История женского движения в России — МФТИ
ПечатьDOCPDF
Емельянова Елена Дмитриевна, профессор
Место, роль, деятельность женщин в обществе и отношение к ним самого общества – всегда вызывали живой интерес. Данный курс и посвящен анализу женского движения в России в разные исторические периоды.
В последние десятилетия особенно оживился интерес к этой проблеме. В целом ряде стран проведено много научных конференций, опубликовано большое количество работ, защищено не мало диссертаций о роли женщин в различных сферах общества, В российских университетах (Московском, Петербургском, Тверском, Ивановском и др.) созданы и успешно функционируют специальные центры женской истории и гендерных исследований, ведущих научную и педагогическую работу.
Современные гуманитарные науки, акцентируясь на экономических, социальных и культурных процессах, все большее внимание уделяют женщинам, женскому движению.
Женщин во все времена, независимо от их образованности и социальных интересов, объединяли определенные ценностные установки. Это, в первую очередь, неприятие войны, сохранение жизни детей и семьи в целом, желание жить в стабильном обществе, недовольство общим падением нравов в те или иные исторические периоды и, наконец, ощущение своей социальной значимости. Поэтому в истории феминизма, женских организаций , массовых движений можно увидеть ключ к пониманию острых вопросов современности.
Цели и задачи:
Цель курса – сформировать у студентов комплексное представление о сущности гендерного подхода в исторической науке, ориентированного на утверждение политики равных, независящих от пола, возможностей самореализации личности в различных сферах социальной жизни. Способствовать выработке навыков анализа и обобщения полученной исторической информации.
Задачами данного курса являются:
Дать студентам базовые знания в области истории женского движения, ознакомление с разработками отечественных и частично зарубежных специалистов по проблеме.
Способствовать развитию гендерного сознания, свободного от поло-ролевых стереотипов, затрудняющих личностную самореализацию.
Понимание места и роли женщины в историческом процессе, политической организации общества и их влияние на развитие отечественной истории и культуры.
Воспитание нравственности, морали, толерантности.
Понимание роли женщины в семье и ее влияние на формирование нравственного климата в семье.
Понимание роли матери в воспитании патриотизма, преданности своему Отечеству, гражданственности.
Овладение научной методологией, многомерным подходом к изучению истории женского движения и его оценке.
Развитие творческого мышления, самостоятельности суждений в освоении еще одной страницы Истории.
Темы:
1. Введение. Актуальность проблемы, характеристика источников. Методология познания общественных явлений. Суть и значение гендерного подхода
2. Феминизм, его сущность и теоретические посылки. Идеи в защиту прав женщин в истории европейской социальной мысли:
а) Ранние до – феминистки (ХУ-ХУШ вв). Кристина де Пизан и ее «Книга о граде женском». Феминистские идеи в творчестве Мари де Гурне, Мари Астелл и др. Споры о женщинах в женских салонах Европы.
б) Феминизм и Великая Французская революция. Олимпия де Гуж и ее «Декларация прав женщины и гражданки». Идеолог либерального феминизма (начального) Мэри Уоллстоункрафт и ее книга «В защиту прав женщин».
Влияние революций 1848-1849 гг. в Европе на развитие женского движения. Борьба за избирательные права женщин. Возникновение организованного женского движения (Национальная ассоциация в Англии, Всеобщий немецкий женский союз, Французская лига равноправия женщин, Национальная американская ассоциация).
Феминизм ХХ века. Книга Б.Фриден «Мистика женственности» и работы К. Миллет, М.Розальдо и др
Первые международные женские организации: Международный Совет женщин, Международный альянс за избирательные права женщин
4. Женский вопрос в до- и после реформенной России.
Женщины декабристки, шестидесятницы, нигилистки, революционерки.
Благотворительная деятельность женщин в дореволюционной России. Проблема женского образования в конце Х1Х – начале ХХ вв..
Первые женские организации в России. Всероссийский Союз равноправия женщин – 1905 г. . Женские журналы.
5. Женщина и революционные события 1917 г в России. Борьба политических партий за женские массы. Женский вопрос в Государственной Думе и в Программах российских политических партий. Женщины-лидеры: А. Тыркова (в кадетской партии), М. Спиридонова (в эсеровской ) , А.Аксельрод ( в меньшевистской) и их взгляды на женский вопрос.
6. Женское движение в Советской России. Социальная сущность женского вопроса. Ленинские принципы решения женского вопроса и их критика в современных исследованиях. Первый Всероссийский съезд работниц (1918 г.), определение форм и методов организации женщин. Создание женотделов, их структура и деятельность (1919-1934 гг.). Делегатские собрания как важнейшая форма активизации женщин и результаты их работы. Стремление создать идеал советской женщины, как свободной полноправной гражданки общества. Ранние работы А.М.Коллонтай. Эволюция взглядов на идеал советской женщины с 30-х до 90-х гг. ХХ в. Реальность положения.
Женская печать в Советской России и ее роль в просвещении женщин.
Социальный портрет лидеров социал-демократического женского движения в России (А. Коллонтай, И. Арманд, К. Самойловой и др.) и их бескомпромиссная борьба против патриархального фундаментализма и бюрократического подхода к работе среди женщин
Современный взгляд и оценка советского опыта в решении женского вопроса.
7. Международное женское демократическое движение в ХХ в и его роль в борьбе против фашизма. Всемирный Конгресс женщин против войны и фашизма (Париж, 1934 г). Возникновение Международной демократической Федерации женщин (МДФЖ)- 1945 г и ее деятельность. Комитет Советских женщин во главе с космонавтом В.В.Терешковой (1956-1992 гг.)
8. Социальная детерминация женщин в условиях общественных изменений в России. Активность российских женщин в конце ХХ – начале ХХ1 вв, как реакция на социальные процессы в стране.
Союз российских женщин (с 1992 г ). Женские организации в стране, их деятельность и реальный вклад в политику и практику государства (особенно на местном уровне): женсоветы, советы многодетных матерей, детей-инвалидов, союзы и комитеты солдатских матерей, женские клубы по интересам, творческие объединения. ассоциации деловых женщин и др.9. Возникновение в России Центров женской истории и гендерных исследований. Их научная и педагогическая деятельность. Краткий анализ исторических исследований по проблеме, изданнных этими центрами:
«Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин». Материалы научной конференции. Тверь 2000.
«Женщиы. История. Общество». Вып.1, 2000, Вып. 2, Тверь, 2002.
«Женские миры…» Западный опыт и гендерные исследования в России. Иваново. 2000. «Марксистский феминизм» Коллекция текстов А.М.Коллонтай. Тверь,2003.
«Женщины в социальной истории Твери». Тверь, 2006. «Женщины в судьбах Костромского края Х1Х-ХХ вв». Кострома, 2008 и др..
10. Деятельность женских организаций по просвещению современной женщины.
11. Поло-ролевая жизнь женщины. Штрихи женской психологии.Любовьженщины .
12. Роль женщины в семье, воспитании детей. Культура брачно-семейных отношений.
13. Женщина в условиях рынка. Стремление женщин к равноправному положению. Деловая женщина.
14. Женщина и проблема власти.
Контрольные вопросы
- Что такое феминизм? Понятие и происхождение термина.
- Основатели западного феминизма.
- Разновидности феминизма: либеральный, социалистический, радикальный.
- Возникновение женского движения в России, его первые представители.
- Женское образование в России в дореволюционный период.
- Формы и методы развития социальной активности женщин в советской России.
- А.М.Коллонтай и ее первые работы по женской проблематике.
- Женский вопрос в программах российских политических партий( отдельно в каждой)
- Социальный портрет лидеров женского движения в России.
- Женщины – борцы против фашизма. Возникновение МДФЖ и ее роль в сохранении мира.
- Деятельность Комитета советских женщин во главе с В.В.Терешковой во второй половине ХХ в.
- Роль российских женщин в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг).
- Краткий обзор исторической литературы по женской проблематике (конкретно по одной из монографий).
- Влияние женщины на формирование нравственного климата в семье и обществе.
- Роль матери в патриотическом воспитании детей.
Темы рефератов
- Создание центров женской истории и гендерных исследований в нынешней России, их цель и направление работы.
- Гендерный подход к изучению курса Истории России. Ваше понимание.
- Основные вопросы, поднятые в книге А.Бебеля «Женщина и социализм».
- Образ русской женщины в литературе и искусстве (по выбору).
- Советский опыт решения женского вопроса, его издержки и уроки.
- Сравнительный анализ разных поколений женщин (к примеру ХХ-ХХ1 вв)
- Социальный портрет лидеров женского движения в России (по выбору)
- Вклад российских женщин в развитие науки.
- А.М.Коллонтай – борец за женское равноправие
- Происходит ли увядание семьи?
- Женские организации в современной России и острота проблем, поставленных ими.
Литература
Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. – М., 1998.
Арманд И. Статьи, речи, письма. – М.,1975.
Бебель А. Женщина и социализм. – М. , 1959
Бовуар Симона. Второй пол. – М., 1999.
Браун Л. Женский вопрос. – М.,1906. Серия «Феминистская коллекция» Тверь,2003.
Васецкий К. Женщины российской короны. – М., 1994.
Васильева Л. Кремлевские жены. – М.,1993.
Вендт Ф. «Душа женщины. Опыт женской психологии». – СПБ., 1892.
Гусев К. Эсеровская богородица. – М., 1992.
Дашкова Е. Записки 1743-1810. – Л., 1985.
Домострой. – М., 1994.
Думова К. Московские меценаты. – М., 1992.
Женщины террористки в России. – Ростов, 1996.
Женщина в российском обществе. ХХ в.: история и современность. – М.,1996.
Женщины. История. Общество. Сб.научных трудов. Вып.1. – Тверь, 1999. Вып. 2. – Тверь, 2002.
Женские миры… Западный опыт и гендерные исследования в России. – Иваново, 2000.
Женщины в социальной истории. Хрестоматия. – Тверь, 2006.
Женщины в судьбах Костромского края. Коллектив авторов. – Кострома, 2008.
Журавлева Л. Княжна Мария Тенешева. – Смоленск,1994.
Записки и воспоминания русских женщин ХУШ-Х1Х вв. – М., 1990.
Иконникова А. Царицы и царевны из дома Романовых. – М.,1991.
Казакова А.А. Роль женских общественных объединений в формировании гражданского общества в современной России. – М., 2007.
Каталог информационных ресурсов «Интернет — женщинам!», об особенностях поиска материалов по общественно-значимым проблемам женщин в Интернет.
Ковалевская С. Избр. пр. – М., 1982.
Коллонтай А. Избр. статьи и речи. – М., 1972.
Кулик В. Женщины Руси Х-ХУ вв. – Тверь, 1998.
Лошакова Ю. Региональные особенности гендерного неравенства. // Социс.2013, № 6.
Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. О женском вопросе. – М.,1972.
Марксистский феминизм. Коллекция текстов А.М.Коллонтай. – Тверь, 2003.
Носкова А. Семья перед лицом вызова глобализирующего мира. // Социс. 2013, № 5.
Олимпия де Гуж. Декларация прав женщины и гражданки (1791). Серия Феминистская коллекция. — Тверь, 2003
Павлюченко Э. Женщины в русском освободительном движении. – М., 1988.
Пизанска Крестина. Из «Книги о граде женском». – М., 1991.
Пути и перспективы интеграции гендерных методов в преподавание социально-гуманитарных дисциплин. Материалы научной конф. – Тверь, 2000.
Поликарпов В. История нравов России. Восток или Запад? – Ростов, 1995.
Пол и гендер в науках о человеке и обществе. Материалы конф. – Тверь, 2003.
Ржаницина Л., Рыбальченко С. Состоянии семейной политики и предложения по ее совершенствованию. // Социс. 2013, № 6.
Тимшина Е. Л. Женские неправительственные объединения в современной России: новые методы исследования. // «NB: Вопросы права и политики» № 4, 2013.
Тишкин Г. Чернышевский и раскрепощение женщин. – Л.,1979.
Тишкин Г. Женский вопрос в России в 50-60-е гг Х1Х в. – Л., 1964.
Тютчева А. При дворе двух императоров. – Тула, 1990.
Успенская В. Феминизм: идея прав женщин в истории европейской социальной мысли (ХУ-ХУШ вв). – Тверь, 2000.
Федосова С. Бестужевские курсы – первый женский университет в России. – М., 1980.
Фриден Б. Загадка женственности. – М.,1995.
Хасбулатова О. Опыт и традиции женского движения в России. – Иваново, 1994.
Клещина И. Гендерная социализация. СПБ.,1996.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1978.
Якушкина Е.И. Деятельность региональных женских организаций в контексте современного российского женского движения. / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Номер выпуска: 11. Том: 9. 2009.
Как жили женщины в Советском Союзе и почему там не было гендерного равенства
Один из самых устойчивых мифов о феминизме гласит, что нам он не нужен, потому что еще Советский союз дал женщинам все права. Отчасти это верно — в отдельные периоды эмансипированность советских женщин становилась образцом для западных феминисток. Но гендерное равенство в Советском Союзе так и не наступило. Почему — разбираемся в рамках цикла «История русского феминизма»
«В комнате по-девичьи уютно. На письменном столе ваза с веткой сирени, стопка конспектов по аэронавигации, астрономии, медицине, высшей математике, астрофизике…» — так в 1963 году в журнале «Огонек» описывалась жизнь Валентины Терешковой в Звездном городке во время подготовки к полету. В этом сочетании астрофизики с девичьим уютом запечатлелся парадокс советского «второго пола»: ты можешь покорять космос, но при этом не забывай быть женщиной. По первому пункту советская власть давала многочисленные возможности — от детских садов, фабрик-кухонь и домов быта, которые должны были победить «домашнее рабство», до доступного образования и специальных партийных структур, служивших социальными лифтами. По второму — то рассуждала о «женском предназначении», то буквально принуждала к материнству.
Обложка журнала «Работница» (Фото Getty Images)В результате советская женщина, с одной стороны, еще в декабре 1917 года была в своих гражданских правах и свободах полностью уравнена с мужчиной, а с другой — оставалась и не равной ему, и не свободной. С одной стороны, она не чувствовала себя угнетенной, а с другой — чудовищно уставала под гнетом двойной нагрузки. На советских женщин с завистью смотрели западные феминистки, а постсоветские заново открывали для себя феминизм. Почему так случилось? Мы отстали? Или у русского феминизма «особый путь»? Обстоятельный ответ на этот вопрос потребовал бы целой монографии; мы же попробуем лишь наметить основные черты советской гендерной политики, которая отправила женщину в космос, а потом — домой, наводить уют.
Александра КоллонтайМежду генератором и коровой: как эмансипация обернулась двойной нагрузкой
Порабощение женщины возникает тогда, когда происходит разделение труда: производительный выпадает на долю мужчины, а подсобный — на долю женщины, писала в 1923 году Александра Коллонтай. Значит, чтобы женщину освободить, надо дать ей возможность зарабатывать. Придя к власти, большевики дали женщинам право свободно выбирать профессию и даже обещали платить равную с мужчинами зарплату за равноценный труд. Реализация этих прав буксовала из-за тотальной женской неграмотности, и новая власть взялась за решение этой проблемы.
Если в 1926 году читать и писать умели только 42,7% российских женщин, то в 1939-м — уже 83,4%. Девочек не просто учили — им помогали избавляться от стереотипов и не бояться пробовать себя в любых областях знания. К концу 1920-х женщины составляли половину студентов-медиков, к концу 1930-х — половину учащихся техникумов, к середине 1960-х — половину студентов-математиков и большую часть студентов-биологов. Исследование, проведенное в Новосибирске в 1963 году, показало, что девочки мечтали связать свою жизнь с наукой и техникой, отдавая предпочтение прежде всего математике, медицине, химии и физике. Образование открывало путь к росту квалификации: с 1930-х по 1970-е годы в четыре раза выросла доля женщин среди управленческих кадров.
Впрочем, женщины на протяжении почти всего XX века составляли и подавляющее большинство тех, кто занимался тяжелым ручным трудом, — складских рабочих, уборщиц, сиделок, рабочих на конвейерах. То, что должно было женщину освободить, превратилось в принуждение во имя индустриализации. Хуже всего приходилось жительницам деревень, которые работали на земле и в большинстве своем не имели ни карьерных перспектив, ни даже доступа к технике. Об их участи ходил анекдот: что будет, если высадить на необитаемый остров двух мужчин и женщину? Американцы устроят дуэль из-за дамы, у французов начнется любовь втроем, а русские построят колхоз, где один мужчина будет председателем, а другой — его заместителем. На вопрос «А где женщина?» герои анекдота отвечали: «Народ в поле!».
Материал по теме
Государство видело в женщине не только работницу, но и мать. Это второе качество не просто отличало ее от мужчины, но становилось особой социальной обязанностью. Понимая, что забота о детях и домашний труд не позволяют работать на равных с мужчинами, государство строило прачечные, фабрики-кухни, ясли, детские сады. «Я принадлежу к семейству, где оба родителя сделали карьеру, моя мать была и главным инженером, и директором фабрики. Она редко готовила — когда шла с работы, заходила в кулинарию и покупала обед и ужин, это было вполне возможно даже в нашем провинциальном городе. А например, белье мы сдавали в прачечную, — вспоминает в разговоре с Forbes Woman кандидат исторических наук, доцент, директор Ивановского центра гендерных исследований (внесен в реестр иноагентов) Ольга Шнырова. — Моя более старшая коллега вспоминала, что ребенком она вместе с детским садом на лето уезжала на дачу».
Но полностью выполнить все взятые на себя обязательства государство не смогло. Ольга Шнырова предполагает, что одна из причин — экономическая: «Легче заставить женщину тащить на себе три функции [матери, работницы и общественницы], чем полностью ее освободить». Другая — демографическая: начав работать, женщины перестали рожать, и это государству не нравилось. Третья — социальная: «Первые годы революции были периодом радикальных коммунистических экспериментов. Когда большевики пришли к власти, они попытались построить принципиально новое государство, которого не было нигде. Эта радикальная ломка сверху происходила в обществе, 82% которого составляли крестьяне, жившие крестьянскими патриархальными общинами. Им все эти «ужасы» были совершенно непонятны». Четвертая — институциональная: за невиданную экономическую модернизацию советское общество заплатило консервацией отдельных звеньев социального устройства.
На вопрос «А где женщина?» герои советского анекдота отвечали: «Народ в поле!»Поэтому уже в 1930-е годы государство взяло курс на возвращение традиционной семьи, в которой ответственность за детей и домашнее хозяйство лежит на женщине. В 1936 году были запрещены аборты, одновременно усилилась трудовая мобилизация. В результате женщины и работали, и рожали, и тянули на себе весь быт в условиях коммуналок и тотального дефицита, порожденного недофинансированием легкой промышленности. Как заметил американский советолог Александр Даллин, государство относилось к женщине как к чему-то среднему между генератором и коровой. После смерти Сталина возможность делать аборт по выбору вернулась (и в отсутствие секс-просвета надолго заменила собой контрацепцию), но ролевая модель «работающая мать» закрепилась в качестве идеала советской женщины, а с ней и двойная нагрузка.
Материал по теме
«Эх, досуг, досуг… Слово какое-то неуклюжее «досуг»… «Женщины, боритесь за культурный досуг!» Чушь какая-то… Досуг. Я лично увлекаюсь спортом — бегом. Туда бегом — сюда бегом. В каждую руку по сумке и… вверх-вниз: троллейбус — автобус, в метро — из метро. Магазинов у нас нет, живем больше года, а они все еще недостроены», — иронизировала героиня повести «Неделя как неделя» Натальи Баранской. По данным на начало 1960-х, без учета «бега туда-сюда» на оплачиваемую работу и домашний труд женщины тратили около 15 часов в день — в 2–2,5 раза больше, чем мужчины.
А как у них? В 1963 году выходит книга «Загадка женственности». Автор, американская феминистка Бетти Фридан, развенчивает миф о счастье быть домохозяйкой, критикует глянцевые журналы и спорит с Зигмундом Фрейдом, считавшим, что карьерные амбиции у женщин — это проявление «зависти к пенису». Книга сразу становится бестселлером.
Справляться в одиночку было тяжело, и женщины кооперировались — разные поколения делили бытовые обязанности. В заботу о детях включались бабушки (тем более что молодые семьи чаще всего жили с родителями, не имея собственной жилплощади) — благодаря им тысячи советских детей учились читать, боялись серого волчка и проглотить вишневую косточку, впервые оказывались в церкви и верили, что шваброй пользуются только лентяйки.
Главным рупором были журналы «Работница», «Крестьянка», «Коммунистка», «Делегатка» (Фото Getty Images)Двойная нагрузка не была невидимой: ее измеряли социологи и экономисты и обсуждали партийные лидеры. Способы решения проблемы предлагались разные. Государство по-прежнему старалось создавать «необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни». «Это было уже в то время, когда страна начала переживать очень серьезные трудности. И экономические, и социальные — начинается эпоха дефицита. В этих условиях реализовать все эти благие намерения было практически невозможно», — вспоминает Ольга Шнырова. Помимо того что господдержка требовала бюджетных затрат, у нее были и естественные ограничения: государство просто не могло взять на себя домашнюю уборку, ночные бдения у постели заболевшего ребенка или проверку уроков у него же.
Были созданы женотделы, которые вели работу на местах (Фото Getty Images)Другой вариант в 1988-м озвучил, следуя лейтмотиву общественной дискуссии, Михаил Горбачёв, сказав о необходимости «в полной мере вернуть женщине ее истинно женское предназначение». Это не было попыткой «отменить эмансипацию», как считает Елена Здравомыслова, у генерального секретаря был гуманистический посыл. Но следовать ему было невозможно по сугубо материалистическим причинам: на одну зарплату среднестатистическая советская семья выжить не могла.
Наконец, можно было бы разделить домашние и родительские обязанности поровну между женщинами и мужчинами. Еще в 1972 году социологи Леонид Гордон и Эдуард Клопов в книге «Человек после работы: социальные проблемы быта и внерабочего времени» сообщали, что «над мужчинами в наши дни почти не тяготеет своеобразное табу на участие в мелких бытовых закупках». А в 1977 году в новую Конституцию даже хотели включить положение о равных родительских обязанностях, но вместо этого в ней оказались две противоречащие друг другу статьи: одна провозглашала равенство мужчин и женщин в семейных отношениях, другая как бы делала женщин немного «равнее», гарантируя льготы, связанные с материнством. Как пишет доктор политических наук, специалист по гендерным исследованиям Светлана Айвазова в книге «Русские женщины в лабиринте равноправия», это вполне соответствовало противоречиям между общественной жизнью и реальной советской семьей, «которая перестала быть чисто патриархальной, но еще не стала эгалитарной, партнерской».
«Будь, пожалуйста, послабее»: чего хотел советский мужчина
Именно патриархатная семья виделась большевикам источником социального неравенства и несвободы женщин. Поэтому сразу после их прихода к власти советская гендерная политика представляла собой «рассемеивание» — полную ликвидацию частной жизни в привычном виде. Право на аборт, на развод (в 1920-е годы средняя продолжительность вновь заключенных браков составляла всего восемь месяцев), признание гражданского брака, признание отцовства и социальные гарантии матерям привели к тому, что работающие женщины стали экономически независимыми от мужей и отцов.
Мужьям и отцам это не нравилось. Журналы «Работница» и «Крестьянка» публиковали письма читательниц, которые жаловались на принуждение к домашнему труду. «Были частые сообщения о том, что мужчины избивали своих жен за организацию или даже участие в собраниях, и даже о женщинах-активистках, убитых неодобряющими их мужьями. В одной статье рассказывалось о том, как муж зарубил свою молодую жену топором на том основании, что она уделяла недостаточно времени работе по дому и уходу за детьми», — рассказывает Марианна Муравьева в статье «Бытовуха: семейное насилие в Советской России».
Но вместо того чтобы полностью выйти из патриархальных отношений, женщины, по сути, сменили партнера — им стало само государство. Для него рожали (а оно выплачивало пособия и строило детские сады), для него работали. Ему — в лице парткомов, профсоюзов и участковых — жаловались на мужей, если те пили, били или хотели развестись. Сами мужья из этих отношений оказались как бы исключены. Не имея возможности вернуть себе роль кормильцев и защитников со всеми причитающимися привилегиями, они оказались в глубоком кризисе маскулинности.
А как у них? В 1953 году выходит первый номер журнала Playboy; в 1965-м Хелен Герли Браун становится главным редактором Cosmopolitan и из издания для домохозяек превращает его в журнал для секс-бомб. Тем временем в университетских кампусах зарождается радикальный феминизм. Активистки, участвующие в протестах против расовой сегрегации и войны во Вьетнаме, недовольны, что первые роли всегда достаются мужчинам, — и объявляют войну патриархату. Они требуют освобождения женщин от всех форм угнетения, от дискриминации на рабочем месте до сексуальной эксплуатации, поднимают темы насилия и репродуктивных прав.
«Вот это общественное чувство, что у нас с мужским полом не все в порядке, отражено и в массовой культуре, — рассказывает в беседе с Forbes Woman Елена Здравомыслова. — Бороться с ним сложно, оно закрепляется всевозможными демографическими аргументами, в том числе касающимися смертности. Разрыв в продолжительности жизни у мужчин и женщин постоянно приводился как подтверждение тезиса о нехватке мужчин». Главной причиной были, конечно, потери в войне, в ходе коллективизации и в результате репрессий: согласно переписи 1959 года, на 1000 женщин приходился 641 мужчина, тогда как по итогам переписи 1897 года на 1000 женщин приходились 992 мужчины.
Первая женщина в космосе Валентина Терешкова, 1963 год (Фото Getty Images)Но были и другие причины. В 1968 году в «Литературной газете» экономист Борис Урланис писал: «Сейчас почти все мужчины в возрасте до 42 лет не принимали участия в военных действиях в годы Великой Отечественной войны. Между тем именно на возраст 30–40 лет приходится резкое превышение мужской смертности по сравнению с женской. Значит, дело не в войне и не в ее последствиях. А дело в том, что по сравнению с женщинами мы гораздо меньше оказываем внимания охране здоровья мужчин. Взять хотя бы консультации. Женские у нас есть, а мужских нет!» В мужских консультациях Урланис предлагал вести антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, а также борьбу с несчастными случаями и консультирование по вопросам половой жизни. Примечательно, что ответственность за охрану здоровья мужчин он возлагал на женщин — в том числе и потому, что к тому времени именно они составляли большинство врачей.
Впрочем, подобные предложения только стигматизировали мужчин. Увлекшись созданием новой сильной женщины, советская власть не предложила сколько-нибудь работающую модель нового мужчины, который теперь чувствовал себя потерянным. «Мне с тобою — // такой уверенной — // трудно // очень. // Хоть нарочно, // хоть на мгновенье — // я прошу, // робея, — // помоги мне // в себя поверить, // стань // слабее», — писал еще в 1962 году Роберт Рождественский.
Материал по теме
Ролевыми моделями позднесоветского мужчины были герой войны (этот образ тиражировался масскультом), дворянин-декабрист (знакомый по школьной литературе) и герой зарубежного кино, чья жизнь полна опасностей и приключений. Типичный мужчина, опирающийся на эти образы в условиях советской действительности, — герой Алексея Баталова из фильма «Москва слезам не верит», считает Здравомыслова. «Он не номенклатурный, вроде не богатый, но мыслит благородными образами: и защитник, и любящий, и про равенство, но не про власть женщины, — говорит она. — У него тоже есть аргументы: «Все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я мужчина».
Когда для снятия двойной нагрузки с женщины потребовалось перераспределить домашние и родительские обязанности, пребывающий в кризисе советский мужчина ответил молчанием.
Перестройка, или патриархатный ренессанс
К 1980-90-м «решение женского вопроса» стало казаться чем-то из «политбюрошного» лексикона: уж очень долго его решали и вроде как даже решили, только результатом почему-то стала двойная нагрузка. После распада СССР она стала еще тяжелее: в условиях неолиберализма социальная сфера стала непозволительной роскошью. «Перестройка экономики на рыночные рельсы в первую очередь больно ударила по женщинам. Поэтому, с одной стороны, государство сыграло по отношению к ним негативную роль. А с другой — в условиях демократии мы выучили слова «гендер», «гендерное равенство». Появились гендерные исследования, при вузах возникли центры, которые ими занимались, — это ведь тоже часть государственной политики. Появились и государственные исследования, которые рассматривали гендерное неравенство, разрыв в оплате труда. Даже в международных отчетах власти признавали, что у нас есть эти проблемы, хотя во многом сами же их и создавали», — размышляет Ольга Шнырова.
Частный сектор, не желая нести нагрузку, связанную с выплатой материнских пособий (тогда она возлагалась на предприятия), неохотно нанимал женщин. На рынке труда женщины начали проигрывать мужчинам, оказавшись невыгодными сотрудниками, притом что они чаще имели высшее или среднее специальное образование (в 1994 году таких было 47% работающих женщин и только 34% работающих мужчин). Пока мужчины делали карьеры и зарабатывали деньги в бизнесе, женщины стекались в госсектор, где их ждали низкие зарплаты, непрестижная работа и отсутствие развития, и все равно на собеседованиях были вынуждены выслушивать реплики вроде «Вы не замужем? А то родите еще». Даже те сферы, которые ранее были феминизированы — торговля, общественное питание, кредитование, финансы, страхование, — отторгали женщин: там, где росли зарплаты, предпочтение отдавали мужчинам. Росли женская безработица и женская бедность.
Женщины тащили на себе три роли — матери, работницы и общественницы (Фото Getty Images)Те, кому нужно было кормить семью, шли в бизнес. О том, как это было, на встрече Forbes Woman Club вспоминала Раиса Демина, основательница мясокомбината «Павловская Слобода»: «[Приходилось] мыть волчки полтавского производства, где все шнеки в заусенцах — у меня руки до сих пор поцарапаны. Были у нас ребята-узбеки, Шавкат и Актам, работали в гостинице «Москва», но там нечего было есть, и они ночью приезжали к нам в цех, крутили [мясорубку], клеили этикетки, а я мыла оборудование».
Правда, в «переделе собственности» женщины почти не участвовали — там реализовывали себя мужчины, которым «силовой капитализм» предложил наконец новую модель мужественности. «Идет перекройка ткани социальной жизни, есть военные конфликты и так далее. Цена маскулинности в условиях этих структурных ломок резко возрастает. Можно сказать, что в этом есть и некоторый гендерный реваншизм. Но в какую сторону? Я бы сказала — в сторону шансов реализации «хорошей» маскулинности», — рассуждает Елена Здравомыслова. Поскольку в крупном бизнесе женщин почти не было, уделом первых постсоветских предпринимательниц стал бизнес малый — в том числе «челночничество», то есть ввоз дешевых импортных товаров буквально на себе в огромных клетчатых сумках, надолго ставших символами эпохи.
Материал по теме
Те, кто мог позволить себе не работать, становились домохозяйками — тем более что из-за товарного дефицита и сокращения служб быта (например, с 1994 по 1997 год количество прачечных уменьшилось на 27,8%) возросла домашняя нагрузка. Некоторые исследовательницы еще тогда назвали этот процесс патриархатным ренессансом. Другие считали, что это временная стратегия выживания в условиях неопределенности. Так или иначе, возвращение женщины к ее «истинному назначению» состоялось. Почти за сто лет «женский вопрос» сделал полный круг от призывов освободить женщину от «кухонного рабства» и привлечь к строительству нового общества до транслируемого в СМИ и с высоких трибун убеждения, что главная роль женщины — хранительница домашнего очага и мать. На этом пути были достижения — система всеобщего образования, появление ролевой модели работающей женщины, обнаружение проблемы двойной нагрузки. Были и запрет абортов, и тяжелый труд, и нескончаемое насилие в семьях. Пока мужчины во власти решали «женский вопрос», советская, а потом российская женщина бежала по этому кругу с тяжелыми сумками в руках — и очень устала, в том числе от бесконечных «-измов».
В 1990-е перед женщинами стоял вопрос скорее выживания, чем феминизма (Фото PhotoXPress. ru)Эпилог
В 2022 году мы все еще живем во власти мифа о равенстве в Советском Союзе, и наши исторические «особенности» непосредственно влияют на женщин в ХХI веке — мы наблюдаем это и в политике, и в бизнесе, и в обществе. В последние годы официальная риторика становится все более консервативной: в ней женщина прежде всего мать, слово «гендер» связано с «разрушением традиционного уклада семейной жизни», а центры гендерных исследований объявляются иноагентами. При этом разрыв в оплате труда, по данным Министерства труда, составляет 27,9%. Закон о гендерном равенстве — «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ» — за 18 лет после внесения проекта так и не принят.
Женщины составляют около трети владельцев малого и среднего бизнеса (в малом, по данным ФНС, их больше — 40,2%), а для развития женского предпринимательства работает множество форумов, клубов, ассоциаций и других платформ, в том числе при поддержке государства. Но даже там постоянным рефреном звучат темы материнства и заботы о старших родственниках, совмещения работы с ведением домашнего хозяйства. И на женщине все так же лежит двойная нагрузка.
Роль женщин в Советской России
Введение
В верхней части этого двойного плаката мелким шрифтом напечатана надпись: Конституция СССР. Ниже лозунг: «Да здравствует равенство советских женщин». (AP Photo)
Роли женщин резко менялись на протяжении истории в Советской России при разных лидерах и экономических и физических условиях. Дореволюционная Россия была очень отсталой страной, сильно отставшей в индустриализации и политике. Большинство других европейских стран экспериментировали с конституциями и демократией, но в России все еще существовало крепостное право и сильное дворянство. Промышленный класс поднимался несколько раз, наконец, во время Первой мировой войны они выиграли, и Ленин пришел к власти и создал советский коммунизм, это освободило женщин и дало им возможность сделать карьеру врачей и инженеров наряду со многими другими профессиями. Вместе с новыми карьерными возможностями пришли и новые законы.
В 1918 году был создан законодательный орган, чтобы попытаться ослабить брак и семью, чтобы создать единое общество, ориентированное на страну, а не на семью. Право заключать браки было отнято у церкви и передано исключительно государству. С этим набором законов также пришло право мужчине или женщине в супружеской паре добиваться развода и выигрывать. Для феминистки Александры Коллонтай это было прекрасно, поскольку она не видела будущего в семейной структуре в Советской России. Хотя этот законодательный орган обеспечил равенство в браке в принципе, на практике этого не произошло. От женщин по-прежнему ожидалось, что они будут выполнять большинство домашних обязанностей и иметь работу, поскольку мужчины считали ниже себя выполнять работу по дому или ходить в магазин за продуктами. Роль советских женщин в обществе и в других сферах была разнообразной и во многом зависела от условий.
Основные источникиЭти источники в этом разделе охватывают большинство аспектов темы в целом, а подтемы слишком перемешаны, чтобы их можно было разделить. Большинство исследований и книг в этом разделе представляют собой исчерпывающие взгляды на жизнь женщин в Советской России в целом. Большинство источников таковы, но сосредоточены на одной теме в целом и на том, как другие области связаны с ней.
Лапидус, Гейл Варшофски. Женщины в советском обществе Равенство, развитие и социальные изменения. Berkeley: University of California Press, 1978.
- В этой книге рассказывается об изменениях, которые произошли с женщинами в обществе, включая равенство и семейную жизнь. Охватываемые концепции включают социальное расслоение, которое приходит с достижением равенства с мужчинами, рабочую среду, роль, которую они играют в семье и домашней жизни. Эта часть отлично подходит для того, чтобы посмотреть на полную роль женщины в советском обществе.
Горсуч, Энн Э. Молодежь в революционной России . Bloomington IN: Indiana University Press, 2000.
- Роль молодых женщин в довоенной Советской России была новой и отличалась от той, что была раньше, когда их матери и бабушки росли. Эта книга — прекрасное описание этой перемены, она охватывает практически все аспекты жизни молодой советской женщины. От работы к образованию и их роли в политике через комсомольские или молодежные коммунистические партийные группы. Социальное расслоение между молодыми мужчинами и женщинами очень очевидно в этой книге.
Хоффман, Дэвид Л. Сталинские ценности Культурные нормы советского модерна, 1917-1941 гг. Ithaca NY: Cornell University Press, 2003.
- С женщинами в сталинской России обращались несколько иначе, чем с женщинами при другом президенте. В некоторых случаях женщинам давали работу более низкого уровня, чтобы побудить их оставаться дома и иметь больше детей. Это очень ясно видно из главы, посвященной семейным ценностям и их влиянию на женщину в доме. В этой книге также показано расслоение, которое произошло на рабочем месте, и гендерные различия в том, как они воспринимались в обществе.
Миллар, Джеймс Р. Политика, работа и повседневная жизнь в СССР . Cambridge UK: Cambridge University Press, 1987.
- Исследования, содержащиеся в этой антологии, охватывают основные темы жизни советских женщин, от работы до политики и их влияния на экономику. Объектами исследования стали бывшие граждане Советского Союза, уехавшие по тем или иным причинам. Исследования третьей части сосредоточены на роли женщин в экономике, на рынке труда и дома. Эти исследования очень проницательны для каждого периода жизни в Советском Союзе.
Библиотека Конгресса, «Стратегическое исследование: Советский Союз (бывший)». Последнее изменение: 27 июля 2010 г. По состоянию на 4 августа 2013 г. http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html.
- Библиотека Конгресса создала обширную страницу для каждой страны мира, на странице о Советском Союзе очень легко найти нужную информацию. Веб-страница содержит 37 подразделов, посвященных женщинам в различных ролях в обществе, на рынке труда, в экономике, политике и армии. очень всестороннее представление о жизни женщины в советской России.
Советские девушки, колхозницы из деревни где-то в России, примкнувшие к партизанам, 19 сентября 1941 года. (AP Photo/British Official Photograph)
Роль женщин в рабочей силе и отчасти в политике были очень похожи на мужчин. Женщины имели равные права на работу, предоставленную им в принципе, но не на практике, работодатели по-прежнему предпочитали мужчин женщинам в некоторых областях, но в других они предпочитали женщин, например, женщины лучше работали на стройках, чем мужчины, поскольку у них было меньше перерывов. Во всем мире женщинам, как правило, платили меньше, чем мужчинам.
Бриджер, Сьюзан. Женщины в советской деревне. Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета, 1987.
- Первая глава этой книги посвящена роли женщин в сельской рабочей силе и той роли, которую они занимали в рабочей силе. В первом разделе рассматривается влияние огромной миграции в городские районы на оставшуюся сельскую рабочую силу. Затем в главе обсуждается структура рабочей силы, сколько женщин занято в сельском хозяйстве и какую работу они выполняют в составе рабочей силы.
Женщины вместе с мужчинами восстанавливают разрушенные войной города. Женщины помогают в строительстве дома в Москве, Россия, недалеко от Кремля. Русская женщина замешивает раствор для каменщика на улице Горького, Москва, Россия, недалеко от Кремля, 30 апреля 1947 года. (AP Photo)
Додж, Нортон Т. Женщины в советской экономике . Baltimore: Johns Hopkins Press, 1966.
- Это исследование посвящено роли женщин в советской экономике и влиянию их возраста, образования и численности населения на экономику. Наряду с ролью женщин в науке и технике. Исследование сосредоточено на влиянии работающих женщин на экономику и на том, где это влияние было наибольшим.
Шульман Елена .Сталинизм на рубеже империи . Cambridge UK: Cambridge University Press, 2008.
- Дальний Восток часто забывают в российской истории, поскольку он является границей России. Это исследование посвящено женщинам, которые живут и работают на Дальнем Востоке России. Данное исследование посвящено женской стороне кампании по переселению трудовых мигрантов Дальнего Востока. Наряду с невзгодами переселения в суровые, но благодатные условия Дальнего Востока. Это исследование дает представление о том, как жили женщины-мигранты в довоенный период.
Хайтлингер Алена. Женщины и государственный социализм . Montreal: McGill-Queen’s University Press, 1979.
- Роль женщин в политике и рабочей силе изменилась по сравнению с периодом до социалистического контроля над Россией в 1920-х годах. Как объясняется в этом исследовании, женщины начали сливаться с рабочей силой и добиваться равенства с мужчинами в политическом и социальном аспектах. Хайтлингер обсуждает проблемы с термином «равенство» и то, как женщины получили права, которые они получили после революции. Она обсуждает, как Восточная Европа различается по правам и прогрессивности и не является единым блоком стран.
Юные советские девушки-трактористы Киргизии, эффективно заменившие своих друзей, братьев и отцов, ушедших на фронт. Девушка-тракторист на севе сахарной свеклы, 26 августа 1942 года. (AP Photo)
Фарнсворт, Беатрис. «Сельская батрачка (наемный сельскохозяйственный рабочий) и советская кампания по ее объединению». Журнал женской истории. № 2 (2002): 64-93.
Шранд, Томас Г. «Советские «гражданские женщины» в 1930-е годы: гендер, класс и индустриализация в социалистическом обществе». Журнал женской истории . № 3 (1999): 126-150. (по состоянию на 5 августа 2013 г.).
- Жены успешных инженеров и руководителей заводов создали волонтерские группы, чтобы попытаться улучшить условия труда на заводах, где работали их мужья. Это тема статьи Шранда, и он продолжает обсуждение того, как это повлияло на другие аспекты советской жизни, на которые повлияли эти элитные женщины. Через это видно, как они помогли разрешить репродуктивный кризис, возникший в результате быстрой индустриализации, наряду с крайним социальным расслоением. (AP Photo) жизнь очень похожа на жизнь на западе в то время, с той лишь разницей, что советские женщины должны выполнять домашнюю работу после выхода на работу, что делает жизнь городской или сельской женщины тяжелой и долгой. Домашние роли были важны для крепкой семьи и домашнего хозяйства, но большая часть этой работы вместо того, чтобы быть разделенной между семьей, была возложена на женщину в семье. Несмотря на то, что мужчины и женщины имели равные права, мужчины по-прежнему считали работу по дому и работу по дому женской работой. Это создавало большой стресс для женщин в домашнем хозяйстве, пытающихся совмещать работу и домашние дела.
- В этой книге целая глава посвящена тому, как жили женщины, и она действительно поучительна, поскольку рассказывает о борьбе, с которой советские женщины сталкивались в повседневной жизни. Уиллис разговаривает со многими городскими женщинами об их работе и домашней жизни, одна женщина Таня — единственная работница в своем доме, и ее семья ничем не помогает ей по дому, и бремя всего ложится на нее. Эта книга дает прекрасное представление о том, как жили городские женщины в послевоенной советской России.
- В этой главе рассказывается о развитии семьи и роли женщин в сельской семье. По мере продолжения главы обсуждается, как женщина выбирала мужа, и какую роль в этом выборе сыграли романтические отношения. Другие темы включают разделение труда внутри семьи, неравенство в структуре семьи, конфликты в том, как работает семья, и то, как образование, религия и политика влияют на роль женщины в сельской семье.
- Роли женщин различаются в зависимости от места их проживания и их социального положения, крестьяне находились в самом низу социальной лестницы, и это исследование углубляется в домашнюю жизнь советских российских крестьян. Крестьяне играют очень важную роль в социальной структуре Советского Союза, поскольку они являются фермерами, но у женщин было очень мало прав, и большая часть домашней работы ложилась на них, поскольку мужчины выполняли другую работу по дому. Ожидалось, что женщины будут заботиться о доме и по-прежнему работать в поле.
- Эта книга представляет собой серию интервью, проведенных автором, о женщинах, покинувших Советский Союз, и о жизни, которую они оставили в Советском Союзе. введение гласности сказалось на женщинах Советского Союза. Она берет интервью у 17 женщин со всего Советского Союза, в этих интервью рассказывается о жизни женщины и о том, как она изменилась с Гласностью или почему женщина уехала из Советского Союза.
- В этом исследовании концепция журналов используется для объяснения изменений в том, как женщина одевается, ведет себя и воспринимается в обществе в довоенный и военный периоды Советской России. Затем он продолжает обсуждение изменений, которые произошли, когда Сталин был у власти, и то, как изменились концепции наряду с усилением концепции материнства, навязываемой женщинам. Эта концепция материнства и сталинские взгляды на женщину во второй части книги.
- Эта антология показывает трудности, которые испытывали советские женщины в течение двадцатого века в России. Устные истории, рассказанные русскими женщинами, показывают, как переход к коммунизму изменил политический, социальный и экономический ландшафт всей России, как сельской, так и городской. Авторы опросили восемь женщин из всех слоев общества, чтобы всесторонне взглянуть на массовые изменения, произошедшие за столетие, глазами и опытом женщины.
- Эта книга представляет собой резюме симпозиума по теме, на которой обсуждались аспекты советских женщин и их роли в огромном обществе советской России. Темы симпозиума очень обширны, но узки в аспекте темы. Вместе с освобождением женщин в Советской России пришел новый образ в средствах массовой информации и литературе, сформированный из тех изменений в роли женщин, которые объясняются в этом резюме.
- Эта антология исследований женщин в России охватывает дореволюционные движения за права женщин в некоторых частях Советского Союза, демонстрируя развитие прав женщин и коммунистическое освобождение. Рост равенства полов оказал большое влияние на Советскую Россию в начале ХХ века. Полы никогда не были полностью равными, поскольку на протяжении всей истории Советского Союза преобладала тенденция отдавать предпочтение мужчинам, а не женщинам, эта идея очень подробно объясняется в этой антологии.
- Социальные взгляды на женщин изменились с появлением гласности в поздний период Советского Союза. В этой книге рассказывается о том, как изменились женщины и как их воспринимают в обществе. Эта книга — отличный источник информации о том, как на женщин смотрели в обществе и как женщины одевались, вели себя и работали в конце Советского Союза.
- В этом обзоре обсуждается тема женщин в Советской России, которая не могла высказаться до падения коммунизма в начале 1990-х годов. Все книги, рассмотренные в статье, написаны или составлены из интервью женщин, которые рассказывают о своем жизненном опыте в Советской России и о том, как он лично повлиял на них или их семью.
- В этой статье Гризуолд указывает на три социальных стереотипа, навязанных американцами советским женщинам в начале холодной войны. Эти социальные стереотипы включают: коммунизм сделал женские тела безграмотными, бесформенными и бесполыми; во-вторых, все женщины были похожи на Нину Хрущеву, женщину, вышедшую замуж за президента СССР во время кубинского ракетного кризиса Никиту Хрущева, холодную; последний из них заключался в том, что все женщины были успешными и влиятельными, призывая Соединенные Штаты к нехватке женщин-профессионалов.
Уиллис, Дэвид К. Класс «Как на самом деле жили русские» . Нью-Йорк: St. Martens Press, 1985.
Бриджер, Сьюзен. Женщины в советской деревне . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета, 1987.
Фарнсворт, Беатрис и Линн Виола. Русские крестьянки . New York: Oxford University Press, 1992.
Социальные роли охватывают все: от равенства до восприятия женщин и того, как это изменилось со времен царского правления до Первой мировой войны. Общество может охватывать множество тем, но эта концепция важна для нашего понимания роли женщин. Советское общество относилось к женщинам по-разному на протяжении всей советской истории, сначала очень либерально, затем, когда Сталин пришел к власти, взгляды стали более консервативными, поскольку он пытался изменить Россию и сделать ее более могущественной, затем в постсталинской России взгляды общества стали более опять либерал.
Советские покупательницы, прождав более двух часов, подошли к прилавку, чтобы купить шоколадные батончики американских марок в центре Москвы, пятница, 4 января 1991 года. Более 400 человек стояли в очереди во время утреннего снегопада. (AP Photo/Александр Земляниченко)
Мамонова Татьяна. Женская гласность против Наглости . Westport, CN: Bergin and Garvey, 1994.
Эттвуд, Линн. Создание новой советской женщины . New York: St. Martens Press, 1999.
Энгель, Барбара Альперн и Анастасия Посадская-Вандербек. Собственная революция. Boulder CO: Westview Press, 1998.
Браун, Дональд Р. Женщины в Советском Союзе . New York: Teachers College Press, 1968.
Аткинсон, Дороти, Александр Даллин и Гейл Варшофски Лапидус. Женщины России . Stanford CA: Stanford University Press, 1977.
Дю Плесси Грей, Франсин. Советские женщины . Нью-Йорк: Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 1990.
Эттвуд, Линн. ««Услышав женский голос»: женский взгляд на перемены в России и странах бывшего Советского Союза». Журнал женской истории . № 2 (1996): 181-190.
Грисволд, Роберт Л. «Русская блондинка в космосе»: советские женщины в американском воображении, 1950-1965». Журнал социальной истории . нет. 4 (2012): 801-907.
Первые 6 изображений и подписи взяты из базы данных фотографий AP по этому веб-адресу
http://classic.apimages.com.ezproxy.bu.edu/Search.aspx?st= k&remem=x&entity=&kw=Soviet+Women&intv=None&shgroup=-10&sh=14
Последнее изображение выше взято с этого адреса
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Map-Flag_of_the_Soviet_Union. svg
Women’s прав в царской России. Изгои истории — Новая Восточная Европа
Оттепель 1980-х годов позволила российским историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими методами интерпретации исторических событий. Эти подходы проложили новый путь интерпретации истории, позволив отказаться от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало формироваться новое понимание прав женщин в добольшевистской России.
Я рос, слушая советскую пропаганду, восхваляющую режим за то, что он так много дает женщинам: образование, возможность делать карьеру и деньги наравне с мужчинами, льготы для матерей, разводы и так далее. В какой-то мере реальность подтверждала посыл партии. Женщины работали учителями, врачами и инженерами. Валентина Терешкова даже летала в космос. Возможно ли подобное во времена царской власти? Нет, конечно нет. Вот почему наши учебники истории изображали жизнь в дореволюционной России полной страданий и эксплуатации, сопровождавшейся восстаниями и войнами. Затем 1917 Наступила большевистская революция, которая изменила Россию и мир, по крайней мере, так нас учили.
2 января 2019 г. — Ирина Юкина — История и памятьВыпуск 1 2019Журнал
Невский проспект в Санкт-Петербурге ок. 1900 г. Фото: (CC) commons.wikimedia.org
Не принимается во внимание историками-марксистами
Вышеупомянутый способ интерпретации российской истории был подкреплен марксизмом, который был доминирующей идеологией Советского Союза. Это была единственная доктрина, позволившая объяснить и интерпретировать социальные и исторические исследования. Сосредоточив внимание на классах как на главных действующих лицах, советские исторические исследования полностью игнорировали индивидуалистическую перспективу. Еще хуже обстояло дело с женщинами. Хотя женщины составляют половину населения, их вкладу в развитие общества не уделялось должного внимания советскими историками. Словно предполагая, что пролетариат состоит только из мужчин, марксизм игнорировал женщин. Гендерные различия не укладывались в ее теоретико-методологические рамки.
Кроме того, советские историки толком не знали тех немарксистских подходов к истории, которые развивались в то время в свободном мире. У них не было доступа к трудам зарубежных коллег. Таким образом, только во время перестройки в 1980-х годах и позже, после распада Советского Союза в 1990-х, мы обнаружили разные подходы к социальным наукам, а также визуальный и антропологический сдвиг в исследованиях истории. Мы впервые услышали о новых дисциплинах в историографии – истории детства, истории женщин, истории душевного здоровья, истории повседневности и т. д.
Излишне говорить, что перестройка позволила нам выйти за рамки марксистской догмы. Раньше беспрепятственно можно было изучать лишь некоторые женские темы, которые власти считали непровокационными и безобидными. Однако они были методологически слабыми и содержали серьезные ошибки, свидетельствующие о устаревшем исследовательском мастерстве ученых. Таковы были первые монографии о женщинах в России, изданные в конце 1970-х гг. Перестройка 1980-х годов позволила историкам заново познакомиться с дореволюционными и немарксистскими трактовками исторических событий. Индивиды и индивидуализм снова стали ядром научных исследований. И, кроме того, гендерный подход к историческим исследованиям проложил новый способ интерпретации прошлого, позволив отойти от чисто описательных методов. С 1990-х годов начало развиваться новое направление в отечественной историографии. Эта область была женской историей.
В результате этих новых подходов стало очевидно, что советское государство не давало женщинам «всего». Это стало ясно после того, как исследователи начали раскрывать, что российская правовая система не была столь репрессивной по отношению к женщинам, как это когда-то предполагалось. Таким образом, большевики унаследовали достаточно прогрессивный законодательный подход в отношении женщин, особенно по сравнению с другими странами того времени. Во-вторых, женщины в России смогли добиться довольно многого, в основном благодаря собственной инициативе, трудолюбию и солидарности. В-третьих, советским властям удалось навязать идею о том, что женский труд должен быть сосредоточен на общественном производстве и работе по дому, и все это под видом эмансипации.
Правовое и фактическое неравенство
В целом, правовое положение женщин в дореволюционной России определялось многими факторами: классовым, национальным, религиозным, семейным положением, местом жительства и т.д. Таким образом, не только законы, но и обычаи оказывали значительное влияние на положение женщины в обществе. В этом контексте важно отметить, что законы Российской империи не распространялись одинаково на все части страны. Более того, в западных и северо-западных регионах юридически обязательными были акты других европейских стран. Среди них Гражданский кодекс Наполеона 1804 г., 1896 ГК Германской империи, ГК Австрийской империи 1811 г. , Саксонского ГК 1863 г. и др. Эти законы регламентировали жизнь жителей Царства Польского, Бессарабии, Великого княжества Финляндского, Прибалтийских губерний, Полтавской и Черниговской губерний.
Безусловно, класс играл очень важную роль в определении положения женщины. Показательно, что дворянкам предоставлялись права собственности, что позволяло им свободно распоряжаться своим имуществом — движимым и недвижимым — и получать образование. У них также было больше прав, когда они были заперты в тюрьме. Еще одним фактором была религия, что также объясняет, почему правовая система различает замужних и незамужних женщин. Бесспорно, в царской России существовало юридическое и фактическое неравенство между мужчинами и женщинами. Первое можно в значительной степени интерпретировать как наследие римского права, которое послужило основой для многих европейских правовых систем. Россия здесь не была исключением, но все же имела свои особенности.
В целом организация общественной жизни и правовая система предполагали разделение: общественная сфера принадлежала мужчинам, а частная — женщинам. В результате женщины должны были быть женами, матерями или хозяйками. Их роль заключалась в заботе о детях и домашнем хозяйстве. Эта идеология соответствовала христианскому вероучению, провозглашающему, что Ева была создана после Адама. Популярным также было убеждение, что женщины — слабый пол не только физически, но и интеллектуально. Излишне говорить, что такие предположения привели к ограничению прав женщин и поставили их в подчиненное положение по отношению к мужчинам.
Эти идеи были обычным явлением в большинстве общественных сфер Российской империи, за некоторыми исключениями в интеллектуальных кругах. Такое положение вещей казалось нормальным для многих женщин, пока модернизация 1860-х годов не начала переворачивать старые образы мышления. В результате реалии нового образа жизни столкнулись со старыми представлениями. Эти изменения не могли не затронуть женщин. Однако уже существующие ограничения, которые испытывали российские женщины, не позволяли плавно перейти к реформированному обществу. Тем не менее, существующие законы устарели и уже не соответствуют новой реальности. Изменения в правовой системе происходили медленно, особенно для женщин. Более того, любая попытка женщины жить по-другому считалась аморальной, подозрительной или даже преступной.
Брак
Несмотря на новые обстоятельства, женщины из знати и среднего класса оказались в, мягко говоря, сложном положении. Многие разрывались, не зная, следует ли им следовать старым нормам, которые, как они опасались, могли привести к потере социального статуса. В то же время после отмены крепостного права и распродажи имений у них было немного возможностей для заработка. Им нужно было найти новое место в меняющемся мире. Новые возможности и новые возможности казались особенно привлекательными для молодого поколения. Какие препятствия тогда стояли на их пути?
Единственным официальным способом заключить брак в царской России был церковный обряд. Многие не соглашались с этой системой, и росла потребность в введении гражданского брака (который был бы официально признан государством и нес бы ответственность обеих сторон). Однако незарегистрированный в церкви брак означал проблемы с имущественными и наследственными правами. Таким образом, многие женщины, не признанные законными женами, не могли защитить себя в суде, а их дети не были признаны законными. Проблема усугублялась тем, что православные, католические и протестантские священники отказывались регистрировать этих детей (они были крещены подкидышами и сиротами и вообще не имели никаких прав).
Согласно имперскому российскому законодательству, муж был главой семьи. В этом свете положения, устанавливающие права и обязанности супругов, были написаны скорее как моральные постулаты, чем отражали юридический язык. Так, закон гласил, что муж должен «любить свою жену, как свою плоть, жить с ней в согласии, уважать ее, защищать ее и прощать ее недостатки». Жена, в свою очередь, должна была «повиноваться мужу, как главе семьи, любить и уважать его и оставаться послушной».
Женщины, вышедшие замуж за мужчин из более высокого социального класса, автоматически поднялись по социальной лестнице. Это было возможно потому, что в соответствии с законом женщины наделялись правами и привилегиями своих мужей, а также их сословиями, чинами и титулами. Они могли сохранить эти привилегии даже после смерти мужа или после развода. В качестве жен женщины принимали имена и титулы своих супругов и не теряли этих титулов даже в том случае, если их муж терял свое имущество.
Женщины должны были изменить свою фамилию после замужества, но они также могли сохранить свою девичью фамилию. Это стало довольно популярным к концу 19 века. Врачи, учителя, медсестры добавляли свою фамилию до замужества, чтобы их пациенты и клиенты знали, с кем имеют дело. Женщины, выбравшие более артистичные профессии, сохранили свои фамилии и часто брали псевдонимы. В отличие от западных обществ, в России женщинам разрешалось сохранять фамилии своих мужей после развода и независимо от причины развода.
Права собственности
Мужчины, как главы семей, должны были финансово поддерживать своих жен и детей. Если они потерпят неудачу, жена может обратиться в суд. В свою очередь, от женщин не требовалось материально содержать своих мужей, если только они не были в состоянии обеспечить семью. Такая договоренность действовала и тогда, когда жена уже не жила с мужем, и в сложившейся ситуации винили именно его. Если же жена отказывалась жить с мужем, который был готов быть с ней, то он уже не был обязан содержать свою жену. В последнем случае, если жена хотела получать финансовую поддержку от мужа и при этом жить раздельно, она должна была доказать, что совместное проживание «невозможно» или что муж выселил ее из дома.
В целом российское гражданское право исходило из того, что в отношении имущества супруги являются самостоятельными лицами. Исключения из правил были зафиксированы в западных частях страны, которые регулировались наполеоновским кодексом, значительно ограничивавшим имущественные права женщин в пользу их мужей. Кроме того, по сравнению с другими европейскими правовыми системами, российское законодательство предоставляло замужним женщинам больше свободы собственности. Таким образом, в случае семейных конфликтов женщины, имевшие некоторое имущество, могли вести самостоятельную и финансово стабильную жизнь, что подрывало стабильность традиционной семьи. С 19женщины стали составлять значительную часть рабочей силы Российской империи, что также означало, что многие из них имели собственный доход. Однако заработная плата женщин была значительно ниже, чем заработная плата мужчин за выполнение той же работы. Однако тот факт, что женщины имели право на финансовую поддержку своих мужей, а также могли получать доход от оплачиваемой работы, стал восприниматься как дискриминация мужчин. Точно так же мужчины не имели права на получение пенсии супругов после их ухода, а жены гражданских и военных чиновников пользовались таким правом. Следовательно, идея равноправия супругов широко обсуждалась в царской России. Однако это было не в то время, когда это было реализовано.
Может показаться, что русские женщины в то время обладали привилегированными правами собственности по сравнению с женщинами других частей света. Однако на практике все обстояло совсем не так. Только образованные и «честолюбивые» женщины могли ознакомиться с законом и отстоять свои права в суде. Большинство женщин придерживались традиционной модели поведения. Кроме того, несмотря на формулировку правовых положений, именно мужья как главы семей пользовались правами на недвижимую собственность. Российская правовая система поощряла и создавала идею мужской власти как института и основы семьи.
Еще одно ограничение, с которым сталкивались женщины в имперской России, касалось отношений между родителями и детьми. Закон предоставил отцам преимущество и больше прав в определении способов воспитания детей и управления их имуществом. В отношениях с собственными родителями женщины также находились в невыгодном положении с точки зрения наследственных прав. После смерти родителей, например, первыми в очереди на наследство стояли сыновья, а дочери имели право на одну восьмую часть движимого имущества и одну четверть недвижимого имущества. Если в семье не было детей мужского пола, сестры делили наследство поровну.
Гражданство
Положение о видах на жительство, введенное в 1894 г., требовало от всех граждан России дворянского происхождения получения паспорта в качестве личного удостоверения личности. Однако мужчины также могли носить другие типы удостоверений личности. Каждый из них мог служить в качестве удостоверения личности, например, документ с рабочего места. Напротив, у женщин не только не было столько удостоверений личности, но их имена были записаны в паспортах их мужей вместе с детьми. Таким образом, можно было сказать, что паспорт мужчины был семейным документом, поскольку в нем были сведения о его жене и детях. Это также означало, что в имперские времена свобода передвижения для женщин была сильно ограничена.
Однако в России всем известно, что чем строже правила, тем свободнее их выполнение. В то время женщинам не нужно было никакого удостоверения личности, если они жили в своем родном городе, где все друг друга знали. В больших городах дела обстояли по-другому, где арендодатели должны были проверять удостоверения личности арендаторов и сообщать в полицию, если кто-то совершал правонарушения. Количество женщин, нуждавшихся в дополнительном подтверждении места жительства, постоянно росло. Найти лазейку в указе о документах, удостоверяющих личность, было практически невозможно. Жены чиновников получали прописку по месту работы мужа, а неслужилый дворянин по полицейскому участку. Такие строгие правила было трудно соблюдать в реалиях повседневной жизни XIX века.век.
Возможность получения паспорта во многом зависела от социального и материального положения женщины, а также от ее вероисповедания. Крестьянки в начале ХХ века могли похвастаться наибольшей свободой в этом вопросе. В основном они жили в деревнях, где потребность в личных документах не была так важна. Тем не менее, процесс модернизации побудил многих женщин переехать в более крупные города, чтобы стать работающими женщинами, и паспортные ограничения для этой категории женщин были значительно ослаблены. Женщинам, проживающим в городах, также было легче получить паспорт.
Незамужние провинциальные женщины обходили закон и «неразумный деспотизм» своих семей, вступая в фиктивные браки примерно с середины 19 века. Они договаривались с симпатичным неженатым другом-мужчиной, получали родительское благословение и проходили обряд бракосочетания, чтобы переехать в столицу, где новый муж выдавал жене разрешение на отдельный вид на жительство. Все осложнится спустя годы, когда фиктивные супруги решат создать свои собственные семьи. Разводы были разрешены, но бюрократические процедуры занимали много времени и их было трудно обработать. Тем не менее, было несколько исторических примеров фиктивных браков со «счастливым концом».
Развод
В отличие от европейских гражданских кодексов, в российском законодательстве ничего не говорится о раздельном проживании супругов. Тем не менее, в России XIX века супруги могли состоять в официальном браке, но не жить вместе. Ясно, что такая практика противоречила церковным учениям и законам. Однако все оказалось гораздо проще, чем развестись. Бракоразводный процесс во многом зависел от конфессиональной принадлежности в Российской империи. Российское гражданское законодательство действительно содержало правила развода для православных христиан или смешанных браков, когда один из супругов принадлежал к православной церкви. Статья 45 предусматривала, что развод может быть разрешен церковным судом, если одна из сторон требует его при следующих обстоятельствах: а) есть доказательства участия одной стороны во внебрачной связи; б) если одна из сторон не выполняет свой супружеский долг совместного проживания; в) если один из супругов осужден и лишен всего своего имущества по решению суда; г) или в случае, если один из супругов пропал без вести и его местонахождение неизвестно.
После подачи заявления в церковный суд консистория начинает расследование. Церковный суд сам собирал доказательства и одновременно пытался отговорить супругов от развода. Этот судебный процесс по своему характеру был похож на любой другой. Любое решение консистории могло быть отменено высшими церковными властями. Тем не менее, этот процесс был бы долгим и трудным, а в случае прелюбодеяния еще и унизительным. К концу 19 века число разводов только возросло.век. Из-за сложностей развода многие пары договаривались просто жить раздельно, оставаясь при этом официально в браке. По данным официальной демографической статистики Санкт-Петербурга, в 1910 г. было 0,16% разведенных мужчин и 0,26% разведенных женщин различного социального происхождения. Российская империя показывает, что, несмотря на некоторые особенности, многие права развивались по тому же пути, что и в Западной Европе. В последние годы существования Российской империи произошел большой скачок и юридические изменения благодаря деятельности феминистского движения, находившегося под влиянием Первой мировой войны и 19-го века.17 февраля революция. В 1906 году женщины Великого княжества Финляндского впервые в Европе получили право голоса и могли избирать членов парламента.