Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Годар режиссер википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Годар режиссер википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

«Он подорвал все правила, он устроил освободительный взрыв»: умер один из крупнейших режиссеров в истории кино Жан-Люк Годар

Комсомольская правда

Результаты поиска

ЗвездыКультураУТРАТЫ

Денис КОРСАКОВ

13 сентября 2022 14:48

Французский режиссер Жан-Люк Годар умер на 92 году жизни

Жан-Люк Годар был не просто большим режиссером, — он был титаном.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Жан-Люк Годар был не просто большим режиссером, — он был титаном. Человеком, который однажды взял и навсегда изменил лицо кинематографа, практически придумав его заново. В 60-е он стал идолом молодых кинематографистов: распахнул перед ними дверь на свежий воздух, подарил свободу, показал, что фильмы можно снимать совсем по-другому, не так, как режиссеры старшего поколения. Их картины друг и соратник Годара Франсуа Трюффо в конце 50-х презрительно называл «папиным кино». А по отношению к самим Трюффо и Годару (а еще Клоду Шабролю, Аньес Варда, Жану Рушу…), придумали термин «новая волна».

Но Годар, чей фильм «На последнем дыхании» вроде бы стал символом «новой волны», все-таки стоял отдельно: был самым упертым, самым сумасшедшим, самым странным и самым ярким. Трюффо и Шаброль были, в конце концов, обычными людьми, слово «гений» прилипало к ним плохо. А вот Годар был именно что гением.

* * *

Он родился 3 декабря 1930 года в Париже, но по национальности был швейцарцем (и формально его следует именовать «франко-швейцарским режиссером»). Родители были добропорядочными людьми: отец — врач, мать — дочка банкира, основателя банка Paribas. В детстве и юности Жан-Люк курсировал между двумя странами (в частности, семья благополучно пересидела в Швейцарии Вторую мировую войну). Пытался изучать то литературу, то антропологию. Кинематографом заинтересовался не благодаря фильмам, а благодаря тому, что прочитал работу Андре Мальро «Очерк психологии кино». Но втянулся стремительно: потом он говорил, что в 50-е фильмы были для него и его друзей таким же важным, как хлеб.

Сперва он был критиком (и, как многие продвинутые французские юноши той поры, восхищался американским кино), в 24 года снял первый фильм — короткую документальную «Операцию бетон», про возведение плотины в Швейцарии, потом начал снимать игровые короткометражки. И к этому моменту уже напоминал гения, каким он представляется широким народным массам — правда, чисто внешне. Он был угрюмым, замкнутым в себе, неприятным и необщительным человеком не от мира сего.

Жан-Поль Бельмондо, которому он предложил сняться в короткометражке «Шарлотта и ее хахаль», вспоминал об их первой встрече: «Он обращается ко мне, никогда не снимая темных очков, что кажется мне в высшей степени невежливым и очень подозрительным. Он, похоже, культивирует свой небрежный вид, не бреется и не причесывается, зато курит бессчетное количество кошмарных желтых сигарет «Боярд». Речь у него замедленная, уныние, исходящее от всей его долговязой особы, создает впечатление, что только что задавили его собаку, убили жену и погубили будущее. Эту очевидную неврастению подтверждает, кстати, и его голос, очень тихий». Годар предложил Бельмондо прийти на съемки в гостиничный номер, Бельмондо испугался, что Годар — гей и пытается его соблазнить, но жена его успокоила: «Ты же боксер, сумеешь защититься». Оказалось, Годар действительно снимал прямо в гостиничном номере кино.

«От этого кинематографического рандеву в гостиничном номере исходит атмосфера свободы и веселья. Сюжет «Шарлотты и ее хахаля», женоненавистнической комедии в духе Мариво, в которой женщина уходит от мужчины на верхнем этаже к другому на нижнем, прихватив с собой зубную щетку, ей способствует. Но позволяет эту атмосферу манера Годара руководить, не руководя. Для него ничто никогда не предписано; действия должны рождаться в текущий момент, а персонажи оставаться такими же зыбкими, такими же сложными, такими же не поддающимися характеристикам, как в реальной жизни. Мы маски и масками останемся. Понятия роли и сценария он разрушает. Он находит себя, лишь теряясь; он старательно избегает знать, куда идет, чтобы быть уверенным, что придет к цели. Он ищет постоянных сюрпризов, импровизации, живой жизни».

Французский режиссер Жан-Люк Годар умер на 92 году жизниФото: EAST NEWS

В общем, Бельмондо остался в восторге и согласился сниматься в первом полном метре Годара — «На последнем дыхании». На съемки Годар пришел без сценария, только с тремя строчками сюжета и с четким пониманием психологии героев. Он говорил Бельмондо: «Видишь этот бар? Заходи туда». — «И что мне там делать?» — «Что хочешь». И дальше: «Видишь эту телефонную кабину? Заходи». — «И что говорить?» — «Что хочешь».

Агент отговаривала Бельмондо от съемок, уверяла, что он совершает самую большую ошибку в жизни, подписываясь на этот фильм: надо сниматься не у молодых сумасшедших, а у нормальных режиссеров типа 64-летнего классика Жюльена Дювивье (он как раз приглашал Бельмондо в свою картину). Но Бельмондо выбрал «На последнем дыхании», и это стало самой большой удачей в его жизни. Его герой, Мишель Пуакар, юный преступник, завел роман с девушкой, которая в конце концов просто так взяла и сдала его полиции — и он погиб под пулями. История его жизни и его смерти оказала на молодежь начала 60-х ошеломительное воздействие. Снова Бельмондо: «Это был фильм нового сорта, и он стал настоящим освободительным взрывом. Все возмущались или восторгались. Каждый имел мнение. Правила, как нравственные, так и кинематографические, были старательно подорваны. Даже те, кто мог только позавидовать гению Годара, его собратья-режиссеры, превозносили его до небес. Ничто не будет прежним после фильма «На последнем дыхании».

Один из самых важных чисто кинематографических приемов, которые Годар применил в этом фильме — «прыгающий монтаж»: если сцена была затянута, он просто вырезал из нее кусок, и склеивал оставшееся вместе. Рваное, скачущее, нервное повествование. «А что, так можно было?» — только и подумали обалдевшие зрители. (Сейчас так снимают все, кому не лень, от Ларса фон Триера до Жоры Крыжовникова).

После этого внезапного успеха Годар работал с бешеной активностью. Каждый год у него выходило по два или три фильма. «Женщина есть женщина», «Жить своей жизнью», «Маленький солдат», «Карабинеры»… Через три года он был настолько модным автором, что продюсер Карло Понти предложил ему снимать свою жену, одну из самых известных актрис в мире Софи Лорен — в чем угодно. Годар выбрал для экранизации роман Альберто Моравиа «Презрение» (который с радостного одобрения автора сильно переделал), а от услуг Софи Лорен гордо отказался. В фильме снялась другая суперзвезда, Брижит Бардо, с трудом, похоже, понимавшая, в какой замес ее угораздило попасть. Не беда — в конце концов один критик из журнала Sight & Sound назвал годаровское «Презрение» «величайшим произведением искусства в послевоенной Европе» (а по опросу крупнейших критиков, проведенном тем же журналом в 2012 году, оно занимает 21-е место в списке величайших картин всех времен).

* * *

Примерно шесть лет, с 1960-го по 1966-й, были, наверное, высшим взлетом в его карьере. По крайней мере, с точки зрения большинства зрителей, которые, вопреки всем усилиям Годара так и остались мелкими буржуа. Особая прелесть годаровских картин того периода (это еще «Альфавиль», «Мужское-женское» и самый «зрительский» его фильм, «Банда аутсайдеров»), заключается в том, что их можно смотреть.

Начиная с «Безумного Пьеро», все становится, гм, сложнее. Безусловно, есть свои поклонники и у «Уикенда», и у «Китаянки», но у большинства будет ощущение, что Годар в них общается в основном сам с собой и со своей полубезумной паствой. Его картины, по определению одного киноведа, становятся «социологизированными, философствующими, идеологизированными», — и политизированными, разумеется. Маркса он открыл для себя давно, а в середине 60-х распробовал и Мао. В «Китаянке» (снятой по мотивам «Бесов» Достоевского и немедленно доведшей бы Федора Михайловича до кондрашки) группа молодых людей ведет беседы в парижской квартирке, жонглируя «маленькой красной книгой» с избранными цитатами великого кормчего, и постепенно приходит к выводу, что им необходимо как можно скорее убить советского министра культуры Шолохова, приехавшего с визитом во Францию. Во всяком случае, эстетически это не было похоже ни на что на свете, кроме других фильмов Годара.

Ничто не будет прежним после фильма «На последнем дыхании».Фото: EAST NEWS

В веселом мае 1968-го (именины сердца!), на фоне студенческих волнений в Париже, Годар в компании Трюффо, Карлоса Сауры и Джеральдины Чаплин срывает Каннский кинофестиваль. Эти товарищи буквально вцепились в занавес и не давали ему открыться. Годару казалось, что проводить фестиваль (а он начался с выступления принцессы Монако Грейс Келли и показа отреставрированной версии «Унесенных ветром»), когда бунтуют студенты и на глазах рушится капиталистический мир, глупо и подло. Какая Грейс Келли, когда надо выражать солидарность со студентами? Да и все фильмы в конкурсе безнадежно устарели.

К досаде Годара, мир в 1968-м устоял, но менять по этой причине свои убеждения он не собирался. В 70-е казалось, что для традиционного кинематографа Годар потерян навеки: он снимал в основном политические документальные фильмы, вдохновляясь, с одной стороны, все тем же Мао, а с другой — Дзигой Вертовым. В 80-е все-таки вернулся к более или менее традиционному кино, но будем честны: если бы он снял только «Имя: Кармен», «Спасай кто может (жизнь)», «Страсть», «Приветствую тебя, Мария» и «Новую волну», не вошел бы в историю кинематографа. И не за эти картины в 2010-м ему присудили почетного «Оскара» (за которым он, разумеется, отказался приезжать в Лос-Анджелес).

Он снимал фильмы и в старости. Про его «Социализм» (2010) крупнейший американский критик Роджер Иберт в ярости написал: «Это оскорбление. Это бессвязное, бесящее, осознанно сделанное мутным, не обращающее на зрителя никакого внимания кино». Несомненно, Годар потирал ручки, читая подобные рецензии. Свой следующий фильм, «Прощай, речь!» (2014) он снял в 3D и немножко с точки зрения собаки, являющейся одним из главных героев. Хотя картине на всякий случай вручили Приз жюри на Каннском кинофестивале, просмотр для большинства зрителей оказался натуральной пыткой. Впрочем, как заметила российский кинокритик Лидия Маслова, «Годар, снявший достаточное количество вполне нарративных шедевров, в принципе уже может позволить себе вот это абстрактное чириканье, мяуканье, гавканье и детский плач, которыми наполнены его последние киноэссе. И как бы попрощавшись с членораздельной человеческой речью, он демонстрирует тот метафизический уровень владения своим личным режиссерским языком, когда вопрос, понимают ли тебя и до какой степени, совершенно непринципиален».

Эвтаназия режиссера Жана-Люка Годара

Стала известна причина смерти культового французского режиссера Жана-Люка Годара: это эвтаназия. 91-летний гений кинематографа добровольно ушел из жизни

Читайте также

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Скончался Жан-Люк Годар: биография | 360°

Культура

13 сентября 2022, 19:39

Скончался французский режиссер Жан-Люк Годар

Жан-Люк Годар. Фото wikipedia.org

Читать 360tv в

Скончался Жан-Люк Годар. Он был режиссером-новатором, отличался радикальными взглядами и стоял у истоков «новой волны» французского кинематографа. Его работы открыли миру многих актеров, в том числе и Жан-Поля Бельмондо, а влияние на мировое киноискусство трудно переоценить.

Умер Жан-Люк Годар

На 92-м году жизни 13 сентября умер французский режиссер Жан-Люк Годар. Он скончался у себя дома в швейцарской коммуне Роль. Вдова Анн-Мари Мьевиль сообщила, что никаких официальных церемоний прощания проводиться не будет, тело мастера будет кремировано, написала газета Libération.

За свою жизнь Годар снял 75 картин, свой последний фильм — «Книга образа» или «Образ и речь» — он представил публике четыре года назад. Самыми известными работами режиссера стали фильмы «На последнем дыхании», «Банда аутсайдеров», «Безумный Пьеро», «Китаянка» и «Король Лир».

Годара заслуженно считали одним из отцов «новой волны» французского кинематографа. Вместе с единомышленниками режиссер противопоставил свое творчество Голливуду: его фильмы были богаты аллюзиями, отсылками и прямо выражали политические взгляды автора.

Афиши фильмов Жан-Люка Годара. Фото wikipedia.org

Перед началом кино

Настоящий парижанин, Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года у достаточно обеспеченных родителей. Отец был врачом и владел собственной клиникой, а мать была родом из семьи швейцарских банкиров.

Семья скоро покинула Францию и обосновалась в пригороде Женевы, в Ньоне. Когда будущему режиссеру исполнилось 16 лет, он поступил в престижный парижский Лицей Бюффона. Однако Годар попал под очарование кино и с треском провалил экзамены на степень бакалавра. Спустя пару лет он решил изучать антропологию и поступил в Сорбонну.

Учеба закончилась быстро — Годара затянуло в киноклубы, которые наводнили Париж. Любители кинематографии были завсегдатаями «Французской синематеки», CCQL, «Работы и культуры» и множества других заведений, где можно было обсудить новинки кино с такими же молодыми максималистами. Режиссер часто вспоминал это время.

«В 1950-х годах кино было так же важно, как хлеб. Мы думали, что кино утвердит себя как инструмент познания, микроскоп, телескоп. В „Синематеке“ я открыл для себя мир, о котором мне никто не говорил <…> Мы смотрели немые фильмы в эпоху разговоров. Мы мечтали о кино. Мы были как христиане в катакомбах», — рассказывал Годар в интервью.

Плотина, которая все изменила

Годар смотрел фильмы, писал о фильмах, даже помогал друзьям в любительских съемках, но вовсе не думал сам что-то снимать. Все изменилось осенью 1952 года. Отправившись к матери в Швейцарию, он устроился работать на Гранд-Диксенс — самую высокую гравитационную плотину в мире. Тут и появилась идея фильма.

На арендованную у местных друзей 35-миллиметровую кинокамеру молодой режиссер снял короткометражный документальный фильм «Операция бетон». Первая же киноработа принесла Годару деньги — ленту выкупила компания, которая управляла плотиной. Впоследствии они использовали картину для рекламы.

Захватывающий опыт омрачила смерть матери: Одиль Моно разбилась в аварии на скутере. Годару пришлось самому сообщить об этом ее любовнику Жан-Пьеру Лаубшеру, который по дружбе и устроил режиссера на плотину.

«На последнем дыхании»

Теперь возвращение в Париж было наполнено новыми смыслами — Годар хотел делать свое кино. Он помогал в съемках, писал сценарии для друзей и коллег Эрика Ромера и Франсуа Трюффо. Последний мечтал воплотить реальную историю Мишеля Портье, которого сдала полиции подружка — он застрелил полицейского на мотоцикле.

Да, все верно, именно из этой истории появится фильм «На последнем дыхании», который зажжет звезду Жан-Поля Бельмондо. Эта картина была снята при таком скудном бюджете, что для динамичного движения ручной камеры (на другую просто не было денег) использовали инвалидную коляску.

Кадр из фильма фильм «На последнем дыхании». Фото wikipedia.org

Сценарий дописывался по утрам, актеры импровизировали, монтаж ленты просто нарушал все классические каноны, однако смотрелась она на одном дыхании. Из-за одного только кадра этой картины даже поссорились Андрей Тарковский и Георгий Данелия — последний считал, что не стоило показывать, как герой целится в солнце.

А дальше были фильмы, которые знают все любители кино. Более 70 картин, среди которых «Женщина есть женщина», «Маленький солдат», «Карабинеры», «Банда аутсайдеров», «Альфавиль», «Безумный Пьеро», «Мужское — женское», «Китаянка», «Король Лир», «Прощай, речь!». Их лучше один раз увидеть, чем прочесть сто рецензий.

Годар и Россия

Годар всегда говорил, о чем считал нужным, будь это любовь, смерть, война, марксизм. Он умудрился снять документальный фильм о том, как The Rolling Stones записывает хит Sympathy for the Devil. Выбор песни был явно не случаен, ведь Мик Джаггер написал ее под впечатлением от романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

А русская культура никогда не была чужда Годару. Он любил и знал ее классическую литературу и даже был женат вторым браком на Анне Вяземски, правнучке князя и астраханского казачьего атамана Леонида Вяземского. Ее режиссер снял в семи своих лентах.

Анна Вяземски в 1969 году. Фото wikipedia.org

Под впечатлением от путешествия в «таинственную северную страну» в 90-х годах появился фильм «Дети играют в Россию». Лента будто соткана из цитат и отсылок к Чехову, Толстому и Достоевскому. Годар пригласил на съемку русских актрис, подарив удивительные строчки в резюме Ирине Апексимовой, Полине и Ксении Кутеповым.

Во время своей последней пресс-конференции на Каннском фестивале в 2018 году Годар отвечал на вопросы публики удаленно, по FaceTime. Журналисты предсказуемо задали ему вопросы о России и ее лидере. Однако ни осуждения, ни обсуждения российского президента не получилось, так как режиссер отметил, что лично с ним не знаком.

«Россия — страна, пережившая две крупнейшие революции <…> Происходящее в России сейчас бесконечно меня трогает. Надо быть добрее к России. Достоевский говорил, что мы не должны многого просить от души, а быть к ней добрыми и милосердными. И я всегда буду относиться к России так», — сказал режиссер.

Жизнь без риска умереть со скуки

Критики еще при жизни мастера успели написать о нем целые книги, однако лучше всего о Годаре рассказывают его фильмы. Там удивительно продуманы даже мельчайшие детали, нет лишних образов и даже постеры на стенах имеют значение. Таким был и сам Годар — для него не было мелочей, которые можно было оставить без внимания.

Он яростно протестовал против корриды, принудительного отключения людей от интернета («Закон HADOPI»), защищал коллегу Романа Полански, когда того арестовали в 2009 году по обвинению 1978 года. Получил клеймо антисемита за поддержку палестинцев и осуждение действий Израиля.

Годар поддержал волнения во Франции в 1968 году, требовал отмены Каннского фестиваля того года и добился этого. На одну из своих пресс-конференций в 2004 году он пригласил представителя Союза французских актеров и технических специалистов, который зачитал список жалоб к французскому правительству.

«Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки», — гласил студенческий лозунг Франции 60-х. Годар словно жил по нему, отвергая конформизм и делая только то, что хотел: говорил с людьми и рассказывал о людях.

Авторы:

Анастас Машковцев

Кино

Франция

Жан-Люк Годар | Биография, фильмы и факты

Жан-Люк Годар

Смотреть все медиа

Дата рождения:
3 декабря 1930 г. Париж Франция
Умер:
13 сентября 2022 г. (91 год) Швейцария
Награды и награды:
Премия Оскар (2011) Империум Премиум (2002)
Известные работы:
«Женщина есть женщина» «Альфавиль» «Банда аутсайдеров» «На последнем дыхании» «Презрение» «Каждый сам за себя» «Имя: Кармен» «Радуйся, Мария» «Шинуаз» «Моя жизнь, чтобы жить» «Нотр музыки» “Номер деукс” «Страсть» «Пьеро сходит с ума» «Имиджевая книга» «Маленький солдат» «Две или три вещи, которые я знаю о ней» «Выходные»
Известные члены семьи:
супруга Анна Карина

Посмотреть весь связанный контент →

Жан-Люк Годар , (родился 3 декабря 1930 года, Париж, Франция — умер 13 сентября 2022 года, Ролл, Швейцария), французско-швейцарский кинорежиссер, получивший известность благодаря группе «Новая волна» в Франция конца 1950-х и 1960-х гг.

Молодость и карьера

Годар провел свои годы становления на швейцарском берегу Женевского озера, где его отец руководил клиникой. Его высшее образование состояло из изучения этнологии в Парижском университете, бесконечных бесед в студенческом кафе и работы на плотине, вдохновившей его на создание первого короткометражного фильма «9».0045 Операция Бетон (1954; Операция Бетон ). Его этнологические интересы связаны с влиянием на его творчество Жана Руша, антрополога, ставшего первым практиком и теоретиком документального стиля кино cinéma vérité («правда кино»). Кинематографисты этой школы используют легковесную телевизионную технику, чтобы наблюдать за сюжетом с предельной неформальностью и настолько без предвзятости, что тема и мотивы фильма всплывают только на съемках или даже позже, на стадии монтажа.

На последнем дыхании и стиль и тематика кинопроизводства

Первый полнометражный фильм Годара, À bout de souffle (1960; На последнем дыхании ), продюсером которого выступил Франсуа Трюффо, его коллега по журналу Ca hiers du cinéma , выиграл Премия Жана Виго.

Это открыло длинную серию полнометражных фильмов, прославленных часто радикальной небрежностью импровизационных приемов кинопроизводства Годара. На последнем дыхании снят без сценария; Годар набросал диалог за ночь и исправлял его между репетициями и во время них. В последующих фильмах он даже прибегал к тому, чтобы проговаривать ответы персонажей актерам из-за камеры во время дублей. Таким образом, он использовал приемы импровизации, иногда для наблюдения за реальностью, иногда для того, чтобы навязать свое собственное видение, а часто для того, чтобы связать их между собой, чтобы создать странный абстрактный эффект. На последнем дыхании рассказывает о злоключениях мелкого мошенника (которого играет Жан-Поль Бельмондо, часто альтер-эго Годара на экране), который восхищается Хамфри Богартом и был предан полиции американкой. Будучи неуверенной, любит ли она его, она доносит на него, просто чтобы посмотреть, сможет ли она.

В течение нескольких лет творчество Годара демонстрировало все более отчаянную одержимость темами непостоянства (как мужского, так и женского), унижения, каприза и невозможности отличить осмысленную реальность от обмана, совершаемого другими, собственным разумом, идеологией. , а по ст. Годар использовал лицо актрисы, бывшей тогда его женой, Анны Кариной, как сфинксоподобную икону, представляющую эту экзистенциальную двойственность в нескольких фильмах, особенно в 9.0045 Le Petit Soldat (1963; Маленький солдат ), иронически-легкомысленная трагедия, запрещенная на долгие годы, о пытках и ответных пытках. Vivre sa vie (1962; Моя жизнь, чтобы жить ), исследование молодой парижской проститутки, в котором с ироническим солипсизмом используются стилизация документальной формы и клинический жаргон. Фильм Годара 1963 года

Le Mépris ( Презрение ), основанный на рассказе итальянского писателя Альберто Моравиа, стал его единственным предприятием в ортодоксальном и сравнительно дорогом кинопроизводстве. После этого он сохранил почти уникальную позицию абсолютно независимого создателя, используя необычайно дешевые методы производства на открытом воздухе и пользуясь неоднократным успехом в международном кругу «арт-кино». В силе Pierrot le fou (1965; «Пьеро-сумасшедший»), его попросили снять очень успешный американский фильм Bonnie and Clyde (он отказался из-за своего недоверия к голливудской системе).

Викторина «Британника»

Достойный «Оскара» фильм Trivia

Годар предлагал свои зрительные и словесные образы как иллюзорные подделки жизни, смысл которой безвозвратно утерян или, быть может, всегда был абсурдным по своей сути. Дополнительную глубину этим образам придает его обширная культура. Его фильмы все чаще включали в себя кадры книг, которые размахивали или читали, а также наводящие на размышления уличные знаки или плакаты, а также диалоги, которые воспроизводились так, как будто исполнители были отчуждены от своих ролей, просто читая тексты. Исторически невозможные или слегка фантастические декорации сопоставляются, и его фильмы вызывают разрушительное осознание самой среды. Его аллюзии на другие фильмы сами по себе представляют собой запутанный лабиринт. героиня Маленький солдатик , например, носит прозвище «Дрейер» в честь Карла Дрейера, режиссера, которым восхищается Годар; отрывок из одного из фильмов Дрейера смотрит героиня

Моя жизнь, чтобы жить . Alphaville (1965) включает сцены из Metropolis (1927), чей режиссер Фриц Ланг играет кинорежиссера в Презрение . Таким образом, фильмы Годара становятся интеллектуальными эссе: в них сыгранные, пережитые фикции более ранних кинокартин превращаются в иллюстративное идеологическое кино конца XIX века.60-е годы. В 1966 году две работы — Made in U.S.A. , посвященные Америке, и Deux ou trois Chooses que je sais d’elle ( Two or Three Things I Know About Her ), посвященные Парижу, — ознаменовали надир творческого пути Годара. общее отчаяние, которое к тому времени было направлено как на общество, так и на межличностные отношения. Растущий интерес к левой мысли подразумевался в La Chinoise (1967; название — сленг парижских маоистов) и подтверждался активным участием Годара в парижских студенческих беспорядках 1968 и другие демонстрации.
Weekend , также снятый в 1967 году, был резким осуждением современного французского общества.

Женившись на актрисе Анне Вяземски, он перешел от художественной литературы и эстетических увлечений к марксизму Герберта Маркузе, Че Гевары, Франца Фанона и других. Le Gai savoir (1968; Радость познания ) — это плоско иллюстрированный текст, произнесенный двумя студентами по имени Эмиль Руссо и Патрисия Лумумба. Его тексты следующего десятилетия демонстрировали полное равнодушие к их обращению к публике и были задуманы как интеллектуальный агитпроп (т. Этим идеологическим поворотом Годар привел в замешательство тех, кто восхищался им, был ли их особый энтузиазм вызван ловкостью его кинематографической формы, его умением загадывать сложные культурные загадки или его холодным, но печальным описанием кризисов идентичности западного человека. Его эволюция также создавала проблемы для его хулителей, критиковали ли они его за солипсизм, за нигилизм или за его подозрительно самодовольное прославление позоров буржуазной жизни под сенью революции.

Даже меньшинство, объявившее его ранние фильмы почетным провалом или упражнением в интеллектуальной скуке, должно было согласиться с тем, что из всех режиссеров он оставался самым безрассудно изменчивым, а его развитие — самым увлекательно непредсказуемым. В течение 19В 70-х он стал участвовать в политически воинственных программах для телевидения. Numéro deux (1975; «Номер два») представлял собой видео-эксперимент о семейной жизни в современной Франции, силе идеологии и средств массовой информации и не имел коммерческого успеха.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Жан-Люк Годар, 91 год, умер; Смелый режиссер в форме французской новой волны

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Франко-швейцарский кинорежиссер и провокатор радикально переосмыслил кино и оставил неизгладимое влияние на среду.

Жан-Люк Годар в 1964 году. «Я всегда путал кино с жизнью, — сказал он. «Для меня жизнь — это просто часть фильмов». Кредит … Сэм Фальк / The New York Times

Жан-Люк Годар, дерзкий новаторский режиссер и провокатор, чьи нестандартная операторская работа, разрозненный стиль повествования и склонность к радикальной политике изменили ход кинопроизводства в XIX в.60-х годов, оставив на него неизгладимое влияние, умер во вторник в своем доме в Ролле, Швейцария. Ему был 91 год.

Его давний юрисконсульт Патрик Жаннере сказал, что Годар умер в результате эвтаназии, страдая от «множественных инвалидизирующих патологий».

«Он не мог жить так, как мы с вами, поэтому он решил с большой ясностью, как и всю свою жизнь, сказать: «Теперь хватит», — сказал г-н Жаннере в телефонном интервью. Г-н Годар хотел умереть достойно, сказал г-н Жаннере, и «именно это он и сделал».

Мастер эпиграмм, а также фильмов, г-н Годар однажды заметил: «Фильм состоит из начала, середины и конца, хотя и не обязательно в таком порядке».

На практике он редко менял временную шкалу своих фильмов, предпочитая вместо этого прыгать вперед через свои повествования с помощью таких средств, как эллиптический «переход», который он много сделал для того, чтобы сделать его широко распространенным инструментом. Но он никогда не уставал разбирать устоявшиеся формы и собирать их заново способами, неизменно свежими, часто остроумными, иногда заумными, но неизменно стимулирующими.

Будучи молодым критиком в 1950-х годах, г-н Годар был одним из нескольких писателей-иконоборцев, которые помогли превратить новое издание Cahiers du Cinéma в критическую силу, которая смела старую гвардию европейского художественного кино и заменила ее новыми героями. в основном из рядов американского коммерческого кино — таких режиссеров, как Альфред Хичкок и Ховард Хоукс.

Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг на съемках фильма «На последнем дыхании», 1959 год. Фильм представляет французскую новую волну. Фото… Раймон Кошетье

Когда в 1960 году был выпущен его первый полнометражный фильм в качестве режиссера «На последнем дыхании» («À Bout de Souffle»), Годар присоединился к нескольким своим коллегам из Cahiers в движении, которое французская пресса вскоре назвала la Nouvelle Vague. — Новая волна.

Для г-на Годара, а также для друзей и соратников по Новой волне, таких как Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт и Эрик Ромер, «традиция качества», представленная признанным французским кинематографом, была эстетическим тупиком. Для них он был задушен литературными влияниями и пустой демонстрацией мастерства, которые нужно было победить, чтобы освободить место для нового кино, возникшего из личности и пристрастий режиссера.

Хотя «На последнем дыхании» не был первым фильмом Новой волны (ему предшествовали «Красавчик Серж» Шаброля 1958 года и «400 ударов» Трюффо 1959 года), он стал представителем этого движения. Г-н Годар беззастенчиво сопоставил сюжетные ходы и персонажи, унаследованные от жанровых фильмов, и эмоциональный материал, извлеченный в почти дневниковой форме из личной жизни режиссера.

В фильме рассказывается история мелкого парижского мошенника (Жан-Поль Бельмондо), который совершает грабежи, чтобы собрать достаточно денег, чтобы сбежать в Рим с американской студенткой (Джин Сиберг), которая кажется равнодушной к его романам, несмотря на то, что беременна от него.

«На последнем дыхании» — это художественный гибрид, который, казалось, уловил разрывы и конфликты современной жизни, наполовину в искусственном общественном мире, созданном средствами массовой информации, и наполовину в самых глубоких тайниках сознания. На более позднем, более радикальном этапе г-н Годар пришел к предположению, что между двумя сферами нет реального различия.

Джин Себерг и г-н Годар на вечеринке по поводу выпуска фильма «На последнем дыхании» в Париже в 1960 году. Фото…Gamma-Keystone, через Getty Images Броуди написал в «Все есть кино: трудовая жизнь Жан-Люка Годара». «Фильм двигался со скоростью мысли и казался, в отличие от всего, что ему предшествовало, живой записью мыслей одного человека в реальном времени.

«Это также был большой успех, переломный момент», — добавил мистер Броди. «Больше, чем какое-либо другое событие того времени, «На последнем дыхании» вдохновило других режиссеров на создание фильмов по-новому и пробудило желание молодых людей снимать фильмы. Это мгновенно превратило кино в основную форму искусства нового поколения».

Невысокий, худощавый, часто неряшливый мужчина в черных очках с толстой оправой и с вездесущей сигаретой или сигарой, г-н Годар редко давал интервью. Когда он это делал, он обычно уклонялся от наводящих вопросов о своей жизни и искусстве.

Запрос журналиста в 1980 году о его решении переехать из Парижа в 1974 году в Гренобль, во Французские Альпы, а затем в Швейцарию, вызвал несколько противоречивых объяснений, включая утверждение г-на Годара, что однажды по внезапной прихоти, он «просто прыгнул в машину и поехал по шоссе».

Это было описание известной сцены в «На последнем дыхании», в которой Жан-Поль Бельмондо импульсивно угоняет автомобиль в Марселе и без плана уезжает в сельскую местность.

«Проблема общения с людьми в том, что я всегда путал кино с жизнью», — сказал в том интервью г-н Годар. «Для меня жизнь — это просто часть фильмов».

В 2010 году г-н Годар, долгое время не ладивший с Голливудом, был награжден почетным Оскаром Академии кинематографических искусств и наук за жизненные достижения, но не без разногласий. Премия возродила давние обвинения в том, что г-н Годар придерживается антисемитских взглядов.

Он не присутствовал на церемонии, и когда впоследствии интервьюер спросил его, что для него значит награда, он был прямолинеен.

— Ничего, — сказал он. «Если академии нравится это делать, пусть делают».

Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже, вторым из четырех детей в экстравагантно богатой протестантской семье. Его отец французского происхождения, Поль-Жан, был известным врачом, а мать, Одиль Моно, была дочерью ведущего швейцарского банкира. Г-н Годар считал, что его родители привили ему любовь к литературе; изначально он хотел быть писателем.

Поль-Жан Годар, получивший швейцарское гражданство, открыл клинику в Ньоне, Швейцария, и Жан-Люк провел там свое раннее детство, посещая поместья своей семьи на французском и швейцарском берегах Женевского озера и оставаясь там до окончание Второй мировой войны.

После освобождения Франции он подростком вернулся в Париж, чтобы поступить в среднюю школу, лицей Бюффона, а затем в 1949 году поступил в Сорбонну, намереваясь изучать этнологию. Вместо этого он погрузился в кино, проводя большую часть своего времени в Cinémathèque Française, некоммерческом киноархиве и кинозале, а также в киноклубах Латинского квартала.

Именно в Синематеке он познакомился с Андре Базеном, влиятельным кинокритиком и теоретиком, и с другими молодыми энтузиастами кино в его кругу, включая г-на Трюффо, г-на Ромера и г-на Риветта. Он начал писать рецензии для журнала La Gazette du Cinéma в 19.52 под псевдонимом Ганс Лукас, а позже присоединился к г-ну Трюффо, г-ну Ромеру и г-ну Риветту в качестве сотрудника Cahiers du Cinema, которую основал Базен.

Мистер Годар работает на съемках фильма «Безумный Пьеро» в 1960-х годах. Предоставлено… Ullstein Bild, через Getty Images Годар начал воровать деньги — у членов своей семьи и их друзей и даже в офисе Cahiers du Cinema. Это продолжалось пять лет.

Он раздал часть выручки коллегам-режиссерам, одолжив мистеру Риветту достаточно денег, чтобы он дебютировал в кино с фильмом «Париж принадлежит нам».

«Я жал деньги, чтобы иметь возможность смотреть фильмы и снимать фильмы», — сказал г-н Годар The Guardian в 2007 году. В 1952 году попал в тюрьму в Цюрихе. Его отец добился его быстрого освобождения, но только после того, как г-н Годар согласился провести несколько месяцев в психиатрической больнице.

Он отдалился от своих родителей, и когда его мать погибла в автокатастрофе в 1954 году, он не присутствовал на похоронах.

Десять лет спустя г-н Годар отдал своего рода дань уважения своей матери в фильме «Банда аутсайдеров» о двух ворах, которые заводят роман с молодой женщиной, живущей на вилле. Главную женскую роль, которую играет Анна Карина, датская модель, которая в то время была женой г-на Годара (его первой), зовут, как и его мать, Одиль, и, как и его мать, она ненавидит кино.

Жена г-на Годара, Анна Карина, снялась в 1964 фильма «Банда аутсайдеров» в качестве персонажа, имеющего некоторое сходство с матерью г-на Годара. Кредит… Rialto Pictures

Личная и профессиональная жизнь г-на Годара переплеталась на протяжении всей его карьеры. Его первый брак в 1961 году с г-жой Кариной закончился разводом в 1964 году (она умерла в 2019 году). В 1967 году, когда ему было 36 лет, он женился на Анне Вяземски, актрисе на 16 лет моложе его, которая снималась в его фильме. «Шинуаз». Г-жа Вяземская, умершая в 2017 году, написала две книги об их браке, который распался в 1979. Двенадцать лет назад он женился на Анн-Мари Мьевиль, которая пережила его.

Г-н Годар разработал план «На последнем дыхании» в 1959 году, вдохновленный вырезкой из газеты, подаренной ему г-ном Трюффо. В качестве своих звезд он выбрал г-на Бельмондо, сына известного скульптора в самом начале своей актерской карьеры, и г-жу Себерг, американскую актрису, которой критики Cahiers восхищались ее играми в двух фильмах Отто Премингера: Святая Иоанна» (1957) и «Bonjour Tristesse» (1958).

Г-н Годар оставался наиболее известным благодаря «На последнем дыхании» и примерно дюжине фильмов, которые он снял в быстрой последовательности, закончив «Уик-эндом» в 1967 году. мелкий преступник, отождествлявший себя с обреченным романтизмом персонажей, которых играл Хамфри Богарт в американских фильмах, которыми восхищались г-н Годар и его коллеги из Кахье.

С одной стороны, «На последнем дыхании», снятый с бюджетом в 70 000 долларов, казалось, соответствовал известному пренебрежительному изречению Годара: «Все, что вам нужно, чтобы снять фильм, — это девушка и пистолет». Но судорожный ритм — со сценами, иногда выпадающими из последовательности — очаровывал и сбивал с толку зрителей.

Спустя несколько лет после выхода фильма культурный критик Сьюзен Зонтаг сравнила его влияние на кино с влиянием кубистов на традиционную живопись. А освещая возрождение фильма «На последнем дыхании» в 2000 году, эссеист и писатель Филлип Лопате сказал, что он был так же воодушевлен фильмом, как и когда впервые увидел его 40 лет назад.

Примерно в то же время были выпущены и другие великие авангардные фильмы: «Приключение» Микеланджело Антониони (1960), «400 ударов» г-на Трюффо (1959) и «Девственный источник» Ингмара Бергмана (1960). «Тем не менее, только «На последнем дыхании» казался революционным разрывом с кинематографом, который был раньше», — написал г-н Лопате в The New York Times. «Это казалось новым видом повествования, с его дерзкими вставками, отступлениями, цитатами, шутками и обращениями к зрителю».

Фильм имел международный успех и стал одним из крупнейших коммерческих хитов в карьере Годара. В 1983 году был даже американский ремейк с Ричардом Гиром в главной роли.

Но вместо того, чтобы повторять победную формулу «На последнем дыхании», Годар привнес элемент радикальной политики в свой следующий фильм, серый, мрачный «Маленький солдат», в котором критиковалось поведение Франции в алжирской войне за независимость. Этот фильм был запрещен к показу во французских кинотеатрах на три года, в течение которых Годар поставил широкоэкранную праздничную композицию, посвященную голливудскому мюзиклу «Женщина есть женщина» (19).61) с г-жой Кариной в главной роли, и суровый скандинавский фильм «Моя жизнь, чтобы жить» (1962), в котором она изображает парижскую домохозяйку, погружающуюся в жизнь проституции.

В 1963 году итальянский продюсер Карло Понти предложил Годару солидный бюджет и услуги Бриджит Бардо, которая тогда была на пике международной популярности, для создания киноверсии романа Альберто Моравиа «Il Disprezzo». В результате получился фильм «Презрение», рассказывающий о сценаристе (которого играет Мишель Пикколи), которого нанял продажный американский продюсер (Джек Пэланс), чтобы он доработал сценарий «Одиссеи», снимаемой в Риме опытным голливудским режиссером. (Фриц Ланг, играющий самого себя).

«Маленький солдат», в котором критиковалось поведение французов в войне за независимость Алжира, был запрещен во Франции на три года. Кредит… Prod.DB, via Alamy

и его жена (похоже, продюсер имеет планы на обоих), но обнаруживает, что его самоуважение ускользает. На фоне обычного годарова фейерверка, включающего кадры обнаженной спины г-жи Бардо, вставленные для удовлетворения договорных требований г-на Понти, «Презрение» сохраняет спокойное ощущение человеческой трагедии, что для многих критиков делает его шедевром первого периода г-на Годара.

В 1960-е годы Годар продолжал работать с головокружительной скоростью, создавая наброски для фильмов-сборников, в том числе «RoGoPaG» (1963) и «Paris vu Par» (1965), а также таких полнометражных фильмов, как «Банда аутсайдеров». (1964), «Женщина-девушка» (1964), «Безумный Пьеро» (1965) и «Женский мужчина» (1966).

В «Альфавиле» (1965) он взял персонажа из французского популярного кино, частного детектива и секретного агента Лемми Осторожно, а также американского актера-экспатрианта Эдди Константина, сыгравшего Осторожно (или вариации персонажа) в много фильмов и забросил его в антиутопическое будущее, которым правит гигантский компьютер.

Несмотря на свои стилистические новшества, в этом месте г-н Годар видел мир в традиционных романтических терминах: как борьбу героической личности против сил конформизма и угнетения.

Все изменилось в феврале 1968 года, когда он вместе с несколькими коллегами из «Новой волны» выступил с протестом против решения министра культуры Франции Андре Мальро заставить Анри Ланглуа уйти в отставку с поста начальника Французской синематеки, киноархива. которые г-н Ланглуа помог найти в 1936.

Демонстрации заполнили улицы и быстро переросли в нетерпеливые требования общей реструктуризации французского общества.

Г-н Годар (второй слева) помог закрыть Каннский кинофестиваль в 1968 году вместе с другими режиссерами (слева направо) Клодом Лелушем, Франсуа Трюффо, Луи Маль и Романом Полански. Кредит… Гилберт Турт/Гамма-Рафо через Getty Images )

К концу апреля демонстрации приобрели ожесточенный характер. Две недели спустя г-н Годар присоединился к г-ну Трюффо, Алену Рене, Клоду Лелушу, Луи Малю и другим деятелям кино, чтобы закрыть Каннский кинофестиваль. Протесты 19 мая.68 были в самом разгаре, и г-н Годар качался вместе с ними, набрасываясь на своих коллег-режиссеров за то, что они не смогли продемонстрировать достаточную солидарность с бастующими французскими студентами и рабочими.

Со своей стороны, г-н Годар отказался от коммерческого кино и погрузился в радикальную политику, начав серию фильмов, финансируемых на лету и снятых на экономичный 16-миллиметровый, который пытался оставить фантастику позади. После пары агрессивно дидактических фильмов «Un Film Comme les Autres» (1968) и «Le Gai Savoir» (1969) и неудачный проект с Rolling Stones, выпущенный вопреки желанию Годара под названием «Сочувствие дьяволу» (1968), он объединился с режиссером Жан-Пьером Гореном, чтобы создать коллектив, который они назвали «Группа Дзиги Вертова», в честь советский режиссер, чьи усилия по созданию новой формы политического документального кино вызывали у них большое восхищение.

Фильмы этого периода, к которым относятся «Ветер с востока» (1970 г.), «Борьба в Италии» (1971 г.) и «Владимир и Роза» (1970 г.), не нашли широкого проката и признания, хотя и остаются ценными артефактами бурного времени и помогли открыть путь к столь же провокационным, но менее идеологизированным фильмам, которые последовали за ними.

Энн Вяземски в фильме «Ветер с Востока» группы Дзига Вертова », с Джейн Фонда и Ивом Монтаном в главных ролях, не имел коммерческого успеха, хотя по нему был снят короткометражный фильм «Письмо к Джейн», который указал путь к последней трети карьеры Годара.

Пока камера изучает неподвижную фотографию г-жи Фонды, сделанную в Ханое, Вьетнам, г-н Годар голосом за кадром анализирует выражение ее лица и пытается поместить новостное фото в контекст рекламных кадров, снятых для голливудских фильмов, в том числе кадр ее отца, Генри Фонды, в роли Тома Джоада, героя «Гроздий гнева».

Г-н Годар перенес этот минималистский подход и эссеистическую структуру в зарождающуюся сферу видеоарта, создав такие работы, как «Numéro Deux» (написанный совместно с г-жой Мьевиль) и шестисерийный телесериал «Six Fois Deux/Sur et Sous». ла Коммуникация».

В этих радикально прерывистых произведениях используются быстрые растворения и многослойные саундтреки, чтобы избежать линейного повествования и упорядоченных, рациональных аргументов, вместо этого погружая зрителя в шквал противоречивых впечатлений, дико разбросанных цитат, сложных каламбуров и парадоксальных наблюдений.

Г-н Годар сказал о сериале, который привлек много внимания, но мало зрителей: «Это даже не набросок. Это ластик, бумага, чтобы сделать набросок».

В 1979 году г-н Годар снова переехал, на этот раз в Ролль, Швейцария, где у него остался дом и производственный офис, а также еще один на окраине Парижа, до конца своей карьеры.

Начав с осторожного возвращения в мейнстрим кинопроизводства в 1980 году с фильма «Sauve Qui Peut (La Vie)» (выпущенного на английском языке как «Каждый сам за себя»), г-н Годар то и дело переключался между полнометражными театральными фильмами. , часто с крупными звездами («Детектив» с Джонни Холлидеем, «Новая волна» с Аленом Делоном и «Hélas Pour Moi» с Жераром Депардье), а также с более короткими, более случайными фильмами и видеоматериалами, предназначенными для телевидения и просмотра фестивалей.

В этих работах г-н Годар часто изображал самого себя, комментирующего только что законченные фильмы («Scénario du Film ‘Passion», 1982), суетящегося по своему дому в Швейцарии с г-жой Мьевиль («Soft and Hard», 1986), брал интервью у знаменитостей («Meetin’ WA», 1986, с Вуди Алленом) или размышлял о собственной смертности («JLG/JLG — Autoportrait de Décembre», 1995).

В 1988 году он начал один из своих самых амбициозных проектов, серию из семи частей по истории кино «Histoire(s) du Cinéma», которую он завершил в 1998. Эта сводящая с ума насыщенная, аллюзивная работа состоит из киноклипов — от голливудской классики до жесткой порнографии и кадров из концлагерей — в сопровождении отрывков классической музыки и закадровых размышлений г-на Годара о морали создания имиджа. и роль кино в 20 веке.

«Когда я снимал «На последнем дыхании», я был ребенком в кино, — сказал Годар в интервью The Times в 1992 году. «Теперь я становлюсь взрослой. Я чувствую, что могу быть лучше. Я думаю, что художники, когда становятся старше, открывают для себя, на что они способны».

Мистер Годар в 2010 году. По мере взросления он казался более нетерпимым к другим режиссерам. Кредит… Гаэтан Балли/EPA, через Shutterstock

По мере взросления мистер Годар казался более нетерпимым к другим режиссерам. Он сильно поссорился с мистером Трюффо, когда-то одним из его ближайших друзей среди режиссеров «Новой волны».

Особенно язвительно он относился к Стивену Спилбергу. В фильме 2001 года «Восхваление любви» он изображает представителей Спилберга, пытающихся купить права на экранизацию воспоминаний еврейской пары, сражавшейся во французском Сопротивлении. Комментируя кислость фильма, критик Times А.О. Скотт писал в 2002 году, что он «завершает путь мистера Годара от одного из великих радикалов кино до одного из самых капризных реакционеров».

Личность мистера Годара была такой же сложной, как и многие его фильмы. Биографы заполняли страницу за страницей подробностями его междоусобиц и расколов. Он и г-н Трюффо поссорились после выхода фильма г-на Трюффо «День за ночь» в 1973 году и так и не помирились до тех пор, пока г-н Трюффо не умер от опухоли мозга в 1984 году. Карина в 1987 году, равнодушный ответ г-на Годара на вопрос об их романе заставил г-жу Карину покинуть съемочную площадку.

Что касается обвинений в антисемитизме, которые всплывали в разное время на протяжении его карьеры и подогревались как его высказываниями, так и некоторыми из его фильмов, г-н Годар дал типично уклончивый ответ интервьюеру в 2010 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *