Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Гумилев серебряный век – Стихи Гумилёва серебряный век

Гумилев серебряный век – Стихи Гумилёва серебряный век

​Николай Гумилев – известный русский поэт Серебряного века — Общенет

Его биография полна множеством печальных событий. Его жизнь оборвалась рано из-за конфликта с советской властью, и тогда же его стихи попали под запрет. Однако потомки по достоинству оценили его вклад в развитие поэзии Серебряного века и подарили его творчеству вторую жизнь.

За свою короткую жизнь Николаю Гумилёву удалось написать много произведений, которые стали классикой русской литературы.

ИЗ БИОГРАФИИ НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА:

Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте. Он рос в дворянской семье военного врача. Его отца звали Степан Яковлевич, мать — Анной Ивановной.

С детства Николай предпочитал шумному обществу сверстников уединение. Мальчик родился слабеньким и впоследствии часто болел, поэтому шумные детские игры не прельщали его. Ребенком он любил возиться с домашними животными.

Хотя в детстве Николай Гумилев был физически слабым ребенком, не переносил шума и мучился от частых приступов мигрени, но уже в раннем возрасте он начал писать стихи, проявляя недюжинные способности.

По воспоминаниям Анны Ахматовой, своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в шесть лет.

Первым учебным заведением в жизни Гумилева была Царскосельская гимназия, в которую он поступил в 8-летнем возрасте. Однако проучившись в ней всего пару месяцев, ему пришлось бросить ее из-за частых болезней и перейти на домашнее обучение.

Вскоре семья Гумилевых переехала в Тифлис, где Николай начал учиться в мужской гимназии.

В 1903 году семья возвращается в Царское село, в котором Гумилев продолжил учебу в гимназии. Именно там ему удалось познакомиться со своей будущей женой Анной Горенко (Ахматовой). +В этот период времени Гумилев стал интересоваться поэзией символистов и философией Ницше.

Окончив обучение в 1906 году, он отправляется в Париж. Там Николай начинает посещать лекции и знакомится с разными литераторами.

В то время выходит его первый сборник стихотворений, благосклонно принятый критикой.

Впоследствии, между Гумилевым и известным поэтом-символистом Брюсовым, даже завязались дружеские отношения.

Находясь в Париже, Гумилев начинает издавать журнал «Сириус», который вскоре будет закрыт. Интересно, что именно в этом журнале Анна Ахматова опубликовала свои впервые стихотворения.

После того, как Брюсов прочитал новые стихотворения Гумилева из второго сборника, он в очередной раз повторил, что поэта ждет большое будущее.

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ В РАННЕЙ МОЛОДОСТИ

В 1908 году Гумилев решает вернуться на родину. Он знакомится с российскими поэтами и начинает работать критиком в газете «Речь», в которой он также будет публиковать свои произведения.

Осенью 1908 года Гумилев отправляется в путешествие. Ему удается побывать в Турции, Греции и Египте, но из-за нехватки денег, Николаю приходится вернуться обратно домой.

Поездка в «страну фараонов» произвела на него большое впечатление. Впоследствии, он стал одним из крупнейших исследователей Африки, совершив несколько научных экспедиций на этот континент. Интересно, что из Африки Гумилев сумел привести в уникальную коллекцию, которую сейчас можно увидеть в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

В 1909 году Николай Гумилев поступает на юридический факультет Петербургского университета. Вместе со своими единомышленниками он создает журнал «Аполлон», в котором продолжает публиковать стихи и вести одну из рубрик.

В конце того же года поэт отправляется в Абиссинию, где проводит несколько месяцев. Свои впечатления от поездки он опишет в труде «Жемчуга».

В 1913 году Гумилев снова едет в Африку, в которой проводит полгода. Но в связи с началом Первой мировой войны (1914-1918 годов ) ему приходится возвратиться домой.

Будучи патриотом своей страны, Николай Гумилёв добровольцем отправляется на фронт. Ему пришлось обмануть призывную комиссию, так как ранее он был признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Однако служба не помешала Николаю Степановичу продолжать заниматься писательской деятельностью. В 1915 году он публикует «Записки кавалериста» и сборник «Колчан».

В декабре 1903 года на катке юный Гумилёв познакомился с будущей великой поэтессой Ахматовой. Тогда она была еще девочкой – Аней Горенко. Николай потом не раз делал ей предложение замужества. Девушка долго не отвечала ему взаимностью, однако, впоследствии стала женой Гумилева.

Брак не был счастливым — и Николай, и Анна нередко увлекались кем-то на стороне. Вполне возможно, поэтому он не продлился слишком долго. Вскоре после большевистской революции Гумилев и Ахматова развелись.

В браке с первой супругой Гумилева Анной Ахматовой, у них родился сын Лев. Вместе они прожили 8 лет.

Второй женой поэта стала Анна Энгельгард, родившая ему девочку Елену. Анна вместе с дочерью погибла в Ленинграде во время блокады.

После этого у Гумилева был бурный роман с Ольгой Высотской. Впоследствии у них родился сын Орест, но поэт так и не узнал об этом по причине своей смерти.

Поэт не принял новой власти, открыто объявляя себя сторонником монархии. 3 августа 1921 года Гумилев был арестован сотрудниками НКВД и обвинен в антибольшевистском заговоре.

И хотя многие литераторы пытались спасти поэта, власть не шла ни на какие уступки. Максим Горький лично встречался с Владимиром Лениным, желая изменить решение по Гумилеву, но это не дало никаких результатов.

В итоге, 24 августа было оглашено постановление о расстреле поэта, а также 56 его «сообщников».

Через два дня, 26 августа 1921 года Николай Степанович Гумилев был расстрелян в возрасте 35 лет.

Перед тем, как идти на смерть, Николай Гумилев написал на стене камеры следующие строки: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

Таким образом, Россия лишилась одного из самых талантливых поэтов и ученых своего времени.

О ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ГУМИЛЁВА:

Свое первое стихотворение Николай сочинил еще в детстве, будучи мальчиком 6 лет. Как раз в таком возрасте с ним произошел нервный припадок из-за того, что во время соревнования по бегу его перегнал другой мальчик. Будущий поэт хотел выглядеть непобедимым в глазах окружающих.

Первым опубликованным стихотворением в его биографии было «Я в лес бежал из городов…».

Первым сборником стихов Гумилева является «Путь конквистадоров». Книга была опубликована на деньги родителей. И хотя она не имела особого успеха, в целом сборник был положительно воспринят критиками.

Свой первый сборник стихов он опубликовал за год до окончания учёбы. Вскоре после получения аттестата он на три года уехал во Францию.

В своих произведениях, Гумилев уделял большое внимание чувствам. В его поэзии мастерски переплетались темы любви, мифологии и истории. Многие его стихи были посвящены Анне Ахматовой.

Николай Гумилев является создателем школы акмеизма. Данное литературное течение противостояло символизму. Представители акмеизма пропагандировали материальность и точность слова, избегая абстрактных понятий.

Первой акмеистической поэмой в биографии Гумилева становится «Блудный сын».

С каждым днем популярность Гумилёва растет, и он начинает считаться одним из самых талантливых поэтов России.

В 1908 году в свет выходит второй сборник сочинений Николая Гумилева, под названием «Романтические стихи». Большая часть произведений была посвящена Ахматовой, с которой у него начались близкие отношения.

В 1915 году в печать выходят «Записки кавалериста» и сборник «Колчан».

После окончания войны Гумилев начинает работать над переводом эпоса о Гильгамеше. Параллельно с этим он переводит стихи западных поэтов.

В более поздний период биографии, Гумилев все чаще затрагивал философские темы. Он не только разговаривал с читателем, но и заставлял его размышлять над главными проблемами человечества.

В поэзии Николая Гумилева всегда присутствовали любовь к приключениям и мужественный романтизм. Если сначала его стихи были насыщены пышными яркими образами, то потом их содержание приняло более четкие и строгие формы.

Иногда Николай Степанович в порыве гнева или досады сжигал плоды своего творчества. Подобное происходило, когда Гумилев посвящал стихи Ахматовой, а она всегда критиковала его поэзию. Так после очередной ссоры сгорела в огне пьеса «Шут короля Бативоля».

Последним сборником Гумилева становится «Огненный столп». По мнению многих эта книга стала вершиной его творчества.

20 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О Н. С. ГУМИЛЁВЕ:

1.Поэт и писатель Николай Гумилев прожил довольно трагическую жизнь, полную событий, не все из которых можно назвать положительными.

2.Во время учёбы в гимназии Николай Гумилев показал себя плохим учеником — он отставал, проваливал экзамены, не хотел учиться.

3.Ему позволили доучиться, не исключив из гимназии, исключительно из-за его великолепных стихов, которые он писал уже тогда. В выпускном аттестате лишь один предмет, логика, значился, как сданный на «отлично».

4.Ещё в гимназии он познакомился с Анной Ахматовой, в которую влюбился без памяти. Она не ответила ему взаимностью, и Гумилев решил покончить с собой, утопившись. Воплощению этого намерения воспрепятствовали случайно оказавшиеся рядом полицейские. Тогда он не знал, что через несколько лет всё переменится, и Ахматова станет его женой.

5.Однажды он принимал участие в дуэли на пистолетах с поэтом Волошиным. Причиной вызова стали нелестные замечания Гумилева в адрес жены Волошина, которая была бывшей дамой сердца Гумилева. Обошлось без жертв — пистолет Волошина не смог выстрелить, а Гумилев демонстративно выстрелил в воздух. На этом все закончилось.

6.Во время своих путешествий Гумилев объехал изрядную часть Африки.

7.Он нередко сжигал свои рукописи, разочаровавшись в написанных стихах.

8.Коллеги и друзья любили подшучивать над этим высоким нескладным юношей-поэтом, неисправимым романтиком даже после участия в войне.

9.Современники отмечали, что поэт, независимо от ситуации и обстоятельств, Гумилёв всегда был предельно культурен и вежлив с окружающими.

10.Поэт предпочитал «не болеть», если это мешало его жизненным планам. Накануне отъезда в свою последнюю африканскую экспедицию Гумилев находился в крайне тяжелом состоянии. Врачи подозревали, что у него тиф. На следующий день дома Николая не обнаружили. Встав рано утром, поэт собрался и уехал в Африку.

11.В Первую мировую войну Гумилев добровольцем ушел на фронт, хотя его признали негодным для несения службы из-за косоглазия. Поэт вынужден был подкупить писаря, сидевшего в медкомиссии. Таким образом, ему удалось прорваться на место боевых действий, где поэт воевал до 1917 года.

12.Весной 1916 года Николая зачислили в особый Пятый гусарский Александрийский полк, который еще называли «бессмертным» или «черным» (из-за одежды). Солдаты оттуда принимали участие в самых ожесточенных боях в районе Двинска и чуть южнее города.

13.Гумилев отличался доблестью и храбростью в сражениях, за что его наградили Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени.

14.К тому же Николаю присвоили звание ефрейтора. Он очень любил свою страну, поэтому сражаться за нее для поэта было в радость.

15.Современники отмечали сугубую цивильность и книжность поэта. Он вел себя даже во время войны предельно корректно по отношению к сослуживцам. Принимая участие во множестве кровавых боев, поэт не очерствел, а сохранил в душе детскую непосредственность.

16.Николая Гумилева расстреляли, когда ему было всего 35 лет. Перед этим поэта обвинили в том, что он состоял в Петроградской организации Таганцева, деятельность которой была направлена на свержение советского строя.

17.Исследователи до сих пор не уверены, принимал он участие в заговоре или нет.

18.Поэт всегда имел завидное самообладание. Говорят, что перед смертью он попросил у чекистов выкурить папиросу. Благодаря своей выдержке, он спокойно стоял и дымил, при этом на его лице не дрогнул ни один мускул, чего нельзя было сказать о других арестантах.

19.Во время перестройки обвинения с поэта сняли, поскольку никаких материалов, способных обличить антисоветскую деятельность Гумилева, а также его участие в заговорах, найдено не было. Его стихи стали активно издавать и публиковать.

20.Официально имя Николая Гумилева было реабилитировано только после развала СССР, в 1992 году.

ПАМЯТНИК ПОЭТУ В ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

фото из интернета

obshe.net

Гумилев – поэт Серебряного века Серебряный век русской поэзии Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Разное / Серебряный век русской поэзии / Гумилев – поэт Серебряного века

    Период с 1890-ых годов до Октябрьской революции 1917 года в русской литературе принято называть Серебряным веком. Известно, что начало 19 века, когда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты, вошедшие в классику мировой литературы, считается Золотым веком русской поэзии. Поэзия же начала 20 века – Серебряный век.
    Почему именно так? Гумилев, Ахматова, Брюсов, Бальмонт, Анненский… Их творчество, их художественные открытия меньше значат для литературы? Их достижения менее значимы, чем достижения великих поэтов 19 века? Думаю, что это совершенно не так.

    Одно из литературных направлений Серебряного века, давших миру множество талантливых имен, — акмеизм. Его теоретиком и практиком был прекрасный поэт Н. Гумилев. Он считал, что задача художника – выражать и отображать мир, окружающий человека. Но, в тоже время, акмеизм не касался социальных проблем, злободневных вопросов. Сфера интересов Гумилева лежала в основном в поисках и провозглашении романтического идеала.
    Н.С. Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 г. в семье морского врача. Его детство прошло в Царском Селе, где он учился в царскосельской гимназии. В 1903 г. Гумилев познакомился с будущей поэтессой Анной Ахматовой. Чуть позже, в 1905 г., в Петербурге вышел первый сборник его стихов «Путь конквистадоров». Затем поэт уезжает в Париж, где проводит около трех лет. За границей он издавал журнал «Сириус» и опубликовал сборник стихов «Романтические цветы» (1908).
    По возвращении в Россию Гумилев поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетах и журналах, основал «Академию стиха» для молодых поэтов. В 1909 — 1913 гг. он совершил три путешествия в Африку, в 1910 г. он женился на А.А.Горенко. В 1912 году Гумилев издал свой самый « акмеистический» сборник стихов — «Чужое небо».
    С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами.
    В 1916 г. вышел в свет новый сборник стихов «Колчан». Гумилев в это время находился за границей в составе экспедиционного корпуса. Там он встретил события 1917 г. и возвратился в Петербург лишь в 1918 г. В последние три года поэт жизни активно занимался творческой, организаторской и преподавательской работой, издал сборники стихотворений «Костер», «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп».
    3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре, а 25 августа 1921 г. — расстрелян.
    Лирический герой Гумилева, как и все его раннее творчество, отличается особой энергией. Для этого героя нет пропасти между действительностью и мечтой: он утверждает приоритет дерзких грез, вольной фантазии.
    Стихотворение «Капитаны» — одно из самых характерных стихотворений молодого поэта. Оно стало для читателей визитной карточкой Гумилева. На первом плане здесь — образ капитанов, представление поэта об идеале современного человека. Этот человек находит себя в романтике странствий. Его влекут неизведанные горизонты, он стремится прочь от домашнего уюта и серых будней.
    Герой Гумилева пришел в этот мир не мечтательным созерцателем, а творцом жизни. Она для него ценна моментами преследования, борьбы, преодоления:
    Пусть безумствует море и хлещет,
    Гребни волн поднялись в небеса, —
    Ни один пред грозой не трепещет,
    Ни один не свернет паруса.

    Кроме того, раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов («Песня о певце и короле», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…» и так далее). Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы (тролль, одинокий король, Люцифер). В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой:

    «И смеясь надо мной, презирая меня,
    Мои взоры одел Люцифер в полутьму,
    Люцифер подарил мне шестого коня
    И Отчаянье было названье ему».
    Часто в стихотворениях Гумилева встречается образ романтической страны, прекрасной и необычной («Жираф»). Она четко противопоставляется скучной обыденности, окружающей лирического героя:
    Я знаю веселые сказки таинственных стран
    Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
    Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
    Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

    Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников. Вместо романтического жизнеутверждения — интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики — приметы «проклятого захолустья». Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева.

    Даже заголовки у позднего Гумилева значительно разнообразней, чем прежде. Кроме географической или зоологической экзотики («Гиена», «Ягуар», «Жираф», «Озеро Чад» и т. п.) и называния героев стихотворений («Дон-Жуан», «Капитаны» и т. п.) поэт все чаще использует обозначения чувств, эмоциональных состояний, высших ценностей («Память», «Слово», «Душа и тело», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Звездный ужас»).
    Главный мотив стихотворения «Канцона вторая» из сборника «Огненный столп» — ощущение трагического, неразрешимого двоемирия. Зрелый Гумилев проводит мысль о жизни иной, исполненной смысла и красоты, в отличие от реального мира — мира «гниющего водоема» и пыльных дорог.
    В мире реальности невозможно подлинное чудо и подлинная красота — в этом смысл данного стихотворения и всего позднего творчества поэта («не приведет единорога / Под Уздцы к нам белый серафим»).
    Имя Н. Гумилева – одно из самых ярких и значимых не только в поэзии Серебряного века, но и в истории русской литературы. Этот художник обогатил мировую литературу не только своими самобытными произведениями, не только своими художественными открытиями, но и тем, что он стал основателем целого литературного направления, которое дало миру такие великие имена, как А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Анненский…


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / Серебряный век русской поэзии / Гумилев – поэт Серебряного века


www.litra.ru

Николай Гумилев. Серебряный век (сборник)

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилёв

(3 (15) апреля 1886 года, Кронштадт — август 1921 года, под Петроградом, точное место неизвестно) — русский поэт Серебряного века.

Биография

Родился в семье морского врача Степана Яковлевича Гумилёва (28 июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (4 июня 1854 — 24 декабря 1942). Дед его — Панов Яков Федотович (1790—1858) — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии.

Детские годы Гумилёв провёл в Царском Селе, там же поступил в гимназию в 1903 году, директором которой был известный поэт И. Анненский. После окончания гимназии уехал в Сорбонну.

Первая публикация — 8 сентября 1902 года — стихотворение «Я в лес бежал из городов…» в газете «Тифлисский листок» за подписью К. Гумилёв.

В 1905 издал первый сборник стихов под названием «Путь конквистадоров». Впоследствии, однако, называл эту книгу «ученическим опытом».

С 1907 года Николай Гумилёв много путешествовал. Побывал в Италии, во Франции. В 1908 году издал сборник «Романтические цветы». Находясь в Париже, издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке в Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привез в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию.

В 1910 году вышла книга «Жемчуга», в которую как одна из частей были включены «Романтические цветы». В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны», одно из известнейших произведений Николая Гумилёва. 25 апреля того же года, в Николаевской церкви села Никольская Слободка венчается с Анной Андреевной Горенко (Анной Ахматовой).

В 1911 году при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме самого Н. Гумилёва, входили, в частности, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут и др. Заявление о появлении нового художественного течения — акмеизма.

В 1912 году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором, в частности, былы напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». 18 сентября (1 октября) того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.

С 1914 по 1918 год находился в действующей армии, затем — в штабе Русского экспедиционного корпуса в Париже.

Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 5 января 1915 года № 148б награждён Георгиевским крестом 4-й степени. 28 марта 1916 года произведён в прапорщики с переводом в 5-й Гусарский Александрийский полк.

В 1916 году вышел сборник «Колчан», в который вошли некоторые стихи на военную тему.

В 1917 году проходил службу в Париже в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства. В Париже поэт влюбился в полурусскую-полуфранцуженку Елену Кароловну дю Буше, дочь известного хирурга. Посвятил ей стихотворный сборник «К Синей звезде», вершину любовной лирики поэта.

В 1918 году была издана африканская поэма «Мик», а также сборник «Костёр». 5 августа состоялся развод с Анной Ахматовой.

В 1919 году женится на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта.

В 1920 году участвует в организации Петроградского отдела Всероссийского Союза писателей.

В 1921 году Николай Гумилёв опубликовал два сборника стихов: «Шатёр», написанный на основе впечатлений от путешествий по Африке, и «Огненный столп», в который вошли такие значительные произведения, как «Слово», «Шестое чувство», «Мои читатели».

В том же году 3 августа Николай был арестован, по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» и расстрелян.

24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны. Распространена версия, что это Бернгардовка (долина реки Лубьи) около Всеволожска, хотя возможен и Лисий Нос.

В 1992 году Гумилёв был реабилитирован.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1914 год — Тучкова набережная, 20, кв. 29;
  • 1918—1919 — Ивановская улица, 25, кв. 15;
  • 1919—1920 — доходный дом — Преображенская улица, 5;
  • 1920—03.08.1921 года — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15.

Произведения

Сборники:

  • «Путь конквистадоров» (1905)
  • «Романтические цветы» (1908)
  • «Жемчуга» (1910)
  • «Чужое небо» (1912)
  • «Колчан» (1916)
  • «Костер» (1918)
  • «Фарфоровый павильон» (1918)
  • «Огненный столп» (1921)
  • «Шатер» (1921)
  • «К Синей звезде» (1917)
  • «Колчан», Четвёртая книга стихов, Книгоиздательствово «Петрополис», Берлин (1923).

Влияние на литературу

Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлекший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству).

Семья

  • Анна Ахматова (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966) — первая жена;
  • Анна Николаевна Энгельгардт (1895 — апрель 1942) — вторая жена;

Отзывы современников

Ходасевич в своем «Некрополе» писал о Гумилеве:

В Гумилеве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скоре гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в ,,мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилев был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони.

Образ Н. Гумилёва в художественной литературе

Николай Степанович Гумилёв является одним из главных героев первого и третьего романов фантастической трилогии Андрея Лазарчука и Михаила Успенского:

Также Гумилев упомянут в романе Е. Чудиновой «Держатель знака».

См. также

Ссылки

Декламации и мелодекламации

Переводы

Источник: Николай Гумилев

dic.academic.ru

Николай Гумилев. История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие

Николай Гумилев

Создателем «Цеха поэтов» в 1911 г., объединившего акмеистов, его синдиком стал Николай Степанович Гумилев (1886, Кронштадт – 1921, Петроград), поэт, драматург, литературный критик. По словам С. Маковского, Гумилев «считал необходимым бороться с десятилетним «символическим пленением» русской поэзии», и, несмотря на увлечение В. Брюсовым, И. Анненским, Ф. Сологубом и французскими символистами – Ш. Бодлером, А. Ренье, П. Верленом, А. Рембо, его «тянуло прочь от мистических туманов модернизма» [122]. В своем акмеистическом манифесте «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев сформулировал повод для изменения курса: «Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно братался он то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом». Основой творчества Гумилев считал сознательное отношение к слову, профессионализм, что отразилось в названии литературного объединения «Цех поэтов», напоминающем о средневековых цехах, объединявших ремесленников.

Ранние книги стихов Гумилева: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтическиецветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912) включают уже ставшие традиционными для символизма темы и образы, присутствуют и декадентские мотивы, например, прославление Люцифера («Баллада», «Пещера сна»), описание кабалистических ритуалов по вызыванию андрогина («Андрогин»), различных инициации (посвящений) в дохристианских верованиях («Ужас»). Таким образом, отрицание мистики и оккультизма в манифесте акмеизма было для Гумилева обретением новой веры, точкой окончательного выбора своего пути в творчестве.

Сборники «Колчан» (1916), «Костер», «Фарфоровый павильон» (1918), «Огненный столп», «Шатер» (1921) охватывают обширнейшую тематику – от экзотики дальних стран и классической мифологии до христианства и европейской культуры. Гумилева – реформатора символистской поэтики волнуют те же, что и символистов, проблемы духовного порядка: смерть, перевоплощение, синтез земного и трансцендентного.

Гумилев ощущает мир постольку, поскольку «впечатленья бытия» «воплощались в метрические строки» [123], он стремится к «вещности», реальности образа, его зримости и пластичности, ясности и строгости мысли, отчетливости духовной позиции. Поэт ввел новые рифмы и неожиданные яркие эпитеты, для него важны смысловая энергия ритма и четкость стихотворного рисунка. Он тяготел к мифу о сильном человеке. Неоромантизм сказывается в воспевании героя-завоевателя, героя-путешественника, не сломленного рутиной жизни. Поэт культивировал образ независимой и свободной личности:

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю радостно в саду…

Поэт считал, что «нужно самому творить жизнь», и только тогда «она станет чудесной» [124]. Гумилев, представляющий «гиперборейцев», вводит в свои произведения повествовательный элемент, придает поэзии эпический характер, возвращает популярность такой стихотворной формы, как баллада. Из русских поэтов на поэтический стиль Гумилева повлиял И. Анненский, отметивший, что «лиризм Н.С. Гумилева – экзотическая тоска по красочно причудливым вырезам далекого юга. Он любит все изысканное и странное, но верный вкус делает его строгим в подборе декораций» [125]. Акмеистический принцип «вещности» сформулирован в стихотворении «Естество»:

Стань ныне вещью, Богом бывши,

И слово вещи возгласи,

Чтоб шар земной, тебя родивший,

Вдруг дрогнул на своей оси.

В «Пятистопный ямбах» самооценка поэтом осмысливается через связь собственного творчества с традициями мировой культуры: «Мне золоченый стиль вручил Вергилий, / А строгий Дант – гусиное перо <…> / Средь серебра я только серебро». В «Восьмистишии» акмеистический принцип художественного познания осознается как следование традиционной хрисианской этике:

Ни шороха полночных далей,

Ни песен, что певала мать,

Мы никогда не понимали

Того, что стоило понять.

И, символ горнего величья,

Как некий благостный завет,

Высокое косноязычье

Тебе даруется, поэт.

Особенно популярным стал стихотворный цикл «Капитаны», символически выразивший суть его «музы дальних странствий»:

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет?

В 1909 г. Гумилев уезжает в Абиссинию, его мечты о странствиях становятся реальностью. Весной 1913 г. он вновь едет на полгода в Африку, командированный Музеем антропологии и этнографии Академии наук. Путешествуя по далеким странам и описывая яркие впечатления, Гумилев создает авторский миф, в котором современному миру обыденности противостоит новый захватывающий мир диких племен, покоряющихся сильному и гордому герою-пришельцу, герою-страннику, не ведающему упреков совести, страха и сомнений. Сердце героя готово к любви и самоотречению, но он наказан одиночеством, непреодолимым экзистенциальным непониманием другими. После трех лет знакомства с Анной Горенко (Ахматовой) в 1910 г. Гумилев женился на ней. Их сын Л. Гумилев стал впоследствии известным ученым-этнографом, историком, философом и создателем теории этногнеза и пассионарности.

Поэтический диалог, родившийся у двух русских поэтов на фоне их сложных и драматичных отношений и историческом фоне XX в., составляет одну из лучших страниц любовной лирики. Гумилев передал затаенный трагизм А. Ахматовой и суть ее Музы:

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных, тонких рук.

Я сам себе был гадок, как паук,

Меня пугал и мучил каждый звук.

И ты ушла, в простом и темном платье,

Похожая на древнее Распятье.

Во время войны 1914 г. Гумилев был зачислен в действующую армию, за боевые операции дважды награжден Георгиевским крестом. Военные впечатления отражены в «Записках кавалериста» и сборнике «Колчан» (1916). История России становится личной судьбой поэта:

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня,

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного,

В этот страшный и светлый час,

Оттого что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мирно бьется в груди моей.

После Февральской революции 1917 г. Гумилева снова командировали на фронт, но до весны 1918 г. он жил в Париже, а затем в Англии. В апреле поэт возвращается через Мурманск в Петроград. Оказавшись в советской России, Гумилев преподает в Институте живого слова, становится членом редколлегии организованного М. Горьким издательства «Всемирная литература», открывает литературную студию, участвует в создании петроградского Союза поэтов. В феврале 1921 г. он был избран его председателем.

В седьмой книге «Костер» (1918) и в сборнике «Огненный столп» (1921) Гумилев пророчески предсказывает свою насильственную смерть. В центре внимания оказываются исторические коллизии России. В стихотворении «Мужик» прочитывается известный сценарий отношений Г. Распутина и императрицы, поверившей в целительные силы мужика. Гумилев, далекий от историософских увлечений, свойственных символистам, создает яркий образ «потрясенной столицы», вовлекая в художественную ткань стихотворения миф о земле-матери (жене, царице), «петербургский миф» и православный контекст:

В гордую нашу столицу

Входит он – Боже, спаси!

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

Как не погнулись – о, горе! —

Как не покинули мест

Крест на Казанском соборе

И на Исакии крест?

Поэт емко передает сумятицу нравов, ощущение конца русской истории, прерывания традиции, которым сопутствует рождение новой, темной силы, выходящей из потаенных глубин, то ли языческих, то ли сатанинских. Лучшая книга стихов Гумилева – «Огненный столп» сосредоточена на глубинных душевных движениях, сопряженных с острым переживанием современности и чувством трагической тревоги. Четкость композиции оттеняется вкраплением фантастических и иррациональных моментов. В стихотворении «Рабочий» говорится о том, как отливается рабочим у горна та единственная пуля, которая «с землею разлучит» поэта:

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мытую траву.

Поэтическая сила пророческих видений особенно наглядна в стихотворении (поэме) Гумилева «Заблудившийся трамвай» (1920), которое получило множество интерпретаций, иногда противоположных по смыслу. Н. Оцуп вспоминал, как однажды ранним утром Гумилев возвращался с друзьями домой, он «был очень оживлен, шутил, говорил о переселении душ, и вдруг посередине его фразы за нами послышался какой-то необычный грохоти звон. <…> Мы не могли опомниться и повернулись лицом к трамваю, летевшему к нам и сиявшему электрическим светом на фоне светлеющего неба. Было что-то потрясшее нас всех в этом, в сущности, очень простом и прозаическом явлении <…> таинственный трамвай мгновенно унес от нас Гумилева» [126].

Трамвай «по трем мостам» уносит поэта «через Неву, через Нил и Сену», едущие «обогнули стену» и «проскочили сквозь рощу пальм». Смещение времени и пространства, соединение всех воспоминаний – следствие того, что трамвай «заблудился в бездне времен». Смещение пространственно-временных ориентиров вызывает образы умерших:

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик – конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Литературные герои предстают как реальные действующие лица, смерть которых вызывает острую боль. Нарушение причинно-следственных связей приводит к тому, что действие переносится в XVIII век:

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шел представляться к Императрице

И не увиделся вновь с тобой.

Предположение, что в Машеньке – героине «Заблудившегося трамвая» запечатлены черты Машеньки из «Капитанской дочки» Пушкина, разрушается тем, что не она, а герой идет к императрице и должен отслужить молебен:

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла!

Вопрос «Где я?» – остается без ответа. Вокзал так же нереален, как и Индия Духа:

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?

В «Заблудившемся трамвае» есть пророческое, метафорическое предвидение поэта о собственной смерти:

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят – зеленная, – знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

«По народным поверьям, – указывает В. Мусатов, – в канун Усекновения главы Иоанна Предтечи запрещается употреблять в пищу овощи круглой формы, напоминающие о человеческой голове. Так что символика капусты и брюквы приобретает отчетливый религиозно-мученический аспект» [127].

В «Заблудившемся трамвае» присутствует некая тайна, поэт видит и прошлое, и настоящее. Сменяющиеся образы, совокупность которых составляет цепь литературных и реальных воспоминаний и символов русской и мировой культуры, создают причудливый ландшафт Петербурга с Медным всадником и Исакиевским собором:

И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине.

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.

Мрачные предсказания можно обнаружить в прозе Гумилева «Африканская охота (Из путевого дневника)» (1916), в стихотворении «Священные плывут и тают облака…». Итогом этих предчувствий становится духовное открытие в христианском духе:

Понял теперь я: наша свобода —

Только оттуда бьющий свет…

Тема Отечества в поэзии Гумилева создается из отдельных, иногда фрагментарных поэтических высказываний, погруженных в общий контекст стихотворений. Гумилевская Россия – развоплощенная, ее лик двоится:

Ты прости нам, смрадным и незрячим,

До конца униженным, прости!

Мы лежим на гноище и плачем,

Не желая божьего пути…

В конце XX в. критики стали отмечать философское начало его поэзии, пронизанность христианскими мотивами, глубокое видение природы вещей и сути человеческого духа. Стихотворение «Шестое чувство» написано в обстановке Гражданской войны, льющейся крови и бессмысленно страдающей человеческой плоти.

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Так век за веком, – скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Поэт воплотил жажду человеческого совершенства, мечту о «величье совершенной жизни», прообразы которой присутствуют в природе. В стихотворении «Деревья» он писал:

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни.

О, если бы и мне найти страну,

В которой мог не плакать и не петь я,

Безмолвно поднимаясь в вышину

Неисчислимые тысячелетья!

В посмертном сборнике «К синей звезде» есть строки о стремлении к любви, не знающей смерти и разлуки:

Если ты могла явиться мне

Молнией слепительной Господней,

И отныне я горю в огне,

Вставшем до небес из преисподней…

Стало очевидным, что, будучи акмеистом, Гумилев прошел школу символизма, позволившую ему создавать образы, близкие к символу, и включать общезначимые мировые символы в свою поэзию. В заключительном шестистишии из сонета «Потомки Каина» (из сборника «Жемчуга») используется символ креста:

Но почему мы клонимся без сил,

Нам кажется, что кто-то нас забыл,

Нам ясен ужас древнего соблазна,

Когда случайно чья-нибудь рука

Две жердочки, две травки, два древка

Соединит на миг крестообразно.

Грех Серебряного века Гумилев видит в забвении изначальной святости Слова, он помнит, «что осиянно / Только слово средь земных тревог. /Ив Евангелии от Иоанна / Сказано, что слово – это Бог» (стихотворение «Слово»), и знает, что «Дурно пахнут мертвые слова».

Как критик Гумилев создал обоснованную теорию акмеизма («Наследие символизма и акмеизм»), с 1909 по 1917 г. регулярно публиковал литературно-критические статьи и эссе на культурные темы в журнале «Аполлон», составившие сборник «Письма о русской поэзии» (1923). Гумилев – автор «византийской трагедии» «Отравленная туника», написанной строгими ямбами, пьес для детей «Дерево превращений», «Дитя Аллаха». О драматургии поэта С. Маковский писал: «Излюбленный герой Гумилева-драматурга – поэт-калека, обиженный судьбой лебеденок, но гений и прозорливец, бессильный на жизненном пиру и побеждающий жизнь своей жертвенностью, уходя

…от смерти, от жизни —

Брат мой, слышишь ли речи мои?

К неземной, к лебединой отчизне

По свободному морю любви.

Ему, покаранному в земном существовании поэту, мерещатся девушки, «странно прекрасные и странно бледные, со строго опущенными глазами и сомкнутыми алыми устами»; они «выше гурий, выше ангелов, они как души в седьмом кругу райских блаженств», они печальны и улыбаются рыцарю-поэту» [128]. Гумилев перевел сборник Т. Готье «Эмали и камеи» (переиздан в 1989 г.), эпос о Гильгамеше, стихотворения С. Колриджа, Р. Саути, Х.М. Эредиа, А. Рембо.

Свою жизнь Гумилев строил как приближение к идеалу Поэта. В книге «Стихотворения. Посмертный сборник» (1923) нашло выражение его жизненного самоощущения – «посередине странствия земного». Заслуга Гумилева-теоретика и Гумилева-поэта состояла в том, что он вернул поэтическому образу самоценность, связанную с земной радостью жизни, а не искусственной трансцендентностью и лжемистикой, и воплотил выдвинутый им акмеистический принцип творчества как «мужественно твердого и ясного взгляда на вещи».

В 1921 г. Гумилев был расстрелян по обвинению «в причастности к контрреволюционной организации Таганцева (Петроградской Боевой организации)». Внешней причиной стало подавление Кронштадского мятежа, а поэт был уроженцем Кронштадта, сыном судового врача. Будучи по убеждениям монархистом, он не мог признать Октябрьской революции. В 1991 г. поэт был полностью реабилитирован.

Мужественный романтизм и волевое начало, духовная энергия и темперамент поэта-исследователя и завоевателя («Как сладко жить, как сладко побеждать / Моря и девушек, врагов и слово», – признавался Гумилев в одном из предсмертных своих стихотворений) сделали его поэзию популярной в первые революционные десятилетия. С. Маковский, хорошо знавший Гумилева по совместной работе в журнале «Аполлон», где поэт публиковал свои «Письма о русской поэзии», считает: «Настоящий Гумилев – вовсе не конквистадор, дерзкий завоеватель Божьего мира, певец земной красоты, т. е. не тот, кому поверило большинство читателей, особенно после того, как он был убит большевиками. Этим героическим его образом до «Октября» заслонялся Гумилев-лирик, мечтатель, по сущности своей романтически-скорбный (несмотря на словесные бубны и кимвалы), всю жизнь не принимавший жизнь такой, какая она есть, убегавший от нее в прошлое, в великолепие дальних веков, в пустынную Африку, в волшебство рыцарских времен и в мечты о Востоке «Тысячи и одной ночи»» [129].

Во влиянии Гумилева признавались Э. Багрицкий, Н. Тихонов, Вл. Луговской, К. Симонов. Они возродили волевой «пафос» его поэзии. Поэт-воин создал и своим творчеством, и своей судьбой идеальный образ русского поэта, чье жизнетворчество отмечено возвышенными чертами патриотизма и свободы, силой духа и творческим профессионализмом.

Сочинения

Гумилев Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1988.

Гумилев Н. Золотое сердце России. Кишинев, 1990.

Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М, 1990.

Гумилев Н.С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. Л., 1990.

Письма к Анне Ахматовой // Новый мир. 1986. № 9.

Литература

Баскер М. Ранний Гумилев. Путь к акмеизму. СПб., 2000.

Гумилевские чтения: Материалы междунар. конф. филологов-славистов. СПб., 1996.

Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. Л., 1991.

Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилева) // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 220–245.

Лукницкая В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива. Л., 1990.

Маковский С. Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». М., 2000. С. 427–452.

Н. Гумилев и русский Парнас: Материалы науч. конф. 17–19 сентября 1991 г. СПб., 1992.

Николай Гумилев: Pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1995.

Павловский А. Гумилев // Вопросы литературы. 1986. № 10.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Н.Гумилев — Серебряный век русской литературы

        Николай Степанович Гумилев (1886-1921) родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».

Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Ин. Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.

В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.

В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала «Сириус», в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее утро». В Париже, и тоже в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева — «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.

С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева. В. Брюсов, похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме». Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь» (позже начинает печатать в этом издании также стихи и рассказы).

Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В 1909

www.sites.google.com

Стихотворения Н. С. Гумилева — серебряный век — 45

Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!

1919 (?)

poe3.ru

Сочинение на тему: “Николай Гумилев – поэт Серебряного века” 👍

Серебряный век в русской литературе начался в 1892 году, но это достаточно условно. Эпоха подарила России поэтов, которые глубоко осмысливали происходящие в стране перемены. К одному из представителей модернистической школы поэзии Серебряного века можно с полной уверенностью отнести Николая Гумилева.

Отрицая социальные ценности, модернисты старались сформировать свое направление в поэтической мысли, которое бы содействовало духовному совершенствованию каждого человека. Одним из поднаправлений в модернизме считался акмеизм. Представители этого поднаправления провозглашали освобождение поэзии от символических порывов и призвали общество вернуться к материальному миру и естеству природы.

В их поэзии ощущалась склонность к поэтизации чувств и эстетизму. Это наглядно продемонстрировано в творчестве Гумилева. Поэзии Гумилева отличается возвышенностью созданных им образов и красотой слова.

Автор назвал свою поэзию “музой дальних странствий” и был верен своему слову до конца своих дней. Какое же произведение принесло Гумилеву наибольшую известность? Это

знаменитая баллада под названием “Капитаны” из сборника “Жемчуг”. Читая его строчки, казалось бы, незамысловатые, но очень глубокие и выстраданные, можно понять, что все его стихотворения – это гимн людям, который бросают вызов судьбе и стихийным силам.

Это дань уважения им, не покорившимся судьбе! Поэт предстает перед читателем, как человек, которому не чужд романтизм и который уважает людей, обладающих качествами отваги и смелости:
“Быстрокрылых ведут капитаны –
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь”

Военная лирика Гумилева также не лишена налета романтизма. Вспомним его сборник “Колчан”:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей”

Совершенно очевидно, что Гумилев романтизировал подвиг человека. Это был поэт – яркий и экспрессивный, думающий и сопереживающий за судьбу Отечества. Он был наделен редким в наше время рыцарским началом. Современники отзывались о Гумилеве очень тепло.

Многие осуждали Гумилева за его преждевременную горячность и за то, что он говорил правду в лицо, какая бы она ни была. Но Гумилев – это человек с большой буквы. Рассмотрим его отношение к войне.

Гумилев войну принял достаточно спокойно, с присущей ему прямолинейностью. Наверное, внутренне поэт был готов в войне. Он был одним из немногих, которых война не застала врасплох. Как известно, в годы Первой Мировой Войны находился на фронте, куда пошел добровольцем.

В его прозе можно увидеть не только романтизм подвину, но и весь ужас человеческой смерти, крови и убийства.

Новая тема для Гумилева стала зарождаться в сборнике “Колчан”. Это тема России. Именно в этом сборнике читатель с удивлением обнаружит новые мотивы – гений Андрея Рублева, ледоход на Неве и историю Древней Руси. Гумилев стремится расширить темы своего творчества, в своем апогее творчества он достигает величайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную жизнь:

“Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганъя красноватых век.
Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливанием пули,
Что меня с землею разлучит”.

lit.ukrtvory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *