Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Дмитрия нагиева интервью: Дмитрий Нагиев: «Я дорос до той стадии, когда хочу видеть свет в искусстве»

Дмитрия нагиева интервью: Дмитрий Нагиев: «Я дорос до той стадии, когда хочу видеть свет в искусстве»

Дмитрий Нагиев: «Я дорос до той стадии, когда хочу видеть свет в искусстве»

В интервью Дудю вы говорили, что хотите максимально уйти от агрессии и негатива во всех аспектах своей жизни. А тут сериал «Чикатило», где вы играете, по сути, абсолютное зло. Каково это?

Я отношусь к тем людям, которые считают – для того, чтобы бороться со злом и мраком, совершенно не обязательно снимать грязные и мерзкие фильмы. Они не дают результата борьбы и не пропагандируют свет и красоту. Поэтому во мне в данный момент борются два начала. Одно говорит, что ни в коем случае не надо снимать такое кино. И есть эгоизм актерский, который говорит: «Ну попробуй. Мало у кого получится». На Западе ведь пробовали – не получилось. Вот совсем. И я вам объясню почему. По-актерски оправдать эту мразь нечем.

Чтобы получился сильный антигерой, артист обязан опереться на свою любовь к нему, оправдать все его поступки. С Чикатило это невозможно.

Можно оправдать кого угодно: Джека-потрошителя, который убивал только проституток. С трудом, но можно подобрать базу на своей актерской кухне. Ну естественно, и Наполеона, и Гитлера… Но здесь нет оправдания. Поэтому я взялся за роль на полусогнутых трясущихся ногах, и мне пока сложно говорить, что получилось, я не смотрел.

Здесь два момента: если мне удалось, то не дай бог создать героя. Потому что такие герои не то что не должны существовать в нашей памяти, наши дети даже не должны знать, что такая мразь может появиться. Если не удалось, то скажут, что в очередной раз обосрался.

На ваш вопрос я отвечаю точно: чтобы бороться со злом, не нужны такие фильмы.

То есть для вас это именно актерский вызов?

Наверное, можно сформулировать в такую банальность, как «актерский вызов». Это попытка из одной крайности – я имею в виду фильм «Непрощенный» – нырнуть в другую, почувствовать под собой дно.

В «Непрощенном» вам как раз было от чего отталкиваться. Вы не встречались с Калоевым до съемок…

Не встречался, и для меня была большая честь, когда Виталий Константинович после выхода фильма позвонил и пригласил на день рождения своего сына. Значит, что-то я сделал правильно.

А как вы готовились к роли в «Чикатило»?

Я не смотрел почти ничего. Даже когда пытался это делать, смотрел одним глазом, чтобы не скатиться в пародию. Я все-таки настаиваю, что это художественное произведение, пусть и на реальных событиях. Это представление – авторов, режиссера, мое – о событиях того времени. Поэтому готовился я внутри, не пытаясь срисовать.

То есть вы считаете, что документальная точность здесь не так важна?

Она здесь, к сожалению, есть во всех событиях. Она воспроизведена с хронологической точностью, даже вплоть до положений тел. Но – повторюсь – мы снимали художественное кино.

А физиологические особенности героя? Чикатило в вашем исполнении, например, все время вытирает нос платком. Это ваша находка?

Это находка первого дня. Я вышел на площадку и начал играть, но потом понял, что это он играл – и только на суде. Если бы он так играл в жизни, то не был бы ни ударником труда, ни примерным семьянином. Плюс есть же еще и такой известный и драматичный факт: он ни одну жертву никуда не тащил. Все шли добровольно. И чтобы в первый день не налажать, я придумал вот эти движения пальцами. Я что-то подсмотрел у него, но очень точечно, и пытался не срисовать, а сделать свои движения, но не менее сильные по производимому эффекту.

Вам не кажется, что людей очень цепляют трагические события последних лет СССР? Тот же Чернобыль.

Я не думаю, что тут есть какая-то связь. Событие само по себе либо яркое, либо нет. К сожалению, мы так устроены, что нас интересует грязь и жестокость. Так будет происходить до тех пор, пока… Пока, например, у нас будут существовать некоторые виды спорта. Я никого не хочу обижать, я и сам ими занимался. Но кровопролитие, которое собирает целые стадионы, это ужасно. Это не имеет отношения к спорту, это просто зрелище, которое почему-то будоражит наши изломанные умы. Как только мы начнем от этого избавляться, нам и дышать будет легче. Я на сегодняшний день дорос до той стадии, когда я хочу видеть свет в искусстве.

Поэтому между вот такими работами я позволяю себе сняться в паре-тройке комедий ни к чему не обязывающих. Просто чтобы несколько минут люди поулыбались. В фильмах, которые у меня выходят на платформах, вы даже мата не встретите. Самое страшное слово там – «какашка».

«Чикатило» стоит особняком?

Для любого актера он стоял бы особняком. И к моему сожалению, проект снят лишь наполовину. Когда я пришел к режиссеру и сказал, что больше не могу, мне сказали: «Стой, не убегай. Его надо убить».

У вас с режиссером этого сериала – Сариком Андреасяном – сложился уже целый творческий тандем.

Я вообще не работаю с теми, кто мне не приятен по-человечески. Иногда говорят: «Хочешь любить актера – не ходи за кулисы». Я некоторых узнаю сначала как людей и потом отказываюсь работать. А если отношения сложились, то я работаю несколько раз и плачу добротой в обмен на доверие.

Что до Сарика Андреасяна – про него что только не говорят. Мое твердое убеждение – Сарику надо работать над манерой съемок комедий. К комедиям Сарика у меня масса вопросов. Все что касается серьезного кино – будь то «Землетрясение» или «Непрощенный» – здесь Сарик работает четко, точно. Приходя на площадку, он знает, что снимать. Не думаю, что тут надо говорить о родственном тандеме.

И не забывайте, что несколько проектов мы сделали в пандемию. Пока все простаивали, бригада Андреасяна дала работу десяткам актеров, которые были до слез благодарны. В том числе и я – я в пандемию снимал «Нагиев на карантине». Говорить о высоком художественном смысле не буду, но надеюсь, что хотя бы чуть-чуть мы что-то сделали правильно.

Кстати, о шоу. У вас на YouTube вышла пара эпизодов шоу «Везде Нагиев». У него будет продолжение?

Мы пока на распутье.

Один из выпусков YouTube заблокировал с формулировкой, что, мол, в кадре кровь, а ведущий источает секс.

И мы ничего не могли с этим сделать. Кровь-то можно убрать…

А вот как перестать источать секс!

Вот да. Ну в общем, с этой формулировкой нас заблокировали. И когда мы поняли, что никаких семи миллионов просмотров нам не видать как собственных ушей, у меня опустились руки. А сейчас уже вроде можно, но я сам как-то остыл. Возможно, и сниму что-то. Вообще, мне интересна эта история с тем, чтобы брать интервью у самого себя, со всеми этими масками. Мне кажется, это у меня немного, но получается.

Но опять же, пока что я расписал себе весь год.

В пандемию я сказал себе: «Хватит. Я наконец-то понял, что такое сидеть дома и ковырять в носу. Это удивительное занятие, я посвящу ему остаток жизни».

Вот так я сказал и почему-то расписал себе весь год. Сейчас спрашиваю у директора, как так произошло. А она говорит: «Ну, ты этим обещал. И этим обещал. Вот, держи свои три дня выходных».

У вас среди грядущих проектов планируется роль Остапа Бендера в фильме Петра Зеленова?

С этим проектом пока все неясно, он вроде как заморожен. Мы что-то сняли, но дальше пока непонятно.  

Из больших запусков – проект с Егором Кончаловским. Проект называется «Вождь». Я зачитывался сценарием. Не знаю, конечно, что снимем – может, и говно получится, – но на уровне литературы герой прямо живет. Думаю, что может выйти очень интересный «перевертыш» по сюжету, если у меня хватит таланта, а у Егора – сноровки.

Возвращаясь к «Чикатило». Вы можете вспомнить самый запоминающийся момент со съемок?

А там не было не запоминающихся моментов. Для меня они все гадкие. Моменты убийства не могут быть приятными, они все в башке у меня. Все эти закопанные, расчлененные трупы – это живые действующие актрисы, которых я в перерыве просто держал в руках, закутав в плед.

Еще есть сцены дома, когда я должен оправдать его теплоту, заботу, нежность. Это еще тяжелее, потому что я боялся – и боюсь, – что получится слишком положительный такой дядька. Но по-другому играть нельзя, потому что его любит сын, его любит дочь, жена, которая не предала его, даже когда он был в тюрьме. Он прекрасный семьянин. И это давалось мне очень тяжело.

У меня есть еще один вопрос. Я знаю, что вы не говорите о личной жизни…

Меня не спрашивает никто!

А потому что строго-настрого запрещают!

Я считаю, что нет плохих вопросов, есть актеры, которые не умеют на них отвечать.

И все-таки – мы живем в эпоху новой искренности. У всех в инстаграме душа нараспашку. Вы как к этому относитесь?

Вот мой инстаграм – в нем почти девять миллионов подписчиков (куда-то бот оттяпал у меня 30 тысяч, видимо, неактивных, поэтому сейчас 8 970 000 у меня). И вы там не увидите откровений. Это доказательство того, что ты и так интересен как человек, как личность. Я недавно посмотрел – я на 16-м месте по популярности в инстаграме в России. И это при том, что у меня нет никаких накруток. Я за них никого не осуждаю – таков путь, как говорил Мандалорец. Но у меня их нет.

Что касается откровений с вами – да идите в жопу. Почему я должен это делать?

Что такое откровение? Меня дома разве просили: «Ой, расскажи-ка ты обо мне»? Нет. Если бы это случилось, то я с удовольствием бы это сделал. Но есть моя жизнь, а есть жизнь близких мне людей, которые совершенно не хотят, чтобы их узнавали. Моего брата пару раз караулила съемочная бригада. Один раз он сломал нос, один раз – камеру. А рассказывать про своих женщин – да кому это интересно?

Получается, вы за дистанцию между собой и зрителем?

Да, я дистанцируюсь. Я считаю, что мир искусства – это мир иллюзий, поэтому позвольте мне остаться в некой ауре недосказанности. Возможно, когда придет время… Пришло же время Кирилла. Я, по-моему, ничего о нем не говорил до 16 или 18 лет, потому что это не принесло бы ему ничего, кроме нервотрепки.

Но пришло время, Кирилл снимается сейчас, переходит из фильма в фильм. Выбирает все, правда, авторское кино, но что поделать – другое поколение. Как он говорит: «У тебя не было выбора. У тебя папа из Средней Азии, а у меня папа – Дмитрий Нагиев, я позволю себе повыбирать материал». Придет время поговорить о следующих – если придет, – мы и о них поговорим.

Не можете представить себе, что завтра садитесь за мемуары?

Нет, ни за мемуары, ни за камеру. Я пока еще слишком энергичный человек. И к сожалению, – это я констатирую – тщеславный. Поэтому ни за книженцию, ни с той стороны камеры не встану. Мне предлагают раз за разом что-то снимать – я не готов.

Вероятно, вам также будет интересно:

Дмитрий Нагиев: «Может быть, я действительно неплохой парень?»

Что Иван Дорн и Александр Гудков думают о звездном статусе, хайпе и друг о друге

Художник Николай Кошелев: «Мне очень нравится жить в окружении своих работ»

Дмитрий Нагиев: «С детства не люблю соревнования»

Аргументы Недели → Интервью 13+

27 августа 2021, 09:23 Татьяна Тимука, Шеф-редактор балтийского бюро АН

Фото: globallookpress. com

Если честно, то при таком «политическом напряге» о котором пишу, мне очень захотелось… отдохнуть душой: включаю телевизор, а там кинокартина «Непрощенный»… Эмоции — да! Слезы – да! И Дмитрий Нагиев. Хорош, необычен… для балтийской публики. Знаете, а вот Дмитрий «дернул» меня за душу. И я вспомнила интервью, которое состоялось у меня с Дмитрием Нагиевым несколько лет назад, и которое лежало мертвым грузом… Настало время! Для Балтийского бюро и лично для шеф-редактора Татьяны Тимуки интервью с таким блестящим хулиганом, как Дмитрий Нагиев.

— Дмитрий, сегодня включаешь телевизор, а там, создается такое впечатление, один Нагиев.  Вы такой трудоголик? Или решили все «деньги мира» заработать?

— Зарабатывать деньги – нормальное состояние для мужчины. Конечно, всех не заработаешь. Да и не надо. Люди работают, зарабатывают, а потом понимают, что наступило время, когда их физически невозможно потратить. Но продолжают зарабатывать. Это привычка. Образ жизни. Такая же и история с работой. Я уже не думаю о том, что имя-то свое давно заработал. Просто  меня так долго не снимали, что когда «мадам удача» повернулась ко мне лицом, а не задом я ухватился за такую возможность. Боюсь выпасть из обоймы. Поэтому буду работать, работать, работать…

— Думаю, что вы лукавите, когда говорите, что не думаете о своей популярности. Вы же актер. Вы же шоумен. И это естественное состояние души.

— Когда меня спрашивают о популярности, то я  всегда вспоминаю случай, который произошел с Фаиной Раневской. Она вышла, простите, из туалета с платьем, заправленным в трусы. К ней подошел ее знакомый и говорит: «Фаина Георгиевна, у вас там что-то сзади…» На что великая актриса ответила: «Господи, я думала, что слава нагрянула!» Вот и я думаю, что популярность  важна для актера, но когда ее получаешь, то огромной погоды она уже не делает. Ты просто живешь. Я прошел трудный путь восхождения. Прошел и этап звездной болезни. Да все известные люди проходили.

Никогда не поверю, когда говорят, что не страдали  этой самой болезнью. Врут. Но я уже ее получил. И нужно  иметь ума и сил удержать удачу.

— Да, удача – дама капризная.  Сложно?

— Сложно. Уже говорил, что нужно работать, работать, работать! Нужно уметь убежать от банальностей. Иногда смотрю на молодых ведущих и думаю: «Ребята, вы такие безвкусные и предсказуемые. Сколько в вас банальностей»  Совсем недавно мне  руководство  одного канала сказало, что я просто молодец, что  перевернул  представление о телевидении, то я был горд собой.  Дело в том, что я всегда был молодцом. Просто возможности не было проявить себя. А сейчас возможность появилась.

— Раньше в интервью вы говорили, что вы неформат. А сегодня?

— А что изменилось? Я ничего не поменял в своих мыслях, в ощущении мира… Я был неформат и остался им…

— Но как вы все успеваете? Такие проекты, как «Две звезды», «Голос» требуют огромной отдачи, энергии. Да и полюбившийся Фома из «Физрука» тоже «не спустя рукава» появился…

— А я экономлю на своих близких. Экономлю на внимании. Можно провести с ними время, а я… на съемки. Вот и получается, что работаю в нескольких проектах параллельно. Конечно, это плохо. Но это моя жизнь. Иногда вечерком  сажусь и думаю, что можно же отказаться от некоторых вещей. От каких? Шоу «Голос»? Отличный проект! «Две звезды»? Отличный проект! От сериалов «Физрук», «Два отца и два сына»? Мне нравятся эти роли. Люди с интересом смотрят эти сериалы. От чего же тогда мне отказываться? Вот и получается, что ворую я личное время у своих близких.

— Вы участвовали в кастинге проектов «Две звезды» и «Голос»?

— Нет. Мне просто позвонили с Первого канала и пригласили вести шоу. Я согласился. И через пять дней я стал ведущим «Двух звезд», а уже потом и «Голоса».

— Вы специально сменили имидж? Предстали перед зрителями лысым.

-Я ничего не делал специально! Мне просто так захотелось. Сидел я дома вечером и мне пришла в голову мысль: «А стану я лысым!» Позвонил своему парикмахеру и поделился идеей. Она ему так понравилась, что он ночью приехал ко мне и преображение случилось. А рано утром мне позвонили с «первого» и предложили «Две звезды»… За пять дней до начало съемок уже ничего изменить было нельзя. Но согласитесь, я чертовски обаятельный?

— Это точно. Моя подруга из «знатных» Яна вас обожает. Вот и ждет каждого вашего интервью…

— У вашей подруги хороший вкус. Она замужем?

— Стесняюсь спросить, а вы жениться хотите? Так я передам…

— Согласитесь, Дмитрий Нагиев – не самый плохой вариант. Да, я мерзавчик, но очень обаятельный. Шучу. Иногда шутки с утра полезны.

— Кстати, Дмитрий. А если серьезно, то какая женщина может «запасть в душу» такому брутальному мужчине?

— Мне нравятся умные женщины. И женщины с опытом. Ценю дам за сорок. Этому есть объяснение. Например, женщина этого возраста никогда не разбудит тебя ночью и не спросит: «Дорогой, о чем ты сейчас думаешь?» Эти женщины обладают чувством собственного достоинства, шармом. Ей все равно, что ты думаешь о ней. У нее есть свое мнение. И есть огромная интуиция. Они видят мужчин насквозь. Такие женщины откровенны и честны. Она может сказать тебе прямо, что ты скотина или крутой чувак. Я восхищаюсь такими дамами.

— Мужчинам  в «интересном» возрасте нравятся молоденькие девушки. Видимо, вас миновала «чаша сия»?

— Совсем юные меня не привлекают. Конечно, круто совместить свежесть тела и мудрость. Но так не получается. И особенно раздражает фраза, когда юное дарование тебе с утра говорит: «А ты прикольный!»

— А вы любите вообще соревнования… по жизни?

— Терпеть не могу! В детстве я занимался самбо. И даже выиграл чемпионат СССР среди юниоров. С тех пор ненавижу разные конкурсы и соревнования. Почему? Просто и все! После соревнований я становлюсь нервным. У меня дергается глаз и шевелятся волосы на ногах.

— Благодарю.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram

  • Дмитрий Нагиев
  • актер
  • телеведущий
  • Непрощенный
  • проекты на телевидении
  • звезда

Новости МирТесен

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Политика

Общество

Политика

Политика

В мире

Политика

Политика

В мире

Общество

Политика

Политика

Новости МирТесен

Политика

В мире

Политика

В мире

Дмитрий Нагиев — Rotten Tomatoes

Перейти к цитатам

Фильмы

Legend of the Golden Dragon» data-boxoffice=»» data-year=»2016″ data-tomatometer=»0″ data-audiencescore=»0″ data-qa=»celebrity-filmography-movies-trow»>
Кредит
Пока нет оценок Пока нет оценок Свингеры Игорь (Персонаж) 2021
Пока нет оценок Пока нет оценок До свидания, Америка Неизвестно (Персонаж) 2020
Пока нет оценок Пока нет оценок Смешарики. Легенда о Золотом Драконе Дизель (голос) 2016
Пока нет оценок Пока нет оценок Самый лучший день Петя Васютин (Персонаж) 2015
Пока нет оценок Пока нет оценок Снежная королева Воспитатель (голос) 2012

«Можем повторить» Изобретение и переосмысление «антифашистско-фашистского» лозунга — Meduza

Вторая мировая война стала для Советского Союза переломным, основополагающим событием. Когда Красная Армия захватила Берлин в мае 1945 года, это ознаменовало победу над годами массовых страданий и смертей среди солдат и мирных жителей. В годы, предшествовавшие полномасштабному вторжению России в Украину в 2022 году, некоторые аспекты Второй мировой войны приобрели особое символическое значение в России, которая позиционирует себя как «владельца» наследия того периода. День Победы в России, который ежегодно отмечается 9 мая., постепенно трансформировавшийся из дня тихой памяти павших ветеранов во все более щедрые зрелища с бряцанием оружием. Пропутинские пропагандисты, а со временем и сам Путин заговорили о необходимости «денацифицировать» Украину — это станет одним из главных оправданий вторжения. А лозунг эпохи Второй мировой войны «Мы можем сделать это снова» появился как популярное воспоминание как о жертвах, принесенных предыдущими поколениями, чтобы победить нацистскую Германию, так и о современном российском шовинизме, который подпитывает войну в Украине. «Медуза» объясняет происхождение фразы «Можем повторить» и то, как она из прославления достоинства и самопожертвования превратилась в символ агрессивного национализма и непристойную наклейку на бампер.

Следующее эссе было адаптировано из выпуска «Сигнала», ежедневного информационного бюллетеня «Медузы» об историях и идеях, которые могут помочь нам понять сегодняшние новости. Вы можете подписаться на Signal здесь. Англоязычная версия от Эмили Ласкин .

В апреле 2022 года Майя Санду, президент Молдавии, западного соседа Украины и бывшего советского государства, возглавила кампанию по запрету трех самых узнаваемых символов российского милитаризма — латинских букв V и Z, а также оранжево-и -черная полосатая георгиевская лента — в ее стране.

Обсуждая новое законодательство, она сослалась на еще один символ российского милитаризма, сказав: «Можем повторить», — нет. «Никогда больше» — да.

Обе фразы, «Мы можем сделать это снова» и «Никогда больше», относятся ко Второй мировой войне, хотя они имеют мало общего с точки зрения культурного значения. И Санду — далеко не единственный общественный деятель, который противопоставляет эти две фразы друг другу. В мае 2022 года в блоге на сайте Совета Федерации российский сенатор Николай Федоров написал: «Что делать снова? Почти 27 миллионов ваших соотечественников, погибших на полях сражений и в тылу от голода, холода и болезней?» Он добавил, что такие ветераны, как его отец, говорили своим потомкам: «Мы боролись за мир. Чтобы войны больше не было». Потом тихонько добавляли: «Никогда больше». общество переориентировало изначально трезвый ответ на трагедии Второй мировой войны.

Фраза «Никогда больше», употребляемая далеко за пределами России, действует как обещание предотвратить новый Холокост и, как следствие, новые геноциды и войны. Многие люди считают это мнение нереалистичным. Тем не менее, нет сомнения, что это сказано в духе благожелательной надежды.

Значение фразы «Мы можем сделать это снова» менее очевидно.

Откуда

Вероятным источником «Мы можем сделать это снова» является фрагмент граффити, оставленный неизвестным советским солдатом на стене Рейхстага в 1945:

«За налеты на Москву. За обстрел Ленинграда. За Тихвин и Сталинград. Помните и не забывайте. Мы можем сделать все это снова».

В исходной фразе использовалось нестандартное написание русского слова повторить , «повторять» или «делать снова». Граффити на стене Рейхстага гласило: , повторил — не орфографическая ошибка, а форма, характерная для северо-западного русского диалекта. Судя по всему, человек, написавший лозунг, был сам из Тихвина или его окраины в Ленинградской области. В 1941 г. в городе шли ожесточенные бои (сначала оборонительные, а затем наступательные действия Красной Армии), и на месяц Тихвин был занят.

Советские солдаты оставили на стенах Рейхстага множество подобных фраз: «Эй, Ганзы и Фрицы! Вы никогда этого не забудете! А если надо, приедем еще», или «Мы пришли в Берлин с мечом в руке, чтобы навсегда отвратить немцев от меча» (последнее сохранилось).

Рейхстаг в Берлине в конце апреля 1945 года

ullstein bild / Getty Images

В 1955 году поэт и фронтовик Михаил Дудин сочинил к фильму «Максим Перепелица» солдатскую песню, в которой звучит куплет:

Пусть помнит враг:

Мы не угрожаем, а говорим.

Мы прошли с тобой полмира.

Если придется, повторим.

Люди, пережившие Вторую мировую войну, хорошо понимали разницу между угрозой и «просто сказать». Снова драться было, вероятно, последним, чего они хотели.

В итоге «Можем повторить» полностью исчезло из «канона» советской военной памяти, который уже к 1960-м годам складывался. Вместо нее возобладала другая идея: «Только бы не было войны». Вероятным источником этой фразы, ставшей советской версией «Никогда больше», является песня Александра Володина 1959 года «Пять вечеров».

Возрождение слогана

Большой вопрос в том, вернулась ли фраза «Мы можем сделать это снова» или ее снова «изобрели». В любом случае его значение изменилось с 19 в.40-х и 1950-х годов.

Наклейки на бамперы со словами «Можем повторить» начали появляться на автомобилях в преддверии 9 мая (Дня Победы) 2012 года. Их придумал московский дизайнер, пожелавший остаться неизвестным. Он говорит, что в первой версии не было слов — это была просто фигура с серпом и молотом вместо головы, насилующая фигуру, на голове которой изображена свастика.

Дизайнер уверяет, что рисунок ему категорически не нравится: «пошлый», «отстойный», «чем там гордиться?» Но каким-то образом изображение было выбрано для обмена с другими производителями наклеек. Потом кто-то разместил его на развлекательно-новостном сайте Fishki.net (похожем на русский Reddit). Взрыв популярности стикера произошел весной 2014 года, на фоне аннексии Крыма и войны на Донбассе — к этому моменту на стикере появился слоган «Мы можем сделать это снова» рядом с оригинальным изображением.

Непонятно, кто и когда добавил слоган. Также неясно, был ли этот слоган намеренным оммажем граффити Рейхстага, а это даже не самая известная из фраз, написанных на стенах Рейхстага. (Это гораздо менее известно, чем, например, надпись «Довольны руинами Берлина», которая фигурировала в знаменитой советской военной драме «В бой идут одни старики».) Ясно только то, что это было возродился и переформулировался в последнее десятилетие, чтобы выразить растущее недовольство непризнанием Западом статуса России как великой державы, а также его «угнетением» и «унижением» страны. В 2018 году журналист Петр Акопов назвал новое значение фразы «защитной реакцией на внешнее давление, с которым сталкивается Россия».

В этом смысле фраза «Мы можем сделать это снова» стала важным аспектом «переосмысления» Дня Победы за последние два десятилетия. Раньше праздник был в первую очередь памятным для ветеранов. Многие до сих пор помнят это как «правильный» формат праздника. (Например, актер и телеведущий Дмитрий Нагиев, который иронично сказал в одном из интервью: «Что это это? Кто ты такой, что хочешь повторить это снова? когда только старики спокойно пили».) Но живых ветеранов с каждым годом все меньше, хотя власти продолжают расширять круг лиц, имеющих право на статус ветерана. При Путине День Победы постепенно стал ориентироваться на молодежь.

Тенденция не уникальна для России. Когда большинство ветеранов Первой мировой войны в Великобритании скончались, британские власти объявили 11 ноября, годовщину окончания войны, национальным Днем памяти. Самый известный его символ — красный мак, который британцы прикалывают на одежду в знак уважения к ушедшим ветеранам. Полосатая георгиевская лента появилась в России к 60-летию Дня Победы, в 2005 году. Через пять лет, к очередной большой годовщине, появился лозунг «Спасибо, дедушка, за победу», и люди стали украшать стены домов в городах с изображениями вечного огня (в память о советских воинах, погибших в ВОВ), гвоздик (традиционно для похорон в России) и георгиевской ленты.


Журналистика спасает жизни. Помогите «Медузе» продолжить свою миссию.

Во время войны жизнь людей часто зависит от доступа к достоверной информации. «Медуза» — надежный источник новостей для миллионов читателей в России, Украине и других странах. Помогая «Медузе», вы помогаете этим людям оставаться в курсе событий в трудные времена. Пожалуйста, поддержите нашу работу.


Как и в Великобритании, праздник стал более инклюзивным: вам больше не нужно было принимать участие или быть свидетелем боя, чтобы почувствовать, что праздник принадлежит вам. Но на этом сходство заканчивается. Великобритания объединяется в ноябре в горе; Россия объединяется в мае триумфом. Коллективный герой 9 маяв России — один народ-победитель, «коллектив», в который входят ветераны и их потомки. Наденьте георгиевскую ленточку — заявите, что вы часть народа-победителя — и вы автоматически причастны к самым жестоким жертвам, которых требовала война. Это как если бы надпись на стене Рейхстага была вашей записью, а победа над нацизмом — вашим личным достижением.

Солдат, только что прошедший через ад и собственноручно захвативший Берлин, мог с чувством личного достоинства написать на закопченной стене Рейхстага «Мы можем сделать это снова». Его потомок, наклеивающий на свою машину наклейку с таким же лозунгом, обретает достоинство, растворяясь в «коллективном теле» народа-победителя.

Лев Гудков, директор Левада-центра, единственного в России независимого опроса общественного мнения, еще в 2018 году сказал, что для современных россиян принадлежность к великой державе — это «символическая подпитка повседневного чувства постоянного унижения маленького человека».

На машине в Севастополе написано «В Берлин», День Победы 2015

Алексей Павлишак / ТАСС

Это чувство унижения и «политической обиды» именуется в философии ressentiment. Немецкий философ Макс Шелер описал ressentiment как комплекс эмоций, которые человек не может не испытывать, но которые он вытесняет как «низкие» (злоба, зависть, мстительность и т. д.). Это может быть, например, зависть бедняка к машине, на которой ездит богач — чувство вполне понятное, но не «солидное». Такие эмоции могут быть выражены через свободную прессу, парламентское правительство и другие политические инструменты. Но если их просто запретить, есть опасность развития альтернативной системы ценностей. Эта альтернативная система построена на отказе от лицемерных «высоких» эмоций и принятии «подлинно популистских» или «низких».

Очевидно, такое положение вещей сложилось в России. И злобное «Мы можем сделать это снова» — это его концентрированное выражение.

Как правительство использует фразу — или избегает ее

Похоже, власти не очень понимали, как относиться к этой фразе, когда она стала популярной — они не спешили использовать ее в качестве лозунга.

В 2020 году в рамках проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину» интервьюер Андрей Ванденко спросил президента, как он относится к фразам «Спасибо, дедушка, за победу!», «В Берлин!» и «В Берлин!» Мы можем сделать это снова». Президент одобрил только первое, а о последнем высказался осторожно, сказав: «Если кто-то посмеет сделать что-то подобное [нападение фашистов на СССР], мы сделаем это снова». Так вот, он сказал по сути то, что говорили после Второй мировой войны. Более того, Путин на самом деле сказал бы только «Спасибо, дедушка, за победу». Вместо того, чтобы произнести «Мы можем сделать это снова», он произнес «лозунг, о котором вы говорили».

Автомобиль, украшенный ко Дню Победы фразой «У немцев получилось, у Америки это впереди».

Олег Харсеев/Коммерсантъ

Лев Гудков из Левада-Центра сказал, что, хотя россияне ценят свой статус великой державы, это редко переходит в откровенную воинственность. Боевая позиция наиболее характерна для относительно небольшой группы агрессивных, реакционных людей (как правило, мужчин). Такие установки наиболее ярко выражены в «группах, наиболее остро ощущающих собственную зависимость и униженность», пояснил социолог. По оценке Гудкова, на пике популярности только от 12 до 14 процентов россиян поддерживали лозунг «Мы можем сделать это снова».

Тем не менее российские власти не высказывались прямо против лозунга — например, не осуждали его как призыв к агрессивной войне, что запрещено УК РФ. И это, вероятно, сыграло роль в более общей милитаризации русского сознания.

В феврале 2022 года стало ясно, что «реакционное, агрессивное меньшинство», как его называет Гудков, которое поддерживает идею «Мы можем сделать это снова», имеет огромное влияние в России. Даже на историческом заседании Совета безопасности страны за несколько дней до вторжения в Украину власти не были едины в поддержке войны — некоторые участники осторожно высказались за продолжение переговоров.

Русские, поддерживающие войну в Украине, утверждают, что украинцы «давят», «притесняют» и «ненавидят» русских. Путин публично дистанцировался от лозунга «Можем повторить», но его выступления 21 и 24 февраля, накануне и сразу после начала войны, были пропитаны ressentiment — мстительной враждебностью к Украине и всему мира за «неблагодарность», «непонимание» и «ущемление» России, за игнорирование ее интересов и непризнание ее величия.

Что агрессивное меньшинство желает «снова сделать», ясно из наклеек на бамперах. Ведь на них изображено не водружение над Рейхстагом флага победы и мира, а изнасилование — утверждение безусловного превосходства и обладания.

Постскриптум

Большая часть советских граффити, изначально оставленных на стенах Рейхстага, сохранилась там и по сей день. Некоторые сохранились и спрятаны под гипсом, а некоторые выставлены вместе с переводами. Немецкие политики время от времени выдвигают идею избавиться от него. Соответствующее предложение поступило в Бундестаг (заседания которого проходят в бывшем здании Рейхстага) в начале 2000-х, но оно было отклонено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *