Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Фото родченко: Фотошедевры Александра Родченко на выставке в Москве • Интерьер+Дизайн

Фото родченко: Фотошедевры Александра Родченко на выставке в Москве • Интерьер+Дизайн

свободное искусство в советской России

После революции 1917-го года молодые художники-авангардисты, вдохновленные идеей об обществе, свободном от старых порядков, стремительно развивали новые творческие направления, экспериментировали со стилем и воплощали смелые идеи. Одним из таких авторов был Александр Родченко: он разработал новейшие приемы в живописи, рекламе и фотографии. «Родченковские» оригинальные ракурсы, работа со светотенью и с перспективой, техника фотомонтажа используются и сегодня.

Из этой биографии вы узнаете:

  • как юный Александр Родченко познакомился с авангардом и его ведущими авторами;
  • какую роль в его творчестве сыграли Владимир Татлин и Владимир Маяковский;
  • как Родченко изменил иллюстрацию и фотографию в советской России;
  • почему его стиль уникален и как его приемы используют современные мастера;
  • почему советская власть в 1930-е годы подавила экспериментальный стиль Родченко.
Александр Михайлович Родченко, 1891-1956

Ранние годы Родченко

Александр Роденко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье театрального декоратора и прачки. С ранних лет мальчик был связан с миром искусства: семья жила над театром, поэтому на улицу они выходили через сцену. «Закулисная жизнь» быстро наскучила ему, идти по стопам отца он не хотел. Да отец и сам надеялся, что сын получит «настоящую» профессию. После переезда в 1901-м году в Казань Родченко стал учиться на зубного техника и несколько лет работал по специальности, но врачебное дело было ему не по душе.

В 1911-м году Александр бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи.

Ученики Казанской художественной школы. Александр Родченко — во втором ряду третий слева

«Казанская художественная школа отличалась большой терпимостью ко всяким новаторствам своих студентов. Правда, в этой глубокой провинции наша „левизна“ была очень относительной. Например, мы, т.е. Никитин и я, писали одновременно под Врубеля и Гогена, „левее“ до нас не доходило».

В 1913-м году в училище Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль.

«У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли, Нагуатта, мы будем жить странно? Действительность сделаем грезой, а грезу — действительностью… Жить в своем собственном мире, где нет никого, кроме нас!» Так писал Родченко своей возлюбленной во время долгой разлуки, когда Степанова одна уехала покорять Москву. С тех пор в переписке Варвара всегда оставалась в образе королевы Нагуатты, а Родченко — Леандра Огненного. В минуты разлуки они писали друг другу сонеты в патетическом возвышенном стиле, используя символы и метафоры, создавая в стихах свой собственный мир.

В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих.

Где бы ни жили Родченко и Степанова, их дом становился творческой мастерской, пространство напоминало производственный цех, где каждый день создавалось что-то новое, производились «опыты для будущего».

Варвара Степанова. Карикатура на себя и Александра Родченко, 1920 год

1914 год стал поворотным в судьбе Родченко: он познакомился с творчеством кубофутуристов Давида Бурлюка, Василия Каменского и Владимира Маяковского на их выступлениях в Зале Дворянского собрания в Казани. На тот момент российский кубофутуризм, соединив принципы итальянского футуризма и французского кубизма, был популярным художественным направлением. Беспредметное искусство без правил и канонов привлекало и казанского студента, уставшего от классического образования.

Вдохновленный выступлениями Бурлюка, Маяковского и Каменского, Родченко начал заниматься футуристическим искусством. Он стал не просто поклонником футуристической живописи — он стал приверженцем. Он стремился «освободить живопись» от формализма, работая только с пространством и формой: «Я предпочитаю видеть необыкновенно обыкновенные вещи… Нашел путь единственно оригинальный. Я заставлю жить вещи, как души. Я найду в людях вещи…».

Александр Родченко. Девушка с цветком, 1915 год

Начало московской жизни и первые выставки

В конце 1915-го года вслед за возлюбленной Александр Родченко переехал в Москву. Через общих друзей молодой живописец познакомился с Владимиром Татлиным, одним из ведущих московских авангардистов. Тогда Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней в обмен на помощь в организации. Это стало первой экспозицией художника.

Организуя выставку, Александр общался и с другими знаменитыми художниками. Однако супрематисты во главе с Казимиром Малевичем, с его глубокими философскими идеями о чистом искусстве и игрой геометрических фигур и оттенков на полотнах, живописца не впечатляли. Отталкивали идеалиста Родченко неискренность и самовлюбленность Малевича. Концептуальный подход его живописи привлекал его меньше, чем монументальные скульптуры Татлина, в которых форма была важнее содержания, а практичность становилась основой произведения. Родченко выбирал искусство, свободное от любых идейных основ.

Работа с Татлиным — следующий важный этап в творческой жизни Александра: фактура стала центром его изобразительной технологии и стиля, он продолжал эксперименты с формой. В основе его раннего стиля лежала беспредметность. Накладывая друг друг разнообразные формы, художник выстраивал глубокое пространство, превращая плоскости в трехмерные структуры. Многие идеи для вдохновения Родченко брал из монографий об астрономии, математике, физике и выражал на полотнах чистую энергию, законы Вселенной.

«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

Владимир Татлин. Угловой контррельеф, 1915 года Александр Родченко. Линейно-циркульная композиция, 1915 год

Конструктивизм и «конец живописи»

В октябре 1917-го года авангардисты начали активно сотрудничать с большевиками. Они создали профсоюз художников-живописцев, в котором Родченко занял место секретаря Молодой Федерации. Он поддерживал молодой большевистский режим, был сторонником левых идей, участвовал в большинстве художественных партийных проектов. Несколько лет Александр работал в Наркомате просвещения, затем стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомате, которая разрабатывала стилистический язык советской авангардной архитектуры), был одним из организаторов РАБИС — Союза работников искусств. В то время сами художники определяли, как будет развиваться советское «искусство для народа».

В Живскульптархе Родченко разрабатывал концепцию «города с верхним фасадом». Он верил, что в будущем, благодаря новым технологиям, люди будут летать над городом и любоваться городским пейзажем с непривычного для них ракурса — сверху. Он проектировал конструкции, переходы и висящие блоки на крышах и стенах зданий, которые и должны были стать «верхним фасадом города». Такая перспектива открывала бы для зрителя уникальные виды, новый взгляд на повседневность.

В 1920-м году сформировалось первое конструктивистское объединение — группа нового художественного видения в советской России. Ее участники считали, что творчество должно быть утилитарным, то есть практичным и удобным, а форма вещей максимально простой и запоминающейся. Советское правительство поддерживало эти идеи, потому что такой взгляд соответствовал большевистской идеологии об искусстве для народа — «производственном искусстве».

В 1921-м году Родченко объявил о «конце живописи»: «Я довел живопись до логического конца. Я выставил 3 холста: красный, синий и желтый. Все кончилось». «Искусство ради искусства» умерло, утверждал автор, наступил новый этап в жизни страны.

Александр Родченко. Красный. Желтый. Синий, 1921 год

В то же время Александр Родченко начал преподавать во ВХУТЕМАСе — на Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели-конструктивисты обучали «производственному искусству»: учили проектировать многофункциональные предметы, используя возможности формы и трансформирующейся структуры. Красота нового искусства рождалась из практичности и удобства. Многие выпускники курсов ВХУТЕМАС стали ведущими советскими дизайнерами.

Фотомонтаж и реклама

В 1920-е годы Родченко отошел от живописи, решив стать «художником-производственником» и заняться самыми советскими видами искусства — коллажем и плакатом. Тогда художник-конструктор оформил более ста рекламных плакатов, участвовал в разработке обложек всех выпусков журналов Левого фронта искусств, иллюстрировал книги, руководил сценографией спектаклей в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда.

Родченко первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи в СССР: для коллажа он брал вырезки из журналов, а для монтажа специально снимал фотографии. Преимущество фотоколлажей и плакатов для авангардиста было очевидно: лаконичность и яркость, широкий выбор материалов и композиционных возможностей. Для Родченко это стало той самой новой индустриальной тематикой, о которой он мечтал. Искусство, неограниченное для экспериментов и практично используемое в обществе.

Вскоре фотография стала вытеснять вырезки на плакатах Родченко, а монтаж практически заменил коллаж. В качестве моделей он снимал жену Варвару, себя и друзей. Конструктивисты предпочитали фотографию и фотомонтаж рисованной графике, однако Александр понимал, что подобный приемы ограничивают динамику его произведений. Фотография же выполняла сразу несколько задач: определяла структуру плаката, усиливала рекламный призыв, поддерживала композиционный строй.

В 1920-м году Александр на одной из выставок познакомился с Владимиром Маяковским и его возлюбленной Лилей Брик. Завязалось многолетнее художественное партнерство и тесная дружба: Родченко был для Маяковского «стариком», Родченко же звал поэта Володей. Позже мастер опубликовал текст «Работа с Маяковским», где рассказал о работе с Володей, о времени в доме «Брико-Маяковского» в Москве и на их даче в Пушкино. Также Родченко посвятил товарищу главу автобиографии «Опыты для будущего».

Лиля Брик, «муза русского авангарда», стала одной из главных моделей фотографа: это Лиля агитирует советскую молодежь покупать книги на знакомом многим плакате для ленинградского отделения Госиздата — классическом примере визуальной интерпретации речи.

Началась совместная работа: Александр Родченко объединился с Владимиром Маяковским, создав творческую группу «Реклам-конструктор «Маяковский — Родченко»: Родченко отвечал за графическую композицию, Маяковский — за текст. Каждый текст поэт-футурист сопровождал рисунком в сатирическом стиле, но окончательный выбор дизайна оставался за Александром. К работе относились серьезно, воспринимая рекламу как литературное и художественное оружие. Продукция «Реклам-конструктора» «завоевала» Москву и переменила старый рекламный стиль. Плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций оставили отпечаток на художественно-бытовой среде 1920-1930-х годов.

«Реклама ― это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь… Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи».
В.В. Маяковский «Агитация и реклама»

За столом в квартире по Гендрикову переулку. Справа редактор и литературный критик Осип Бескин (мелкий Бескин, по словцу Виктора Шкловского) и Лиля Брик. Слева Маяковский. На торце художница Варвара Степанова. Фото Александра Родченко. Июнь 1926 год Александр Родченко. Иллюстрация поэмы В.Маяковского “Про это”, 1923 год Первый рекламный плакат Родченко — Добролет Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». ТАСС. 1924 год Владимир Маяковский, Александр Родченко. Реклама часов «Мозер». 1923 год Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламная стена здания Моссельпрома. Проект раскраски 1924 года. Фотография 1925 г. Раскраска по фотографии В. Родченко. 1980 год Журнал ЛЕФ — объединения Левый Фронт Искусств Александр Родченко. Оформление пьесы Владимира Маяковского “Клоп”. Государственный театр имени Мейерхольда, 1929 год

Революция в фотографии

С 1924-го года Родченко полностью посвятил себя фотографии. Тогда начал формироваться его авангардистский стиль, который стал настоящей революцией в искусстве. Первая фотосерия Родченко — шесть портретов Маяковского, снятых в мастерской Родченко на Мясницкой. Затем он запечатлел друзей и родных, самых важных людей его творческой жизни: супругов Брик, А. М. Довженко, мать. Он снимал без характерных светотеней, фонов, обобщений, которые обычно использовались в фото­ателье. Основной локацией для ранних фотоэкспериментов в городской среде стала Москва: современный индустриальный динамично развивающийся город, устремленный в будущее.

Манера Родченко все больше наполнялась эстетикой конструктивизма, демонстрируя «динамику в вещи», подчеркивая пространство и фигурность изображения. Он стремился сделать каждый снимок уникальным при помощи новых приемов. Одним из них был ракурс: повседневные вещи становились необычными в глазах зрителя, если взгляд на них падал под другим углом. «Родченковские» ракурсы «снизу вверх» и «сверху вниз» стали прорывом для каноничного фотоискусства 20-х годов.

Второй революционный прием — диагональ — основа композиции. Линия организовывала пространство и оживляла изображаемый сюжет. А двойная экспозиция, используемая в ряде снимков, превращала статичный кадр в движущийся киноролик.

Основными цветами Родченко были черный и белый. Он также использовал множество серых оттенков. Палитра усиливала ракурс и композицию. Фотограф применял и другие художественные принципы, чтобы выстроить пространство: крупный план, светотень и перспектива. Все это придавало изображению большую выразительность.

Экспериментатор хотел получить необычные кадры, снимая тривиальные ситуации: «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи».

Строящаяся советская реальность стала идеальным полем для Родченко.

Современные фотографы используют принципы, разработанные отечественным фотоискусством: авторы «искажают» композицию и перспективу, ритмично задействуют цветовые палитры. Во второй половине 1920-х годов, когда в стране развивался тоталитаризм, Александр Родченко смог найти свободу для творчества. Он показал, что смелость и отсутствие канонов — основа фотографии. Это идея определяет и современное искусство.

Лиля Брик в мастерской Родченко, 1924 Девушки с платками, 1936 Памятник Пушкину, 1930 Лестница, 1930 «Двое», из серии «Студенческий городок в Лефортово», 1932 Девушка с «Лейкой» (Портрет фоторепортера Е. Лемберг), 1934 Извозчик, 1926 Атлеты, 1930-е Пионер, 1930 Пионер-трубач 1930 Пионерка, 1930 Александр Родченко. Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ, 1924 Портрет матери, 1924 Поэт Владимир Маяковский в редакции, Москва, 1927 Бокалы.
Из серии «Стекло и свет», 1926 Кувшин. Из серии «Стекло и свет», 1926 Радиослушатель. Репортаж. 1929 Спортивный парад, 1930-е Архитектор Мельников на балконе своего дома, 1929 Прохожий, 1926

Закат творчества и наследие

В 1928-м году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Это было начало конца: советская власть, которая сначала поддерживала творцов-новаторов, к экспериментальной фотографии оказалась не готова к этому. Сказалось и общее ужесточение режима, который принимал форму тоталитаризма. Авангардистов обвинили в формализме, что для Родченко, который всецело поддерживал советскую власть и социалистические идеи, стало ударом.

Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.

В 1938-м году Родченко и Степанова выпустили парадный альбом о грядущих переменах в столице, разработанных Моссоветом — «Москва реконструируется». Они должны были доступно в художественной форме показать жителям столицы планируемые изменения, запечатлеть жизнь города на фотографиях или в графике, показать динамику движения Москвы в светлое будущее. Альбом стал достоянием полиграфического искусства: в книге сочетались графика, фотография, кинематографическое повествование и трехмерные конструктивные вставки.

В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.

Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.

Тяжелый период творческой жизни Родченко хорошо описывают слова его дочери: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи».

Заключение

Александр Родченко был настоящим экспериментатором, основателем школы технической конструктивистской эстетики: свое предназначение он видел в сломе закостенелого и традиционного. Вдохновение художник находил в повседневных сюжетах. Так он раскрывал свой характер: в жизни мастер был скрытным, не позволял сентиментальности в обществе, но в его сюжетах открывался необыкновенный темперамент, энергичный и решительный нрав.

В последние годы Родченко впал в депрессию, дневниковые записи полны пессимизма: он жаловался, что жизнь с каждым днем становилось все скучнее, работы не было. Для пары Родченко-Степанова началась темная полоса.

В 1956-м году Александр Родченко умер, не дожив до первой персональной выставки, организованной Верой Степановой.
Последние годы изменили представление Родченко о власти и возможностях советского искусства: он отказался от поиска нового в повседневном и подчинился законам социалистического реализма, которые установила тоталитарная власть.

Смелое наследие Родченко осталось в истории. Искусство, ставшее памятником авангардной культуры. Вне времени и пространства. Современные художники, фотографы, дизайнеры помнят его яркие образы, обращаются к его специфическим техникам и работают с тем же свободным искусством, которое в свое время развивал Александр Родченко.

Интересные факты:

  • В 1925-м году Александр Родченко по предложению Владимира Маяковского поучаствовал в «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes» в Париже. Он представил проект рабочего клуба, многофункциональную систему интерьера, и разработанные «Реклам-конструктором» плакаты. За это он получил серебряную медаль в разделе «Искусство улиц».
  • В 1925-м году Родченко пробыл в Париже два месяца, и это путешествие стало единственной его поездкой за границу. Французская столица, признанный центр мирового художественного развития, не впечатлила авангардиста. Его удивляло, насколько слабо в Париже была развита реклама, насколько буржуазно и легкомысленно проводила время интеллигенция. По мнению Александра, французское искусство было простым украшательством жизни. По сравнению с СССР Париж в смысле художественного вкуса был «провинцией».
  • В начале 1930-х годов Родченко организовал фотогруппу внутри творческого объединения «Октябрь», куда входили передовые художники индустриальных искусств. В 1932-м году общество ликвидировали из-за критики в «мелкобуржуазном эстетизме», а Александр был вынужден отказаться от фотографии на несколько лет.
  • Свою автобиографию Александр Родченко назвал «Черное и белое». Как и у каждого художника, в жизни Родченко были черные и белые полосы.
    Подобная игра цветов составляла также основное творческое пространство для фотографа: два цвета и множества оттенков серого между черным и белом, с помощью которого можно выразить все тональности изображаемого.
  • В 2006-м году в Москве основана Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, специализирующаяся на образовании в области современного искусства, фотографии и видеоарта. В школе преподает внук мастера Александр Лаврентьев.

Читайте также биографию Эля Лисицкого и Василия Кандинского.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Telegram, Instagram.

Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать деньги на Boosty и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо за вашу осознанность и что цените свой и чужой труд.

Родченко Александр Михайлович — биография художника, личная жизнь, картины

Персона

Годы жизни:

05 декабря 1891 — 03 декабря 1956

Страна рождения:

Российская империя

Сфера деятельности:

Художник

Александр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.

«Я был приверженцем». Знакомство с авангардом

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец — театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.

В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным — одним из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.

«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Александр Родченко. Черное на черном. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он создал серию работ «Черное на черном». Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура — именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это».

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Приезжий с дач, из городов и сел (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Нигде, кроме как в Моссельпроме». 1925. Изображение: n-europe.eu

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)». 1923. Изображение: n-europe.eu

Фотоэксперименты Александра Родченко

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.

Кроме жанровых фото Александр Родченко создавал портреты — самыми известными его работами стали «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.

Александр Родченко. Пионерка. 1930. Фотография: moma.org

Александр Родченко. Лиля Брик (Портрет для рекламного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»). 1924. Фотография: n-europe.eu

Александр Родченко. Портрет матери. 1924. Фотография: fotogenico.ru

С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Теги:

СкульптурыПортретыХудожникиХудожник

В публикациях

Александр Родченко | Евгения Лемберг с фотоаппаратом (1934) | В наличии для продажи

Шедевры советской фотографии — Галерея Атлас На прошлых выставках

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Диапазоны цен малых репродукций Пабло Пикассо

3

Просмотр работ самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серебряно-желатиновая печать, отпечатанная позже

5 4/5 × 4 3/10 дюйма | 14,7 × 11 см

2 500–5 000 фунтов стерлингов

Лондон

Получать уведомления о похожих работах

Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством

Средний

Состояние

Подпись

Сертификат подлинности

Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо

Просмотрите работы в этой категории

Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.

Серия «Художник»

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Скульпторы

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 в наличии

  • Портреты художников и скульпторов

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

  • Portraits of Artists and Sculptors

    113 available

Other works by Пабло Пикассо

Просмотреть все

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Название художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Другие работы Пабло Пикассо

Посмотреть все

Название художника

Имя

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Related works

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Partner

Artist Name

Artwork Title

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название произведения

Партнер

Имя художника

Название искусства

Партнер

Название художника

Титул произведения искусства

Партнер

Название художника

Титул искусства

Партнер

Связанные артисты

Georges Braque

French 1900-2000 9000 3

Georges Braque

French 1900-2000

Georges Braque Braque

French 1900-2000 9000 3 9000.

Georges Braque Braque

French 1900-2000 9000 3 9000 40004 Georges Braque Braqu 1900-2000

Жорж Брак

Французский 1900-2000

Жорж Брак

Французский 1900-2000

Советское искусство, культура СССР

Знаковое фото Лили Брик. 1925. Советский фотограф Александр Родченко

Большинство фотографий его фотографии Советский фотограф Александр Родченко создан в конце 20-х – 30-х годах прошлого века. В то время он в основном работал в журнальной фотографии. Вместе с Варварой Степановой создает один из первых тематических фотоальбомов по истории СССР. В частности, Красная Армия и социально-экономическое развитие среднеазиатских республик СССР. В это же время советское фотоискусство достигло своего расцвета. И это не было случайностью. Фотографы смогли запечатлеть невиданные по своим масштабам процессы индустриализации, запечатлеть грандиозный процесс социалистического преобразования страны и общества. В редакционной колонке первого известного журнала «СССР на стройке», с которым Родченко постоянно сотрудничал как фотограф и дизайнер, фотография была провозглашена одним из основных видов советского искусства, отображающим социалистическое строительство в динамике.

Варвара Степанова и советский фотограф Александр Родченко

Александр Родченко и Варвара Степанова познакомились в 1913 году в Казанской художественной школе. После окончания и прохождения срочной службы в армейской санчасти Родченко, сын прачки и театрального работника, остался в петербургском холодном подвале без всяких возможностей существования и с большим желанием работать.

Мост, 1920-е гг. Советский фотограф Александр Родченко

В 1917 году сразу после Февральской революции в Москве был создан профсоюз художников. Родченко стал секретарем ее молодой федерации, занимавшейся прежде всего организацией нормальных условий жизни и работы молодых художников, большинство из которых приветствовало Октябрьскую революцию. «Мы громко восхваляем революцию как единственный двигатель жизни», — заявили Родченко и Степанова. Это было время анализа окружающей их действительности, начало нового понимания происходящих в обществе революционных процессов и закономерностей их причин, определения будущих целей. И это понимание у каждого началось с осознания собственной позиции.

В первые годы Революции Родченко и Степанова вместе с Василием Кандинским, Малевичем, Татлиным, Эль Лисицким, Алексом Ганом вошли в московскую группу супрематистов и абстракционистов, провозгласивших устаревшими любые конкретные формы искусства. В этот период они экспериментируют с цветом и композицией произведений, а в 1918 году объявили о переходе к беспредметности как о новом этапе развития искусства. Однако параллельно Родченко создавал технические модели, называемые «пространственными конструкциями», это первые эскизы и модели новостроек.

С 1923 года – активные сотрудники журнала Левого фронта искусств «ЛЕФ», которым руководил Маяковский. Публикуя его в своих теоретических материалах, Родченко одновременно разрабатывает первые коллажи для оформления журнала, ставшие затем образцом конструктивистского дизайна. Работая над ними, он решает подчеркнуть проблему важнейших графических деталей для максимальной силы идейного воздействия художественного образа — в коллажах Родченко, по выражению современника, «это взгляд на идеологию». В то же время были созданы статические и динамические титры для кинохроник Дзиги Вертова, первого новатора советского документального кино. (Позже, в 1925 именно он выпустил афиши к фильму «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, обойденные картиной капиталистического мира). В свою очередь, Степанова совместно с Л. Поповой выполнила передвижную театральную инсталляцию, которая надолго определила «лицо» театра Всеволода Мейерхольда.

Затем, в 1923 году, Родченко вместе с Маяковским начинает работу над серией знаменитой рекламы Моссельпрома.

Всего ими сделано более 100 этюдов – «стихов», точнее, куплетов Маяковского, из которых в общий тираж вышло около шестидесяти. Рекламировались самые разнообразные товары – товары первой необходимости, одежда, товары для дома, сигареты, кондитерские изделия. Характерной чертой рекламного замысла Родченко было вплетение в его композицию и графические концепции знаковых элементов, таких как стрелки, указатели, подчеркивающие образность куплетов Маяковского. Популярность этой новой советской рекламы была огромной, она сразу вытеснила господствовавшее ранее «нэповское искусство» (НЭП). «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули, вернее, поменяли свой старый царско-буржуазно-западный стиль рекламы на новый советский», — с гордостью вспоминал впоследствии Родченко.

По крайней мере, высокая оценка этой работе была получена, а на Международной выставке декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности, проходившей в 1925 году в Париже, Родченко получил за нее серебряную медаль в номинации «стрит-арт». По окончании выставки Родченко выполнил знаменитый советский дизайн каталога выставки.

В том же 1925 году в Париже Родченко пожелал встретиться с Пикассо, Леже, с их большим интересом к развитию советского искусства. По словам очевидцев, эта встреча не состоялась в основном только из-за языковых трудностей, а также потому, что замкнутый по натуре Родченко чувствовал себя за границей некомфортно. Он признался Степановой, что только однажды почувствовал себя комфортно в Париже, когда увидел в метро группу рабочих, поющих «Интернационал»: «Тогда я впервые понял, что я не один в Париже». Однако именно парижская выставка стала открытием нового советского искусства, где впервые было признано его всемирное значение.

Известно, что Родченко и Маяковского интересовала технология организации праздничных демонстраций, механизм их проведения. Они пытались «теоретически» построить розыгрыш, обработку для достижения максимального эффекта от мероприятия.

В театре работал и советский фотограф Александр Родченко. В 1929 году Родченко создает сценографию пьесы А. Глебова «Инга», поставленной в Театре Революции. Используя современную тему спектакля о жизни молодой женщины – директора швейной фабрики, Родченко и Степанова детально разрабатывают домашнюю, офисную, клубную мебель и одежду.

Александр Родченко начал фотографировать в 1924 году, а через год начал свои первые — в Советской России — эксперименты с перспективой и точечной съемкой. Его, как художника, не удовлетворяет стандартная горизонтальная композиция и прямой ракурс, бывшая «нерушимой традицией» для фотографов того времени. Другой сделал чрезвычайно важный шаг в самой принципиальной смене сюжетов фотографии. В начале 20-х годов он часто изображал статичные «скульптуры», «изготовленные в художественных позах». Родченко увидел, что фотография может — а потому должна быть единственно истинным искусством, максимально точно отражающим жизнь — в моментах, составляющих ее движение. Для этого нужно было снимать жизнь молодой советской республики, развивающуюся, выстраивающуюся вокруг, тут и там, показывая ее с самых разных сторон, позволяющих, по его мнению, «уловить» и раскрыть содержание происходящего. предметом или даже общественным явлением.

Между тем, в 1929 году критики пытались обвинить Родченко в подражании западным фотографам, но в опубликованной статье «Нового Лефа» он в простой форме датирует хронологию создания своих работ, опровергает все подозрения в заимствование у «буржуазных фотографов». В 1933 году в качестве корреспондента журнала он целый год провел на строительстве Беломорканала, где создал серию из двух тысяч изображений. В это же время Эль Лисицкий с супругой создают фотосерию «СССР на стройке», посвященную Днепровской ГЭС. В дальнейшем журнал продолжает публиковать о той или иной стройке в виде «эпического фоторепортажа».

По сути, это и есть идеи Родченко – опять же недекларированные, а просто выразившиеся в новаторских образах. Они быстро завоевали огромную популярность среди молодых фотографов и создали в советской фотографии целое направление фотокорреспондентов. Кроме того, большое влияние оказали молодежные подразделения армии «рабочих корреспондентов». И из этой школы вышли лучшие советские фотографы 30-х годов — Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.

Наконец, в конце двадцатых годов появилось объединение «левых» фотографов – группа «Октябрь», одним из лидеров которой стал Родченко.

Колонна фехтовальщиков. Парад спортсменов в Москве. А.М. Родченко 1936

Колонка. 1935 г. Советский фотограф Александр Родченко

Сумасшедший, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов

Четыре музы советского искусства (слева направо – Шостакович, Маяковский, Мейерхольд, Родченко) на репетиции спектакля «Жук», 1929 г.

Стекло и графин, 1928 Фотопечать со стеклянных негативов

Плакат. Характерное для Родченко простое и точное решение темы – темная страница истории перевернута, открывается сменяющая друг друга новая красная эпоха, 1923

Мать, 1924 г.

Портрет матери, 1924 г.

Прыжки, 1936 г.

Брик в черном платье, 1924 г. Фотопечать со стеклянных негативов

Лиля Брик в золотом платье, 1924 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *