В комедии «Да здравствует Цезарь!» братья Коэн шутят про собственный символ веры
Для героя Джоша Бролина нет ничего невозможного / outnow.ch
Это не запой. Это киднеппинг – один из любимых сюжетов Итана и Джоэла Коэнов. Во время съемок картины «Да здравствует Цезарь!» – пеплума о римском полководце, уверовавшем во Христа, – прямо с площадки похищают главную звезду фильма Бейрда Уитлока (Джордж Клуни). Обычно он пропадает по названной в начале абзаца причине. Поэтому, очнувшись в костюме цезаря в незнакомом доме, даже не удивляется: бывает.
Фильмы братьев иногда ходят парами, и пара к «Цезарю» неожиданная. Это «Серьезный человек», одна из коэновских вершин, трагикомическая история преподавателя физики Ларри Гопника, запутавшегося в повседневной суете и мучительно вопрошающего, что хотят сообщить ему небеса.
«Да здравствует Цезарь!» – нежный, все прощающий взгляд с другой стороны. С небес.
А небеса, как и все прочие иллюзии, как известно, производят в Голливуде. Коэны вновь (как в другой своей вершинной картине, «Бартон Финк») берут «золотой век» – времена студийной системы, когда актеры, режиссеры и прочие сотрудники киноиндустрии были связаны многолетними контрактами с одной студией. Но теперь коэновский герой – человек, который решает проблемы. Это легендарный голливудский «фиксер» Эдди Мэнникс (Джош Бролин): в реальности он работал на MGM, в картине «Да здравствует Цезарь!» разруливает проблемы Capitol Pictures, и похищение Бейрда Уитлока – лишь одна из них. Другие заботы Мэнникса, чей рабочий день начинается в 5 утра, – беременность звезды водных мюзиклов, не влезающей в костюм русалки (Скарлетт Йоханссон), и переброска звезды вестернов (Олден Эренрайк) в салонную мелодраму, где тот не может произнести даже одну фразу, несмотря на все усилия лощеного режиссера-гея (Рейф Файнс), с которым у героя Клуни было кое-что в прошлом и теперь об этом разнюхали светские репортерши-близняшки (Тильда Суинтон). И это не считая таких мелочей, как простой натурных съемок фильма о засухе из-за проливных дождей.
Всем персонажам, разумеется, можно подыскать прототипы среди голливудских звезд 1940–1950-х (один или несколько), а путешествие Мэнникса по павильонам Capitol Pictures – повод для иронически-ностальгического ревю по жанрам старого Голливуда, от вестерна до мюзикла про морячков с чечеткой (блестящий выход Ченнинга Татума и один из лучших эпизодов фильма).
Но «Да здравствует Цезарь!», разумеется, не сводится к иронии с ностальгией. Хотя это один из самых легких коэновских фильмов и даже самые гротескные моменты сняты в нем не без нежности. Братья доводят, например, до абсурда историю с паранойей по поводу «красной угрозы». Героя Клуни похищает знаменитая «голливудская десятка» сценаристов-коммунистов (недавно мы видели их в «Трамбо»). Но ничего плохого со звездой пеплума коммунисты не делают, только поят чаем и обращают в свою веру. Чтобы, вернувшись в Capitol, Уитлок, все еще в римском облачении, пламенно втирал Мэнниксу про Марксов «Капитал» («Пишется через «а»!»). Вопрос веры в «Цезаре» – ключевой.
Практически любой мотив и эпизод разыгрываются дважды: в «фильме» героя Клуни обращают в христианство, в «реальности» – в коммунизм (апостолом которого служит «профессор Маркузе»), Мэнникса дважды искушают предложением перейти в авиационную корпорацию (которая делает еще и водородные бомбы) – там четкий график и не надо возиться с сумасшедшими. Дублей обычно два. И даже репортерш, копающихся в грязном голливудском белье, две. Это постоянное удвоение работает в сатирическом, пародийном регистре, но вместе с тем создает и объем. Недаром фраза, которую никак не может произнести ковбой в салонной мелодраме, в итоге звучит как «Не все так просто».
Герой Джоша Бролина регулярно дает отчеты в вышестоящие инстанции (их тоже две – исповедник и владелец студии), но в итоге главный по всему все равно он. Выслушав консультантов от четырех конфессий (католика, православного, протестанта и иудея), он делает вывод, что любая система веры относительна. И только его вера в кино абсолютна.
В рабочем материале картины «Да здравствует Цезарь!» есть титр-заглушка «Божественное явление пока не снято». Хотя на самом деле только его-то Коэны и снимают. Ну кто еще может одной фразой превратить засуху в дождь («Заменим название фильма»)? Когда работа нравится, быть богом – легко.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её
3 марта в российский прокат вышел фильм «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов. Сняв подряд две драмы — «Железную хватку» и «Внутри Льюина Дэвиса» — братья Коэны вернулись к жанру своей фирменной насмешливой комедии, которая, конечно, номинаций и наград не приносит, зато радует поклонников сценаристов и режиссеров, ценящих их специфическое чувство юмора. Комедия Коэнов — это не комедия в общепринятом голливудском смысле. Ничего более далекого от, скажем, Джадда Апатоу, чем «Да здравствует Цезарь!», не существует в мире кино. Коэны-комедиографы не сочиняют шуток. Скорее, они пишут и снимают сцены, которые в данном случае понятны только знатоку предмета — а именно голливудского кино 1950-х. Кадр из фильма «Да здравствует Цезарь!» пресс-служба Universal Наверное, в XX веке не было более бестолкового времени для кино. Золотая эпоха Голливуда заканчивалась, хорошо отлаженная пионерами киноиндустрии машина производства фильмов начинала давать сбой. Пока Николас Рэй снимал «Бунтаря без причины» с новой звездой молодого поколения Джеймсом Дином и пытался выразить проблемы зрителей, открывавших для себя первую юношескую поп-культуру, дряхлевший и проигрывавший войну телевидению Голливуд продолжал на автопилоте снимать старомодные мюзиклы и пеплумы про встречу Цезаря с Христом. Актриса Скарлетт Йоханссон kinopoisk.ru Параллельно шла война со сценаристами-коммунистами, и Коэны доводят этот печальный фрагмент голливудской истории до абсурда. Они придумывают детективный сюжет: сценаристы вербуют и похищают кинозвезд, а некоторых даже отправляют на подводной лодке в СССР, где они быстро начинают привыкать к очередям за туалетной бумагой, зато среди идейных соратников (эту сцену в Союзе, кстати, Коэны хотели снять, но передумали). Среди всего этого распада и безумия пытается выполнять свою работу профессиональный студийный «улаживатель дел», фиксер, человек, благодаря которому весь этот дисфункциональный завод и существует — Эдди Мэнникс (Джош Бролин). Коэны даже не стали менять имя действительно жившего генерального менеджера студии MGM. То же самое и с остальными: Скарлетт Йоханссон играет «голливудскую русалку», списанную с реальной звезды Эстер Уильямс, и хлопоты она доставляет Мэнниксу, как раз свойственные звездам той поры — беременность вне брака, потенциальный конец карьеры. Джордж Клуни играет гибрид Чарльтона Хестона с Кларком Гейблом — во всяком случае анекдот про фильм «Орлиные крылья», роль в котором он получил, переспав с режиссером (Рэйф Файнс, явно играющий Джорджа Кьюкора), рассказывали о Гейбле. Ченнинг Татум танцует номер Джина Келли, но мечтает о социальном равенстве, и так далее. Коэны посвящают этот фильм тому самому одному нормальному человеку на этом корабле глупцов, который хоть и раздумывает над предложением сменить отрасль — безумный шоу-бизнес на что-то более солидное и надежное — все же отказывается. Потому что в киноиндустрии нет смысла работать, если ее не любишь, как бы ты на нее ни жаловался, и Коэны, несмотря на весь сарказм, признаются в любви к Голливуду, который много потрепал им нервы, но все же сделал их такими, какие они есть сейчас. В этом смысле, несмотря на показанную на экране эпоху 60-летней давности, это один из самых автобиографических фильмов братьев, как ни парадоксально это может прозвучать. |
Кто такие коэны или еврейские «священники»?
Коэн (также пишется как коэн или кохан) — потомок сыновей Аарона, которые служили священниками в Храме в Иерусалиме.
Традиционно коэны (множественное число от коэн) пользуются особыми почестями в синагоге, но на них также распространяются определенные ограничения. Как и левиты, являющиеся потомками помощников жрецов и также удостоившиеся определенных почестей, коэны являются потомками колена Левия. Многие люди с фамилиями Коэн, Кан, Кац (и их различные варианты написания) являются коэнами, а многие с фамилией Леви или Леви являются левитами.
Генетическое исследование, проведенное в 1997 году, показало, что большое количество людей, считающих себя коэнами, независимо от того, являются ли они ашкеназами или сефардами, имеют общую группу маркеров на Y-хромосоме. Чтобы узнать, как сдать анализ на этот ген, обратитесь в Центр коэнов в Иерусалиме.
Традиционно коэном может быть только мужчина, и статус передается от отца к сыну. Дочь коэна традиционно имеет особые обязанности и привилегии, но они действуют только до тех пор, пока она не выйдет замуж, и она не передает их своим детям. В некоторых эгалитарных общинах дочерей коэна продолжают вызывать с особыми почестями даже после того, как она выходит замуж. Немногие реформистские общины соблюдают традиции коэнов, и не все консервативные.
Среди особых почестей, которые получают коэны: Им предоставляется первая алия (призвание к Торе), когда Тора читается в синагоге, и во время некоторых служб они воспроизводят благословение священника.
Коэны также узнаются на церемонии Pidyon HaBen. В Библии Бог повелевает израильтянам, что, придя в землю Ханаанскую, они должны «выкупить всякого первенца мужского пола среди детей ваших» (Исход 13:13). Ребенок выкупается в возрасте 31 дня, когда его родители платят коэну современный эквивалент пяти шекелей — монетами или, в некоторых традициях, ценными предметами.
ПРОЧИТАЙТЕ: Покупка моего сына у священника за несколько серебряных монет
Согласно Торе (Левит 21:7), коэну запрещено жениться на проститутке ( zonah ) или разведенной. Согласно мишне, в категорию зонах входят новообращенная женщина, освобожденная служанка и любая женщина, вступившая в запрещенные сексуальные отношения. Различные сообщества по-разному соблюдают этот закон. Это все еще практикуется православными общинами и некоторыми консервативными общинами, но раввинские авторитеты иногда делают исключения.
Еврейский закон (Левит 21:1) также запрещает коэну контактировать с трупами, кроме трупов близких членов семьи. Это означает, что коэн может избегать посещения кладбища или похорон, за исключением случаев, когда речь идет о близком родственнике (матери/отце, сестре/брате, сыне/дочери, супруге). Некоторые коэны особенно тщательно соблюдают это правило и могут даже избегать входа в музей, в котором есть мумии.
Поскольку статус коэна не может быть доказан (хотя повсеместное тестирование ДНК может в конечном итоге это изменить), синагоги, воздающие особые почести коэнам, полагаются на отдельных лиц, которые идентифицируют себя.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится как КОЭ-ХАЙН, также КОЭ-хен, Происхождение: Еврей, потомок сыновей Аарона, служивших священниками в Иерусалимском Храме.
Ваш браузер не поддерживает элемент audio
.
Произносится: ТОРЭ-ух, Происхождение: иврит, Пятикнижие Моисея.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно
Деяния 25:1-27 Через три дня после прибытия Феста в провинцию он отправился в Иерусалим из Кесарии. Там правящие коэны и ведущие иудеи предъявили обвинения Павлу. Они уговаривали его, спросить Фа | Версия Древа Жизни (TLV)
Через три дня после того, как Фест прибыл в провинцию, он отправился в Иерусалим из Кесарии. Там правящие коэны и ведущие иудеи предъявили обвинения Павлу. Они уговаривали его, просить об одолжении — отправить Павла в Иерусалим, устроив засаду, чтобы убить его по дороге. На это Фест ответил, что Павла охраняют в Кесарии и что он сам вскоре собирается туда отправиться. «Итак, — сказал он, — пусть знатнейшие из вас сойдут со мной; и если в человеке что-нибудь не так, пусть обвиняют его». Пробыв у них не более восьми-десяти дней, он спустился в Кесарию. На следующий день он сел на судейское место и приказал привести Павла. Когда он прибыл, иудеи, пришедшие из Иерусалима, окружили его, выдвигая против него многие серьезные обвинения, которые они не могли доказать. Павел сказал в свою защиту: «Я не совершил никакого преступления ни против Торы еврейского народа, ни против Храма, ни против кесаря». Но Фест, желая сделать одолжение иудейским вождям, сказал Павлу: «Хочешь ли ты пойти в Иерусалим, чтобы предстать передо мной перед судом?» Но Павел сказал: «Я стою перед кесаревым судом, где мне и следует быть судиму. Я не сделал ничего плохого иудеям, как вы прекрасно знаете. Итак, если я неправ и сделал что-либо достойное смерти, я не ищу спасения от смерти. Но если в их обвинениях нет ничего, никто не может выдать меня им. Я взываю к Цезарю!» Затем, когда Фест посоветовался с советом, он ответил: «Ты воззвал к кесарю — к кесарю ты и пойдешь!» По прошествии нескольких дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию, чтобы засвидетельствовать свое почтение Фесту. Когда они пробыли там несколько дней, Фест изложил царю дело Павла, сказав: «Есть человек, оставленный Феликсом в плену. Когда я был в Иерусалиме, правящие коэны и старейшины Иудеи предъявили ему обвинение, прося суда над ним. Я ответил им, что в римской практике не принято передавать кого-либо до того, как обвиняемый встретится со своими обвинителями лицом к лицу и получит возможность выступить в свою защиту по обвинению. Итак, когда они собрались здесь, я не медлил, а на другой день сел на судейское место и велел привести этого человека. Когда обвинители встали, они не предъявляли обвинения в тех преступлениях, в которых я подозревал. Вместо этого у них были определенные разногласия с ним по поводу их собственной религии и по поводу некоего Йешуа, который умер, которого Павел утверждал, что он жив. «Поскольку я не знал, как расследовать эти дела, я спросил, не хочет ли он отправиться в Иерусалим, чтобы предстать там перед судом по ним. Но когда Павел ходатайствовал о заключении его под стражу по решению Его Величества Императора, я приказал держать его под стражей, пока не отправлю его к кесарю».