Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Итальянские режиссеры великие: Кинематограф Италии — Википедия – Великие итальянские режиссеры 20 века: Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини и другие

Итальянские режиссеры великие: Кинематограф Италии — Википедия – Великие итальянские режиссеры 20 века: Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини и другие

Содержание

Великие итальянские режиссеры и их фильмы

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

7 лучших итальянских режиссеров

Великие итальянские режиссеры ХХ века изменили привычный способ восприятия действительности – в объективах их кинокамер реальность преображалась. И с тех пор мы смотрим на мир так же, как они.

Все свои фильмы этот мизантроп посвятил одной теме – отчужденности людей, их неспособности понять друг друга. Кадры у Антониони всегда композиционно совершенны и неимоверно холодны. Сюжеты фильмов запутанны и смутны, и мало кто помнит, из-за чего страдали герои, кто с кем кому изменил и почему все расстались. Но жженые краски индустриальной Равенны в “Красной пустыне”, карнавальная графичность интерьеров в “Ночи” или пыльное солнце римских квартир в “Затмении” – незабываемы.

Феллини был по сути сюрреалистом – прозревал и показывал нечто за гранью реальности. Всегда гротескно, с помощью преувеличений. Его “Дорога” – абсурдистский, сам себя отрицающий неореализм. “Казанова” художественными средствами превращает биографию бонвивана в историю автомата. А в “И корабль плывет. ” он под хор кочегаров утопил европейскую цивилизацию, изображенную в виде картонного “Титаника”.

Если сопоставлять великих итальянских живописцев и режиссеров, то “парой” Пазолини, безусловно, будет Караваджо. Одинаково бурные биографии. Одинаково буйный нрав. Одинаковая беспощадность в показе самых яростных сторон жизни и превращение этой беспощадности в новое понимание красоты. Лучший пример – “Медея” с Марией Каллас. Пазолини взял великую диву, которая не могла больше петь, снимал ее увядшее лицо крупным планом, обнажил трагедию – и сделал Медею, облаченную в варварские одежды и бредущую по камням в турецком Гёреме, символом эстетизированного страдания.

Принципиальный консерватор, он чувствует себя легко только в костюмном жанре. И в нем не знает равных. История в фильмах Дзеффирелли живая: точнейшие костюмы и декорации вместо ощущения пыли и скуки создают эффект присутствия. Какую бы эпоху он ни взял – Флоренцию 1930-х, условный мир “венецианского мавра” или Париж 1850-х, – кажется, что снимал “на натуре”. Дзеффирелли объясняет успех тем, что все детали воссоздает по великой живописи.

Большинство зрителей считает де Сику обычным неореалистом, но ничего обычного в нем, конечно, не было. Он и правда делал реалистические по картинке фильмы, но выдавал себя сценариями. “Затворники Альтоны” сняты по Сартру, “Брак по-итальянски” – по Эдуардо де Филиппо. Экзистенциалист и абсурдист – те еще авторы для неореализма. Де Сика шел по стопам раннего Феллини с его “Дорогой”: показывал черно-белой светотенью скрытую реальность. В его случае – безумноватую.

Самый атмосферный из великих итальянских режиссеров – в его картинах место действия, будь то Запретный город в “Последнем императоре”, старые римские дома в “Осажденных” и “Конформисте” или тосканские пейзажи в “Ускользающей красоте”, всегда важнее самого действия. Свет и звуки заменяют сюжет и говорят больше слов. При этом – никакого реализма: всё, что показывает Бертолуччи, он и его герои видят исключительно субъективно.

Оперный театральный режиссер, в фильмах Висконти был фанатиком правды – эмоциональной и бытовой. В костюмной точности доходил до абсурда: снимая “Леопарда”, отремонтировал парочку дворцов на Сицилии и раскладывал по ящикам комодов батистовые платки. Платки в фильме не фигурировали, а ящики даже не открывали, но Висконти уверял: знание того, что платки есть и они настоящие, поможет актерам играть реалистичнее. Фундаментальность подготовки и правда чувствуется в кадре, и иногда она как мертвый груз: фильмы Висконти часто кажутся тяжеловесными и затянутыми. Они словно сняты в реальном времени. Но это ведь и есть высшее проявление реализма. То есть правды жизни.

Этот список состоит из десяти лучших и несомненно, величайших итальянских кинорежиссёров XX века, сделавших большой вклад в современное кино.

Роберто Бениньи

Роберто Бениньи — режиссёр, актёр, продюсер и сценарист. Является самым молодым в этом списке и вероятно, самым известным среди современной аудитории. Бениньи стал популярным после того, как сыграл в трагикомедии — «Жизнь прекрасна». Фильм был номинирован на семь премий «Оскар» и принёс Бениньи престижные награды, в номинациях — «Лучшая мужская роль», и «Режиссёр лучшего иностранного фильма».

Серджио Леоне

Серджио Леоне — известный сценарист, режиссёр, продюсер. Один из основателей жанра спагетти-вестерн. Он родился в семье, связанной с кинематографом. Его отец режиссёр Винченцо Леоне, мать актриса Биче Валериан. Кинематограф Серджио Леоне, оказал существенное влияние на работы многих режиссёров из различных государств. Умер от инфаркта миокарда у телевизора.

Пьер Паоло Пазолини

На восьмом месте в рейтинге величайших итальянских кинорежиссёров находится Пьер Паоло Пазолини — кинорежиссёр, писатель и поэт. Хорошо известен своим последним, шокирующим и противоречивым фильмом, под названием «Сало, или 120 дней Содома», созданный в стиле «чернухи». Пазолини был заклятым коммунистом, гомосексуалистом, и атеистом.

Франко Дзеффирелли

Франко Дзеффирелли — режиссёр, художник, сценарист, продюсер. Слава к Дзеффирелли пришла после выхода на экран в 1968 году, его фильма «Ромео и Джульетта», который завоевал 2 премии «Оскар», 3 премии «Золотой Глобус» и многие другие награды. Франко Дзеффирелли неоднократно попадал под критику со стороны гей-сообществ мира, потому, что поддерживал позицию Католической церкви о гомосексуализме, несмотря на то, что сам являлся открытым геем.

Роберто Росселлини

Роберто Росселлини — кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из кинофильмов «Рим, открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948). В собственных кинокартинах нередко использовал непрофессиональных актёров. Был женат на Ингрид Бергман. Имеет дочь, известную киноактрису и модель — Изабеллу Росселлини.

Лукино Висконти

Лукино Висконти — режиссёр оперного и драматического театра и кино. Родился в знатной и богатой семье в Милане. Его отец был герцогом Висконти ди Модроне, владел замком в Ломбардии. Режиссёр получил международное признание после того, как 1969 году на экраны вышел его фильм «Гибель богов», который неоднократно номинировался на «Оскар».

Витторио Де Сика

На четвёртом месте в списке самых лучших итальянских режиссёров находится Витторио Де Сика — известный режиссёр и актёр. Начал сниматься в кино с 1931 года, а в 1940 году дебютировал в качестве режиссёра в фильме «Алые розы». Военная драма «Чочара», с Софи Лорен в главной роли, вероятно, его самая известная картина.

Бернардо Бертолуччи

Почётное третье место в списке величайших итальянских режиссёров занимает Бернардо Бертолуччи — кинорежиссёр, драматург и поэт. Один из самых известных его фильмов, является «Последний император», получивший премию «Оскар» в 9 номинациях, в том числе «Лучший фильм», «Лучший режиссёр». В целом же Бертолуччи выпустил большое количество очень успешных фильмов.

Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони — выдающийся кинорежиссёр и сценарист, классик европейского артхауса, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». Всемирное признание пришло к режиссёру в начале 1960-х, опосля «трилогии отчуждения». Этим термином объединяют киноленты «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет — Моника Витти.

Федерико Феллини

Лучшим итальянским режиссёром считается Федерико Феллини. Его работы получили множество наград, среди которых 5 премий «Оскар», «Золотой Глобус», приз Московского кинофестиваля, «Золотая пальмовая ветвь» и т. д. Незадолго до смерти, в марте 1993 года Феллини был награждён почётным «Оскаром» за вклад в киноискусство. В его честь был назван аэропорт, в крупнейшем итальянском курорте, родном городе великого режиссёра — Римине.

Режиссёр, по определению Федерико Феллини, это Колумб, желающий открыть Америку. Перед вами великие и знаменитые режиссёры итальянского кино.

Федерико Феллини

Федерико Феллини (Federico Fellini, 1920 — 1993 гг.) – признанный гуру мирового кинематографа, человек, для которого кино было главной формой существования. Неореализм, декаданс, документалистика – мэтр отличился во многих жанрах. Сложно выбрать наиболее значимые из его фильмов. Самую высокую оценку у зрителей и критиков получили картины «Дорога» (1954 г.), «Ночи Кабирии» (1957 г.) и «Сладкая жизнь» (1960 г.).

Феллини – пятикратный лауреат премии “Оскар”, это абсолютный мировой рекорд.

Роберто Росселлини

Роберто Росселлини (Roberto Rossellini, 1906 — 1977 гг.), его фильм «Рим – открытый город» (1944) считается первой итальянской картиной в жанре неореализма. На съёмках у него завязался роман с Анной Маньяни, которую он вскоре покинул ради Ингрид Бергман. Лучшими их совместными проектами стали дети, особенно актриса и модель Изабелла Росселлини, творческий же союз признан неудачным.

Витторио де Сика

Витторио де Сика (Vittorio de Sica, 1901 — 1974 гг.) – ключевая фигура итальянского неореализма и дирижер великолепного кинодуэта Лорен – Мастроянни. “Вчера, сегодня, завтра” (1963 г.) и “Брак по-итальянски” (1964 г.) – лучшие мелодрамы на все времена. Фильм «Поездка» (1974 г.), последняя работа мастера, весь проникнут ощущением близкой кончины.

Лукино Висконти

Лукино Висконти (Luchino Visconti, 1906 — 1976 гг.) одновременно принадлежал к роду миланских герцогов Висконти и Коммунистической партии Италии. Левые убеждения сохранил до конца жизни. Свой первый фильм «Одержимость» (1943 г.) снял на деньги, вырученные от продажи фамильных драгоценностей. Затем последовали картина «Белые ночи» (1953 г.) с Марчелло Мастроянни и эпохальная драма «Леопард» (1963 г.) с Бертом Ланкастером. Именно Висконти первым обратил внимание на юного Мастроянни, увидев его на сцене студенческого театра.

Пьер Паоло Пазолини

Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini, 1922 — 1975 гг.) – ещё один коммунист. Самая противоречивая и скандальная фигура итальянского кинематографа. В юности прославился как поэт, его стихи включены в Италии в школьную программу. Фильмы поражают экспрессией и натуралистичностью. В “Трилогии жизни”, состоящей из фильмов “Декамерон” (1971 г.), “Кентерберийские рассказы” (1972 г.) и “Цветок Тысячи и одной ночи” (1974 г.) чувственное начало человеческой природы показано им, словно в пику ханжескому обществу, грубо и без прикрас. Протест для него – основная форма выражения творческих исканий. Непримиримость привела к ужасному концу. Пазолини был зверски убит подростками –неофашистами в ноябре 1975 г. в Остии.

Серджо Леоне

Серджо Леоне (Sergio Leone, 1929 — 1989 гг.) основоположник жанра спагетти-вестерн. Самой известной его работой стала картина «Однажды в Америке» (1984 г.) с Робертом де Ниро. Леоне планировал снять масштабный фильм о блокаде Ленинграда (рабочее название картины было «900 дней»), даже посещал Советский Союз в рамках работы над проектом. Но осуществиться этому не было суждено, в апреле 1989 г. режиссер умер от инфаркта.

Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni, 1912 — 2007 гг.) – классик мирового кино, истинный поэт уныния и одиночества. Фильмы Антониони пронизаны эмоциональной усталостью и экзистенциальной скукой, действие чаще всего разворачивается в полупустых черно-белых декорациях. Его трилогия «Приключение» (1960 г.), «Ночь» (1961 г.), «Затмение» (1962 г.) повествует о красивых людях, потерявших жизненные ориентиры и неспособных строить отношения.

Нанни Моретти

Нанни Моретти (Giovanni (Nanni) Moretti, 1953 г.) мастер эксцентричных комедий и фильмов-рассуждений. Картина “Дорогой дневник”(1993 г.) – отличная разработка римской темы. Моретти – любитель сниматься в главных ролях в собственных фильмах, за что прозван «итальянским Вуди Алленом». Выступал как ярый противник политики Сильвио Берлускони, в фильме «Кайман» (2006 г.) увековечил его пародийный образ.

Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci, 1941 г.), в его ранних картинах интимное сочетается с социальным, фрейдизм – с коммунизмом. “Конформист” (1970 г.) и “Последнее танго в Париже” (1972 г.) имели оглушительный успех. В 80-е Бертолуччи много путешествовал и работал за пределами Италии. Интересовался Востоком, считая себя “буддистом-любителем”. Его эпическая драма “Последний император” (1987 г.) получила премию “Оскар” за лучший сценарий и режиссуру.

Роберто Бениньи

Роберто Бениньи (Roberto Benigni, 1952 г.) – неисправимый оптимист итальянского кинематографа. Его фильмы, даже грустные, легки и полны жизни. Самый яркий пример – знаменитая картина «Жизнь прекрасна» (1997 г.). Фильм имел грандиозный успех. Словно в противовес, картина “Пиноккио” (2002 г.) была признана провальной и номинирована на “Золотую малину” как худший фильм.

Тинто Брасс

Джованни Брасс (Giovanni Brass, 1933 г.), известен всему миру как Тинто Брасс (Tinto Brass) – признанный мастер съемки эротического кино. Лучшие ленты кинорежиссера – «Салон Китти» (1976 г.) и «Калигула» (1977 г. – выпущен в 1979 г.). С 1983 г. Брасс полностью окунается в тему вуайеризма и посвящает много времени картине «Ключ». Затем авторское выражение прослеживается в таких художних фильмах, как «Миранда» (1985 г.), «Каприччио» (1987 г.), «Паприка» (1990 г.). Брасс всегда принимает участие в редактировании своих фильмов.

Паоло Соррентино

Паоло Соррентино (Paolo Sorrentino, 1970 г.) – сценарист и кинорежиссер великого итальянского киноискусства, заявивший о себе в XXI веке. Соррентино удостоен многочисленных наград и считается одним из самых талантливых кинематографов страны. В его картинах прослеживается любовь, ирония и фантасмагория к театральной условности, которые передались в наследство от не менее гениального предшественника Федерико Феллини. Последние его работы «Изумительный» (2009 г.), «Где бы ты ни был» (2012 г.), «Молодость» (2015 г.) участвовали в премии «Серебная лента» и наградили Соррентино званием «Лучший европейский режиссер», а лента «Великая красота» (2013 г.) была отмечена «Оскаром» и «Золотым глобусом» как лучший фильм на иностранном языке.

7 великих фильмов итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи – Москва 24, 26.11.2018

Умер 77-летний Бернардо Бертолуччи, обладатель «Оскара» за сценарий к фильму «Последний император» (эта же картина выиграла тогда главный приз Американской киноакадемии), почетной Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Он скончался от рака, а с начала нулевых после неудачной операции был прикован к инвалидной коляске.

Фото: АР

Когда рассказываешь о Бертолуччи, чаще всего хочется использовать наречное выражение «и в то же время». Бертолуччи – наследник великого итальянского кино Феллини и Пазолини и в то же время продолжатель их традиций кино высокодуховного, но солнечного и яркого, в то же время – глубоко трагичного, когда это уместно, а когда необходимо – поразительно живописного и эротичного.

Вот его главные фильмы, это уже обязательная классика.

«Конформист»


Видео: YouTube/Film&Clips

Это не первый фильм Бертолуччи, но первый из тех, что изменили мир. Картина об итальянском аристократе со сложным прошлым и трудноопределимой сексуальной ориентацией (играет Жан-Луи Трентиньян), которого обстоятельства принуждают к убийству ни в чем не повинного человека, вышла в 1970 году. Это кино совершенно безрадостное. Оно о том, как любой тоталитаризм подавляет в человеке все живое и гуманистическое, что в нем есть. И в то же время Бертолуччи фиксирует чарующую, даже пугающую красоту жестокого времени взлета и падения фашистской итальянской диктатуры, в которой нет места для индивидуальности.

«Последнее танго в Париже»


Видео: YouTube/shit flicks

Просто гениальное кино, одна из последних великих ролей столпа американского кино Марлона Брандо, сложнейшее метафизическое произведение, полное страсти и в то же время тягучей тоски, в котором молодость побеждает старость, любовь побеждает похоть, а жизнь, как водится, – смерть.

Совсем недавно вокруг этой картины, еще в 1972 году, в год выхода, возмутившей общественность, возник новый скандал. Бертолуччи и Брандо обвинялись (Брандо посмертно, Бертолуччи – прижизненно) за жуткую сцену, в которой персонаж Брандо фактически насилует героиню Марии Шнайдер (главная женская роль в фильме), используя в качестве лубриканта сливочное масло. Как выяснилось позже, Бертолуччи и Брандо не предупредили Марию о деталях сцены и тем самым нанесли ей сильнейшую эмоциональную травму. Шнайдер и Бертолуччи после съемок фильма больше никогда не разговаривали: актриса умерла в 2011 году.

«Двадцатый век»


Видео: YouTube/CinetecaBologna

Грандиозный фильм во всех смыслах: мегаломанский пятичасовой проект долго пытались сокращать и делить на две части. Это один из самых длинных фильмов, которые когда-либо выпускались в коммерческий прокат. Безумный фильм, чрезмерно амбициозный, поразительно глубокий, в котором, кажется, есть все: одновременно и Роберт Де Ниро, и Жерар Депардье, и 1901 год, и Первая мировая.

«Последний император»


Видео: YouTube/Recorded Picture Company

Очередное чудо Бертолуччи: абсолютно авторский, чрезвычайно сложноустроенный фильм, исторический, причем история эта мировому зрителю не близка и непонятна (сюжет посвящен жизни китайского императора Пу И). Хотя именно этот фильм, снятый, в том числе, на английском языке, покорил весь мир, а также оскаровских академиков: премию Американской академии эта картина выиграла сразу в девяти номинациях, в том числе во всех основных. Бертолуччи вновь удается поймать сложноописуемую красоту тяжелейшего исторического момента, красоту того, как последний император великой династии, наследующей, кажется, самому Солнцу, танцует свое последнее танго в Запрещенном городе.

Над фильмом работали в том числе японский композитор Рюити Сакамото и итальянский оператор Витторио Стораро. Ныне о творческих методах каждого из них снимаются документальные фильмы. Оба они пережили Бертолуччи.

«Ускользающая красота»


Видео: YouTube/Recorded Picture Company

Чуть более понятная и приятная, но оттого не менее мастерски сделанная картина о том, что же составляет в жизни первостепенное удовольствие. По сюжету, дочь супермодели едет в итальянское поместье давних друзей семьи, где пытается найти своего настоящего отца и парня, будущую первую любовь, который лишит ее девственности. Это первая громкая роль Лив Тайлер, дочери лидера группы Aerosmith.

Картина эта обволакивает летней негой, заставляет забыть о плохом и подталкивает искать ту самую ускользающую, утекающую сквозь пальцы красоту во всем, что нас окружает. Картина также имела немалое влияние на все подобные фильмы, что вышли после нее. Например, совершенно очевидно, что именно из этой картины вырос универсально любимое всеми кино под названием «Зови меня своим именем» авторства Луки Гуаданьино 2017 года выпуска.

«Мечтатели»


Видео: YouTube/FEED YOUR HEAD — PELÍCULAS online

Синефильский фильм 2003 года выпуска посвящен студенческой революции во Франции, а вдохновлен он картинами новой французской волны и фактически сплетен из бесконечного количества отсылок и аллюзий к этим картинам. Впрочем, и без досконального знания фильмов Годара и Трюффо несложно получить от этой уже культовой картины колоссальное удовольствие. Современная свободолюбивая молодежь любит его, в том числе, и за нечасто показываемую на широком экране телесную любовь на троих, в центре которой – героиня Евы Грин. Французская актриса не побоялась сняться в самых неприличных ракурсах.

«Я и ты»


Видео: YouTube/Movieclips Indie

Картина 2012 года «Я и ты» (или «Ты и я», можно и так, и так) по идее должна была бы стать для Бертолуччи попыткой подвести итоги, сделать для себя выводы, в общем, от этого кино легко ждать чего-то стариковского, пенсионерского. Но нет, вообще нет. Этот фильм совсем не такой откровенный, как его предыдущие фильмы, и в нем нет замаха на универсальную философичность: там 14-летний подросток-мизантроп (все роли играют неизвестные актеры) сидит в подвале и прекрасно проводит время с самим собой, когда к нему вваливается сводная сестра-героинщица. Выясняется, что это поэтичное, как сама жизнь, но не возвышенно-поэтичное, а совершенно искренне поэтичное кино о молодости как неисчерпаемом источнике счастья и желания, о красоте будней, то есть о том, о чем Бертолуччи снимал всю свою жизнь.

Это последний фильм Бернардо Бертолуччи. В апреле 2018 года он заявил, что собирается сделать еще одну картину, опять о любви. Но не успел.

Егор Беликов

Список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от Италии

Год
(Церемония)
Русское названиеИтальянское названиеАнглийское название[комм. 1]РежиссёрРезультат
1947
(20-я)
ШушаSciusciàShoeshineВитторио Де СикаПолучил «специальный „Оскар“»
1949
(22-я)
Похитители велосипедовLadri di bicicletteThe Bicycle ThiefВитторио Де СикаПолучил «специальный „Оскар“»
1950
(23-я)
У стен МалапагиLe mura di MalapagaThe Walls of MalapagaРене КлеманПолучил «специальный „Оскар“»
1956
(29-я)
ДорогаLa stradaLa stradaФедерико ФеллиниПолучил «Оскар»
1957
(30-я)
Ночи КабирииLe notti di CabiriaNights of CabiriaФедерико ФеллиниПолучил «Оскар»
1958
(31-я)
Злоумышленники, как всегда, остались неизвестныI soliti ignotiBig Deal on Madonna StreetМарио МоничеллиНоминирован
1959
(32-я)
Большая войнаLa grande guerraThe Great WarМарио МоничеллиНоминирован
1960
(33-я)
КапоKapòKapòДжилло ПонтекорвоНоминирован
1961
(34-я)
НочьLa NotteLa NotteМикеланджело АнтониониНе номинирован
1962
(35-я)
Четыре дня НеаполяLe quattro giornate di NapoliThe Four Days of NaplesНанни ЛойНоминирован
1963
(36-я)
Восемь с половинойOtto e mezzoФедерико ФеллиниПолучил «Оскар»
1964
(37-я)
Вчера, сегодня, завтраIeri, oggi, domaniYesterday, Today and TomorrowВитторио Де СикаПолучил «Оскар»
1965
(38-я)
Брак по-итальянскиMatrimonio all’ItalianaMarriage Italian-StyleВитторио Де СикаНоминирован
1966
(39-я)
Битва за АлжирLa Battaglia di AlgeriThe Battle of AlgiersДжилло ПонтекорвоНоминирован
1967
(40-я)
Китай близкоLa Cina è vicinaChina is NearМарко БеллоккьоНе номинирован
1968
(41-я)
Не промахнись, Ассунта!La ragazza con la pistolaThe Girl with the PistolМарио МоничеллиНоминирован
1969
(42-я)
СатириконFellini SatyriconFellini SatyriconФедерико ФеллиниНе номинирован
1970
(43-я)
Следствие по делу гражданина вне всяких подозренийIndagine su un cittadino al di sopra di ogni sospettoInvestigation of a Citizen Above SuspicionЭлио ПетриПолучил «Оскар»
1971
(44-я)
Сад Финци-КонтиниIl Giardino dei Finzi-ContiniThe Garden of the Finzi-ContinisВитторио Де СикаПолучил «Оскар»
1972
(45-я)
РимRomaRomaФедерико ФеллиниНе номинирован
1974
(47-я)
АмаркордAmarcordAmarcordФедерико ФеллиниПолучил «Оскар»
1975
(48-я)
Запах женщиныProfumo di donnaScent of a WomanДино РизиНоминирован
1976
(49-я)
Паскуалино «Семь красоток»Pasqualino SettebellezzeSeven BeautiesЛина ВертмюллерНоминирован
1977
(50-я)
Необычный деньUna giornata particolareA Special DayЭтторе СколаНоминирован
1978
(51-я)
Новые чудовищаI nuovi mostriViva Italia!Марио Моничелли
Дино Ризи
Этторе Скола
Номинирован
1979
(52-я)
Забыть ВенециюDimenticare VeneziaTo Forget VeniceФранко БрузатиНоминирован
1980
(53-я)
Прыжок в пустотуSalto nel vuotoA Leap in the DarkМарко БеллоккьоНе номинирован
1981
(54-я)
Три братаTre FratelliThree BrothersФранческо РозиНоминирован
1982
(55-я)
Ночь святого ЛоренцоLa notte di San LorenzoThe Night of the Shooting StarsБратья ТавианиНе номинирован
1983
(56-я)
И корабль плывёт…E la nave vaAnd the Ship Sails OnФедерико ФеллиниНе номинирован
1984
(57-я)
Меня послал ПиконеMi manda PiconeWhere’s Picone?Нанни ЛойНе номинирован
1985
(58-я)
МакароныMaccheroniMacaroniЭтторе СколаНе номинирован
1986
(59-я)
Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и запахом базиликаNotte d’estate con profilo greco, occhi a mandorla e odore di basilicoSummer Night with Greek Profile, Almond Eyes and Scent of BasilЛина ВертмюллерНе номинирован
1987
(60-я)
СемьяLa famigliaThe FamilyЭтторе СколаНоминирован
1988
(61-я)
Легенда о святом пропойцеLa leggenda del santo bevitoreThe Legend of the Holy DrinkerЭрманно ОльмиНе номинирован
1989
(62-я)
Новый кинотеатр «Парадизо»Nuovo Cinema ParadisoCinema ParadisoДжузеппе ТорнатореПолучил «Оскар»
1990
(63-я)
Открытые двериPorte AperteOpen DoorsДжанни АмелиоНоминирован
1991
(64-я)
Средиземное мореMediterraneoMediterraneoГабриэле СальваторесПолучил «Оскар»
1992
(65-я)
Похититель детейIl ladro di bambiniThe Stolen ChildrenДжанни АмелиоНе номинирован
1993
(66-я)
Большой арбузIl grande cocomeroThe Great PumpkinФранческа АркибуджиНе номинирован
1994
(67-я)
ЛамерикаLamericaLamericaДжанни АмелиоНе номинирован
1995
(68-я)
Фабрика звёздL’uomo delle stelleThe Star MakerДжузеппе ТорнатореНоминирован
1996
(69-я)
Моё поколениеLa mia generazioneMy GenerationВильма ЛабатеНе номинирован
1997
(70-я)
ШаферIl testimone dello sposoThe Best ManПупи АватиНе номинирован
1998
(71-я)
Жизнь прекраснаLa vita è bellaLife Is BeautifulРоберто БениньиПолучил «Оскар»
1999
(72-я)
Не от мира сегоFuori dal mondoNot of This WorldДжузеппе ПиччиониНе номинирован
2000
(73-я)
Сто шаговI cento passiThe Hundred StepsМарко Туллио ДжорданаНе номинирован
2001
(74-я)
Комната сынаLa stanza del figlioThe Son’s RoomНанни МореттиНе номинирован
2002
(75-я)
ПиноккиоPinocchioPinocchioРоберто БениньиНе номинирован
2003
(76-я)
Я не боюсьIo non ho pauraI’m Not ScaredГабриэле СальваторесНе номинирован
2004
(77-я)
Ключи от домаLe chiavi di casaThe Keys to the HouseДжанни АмелиоНе номинирован
2005
(78-я)
Зверь в сердцеLa bestia nel cuoreDon’t TellКристина КоменчиниНоминирован
2006
(79-я)
Новый светNuovomondoThe Golden DoorЭмануэле КриалезеНе номинирован
2007
(80-я)
НезнакомкаLa sconosciutaThe Unknown WomanДжузеппе ТорнатореЯнварский шорт-лист
2008
(81-я)
ГоморраGomorraGomorrahМаттео ГарронеНе номинирован
2009
(82-я)
БаарияBaarìaBaarìaДжузеппе ТорнатореНе номинирован
2010
(83-я)
Первое прекрасное[8]La prima cosa bellaThe First Beautiful ThingПаоло ВирциНе номинирован
2011
(84-я)
Материк[9]TerrafermaTerrafermaЭмануэле КриалезеНе номинирован
2012
(85-я)
Цезарь должен умереть[10]Cesare deve morireCaesar Must DieБратья ТавианиНе номинирован
2013
(86-я)
Великая красота[11]La grande bellezzaThe Great BeautyПаоло СоррентиноПолучил «Оскар»
2014
(87-я)
Цена человека[12]Il capitale umanoHuman CapitalПаоло ВирциНе номинирован
2015
(88-я)
Не будь злым[13]Non essere cattivoNon essere cattivoКлаудио КалигариНе номинирован
2016
(89-я)
Море в огне[14]FuocoammareFire at SeaДжанфранко РозиНе номинирован
2017
(90-я)
Чамбра[15]A CiambraA CiambraЙонас КарпиньяноНе номинирован

Кинематограф Европы — Википедия

Европе́йское кино́ — собирательное название для европейских киношкол.

Европейское кино — старейшее в мире. По популярности даже в самой Европе оно уступает американскому, но по уважению со стороны кинокритиков, возможно, даже превосходит. Европейское кино принято считать академичным, хотя и в Европе снимаются коммерческие кассовые фильмы. В отличие от американского кино, европейское часто спонсируется государством.

За время существования европейского кино в нём возникали различные течения и направления: немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французская новая волна, Догма 95.

Перед Первой мировой войной фактически в каждой европейской стране появились свои национальные киностудии. В малых странах их было по две-три, а в больших, таких как Франция и Германия, по нескольку десятков. Конечно, война нанесла значительный урон производству фильмов, но все же многие студии выжили и даже подняли художественный уровень европейского фильма до невиданного ранее уровня.

В европейском кино появляются принципиально новые направления:

Французский кинематограф со времени своего создания и до наших дней всегда относился к числу доминирующих европейских киношкол.

«Золотой век» французского кино[править | править код]

1930-е годы считаются «золотым веком» французского кинематографа. Невероятно вырос авторитет кино. Впервые французским кинематографистам удалось несколько потеснить голливудскую продукцию на европейском кинорынке. Наиболее значимое направление в этот период — поэтический реализм.

Французская «новая волна»[править | править код]

«Новая волна» (Nouvelle vague), художественное движение, в корне преобразившее характер национального кинематографа Франции на рубеже 50—60-х годов. Само название вошло в обиход благодаря критику Пьеру Бийару, комментировавшему на страницах журнала «Синема-58» один из социологических опросов, касавшийся так называемой «молодежной проблемы».

Кратковременность этого радикального течения, затронувшего кинопрессу, прокат и телевидение (о её спаде стали писать уже в 1962), не отменяет принципиальной значимости этого явления как национального, так и международного масштаба. Зарождение «новой волны» принято связывать с именем крупнейшего французского критика и теоретика «десятой музы» Андре Базена (1918—1958) и созданным его учениками и единомышленниками кинематографическим журналом «Кайе дю синема» (Cahier du cinema, основан в 1951 А. Базеном и Ж. Дониоль-Валькрозом. В работе журнала принимали участие молодые реформаторы, будущие кинорежиссёры «новой волны» Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль, Э. Ромер.

После молодёжного протеста в 1968 во Франции сотрудники журнала призывали политизировать кинокритику, которая смогла бы соперничать с собственно политической природой фильма; вышло в свет более 400 номеров журналов). Молодых сотрудников «Кайе…», энтузиастов французской синематеки, объединяло неприятие мертвящего духа и однообразия штампов коммерческого кино, не отражавшего действительного богатства окружающей реальности. Вдохновленные примером итальянского неореализма, эти молодые люди требовали от кинематографа большей заземлённости и социальной направленности, отказа от традиционных костюмных и салонных сюжетов, обращения к жизни простого человека. Их любимыми лозунгами стали: от Дзиги Вертова — «жизнь врасплох», и от Александра Астрюка — «субъективная камера» и «камера-перо». И когда чуть позднее прозвучал лозунг Андре Базена — «теоретики — в практики!» многие из них действительно пришли в кинематограф, породив явление, которое стали называть «новой волной», просуществовавшее около десяти лет, и оказавшее огромное влияние на весь мировой кинематографический процесс.

Немецкий кинематограф мало уступал французскому, а в технических разработках зачастую даже опережал.

Так было, во всяком случае, до прихода нацистов к власти, когда большая часть творческой интеллигенции уехала из Германии, и кинематографисты не были исключением. Но были и плюсы, к таким можно отнести мощную поддержку кинематографа правительством национал-социалистов: государство вкладывало значительные средства в развитие кинопромышленности, позволяя ей, в свою очередь, совершенствоваться в техническом плане. Было налажено производство первых цветных картин.

Шведский кинематограф является одним из старейших в Европе (после Франции и Германии).

Несмотря на относительно небольшое количество выпускаемых фильмов, значение их для мирового кинематографа чрезвычайно велико. Шведское кино никогда не подражало ни одному кино в мире, а разрабатывало собственный путь, черпая идеи из национальной литературы.

Датский кинематограф в течение 1910-х — 1930-х гг., несмотря на скромное количество выпускаемых фильмов, держал очень высокий художественный уровень, особенно в изобразительном плане и монтаже.

За годы Второй мировой войны этот уровень был утрачен, известность получили только фильмы Карла Дрейера. Лишь в конце 1970-х гг., с появлением группы молодых кинематографистов, позднее ставшими ядром проекта «Догма 95», началось возрождение датского кино. (Одним из инициаторов проекта был режиссёр Ларс Фон Триер).

Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известная актёрская школа и значительные культурные традиции. Самым известным британским кинорежиссёром остаётся Альфред Хичкок, поставивший значительную часть своих фильмов за пределами Великобритании, в США.

Итальянский кинематограф начал развиваться в 1900-е — 1910-е годы. С приходом к власти фашистов, в кинематографе Италии была установлена жёсткая цензура, но, вместе с тем, создана инфраструктура, способствующая развитию кино и открыт первый в мире кинофестиваль (в Венеции). Расцвет итальянского кино пришёлся на 1950-е — 1970-е. К этому времени относится появление кинематографического неореализма, центром которого стала Италия. Широкую известность получил также жанр спагетти-вестерна. Начиная с 1980-х, итальянское кино переживает кризис. Художественное развитие итальянского кино началось в 1912 г., когда Жассе ещё весьма пессимистически относился к итальянцам. Амброзио снимал «Камо грядеши?», Гуаццони ставил «Освобожденный Иерусалим», Паскуали руководил постановкой «Спартака», Джузеппе ле Лигуоро — съемками «Одиссеи» и «Ада».

Самые известные европейские киношколы[править | править код]

  • Ю. А. Кравцов, Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *