Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Фотографии метро москвы: Самые красивые станции московского метро – Фото Московского метро (123 фото)

Фотографии метро москвы: Самые красивые станции московского метро – Фото Московского метро (123 фото)

Московский метрополитен. Часть 1. 1930-1935 : humus — LiveJournal


1930. Строительство первой станции метро в Москве


1933. Открытая проходка шахты № 26 столичного метрополитена


1933. Вид раскреплённого котлована на ул. Остоженка (дистанция № 7)


1934. Женская бригада Мосметростроя позирует для фото во время строительства Московского метрополитена


1934. Лазарь Каганович в метро со строителями на субботнике


1934. Никита Хрущев, Лазарь Каганович в метро со строителями на субботнике


1934. Лазарь Каганович и Никита Хрущев беседуют с молодыми строителями московского метро


1934. Пробная поездка от станции «Площадь революции» до станции «Сокольники»


1934. Первые пассажиры московского метро едут на станцию «Сокольники» 15 января


1934. Встреча пробного поезда на станции «Комсомольская»


1935. Никита Хрущев, Лазарь Каганович (в центре) в метро перед пуском станции «Охотный ряд»


1935. Буфет на станции метро «Охотный ряд»


1935. Выступление Лазаря Кагановича на собрании комсомольцев, посвященное пуску первой линии Московского метрополитена


1935. Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов на торжествах по случаю открытия московского метрополитена


1935. Демонстрация трудящихся в день пуска метрополитена.


1935. Демонстрация трудящихся в день пуска метрополитена


1935. Наглядная агитация в день пуска метрополитена


1935. Очередь на вход в метро «Сокольники» в день открытия


1935. Павильон станции метро «Парк культуры»


1935. Станция метро «Красные ворота»


1935. Платформа станции метро «Сокольники»


1935. После завершения первой линии метро в Москве ударники совершают первую поездку на новом поезде


1935. Премьер-министр Франции Пьер Лаваль в московском метро

Десять красивейших станций московского метро

Московское метро давно и прочно вошло в список самых популярных туристических достопримечательностей столицы. Ведь при строительстве станций применялись уникальные технологии, самобытные архитектурные и дизайнерские решения, что сделало подземку настоящим произведением искусства. Московский метрополитен и Ростуризм подготовили рейтинг самых красивых и интересных станций, которые обязательно нужно посетить каждому гостю столицы.  

«Маяковская»


Дата открытия: 11 сентября 1938 года

Станция названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Декор станции — это настоящее минералогическое разнообразие! Угловые части выложены пластинами уральского камня орлец и садахлинского мраморовидного известняка, в оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены облицованы мрамором и диоритом, а пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Дейнеки на тему «Сутки страны Советов».

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором сближается здесь с международным ар-деко. Проект станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году проект станции был удостоен Гран-при международной выставки в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

В годы Великой Отечественной войны станция «Маяковская» использовалась как бомбоубежище во время авиационных налетов. Кроме того, центральный зал станции — в то время одной из самых глубоких и просторных — служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен.

«Площадь Революции»


Дата открытия: 13 марта 1938 года

Пилоны станционного зала образуют 18 (первоначально 20) арок-проходов к платформам. В нишах арок установлены 76 бронзовых фигур, выполненных в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М.Г. Манизера. Это своеобразная галерея образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь нашей страны, ее славное прошлое и прекрасное будущее. Прототипами этих возвышенных образов служили реальные люди: два года назад широко стала известна история легкоатлета Аркадия Гидрата — он позировал для скульптуры студента с книгой. Гидрат был перспективным спортсменом. Однако в полной мере раскрыть свой потенциал ему было не суждено: в 1941 году ушел на фронт, где пропал без вести. О месте его гибели не было ничего известно вплоть до 2001 года, и все это время родные Гидрата носили цветы во все памятные даты именно на станцию «Площадь Революции», к одной из четырех фигур студента с книгой.

Также со станционными скульптурами связано множество суеверий. Пожалуй, самое распространенное из них: потри нос собаки пограничника — и твое желание непременно исполнится. Носы, к слову, отполированы до блеска миллионами рук.

«Кропоткинская»


Дата открытия: 15 мая 1935 года

Просто, со вкусом, функционально — так можно охарактеризовать дизайн станции «Кропоткинская». Лаконичные десятигранные мраморные колонны в серо-белых тонах расположились по краям зала. Верхнюю часть колонн украшают капители, в которые вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены облицованы белым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом. Первоначально путевые стены были облицованы фаянсовой плиткой, а позднее были покрыты уральским мрамором.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен Гран-при. 15 марта 1941года станции присуждена Сталинская премия 2-й степени за архитектуру и строительство.

«Новослободская»


Дата открытия: 30 января 1952 года

На «Новослободскую» нужно отправиться, чтобы понаблюдать за причудливой игрой света и тени. Особенность этой станции — 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри белых мраморных пилонов, обрамленные сталью и золоченой латунью и освещаемые изнутри.

Автор художественного оформления станции — художник Павел Корин. Изюминка оформления — мозаичное панно «Мир во всем мире».

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. В 2003 году проведена реставрация витражей, люстр и торцевого панно.

«Арбатская» Арбатско-Покровской линии


Дата открытия: 5 апреля 1953 года

«Арбатская» — настоящий транспортный хаб московской подземки. С этой станции можно попасть на три другие и проделать под землей путь от Арбата до Кремля.

«Арбатскую» сразу можно узнать по пилонам, отделанным мрамором насыщенного красного цвета. Пол выложен серым гранитом. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой: верх — белого цвета, низ — черного. Пилоны и свод центрального зала украшены букетами цветов, выполненными из керамики. Освещается станция массивными бронзовыми люстрами.

Великолепный западный наземный вестибюль встроен в здание Генерального штаба Министерства обороны РФ. В его эскалаторном зале находился мозаичный портрет И.В. Сталина.

«Комсомольская» Кольцевой линии


Дата открытия: 30 января 1952 года

Проект станции «Комсомольская» принадлежит выдающемуся архитектору Алексею Щусеву.

Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне.

Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор и серый гранит. Станцию украшают барельефы и мозаичные панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам лауреата Ленинской премии художника Павла Корина. Пять из них изображают русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Три панно посвящены победе в Великой Отечественной войне.

Из центра зала две группы эскалаторов ведут в переход к станции «Комсомольская» Сокольнической линии. Тематика Победы воплощена и на этом переходе: у эскалатора располагается флорентийская мозаика по эскизам П.Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен.

«Октябрьская» Кольцевой линии


Дата открытия: 1 января 1950 года

Раньше станция называлась «Калужской», что было логично, поскольку один из выходов вел на Калужскую площадь. В 1961 году станция была переименована, а современная «Калужская» открылась только в 1974 году.

Автор станции «Октябрьская» Леонид Поляков был удостоен Сталинской премии.

Художественное оформление станции посвящено теме «Триумф победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне». Свод подземного зала разделен арками, у основания которых — барельефы с изображением воинов Советской армии. На пилонах,  покрытых светло-серым мрамором, укреплены светильники в виде факелов. Пол выложен красным и серым гранитом. Путевые стены облицованы плиткой кремового цвета и украшены керамическими венками с золотым орнаментом. Кассовый и эскалаторный залы также украшены барельефами с изображением боевых знамен, оружия и фанфар, а также фигурами девушек, олицетворяющими Славу.

«Воробьевы горы»


Дата открытия: 12 января 1959 года

Станция является самой протяженной в Московском метро. Длина зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра. Сооружена по уникальному проекту. Станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста. На верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Мост построен в 1958 году, его длина вместе с эстакадами составляет 1179 метров (а полная длина — 2030 метров). Конструкции собраны из предварительно напряженных железобетонных элементов.

Из-за несоблюдения норм строительства метромоста, приведшего к частичному разрушению несущих конструкций, 20 октября 1983 года станция была закрыта для пассажиров. С 1986 года движение поездов осуществлялось по обходным мостам, возведенным на самостоятельных опорах по обе стороны моста. Реконструкция станции, продолжавшаяся 19 лет, завершилась 14 декабря 2002 года.

Сегодня оформление станции выполнено в современном стиле. Опоры моста, проходящие через зал, а также стены подходных коридоров облицованы белым и зеленым мрамором. Путевые стены, как и раньше, сделаны прозрачными, стекла вставлены в алюминиевый каркас.

«Парк Победы»


Дата открытия: 6 мая 2003 года

Станция «Парк Победы» — самая глубокая в Московском метрополитене. Она состоит из двух параллельных одинаковых залов. Оба зала отделаны светлым и коричневым мрамором и украшены красочными панно авторства Зураба Церетели. Панно южного зала посвящено Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, панно в северном зале — Отечественной войне 1812 года.

От центрального зала южной станции поднимается самый длинный в Московском метрополитене эскалатор (126 метров).

Выход в город возможен только из южного зала, выход с северной стороны пока только в проекте.

«Славянский бульвар»

Дата открытия: 7 сентября 2008 года

Станция располагается в районе Фили-Давыдково на пересечении Кутузовского проспекта со Старорублёвским шоссе между Кутузовским проспектом и железнодорожными путями. В перспективе над станцией будет построен дублер Кутузовского проспекта.

Визитная карточка станции — ярко-зеленые стены из мрамора «Верде Гватемала», отделанные декором из стали. Декоративно-художественное решение станции раскрывает тему «бульвара», звучащую в ее названии: в центре платформы установлены три скамьи для пассажиров с декоративными фонарями, выполненными в стиле русский модерн, а по верху путевых стен, на высоте около 3,5 метров, располагаются кованые решетки с растительным орнаментом.

«Славянский бульвар» — очень технологичная станция: над лестничными сходами расположились светопрозрачные павильоны, защищающие пассажиров от дождя и снега и оборудованные системами инфракрасного обогрева ступеней. В вестибюлях станции установлены специальные лифты, которыми могут пользоваться люди с ограниченными возможностями.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Как строилось метро в Москве, или История подземного города

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

На строительстве московского метро. Автор Н. Грановский. 1930-е годы

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Первый поезд метро. 1934 год. Снимок предоставлен Московским метрополитеном

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годов

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годов

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годов

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годовСтроительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького» (сейчас — «Парк культуры») на Зубовском бульваре, справа — здания бывших Провиантских складов. Автор неизвестен. Первая половина 1930-х годов

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

Станция метро «Пражская»

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»Станция метро «Пражская»

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

Станция метро «Пражская»

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы

Секретное метро Москвы

1. ФСБ — ул. Б. Лубянка, д.1/2, Приемная ФСБ — Кузнецкий мост, 22, Гл. здание Московского управления ФСБ — Б.Кисельный пер. д.13/15
2. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Кривоколенный пер.
3. Объект ФАПСИ — Мясницкая ул. Д. 48, стр.1.
4. Здание ФАПСИ — проспект Академика Сахарова
5. Отдел Московского управления ФСБ по Северо-Восточному АО — ул. Октябрьская, 28, МОПНИЭИ и НТЦ «Атлас» ФАПСИ — ул. Образцова, д.38,
6. Отд. Московского управления ФСБ по Центр. И Юго-Восточному АО — Потаповский пер. 7, Объект метростроения «Трансинжстроя» — Потаповский пер. вл. 2/8
7. ФСО, ГУСП — Кремль
8. Совет безопасности и антитеррористический центр СНГ — ул. Ильинка, ФСНП — Маросейка, 12
9. Объект метростроения «Трансинжстроя» — ул. Гончарная, вл. 22-25
10. Объект метростроения «Трансинжстроя» — между Подколокольным и Петропавловским пер., поликлиника ФСБ — М. Трехсвятительский пер., д.4, стр.2
11. Объект метростроения «Трансинжстроя» — 2-й Кадашевский пер., Толмачевский пер., 5-7
12. Объект метростроения «Трансинжстроя» — ул. Б.Серпуховская, вл. 26
13. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Мароновский пер.
14. Пресс-служба СВР — ул. Остоженка, 51/10.
15. Объект ФАПСИ (передан галерее Шилова) — ул. Знаменка, д.3 стр.1., Гостехкомиссия — ул. Знаменка, д.19.
16. Минобороны — комплекс зданий на Арбате
17. НТЦ «Атлас» ФАПСИ — ул. М.Грузинская, 3, стр.4
18. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Баррикадная, д.8
19. Гостиница ФСБ — гостиница «Пекин», 5 этаж
20. Объект метростроения «Трансинжстроя» — Дмитровский пер., 5-7

Метро-2 — общее неофициальное название существующих засекреченных сетей подземных коммуникаций специального назначения в Москве.
Официальная информация о сети, месторасположении её линий и станций отсутствует. Правительство Российской Федерации официально ни подтверждало, ни опровергало её существования. Также отсутствуют какие-либо опубликованные фотографии, видеозаписи и любые другие доказательства существования сети. В источниках, посвящённых этой теме, система обычно называется «Метро-2».
Местами также упоминается якобы официальное название «Д-6», в реальности однако это название закреплено только за Линией 1.
Тем не менее, различные источники (частичный список см. ниже) утверждают, что система в Москве существует, соединяет Московский Кремль и другие государственные учреждения с правительственными и военными бункерами (многие из которых якобы находятся в дальнем Подмосковье) и служит в первую очередь для эвакуации и сообщения в случае ядерной войны.

15 необычных станций московского метро: ritamsk — LiveJournal


Буду банальна — сегодня пост о московском метро. Как любитель всего прекрасного, никак не могу обойти вниманием эту тему.

В детстве мне очень нравились в метро эскалаторы — тогда их не было в каждом ТЦ по 10 штук. Движущиеся лестницы казались мне чем-то поистине магическим. Повзрослев, я стала любить метро как жемчужину московской архитектуры.

Сегодня предлагаю вам отправиться в небольшую экскурсию по столичной подземки и самым красивым станция метро, объединенной определенной тематикой. Ну что, вперед, а точнее — вниз!

1. Полеты во сне и наяву

На станции «Аэропорт», по задумке архитекторов, человек должен был ощутить себя словно на аэродроме: ее стены прорезают рельефные полосы, напоминающие парашютные стропы.

«Маяковская» славится мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки с общим названием «Сутки страны Советов». Великий художник добивался ощущения полета у зрителя. Получилось или нет — судить вам.

В «небо золотое» попадает посетитель «Авиамоторной»: ее центральный свод облицован листовым металлом и украшен лампочками, символизирующими звезды. В тупике видна фигура парящего Икара, а выход в город украшают лопасти самолетного винта.

На «Чкаловской» размещены композиции, изображающие Северный полюс в разное время суток, — напоминание о легендарных перелетах Чкалова. В наземном вестибюле — инсталляция, имитирующая самолет с пропеллером.

2. О, спорт, ты — мир!

На пилонах «Динамо» расположены 60 медальонов: футболист, конькобежка, штангист, теннисистка, хоккеист, метательница диска, фигурист, лыжник, гимнастка и прочие спортивные ребята.

«Спортивная» — широкая и просторная, чтобы вместить потоки болельщиков. Ажурные решетки украшены факелами и олимпийскими знаменами. Более ярко выразить спортивную тематику не удалось — станция строилась в момент хрущевской «борьбы с излишествами».

3. ЖЗЛ

Чтобы почувствовать себя в Мавзолее, достаточно попасть на станцию «Площадь Ильича». Платформа, отделанная красным и черным гранитом, ведет прямо к гигантской голове Ленина, которую москвичи сравнивают с Головой из «Руслана и Людмилы».

В переходе на «Тверской» стоит большая, во весь рост, скульптура Максима Горького, которая напоминает о советском названии станции и улицы.

В переходе на «Чистые Пруды» стоит неброский бюст Кирова: в советскую эпоху и станция, и соседняя улица носили название «Кировская». При этом сам Киров на Мясницкой никогда не жил и отметился на ней лишь однажды: после смерти по этой улице несли гроб с его телом.

4. На зависть…

«Комсомольская-кольцевая» должна была стать первым впечатлением приезжих. Отсюда гигантомания и обилие золотой мозаики. В честь победы над фашизмом своды станции были украшены изображениями оружия разных лет, от древнерусских бердышей до винтовок.

Еще одними «воротами в город» стала «Киевская-кольцевая», которая иллюстрировала русско-украинскую дружбу.

Богатая «Новослободская» украшена витражами, подсвечиваемыми изнутри. По легенде, витражи, выполненные латышскими мастерами, сделаны из стекла, которое предназначалось для окон рижского кафедрального собора.

5. Внимание к мелочам

76 бронзовых фигур на станции «Площадь Революции» выполнены с микроскопической точностью. Сталин, присутствуя на открытии станции в 1938 году, сказал, глядя на них: «Как живые!» Морды собак, которым принято потирать носы, начищены до блеска.

Военная тематика стала лейтмотивом станции «Таганская-кольцевая». Здесь внимательный пассажир может познакомиться со всеми родами войск Советской армии.

«Достоевская» — самая странная станция метрополитена: Раскольников со старушкой, наверное, — не та компания, мимо которой хочется проходить каждый день, однако в художественности ей не откажешь.

Надеюсь, вам понравилось наше небольшое путешествие. Как бы не ругали нашу столицу, метро тут самое красивое. И в данном случае — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *