«Цисгендер», «эйджизм» и еще 10 новых слов, значения которых сегодня стыдно не знать
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Жизнь в XXI веке стремительна: появляются новые явления, меняются отношения между людьми, старые правила и формы поведения постепенно трансформируются. Конечно, возникают и новые слова и термины, которые называют появившиеся понятия. Проблема только в том, что они не сразу становятся массовыми и многим людям поначалу сложно понять, что скрывается за незнакомым словом.
Мы в AdMe.ru стараемся идти в ногу со временем. В этот раз мы составили подборку важных, но пока не слишком рапространенных социальных терминов. Лучше выучить их сегодня, чтобы не бояться выглядеть несовременным или простоватым в общении завтра.
1. Эйджизм
В основе этого термина английское слово age — «возраст». Он привлекает внимание к довольно важной и распространенной проблеме — предвзятом отношении к людям старшего возраста. Современный мир подстроен под молодых: начиная от работодателей, которые предпочитают брать на работу тех, кому 30, а не 60, и заканчивая приложениями для знакомств, где зрелому человеку очень тяжело познакомиться с кем-либо.
Негативные стереотипы о пожилых людях, игнорирование их потребностей и предвзятое отношение — все это эйджизм.
2. Цисгендер
«Цисгендер» — слово, сложенное из латинского cis — «односторонний» и английского gender — «пол», «гендер». Так называют людей, чей биологический пол совпадает с гендером, то есть характеристиками, которые нему приписывают. Например, если вы родились женщиной, вам с детства комфортно в своем теле и в целом вы соответствуете представлениям общества о том, как должна выглядеть и вести себя женщина, значит, вы цисгендер.
3. Эйблизм
Этот термин образовался от английского слова able — «могущий». Он означает дискриминацию по физическим возможностям: когда людям с ограничениями приписывают негативные черты характера, интеллектуальных способностей и т. д.
Во многих странах уже борятся с этой проблемой: делают социальные пространства более удобными для инвалидов, создают рабочие места, где могут трудиться люди с особенностями развития или хроническими заболеваниями, в массовой культуре в главных ролях появляются герои с физическими или психическими ограничениями.
Тем не менее эта проблема все еще актуальна, и хорошо, что сегодня у нее есть название.
4. Виктимблейминг
Прямой перевод этого термина — «обвинение жертвы», от английского vicitm — «жертва» и blame — «вина». В современном обществе все больше укореняется мнение о том, что вина должна лежать в первую очередь на инициаторе конфликта. Неважно, украли ли у человека кошелек или напали на него в темном переулке, — в подобной ситуации он жертва. Если же кто-то начинает рассуждать о том, что кошелек торчал из кармана или человек решил сократить путь через темную улицу и этим спровоцировал преступника, — это виктимблейминг.
5. Бодипозитив
Цисгендерность — Википедия
Цисгендерность (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.
Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].
Этимология
Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс
Цисгендерный и циссексуальный
Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу» [6].
Использование
Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].
Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].
Джулия Серано также использует термин «циссексизм
В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.
Критика
Со стороны феминизма
В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.
Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении [14].
Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав.
Со стороны интерсексуальных организаций
Интерсексуальные люди рождены с атипичными половыми характеристиками, которые могут усложнять определение половой принадлежности и приводить к вынужденному медицинскому лечению[16][17]. Интерсексуальные организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсексуальных людей. Международная австралийская организация интерсексуалов утверждает, что в то время как большинство интерсексуальных людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.
Примечания
- ↑ Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
- ↑ Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
- ↑ Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
- ↑ 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
- ↑ 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
- ↑ Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
- ↑ Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
- ↑ Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
- ↑ . — ISSN 1089-4160.
- ↑ Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
- ↑ 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
- ↑ Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
- ↑ Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
- ↑ Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
- ↑ Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker.
- ↑ Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
- ↑ Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.
Ссылки
Цисгендерность — Википедия. Что такое Цисгендерность
Цисгендерность (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.
Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].
Этимология
Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.
Цисгендерный и циссексуальный
Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].
Использование
Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].
Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].
Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].
В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.
Критика
Со стороны феминизма
В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.
Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].
Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав.[15]
Со стороны интерсексуальных организаций
Интерсексуальные люди рождены с атипичными половыми характеристиками, которые могут усложнять определение половой принадлежности и приводить к вынужденному медицинскому лечению[16][17]. Интерсексуальные организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсексуальных людей. Международная австралийская организация интерсексуалов утверждает, что в то время как большинство интерсексуальных людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.
Примечания
- ↑ Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
- ↑ Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
- ↑ Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
- ↑ 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
- ↑ 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
- ↑ Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
- ↑ Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
- ↑ Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
- ↑ . — ISSN 1089-4160.
- ↑ Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
- ↑ 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
- ↑ Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
- ↑ Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
- ↑ Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
- ↑ Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker.
- ↑ Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
- ↑ Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.
Ссылки
Цисгендерность — WiKi
Цисге́ндерность (от лат. cis — «односторонний» и англ. gender — «пол, гендер») — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.
Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].
Этимология
Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.
Цисгендерный и циссексуальный
Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].
Использование
Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].
Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].
Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].
В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.
Критика
Со стороны феминизма
В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.
Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].
Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав[15].
Со стороны интерсекс-организаций
Интерсексы — это люди, родившиеся с половыми признаками, которые не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам, определяющим пол, относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни. Интерсекс-организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсекс-людей. Международная австралийская организация интерсексов утверждает, что, в то время как большинство интерсекс-людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.
Примечания
- ↑ Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality (неопр.). Gender & Society (Август, 2009).
- ↑ Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241—274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
- ↑ Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15. Архивировано 13 января 2020 года.
- ↑ 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231—248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
- ↑ 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
- ↑ Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
- ↑ Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
- ↑ Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811—837. — PMID 7480808.
- ↑ . — ISSN 1089-4160.
- ↑ Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
- ↑ 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
- ↑ Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81—93.
- ↑ Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33—55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
- ↑ Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
- ↑ Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker. Архивировано 13 января 2020 года.
Ссылки
30 примеров цисгендерных привилегий » MAKEOUT — Журнал про гендер и сексуальность
- Галоўная
- Камін-аўт
- Кінаклуб
- Пераклады
- Спецпраекты
- Аб праекце
- Звязацца з камандай
- English description
Мая гісторыя
Вика
Влад
Женя
Карина
Милана
Никита
Андрей
Данюша
Анастасия
Андрэй
Рубэн
Саша
А.
Ксения
Даша
Арчи
Алиса
Коля
Настя
Слава
Андрэй
Татьяна
- Камін-аўт
- Кінаклуб
- Пераклады
Цисгендер Википедия
Цисге́ндерность (от лат. cis — «односторонний» и англ. gender — «пол, гендер») — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.
Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].
Этимология
Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.
Цисгендерный и циссексуальный
Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].
Использование
Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].
Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].
Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].
В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.
Критика
Со стороны феминизма
В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.
Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].
Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав[15].
Со стороны интерсекс-организаций
Интерсексы — это люди, родившиеся с половыми признаками, которые не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам, определяющим пол, относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни. Интерсекс-организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсекс-людей. Международная австралийская организация интерсексов утверждает, что, в то время как большинство интерсекс-людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.
Примечания
- ↑ Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality (неопр.). Gender & Society (Август, 2009).
- ↑ Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241—274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
- ↑ Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15. Архивировано 13 января 2020 года.
- ↑ 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231—248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
- ↑ 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
- ↑ Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
- ↑ Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
- ↑ Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811—837. — PMID 7480808.
- ↑ . — ISSN 1089-4160.
- ↑ Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
- ↑ 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
- ↑ Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81—93.
- ↑ Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33—55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
- ↑ Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
- ↑ Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker. Архивировано 13 января 2020 года.
Ссылки
Цисгендерность — Википедия
Цисгендерность (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.
Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].
Этимология
Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.
Цисгендерный и циссексуальный
Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].
Видео по теме
Использование
Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].
Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].
Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].
В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.
Критика
Со стороны феминизма
В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.
Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].
Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав.[15]
Со стороны интерсексуальных организаций
Интерсексуальные люди рождены с атипичными половыми характеристиками, которые могут усложнять определение половой принадлежности и приводить к вынужденному медицинскому лечению[16][17]. Интерсексуальные организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсексуальных людей. Международная австралийская организация интерсексуалов утверждает, что в то время как большинство интерсексуальных людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.
Примечания
- ↑ Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality. Gender & Society (Август, 2009).
- ↑ Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241-274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
- ↑ Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15.
- ↑ 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231-248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
- ↑ 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
- ↑ Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
- ↑ Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
- ↑ Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811-837. — PMID 7480808.
- ↑ . — ISSN 1089-4160.
- ↑ Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
- ↑ 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
- ↑ Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81-93.
- ↑ Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33-55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
- ↑ Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
- ↑ Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker.
- ↑ Eliminating forced, coercive and otherwise involuntary sterilization, An interagency statement // World Health Organization. — Май, 2014.
- ↑ Domurat Dreger, Alice. Hermaphrodites and the Medical Invention of Sex. — USA: Harvard University Press, 2001. — ISBN 0-674-00189-3.