Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».
Английский пациент
Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Фото: punchdrunk.org.uk
Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.
Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Фото: punchdrunk.org.uk
И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.
На российской почве
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Фото: meyerhold.ru
«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.
Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.
На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Фото: meyerhold.ru
Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.
Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Фото: meyerhold.ru
Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.
«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».
Прощай, молодость
То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».
Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».
Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В переводе с английского языка слово immersion означает «погружение» или «вовлечение». Режиссеры-постановщики иммерсивных спектаклей полностью погружают посетителей в происходящее. Поэтому сценой таких представлений может служить как сам зрительный зал, так и любое другое пространство в театре и даже вне его. Нередко разные сюжетные линии в иммерсивных спектаклях разворачиваются в разных локациях, поэтому зрители сами могут выбрать, за какой из них следить.
Еще в 1969 году итальянский режиссер Лука Ронкони создал в церкви постановку «Неистовый Роланд». По углам находились движущиеся площадки, поэтому посетители могли ходить между ними и выбирать разные варианты развития событий в представлении. Однако оформился иммерсивный театр только в начале XXI века в Америке. Первый такой спектакль представили в 2000 году участники театральной компании Punchdrunk из Великобритании. В основе сюжета лежала пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Спустя девять лет о Punchdrunk узнал весь мир: они показали иммерсивное представление «Sleep no more» по мотивам шекспировской пьесы «Макбет». Его зрители ходили в масках по заброшенному складу Нью-Йорка, оформленному в стилистике фильмов американского режиссера Альфреда Хичкока.
В России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» 2014 года в Центре им. Мейерхольда. За основу сюжета режиссер Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Этот спектакль также можно назвать нуар-шоу, в котором соединились мюзикл, квест и даже компьютерная игра.
Еще одним популярным российским иммерсивным проектом стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа «Дубровский» Александра Пушкина. В ней участвовали артисты Мастерской Брусникина и «Гоголь-центра». Каждому зрителю при входе выдавали маски, а также разрешали выпить алкоголь и потанцевать.
Разбираемся, что такое иммерсивный театр
В конце ноября–начале декабря в Ельцин Центре прошел фестиваль «Территория», на котором екатеринбуржцы могли познакомиться с новейшими тенденциями в современном театре. В рамках образовательной программы фестиваля театральные критики Роман Должанский и Алексей Киселев рассказали о новых театральных терминах и особое внимание уделили иммерсивному театру. Рассказываем, что они имели в виду.
Как сразу отметил Роман Должанский в своей лекции «Новые театральные термины», иммерсивные спектакли сегодня находятся на пике своей популярности. Именно их ставят на первое место сегодняшние театралы.
«Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Зритель становится частью происходящего. Такой театр еще называют «театром квестом», «театром-променад» или «театром-бродилкой»
Сегодня такой вид действа захватил все театральные сцены, предлагая зрителям покинуть привычные места в зале и отправиться в путешествие по миру книжных героев. «Вы приходите в театр или галерею и становитесь участником этого искусства — вы должны потрогать что-то на экспозиции, чтобы на ней что-то появилось, вы должны куда-то пойти, чтобы часть спектакля началась. Это искусство, которое оперирует и другими органами чувств помимо зрения. Меняется форма, значит меняется и ощущение. Другими словами, без вас это искусство не существует», — говорит Алексей Киселев. Этот жанр театра он соотносит с компьютерными играми, где игроку предоставляется возможность встать на место главного героя.
С английского словосочетание «immersive theatre» переводится, как «театр вовлечения». Это и передает его главную суть – актер в любой момент может вовлечь зрителя в постановку. Поцеловать, дотронуться, вступить с ним в диалог. Первой иммерсивной постановкой считается шоу «Sleep No More» британского коллектива «Punchdrunk», в основе которого лежала линия «Макбета» Шекспира, но помещенная в 30–е годы 20 века. Спектакль проходил на площадке пятиэтажного отеля, где актеры и зрители бегали в белых масках по кабинетам и барам, не разговаривая и не снимая маски. Постановка произвела изрядный фурор в 2000–е, но в России распространения не получила. Только спустя десять лет в Москве был выпущен спектакль «Норманск», в котором зрители ходили по городу, населенному детьми индиго и «мокрецами» (так авторы обозначили «внутренне независимых людей с не зарытым в землю талантом»).
В Екатеринбурге критики не нашли таких «театров–бродилок». «Может быть они и есть, но просто не получили большого распространения. Конечно, у вас есть большое количество квестов, которые многие приравнивают к театру-променаду. Безусловно, они очень яркие, интересные, и зрители там тоже встают на место персонажей и бродят по предоставленной локации. Главное их отличие в том, что в иммерсивном спектакле со зрителем играют профессиональные актеры, задача у которых – не запутать их, не напугать, как в большинстве квестов сегодня, а именно погрузить в необходимый сюжет», – подчеркнул Алексей Киселев.
Среди знаковых для России иммерсивных спекталей Должанский и Кислев выделили спектакль-бродилку «S.T.A.L.K.E.R», поставленный «Гоголь-центром» по одноименной компьютерной игре. А она, в свою очередь, сделана по мотивам книги братьев Стругацких. Зрители надевают наушники, защитный костюм и идут по стопам персонажей игры. Главная задача – «впитать» пластику компьютерного героя.
В «Кристине» Кэти Митчелл режиссер делает второстепенную героиню пьесы «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга главной, что дает эффект неопределенности сюжета. Зритель не может увидеть всей картины, потому что путешествует по миру второстепенного персонажа. За стенками слышны звуки других героев, но это лишь иллюзия. Зритель видит глазами второстепенной героини, а то, что происходит за стенкой является симультанным действием.
«Вернувшиеся» проходят в особняке начала 19 века в центре Москвы. В доме 4 этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается завораживающее действие. В основе постановки лежит пьеса Генрика Ибсена «Призраки». Долгое время она была запрещена, как в России, так и в Европе, поэтому такой интерес к спектаклю сегодня вполне понятен.
Самой необычной иммерсивной постановкой Алексей Киселев назвал «Майскую ночь» Московского театра кукол. Этот спектакль невозможно увидеть – на глазах зрителей повязка. Постановка познается зрителями через тактильные и вкусовые ощущения, запахи, звуки: актеры воссоздают плеск воды, шум ветра и даже кормят пришедших.
Роман Должанский и Алексей Киселев уверенны, что театр вовлечения сегодня находится на пике своей популярности и на него еще долго будет спрос. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного спектакля, зрители ненадолго выпадают из реальной жизни. И пусть они понимают, что это все иллюзия, они хотят возвращаться в новый неизведанный мир снова и снова.
It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.Прожить историю: что такое иммерсивный театр?
Искусство – динамичная «наука», а потому с каждым годом мы всё чаще видим в заголовках афиш новые незнакомые нам слова. Так, слово «перформанс» за последние пару лет прочно въелось в лексикон не только художника, но и «созерцателя». А авторское кино нередко именуют «артхаусом».
Однако за появлением новых терминов есть и более глобальные открытия. Наверняка вы слышали высказывание Уильяма Шекспира: «Весь мир – театр, мужчины, женщины – все в нём актёры!» Если воспринять его совсем буквально, то новый, стремительно входящий в «моду» способ проведения досуга – иммерсивный театр – действительно можно описать именно этой цитатой.
Что такое иммерсивный театр?
Новый тип театра, именующийся также «театром-бродилкой», отличается от традиционного полным погружением зрителя в сюжет постановки. То есть любитель театрального искусства, привыкший наблюдать за процессом игры, теперь становится её полноправным участником.
Постановщики, актёры и сами зрители утверждают, что такой метод подачи визуального искусства позволяет наиболее глубоко прочувствовать произведение, испытать новые эмоции и просто погрузиться с головой в виртуальную реальность.
Ещё одна особенность иммерсивного театра заключается в том, что спектакли могут проходить не только на большой сцене, но и в небольших арт-пространствах, на улицах и даже в квартирах. А это значит, что каждый сможет найти постановку, локация и атмосфера которой придётся ему по душе.
И всё-таки наиболее широкое распространение такой вид проведения досуга получил у молодых людей. Они не только посещают абстрактные перформансы, снимая происходящее на камеру смартфона, но, более того, организовывают собственные спектакли. Поэтому, если вы, прогуливаясь по улочкам Арбата, столкнётесь с юными ораторами или попадёте на открытое представление (например, чтение поэзии) в небольшой кофейне или библиотеке, знайте: это проделки «
Как и где это развивается?
Широкое распространение иммерсивный театр получил, как ни странно, в Китае. Будучи футуристами и генераторами нестандартных идей, китайские архитекторы уделяют большое внимание созданию дизайна интерьера, ведь с его помощью и достигается эффект реалистичности происходящего.
С художественной точки зрения иммерсивный театр активно развивается в Лондоне и Нью-Йорке. Так, первый славится яркой группой Punch Drunk, создавшей и полностью погрузившей зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссёров Стенли Кубрика (« 2001 год: Космическая одиссея»), Альфреда Хичкока («Психо») и Дэвида Линча («Твин Пикс»).
А нью-йоркская креативная команда Third Rail Projects прославилась своим нестандартным подходом к выбору локаций представления и любовью соединять танец, звук, живопись и театр в одно целое. К слову, одним из самых громких перформансов группы стал спектакль «Then She Fell», действие которого происходило в заброшенной психиатрической больнице в городе Бруклине.
А как у нас с этим?
В Москве такое явление, как иммерсивный театр, можно назвать, в первую очередь, «трендом». Стремительно развивая его, российские художники черпают вдохновение из Западной Европы, дополняя их идеи своими абстрактными решениями.
У нас предвестником иммерсивных спектаклей считаются театрализованные квесты вроде «Москвы 2048
А в 2016 году один из главных театральных ньюсмейкеров, Максим Диденко, совместно с театральной компанией Ecstàtic представили в столице первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский» под названием «Чёрный русский». В его рамках зрителей делили на три группы, каждая из которых имела своего проводника – Дубровский, Троекуров или Маша. Каждый участник получал маску, снимать которую было запрещено до конца «игры».
«В этом доме запрещено падать в грязь лицом, поэтому каждый гость обязан носить маску».
Помимо этого, до конца игры каждый участник должен был молчать. Зато можно было прочувствовать свойственные той или иной локации запахи, попробовать блюда – всё давало возможность полноценно погрузиться в мистическую атмосферу произведения Пушкина.
На сегодняшний день в Москве есть несколько абсолютно неклассических «постановок». Например, вы можете стать главным героем «не-шоу» «Совместные переживания» Виктории Приваловой, рассказав о первой любви, или исследовать себя в камерном спектакле-игре швейцарской театральной компании «Magic Garden» «Questioning/КТО ТЫ?».
Иммерсивный театр – что-то вроде виртуальной реальности. Отказываясь от классического понимания театрального искусства, единства действия и статики, зритель становится для себя главным героем постановки, ощущая полную свободу и неприкрытое любопытство в отношении того, как развернётся его «судьба» в том или ином действии.
Это современное искусство, и оно находит новые способы привлечения аудитории, раскрывает новые грани и отбрасывает все рамки, экспериментируя над новыми «блюдами». Кто знает, быть может, иммерсивный театр – будущее театрального искусства в целом.
от моноспектакля до иммерсивного действия
Долгое время театральное искусство оставалось практически неизменным, а его жанрами были комедия, трагедия и драма. Но с появлением кино, видеоигр и интернета режиссеры начали искать новый язык общения со зрителем и придумывать иные подходы к постановке. Они стали интегрировать в свои спектакли другие виды искусств, вовлекать зал в действие и проводить представления в необычных местах. «Культура.РФ» предлагает познакомиться с некоторыми современными театральными направлениями.
Документальный театр
![](/800/600/https/www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/71a43300088212a5226a0dc00d007fa7.jpg/g_center,c_fill/1.jpg)
Постановки в документальном театре основаны на реальных событиях. В качестве материала для пьес драматурги используют нехудожественный текст, например интервью, письма, дневники, стенограммы, статьи. Авторы стремятся достоверно показать окружающий мир, поэтому опираются на конкретные факты и реплики очевидцев. В пьесах этого жанра нет места вымыслу и интерпретациям. Одна из самых популярных техник документального театра — вербатим, в переводе с латинского означает «дословно». Чаще всего артисты сами берут интервью у участников событий и на сцене точно воспроизводят не только сказанное, но и манеру речи героев с акцентом, эвфемизмами и жаргонизмами.
История современного документального театра началась в 1920-е годы в СССР. В послереволюционные годы страна переживала сильные социальные потрясения и нуждалась в новом искусстве. Так в Москве появился агитационный театральный коллектив «Синяя блуза», который рассказывал малограмотному населению о происходящих событиях. Артисты инсценировали новости, дополняя их танцами и песнями. Вскоре после первого выступления такие «живые газеты» стали появляться в других городах. Затем традиции документального театра подхватили и европейские площадки.
Сегодня главными темами таких спектаклей стали войны и геноциды, политические и социальные проблемы. Режиссеры затрагивают вопросы феминизма, свободы вероисповедания, расовой нетерпимости, иммиграции. В России это направление представляет московский «Театр.doc» — большую часть спектаклей в нем ставят по нехудожественным текстам и интервью реальных людей. Периодически документальные пьесы идут и на других площадках: например, Пензенский областной академический театр им. Луначарского представил «Историю одного преступления», в которой дословно воспроизводится переписка Льва Толстого и Петра Столыпина.
Иммерсивный театр
![](/800/600/https/www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/56b473783d08573264cd8d0298e2c542.jpg/g_center,c_fill/2.jpg)
Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия». В этом жанре для постановщиков главное — сделать зрителей соучастниками действия. Посетителям разрешают брать реквизит, разговаривать с актерами или даже выбирать, как будут развиваться события. Сами артисты могут завязать гостю глаза, отвести его в другую комнату, обнять или пригласить что-то сделать вместе — так зрителей вовлекают в совместное создание спектакля. Иногда в иммерсивных представлениях проходят несколько сюжетных линий, каждая из которых развивается в определенном месте. Зрители сами выбирают, за какой из них они хотят следить, и идут по заданному маршруту. Именно поэтому, приходя на шоу во второй или третий раз, гости могут посмотреть новую историю в другой локации.
Это подталкивает режиссеров переосмысливать сценическое пространство. В иммерсивных спектаклях нет зрительного зала, действие разворачивается прямо среди гостей. К тому же такие представления часто проходят не в традиционном здании театра, а в необычных местах — старинном особняке или на заброшенном заводе.
Иммерсивный театр зародился в начале XXI века, когда стали популярны видеоигры. Первый спектакль в этом жанре поставила британская компания Punchdrunk в 2000 году, но на весь мир она прославилась спустя девять лет — представлением «Sleep No More». Его действие проходило на заброшенном складе Нью-Йорка, по которому бродили зрители в масках. Шоу стало очень популярным, а в Шанхае даже создали его китайскую версию. Одним из первых в России иммерсивный спектакль поставил Центр им. Мейерхольда. Им стал «Норманск» по постапокалиптическому роману братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Представление объединило в себе элементы мюзикла, квеста и компьютерных игр.
Читайте также:
Пластический театр
![](/800/600/https/www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/afe40572dcbcb3389c743c97ff1a2e39.jpg/g_center,c_fill/3.jpg)
В пластических спектаклях переплетаются драма и хореография. Помимо танца, режиссеры используют пантомиму, стилизованные боевые искусства, театр теней, акробатические и цирковые номера — все, что связано с движением. Иногда в таких представлениях полностью отсутствуют слова.
Первые черты пластического театра стали появляться в постановках начала XX века в Российской империи. Первопроходцами этого жанра считаются Александр Таиров, Всеволод Мейерхольд, Константин Станиславский, Айседора Дункан. На Западе впервые о пластическом театре заговорил Теннесси Уилльямс. В предисловии пьесы «Стеклянный зверинец» 1944 года он отметил: чтобы создать правдоподобное драматургическое произведение, нужно отойти от строгих литературных канонов и объединить его со скульптурой, архитектурой, танцем.
В СССР в жанре пластического театра работал режиссер Гедрюс Мацкявичюс. В своих спектаклях он старался как можно реже прибегать к главному средству классической пьесы — слову. Вместо этого сюжет и чувства героев режиссер передавал с помощью танцев. Для своих представлений Мацкявичюс создавал оригинальные сценарии на основе нетрадиционных драматургических источников: живописных полотен XIX–XX веков, сонетов Уильяма Шекспира, историй из Ветхого Завета. Сегодня режиссеры чаще соединяют пластический театр с другими жанрами. Например, Марк Захаров поставил в московском театре «Ленком» традиционный трагикомический спектакль «Небесные странники», а танцевальными номерами обозначил важные сюжетные линии.
Театр художника
![](/800/600/https/www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/676540cff719d49d008673b97e7bdc4a.jpg/g_center,c_fill/4.jpg)
В спектаклях этого жанра основной акцент делается на визуальное оформление. Костюмы, декорации, реквизит становятся самостоятельными участниками действия и по-своему дополняют смысл произведения. Помимо сценографии, в качестве выразительного средства режиссеры иногда используют инсталляции, перформансы и акции. В таких постановках слова часто играют второстепенную роль, главное — внешняя эстетика.
Как отдельный жанр театр художника зародился в Российской империи в конце XIX века, когда меценаты стали приглашать известных живописцев в свои частные оперы оформить спектакли. Так мастера стали полноценными соавторами представления, а живопись проникла в театральное искусство. Позже экспериментировать со сценографией продолжили русские авангардисты Казимир Малевич, Василий Кандинский, Эль Лисицкий. В Европе эти традиции развивали итальянские футуристы и мастера немецкого Баухауса. Расцвет театра художника произошел за рубежом во второй половине XX века, когда свои спектакли ставили Тадеуш Кантор, Питер Шуман, Ахим Фрайер.
В настоящее время в России это направление представляют Инженерный театр АХЕ и «Лаборатория Дмитрия Крымова». В их спектаклях почти нет слов, а основную роль играет пластика, свет и необычные художественные приемы. Так называемые «живые картины» ставят и другие площадки: например, в 2002 году в Мариинском театре Илья Уткин и Евгений Монахов оформили балет «Золушка» в виде мегаполиса с многоэтажными металлическими строениями и лестницами. Такие индустриальные декорации осовременили спектакль и помогли по-новому взглянуть на классический сюжет сказки.
Театр одного актера
![](/800/600/https/www.culture.ru/storage/images/5729c9a98c02f4c9141399bf27d01baf/e0ca7bdd51e27e598a7a13351dd8225a.jpg/g_center,c_fill/5.jpg)
Театром одного актера, или моноспектаклем, называют театральную постановку, в которой участвует всего один исполнитель. В таких представлениях обычно минимум сценических эффектов, декораций и музыкального наполнения. Однако это не значит, что представление создает единственный человек — в производстве могут участвовать режиссеры, драматурги, сценографы и композиторы. Иногда актер совмещает все эти роли и ставит свое выступление сам.
Режиссер моноспектакля может инсценировать так называемую монодраму по сюжету единственного произведения или создать спектакль-концерт из нескольких стихотворений, песен, коротких рассказов одного или разных авторов. В качестве литературной основы в таком сольном представлении используются традиционные пьесы, автобиографии, поэтические сочинения. Некоторые из них изначально пишутся под конкретного актера.
Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса. Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры. Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда в узких кругах стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику. Вновь к этому жанру обратились в 60-х годах XX века. В СССР в нем выступали Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин. Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.
Автор: Снежана Черныш
Кто и как выбирает иммерсивные театры?
Жанр иммерсивного театра стал очень популярен в наши дни. Это понятие стало настолько размытым, что часто нельзя предугадать, что скрывается за тем или иным перфомансом. С уверенностью можно сказать лишь то, что «иммерсивный спектакль» — это спектакль с полным погружением в атмосферу действия, успех которого зависит от того, насколько зритель вовлечен в сюжет, и как сильно задействованы его органы чувств.
Помимо спектаклей-променадов, с которых все началось, стали появляться все новые и новые форматы. Сам зритель далеко не всегда понимает, чего ждать от представления. Порой, желая посетить интерактивное мероприятие, человек получает совсем не то, чего ожидал.
Именно поэтому мы разработали уникальный инструмент под названием «10-бальная шкала иммерсивности», благодаря которой вы сможете разобраться, что к чему.
Итак, мы оценили все иммерсивные шоу по следующим параметрам:
1. Визуальная составляющая.
Это возможность видеть происходящее во время Так как большинство спектаклей все-таки подразумевает визуальное действие, оценивается эта графа всего в 0,5 балла. Не получил их только «Морфеус», где во время всего действия у участников завязаны глаза.
2. Аудиальная составляющая.
Во время представления используются различные аудиоэффекты. Оценивается в 0,5 балла, по той же причине, что и визуальная составляющая.
Таким образом, самый обыкновенный спектакль получил по 1 балл по шкале иммерсивности.
3. Воздействие на органы чувств.
Подразумевается ли во время представления воздействия на такие органы чувств как обоняние, осязание и вкус.
За использование различных запахов и ароматов, которые еще больше погружают зрителя в атмосферу действия, мы даем 1 балл («Анна Каренина» Казань, «Морфеус»).
За возможность прикасаться к декорациям и рассматривать их более детально с помощью тактильных ощущений дается 0,5 балла, а вот целый 1 балл дается в случае, если предметы, имеющиеся в руках у гостей, играют важную роль в ходе всего представления (Например, как в шоу «Картель» и др.).
Если при погружении в сюжет зрители могут что-нибудь попробовать, используют вкусовые ощущения, шоу также получает 1 балл. В этом случае мы присудили баллы не только тем перфомансам, где угощают абсолютно всех участников («Зеркало Карлоса Сантоса», «Затмение» и др.), но и тем, где гости могут воспользоваться баром только по VIP-билету («Вернувшиеся», «Пиковая дама»).
Дальше – самое интересное.
4. Влияние на сюжет
Поскольку возможность не только смотреть, но и участвовать в действии и даже немного повлиять на сюжет, является одним из самых интересных способов погружения в иммерсивном шоу, мы оцениваем эту возможность до 2 баллов. Соответственно, если публика никаким образом не влияет на сюжет, как в любом променаде, спектакль получает 0 баллов.
1 балл получают те шоу, в которых степень зрительского влияния немного выше – это такие постановки, как «Совместные переживания» и «Параллель», где каждый имеет возможность высказаться наравне с актерами и задавать им вопросы.
1,5 балла награждаются перфомансы, где в сюжете есть несколько ответвлений и от зрительского участия зависит, как будет происходить и чем закончится действие. Это «Морфеус», «Картель» и «Москва 2048».
2 балла присуждаются театрам, в которых зрителю дается определенная роль, и он строит сюжет от начала и до конца. Забавно, что представлений с таким уровнем зрительского участия на Российском рынке пока нет.
5. Взаимодействие с актерами.
Какое же иммерсивное шоу без актеров? А вот такое, как «Время, которое…», например. Там, как и в Remote Moscow, вы можете услышать актеров только через наушники. Поэтому такие аудиоспектакли не получают ни одного балла.
1 балл дается тем постановкам, где предусмотрено небольшое взаимодействие с актерами, одинаковое для всех участников. Это «Чайка», «Анна Каренина» (Казань), «Идиот», и др.
1,5 балла мы наградили шоу, где избранные гости получают более детальное взаимодействие с персонажами. Возможно, и вы станете счастливчиком, и именно вас выберут актеры спектаклей «Дом 1097» или «Безликие» для того, чтобы сыграть с вами небольшую сцену.
2 балла вручаются постановки, где актеры взаимодействуют с каждым участником индивидуально. Это такие шоу, как «Картель» и «Морфеус».
6. Взаимодействие зрителей друг с другом
Большинство спектаклей-променадов запрещают зрителям обсуждать увиденное прямо во время представления, поэтому шоу «Вернувшиеся», «Пиковая дама», и проч. получают 0 баллов.
Возможность поговорить с товарищем во время действия оцениваются в 0,5 баллов. При условии, что ваш разговор не имеет никакого влияния на ход действия и сюжет («Параллель», «Неявные воздействия»).
А вот если гостям необходимо совещаться и принимать какие-то решения для того, чтобы двигать сюжет, то такое шоу зарабатывает 1 балл. («Морфеус», «Москва 2048»).
7. Возможность перемещения
Вы любите прогулки? Или вам больше нравится сидеть в удобных креслах? Сейчас существуют форматы на любой вкус. Так, полное отсутствие перемещения мы оценили в 0 баллов («Совместные переживания», «Морфеус». Необходимость передвигаться строго по намеченной схеме (без возможности отклониться от маршрута) – 0,5 («На трубе», «Декалог на Сретенке» и др.). Свободное перемещение по локации – 1 балл («Безликие», «Вернувшиеся» и др.).
Все люди разные, и каждому комфортен свой уровень иммерсивности. Надеемся, что эта шкала поможет вам выбрать иммерсивное шоу, которое точно придется вам по душе!
Иммерсивный театр. Что это? | Студия Свободы
Фрагмент перфоманса Sleep No More, Нью-Йорк (США)
Иммерсивный театр — это театр вовлечения. Буквального и наиболее полного вовлечения зрителя во всё происходящее на сцене. Зритель перестаёт быть созерцателем и становится участником действа.
Фрагмент пьесы Dear Armen, реж. Армен Оханян, Монреаль (Канада)
Иммерсивность — это модное течение, которое, вполне вероятно, скоро станет новым эволюционным этапом театрального искусства. Она базируется на уже классической максиме У. Шекспира «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры» и современных достижений компьютерных игр и виртуальной реальности, где субъект буквально переносится в игровое пространство. Это революционная адоптация теории, которую предлагают курсы актерского мастерства, театральные ВУЗы и традиционный театр.
Единственная проблема в том, чтобы определить грань между пока ещё театральным спектаклем — и уже игрой, квестом.
Самыми заметными представителями иммерсивного театра, стоявшими у его истоков, считается труппа PunchDrunk. Британская труппа создаёт для зрителей атмосферу триллеров Хичкока, Кубрика и Линча. Их визитная карточка — постановка Sleep No More, которая идёт в Нью-Йорке. Это очередная трактовка шекспировского «Макбета». Но вот, в чём особенность…
Проходит она не на Бродвее, а в огромном заброшенном отеле. Пятиэтажное здание, которое само по себе — как лабиринт, разделено на зону отеля 30-х гг XX века, психиатрического отделения и кладбища. В течение всего действа зрители пребывают в масках венецианского карнавала. И… предоставлены сами себе. Они выступают в роли подглядывающих за теми, кто занимается любовью, убивает друг-друга, смывает следы преступления… Актёры вступают в контакт с гостями, а гости могут трогать реквизит.
Фрагмент перфоманса Sleep No More, Нью-Йорк
Ещё один пример, так же нью-йоркской постановки, но другим коллективом Third Rail Projects. Их шоу разворачивается в настоящей заброшенной психиатрической больнице. Они предлагают свой вариант произведения Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
Фрагмент иммерсивного шоу Then She Fell, пост. Third Rail Projects, Нью-Йорк (США)
Спектакль предназначен всего для 15 человек максимум. Их разделяют на несколько малых групп и предлагают пройти по маршрутам, продуманным режиссёрами и сценаристами.
Но спектакль ли это? Или это больше похоже на квест — игру для небольшой группы людей?
Но в Москве так же можно приобщиться к иммерсивному театру. Например, Гоголь-центр предлагает сразу два действа. Одно разворачивается непосредственно в бывшем театре им. Гоголя — сразу во всех помещениях театра — и называется «Русские сказки». Это сочетание квеста и спектакля-променада. Вы ещё в начале должны выбрать один из трёх маршрутов (трёх разных впечатлений от постановки).
Второй иммерсивный спектакль от Гоголь-центра — это «МСК 2048». Постапокалипсис, Москва превратилась в радиоактивную пустошь, чтобы выжить — нужно решать задания. Да, это, по сути, квест, перемещённый в театральное пространство.
Фрагмент иммерсивного спектакля «Чёрный русский» по мотивам романа А. Пушкина «Дубровский», реж. М. Диденко, особняк Спиридонова
Итак, что такое иммерсивный театр? Получается, это настоящее путешествие на предложенную режиссёром тематику.
«В эпоху бодрствования, живого чириканья и разрыва Oculus, как театр может конкурировать как всепоглощающее развлечение? Возможно, это наше желание быть больше, чем зрителями — быть втянутым в альтернативные миры — что вызвало недавний бум в иммерсивном театре, который обменивает четвертую стену на извилистые коридоры и танцполы, в надежде дать зрителям не шоу, а опыт.» — Майкл Шульман, The New Yorker
Иммерсивный театр — это спектакль, который разрушает «четвертую стену», т.е.е. это невидимое разделение между исполнителем и зрителем. Поэтому, посещая захватывающее шоу, вы не будете сидеть на удобном сиденье, наблюдая за тем, как происходит действие на сцене, расположенной прямо перед вами. Вместо этого вы будете окружены и будете частью действия. Иммерсивный театр стимулирует все пять чувств, и многие иммерсивные шоу напоминают выставку в музее, где вы можете прикоснуться к искусству и пообщаться с ним.
С ростом популярности иммерсивного театра в последнее десятилетие форма искусства развивалась, чтобы включать новые категории опыта, от интерактивных квестов до виртуальной реальности и всплывающих окон.Хотя не все эти мероприятия будут считаться «театром» в традиционном смысле, мы любим их всех и их способность пробудить воображение и реализовать нашу любовь к уникальным приключениям на сцене и за ее пределами.
Ознакомьтесь с нашими советами о том, как максимально использовать возможности погружения, и найдите лучший (или два, или три) для вас с нашим списком лучших шоу в Нью-Йорке прямо сейчас.
Платье для опыта
В некоторых захватывающих шоу вы будете много ходить.В некоторых вы будете фактически в шоу. Убедитесь, что вы исследуете, что ожидать, чтобы вы знали, какие темы будут подходить для вечера. А когда сомневаешься — носи удобную обувь!
Ешьте раньше — или не делайте.
Еда часто может быть частью погружения, поэтому не забудьте узнать, будете ли вы обеспечены едой, закусками, напитками или всем, что между ними. Вы не захотите пропустить вкусное угощение, если вы уже набиты обедом.
Прибытие вовремя.
Это, наверное, само собой разумеется, но вы должны прийти на шоу вовремя. Актер может переместиться в другое место в первые 10 минут. Вы можете войти и вдруг оказаться на сцене. Вы никогда не знаете, что произойдет в захватывающем театре.
Путешествуй налегке.
Скорее всего, не будет места или места для хранения вашей хозяйственной сумки, коляски, спортивной сумки и т. Д. Так что не таскайте все свои вещи с собой, чтобы погрузиться в атмосферу.
Прочитайте инструкцию.
Множество захватывающих впечатлений начинается с момента покупки билета. Обязательно прочитайте все электронные письма, которые отправляет вам шоу заранее, чтобы вы не пропустили рекомендации или предысторию.
Не бойтесь исследовать.
Часть волшебства погружений в том, что они часто находятся в удивительной обстановке. В зависимости от шоу, вы можете изучить свои настройки, открыв ящики или проверив другие комнаты.
Теперь, когда вы готовы, что дальше? Выберите свой иммерсивный яд с одним или несколькими из приведенных ниже опытов.
Театр погружения
Кармен в Гавану и обратно
с 28 февраля по 16 марта [продлено до 18 мая]
Вдохновленная Гаванами 1950-х годов, это «Кармен», которую вы никогда не видели раньше. Гостям даже рекомендуется носить свои самые шикарные наряды 50-х годов, пока они потягивают бесплатные (!) Коктейли.
Ноктюрны
4-7 апреля
Погружение в мир грез в секретном месте в Вильямсбурге? Зарегистрируйся!
Сон не более
Текущий
«Спи больше» — это одно из самых знаковых и продолжительных погружений в Нью-Йорке.Эта нуар-адаптация шекспировского «Макбета» играет с 2011 года в «McKittrick Hotel», многоэтажном здании склада. Вы можете исследовать каждую комнату, следя за романсами, свидетелями убийств и выбирая свое собственное приключение в жутких атмосферных стенах. Это обязательный опыт для любителей театрального погружения и идеальная, достойная ничего удивительного ночь для новичков, готовых отправиться на что-то новое.
Скрытые
до 5 мая
Снятый в конце Второй мировой войны этот захватывающий танец спектакль переносит зрителей в секретное место, где они тайно проникают в мир реальных историй тех, кто вынужден скрываться.
Поэзия бордель
Текущий
Если вы считаете себя сапиосексуалом, это событие для вас! «Поэтический бордель» — это интерактивное кабаре с живой музыкой, бурлеском, антеннами, водевилем, живым рисунком и гадалками. Сделайте это на всю ночь и отправляйтесь в центр города, где пельмени любимой Ванессы.
BLEACH
до 10 марта
Выполненный в подвальной квартире Бушвика, полностью погружающий «BLEACH» следует за Тайлером, секс-работником, живущим в БруклинеАудитория получает интимный взгляд, когда он ставит под сомнение свою профессию, жизнь и приверженность городу, который он называет домом.
Галерея Разбойников
14-16 марта
Надоело быть героем все время? Этот захватывающий опыт включает в себя ролевые и социальные игры, а также дает вам возможность стать изгоем злодея ночи. Вы можете принять свою темную сторону и наметить свои злые пути на протяжении всего этого уникального шоу в стиле «выбери себе приключение», вдохновленного золотым веком комиксов.Думайте об этом как о вашей мести за все те времена, когда вас врезали в метро.
Конец света Бар и ванна
Текущий
«Конец света, бар и ванна» — захватывающая пьеса о убежденности и выборе — она также происходит в вашей ванной комнате. Шутки в сторону. Только убедитесь, что убрали свою ванну прежде, чем актерский состав попадет туда.
Участник выставки
Постоянно
Этот захватывающий опыт проведет вас по улицам Гринвич-Виллидж с миссией «спасения».Изучите немного. Поговори немного. Выпей немного, благодаря твоим двум бесплатным билетам на напитки.
Всплывающие окна и экспонаты
Color Factory
Текущий
Вы можете узнать Цветную Фабрику из Instagram, но это больше, чем просто приманка Insta. Это совместное художественное событие, вдохновленное красками города, проведет вас через 16 залов, наполненных уникальными мультисенсорными впечатлениями, в которые вы должны поверить.С десятками раз в неделю каждую неделю вы можете проверить это до того, как FOMO начнет действовать.
Эшер: выставка и опыт
до 30 марта
Помните тот крутой образ, который вы когда-то видели на уроке истории искусств, когда две руки рисовали друг друга? Это называется «Рисующие руки», к вашему сведению, и это голландским художником-графиком М.С. Эшер. Новая выставка Эшера в Промышленном городе Бруклина предлагает идеальное сочетание искусства и интерактивных элементов, чтобы вы могли полностью погрузиться в увлекательные работы этого художника.Посетив Industry City, новый модный центр творчества и инноваций в Нью-Йорке, вы можете посетить Avocaderia — первый в мире бар Avocado Bar на завтрак или обед. Или возьмите немного пиццы «А +» из Table87 «Shark Tank’s» в их впечатляющем продуктовом зале. Так что в основном: приезжай за искусством, оставайся за искусством. И остаться еще дольше на еду.
Виртуальная реальность, игры и квесты
VR World
Текущий
Быть самым большим виртуальным аттракционом в Северной Америке довольно круто.И наличие бара на месте? Еще круче. Наденьте очки виртуальной реальности и перенеситесь в совершенно новый (виртуальный) мир.
Паспорт в Железный город — опыт Алиты
Текущий
С тех пор, как вышел «Джуманджи», мы всегда хотели быть частью настольной игры в натуральную величину (за исключением опасностей джунглей). «Паспорт в Железный город» привносит этот опыт в жизнь, выводя вас в антиутопный мир «Алита: боевой ангел» как игровую фигуру в полностью захватывающей настольной игре.
Текнополис
до 10 марта
Раскрой свой творческий ум в третьем году этой интерактивной демонстрации технологий. Разрывайте границы с дополненной и виртуальной реальностью. Экспериментируйте с креативным кодом, чтобы создавать новую музыку и танцевать. И следите за своим любопытством через несколько этажей инновационных мультисенсорных инсталляций, разработанных ведущими современными цифровыми художниками Это погружение. Это нельзя пропустить. Будущее в ваших руках — только для ограниченного пробега.
Бить бомбу
Текущий
Войдите в видеоигру 80-х, чтобы взорвать бомбу в первой в мире комнате для побега с краской! Взламывайте компьютеры, перемещайтесь по лазерному лабиринту и взламывайте коды на пути к бомбардировке в этом потрясающем тесте на командную работу и общение. Есть ли у вас что требуется, чтобы взорвать бомбу, или вы будете взорваны !? Совет профессионала: это может быть первая соревновательная игра, которую на самом деле весело проиграть.
Escape Entertainment
Текущая
Вы можете выйти из комнаты? Искатели приключений сходят с ума от лучших побег игр Escape Entertainment, в том числе комнаты с такими темами, как Alien Attack, Manhattan Mayhem и Prode Pandemonium.Отправляйтесь вместе с группой своих самых умных друзей и посмотрите, есть ли у вас все, что нужно, чтобы побить время и заработать ОСНОВНЫЕ права на хвастовство.
Прыжок в свет
Текущий
Игра на всех. Эта виртуальная реальность PlayLab является обновленной версией аркады, потому что на этот раз игры перенесут вас с магией современных технологий. Прогуляйтесь по Нижнему Ист-Сайду с группой друзей. Поп на время игры. Затем отдохните с лохом и рогаликами в нашем любимом бранче, Russ & Daughters.
,Эти примеры взяты из Кембриджского английского корпуса и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не соответствуют мнению редакторов Cambridge Dictionary или издательства Cambridge University Press или его лицензиаров.
Больше примеров Меньше примеров
Ансамбль стремится к истинной интеграции видео и аудио, что выражается в создании аудиовизуальных артефактов, направленных на создание впечатления в .Учитывая визуальный и направленный уклон большинства музыкальных выступлений в кинотеатрах — зрители смотрят на сценическую площадку — этот опыт по своей сути больше погружения .Расслоение различных прогулок было , погружение , с перекрывающимися словами и случайными гармониями и диссонансами. Они применили методы управления и навигации к хаосу для генерации значимых слуховых и визуальных сигналов, что обеспечило мультисенсорное и захватывающее исследование сложности .Если он реалистичен и достаточно захватывающий , возможно, он вызовет истинные эмоции у субъекта и приведет к истинным мечтам симуляции угроз. Тогда мой неоромантизм — это , погружение в и случайный, а не изобразительный.Работая как трио, основная группа ансамбля приступила к превращению необработанного аудио и видео в захватывающих аудиовизуальных артефактов . ,