Метрополь 110 лет
Открывший в начале 1905 года «Метрополь» обеспечен всеми достижениями цивилизации — электрическим светом, горячей водой, телефонами в номерах, лифтами; грандиозный ресторан может принимать до двух тысяч гостей одновременно.
К январю 1905 года отделочные работы заканчиваются, и оснащенная по высшему разряду — электричеством, телефонной связью, горячей водой и лифтами — гостиница начинает принимать гостей.Особой популярностью пользуется ресторан, кухней которого заведует француз Эдуард Ниньон: в общем зале и кабинетах гуляют Рябушинские, Морозовы, Стахеевы, отъезд Дягилева заграницу и юбилей «Золотого руна» отмечаются банкетами, о которых долго говорит Москва, в «Зимнем саду» отеля ставятся столы для сотен гостей и устраиваются самые шумные праздники в городе.
Годы Первой мировой
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила жизнь Москвы. Меняется и «Метрополь»: один из этажей отеля отдается под госпиталь, в ресторане вместе со счетом теперь приносят кружку для сбора средств в помощь армии. Впрочем, «Метрополь» не перестает быть светским центром Москвы: розничная торговля алкоголем находится под запретом, а в ресторане отеля, к тому времени ставшего собственностью консорциума виноторговцев, шампанское и коньяк не переводятся.
1917 – ГОД РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ.
В дни Октябрьской революции юнкера, верные Временному правительству, превращают «Метрополь» в настоящую крепость. Силы не равны, и через несколько дней, оставив гостиницу с выбитыми окнами и пробоинами от прямых попаданий орудийных снарядов, юнкера отступают.
В дни Октябрьского переворота «Метрополь» становится одним из центров сопротивления большевикам — забаррикадировавшиеся в отеле юнкера почти неделю обороняют подходы к городской думе и Красной площади от наступающих отрядов Красной гвардии, и лишь применение артиллерии заставляет верные Временному правительству войска покинуть здание. Оставленная гостиница кажется погибшей — большинство стекол выбито, майолики повреждены, стены испещрены отметинами от пуль, однако, «Метрополь» продолжает жить — номера, окна которых забиты досками, по-прежнему заняты постояльцами, кухня каким-то чудом все еще работает, в ресторане подают ужин.
Обстрел здания гостиницы артиллерией произвел огромное впечатление на очевидцев. Один из участников событий вспоминал: «Картина была ужасающая. Снаряды то и дело ударялись о стены гостиницы, рвались с неимоверным треском. Со стен на тротуар летел кирпич, железо, стекло. Точно в какой-то гигантской ступе кто-то дробил сильно звенящий предмет».
Интересно, что в разгар боев в гостинице жили мирные люди, неожиданно оказавшиеся в изоляции под шквальным огнем. Среди попавших в переплет был будущий основатель независимой Чехословакии Томаш Масарик. Вот как он вспоминает эти события: «Я … оказался в известной гостинице «Метрополь», из которой юнкера сделали на скорую руку крепость, я прожил в ней 6 тяжелых дней под большевистской осадой. Когда в последний день юнкера незаметно ушли, а на другой день большевики взяли гостиницу-крепость (гостиница была действительно солидно построена, с толстыми стенами), то я был избран парламентером от иностранцев, а от русских был выбран поляк, так как русские побаивались этой функции».
история обязывает – Коммерсантъ Санкт-Петербург
Елена Шевченко, президент АО «Метрополь», побывала уже в 86 странах мира. В каждой она посещает лучший ресторан, выбирает в меню самые любопытные блюда. Если придирчивой гостье из России все нравится, она просит позвать шеф-повара, чтобы передать свое восхищение — и пригласить на кулинарные гастроли в один из самых знаменитых ресторанов Петербурга, где когда-то гулял Распутин, встречались Рейган с Брежневым, а половина города праздновала свои свадьбы.
Светлана Хаматова
GUIDE: Легко ли вам угодить? Вы предпочитаете сложные блюда или простые, но из экзотических ингредиентов?
ЕЛЕНА ШЕВЧЕНКО: Для меня блюдо должно стать кулинарным приключением, при этом я помню, что новые рецепты нужно будет воплощать именно в Петербурге, так что следует заранее подумать о том, будет ли тот или иной продукт в наличии. Это и раньше было непросто, а теперь, с учетом санкций и нашего ответа на них, еще более осложнилось. Зачастую приглашенный шеф-повар уже на месте изобретает что-то новое, что может удивить гостей «Метрополя». Что касается лично меня, то блюдо должно поразить — оригинальной подачей, сочетанием, на первый взгляд, несочетаемого или чем-то еще. Поэтому мне ближе французские мастера — они умеют делать из обычных продуктов совершенно потрясающие вещи. Блюда таковы, что обывателю зачастую трудно догадаться, из чего же они сделаны. Для сравнения, итальянские мастера предпочитают натуральную кухню: безумно вкусную, но простую.
G: Вы ориентируетесь на какие-то рекомендации, что именно попробовать, или выбираете наугад?
Е. Ш.: Я просматриваю все меню, отмечаю блюда с любопытными ингредиентами. В идеале в ресторанах есть дегустационное меню, дающее возможность попробовать в миниатюре максимальное количество блюд. Если же такого нет, то прошу составить его для меня, потому что очень хочется все попробовать.
G: Было время, когда рестораторы брали на себя миссию обучения и просвещения своих клиентов, сейчас в этом уже нет необходимости?
Е. Ш.: Конечно, наши гости уже сами побывали во многих, и я бы добавила — в лучших, местах мира, поэтому с нашим шефом или же приглашенными мастерами мы только пытаемся открыть для них какие-то новые грани кулинарии. Сейчас в тренде, например, паназиатская кухня, мы уже разработали отдельное паназиатское меню. При этом мы в обязательном порядке сохраняем традиционные блюда царских и советских времен. Потому что люди приходят к нам, в том числе, в надежде вновь вернуться в те годы, когда они были молодыми и счастливыми, праздновали свою свадьбу. Я их очень хорошо понимаю, потому что сама выходила замуж именно в «Метрополе» и мои родители поженились тоже здесь.
G: Как вы соблюдаете баланс между необходимостью развиваться и сохранением традиций?
Е. Ш.: Поскольку «Метрополь» открылся в 1847 году, естественно, он находится в ведении комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Когда пришла необходимость реконструировать и реставрировать зал Majestic, выяснилось, что поменять мы можем крайне мало. Нельзя было нарушать оригинальное архитектурно-планировочное решение, переносить, скажем, колонны. В общем-то, это справедливо, я очень трепетно отношусь к историческому наследию, тем более если оно создано настолько талантливо, высокохудожественно, с таким тонким вкусом, который в наше время нечасто встретишь. Однако нам действительно нужно было внести что-то свежее в облик ресторана — больше гламура, света и, как мне кажется, тепла. В «Инстаграме», кстати, размещена фотография зала, где совмещены историческое и современное изображения. Такая вот связь времен.
G: Вы сами занимались этим проектом?
Е. Ш.: По образованию я инженер-строитель, все, что я делала до того, как стала ресторатором, — это строила, строила и строила. Например, среди объектов, — гостиница Majestic, которую мы сдали год назад. Она получилась очень современной, а ресторан «Метрополь» на ее фоне отставал, поэтому, собственно, и возникла необходимость обновления. Я погрузилась в этот проект, он настолько запал мне в душу, что я не смогла его оставить после того, как работы были завершены. Я подбирала все элементы интерьера и даже кофейные чашечки. За чем-то ездила в Милан на выставки, что-то находила по каталогам — дома у меня масса журналов и буклетов. А концепция зала выросла… из люстры. Она притянула за собой все остальное.
G: Как обновление повлияло на интерес гостей и сказался ли кризис?
Е. Ш.: Для туристов мы по-прежнему must have. По лицам видно, как они поражаются, когда попадают в зал, видят его интерьер, узнают историю. Но это отдельная тема. Разве что отмечу позицию московских гостей: они говорят, что у нас просто коммунизм — чересчур демократичные цены для такого уровня кухни и интерьеров, просто даром все. Конечно, в связи с финансовыми трудностями многие перестали каждый день ходить в рестораны на завтрак, обед и ужин, но «Метрополь» изначально ассоциировался в сознании наших клиентов с праздником, и они, как и раньше, приходят к нам, чтобы отметить юбилей, отпраздновать какую-либо памятную дату. Например, золотую свадьбу, потому что женились они тоже у нас, в «Метрополе». Таких моментов очень много, мы этим гордимся, потому что история — то конкурентное преимущество, которое есть не у всех.
G: Как вы все-таки компенсируете сокращение той части гостей, которые бывала у вас часто?
Е. Ш.: Ответ простой — диверсификация бизнеса. Лет семь назад, когда мы открыли пивоварню и стали по бельгийским рецептам с помощью бельгийского пивовара варить бельгийское же пиво в Петербурге, у нас начала складываться репутация пивного ресторана. Но сейчас, вернув залу более гламурный облик, мы решили четко разделить концепцию развития двух помещений. Одна история — праздничный ресторан, где подают блюда высокой кухни. Вторая, более демократичная, — паб, питейное заведение. В условиях импортозамещения наше пиво весьма востребовано.
Кроме того, мы изобретаем разнообразные мероприятия. Например, праздник урожая и домашних заготовок. Подняли исторические рецепты, я сама принесла рецепт своей бабушки, отрабатывали их вместе с шеф-поваром, теперь можем предложить всем желающим. Думаю, возврат к истокам в таком виде интересен и важен: когда люди перепробовали уже все, что можно, им хочется вернуться к детству, к чему-то домашнему, теплому, родному. То же самое касается полуфабрикатов, которые когда-
Гостиница «Метрополь» — стиль модерн
После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту О. Бове. В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П.И. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские».
В 1898 г. Савва Мамонтов берется «возвести тут новый великолепный общественно-культурный центр». Вопреки результатам конкурса, он выбирает проект молодого архитектора В.Ф. Валькота (любопытно: он назвал свою дочь Поль в честь «Метрополя»). К строительству были привлечены Коровин, Врубель, Поленов, инженер Чоколов и архитектор Кекушев.
Здание «Метрополя» — грандиозное сооружение: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Над окнами третьего этажа — мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое — «Принцесса Греза» Врубеля — находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решетку балкона проектировал М.М. Перетяткович.
В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешевый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн».
Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал А.Э. Эрихсон. В центре был фонтан из новомодного цемента.
В ноябре 1917 г. «Метрополь» был взят штурмом. При новой власти он становится Вторым Домом Советов. Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета». Здесь разместился Наркомат иностранных дел, квартиры партийных деятелей (Антонова-Овсеенко, Бухарина, Войкова, Кона и др.), писателей. Здесь жил И. Рукавишников, а в 1918 г. в номере 253 — Мандельштам. Живший в комнате 438 Р. Ивнев вспоминал: «… было довольно хорошо, но только меня раздражала вечная сутолока, потом несносная дерзкая прислуга». Здесь открывают кинотеатр, кафе имажинистов «Калоша».
В 1951 г. в Красном Зале «Метрополя» был дан обед в честь Мао Цзэдуна, присутствовал Сталин. В начале 1960-х здесь принимали Джона Кеннеди.
«Метрополь» был закрыт на реставрацию с 1986 до 1991 г. Сейчас это пятизвездочный отель.
👉Гостиница «Метрополь»: история и фото.
С 1830-х годов на Театральной площади стояла трехэтажная гостиница с банями купца Челышева.
Путеводитель по архитектурным стилямВ 1890-х промышленник и меценат Савва Мамонтов купил этот участок для строительства культурно-досугового центра с гостиницей, ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для спортивных соревнований. В конкурсе победили проекты Л.В. Кекушева и Н.Л. Шевякова, но Савва Мамонтов отдал предпочтение занявшему четвертое место Вильяму Валькоту. Строить начали сразу же.
Проект предполагал не снос старой гостиницы, а ее перестройку и объединение общим фасадом с новыми корпусами. Реализовать идею не удалось: Савву Мамонтова арестовали по обвинению в растратах. Хотя суд его оправдал, предприниматель был разорен, а его имущество (в том числе и будущий «Метрополь») пошло на погашение долгов.
Новые владельцы пригласили Льва Кекушева. Архитектор изменил проект Валькота. Например, центральный зал со стеклянным атриумом из театрального зала на 3 000 зрителей превратился в ресторан.
В 1901 году в гостинице произошел пожар. Он уничтожил интерьеры и повредил почти завершенное здание. Поэтому отель «Метрополь» открылся лишь в 1905. Для своего времени он стал уникальным по размерам, комфортабельности и отделке гостиничным комплексом на 400 номеров, из которых ни один не повторялся. В номерах «Метрополя» были наполняемые льдом холодильники, телефоны и горячая вода. Для начала XX века это было диковинкой. А в 1906 году при отеле открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр под названием «Театр Модерн».
Современники назвали гостиницу «Вавилонской башней XX века» из-за главного украшения фасада — панно А. Головина «Времена года», «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе» и майоликовому панно М.А. Врубеля «Принцесса Греза».
Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементамПри создании «Метрополя» Савва Мамонтов особое внимание уделял художественному оформлению здания. Он хотел использовать фасады для рекламы произведений нового направления в искусстве. Это было одной из причин выбора проекта Валькота — он больше подходил для художественного дополнения.
Панно для гостиницы «Метрополь» делали в Абрамцево. «Принцессу Грезу» создали по мотивам драмы в стихах Эдмона Ростана. По сюжету, трубадур Жоффруа Рюдель полюбил заморскую принцессу, которую никогда не видел. Пораженный рассказами о ее красоте и великодушии, он нанял корабль и отправился к возлюбленной. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя — и умер у нее на руках. Она же отказалась от мирской жизни и стала монахиней.
На русской сцене пьесу впервые поставили в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история полюбилась публике, и тогда появился вальс «Принцесса Греза», духи и шоколад с таким названием.
Витте заказал Врубелю два живописных панно для нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Витте показал эскизы императору. Николай их одобрил, и Врубель отправился в Нижний. Когда холсты были готовы, стало понятно, что они слишком смелые для своего времени. Комиссия во главе с графом Иваном Ивановичем Толстым осмотрела панно и приказала снять их.
Тогда Савва Мамонтов решил демонстрировать холсты в отдельном павильоне. Но эта затея завершилась провалом: несмотря на положительную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно.
А при разработке проекта гостиницы «Метрополь» Мамонтов решил повторить «Принцессу Грезу» в керамике. С тех пор творение Врубеля с умирающим юношей и склонившейся над ним принцессой доступно всем.
Во время уличных боев в Москве 25 октября-2 ноября 1917 года гостиница оказалась в центре сопротивления большевикам. Ее заняли отряды юнкеров. Бои за «Метрополь» шли 6 дней.
В 1918 году сразу после переезда советского правительства в Москву отель превратился во Второй Дом Советов (Первым Домом Советов была гостиница Националь»). Здесь до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проходили заседания ВЦИК.
Здание гостиницы «Метрополь» опоясывает майоликовая надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время ее заменили на слова Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Первоначальная надпись видна сегодня только частично.
В конце 1920-х «Метрополю» вернули статус гостиницы.
Говорят, что……панно «Принцесса Греза» хранилось среди декораций Мамонтовской оперы и оттуда попало в Большой театр. В 1950-х за зданием театра стояла хозяйственная пристройка. Перед Фестивалем молодежи ее решили сломать. Когда сарайчик разбирали, там нашли много театрального хлама. На самом дне валялся огромный грязный скомканный холст. Никто не знал, что это. Когда на холсте увидели подпись Врубеля, о находке сообщили в Третьяковскую галерею. Реставраторы и научные сотрудники прибыли, чтобы изучить холст. Для этого пришлось перекрыть движение перед Большим театром. А когда панно расстелили, на фасаде гостиницы «Метрополь» увидели его двойника — майоликовую мозаику. Так нашли оригинал «Принцессы Грезы». И сейчас панно с нижегородской выставки можно увидеть в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
…в 1993 году Майкл Джексон, приехавший на гастроли в Москву, попросил администрацию «Метрополя» продать ему старинный бронзовый светильник с медведем из его номера.
Гостиница «Метрополь» на фотографиях разных лет:
А что можете добавить вы?Театральная площадь. Гостиница Метрополь. Конец XIX века.
Здание гостиницы Метрополь 1896 – 1905 гг. с мозаичными панно “Принцесса Греза” (по сюжету Э.Ростана) наверху, давно стало неотъемлемой частью центра столицы. Без него трудно представить архитектурный ансамбль Театральной площади и становление дизайна интерьера в конце XIX века. После того как войска Наполеона покинули Москву, почти полностью выгоревший город начал восстанавливаться по специально разработанному плану. Особое значение придавалось застройке и расширению Петровской (позднее Театральной) площади, которая с северо-запада примыкала к Китай-городу. Согласно замыслу архитектора О.И.Бове, композиционным центром Петровской площади должно было стать здание Большого театра. Корпуса с угловыми ризалитами (ризалит выступающая часть фасада здания) у въезда в Охотный ряд и на Лубянскую площадь, в сопоставлении с ним, задумывались относительно невысокими (в два этажа). Проектируя эти четыре одинаковых здания в формах классицизма на длинных сторонах площади, Бове оставил незастроенным ее торец с юга, и тем самым раскрыл площадь в сторону Китай-города.
Гостиница Метрополь. Перспектива. Акварель. 1905 г.
В 1826 году на северной половине площади был возведен Большой театр, по сторонам его постройки (в которых ныне размещаются Малый и Центральный детский театр), а на южной половине здание Сенатской типографии (место, где, в дальнейшем, была построена гостиница Москва). Участок на противоположной типографии стороне, в течение ряда лет, по разным причинам, не застраивался. И лишь в 1834 году, генерал-губернатор Москвы Д.Ф.Голицын предоставил московскому купцу П.И. Челышеву право построить на этом участке для отвращения безобразия в самом центре красивое здание, такое, которое бы приносило пользу владельцу, и городу, и прочим обывателям. Строительство, продолжавшееся около десяти лет, велось в соответствии с замыслом Бове, дабы не сделать отступления от построенных на оной площади домов. В этом здании эпохи классицизма, получившем среди москвичей название челышевская крепость, была устроена гостиница. В ноябре 1897 года новый владелец Челышей купец М.А.Александров продал дом с гостиницей Метрополь и другими строениями при нем Санкт-Петербургскому обществу страхований, которое собиралось их перестроить. К этому времени, архитектурный ансамбль классицизма на северной половине площади уже подвергся значительным переделкам. Сама Москва превратилась в крупный индустриальный город с высокими зданиями банков, страховых обществ и доходных домов, предопределивших повышение городской застройки до трех-пяти этажей.
Гостиница Метрополь. Читальный зал. Фотография начала XX века.
Новые формы архитектурных сооружений стали близки зодчеству допетровского времени.
Примером тому служат здания Исторического музея или Верхних торговых рядов на Красной площади. Это было вызвано не только возрождающимся интересом к историческому наследию, но и растущим влиянием на строительную деятельность представителей торгово-промышленных кругов, вышедших из крестьянской среды. К их числу относился известный промышленник и меценат С.И.Мамонтов. Не довольствуясь созданием частной оперы, он выступал также с культурными начинаниями, участвуя, в т.ч в создании комплекса Метрополь, где наряду с гостиницей предполагалось разместить новый театр. О необычной для гостиницы планировке московская газета Курьер в середине 1898 года, то есть накануне строительства, писала: Как это говорили и ранее, местом для театра будет Театральная площадь, где теперь находится гостиница Метрополь. Недавно, в Москве образовалось домостроительное общество, устав которого уже выработан и послан в Петербург на утверждение. Во главе этого общества стали С.И.Мамонтов, К.Д.Арцибушев и другие. Первым предприятием, которое возьмет на себя это общество, будет вышеозначенная постройка. Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Д.Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. По предполагаемому плану, театр поместится внутри здания. Главный подъезд будет с Театральной площади, сцена отойдет к Третьяковскому проезду. Вдоль Китайской стены будет сделана улица. Дизайн главного вестибюля театра будет отделан роскошно, это будет круглый зал (в диаметре 11 саж.), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примыкает к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью, залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Для удобства публики все внутренние помещения, не исключая театра, гостиницы, ресторана и зимнего сада, будут иметь между собой непосредственное сообщение. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр Венской оперы. В нем будет 6 ярусов. Что же касается гостиницы и ресторана, то они займут то же место, что и гостиница Метрополь. Гостиница будет сделана по образцу американских, которые по комфорту превосходят европейские. Ресторан будет снабжен всевозможными усовершенствованиями. Двухэтажные корпуса на южной половине площади, предназначенные для гостиниц Метрополь и Континенталь, начали перестраивать почти одновременно.
Гостиница Метрополь. Проект банкетного зала.
С одним из первых вариантов проекта здания Метрополь выступил Л.Н.Кекушев, получивший признание работами в области архитектуры и дизайна в стиле модерн.
Эскизный проект шестиэтажной гостиницы был опубликован в журнале Зодчий. С точки зрения художественных форм, стилистическое решение фасада было не только чуждым классическому ансамблю площади, но и противостояло эстетическим воззрениям нового направления в искусстве. Проведение конкурса в 1899 году На составление проекта фасадов для перестройки первоклассной гостиницы в Москве, на углу Театральной площади и Театрального проезда явилось переломным моментом в стилистических исканиях, ознаменовавших поворот к художественно-образной стороне архитектурного ансамбля. Этого нового направления в искусстве придерживался В.Ф.Валькот, который в возрасте 25 лет получил право (после окончания конкурсного показа проектов в Москве) участвовать вместе с Л.Н.Кекушевым в строительстве огромного комплекса Метрополь.
Конкурсный проект фасада гостиницы Метрополь со стороны Театральной площади. В.Валькот. 1899 г.
Творческая деятельность Валькота началась в 1897 году, когда он приехал в Москву, получив художественное и профессиональное образование сначала в Париже, а затем в Петербурге, где занимался в училище Академии художеств у профессора Л.Н.Бенуа. Круг интересов Валькота был достаточно широк. Помимо творческих работ, он привлек к себе внимание тонкой графикой, изяществом рисунков построек в новом стиле, опубликованных в различных изданиях. В 1902 году, вместе с единомышленниками, он пытался учредить новое Архитектурно – художественное общество объединение зодчих, преследующих в этой отрасли искусства исключительно художественные цели. Именно их и желал достигнуть Валькот, приступая к созданию фасадов Метрополя. Во время работы, молодой архитектор тщательно изучал исторические ансамбли и их архитектурные формы не только в Москве, но и в Ростове, Суздале, Ярославле. Один из последних вариантов фасада был значительно изменен по сравнению с конкурсным проектом. В отличие от асимметричной композиции первоначального проекта новый фасад здания имел два угловых ризалита со стороны Театрального проезда и Китай-города, то есть был симметричным. Причудливые башенки и волнообразные по очертанию тимпаны (тимпан плоскость фасада здания ордерной архитектуры, ограниченная наклонными карнизами) с пинаклями (пинакль завершение фасада здания средневекового происхождения шпилеобразными формами) давали возможность установить зрительную связь между вертикальными завершениями здания и живописным силуэтом застройки Китай-города и Третьяковского проезда.
Особое значение для образного решения фасадов и Метрополя имело применение насыщенной полифонии цвета, которая вызывала представление о яркой красочности старинных русских монастырей и соборов.
Плоскость фасада Валькот задумал разделить поясами балконов на три разные по цвету части: от более темного первого этажа к легкой, почти невесомой и сливающейся с небом верхней части. Используя новые отделочные материалы, в том числе цветную штукатурку и обливной кирпич, керамику и красный гранит в необычном сочетании с декоративными украшениями, скульптурным фризом Н.А.Андреева “Времена года”, живописными панно из майолики А.Я.Головина и темной решеткой балконов, Валькот пытался добиться сильного художественного эффекта. Отмечая необычайно широкое применение живописных панно, в том числе созданного Врубелем панно “Принцесса Греза”, при отделке фасада, журнал Архитектурные мотивы летом 1901 года писал, что архитекторы, строящие Метрополь, применяют украшения из майолики. Сейчас, начиная от Третьяковского проезда, установлены уже следующие картины из майолики: Жажда, Поклонение природе, Орфей, Зависть, Полдень и Поклонение старине. Все эти изображения выполнены по эскизам художника Головина, самое же исполнение принадлежит художественной мастерской С.И.Мамонтова. Очевидно, эти панно, как и пластически сложные рельефы Андреева, должны были превратить верхнюю часть здания в своеобразную театральную декорацию, имевшую самостоятельное значение по сравнению с нижними этажами. Тем самым, соотношение между зрительно облегченными верхними этажами и более массивными нижними в сочетании с общей высотой позволяло установить двойной масштаб фасадов гостиницы, соотнесенный с застройкой площади.
Мозаичное панно Принцесса Греза по эскизу М.Врубеля.
В изысканности линий и выразительности скульптурных форм горельефа фриза Метрополя, проникнутых своеобразным настроением и символикой, нашли отражение концепции нового художественного направления в искусстве. Его придерживался 28-летний Андреев, возвратившийся из Парижа, где он работал в мастерской Родена. Позднее, им были созданы в Москве известные памятники Н.Гоголю, Ж.Дантону, А.Островскому и др. Однако, строительство Метрополя столкнулось с трудностями, прерывалось из-за возрастающей стоимости работ или отсутствия чертежей. К середине 1901 года, почти законченная постройка была приостановлена вследствие несостоятельности домостроительного общества. Еще ранее С.И.Мамонтов был разорен. Из-за недостатка средств, пришлось отказаться от сооружения театра, а затем и концертного зала, а также от устройства на плоской кровле ресторана. Но более тяжелыми оказались для здания последствия пожара 1901 года, который нанес непоправимый ущерб дизайну интерьеров, выполненным по проектам И.Жолтовского, и фасаду здания, от которого остался лишь остов. Метрополь восстановили к 1906 году, существенно изменив интерьеры, и менее значительно – фасады. В реконструкции приняли участие многие инженеры, архитекторы и художники этого времени. Несмотря на переделки, осуществленные после пожара, в художественном образе здания можно было ощутить романтизм архитектуры прошедших веков и живописность декоративного искусства нового времени, свойственные наиболее значительным произведениям модерна начала XX века. Валькот стремился подчеркнуть праздничное оформление Метрополя, который находился на центральной площади города.
С завершением строительства Метрополя Театральная площадь стала центром культурной жизни Москвы. Здесь устраивались благотворительные концерты, танцевальные вечера и художественные выставки, показывались кинофильмы и читались популярные лекции. Об этом времени напоминал изящный дизайн интерьеров, сохранявшие память о выступавших здесь известных писателях, поэтах, художниках.
Дальнейшая судьба гостиницы Метрополь, а также его реконструкция с превращением в элитарный отель (сопровождающаяся частичной утратой или полным изменением решений дизайна интерьера и фасада) лишь отдаленно напоминает об истории, традиции и смысле своего изначального создания.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи
“Гостиница Метрополь в ансамбле театральной площади” Л.Рапутова, М.1990 г.
история создания, фото, адрес и отзывы :: SYL.ru
Буквально в паре шагов от Кремля и Красной площади находится одна из самых известных гостиниц Москвы и даже всей России в целом — «Метрополь». Через дорогу от этого знаменитого отеля расположен Большой театр. С момента своего открытия комплекс «Метрополь» привлекал самые сливки московского общества. В кабинетах этого отеля когда-то заключали сделки такие известные предприниматели, к примеру, как Рябушкин и Морозов. Очень часто в этой гостинице останавливались и знаменитые мастера из сферы искусства: З. Комиссаржевская, В. Брюсов, С. Рахманинов, Шаляпин.
История гостиницы «Метрополь» (Москва)
В 19 веке на том месте, где сегодня расположен «Метрополь», действовала довольно-таки большая трехэтажная гостиница с банями. Называли ее жители столицы «Челыши» по фамилии владельца — купца 1-й гильдии Челышева. В 1898 году этот отель был приобретен Северным домостроительным обществом, принадлежавшим знаменитому меценату С. Мамонтову. Позднее именно этот купец и превратил, по сути, обычную гостиницу в грандиозный общественно-культурный центр «Метрополь».
Работали над проектом нового здания многие зодчие. Однако С. Мамонтовым был в конечном итоге выбран проект молодого архитектора В. Ф. Валькота. В строительстве собственно самого здания принимали участие Коровин, Врубель, Поленов и другие знаменитости того времени. Сооружение в конечном итоге должно было получиться просто грандиозным. И все эти люди, безусловно, считали участие в его строительстве и оформлении честью для себя. Архитектор гостиницы «Метрополь» в Москве Валькот впоследствии даже назвал в честь нее дочь (Поль).
Отель во время революции
В октябре 1917 года гостиница «Метрополь» (Москва) превратилась в настоящую военную крепость. На площади перед ней и в ее номерах происходили бои между верными Временному правительству юнкерами и большевиками. После победы последних в отеле разместился Второй Дом Советов. В стенах этого помпезного здания после революции работали Свердлов, Чичерин, Бухарин. Очень часто перед большевиками и рабочими в комплексе выступал и В. Ленин.
Еще немного позднее советской властью отелю «Метрополь» был возвращен его прежний статус. Гостиница вновь начала принимать постояльцев. Останавливались здесь в советские годы в основном приезжающие в СССР иностранцы.
Реконструкция
Несколько десятилетий гостиница ежегодно принимала сотни иностранных туристов, политиков, деятелей культуры. Однако со временем здание, построенное еще в XVIII в, начало, конечно же, ветшать. Поэтому в 1986 г. «Метрополь» был закрыт на ремонт. Советские архитекторы решили, оставив отелю его колоритный старинный внешний вид, сделать его немного более современным.
В гостинице, помимо всего прочего, была проведена спутниковая связь, установлены кондиционеры. Также в отеле были оборудованы большой конференц-зал и бизнес-центр. Разумеется, обустроили в гостинице и баню, а также тренажерный зал и бассейн. Первый владелец гостиницы «Метрополь» в Москве — С. Мамонтов — постарался сделать так, чтобы она была самой технически оснащенной в городе. Той же цели удалось достичь и советским инженерам и архитекторам после реконструкции.
Продолжалась реставрация гостиницы более пяти лет. Работали над восстановлением интерьеров в основном отечественные специалисты. Антиквариат из помещений отеля реставрировался в Эрмитаже. Начался ремонт гостиницы еще в СССР. Закончили же его, по сути, уже в новой России. Оценку работе отечественных архитекторов и реставраторов дали уже иностранные специалисты. Созданная для проверки комиссия присвоила отелю пять звезд.
Еще одна, менее масштабная реконструкция в гостинице проводилась в 2000 году.
Музей
Сегодня гостиница «Метрополь» (Москва), помимо своей основной функции — приема и размещения приезжих, выполняет и еще одну — не менее важную. Здание этого комплекса является, по сути, большим музеем. Каждый постоялец, поселившийся в номерах этого отеля, вольно или невольно прикасается к вековой истории России, ее культуре и традициям.
Многие туристы приобретают, в том числе и просто экскурсии в «Метрополь». Гостиница (Москва — город, в котором, безусловно, есть на что посмотреть) эта пользуется популярностью даже у самих жителей столицы. Ведь здание это действительно поистине роскошное. Походы в «Метрополь» многие москвичи приравнивают к настоящему празднику. Осматривать это здание можно бесконечно. Ведь предметов старины здесь имеется просто огромное количество.
Гостиница «Метрополь» (Москва): адрес и особенности расположения
Находится гостиница «Метрополь» всего в 550 метрах от центра Москвы. В пешей доступности от нее расположены такие популярные у туристов достопримечательности, как Сретенский мужской монастырь, Старая площадь, Неглинная и Тверская улицы, Ильинка.
Постояльцы отеля при желании могут посетить в окрестностях:
- Патриаршие пруды;
- Лубянскую площадь;
- галерею Глазунова;
- музей Чехова;
- знаменитый Елисеевский магазин.
Так расположена по-настоящему очень удобно гостиница «Метрополь» (Москва). Адрес этого отеля выглядит следующим образом: Театральный проезд, дом 2.
Одноместные номера гостиницы
По мнению туристов, на самом деле очень удобен «Метрополь» (гостиница). Москва (фото инфраструктуры отеля и его номеров представлены на странице) — город большой, и хороших комплексов отдыха здесь построено много. Однако сравниться с «Метрополем» и в наши дни не может практически ни одна другая гостиница.
В одноместных комнатах класса стандарт постояльцам предлагаются такие удобства, как:
- Wi-Fi и телевидение;
- телефон;
- мини-бар;
- письменный и журнальный столики;
- халат и тапочки.
Конечно же, во всех номерах этого отеля установлены кондиционеры. В душевых при этом имеются фены.
Двухместные номера отеля
Семейные и обычные комнаты этого типа имеют индивидуальный интерьер. Все двухместные номера украшены репродукциями картин известных художников и обставлены старинной мебелью. Удобства для жильцов таких комнат предоставляются такие же, как и для постояльцев, снявших одноместные. Дополнительно туристам ежедневно бесплатно приносят свежую газету.
Номера категории люкс
Некоторые из номеров люкс «Метрополя» имеют обычную планировку и рассчитаны на проживание двух человек. Другие комнаты этого класса представляют собой студии, разделенные на несколько зон. Помимо картин, такие номера украшены еще и старинными канделябрами. Полы в комнатах этого типа паркетные. Во всех номерах, помимо стандартного набора удобств, имеются:
- мягкий уголок;
- отдельная туалетная комната для гостей.
Номера люкс улучшенные отличаются от обычных в основном только тем, что их окна выходят в Театральный проезд. В комнатах этой категории бизнес-класса, помимо всего прочего, имеются:
- просторная гостиная с большим письменным столом;
- кухня, оборудованная всей необходимой техникой и утварью;
- факс и копировальный аппарат.
Президентских люксов в этой гостинице оборудовано всего два. В таких номерах, помимо ванной, предусмотрена и сауна. Также здесь имеются индивидуальный сейф, утюг с гладильной доской и холодильник.
Отзывы о номерах комплекса
Сдаваемые в отеле «Метрополь» комнаты большинство туристов не просто хвалят. У многих они вызывают настоящий восторг. Обставлены номера гостиницы действительно роскошно. К тому же они очень просторны и всегда самым тщательным образом убираются.
Несмотря на роскошь и даже некоторую помпезность, номера отеля, по мнению постояльцев, достаточно уютны. Многие жильцы отмечают тот факт, что находиться в них так же приятно, как и даже, к примеру, дома. Для большинства постояльцев этот отель является самым любимым в Москве. Многие предпочитают останавливаться в столице только в этой гостинице.
Недостатки номеров
Минусов у комнат в этом отеле практически не имеется. Но при этом некоторая ветхость сантехники и наличие оборудование довольно-таки старой модификации — это то, за что заслужила определенные нарекания постояльцев гостиница «Метрополь» (Москва). Отзывы жильцов о сдаваемых в этом отеле номерах в большинстве случае только положительные. Однако некоторые постояльцы считают, что комнаты гостиницы неплохо бы уже отремонтировать и еще раз.
Вентиляция в отеле, как отмечают его жильцы, работает не слишком хорошо. Да и ванны в санузлах установлены довольно-таки старые. Также к минусам этой гостиницы относят и то, что в некоторых ее номерах предусмотрены слишком уж шумные кондиционеры.
Инфраструктура гостиницы
Набор услуг на территории отеля «Метрополь» постояльцам предлагается стандартный (для пятизвездочного отеля):
- СПА-центр.
- Парикмахерская.
- Массажный кабинет.
Помимо этого, в отеле «Метрополь» имеется несколько залов для банкетов и конференц-зал на 300 человек. Также в гостинице есть:
- камера хранения багажа;
- прачечная;
- бесплатная парковка;
- химчистка;
- сейф на ресепшене;
- медицинский кабинет;
- обменный пункт и касса театральных билетов;
- сувенирный магазин.
В холле гостиницы практически постоянно играет пианист. Для курящих постояльцев в отеле предусмотрены специально отведенные места. На верхние этажи гости комплекса могут подниматься на лифтах.
Отзывы об инфраструктуре гостиницы
Конечно же, в первую очередь туристы, деловые и творческие люди, когда-либо останавливавшиеся в этом отеле, хвалят его месторасположение. Также просто восторженные отзывы постояльцев заслужили интерьеры холлов и коридоров комплекса. Очень хорошее мнение у туристов сложилось и о персонале этого отеля. К своим гостям сотрудники комплекса относятся предельно вежливо и предупредительно.
Распланирована гостиница «Метрополь» (г. Москва) таким образом, что все необходимые удобства находятся в шаговой доступности от номеров.
К недостаткам этого отеля в плане развитости инфраструктуры некоторые постояльцы относят в основном лишь то, что в СПА-центре здесь нет джакузи. Да и бассейн в отеле, по мнению многих туристов, слишком уж маленький.
Рестораны и кафе комплекса
История гостиницы «Метрополь» (Москва) действительно интересна и насыщена. Действуют на территории этого комплекса, помимо всего прочего, и старинные рестораны, известные жителям столицы еще с позапрошлого века.
Собственно сами номера в отеле сдаются без питания. Платить за еду в комплексе нужно отдельно. При желании туристы могут посетить такие рестораны гостиницы «Метрополь» (Москва), как:
- «Боярский»;
- «Метрополь»;
- «Европейский».
Также в отеле действуют бар «Шаляпин» и кафе-кондитерская на 30 мест.
Ресторан «Метрополь»: описание и отзывы
Зал этого заведения рассчитан на одновременный прием до 150 человек. Многие иностранные гости столицы считают ресторан «Метрополь» лучшим в Москве местом, где стоит начать знакомство с традиционной русской кухней. При желании здесь можно заказать, к примеру, такие блюда, как:
- русские щи и солянка;
- блины с икрой;
- тушеная семга и т. д.
Рецепты большинства подаваемых в ресторане «Метрополь» блюд передавались из поколения в поколения его поварами. Разумеется, предлагается клиентам в этом заведении и великолепная карта вин.
Заслужил хорошие отзывы постояльцев отеля, жителей и гостей Москвы ресторан «Метрополь» не только за отличное меню и высокое мастерство поваров. Очень хвалят туристы и интерьеры этого заведения. Стены ресторана украшают картины, написанные в стиле Рубенса. В зале повсюду расставлены массивные светильники. В центре ресторана при этом находится большой действующий фонтан. Венчает все это великолепие огромный витражный купол.
Ресторан «Европейский»
Это заведение рассчитано на 80 мест. Здесь туристы могут заказывать блюда русско-европейской кухни:
- норвежские раковые шейки;
- белые грибы в соусе;
- суп «Волжский»;
- пасты и спагетти;
- традиционный греческий салат «Афина» и т. д.
Готовят в этом ресторане и блюда восточной кухни. При желании здесь можно попробовать, к примеру, суп-харчо, шашлык из белуги и т. д.
Отзывы туристов ресторан «Европейский» заслужил практически такие же хорошие, как и «Метрополь». Готовят повара этого заведения действительно очень вкусно. Красивы, по мнению жильцов, и интерьеры этого ресторана. Представляет собой «Европейский» вытянутый зал с двумя рядами колонн, оформленный в классическом стиле.
«Боярский»: отзывы и описание
Многие постояльцы считают, что на самом деле просто роскошная «Метрополь» гостиница. Москва (история создания отеля, как и его ресторанов, берет начало, как уже упоминалось, еще в позапрошлом веке) — город огромный, и хороших старинных ресторанов здесь имеется множество. Однако действующие в отеле всегда считались едва ли не самыми лучшими.
Помимо элитных «Метрополя» и «Европейского», в гостинице работает и еще один ресторан — «Боярский». Большинство туристов считают его настоящим образцом русского застолья. Рассчитано это заведение на 60 человек. Повара ресторана готовят в основном старинные классические российские блюда. Меню в этом заведении практически такое же, что и предлагалось в позапрошлом веке столичной аристократии. В ресторане «Боярский» можно заказать, к примеру:
- молочного поросенка;
- соленья;
- севрюгу и осетрину;
- заячью печень с рукколой и т. д.
Интерьер ресторана многих туристов по-настоящему восхищает. Оформлено заведение в виде старинных боярских палат.
Бар и кафе
Конечно же, в гостинице «Метрополь», помимо всего прочего, можно заказать и легкие закуски и напитки. Бар отеля «Шаляпин» рассчитан на 30 мест. Отзывы постояльцев это заведение заслужило также отличные. Выбор напитков здесь действительно очень широкий. Нравятся постояльцам отеля и интерьеры этого бара. Действует он с момента открытия гостиницы. И оформление здесь сохранилось таким же, как было и во времена С. Мамонтова. Декорировано заведение в модном в конце позапрошлого века стиле модерн.
Кафе-кондитерская гостиницы «Метрополь», судя по отзывам туристов, предлагает просто превосходные десерты, как классические, так и фирменные. При желании здесь можно заказать мороженое, сок, чизкейк, конфеты ручной работы, детскую выпечку и т. д. Изготавливают кондитеры кафе торты и пирожные, в том числе и на заказ.
Залы отеля
Помимо всего прочего, гостиница «Метрополь» (Москва) предлагает постояльцам уникальную возможность проведения банкетов, семинаров, корпоративов и пр. Залы этого отеля могут вмещать в себя одновременно от 10 до 400 персон. Некоторые из этих помещений имеют операторские комнаты, полы других — покрыты дорогими коврами. Есть в отеле залы, предназначенные для камерных встреч, оснащенные балконами, сообщающиеся с ресторанами, оформленные известными художниками и т.д.
Галерея антиквариата
Здание гостиницы «Метрополь» в Москве представляет собой, как уже упоминалось, настоящий архитектурный музей. Посмотреть здесь действительно есть на что. Помимо красивых старинных интерьеров, картин и других предметов искусства, туристы могут посетить в этом отеле и Metropol Gallery. Пространство этой галереи включается в себя салоны известнейших российских ювелиров, антикваров и коллекционеров. В музее можно не только полюбоваться на роскошные предметы старины, но в некоторых случаях и приобрести их.
В галерее действуют следующие салоны:
- Revolution Square Gallery. Здесь выставлена коллекция советской живописи, собранная М. Сасонко.
- «Галерея Михайло». В этом зале выставлены в основном ювелирные изделия с православной символикой.
- «Михаил Шемякин». В этом салоне представлена коллекция ювелирных украшений.
- Галерея Виктора Музыки. Здесь можно осмотреть богатейшую коллекцию старинных картин, фотографий и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков.
- Частная галерея антиквариата. В этом зале представлены картины, гравюры, редкие скульптуры, старинные хрусталь, серебро, фарфор.
- AV-Jewellery. Здесь можно посмотреть на коллекцию антикварных украшений.
- «Галерея Метрополь». В этом выставочном зале представлена экспозиция «Образы Москвы».
Все салоны отеля работают ежедневно с 12 часов дня и до 20 ч вечера. Театральная площадь, д 2. — такой, как уже упоминалось, имеет адрес гостиница «Метрополь» (Москва). Метро, конечно же, самый удобный вид общественного транспорта, на котором до нее можно добраться. Выходить туристам, снявшим номера в отеле, следует на станции «Театральная» или же «Охотный ряд».
Стоимость проживания
Такие образом, комплекс это действительно очень удобный и красивый — гостиница «Метрополь» (Москва). Как добраться до него, что он собой представляет — все это мы выяснили. Но, конечно же, многие гости столицы хотели бы знать и о том, сколько стоит аренда номеров в этом отеле. Снять комнаты в «Метрополе» сегодня может любой желающий. Однако стоит проживание в этой элитной гостинице, конечно же, дорого. Только за обычный стандартный номер (за одну ночь) придется отдать порядка 8-10 тыс. р. Улучшенные комнаты стоят около 10-20 тыс. р., люксы — 20-65 тыс. р. за ночь.
В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра.
Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований.
Фото 1. Гостиница Метрополь в городе Москве
В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали Лев Николаевич Кекушев и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект Вильяма Валькота, который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым.Деньги имелись, а потому и строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.
Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.
Фото 2. Пятизвездночный отель расположен в Театральном проезде, 2
Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.
Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.
Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор Владимир Васильевич Воейков.В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.
Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому. Работы проводились под присмотром другого зодчего — Павла Павловича Висневского.Фото 3. Майоликовые панно украшают фасады отеля «Метрополь»
В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.
Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.
В 1906 году в этих стенах открылся первый в городе Москве двухзальный синематограф под вывеской «Театр «Модерн»».
Архитектурно-художественное оформление отеля «Метрополь»
Гостиница «Метрополь» по праву принадлежит к числу ярких архитектурных памятников Москвы, построенных в стиле модерн. Над его воплощением, помимо вышеперечисленных московских зодчих, трудилась целая плеяда признанных архитекторов, среди которых были Сергей Сергеевич Шуцман, Мариан Марианович Перетяткович, Иван Андреевич Герман, Адольф Эрнестович Эрихсон, Виктор Александрович Веснин, Иван Владиславович Жолтовский. Есть предположение, что свой вклад внес и Федор Осипович Шехтель.Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина.
Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.
Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями.
Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность.
Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.
Еще Савва Мамонтов задумал использовать фасады здания гостиницы «Метрополь» как полотно для художественных произведений нового направления в этом искусстве — символизма и модерна, которые сам очень ценил. Именно поэтому им и был избран первоначальный проект Вальконта, который больше подходил для задуманного художественного дополнения.
Желание Мамонтова осуществилось, и сегодня фасады уже невозможно представить без майоликовых панно, изготовленных в Абрамцевской керамической мастерской: «Принцесса Грёза» по картине Михаила Александровича Врубеля; «Жажда», «Поклонение природе» и «Поклонение божеству» по эскизам художников Александра Яковлевича Головина и Сергея Васильевича Чехонина. Скульптурный фриз под названием «Времена года», который опоясывает все здание, исполнил скульптор Николай Андреевич Андреев.Не зря современники воспринимали «Метрополь» как воплощенный манифест новейшего искусства.
Некоторые изменения в декор фасада здания были внесены при большевиках. Так, первоначальное оформление включало в себя опоясывающую все здание майоликовую надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». При Советах добавили со стороны Площади Революции высказывание Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Причем, к настоящему времени ленинские слова сохранились полностью, а фраза немецкого мыслителя лишь частично.Фото 4. Памятные доски на стенах гостиничного комплекса
Метрополь в годы советской власти и до настоящего времени
Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.
После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала гостиница «Националь»).Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.
В конце 20-х годов прошлого столетия «Метрополь» вновь стал гостиницей мирового уровня. В разные годы здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Джон Стейнбек, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих и многие другие. Среди соотечественников были такие знаменитости, как Сергей Сергеевич Прокофьев и Александр Иванович Куприн.
В 1986 году в гостинице начались реставрационные работы, а также реконструкция, которые были завершены лишь к 1991 году. Тогда были восстановлены изначальный облик фасадов, стенные росписи во внутренних помещениях и многие элементы декора.
После открытия 5 декабря этого же года специальная международная комиссия по праву присвоила гостинице «Метрополь» высшую категорию — «5 звезд».
Далее история отеля была связана с именами Жака Ширака, Первеза Мушарафа, Ху Цзинтао, Джорджо Армани, Элтона Джона, Пьера Кардена, Майкла Джексона, Монтсерат Кабалье, Хулио Иглесиаса, Пласидо Доминго, Люка Бессона, Фрэнсиса Форда Копполы, Катрин Денев, Шерон Стоун, Анни Жирардо и многих других.
Помнят эти стены и чествование пары Галины Павловны Вишневской и Мстислава Леопольдовича Ростроповича, которые в ресторане гостиницы «Метрополь» праздновали свою золотую свадьбу. Среди приглашенных были принцессы Испании и Голландии — София и Беатрикс, супруга французского президента Бернадетт Ширак, а также Борис Ельцин с супругой. Здесь же Мстислав Леопольдович отпраздновал свой 80-летний юбилей в марте 2007 года.
Такова история гостиницы «Метрополь», которая уже более века является одним из лучших отелей международного класса в городе Москве.
Официальный сайт гостиницы «Метрополь»: http://www.metropol-moscow.ru/
Адрес гостиницы «Метрополь»: Москва, Театральная площадь, дом 1/4.
Познавательное видео о гостинице «Метрополь»
Из видео о гостинице «Метрополь» вы узнаете и увидите:
- об инициаторе строительства Савве Мамонтове
- о возникавших трудностях при возведении этого комплекса
- увидите богатое и поразительно оформленное внутренне убранство
- узнаете об истории «Метрополя» с начала его функционирования
- услышите рассказы о знаменитых постояльцах отеля
- узнаете об авторах и исполнителях проекта и о многом другом