Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать | Статьи
Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».
Английский пациент
Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот.
Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Фото: punchdrunk.org.uk
Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада.

Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Фото: punchdrunk.org.uk
И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.
На российской почве
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Фото: meyerhold.ru
«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.
Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.
На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Фото: meyerhold.ru
Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.
Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного.
Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Фото: meyerhold.ru
Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному.
Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.
«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».
Прощай, молодость
То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником.
Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».
Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».
Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
что это такое и куда сходить в Петербурге
Иммерсивный театр уже на протяжении нескольких лет задаёт тренды и начинает составлять серьёзную конкуренцию традиционному.
Особенно любят этот формат молодые режиссёры — для поколения, выросшего на компьютерных играх, он органичен и понятен. Наблюдая за новейшими иммерсивными практиками, квестами и другими необычными видами досуга, можно отчётливо увидеть тенденцию роста их популярности не только в театре, но и в сфере городских развлечений. Давайте разберёмся в феномене иммерсивности.Иммерсивность — погружение
Иммерсивность, или, проще говоря, технологии погружения, сегодня окружают нас всюду: это дополненная и виртуальная реальность, компьютерные игры, фильмы, городские квесты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по этой дороге пошёл и театр, который всегда чутко откликается на новые веяния.
В иммерсивном спектакле зрители из пассивных наблюдателей превращаются в участников событий. Актёры перестают притворяться, будто их нет, и запросто могут начать разговаривать с гостями и трогать их.
Ещё одна особенность формата в том, что несколько сюжетных линий могут разворачиваться одновременно в разных частях зала.
Зритель сам выбирает, за какой историей ему следить, и может свободно гулять по пространству, буквально создавая свой спектакль самостоятельно. Несколько разрозненных фрагментов создают единое повествование.
История и законодатели
Лидером жанра считается лондонская группа PunchDrunk. Их постановка Sleep No More считается культовой. В основе спектакля лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Площадкой для шоу стал огромный заброшенный отель, напоминающий лабиринт.
Зрителям на входе надевают карнавальную маску и отпускают на прогулку по отелю. Гости словно попадают в сон: сквозь дымку они наблюдают за актёрами, которые танцуют, занимаются любовью, убивают и обманывают друг друга. Каждый персонаж играет три одинаковых часовых цикла. Всего в шоу 13 сюжетных линий.
Ещё одним трендсеттером иммерсивного театра считается американская компания Third Rail Projects, которая поставила Grand Paradise. Это спектакль о семье, с которой происходят странные вещи во время отпуска.
На входе зрителям раздают посадочные билеты на самолёт, по сюжету они летят на курорт. Потом они попадают на таинственный остров, по атмосфере напоминающий американское побережье 70-ых. Пресса отмечает, что зритель в Grand Paradise по-настоящему чувствует себя действующим лицом. Постановка исследует сексуальность, бросая зрителям вызов.
Что посмотреть в Петербурге
Иммерсивное шоу «Вернувшиеся»
«Вернувшиеся» — знаменитое шоу с эффектом погружения, поставленное по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Действие происходит в особняке, что лучше всяких декораций создаёт атмосферу старины. Зритель, в лучших традициях иммерсивного театра, свободно гуляет по пространству и создаёт свою историю сам.
Билеты: от 3500 ₽
Адрес: Дворцовая набережная, 20
Иммерсивное шоу «Одержимый Петербург»
Иммерсивное шоу погружает зрителей в самые загадочные и безумные страницы истории и литературы, связанные с непарадной стороной города императоров.
Действие пройдёт в центре города — на набережной Фонтанки, где от глаз скрыт мрачный лабиринт из дверей. За ними — 10 комнат с театральными декорациями, 5 актёров и необыкновенные события, в которых гости принимают участие.
Билеты: 350 ₽ вместо 550 ₽ на сайте «Горбилета»
Адрес: наб. реки Фонтанки, 26В
Городские квесты
Городские квесты — новый формат уличного досуга, находящийся на грани иммерсивного театра, экскурсии и игры. Проходить их можно в любое время, участникам нужен лишь мобильный телефон. Мы предлагаем посетить квесты «Под землёй», «Романтический Петербург» или «Васильевский остров» со скидками до 66%. Ещё больше подобных мероприятий вы можете найти на сайте «Горбилета».
Фото: nytimes.com, thirdrailprojects.com, timeout.ru, questguild.ru
Что такое иммерсивный театр? — Спикизи
В традиционном театре вы покупаете билет, садитесь на место и смотрите, что происходит на сцене.
Между актерами на сцене и зрителями на их местах существует «четвертая стена» — в иммерсивном театре ее нет! В иммерсивной постановке вы полностью окружены действием пьесы. Границы реальности и вымысла стираются.
Специально для The Speakeasy мы приложили все усилия, чтобы скрыть технологии и воссоздать опыт жизни в 19 веке.20 с. Посетители выключают и запечатывают свои мобильные телефоны в чехлы, которые остаются при них.
Они заблаговременно установили счета в барах (поскольку кредитных карт не существовало), и все наши цены указаны в центах, а не в долларах, чтобы отразить инфляцию. Мы остаемся в мире пьесы, даже когда разговариваем с гостями, чтобы поддерживать сложную иллюзию.
Мы хотим, чтобы наши зрители почувствовали, что они перенеслись в прошлое и попали в настоящую спикизи 1920-х годов.
Шаг назад во времени…
ВОПРОСЫ О ИММЕРСИВНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ
Есть ли другие иммерсивные впечатления?
Абсолютно! В Лондоне, Нью-Йорке, Торонто и Лос-Анджелесе есть очень большие иммерсивные театральные сцены.
Чикаго тоже начинает баловаться. По мере того, как эта форма набирает популярность, по всему миру появляется все больше и больше иммерсивных шоу.
Что делает что-то захватывающим?
Как и любой жанр, форма открыта для интерпретаций. Escape the Room можно считать иммерсивным, как и Burning Man или дом с привидениями. Виртуальная реальность — это погружение в цифровую форму. Некоторые отмечают, что голопалуба в «Звездном пути» или в «Мире Дикого Запада» HBO — очень хорошие примеры выдуманного иммерсивного опыта. Другие считают иммерсивный театр чем-то вроде ужина, интерактивом, импровизацией, экспериментальным или эмпирическим… Короткий ответ: иногда это то, а иногда нет. Каждое производство сильно отличается. Мы склонны использовать термин «опыт», а не «шоу». Если опыт переносит аудиторию и задействует несколько органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), то его, вероятно, можно считать иммерсивным.
Считаются ли иммерсивными театральные ужины или детективы об убийствах?
Зависит от того, как это преподнести.
Свадьба Тони и Тины — отличный пример иммерсивной постановки, которая также является театральным ужином. В качестве метода повествования он использует свободную структуру и импровизацию. Но не все театральные ужины иммерсивны. Тайны убийств Агаты Кристи по своей сути не являются захватывающими, но могут быть сняты, скажем, в реальном доме в течение выходных. Спикизи не является ни тайной убийства, ни театральным ужином, если только вы не считаете выпивку жидкой едой!
Это танец, импровизация или игра?
The Speakeasy — это прежде всего повествовательная продукция; по сути, это шесть спектаклей, происходящих одновременно в нескольких комнатах. Тем не менее, многие иммерсивные шоу используют танец, чтобы рассказать свои истории. « Then She Fell » от Third Rail Productions — отличный пример иммерсивного шоу, основанного на танце, которое держит зрителей в напряжении. В Speakeasy есть несколько метатеатральных танцевальных моментов в течение ночи, а также актерская импровизация, рассказывающая серию переплетенных и взаимосвязанных историй, но в основе лежит текст.
Если реальность и вымысел размыты, буду ли я знать, кто актер, а кто нет?
Надеюсь, не сразу. Многим гостям приятно узнать, что человек, с которым они только что разговаривали, оказался артистом или кто-то, за кем они следили всю ночь, оказался просто очередным гостем. Хотя, если внимательно присмотреться, то все будет ясно.
В чем разница между «трассой» и «выбери-свое-приключение»?
Некоторые иммерсивные шоу удерживают зрителей на «дорожке» — например, в парке развлечений (вспомните американские горки!). You Me Bum Bum Train в Лондоне — отличный пример шоу с уникальным треком. The Speakeasy — это «выбери свое собственное приключение», что означает, что зрители могут свободно перемещаться по своему выбору (за исключением дверей с пометкой «частное»!).
Вытащу ли меня на сцену или буду ли я взаимодействовать со мной?
В некоторых иммерсивных постановках основное внимание уделяется участию зрителей.
В то время как The Speakeasy основан на повествовании, у гостей также есть много возможностей для взаимодействия и участия. Мы просим наших покровителей «вовлекаться, когда вовлечены». Следование этому простому правилу поможет вам понять, когда уместно взаимодействовать с нашими актерами. Точно так же наши актеры прекрасно понимают, с кем комфортно общаться, а с кем нет. Мы стараемся обращаться только к тем гостям, которые заинтересованы в участии.
Что такое один на один?
Для несгибаемых любителей иммерсивного театра желанная игра «один на один» — это святой Грааль взаимодействия с публикой. Это когда актер берет одного из зрителей на приватную сцену, которую больше никто не видит. Обычно это очень личные и глубокие моменты. В Speakeasy есть много моментов один на один в течение ночи. Вам просто нужно оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы вас выбрали в качестве участника.
Могут ли мои взаимодействия повлиять на результат?
Хотя мы бы хотели, чтобы это было частью The Speakeasy , множество различных переплетающихся сюжетных линий и более 1500 страниц сценария довольно плотно упакованы.
Создание неопределенного количества результатов, на которые влияет участие аудитории, было бы невозможно.
Шоу повторяется?
Некоторые постановки повторяются в течение ночи, что дает гостям возможность увидеть все представление за одно посещение. Sleep No More в Нью-Йорке — это иммерсивная танцевальная постановка, которая повторяется три раза. Основная идея The Speakeasy заключается в том, что, как и в жизни, она не повторяется и ты целенаправленно должен делать выбор в том, чем ты хочешь заниматься. Это один непрерывный спектакль, включая номера в кабаре. Это дает зрителям возможность возвращаться к шоу несколько раз и всегда видеть новый материал.
Должен ли я следовать за персонажем или сидеть в одной комнате?
Некоторые иммерсивные шоу поощряют (или требуют) зрителей следовать одному конкретному персонажу. Тамара — иммерсивное шоу начала 19 века.80-е, где вы всю ночь следовали за одним из десяти персонажей.
По адресу The Speakeasy вы сами решаете, как смотреть шоу. Если персонаж вас заинтересовал, то следуйте за ним (только не через двери с пометкой «личное!») или оставайтесь в одной комнате и пусть действие дойдет до вас. Есть также комнаты, в которых практически нет истории, что позволяет гостям отдохнуть от шоу.
Подробнее о Speakeasy
Иммерсивный театр | Учитель драмы
Жанры и стили | промышленность | Старшая драма
ByJustin Cash Обновлено Жанры и стили, Индустрия, Старшая драма
Этот пост может содержать небольшую подборку соответствующих партнерских ссылок. Когда вы покупаете продукт по партнерской ссылке, я могу получить компенсацию бесплатно для вас. См. страницу раскрытия информации для получения дополнительной информации.
Иммерсивный театр — это форма современного спектакля, которая обычно включает в себя элементы одного или нескольких видов театра, импровизационного театра, интерактивного/участного театра, экологического театра, перформанса и прогулочного театра.
Ключевым фактором является погружение зрителя в драму. Иммерсивный театр часто ставится в помещении, но его также можно проводить на открытом воздухе. Критическим для большинства иммерсивных театров является отсутствие специально построенной структуры, которую мы знаем как «театр». Отношения между актером и аудиторией существенно изменились. Исчезли плюшевые красные сиденья в аккуратных маленьких рядах и одна фиксированная зона под названием «сцена». Вынужденное разделение между исполнителем и зрителем в традиционной театральной постановке устранено. Границы между актером и зрителем настолько размыты в иммерсивном театре, что часто едва существуют.
Внутренние декорации для иммерсивного театра обеспечивают более близкие отношения между актером и аудиторией, поскольку простые ограничения пространства (пространств) обеспечивают непосредственную близость между исполнителем и зрителем. Эти пространства часто включают в себя несколько комнат и уровней, таких как заброшенные склады, фабрики и пустующие школьные здания.
Лондонская Punchdrunk была создана в 2000 году и считается первопроходцем в области современного иммерсивного театра. Их шоу 2011 года Sleep No More , экранизация шекспировского «Макбета», вдохновленная фильмом нуар, до сих пор демонстрируется на заброшенном складе в районе Челси на Манхэттене, переименованном в отель McKittrick.
Sleep No More — это прогулочное представление в помещении продолжительностью до трех часов. На каждый спектакль прибывает пять раз: с 18:00 до 00:00, в зависимости от дня недели. После входа гости отправляются в индивидуальное путешествие и могут оставаться внутри спектакля столько, сколько пожелают. После кульминации спектакля гости могут остаться в баре Manderley.
Все гости должны носить маску, находясь в отеле, чтобы больше не спать. Маска будет предоставлена по прибытии.
Иммерсивный театр часто использует найденные пространства для своей архитектуры или эстетики, а зрители размещаются внутри и вокруг «декораций».
Этот аспект во многом заимствован из экологического театра Ричарда Шехнера 1960-х годов. Зритель, неотделимый от действия, становится его участником, а не наблюдателем в общепринятом понимании.
В некоторых иммерсивных театральных представлениях зрители перемещаются из одного места в другое как одна группа, в других артисты вежливо подсказывают «заблудшим» зрителям направиться в правильном направлении, в то время как некоторые иммерсивные театральные представления позволяют зрителям свободно перемещаться в любом направлении. направление в несколько мест по своему усмотрению. Таким образом, у каждого участника может быть очень индивидуальный, уникальный театральный опыт. Это, конечно, часть красоты формы.
В помещении или на открытом воздухе перемещение зрителей из одного места в другое похоже на средневековые литургические драмы, в которых спектакли проводились как в определенных местах (внутри церковного здания), так и в фиксированных местах на открытом воздухе (усадебные сцены), где зрители перемещались из одного места в другое.
другому.
Аспекты участия во многих иммерсивных театральных представлениях могут включать в себя как физический, так и сенсорный опыт. Зрителей часто просят подержать реквизит, сесть за обеденный стол, присоединиться к исполнителям на диване, взять на себя роль в драме с инструкциями или послушать или стать свидетелем чего-то в непосредственной близости. Они «внутри» действия. Punchdrunk хорошо известны тем, что просят зрителей носить маски во время выступления, что само по себе усиливает одно или несколько чувств.
Импровизационный характер иммерсивного театра иногда влияет на результат. Участников можно попросить принять непосредственное участие в истории, в свою очередь изменив повествование. Это похоже на бразильского театрального деятеля Аугусто Боала, чей форум-театр просил зрителей присоединиться к драме и стать «актерами-зрителями», в конечном итоге изменив сюжет.
Некоторые иммерсивные театральные представления больше связаны с сюжетом, чем другие. Иммерсивный театр, который позволяет участникам бродить из комнаты в комнату, не только поощряет различный театральный опыт для всех, но также позволяет участникам просматривать действие в разном порядке и в некоторых случаях вообще упустить финал.