Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Города ацтеков и майя – Майя. Ацтеки. Инки. — Древние цивилизации, майя, ацтеки, инки и их истори. Тайны атлантиды — Древние цивилизации, майя, ацтеки, инки и их истории. Тайны Атлантиды — Сайт о мистике

Города ацтеков и майя – Майя. Ацтеки. Инки. — Древние цивилизации, майя, ацтеки, инки и их истори. Тайны атлантиды — Древние цивилизации, майя, ацтеки, инки и их истории. Тайны Атлантиды — Сайт о мистике

Содержание

Великие города майя и ацтеков. Копан, Ушмаль, Паленке, Чичен-Ица, Тикаль майя, майя цивилизации.

Город майянцев был не только крепостью для местных жителей, но и хранилищем исторического наследия. Города майя и ацтеков являлись и являются богатейшим источником знаний о древнем мире. Сама же цивилизация майя наряду с шумерами является одной из знаменитейших империй древнего мира, получивших широкое распространение в исследовательских кругах, благодаря высокоразвитому искусству, математике, архитектуре и астрономии. Раскопки древних городов показывают, что древняя индейская империя простиралась по всему полуострову Юкатан - от современного Белиза, Гватемалы, Гондураса до земель Мексики и Сальвадора. Города майя, фото сделанные специалистами, научные изыскания позволяют исследователям предполагать, что маяйнское государство начало формироваться еще в 2000 году до нашей эры, в предклассическую эпоху. Тогда же стали возникать и первые города майа, в будущем ставшие символами величия древних индейцев в Америке.

Среди достижений майя числятся открытия в математике, в частности введение нуля в вычисления, города индейцев майя, поражающие своим величием, открытия в астрономии – изучение планет, Луны, внедрение в повседневную жизнь календаря, в искусстве и архитектуре – своды, арки, ткацкое мастерство, музыка с использованием духовых инструментов. К слову, древние города индейцев майя, жрецы, практиковавшие в местных храмах, использовали не просто календарь, а календарную систему, считающуюся одной из точнейших за всю историю человечества. Индейцам удалось, казалось бы, невозможное; они с точностью до минуты рассчитали продолжительность земных суток и года. Их календарная система использовалась и другими индейскими народами Центральной Америки, и продолжает использоваться сегодня.

Города-государства майя разработали и применяли уникальную иероглифическую систему письма. Сегодня письменный язык майя расшифрован, но лишь частично. Название городов майя звучит на весь научный мир, десятки и сотни ученых по всему миру бьются над решением загадок, оставшихся после майянцев. Как индейцам, не знавшим колеса, удалось совершить фундаментальные открытия в астрономии? Откуда у майянцев, поощрявших жертвоприношения столь обширные знания в математике? Как города и архитектура майя стали такими, какие они есть? Все это пока вопросы без ответов, которые надеемся, в скором времени будут получены.

Город Копан – юго-восточная столица империи.

В центре индейского величия неспроста располагались эпохальные городища и самостоятельные государства, являвшиеся оплотом древних знаний в науках, религии и искусстве. Майянский город возводился из камня, чтобы никто не мог проникнуть за его стены. Значительная часть бывших столиц майянской империи сегодня находится в плачевном состоянии и включена в список объектов Всемирного наследия Юнеско, среди них: город Чичен-Ица, Ушмаль, Тикаль, Копан, Паленке и многие-многие другие. Практически все древние поселения майянцев превратились в руины, однако, благодарю труду ученых и исследователей, у нас имеется возможность посетить, как город Копан, так и другие поселения и представить какими они были сотни и тысячи лет назад.

Копан майя сегодня – это крупнейшее археологическое городище на территории Гондураса, а в древности – величественное и могучее поселение, принадлежавшее майянцам. Город располагался на западе современного Гондураса, в центре долины реки Копан, в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Город Копан был построен еще в 1-2 века до нашей эры и просуществовал до эпохи расцвета майя, до 7-9 веков нашей эры. Копан относился к числу государств и владел юго-западными территориями Гондураса, и большей частью юго-восточных земель современной Гватемалы. Приостановление развитие города, а впоследствии и его упадок состоялись приблизительно в 9 веке нашей эры, когда великая империя майя заканчивала свое существование.

Наиболее известной постройкой, располагающейся в городе Копане, является Храм 16, возвышающийся более чем на 30 метров над центральной площадью. Этот храм-пирамида – высочайшая постройка в группе сооружений, именуемых “Акрополь”. Практически под каждым храмом города и пирамидой простираются туннели, общей протяженностью в несколько километров. Не исключение и Храм 16. Подземные ходы, расположившиеся в городе, под храмом 16, встречают всех посетителей грозным ликом солнечного царя. Эта гравюра в форме лица древнего правителя, расширившего город Копан, является украшением первого яруса Розалилы – постройки, которая в стародавние времена стояла на месте Храма 16, а сегодня погребена глубоко под землей (город в целом напоминает скорее развалины). В древности Розалила, храм, был окрашен в красный, практически кровавый цвет, что соответствовало его ритуальному предназначению. Упомянутая голова царя, расширившего город, его владения, голова, отпугивающая посетителей подземных туннелей Храма 16, украшена головным убором из желтых, зеленых и красных перьев священной птицы кетцаля, а линии глаз правителя, и другие мелкие детали ассоциируют его с изображениями бога солнца.

Имя царя, с чьего портрета был списан лик, ставшее известным благодаря скульптурным элементам, – К’инич-Йаш-К‘ук’-Мо, что в переводе “Сверкающий кетцаль со взором подобным солнцу”. Это первый известный майянский царь Копана. Считается, что это именно он положил начало строительству храмов и пирамид, вознесших город Копан на новый уровень архитектурного величия. Храм 16 за свою историю пережил семь основных этапов возведения, около 10 перестроек и всевозможных дополнений. Последняя фаза сооружения храма стартовала в 775 году, незадолго до опустошения самого Копана.

Храм 16, расположившийся в городе Копан, был обнаружен еще в 1989 году. Открытие совершил исследователь Рикардо Агурсиа, по совместительству директор туристической и исследовательской организации Южной Америки. Обнаружение храма в свое время стало своеобразной революцией, толчком для ученых со всего мира, заставившим их изучать город, его окрестности и в целом величественную индейскую империю, заброшенную вот уже тысячу лет.

Города индейцев майя: Ушмаль – северо-западная столица империи.

Ушмаль – руины поселения, история которого берет свое начало еще в 800 году до нашей эры. Именно в эту эпоху началось заселение земель, на которых в будущем и был основан Ушмаль. Конкретно строительство самого города индейцев майя можно отнести к 800-900 годам нашей эры, именно в эти сроки были возведены первые храмы, жилые поселения и другие постройки, обнаруженные исследователями. Конечной точкой развития Uxmal, как и других городов индейцев майя, считается 1000 год нашей эры, период оккупации Юкатана тольтеками. И именно в этот период были прекращены все строительные работы, что велись в Ушмале, а после, за несколько десятилетий до прибытия испанцев, поселение и вовсе было покинуто местными жителями, о чем свидетельствуют многочисленные археологически находки на месте города индейцев майя, некогда являвшегося великим.

Для исследователей Uxmal является одним из сложнейших и прекраснейших примеров архитектурного стиля Puuc, в котором возводились единичные поселения майянцев. Для многочисленных же туристов Ушмаль, как и многие другие

города индейцев майя, – это главный туристический пункт их путешествия. Ежегодно сотни тысяч людей прибывают в этот некогда крупный населенный пункт, чтобы своими глазами увидеть архитектурное чудо древних майя. Но не одни лишь туристы десятками прибывают в этот регион. Немалый вклад в развитие Ушмаля делают и исследователи, посещающие раскопки в надежде пролить свет на темные пятна в истории индейского народа, сгинувшего тысячу лет назад.

Puuc, что в переводе «холмистая сторона» - название местности в которой впервые были обнаружены постройки одноименного стиля, в котором построены города и архитектура майя. В этой стилистике выполнено не больше десятка поселений, некогда принадлежавших майя. Практически все такие города и архитектура майя были возведены на соседствующей горной территории и строились в последние столетия истории майянской цивилизации, а именно в 800 – 900 года нашей эры.

Наиболее примечательными сооружениями, из раздела поздние города и архитектура майя, сооружениями, когда-либо возведенными в Ушмале, считаются: “Дворец правителя” – дворцовый комплекс, яркий пример выдающийся майянской архитектуры, украшенный скульптурами и мозаичным фризом, состоящим из 20 отдельных пластин; “Пирамида волшебника”, так называемый “Дом карлика” - по сути, ярчайший пример городов и архитектуры майя Puuc, а на деле - храм на пирамиде овальной формы высотою в 40 метров; «Женский монастырь» - комплекс, состоящий из 4 зданий, обрамляющих внутренний двор.

Города-государства майя: Паленке – западная столица империи.

Паленке, как и значительная часть майянских поселений, располагается в горной местности на возвышенностях Юкатана. Имения города-государства раскинулось в преддверии скал Tumbala. Выступ, на котором майянцами был возведен Паленке, выходит на болотистые равнины, простирающиеся далеко на север вплоть до побережья залива. Скорее всего, именно уникальное расположение Паленке между двумя мирами и наделило архитектуру неповторимым шармом, притягивающим тысячами туристов со всего мира. Перспектива плоских равнин на севере и туманный зеленый цвет пышного горного фона на юге захватывают воображение посетителей этих прекрасных земель.

Археологические находки города цивилизации майя, Паленке, указывают на то, что городище начало свое развитие приблизительно в 300 году нашей эры, практически в самом начале золотой эпохи цивилизации майя. Большая часть построек Паленке, как жилых, так и церемониального назначения, возведена в период между 400 и 900 годами нашей эры. Причина, по которой приблизительно в 1000 году нашей эры эти чарующие воображение земли были оставлены местными жителями, остается загадкой.

На текущий момент Паленке, как и значительная часть бывших городов-государств майя, представляет собой наиболее оживленное место археологических раскопок. Исследователями и археологами была восстановлена приблизительно треть городской архитектуры общим числом в 500 построек, формировавших центральную площадь и окрестности Паленке. В тоже время Паленке это еще и излюбленный туристический пункт. Ежегодно тысячами люди со всего мира прибывают в Юкатан, чтобы полюбоваться былым величием индейского народа.

В число наиболее примечательных сооружений, расположившихся в Паленке, входят: Храм XII и “Дворец археологов”.

Храм XII – уникальное даже для индейской архитектуры сооружение города-государства майя

, входящие в число основных достопримечательностей не только Паленке, но и всей Центральной Америки. Храм также известен под названиями “Храм Черепа” и “Храм Мертвой Луны”. Во время первого этапа археологических раскопок на территории Паленке в 1992-1994 годах на территории храма были обнаружены ценнейшие экспонаты – несколько сотен элементов сооружений, деталей декора, посуды, одежды, церемониальных приспособлений. Рядом с Храмом XII, именуемым Храмом Мертвой Луны”, как нетрудно догадаться, расположился Храм солнца, построенный приблизительно в четырнадцатом веке нашей эры, в период, когда развитие цивилизации майя уже сошло на “нет”. Город Паленке, архитектура этого поселения были уникальными и величественными, однако, сегодня храм находится в ужасающем состоянии и в планах археологов находится его частичная или полная реставрация, что не может не радовать.

“Дворец Археологов” – постройка города-государства майя, Паленке, представляющая собой обширный дворцовый комплекс и получившая свое название в честь профессии, люди которой стоят за ее обнаружением. Части здания, скорее всего, использовались по своему прямому назначению, как место жительство правящей династии, однако у дворца была и другая функция: он использовался в качестве административного центра, когда-то многолюдного и шумного городища. Что примечательно на четвертом уровне дворцовой постройки расположилась настоящая астрономическая обсерватория, возведенная древними индейцами майя. Ее структурный тип и архитектурная стилистика уникальны даже для майянцев. В день зимнего солнцестояния из обсерватории прекраснейшим образом наблюдается ночное небо, звезды и луна.

Города майа: Чичен-Ица – северная столица империи.

Предполагается, что древняя история Чичен-Ица, города майа, берет свое начало в 5-6 веке нашей эры. Тогда Чичен-Ица - одно из крупнейших поселений индейцев на территории Юкатана. Однако уже к концу 10 века по неизвестным причинам местные жители практически полностью покинули Чичен-Ицу. Это предположение подтверждается тем фактом, что в период с 10 по 12 столетие на территории города майа не было построено не одного здания, ни жилого, ни религиозного назначения. Однако имеются и подтверждения тому, что Чичен-Ица был снова заселен приблизительно в 13 веке. Новыми жителями столицы стали тольтеки, заселившие Юкатан.

Тольтеки даровали городам майа вторую жизнь. Обосновавшись в Чичен-Ице, они постепенно, шаг за шагом, завоевывали соседствующие территории, тем самым увеличивая влияние в регионе. В оставленные руины некогда величественного поселения завоеватели принесли не только жизнь, но и многочисленные обряды, обычаи, и свое, уникальное, видение архитектуры. Так, под управлением тольтекского племени была возведена северная часть Чичен-Ица. В лучшие годы, как правления майя, так и правления тольтеков, население городища составляло от 20 до 30 тысяч жителей.

Ранее считалось, что Чичен-Ица, чуть ли не возглавлявший главные города цивилизации майя, играл роль летней резиденции императора, где во дворце проживали члены правящей династии, а на территории жилых районов, обосновывалась прислуга. Об этом в первую очередь свидетельствовали расположение и архитектурные особенности поселения. На территории Чичен-Ицы имелся специальный жилой квартал для бедняков, натолкнувший ученых на мысль об узкой специальности всего поселения. Однако, ближе к концу 20 века исследователями было сделано несколько важнейших археологических находок, опровергнувших первичную теорию о том, что Чичен-Ица являлся только летней резиденции короля.

Чичен-Ица, расположившийся на территории современной Мексики, неспешным темпом развивался вплоть до 13, пока вследствие роста могущества, как самого города майа, так и соседних провинций, не назрел неизбежный политический и военный конфликт. Правители Чичен-Ица требовали от соседних властителей все больших поднесений и сбирали все большие налоги, в результате чего объединенное войско нескольких государств, некогда починявшихся Чичен-Ице, вышло на войну с бывшими хозяевами и разгромило армию тольтекского племени. Это привело к упадку и катастрофическому снижению населения города майя - Чичен-Ицы. Уже к концу 14 века Чичен-Ица был практически полностью оставлен местными жителями и опустошен.

Примечательнейшей из всех построек, когда-либо и кем-либо возведенных на территории Чичен-Ицы, является пирамида Кукулькана. Это монументальное сооружение, пирамида, высотою в 24 метра возвышается над центральной площадью и все архитектурой Чичен-Ицы. Состоит Пирамида Кукулькана из 9 уровней и ориентирована строго по сторонам света, что свойственно для майянской архитектуры. На верхней части постройки расположился храм, в котором проводились регулярные обряды и церемонии, в том числе и церемонии жертвоприношения. В основании пирамиды Чичен-Ицы находится квадрат со стороной в 55 с половиной метров. Также у основания пирамиды расположились величественные каменные головы змей, обрамляющие каждую из лестниц, ведущих к храму на вершине. Пирамида строго ориентирована по сторонам света.

Пирамида Кукулькана города майя обладает несколькими, весьма удивительными, архитектурными свойствами. Во-первых, общее число ступеней пирамиды равняется 365, что соответствует числу дней в календарном году. Эта особенность пирамиды натолкнула исследователей на мысль, что Пирамида Кукулькана выполняла функцию своеобразного календаря или, по крайней мере, в основу пирамиды был заложен принцип календарной системы. Широко известный факт – астрономии майя, как прогрессивной на то время науке, были известны и продолжительность земных суток, и длительность земного года. Во-вторых, в период осеннего и весеннего равноденствия у основания пирамиды Чичен-Ица наблюдается уникальное зрелище.

Майянские города отталкиваясь от накопленных знаний, в том числе и в астрономии. По основной лестнице пирамиды, ведущий к храму на ее вершине, спускается тень в форме гигантского змея, бога Кетцалькоатля (пернатый змей), которому поклонялись майянцы, и в честь которого была возведена пирамида. Этот феномен, наблюдаемый вследствие игры света и тени, а также благодаря архитектурным свойствам пирамиды, длиться ровно 3 часов и 22 минут. Считается, что змей, спускающийся по ступеням пирамиды, ознаменовывал собой наступление весны и осени соответственно.

Древние города индейцев майя: Тикаль – центральная столица империи.

Тикаль или Tik’al - сегодня одно из крупнейших мест археологических раскопок на территории Юкатана, а в древности крупнейшее городище майя и основное звено торговой и религиозной цепи исчезнувшей цивилизации. Тикаль располагается в географической области бассейна Petén, что в северной части современной Гватемалы, где ранее проживали индейцы майя. Именно майянцами в свое время и был возведен Тикаль и именно им он принадлежал долгие столетия. Сейчас часть Тикаля, что располагается в бассейне Petén – это Национальный Парк Гватемалы, а с 1979 года благодаря Юнеско Тикаль и его архитектура являются объектом всемирного достояния.

Тикаль, как и некоторые древние города индейцев майя, - бывшая столица завоеванного государства, позже превратившаяся в одно из наиболее сильных и могущественных королевств цивилизации Майя в Юкатане. Хотя монументальная архитектура, найденная на месте раскопок древнего поселения, датируется еще 4-м столетием до нашей эры, максимальной точкой развития Тикаля считается период классической эпохи цивилизации майя - приблизительно 200 - 900 года нашей эры. В это время в истории многих древних городов индейцев майя наступает период, когда они являются воплощением могущества американских индейцев. Между Тикалем и практически всеми крупными поселениями Юкатана были проведены дороги, соединявшие между собой столицы древней империи. Тикаль можно считать своеобразной версией мегаполиса на фоне исчезнувшего государства. В лучшие годы на территории Тикаля проживало около 100 тысяч жителей, о чем свидетельствуют обнаруженные учеными находки и немногочисленные записи.

Тикаль – поселение майя, обладавшее уникальной архитектурой. Далеко не все древние города индейцев майя могли похвастаться таким богатством. В его центре располагается площадь Гран Плаза, с западной и восточной стороны ограниченная величественными пирамидами. По сторонам от пирамид, именуемых Пирамида I и Пирамида II, поднимаются вверх довольно узкие крутые лестницы. На вершинах пирамид находятся храмы, предназначавшиеся для служения богам и проведения религиозных обрядов. Этот комплекс, состоящий из храмов и пирамид, по праву считается главным архитектурным достоянием Тикаля. Храм I, к слову, также именуется, как “Храм великого ягуара”, а Храм II – “Храм Масок”.

Храм Великого Ягуара был построен правителем Текаля по имени Хасав-Чан-Кавиль, который в период золотого века майя чередой успешных военных операций вернул поселению его пошатнувшееся могущество. Пирамида города майя и ацтеков достигает в высоту сорока пяти метров и обращена на запад, в сторону заходящего солнца. Майя называли этот храм «вратами преисподней», поскольку храм служил гробницей для правителя, прославившего Тикаль. До этого на протяжении нескольких веков в истории Тикаля всех хранителей хоронили в северном акрополе. Из элементов декора, как пирамиды, так и храма, следует выделить статую неизвестного короля, которая, к сожалению, на сегодняшний день практически полностью разрушена.

Захоронение короля города майя и ацтеков - Хасава-Чан-Кавиля, по инициативе которого и началось строительство храмового комплекса, было обнаружено в 1962 году археологом Обри Триком. В могиле исследователи нашли множество расписанных костей, нефритовых украшений, керамических сосудов с угощениями.

Храм масок города майя и ацтеков в свою очередь также был построен в период правления короля Тикаля Хасава-Чан-Кавиля. Храм на вершине пирамиды должен был служить усыпальницей для его жены. В высоту пирамида достигается 38 метров, а в ее основании находится прямоугольник со сторонами 38 и 41 метр. Свое название пирамида получила в честь масок, обрамляющих гребень на ее вершине. Внутри храм, расположенный в городе майя и ацтеков, в Тикале, был украшен настенными росписями и ликами, супруге правителя. Портрет королевы был вырезан на дверях в главной комнате храма и на вершине пирамиды. Ее гробницу в пирамиде так и не удалось обнаружить, скорее всего, она была разграблена.

Раскопки древних городов: закат истории майянской империи.

Все эти городища и их архитектура являются лишь малой частью майянского достояния. Как показывают раскопки древних городов, на территории древней империи майя, сплоченной при помощи силы, существовали сотни населенных пунктов, число жителей которых варьировалось от сотни до сотни тысяч человек. Такие поселения, как Калакмуль, Бонампак, Тулум нельзя назвать крупнейшими городищами в истории майянской империи и уж тем более в истории человечества, однако, все они играли свою важную политическую, экономическую и религиозную роль. Раскопки древних городов наталкивают на мысль, что все эти небольшие городища, находясь под управлением более крупных государств, являлись звеньями в прочной торговой и религиозной цепи цивилизации майя.

Как не прискорбно для исследователей, проводящих раскопки древних городов, ученых и нас с вами, значительная часть майянского достояния была уничтожена или разграблена в период испанской конквисты. Европейцы не щадили ни предметов искусства, ни образцов архитектуры, с легкой руки католической церкви обозванных богомерзкими. А ведь, что-то из того, что пало жертвой бесцеремонности испанцев, могло дать ответ современным ученым на вопрос, куда ушли майянцы и почему процветающие до десятого века поселения были практически полностью покинуты людьми.

Сегодня исследователям, участвующим в раскопках древних городов майянцев, приходится делать свои выводы на том немногом, что дошло до наших дней. Они тщательно изучают единичные образцы искусства, находящиеся в плачевном состоянии индейские руины и древний календарь в надежде разыскать ответы на интересующие их вопросы. История майянской цивилизации не отличается продолжительностью.

Изучая города майя, фото, тексты, исследователи пришли к мнению, что золотой век, эпоха рассвета, приходится на 200-900 года нашей эры, именно тогда возводились монументальные сооружения майянцев и строились величественные поселения майя, прославляющие индейцев и по сей день.

Изучения городов майя, фото, древних текстов, наталкивают на мысль, что в IX веке произошла необъяснимая и губительная для майянцев катастрофа, после которой прекратилось любое строительства, а жителям империи вовсе пришлось покинуть свои дома. К приходу европейцев в Южную Америку от великих индейцев майя остались лишь немногочисленные разрозненные племена. Что произошло и по какой причине приостановилось развитие цивилизации майя, ученые не знают. Наиболее распространенные версии говорят о засухе, землетрясениях, других природных катастрофах и даже об эпидемиях малярии и лихорадки.

Одной из популярнейших версий является засуха. Считается, что майянцев вынудила покинуть обжитые места именно невозможность выращивать урожай, кормить и разводить скот, то на чем строилась повседневная жизнь и быт майя. Великие города майя были лишены продовольствия, питьевой воды, способности вести размеренную и привычную жизнь.

Еще одной распространенной версий заката майянских столиц, исключающей природный, естественный, характер являются социальные потрясения. Об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся на территории Тикаля, в результате которых археологам удалось обнаружить множественные намеренно испорченные образцы архитектуры индейцев. Архитектура городов майя не могла повредиться самостоятельно. Примечательно, что более чем за 600-летнюю историю Тикаля поселение ни разу не страдало от нападений завоевателей или любых других военных конфликтов.

Все военные действия, проводимые Тикалем, проходили либо на территории враждебных племен, либо за чертой самого Тикаля. Логично предположить, что в царстве майя назревала некая революционная ситуация, впоследствии переросшая в массовые беспорядки и стычки, во время которых и были повреждены обнаруженные учеными статуи и стелы. Однако, эта гипотеза, в случае ее истинности, объясняет лишь то, как пал Тикаль, в то время как причина упадка десятков и сотен поселения по всему Юкатану, так и остается загадкой. Маловероятно, что исследователям еще неизвестно название городов майя, в которых прошли бунты, скорее всего, кроме Тикаля их нигде и не было.

Следующая версия, объясняющая то, почему были покинуты деревни и городища майя - это теория о внешнем воздействии. Считается, что первыми среди чужеземцев на землях майя побывали теотиуаканцы, т.е. ацтеки. Следы их культуры отчетливо прослеживаются во многих названиях городов майя и самих поселениях. Возможно, именно агрессия с их стороны вынудила майянцев покинуть свои дома, а, возможно, ацтеки пришли в майянский поселения уже после того, как те были оставлены местными жителями. Еще одной агрессивно настроенной народностью по отношению к индейцам майя считается племя пипиль, одержавшее в свое время верх над воинством племени майя-киче. Города майя по истории не раз и не два сталкивались с врагами из племени пипиль, однако по сведениям ученых пипиль прибыли на земли Юкатана далеко после 10 века, когда майянцы уже заканчивали свое существование.

Последняя и, пожалуй, самая удивительная версия, толкующая причину, по которой были покинуты поселения, такие как майянский город Ушмаль, базируется на религиозных верованиях индейцев. Предполагается, что майянцы оставили свои дома из-за снижения солнечной активности. Теории о наличии зависимости майянцев от солнечной активности были выдвинуты еще в 90-х годах прошлого века. Считается, что майянцы весьма критично отнеслись к снижению солнечной активности, что впоследствии вылилось в падение роста население и затухание столиц, являвшихся столпом цивилизации. Название городов майя, построек и провинций не зря созвучно с именами бесчисленных богов местного пантеона. В религии майя главенствующим существом считался именно бог солнца и его многочисленные воплощения. Вполне возможно, что индейцы увидели в угасающей мощи солнца некое знамение или попросту трактовали это явление, как гнев обитателей пантеона.

По материалам: Лунный календарь.

Опубликовано 30 Май 2013 в категории Майя

Ацтеки и майя

Ацтеки и майя считаются едва ли не самыми интересными народами во всей истории человечества. Казалось, основанной до прихода европейцев цивилизации со своей письменностью и культурой не будет конца, однако она не выдержала натиска жадных до золота конкистадоров. Их потомки живут и в современном мире, старательно оберегая остатки наследия своих знаменитых предков.


Эти загадочные майя

Начало формирования цивилизации майя относят к 2000 годам до нашей эры. Предположительно их предками были скитальцы эпохи мезолита, которые постепенно расселились по побережью Мексиканского залива от Юкатана до Тампико. Изначально они ничем не отличались от живших по соседству племён: первобытный образ жизни, нехитрые сельскохозяйственные работы, ожидание благосклонности богов. У исследователей существует достаточно гипотез, как примитивный общинный строй превратился в одну из величайших цивилизаций – и ни одну из них они не считают стопроцентно верной. О раннем периоде остались лишь крохотные свидетельства в виде рисунков и черепков. Зато по мере расселения развивалась торговля, на побережье Мексиканского залива вырастали храмы, появлялась письменность.

Постройки майя – рукотворные памятники их восприятия мира. Были и Тулум с Майяпаном, и легендарная Чичен-Ица, и 70-метровые пирамиды Тикаля. И строилось всё это великолепие без применения мудрёной техники. Руины строений майя впечатляют и по сей день – а сколько ещё могут скрывать непроходимые джунгли?

Исследователи предполагают, что индейцы имели особенно изысканный эстетический вкус – идеалом красоты был плосколобый косоглазый аристократ с заострёнными зубами. И в жертвоприношениях майя знали толк. Наряду со всеми атрибутами среднестатистических племён, у этих индейцев была развита медицина – считается, что они умели пломбировать зубы и изготавливать протезы, разбирались в астрономии, математике, имели систему письма. У них не было колеса и металла, зато был цемент, каменные инструменты, системы орошения и действующие обсерватории. Наделавший шума в 2012 году календарь – тоже их изобретение. Да, изображённые в «Апокалипсисе» Мела Гибсона дикари в перьях далеки от реальных майя.

Цивилизация ацтеков

Ещё один индейский народ в Центральной Мексике, построивший грандиозную империю – ацтеки. Их предки пришли с территории современных США позже майя. Территория уже была поделена между различными племенами, и, разумеется, никто не хотел отдавать ни пяди земли. Чужеземцам достался необитаемый остров на озере Тескоко – местные жители избегали тех мест, поскольку там в несметном количестве водились змеи. Но ацтекам это было только на руку, ведь хладнокровные были их излюбленным лакомством. Так уже в XIV веке на острове возникла столица Теночтитлан, спустя века ставшая Мехико. А пока ацтеки жили и не жаловались – играли в мяч по принципу современного баскетбола, пили шоколад и даже разрабатывали вполне передовую систему учёта. Теночтитлан был чистым и ухоженным, а по размеру превышал многие европейские города. Словом, войска испанского конкистадора Фернандо Кортеса оказались лишними в их размеренной жизни.


Падение империи

Империя майя пала из-за неустановленной до сих пор катастрофы. В IX веке строительство и процветание резко прекратилось, люди едва ли не одновременно покинули свои жилища, и джунгли поглотили их города. Некоторые учёные предполагают, что причиной была засуха с сопутствующими землетрясениями и эпидемиями. Кто-то настаивает на версии революционных беспорядков – дескать представители индейского пролетариата резко взбунтовались, вырезали всех высокопоставленных особ, разрушили всё, до чего смогли дотянуться, а потом затеряли следы в джунглях. Можно списать и на полумистическую версию снижения солнечной активности – по календарю майя этот спад совпал с крахом их цивилизации. Это породило слухи о неминуемом глобальном катаклизме, и 23 декабря 2012 года человечество с тревогой ожидало катастрофы – но все нынешние народы Земли благополучно пережили очередной конец света.

Закат своей цивилизации ацтеки увидели в XVI веке. Жестокие воины держали в тонусе соседние племена, но к встрече с европейцами они не были готовы. Испанцу Фернандо Кортесу понравился процветающий Теночтитлан, и он быстро смекнул, что здесь можно разбогатеть. Туземцы воспринимали белых людей как богов – те приплыли на неведомых кораблях, ездили на удивительных лошадях и имели в карманах массу волшебных штучек, которые быстро разошлись на подарки. В благодарность аборигены притащили к ногам конкистадоров всё самое ценное, а затем и перешли на их сторону. Император Монтесума II хотел, чтобы чужестранцы убрались восвояси, но у прикормленных подданных было другое мнение. Бессмысленный и беспощадный ацтекский бунт перекинулся на испанцев, и обиженный Кортес сделал всё, чтобы стереть Теночтитлан с лица земли – «помогла» завезённая европейцами чёрная оспа в сочетании с брюшным тифом. После падения столицы наступил закат некогда великой и могучей империи ацтеков.

Нет, ацтеки и майя не исчезли бесследно. Потомки индейцев вполне здравствуют на территории современной Северной Америки. Ацтеков насчитывается около 1,5 млн, а число майя превышает 6 млн – это едва ли не крупнейшее коренное племя на материке. Их потомки живут в сельскохозяйственных общинах и крупных городах, берегут традиции и гордятся своими славными корнями. Кажется, они что-то знают о загадочном прошлом своих народов – но что знают, не рассказывают.

Дом Мексики в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Улица Мира – начало путешествия по просторам этнографического парка! Оригинальные фасады всех домов Улицы Мира созданы с учётом архитектурных традиций той или иной страны. Фасадная часть, интерьер внутреннего пространства – цветовая гамма, мебель, предметы интерьера – всё помогает окунуться в атмосферу удивительной незнакомой культуры, понять и прочувствовать неповторимость каждой страны. Здесь проводится множество интересных мастер-классов и экскурсий.

Посетите обзорную экскурсию по Улице Мира, чтобы познакомиться с каждым из представленных домов.

Доколумбовы цивилизации — Википедия

Скульптурная трубка доколумбовой эпохи, найденная археологами у кургана Накучи, штат Джорджия, США Одна из пирамид на верхнем уровне руин Йашчилана, Мексика Гигантские скульптуры воинов близ Тулы, штат Идальго, Мексика

Доколу́мбовые цивилиза́ции — цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до появления там европейских колонистов в XV веке.

Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30—20 тыс. лет назад из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племён Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Религии индейцев разнообразны, но, не представляя следов монотеизма, сильно затрудняли миссионерам перевод христианского понятия «бог». Это, впрочем, не относится к инкам, поклонение которых Виракоче постепенно приобретало монотеистические черты. Идея божества у индейцев не успела определиться и принять точное значение; трудно определить также, каковы их идеи о сотворении мира. Во многих случаях мы имеем дело с обожанием светил, солнца и луны, на которых смотрят как на мужа и жену; иногда главы племен обязаны приносить им жертвы. Явления природы вызвали также олицетворения — воды, грозы, грома и молнии: сохранился перуанский гимн к грому. Число четыре у многих племен имеет магическое значение; признаются также многочисленные приматы. Космогонических и других мифологических рассказов собрано большое количество среди Инков; все они представляют громадное сходство с полинезийскими. Есть у них и своё сказание о потопе.

Животные, особенно птицы, играют большую роль во всех сказаниях, точно так же как они наиболее часто встречаются в тотемах. В связи с этим стоит почитание медведей, волков, змей и т. п. Повсеместна вера в загробную жизнь. Она то представляется вечным счастьем, то картиной, полной скорби и уныния. Идолы у инков редки, так что религия их не столько политеизм, сколько пандемонизм; жертвы приносились прежде в виде маиса и единственного домашнего животного — собаки. О более разработанной религии перуанцев и мексиканцев — см. Перу и Мексика. Каннибализм, замеченный во многих местах, везде имел религиозные основы. Место жрецов заступают особые колдуны, которые в то же время и врачи. Погребальные церемонии, одинаковые в общем у всех Инков, сопровождаются воем, вырыванием волос, разрушением хижины, где произошла смерть; труп хоронят в сидячем положении, что достигается особым обвязыванием покойника. В древнем Перу была употребительна особая мумификация трупов, завертывавшихся в массу различных одеяний.

Верхняя часть шкалы (оттенки серого цвета) соответствует североамериканскому ареалу.
Средняя часть (тёплые цвета) соответствует месоамериканскому ареалу.
Нижняя часть (холодные цвета) соответствует южноамериканскому ареалу.

Ранние южноамериканские культуры

Хоупвеллская традиция или Традиция Хоупвелл (иногда неверно именуется «культура Хоупвелл») — комплекс сходных индейских археологических культур, существовавших вдоль рек северо-восточной и центрально-восточной части будущих США в период 200—500 годов н. э. Хотя о происхождении Хоупвеллской традиции всё ещё ведутся споры, по-видимому, она возникла на территории Иллинойса или невдалеке от него. Хоупвеллская традиция состояла из раздробленных племён, связанных общей сетью торговых путей,[1] известной как Хоупвеллская система обмена.

В период своего расцвета Хоупвеллская система обмена распространялась с юго-востока современных США до юго-востока канадского побережья озера Онтарио. На этой территории процветала активная торговля и деятельность вдоль речных путей. Хоупвеллская система получала материалы со всей территории современных США. Среди предметов торговли большинство составляли экзотические материалы, в обмен на которые экспортировались продукты питания и местные изделия. Хоупвеллские изделия обнаружены далеко за пределами данной системы, в частности, во многих погребениях за пределами среднего Запада.[2]

Археологическая культура Могольон — одна из 4-х крупнейших исторических культур юго-запада современных США, частично затрагивавшая также территорию северной Мексики. Существовала примерно со 150 по 1400 годы н. э. Название происходит от Могольонских гор, названных в честь дона Хуана Игнасио Флореса Могольона, губернатора Нью-Мексико в 1712—1715.

Культура Анасази, или предки пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ.

До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка, согласно которой культура возникла примерно в 12 в. до н. э. во время Эры изготовителей корзин II по Хронологии Пекос. Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло.[3]В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хохокам, англ. Hohokam — крупная доколумбова археологическая культура, существовавшая на юго-западе США (пустыня Сонора), частично затрагивавшая также территорию современной Мексики. Существовала с I по XV века н. э. Культуру идентифицировал в 1930-е годы как отличную от соседних археолог Гарольд Глэдвин, который использовал название из языка индейцев оодхам для обозначения археологического памятника, который он раскапывал в долине Нижней Хилы (Lower Gila Valley).

Согласно местным преданиям, культура хохокам могла быть предком народов акимель-оодхам и тохоно-оодхам в Южной Аризоне. Недавние исследования памятников народа Собайпури, предков современных пиманских народов юто-ацтекской семьи, показывают, что предки пима присутствовали в данном регионе как минимум со времён последних лет существования культуры Хохокам.

Ольме́ки — название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках; но вряд ли правомерно применять его для обозначения цивилизации, существовавшей на несколько столетий раньше. Названа условно по одному из небольших племен, живших на этой территории.[4]

В 1867 году Хосе Мельгар, выпустил в свет первое печатное сообщение о гигантской голове «эфиопа» из Трес-Сапотес и тем самым положил начало изучению забытой индейской культуры, затерявшейся в лесах Веракруса и Табаско. Широкомасштабные археологические раскопки произошли в 1930-х годах, когда Мэтью Стирлинг со своими коллегами заложили первые шурфы и траншеи на зеленых склонах холмов Ла-Венты и Трес-Сапотес.

Был открыт центр ольметской культуры в Пьедра Парада музейный фонд которого пополняется за счет работы экспедиций мексиканских археологов из Национального института антропологии и истории. Учёный археолог Медельин Сениль из университетского музея города Халапы, столица штата Веракрус, открыл ранее неизвестный город ольмеков — Син Кабесас («Безголовые»), это название родилось из-за обилия поврежденных и обезглавленных статуй, выглядывавших буквально на каждом шагу из-под зелёной листвы джунглей.

Два самых известных ольмекских памятника — Трес-Сапотес (штат Веракрус) и Ла-Вента (штат Табаско).

Ма́йя — цивилизация Центральной Америки, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э. — 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

  • Индейцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Morgan, «Houses and Houselife of the American Aborigenes» (1881)
  • Emerson, «Indian Myths» (1884; о том же масса статей в недавно основанном "Journal of American Folk-Lore)
  • Fi. Ratzel, «Völkerkunde» (1890, II, 525—710)
  • Дж. Фиске, «Открытие Америки» (перев. с кратким очерком древней Америки и испанского завоевания, М. 1892).
  • Гуляев В. И. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху / Отв. ред. д-р ист. наук А. Л. Монгайт. Академия наук СССР.. — М.: Наука, 1968. — 184 с. — (Научно-популярная серия). — 25 000 экз. (обл.)
  • Куприенко С.А. Источники XVI-XVII веков по истории инков: хроники, документы, письма / Под ред. С.А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 418 с. — ISBN 978-617-7085-03-3.
  • Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. — ISBN 978-617-7085-00-2.
  • Тюрин Е. А., Зубарев В. Г., Бутовский А. Ю. История древней Центральной и Южной Америки / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Под ред. В. Г. Зубарева, Е. А. Тюрина. — Изд. 3-е. — Москва: Директ-Медиа, 2013. — 302 с.

Древние города ацтеков и майя +15 фото — Всё самое интересное!

В разделе: Туризм | и в подразделах: фотографии. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел "Туризм" и подраздел "Красиво" статьёй Древние города ацтеков и майя +15 фото. Ранее мы уже публиковали статью "Древний город Паленке — загадка народа Майя", где подробно рассмотрели один из этих загадочных древних городов. Теперь же давайте бросим беглый взгляд на наследие ацтеков и майя в целом — и восхитимся их оригинальным подходом к зодчеству в целом и орнаментам в частности. 

Древние города ацтеков и майя — интересные фотографии вашему вниманию. 

Древние города ацтеков и майа: фото

Викинговая группа в Теотихуачан: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Храм Ягуара в Чичен Итца: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Скульптура гремучей змеи на стене монастыря, Уксмал:

Древние города ацтеков и майа: фото

Пирамида Солнца в Теотиуакане, возле Мехико:

Древние города ацтеков и майа: фото

Обзор на пирамиду Луны и пирамиду Солнца в Теотиуакане:

Древние города ацтеков и майа: фото

Рельеф "Клубок змей", Чолула: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Орнамент Стены черепов, Чичен Ица:

Древние города ацтеков и майа: фото

Бог Дождя Чак Длинный Нос в храме Воинов:

Древние города ацтеков и майа: фото

Руины Майя на пляже в Тулуме: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Авеню Смерти, в Теотиуакане:  

Древние города ацтеков и майа: фото

Храм воинов с тысячью колонн, Чичен Ица: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Чак Мул с тысячью колонн, Чичен Ица: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Тысячи колонн, Чичен Ица: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Храм Креста, Паленке: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Каменная скульптура, Чичен Ица: 

Древние города ацтеков и майа: фото

Древние города ацтеков и майя — такие древние!

Древние города ацтеков и майа: фото

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post139152230/

Древние цивилизации америки инки майя ацтеки

По мнению большинства исследователей, культура майя является одним из величайших достижений человечества в древности. Эта цивилизация просуществовала почти тысячу лет. Индейцы майя были первым развитым народом Америки, с которым столкнулись испанцы в ходе завоевания земель Западного полушария.

К моменту прихода европейцев майя занимали обширную территорию. В ее пределах ученые обычно выделяют три культурно-географические области. Так, например, северная охватывала весь полуостров Юкатан, который представлял собой плоскую известняковую равнину с кустарниковой растительностью. Местами она пересекалась цепями невысоких каменистых холмов. Отсутствие рек, ручьев и озер, бедные почвы сознавали трудности для занятия земледелием. Не совсем благоприятной для проживания была и южная область, которая включала в себя горные районы и Тихоокеанское побережье Южной Мексики и Гватемалы. Более выгодной по своим природным условиям являлась центральная область, охватывавшая северную часть Гватемалы и прилегающие с запада территории, где располагаются сейчас такие мексиканские штаты, как Чьяпас, Табаско и Кампече. Центральная область — это холмистая известняковая низменность. Большая ее часть покрыта влажными тропическими лесами, которые чередуются с травянистыми саваннами, болотистыми низинами и озерами.

В таких трудных условиях и были построены индейцами майя сначала скромные хижины из дерева и глины, а впоследствии большие каменные города.

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Несмотря на то что орудия труда были крайне примитивными и изготавливались только из дерева, кости и камня, майя сумели достичь поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре, живописи, в производстве керамики.

Развитие древнейшей цивилизации майя продолжалось почти десять веков. В конце VIII века майя достигли высочайшей степени культурного развития. К этому времени индейцами были возведены изящные храмы, гигантские дороги-дамбы, многочисленные пирамиды и дворцы. В течение столетий росли и расширялись старые селения и города, возникали новые. Все это продолжалось почти до конца I тысячелетия н. э. В IX веке на процветающих землях и в белокаменных городах майя произошла какая-то катастрофа. В результате архитектурное строительство в городах полностью прекратилось. Искусные скульпторы не возводили больше громадные каменные стелы с ликами правителей и богов, а умелые резчики по камню не украшали их вычурными и изящными иероглифами.

Крупнейшие майяские центры стали приходить в запустение. Жители покидали их. Всего за несколько десятилетий города древних майя были надежно укрыты от людских глаз, попав в цепкие объятия буйно разросшихся вечнозеленых джунглей. Опустевшие плошали и брошенные здания покрылись лесной зеленью. Лианы и корни деревьев разрушали фундаменты и перекрытия массивных строений, а низкорастущий кустарник заполнил все свободные части пространства, где совсем недавно пролегали улицы и дороги-дамбы. Именно в этом и заключается одна из величайших загадок культуры-феномена, к которой причисляют древнейшую цивилизацию майя. Города классического периода, возведенные в I тысячелетии н. э., еще в доколумбовый период поглотили джунгли. И когда в конце XV века на земли Америки ступили люди Колумба, а в начале XVI столетия сюда прибыли первые экспедиции конкистадоров, о древней цивилизации майя забыли даже ближайшие потомки людей, некогда живших там.

Культура, предшествовавшая классическому периоду цивилизации майя (специалисты именуют ее протоклассической), I тысячелетию н. э., по мнению большинства исследователей, конечно же, намного скромнее и отличается множеством качественных показателей. Однако преемственность между ними определяется довольно четко. Это особенно заметно при сличении следующих характерных признаков: монументальная каменная архитектура со ступенчатым (ложным) сводом, обязательное наличие резных каменных стел со скульптурными изображениями и надписями, иероглифическая письменность, царские гробницы с заупокойными храмами под ними, планировка основных архитектурных комплексов вокруг прямоугольных дворов и площадей, которые сориентированы по сторонам света. Все эти черты, свойственные доклассическим памятникам архитектуры, несомненно, послужили основой для последующего развития и расцвета майяской культуры.

Город Копан был возведен в классический период древней ци­вилизации майя, примерно в середине VII века. По описаниям, которые оставили в XVI веке Г. Паласио, а позднее, в середине XIX столетия, Дж. Стефенсон, Копан был обнаружен на западе Гондураса, неподалеку от гватемальской границы, департаментов Сакапа и Чикимула. Так называемый городской центр Копана занимает площадь 30 га. Местная архитектура отличалась тем, что в ней отсутство­вали большие пирамиды и высоко вознесенные храмы с огромными «кровельными гребнями». Копан производит впечатление огромного акрополя, в состав которого входило несколько пирамид, платформ, террас, храмов и дворов. Они распола­гались на территории города группами. Одна из главных достопримечательностей — лестница, ведущая в акрополь. Она состоит из 63 скульптурных ступеней и имеет около 2500 иероглифов. Особенно выделяются храмы. Возведение трех из них исследователи относят к 756-771 годам. Один из храмов посвящался Венере.

Огромный интерес представляет центральная площадь. На ней воздвигнуты девять монолитов, которые служат основанием для алтарей, отличающихся изящной отделкой. По мнению ученых, в Копане находилась одна из наиболее крупных астрономических обсерваторий, которыми располагали древнейшие города майя. Американский археолог С. Морли предполагал, что численность населения Копана в период его наивысшего расцвета достигала 200 тысяч человек. Однако, по мнению других исследователей, ученый несколько завысил число жителей. Тем не менее Копан считался в древние времена наиболее выдающимся центром цивилизации майя.

К северу от Копана, уже на гватемальской территории, находится город Киригуа. Он не столь впечатляющ по размерам, однако представляет большой интерес как памятник древнейшей цивилизации. На его территории археологам удалось обнаружить изумительные стелы, покрытые рельефными изображениями. Одна из них достигает десятиметровой высоты и по своим размерам превосходит все остальные монолиты, обнаруженные на территории Мезоамерики.

Одним из самых блестящих городов древнейшей цивилизации майя классического периода многие исследователи считают архитектурный комплекс Паленке.

Его история насчитывает почти десять веков. Он существовал с конца I тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Название этого города, как и почти всех других древних городов майя, носит условный характер. В их выборе современные исследователи чаще всего руководство­вались чисто случайными признаками. Паленке в переводе с испанского означает «изгородь», «ограда», «огороженное место».

Этот городской центр, его архитектура и скульптура отличались своеобразными чертами, которые были присуши майяскому классическому периоду.

Наиболее распространенным строительным материалом был камень. Здания возводились в основном из известняка. Вырубленную из скал породу пережигали, получая таким образом известь.

Майя смешивали ее с песком, добавляли воду и приготовляли из этих компонентов цементирующий раствор.

В соединении с каменной пылью он давал разновид­ность еще одного великолепного строительного материала — штука (что-то вроде современной шпаклевки, приготовленной из смеси гипса и мела). Штуком покрывали стены и потолки. Используя необыкновенную пластичность этого материала, майя виртуозно изготавливали лепные украшения, которые наносили на стены и колонны зданий, их основания, фризы. Применяя острый резец, очевидно из обсидиана (стекла вулканического происхождения), на плиты, покрытые штуком, наносились легко прочерченными линиями контуры с образами божеств, иероглифические надписи. Известковые камни применялись также для изготовления различных украшений, посуды. Из известняка делали косяки, притолоки, стелы, алтари, статуи.

Основными чертами городского центра в Паленке являлось наличие портика с тремя, а иногда пятью входами. Они были образованы посредством возведения широких колонн. Внутри центрального заднего помещения, которое представляло собой как бы отдельную архитектурную единицу, находилось святилище. Оно выполняло функцию по охране символа того культа, которому был посвящен храм. Маленькие помещения, которые находились по бокам от святилища, являлись кельями жрецов.

В Паленке, как и во всех других обнаруженных при раскопках дворцах и храмах майя, по обе стороны от входов на стене или колонне можно встретить подобия каменных колец. Это или кусок камня, вставленный в небольшую выемку, или маленький каменный же цилиндр, встроенный вертикально в пространство между двумя камнями.

Подобные приспособления служили для крепления веревок, на которые подвешивался занавес. Он выполнял функцию своеобразной двери и укрывал помещение от дождей и ветров, спасал от холодов. Древние зодчие майя в конструкции зданий использовали также выступающие навесы, на которых укрепляли специальные карнизы. Во время ливней вода стекала по ним, минуя стены или колонны, украшенные рельефами из штука, предохраняя их тем самым от размывания и быстрого разрушения.

Большой интерес представляет эволюция, которую совершили в градостроительстве индейцы майя. Их первые постройки, возведенные с ритуальными целями или как жилища жрецов и вож­дей, были не чем иным, как простыми хижинами, имевшими разные размеры. Фундаментом для них в это время (IV-II века до н. э.) служили платформы различной высоты, облицованные камнем и штуком. В более поздний доклассический период (ближе к I тысячелетию н. э.) основания для зданий стали превращаться в ступенчатые пирамиды, которые создавались путем наложения одной платформы на другую. Однако даже в этот период храм, венчавший пирамиду, несмотря на то что ее основание украша­ли богатые алебастровые маски, вое же представлял собой обык­новенную хижину с пальмовой кровлей. И только в классиче­ский период развития, начиная с первых веков нашей эры, на смену пальмовой крыше при­шел каменный свод. Он получил название ложной арки или майяского свода. Это архитектурное новшество не изобрете­ние майя. Свои жилища и здания подобным образом накрывали некоторые народы Старого Света, например микенцы, на несколько тысячелетий раньше, чем возникли первые ростки культуры древней индейской цивилизации.

Майяский свод имел особенность. Он возводился путем сближения стен, начиная с определенной высоты. Ряды камней при этом накладывались один на другой так, чтобы каждый последу­ющий выступал над предыдущим. Когда отверстие вверху становилось совсем небольшим, его закрывали плитой. Новый свод был значительно прочнее. Ведь он строился из камня и не поддавался, в отличие от дерева, губительному и разрушительному воз­действию влажного тропического климата. Этот тип перекрытий обеспечивал острый угол свода, большую его высоту и огромную массивность стен, на которые данный свод опирался. В то же время внутренний, полезный объем зданий был очень мал по сравнению с внешним. Из-за ложного свода архитектурные сооружения имели небольшую ширину помещений при достаточной длине.

У майяского свода был еще один существенный недостаток. Он позволял перекрывать, в силу особенностей своей конструкции, только узкие пространства. Однако в отдельных случаях древние зодчие все же сумели возвести такие перекрытия в могильном склепе храма Надписей в Паленке и в поперечных коридорах, разделяющих центральное здание Дворца губернатора и боковые пристройки в Ушмале. Для увели­чения внутренней площади майяские архитекторы перегородили помещение посередине продольной стеной. В центре она имела дверь. В подобной архитектурной постройке здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на серединную, а другим на внешнюю стену.

В классический период майя ввели новшество в строительство оснований (фундаментов) своих храмов, ритуальных зданий и дворцов. От использо­вания простых платформ они перешли к так называемым пирамидам. Однако в отличие от древних египтян майя никогда не стремились к достижению действительно пирамидального геометрического объема. Накладывая платформы одна на другую, они получали в результате усеченную форму. На ее четырехгранной вершине возводился небольшой, чаше всего двух- или трехкомнатный храм.

Число уступов, или членений, на которое делилось тело пирамиды, могло быть самым разнообразным. От подножия пирамиды к двери святилища обычно вела длинная, крутая и широкая лестница. Если пирамида была очень больших размеров, то такие лестницы располагались по всем ее четырем сторонам. Конфигурация подобных пирамид обычно использовалась для возведения культовых построек на вершинах больших холмов. У народности майя любая возвышенность была обожествлением сил природы. По верованиям индейцев, именно на холме обитали дожди, ветры, реки. Они считали, что чем выше холм, тем ближе к небу. Поэтому храм должен был устремляться к небесам, туда, где обитают боги.

Характерным архитектурным образцом майяского храма периода расцвета цивилизации (вторая половина VII века) археологи и исследователи считают известный храм Солнца в Паленке. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, которая разделена на пять этажей-ступеней. Сам храм расположен на усеченной верхушке пирамиды. Это продолговатое, небольших размеров здание, ко­торое имеет внутреннюю продольную стену. К правому и лево­му торцам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а меж­ду ними поставлены еще два прямоугольных столба. Таким образом, фасад представляет собой нечто вроде портика. Его столбы украшены штуковыми рельефами. Фасадная стена проре­зана тремя дверями, ведущими в помещение, где расположено маленькое святилище. На задней его стене помещен барельеф, изображающий маску бога солнца. Эта маска подвешена на двух скрещенных копьях. Возле них в позе поклонения изображены две человеческие фигуры. Именно эта скульптурная деталь свя­тилища дала повод некоторым исследователям назвать это зда­ние в Паленке храмом Солнца.

Плоскую крышу храма венчает кровельный гребень. Он, как и во многих других культовых постройках майя, достигает значительной высоты. Гребень состоит из двух сходящихся в верх­ней части под острым углом стен, которые имеют многочислен­ные отверстия, напоминающие окна. Поверхность стен гребня покрыта богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находится изображение мифического чудовища. По утверждению специалистов, гребень не имел никакой конструктивной функции и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Храм Солнца, с точки зрения архитекторов, отличает уравновешен­ность всех его частей, благородство и простота очертаний. Это один из наиболее выразительных и впечатляющих памятников зодчества майя.

Основные черты майяской архитектуры, связанные с возведением культовых сооружений, можно проследить и на примере других городских центров, существовавших в VII-IX веках, — Тикаля, Пьедрас Неграс, Ушмаля, Йашчилана, Копана, Киригуа. Различия можно обнаружить только в деталях. Так, например, храмовые пирамиды Тикаля, крупнейшего города классического периода, были очень высокими, но имели сравнительно небольшое основание. По внешнему виду они напоминали башни. Самая высокая из них — пирамида храма IV имеет высоту 45 м, а вместе с храмом и декоративным гребнем возносится более чем на 70 м.

(Для сравнения — это примерная высота современного двадцатиэтажного здания.)

Майяские строители прекрасно чувствовали окружающий ландшафт. Они умело располагали здания на природных террасах. Архитектурные композиции непринужденно и свободно вписывались в горный рельеф. Современных архитекторов поражает планировка майяских поселений. Древ­ние градостроители добивались удивительной уравновешенности отдельных частей возведенных ансамблей, их гармоничного сочетания. Важную роль играл при этом цветовой контраст построек и окружающей природы. Зодчие майя покрывали стены зданий белым или алым штуком. На фоне голубого неба или яркой зеленой тропической растительности, окружавшей сооружения, это производило особый эффект.

Чем отличаются майя, ацтеки и инки • Arzamas

Из всего многообразия цивилизаций, существовавших в Латинской Америке до прихода испанцев, все слышали только про майя, ацтеков и инков. При этом мало кто знает наверняка, кто из них знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Подготовила Евгения Коровина

Где и когда существовали цивилизации инков, майя и ацтеков

Майя

Ацтеки

Инки

Письменность

У майя было словесно-слоговое письмо. Корни слов писались знаками для слов (логограммами) или слоговыми знаками. Суффиксы писали только слоговыми знаками. Сохранилось три кодекса раннеколониального времени, а также большое количество разнообразных надписей на керамике и на монументах (по большей части классического времени).

У ацтеков, как и у майя, было словесно-слоговое письмо, но использовалось оно только для записи личных имен и названий мест. Ацтеки, в отличие от майя, для обозначения действия рисовали картинку — их письменность не была приспособлена к фиксированию глагольных форм.

Была ли у инков письменность, достоверно неизвестно. Существует легенда об инке Пакачутеке, запретившем письмо, потому что страну охватила эпидемия, и жрецы сказали, что страну спасет отказ от письменности. Кроме того, существуют свидетельства, что последний памятник инкской письменности (несколько полотнищ с рисунками) испанцы пытались привезти в Европу, но корабль с этими памятниками затонул. Существовали ли эти полотнища на самом деле и содержали ли какой-то текст, мы не знаем. Скорее всего, это поздняя легенда. Кипу, которое иногда называют узелковым письмом, в строгом смысле письмом не является.

Монтесума

Монтесума — император ацтеков, и к майя он не имеет никакого отношения.

Монтесума II — последний император ацтеков, захваченный в плен Кортесом и в 1520 году убитый индейцами за призыв покориться испанцам.

Монтесума был императором ацтеков, а не инков.

Пирамиды

Пирамиды вообще являются характерной особенностью мезоамериканской культуры. Майя построили много пирамид — к примеру, пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица (на полуострове Юкатан). Самая большая пирамида майя — Ла Данта, один из трех пирамидальных комплексов города Эль-Мирадор. Ее высота — 72 метра.

Например, в центре Теночтитлана (ацтекской столицы, разрушенной Кортесом) была пирамида с двумя храмами на вершине — Темпло Майор, или пирамида Уицилопочтли. Комплекс был построен около 1325 года.

Инки пирамид не строили.

Драматургия

До нас дошла пьеса майя «Рабиналь-Ачи». Она сохранилась в рукописи XIX века, но считается, что текст восходит к доиспанским временам. Речь в ней идет о том, как один правитель пленил другого, а потом думал, что с ним сделать.

Нам известны доколумбовы пьесы майя и инков, а от ацтеков дошли только стихи. Самого великого ацтекского поэта звали Несауалькойтль, буквально «постящийся койот» (1402–1472 годы).

Нам известно несколько пьес инков — например, «Ольянтай» (дошла в рукописи XVIII века, но считается, что написана была до прихода испанцев). В пьесе рассказывается про юношу, который влюбился в девушку, влюбляться в которую ему было не положено по статусу. В результате юноша был сослан, а девушка заточена.

Мачу-Пикчу

Мачу-Пикчу — это город в Андах.

Мачу-Пикчу — это город в Андах.

Мачу-Пикчу — это город в Андах, расположенный на высоте 2450 метров над уровнем моря. Как город Мачу-Пикчу функционировал около ста лет, в XV–XVI веках. После этого более 400 лет город пребывал в запустении, пока в 1911 году его не обнаружил Хайрам Бингем, исследователь из Йельского университета.

Конец света в декабре 2012 года

Календарь майя рассчитан на 13 больших календарных циклов (бактунов). Точно понять, как это деление соотносится с нашим летоисчислением, невозможно, но, согласно трем наиболее общепризнанным вариантам, 13-й бактун заканчивался 21, 23 или 24 декабря. Впрочем, по некоторым версиям он все еще продолжается.

Ацтеки делили время на 52-летние циклы — очередной заканчивался в 2012 году.

В 2012 году инки конца света не ждали.

Ламы

Ламы водятся только в Андах.

Ламы водятся только в Андах.

В Андах ламы водятся.

Колесо

Археологи находили майяские детские игрушки с колесами, но в транспорте колеса не использовались. У майя не было вьючных животных.

Ацтеки колеса не знали.

Можно предположить, что причина в климате: в сезон дождей в этих регионах не могут проехать никакие колеса. Другая версия — отсутствие узды (по-видимому, лошадиную узду изобрели в Шумере в III тысячелетии до нашей эры; позже ее стали использовать и для верблюдов и оленей. Судя по всему, другие народы узду сами не изобретали).

Война с Кортесом

Испанцы появились на Юкатане в 1517 году, а в 1528-м началось его завоевание под руководством Франсиско де Монтехо. Последняя крепость, Тайясаль, пала в 1697 году.

Столица ацтеков Теночтитлан пала в 1521 году, уже через два года после появления в Мексике Кортеса, благодаря удачному союзу с другими индейскими племенами, восставшими против ацтекского правления.

Инков завоевал Писарро. Это произошло в 1535 году, примерно через 10 лет после первого знакомства. Писарро, как и Кортес с ацтеками, воспользовался местными разногласиями — два сына предпоследнего инки Уайны Капака, Уаскар и Атауальпа, после смерти отца боролись между собой за трон.

Какао как валюта

Зерна какао очень удобно считать: в каждом какао-бобе зерна расположены рядами ровно по пять штук, всего рядов может быть от шести до десяти.

Зерна какао очень удобно считать — в каждом какао-бобе зерна расположены рядами ровно по пять штук, всего рядов может быть от шести до десяти.

Инки использовали для обмена различные товары, какого-то конкретного эквивалента денег у них, видимо, не было.

Судоходство

Майя плавали на побережья: например, на остров Косумель, находящийся рядом с Юкатаном.

Ацтеки плавали по большому озеру Тескоко, посреди которого стояла их столица Теночтитлан. В настоящее время Тескоко практически целиком осушено: многие районы современного Мехико стоят там, где раньше была вода. Сохранившаяся часть озера сильно засолена.

Испанский путешественник Педро Сармьенто де Гамбоа записал легенду о том, как в XV веке, во времена правителя Тупака Юпанки, инки предприняли длительное плавание на бальсовых плотах к островам Ауачумби и Ниначумби и привезли оттуда золото и рабов. Где находились эти острова — неясно, сам Сармьенто де Гамбоа отождествлял их с открытыми им Соломоновыми островами; другие считают, что инки открыли остров Пасхи (но, в отличие от Соломоновых островов, на острове Пасхи золота нет). Достоверность этой легенды ничем не подтверждена.

Листья коки

Майя могли употреблять галлюциногенные грибы.

Инки (как и майя и ацтеки) употребляли алкоголь, но перегонять его их научили европейцы. Так что до появления европейцев он был не очень крепким.

Инки жевали листья коки — это придавало им сил для передвижения высоко в горах.

Единое централизованное государство

Ни один из майяских городов-государств к приходу европейцев не достиг уровня, позволяющего захватить все остальные города-государства, — хотя некоторые города майя в разные периоды своей истории управляли соседними городами.

У ацтеков существовал Тройственный союз — государство, названное так потому, что возникло из союза Теночтитлана, Тескоко и Тлателолько. К началу колониального периода Тройственный союз распространил свою власть на большую часть Центральной и Южной Мексики.

Столицей инков был город Куско. К моменту прихода европейцев инки правили практически всеми Андами, но на восток в Амазонию их власть не распространялась, хотя отдельные попытки подчинить ее они предпринимали.

Передача информации при помощи огня

Майя передавали информацию с гонцами.

Ацтеки, как и майя, передавали информацию с гонцами.

Почта была у всех, но у инков — самая развитая: она работала как система гонцов, менявшихся через определенные промежутки времени. Если необходимо было срочно передать какую-то информацию, они делали это при помощи костров, которые разводились на горных вершинах, — у майя и ацтеков, живших на более равнинных территориях, такого не было.

Металлургия

Некоторое количество медных предметов, датируемых началом II тысячелетия нашей эры, находили в Ламанае и других городах, но они появились там в результате торговли.

На территориях, принадлежавших ацтекам, были найдены отдельные медные вещи, но они появлялись там в результате торговли. Кроме того, соседи ацтеков, тараски, незадолго до прихода европейцев (около 1450 года) научились выплавлять медь.

В андском регионе первые изделия из металла появились в III тысячелетии до нашей эры — это была медная, золотая, а позже и бронзовая металлургия.

Табак

Считается, что индейские сорта табака крепче европейских. При этом табачная зависимость у индейцев не формируется: современные потомки майя могут несколько дней почти безостановочно курить во время ритуала, а потом несколько лет не курить вовсе.

Считается, что индейские сорта табака крепче европейских. При этом табачная зависимость у индейцев не формируется: современные потомки майя могут несколько дней почти безостановочно курить во время ритуала, а потом несколько лет не курить вовсе.

Инки жевали листья коки, которые придавали им сил для передвижения в горах.

Лунный кролик

Майя часто изображали богиню луны Иш-Чель с кроликом на коленях.

В одном из ацтекских мифов рассказывается о том, что раньше луна светила так же ярко, как солнце, пока один из богов не бросил в нее кроликом. Поэтому бог луны Мецтли часто изображался в виде сосуда с кроликом.

Богиню луны у инков звали Кунирайя. Пятна на луне появились, когда Кунирайя прижала к себе своего любовника — Лиса.

Картофель

Основной пищей у майя и ацтеков были кукуруза, фасоль и чили.

Как и у майя, основной пищей ацтеков были кукуруза, фасоль и чили.

Предшественники инков одомашнили картофель 7000 лет назад. Сами инки вывели сотни его сортов, большинство из которых до сих пор знают только их потомки.

Цивилизации инков, ацтеков, майя – кратко о самых удивительных нароов в истории — Альтернативный взгляд Salik.biz

Когда мы слышим понятия «инки», «майя» или «ацтеки», то мысленно переносимся за океан, в горы и джунгли американского континента. Именно там обитали эти малоизвестные человечеству племена индейцев ¬– создателей цивилизации инков, ацтеков и майя, кратко о которых мы и поговорим дальше. Из истории знаем о них только то, что они были искусными мастерами. Инки строили большие города, соединявшиеся такими дорогами, как будто по ним мчались автомобили. Пирамиды возвели наподобие египетских, но по местным религиозным воззрениям. Ирригационные каналы позволяли кормить народ собственной сельскохозяйственной продукцией.

Божество инковБожество инков

- Salik.biz

Инки создали календари, летоисчисление и письменность, имели обсерваторию и хорошо ориентировались по звездам. И вдруг в одночасье, — все цивилизации исчезли. Над разгадкой о причинах довольно странного, даже с позиций современной науки, социально-демографического явления трудятся многие ученые. Первой представим цивилизацию инков в кратком описании.


Древние инки

Если рассматривать географическую карту южноамериканского материка, то бросится в глаза его вертикальное деление горами Анды. К востоку от гор простирается Тихий океан. Эту местность, ближе к северу, в 11-м – 15-м веках облюбовало древнейшее индейское племя инков, – на их языке произносится как «кечуа». За такой короткий период по известной масштабности трудно создать уникальную и одну из раннеклассовых цивилизаций Мезоамерики. Инки в этом преуспели, возможно, с некоторой сторонней помощью.

Дорога инков в горахДорога инков в горах

Она простиралась на пять тысяч километров с севера на юг, – это ровно половина протяженности РФ. В нее входили территории, полностью или частично, восьми современных латиноамериканских стран. Эти края населяли около двадцати миллионов человек.

Рекламное видео:

Ворота Солнца. Архитектура инковВорота Солнца. Архитектура инков

Археологи утверждают: культура кечуа начиналась не на пустом месте. Доказано, что значительная часть либо пришла к кечуа извне, либо они поселились на чужой территории и присвоили достижения предшествующих цивилизаций.

Инки были хорошими воинами и не гнушались захватами новых территорий. От культуры Мочика и государства Кари они могли перенять технологию изготовления цветной керамики, прокладки каналов на поля, от Наска – устройство подземных водопроводов. Перечень можно продолжать.

Сапа-Инка ( император)Сапа-Инка ( император)

В чем преуспели сами кечуа, так это в камнерезном деле. Блоки для зданий так ювелирно отесывали, что при их укладке не требовался связующий материал. Вершиной зодчества является группа храмов под общим названием Золотой двор с храмом бога Солнца. Верховные правители кечуа просто обожали золото, им были покрыты дворцы императора от пола до потолка. Всю эту роскошь испанские конкистадоры переплавили и в слитках перевезли домой. Лишь величественные пирамиды на безжизненной земле напоминают о былом величии.

Древние майя

У племени майя было все, что характеризовало древние цивилизации, кроме колеса и инструментов из металла. Инструменты качественно вытачивали из крепкого камня, даже для распила дерева.


Древние рисунки майяДревние рисунки майя

Майя умело возводили здания, используя редкие для тех времен арочные перекрытия, а знание геометрии помогало правильно прокладывать ирригационные каналы. Они первыми узнали, как получить цемент. Их хирурги проводили операции скальпелем из застывшего стекла.

Календарь майяКалендарь майя

Как и инки (кечуа), майя имели большие познания о космосе и звездах. Но вряд ли кто из них мог владеть космическими аппаратами. Но тогда зачем им была нужна купольная башня-обсерватория, сохранившаяся до наших дней? Здание стоит так, чтобы лучше было ориентироваться на орбиту самой яркой планеты. Только лишь для создания календаря, направленного на эту планету? Очевидно, были и другие планы. Недаром на скалах есть загадочные изображения летающих людей.

Пирамида майяПирамида майя

Существует и такая версия происхождения майя: возможно, они приплыли в Америку на кораблях с другого континента. Как и инки, майя использовали опыт более развитой цивилизации – ольмеков, которые непонятно откуда появились на американском континенте. Например, их опыт приготовления напитков из вещества, похожего на шоколад, а в религии переняли божеств в виде животных.

Майя исчезли в 10-м веке нашей эры. И инков, и майя, и ольмеков постигала одна и та же судьба, – их цивилизации прекратили существование в самом расцвете. Ходовые две версии гибели майя – экология и завоевания. В пользу второй свидетельствуют артефакты нахождения на территории, где жили майя, других племен.

Древние ацтеки

На плодородных землях Мексиканской долины веками жили до десятка племен. В начале 14-го столетия там появилось племя тепанеков. Воинственное, до невозможности жестокое, оно покорило все другие племена. Их союзниками в захватах территорий было малочисленное племя теночков.

Одежда и украшения воинов-ацтековОдежда и украшения воинов-ацтеков

Это и были ацтеки. Этим именем их называли соседние племена. Ацтеки изгнаны другими племенами на пустынный остров. И отсюда пошла власть ацтеков на всю долину Мексики, где уже проживали до десяти миллионов человек. Вели торговлю со всеми, кто принимал их. В городах проживали тысячи людей. Государство разрослось до невиданных размеров.

Ацтеки украшали золотом здания городов, отдавая дань не за стоимость, а за красоту. Золото не было у ацтеков мерилом ценности или богатства, а только символом Солнца. И эту красоту заливали тоннами человеческой крови, принося Солнцу в жертву и порабощенных в войнах, и своих же земляков.

Творчество ацтековТворчество ацтеков

Благополучие рухнуло в 1519 году с приходом конкистадоров. Император Монтесума сдал могущественное государство с немалым войском пятистам испанским воякам, высадившимся с кораблей на земли ацтекской империи. И от страха стал уговаривать подданных подчиниться власти бледнолицых. Взамен испанские конкистадоры разграбили города ацтеков, как и инков, и майя. От этого индейцы оправиться не смогли. Возможно, перебрались на другие земли, подальше от моря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *