Что происходит с историей о «наркотрафике из Латинской Америки»? — Блоги — Эхо Москвы, 21.02.2018
Фёдор Овчинников, основатель «Додо Пиццы»: Когда наша история получила, благодаря вашей поддержке, очень широкую огласку, наше дело из ОВД Южное Медведково передали в вышестоящую инстанцию — в отделение МВД по Северо-восточному административному округу города Москвы. В конце прошлой недели на допрос в качестве свидетеля к новому следователю сходил наш партнер-франчайзи в Москве Станислав Семионов. Следователь СВАО общался уже совершенно по-другому. Он сообщил, что все это какое-то недоразумение. Он вообще не понимает, зачем на допрос был вызван основатель компании, и пообещал, что больше допросов не будет.
Следователь предположил, что две «закладки», которые были найдены нашими сотрудниками в одной и той же пиццерии в Москве в ноябре и январе, объединить в одно дело не получится, так как доказать, что обнаруженное вещество из одной партии не представляется возможным. Станислав дал показания об обстоятельствах обнаружения «закладок» в туалете сотрудниками его пиццерии. На этом все закончилось.
На допросе был только один странный момент. Следователь сообщил адвокату и нашему партнеру-франчайзи, что я дал неверную информацию полиции на первом допросе. Сказал, что у меня нет судимостей, но они проверили и на самом деле у меня есть погашенная судимость за мошенничество. Это абсолютная неправда. Что это, ошибка или своеобразный психологический прием, чтобы посмотреть на реакцию слушателей?
Чтобы оценить, будет ли развиваться это дело или все действительно на этом и закончится, надо знать, что за ним стояло. Люди называли разные версии: отъем бизнеса, происки конкурентов, месть обиженных, коррупция, «проверка» на прочность, просто рутинная отработка дела. Некоторые даже считали, что мы это сами все раздули ради пиара. Хотя последнее, что нам нужно, — это ассоциации нашей компании с делом о наркотиках.
Изложу свое субъективное мнение, основанное на анализе известных фактов. Я не считаю, что наш бизнес хотели отобрать — хотя бы потому, что без нашей команды он ничего не стоит. Не верю и в версию о конкурентах — на нашем рынке так конкурировать просто бессмысленно, а наши крупнейшие соперники — это уважаемые международные компании.
Но я не думаю, что это было и рутинной полицейской работой. Безумная анонимка о том, что мы якобы под видом сети пиццерий занимаемся поставкой наркотиков из Латинской Америки, поступила в полицию 1 октября. В ней были указаны адреса пяти пиццерий, задействованных в «схеме наркотрафика». 23 ноября именно в одной из пиццерий этого списка в туалете для гостей наши сотрудники и обнаружили закладку наркотических средств.
Есть три версии, которыми можно объяснить связь этих событий. Первая: анонимное обвинение — правда, весь бизнес «Додо Пиццы» это просто прикрытие. Вторая: заявление от какого-то безумца с указанием адреса пиццерии и найденная через 23 дня «закладка» именно в этой пиццерии — просто случайное совпадение. Третье: и письмо, и «закладка» — части одной спланированной провокации.
Что еще было необычного в этой истории? Безумное заявление было написано от лица Прониной Екатерины Викторовны. На основании именно этого заявления я был привлечен к делу как свидетель, несмотря на то, что не имею никакого отношения к управлению пиццерией в Медведково, где наши сотрудники нашли «закладку». Эта пиццерия принадлежит нашему партнеру-франчайзи в Москве Станиславу Семионову.
Следователь очень настойчиво вызывала меня на допрос в качестве свидетеля в ОВД Южное Медведково, при этом три месяца с момента поступления заявления полиция не пыталась установить, кто такая Пронина, хотя в заявлении было указано, что она имеет отношения к «Додо Пицце» в Люберцах. Пользователи интернета нашли настоящую Пронину за пару часов, при этом настоящая Екатерина, инвестор нашей пиццерии в Люберцах, сказала, что заявление не писала и ее подпись подделана. Мой допрос в ОВД Медведково начался с того, что следователь объявила мне грозную статью «распространение в особо крупных размерах с наказанием вплоть до пожизненного», и представлял из себя попытку связать меня и пиццерию в Медведково, где были найдены «закладки».
У нас есть основания полагать, что все это было спланированной провокацией, и написали об этом заявление в надзорные органы и полицию. Что стоит за этой историей? Вы можете не поверить, но я пишу совершенно искренне, мы не знаем, кто и зачем все это мог организовать. У нас нет врагов. Но при этом мы понимаем, что вокруг — достаточно агрессивная бизнес-среда. Возможно, наши открытые цифры у кого-то вызывают зависть (хотя мы еще по сути стартап, и наша управляющая компания по-прежнему убыточна). Может быть, кому-то показалось, что мы богаты и могли бы поделиться? Если даже дела не выйдет, всегда ведь можно затаскать людей по допросам. Кто-то на нашем месте дал бы слабину — и был бы готов «договариваться».
Но это не наш путь. С самого начала мы ведем бизнес открыто — все на ладони, «Додо Пицца» де факто сегодня самая прозрачная частная компания в России. Нам сложно что-то предъявить. И мы всегда будем открыто защищать интересы компании, бизнеса, инвесторов, сотрудников.
Я не думаю, что атака преследовала серьезные цели — скорее это была разведка боем. В то же время мы почувствовали, что нас поддерживает множество людей — журналисты, бизнесмены, политики… Поэтому предполагаю, что для нас эта история на том и закончится. Мы не будем больше ходить на допросы, а дело против неустановленных лиц перейдет в разряд нераскрытых. Риски, которые создает наша публичность, никак не сопоставимы с той воображаемой выгодой, которую можно получить от нашего бизнеса.
Мы идеалисты, но мы никогда не идеализировали Россию. Эта история сделает нас сильнее. Мы намерены открывать пиццерии по всему миру в странах с разной бизнес-средой, и в Южной Америке и в Африке, и мы готовы к разным вызовам. Мы уже принимаем серьезные меры, чтобы не дать использовать наши пиццерии для противоправных действий. Мы поставили цель — сделать наши пиццерии самым некомфортным местом для любых криминальных элементов. Исключим возможность что-то спрятать в туалетах, закроем все люки и вентиляционные отверстия. Убедимся, что в пиццериях нет слепых зон для видеокамер. Введем регулярные проверки мест, в которых можно что-то оставить.
Ну и конечно, мы продолжим вести бизнес так, чтобы к нам просто невозможно было придраться. Мы по-прежнему будем вести бизнес открыто. И будем теперь готовы отстаивать интересы компании всеми законными способами.
Спасибо за поддержку!
Оригинал
«Додо Пицца» — это современная Русская мечта :: Краснодар :: РБК
— В своем годовом отчете вы упоминали, что самым большим рынком «Додо Пиццы» в 2017 году стала Самара. Как Краснодар выглядит на фоне остальной России?
— Краснодар развивается очень хорошо. Наш партнер Сергей Реук, до этого запускавший франшизу в Новороссийске, смог открыть здесь 6 пиццерий за 6 месяцев.
У нас своеобразная система и условно рыночные механизмы — города мы разыгрываем на тендерах. За право развития в Краснодаре боролись несколько предпринимателей, в т.ч. из Ростова и Сочи. Они соревновались, кто быстрее возьмет на себя обязательства по открытию, и в итоге тендер опустился до 6 пиццерий за полгода. Это казалось невозможной задачей, но у Сергея Реука получилось. Да, 6 пиццерий для Краснодара – это не так много, но это хороший старт.
Вообще, краснодарский рынок пиццы растет. Здесь уже давно работает Papa John’s, недавно зашла американская Domino’s Pizza. Однако игроки пока друг друга не чувствуют, потому что рынок большой, не консолидированный и очень далек от насыщения.
— Есть ли у «Додо Пиццы» какие-то отдельные планы по развитию на Черноморском побережье — с учетом большого турпотока и фактического отсутствия серьезной конкуренции в сетевом общепите? Например, особые условия для франчайзи или дополнительное продвижение бренда?
— В этом году к летнему сезону мы запустим две уникальные для нас пиццерии в Геленджике и Анапе. В Анапе пиццерия откроется в очень хорошем месте с выходом на центральный городской пляж. Там мы будем внедрять некоторые экспериментальные идеи в плане меню и продуктов. Также планируем сделать большую комфортную комнату отдыха для персонала, чтобы туда приезжали на лето наши ребята из других городов, совмещая возможность поработать и отдохнуть.
Кроме того, у нас уже есть достаточно успешная пиццерия в Сочи и две очень успешные в Новороссийске. В дальнейшем планируем открываться во всех курортных городах.
В середине апреля мы проводим первую федеральную рекламную кампанию. Я думаю, что через год наш бренд точно станет по-настоящему национальным. Когда люди будут приезжать из других городов на юг, они увидят знакомый бренд и будут знать, что получат продукт, приготовленный по всем нормам и стандартам. Мы уверены, что курортные города – это супер-рынок для нас.
— Как вы оцениваете, когда «Додо Пицца» начнет достаточно жестко конкурировать в России с известными мировыми франшизами?
— Я думаю, это произойдет не скоро. Ситуация в общепите сейчас похожа на то, как «Магнит» выходил за пределы Краснодарского края, когда сетевого ретейла в России практически не было. Даже самая большая сеть в России по количеству точек Subway открыла около 600 ресторанов, это мало для такого уровня. У McDonald’s около 600 ресторанов.
Основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников будет открывать кофейни, отели и химчистки
Основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников будет открывать кофейни, отели и химчистки
Основатель «Додо пиццы» Федор Овчинников будет открывать кофейни, отели и химчистки
Сеть пиццерий «Додо пицца» начнет запускать кофейни, суши, пекарни, мини-гостиницы и химчистки. Об этом основатель сети Федор Овчинников написал в Facebook и Вконтакте.
Сыктывкарец опубликовал большой пост, в котором поделился своими планами на будущее и оценил возможность ведения предпринимательской деятельности в современной России.
«Наша компетенция — не только пицца. Мы умеем создавать розничные концепции, соединять IT и операционный бизнес, строить франчайзинговую систему и работать с сильными предпринимателями, — пояснил Ф.Овчинников. — Мы начнем запускать новые концепции в розничном бизнесе на базе франчайзинговой платформы Dodo, которая включает в себя информационную систему Dodo IS, систему поставок, контроля качества, обучения, коммуникации, финансирования роста партнеров-франчайзи и многое другое. Это могут быть кофейни, суши, пекарни, и даже мини-гостиницы или химчистки. Мы будем менять жизнь людей к лучшему, создавая повседневные продукты и сервисы для миллионов людей в партнерстве с предпринимателями, используя современные информационные технологии.
В чем наши главные компетенции?
Нам удалось создать компанию, которая совмещает в себе IT и розничный бизнес. С одной стороны Dodo Pizza сегодня это ИТ-компания с живой инженерной культурой, в которой хотят работать сильные разработчики, со своей собственной облачной цифровой платформой. В тоже время Dodo Pizza — это розничная франчайзинговая компания.
Наш главный продукт это цифровая франшиза. Мы будем искать модели с прибыльной юнит-экономикой, где ценность для клиентов в виде продуктов и сервисов создается на месте, а франчайзинговая модель в этом бизнесе является более эффективной формой, чем корпорация. Этот бизнес может быть прибыльным, а может быть убыточным. Результат зависит от огромного количества факторов — операционной эффективности, бренда, локации, закупочных цен, культуры, энергии и вовлеченности предпринимателей, владеющих франшизой. У нас уже есть готовые преимущества. Мы умеем привлекать и развивать сильных предпринимателей, создавать сообщество. Мы умеем оцифровывать розничный бизнес, добиваясь прозрачности и лучшей эффективности. Мы умеем создавать бренд и привлекать розничных клиентов. Умеем управлять, масштабировать и поддерживать сеть. Конечно же, мы начнем с России, где у нас уже есть миллионы клиентов, сильный бренд на рынке франчайзинга, доверие предпринимателей и поставщиков, система контроля качества и поставок. Если завтра мы откроем, например, кофейню в Норильске, у нас уже есть для этого готовая инфраструктура. Система поставок и контроля качества Додо работает сегодня в России от Балтийска до Сахалина.
Что же с глобальным развитие Dodo Pizza?
Ничего не меняется. Мы продолжим развитие в Европе, США, Африке и Китае. Наша большая цель — доставлять пиццу в каждой стране мира, и Dodo Pizza будет нашим главным флагманским брендом, но, возможно, в будущем какие-то франчайзинговые концепции также выйдут на международные рынки. Почему мы пришли к этому решению? С самого начала у нас была “большая идея”. С первого дня мы строили франшизу на основе цифровой платформы в виде веб-сервиса. За восемь лет мы создали собственную IT-платформу, в разработку которой инвестировали миллионы долларов. Сегодня в нашей компании работает около 120 разработчиков и мы не собираемся останавливаться. Мы с самого начала всё строили так, чтобы в будущем это был глобальный бизнес. Разработка собственной информационной системы не имела бы никакого смысла, если бы мы не планировали построить глобальную сеть пиццерий, так как внутреннего рынка просто бы не хватило, чтобы оправдать инвестиции в создании большого IT-продукта с нуля для одного продукта.
В итоге у нас все получилось, инвесторы поверили в то, что рост на глобальном рынке возможен и дали нам шанс, но на текущем этапе мы столкнулись с противоречием. С одной стороны нам нельзя останавливать инвестиции в развитие компании и платформы, с другой стороны рост на международных рынках требует времени, а рынок пиццы России и соседних русскоязычных стран не такой уж большой и мы скоро увидим его границы. Мы не сомневаемся в том, что сможем добиться прорыва на рынке пиццы в Китае и Великобритании, но для того, чтобы начать реальное масштабирование нам понадобиться еще 3-4 года. Все эти 3-4 года нам надо продолжать инвестировать в систему, команду, создание международной структуры. При этом размер российского рынка заставляет себя ограничивать, а для того, чтобы конкурировать с агрегаторами и быть сильным глобальным игроком в будущем, мы должны продолжать развивать наши технологии.
Также важно, что мы строим международный бизнес из России, где нет большого количества инвестиционных денег, а у крупных инвесторов нет веры в глобальный рост компаний из России. Если бы мы были, например, в США, размер внутреннего рынка и недорогие инвестиции, вероятно, позволили бы сфокусироваться на создании большой цифровой системы для одного продукта, но мы появились в России. И, конечно же, не жалеем об этом — везде есть свои преимущества. Нужно только их найти.
Преимущество рынка в России — пустота
Если в США есть сотни сильных франчайзинговых систем, в России сегодня их очень мало, и Dodo Pizza сильно выделяется на рынке. В США было бы крайне сложно запустить новые концепции в новых нишах, потому что конкуренция на рынке просто невероятная, но в России у нас есть для этого отличные возможности. В России с одной стороны нет серьезной конкуренции, с другой стороны — у нас есть готовая инфраструктура для розничных сетей, в нас верят предприниматели и к нашей команде присоединяются талантливые люди, так как компания выделяется на рынке, в США же, например, таких компаний как наша — сотни. Возможно, это звучит несколько парадоксально, но Россия — страна возможностей, где мы можем создать инкубатор концепций и быстро расти, создавая ресурсы для инвестирования в IT-систему, которая позволит расти глобально. Например, у нас есть возможности создать и “прокачать” на рынке России концепцию “умных” мини-отелей и затем выйти с этой франшизой на нашей цифровой платформе в другие страны. Мы будем принимать внутри компании решения об инвестициях во внутренние стартапы, при этом у нас будет несколько важных критериев при выборе идеи: доказанная прибыльная юнит-экономика, преимущества франчайзинговой модели для данного продукта, а также потенциал концепции для глобального роста.
Как эта стратегия повлияет на текущий бизнес Dodo Pizza и на действующих партнеров-франчайзи?
Ранее идеи, связанные с запуском каких-либо других концепций на нашей платформе, казались нам расфокусировкой и уходом от нашей “большой идеи”. Сейчас я понял, что это не расфокусировка, а усиление нашей стратегии. Мы можем увеличить масштаб нашего бизнеса в России, это даст нам больше ресурсов для инвестиций в наш главный продукт — цифровую франчайзинговую платформу. Сейчас мы, например, разрабатываем облачную POS-систему для пиццерий (кассу в веб-браузере, другими словами). Мы делаем ее для одного бизнеса, но касса может быть использована в любом розничном бизнесе. Если мы будем разрабатывать кассу для нескольких концепций, у нас будет больше возможностей для ее развития. Именно так работает экосистема Яндекса или Mail.Ru, с которыми в лице агрегаторов мы сейчас конкурируем.
Запуск новых концепций позитивно повлияет на бизнес действующих партнеров-франчайзи Dodo Pizza. Рост масштабов бизнеса Додо в России даст больше влияния на рынок, больше закупочной силы, позволит привлечь больше талантливых людей в компанию. Конечно, же новые концепции будут запускать новые люди, которые придут в компанию и это никак не повлияет на работу сети Dodo Pizza. Новые концепции в системе Додо позволят расширять бизнес действующем партнерам-франчайзи на своих рынках. Безусловно, мы будем развивать единую систему лояльности, единую клиентскую базу и многое другое, что будет давать синергию разным бизнесам.
Сможем ли мы создавать качественные розничные концепции в разных направлениях?
Почему мы думаем, что у нас получится запустить, например, успешную сеть мини-кофеен или пекарен? Уверен, что у нас есть такая возможность. Главное в компании это культура. Если есть культура, будет и всё остальное. Мы будем развивать открытую предпринимательскую культуру в компании и привлекать талантливых людей, предлагая им возможности для развития и созидания. У нас уже есть знания, готовая платформа и ресурсы. У нас уже накоплено много компетенций в дизайне интерьеров, в продуктовом маркетинге, строительстве, оценке помещений или, например, юнит-экономике розничного бизнеса, которые мы можем использовать в новых продуктах. Качество будет главным ограничением. Всё, что мы делаем должно быть качественно. Всё будет построено на единый ценностях нашей компании — открытости и партнерстве по отношению ко всем участникам бизнеса и франчайзи в частности. “Наш успех это успех наших партнеров” будет формулой для любого франчайзингового бизнеса Додо. Мы будем ориентироваться на опыт Яндекса в строительстве компании-экосистемы. Яндексу удается создавать внутри себя качественные продукты. Но в отличии от Яндекса мы не будем делать “зонтичный” бренд. Каждая концепция может иметь собственное уникальное имя.
Когда мы начнем запускать новые франчайзинговые концепции в России?
Уже совсем скоро. Мы думаем сейчас о сети кебаб-хаусов (шаурмы) с мобильным приложением для заказа и возможностью изменения рецепта под себя с гарантиями безопасности и чистоты. Думаем, о сети пекарен, кофеен, суши и вока. Мы мечтаем о сети доступных мини-отелей с классным стильным дизайном и юзабилити, которые бы управлялись через смартфон, и где бы не было администраторов, а вместо ключей было бы мобильное приложение. Все это очень знакомый розничный бизнес. Он работает по одним принципам. Множество деталей, которые влияют на прибыльность. Множество клиентов. И все это нам хорошо известно. И везде мы будем использовать уже существующие технологии и единую систему Dodo IS.
Дух захватывает от того, что нас ждет впереди. Если вы хотите отправиться в это путешествие вместе с нами в качестве участника нашей команды, партнера-франчайзи, инвестора или поставщика, следите за новостями на моих страницах в социальных сетях».
Бизнесмены Москвы прокомментировали дело основателя «Додо Пиццы» Фёдора Овчинникова. Московские новости. Московский бизнес портал
В начале февраля представители московского МВД проинформировали общественность о том, что они возбудили уголовное дело о сбыте наркотиков: пакеты с запрещёнными веществами были найдены в одной из пиццерий «Додо Пицца». Основатель компании Федор Овчинников в микроблоге Facebook рассказал, что его вызывали на допрос по заявлению Екатерины Прониной, обвинившей предпринимателя и его франчайзи в распространении наркотиков под прикрытием сети пиццерий.Три московских предпринимателя, имевшие опыт взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, прокомментировали дело Фёдора Овичинникова и дали несколько рекомендаций касательно правильного поведения в подобных неприятных ситуациях.
Владелец сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов, у которого правоохранители вымогали скидочные карты, отметил: «Фёдору Овчинникову, попавшему в достаточно сложную ситуацию, прежде всего, не стоит выказывать явное неповиновение должностным лицам, так как это могут истолковать не в его пользу. Позиция бизнесмена предания огласке дела весьма правильна, ведь благодаря наблюдению за делом общественности следствие не посмеет применить в отношении него каких-либо недозволенных методов расследования. Он также нанял высококвалифицированных адвокатов, что тоже верно. Уверен: оба указанных мною фактора приведут к правильному результату — всё разберут и поставят на свои места».
Глава Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко, коллеги которого столкнулись с обвинениями в экстремизме из-за продажи вагона обоев Турции, дал следующий комментарий: «Подобные ситуации нужно немедленно выносить в публичное поле. Наркотики – это традиционная история, я уверен, что их подбросили. Склоняюсь к мысли, что следующим этапом станет доначисление налогов и обвинения «Додо Пиццы» в их неуплате, ведь мы наблюдаем подобное сплошь и рядом, поскольку компания как налогоплательщик привлекательна для атаки».
Бывший бизнесмен и на данный момент общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Хуруджи, лишившийся из-за уголовного дела бизнеса, сообщил: «Без сомнения, ситуацию следовало придать огласке. В ходе следствия внимание прессы может оказать огромное влияние. В первую очередь следует рассказать френд-ленте в соцсетях, затем сделать видеосюжет и разослать его по телеканалам, после чего отыскать по веб-ресурсам СМИ журналистов, пишущих о защите бизнеса, связаться с ними и рассказать о своей проблеме».