Dr. Martens — Википедия. Что такое Dr. Martens
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Dr_martens_boots.jpg/250px-Dr_martens_boots.jpg)
Dr. Martens (Docs; англ. Doc Martens) — обувная серия фирмы AirWair Ltd. Со времени появления на рынке достигла интернационального культового статуса.
История
Начало
Ботинки Dr. Martens были разработаны доктором Клаусом Мертенсом (Dr. Märtens (нем.)), которому и обязаны своим именем (позже имя Dr. Märtens переделают на английский манер — Dr. Martens (Доктор Мартенс)). Доктор Мертенс сконструировал первый прототип в 1945 году, спустя всего несколько недель после окончания Второй мировой войны. Он задумал разработать стабильные ботинки, в которых подошва была бы не такой жёсткой, как у традиционных армейских ботинок, которые ему приходилось носить во время службы. Позже он описал реализацию этой идеи так:
«Неделя как кончилась война. Многие начали грабить. Но в то время, когда все искали ценности, такие, как ювелирные изделия и меха, я выбрал немного кожи, иглу и нитки и сшил пару ботинок с толстой воздушной подошвой, как я себе и представлял».
Этим прототипом Клаус Мертенс заинтересовал своего товарища по Мюнхенскому университету Герберта Функа (Herbert Funck (нем.)). Герберт Функ был урождённый люксембуржец, поэтому его не касались торговые ограничения послевоенной Германии. Мертенс и Функ стали партнёрами и начали в 1947 году в городке Зеесхаупт под Мюнхеном производство подошв из нескольких тонн списанной резины немецких Luftwaffe. Также другие составные части обуви были из остатков армейского обмундирования. Стельки были сделаны из погон (эполет), а кожа была взята от кожаных штанов офицерской униформы. Из одной пары штанов шились две пары ботинок. К. Мертенс рассказывал:
«Момент был удачный — после военного времени, проведённого в очень неудобных армейских сапогах и ботинках, люди искали хорошую и удобную обувь».
Ботинки быстро стали популярными, и Мертенс с Функом в 1952 году открыли собственную фабрику в Мюнхене. В 50-х годах обувь продавалась в 200 различных вариантах, причём основными покупателями, больше 80 %, стали женщины старше 40. В 1959 году фирма рекламирует первый раз идею в интернациональных каталогах.
Griggs Company и начало 1960-х
Одним из каталогов был «Shoe & Leather News», британский каталог обуви и кожаной одежды. Там реклама привлекла внимание Билла Григгса (Bill Griggs (англ.)), управляющего английской фирмы R. Griggs & Co, который увлёкся идеей немцев. На английском обувном рынке была в то время жёсткая конкуренция, ведущими производителями были «Tuf Boots», и, как многие другие, фирма R. Griggs & Co была в поисках нового конкурентоспособного продукта. Григгс связался с Мертенсом и вскоре купил лицензию на производство мягких подошв. Потом изменил дизайн ботинок (мыскам придали более округлую форму, приподняли бока, прошили по канту крепкой жёлтой нитью), а также доработал подошву, сделав её с тёмными краями и неглубокими протекторами. Всё это до сих пор является фирменным знаком Dr. Martens. Григгс назвал подошву «Air Wair» и создал известный логотип с надписью «With Bouncing Soles» (с пружинящей подошвой). 1 апреля 1960 года первые Dr. Martens, ботинки № 1460, с 8 отверстиями для шнурков, вышли в производство.
Вначале, как и предполагалось, обувь пользовалась большим спросом у солдат, почтальонов, полицейских и фабричных работников. По причине высокой популярности очень быстро был разработан и выпущен вариант ботинок с 3 отверстиями для шнурков. Этот вариант был закуплен Британской Почтовой службой для своих работников. Преимущества этой обуви были огромны. Ботинки были удобны и прочны; кроме того, подошвы были нечувствительны к маслам, бензину и кислотам. Пропитанные особым составом кожаные части не пропускали воду. До сего дня ботинки Dr. Martens сохранили свою форму, но производятся в различных вариантах (размер, высота, цвет).
Первой популярной личностью, надевшей Dr. Martens, был Тони Бен (en:Tony Benn) (англ.), социалист, член британского парламента, борец за права рабочих и профсоюзов, таким образом выражая своё единомыслие с пролетариатом. К тому же он был первым, кто использовал Dr. Martens как политический знак. И сегодня много политиков и студентов используют этот символ, выражая этим своё «родство» с рабочим классом. Как элемент моды эта обувь не была конкурентоспособна, потому что как раз в это время Лондон был знаменит как город моды, и рынок переполняли намного более сенсационные модели. Молодёжная культура того времени также отдавала предпочтение другой обуви.
Skinheads (скинхеды)
«До сегодняшнего дня еще никто никогда не предлагал рабочему человеку по-настоящему удобных ботинок» — писали британские газеты. Да и тем более что в то время ботинки фирмы Dr. Martens стоили всего 2 фунта стерлингов (сейчас от 100 фунтов). Со временем за обувью этой марки закрепилась и слава лучшей ортопедической обуви в мире, т. к. гармонично повторяя след стопы, она позволяет навсегда забыть о боли в ногах. Однако уже в 60-е годы новое молодёжное течение — скинхеды — сделало её частью своего имиджа.
Всё изменилось в 1963-64 годах, когда внутри субкультуры модов произошло раздробление на несколько групп. Появившееся направление «Hard Mods» выделялось своим внешним видом: короткие стрижки с бакенбардами и провокационная одежда, в том числе красные ботинки Dr. Martens. От этой группы произошли первые скинхеды, которые противопоставляли «Summer of Love»-направлению стиль «Proletariers» или «Every-Day-Workers». Этому направлению до сих пор соответствуют традиционные скинхеды.
Одно из первых проявлений скинов как провокаторов имело место во время проведения марша протеста против войны во Вьетнаме в марте 1968 года. Около 150 скинов, одетые в цвета футбольного клуба Миллуолл и высокие ботинки Dr. Martens, мешали проведению мероприятия выкриками и провокациями, направленными против демонстрантов. Скины и с ними Dr. Martens стали очень быстро пользоваться дурной славой. Много молодёжи выделялось агрессивностью и жестокостью, а Dr. Martens со стальными мысками служили им опасным оружием, поэтому нередко конфисковывались полицией (некоторые называли их «боксерскими перчатками для ног»).
«В списке всех ужасов нации скинхеды стоят где-то между серийными убийцами и бойцовыми собаками. Как будто короткая стрижка и ношение Dr. Martens превращает тебя в какой-то вид опасной внеземной формы жизни». (George Marshall: «Spirit of ’69 — Библия скинхедов»)
Скинхеды очень ухаживали за своими Доками, так как, помимо функциональности, в основном, ставка делалась на внешний вид. Ботинки полировали и «антиквировали». Красные ботинки Dr. Martens натирали чёрным кремом для обуви, чтобы обувь бросалась в глаза. Девушки не остались в стороне: Dr. Martens комбинировали с сетчатыми колготками или чулками и стрижкой «feather cut» (стрижка перьями).
С этого началась популярность Dr. Martens в молодёжных субкультурах, продолжающаяся по сегодняшний день. Эра ранних скинхедов закончилась где-то в 1972 году, в основном из-за раздробления. Из движения выделились так называемые Сьюдхеды (дословно: «замшевая голова»), считавшие Dr. Martens слишком неуклюжими и грубыми. Но знакового влияния, как значения символа восставших молодёжных культур, Dr. Martens не потеряли до сих пор[1].
Рост популярности в субкультурах
С этого времени обувь кочевала от одного молодёжного течения к другому: хиппи, панки, готы и другие. Мартинсы синего цвета были элементом клубной одеждой футбольной команды «Челси» и её фанатов. В 70-80-е годы ботинки Dr. Martens прочно вошли в музыкальную культуру. Пит Тауншенд («The Who»), «The Clash», «Madness», «The Specials», «Depeche Mode» и др. Ботинки «Dr. Martens» стали так же неотъемлемой частью грязевых акций (ванн) на фестивале Вудсток и незаменимой обувью участников разнообразных фестивалей, передвигающихся автостопом.
В 80-е ботинки стали носить все представители нового поколения. Шнурки зачастую красили и оставляли не завязанными. Иногда на Мартинсах рисовали логотипы популярных музыкальных групп, хотя обычно их внешний вид был очень простым, лишенным всяких украшений. В 90-е мода на ботинки DM’s распространяется далеко за пределы Великобритании (в том числе и в Россию). Классикой того времени в женской моде были пестрые платья с парой огромных ботинок, надетых «на носок».
Большинство родителей девочек во всем мире были в шоке от того, что их дети носят большие ботинки как какие-нибудь скинхеды, но это, скорее, лишь увеличивало популярность «запрещенной» обуви[2].
Современность
Классической моделью фирмы Dr. Martens boots по-прежнему считается 1460. Именно 1 апреля 1960 года с линии сошли первые фирменные 8-дырочные вишневые ботинки Dr. Martens boots. К концу 20-го века Dr. Martens boots представляет уже более 3000 разновидностей этой модели. Ассортимент моделей становится все более разнообразным по цвету, фактуре кожи, форме носа. Но постоянным оказывается фирменное качество и удобство ботинок, гарантированное фирменным стилем от Dr. Martens boots: логотип фирмы, двойные швы, фирменный дизайн подошвы и неизменная жёлтая строчка. Кстати, у «Мартинсов» есть своя музейная страница. В 1988 году на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов стерлингов председателем «Airwair» Стефаном Григсом были проданы ботинки Элтона Джона, в которых тот снимался в фильме Кена Рассела по мотивам рок-оперы «Томми».
Сейчас эти ботинки находятся в музее обуви в Нортгемптоне. А однажды магазин обуви A. H. Holts продал несколько дюжин ботинок со стальным стаканом «Dr. Martens» японскому дизайнеру, который затем срезал со стакана кожу и продал их за 200 фунтов стерлингов каждую пару. В некоторые страны DM’s экспортировали нелегально. Зачастую «нелегальные» Мартинсы использовали и для перевозки наркотиков, набивая полости в подошве: подошву вскрывали, прятали туда наркотики и запечатывали обратно с помощью раскаленного ножа. Поэтому даже некоторые официальные экспортные поставки «Dr. Martens» иногда задерживали на таможне для досмотра [3].
Примечания
- ↑ Skinhead style: ботинки Dr.Martens и джинсы Levi’s 501. (недоступная ссылка)
- ↑ Новая жизнь классической модели Dr. Martens 1460 \ Streetwear.
- ↑ «ДОКТОР МАРТИНС» ПО ПРОСЬБЕ.
Dr. Martens — Википедия
ботинки Dr. Martens и джинсы Levi’s 501Dr. Martens (Docs; англ. Doc Martens) — обувная серия фирмы AirWair Ltd. Со времени появления на рынке достигла интернационального культового статуса.
История
Начало
Ботинки Dr. Martens были разработаны доктором Клаусом Мертенсом (Dr. Märtens (нем.)), которому и обязаны своим именем (позже имя Dr. Märtens переделают на английский манер — Dr. Martens (Доктор Мартенс)). Доктор Мертенс сконструировал первый прототип в 1945 году, спустя всего несколько недель после окончания Второй мировой войны. Он задумал разработать стабильные ботинки, в которых подошва была бы не такой жёсткой, как у традиционных армейских ботинок, которые ему приходилось носить во время службы. Позже он описал реализацию этой идеи так:
«Неделя как кончилась война. Многие начали грабить. Но в то время, когда все искали ценности, такие, как ювелирные изделия и меха, я выбрал немного кожи, иглу и нитки и сшил пару ботинок с толстой воздушной подошвой, как я себе и представлял».
Этим прототипом Клаус Мертенс заинтересовал своего товарища по Мюнхенскому университету Герберта Функа (Herbert Funck (нем.)). Герберт Функ был урождённый люксембуржец, поэтому его не касались торговые ограничения послевоенной Германии. Мертенс и Функ стали партнёрами и начали в 1947 году в городке Зеесхаупт под Мюнхеном производство подошв из нескольких тонн списанной резины немецких Luftwaffe. Также другие составные части обуви были из остатков армейского обмундирования. Стельки были сделаны из погон (эполет), а кожа была взята от кожаных штанов офицерской униформы. Из одной пары штанов шились две пары ботинок. К. Мертенс рассказывал:
«Момент был удачный — после военного времени, проведённого в очень неудобных армейских сапогах и ботинках, люди искали хорошую и удобную обувь».
Ботинки быстро стали популярными, и Мертенс с Функом в 1952 году открыли собственную фабрику в Мюнхене. В 50-х годах обувь продавалась в 200 различных вариантах, причём основными покупателями, больше 80 %, стали женщины старше 40. В 1959 году фирма рекламирует первый раз идею в интернациональных каталогах.
Griggs Company и начало 1960-х
Одним из каталогов был «Shoe & Leather News», британский каталог обуви и кожаной одежды. Там реклама привлекла внимание Билла Григгса (Bill Griggs (англ.)), управляющего английской фирмы R. Griggs & Co, который увлёкся идеей немцев. На английском обувном рынке была в то время жёсткая конкуренция, ведущими производителями были «Tuf Boots», и, как многие другие, фирма R. Griggs & Co была в поисках нового конкурентоспособного продукта. Григгс связался с Мертенсом и вскоре купил лицензию на производство мягких подошв. Потом изменил дизайн ботинок (мыскам придали более округлую форму, приподняли бока, прошили по канту крепкой жёлтой нитью), а также доработал подошву, сделав её с тёмными краями и неглубокими протекторами. Всё это до сих пор является фирменным знаком Dr. Martens. Григгс назвал подошву «Air Wair» и создал известный логотип с надписью «With Bouncing Soles» (с пружинящей подошвой). 1 апреля 1960 года первые Dr. Martens, ботинки № 1460, с 8 отверстиями для шнурков, вышли в производство.
Вначале, как и предполагалось, обувь пользовалась большим спросом у солдат, почтальонов, полицейских и фабричных работников. По причине высокой популярности очень быстро был разработан и выпущен вариант ботинок с 3 отверстиями для шнурков. Этот вариант был закуплен Британской Почтовой службой для своих работников. Преимущества этой обуви были огромны. Ботинки были удобны и прочны; кроме того, подошвы были нечувствительны к маслам, бензину и кислотам. Пропитанные особым составом кожаные части не пропускали воду. До сего дня ботинки Dr. Martens сохранили свою форму, но производятся в различных вариантах (размер, высота, цвет).
Первой популярной личностью, надевшей Dr. Martens, был Тони Бен (en:Tony Benn) (англ.), социалист, член британского парламента, борец за права рабочих и профсоюзов, таким образом выражая своё единомыслие с пролетариатом. К тому же он был первым, кто использовал Dr. Martens как политический знак. И сегодня много политиков и студентов используют этот символ, выражая этим своё «родство» с рабочим классом. Как элемент моды эта обувь не была конкурентоспособна, потому что как раз в это время Лондон был знаменит как город моды, и рынок переполняли намного более сенсационные модели. Молодёжная культура того времени также отдавала предпочтение другой обуви.
Skinheads (скинхеды)
«До сегодняшнего дня еще никто никогда не предлагал рабочему человеку по-настоящему удобных ботинок» — писали британские газеты. Да и тем более что в то время ботинки фирмы Dr. Martens стоили всего 2 фунта стерлингов (сейчас от 100 фунтов). Со временем за обувью этой марки закрепилась и слава лучшей ортопедической обуви в мире, т. к. гармонично повторяя след стопы, она позволяет навсегда забыть о боли в ногах. Однако уже в 60-е годы новое молодёжное течение — скинхеды — сделало её частью своего имиджа.
Всё изменилось в 1963-64 годах, когда внутри субкультуры модов произошло раздробление на несколько групп. Появившееся направление «Hard Mods» выделялось своим внешним видом: короткие стрижки с бакенбардами и провокационная одежда, в том числе красные ботинки Dr. Martens. От этой группы произошли первые скинхеды, которые противопоставляли «Summer of Love»-направлению стиль «Proletariers» или «Every-Day-Workers». Этому направлению до сих пор соответствуют традиционные скинхеды.
Одно из первых проявлений скинов как провокаторов имело место во время проведения марша протеста против войны во Вьетнаме в марте 1968 года. Около 150 скинов, одетые в цвета футбольного клуба Миллуолл и высокие ботинки Dr. Martens, мешали проведению мероприятия выкриками и провокациями, направленными против демонстрантов. Скины и с ними Dr. Martens стали очень быстро пользоваться дурной славой. Много молодёжи выделялось агрессивностью и жестокостью, а Dr. Martens со стальными мысками служили им опасным оружием, поэтому нередко конфисковывались полицией (некоторые называли их «боксерскими перчатками для ног»).
«В списке всех ужасов нации скинхеды стоят где-то между серийными убийцами и бойцовыми собаками. Как будто короткая стрижка и ношение Dr. Martens превращает тебя в какой-то вид опасной внеземной формы жизни». (George Marshall: «Spirit of ’69 — Библия скинхедов»)
Скинхеды очень ухаживали за своими Доками, так как, помимо функциональности, в основном, ставка делалась на внешний вид. Ботинки полировали и «антиквировали». Красные ботинки Dr. Martens натирали чёрным кремом для обуви, чтобы обувь бросалась в глаза. Девушки не остались в стороне: Dr. Martens комбинировали с сетчатыми колготками или чулками и стрижкой «feather cut» (стрижка перьями).
С этого началась популярность Dr. Martens в молодёжных субкультурах, продолжающаяся по сегодняшний день. Эра ранних скинхедов закончилась где-то в 1972 году, в основном из-за раздробления. Из движения выделились так называемые Сьюдхеды (дословно: «замшевая голова»), считавшие Dr. Martens слишком неуклюжими и грубыми. Но знакового влияния, как значения символа восставших молодёжных культур, Dr. Martens не потеряли до сих пор[1].
Рост популярности в субкультурах
С этого времени обувь кочевала от одного молодёжного течения к другому: хиппи, панки, готы и другие. Мартинсы синего цвета были элементом клубной одеждой футбольной команды «Челси» и её фанатов. В 70-80-е годы ботинки Dr. Martens прочно вошли в музыкальную культуру. Пит Тауншенд («The Who»), «The Clash», «Madness», «The Specials», «Depeche Mode» и др. Ботинки «Dr. Martens» стали так же неотъемлемой частью грязевых акций (ванн) на фестивале Вудсток и незаменимой обувью участников разнообразных фестивалей, передвигающихся автостопом.
В 80-е ботинки стали носить все представители нового поколения. Шнурки зачастую красили и оставляли не завязанными. Иногда на Мартинсах рисовали логотипы популярных музыкальных групп, хотя обычно их внешний вид был очень простым, лишенным всяких украшений. В 90-е мода на ботинки DM’s распространяется далеко за пределы Великобритании (в том числе и в Россию). Классикой того времени в женской моде были пестрые платья с парой огромных ботинок, надетых «на носок».
Большинство родителей девочек во всем мире были в шоке от того, что их дети носят большие ботинки как какие-нибудь скинхеды, но это, скорее, лишь увеличивало популярность «запрещенной» обуви[2].
Современность
Классической моделью фирмы Dr. Martens boots по-прежнему считается 1460. Именно 1 апреля 1960 года с линии сошли первые фирменные 8-дырочные вишневые ботинки Dr. Martens boots. К концу 20-го века Dr. Martens boots представляет уже более 3000 разновидностей этой модели. Ассортимент моделей становится все более разнообразным по цвету, фактуре кожи, форме носа. Но постоянным оказывается фирменное качество и удобство ботинок, гарантированное фирменным стилем от Dr. Martens boots: логотип фирмы, двойные швы, фирменный дизайн подошвы и неизменная жёлтая строчка. Кстати, у «Мартинсов» есть своя музейная страница. В 1988 году на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов стерлингов председателем «Airwair» Стефаном Григсом были проданы ботинки Элтона Джона, в которых тот снимался в фильме Кена Рассела по мотивам рок-оперы «Томми».
Сейчас эти ботинки находятся в музее обуви в Нортгемптоне. А однажды магазин обуви A. H. Holts продал несколько дюжин ботинок со стальным стаканом «Dr. Martens» японскому дизайнеру, который затем срезал со стакана кожу и продал их за 200 фунтов стерлингов каждую пару. В некоторые страны DM’s экспортировали нелегально. Зачастую «нелегальные» Мартинсы использовали и для перевозки наркотиков, набивая полости в подошве: подошву вскрывали, прятали туда наркотики и запечатывали обратно с помощью раскаленного ножа. Поэтому даже некоторые официальные экспортные поставки «Dr. Martens» иногда задерживали на таможне для досмотра[3].
Примечания
- ↑ Skinhead style: ботинки Dr.Martens и джинсы Levi’s 501. (недоступная ссылка)
- ↑ Новая жизнь классической модели Dr. Martens 1460 \ Streetwear.
- ↑ «ДОКТОР МАРТИНС» ПО ПРОСЬБЕ.
Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.
Хорошая статья
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.
Изображение дня
Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия
Dr. Martens — Википедия
ботинки Dr. Martens и джинсы Levi’s 501Dr. Martens (Docs; англ. Doc Martens) — обувная серия фирмы AirWair Ltd. Со времени появления на рынке достигла интернационального культового статуса.
История
Начало
Ботинки Dr. Martens были разработаны доктором Клаусом Мертенсом (Dr. Märtens (нем.)), которому и обязаны своим именем (позже имя Dr. Märtens переделают на английский манер — Dr. Martens (Доктор Мартенс)). Доктор Мертенс сконструировал первый прототип в 1945 году, спустя всего несколько недель после окончания Второй мировой войны. Он задумал разработать стабильные ботинки, в которых подошва была бы не такой жёсткой, как у традиционных армейских ботинок, которые ему приходилось носить во время службы. Позже он описал реализацию этой идеи так:
«Неделя как кончилась война. Многие начали грабить. Но в то время, когда все искали ценности, такие, как ювелирные изделия и меха, я выбрал немного кожи, иглу и нитки и сшил пару ботинок с толстой воздушной подошвой, как я себе и представлял».
Этим прототипом Клаус Мертенс заинтересовал своего товарища по Мюнхенскому университету Герберта Функа (Herbert Funck (нем.)). Герберт Функ был урождённый люксембуржец, поэтому его не касались торговые ограничения послевоенной Германии. Мертенс и Функ стали партнёрами и начали в 1947 году в городке Зеесхаупт под Мюнхеном производство подошв из нескольких тонн списанной резины немецких Luftwaffe. Также другие составные части обуви были из остатков армейского обмундирования. Стельки были сделаны из погон (эполет), а кожа была взята от кожаных штанов офицерской униформы. Из одной пары штанов шились две пары ботинок. К. Мертенс рассказывал:
«Момент был удачный — после военного времени, проведённого в очень неудобных армейских сапогах и ботинках, люди искали хорошую и удобную обувь».
Ботинки быстро стали популярными, и Мертенс с Функом в 1952 году открыли собственную фабрику в Мюнхене. В 50-х годах обувь продавалась в 200 различных вариантах, причём основными покупателями, больше 80 %, стали женщины старше 40. В 1959 году фирма рекламирует первый раз идею в интернациональных каталогах.
Griggs Company и начало 1960-х
Одним из каталогов был «Shoe & Leather News», британский каталог обуви и кожаной одежды. Там реклама привлекла внимание Билла Григгса (Bill Griggs (англ.)), управляющего английской фирмы R. Griggs & Co, который увлёкся идеей немцев. На английском обувном рынке была в то время жёсткая конкуренция, ведущими производителями были «Tuf Boots», и, как многие другие, фирма R. Griggs & Co была в поисках нового конкурентоспособного продукта. Григгс связался с Мертенсом и вскоре купил лицензию на производство мягких подошв. Потом изменил дизайн ботинок (мыскам придали более округлую форму, приподняли бока, прошили по канту крепкой жёлтой нитью), а также доработал подошву, сделав её с тёмными краями и неглубокими протекторами. Всё это до сих пор является фирменным знаком Dr. Martens. Григгс назвал подошву «Air Wair» и создал известный логотип с надписью «With Bouncing Soles» (с пружинящей подошвой). 1 апреля 1960 года первые Dr. Martens, ботинки № 1460, с 8 отверстиями для шнурков, вышли в производство.
Вначале, как и предполагалось, обувь пользовалась большим спросом у солдат, почтальонов, полицейских и фабричных работников. По причине высокой популярности очень быстро был разработан и выпущен вариант ботинок с 3 отверстиями для шнурков. Этот вариант был закуплен Британской Почтовой службой для своих работников. Преимущества этой обуви были огромны. Ботинки были удобны и прочны; кроме того, подошвы были нечувствительны к маслам, бензину и кислотам. Пропитанные особым составом кожаные части не пропускали воду. До сего дня ботинки Dr. Martens сохранили свою форму, но производятся в различных вариантах (размер, высота, цвет).
Первой популярной личностью, надевшей Dr. Martens, был Тони Бен (en:Tony Benn) (англ.), социалист, член британского парламента, борец за права рабочих и профсоюзов, таким образом выражая своё единомыслие с пролетариатом. К тому же он был первым, кто использовал Dr. Martens как политический знак. И сегодня много политиков и студентов используют этот символ, выражая этим своё «родство» с рабочим классом. Как элемент моды эта обувь не была конкурентоспособна, потому что как раз в это время Лондон был знаменит как город моды, и рынок переполняли намного более сенсационные модели. Молодёжная культура того времени также отдавала предпочтение другой обуви.
Skinheads (скинхеды)
«До сегодняшнего дня еще никто никогда не предлагал рабочему человеку по-настоящему удобных ботинок» — писали британские газеты. Да и тем более что в то время ботинки фирмы Dr. Martens стоили всего 2 фунта стерлингов (сейчас от 100 фунтов). Со временем за обувью этой марки закрепилась и слава лучшей ортопедической обуви в мире, т. к. гармонично повторяя след стопы, она позволяет навсегда забыть о боли в ногах. Однако уже в 60-е годы новое молодёжное течение — скинхеды — сделало её частью своего имиджа.
Всё изменилось в 1963-64 годах, когда внутри субкультуры модов произошло раздробление на несколько групп. Появившееся направление «Hard Mods» выделялось своим внешним видом: короткие стрижки с бакенбардами и провокационная одежда, в том числе красные ботинки Dr. Martens. От этой группы произошли первые скинхеды, которые противопоставляли «Summer of Love»-направлению стиль «Proletariers» или «Every-Day-Workers». Этому направлению до сих пор соответствуют традиционные скинхеды.
Одно из первых проявлений скинов как провокаторов имело место во время проведения марша протеста против войны во Вьетнаме в марте 1968 года. Около 150 скинов, одетые в цвета футбольного клуба Миллуолл и высокие ботинки Dr. Martens, мешали проведению мероприятия выкриками и провокациями, направленными против демонстрантов. Скины и с ними Dr. Martens стали очень быстро пользоваться дурной славой. Много молодёжи выделялось агрессивностью и жестокостью, а Dr. Martens со стальными мысками служили им опасным оружием, поэтому нередко конфисковывались полицией (некоторые называли их «боксерскими перчатками для ног»).
«В списке всех ужасов нации скинхеды стоят где-то между серийными убийцами и бойцовыми собаками. Как будто короткая стрижка и ношение Dr. Martens превращает тебя в какой-то вид опасной внеземной формы жизни». (George Marshall: «Spirit of ’69 — Библия скинхедов»)
Скинхеды очень ухаживали за своими Доками, так как, помимо функциональности, в основном, ставка делалась на внешний вид. Ботинки полировали и «антиквировали». Красные ботинки Dr. Martens натирали чёрным кремом для обуви, чтобы обувь бросалась в глаза. Девушки не остались в стороне: Dr. Martens комбинировали с сетчатыми колготками или чулками и стрижкой «feather cut» (стрижка перьями).
С этого началась популярность Dr. Martens в молодёжных субкультурах, продолжающаяся по сегодняшний день. Эра ранних скинхедов закончилась где-то в 1972 году, в основном из-за раздробления. Из движения выделились так называемые Сьюдхеды (дословно: «замшевая голова»), считавшие Dr. Martens слишком неуклюжими и грубыми. Но знакового влияния, как значения символа восставших молодёжных культур, Dr. Martens не потеряли до сих пор[1].
Рост популярности в субкультурах
С этого времени обувь кочевала от одного молодёжного течения к другому: хиппи, панки, готы и другие. Мартинсы синего цвета были элементом клубной одежды футбольной команды «Челси» и её фанатов. В 70-80-е годы ботинки Dr. Martens прочно вошли в музыкальную культуру. Пит Тауншенд («The Who»), «The Clash», «Madness», «The Specials», «Depeche Mode» и др. Ботинки «Dr. Martens» стали так же неотъемлемой частью грязевых акций (ванн) на фестивале Вудсток и незаменимой обувью участников разнообразных фестивалей, передвигающихся автостопом.
В 80-е ботинки стали носить все представители нового поколения. Шнурки зачастую красили и оставляли не завязанными. Иногда на Мартинсах рисовали логотипы популярных музыкальных групп, хотя обычно их внешний вид был очень простым, лишенным всяких украшений. В 90-е мода на ботинки DM’s распространяется далеко за пределы Великобритании (в том числе и в Россию). Классикой того времени в женской моде были пестрые платья с парой огромных ботинок, надетых «на носок».
Большинство родителей девочек во всем мире были в шоке от того, что их дети носят большие ботинки как какие-нибудь скинхеды, но это, скорее, лишь увеличивало популярность «запрещенной» обуви[2].
Современность
Классической моделью фирмы Dr. Martens boots по-прежнему считается 1460. Именно 1 апреля 1960 года с линии сошли первые фирменные 8-дырочные вишневые ботинки Dr. Martens boots. К концу 20-го века Dr. Martens boots представляет уже более 3000 разновидностей этой модели. Ассортимент моделей становится все более разнообразным по цвету, фактуре кожи, форме носа. Но постоянным оказывается фирменное качество и удобство ботинок, гарантированное фирменным стилем от Dr. Martens boots: логотип фирмы, двойные швы, фирменный дизайн подошвы и неизменная жёлтая строчка. Кстати, у «Мартинсов» есть своя музейная страница. В 1988 году на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов стерлингов председателем «Airwair» Стефаном Григсом были проданы ботинки Элтона Джона, в которых тот снимался в фильме Кена Рассела по мотивам рок-оперы «Томми».
Сейчас эти ботинки находятся в музее обуви в Нортгемптоне. А однажды магазин обуви A. H. Holts продал несколько дюжин ботинок со стальным стаканом «Dr. Martens» японскому дизайнеру, который затем срезал со стакана кожу и продал их за 200 фунтов стерлингов каждую пару.
В некоторые страны DM’s экспортировали нелегально. Зачастую «нелегальные» Мартинсы использовали и для перевозки наркотиков, набивая полости в подошве: подошву вскрывали, прятали туда наркотики и запечатывали обратно с помощью раскаленного ножа. Поэтому даже некоторые официальные экспортные поставки «Dr. Martens» иногда задерживали на таможне для досмотра[3].
Примечания
История Dr. Martens
Dr. Martens созданы для людей у которых есть собственный стиль, для людей которые стоят на своём, у которых есть мнение. Для людей, которые гордятся тем что делают. Для людей непохожих на других.
Dr. Martens обладают простым силуэтом, они будут отличительной чертой вашего привычного образа. В практичном плане ботинки славятся своим комфортом и неубиваемостью. Все это делает их идеальными для фестивалей, концертов и повседневной носки. И наконец эмоционально, мартинсы излучают брутальность и силу, особенно если выбрать ботинки со стальным мыском.
Однако, это не всегда было так: первоначально Dr. Martens были скромными рабочими ботинками которые продавались вместе с товарами для дачи и огорода.
Как же эти утилитарные, рабочие ботинки стали одним из самых узнаваемых символов последних десятилетий? Это интересная и захватывающая история…
1901
Появление ‘иконы’
Созданы традициями
Начиная с 1901, семья Григс делала ботинки в маленьком английском городе Волластон. Они были в самом сердце английский обувной индустрии и за шесть десятилетий Griggs получили репутацию крепких и долговечных рабочих ботинок.
1945
Появление ‘иконы’
Созданы инновациями
Переместимся в послевоенный Мюнхен, 1945г., Доктор Клаус Мертенс 25 летний солдат. Во время выздоровления после перелома стопы, он создал уникальную «воздушную» подошву (в отличии от традиционной жесткой кожаной подошвы) что бы помочь восстановлению ноги. С помощью куска кожи, ниток и иглы, Мертенс сделал прототип ботинок и показал это своему университетскому другу инженеру механику, Доктору Герберту Функу
Мертенс и Функ основали совместное предприятие и используя списанную военную аммуницию начали производство своих уникальных ботинок. В 1947 партнеры запустили фабрику и следующее десятилетие их бизнес рос взрывными темпами. Основные покупатели были женщины за сорок. В 1959 было решено начать рекламировать революционные ботинки в зарубежных журналах.
![](/800/600/https/drmarten.ru/bitrix/templates/dr/img/1945-group.jpg)
1960
Появление ‘иконы’
Созданы мастерами
Вернемся в Англию. Обувная фирма Griggs управляется уже третьим поколением семьи, Биллом Григсом, братьями Рэем, Колином и сыном Максом. Листая страницы журнала посвященного торговле обувью, Билл заинтересовался рекламой Немецких ботинок с их «воздушной» подошвой и начал переговоры.
Григс и Мертенс подписали эксклюзивную лицензию на производство мягких подошв и внесли несколько ключевых изменений в дизайн ботинок. Изменили форму задника, мыски стали более округлыми, рант прошили контрастной желтой нитью. Ребро подошвы покрасили в два цвета и изменили рисунок протектора. Кроме этого в мысок вставили стальной стакан – фишка обуви Griggs, благодаря этому обувь становится прочнее и меньше изнашивается. Ботинки начали продавать под брендом ‘AirWair’, а черно-желтая петля на заднике с названием и слоганом «With Bouncing Soles» (в основе лежит надпись Билла Григcа) стала узнаваемой деталью. Первую модель назвали в честь даты начала продаж 1 апреля 1960. Dr. Martens № 1460 ботинки с 8 отверстиями для шнурков прибыли!
‘Икона’ культуры
Шестидесятые – десятилетие в которое ботинки Dr. Martens были рождены – время беспрецедентных изменений, новых идей, культурного переворота и в итоге социальной революции. Радикальная атмосфера экстравагантности и экзотической моды отложила странный отпечаток на утилитарных рабочих ботинках… Но затем мартинсы как следует отвешали пинка нормам.
Первые годы своего существования Dr. Martens стоили 2 фунта. И были чертовски круты за эти деньги.
Изначально обувь почтальонов и рабочих, Dr. Martens в первые годы производства стоили всего 2 фунта, были очень качественными и стильными для рабочих ботинок. Большую часть обуви покупал рабочий класс, но вскоре началось что то невероятное…
Без всяких причин, Dr. Martens стали визитной карточкой различных движений и субкультур, в особенности скинхедов – перенявших стиль одежды рабочих. Чуть позднее, Пит Тауншенд гитарист The Who стал первой знаменитостью, носившей Dr. Martens как символ своей принадлежности к рабочему классу, непокорности и самовыражения. Так вышло, что первые скинхеды и Тауншенд определили историю бренда, превратив утилитарные ботинки в символ субкультур.
1970
К концу десятилетия ботинки
стали символом самовыражения
Десятилетие глэма, панка и прочих субкультур в Британии. Каждое успешное сообщество по-своему разрисовывала ботинки, чтобы отличаться от остальных. Большая часть андеграунд культуры носили Dr. Martens – это перевернуло представление об этой обуви, и мартинсы перестали быть обувью рабочих. К концу десятилетия ботинки стали символом самовыражения для британской культуры.
1980
ТРЭНД: МОЛОДЫЕ ДЕВУШКИ ПОКУПАЮТ И
РАСКРАШИВАЮТ БОТИНКИ DR. MARTENS
В Британии, пораженной анти-правительственными бунтами и социальными волнениями, молодые люди не имеющие отношения к субкультурам в поисках более яркого образа стали носить Dr. Martens.
Гигантские продажи маленьких размеров мужских ботинок стали сигналом нового тренда, молодые девушки покупали модель с восемью люверсами и затем разрисовывали их (в основном рисовали цветы).
Между тем, американские хардкор группы во время гастролей в Британии покупали мартинсы и начали носить их Штатах, это вызвало огромный интерес среди американских фанатов и положило начало популярности бренда в США.
![](/800/600/https/drmarten.ru/bitrix/templates/dr/img/1980-group.jpg)
1990
Бренд стал синонимом
музыкальных фестивалей
Британская поп-музыка захватила мир, а вместе с тем и Dr. Martens стали популярны во всем мире.
Поклонники новых музыкальных жанров, таких как nu-metal и emo также предпочитали носит мартинсы. Бренд стал синонимом культуры музыкальных фестивалей.
![](/800/600/https/drmarten.ru/bitrix/templates/dr/img/1990-group.jpg)
2000
Перезагрузка знаменитого бренда началась
Сразу после сорокалетия бренда, продажи резко упали, настолько, что пришлось закрыть одну из фабрик в Британии для предотвращения банкротства. Позднее в 2003 году началось оживление бренда, известные дизайнеры со всего мира участвовали в обновлении классических ботинок 1460.
В 2007 году была переоборудована некогда закрытая фабрика. После перезапуска на ней начали вручную изготавливать Dr. Martens Originals.
2010
ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ САМЫЕ РАЗНЫЕ
СООБЩЕСТВА ВЫБИРАЛИ Dr Martens
В эру глобализации и социальных медиа, каждый аспект молодежной культуры изменился. Да, индивидуалисты, фанаты и различные субкультуры по прежнему носят Dr. Martens, предпочитая их уникальный дизайн в противовес мировому однообразию.
В 2010 Dr. Martens отпраздновали свой пятидесятилетний юбилей: пять десятилетий эти ботинки предпочитали самые разные субкультуры, знаменитости, музыканты и свободномыслящие индивидуалисты — все они по своему воспринимали ботинки и считали их атрибутом своей индивидуальности и стиля.
![](/800/600/https/drmarten.ru/bitrix/templates/dr/img/2010-group.jpg)
Музыка — пульс бренда
Без музыки, мартинсы снова станут обычными рабочими ботинками.
Музыкальные фанаты стали неотъемлемой частью Dr Martens.
Сделаны так, как ни одни другие ботинки в мире
Dr. Martens — Википедия
![](/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Dr_martens_boots.jpg/250px-Dr_martens_boots.jpg)
Dr. Martens (Docs; англ. Doc Martens) — обувная серия фирмы AirWair Ltd. Со времени появления на рынке достигла интернационального культового статуса.
История
Начало
Ботинки Dr. Martens были разработаны доктором Клаусом Мертенсом (Dr. Märtens (нем.)), которому и обязаны своим именем (позже имя Dr. Märtens переделают на английский манер — Dr. Martens (Доктор Мартенс)). Доктор Мертенс сконструировал первый прототип в 1945 году, спустя всего несколько недель после окончания Второй мировой войны. Он задумал разработать стабильные ботинки, в которых подошва была бы не такой жёсткой, как у традиционных армейских ботинок, которые ему приходилось носить во время службы. Позже он описал реализацию этой идеи так:
«Неделя как кончилась война. Многие начали грабить. Но в то время, когда все искали ценности, такие, как ювелирные изделия и меха, я выбрал немного кожи, иглу и нитки и сшил пару ботинок с толстой воздушной подошвой, как я себе и представлял».
Этим прототипом Клаус Мертенс заинтересовал своего товарища по Мюнхенскому университету Герберта Функа (Herbert Funck (нем.)). Герберт Функ был урождённый люксембуржец, поэтому его не касались торговые ограничения послевоенной Германии. Мертенс и Функ стали партнёрами и начали в 1947 году в городке Зеесхаупт под Мюнхеном производство подошв из нескольких тонн списанной резины немецких Luftwaffe. Также другие составные части обуви были из остатков армейского обмундирования. Стельки были сделаны из погон (эполет), а кожа была взята от кожаных штанов офицерской униформы. Из одной пары штанов шились две пары ботинок. К. Мертенс рассказывал:
«Момент был удачный — после военного времени, проведённого в очень неудобных армейских сапогах и ботинках, люди искали хорошую и удобную обувь».
Ботинки быстро стали популярными, и Мертенс с Функом в 1952 году открыли собственную фабрику в Мюнхене. В 50-х годах обувь продавалась в 200 различных вариантах, причём основными покупателями, больше 80 %, стали женщины старше 40. В 1959 году фирма рекламирует первый раз идею в интернациональных каталогах.
Griggs Company и начало 1960-х
Одним из каталогов был «Shoe & Leather News», британский каталог обуви и кожаной одежды. Там реклама привлекла внимание Билла Григгса (Bill Griggs (англ.)), управляющего английской фирмы R. Griggs & Co, который увлёкся идеей немцев. На английском обувном рынке была в то время жёсткая конкуренция, ведущими производителями были «Tuf Boots», и, как многие другие, фирма R. Griggs & Co была в поисках нового конкурентоспособного продукта. Григгс связался с Мертенсом и вскоре купил лицензию на производство мягких подошв. Потом изменил дизайн ботинок (мыскам придали более округлую форму, приподняли бока, прошили по канту крепкой жёлтой нитью), а также доработал подошву, сделав её с тёмными краями и неглубокими протекторами. Всё это до сих пор является фирменным знаком Dr. Martens. Григгс назвал подошву «Air Wair» и создал известный логотип с надписью «With Bouncing Soles» (с пружинящей подошвой). 1 апреля 1960 года первые Dr. Martens, ботинки № 1460, с 8 отверстиями для шнурков, вышли в производство.
Вначале, как и предполагалось, обувь пользовалась большим спросом у солдат, почтальонов, полицейских и фабричных работников. По причине высокой популярности очень быстро был разработан и выпущен вариант ботинок с 3 отверстиями для шнурков. Этот вариант был закуплен Британской Почтовой службой для своих работников. Преимущества этой обуви были огромны. Ботинки были удобны и прочны; кроме того, подошвы были нечувствительны к маслам, бензину и кислотам. Пропитанные особым составом кожаные части не пропускали воду. До сего дня ботинки Dr. Martens сохранили свою форму, но производятся в различных вариантах (размер, высота, цвет).
Первой популярной личностью, надевшей Dr. Martens, был Тони Бен (en:Tony Benn) (англ.), социалист, член британского парламента, борец за права рабочих и профсоюзов, таким образом выражая своё единомыслие с пролетариатом. К тому же он был первым, кто использовал Dr. Martens как политический знак. И сегодня много политиков и студентов используют этот символ, выражая этим своё «родство» с рабочим классом. Как элемент моды эта обувь не была конкурентоспособна, потому что как раз в это время Лондон был знаменит как город моды, и рынок переполняли намного более сенсационные модели. Молодёжная культура того времени также отдавала предпочтение другой обуви.
Skinheads (скинхеды)
«До сегодняшнего дня еще никто никогда не предлагал рабочему человеку по-настоящему удобных ботинок» — писали британские газеты. Да и тем более что в то время ботинки фирмы Dr. Martens стоили всего 2 фунта стерлингов (сейчас от 100 фунтов). Со временем за обувью этой марки закрепилась и слава лучшей ортопедической обуви в мире, т. к. гармонично повторяя след стопы, она позволяет навсегда забыть о боли в ногах. Однако уже в 60-е годы новое молодёжное течение — скинхеды — сделало её частью своего имиджа.
Всё изменилось в 1963-64 годах, когда внутри субкультуры модов произошло раздробление на несколько групп. Появившееся направление «Hard Mods» выделялось своим внешним видом: короткие стрижки с бакенбардами и провокационная одежда, в том числе красные ботинки Dr. Martens. От этой группы произошли первые скинхеды, которые противопоставляли «Summer of Love»-направлению стиль «Proletariers» или «Every-Day-Workers». Этому направлению до сих пор соответствуют традиционные скинхеды.
Одно из первых проявлений скинов как провокаторов имело место во время проведения марша протеста против войны во Вьетнаме в марте 1968 года. Около 150 скинов, одетые в цвета футбольного клуба Миллуолл и высокие ботинки Dr. Martens, мешали проведению мероприятия выкриками и провокациями, направленными против демонстрантов. Скины и с ними Dr. Martens стали очень быстро пользоваться дурной славой. Много молодёжи выделялось агрессивностью и жестокостью, а Dr. Martens со стальными мысками служили им опасным оружием, поэтому нередко конфисковывались полицией (некоторые называли их «боксерскими перчатками для ног»).
«В списке всех ужасов нации скинхеды стоят где-то между серийными убийцами и бойцовыми собаками. Как будто короткая стрижка и ношение Dr. Martens превращает тебя в какой-то вид опасной внеземной формы жизни». (George Marshall: «Spirit of ’69 — Библия скинхедов»)
Скинхеды очень ухаживали за своими Доками, так как, помимо функциональности, в основном, ставка делалась на внешний вид. Ботинки полировали и «антиквировали». Красные ботинки Dr. Martens натирали чёрным кремом для обуви, чтобы обувь бросалась в глаза. Девушки не остались в стороне: Dr. Martens комбинировали с сетчатыми колготками или чулками и стрижкой «feather cut» (стрижка перьями).
С этого началась популярность Dr. Martens в молодёжных субкультурах, продолжающаяся по сегодняшний день. Эра ранних скинхедов закончилась где-то в 1972 году, в основном из-за раздробления. Из движения выделились так называемые Сьюдхеды (дословно: «замшевая голова»), считавшие Dr. Martens слишком неуклюжими и грубыми. Но знакового влияния, как значения символа восставших молодёжных культур, Dr. Martens не потеряли до сих пор[1].
Рост популярности в субкультурах
С этого времени обувь кочевала от одного молодёжного течения к другому: хиппи, панки, готы и другие. Мартинсы синего цвета были элементом клубной одеждой футбольной команды «Челси» и её фанатов. В 70-80-е годы ботинки Dr. Martens прочно вошли в музыкальную культуру. Пит Тауншенд («The Who»), «The Clash», «Madness», «The Specials», «Depeche Mode» и др. Ботинки «Dr. Martens» стали так же неотъемлемой частью грязевых акций (ванн) на фестивале Вудсток и незаменимой обувью участников разнообразных фестивалей, передвигающихся автостопом.
В 80-е ботинки стали носить все представители нового поколения. Шнурки зачастую красили и оставляли не завязанными. Иногда на Мартинсах рисовали логотипы популярных музыкальных групп, хотя обычно их внешний вид был очень простым, лишенным всяких украшений. В 90-е мода на ботинки DM’s распространяется далеко за пределы Великобритании (в том числе и в Россию). Классикой того времени в женской моде были пестрые платья с парой огромных ботинок, надетых «на носок».
Большинство родителей девочек во всем мире были в шоке от того, что их дети носят большие ботинки как какие-нибудь скинхеды, но это, скорее, лишь увеличивало популярность «запрещенной» обуви[2].
Современность
Классической моделью фирмы Dr. Martens boots по-прежнему считается 1460. Именно 1 апреля 1960 года с линии сошли первые фирменные 8-дырочные вишневые ботинки Dr. Martens boots. К концу 20-го века Dr. Martens boots представляет уже более 3000 разновидностей этой модели. Ассортимент моделей становится все более разнообразным по цвету, фактуре кожи, форме носа. Но постоянным оказывается фирменное качество и удобство ботинок, гарантированное фирменным стилем от Dr. Martens boots: логотип фирмы, двойные швы, фирменный дизайн подошвы и неизменная жёлтая строчка. Кстати, у «Мартинсов» есть своя музейная страница. В 1988 году на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов стерлингов председателем «Airwair» Стефаном Григсом были проданы ботинки Элтона Джона, в которых тот снимался в фильме Кена Рассела по мотивам рок-оперы «Томми».
Сейчас эти ботинки находятся в музее обуви в Нортгемптоне. А однажды магазин обуви A. H. Holts продал несколько дюжин ботинок со стальным стаканом «Dr. Martens» японскому дизайнеру, который затем срезал со стакана кожу и продал их за 200 фунтов стерлингов каждую пару. В некоторые страны DM’s экспортировали нелегально. Зачастую «нелегальные» Мартинсы использовали и для перевозки наркотиков, набивая полости в подошве: подошву вскрывали, прятали туда наркотики и запечатывали обратно с помощью раскаленного ножа. Поэтому даже некоторые официальные экспортные поставки «Dr. Martens» иногда задерживали на таможне для досмотра[3].
Видео по теме
Примечания
- ↑ Skinhead style: ботинки Dr.Martens и джинсы Levi’s 501. (недоступная ссылка)
- ↑ Новая жизнь классической модели Dr. Martens 1460 \ Streetwear.
- ↑ «ДОКТОР МАРТИНС» ПО ПРОСЬБЕ.
Dr. Martens | Энциклопедия моды
Dr. Martens (До́ктор Ма́ртенс) – обувной бренд британской компании AirWair Ltd. В настоящее время под данной маркой выпускаются также одежда и аксессуары. Есть отдельная линия женской обуви Dr. Martens.
История бренда
Начало ХХ века
В британском городке Волластоне в 1901 году Бенжамин Григгс и Септимус Джонс открыли небольшое предприятие по производству обуви. Со временем фабрика стала делом семьи Григгсов. Они выпускали обувь, которую носили солдаты и шахтеры. Одна из первых наиболее продаваемых моделей называлась «бульдог» и закупалась правительством для армии. Григгсы придавали прочность обуви стальным стаканом, вшитым в носки ботинок. Благодаря ему, модели не теряли форму, не мялись при тщательной чистке, не теряли свой цвет и хорошо выглядели после долгой носки.
«Неделя как кончилась война. Многие начали грабить. Но когда все искали ювелирные изделия и меха, я нашел немного кожи, иглу, нитки — и сшил пару ботинок с толстой воздушной подошвой, какие я себе и представлял».
Клаус Мертенс
40-е годы
Весной 1945 года, перед окончанием Второй мировой войны, молодой врач Вермахта Клаус Мертенс вывихнул лодыжку из-за жестких армейских ботинок. Тогда он решил создать обувь по образцу военной, но более удобную и мягкую. Доктор Мертенс приобрел у соседа-сапожника несколько кусков кожи и сшил задуманную модель. Она отличалась особой конструкцией подошвы, которая была наполнена пузырьками воздуха. При ходьбе подошва пружинила, что обеспечивало особый комфорт носки. О новой обуви Клаус Мертенс рассказал своему коллеге-врачу Герберту Функу, уроженцу Люксембурга. На Функа не распространялись торговые запреты послевоенной Германии, и в 1947 году в городке Зеесхаупте под Мюнхеном коллеги начали массовое производство ортопедических ботинок. В тяжелое время обувь шили из кожаных штанов немецких офицеров, стельки изготавливали из погон, а подошву – из резины от списанных самолетов Люфтваффе.
50-е годы
Обувь Мертенса и Функа имела успех среди немецкого населения, и в 1952 году предприниматели запустили крупную фабрику в Мюнхене. На ней изготавливалось около двухсот моделей обуви. Тяжелые ботинки особенно понравились немкам в возрасте старше сорока лет, т. к. после войны они много работали и нуждались в практичной и удобной обуви. С 1959 года обувь Мертенса и Функа стала появляться в международных каталогах, в частности в британском Shoe & Leather News. Уникальные немецкие ботинки понравились управляющему обувной компании Биллу Григгсу, который в то время искал модели, способные конкурировать с популярной тогда обувью Tuf Boots. В том же 1959 году R. Griggs & Co приобрела лицензию на производство подошв на воздушной подушке.
«Момент был удачный — после военного времени, проведенного в очень неудобных армейских ботинках, люди искали хорошую и удобную обувь».
Клаус Мертенс
60-е годы
После приобретения лицензии на производство подошвы, разработанной Клаусом Мертенсом, компания R. Griggs & Co начала разработку собственной модели обуви. Первые ботинки Dr. Martens № 1460, поступившие в продажу 1 апреля 1960 года (1.4.60), имели округлый мысок, приподнятые бока, подошву с протекторами и темными краями, стальной стакан в носке, 8 отверстий для шнурков, а также фирменную желтую прострочку по ранту. Изначально мартенсы планировалось выпустить в черном цвете, но в результате в компании выбрали вишневый оттенок. Каждая пара была отмечена подписью «AirWair» и помещенным на петлю задника слоганом «With Bouncing Soles» («С пружинящими подошвами»).
Ботинки назвали Dr. Martens в честь изобретателя подошвы, но изменив фамилию на английский манер. Первые модели стоили всего два фунта, с расчетом на категории людей, для которых, прежде всего, важно соотношение «цена/качество». Как и было задумано, целевой аудиторией Dr. Martens стали строители, фабричные работники, военные, полицейские. Британская почтовая служба закупила для своих сотрудников новую модель с тремя отверстиями для шнуровки. Первым публичным человеком, надевшим мартенсы, стал социалист Тони Бен, член британского парламента. Для него ботинки рабочих служили показателем его единения с пролетариатом.
«Вы отличаетесь от нас так же, как ваши оксфорды от моих мартенсов».
Джимми Кнапп, лидер британского профсоюза железнодорожников — контрагентам из правительства (переговоры о прекращении всеобщей забастовки)
К 1964 году от субкультуры модов отделилось направление Hard Mods, представители которого носили мартенсы с провокационной одеждой. Этот момент стал началом перехода тяжелых ботинок в молодежную моду, правда в течение того десятилетия модель не стала массовой. В середине 60-х появились скинхеды, которые стали использовать красные мартенсы со стальным носком как символ своего движения, а также как оружие в драках.
«В списке всех ужасов нации скинхеды располагаются где-то между серийными убийцами и бойцовыми собаками. Как будто короткая стрижка и ношение Dr.Martens превращает в какой-то вид опасной внеземной формы жизни».
George Marshall «Spirit of ’69 — Библия скинхедов»
Представительницы этой субкультуры носили ботинки Dr. Martens с черными колготками или чулками в сетку. В конце десятилетия синие мартенсы как элемент экипировки стал использовать футбольный клуб «Челси». Вслед за ними ботинки стали носить фанаты команды.
70-е годы
К началу 70-х годов обувь Dr. Martens стала популярна среди представителей движения панков. Мартенсы идеально подходили этой субкультуре, являясь символом рабочего класса, свободы и непокорности. К середине 70-х ботинки Dr. Martens стали плотно ассоциироваться с музыкальной культурой, благодаря Полу Кингу, Курту Кобэйну, Сиду Вишезу, Питу Тауншенду и другим звездам. После гастролей Sex Pistols в США мартенсы настолько понравились американцам, что компания срочно открыла несколько магазинов в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Миннеаполисе и Чикаго. В 1975 году Элтон Джон в фильме «Кто такой Томми» появился в ботинках Dr. Martens на высокой платформе.
80-е годы
В 80-е годы в Великобритании мартенсы стали носить не имеющие отношения к субкультурам люди разного возраста. Поколение новой волны выбрало новый способ ношения ботинок: с развязанными шнурками, окрашенными вручную в различные цвета.
90-е годы
К 90-м годам мартенсы стали популярны во всем мире. Их начали носить молодые девушки, комбинируя с легкими платьями и поддевая под них носки. К тому периоду выпускалось уже около трех тысяч моделей обуви Dr. Martens, которые различались фактурой кожи, формой носка, цветовой гаммой. В 1992 году в фильме «Одиночки» мартенсы носили Бриджет Фонда и Мэтт Дилон. В 1993 году в ботинках Dr. Martens ходили участники шоу Mickey Mouse Club – юные Бритни Спирс, Джастин Тимберлейк, Кристина Агилера, Райан Гослинг. В 1994 году мартенсы стали частью образа героя сериала «Так называемая жизнь» актера Джареда Лето. В 1998 году в фильме «Правда о кошках и собаках» героиня Умы Турман также носила тяжелые ботинки. В том же году мартенсы Элтона Джона из фильма «Кто такой Томми» были проданы за 12100 фунтов стерлингов на аукционе в Лондоне. Сейчас они хранятся в музее обуви Нортгемптона. Также в это десятилетие контрабандисты стали использовать воздушные полости в подошве мартенсов для транспортировки наркотиков.
XXI век
В 2003 году производство обуви Dr. Martens было перенесено из Великобритании на полуостров Индокитай. В течение нескольких сезонов капсульные коллекции для Dr. Martens создавал дизайнер Раф Симонс. В коллекции осень 2009 он представил ботинки серебряного, бронзового и золотого цветов.
Триумфальное возвращение в моду мартенсов началось после появления их на показе Jean Paul Gaultier осень-зима 2010. Их стали носить модная блогерша Тави Уильямс, дочь Мадонны Лурдес, модель Агнесс Дейн и др. Перед юбилеем бренда была выпущена линия ботинок и туфель Dr. Martens от «Hello, Kitty» с соответствующим дизайном – розовым цветом, пластиком, бантиками. Также в честь юбилея в музее Нортхэмптона открылась выставка Martens at 50: The Making of an Icon.
В 2011 году марка Dr. Martens выпустила линию одежды, куда вошли модели в стиле унисекс: клетчатые рубашки, джинсовые комбинезоны, рабочие жилеты и пр. Новое направление предназначалось массовому покупателю и отличалось демократичными ценами. Также в 2011 году бренд Dr. Martens представил лимитированную весенне-летнюю коллекцию сумок из 350 моделей. Они были изготовлены из кожи, которая используется для ботинок Dr. Martens.
В весенне-летней коллекции 2012 года Dr. Martens выпустили джинсовые туфли Print 1461 с цветочным принтом и клетчатые Kensington Weldon Oxford. Также в 2012 году вышла осенне-зимняя коллекция Dr. Martens, разработанная топ-моделью Агнесс Дейн. Она состояла из классических мартенсов, бархатных ботинок на платформе, платьев с цветочным принтом и курток-бомберов.
Юбилейные модели
Ко Дню рождения бренда Dr. Martens ведущие мировые дизайнеры декорировали мартенсы по своему усмотрению. JW Anderson украсил их ремнями, розами и шипами, Gareth Pugh создал лаковую модель, Comme des Garçons нарисовали на ботинках пальцы ног, Vivienne Westwood обтянула потертые ботинки голубой сеткой, Levi’s добавил множество пайеток, H&M надел на ботинки цепочку. Также к юбилею бренда в ограниченной серии были выпущены мартенсы с белыми шнурками и подошвой. Они были представлены в семи цветах: сером, желтом, красном, фиолетовом, синем, зеленом, черном.
Преимущества
- Долговечность
Мартенсы имеют износостойкую каучуковую подошву, которая не чувствительна к воздействию масел, кислот, бензина. Двойная желтая прошивка по ранту выполняется особо прочной нитью. Ботинки изготавливаются из прочной натуральной кожи, пропитанной не пропускающим воду составом. Компания AirWair Ltd предоставляет пожизненную гарантию на обувь из коллекции For Life.
Воздушная подушка в структуре подошвы мартенсов обеспечивает гибкость и мягкость при ходьбе. Форма ботинка повторяет анатомические изгибы стопы. Рифленая каучуковая подошва не скользит на льду.
- Универсальность
Ботинки Dr. Martens носят скинхеды, панки, хиппи, рокеры, готы. Их можно надеть поклонникам направлений преппи, casual, гранж или японского стиля. Их носят для удобства представители рабочих профессий, а также любят Анжелина Джоли и Квентин Тарантино.
Официальный сайт: www.drmartens.com
Коллекции Dr.Martens в интернет-магазине Wildberries