Интервью с Мэттом Дэймоном — Статьи на КиноПоиске
(С улыбкой) Дело в том, что мы в этой картине создаем условия для прихода трансформеров. У нас идея такая — создать все предпосылки для появления трансформеров, а потом объединить всех в одну франшизу и сделать штук четырнадцать таких фильмов. «Трансформеры против ковбоев», ну, или наоборот. (Смеется.) Иногда мы наблюдаем разные тенденции в кинопроцессе. То все начинают снимать в 3D, то супергероев появляется уйма или еще что-то. Но, по-моему, в итоге все сводится к тому, что люди любят хорошие истории, и поэтому они идут в кино. Да, конечно, иногда в кино идут, чтобы сбежать от реальности, посмотреть на погони, взрывы и прочее. Но я не потерял веру в то, что есть люди, которым важна хорошая история, хорошо рассказанная история, так что меня все эти временные отклонения не особенно беспокоят, хотя мы делаем на 30 процентов меньше таких фильмов, чем, скажем, три года назад, если говорить о производстве в целом. Если в 2006—2007 годах я мог сделать несколько фильмов самостоятельно, не потому, что у меня только что вышел еще один фильм о Борне, то сейчас ситуация в бизнесе в целом совершенно иная. Очень сложно найти финансирование — спроси любого режиссера, и тебе скажут то же самое. Студии выпускают несколько фильмов с огромным бюджетом и возвращают вложенное с приличной прибылью, они не хотят финансировать определенные проекты, которые не сулят прибылей, им это неинтересно, и они не хотят рисковать. Вы посмотрите, что на рынке сегодня. Фильмы снимаются по комиксам, не по хорошей литературе. Найти финансирование на фильм с двумя актерами, о которых люди действительно слышали и которых хорошо знают как актеров серьезных, практически невозможно или очень сложно. Многие из нас, заинтересованные в фильмах, где важна история, а не технологии, находятся в постоянном поиске денег на новые проекты, мы пытаемся понять, на чем можно было бы сэкономить, что можно сократить, не повредив фильму творчески. Это постоянная борьба, но кажется, что постепенно ситуация меняется к лучшему, и нам не придется бороться столь отчаянно. По-моему, мы подходим к тому времени, когда все больше появляется независимых компаний, которые могут финансировать небольшие фильмы.
Фильм «Ford против Ferrari»: интервью с актерами Мэтт Деймон и Кристиан Бейл
Из всех способов встретить двух легендарных голливудских актеров – на тусовке по случаю «Оскара» или в ресторане высоко на Голливудских холмах – я выбрал, кажется, самый экзотический. И теперь сижу в старом трейлере на отшибе киностудии Fox в Лос-Анджелесе, а прямо передо мной – так, что некуда деть ноги, – не слишком разговорчивый Кристиан Бэйл и слегка напряженный Мэтт Дэймон. Они долгие годы ходили на одни и те же церемонии, общались с одними и теми же репортерами, но не были знакомы лично. «Мы всегда перекидывались парой слов, – говорит Дэймон. – А с женой Кристиана я познакомился за 20 лет до того, как встретился с ним». Теперь с этим покончено. Бэйл и Дэймон сыграли главные роли в фильме «Ford против Ferrari», повествующем о жизни американского конструктора Кэрролла Шелби и британского пилота Кена Майлза, не оставивших на гонке «24 часа Ле‑Мана» от итальянского автопрома камня на камне. И хотя актеры снялись в фильме об автоспорте, я думаю лишь об одном: передо мной сидят Борн и Бэтмен.
GQ: Расскажите, как вы познакомились. Вы общались до съемок в «Ford против Ferrari»?
МД: Забавно, но одно из условий этих съемок – нам нельзя проводить много времени вместе. Так что сейчас мы вроде как нарушаем контракт… А вообще мы виделись, но никогда так плотно не общались.
КБ: Но я играл в фильмах, от которых отказывался Мэтт.
МД: Не понимаю, о чем ты. Ни одного фильма не могу припомнить.
КБ: И после того, как он сливался с проектов, я спрашивал ребят из съемочной группы: «А почему Мэтт снова отказался? Я что-то упустил?»
О каких фильмах речь?
МД: А! Припоминаю разве что тот фильм, за который Кристиан получил своего…
КБ: Постой, дружище, я не собирался перечислять эти фильмы.
МД: Но ты и правда здорово там играешь, в «Бойце». Я читал сценарий, потому что сама история казалась мне интересной, но твой герой был прописан дерьмово. Режиссером тогда еще был другой человек. А потом появился Дэвид О. Расселл, переписал сценарий, заполучил Кристиана, и вышло потрясно.
Мэтт, выходит, если бы вы согласились тогда на роль, у нас бы не было нынешней версии «Бойца», а Кристиан не получил бы «Оскар»?
МД: (Смеется.) Слушай, а когда это было, в 2009-м? Я бы сказал, что за это время ты…
КБ: Должен выплатить тебе какой-то процент?
МД: Именно.
Рад, что мы с этим разобрались. А как вы готовились к съемкам в «Ford против Ferrari», если реальные прототипы ваших героев уже умерли?
МД: Про ту гонку было снято много документалок, на YouTube есть ролики о тех годах. Каждый раз, когда я натыкался на старые интервью Кэрролла Шелби, в которых он говорил о Кене Майлзе, у него слезы наворачивались (Майлз погиб 17 августа 1966 года в Калифорнии, тестируя новый болид. Машина потеряла управление, и на скорости 300 км/ч гонщик вылетел на трассу. – Прим. GQ). И он все повторял: «Кен Майлз был гениальным инженером».
Крис, один твой приятель сказал мне, что персонаж Майлза похож на тебя больше, чем какой-либо из сыгранных тобою прежде.
КБ: Мэнголд (Джеймс Мэнголд – режиссер картины. – Прим. GQ) сказал мне то же самое. Мол, ты – это копия парня, которого весь фильм все считают засранцем. Не знаю, как на это реагировать. Он прислал мне сценарий. А когда я читаю портрет героя, то меньше всего сравниваю его с собой. И Джеймс – а мы с ним знакомы лет десять – сказал: «Кристиан, это твоя копия. Разве ты не видишь? Это ты – придурок со сложным характером. И ты это понимаешь!»
Мэтт, а кто из сыгранных тобой персонажей больше всего похож на тебя?
МД: Черт возьми, не знаю. Иногда пересматриваю эпизоды «Умницы Уилла Хантинга» и думаю: «Да это же все про нас с Беном (Аффлеком. – Прим. GQ)». А на днях Бен позвонил мне и сказал, что ему нужна помощь – они с дочерью не могут справиться с ее школьным домашним заданием по математике. И оказалось, что я тоже ни черта в этом не понимаю.
КБ: Ты несколько раз поднимал эту тему на съемках. Когда я из последних сил пытался притворяться, что разбираюсь в автомобилях и знаю, как их чинить.
МД: Теперь уж забудь.
КБ: Нет, послушай. Я пытался разобрать и собрать мотоцикл несколько раз в жизни и думал, что хорошо с этим справлюсь. Но у меня постоянно оставались по три лишних болта. И я продолжал кататься на мотоцикле без них, думая: «Что ж, когда-нибудь точно узнаю, что сделал не так».
МД: Кажется, у тебя слишком много свободного времени.
КБ: Я, кстати, отлично помню «Умницу Уилла Хантинга». Сколько лет назад вышел этот фильм?
МД: Лет 20 назад.
КБ: Точно. Но я видел тебя в другом фильме. Это были… «Школьные узы»?
МД: Ага.
КБ: Помню, в то время мне никак не удавалось найти работу, я смотрел этот фильм и думал: «Что за тип там играет? Он ведь просто шикарен! И тоже сидит без работы». Я все повторял: «Это несправедливо: даже самые талантливые остаются без денег». А буквально через три дня увидел тебя в «Умнице Уилле Хантинге» и подумал: «Так, Крис, приходи-ка в себя».
МД: Да, это правда. В то время было трудно найти работу. Бен тоже снимался в «Школьных узах», но предложения на него не сыпались.
Кристиан, до интервью Мэтт сказал мне, что главная черта вашего творчества – максимальное погружение в роль. Это хорошо заметно по фильму «Власть», где вы играете Дика Чейни.
МД: Неправда. Я сказал: если вы посмотрите интервью с Диком Чейни, то решите, что он пародирует Кристиана Бэйла.
Для этой роли вы сильно прибавили в весе, а в «Машинисте», наоборот, стали похожим на скелет. Насколько тяжело вам с годами даются такие метаморфозы?
КБ: Это все вопрос времени.
МД: Это вопрос жизни! Как-то на съемках у него зазвонил телефон, помощник прибежал с сотовым на площадку и сказал: «Кристиан, вам нужно взять трубку». А он ответил: «Точно, у меня же созвон с кардиологом».
КБ: Ты преувеличиваешь. Просто в определенном возрасте боль, которую вы время от времени испытывали, становится постоянной. И на восстановление уходит больше времени.
МД: Когда я работал с Де Ниро над «Ложным искушением» – а мы тогда часто говорили о прибавке и потере в весе, потому что обсуждали его съемки в «Бешеном быке» (для них Роберт Де Ниро поправился на 27 килограммов. – Прим. GQ), – он сказал: «Я пошел на это только в силу возраста, мне было 35 лет. Но я бы не стал поправляться снова. Потому что это ужасно, когда твоего тела становится слишком много». А после 35 ты уже ничего с этим не сделаешь, просто живешь себе толстяком.
Мэтт, а съемки в последнем фильме о Борне чем-то отличались от работы над предыдущими частями?
МД: В день моего 45-летия меня снимали с голым торсом – в сцене, где я дерусь на складе. Я отлично выглядел, правда. Какие-то ребята средних лет подходили и спрашивали: «А что вы для этого делали?» И я отвечал: «Лучше не ввязывайтесь в такие авантюры. Оно того не стоит». Потому что ради той сцены я днями напролет тренировался в зале, а потом валился с ног от усталости. Мышцы стонали от боли.
КБ: Когда вы моложе и мышцы начинают болеть, вы думаете: «Я примерно понимаю, когда это закончится». А в 45 лет в голове крутится только одно: «Зачем я вписался в это дерьмо?» Однажды я снимался в сцене с 60-летним каскадером, который то и дело падал с лошади и бился головой о землю. И я думал: «Интересно, а он предполагал, что будет зарабатывать, ломая себе кости в пенсионном возрасте?» Падал с лошади он, надо признать, завораживающе. Раньше я любил кататься на мотоцикле и тоже иногда падал с него. Любил устраивать гонки на дорогах. Это было весело и романтично – возвращаться домой с окровавленной рукой. А теперь я думаю: «Лучше возьму такси». (Смеется.) Черт, мы сидим тут как два ворчливых старика. Давайте следующий вопрос.
Вас объединяет то, что вы снимались как в коммерчески успешных экшен-фильмах, так и в авторском кино у независимых режиссеров. А вы когда-нибудь соглашались на заведомо провальные картины – только чтобы подзаработать?
КБ: Конечно, я ведь обыкновенный человек. И знаю, как деньги влияют на качество жизни. Было время, когда мои родители боролись за кусок хлеба, а я не мог им помочь. Когда вспоминаю это, думаю: «Согрешу ли я, если пойду против себя, но заработаю? Или я пойду против себя, если не предприму ничего для того, чтобы выбраться из нищеты?» Я не могу судить тех, кто стоит перед таким же выбором. Потому что сам до сих пор не знаю, какое решение принять.
Мэтт, а вы с этим сталкивались?
МД: Вы спросили о провальных фильмах. Давайте перефразируем вопрос.
Хорошо, вы соглашались на фильмы, у которых не было шансов на успех?
МД: Джеймс Кэмерон предлагал мне роль в «Аватаре». Он сказал: «Мне никто не нужен, Мэтт. Я не ищу звездного актера. Если ты не согласишься, я найду дебютанта и дам ему роль, потому что «Аватар» в тебе особенно не нуждается. Но если согласишься, то получишь десять процентов». Это к вопросу о деньгах.
Он предложил вам десять процентов от прибыли «Аватара»?
МД: Да, я отказался тогда от больших денег. Помню, как Кэмерон сказал: «Я в своей жизни снял всего шесть фильмов». Он действительно снял не так много картин, но все их знают. А я об этом даже не подумал. Так вот глупо получилось. Но мои дети сыты. Вроде бы это значит, что все хорошо.
Вероятно, вам также будет интересно:
Какие фильмы смотреть до конца года
15 мыслей Мэтта Дэймона
Кристиан Бэйл заговорит в кино своим голосом
Мэтт Дэймон: «Имитировать секс на экране нетрудно»
Мэтту не привыкать спасать мир — от экологической катастрофы, войны или теракта. В реальной жизни он отзывчив и серьезен, как и его экранные герои. Хотя один недостаток у актера все же есть — он любит поболтать. Его друг режиссер Стивен Содерберг как-то сказал: «Если у вас есть секреты, о которых должны все узнать, просто поделитесь ими, когда поблизости находится Мэтт, — и вскоре о них заговорит весь мир!» Что, впрочем, неудивительно — семейный быт актеру приходится делить с пятью женщинами: супругой и четырьмя дочерьми. Для журналиста разговорчивость героя — черта приятная, но другое качество Дэймона — скромность — все же не позволяет ему слишком вольно отвечать на каверзные вопросы.
ELLE Почему вы решили стать актером?
МЭТТ ДЭЙМОН Актера увидела во мне мама — детский психолог, хотя и всячески отговаривала меня от этого занятия. А в колледже появился замечательный педагог, который вдохновил меня играть на сцене и открыл во мне талант к написанию сценариев. По соседству жил Бен (Аффлек. — Прим. ELLE). Он мечтал о том же: писать и сниматься в кино. Таким образом, у меня не осталось путей к отступлению.
ELLE Вы соревнуетесь с Аффлеком, кто лучше и сильнее?
М.Д. Нет. Когда мы были молоды, у нас наметилась некая соревновательная тенденция, но уже к тридцати годам это прошло. Сейчас Бен меня перещеголял, занявшись режиссурой. У меня тоже были планы снять фильм, но семейный долг и отсутствие времени не позволяют уделять этому должного внимания.
ELLE Как вы относитесь к своей популярности?
М.Д. Я никогда не теряю ощущения реальности. Поэтому не соперничаю в шарме с Робертом Редфордом и в искусстве обнажения — с Райаном Гослингом. Я веду скромный образ жизни, работаю, меняю подгузники и не рекламирую свои походы в супермаркет. Звезду окружает искусственный мыльный пузырь. Популярного человека не критикуют, ему улыбаются, и, если он начинает вести себя как последний мерзавец, никто не останавливает его. Разве это нормально? Если такой человек совершит ошибку, он даже не сможет ее опознать. У меня нет потребности окружать себя подхалимами. Я прислушиваюсь к советам близких людей.
ELLE Кто входит в этот круг?
М.Д. Родители, жена Лючиана, брат Кайл и несколько приятелей, в том числе Бен.
ELLE У каждой звезды свои слабости. Дорогие машины, одежда, бриллианты…
М.Д. У моей машины четыре колеса, у часов — две стрелки, а ювелирные украшения я носил лишь в фильме Содерберга «За канделябрами».
ELLE Этот проект был весьма рискованным. Каково было в роли любовника Майкла Дугласа?
М.Д. Я только поэтому и согласился! (Смеется.) Пусть речь идет о «запретных» отношениях между мужчинами, любовь сама по себе — самое сложное чувство, которое мне пришлось воплощать на экране.
ELLE Как вам удалось правдиво сыграть постельные сцены?
М.Д. Имитировать секс нетрудно, сложнее изображать любовь и глубокие чувства.
ELLE Кстати, о мужчинах. Кто сексуальнее — Джордж Клуни или Брэд Питт?
М.Д. Затрудняюсь ответить, поскольку с Джорджем меня связывают дружеские отношения. А Брэда я знаю меньше.
ELLE Однако, судя по сообщениям в прессе, вы с Питтом ходите в одни и те же рестораны.
М.Д. Это другая история. Когда актеры в разъездах, есть традиция делиться полезными советами, где поужинать, в какой магазин сходить. Как-то я порекомендовал Джорджу уютный итальянский ресторан в Берлине «Бокка ди Бакко». Мы с супругой очень любим это место. Видимо, Джордж передал мои рекомендации Брэду.
ELLE Вы любите поесть?
М.Д. Признаюсь, я охотно трачу на еду и хорошее вино.
ELLE Опасная слабость. А если роль требует хорошей физической формы?
М.Д. Перед съемками я много тренируюсь. Например, для «Элизиума», где я сыграл накачанного, бритоголового, покрытого татуировками типа, я каждый день занимался боксом, бегом и по четыре часа тренировался в спортзале. График жесткий, но, поверьте, съемки фильма — это выходные по сравнению с работой по дому и сменой подгузников. В обычной жизни моя жена никогда не отпустила бы меня в зал на четыре часа. А тут я мог сказать ей: «Дорогая, это по работе, мне за это заплатят!»
ELLE А почему вам самому приходится менять подгузники? Как же няня?
М.Д. Мы с Лючианой не хотим пользоваться услугами нянь и сиделок. Нам некомфортно в присутствии постороннего человека в доме. Когда я на съемках, все ложится на плечи супруги. Поэтому у нас с ней договоренность: мы никогда не расстаемся дольше чем на две недели. Если работа не позволяет мне вернуться домой раньше, Лючиана приезжает ко мне и привозит наших дочек. Правда, я еще не отказался от мысли убедить жену нанимать помощника хотя бы на тот период, когда у меня съемки.
ELLE Как же вы справляетесь с четырьмя детьми?
М.Д. Пока получается. У младшей — Стеллы — запросы ограничиваются ежедневным кормлением. Джия и Изабель приходят в восторг, когда я всего лишь сопровождаю их на детскую площадку. А вот Алексия (дочь Лючианы от первого брака. — Прим. ELLE) — подросток, поэтому родители ей не указ, и она радуется, когда мы оставляем ее в покое. Гораздо ответственнее — прокормить большую семью, но, к счастью, мои гонорары позволяют это делать. Правда, мой брат Кайл, у которого сыновья, говорит: «Мэтт, как же ты влип! Растить девчонок дороже, чем ребят! Работать тебе придется до глубокой старости».
ELLE Вряд ли уместен вопрос, как вас можно соблазнить…
М.Д. С пятью-то женщинами в доме? (Задумывается.) Дать мне выспаться. Иногда я чувствую, что моя жизнь — один сплошной джетлаг.
«Мне живется гораздо проще, чем Бену Аффлеку» — Статьи на КиноПоиске
Актер сыграл злодея в «Субурбиконе» Клуни и маленького человека в «Короче» Пэйна. Об этом, а заодно о Борне, Вайнштейне и Де Ниро — в интервью КиноПоиску.
Мэтта Дэймона мы подловили на Венецианском кинофестивале в этом сентябре. Там он представлял сразу два фильма — «Короче» Александра Пэйна и «Субурбикон», снятый Джорджем Клуни по сценарию братьев Коэн. И если первый россиянам придется подождать до января 2018-го, то второй выходит в наш прокат уже 16 ноября 2017-го.
Фильм Клуни рассказывает историю двух семей, живущих по соседству в идиллическом городке Субурбиконе в 1950-е. В то время как семья афроамериканцев пытается отбиться от нападок общественности, недовольной появлением соседей с «неправильным» цветом кожи, во вроде как благополучной белой семье творятся страшные вещи. Мэтт Дэймон играет, на первый взгляд, самого обычного белого американца, а Джулианне Мур досталось две роли — его супруги Маргарет, прикованной к инвалидному креслу, и ее сестры-близнеца Роуз. Однажды вечером в дом врываются грабители, усыпляют всех хлороформом, после чего Маргарет умирает, а сестра занимает ее место. В ходе расследования всплывают все новые и новые детали, а «маленький человек» рассекает по городку на детском велосипеде и в окровавленной рубашке, в то время как дом ни в чем не повинных афроамериканцев закидывают камнями и бутылками с коктейлем Молотова.
Герой фильма «Короче» — еще один «маленький человек». Картина начинается с норвежской лаборатории, где немного безумный ученый изобретает уменьшающую сыворотку. Потренировавшись на крысах, он переключается на людей, и вот уже идея уменьшения захватывает умы по всей планете, ведь в новом маленьком мире твои тысячи долларов превращаются в миллионы. И теперь ты уже не унылый трудяга, который к своим сорока только-только выплатил студенческий кредит и готовится еще 20 лет выплачивать ипотеку. Ты живешь в роскошном доме с бассейном, покупаешь жене бриллианты без повода и путешествуешь по миру. Может быть, даже на яхте — яхту легко можно отправить по почте. Пол Сафронек (Мэтт Дэймон) и его жена Одри (Кристен Уиг), воодушевившись примером друзей, решаются на трансформацию. Процедура абсолютно безболезненна, но, правда, в процессе подготовки человеку сбривают все волосы, включая брови, вынимают пломбы и делают клизму. Лысый и безбровый герой Дэймона приходит в себя в палате и обнаруживает, что его жена передумала. Прыжок в счастливое будущее не удался. Пол жалок: после развода живет в унылой квартирке, встречается со странной дамой, работает в колл-центре и грустит. Пока в его жизни не появляются веселый сосед-контрабандист (Кристоф Вальц) и вьетнамская диссидентка, которая работает у того уборщицей.
«Короче»О том, что общего у двух картин, какое отношение к ним имеет Трамп и почему так здорово не быть красавцем, — в нашем интервью.
— Казалось, что вас сейчас принесут в маленькой прозрачной коробочке и поставят на стол, как уменьшенных героев в фильме «Короче».
— Да, это очень забавно. Меня постоянно спрашивают: «Как вы добились такого эффекта?» А я отвечаю: «Вы же понимаете, что никто никого не уменьшал на самом деле?» Иногда мне кажется, что люди правда верят всему, что видят на экране.
— Каково было играть эту «маленькую» роль?
— Думаю, могу заявить, что это была самая большая «маленькая» роль в моей карьере. Александр Пэйн — удивительный режиссер. Мы впервые встретились в 1999-м на вечеринке-презентации Paramount. У него выходила «Выскочка», а я как раз закончил съемки в «Талантливом мистере Рипли». Я подошел к Александру и сказал, что мечтаю сняться у него. После этого мы больше не виделись. И вот во время нашей встречи 15 лет спустя он спросил: «Мы же пересекались раньше, не правда ли?» «Еще как пересекались, и я помню точно, когда и где» — ответил я ему. Можно сказать, что я ждал этой возможности 15 лет.
— Расскажите про декорации. В фильме же все должно было быть в двух размерах. Как над этим работали?
— Мне самому было интересно, как все это будет выглядеть. Наш художник-постановщик Стефания проделала огромную работу. Было очень интересно рассматривать детали, заходя в комнату. Например, постановщики изучали, как выглядит волокно дерева. Сначала решили сделать 14-кратное увеличение, но выглядело странно, не было сразу понятно, что это дерево. Тогда решили, что достаточно 7-кратного увеличения. Так мы могли узнать текстуру.
«Короче»— В этом фильме много метафор и интересных мыслей, а что для вас самое важное? О чем он должен рассказать зрителям?
— Я бы не хотел давать зрителям подсказок и объяснять, как надо трактовать картину. Гораздо лучше, когда люди сами предлагают свои идеи трактовки. Мне кажется, что даже сами Александр Пэйн и его соавтор Джим Тейлор иногда бывают удивлены этим трактовкам, потому что не задумывались о них, когда писали сценарий. Вот, например, самое простое: почему с некоторыми людьми позволено обращаться как с «маленькими», незначительными? Или взять идею, что, когда мы уменьшаемся, все наши проблемы, классовые и прочие конфликты остаются с нами, на своих местах. Это очень мудро, по-моему.
— Фильм в какой-то степени о разбившейся американской мечте, ведь благодаря уменьшению у людей появляется новый шанс.
— Да, определенно, это о тех людях, которые мучаются в их варианте американской мечты, и о том, как они пытаются добиться того, что, как им кажется, сделает их счастливее.
— Ну, и экология. Земле тяжело справляться с таким количеством людей. Впрочем, этот серьезный вопрос в фильме подан с юмором.
— Да, и очень важно, что мы наконец-то начинаем осознавать, что все наши поступки имеют последствия и что мы несем ответственность перед планетой, которую получили просто так и которую запросто можем потерять. Ведь первоначальный мотив для уменьшения — именно решение экологической проблемы, проблемы перенаселения и загрязнения окружающей среды. Мне нравится идея, что ты можешь сделать это из любви к природе, а не только из-за финансовых мотивов.
«Короче»— Вы успешный актер, у вас нет проблем с деньгами. Сложно, наверное, понимать проблемы, с которыми сталкиваются герои «Короче»?
— О, у меня была целая команда людей, которая помогала мне с этим. Не переживайте!
— Расскажите про «Субурбикон».
— Это очень мрачный и очень смешной фильм. Юмор братьев Коэн, помноженный на стиль Джорджа Клуни. Эта картина очень своевременна, как и «Короче». Несмотря на то, что действие происходит в 1950-е, она рассказывает о том, что происходит в США и прямо сейчас. За привлекательной оболочкой идеальной семьи скрывается отвратительная суть. Там много от Коэнов. Они писали сценарий сразу после «Просто кровь», и когда ты читаешь его, то понимаешь, что они должны были создать это, чтобы добраться до «Фарго», например.
Мэтт Дэймон, Джулианна Мур и Джордж Клуни / Фото: Надежда Вознесенская для КиноПоиска— Они оба очень серьезно относятся к подготовке и очень внимательны к деталям. Все четко распланировано, никто не паникует и не повышает голос, в отличие от того, как это часто происходит на других площадках. Вы же видели разные съемки и знаете, какая атмосфера там бывает: «Мне нужно это! А нет, не надо! Давайте вернемся к первому варианту! Сколько я могу ждать эту треклятую вещь?!» Когда режиссеру кажется, что он выкидывает деньги на ветер, ничего не будет снято, и в итоге его вообще уволят. На площадках Джорджа и Александра (и некоторых других опытных режиссеров — Ридли Скотта, например) такого не бывает. Они точно знают, сколько нужно дублей для сцены, и спокойно работают в запланированном режиме. Никаких сверхурочных, никаких сюрпризов или игр. «Ты профессиональный актер, я расскажу тебе о том, что собираюсь сделать, и мы сделаем это вместе», — это самый практичный и комфортный способ режиссировать кино.
— И все же у каждого есть какие-то особенности.
— Конечно. Например, Александр очень конкретен в том, что он хочет получить. Он писал этот сценарий три года и успел прочувствовать каждую деталь. Съемки у него больше похожи на работу над пьесой, каждая мелочь уже прописана. Конечно, я могу давать ему какие-то рекомендации и делиться идеями, но по большей части я уже знаю, что ему нужно, и делаю это. Вообще работа режиссера похожа на работу обувного мастера: когда тот преподносит плод своего труда потенциальному покупателю, тот оценивает внешний вид и стиль, но если ты показываешь это коллеге, кому-то из индустрии, то получаешь только технические комментарии: «Вот здесь надо было прошить, тут доклеить, каблук пониже». Во время съемок мы не ведем бесед о том, какое значение имеет тот или иной образ, мы обсуждаем только технические моменты.
«Субурбикон»— Александр Пэйн сказал, что вы единственный американский актер, который может сыграть любую роль. Вы тоже чувствуете себя способным на это?
— О, это так мило с его стороны. Мне он сказал: «Что в тебе хорошо, так это то, что ты не выглядишь как кинозвезда».
— Вы же снимались в его фильме сразу после «Джейсона Борна»?
— Да, и во время съемок «Борна» Александр звонил мне по вечерам и ворчал: «Надеюсь, что ты сейчас ешь макароны с маршмеллоу, потому что тебе нужно набрать вес. Мне не надо, чтобы ты выглядел как Джейсон Борн. Мне надо, чтобы ты выглядел как Пол Сафронек, и ты знаешь, что это значит!» И я знал, что это значит. Десять лет назад, когда «Короче» пытались запустить в первый раз, мою роль должен был играть Пол Джаматти. И мне очень льстит мысль, что Александр подумал обо мне после Пола. Мне действительно очень повезло с внешностью, потому что я могу пробовать разные образы, играть разноплановые роли. Некоторые кинозвезды такие красивые, что вы смотрите на них и не можете поверить, что они реальны. Им приходится надрываться, чтобы выглядеть обычными людьми, или приходится как-то дополнительно обыгрывать их красоту, дескать, ну да, он божественно прекрасный сантехник.
— Ну а вам приходится надрываться, чтобы выглядеть как кинозвезда, когда вы играете Джейсона Борна?
— Да, именно, и это очень сложно. Мне было 45 лет, когда я играл в «Джейсоне Борне». Помню, кто-то из моих ровесников спросил, каково это. «Оно не стоит того, — сказал я ему честно. — Шесть часов тренировок в день. Это нелепо и нереально. Есть люди, которые действительно выглядят как суперагенты, но это не я».
«Субурбикон»— То, что вы не выглядите как кинозвезда, помогает вам как-то сохранять анонимность, дает больше свободы в частной жизни?
— Могу точно сказать, что мне живется гораздо легче, чем Бену Аффлеку. Его рост — 193 сантиметра, а мой — 177 см. Я могу надеть бейсболку и спокойно ходить по улицам, а он непременно привлекает внимание. Сначала люди видят высокого мужчину, а потом такие: «О, да это же Бен Аффлек!» И всё. Так что да, ему гораздо сложнее сохранять анонимность, в то время как я могу растворяться в толпе. Но знаете, кого мне никогда не удастся переплюнуть? Де Ниро! Вот уж самый незаметный человек в мире. У него потрясающая, почти магическая способность растворяться в пространстве. Мартин Скорсезе рассказал мне одну историю на съемках «Отступников». Как-то в Нью-Йорк приехал один французский режиссер — сейчас уже не вспомню, кто именно. Он позвонил Мартину и предложил поужинать вместе. Попутно он поинтересовался, не мог бы Скорсезе также позвать Де Ниро. Марти организовал отличный ужин, пригласил разных людей, и где-то через полтора часа французский режиссер решил уточнить: «Как ты думаешь, когда придет твой друг Роберт?» «Да он сидит рядом с тобой!» — ответил Марти. Де Ниро мог бы быть отличным шпионом.
— В связи с «Короче» и «Субурбиконом» вам постоянно задают политические вопросы. Журналисты видят в каждом фильме критику в адрес современной политической ситуации в США.
— Это не политические фильмы, в них нет никакого противостояния республиканцев и демократов. Они сняты для всех. «Короче» — это вообще универсальное зеркало, которое просто отражает ситуацию, не осуждая и не рассказывая людям, как им надо жить и что думать. Как и обычно, Джим и Александр там рассказывают о гуманизме. Сценарий был написан за десять лет до того, как Трамп стал президентом США. И я надеюсь, что этот фильм будет оставаться актуальным и через двадцать, и через сорок лет.
— Кстати, по поводу «Короче». Как вам работалось с вашей партнершей Хонг Чау? По-моему, она удивительна.
— Это была самая сложная роль в сценарии, и мы знали, что нам нужен кто-то особенный. Сыграть ее нужно было очень деликатно — слишком легко было скатиться в стереотипность. И Хонг Чау оказалась великолепна. Когда Александр прислал мне ее пробы, я сразу понял, что этот фильм получится гениальным. Она уже говорила на пресс-конференции, что для азиатской актрисы в Голливуде не так много интересных ролей. Обычно это невыразительные роли второго плана. И когда она увидела сценарий, где ее героиня была в центре повествования, то решила, что убьет за эту роль. Для меня это очередное доказательство того, как много прекрасных актеров не могут проявить себя, потому что им не предлагают интересную работу. Помните сцену, где она разговаривает с нами о том, чтобы поехать в Норвегию? Она начинает плакать и при этом, конечно, манипулирует нами. У меня мурашки по коже, когда я вспоминаю этот момент. Мы знали, что это очень важная сцена, и сели напротив Хонг Чау, чтобы обеспечить контакт, отыграть. И сняли с первого раза. Она сыграла свою часть, мы переглянулись, и Александр заплакал. На всякий случай мы записали еще один дубль (но использовали все равно первый), потом сняли нашу часть, и все было готово за 20 минут. Вся сцена. Понимаете, ей просто нужна была эта роль, чтобы раскрыться.
— А какие важные встречи были в вашей карьере?
— Ох, это сложный вопрос. Их было много. Например, когда Фрэнсис Форд Коппола дал мне роль в
«Мы снимались на второй по величине помойке в мире» — Статьи на КиноПоиске
Наверное, это прозвучит как заезженная пластинка, но я опять повторю уже не раз высказанное: удобство нахождения актера в шкуре его героя во многом зависит от того, с каким режиссером он работает. В моем случае это был Стивен Содерберг, с которым мы сделали вместе семь фильмов. С ним мне комфортно, и я абсолютно уверен в себе. Сценарий был отличный, и для нас с Майклом основная работа заключалась в том, чтобы найти те детали, которые не показывают явно, но дают ощущение интимности между двумя людьми, связь между ними. Я никогда не видел ничего подобного в фильме и очень хотел попробовать себя в этой роли. Нас не беспокоил факт необходимости поцелуев. (Смеется.) Предупреждаю твой вопрос о том, насколько это некомфортно. Мы с Майклом были больше обеспокоены тем, чтобы не сфальшивить, найти то, почти невидимое, что дает окружающим уверенность в том, что эти два человека связаны глубокими чувствами. У каждой пары есть какие-то свои нюансы, присущие только их взаимоотношениям, мелочи, обозначающие привязанность. Как, например, у меня с моей женой. Где бы мы ни были, вы всегда поймете, что мы очень близки. И не потому, что мы поминутно обнимаемся или целуемся, а по тем почти незаметным мелочам, которые характеризуют наши отношения. Отношения Либераче и Скотти были не просто легкой интрижкой. Они жили вместе пять лет. Это почти как брак между мужчиной и женщиной, если хочешь. Для меня в этой роли было важно не пытаться найти в себе гея, а найти в себе любящего партнера очень известного человека. Фильм не о взаимоотношениях двух геев, а на мой взгляд, о серьезных отношениях двух любящих людей со всеми последствиями такой близости. В их отношениях было много серьезных препятствий, они во многом не были равными. Либераче, конечно же, располагал и властью, и деньгами, а Скотти был в подчиненном положении. Тем не менее это была действующая, глубокая и серьезная любовная связь. Я думаю, сложись подобные отношения между мужчиной и женщиной, их история была бы не менее интересной для зрителей.
эксклюзивное интервью. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 01.09.2017
Самый американизированный за всю его историю Венецианский кинофестиваль проходит на острове Лидо при значительном снижении зрительской аудитории. Если профессиональная публика по-прежнему участвует в работе Венецианского кинофестиваля довольно активно, несмотря на то, что фестиваль в Торонто наседает на пятки, коммерческие показы не так переполнены как в прошлые годы. Так или иначе, американское кино, которое демонстративно отвергли на Каннском кинофестивале в мае, в Венеции явно доминирует.
Венецианский кинофестиваль — старейший в мире, в этом году ему 74. Возраст, как и принадлежность к устаревшему списку фестивалей А класса, не показатель авторитетности. Уважение нужно завоевывать, статус — подтверждать, а уровень — повышать год от года. На пятки Венеции в последние годы наступает Торонто, пересекающийся с Мострой по датам, перетягивающий у нее участников и уводящий прессу. Если с индустриально-кинорыночным первенством Канна Венеция смирилась, то уступать молодым в мире кинофестивалей не комильфо. Поэтому за статус киносмотра, открывающего оскаровскую гонку — гонку за самые престижные призы в киноиндустрии — фестиваль борется упорно.
Отсюда стартовали «Гравитация» и «Бердмэн», отсюда триумфально прозвучал «Ла-ла-лэнд». В конкурсе в этом году семь американских картин, которые гарантировано будут претендовать на «Оскар®» и остальные четырнадцать, имеющие шансы на номинацию как иностранные фильмы. Повысят эти шансы «Львы» Венецианского кинофестиваля.
Раздавать золотых и серебряных хищников будет жюри под председательством американской актрисы интеллектуалки Аннетт Бенинг. Помогать ей будут венгерская режиссер Ильдико Эньеди, ее британский коллега Эдгар Райт, кинокритик Дэвид Страттон, мексиканский продюсер и сценарист Мишель Франко, актрисы Жасмин Тринка и Анна Муглалис, и культовый китаец Йонфан.
Не Китай, но Вьетнам, а также Соединенные Штаты и вся глобальная мировая система управления ставятся под большой вопрос в ироничном фильме одного из лучших режиссеров американского независимого кино Александра Пейна «Downsizing», то есть уменьшение. В российском прокате будет идти под названием «Короче». Один из сильнейших фильмов фестиваля. Интервью с главным героем картины, одним из самых талантливых актеров Голливуда Мэттом Дэймоном!
Двукратный обладатель «Оскара» за фильмы «На обочине» и «Потомки» — режиссер Александр Пэйн снимает сатирические трагикомедии, в фокусе которых всегда маленький человек. В этот раз тоже. В мире надвигается экологическая катастрофа от перенаселенности планеты. В Норвегии изобретают способ уменьшить человека — маленькие люди меньше мусорят и занимают меньше пространства. Однако проблемы у людей того же масштаба, что их собственная личность.
Герой Мэтта Дэймона — американец, физиотерапевт среднего дохода, не может купить жене дом ее мечты и предлагает ей пойти на уменьшение — тогда они смогут жить в маленьком дворце мечты. В последний момент жена отказывается, и тут начинается хождение героя по совсем не маленьким мукам с американским колоритом.
«Все дело в том, как мы относимся друг к другу, — уверен Мэтт Дэймон. — Героиня учит моего героя, что не надо зацикливаться на своих проблемах, надо помогать другим, в этом смысл». «Сценарий был настолько идеален, что я не сделал ни одного замечания, просто исполнял, что мне велели, — рассказал актер. — Фильм получился вполне развлекательный, местами смешной, но иногда он просто разбивает сердце, затрагивая очень личные моменты, знакомые каждому. Но в итоге фильм довольно оптимистичный».
Авторы: Екатерина Мцитуридзе, Марина Коблева.
Лучшие фильмы и сериалы Первого канала смотрите на сайте kino.1tv.ru
Главное, что нужно знать о Мэтте Дэймоне
«Можно ходить по Голливуду с чековой книжкой и предлагать миллион долларов тому, кто скажет дурное про Мэтта, и быть совершенно уверенным в том, что чек выписывать не придется», — сказал как-то Стивен Содерберг. Действительно, у Мэтта Дэймона положительная репутация, и бесспорно, это тот самый случай, когда она заработана честным путем. ELLE выбрал 15 интересных фактов об актере, сегодня отмечающем 47 день рождения.
Первую роль Дэймон сыграл в фильме «Мистическая пицца». На момент съемок ему было 17 лет, он только поступил в университет, и наверняка был рад появиться в голливудском кино, пускай даже с одной лишь репликой в кадре. Кстати, главную роль в «Мистической пицце» сыграла Джулия Робертс (для которой эта лента была всего лишь четвертой). Спустя 14 лет Мэтт и Джулия встретились вновь — в «Одиннадцати друзьях Оушена».
Когда Мэтт еще учился в школе, мама сказала ему, что наверняка он станет актером. Мама не ошиблась. Впрочем, она отказалась поддерживать сына в его желании поехать в Нью-Йорк и учиться там в актерской школе, так что пришлось Мэтту зарабатывать деньги самостоятельно, танцуя на улицах брейк. Что довольно сложно представить.
Всем известно, что Мэтт — лучший друг Бена Аффлека. Парни учились в одной школе, вместе пробивались в кино (даже жили в одной квартире, прихватив с собой младшего Аффлека, Кейси), вместе написали сценарий «Умницы Уилла Хантинга», в одночасье изменивший их жизнь. Однако в их совместной, так сказать, биографии, есть не самые очевидные факты. Например, то, что из них двоих наиболее активным по части девушек был именно Мэтт, а Бен сильно смущался, и Мэтт таскал друга по свиданиям, чтобы излечить от застенчивости.
Мэтт Дэймон, Бен и Кейси Аффлек
Оба, еще учась в школе, пытались попасть в знаменитое шоу «Клуб Микки Мауса», где начинали Джастин Тимберлейк, Бритни Спирс и Райан Гослинг. Но их не взяли.
Конечно же, это случайность, но в фильмографии Деймона полно фильмов, в названиях которых есть имя или фамилия его персонажа. Начинаем перечислять: «Умница Уилл Хантинг», «Спасти рядового Райана», «Талантливый мистер Рипли», «Спирит: Душа прерий», «Идентификация Борна», «Ультиматум Борна», «Превосходство Борна», «Джейсон Борн».
Дважды худел ради ролей — сначала для военной драмы «Мужество в бою», затем для съемок в фильме «Талантливый мистер Рипли». В первом случае Мэтт сбросил 20 килограммов с помощью разработанной им диеты (куриное мясо, яичные белки и капуста). Вес ушел всего за сто дней, и Дэймон чуть не испортил себе здоровье — у него начались проблемы с сердцем. Неудивительно, что после премьеры актер, в реальной жизни обожающий поесть и предпочитающий пиццу, заявил, что больше ни за что не станет себя истязать. Прошло три года и обещание было нарушено — перспектива сыграть Тома Рипли в экранизации романа Патриции Хайсмит сподвигла Мэтта вновь сесть на диету. Итог — 13,5 кг долой.
Кадр из фильма «Мужество в бою»
Мало кто знает, но Дэймон — и Джейк Джилленхол — были первыми и главными кандидатами на роль Джейка Салли в «Аватаре». Тем не менее, Джеймс Камерон неожиданно выбрал начинающего австралийского актера Сэма Уортингтона. От другой громкой роли — в фильме «Боец» — Мэтт оказался сам, уступив Марку Уолбергу.
У Дэймона и его жены Лусианы Босан Барросо есть жесткое семейное правило — не расставаться больше чем на две недели. Так что когда Мэтту пришлось для съемок в «Непокоренном» отправиться в Южную Африку, он оплатил переезд всего класса, в котором училась его приемная дочь, да еще с учительницей вместе. Правила есть правила, Мэтт их не нарушает.
Мэтт Дэймон с супругой
Роль Джейсона Борна, перезагрузившая карьеру Дэймона, которая начала подкисать в начале нулевых, досталась ему в какой-то степени благодаря Брэду Питту. Питт долго тянул с решением — браться ему за «Идентификацию Борна» или нет, и в итоге выбрал «Шпионские игры», проект более серьезный. Тогда режиссер Дуг Лайман предложил роль Дэймону.
Отвечая в разгар президентской кампании в США на вопрос, хотел бы он стал президентом, Мэтт сообщил, что политика его не привлекает, но если Бен Аффлек (который больше для этого подходит), попадет в Белый Дом, то он, Мэтт, не против сесть в кресло вице-президента.
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек
Когда Аффлек только начинал встречаться с Дженнифер Лопес, Дэймон посоветовал ему быть осторожным, и если тот может, то и вовсе расстаться с новой подругой. Бен не послушал, о чем впоследствии сильно сожалел.
В свое время Мэтт возглавил список знаменитостей, от которых женщины хотели бы иметь детей.
В 2013 году Дэймон снялся в рекламе кофе Nespresso. За участие в 20-секундном ролике ему заплатили три миллиона долларов, то есть по 150 000 за каждую секунду.
После съемок в «Элизиуме» партнер по фильму Шарлто Копли подарил Мэтту модель «Элизиума» (если кто не в курсе, это космическая станция), сделанную из пивных банок. Мэтт признается, что это самая странная вещь, которая у него когда-либо была.
Актер долгое время курил как паровоз, но очень быстро бросил — после нескольких сеансов гипноза.