Черный русский (Black Russian), отзывы на спектакль, постановка Театральная компания Ecstatic – Афиша-Театры
Спектакль
Выбор «Афиши»
5.8
© Афиша
1/10
О спектакле Отзывы (11)
В «Черном русском» нет привычного разделения на сцену и зал, как нет и дистанции между актером и зрителем. Все они оказываются в старинном особняке, расположенном в самом центре Москвы. Комнаты, залы, переходы, коридоры и лестницы — все это есть пространство дома Троекурова, в котором развивается сюжет спектакля-триллера, поставленного по мотивам неоконченного романа А.С.Пушкина «Дубровский». Зрители перемещаются, и каждый видит свой собственный спектакль, смонтированный из различных эпизодов и впечатлений — от музыки, хореографии, видеоарта и, конечно, самой истории. «Черный русский» приглашает оставить дома зрительскую отстраненность и надеть маску жертвы, подстрекателя или бессердечного свидетеля.
Информация предоставлена Театральной компанией Ecstatic
ЖанрыПерформанс
Возраст18+
Продолжительность1 час 30 минут
Официальный сайтblackrussianshow.
Участники
16Максим Диденко
Режиссёр
Равшана Куркова
Актер
Мари Ворожи
Актер
Артем Ткаченко
Актер
Владимир Кошевой
Актер
Илья Дель
Актер
Юлия Лобода
Актер
Александра Ревенко
Актер
Вано Миранян
Актер
Гладстон Махиб
Актер
Евгений Плиткин
Актер
Мария Селезнева
Актер
Наталья Винокурова
Актер
Екатерина Дар
Актер
Анна Небо
Актер
Андрей Ребенков
Актер
Специальные предложения
Рецензия «Афиши» на спектакль
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 634
5Мистическая бродилка по роману Пушкина «Дубровский»
Сегодня разухабистые шоу Максима Диденко идут в «Гоголь-центре», Театре наций и Александринском театре в Петербурге. А сравнительно недавно нынешний режиссер-хореограф погружался в опыты авангардного театра Derevo (легендарная труппа танцовщиков Антона Адасинского, где все с обритыми головами и загадочные), учился на актера в СПбГАТИ на курсе Григория Козлова, творил бесчинства в арт-коммуне на Васильевском острове в составе группы The Drystone и участвовал в перформансах инженерного театра «АХЕ». В петербургском андеграунде Диденко в 2012 году приметил режиссер Николай Дрейден, вместе они поставили отменный арт-рок мюзикл «Ленька Пантелеев» в ТЮЗе им. Брянцева. Спектакль принес номинацию на «Золотую маску» и очередь из приглашений на постановку.
«Черный русский» — коммерческий театральный проект на территории частного владения; такого не было в Москве примерно никогда. Впрочем, оттого и заоблачные цены на билет, и сжатые сроки на выпуск спектакля, оттого и акцент на вау-эффективность. С этим делом тут все более, чем в порядке.
Сценограф Мария Трегубова оформила все залы на двух этажах дома Спиридонова в соответствии с местами действия неоконченного романа Пушкина: здесь кухня дома Троекурова с настоящей едой черного цвета, сарай с сеном и гусями, темный лес, в котором немудрено заблудиться, и так далее. Зрители в масках зверей бродят по зданию за персонажами, которые в свою очередь бродят друг за другом, поют, дерутся и мистически пляшут. Вот что такое «иммерсивный театр» — зрители становятся соучастниками спектакля. Дубровских при этом три (главного из них фантастически играет Илья Дель), а Маша — Равшана Куркова, у карлика в руках оказывается обрез, у вас в кармане — записка. Не пытайтесь понять.
5 октября 2016
Лучшие отзывы о спектакле «Черный русский (Black Russian)»
11Maria Vavi
6 отзывов, 7 оценок, рейтинг 37
9
“Черный русский” — удачное название для адской смеси русской классики и театрального арт-хауса, залитой водкой и наполненной ароматами паленого мяса, сена и елового лапника. Действо закручивается в трех сюжетных линиях, сплетаемых в паутину двойных, тройных, бесконечных смыслов. В какой-то момент логика посетителей отказывает, отбрасываются попытки угадать кто есть кто из всех этих метущихся, дерущихся, страдающих и завывающих людей без масок, и начинается то самое погружение, даже провал, если не в параллельную реальность, то в дыру в пространственно-временном континууме точно.
Не стоит и пытаться пересказать происходящее в старинном особняке — все равно это будет неточное и сугубо субъективное восприятие истории, подсмотренной с точки зрения одного из героев: Маши, Дубровского-младшего или Троекурова-Старшего.
Судьба каждого входящего предрешена и обозначена маской, которую правила “Дома” (как называют свою двухэтажную сцену участники проекта) предписывают не снимать. Три ветви событий, три вектора сюжета, развилка трех дорог: тропа оленя, лисья дорожка и путь совы.
Судьба была ко мне благосклонна и я получила оленью маску: подсматривать мне выпало за Владимиром Дубровским, в исполнении Владимира Кошевого. Это было много обещающие начало: романтический персонаж и серьезный исполнитель. Он же — Голос Дома. Мистический, потусторонний, обезличенный господин за сценой.
В ожидании приглашения от своего проводника, совы, лисы и олени осматриваются, поправляют маски, вздрагивают, ощутив в руке таинственную записочку, робко пробуют поминальные угощения с большого стола и удивляются настоящей водке в рюмках. Меж ними снуют безумные дворовые девки, колышутся крылатые черные женщины (к концу действа оказалось что эта “Одилия” — умершая мать Маши Троекуровой), а где-то при входе, над поставленным на попа гробом покойного Дубровского-старшего, заходится в плаче-поминании черный дьячок. В урочный час зверинец собирают безмолвные провожатые, делят по видовой принадлежности и…
…а дальше все будет зависеть только от зрителя. Воистину, в этом доме правда в глазах смотрящего. Бессмысленны любые пересказы — действие течет, ветвится, множится в действующих лицах и рассыпается в неочевидных аллюзиях. Сцены романа рассыпаны по комнатам старинного особняка, словно порванные бусы: вот детская мальчика Саши, а вот кабинет самого Троекурова. Здесь сумрачный лес, наполненный голосами, умноженными эхом, а там — хлев с ароматным сеном. Пушкинский сюжет заброшен в коктейльный шейкер, замешан на диссонансом, тревожном и почти осязаемом безумии, украшен мгновениями отрезвляющей реальности и эффектно подан в новаторском формате иммерсивного театра. Пассивный квест, где сюжет двигают исполнители, работающие на пределе контакта со зрителем. Отсутствие незримой границы, которую обычно дарует сцена, лишает артистов защитной дистанции, вынуждая к максимальной естественности, которая тем сложнее дается, чем больше нарастает динамика развития событий.
Финальная сцена, вновь собравшая всех гостей дома вместе, — эмоциональный пик спектакля: венчание Маши Троекуровой и князя Верейского. Все три дороги сошлись воедино. Круг замкнулся. Занавеса не будет. Гости должны немедленно покинуть дом. И только красная кровь продолжит заливать белый зал и подвенечное платье…
При работе над спектаклем постановочная труппа очевидно делала максимальный упор на пресловутую иммерсивность — погруженность — зрителя в происходящее. В этой связи не случайным кажется и выбор хрестоматийного сюжета, в общих чертах знакомого каждому потенциальному зрителю (возрастной ценз — 18+), что позволяет не отвлекаться на всякие малозначительные детали вроде объяснения мотиваций персонажей, проявления их внутренних морально-этических конфликтов и логических связей между сценами. Неправильным будет называть “Черного русского” спектаклем — для этого ему недостает сюжетной целостности и возможности драматической реализации для исполнителей. “Черный русский” — это перфоманс, очень желающий стать театром. Но перфоманс многократно превосходящий своих предшественников. Многофункциональный, напористо-прямолинейный, действительно иммерсивный, воздействующий на зрителя на всех уровнях, куда только способен дотянуться. В этом смысле отсутствие рампы играет в обе стороны: зритель также лишен своего условного стеклянного колпака, статуса незримого и неосязаемого свидетеля происходящего. Еще не полноценное действующее лицо, но уже как минимум участник ансамбля. Согласен ли на это зритель? Время покажет.
6 октября 2016
Наталья Мамина
5 отзывов, 11 оценок, рейтинг 27
5
К месту проведения спектакля вопросов нет- дом хорош. Актеры прекрасны, они сделали все, что смогли, чтобы спасти шоу. Очень слабая постановка, почти нет диалогов, приглашать в этот танцевальный и пантомимный перфоманс прекрасных Артема Ткаченко и Равшану Куркову — это микроскопом гвозди забивать. Похоже, что забыли написать текст к спектаклю, торопились запустить проект и нарубить деньжат. Я за то, чтобы актеры денег заработали, просто хотелось бы еще и шоу, а не капустника на кухне даже очень красивого особняка. Из плюсов — три разных спектакля для трех разных групп зрителей, поэтому в первой половине каждый зритель видит свое шоу, и еще плюс- рюмка водки в начале спектакля. И еще плюс — актеры денег заработают.
10 октября 2016
Nikita Pavlov
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
1
Ребята,
Спасибо огромное за подачу, энтузиазм и шоу, но тут же хочется сказать, что слезы моей жены вызвали непреодолимое желание даиь вам по морде. Почему нет ограничения для беременных? Или вы думаете это нормально? Унылые гробы, церковные хоры, выстрелы, ужасная, но самое главное ГРОМКАЯ музыка, от выстрелов выбежали с заложенными ушами и ушли прочь это этого театра навсегда.
18 февраля 2017
Anton Kind
10 отзывов, 183 оценки, рейтинг 13
7
Круто! И очень не обычно! Но не для средних умов. Так что рассчитывайте свои возможности :))
Самое главное это атмосфера. Как вам будет сказано в начале — ощущайте! И в этом весь смысл — постараться погрузиться в действие, в котором вы сами участвуете, а не просто наблюдаете со стороны!
3 октября 2016
Alexey Shcherbakov
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
1
Треш, а не спектакль. Да и не спектакль это вовсе, performance черный. Не рекомендую.
25 сентября 2016
Все отзывыПодборки «Афиши»
отличных новогодних спектаклей и концертов для детей и родителей в Санкт-Петербурге
Детские праздничные шоу
Гид по фестивалю «Толстой» в Ясной Поляне
Фестиваль «Школьная классика»
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Чёрный русский, обзор спектакля-триллера на Porusski.
![](/800/600/http/kino-teatr.ru/news/10402/101698.jpg)
Если в наше время слышишь термин «иммерсивный спектакль», то сразу думаешь о «Черном русском», поставленном по мотивам романа А.С. Пушкина «Дубровский». Этой постановкой режиссер М. Диденко вместе с продюсерами Е. Новиковой и Д. Золотухиной взбудоражили всю Москву, так что получить «приглашение» в дом Троекрурова стало уже «делом чести». Да и где еще встретишь медийных лиц, смирно стоящих в очереди и ожидающих свое право войти внутрь? И помните, что вы пришли в чужой дом, поэтому либо считайтесь с его правилами, либо покиньте его навсегда.
В этом доме сходят с ума…
Особняк Спиридонова, использовавшийся больше для фотовыставок и различных перформансов, с легкой руки художника М. Трегубовой превратился на время в Дом помещика Троекурова. Просторные помещения стали хозяйскими комнатами, сараем с сеновалом, где за загоном бродят гуси с овцами, и лесом, в котором прячется то ли медведь, то ли разбойник Дубровский. Само действие начинается уже с порога: еловые ветви дурманят запахом, а кухня полна яствами на любой вкус. Вас хлебосольно встретят с дороги и угостят, как дорогого гостя, водкой и черными блинами, которые для вас приготовит И. Брагина (Арина). Уже сама атмосфера приводит нас в тревожное состояние. Постоянное нагнетание, полумрак, дым. Слуги в черных одеяниях, которые появляются из ниоткуда и в ту же минуту пропадают. Везде подстерегают сюрпризы. Все это превращает вас в натянутый нерв. Уровень тревоги зашкаливает, и в этом состоянии вам предстоит находиться до самого конца. Пока вас громогласно не попросят покинуть дом.
В этом доме нельзя предсказать, куда вас заведёт судьба…
Почти с порога вам выдадут одну из трех масок, которая и определит вашу судьбу на ближайшие полтора часа. По случайному выбору распорядителя вы станете Совой, Лисой или Оленем, а затем, в зависимости от маски, увидите сюжетную линию помещика Троекурова (В. Дель), его дочери Маши или самого Дубровского (В. Кошевой) соответственно. Вы следуете за одним из персонажей, а другие истории окажутся для вас тайной.
Итак, маска Лисы сама определила наш маршрут, а значит, сегодня наблюдать предстоит за Машей Троекуровой (М. Ворожи) – девушкой отнюдь не робкой, даже с «чертовщинкой». Она с озорством карабкается по гигантским игрушкам в детской и не падает в обморок при виде медведя в лесу. Но при этом в героине есть неподдельное обаяние, которое располагает к ней с первой же минуты и заставляет сопереживать ей, проходя различные этапы ее метаний. Ближе к финалу за большим круглым столом смешаются судьбы, герои и зрители. Именно тут можно будет увидеть развязку этого триллера.
Собрав актеров по разным театрам, спектакль получил двух Маш, четырех Владимиров и еще десяток актеров, которые обладают не только хореографической подготовкой, но еще и серьезным вокалом, – а петь им предстоит много.
В этом доме запрещено смотреть, однако гости остаются вправе подглядывать…
Термин «иммерсивный театр» предполагает вовлечение зрителей в само действие, которое они перед собой видят. Здесь нет деления на зрительский зал и сцену. Актеры находятся среди зрителей. И в этом пока заключается главная проблема, так как раскрепостить публику не может ни обилие водки, которой угощают перед началом, ни маски, которые, по сути, должны обезличить нас и освободить от зажатости. Когда в глухом лесу Дубровский вкладывает тебе в руку записку с просьбой передать ее Маше Троекуровой, делая тебя не просто наблюдателем, а непосредственно соучастником происходящего, то первое, что испытываешь, – это растерянность, а не азарт, ради которого эти тайные задания и были придуманы. Зрители ленятся проживать и создавать эту историю вместе с героями, считая, что их миссия заканчивается на покупке билета. Они сами не готовы участвовать в процессе и продолжают воспринимать все происходящее через призму театральной рампы. А ведь от того, получит Маша записку или нет, ход событий, возможно, будет развиваться по-разному, – по крайней мере, в это хочется верить. Спасает то, что артисты работают на максимуме возможностей, компенсируя тем самым пассивность и неучастие зрителей.
Сыграв на тонких струнах загадочной русской души, спектакль получился экспрессивный и новаторский. Эта история нам близка и понятна, поэтому вряд ли любой другой иностранный текст мог прозвучать с такой же силой. Взяв за основу, наверное, самый мистический роман А. С. Пушкина, М. Диденко сделал настоящую русскую “клюкву” с хороводами, медведями и кокошниками. Но “клюква” эта получилась ну очень “вкусная” и стильная.
Фото: Ксения Угольникова
Елена Каратун
Культурный обозреватель, архитектор и театровед. Рассказывает о наиболее актуальных событиях Москвы и не только.
Иммерсивный театр открывается в Москве
черный русский Иван ГущинМосковскому театру, обычно восприимчивому к новаторским формам, потребовалось некоторое время, чтобы завоевать популярность иммерсивного театра. Но в этом сезоне ситуация изменилась: отечественные постановки и приезжие режиссеры прочно закрепили этот жанр на культурной карте.
Иммерсивный театр стал новым явлением в моде после того, как британская компания Punchdrunk поставила в Нью-Йорке очень успешный спектакль «Больше не спи» (2011). Спектакль, в основном бессловесный, был основан на «Макбете», и в нем участвовали зрители, следующие за актерами по комнатам заброшенного склада на 27-й Западной улице. Немедленная сенсация, шквал постановок, вдохновленных спектаклем, вскоре прокатился по всему миру.
И теперь настала очередь Москвы подхватить этот тренд. «Черный русский» в постановке признанного критиками Максима Диденко стал первой иммерсивной театральной постановкой, попавшей в столицу в этом сезоне. Премьера спектакля состоялась в сентябре в великолепном Доме Спиридонова XIX века на Тверской улице.
Диденко наиболее известен своими неортодоксальными и постмодернистскими постановками, в которых сочетаются элементы традиционного театра, мюзикла и даже современного танца. Его спектакль «Черный русский» основан на незаконченном романе Александра Пушкина «Дубровский» о знатном разбойнике с большой дороги, который стремится отомстить за своего отца после того, как злобный и могущественный сосед Троекуров выманил у него его имущество.
«Черный русский», однако, фокусируется на более плотских аспектах романа: охоте, медвежьих боях и романе Дубровского с дочерью Троекурова Машей. Роль в постановке исполняет одна из самых узнаваемых актрис современной театральной сцены Равшана Куркова. Остальные актеры играют актеры из театров «Практика» и «Гоголь-центр», а также «Мастерской Брусникина».
Зрителей, которых называют «гостями», просят на время просмотра надеть маску совы, оленя или лисы. От их выбора зависит, по какому пути — Троекурова, Дубровского или Маши — они пойдут во время спектакля.
Это чувственный опыт в самом полном смысле этого слова. Помимо ряда ярких визуальных эффектов, вам также предлагается отведать множество угрожающе темных блюд во время производства, которые практически неузнаваемы при темном освещении. Пока вы бродите по дому по следам своего персонажа, вы действительно можете почувствовать запах блинов, свежескошенного сена и цветов — как будто вы действительно находитесь в русской загородной усадьбе.
Музыка — работа Ивана Кушнира, который работал с Диденко над рядом предыдущих постановок. Тем временем Евгений Кулагин, наиболее известный по работе с Кириллом Серебренниковым в «Машине Мюллера», вероятно, самой скандальной постановке «Гоголь-центра», руководил хореографией.
Действие фильма «Выжившие» американской компании Journey Lab также происходит в особняке 19-го века. Зрителям не нужно выбирать только одного персонажа для подражания. Вместо этого вам остается бродить по четырем этажам и пятидесяти комнатам, как вы пожелаете.
Спектакль, премьера которого состоялась ранее в этом месяце, основан на пьесе Генрика Ибсена «Призраки», затрагивающей темы морали, инцеста и эвтаназии. Режиссеры Виктор Каринья и Миа Занетт провели несколько месяцев в Москве, тесно сотрудничая с российскими продюсерами над проектом.
Некоторые комнаты воспроизводят интерьер типичного скандинавского дома, а другие напоминают сон или кошмар. Музыку написал популярный инди-поп-исполнитель Антон Беляев и его группа Therr Maitz.
История Ибсена о неудачном воссоединении семьи рассказывается одновременно с нескольких точек зрения. Зритель видит только вырванные фрагменты трагедии и вынужден складывать их воедино. Это довольно утомительно, и если вам нужен перерыв, вам разрешается зайти в бар внизу, чтобы освежиться.
Предупреждение: будьте готовы к наготе. Вы, скорее всего, наткнетесь как минимум на одну оргию, пока будете перемещаться по емкому набору.
«Черный русский» проходит до 12 января в Доме Спиридонова. Малый Гнездниковский переулок, дом 9/8. Метро Тверская, Пушкинская. blackrussianshow.ru
«Выжившие» проходят 27 января по адресу: Дашков переулок, 5.5. Метро Парк Культуры. dashkov5.ru.
Подробнее о: Театр , Москва
самые успешные премьеры российских театров
{модуль Ads Elite (xx)}
Иммерсивность — новый тренд в нашей жизни, уже пропитанный сильными чувствами. В последние два года иммерсивные спектакли стали самыми успешными театральными премьерами Москвы
Сегодня уже недостаточно просто наблюдать за событиями, как если бы они были частью спектакля, спектакля или фильма, в котором не нужно играть любую роль. Как и рэп-баттлы, которые с лета стали привычными для миллионов в России, иммерсивное искусство — явление, за которым уже стоит длинная история и даже иконография. Но на самом деле иммерсивный театр и современное искусство стали популярными буквально пару лет назад.
Понятно, что общество выразило потребность в интерактивных мероприятиях, и, переходя от сочувствия к сотрудничеству, мы уходим от анонимности, главной причуды человечества. Если раньше индустрия развлечений позволяла публике время от времени шутить из зала, то теперь нас приглашают на сцену: перед искушением трудно устоять. Шекспировское «Весь мир театр, / И все мужчины и женщины только актеры» — уже не крылатая фраза или метафора, а призыв к действию.
В ходе истории автор, будь то драматург или художник, работал над созданием иллюзорной реальности, абсолютно герметичной, без каких-либо идей вести диалог с публикой. Классический театр представляет собой черный ящик с тремя стенками, в котором разыгрываются фрагменты жизни. В конце XIX века Вагнер, а вслед за ним и основатель первого доступного русского художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко построили четвертую стену: свет в зрительном зале можно было приглушить, и мы , зрители, могут делать вид, что нас не существует.
Ключевой принцип иммерсивности — соучастие, поэтому многие постановки в этом новом жанре остро актуальны для общества и, кроме того, основаны на реальных событиях. То, что в литературе называется документальной литературой, а в драме — театром словесности (имеется в виду, что монологи реальных людей интегрированы в текст), является ключевым элементом иммерсивных пьес.
Удаленная Москва — яркий пример этого метода. Оригинальная пьеса авторов Rimini Protokoll была представлена в Авиньоне. Зрителя пригласили на прогулку по городу, которая началась у ворот кладбища и закончилась, конечно же, в театре. Своего рода экскурсия, но не по туристическим достопримечательностям бывшей папской резиденции, а по районам города, наполненным житейскими проблемами и понятными каждому страхами. Зрители в наушниках слышат эзотерический текст: посмотри направо, посмотри налево, за этим неприглядным фасадом в щелях прячутся судьбы людей. Как писала поэтесса Марина Цветаева:
«Ходишь, ты совсем как я, / Твои глаза в землю. / Видишь ли, я опускал свои. / Останови прохожего у этой насыпи!»
У основателя иммерсивного театра, лондонской театральной компании Punchdrunk, подход менее философский: здесь публика погружается в мрачную атмосферу фильмов Альфреда Хичкока и Стэнли Кубрика, мастеров саспенса. Или возьмем их нью-йоркскую постановку «Больше не спать», которая переносит шекспировского «Макбета» в декорации заброшенного отеля «МакКиттрик», эстетика которого напоминает романы Стивена Кинга: бесконечный лабиринт тускло освещенных комнат, и в каждой из них вы можете найти, несмотря на то, что вы полностью проснулись, ваши худшие возможные кошмары.
Иногда иммерсивный театр направлен на обучение. «Русские народные сказки» в московском «Гоголь-центре», результат этнографической экспедиции в самые отдаленные, глухие уголки России, знакомят зрителей с настоящим народным языком, не имеющим ничего общего с отъявленными англицизмами новояза, люди используют в городе. Новый спектакль театроведа Марины Давыдовой (сейчас на репетиции) об идеологической утопии второй половины XX века — это необычный экскурс в дебри театроведения, объясняющий механизмы современного искусства, которые обычно скрыты от посторонних глаз. обычный зритель. Если вам интересно понять, что такое декламация или почему французский театр сейчас не в моде, то вам не нужно ходить на унылую лекцию; вместо этого купите билет в Электротеатр Станиславский, где вы можете услышать, как актеры иронически объясняют ученые теории, и не без самокритики.
В любом случае важной задачей иммерсивного театра является вывод драматургии на наднациональный уровень. Найти способ взаимодействия с аудиторией, не предполагая, что у них есть какие-то особые знания или подготовка. Часто режиссёрские эксперименты, стремящиеся дать новое прочтение классики, перенести проблемы минувших дней в современность, заходят в тупик, в котором мысли, выраженные через образы, становятся непереводимой игрой слов. Иммерсивный театр справляется с трудностями перевода, включая зрителя в контекст.
Если представить, каково это оказаться в шкуре толстовской Анны Карениной, героини одноименного романа, или Катерины Измайловой, главной героини оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», и попытаться заговорить, но используя своими словами, то нравственный конфликт героини, который с современной точки зрения может показаться непонятным, вновь станет глубоко значимым для всех нас.