Корпоративный дресс-код в России: как одеваются сотрудники банков, нефтегазовых и IT-компаний | GQ
Свою первую серьезную работу я получил в Канаде – меня приняли в местный суд на должность помощника судьи. Первым делом мне следовало одеться по правилам. Если судья, для которого я составлял резюме и отчеты по текущим делам, ходил в двубортном пиджаке с очень широкими лацканами, как у японского императора, то я в темно-синем костюме, таком, чтобы меня не замечали в переговорной комнате и спрашивали: «А где Иван? Ах, вот он все еще здесь сидит, как славно». Теперь я работаю в газете, а журналисты, по идее, вообще редко задумываются о своем внешнем виде – считается, что степень растрепанности говорит о том, насколько мало внимания они уделяют посторонним вещам и насколько много главному – творчеству. Звучит, несомненно, красиво, однако как бывший служитель Фемиды я предпочитаю судить строго тех, кто с таким расхожим мнением согласен. Ведь текст – это стилистика, точно так же как и одежда, поэтому ваш внешний вид, скорее, говорит о том, насколько вы умеете сочетать разные элементы. А это, в свою очередь, частично дает ответ на вопросы «Кто вы? Что вы?». И даже больше: внешний вид – это код, расшифровав который можно многое узнать о мире, в котором вращается личность.
Поэтому мне, журналисту, регулярно пишущему статьи, в которых фамилия Путин встречается до двадцати раз кряду, было интересно расшифровывать, что русский дресс-код рассказывает о нашей жизни. В результате в очередной раз подтвердилось, что Россия – страна, в которой люди вынуждены всегда быть готовы к обороне, как физически, так и психологически. Ваш гардероб – своего рода ваша крепость. А уж если запахло кризисом, держим в голове прописную истину: «Чем хуже идут дела, тем лучше вы должны выглядеть».
Итак, давайте же вплотную перейдем к нашей истории.
УЧЕНИЯ «ТАНКИСТОВ»
После того как в октябре 2012 года «Роснефть» объявила о покупке компании ТНК-BP, которая тогда считалась одной из самых демократичных в России, «танкистов», как сотрудников ТНК-BP называли в корпоративном мире, стали перевоспитывать.
Новый владелец разослал многочисленные инструкции о том, как изменятся порядки в новой объединенной компании. Среди них был документ под названием «Положение о внешнем виде сотрудника компании ОАО «НК «Роснефть», в котором в деталях, от длины рукава пиджака до объема манжеты рубашки и ширины галстука, оговаривалось, как должен выглядеть сотрудник главной государственной нефтяной компании в России.
В документе допустимый дресс-код был разделен на четыре категории: Business Best, Traditional, Casual и Business Friday.
В первом случае допускались только однотонный темный галстук и светлая рубашка, в последнем же позволялись вольности: «профессорский пиджак» с накладными заплатками на локтях, рубашка в яркую полоску. Помимо этих категорий в инструкции описывались общие правила: черный галстук надевают только на траурные церемонии, никаких модных цветных носков, остроносой обуви, браслетов и нательных крестов.
Черный галстук надевают только на траурные церемонии. Никаких модных цветных носков и остроносой обуви.
В ТНК-BP в одежде не было формальных ограничений, сотрудники вспоминали про деловой костюм только во время важных встреч. Дресс-код «Роснефти» же был призван обозначить новую корпоративную культуру и ценности, к которым «танкисты» должны были приготовиться. Многие из них не выдержали натиска и ушли в другие компании, разослав друзьям фотографии нового офиса «класса Ж» и промзоны неподалеку, обнесенной колючей проволокой. Те же, кто остался, говорят сегодня: разосланная инструкция была лишь сигналом, что в компанию пришел новый хозяин, и на практике ее положения не исполняются.
В КАЖДЫЙ ДОМ
Дресс-код существует практически во всех российских корпорациях. В больших бюрократических машинах, например в «Газпроме» и его подразделениях, есть формальные инструкции. Но в большинстве случаев это лишь дисциплинарный документ, призванный обозначить некий стандарт и выразить ценности и миссию компании, а на практике же дресс-код имеет неформальный характер. Например, в Сбербанке принято носить сиреневые рубашки, а в «Газпроме» ярко-синие пиджаки. На большинстве официальных фотографий глава компании Алексей Миллер в насыщенно-синем пиджаке и светло-синем галстуке. В таких же цветах часто можно увидеть главу «Газпромнефти» Александра Дюкова или главу «Газпромэкспорта» Александра Медведева. В светском петербургском ресторане «Мансарда», который находится над головным офисом «Газпромнефти» у Исаакиевского собора, вечером половина посетителей в пиджаках разных оттенков корпоративного цвета. В самом же «Газпроме» на запрос о дресс-коде, принятом в корпорации, ответили подчеркнуто строго: «В «Газпроме» принят деловой стиль одежды». Во многих других вопрос о дресс-коде просто проигнорировали.
В главный офис «ЛУКОЙЛа» охранники могут не пустить без галстука. Единственное исключение – если вы вице-президент этого самого «ЛУКОЙЛа»: господина Леонида Федуна можно увидеть без галстука чаще, чем большинство других топов нефтяных компаний. В «Башнефти» можно позволить себе прийти без пиджака, но не в джинсах, что допускается, например, в ТНК-BP.
В «Яндексе» не принято носить каблуки, чтобы не нарушать тишину офиса и не мешать программистам писать код, а многие сотрудники одеваются «под Джобса». Наиболее продвинутые из них покупают пять пар одинаковых джинсов и пять одинаковых черных свитеров, чтобы смена внешнего вида не отвлекала их коллег в переговорных комнатах от мозговых штурмов.
«Политики носят исключительно Brioni, юристы — Ralph Lauren, творческие — Armani и Etro, молодые топ-менеджеры предпочитают Gucci и Dolce & Gabbana», — обобщает Никита Поздняков, независимый эксперт по мужской моде, работавший ранее в московском Ralph Lauren.
ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
Руководство Банка Москвы заказывает костюмы у ведущих брендов, а в Газпромбанке детально прописано, какие марки может себе позволить сотрудник того или иного уровня: например, член правления — Tom Ford, а рядовой сотрудник департамента ограничен Massimo Dutti, Zara, ну максимум — Calvin Klein, Hugo Boss или Tommy Hilfiger. К дресс-коду «Газпромнефти» для рядовых менеджеров даже составлен список московских дисконтов: «Калинка-Стокманн», «Дисконт парад», «Остатки сладки», «Крокус сток», где, по сведениям компании, можно купить костюм, потратив до $1000.
Помимо этого дресс-код корпораций можно разделить и по степени их продвинутости и принятия западной корпоративной культуры. Например, в «МегаФоне» носят Uniqlo, а в «Ростелекоме» – Modis, утверждает сотрудник, близкий к обеим компаниям.
С другой стороны, неформальный «западный» дресс-код бывает гораздо жестче протокольных правил госкорпораций. Если в «Сургутнефтегазе» излишнюю «демократичность» внешнего вида могут принять за неопытность или пижонство, то в продвинутых IT-компаниях сотрудника «с иголочки» посчитают чужаком. Когда я пришел в «Яндекс» в белой рубашке, мне разрешили не надевать карточку «гость» на нагрудный карман – все и так поняли, что я извне.
УМНЫЙ КОД
У спортивного комплекса «Олимпийский», в офисе «Системы Масс-медиа», одного из подразделений АФК «Система», несмотря на недавние трудности (главу компании Владимира Евтушенкова только в середине декабря выпустили из-под домашнего ареста по делу о хищении и легализации акций компании «Башнефть». – Прим. GQ), работа кипит вовсю. Наблюдая за сотрудниками, сказать, что здесь присутствует какой-то определенный корпоративный стиль, довольно сложно. Глава «Системы Масс-медиа» и одна из самых ярких бизнес-леди России Гульнара Хасьянова объясняет ситуацию тем, что в последнее время происходит явный переход от делового дресс-кода к условно-деловому. Вместо цельных костюмов мужчины выбирают отдельно брюки и отдельно пиджак, которые могут быть даже разных цветов, что еще несколько лет назад было немыслимо в деловом этикете. Галстук перестает быть обязательным атрибутом, его завязывают только перед важными встречами, а в остальное время основным элементом становится рубашка. И именно поэтому помимо классических белых и голубых тонов теперь можно увидеть рубашки практически любого из пастельных оттенков, а у некоторых рубашка может стать таким же индивидуальным маркером, как, например, усы или очки. Некоторые руководители часто надевают неформальные рубашки с мягкими или контрастными воротниками (например, в такой рубашке часто можно увидеть главу Сбербанка Германа Грефа).
ЭПОХИ РУССКОГО ДРЕСС-КОДА
1965-1975
Первые модники
«Берегись автомобиля!» — Герой Миронова щеголяет в хороших костюмах и пальто «в елочку».
1975-1985
Советский шик
Басилашвили в «Служебном романе» не боится сочетать яркие галстуки с цветными рубашками.
1985-1995
«Пацанский» стиль
Фильм «Жмурки». Плащи oversize, кожаные куртки и, конечно, те самые «малиновые пиджаки».
1995-2005
Тренды и бренды
«Духless». Главное правило эпохи гламура — чем лучше выглядишь, тем больше видишь».
2005-2015
Умный код
Неизвестные марки, русские дизайнеры, костюмы на заказ — качество становится важнее количества. Скоро на экранах.
Хасьянова выделяет два типа дресс-кода: так называемые гармонический и акцентный. В первом случае главное – сочетание разных оттенков одного тона, где развитие цвета от темного к светлому идет снизу вверх – от ботинок к галстуку – или же, наоборот, сверху вниз. Во втором случае есть только один яркий элемент, будь то галстук, рубашка или красный портфель, для которого остальная одежда служит лишь фоном, оттеняющим этот акцент.
«Дресс-код госкомпаний России традиционно наиболее консервативен, что отражает корпоративную культуру, манеру управления и коммуникаций в таких компаниях», – рассказывает Хасьянова. В то же время в любой компании по манере одежды можно легко выделить человека, который мотивирован и хочет продвинуться по карьерной лестнице: он будет одеваться так, как его руководитель. Например, амбициозный клерк будет одет как руководитель отдела.
Главная российская особенность – неискоренимая приверженность статусу и дорогим аксессуарам. Одежда в бизнес-сообществе характеризует человека как личность, идентифицирует его принадлежность к определенному кругу. Причем если раньше основным аксессуаром были часы, то сейчас у серьезного человека должны быть и гаджеты последней модели.
«Дресс-код сегодня становится более «умным», но не менее обязательным», – резюмирует Хасьянова.
А МЫ УЙДЕМ НА ЗАПАД
Не может не радовать, что стиль отечественного бизнес-класса все-таки движется в верном направлении: «Несколько лет назад самой популярной посадкой костюма была life – восточноевропейский, не очень тесный, достаточно длинный костюм, – рассказывает Евгений Калмыков, управляющий компании Bosco по классической мужской одежде. – Сейчас же появилось много менеджеров, которые предпочитают быть ближе к итальянскому стилю – мягкое, завышенное плечо, более плотная посадка по фигуре, укороченный рукав, укороченная длина пиджака». Хотя, как выясняется на деле, выглядит это зачастую следующим образом: «В нашей стране до сих пор в силе советская уравнительная система. То есть если появляется возможность продемонстрировать свой новый статус, делать это нужно непременно с помощью дорогой одежды и часов, но по-прежнему не важно, как костюм сидит, лишь бы бренд был известный», – рассказывает не без печали в глазах Артем Засурский, генеральный директор компании «Стрим», мультимедийного бизнеса, также входящего в группу «Система».
Пока в России дресс-код избавляется от остатков ненавистного многим советского прошлого, в западных странах разыгрывается другое противостояние. В Америке идет условная война между дресс-кодом Силиконовой долины и Уолл-стрит.
Джордан Белфорт, герой Леонардо ДиКаприо в безумном фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», вдохновляет коллег-брокеров рассказом о том, как костюм за $2000 и часы за $40 000 открывают перед ним все двери и делают доступными всех женщин с большой грудью и длинными ногами. Поэтому, по его словам, «нет благородства в бедности». Звучит, бесспорно, убедительно. Хотя сегодня, судя по всему, все же постепенно побеждают ценности именно Силиконовой долины. Например, в книге «От нуля к единице» Питер Тиль, основатель PayPal и один из первых инвесторов Facebook, советует начинающим интернет-предпринимателям никогда не заниматься бизнесом с людьми, одетыми в костюмы. В венчурном фонде Тиля даже есть простое правило: фонд не инвестирует в компании, в которых управляющие ходят в пиджаках и галстуках.
Нужно понимать, что толстовки и кеды — это теперь тоже дресс-код и что даже в России есть компании, в которые лучше не приходить в пиджаке и галстуке — прежде всего в IT и телекоме. Например, многие IT‑миллионеры еще и заядлые модники и надевают толстовку как униформу на публичные встречи, так же как стратегический консультант — модный приталенный костюм.Когда Олег Левчук, один из разработчиков новых продуктов «Яндекса», пришел в компанию, ему пришлось сменить стиль своей одежды: «Я носил сорочки, я мог носить пиджак и галстук. Здесь же я ни разу не приходил в пиджаке или в классических ботинках. Вот, скажем, если бы мы сейчас обсуждали с вами какую-нибудь идею в переговорной комнате, то ваши запонки и рубашка меня бы отвлекали». Отсутствие дресс-кода — тоже дресс-код.
ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ
Униформа в том виде, как ее понимают в США, прижилась в России только отчасти. Например, в Штатах принято, что банковские работники, в особенности инвестиционные банкиры, финансовые консультанты и юристы, одеваются так, как одеваются их клиенты. У нас же такая культура только начинает просачиваться, что в первую очередь заметно на примере передовых юридических компаний: «Нам, конечно, не хочется, чтобы все [сотрудники] выглядели, как Харви Спектер из сериала про юристов Suits (в российском прокате «Форс-мажоры». – Прим. GQ), – рассказывает Ия Новикова, директор по персоналу адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», одного из крупнейших и самых заслуженных в России. – Поскольку наши юристы общаются с деловой элитой, представленной разными крупными компаниями, их внешний вид должен отвечать принятому именно в этих кругах стилю. Требования к внешнему виду прописаны подробно отдельной политикой. Для новичков у нас проводят внутренний тренинг, как надо выглядеть не только в плане одежды, но и внешнего вида в целом. Время от времени приглашаем западных консультантов по имиджу».
Помимо рабочей униформы в России развивается так называемый спонсорский дресс-код, запрещающий работникам компании одеваться в бренды конкурирующих компаний. Например, во время Олимпиады в Сочи сотрудникам оргкомитета было запрещено показывать лейблы, которые не были спонсорами Игр в той или иной категории. За соблюдением этих правил следили специально назначенные люди.
В целом в России дресс-код становится более умным и утонченным, причем во многом западная эстетика служит проводником ценностей и корпоративной культуры. По внешнему виду можно действительно судить, к какой эстетике и, соответственно, культуре стремится тот или иной руководитель.
«По фотографиям не всегда можно сказать, что руководители наших больших предприятий одеваются в костюмы высокого качества, которые хорошо сидят. Но уровень, безусловно, растет. Люди начали понимать, что такое стиль и дресс-код», – резюмирует Калмыков, директор направления классической мужской одежды в Bosco.
Когда я жил в Лондоне, мне казалось важным регулярно посещать Джермин-стрит или Сэвил-роу, чтобы не забывать, как должен выглядеть джентльмен. В то же время самые талантливые студенты в моем университете выглядели неряшливо. Хотя некоторые из них до этого учились в Итоне и знали, как нужно одеваться на прием королевы Елизаветы II. Казалось, для них все это было мишурой – внешней и незначительной стороной их насыщенной жизни, а все основное время они наверняка посвящали написанию очередного программного кода, чтобы озолотиться.
Сегодня кто-то из этих ребят, возможно, уже метит в разряд новых миллиардеров в толстовках, создающих передовые продукты, которыми пользуются белые воротнички во всем мире.
Однако когда нынешний глава компании Apple Тим Кук пришел в 2011 году на свою первую большую презентацию в черной классической рубашке с острым воротником, для многих наблюдателей это стало главным знаком, что эпоха Стива Джобса с его культовыми черными водолазками закончилась. Так что весьма вероятно, что скоро и IT‑миллионеры отправятся на Сэвил-роу освежить в голове, как должен выглядеть джентльмен.
Фото: Иллюстрации: Лена Кер; Фото: East news; Vostock photo; Legion-media
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Дресс-код от Газпрома (17 страниц приложения к приказу о внешнем виде) — vyshen.ru — онлайн журнал
vyshen | Деньги, Культура | Газпром, документы, дресс-код, обевь, одежда, приказы, прически, рекомендации
В Рунет попала любопытнейшая презентация, подготовленная для ОАО «Газпром-Нефть» Тренинг-бутиком.
В этом 17-страничном документе, являющемся приложением к приказу «О внешнем виде и деловом стиле работников ОАО “Газпром-Нефть”», регламентируется внешность сотрудников женского пола. Вплоть до длины ногтей, юбок, причесок и даже брендов одежды, которые рекомендовано приобретать.
Цвет, ткань, покрой, форма обуви, количество лака на прическе, форма украшений. Все подчинено строжайшему бизнес-стилю. Что случится с нарушившей дресс-код сотрудницей, нам, увы, неведомо.
Источник: studia.at.ua
«Газпром нефть» учит одеваться
Ориентированные на торговлю национальным достоянием российские госкомпании и в тяжелые времена не намерены отказываться от дресс-кода. Так, в «Газпром нефти» недавно вступил в силу приказ, регламентирующий внешний вид сотрудниц
![«Гзапром нефть» мотивирует персонал одеждой. Фото: PhotoXPress](/800/600/https/cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2009/08/18/ofesniy_plankton1.jpg)
На днях информационное агентство «Ура.ру» сообщило о новом внутреннем приказе «Газпром нефти», регламентирующем внешний вид сотрудников. В «Газпром нефти» BFM.ru подтвердили, что в компании с 22 июля действительно введен стандарт «О внешнем виде сотрудников ОАО «Газпром нефть». «Введение подобного рода положений является обычной практикой крупных российских и международных компаний», — подчеркнул представитель пресс-службы. Появившаяся же в интернете презентация, уточнил он, является «одной из попыток визуализации указанного стандарта, инициативно подготовлена подрядчиками компании и не является внутренним документом ОАО «Газпром нефть».
Что же рекомендуют деловым женщинам «Газпром нефть» и ее подрядчики? Прежде всего, собираясь на работу, нужно ориентироваться нужно на «международные стандарты делового стиля»: костюм серых, черных, темно-синих тонов, никакой бижутерии, стрижка короткая или максимум до плеч. Оговаривается также длина ногтя — не более 3-5 мм. «Оптимальный вариант для бизнеса», по мнению авторов полезных советов, — так называемый французский маникюр, который имитирует натуральный вид ногтя.
Чтобы неопытным сотрудникам, пришедшим в офис с буровой или насосной подстанции, было проще ориентироваться, приводятся даже марки одежды, в которые следует одеваться для работы. Деловой костюм в пределах 500 долларов советуют покупать в Mango, Motivi, Zara, Mexx, A.Manoukian, Tommy Hilfiger, Oasis, H&M и проч. В диапазоне от 500 до 1000 долларов за костюм допустимы Vassa, Calvin Klein, Cerruti, Max Mara, Hugo Boss women и др.
Некоторые эксперты почти восторженно отнеслись к рекомендациям «Газпром нефти»: оказывается, дресс-код повышает внутреннюю мотивацию при отсутствии внешней, а заодно дисциплинирует тех, кто из-за кризиса ленится работать.
«Традиционно считается, что дресс-код заставляет сотрудников быть более дисциплинированными, поэтому неудивительно, что в текущих условиях компании стараются «подтянуть» сотрудников. Мотивировать их не деньгами, а корпоративными стандартами», — рассуждает гендиректор кадрового агентства «Можайская и партнеры» Инна Можайская.
«Российские компании сейчас стремятся к большей дисциплине, а строгий костюм более или менее обязывает. Это связано с ужесточением дисциплины из-за кризиса в целом», — оценивает влияние марок Mango, Motivi, Zara и Mexx на внутренний мир сотрудника директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter Ольга Бруковская.
Инициатива «Газпром нефти» примечательна разве что тем, что появилась в кризис, однако похожие стандарты действуют везде, где персонал тесно общается с клиентами, например в финансовых компаниях и банках. «В нашей компании существуют правила, определяющие стиль одежды сотрудников, поскольку наша деятельность предполагает работу с клиентами. Рекомендации регламентированы письменным распоряжением административного директора. Наши сотрудники придерживаются делового стиля одежды, который отражает профессионализм и уважение к нашим клиентам и деловым партнерам, а также подчеркивает серьезность намерений компании в отношении сотрудников», — сообщила BFM.ru представитель УК Росбанка Анастасия Воропаева.
Аналогичные требования в ИК «Финам». «Наиболее строгие требования распространяется на персонал, который осуществляет непосредственное взаимодействие с клиентами. Общий принцип: представитель компании должен выглядеть элегантно и достаточно стандартно. Мы считаем, что компания и ее специалисты не должны рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи, не вписывающиеся в рабочую среду. Например, в список «Неприемлемая одежда» входят спортивная одежда, футболки, майки, шорты, кеды, кроссовки, сандалии, босоножки, обувь без носков для мужчин», — рассказала BFM.ru HR-директор ИК Татьяна Рягина.
В одной из ОГК, по данным BFM.ru, сотрудницам каждую осень присылают напоминание о том, что можно носить на работу: деловой костюм (юбка/брюки) классического кроя или деловое классическое платье, цвета — «спокойный, нейтральный, ткани однотонные или с не ярко выраженным рисунком, яркие цвета допускаются в аксессуарах». Единственное послабление возможно перед уик-эндом, да и то неяркое: «в пятницу дозволяются джинсы и неяркие джемпера», говорится в напоминании.
Похожая ситуация и в страховых компаниях. «В нашей сфере деятельности от внешнего вида представителя компании не в последнюю очередь зависит ее успех. Как правило, клиенты страховых компаний — это люди, которым есть что терять. И компании очень важно продемонстрировать им через своих консультантов свою солидность, надежность, ответственность, добросовестность. Поэтому одежда сотрудников страховых компаний, как правило, строго выдержана в деловом стиле. Все вновь принятые сотрудники компании в процессе адаптации знакомятся с внутренними корпоративными правилами и процедурами, в том числе и с требованиями к внешнему виду сотрудников», — рассказала в интервью BFM.ru директор департамента по персоналу «Капитал Страхование» Наталья Рыченко.
Дресс-код часто отражает особенности стиля руководства, считает Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter. «Если в организации стремятся к дисциплине и упорядоченности, то деловой стиль — часто доведенный до таких абсурдных деталей как цвет колготок для женщин — будет в ней совершенно естественным. Точно так же, как свободный стиль в небольших, «семейных» по духу фирмах. Например, в одном рекламном агентстве генеральных директор с удовольствием ходил летом в шортах и оранжевых вьетнамках. И его стиль был очень близок абсолютному большинству сотрудников агентства», — рассказывает эксперт.
Вероятно, поэтому в большинстве российских интернет-компаний абсолютно амбивалентно относятся к внешнему виду сотрудников. «Есть лишь единственное правило дресс-кода в «Яндексе»: у нас принято ходить на работу в одежде», — уточнила BFM.ru Елена Бухмак, менеджер по связям с общественностью компании «Яндекс». В российском офисе Google также нет регламентации внешнего вида. «Серьезным можно быть и без галстука. Это один из десяти основополагающих принципов работы Google. Мы уверены в том, что если дать талантливым, творческим людям свободу, создать атмосферу открытости, то они покажут наилучший результат», — поясняет представитель Google в России Инесса Погоржельская.
В большинстве случаев дресс-код описан в трудовом контракте или в коллективном договоре. «В принципе, недовольный жесткими правилами сотрудник может подать в суд на свою компанию, если его уволят из-за несоблюдения дресс-кода. Но в трудовой книжке наверняка будет стоять иная причина увольнения», — говорит в интервью BFM.ru управляющий партнер юридической фирмы «Мегаполис Лигал» Елена Лебедева. Если же заработная плата сотрудника не позволяет покупать ему требующиеся вещи, то он может обратиться в суд за ущемление своих прав, говорит юрист. «Однако дело не в том, что дресс-код плох сам по себе. Здесь речь идет о его недоработке. В случае же, например, с «Газпром нефтью» очевидно, что составители стандарта учитывали заработные платы в компании», — подчеркивает Елена Лебедева.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Дресс-код для девушек Газпрома — Твои мысли становятся твоей жизнью (Марк Аврелий) — LiveJournal
Помимо довольно стандартных требований к деловым костюмам, блузкам и туфлям (цвет: серый, черный, темно-синий, рисунок: клетка, полоска, ткань: хлопок, шелк), сотрудницы «Газпром нефти», в частности, не должны носить дешевую бижутерию, висячие серьги, звенящие браслеты и кольца с крупными камнями.
Можно
Нельзя
Табу на распущенные волосы
Не оставлена без внимания и прическа женщин «Газпром нефти». Кроме «учительского пучка», сотрудницам разрешено носить короткие волосы, но «короткую стрижку надо обновлять раз в месяц». Главное требование — прическа должна быть фиксированной.
Можно
При этом из документа непонятно, как женщинам следует фиксировать свою прическу: «большое количество лака» категорически запрещено. Как и «длинные распущенные волосы» и «креативная стрижка».
Нельзя
Длина ногтей по линейке
Не оставлены без внимания и ногти сотрудниц «Газпром нефти» — в идеале, все женщины в этом офисе должны ходить с французским маникюром и регулярно мерить его длину: она не должна превышать 3-5 мм.
Можно
Длинные ногти, маникюр с рисунком и уж тем более nail art запрещены…
Нельзя
В какие магазины можно ходить
Для того, чтобы сотрудницы «Газпром нефти» могли соответствовать описанному в документе образу, HR-отдел компании провел мониторинг магазинов и выяснил, где можно приобрести вещи, подходящие под определение «деловой стиль».
В мониторинге даже указан ценовой диапазон, а также приведено несколько дисконт-магазинов — насколько качественно вы одеваетесь, видимо, неважно. Главное — чтобы цвет был серым, блузка чистой, а сзади между ушей присутствовал туго стянутый, проколотый шпильками пучок.
Дресс-код от Газпрома (17 страниц приложения к приказу о внешнем виде)
В Рунет попала любопытнейшая презентация, подготовленная для ОАО «Газпром-Нефть» Тренинг-бутиком.
В этом 17-страничном документе, являющемся приложением к приказу «О внешнем виде и деловом стиле работников ОАО “Газпром-Нефть”», регламентируется внешность сотрудников женского пола. Вплоть до длины ногтей, юбок, причесок и даже брендов одежды, которые рекомендовано приобретать.
Цвет, ткань, покрой, форма обуви, количество лака на прическе, форма украшений. Все подчинено строжайшему бизнес-стилю. Что случится с нарушившей дресс-код сотрудницей, нам, увы, неведомо.
Источник: studia.at.ua / 04/09/2009
В «Газпроме» запретили яркий макияж и неподстриженные усы | Статьи
В филиалы и дочерние предприятия ОАО «Газпром» в начале мая был разослан новый внутрикорпоративный документ, в котором прописаны требования к внешнему виду сотрудников, нюансы общения с коллегами и даже требования по ведению телефонных переговоров. Исходя из Кодекса корпоративной этики (есть в распоряжении «Известий»), обладателям усов
придется их аккуратно подстригать, а женщинам — избегать яркого макияжа.
Кроме того, сотрудникам запрещается находиться на рабочем месте в
верхней одежде и головных уборах.
Как рассказал «Известиям» источник в госкомпании, данный документ предназначен для сотрудников сети филиалов и предприятий «Газпрома» по России.
— Для головного офиса есть общий документ, в Москве строгая дисциплина, а на местах страдает, в связи с этим и вводятся дресс-коды и правила общения друг с другом, — подчеркнул собеседник издания.
В пресс-службе газового холдинга «Известиям» пояснили, что основной документ не менялся, в прошлом году был утвержден Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром». Он распространяется на сотрудников головной компании. Кодекс закрепляет корпоративные ценности и определяет основанные на них и принятые в «Газпроме» наиболее важные правила делового поведения.
— На базе этого документа дочерние общества могут принимать собственные кодексы корпоративной этики с учетом специфики своей деятельности, — сообщили в управлении информации ОАО «Газпром». — При разработке Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром» учтены общепринятые нормы корпоративной и деловой этики, а также опыт лучших российских и зарубежных практик корпоративного управления.
Основные требования кодекса для региональных отделений достаточно просты: сотрудников просят быть вежливыми и обходительными с коллегами даже в конфликтных и спорных ситуациях, не обращаться друг к другу на «ты» при посторонних, не навязывать другим свою точку зрения, терпимо относиться к критике и не давать обещаний, которые не могут быть выполнены.
Отдельная глава документа посвящена правилам общения по телефону.
«Недопустимо использование жаргонных выражений и вульгаризмов. Рекомендуется тщательно следить за произношением чисел, имен собственных и согласных букв», — говорится в кодексе.
Отвечать на поступающие звонки сотрудники газового холдинга должны после первого же сигнала телефона. А вот долго звонить не подходящему к телефону абоненту не стоит: «Нежелательно продолжать вызов, если вызываемый абонент не ответил после четвертого гудка», — подчеркивается в документе.
Звонки коллегам или деловым партнерам после 22.00 допустимы только в том случае, если они совершаются по предварительной договоренности.
Особое внимание в документе уделено внешнему виду работников «Газпрома». Для офисных сотрудников приемлем только деловой стиль, а для рабочих производственных отделений — чистая фирменная униформа.
«Макияж и маникюр у женщин не должны быть яркими. Мужчины должны быть выбриты либо иметь аккуратно подстриженные усы/бороды», — сказано в кодексе газового холдинга.
Документ регламентирует и вид рабочих столов сотрудников. Все документы в конце рабочего дня должны быть убраны в ящики и шкафы, а на столе могут находиться только комнатные растения, личные фотографии и небольшие сувениры без фирменной символики (кроме символики ОАО «Газпром»).
В других крупных компаниях из смежной сферы «Известиям» рассказали, что и у них существуют внутренние корпоративные правила. Однако в основном они более лаконичны и содержат меньшее количество требований.
— У нашей компании есть Кодекс корпоративной этики, но там не прописан дресс-код для сотрудников, не регламентирован вид рабочего места и т.д. Вводить настолько подробный нормативный акт мы не собираемся, нам вполне удается работать без этого, — пояснили в руководстве компании «Русснефть».
Председатель совета директоров ЗАО «Стройтрансгаз-ойл» Виктор Отт заявил «Известиям», что у них не собираются вводить документ, жестко регламентирующий внутреннюю политику.
— В этом нет никакой необходимости, мы же не в армии. Есть вопросы гораздо более значимые, чем внешний вид сотрудников, — пояснил он.
В кодексе ОАО «Лукойл» также нет никаких пожеланий по внешнему виду работников или правил, регламентирующих состояние рабочих мест сотрудников. В кодексе этой компании указаны лишь правила по работе с инвесторами, коллегами, акционерами и госорганами. В документе общими словами прописаны общие положения: ни в коем случае нельзя допускать утечку информации за пределы компании, проявлять грубость или игнорировать пожелания акционеров, содействовать продвижению в компании друзей или родственников и т.д.
Чуть более подробные требования прописаны в кодексе Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС): запрещено появление на рабочем месте в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, неуважительное отношение к коллегам, любые проявления коррупции и хищений. Также компания трепетно относится к своей символике.
«Не допускается пренебрежительное отношение к символике компании и использование фирменной одежды и атрибутики неподобающим образом», — сказано в кодексе ФСК ЕЭС.
— В последнее время формализация рабочего процесса происходит во многих крупных фирмах, так легче контролировать сотрудников и управлять ими, — рассказывает директор по исследованиям компании HeadHunter Глеб Лебедев. — Для холдингов вроде «Газпрома» это практически необходимый шаг. Другое дело, что работники, как правило, реагируют на такие изменения негативно.
Доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Высшей школы экономики Илья Томорадзе также полагает, что подобный кодекс не будет воспринят сотрудниками «Газпрома».
— Это попытка привить организационную культуру, но такие вещи должны идти изнутри, а не навязываться искусственным образом. Один документ не изменит долгий внутренний процесс развития компании, — рассуждает эксперт. — У этого кодекса есть шанс стать очередной формальностью, про которую все забудут.
По словам специалистов, в крупных иностранных компаниях также принято регламентировать все сферы рабочих отношений. В основном это касается стран юго-восточной Азии, где трудовые будни крупных корпораций зачастую начинаются с исполнения корпоративного гимна.
Iteach
Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel
|