Готы – тёмные романтики Суоми
Финляндия – одна из стран, где готическая культура до сих пор популярна. Финская молодёжь слушает отечественный готик-рок, собирается в клубах, где его играют. Готическую одежду и атрибуты можно легко купить в специализированных магазинах, а на улицах часто встречаются интересные личности в чёрных одеждах.
Уже в пограничном городе Лаппеенранте, покупая продукты в супермаркете, можно встретить кассиршу с розовыми волосами в наряде готессы. В кафе может неожиданно оказаться демонического вида парочка: парень в чёрном плаще с длинными чёрными волосами и девушка в костюме ведьмочки. Такие колоритные персонажи в здесь никого не удивляют: готы – органичная часть финского общества со времён 90-х. Финляндию одно время даже называли страной готики и средневекового романтизма, хотя признанная родина и оплот готической субкультуры в Европе – это Великобритания.
В финской душе – потёмки
В Финляндии, как и во всей Европе, появление готов в конце прошлого века было связано с развитием готического направления в музыке. Одна из причин, почему готика не утратила популярность у наших соседей, – творчество таких финских групп как «Nightwish», «69 Eyes», «Him» и «The Rasmus», которое получило своё развитие уже в начале 2000-х. Красивые рок-композиции и готический имидж музыкантов продолжают завоёвывать сердца финских тинейджеров.
Фото: rock4all.ru. Nightwish
В чём ещё секрет очарования готической культуры для финской молодёжи? Готам свойственно «тёмное» восприятие мира и романтико-депрессивный взгляд на жизнь, особое романтическое отношение к смерти. Их интересует связь с мифическим и духовным мирами. Это как-то выразил в своём интервью солист группы «69 Eуеs» Юрки Линнанкиви. Склонность к замкнутости, обособленность от социума и погружение в себя, размышления о жизни и смерти, прогулки по лесу при луне – всё это близко национальному финскому менталитету.
Финские готы не любят вмешательства в их внутренний мир, но вполне толеранты по отношению к другим субкультурам и не выступают против обшества в целом. Они работают в офисах, магазинах и других местах, при этом стараясь сохранить в своей одежде элементы любимого стиля. Представителям такой закрытой нации, как финны, принадлежность к готическому сообществу даёт возможность найти свою зону комфорта в современном мире. Для романтически настроенной молодёжи это –альтернативный способ восприятия мира, своего рода протест против правильной и размеренной жизни в благополучном финском обществе.
Мода на Дракулу
Готический стиль – прекрасный способ выразить себя в стране, где основная масса населения предпочитает практичную и неброскую одежду.
Финские готы, как и готы других стран, выражают свой внутренний мир через создание образа: бледные лица, сильно подведённые чёрным глаза и губы. Мужчины стремятся выглядеть демоническими красавцами в тёмных одеждах. Женщины часто создают сексуальный имидж роковой красавицы-брюнетки, женщины-вамп, который особенно интригует в стране блондинок.
Внутри готического стиля есть несколько типажей. Один из них – «Вельветовый гот», подражающий средневековому стилю: длинные бархатные платья, вельветовые плащи с капюшоном и т.д. Типаж «Викторианский гот» сложился под влиянием викторианской эпохи и произведений о вампирах. Здесь готессы стараются «сделать» фигуру в форме «песочных часов», используя корсеты, в ход идут также длинные юбки, перчатки, оригинальные украшения и зонты. Мужчины-готы одеваются в бархатные или вельветовые жакеты с шифоновыми или шёлковыми рубашками со шнуровкой. Образ викторинского гота был создан под влиянием американского фильма «Дракула» Брема Стокера. «Рок-готы» одеваются в стиле, который выглядит почти как панк.
Готические символы, используемые в одежде и украшениях – египетский символ вечной жизни анкх, глаз Ра, кельтский крест, пентаграмма. Готы используют украшения из серебра или белых металлов, как отображающие цвет луны, которую они предпочитают солнцу.
Нельзя сказать, что Хельсинки – это столица готической моды, но в столице есть места, где можно купить готическую одежду или аксессуары. Лучшим магазином финской столицы считается Moriticia (Eerikinkatu 9). Здесь большой ассортимент романтических нарядов, включая корсеты, есть также одежда для киберготов, ювелирные изделия и обувь. В маленьком магазинчике Nana Star (Eerikinkatu 10) представлена косметика, обувь, одежда, сумки. В торговом центре Forum есть магазины Backstreet и Superpirates, где много готических вещей.
В секс-шопе Sin City (Annankatu 21) можно найти много кибер-одежду эксклюзивного дизайна.
Фото: yandex.kz
Тампере – столица финской готической сцены
Здесь в своё время функционировал клуб «Black Celebration», в котором выступали легенды финского готического рока. Затем местом готической тусовки стал клуб «Schatten». Соответствующую музыку играют также в клубах «Ground Zero» и «Dusk».
Начиная с 2001 года в Тампере в июле проходит готический фестиваль «Lumous». В рамках последнего Lumous Gothic Festival XVIII был организован Dark Market, где была представлена готическая мода, литература и музыка. В Финляндии есть специальный календарь готических событий, где можно найти даты и места проведения концертов и вечеринок.
В Хельсинки тоже есть клубы готического направления: Invasion и Yökerho. Ещё послушать готик-рок можно в Hevimesta. Увидеть готов, а если повезёт и пообщаться с ними, можно в одном из баров в районе Каллио, где встречаются неформалы всех направлений.
Главное – не слишком приставать с вопросами и не фотографировать готов и готесс без разрешения.
В отличие от вампиров готы не слишком скрываются от дневного света, и их можно встретить в одном из столичных парков. Но лучшая готическая достопримечательность финской столицы – это кладбище Hietaniemen, где много красивых старинных памятников и надгробий. Прогулки здесь доставляют удовольствие не только готам, но и романтически настроенным туристам.
Фото: i.ucrazy.ru
Наталья Григорьева
Шоп-тур в Лаппеенранту на 1 день от метро на микроавтобусе
В гости к хаски и карельскому Деду Морозу
Комфорт-круиз на Аландские острова, 4 дня
Джип-тур «Вулкан Гирвас», 1 день
Тур на Валаам, 1 день
Жемчужина Карелии – Рускеала, 1 день
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Афиша: шайба в лоб, чёрный юмор и немного романтики
Финские имена и фамилии: как вы яхту назовете…
«Дед инсайд»: кто это, признаки, мемы
Мрачные посты, депрессивная музыка и герой аниме на аватарке.
Разбираемся, о чем грустят «дед инсайды», чем они отличаются от представителей других субкультур и как связаны с романтизмом XIX века
Кто такой «дед инсайд»
«Дед инсайд» (от англ. dead inside, «мертвый внутри») — это мем, популярный в геймерской среде и в итоге породивший субкультуру тех, кто ощущает себя внутренне опустошенными, «мертвыми изнутри». К 2022 «дед инсайд» изменил значение и сейчас популярен больше как мем, чем как самоназвание «грустных» людей.
Типичный «дед инсайд» — это человек, увлеченный аниме или игрой в Dota 2, с челкой, падающей на глаза и в одежде черно-белых оттенков. В его профиле в соцсети чаще всего скриншоты из японского аниме «Токийский гуль», а в статусе или нике может быть фраза «дед инсайд». Лицо на фото закрыто маской или вообще скрыто. «Дед инсайду» не обязательно играть в Dota и смотреть аниме:
@krutizemluu А ты дед внутри? #дединсайд #пояснительнаябригада #пояснительнуюбригаду #канекикен #кенканеки ♬ оригинальный звук — Крути Землю
Изначально считалось, что «дед инсайд» должен демонстрировать пессимизм, равнодушие и иногда агрессивное презрение к окружающим.
Но постепенно название стало все чаще употребляться иронично: «дед инсайдами» называют тех, кто оторван от жизни, не обращает внимания на окружающих и ведет себя странно в повседневных ситуациях. В TikTok и «ВКонтакте» популярны мемы, которые иронизируют над демонстративным безразличием и апатией «дед инсайдов». Если подросток говорит о себе «я дед инсайд», это вряд ли значит, что он намерен оскорблять окружающих или всерьез воспринимает себя героем аниме. Сегодня «дед инсайд» — это ироничный посыл, повод для шуток и способ найти друзей с похожими увлечениями.
@rink.wwwy Икишиматеперь дед инсайдка… #CapCut #икишимамидари #безумныйазарт #рек #рекомендации #дединсайды #какстатьдединсайд ♬ оригинальный звук — Зайка
Как появилось понятие «дед инсайд»
Российское медиа о рэпе и субкультурах The Flow утверждает, что субкультура «дед инсайдов» появилась в СНГ, хотя сама фраза англоязычная.
Выражение dead inside означает психологическое состояние — эмоциональное опустошение, апатию и депрессию, и в контексте субкультуры для англоязычных не имеет смысла. Например, медицинский словарь по фразе dead inside перенаправляет пользователя на страницу «клиническая депрессия».
В России фраза стала широко популярной, когда в 2014 киберспортсмен и игрок Dota 2 Илья Коробкин под ником ALOHADANCE сделал себе татуировку с этой надписью и во время своих стримов несколько раз произнес: «Я dead Inside, мне [плевать] на игру». Другие игроки и фанаты киберспортсмена подхватили выражение. В 2019 году интернет-издание «Канобу» назвало «dead inside» главным мемом «Доты» последнего времени.
Та самая татуировка (Фото: vk.com)
В Google Trends русскую фразу «дед инсайд» можно отследить с 2021 года. Ее вбивали в поисковик в странах СНГ, главным образом в России и Казахстане.
В этот же период часто искали «токийский гуль дед инсайд».
Популярное аниме «Токийский гуль» — это еще одна причина распространения субкультуры. Этот японский сериал, созданный на основе манги в 2014 году, добрался до СНГ в 2017. Гуль — персонаж-оборотень из арабской мифологии, который упоминается даже в «Тысяча и одной ночи». В «Токийском гуле» главному герою, студенту Канеки Кену, пересаживают органы гуля, нечеловеческого существа, питающегося людьми. Конфликт сериала завязан на том, что главный герой борется и в итоге принимает свою двойственную, только наполовину человеческую, сущность.
Главный герой сериала Канеки Кен. Красно-черные глаза — один из отличительных признаков гулей (Фото: kanobu.ru)
Эстетика «Токийского гуля» уже была популярна до появления «дед инсайдов»: поклонники аниме выстригали себе челку как у Кена или ставили его фото в свой профиль «ВКонтакте».
@andreigey32 Оцените образ в комментариях😋#глобальныерекомендации #стиль#fashion #мода #дединсайд #канекикен ♬ you not the same — slowed down version — tilekid
Киберспортсмен Илья Коробкин также использовал аватарки из «Токийского гуля». Мрачная стилистика сериала, жестокие испытания, с которыми сталкивается главный герой, атмосфера безысходности — все это сходно с первоначальным самоощущением «дед инсайдов».
В январе 2021 года Колпинский районный суд Петербурга запретил распространение нескольких аниме, и в том числе «Токийского гуля». Но интернет-движение «мертвых внутри» это не остановило: пик популярности запросов «дед инсайд» приходится на конец 2021 года.
Связь «дед инсайд» с другими субкультурами
Некоторые российские социологи объединяют современные субкультуры по типам поведения в такие группы:
- «агрессивные» — это футбольные фанаты, скинхеды, сатанисты, которые выражают свои взгляды в агрессивных и преступных действиях;
- «рисковые» — стритрейсеры, сноубордисты, сталкеры, которым важно почувствовать риск и адреналин;
- «гедонистические» — хиппи и растаманы, ищущие удовольствий;
- «депрессивные» — это эмо, готы, панки, погруженные в депрессивное мировоззрение и сконцентрированные на себе и своих чувствах.

К последним можно, очевидно, отнести и «дед инсайдов». Как и другие «депрессивные» субкультуры, они отделяют себя от остальных людей через протест, индивидуализм и особое мировоззрение, которое не все способны понять.
Социологи отмечают, что в текстах всех «депрессивных» субкультур присутствует образ «мертвого героя», вернувшегося из потустороннего мира, чтобы завершить свои земные дела: месть защита угнетенных, любовь и т.д. Канеки Кен, ставший наполовину гулем после пересадки органов, внутренне меняется после жестокого плена и решает уничтожать тех, кто представляет угрозу для общества. А знаковая фигура для готов — рок-музыкант из фильма «Ворон», восстает из мертвых, чтобы отомстить.
Образ мертвого героя влечет за собой депрессивную самоидентификацию у представителей «депрессивных» субкультур. Они ассоциируют себя с героем, восставшим из мертвых, которому нет места в обществе «нормальных». «Дед инсайды» не являются исключением — они противопоставляют себя остальным за счет безучастности, равнодушия или даже презрения к позитивным эмоциям.
Один из первых представителей субкультуры Кирилл Остудин даже составил так называемый «Кодекс гуля», в котором пишет, что «дед инсайд» — это не стиль общения, а образ жизни. «Дед инсайд» не смотрит на людей как на равных и должен вести себя как человек, который по умолчанию лучше других, но при этом такое мнение о себе нужно оправдывать своими действиями. При этом сам Кирилл Остудин в интервью изданию The Flow отмечает, что его кодекс — это всего лишь сборник клише, который он создал от скуки, совершенно не рассчитывая, что он будет популярен. Он отмечает, что «дед инсайда» можно отличить по внешним признакам, и чем более явно они выражены (прическа, одежда, профиль в соцсети), тем быстрее можно найти друзей со сходными интересами и войти в их компанию.
Социологи тоже считают, что подростки чаще всего выражают свою приверженность к субкультуре не через отношение к людям, а через внешние проявления или субкультурные внешние коды: макияж, одежду, прическу. Еще один популярный способ обозначить свою принадлежность к «дед инсайдом» — использовать оценочные модели.
Это фотографии, ролики, видео в соцсетях, на которых «дед инсайды» предстают, например, в смешном или гротескном виде.
@trasher006 #рек #дединсайд #рек ♬ оригинальный звук — 🥀🖤Blaze🖤🥀
«Дед инсайд» и классическое искусство
Ученые изучают связь между современными субкультурами и разными видами искусства: литературой, музыкой, живописью. Исследователь и преподаватель кафедры английской филологии Джеймс Ровира (James Rovira) в своей книге «Рок и романтизм: пост-панк, готика и металл как темный романтизм» (Rock and Romanticism: Post-Punk, Goth, and Metal as Dark Romanticisms) исследует связи между музыкальными жанрами, субкультурами и европейским романтизмом XVII—XIX веков.
По мнению автора, представители темного романтизма, такие как Мэри и Перси Шелли, Байрон, Уильям Вордсворт, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Эдгар По и другие, сильно повлияли на Rolling Stone, Эминема, норвежский блэк-метал и эмо.
Джеймс Ровира утверждает, что современные жанры музыки не только находятся под влиянием романтизма, но и являются его продолжением. Таким образом, романтизм предыдущих столетий продолжает существовать в том числе и в виде таких субкультур, как эмо, готы и, вероятно, «дед инсайд».
Темные романтики от литературы фокусировались на описаниях человеческой слабости, саморазрушения, а также на психологических последствиях наказания, вины и греха. Вокруг этих же переживаний строится главный психологический конфликт «Токийского гуля».
Рисунок из манги «Токийский гуль»
(Фото: library.
manga-sempai.ru)
Кроме того, представители темного романтизма изображали зло в виде реально существующих образов — Сатаны, чертей, призраков, оборотней, вампиров и гулей. Арабское слово «гуль» вошло в английскую традицию в значении существа, грабящего могилы, питающееся мертвыми телами и детьми. «Темный романтик» Эдгар Аллан По в своей поэме «Колокола» описывал гуля как «ни мужчину, ни женщину, ни животное, ни человека».
Немецкий литературовед Андре Фирегге (André Vieregge) считает, что самые значимые и постоянно повторяющиеся темы темного романтизма — это необъяснимое сверхъестественное, страх технологий и сверхъестественное как испытание героя. В проявлениях субкультуры «дед инсайд» — в музыке, изображениях и аниме «Токийский гуль», повторяются эти же мотивы.
«Дед инсайд» глазами психологов и социологов
«Дед инсайды» появились относительно недавно и пока никаких психологических исследований этой субкультуры не проводилось. Психологи исследуют влияние близких субкультур: готов, эмо и других, на общество, изучают, насколько это влияние безопасно.
Например, есть данные, что представители субкультуры готов подвержены риску самоповреждений или суициду. Для них этот риск выше, чем для тех, кто принимает наркотики, страдает депрессией или имеет разведенных родителей. Эмо тоже склонны к нанесению вреда себе. Но ученые полагают, что, возможно, некоторые подростки были изначально склонны к самоповреждениям, и влияние субкультур на это незначительно. Исследователи также признают, что поддержка сверстников, связанная с принадлежностью к любой социальной группе, может положительно влиять на жизнь подростков.
Таким образом, достоверных научных данных, что субкультуры негативно влияют на подростков, пока нет. Психологи не считают, что надо немедленно бить тревогу, если подросток чем-то увлечен, называет себя эмо или «дед инсайдом». Любая субкультура — это культурный феномен, который, вероятно, когда-то уже существовал, а сейчас просто «реинкарнировал» в новой форме. Важно понять, что привлекло внимание ребенка в субкультуре и как он через нее себя выражает.
Педагог-психолог Надежда Архангельская считает, что субкультура «дед инсайд» — это реакция молодежного сознания на жизнь взрослых. По ее мнению, детская психика ищет разрядку в другой реальности, а выдуманный мир аниме с его непредсказуемостью, крутыми виражами — это не что иное, как бегство от действительности.
Особенно это касается тех подростков, которые не получают поддержки родителей, в чьих семьях отсутствует эмоциональная теплота. Психолог полагает, что представители «дед инсайд» — это поколение людей, которым не хватает душевной близости с родителями. У таких детей могут быть психологические травмы: им знакомо и понятно ощущение опустошенности и безысходности, которое транслирует субкультура.
Исправить ситуацию поможет диалог на равных, включение ребенка в совместную деятельность, но не директивно, а так, чтобы ему самому было интересно. Подросток должен чувствовать свою ценность и значимость в кругу семьи.
Елена Леонидовна Омельченко, доктор социологических наук, профессор, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ:
«Я бы с осторожностью отнеслась к термину «депрессивные» субкультуры.
Во-первых, этот термин несет негативную окраску, в том числе и политическую — он заранее формирует определенное напряжение и иногда даже агрессию в отношении представителей тех субкультур, которые под ним подразумеваются. Во-вторых, субкультуры, которые объединяются этим термином, по своей сути разные. Готы — это более взрослая субкультура, тесно связанная с литературой, живописью, кино. Это про поиск смысла жизни, а не про депрессию. Эмо — более молодежная субкультура, в ней большую роль играют эмоции, чувствительность, тактильность. Особая музыка, поэзия — это про эмо. Аниме-субкультура вообще требует, я бы сказала, особого вида компетенции: разбираться во всех этих жанрах, стилях, формировать фан-клубы. Это все очень разные субкультуры.
Что касается исследований о связи субкультур и, например, суицидов, то это, скорее, вопрос компетенции исследователей. Определенный процент людей в обществе склонен к суицидальному поведению. И участие в субкультуре здесь, скорее всего, ни при чем.
Насколько я знаю, «дед инсайд» воспринимается сейчас большинством подростков как шутка, отсыл к чему-то забавному и смешному, тут нет излишне серьезного отношения. Увлечение «Токийским гулем» также очень понятно и объяснимо: подростки — не островитяне, существующие отдельно от общества. Они включены в то, что сегодня происходит в мире, и этот сериал с фантастическими тварями, полулюдьми, полуживотными, его философия помогает им осознать и справиться с происходящим»
лучших готических песен – Rolling Stone
В BATCAVE!
Это саундтрек самых глубоких и темных ночей души — от Боуи до Баухауза, от Nine Inch Nails до Ника Кейва, от пост-панка и дэнс-попа до блюза и кантри.
В 2006 году Питер Мерфи из Баухауза сел рядом с Джерардом Уэем из My Chemical Romance для интервью MTV, посвященного продвижению новой коллекции компакт-дисков под названием Life Less Lived: The Gothic Box . «Я пытаюсь понять, что подводит итог», — сказал Мерфи, когда его спросили, как бы он определил готику.
«Это не может быть просто немного макияжа и мрачная лирика. Там должно быть что-то большее». Уэй застенчиво вмешивается: «Ну, очень сложно классифицировать, кто и что является готом». Спасибо за понимание, жен.
Сцена была своего рода прохождением факела. Баухаус Мерфи помог изобрести готику в начале восьмидесятых; Уэй принес его в торговые центры и на арены в 21 веке. И, тем не менее, ни один из них не смог ответить на вопрос, который десятилетиями не дает покоя людям: Что такое готика?
Давайте вернемся в 1983 год. Время, когда лондонский клуб Batcave находился в зачаточном состоянии. Там культивировалась эстетика готики — любовь к фильмам ужасов и готическим романам, болезненная бледность и кошачий клубок волос, остроконечные подмигивания и мешанина из фетишистских материалов, а главное — романтика с меланхолией. 83-й был также годом, когда вампирский триллер Голод, с Дэвидом Боуи в главной роли, попали на большие экраны. Вампиры, Боуи, Баухауз — это было идеальное трио, прекрасно связанное в оргии трагической вечности.
Первый батальон мрачных пост-панк-групп 1970-х подпитывался энергией персонажа Боуи Зигги Стардаста, андрогинного существа, которое не совсем походило на человека. Очарование Зигги, смешанное с магнетизмом Дракулы (а именно, Кристофера Ли, Удо Кейра и, конечно же, Белы Лугоши) помогло собрать основную иконографию субкультуры — одновременно ужасающую и источающую сексуальность.
А звук? Это атмосферно. Где-то между криком банши или ревом, реверберирующим воем, который мог бы разделить Красное море, готика началась как точка перехода от неровной конфронтационной простоты панка к элегантной тьме, окутанной печалью и так эмоциями. Чтобы получить статус гота, в нем должно быть как можно больше драмы: музыка в истинном хичоковском стиле должна быть такой же пугающей, как винтовая лестница в скрипучем доме с привидениями.
Думайте об этом списке как о дорожной карте для этого звука — от острых ощущений из фильмов категории B до реанимированных рок-н-ролльных ритуалов и полного святотатства, наполненного богохульством, рабством, кровью и множеством летучих мышей.
Это история, которая затрагивает такие поджанры, как дрим-поп, хард-рок, синти-поп и глэм, делает остановки в Испании и Германии, отдает дань уважения одетым в черное героям кантри и жутким блюзовым легендам, а также погружается в захудалый арт-рок. гроты и самодельные панк-площадки. Так что налейте себе кубок красного вина и крепко держите свои четки. Это будет долгая, темная ночь души.
темных записей | Галерея готической и дезрок-культуры 80-х III — Post-Punk.com
Сделай мир снова готом! Мы на Post-Punk.com делимся этими фотогалереями Deathrock и Goth 80-х не только ради ностальгии, но и для того, чтобы подчеркнуть дух сцены, которая все еще не умрет спустя почти 40 лет после ее создания.
В нашей третьей Галерее гот и дэт-рок-культуры 80-х, , мы собрали еще более увлекательные и красивые фотографии готов со всего мира, с откровенными портретами двух индустриальных героев, которые попали в смесь — задолго до того, как кто-либо из них когда-либо пытался носить дреды.
Взгляните на различные международные фотографии ниже, одна из которых снова предоставлена Now This Is Gothic Tumblr.
Обязательно возьмите экземпляр книги Some Wear Leather, Some Wear Lace , написанной Энди Харриман и Марлоес Бонтье.
Очень молодой и красивый Севин из Skinny Puppy + girl. The Veil [через theveiluk.com] Андрелла, The Veil [через theveiluk.com] Шон Чепмен, 80-е Камден, Лондон [фото grahamfkerr] Камден, Лондон [фото grahamfkerr] 1983 (фото через flickr giulietta degli Spiriti) Франкфурт, 1986 [фото: Hubert Gloss] Франкфурт, 1986 [фото: Hubert Gloss] Софи, 1985 [фото Cybele через flickr Cybele R] Софи, 1985 [фото Cybele через Cybele R’s flickr]Sophie, 1985 [фото Cybele через Cybele R’s flickr]Sophie, 1985 [фото Cybele через Cybele R’s flickr]фото от Helena Tyce, 1989Al Jourgensen (Ministry) дни новой волны Zin от Madame Edwarda, середина 80-хMarquee Moon, скан журнала , середина 80-хПосетители клуба с готическими волосами, 19 лет83.
