Московский дом фотографии, Москва – Афиша-Выставки
Музей в Москве
Москва, Манежная пл., 1, Манеж, цокольный этаж
7.9
8 отзывов
О месте Отзывы (8)
За более чем десятилетнюю историю существования музея под руководством Ольги Свибловой была собрана внушительная коллекция современной и классической фотографии. Собственной площадки у музея сейчас нет, так как старое здание на Остоженке находится на реставрации. Периодически организованные МДФ выставки проходят в Манеже и на других площадках. Среди постоянных проектов музея; проходящий раз в два года фестиваль «Мода и стиль в фотографии» и (с той же периодичностью) Московская фотобиеннале.
Телефон+7 (495) 637 11 00, +7 (495) 637 11 22
АдресМосква, Манежная пл., 1, Манеж, цокольный этаж
Метро
Александровский сад
Охотный Ряд
ЦенаВход 20–250 р.
Официальный сайтmdf. ru
Статус
Закрыто навсегда
Рестораны рядом
Рецензия «Афиши» на музей «Московский дом фотографии»
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1026
У Московского дома фотографии поменялось название; теперь мдф официально называется Мультимедийным комплексом актуальных искусств, в составе которого фотомузей — структурная единица. Сменой вывески пока все и закончилось: один из лучших музеев страны по-прежнему ютится в здании, состояние которого определялось как аварийное тогда еще, когда музей только сюда вселялся. Фотография — вещь тонкая и скоропортящаяся, поэтому о постоянной экспозиции речь не идет в принципе. Но даже сменные выставки становятся опасными в дождливые дни: крыша течет немилосердно. Однако другого фотомузея нет, а благодаря усилиям директора музея Ольги Свибловой фотография стала модной в последние годы — и публика идет. Среди московских музеев Дом фотографии — еще и один из самых популярных и наверняка входит в первую пятерку по посещаемости. Кроме классических фотографий, на Остоженке также выставляют и работы современных художников, оправдывая звание «комплекса актуальных искусств» хотя бы так.
1 ноября 2003
Отзывы о музее «Московский дом фотографии»
5Diana Heidebrecht
3 отзыва, 6 оценок, рейтинг 0
7
Наконец-то построили и открыли. Здание внутри очень подходит для выставок. кубические формы и белый свет. Ничто не мешает восприятию.Правда не с первого раза поняли где у них там туалет, оказалось в подвале. Осмотр лучше начать поднявшись на лифте на 7 этаж и далее пешочком спускаясь аж до самого туалета.
В общем отличнейшее здание и заведение на Остоженке.
1 марта 2011
Katerina
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
9
Очень понравилась выставка! Сходила с огромным удовольствием.
Единственное, совсем не впечатлил Андрей Безукладников. Зачем такое вообще выставлять? Даже обидно, что занимает столько места. В восторге от Эллиотта Эрвита, повеселилась от души 🙂
Всем советую идти, получите массу удовольствия! Только лучше прийти к открытию, в 12:30 людей было уже много.
28 марта 2010
memuaristka.livejournal.com
16 отзывов, 16 оценок, рейтинг 21
7
Фотобиеннале 2010.
Хапнули культурки. В «Манеже» в рамках сабжа.
Теперь размышляю, стоит ли идти на выставку Пикассо или перестать уже симулировать интеллигентность?
Анри Картье-Брессон.
Говорят, классик фотографии.
Где я и где фото графия? Сплошной субъективизм, специалисты — понимают. Я — нет.
Но
Как мужик — очень.
Его там показывали.
Прям МУЖИК.
Андрей Безукладников.
Зачем народу такое искусство? Я не знаю. Запретите им
показывать фото из туберкулезного диспансера. Этот русский «характер» и «глубина»
у плебса, к коему я отношу себя, вызывает тошноту.
Одна только Жанна хороша.
Питер Линдберг
снимает звёзд.
Траволту, Уму Турман, Джулианну Мур и Милу Йовович, наверное, снимать легко и приятно.
Как не сними, хоть горизонт завали — всё равно красота и праздник.
Эллиотт Эрвитт.
Прямое попадание
в меня.
Идеально.
А в ГУМе Игорь Ганжа выставлен со своими фотографиями еврейской элиты. Я не нашла в Сети изображений, но, поверьте, там совершенно потрясающий Кирилл Легат. Я бы просто сняла
с него
великолепную рубашку с запонками,
очки…
и надела бы на себя.
22 марта 2010
Константин Филиппов
22 отзыва, 177 оценок, рейтинг 18
7
Неплохой выставочный зал, для студентов-очников вход вообще бесплатный. Напоминает мини-третьяковку, что на крымском валу. Неудобно только, когда фото не только на стенах висят, а еще на этих инсталляциях посредине зала, путаешься, смотрел их уже или нет.
23 февраля 2010
srbie
8 отзывов, 16 оценок, рейтинг 6
3
Пишу эту рецензию не от хорошего настроения, а от того, что «МДФ» теряет свое обаяние и умение подбирать хорошие выставки и людей, которые бы передавали эмоции и хорошее настроением.
Вот уже несколько раз я попадаю на ужасную подборку и абсолютно неважные выставки. Такое ощущение, что коммерческая часть полностью вытеснила все то, что было присуще раньше составителям выставок.
Сейчас прошла выставка посвященная Российской сборной по футболу, так это просто смотреть невозможно, репортажный обзор + реклама VW в каждой второй фотографии. Совместно с этой выставкой представлены работы азербайджанского фотографа… даже говорить ничего не стоит, просто дешево. На сайтах, которые отмечены у меня в избранных, я каджый день вижу намного больше искусства и эмоций в фотографиях.
В общем «Московский дом фотографии» стал делать ужасные выставки. И это уже закономерность.
7 декабря 2009
Все отзывыПодборки «Афиши»
выставок февраля в Москве: Зверев, «Отличники» и советские ДК
выставок в Москве, которые нужно успеть посетить в январе
Куда сходить на новогодних каникулах: выставки в Москве
Куда поехать на новогодние каникулы: выставки в регионах
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Париж Ольги Свибловой | GQ Россия
Путешествия
Музеи фотографий, современное искусство в Центре Помпиду, Картье-Брессон, Пикассо и лучшее мороженое. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова рассказала о своем Париже.
GQ
Куратор-искусствовед, создатель и директор Московского Дома фотографии ( Мультимедиа Арт Музей ).
Куратор-искусствовед, создатель и директор Московского Дома фотографии (Мультимедиа Арт Музей).
С 1988 года я регулярно бываю в Париже с 1991 года провожу там много времени, потому что в Париже жил мой любимый муж Оливье Моран.
Этот город меня многому научил и учит до сих пор.
Когда я впервые прогуливалась по Парижу 1998 году, он мне не понравился. Не понравился настолько, что на следующий день я уехала в Амстердам. Тогда я бродила по улице Rue de Rivoli, где мы потом тринадцать лет жили с мужем. Мне показалось, что Риволи это такая официальная улица, туристическая – кругом сувениры с Эйфелевой башней.
Rue de Rivoli.
Теперь в Париже у меня есть родные места. В 1995 году у меня было первое интервью с Анри Картье-Брессоном. Я уже хотела сделать биеннале, но понимала, что цена будет очень простая – жизнь. В это время Костя Эрнст, который выпускал тогда журнал «Матадор», отправил меня в Париж с миссией взять интервью у Анри Картье-Брессона, который вообще-то интервью не давал. Но мне удалось его раздобыть.
Fondation Henri Cartier-Bresson.
Анри Картье-Брессон жил на улице Риволи и встретился со мной в брассери. Он бывал очень обаятельным! После того как мы закончили интервью, он вынул ручку с золотым пером и элегантным жестом своими красивыми длинными пальцами подправил мне несколько линий в каталоге своих рисунков. Это меня так потрясло, что я вышла и поняла, что биеннале будет. Так случилось Московское фотобиеннале, а потом открылся музей, потому что останавливаться было уже нельзя.
Fondation Henri Cartier-Bresson, крупнейший фотографический фонд, находится в доме моего мужа. Дом стал фондом 15 лет назад, и с тех пор там ничего не изменилось, только выросли русские березы, которые мой муж сажал для меня. Это место обязательного маршрута, потому что там бывают выставки не только Анри Картье-Брессона, но и других авторов, работающих в жанре гуманистической фотографии. Сейчас мы собираемся делать с этим фондом новую выставку Анри Картье-Брессона к 20-летию Дома фотографии. Мы начали первое биеннале с Анри Картье-Брессона, показывали его трижды и сейчас будем делать совершенно другую выставку – великого художника не бывает много.
Я привожу из Франции огромное количество выставок. Для меня Париж — место, где я работаю, потому что в Париже происходят события, на которые я не могу пропустить, которые расширяют мой профессиональный кругозор и позволяют встречаться с коллегами не только из Франции, но и со всего мира и делать с ними совместные проекты.
Центр Помпиду.
Когда я приезжаю в Париж, я хожу в музеи. Без Центра Помпиду не бывает Парижа. Я люблю бывать в Jeu de Paume, который, кстати, во многом похож на МАММ по направлению своей деятельности. Мы работали с Musée d’Art moderne, где я тоже регулярно бываю. Год назад открылся музей Пикассо после реконструкции; так как дружу с его директором, «Кошку» Пикассо нам дали в кратчайшие две недели, что невозможно с точки зрения правил выдачи музейных экспонатов.
Musée d’Art moderne.
Каждый раз, когда я в Париже, я, конечно, иду на Сен-Поль в Европейский дом фотографии (Maison Européenne de la Photographie), с которым у нас замечательные дружественные связи. Это не самый большой, но один из самых посещаемых музеев Парижа. В 1995 году я была на стройке Европейского дома фотографии (он открылся, когда и наш – осенью 1996 года, ему тоже исполнилось 20 лет). Мы шли пешком по Ле-Аль с директором этого музея Жан-Люком Монтерросо, с которым мы дружим до сих пор. Я его спросила, что за музей он пытается открыть. Он мне кратко и ясно рассказал, и я подумала, что мы откроем биеннале в Москве, потом откроем музей, и этот музей будет больше и лучше. И нам есть чем гордиться. Московский музей сейчас стоит на международной карте культурного туризма, и это бренд, который мы создали своими руками во многом благодаря поддержке французских партнеров – Департаменту культуры мэрии Парижа, французскому Культурному институту.
Musée national Picasso-Paris.
В последние два года я кружусь вокруг Мадлен, вокруг Фобур-Оноре (Faubourg Saint-Honoré), где мы жили с мужем, где я выгуливала собак. Есть я люблю дома. Муж так хорошо готовил, что не хотелось выходить. Но у нас были любимые места. В лучших ресторанах Парижа нет такого безумного меню, как у нас. Если мы хотели антрекот, мы ехали в ресторан L’entrecote , где его готовят с удивительным соусом. В сезон устриц ходили в Le Bar à Huîtres. Сейчас я люблю ресторан Paris-London на Мадлен, хотя тринадцать лет я проходила мимо. Сорбет надо покупать в Berthillon прямо напротив Нотр-Дама, и только там. Эта семья делает мороженое больше 50 лет, крупнейшие сети миллион раз предлагали им продать рецепт, но нет! Летом они бывают закрыты, потому что вся семья уезжает в отпуск.
Le Bar à Huîtres.
В моменты депрессии я останавливаюсь перед Zara на Faubourg Saint-Honoré, потому что, когда у женщины депрессия, она хочет купить все и выйти в хорошем настроении. Работает идеально, но лучше не оказываться перед дорогими марками, потому что купишь все равно, и необязательно будешь это носить. Я с удовольствием ношу вещи, купленные на Faubourg Saint-Honoré. А бижутерию, которую я очень люблю, я покупаю в музейных бутиках, иногда это Музей дизайна на Риволи (Musée des Arts Décoratifs)), иногда это Центр Помпиду.
Я мечтала прогуляться по Парижу, и недавно у меня случилась ночная прогулка – сразу после взрывов. Закрылась Paris Photo, и мы ужинали в ресторане у метро Filles du Calvaire, где находятся галереи, которым столько же лет, сколько нам. Мы встречаемся, обмениваемся выставками. Во время ужина прогремели взрывы, и мы, конечно, были в шоке, созванивались с близкими. Наш двор закрыли, и нам пришлось остаться в ресторане до четырех утра. Пока мы там были, я договорилась о пяти проектах. Потому что, когда нам угрожает терроризм, надо, чтобы жизнь продолжалась, а жизнь – это движение.
Фото: Екатерина Анохина
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
ТегиФранцияОльга Свиблова
Ольга Свиблова | Art Blart
Exhibition dates: 25th January – 3rd April 2013
Curator: Olga Sviblova
Varvara Stepanova (Russian, 1894-1958)
Red Army Men
1930
Photomontage для Зарубежье журнал
Бамперный пост на увлекательную тему. Портрет Толстого невероятен; более пронзительны фотографии до Первой мировой войны (последние дни царской династии) и до Второй мировой войны ( Портрет Юрия Рыпалова, внизу). Люди смотрят в камеру, не подозревая, какой водоворот вот-вот обрушится…
Маркус
.
Огромное спасибо Foam за возможность опубликовать текст и фотографии в постинге. Пожалуйста, нажмите на фотографии для увеличения версии изображения.
Михайлов Борис (украинец, 1938 г.р.)
Без названия
1971-1985
Из серии0019
Vasily Ulitin (Russian, 1888-1976)
Flame of Paris
1932
Bromoil
Moscow House of Photography Museum
© Multimedia Art Museum, Moscow / Moscow House of Photography Museum
Дмитрий Бальтерманц (Русский, 1912-1990)
Мужской разговор
1950-е
Цветная печать Московский Дом фотографии0017 © Dmitry Baltermants Archive
© Multimedia Art Museum, Moscow / Moscow House of Photography Museum
Dmitry Baltermants (Russian, 1912-1990)
Rain
1960s
Colour print
Moscow House of Музей фотографии
© Архив Дмитрия Бальтерманца
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей Московский Дом фотографии
Яков Халип (Россия, 1908-1980)
Морские кадеты
Конец 1940-х годов
Авторская цветная печать
На обороте текст поздравления Александру Родченко
Собрание Музея «Московский Дом фотографии»
© Мультимедиа Арт Музей, Москва/ Московский Дом Музея фотографии
Выставка Примула – русская цветная фотография проходит в рамках выставки Нидерланды-Россия 2013. весна. Первоцвет – Российская цветная фотография представляет ретроспективу различных попыток в России производить цветные фотографические изображения. Этот процесс начался в начале 1850-х годов, почти одновременно с открытием самой новой среды. Техника колорирования, основанная на традиционных приемах мастеров, добавлявших цвет в определенный контурный рисунок, определила целое самостоятельное направление в истории фотографии в России, от «открыточных» пейзажей и портретов до советской агитационной и репортажной фотографии.
Использование цвета в России восходит к началу 1850-х годов и практически совпадает с изобретением самого средства. Термин «цветная фотография» несколько лукавит, поскольку сначала он относился к технике тонирования, при которой черно-белые фотографии раскрашивались вручную. Традиционно эту технику использовали специализированные ремесленники, добавлявшие фотографии определенным способом и в пределах контуров изображения. Эта техника стала настолько популярной, что сама по себе стала трендом и во многом определила облик и эстетику цветной фотографии в России. Первоначально использовавшийся специально для портретов, пикториалистских пейзажей и обнаженной натуры, позже он также обрел популярность у художников-авангардистов. Интересно, что эта эстетика также послужила отправной точкой для советской пропаганды, портретов, политических лидеров и репортажей.
Первоцвет — русская цветная фотография можно рассматривать как путешествие по различным техникам и жанрам, смыслам и сообщениям, массовым практикам и индивидуальным экспериментам. На выставке представлены работы известных фотографов и художников, таких как Сергей Продукин-Горский, Иван Шагин, Дмитрий Бальтерманц и Роберт Диамент. Но также представлены уникальные фотографии Александра Родченко и Варвары Стефановой и недавние работы из знаменитой серии «Лурики» Бориса Михайлова, в которых он высмеивал визуальную культуру советской пропаганды.
Пресс-релиз с веб-сайта FOAM [Online] цитируется 24/03/2020 больше не доступна онлайн
Pyotr Pavlov (Russian, 1860-1924)
Moscow. Лубянка
1910-е
Оттиск
Собрание Музея «Московский Дом фотографии»
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»37)
Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта
1910-1911
Копия; original – autochrome
Moscow House of Photography Museum
© Multimedia Art Museum, Moscow / Moscow House of Photography Museum
Piotr Vedenisov (Russian, 1866-1937)
Nikolskoye Simbirsk province
1910
Родченко Александр (русский, 1891-1956)
Гонка. Стадион «Динамо»
1935
Художественная серебряно-желатиновая печать, гуашь
Собрание Музея «Московский Дом фотографии»
© Архив А. Родченко – В. Степанова
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»
Дмитрий Бальтерманц (русский, 1912-1990)
Встреча в тундре
1972
From the Meetings with Chukotka series
Colour print Collection of Moscow House of Photography Museum
© Dmitry Baltermants Archive
© Moscow House of Photography Museum
Installation photographs of the exhibition Первоцвет – русская цветная фотография в Foam, Амстердам
Первоцвет
Эта выставка с метафорическим названием Примула демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии с 1860-х по 1970-е годы и в то же время раскрывает историю России в фотографии. На примерах работ классиков отечественной фотографии, таких как П. Павлов, К. Бергамаско, А. Эйхенвальд, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусов, Д. Бальтерманц и Б. Михайлов, а также неизвестных фотографов мы можно увидеть, как менялась жизнь в России на протяжении века, переживая исторические и социально-политические катастрофы, а также ту разнообразную роль, которую играла в этот период фотография.
Цвет получил распространение в русской фотографии примерно в то же время, что и в Европе – в 1860-е годы. Это зависело от ручного тонирования фотоотпечатков акварельными и масляными красками либо самими фотографами, либо работающими с ними художниками. В первую очередь это касается индивидуальных или семейных портретов, заказанных на память. Фотоателье Нечаева, Ушакова и Эрикса и Эйхенвальда изготовили тысячи тонированных портретов, которые стали важной частью домашнего интерьера.
Людям очень хотелось увидеть свое изображение в цвете, причем в живописной форме. Окрашивание ранних фотоснимков также могло скрыть дефекты отпечатков, в том числе дефекты, появившиеся на альбуминированной бумаге. Со временем эта бумага пожелтела. Чтобы скрыть это, бумагу подкрашивали в зеленый, розовый и другие цвета и раскрашивали акварелью, гуашью, маслом, а позднее анилиновыми красками. Иногда в процессе тонировки фотография частично перерисовывалась, и на заднем плане появлялись лиственные украшения или различные предметы интерьера.
К концу 19 века, к 1880-м и 1890-м годам, цветная фотография была распространена на архитектурные, пейзажные и промышленные объекты. Например, фотоателье Троице-Сергиева монастыря (фотоателье при русских монастырях стали очень распространенным явлением) создавало многочисленные цветные архитектурные изображения православных храмов.
В конце 19 — начале 20 веков Россия, с одной стороны, переживала активную европеизацию, что отражалось в стиле архитектурных сооружений, интерьеров, костюма и быта, но одновременно шла и поиск национальной идентичности, новых интерес к национальным особенностям жителей Российской империи. Появились целые серии раскрашенных фотографий, изображающих людей в национальных костюмах – русских, татар, кавказцев, украинцев и так далее.
С промышленным бумом конца 19 — начала 20 веков люди стали украшать свои стены не только тонированными пейзажами, но и фотографиями промышленных сооружений (например, фотография Дмитрия Езучевского Строительство моста ). В начале 20 века, в 1910-е годы, особой популярностью пользовались цветные фотографии русских офицеров, важного социального класса до начала Первой мировой войны.
Фотодокументация жизни Российской империи в начале ХХ века приобрела статус государственного объектива во многом потому, что царь Николай II и его семья были увлеченными фотографами-любителями. 19 мая09 Император Николай II дал аудиенцию фотографу Сергею Прокудину-Горскому. В 1902 году Прокудин-Горский впервые объявил о технологии создания цветных фотографий, а в 1903 году опубликовал брошюру «Изохроматическая фотография ручными фотоаппаратами». Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки, сенсибилизированные по его собственным формулам, и камеру собственной конструкции. Были сделаны три быстрых снимка последовательно через светофильтры синего, зеленого и красного цвета (фотографу удалось сократить время экспозиции до абсолютного минимума). Из этого тройного отрицательного был приготовлен тройной положительный. Для просмотра снимков использовался проектор с тремя линзами перед тремя рамками на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через цветной фильтр того же цвета, что и тот, через который он был сфотографирован. После объединения трех изображений на экране появилось полноцветное изображение. Прокудину-Горскому удавалось делать полиграфические репродукции своих снимков, напечатанные в виде фотокарточек, а также в виде вкладышей в иллюстрированные журналы.
Обрадованный этим изобретением, император Николай II попросил фотографа сделать цветные снимки всех сторон жизни различных регионов, входивших тогда в состав Российской империи. Для этого фотографу был выдан специально оборудованный железнодорожный вагон. Правительство предоставило ему небольшой пароход с экипажем, способный пересекать мелководье для работы на водных путях, и моторную лодку для реки Чусова. Для съемки Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был отправлен автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были вручены официальные имперские документы, которые давали ему доступ во все части Империи, а правительственным чиновникам было приказано помогать Прокудину-Горскому в его поездках.
Тем временем в России начала ХХ века стали очень популярны автохромные картины братьев Люмьер, с которыми работал Прокудин-Горский после эмиграции из Советской России. Автохромы, цветные диапозитивы на стеклянной подложке, впервые были произведены в промышленных масштабах в 1907 г. На стеклянную пластину наносили гранулы картофельного крахмала, окрашенные в красный, желтый и синий цвета. Гранулы работали как цветовые фильтры. Добавление второго слоя гранул обеспечило оранжевый, фиолетовый и зеленый оттенки. После этого наносили светочувствительную эмульсию. Пластину обнажали и проявляли. Автохромы можно было рассматривать против света или проецировать с помощью специальной аппаратуры, которую в то время выпускала собственная фирма братьев Люмьер (диаскопы, хромодиаскопы, зеркальные стереоскопы и т. д.). Автохромами братьев Люмьер пользовался, например, Петр Веденисов, зажиточный дворянин, выпускник Московской консерватории, поселившийся в Ялте, в Крыму, в конце 1880-х годов. Как и в случае с автохромами братьев Люмьер, любимым сюжетом Веденисова была собственная семейная жизнь фотографа. Однако то, что на первый взгляд было очень частной и личной фотографией, позже стало прекрасным описанием типичного образа жизни образованных русских дворян в начале 20 века.
Начавшаяся Первая мировая война 1914 года и Октябрьская революция 1917 года уничтожили Россию, память о которой сохранилась в тонированных фотографиях и автохромах второй половины 19 — начала 20 века.
Владимир Ленин и новое советское правительство активно поддерживали фотографию в первые послереволюционные годы, видя в ней важное пропагандистское оружие для страны, где 70% населения не умели ни читать, ни писать. Сначала упор делался на фоторепортаж, но очень скоро стало ясно, что реальные перемены в стране, где после революции и Гражданской войны царили голод и разруха, столь же иллюзорны, как и утопические мечты ярых революционеров. С середины 19В 20-е годы в СССР был широко распространен фотомонтаж, горячо поощряемый большевиками. Фотомонтаж позволил соединить документальную достоверность и новые советские мифы. В 1920-е годы его практиковали такие талантливейшие модернисты, как А. Родченко, Г. Клуцис, Эль Лисицкий, В. Степанова и другие. Фотомонтаж охватил цвет и стал идеологическим «визуальным оружием».
С середины 1920-х годов А. Родченко возродил забытую технику ручной раскраски собственных фотографий. Он использовал тонировку благодаря своему опыту фотомонтажа (9).0018 Рекламная стена Дома Моссельпрома, Беговой стадион «Динамо», и др.), а также применил его для разработки экспериментов с позитивно-негативной печатью (сцены из фильма Альбидум ) и для очень личных и даже интимных портретов своей музы Регины Лемберг — Девушка с лейкой. В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, А. Родченко начал снимать классический балет и оперу, используя арсенал своих эстетических противников, русских пикториалистов, которые к тому времени подверглись в Советском Союзе еще более жестким репрессиям, чем фотографы-модернисты. . Для Александра Родченко мягкий фокус, классическая тематика и типичная для пикториальной фотографии тонировка были опосредованным способом выражения внутреннего эскапизма и трагического разочарования в советской утопии.
В 1932 году в СССР были изданы общие правила социалистического реализма, как единственного творческого метода для всех видов искусства, в том числе и фотографического. Советское искусство должно было отражать советские мифы о самых счастливых людях в самой счастливой стране, а не реальную жизнь и реальных людей. На этом прокрустово ложе трудно было не только модернизму с его конструктивистской эстетикой, но даже пикториализму вписаться в эстетику соцреализма.
Пикториализм был одним из важнейших направлений русской фотографии начала ХХ века, а русские фотографы-пикториалисты были отмечены золотыми и серебряными медалями на международных выставках. Пикториальная фотография отличалась не только способом съемки и сложными приемами печати, призванными сблизить фотографию с живописью, но и выбором традиционных сюжетов. Романтические пейзажи и архитектурные руины или этюды обнаженной натуры были с точки зрения соцреализма опасными пережитками прошлого. Некоторые фотографы-пикториалисты оказались в сталинских лагерях, им запретили заниматься своей профессией или селиться в столице или других крупных городах. Оставшиеся на свободе, например, Василий Улитин, участник крупных международных фотовыставок, обладатель медалей и дипломов в Париже, Лондоне, Берлине, Лос-Анджелесе, Торонто, Токио и Риме, с трудом пытались приспособиться к новой реальности. и пытались изобразить революционную тематику ( Пламя Парижа, красноармеец ), тем самым получив от большевиков индульгенцию и право на работу.
Почти одновременно, в 1936 году, немецкая компания Agfa и американская компания Kodak представили цветную пленку. Широкое распространение и выход на рынок любительской фотографии были отложены началом Второй мировой войны. В СССР цветная фотография появилась только в конце войны. Производству цветной пленки советского производства в СССР способствовало немецкое трофейное оборудование в 1946. С этого года Иван Шагин и еще несколько фотографов начали ретранслировать в страну свою цветную новостную хронику.
До 1946 года цветные фотографии Советской России делались лишь в единичных случаях, на немецкую или американскую пленку. До середины 1970-х годов в СССР негативная пленка для печати цветных фотографий была роскошью, доступной лишь нескольким официальным фотографам, работавшим на крупные советские издания. Его использовали такие классики советской фотографии, как В. Микоша, Г. Петрусов, Д. Бальтерманц, В. Тарасевич и другие. Все они так или иначе были обязаны следовать канонам соцреализма и практиковать постановочный репортаж. В те времена даже натюрморты с фруктами несли идеологический посыл, фотографируясь для кулинарных книг, в которых советские люди могли видеть продукты, отсутствовавшие в голодной послевоенной стране, где еще действовала карточная система распределения продуктов (Иван Шагина, Лимоны и Фрукты, 1949).
С конца 1950-х, в хрущевскую оттепель после развенчания сталинского культа личности, каноны соцреализма смягчились и допустили некоторую свободу в эстетике, позволив фотографии приблизиться к реальности (серия Дмитрия Бальтерманца Арбатская площадь ). В послевоенный период, в 1950-1960-е годы, жизнь постепенно налаживалась, и в массовом рынке вновь появились цветные сувенирные фотопортреты. Делали их, как правило, неизвестные и «неофициальные» фотографы, поскольку частные фотоателье, выполнявшие такие заказы с середины 19 в.века были запрещены, и к 1930-м годам государство установило полную монополию на фотографию. Борис Михайлов копировал и увеличивал такие китчевые цветные фотографии в качестве сувениров, чтобы пополнить свой доход в своей фотолаборатории в Харькове в начале 1970-х годов. Он начал их собирать. Они составляют основу новой эстетики, которую он разработал в серии Lyrics начала 1980-х годов. Подкрашивая эти наивные фотографии, он раскрывал и деконструировал природу советских мифов.
Цветная светопрозрачная пленка появилась на советском массовом рынке в 1960-х и 1970-х годов. В отличие от цветной негативной пленки, требующей сложного и дорогого процесса проявления для последующей печати, цветную слайд-пленку можно проявлять даже в домашних условиях. Прежде всего, его широко использовали любители, которые создавали диапозитивы, которые можно было просматривать дома с помощью диапроектора. Возникший в это время в СССР неофициальный вид искусства выработал эстетику и средства нового художественного осмысления действительности, совершенно отличные от господствовавшего, хотя и несколько видоизмененного, социалистического реализма. Фотография занимала значительную роль в этом неофициальном искусстве. Это было в конце 1960-х и начале 1970-х, когда Борис Михайлов начал фотографировать свою серию Suzi Et Cetera на цветную диапозитивную пленку.
Более полувека советской власти после революции 1917 года коренным образом изменили Россию. Окружающая действительность пришла в упадок, и люди, воспитанные на советских лозунгах, и не думали обращать на это внимание. Но это была единственная реальность, предлагаемая нашему восприятию, и Борис Михайлов старается развить ее колорит, очеловечить ее своим вниманием и дать ей право на существование. Учебники по фотографии того периода на одну треть состояли из технических формул и на две трети из описания того, что и как фотографировать. От фотографа, конечно же, не требовалось и даже не разрешалось делать этюды обнаженной натуры. Телесность и сексуальность являются неотъемлемыми признаками самостоятельной личности, самости. Советская система специально пыталась нивелировать любое чувство самости, душить его и бросать вызов таким идеям с коллективной общностью и безличным «мы» советской нации. На фото Suzi Et Cetera Борис Михайлов нарушает нормы и раскрывает характеры, свои и героев. Показывать эти кадры на публике было невозможно, но слайды можно было проецировать дома, в мастерских его друзей-художников или небольших, часто полуподпольных клубах научно-технической интеллигенции, начавших возрождаться в хрущевскую оттепель после Сталинские репрессии. Слайд-проекции Бориса Михайлова теперь аналогичны квартирным выставкам неофициального искусства. С помощью цвета он показал мрачную стандартизацию и убожество окружающей жизни, а его слайд-спектакли помогли объединить людей, чье сознание и жизнь в те годы стали вырываться из догматической сети советской идеологии, допускавшей только один цвет — красный.
Curator Olga Sviblova
Director, Multimedia Art Museum, Moscow
Boris Mikhailov (Ukranian, b. 1938)
Untitled
1971-1985
From the series Luriki
Vladislav Mikosha (Russian, 1909-2004)
Портрет Yury Rypalov
1938-1939
«В память о службе в армии». Saint Petersburg
Beginning of 1910s
Collodion, painting
Collection of Moscow House of Photography Museum
© Moscow House of Photography Museum
Elena Mrozovskaya (Russian, before 1892-1941)
Portrait of девушка в малороссийском костюме. Санкт-Петербург
1900-е годы
Серебряно-желатиновая печать, живопись
Собрание Музея Московский Дом фотографии
© Московский дом музея фотосъемки
A. Nechayev
Портрет девушки
1860S
СОЛЕЙНА , Москва / Музей Московский дом фотографии
Сергей Прокудин-Горский (Русский, 1863-1944)
Портрет Льва Толстого
23-й мая 1908 г.
OffPrint
Коллекция Музюм художественного мультимедиа, Москва
PIOTR VEDENISOV (Russian, 1866-1937)
Uknown Woman, The Crimea, yla, 1866-1937)
Uknown Woman, rushia, 1866-1937)
Uknill Woman, rushia, 1866-1937)
Uknown Walma, yla, 1866-1937)
.
Веденисов Петр (русский, 1866-1937)
Козаков Андрей Александрович. Ялта
1911-1912
Копия; оригинал – автохром
Московский Дом фотографии Музей
© Музей мультимедийного художественного музея, Москва / Московский дом музея фотографии
PIOTR VEDENISOV (Руссский, 1866-1937)
Vera Kozakov Home Of Moshovalshov Masele Dress Dress Dress
1917 1917 1917
Vera Kozakov в Moshoval Folk Folk Drafle
1917 1917 1917 1917 1917
Vera Kozakov.
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей Московский Дом фотографии
Сцены в автохромах Веденисова происходят в Ялте или в Симбирской губернии, где проживала семья Козаковых, родственники фотографа. Петр Веденисов выбирает своих моделей среди членов этой единой большой семьи. Фотографии Веденисова в основном постановочные портреты. Другие темы включают повседневную жизнь и путешествия, застолья, домашних животных, интерьеры и пейзажи. Автохромы Веденисова сняты за относительно короткий промежуток времени, примерно с 19
О фотографе
Петр Иванович Веденисов (1866–1937) был ялтинским дворянином, окончившим Московскую консерваторию в 1888 году. история крыма и фотографии. В начале 20 века Веденисов осваивает техническое новшество: он может делать цветные автохромы на стекле. Это была техника создания работ в цвете, основанная на трех этапах последовательной съемки через цветофильтры. Его усовершенствовали братья Люмьер, которым удалось разместить все фильтры на одной пластине.
Текст с FOAM веб-сайт nd [Online] цитируется 19/09/2022
Piotr Vedenisov (Russian, 1866-1937)
Kolya Kozakov и Dog Gipsy. Ялта
1910-1911
Собрание Музея «Московский Дом фотографии»
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»0017 Man
1932
Dmitry Baltermants (Russian, 1912-1990)
Show Winday
Начало 1960S
Colorce
Collection
. Архив Бальтерманца
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей Московский Дом фотографии
Иван Шагин (Русский, 1904-1982)
Fruits
1949
Цветной печати
Коллекция Москвского музея фотосъемки
© Музей искусств мультимедиа, Москва / Москвский дом Фотографии
70007777777777777777777777
77777777777
777777777777 9001
777777777 70007 . Он повернул голову
Начало 1960-х
Цветная печать
Собрание Музей «Московский Дом фотографии»
© Мультимедиа Арт Музей, Москва / Музей «Московский Дом фотографии»
FOAM
Keizersgracht 609
1017 DS Amsterdam
Netherlands
Телефон: + 31 20 551500
. Вс 10:00–18:00
Сайт Foam
LIKE ART BLART ON FACEBOOK
Вернуться к началу
Без паспортов и порнографии: Знакомьтесь, царица русской фотографии
Каждый, кто встречает Ольгу Свиблову, никогда не забывает опыт. «Мисс фотография» России и директор нового московского Мультимедиа Арт Музея — это неиссякаемый вихрь человеческой деятельности. Умеющая вести два разговора сразу, с трубкой в каждой руке (и сигаретой в третьей!), она любит перебивать звонящих обещанием: «Я тебе сразу перезвоню». Она никогда этого не делает.0007
Длинная и гибкая, светловолосая, одетая в черное, эта грациозная женщина пятидесяти с лишним лет с шиньоном балерины, как известно, назначает деловые встречи в 3 часа ночи. Больше всего на свете она любит курить и говорить об искусстве на рассвете. Также следует учитывать ее неподражаемый словарный запас и уровень децибел зашкаливающий, ведь Ольга Свиблова любит покричать. Только ее муж-француз удостаивается сладкого мурлыканья по телефону. «Несколько раз мы чуть не подрались», — признается художник Александр Пономарев, чьи работы Ольга выставляла в павильоне России в 2009 году.Венецианская биеннале. «У нее сложный характер. Она никогда никого не слушает, но у нее есть талант. Людей ее калибра сегодня в России очень мало, и она многое сделала для того, чтобы российская культура была представлена на международной арене».
В такой стране, как Россия, наличие такой чемпионки, как Свиблова, имело решающее значение для фотографии. Аньес де Гувион Сен-Сир, бывший генеральный инспектор по фотографии Министерства культуры Франции, говорит: «Без Ольги фотография не достигла бы своего нынешнего статуса в России». Свиблова говорит об этом более прямо: «Когда я запускала Московскую биеннале фотографии, все думали, что это фотографии только для паспорта или обнаженных женщин!»
Пятнадцать лет спустя ее биеннале привлекает более шестисот тысяч посетителей.
Она также создала авторитетную государственную фотошколу и Московский Дом фотографии, который объединяет под своей крышей более 80 000 работ, в том числе изображения таких известных художников, как Александр Родченко и Дмитрий Бальтерманц.После пятилетнего строительства галерея вновь открылась в ультрасовременном помещении площадью 7500 квадратных метров. Теперь он также демонстрирует современное искусство в различных средствах массовой информации и имеет новое и более широкое название: Мультимедийный художественный музей.
В детстве в 1950-х годах Ольга Свиблова росла в мире без изображений: ее бабушка считала, что лучше сжечь семейные альбомы, в которых были фотографии, которые, как она опасалась, могли вызвать проблемы при советском режиме. Получив докторскую степень по психологии, эта дочь авиационного инженера решила посвятить свою жизнь искусству… и поэтому стала дворником. «Это дало мне время для вещей, которые имели значение!» Вместе со своим мужем, поэтом Алексеем Парчиковым, она организовала «неофициальные выставки неофициального искусства».
Но именно ежегодный Месяц фотографии в Париже вдохновил ее принести фотографию в Россию, «страну без визуальной истории». В ее первой фотобиеннале было 92 выставки, в которых участвовали как российские, так и зарубежные фотографы. Maison européenne de la photographyie (Европейский дом фотографии или «MEP») вместе с государственной коллекцией Франции Le Fonds National d’Art Contemporain (FNAC) предоставил ей работы бесплатно. Ее второй муж, Оливье Моран, страховщик произведений искусства. , помогла с вопросами безопасности, а сама отправила в Москву 400 факсов в поисках спонсоров. «С Ольгой всегда есть немного импровизации», — объясняет Жан-Люк Монтероссо, директор МООС9.0007
Новая капиталистическая Россия оказалась идеальной почвой для ее таланта. «Ольга умеет говорить об искусстве со всеми: с обществом, с политиками или с самими художниками», — объясняет Пакита Эскофет-Миро, российский коллекционер произведений искусства.Используя старую русскую пословицу: «Лучше иметь сто друзей, чем сто рублей», ей удалось собрать сотни тысяч евро всего за несколько телефонных звонков. А что касается поддержки, то она также пользовалась благосклонностью Юрия Лужкова, мэра Москвы на протяжении 18 лет; в то время как Роман Абрамович, владелец футбольного клуба «Челси», и Михаил Прохоров, энергетический магнат, финансировали ее, когда она курировала павильон России на Венецианских биеннале 2007 и 2009 годов.. «Я жила без денег, — говорит она. «Но когда мне это нужно для проекта, я становлюсь маньяком!»
Со своим последним музеем, который пользовался поддержкой мэрии Москвы, Свибловой пришлось столкнуться с серьезной проблемой, когда Кремль вручил мэру документы на марш, когда для проекта все еще требовалось два миллиона евро. Приступив к делу, она организовала аукцион с помощью своих друзей-художников и собрала 150 000 евро.