Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Инферно картина – История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли

Инферно картина – История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли

История одного шедевра: «Карта Ада» Боттичелли

Сюжет

Боттичелли изобразил ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

фото 0.jpeg

«Карта Ада» Боттичелли, увеличивается по клику. (wikipedia.org)

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

фото 1.jpg

Фрагмент карты ада. (wikipedia.org)

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

фото 2.jpg

Мучения грешников. (wikipedia.org)

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

фото 3.jpg

Ужасы ада. (wikipedia.org)

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

фото 7.png

Страдания грешников. (wikipedia.org)

Судьба художника

Боттичелли был из семьи кожевника, подростком был отдан в ученики к ювелиру. Однако выполнять эскизы и рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

фото 5 Весна Боттичелли 1482.jpg

«Весна», 1482. (wikipedia.org)

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Тогда вообще категориями гениальности о современниках не мыслили. Чем больше заказов, тем, значит, выше аристократия ценила художника. И Боттичелли пережил и взлет, когда его мастерская была загружена чрезвычайно, а сам Папа Римский приглашал его расписывать Сикстинскую капеллу, и падение, когда аристократия отвернулась от прекрасного Сандро.

фото 6 Рождение Венеры Боттичелли 1484-1486.jpg

«Рождение Венеры», 1484−1486. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Вазари пишет в жизнеописании, что последние годы живописец провел дряхлым нищим стариком, но это не так.

Значительное влияние на художника оказало знакомство с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от роскоши. После признания монаха виновным в ереси Боттичелли практически закрылся от мира в своей мастерской. Последние годы он мало работал, страдая душой и телом. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции.

diletant.media

карты загробного мира Данте от эпохи Возрождения до наших дней

Чтение «Божественной комедии» Данте Алигьери, поэмы, богатой отсылками к флорентийской политике 14-го века и средневековой католической теологии, может показаться непростым занятием. Многое зависит от перевода и, безусловно, от иллюстраций, карт и диаграмм. Они придают тексту образную материальность, помогающую читателю следить за яркими событиями поэмы, как герои проходят девять кругов ада, встречая на каждом его обречённых обитателей, вплоть до вмороженного в лёд Люцифера, грызущего тремя пастями Иуду, Брута и Кассия.

«Божественная комедия», став одним из величайших литературных произведений, породила повальное увлечение «адской картографией». Желание отобразить «Ад», описанный Данте, распространялось на фоне популярности картографии и одержимости Ренессанса пропорциями и измерениями.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  7
Вычисления Антонио Манетти, 1529 год.

Увлечение картографированием Ада началось с Антонио Манетти, флорентийского архитектора и математика 15-го века. Он старательно работал над «местом, формой и размерами», например, оценив ширину Лимба примерно в 141 километр.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  3
Иллюстрация Антонио Манетти.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  2
Иллюстрация Антонио Манетти.

Однако в учёной среде возникали споры по поводу картирования вымышленного мира. Мыслители задавались вопросами: Какова окружность Ада? Насколько он глубок? Где вход? Даже Галилео Галилей вовлёкся в обсуждения. В 1588 году он прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада и в итоге поддержал версию топографии Ада Манетти.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  1


Карта Ада Боттичелли.

Одна из первых карт «Ада» Данте появилась в серии из девяноста иллюстраций Сандро Боттичелли, соотечественника поэта и творца Высокого Возрождения, создавшего свои рисунки в 1480-90-х годах по заказу ещё одного известного флорентийца – Лоренцо де Медичи. Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет: «Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений… спуска, совершённого Данте с Вергилием через «ужасную долину боли»».

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  6
Карта Ада Микеланджело Каэтани, 1855.

Ад Данте визуализировался несчетно раз, от чисто схематических представлений, как на диаграмме Микеланджело Каэтани 1855 года, где мало деталей, но прослеживается чёткая систематичность с использованием цвета, до богатых элементами иллюстративных карт, как в версии Жака Калло 1612 года.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  5
Иллюстративная версия карты Ада Жака Калло, 1612 год.

Даже после сотен лет культурных изменений и потрясений «Ад» и его ужасающие сцены пыток продолжают вызывать интерес читателей и иллюстраторов. Например, ниже версия Даниэла Хилда. Его карте 1994 года не хватает золочёного блеска Боттичелли, но это ещё один чёткий визуальный путеводитель через описанный поэтом загробный мир.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  10
Даниэл Хилд, 1994 год.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  11


Линдсей Маккаллох, 2000 год.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  9
Карта Ада из книги, которую издал Альд Мануций в конце 15-го века.

Карты Ада Данте от эпохи Возрождения до наших дней  8
Карта Ада Джованни Страдано (Страданус), 1587 год.

Смотрите также:

cameralabs.org

«Бездна Ада», Сандро Боттичелли — описание картины

Бездна Ада — Сандро Боттичелли. 1480. Пергамент и цветные карандаши. 32 x 47 см


   Современным зрителям Сандро Боттичелли представляется художником, главными мотивами произведений которого были красота, оптимизм, жизнеутверждающее начало. Однако это не совсем соответствует истине. Боттичелли был довольно загадочным и очень религиозным человеком, достаточно упомянуть, что он увлекался мрачными проповедями Савонаролы, и казнь этого монаха-реформатора оказала на живописца огромное влияние. Искусствоведы знают – в творчестве Боттичелли можно отыскать и достаточно трагические, пессимистичные произведение, одним из которых является картина, а точнее будет сказать рисунок, «Бездна Ада», именуемая также «Круги Ада», «Карта Ада» или лаконично «Ад».

   В 1480 году Лоренцо Медичи заказывает иллюстрированный манускрипт с текстом популярной «Божественной комедии» Данте. Иллюстративная часть была возложена на Сандро Боттичелли, и хоть живописец не закончил сию работу, даже в этом виде она выглядит более чем впечатляюще. Из всех рисунков, «Бездна Ада» наиболее масштабная иллюстрация.

   Данте представлял ад, как некую цикличную форму, где всё царство разделено на девять кругов, которые, в свою очередь, делятся на кольца. Боттичелли очень точно подошёл к тексту поэмы, изобразив не только все кольца и круги, но и отдельные остановки, которые по сюжету «Божественной комедии» делал Данте и его провожатый Вергилий на пути к центру земли.

   Чем дальше круг – тем страшнее и тягостнее грех. Мы видим, как каждый грешник мучается после смерти за свои земные деяния. Боттичелли изображает ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, туда, где живёт в заточении Люцифер.

   1 круг – это некрещеные младенцы и ветхозаветные праведники, наказание которых безболезненная скорбь. Во 2 круге находятся сладострастники, которых истязают ураганом и ударами о скалы. 3 круг – обиталище обжор, гниющих под дождём, а 4 – скупердяи и растратчики, которые таскают с места на место тяжести и, сталкиваясь, ведут ожесточённые споры. В 5 круге находятся души унывающих и гневных, их наказание – драка в болоте с дном из душ унывающих. 6 круг встретил Данте лжеучителями и еретиками, лежащими в раскалённых могилах. В 7 круге — насильники, 8 круг – это находящиеся по щелям обманутые и обманщики. И, наконец, 9 круг представляет собой вместилище душ, совершивших самый страшный грех – предательство. Они навечно вмерзли в лёд по шею с обращёнными вниз лицами.

   Чтобы понять масштабность и скрупулёзность работы Боттичелли, рисунок следует рассматривать очень внимательно, а при изучении репродукции придётся прибегнуть к помощи лупы — и тогда, перед зрителем развернётся всё повествование Данте со всей точностью и силой поэтического слова.

muzei-mira.com

Дантов ад на картине Боттичелли и современные преломления

Наткнулся в посте товарища на картину Боттичелли, иллюстрирующую карту ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поначалу даже не понял, что там изображено — детали слишком мелкие, а сохранность оригинала недостаточна.

Я заинтересовался и стал искать схемы Дантова ада в трактовке Боттичелли, разъясняющие структуру его картины. Большинство схем есть лишь на иностранных языках (оно и понятно — ведь это католический ад). Я отобрал из них англоязычные.

Чтобы лучше понимать изображённое, напомню структуру ада по Данте. Это воронка в земле, уходящая концентрическими уступами вглубь аж до центра Земли, где находится Дьявол. Боттичелли изобразил её в виде, напоминающем глубокий карьер, каждый из уступов которого представляет собой соответствующий круг ада. Чем глубже, тем менее материальные и более сознательные грехи караются:
* Преддверие — где томятся души нерешительных людей, не грешивших и не совершавших добродетелей (это те же самые, которых «Пуговичник» из ибсеновского «Пера Гюнта» лишал бессмертия души — расплавляя в общую массу и отливая в новую форму).
* 1-й круг — безбольная скорбь для некрещёных младенцев и добродетельных нехристиан.
* 2-й — 5-й круги — карают невоздержанность (похоть, чревоугодие, скупость, гнев).
* 6-й круг — стены города Дита, подле которых караются еретики.
* 7-й круг — карает сознательных вершителей зла (против ближних — тиранов и разбойников, против себя — самоубийц, игроков и мотов, против естества — содомитов, против естества и искусства — лихоимцев).
* 8-й круг — карает обманувших не доверившихся (сводников, обольстителей, льстецов, воров, прорицателей, фальшивомонетчиков и т.п.).
* 9-й круг — карает обманувших доверившихся им (предателей родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого; последних терзает в трёх пастях сам Люцифер).

Иллюстрация «Dante’s Inferno» (автор — Линдсей Маккаллох) воспроизводит картину Боттичелли в схематичном виде, с подписями:

 

В процессе поиска я также наткнулся на замечательную инфографику Райана Флинна, графически соединяющую воедино номера песен поэмы, путь героя, местность, названия грехов и логику их группировки, описания казней и список встреченных героем именитых грешников:

 

Вообще вариантов схемы Дантова ада существует множество (и в сети немало подборок, можете ознакомиться сами). Некоторые из них воспроизводят картину Боттичелли, другие используют свои подходы к описанию.

Мне же хотелось затронуть схемы на русском языке. Я нашёл две — и они занятны тем, что оформлены в виде несерьёзных дизайнерских иллюстраций, чего (несерьёзности и дизайнерства напоказ) в иноязычных схемах почти не наблюдается.

Есть пиксельная иллюстрация «Круги ада по Данте» (авторы — Люся Дурасова, Надежда Авдеева, Антония Гапотченко):

 

Сами авторы называют данную иллюстрацию инфографикой. Но на фоне плотности информации действительно хорошей инфографики Райана Флинна пиксельная шутливость и запутанные выноски данной работы выглядят достаточно слабо.

Ещё есть иллюстрация из «Аргументов и Фактов», «9 кругов Ада «Божественной комедии» Данте Алигьери» (авторы — Елена Слободян, Юлия Осинцева):

 

Наши западники опираются на западную культуру, имеющую католические и протестантские корни (а также более глубокие — и в «Божественной комедии» видно переплетение христианской и дохристианской культуры, даже проводником героя является римский поэт Вергилий, автор «Энеиды»).

Но западные католики отстраняются от зла и относятся к аду серьёзно. Притом, признавая определённое подобие прижизненного буржуазного бытия аду на земле (буржуазные идеологи и формулируют суть капитализма как войну всех против всех, упорядоченную чудовищем-левиафаном национального государства), они говорят, как из этого мира попасть в посмертный рай. В земном аду нельзя не грешить, чтобы быть успешным (а среди протестантов земной успех попросту становится мерилом божественного избрания), но можно всё же стремиться к добродетели — и это противоречие решается концепцией католического Чистилища (в православной культуре, не принявшей буржуазных идеалов, никакого Чистилища нет).

Отечественные либералы-западники по большей части являются людьми светскими, потому образ рая у них необычайным образом сплёлся с буржуазными идеалами якобы живительной войны всех против всех, помноженными на либеральный отказ от чудовищного государства-левиафана (ведь он порождает издержки в процессе вменённого ему упорядочения процесса взаимного пожирания). Подобные установки порождают принятие фактического ада на земле как образа жизни (и видно, что ад помещается в метро или многоквартирном доме). А живя по его правилам и не веря в жизнь после смерти, наши либералы-западники видят, что порок отнюдь не карается по Данте, а вполне себе процветает. Да и существование ледяного озера Коцит в центре Земли не соответствует современному пониманию о температуре земного ядра. Отсюда несерьёзная и даже глумливая форма иллюстраций при сравнительно аутентичном содержании.

Будучи сам светским человеком, замечу, что отсутствие веры в бога не означает отказа от различения добра и зла и понимания о каре за грехи (которая свершится на земле — или при жизни грешника, или после его смерти, в людской памяти). Потому описание ада по Данте, будучи продуктом представлений своего времени (и своей культуры, находящейся в непростых отношениях с русской культурой), всё равно любопытно не только с исторической точки зрения.

Источник: http://unv.livejournal.com/958…

cont.ws

Боттичелли – певец женской красоты – Статьи

На его полотнах томные чувственные красавицы задумчивы и покорны судьбе, вместе с тем они олицетворяют стойкость духа и, несмотря на наготу, непогрешимость. Как сложилась судьба гения Возрождения, чьи живописные симфонии и сегодня звучат волнительно?

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известный нам как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции. Как пишет Вазари, «он был сыном Мариано Филипепи, флорентийского гражданина, который старательно воспитал его и дал ему образование по всем предметам, какие в то время обычно преподавались юношам, прежде чем они станут за прилавок». Вместе с братом Джованни его отдали в ученики к ювелиру. Кстати, от брата, прозванного за тучность бочонком, то есть «боттичелли», и Алессандро получил это имя.

В мастерскую Фра Филиппо Липпи для обучения живописи Боттичелли попал довольно поздно — примерно в 17 (по другим источникам в 19) лет. По тем временам в таком возрасте молодые люди уже серьезно работали. Однако для большого художника Боттичелли это было только начало серьезного пути. От Липпи, покинувшего Флоренцию, он перешел в мастерскую Андреа Верроккьо, где уже учился Леонардо да Винчи, который был на несколько лет младше Боттичелли. Ранние работы Боттичелли — в основном Мадонны — недвусмысленно говорят о его подражании учителям. Но довольно скоро он находит свой стиль и становится известен как универсальный мастер.

1 Мадонна с младенцем двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем 1465-1470.jpg

Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем, 1465−1470. (wikipedia.org)


В XV веке Флоренция — это банковский, деловой и промышленный центр. Власть принадлежала семье Медичи, любителям искусств и покровителям художников и мыслителей. Им подражала и местная аристократия. Появилась мода на коллекционирование искусства, при этом не столько картин, сколько декора: в виде росписи мебели, дверей, стен. И в мастерской Боттичелли, открывшейся в 1470-м, выполнялись заказы любого уровня: от дизайна сундуков до фресок и портретов. Чтобы справиться с растущим объемом заказов, Боттичелли держал большой штат подмастерьев.

Не сохранилось никаких сведений о личной жизни Боттичелли. Известно, что у него не было ни жены, ни детей. Но то, что мы можем сказать определенно, — он был платонически влюблен в первую красавицу флорентийского Возрождения Симонетту Веспуччи (в девичестве Каттанео). Именно ее образ появляется в большинстве работ живописца.

2 Портрет молодой женщины 1476-1480.jpg

Портрет молодой женщины, 1476−1480. (wikipedia.org)


3 Портрет молодой женщины 1480-1485.jpg

Портрет молодой женщины, 1480−1485. (wikipedia.org)


4 Прекрасная Симонетта 1485.jpg

Прекрасная Симонетта, 1485. (wikipedia.org)


Симонетта Каттанео была родом из знатной генуэзской семьи. В 16 лет она была отдана за флорентийца Марко Веспуччи, вместе они переехали во Флоренцию. В новом доме Симонетту обожали за красоту и изящество. Считается, что в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано Медичи, но как именно развивался их роман — был ли он платоническим или подразумевал свидания, например, — неизвестно. Вскоре девушка, будучи 23 лет от роду, скончалась от чахотки. Флоренция погрузилась в траур. А Сандро Боттичелли навсегда стал пленником прекрасного образа Симонетты. Кого бы он ни писал впоследствии — богинь, портреты неизвестных красавиц, мадонн, — в чертах каждой угадывалась Веспуччи.

5 Весна 1482.jpg

Весна, 1482. (wikipedia.org)


6 Рождение Венеры 1485.jpg

Рождение Венеры, 1485. (wikipedia.org)


7 Венера и Марс 1485.jpg

Венера и Марс, 1485. (wikipedia.org)


Первой знаковой, замеченной всеми работой стал Святой Августин в келье. «И вот как во Флоренции, так и за ее пределами Сандро настолько прославился, что когда папа Сикст IV приказал соорудить капеллу в римском дворце, то, желая ее расписать, распорядился, чтобы он стал во главе этой работы», — пишет Вазари. В Сикстинской капелле, расписывать которую были приглашены четверо флорентийцев, Боттичелли создал три фрески.

8 Святой Августин в келье 1480.jpg

Святой Августин в келье, 1480. (wikipedia.org)


9 Наказание левитов 1481-1482.jpg

Наказание левитов, 1481−1482. (wikipedia.org)


10 Сцены из жизни Моисея 1481-1482.jpg

Сцены из жизни Моисея, 1481−1482. (wikipedia.org)


11 Три искушения Христа 1481-1482.jpg

Три искушения Христа. 1481−1482. (wikipedia.org)


Получив известие о кончине отца, Боттичелли раньше срока оставил Рим и вернулся во Флоренцию, которую никогда более не покидал. К тому же в то время там уже находился Джироламо Савонарола — новый духовный лидер флорентийской аристократии. Приглашенный в 1480 году Лоренцо Великолепным Медичи, чтобы взбодрить обстановку, так сказать, этот доминиканский монах в итоге взял город в ежовые рукавицы. Удовольствия, роскошь, земные радости были объявлены вне закона. Всем надлежало вести аскетичный образ жизни и молиться о спасении души. По инициативе Савонаролы было устроено публичное сожжение произведений искусства и предметов роскоши. Немало художников добровольно принесли на костер свои полотна. Не исключено, что среди них могли быть и работы Боттичелли. Сам он, уже страдавший от болезни ног, вряд ли был на церемонии. Но то, что художник поддерживал идеи монаха, отразилось и в его творчестве, которое всецело обратилось к евангельским темам.

13 Мадонна с младенцем и ангелами 1483.jpeg

Мадонна с младенцем и ангелами, 1483. (wikipedia.org)


14 Мистическое Рождество 1500.jpg

Мистическое Рождество, 1500. (wikipedia.org)


15 Последнее чудо и смерть святого Зиновия 1500-1505.jpg

Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500−1505. (wikipedia.org)


Один из важных, монументальных трудов Боттичелли — иллюстрация Данте. Вазари упоминает это так: «Как человек полный неожиданностей, комментировал часть «Божественной комедии», иллюстрировал и издал «Ад», на что потратил весьма много времени». Этот заказ Боттичелли получил от Лоренцо Медичи. Художник выполнил около 100 манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Из них до нас дошло 92.

12 Карта Ада Боттичелли.jpeg

Карта Ада Боттичелли, 1480-е. (wikipedia.org)


В последние годы Боттичелли, из-за болезни практически не способный передвигаться самостоятельно, уже не работал. И хотя Вазари пишет, что он «был до такой степени беден, что, вероятно, умер бы с голоду, если бы, пока он еще был в живых, его не поддерживал Лоренцо де Медичи», это не так. Да, его уже не воспринимали как гениального мастера — эпоха сменилась и заказывали картины у других, к Боттичелли же заглядывали в мастерскую, чтобы поболтать. Недоброжелатели прозвали его дом за это академией болтунов. Тем не менее, нищим живописец не был. Он скончался в 1510 году и был погребен во Флоренции, где его прах покоится и сегодня.

diletant.media

«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к «Божественной Комедии»

Алессандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя Раннего Возрождения, прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году.

Ад боттичелли картинаЕе полное название «Бездна ада». Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника. 

«Ад» Боттичелли – картина-иллюстрация к Данте

Джорджо Вазари, который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором живописец стал увлекаться подобными темами, следующее. Алессандро очень прославился своими работами, и был приглашен Папой в Рим. Там он заработал много денег, но имея привычку к веселой и беспечной жизни, практически все их потратил и вынужден был вернуться домой. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Он сделал несколько рисунков, иллюстрирующих великое произведение последнего – «Божественную Комедию».

Картина боттичелли адВ это время он не работал за деньги, и, таким образом, обеднел еще больше. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – «Раем» и «Чистилищем». Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка. 

Картина Боттичелли «Ад» — своеобразная «карта местности»

Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную «адову карту». Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге – с предателями – водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Так выглядит Ад. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники. Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и Боттичелли адДанте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.

Современное искусство и произведение художника

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Например, известный романист Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», написал еще один бестселлер – «Инферно» (Ад). Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли.

fb.ru

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу… (Данте, Божественная комедия)

В одном из французских журналов XIX века вскоре после публикации «Иллюстрированного Инферно», гравюр Доре к первой части «Божественной комедии» Данте, было написано: «Мы склонны полагать, что концепция и интерпретация поэмы исходят из одного и того же источника. Перед нами мистический и торжественный диалог Данте Алигьери и Гюстава Доре об инфернальных тайнах потустороннего, открывшихся их проницательным душам во время этого сложного исследовательского путешествия».

Знаменитая аллегорическая поэма в современном восприятии неразрывно связана именно с иллюстрациями великого Доре. Даже сегодня, более чем полтора века спустя после первой публикации его гравюр, интерпретация «Божественной комедии», предложенная французским художником, все еще определяет наше видение поэмы.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре45
Данте следует за Вергилием на гору, 1868 г.

В 1855 году Гюстав Доре начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект «Шедевры литературы». Гюставу было тогда всего 23 года. Помимо «Божественной комедии» в список Доре вошли также Гомер, Оссиан, Байрон, Гете, Расин и Корнель. То, что Данте оказался в начале этого списка, отражает популярность итальянского поэта во французской культуре середины XIX века.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 6
Паоло и Франческа, 1890 г.

Первоначально интерес французских читателей к «Божественной комедии» ограничивался эпизодами «Паоло и Франческа» (Ад. 5) и «Уголино» (Ад.33).

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 39Граф Уголино вгрызается в затылок своего врага архиепископа Руджери, 1890 г.

В ХIХ веке поэма Данте приобретает все большую популярность: возникают многочисленные переводы комедии на французский язык, в газетах и специализированных журналах появляется серия критических исследований. Но и это еще не все. Между 1800 и 1830 годами возникает более 200 произведений живописи и скульптуры, посвященных знаменитой поэме.

Приступая к работе над иллюстрациями к поэме Данте, Доре, несмотря на свою молодость, уже был самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции и имел за плечами популярные издания Франсуа Рабле и Оноре де Бальзака. Однако убедить своего издателя Луи Ашетта профинансировать столь амбициозный и дорогостоящий проект он все-таки не смог. Поэтому публикацию первой книги 1861 года финансировал сам художник.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 1
Харон, перевозчик душ умерших через реку Стикс, 1890 г.

Выход «Иллюстрированного Инферно» в 1861 году сопровождался огромным успехом. Луи Ашетт вызвал Доре срочной телеграммой: «Успех! Давай быстрее! Я осел!»

Вскоре, опираясь на растущую популярность Гюстава Доре, издательский дом «Ашетт» опубликовал иллюстрации к двум другим частям; «Божественной комедии» – «Чистилище» и «Рай» – в одном томе. Популярность поэмы Данте во Франции еще более возросла.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре49Данте смотрит на нерадивых правителей, 1868 г.

Впоследствии гравюры Доре к «Божественной комедии» появились примерно в 200 изданиях, а переводы с итальянского оригинала стали доступны на нескольких языках.

Иллюстрируя поэму Данте, французский художник отыскал интересное и оригинальное сочетание стилей. В его гравюрах переплетаются черты ренессансного стиля (прежде всего Микеланджело) с элементами северной пейзажной традиции и современной Доре французской поп-культуры.

Позднее художник проиллюстрировал множество других книг – от Библии до «Ворона» Эдгара По. Тем не менее его звездным часом все-таки была «Божественная комедия» Данте. Иллюстрации опубликовали на сайте The World of Dante.

Иллюстрации Гюстава Доре к 1-й части «Божественной комедии». Inferno (Ад), 1890 год

illustracii dore k dante 9
Флегий переправляет Данте и Вергилия через реку Стикс. 

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 10
Вергилий отталкивает политика Филиппо Ардженти в реку Стикс.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 11
Вергилий противостоит дьяволам.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 12
Вергилий указывает на Эриний.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 13
Данте и Вергилий среди еретиков.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 14
Данте и Вергилий у Фаринаты, политического противника Данте.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 15
Данте и Вергилий перед саркофагом папы Анастасия II.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 16
Минотавр.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 17
Кентавры.

illustracii dore k dante 18
Гарпии в лесу самоубийц.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 20
Лес самоубийц.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 21
Данте и Вергилий с Брунетто Латини, флорентийским поэтом и ученым.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 22
Прибытие Гериона.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 23
Герион.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 24
Наказание потворствующих и соблазнителей.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 25
Данте и папа Николай III (с 1277 по 1280 г.), в миру Джованни Гаэтаио дельи Орсини.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 26
Бесы истязают сутяжника.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 27
Alichino, атакующий Ciampolo.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 28
Каиафа, иудейский первосвященник, подавший совет распять Христа. 

illustracii dore k dante 29
Наказание воров.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 30
Превращение Агнелло.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 31
Наказание сеятелей раздора.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 32
Бертран де Борн, средневековый трубадур, показывает свою голову.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 33
Данте и Вергилий у Бертрана де Борна.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 34
Данте и Вергилий среди фальсификаторов и фальшивомонетчиков.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 35
Вергилий указывает на Myhrra.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 36
Нимрод и его рог.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 37
Вергилий указывает на Эфиальта и других великанов.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 38
Данте обращается Bocca degli Abati.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 40
Сатана.

Иллюстрации Гюстава Доре ко 2-й части «Божественной комедии». Purgatory (Чистилище), 1868 год

 «Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 41
Данте на коленях перед Катоном.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 42
Данте преклоняет колени перед Небесным кормчим. 

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 43
Ритуал приветствия небесного Кормчего и прибытие душ на берега Чистилища. 

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 44
Группа душ вокруг Стены рока.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 46
Данте и Вергилий среди последних кающихся.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 47
Буконконте на берегу реки Архиано.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 48
Пия де Толомеи – дама родом из Сиены, предположительно жившая в XIII веке и убитая своим мужем.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 50
Сорделло кланяется Вергилию.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 51
Первая ночь Данте и Вергилия в Чистилище.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 52
Данте среди гордецов.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 53
Арахна.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 54
Данте и Вергилий среди завистников.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 55
Данте и Вергилий с завистливыми душами.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 56
Мученичество святого Стефана.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 57
Марко Ломбардо.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 58
Ангел Мира указывает путь.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 59
Данте среди ленивых.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 60
Данте с папой Адрианом V.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 61
Данте, Вергилий и Статий среди похотливых.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 62
Перед Стеной пламени, которое сжигает похотливых.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 63
Мательда собирает цветы.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 65
Процессия из двадцати четырех старейшин.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 66
Три теологические добродетели, 1868 г.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 67
Мательда погружает Данте в Лету, 1868 г.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 68
Вознесение.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 69
Гигант и блудница.

Иллюстрации Гюстава Доре к 3-й части «Божественной комедии». Paradise (Рай), 1868 год

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 71
Пиккарда Донати и души, которые не смогли соблюсти свои обеты.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 72
Мириады светящихся душ.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 75
Данте и Беатриче поднимаются на сферу Марса.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 76
Души воинов веры образуют крест.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 78
Души кружатся перед Данте.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 79
Души в виде фигуры орла.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 80
Души искрятся.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 81
Данте видит Золотую лестницу, по ступеням которой спускаются души.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 82
Данте смотрит на Беатриче, и все остальные мысли покидают его.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 83
Святой Иоанн рассказывает Данте о любви.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 84
Небесное воинство поет древний христианский богослужебный гимн.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 85
Сверкающие круги небесного воинства.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 86
Святое воинство в форме Небесной Розы.

«Божественная комедия» Данте в мистических гравюрах Гюстава Доре 87
Беатриче на своем престоле Небесной Розы.

  Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам The World of Dante.

Смотрите также:

cameralabs.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.