Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Цисгендерный человек что это – Чем цисгендерные люди действительно могут помочь трансгендерным людям » MAKEOUT — Журнал про гендер и сексуальность

Цисгендерный человек что это – Чем цисгендерные люди действительно могут помочь трансгендерным людям » MAKEOUT — Журнал про гендер и сексуальность

Содержание

«Цисгендер», «эйджизм» и еще 10 новых слов, значения которых сегодня стыдно не знать

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Жизнь в XXI веке стремительна: появляются новые явления, меняются отношения между людьми, старые правила и формы поведения постепенно трансформируются. Конечно, возникают и новые слова и термины, которые называют появившиеся понятия. Проблема только в том, что они не сразу становятся массовыми и многим людям поначалу сложно понять, что скрывается за незнакомым словом.

Мы в AdMe.ru стараемся идти в ногу со временем. В этот раз мы составили подборку важных, но пока не слишком рапространенных социальных терминов. Лучше выучить их сегодня, чтобы не бояться выглядеть несовременным или простоватым в общении завтра.

1. Эйджизм

В основе этого термина английское слово age — «возраст». Он привлекает внимание к довольно важной и распространенной проблеме — предвзятом отношении к людям старшего возраста. Современный мир подстроен под молодых: начиная от работодателей, которые предпочитают брать на работу тех, кому 30, а не 60, и заканчивая приложениями для знакомств, где зрелому человеку очень тяжело познакомиться с кем-либо.

Негативные стереотипы о пожилых людях, игнорирование их потребностей и предвзятое отношение — все это эйджизм.

2. Цисгендер

«Цисгендер» — слово, сложенное из латинского cis — «односторонний» и английского gender — «пол», «гендер». Так называют людей, чей биологический пол совпадает с гендером, то есть характеристиками, которые нему приписывают. Например, если вы родились женщиной, вам с детства комфортно в своем теле и в целом вы соответствуете представлениям общества о том, как должна выглядеть и вести себя женщина, значит, вы цисгендер.

3. Эйблизм

Этот термин образовался от английского слова able — «могущий». Он означает дискриминацию по физическим возможностям:

когда людям с ограничениями приписывают негативные черты характера, интеллектуальных способностей и т. д.

Во многих странах уже борятся с этой проблемой: делают социальные пространства более удобными для инвалидов, создают рабочие места, где могут трудиться люди с особенностями развития или хроническими заболеваниями, в массовой культуре в главных ролях появляются герои с физическими или психическими ограничениями.

Тем не менее эта проблема все еще актуальна, и хорошо, что сегодня у нее есть название.

4. Виктимблейминг

Прямой перевод этого термина — «обвинение жертвы», от английского vicitm — «жертва» и blame — «вина». В современном обществе все больше укореняется мнение о том, что вина должна лежать в первую очередь на инициаторе конфликта. Неважно, украли ли у человека кошелек или напали на него в темном переулке, — в подобной ситуации он жертва. Если же кто-то начинает рассуждать о том, что кошелек торчал из кармана или человек решил сократить путь через темную улицу и этим спровоцировал преступника, — это виктимблейминг.

5. Бодипозитив

Цисгендерность — Википедия

Цисгендерность (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.

Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что

«цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].

Этимология

Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.

Цисгендерный и циссексуальный

Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»

[6].

Использование

Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].

Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].

Джулия Серано также использует термин «

циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].

В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.

Критика

Со стороны феминизма

В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.

Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении

[14].

Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав.[15]

Со стороны интерсексуальных организаций

Интерсексуальные люди рождены с атипичными половыми характеристиками, которые могут усложнять определение половой принадлежности и приводить к вынужденному медицинскому лечению[16][17]. Интерсексуальные организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсексуальных людей. Международная австралийская организация интерсексуалов утверждает, что в то время как большинство интерсексуальных людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.

Примечания

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: 'Gender Normals,' Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
  4. 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
  9. ↑ . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. "What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism" // The New Yorker.
  16. ↑ Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
  17. Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.

Ссылки

Цисгендерность — Википедия. Что такое Цисгендерность

Цисгендерность (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.

Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].

Этимология

Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.

Цисгендерный и циссексуальный

Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].

Использование

Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].

Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].

Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].

В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.

Критика

Со стороны феминизма

В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.

Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].

Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав.[15]

Со стороны интерсексуальных организаций

Интерсексуальные люди рождены с атипичными половыми характеристиками, которые могут усложнять определение половой принадлежности и приводить к вынужденному медицинскому лечению[16][17]. Интерсексуальные организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсексуальных людей. Международная австралийская организация интерсексуалов утверждает, что в то время как большинство интерсексуальных людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.

Примечания

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: 'Gender Normals,' Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
  4. 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
  9. ↑ . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. "What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism" // The New Yorker.
  16. ↑ Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
  17. Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.

Ссылки

Цисгендерность — WiKi

Цисге́ндерность (от лат. cis — «односторонний» и англ. gender — «пол, гендер») — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.

Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].

Этимология

Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.

Цисгендерный и циссексуальный

Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].

Использование

Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].

Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].

Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].

В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.

Критика

Со стороны феминизма

В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.

Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].

Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав[15].

Со стороны интерсекс-организаций

Интерсексы — это люди, родившиеся с половыми признаками, которые не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам, определяющим пол, относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни. Интерсекс-организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсекс-людей. Международная австралийская организация интерсексов утверждает, что, в то время как большинство интерсекс-людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.

Примечания

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: 'Gender Normals,' Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality (неопр.). Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241—274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15. Архивировано 13 января 2020 года.
  4. 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231—248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811—837. — PMID 7480808.
  9. ↑ . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81—93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33—55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. "What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism" // The New Yorker. Архивировано 13 января 2020 года.

Ссылки

30 примеров цисгендерных привилегий » MAKEOUT — Журнал про гендер и сексуальность

  • Галоўная
  • Камін-аўт
  • Кінаклуб
  • Пераклады
  • Спецпраекты
  • Аб праекце
  • Звязацца з камандай
  • English description

Мая гісторыя

Вика

Влад

Женя

Карина

Милана

Никита

Андрей

Данюша

Анастасия

Андрэй

Рубэн

Саша

А.

Ксения

Даша

Арчи

Алиса

Коля

Настя

Слава

Андрэй

Татьяна

  • Камін-аўт
  • Кінаклуб
  • Пераклады

Цисгендер Википедия

Цисге́ндерность (от лат. cis — «односторонний» и англ. gender — «пол, гендер») — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.

Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].

Этимология

Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.

Цисгендерный и циссексуальный

Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].

Использование

Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].

Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].

Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].

В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.

Критика

Со стороны феминизма

В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.

Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].

Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав[15].

Со стороны интерсекс-организаций

Интерсексы — это люди, родившиеся с половыми признаками, которые не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам, определяющим пол, относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни. Интерсекс-организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсекс-людей. Международная австралийская организация интерсексов утверждает, что, в то время как большинство интерсекс-людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.

Примечания

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: 'Gender Normals,' Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality (неопр.). Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241—274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15. Архивировано 13 января 2020 года.
  4. 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231—248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811—837. — PMID 7480808.
  9. ↑ . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81—93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33—55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. "What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism" // The New Yorker. Архивировано 13 января 2020 года.

Ссылки

Цисгендерность — Википедия

Цисгендерность (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.

Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].

Этимология

Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.

Цисгендерный и циссексуальный

Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].

Видео по теме

Использование

Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].

Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].

Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].

В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.

Критика

Со стороны феминизма

В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.

Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].

Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав.[15]

Со стороны интерсексуальных организаций

Интерсексуальные люди рождены с атипичными половыми характеристиками, которые могут усложнять определение половой принадлежности и приводить к вынужденному медицинскому лечению[16][17]. Интерсексуальные организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсексуальных людей. Международная австралийская организация интерсексуалов утверждает, что в то время как большинство интерсексуальных людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.

Примечания

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: 'Gender Normals,' Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
  4. 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
  9. ↑ . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. "What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism" // The New Yorker.
  16. ↑ Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
  17. Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *