Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?. Испания по-русски
Бокалы с холодным вином и сангрией тихонько подпрыгивают на деревянном столе в такт испанской гитаре, вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании.
Когда и как родилось искусство фламенко
Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами, евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.
С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка. Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку. Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.
Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания.
Стили фламенко и музыкальные инструменты
Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.
Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.
Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.
Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.
Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.
Классическое платье
Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки.
Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.
Так что же такое фламенко?
Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение, творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».
Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье… Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.
Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?
Да
(7)
Ваша критика помогает нам улучшать контент. Напишите, пожалуйста, что не так.
Отправить
Нет
(0)
Фламенко в Испании: описание, исполнение
Когда-то в далеком 15 веке на земли испанской Андалусии из развалившейся Византийской империи перекочевали цыгане. Так как это без сомнения музыкальный народ, в процессе ассимиляции он впитывал в себя, в числе прочего, и музыкальные традиции, имевшиеся на тот момент в Андалусии: испанские, арабские и еврейские.
Всё это вылилось в прекрасное страстное искусство под названием фламенко (flamenco). Именно тем выходцам из Византии мы обязаны сегодня одним из главных символов Испании.
Долгое время его никто не видел, о нем ничего не знали, ведь цыгане жили обособленной коммуной. И только в конце 18 столетия, когда отношение к цыганам немного изменилось, фламенко было представлено всеобщему обозрению и впервые было исполнено в местных развлекательных заведениях, а затем распространилось дальше по Испании.
Важно отметить, что фламенко — это не только танец, это слияние песни и танца, если обозначить краткое описание. Песнь исполняется драматично, надрывно под гитару, струны которой, кажется, вот-вот готовы лопнуть от напряжения, а танец — это физическая иллюстрация к песне. Все вместе — это язык страсти. Невозможно равнодушно смотреть представление, ритмы фламенко будоражат кровь.
У фламенко есть несколько
отличительных атрибутов, по которым сразу можно его узнать. Первое — это
наряды. Традиционным для танцовщицы фламенко является длинное платье в пол
(bata de cola) красного или черного цвета зачастую в горох с декором в виде
оборок и воланов (это отсылка к цыганским одеяниям). На плечах танцовщицы шаль
с длинными кистями. Воланы платья и шаль являются не только предметами одежды, но
и инструментами в танце. Мужчины в этом танце одеты в черные брюки и препоясанную
широким поясом белую рубашку, иногда на ней сверху можно еще увидеть короткий
жилет.
Второй элемент — это наличие у танцоров специальной обуви на каблуках. Когда танцор отбивает ими дробь, кажется, вот-вот у него из-под подошвы полетят искры, так стремительно всё происходит.
Еще одной частью фламенко является веер или изредка кастаньеты для большей выразительности. Ими танцовщица обыгрывает свои движения. Однако чаще всего танцовщицу фламенко можно увидеть все-таки с пустыми руками, считается, что так у нее больше возможности показать игру кистей рук.
И, конечно, самый главный
атрибут классического фламенко — гитара.
Существует целое множество разновидностей жанра фламенко. Они делятся на cante jondo (серьезное, драматическое исполнение) и cante chico (современное, облегченное исполнение, задорное). Есть также формы, которые не соответствуют ни одной категории, что-то среднее между первым и вторым, классифицируются они, как cante intermedio.
Фламенко, как и любое выступление, имеет свою структуру. Сначала гитарист делает вступление, которым задает тональность и темп. Чтоб задать их, музыкант может также делать хлопки ладонями или по верхней деке. Дальнейшее исполнение делится на несколько частей, каждая из которых в своём стиле. Эти части — не столько песни, сколько «набор стихов». Конечно, не всегда всё так строго, ведь испанская музыка фламенко — это огромное пространство для импровизации!
Танец фламенко — это
квинтэссенция множества чувств: страсти, боли, радости, гнева, выраженная в
виртуозной игре рук, резких выпадах и стремительном отбивании ритма ногами,
требующих многолетнего оттачивания мастерства.
С чего же начинается освоение танца? С самых азов: правильной постановки корпуса и головы, изучения возможных положений ног и рук, отработки кистевых движений. Чрезвычайно важно научиться извлекать звук каблуком, причем разной тональности. Взгляд танцора тоже немаловажный момент. Он должен передавать суть и направленность танца. После этого необходимо понять и освоить ритмические рисунки различных форм фламенко.
Но чтобы по-настоящему научиться исполнению фламенко, мало знать технику, важно прочувствовать его душу — дуэнде, как говорят испанцы. Популярность фламенко подчеркивают многочисленные фестивали, которые ежегодно проходят по всей Андалусии и в некоторых больших городах Испании. Самый известный из них — это
Фламенко в Испании — Музыка фламенко, гитара и танцоры
Цыганам часто приписывают изобретение фламенко, но, хотя они и сыграли важную роль в его создании и развитии, существует множество теорий, когда дело доходит до происхождения фламенко. Наиболее широко поддерживаемая гипотеза утверждает, что корни фламенко преимущественно мориско (так называют испанских мавров, принявших христианство), на которые повлияло смешение культур Андалусии 18-го века, где родилось фламенко, которое мы знаем сегодня. Это объясняет, почему цыгане из других частей Испании и Европы не развили этот стиль музыки.
В 19 веке, как реакция на французскую оккупацию Испании и испанскую войну за независимость (1808-1812), любовь людей ко всему испанскому была особенно сильной, противостоящей французскому влиянию. Это чувство подпитывало популярность андалузского искусства, которое дошло до двора в Мадриде. Вновь обретенная любовь к испанским традициям помогла андалузскому фольклору, в том числе фламенко, достичь новых высот.
В золотой век (1869 г.-1910), фламенко развилось в свою окончательную форму в многочисленных cafes cantantes (музыкальных кафе) той эпохи, где певцы и танцоры работали вместе, влияя друг на друга и приспосабливаясь к вкусам публики. Это был первый шаг к профессионализации фламенко и становлению его как музыкального жанра. В этот период появилась самая интенсивная форма фламенко, cante jondo , выражающая самые глубокие чувства.
Растущая популярность фламенко и его связь с другими испанскими обычаями, такими как коррида, привели к тому, что Поколение ‘9 отвергло его.8. Это философское, литературное и культурное движение дистанцировалось от нисходящей спирали Испании, которая достигла своей низшей точки во время испано-американской войны и потери последних испанских колоний в 1898 году. страсть к испанским традициям и фламенко была дискредитирована в глазах интеллектуалов той эпохи, и эта точка зрения сохранится на десятилетия вперед.
Тем не менее, популярность жанра среди широкой публики росла и росла. Чтобы угодить толпе, многие шоу решили сосредоточиться на palos (различные традиционные стили фламенко), которые были самыми праздничными или праздничными. В ответ в 1920-х годах противоположная тенденция защищала пуризм и приветствовала cante jondo как высшее художественное выражение фламенко. В соответствии с этим идеалом Федерико Гарсия Лорка и Мануэль де Фалья организовали в 1922 году в Гранаде конкурс cante jonde . Хотя он не произвел большого впечатления, отчасти потому, что организаторы искали «чистоту», которой никогда не существовало. во фламенко конкурс действительно показал, что высокая культура проявляет интерес к фламенко. Во многом это произошло потому, что многие представители «Поколения 27-го» были из Андалусии и были более знакомы с истинным богатством и глубиной этого вида искусства.
Во времена диктатуры Франко фламенко играло двойную роль: с одной стороны, оно было принято режимом как один из столпов испанской культуры; с другой, она олицетворяла бунт и использовалась для противостояния режиму — песни протеста фламенко были распространены на протяжении 60-х годов. Первые тщательные исследования фламенко, которые заложили основу для его изучения, сохранения и популяризации, начали появляться в 50-х годах.
Первое издание Festival Internacional del Cante de las Minas de la Unión проходил в Мурсии в 1961 году. То, что началось как конкурс cante (пение), превратилось в легендарный фестиваль, на котором профессионалы и любители соревнуются во всех трех категориях: cante , baile и toque . Фестиваль, отмечаемый каждый год в начале августа, считается одним из самых важных событий фламенко в мире и объявлен праздником национального туристического интереса.
На протяжении многих лет жанр фламенко продолжал развиваться, подвергаясь всевозможным влияниям. Фьюжн фламенко зародился в 70-х годах с его собственными легендарными исполнителями, такими как гитарист Пако де Лусия и группа cantaores (певцы фламенко) Камарон де ла Исла, Энрике Моренте, Эль Лебрихано и Ремедиос Амайя. Сегодняшнее фламенко отражает множество влияний различных музыкальных стилей, включая джаз, сальсу и босса-нову, и включает в себя инструменты из других культурных традиций.
Преобразования, которым подвергалось фламенко на протяжении всей его истории, привели к его интеграции в современные музыкальные направления рока, поп-музыки и блюза с участием таких исполнителей, как Раймундо Амадор, Кетама и Росарио Флорес, и это лишь некоторые из них. Одним из самых важных моментов для этого слияния стал выпуск 19Альбом 96 Omega , совместная работа cantaor Enrique Morente и Lagartija Nick, рок-группы из Гранады. Несколько выдающихся деятелей мира фламенко также приняли участие в проекте, который адаптировал стихи из романа Федерико Гарсиа Лорки « Поэт в Нью-Йорке » и песни канадского певца и автора песен Леонарда Коэна. Сегодня дочери Энрике Моренте, Эстрелла и Солеа, являются двумя самыми успешными и известными артистами, уходящим корнями в традиции фламенко.
Сложная история фламенко в Испании | Путешествие
Танцоры испанского балета Teatro Español de Rafael Aguilar исполняют фламенко во время репетиции в Национальном театре Тайбэя, Тайвань, 2006 год.![](/800/600/http/almode.ru/uploads/posts/2021-03/thumbs/1615891470_32-p-natsionalnaya-odezhda-v-ispanii-33.jpg)
Во время Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1964–1965 годах в рекламе текстильной компании Bates в официальном путеводителе Павильона Испании была изображена привлекательная молодая женщина с розой во рту и с рубиново-красным покрывалом, накинутым на ее тело, чтобы создать сходство с ней. платье фламенко. Текст манит нас «влюбиться в Испанию и «Фламенку» Бейтса!» и побуждает нас открыть для себя «новую страсть моды в покрывалах… каждое покрывало тлеет двумя оттенками горячего цвета».
В США и других странах фламенко является вездесущим маркером испанской национальной идентичности. Чтобы убедиться в его популярности в поп-культуре, посмотрите не дальше, чем в «Истории игрушек 3»: Базз Лайтер по ошибке сбрасывается в «испанский режим» и становится страстным испанским танцором фламенко. Действительно, мир за пределами Испании часто стереотипно представляет эту нацию как населенную танцорами фламенко, певцами и гитаристами, которые настолько «страстны», что у них мало времени, чтобы заниматься повседневным мирским миром.
В Испании, однако, связь между формой искусства фламенко и испанской национальной идентичностью была натянутой на протяжении более века. Действительно, мировая любовь к фламенко уже давно создала проблемы в Испании, где представление когда-то считалось вульгарным и порнографическим зрелищем. На протяжении многих лет многие испанцы считали фламенко бичом своей нации, осуждая его как развлечение, которое убаюкивало массы и мешало продвижению Испании к современности. Меняющаяся судьба фламенко показывает, как сложная национальная идентичность Испании продолжает развиваться и по сей день.
Фламенко, которое ЮНЕСКО недавно признало частью Всемирного нематериального культурного наследия, представляет собой сложную форму искусства, включающую поэзию, пение (канте), игру на гитаре (ток), танец (баиле), полиритмические хлопки в ладоши (пальмы) и щелканье пальцами (питос). В нем часто используется призыв и ответ, известный как jaleo, форма «поднятия ада», включающая хлопки в ладоши, топание ногой и ободряющие крики публики. Никто на самом деле не знает, откуда возник термин «фламенко», но все согласны с тем, что эта форма искусства зародилась на юге Испании — в Андалусии и Мурсии — но также была сформирована музыкантами и исполнителями из Карибского бассейна, Латинской Америки и Европы.
Кроме того, с середины девятнадцатого века развлечения фламенко быстро распространились из южной Испании в столицу (Мадрид) и далее в другие испанские городские центры, процветая там вследствие подъема массовой городской культуры и увеличения иностранного туризма.
Причина ужасной репутации фламенко среди испанской элиты в XIX веке.го и 20 веков было то, что исторически представления были связаны с изгнанным цыганским (цыганским) населением в Испании, и они проходили в захудалых городских районах.
Испанские элиты особенно презирали то, как иностранцы связывали Испанию с фламенко. Национальная идентичность Испании ранее определялась посторонними, которые связывали страну с инквизиторами, нищими, бандитами, тореадорами, цыганами и танцорами фламенко. Обычно иностранцы навязывали Испании идентичность фламенко в качестве двусмысленного комплимента, чтобы подчеркнуть непоколебимую аутентичность Испании. Нация не стала жертвой высасывающих душу последствий индустриализации. Но, за очень немногими исключениями, испанская элита и социальные реформаторы никогда не любили — и не хотели — этот вид искусства представлять себя или свою нацию, и они боролись с лихорадкой фламенко всеми доступными средствами. Но искоренить фламенкоманию оказалось гораздо труднее, чем так называемую «Черную легенду»: негативную пропаганду, распространяемую французскими и британскими конкурентами Испании, которая характеризовала Испанию как страну жестоких инквизиторов, садистских колониальных правителей, репрессивных политиков, интеллектуальных и артистических мужланов. .
Фламенко стал воплощением чувства стыда испанской элиты по поводу снижения статуса страны как великой державы в современную эпоху. Критики фламенко разделились на три основные группы: католическая церковь и ее консервативные союзники, левые интеллектуалы и политики и лидеры революционных рабочих движений. В период конвульсий между Реставрацией и началом гражданской войны, с 1875 по 1936 год, эти группы использовали фламенко для критики того, что они считали политическими, экономическими и культурными бедами Испании.
Католическая церковь воспринимала фламенко как ответвление своего рода массовых культурных развлечений, ведущих к нескромности, распаду семьи и ослаблению Отечества. Но для многих прогрессивных интеллектуалов, напротив, считалось, что фламенко — вместе с его двойным бичом, корридой — держит испанцев в мертвой хватке отсталости. Они рассматривали развлечение как отвлечение, которое мешало испанцам решить многочисленные проблемы нации, включая коррумпированную политическую систему, крайне неадекватную и неравную систему образования, отсутствие инфраструктуры и технологических ноу-хау, а также огромное неравенство в богатстве. Между тем, для реформаторов и революционеров рабочего класса фламенко и сопутствующий ему образ жизни эксплуатировали бедность людей и отвлекали рабочих от того, чтобы стать полноправными участниками в стремлении к революции, чтобы положить конец социальному, политическому и экономическому неравенству.
На самом деле, все эти группы использовали фламенко как сосуд для выражения своего недовольства идеологическими и структурными изменениями, возникшими в результате Французской и Промышленной революций. В газетных обличениях они выступали против этой формы развлечения, при этом одни критики рассматривали фламенко как извращенный результат возросшей секуляризации, в то время как другие считали, что оно демонстрирует сопротивление прогрессу и модернизации. Однако на что они действительно жаловались, так это на проникновение современной массовой культуры в повседневную жизнь обычных граждан.
Многочисленные всемирные ярмарки конца девятнадцатого и начала двадцатого веков дали толчок развитию фламенко, сделав испанских цыганских исполнителей очень популярными, особенно в Париже. «Глубокая песня» фламенко (cante jondo) получила благословение европейских художников-авангардистов, таких как Сергей Дягилев и Клод Дебюсси, которые посетили представления фламенко на Всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 годов и нашли ее первобытной и аутентичной. Это побудило испанских интеллектуалов и художников, таких как Мануэль де Фалья и Федерико Гарсия Лорка, возвысить эту форму фламенко до «высокой культуры». Таким образом, поддержка европейцев за пределами Испании изменила культурное значение фламенко для испанских артистов и интеллектуалов во многом так же, как европейская поддержка афроамериканского джаза и блюза в 20-м веке способствовала их популярности в Соединенных Штатах.
Но после трагедии гражданской войны в Испании, с 1936 по 1939 год, выступления фламенко в Испании значительно сократились. Католическая церковь и лидеры Sección Femenina (женское крыло фашистской партии Испании) отреклись от фламенко. Чтобы противодействовать его предполагаемому злу, они продвигали народные танцы и пение, поощряя новый вид национальной идентичности, основанный на испанском региональном разнообразии и очищенный от жаркой репутации фламенко.
Но к 1950-м годам, после многих лет международной изоляции, режим Франко нуждался в деньгах. Это заставило режим изменить курс, продвигая фламенко, чтобы дать толчок туристической индустрии Испании. Промоутер туризма по имени Карлос Гонсалес Куэста писал: «Мы должны смириться с туристической точки зрения, чтобы быть страной [испанских стереотипов], потому что в тот день, когда мы потеряем [испанские стереотипы], мы потеряем 90 процентов нашей привлекательности для туристов».
Таким образом, режим Франко потворствовал любви туристов к фламенко, увеличивая количество клубов, специализирующихся на этом, рекламируя танцовщиц фламенко в брошюрах по туризму и авиакомпаниям, поощряя профессиональных исполнителей фламенко сниматься в голливудских фильмах и привлекая исполнителей на передвижные выставки. как Всемирная выставка в Нью-Йорке 1964-1965 годов. Эти стратегии сработали; режим смог привлечь миллионы туристов и их деньги, чтобы помочь финансировать экономический бум Испании 19-го века.