп». В их песнях обычно затрагиваются темы, считающиеся спорными, включая политику, проблемы ЛГБТ и наркотики. Их последние видео выполнены в готическом стиле. Некоторые изображения, кажется, призваны шокировать. На странице IC3PEAK в ВК 167,198 подписчиков. Их последний альбом Fairytale включает в себя их самый большой хит «Death No More», который был выпущен в конце октября 2018 года и к середине февраля набрал около 19 миллионов просмотров.
В клипе на песню «Death No More» Креслина обливается керосином на ступеньках здания правительства России, а Костылев зажигает спичку; затем показывают, как они притворяются, что едят сырую печень перед мавзолеем Ленина, и играют в пирожки, сидя на плечах двух мужчин в форме омоновцев возле штаб-квартиры ФСБ в Москве. Клип также включает в себя изображения их утонувших и сожженных дотла. В текстах песен есть отсылки к полицейским облавам, самоубийствам, разрушениям и наркотикам.
После выхода «Death No More» IC3PEAK столкнулись с вмешательством властей в их концерты как минимум в 10 городах России.
За несколько дней до выступления IC3PEAK, запланированного на 22 ноября в Нижнем Новгороде, на место прибыли сотрудники МЧС и потребовали от руководства отменить мероприятие. 19 ноября организаторы тура договорились с другой площадкой, но туда прибыли пожарные инспекторы и потребовали отменить концерт, пригрозив закрыть клуб за предполагаемые нарушения правил пожарной безопасности. В последний момент организаторы нашли другую площадку, где в итоге выступили IC3PEAK.
Хьюман Райтс Вотч побеседовала с Тимуром Мифтахутдиновым, юристом правозащитной сети «Агора», представляющим интересы IC3PEAK в Казани. Мифтахутдинов рассказал о давлении, которое было оказано с целью отмены концерта IC3PEAK в Казани, запланированного на 23 ноября. Мифтахутдинов сказал, что в клуб позвонили из муниципалитета и оказали давление на руководство. IC3PEAK перенес концерт на другую площадку за пределами центра города. Однако незадолго до саундчека прибыли муниципальные власти, ФСБ и милиция и потребовали его отменить. IC3PEAK перенес концерт на другую площадку, но, по словам Мифтахутдинова, через 30 минут после выступления приехали власти, заставили клуб отключить электричество и заставили всех уйти. Полиция заявила, что имело место сообщение о заложенной бомбе, но Мифтахутдинов, присутствовавший на концерте, сказал, что полиция на месте проведения мероприятия не действовала так, как если бы они действительно реагировали на сообщение о заложенной бомбе.
Электричество отключили, и Настя [Креслина] спела «Смерти больше нет» a capella [и в темноте]. Как только трек закончился, люди начали расходиться. К тому времени, когда полиция вошла в зал, почти все разошлись… Когда мы уходили, вошел полковник милиции и сказал: «Вон! Вне!» Если бы были причины опасаться взрыва, то должен был бы прийти сапер, кинологическая команда, а не полковник милиции…
В Перми, где у IC3PEAK был концерт, запланированный на 27 ноября, две площадки были отменены из-за давления со стороны властей, сообщила Ольга Бедерсон, еще один юрист Agora, представлявшая интересы IC3PEAK в Перми. По ее словам, группе удалось выстроить третью площадку, но примерно в 19:30, за час до выступления, в клуб вошел сотрудник ФСБ в сопровождении сотрудников милиции и наедине встретился с менеджером клуба. Когда встреча закончилась, менеджер сказал IC3PEAK, что концерт не состоится. Полицейские приказали фанатам уйти, пригрозив тем, кто не хочет уйти, обвинениями в нарушении общественного порядка. Люди начали уходить.
Бедерсон сказал, что несколько сотрудников правоохранительных органов в штатском загнали IC3PEAK на огороженный задний двор клуба, а один заявил, что у него есть приказ «вывести их за пределы города».
Бедерсон, прибывший на место около 20:00, сказал:
[Я сказал] «У ребят есть билеты из Перми [поездом] на завтра. Зачем вывозить их за город?… В чем их обвиняют?… А человек сказал: «Они ни в чем не обвиняются», но ему нужно сопровождать их «в интересах их безопасности».
В конце концов группе разрешили покинуть помещение. Бедерсон, который поддерживал связь с группой до их отъезда из Перми на следующий день, сказал, что сотрудники службы безопасности преследовали такси IC3PEAK, припаркованное у их квартиры, ждали там всю ночь, а утром последовали за группой к поезду.
29 ноября прокуратура Тюмени вынесла предупреждение сайту «Дом Печати», где 30 ноября должно было выступить IC3PEAK, заявив, что концерт может нарушать законодательство о защите детей, а также отметив, что он не подвергался терроризму проверку безопасности, обязательную для места скопления большого количества людей, и что из-за отсутствия сертификата безопасности здесь нельзя было проводить «массовое мероприятие» (т.е. концерт). Дом Печати продолжил концерт.
28 ноября, по данным СМИ, площадка в Новосибирске сообщила тур-менеджеру IC3PEAK Олегу Митрофанову об отмене концерта, запланированного на 1 декабря. Администрация площадки отказалась комментировать причины отмены. Менеджер тура нашел другое место. 1 декабря полиция задержала IC3PEAK около 18:00. когда они прибыли в Новосибирск.
Полиция подошла к группе, когда они вышли из поезда, и заявила, что полицейская собака учуяла что-то подозрительное в багаже IC3PEAK. Полицейские надели на Костылева наручники и отвезли его и Митрофанова в ближайший участок. Креслина немедленно позвонила их местному юристу, связанному с «Агорой», Валентину Демиденко, который прибыл незамедлительно.
Демиденко сообщил Хьюман Райтс Вотч, что милиция задержала Костылева и Митрофанова в связи с якобы «анонимным оповещением о наркотиках». Полиция обыскала обоих мужчин и их багаж, ничего не нашла и через три часа отпустила их бесплатно. Демиденко сказал, что милиционеры в отделении вели себя вежливо, но не предоставили никакой информации о личности и принадлежности полицейских, арестовавших мужчин. После выхода IC3PEAK они без сбоев выступили на второй площадке.
2 декабря у IC3PEAK был запланирован концерт в Красноярске, но накануне администрация сайта отменила его, сославшись на проблемы с проводкой. Вскоре после того, как IC3PEAK и Митрофанов прибыли в Красноярск, им позвонила местная полиция по борьбе с экстремизмом и предложила встречу. Менеджер тура встретился с полицией вместе с Владимиром Васиным, юристом, связанным с Агорой в Красноярске.
Васин рассказал Хьюман Райтс Вотч, что милиция была вежлива, сказали, что будут следить за концертом, и пообещали, что при соблюдении возрастного ограничения 16+, проверке документов и не чрезмерном употреблении алкоголя «проблем не будет». ». Несколько других площадок отказались от проведения концерта, который в итоге прошел без происшествий.
6 декабря в Воронеже сотрудник Роспотребнадзора прибыл в клуб, где должен был выступить IC3PEAK в тот вечер, и сообщил, что ему необходимо сдать анализы в связи с предполагаемой жалобой на пищевое отравление. По словам местного юриста IC3PEAK Никиты Чермашенцева, после этого чиновник ушел, не оформив никаких документов. Полиция прибыла туда примерно через час, незадолго до начала представления. Они рассказали руководству, что сотрудник Роспотребнадзора подал жалобу о том, что клуб помешал ему выполнять свои обязанности. Полиция также показала предписание Роспотребнадзора о временном закрытии бара. «Я разговаривал с одним из офицеров наедине, — сказал Чермашенцев Хьюман Райтс Вотч. «Он объяснил, что они получили приказ не допустить этого события».
Милиция перекрыла фанатам вход в клуб, но Митрофанов провел через черный ход от 50 до 70 фанатов, и группа отыграла для них почти полный альбом.
«Если бы [чиновнику] Роспотребнадзора помешали провести проверку… Я очень сомневаюсь, что [милиция] приехала бы», — сказал Чермашенцев. — А даже если бы и были, то их было бы не так много и не так быстро [как в данном случае]».
Оставшиеся четыре концерта IC3PEAK в декабре прошли без сбоев. 23 декабря IC3PEAK написал на своей странице ВКонтакте:
Благодаря огласке в СМИ и помощи правозащитников несколько последних концертов тура в России прошли без цензуры и прошли без проблем. Когда стало понятно, что силовики будут нам мешать абсолютно везде, мы могли просто отменить тур. Но мы решили довести дело до конца, чтобы быть примером и показать, что нельзя запрещать музыку.
Рэп захватывает умы молодежи России.

Резюме: Интернет изменил динамику музыкальной индустрии на молодежь в россии
В прошлую пятницу вечером рэпер Big Baby Tape ворвался на сцену в переполненный клуб в этом старинном подмосковном городке, чтобы начать тур из 32 концертов. Толпа, в основном подростки, восторженно выкрикивала его имя, прыгала и подпрыгивая друг от друга, когда заиграла пробивная, тяжелая басовая музыка.
Всего год назад Big Baby Tape был известен только поклонникам рэпа.
Но в ноябре он выпустил «Dragonborn», свою первую студийную запись.
альбом, размещая его в социальных сетях и на стриминговых платформах. Альбом
имел ограниченную ротацию на российском радио, и не было музыкальных клипов.
играли по телевизору. Тем не менее, он стал платиновым за три дня. Треки из
«Драконорожденный» проиграно более 300 миллионов раз во ВКонтакте,
главной социальной сети и стриминговой платформы в России, и были на
График Apple Music за месяцы. В одно мгновение слабый рэпер,
также известный как Егор Ракитин, превратился в знаменитость. В настоящее время он носит
большие солнцезащитные очки на публике, чтобы не быть узнанным.
«Я никогда не вкладывал деньги в рекламу», — сказал Большой Малыш. Лента, родившаяся через пять дней после того, как Владимир Путин стал президентом России президентом в 1999 году. «Сегодня на стриминге можно хорошо заработать онлайн», — добавил он.
Всего несколько лет назад рост Big Baby Tape не был бы
возможно в России, где индустрия поп-музыки усиленно охраняется
лояльных Кремлю чиновников культуры. Выступили ветераны музыкальных продюсеров
в качестве привратников для выступлений на телевидении и радиостанциях, следя за тем, чтобы
контент не раскачивал лодку. Без выступлений на телевидении и радио,
артисты не могли заполнить большие концертные площадки.
Но, как и везде, интернет в России стал доминантой
силу в музыкальной индустрии для молодежи, и это изменило
динамичный. В апреле количество платных подписчиков Яндекс. Музыки, один
ведущих стриминговых платформ России, достигло 1,7 млн,
почти вдвое всего за год. Вместе с неплательщиками около 20
миллионов пользуются сервисом ежемесячно.
С помощью таких торговых точек расцвела яркая культура рэпа, которая не зависит от правительства и предпочитаемой им эстетики и ценности. Стали появляться новые звезды, исследующие поджанры и ломающие табу.
«Рэперы не пытались изгибаться, чтобы попасть на телевидение, что было бы означает удаление всех следов наркотиков, ругательств и всех комментариев сексуального характера из свои тексты», — сказал 40-летний Андрей Никитин, редактор The Flow, веб-сайт, который следил за сценой в течение многих лет.
Рэп начал захватывать умы молодежи в России так же, как лица в возрасте 24 лет и младше переходят из группы, оказывающей наибольшую поддержку путинского правительства к тому, кто все более критически относится к нему, по многочисленным опросам.
Похоже, Кремль обеспокоен. В 2018 году состоялись десятки концертов
отменен, а в ноябре рэпер Хаски, он же Дмитрий
Кузнецов был задержан полицией в Краснодаре после того, как он
пытался устроить импровизированное выступление на крыше машины после концерта.
было из-за того, что игра была отменена.
Face, он же Иван Дрёмин, читает рэп в московском клубе Изображение предоставлено: NYT
В декабре Путин созвал заседание совета, который консультирует ему по культуре, и поручил своей администрации разработать программу что увеличило бы роль государства в поп-музыке, введя гранты и открытие музыкальных студий по всей стране. Правительство сказал, что перейдет к фильтрации нежелательного контента в Интернете, но не смог найти эффективное техническое решение для этого.
«Влияние хип-хопа было огромным», — сказал рэпер.
Оксимирон, 34 года, пионер независимого хип-хопа в России. Добавил он
что «через музыку, изобразительное искусство, фильмы, танцы, стили одежды
и многое другое, ключевые ценности хип-хопа распространились по современным российским
культура».
«Российская молодежь более космополитична, более созвучна
текущие западные и мировые тенденции, больше принимая другие
национальности и традиции и лучше осведомлены о социальных и политических проблемах
через пруд», — сказал Oxxxymiron, также известный как Мирон Федоров.
«Это неизбежно изменит то, как это поколение относится к
себе, обществу и миру».
В то время как большинство рэперов избегали прямых политических заявлений в своих
лирике, они решали вопросы, далекие от славного прошлого, что большая часть
Спонсируемая государством культурная продукция России хвалит. Памяти
Вторая мировая война или советские спортивные победы, две популярные темы в
кино и телевидения, имеют мало общего с повседневной жизнью молодежи.
Мелодии Скриптонита, например, предлагали заглянуть в темноту,
пропитанная алкоголем реальность постсоветской, городской жизни. «Горгород»,
концептуальный альбом Oxxxymiron, рассказавший многослойную историю напряженной
отношения между амбициозным писателем и властолюбивым мэром
воображаемый город.
И как Россия стала замкнутее после конфликта с Западом над Украиной российские рэперы смотрели вовне, принимая вдохновение и заимствование из иностранных культур.
Big Baby Tape, например, смешанный с американским сленгом, взятым из видеоигры с его абсурдным русским флоу, сильно приправленные ругательства. Рэпер Face, прославившийся своими дебошами, мелодии, нарушающие табу, был вдохновлен рэп-движением SoundCloud в Соединенные Штаты.
Рэпер Gone.Fludd на концерте в Краснодаре, Россия Image 1 кредит
В 2017 году должностные лица городов Новосибирск, Омск и Пермь отменил концерты Face, сославшись на давление со стороны местного антинаркотического организации. В южном городе Белгороде организаторы попросили рэпер исполнит гимн России перед концертом. Он отказался, отменив шоу.
После этого Face «решил сделать яростный панк-альбом,
уничтожит правительство, как N.W.A. или Public Enemy», — сказал он.
сказал. В сентябре он выпустил «Ways Are Mysterious».
запись, полная бескомпромиссной критики сегодняшней России, на которой
он стучал: «За свободу слова здесь пожизненно приговорили,
это Россия».
В альбоме оказалось Лицо, выросшее в индустриальном городе Уфе, любимцем оппозиционных активистов и либеральных журналистов, но озадачил многих его младших поклонников, которые более привыкли к его ранее трешовый, панк-стиль.
Влияние Интернета и последовавший за ним бум рэпа были настолько глубоко, что даже сторонники старой, господствующей культуры стали замечать.
Игорь Иванович Матвиенко, влиятельный российский музыкальный продюсер и близкий соратник Путина, ранее призывавший к запрету рэпа, заявил, что «отрасль полностью изменилась», и что это изменение было необратимый.
Но есть и плюсы, сказал он. «Впервые в моей жизни, я понял — и это было для меня настоящим откровением, — что Российская молодежь стала слушать русскую музыку», — сказала Матвиенко.
«Если вы пойдете на Патриаршие пруды, вы услышите русский язык
треки, громко гремящие от проезжающих машин», — сказал он, имея в виду
один из самых богатых районов в центре Москвы. «Возможно, они
будет не очень хорошо идеологически, — добавил он, — но они
будет на русском».
Иван Дрёмин, который читает рэп как Face, прославился своим дебоширом,
Нарушающие табу мелодии Изображение предоставлено: NYT Посетители у рэпера
Концерт Gone.Fludd в Краснодаре, Россия Изображение предоставлено: NYT Ivan
Дрёмин, который читает рэп как Face, в Москве Изображение предоставлено: NYT Посмотреть галерею как
list Нишевый жанр в России Еще в 2000-х рэп был
нишевый жанр в России. Хип-хоп группы, такие как Kasta и CENTR, гастролировали.
по огромной стране, но так и не вырвались в мейнстрим. СМИ
освещение, как правило, отвергало русский рэп как провинциальный, вместо этого сосредотачиваясь
на инди-музыку, у которой было очень мало поклонников за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Петербург. Поворотный момент наступил в 2015 году, когда несколько новаторских
были выпущены альбомы, в том числе записи Oxxxymiron и
Казахстанский рэпер Скриптонит. Примерно в то же время рэпер
Boulevard Depo основал коллектив YungRussia, который начал гастролировать
по России.