Великие итальянские режиссеры и их фильмы
Подпишитесь
на нашу email-рассылку
7 лучших итальянских режиссеров
Великие итальянские режиссеры ХХ века изменили привычный способ восприятия действительности – в объективах их кинокамер реальность преображалась. И с тех пор мы смотрим на мир так же, как они.
Все свои фильмы этот мизантроп посвятил одной теме – отчужденности людей, их неспособности понять друг друга. Кадры у Антониони всегда композиционно совершенны и неимоверно холодны. Сюжеты фильмов запутанны и смутны, и мало кто помнит, из-за чего страдали герои, кто с кем кому изменил и почему все расстались. Но жженые краски индустриальной Равенны в “Красной пустыне”, карнавальная графичность интерьеров в “Ночи” или пыльное солнце римских квартир в “Затмении” – незабываемы.
Феллини был по сути сюрреалистом – прозревал и показывал нечто за гранью реальности. Всегда гротескно, с помощью преувеличений. Его “Дорога” – абсурдистский, сам себя отрицающий неореализм. “Казанова” художественными средствами превращает биографию бонвивана в историю автомата. А в “И корабль плывет. ” он под хор кочегаров утопил европейскую цивилизацию, изображенную в виде картонного “Титаника”.
Если сопоставлять великих итальянских живописцев и режиссеров, то “парой” Пазолини, безусловно, будет Караваджо. Одинаково бурные биографии. Одинаково буйный нрав. Одинаковая беспощадность в показе самых яростных сторон жизни и превращение этой беспощадности в новое понимание красоты. Лучший пример – “Медея” с Марией Каллас. Пазолини взял великую диву, которая не могла больше петь, снимал ее увядшее лицо крупным планом, обнажил трагедию – и сделал Медею, облаченную в варварские одежды и бредущую по камням в турецком Гёреме, символом эстетизированного страдания.
Принципиальный консерватор, он чувствует себя легко только в костюмном жанре. И в нем не знает равных. История в фильмах Дзеффирелли живая: точнейшие костюмы и декорации вместо ощущения пыли и скуки создают эффект присутствия. Какую бы эпоху он ни взял – Флоренцию 1930-х, условный мир “венецианского мавра” или Париж 1850-х, – кажется, что снимал “на натуре”. Дзеффирелли объясняет успех тем, что все детали воссоздает по великой живописи.
Большинство зрителей считает де Сику обычным неореалистом, но ничего обычного в нем, конечно, не было. Он и правда делал реалистические по картинке фильмы, но выдавал себя сценариями. “Затворники Альтоны” сняты по Сартру, “Брак по-итальянски” – по Эдуардо де Филиппо. Экзистенциалист и абсурдист – те еще авторы для неореализма. Де Сика шел по стопам раннего Феллини с его “Дорогой”: показывал черно-белой светотенью скрытую реальность. В его случае – безумноватую.
Самый атмосферный из великих итальянских режиссеров – в его картинах место действия, будь то Запретный город в “Последнем императоре”, старые римские дома в “Осажденных” и “Конформисте” или тосканские пейзажи в “Ускользающей красоте”, всегда важнее самого действия. Свет и звуки заменяют сюжет и говорят больше слов. При этом – никакого реализма: всё, что показывает Бертолуччи, он и его герои видят исключительно субъективно.
Оперный театральный режиссер, в фильмах Висконти был фанатиком правды – эмоциональной и бытовой. В костюмной точности доходил до абсурда: снимая “Леопарда”, отремонтировал парочку дворцов на Сицилии и раскладывал по ящикам комодов батистовые платки. Платки в фильме не фигурировали, а ящики даже не открывали, но Висконти уверял: знание того, что платки есть и они настоящие, поможет актерам играть реалистичнее. Фундаментальность подготовки и правда чувствуется в кадре, и иногда она как мертвый груз: фильмы Висконти часто кажутся тяжеловесными и затянутыми. Они словно сняты в реальном времени. Но это ведь и есть высшее проявление реализма. То есть правды жизни.
Этот список состоит из десяти лучших и несомненно, величайших итальянских кинорежиссёров XX века, сделавших большой вклад в современное кино.
Роберто Бениньи
Роберто Бениньи — режиссёр, актёр, продюсер и сценарист. Является самым молодым в этом списке и вероятно, самым известным среди современной аудитории. Бениньи стал популярным после того, как сыграл в трагикомедии — «Жизнь прекрасна». Фильм был номинирован на семь премий «Оскар» и принёс Бениньи престижные награды, в номинациях — «Лучшая мужская роль», и «Режиссёр лучшего иностранного фильма».
Серджио Леоне
Серджио Леоне — известный сценарист, режиссёр, продюсер. Один из основателей жанра спагетти-вестерн. Он родился в семье, связанной с кинематографом. Его отец режиссёр Винченцо Леоне, мать актриса Биче Валериан. Кинематограф Серджио Леоне, оказал существенное влияние на работы многих режиссёров из различных государств. Умер от инфаркта миокарда у телевизора.
Пьер Паоло Пазолини
На восьмом месте в рейтинге величайших итальянских кинорежиссёров находится Пьер Паоло Пазолини — кинорежиссёр, писатель и поэт. Хорошо известен своим последним, шокирующим и противоречивым фильмом, под названием «Сало, или 120 дней Содома», созданный в стиле «чернухи». Пазолини был заклятым коммунистом, гомосексуалистом, и атеистом.
Франко Дзеффирелли
Франко Дзеффирелли — режиссёр, художник, сценарист, продюсер. Слава к Дзеффирелли пришла после выхода на экран в 1968 году, его фильма «Ромео и Джульетта», который завоевал 2 премии «Оскар», 3 премии «Золотой Глобус» и многие другие награды. Франко Дзеффирелли неоднократно попадал под критику со стороны гей-сообществ мира, потому, что поддерживал позицию Католической церкви о гомосексуализме, несмотря на то, что сам являлся открытым геем.
Роберто Росселлини
Роберто Росселлини — кинорежиссёр, который положил начало неореализму в кино «военной трилогией», состоящей из кинофильмов «Рим, открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948). В собственных кинокартинах нередко использовал непрофессиональных актёров. Был женат на Ингрид Бергман. Имеет дочь, известную киноактрису и модель — Изабеллу Росселлини.
Лукино Висконти
Лукино Висконти — режиссёр оперного и драматического театра и кино. Родился в знатной и богатой семье в Милане. Его отец был герцогом Висконти ди Модроне, владел замком в Ломбардии. Режиссёр получил международное признание после того, как 1969 году на экраны вышел его фильм «Гибель богов», который неоднократно номинировался на «Оскар».
Витторио Де Сика
На четвёртом месте в списке самых лучших итальянских режиссёров находится Витторио Де Сика — известный режиссёр и актёр. Начал сниматься в кино с 1931 года, а в 1940 году дебютировал в качестве режиссёра в фильме «Алые розы». Военная драма «Чочара», с Софи Лорен в главной роли, вероятно, его самая известная картина.
Бернардо Бертолуччи
Почётное третье место в списке величайших итальянских режиссёров занимает Бернардо Бертолуччи — кинорежиссёр, драматург и поэт. Один из самых известных его фильмов, является «Последний император», получивший премию «Оскар» в 9 номинациях, в том числе «Лучший фильм», «Лучший режиссёр». В целом же Бертолуччи выпустил большое количество очень успешных фильмов.
Микеланджело Антониони
Микеланджело Антониони — выдающийся кинорежиссёр и сценарист, классик европейского артхауса, которого называли «поэтом отчуждения и некоммуникабельности». Всемирное признание пришло к режиссёру в начале 1960-х, опосля «трилогии отчуждения». Этим термином объединяют киноленты «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет — Моника Витти.
Федерико Феллини
Лучшим итальянским режиссёром считается Федерико Феллини. Его работы получили множество наград, среди которых 5 премий «Оскар», «Золотой Глобус», приз Московского кинофестиваля, «Золотая пальмовая ветвь» и т. д. Незадолго до смерти, в марте 1993 года Феллини был награждён почётным «Оскаром» за вклад в киноискусство. В его честь был назван аэропорт, в крупнейшем итальянском курорте, родном городе великого режиссёра — Римине.
Режиссёр, по определению Федерико Феллини, это Колумб, желающий открыть Америку. Перед вами великие и знаменитые режиссёры итальянского кино.
Федерико Феллини
Федерико Феллини (Federico Fellini, 1920 — 1993 гг.) – признанный гуру мирового кинематографа, человек, для которого кино было главной формой существования. Неореализм, декаданс, документалистика – мэтр отличился во многих жанрах. Сложно выбрать наиболее значимые из его фильмов. Самую высокую оценку у зрителей и критиков получили картины «Дорога» (1954 г.), «Ночи Кабирии» (1957 г.) и «Сладкая жизнь» (1960 г.).
Феллини – пятикратный лауреат премии “Оскар”, это абсолютный мировой рекорд.
Роберто Росселлини
Роберто Росселлини (Roberto Rossellini, 1906 — 1977 гг.), его фильм «Рим – открытый город» (1944) считается первой итальянской картиной в жанре неореализма. На съёмках у него завязался роман с Анной Маньяни, которую он вскоре покинул ради Ингрид Бергман. Лучшими их совместными проектами стали дети, особенно актриса и модель Изабелла Росселлини, творческий же союз признан неудачным.
Витторио де Сика
Витторио де Сика (Vittorio de Sica, 1901 — 1974 гг.) – ключевая фигура итальянского неореализма и дирижер великолепного кинодуэта Лорен – Мастроянни. “Вчера, сегодня, завтра” (1963 г.) и “Брак по-итальянски” (1964 г.) – лучшие мелодрамы на все времена. Фильм «Поездка» (1974 г.), последняя работа мастера, весь проникнут ощущением близкой кончины.
Лукино Висконти
Лукино Висконти (Luchino Visconti, 1906 — 1976 гг.) одновременно принадлежал к роду миланских герцогов Висконти и Коммунистической партии Италии. Левые убеждения сохранил до конца жизни. Свой первый фильм «Одержимость» (1943 г.) снял на деньги, вырученные от продажи фамильных драгоценностей. Затем последовали картина «Белые ночи» (1953 г.) с Марчелло Мастроянни и эпохальная драма «Леопард» (1963 г.) с Бертом Ланкастером. Именно Висконти первым обратил внимание на юного Мастроянни, увидев его на сцене студенческого театра.
Пьер Паоло Пазолини
Пьер Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini, 1922 — 1975 гг.) – ещё один коммунист. Самая противоречивая и скандальная фигура итальянского кинематографа. В юности прославился как поэт, его стихи включены в Италии в школьную программу. Фильмы поражают экспрессией и натуралистичностью. В “Трилогии жизни”, состоящей из фильмов “Декамерон” (1971 г.), “Кентерберийские рассказы” (1972 г.) и “Цветок Тысячи и одной ночи” (1974 г.) чувственное начало человеческой природы показано им, словно в пику ханжескому обществу, грубо и без прикрас. Протест для него – основная форма выражения творческих исканий. Непримиримость привела к ужасному концу. Пазолини был зверски убит подростками –неофашистами в ноябре 1975 г. в Остии.
Серджо Леоне
Серджо Леоне (Sergio Leone, 1929 — 1989 гг.) основоположник жанра спагетти-вестерн. Самой известной его работой стала картина «Однажды в Америке» (1984 г.) с Робертом де Ниро. Леоне планировал снять масштабный фильм о блокаде Ленинграда (рабочее название картины было «900 дней»), даже посещал Советский Союз в рамках работы над проектом. Но осуществиться этому не было суждено, в апреле 1989 г. режиссер умер от инфаркта.
Микеланджело Антониони
Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni, 1912 — 2007 гг.) – классик мирового кино, истинный поэт уныния и одиночества. Фильмы Антониони пронизаны эмоциональной усталостью и экзистенциальной скукой, действие чаще всего разворачивается в полупустых черно-белых декорациях. Его трилогия «Приключение» (1960 г.), «Ночь» (1961 г.), «Затмение» (1962 г.) повествует о красивых людях, потерявших жизненные ориентиры и неспособных строить отношения.
Нанни Моретти
Нанни Моретти (Giovanni (Nanni) Moretti, 1953 г.) мастер эксцентричных комедий и фильмов-рассуждений. Картина “Дорогой дневник”(1993 г.) – отличная разработка римской темы. Моретти – любитель сниматься в главных ролях в собственных фильмах, за что прозван «итальянским Вуди Алленом». Выступал как ярый противник политики Сильвио Берлускони, в фильме «Кайман» (2006 г.) увековечил его пародийный образ.
Бернардо Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci, 1941 г.), в его ранних картинах интимное сочетается с социальным, фрейдизм – с коммунизмом. “Конформист” (1970 г.) и “Последнее танго в Париже” (1972 г.) имели оглушительный успех. В 80-е Бертолуччи много путешествовал и работал за пределами Италии. Интересовался Востоком, считая себя “буддистом-любителем”. Его эпическая драма “Последний император” (1987 г.) получила премию “Оскар” за лучший сценарий и режиссуру.
Роберто Бениньи
Роберто Бениньи (Roberto Benigni, 1952 г.) – неисправимый оптимист итальянского кинематографа. Его фильмы, даже грустные, легки и полны жизни. Самый яркий пример – знаменитая картина «Жизнь прекрасна» (1997 г.). Фильм имел грандиозный успех. Словно в противовес, картина “Пиноккио” (2002 г.) была признана провальной и номинирована на “Золотую малину” как худший фильм.
Тинто Брасс
Джованни Брасс (Giovanni Brass, 1933 г.), известен всему миру как Тинто Брасс (Tinto Brass) – признанный мастер съемки эротического кино. Лучшие ленты кинорежиссера – «Салон Китти» (1976 г.) и «Калигула» (1977 г. – выпущен в 1979 г.). С 1983 г. Брасс полностью окунается в тему вуайеризма и посвящает много времени картине «Ключ». Затем авторское выражение прослеживается в таких художних фильмах, как «Миранда» (1985 г.), «Каприччио» (1987 г.), «Паприка» (1990 г.). Брасс всегда принимает участие в редактировании своих фильмов.
Паоло Соррентино
Паоло Соррентино (Paolo Sorrentino, 1970 г.) – сценарист и кинорежиссер великого итальянского киноискусства, заявивший о себе в XXI веке. Соррентино удостоен многочисленных наград и считается одним из самых талантливых кинематографов страны. В его картинах прослеживается любовь, ирония и фантасмагория к театральной условности, которые передались в наследство от не менее гениального предшественника Федерико Феллини. Последние его работы «Изумительный» (2009 г.), «Где бы ты ни был» (2012 г.), «Молодость» (2015 г.) участвовали в премии «Серебная лента» и наградили Соррентино званием «Лучший европейский режиссер», а лента «Великая красота» (2013 г.) была отмечена «Оскаром» и «Золотым глобусом» как лучший фильм на иностранном языке.
7 великих фильмов итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи – Москва 24, 26.11.2018
Умер 77-летний Бернардо Бертолуччи, обладатель «Оскара» за сценарий к фильму «Последний император» (эта же картина выиграла тогда главный приз Американской киноакадемии), почетной Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Он скончался от рака, а с начала нулевых после неудачной операции был прикован к инвалидной коляске.
Фото: АР
Когда рассказываешь о Бертолуччи, чаще всего хочется использовать наречное выражение «и в то же время». Бертолуччи – наследник великого итальянского кино Феллини и Пазолини и в то же время продолжатель их традиций кино высокодуховного, но солнечного и яркого, в то же время – глубоко трагичного, когда это уместно, а когда необходимо – поразительно живописного и эротичного.
Вот его главные фильмы, это уже обязательная классика.
«Конформист»
Видео: YouTube/Film&Clips
Это не первый фильм Бертолуччи, но первый из тех, что изменили мир. Картина об итальянском аристократе со сложным прошлым и трудноопределимой сексуальной ориентацией (играет Жан-Луи Трентиньян), которого обстоятельства принуждают к убийству ни в чем не повинного человека, вышла в 1970 году. Это кино совершенно безрадостное. Оно о том, как любой тоталитаризм подавляет в человеке все живое и гуманистическое, что в нем есть. И в то же время Бертолуччи фиксирует чарующую, даже пугающую красоту жестокого времени взлета и падения фашистской итальянской диктатуры, в которой нет места для индивидуальности.
«Последнее танго в Париже»
Видео: YouTube/shit flicks
Просто гениальное кино, одна из последних великих ролей столпа американского кино Марлона Брандо, сложнейшее метафизическое произведение, полное страсти и в то же время тягучей тоски, в котором молодость побеждает старость, любовь побеждает похоть, а жизнь, как водится, – смерть.
Совсем недавно вокруг этой картины, еще в 1972 году, в год выхода, возмутившей общественность, возник новый скандал. Бертолуччи и Брандо обвинялись (Брандо посмертно, Бертолуччи – прижизненно) за жуткую сцену, в которой персонаж Брандо фактически насилует героиню Марии Шнайдер (главная женская роль в фильме), используя в качестве лубриканта сливочное масло. Как выяснилось позже, Бертолуччи и Брандо не предупредили Марию о деталях сцены и тем самым нанесли ей сильнейшую эмоциональную травму. Шнайдер и Бертолуччи после съемок фильма больше никогда не разговаривали: актриса умерла в 2011 году.
«Двадцатый век»
Видео: YouTube/CinetecaBologna
Грандиозный фильм во всех смыслах: мегаломанский пятичасовой проект долго пытались сокращать и делить на две части. Это один из самых длинных фильмов, которые когда-либо выпускались в коммерческий прокат. Безумный фильм, чрезмерно амбициозный, поразительно глубокий, в котором, кажется, есть все: одновременно и Роберт Де Ниро, и Жерар Депардье, и 1901 год, и Первая мировая.
«Последний император»
Видео: YouTube/Recorded Picture Company
Очередное чудо Бертолуччи: абсолютно авторский, чрезвычайно сложноустроенный фильм, исторический, причем история эта мировому зрителю не близка и непонятна (сюжет посвящен жизни китайского императора Пу И). Хотя именно этот фильм, снятый, в том числе, на английском языке, покорил весь мир, а также оскаровских академиков: премию Американской академии эта картина выиграла сразу в девяти номинациях, в том числе во всех основных. Бертолуччи вновь удается поймать сложноописуемую красоту тяжелейшего исторического момента, красоту того, как последний император великой династии, наследующей, кажется, самому Солнцу, танцует свое последнее танго в Запрещенном городе.
Над фильмом работали в том числе японский композитор Рюити Сакамото и итальянский оператор Витторио Стораро. Ныне о творческих методах каждого из них снимаются документальные фильмы. Оба они пережили Бертолуччи.
«Ускользающая красота»
Видео: YouTube/Recorded Picture Company
Чуть более понятная и приятная, но оттого не менее мастерски сделанная картина о том, что же составляет в жизни первостепенное удовольствие. По сюжету, дочь супермодели едет в итальянское поместье давних друзей семьи, где пытается найти своего настоящего отца и парня, будущую первую любовь, который лишит ее девственности. Это первая громкая роль Лив Тайлер, дочери лидера группы Aerosmith.
Картина эта обволакивает летней негой, заставляет забыть о плохом и подталкивает искать ту самую ускользающую, утекающую сквозь пальцы красоту во всем, что нас окружает. Картина также имела немалое влияние на все подобные фильмы, что вышли после нее. Например, совершенно очевидно, что именно из этой картины вырос универсально любимое всеми кино под названием «Зови меня своим именем» авторства Луки Гуаданьино 2017 года выпуска.
«Мечтатели»
Видео: YouTube/FEED YOUR HEAD — PELÍCULAS online
Синефильский фильм 2003 года выпуска посвящен студенческой революции во Франции, а вдохновлен он картинами новой французской волны и фактически сплетен из бесконечного количества отсылок и аллюзий к этим картинам. Впрочем, и без досконального знания фильмов Годара и Трюффо несложно получить от этой уже культовой картины колоссальное удовольствие. Современная свободолюбивая молодежь любит его, в том числе, и за нечасто показываемую на широком экране телесную любовь на троих, в центре которой – героиня Евы Грин. Французская актриса не побоялась сняться в самых неприличных ракурсах.
«Я и ты»
Видео: YouTube/Movieclips Indie
Картина 2012 года «Я и ты» (или «Ты и я», можно и так, и так) по идее должна была бы стать для Бертолуччи попыткой подвести итоги, сделать для себя выводы, в общем, от этого кино легко ждать чего-то стариковского, пенсионерского. Но нет, вообще нет. Этот фильм совсем не такой откровенный, как его предыдущие фильмы, и в нем нет замаха на универсальную философичность: там 14-летний подросток-мизантроп (все роли играют неизвестные актеры) сидит в подвале и прекрасно проводит время с самим собой, когда к нему вваливается сводная сестра-героинщица. Выясняется, что это поэтичное, как сама жизнь, но не возвышенно-поэтичное, а совершенно искренне поэтичное кино о молодости как неисчерпаемом источнике счастья и желания, о красоте будней, то есть о том, о чем Бертолуччи снимал всю свою жизнь.
Это последний фильм Бернардо Бертолуччи. В апреле 2018 года он заявил, что собирается сделать еще одну картину, опять о любви. Но не успел.
Егор Беликов
Год (Церемония) | Русское название | Итальянское название | Английское название[комм. 1] | Режиссёр | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1947 (20-я) | Шуша | Sciuscià | Shoeshine | Витторио Де Сика | Получил «специальный „Оскар“» |
1949 (22-я) | Похитители велосипедов | Ladri di biciclette | The Bicycle Thief | Витторио Де Сика | Получил «специальный „Оскар“» |
1950 (23-я) | У стен Малапаги | Le mura di Malapaga | The Walls of Malapaga | Рене Клеман | Получил «специальный „Оскар“» |
1956 (29-я) | Дорога | La strada | La strada | Федерико Феллини | Получил «Оскар» |
1957 (30-я) | Ночи Кабирии | Le notti di Cabiria | Nights of Cabiria | Федерико Феллини | Получил «Оскар» |
1958 (31-я) | Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны | I soliti ignoti | Big Deal on Madonna Street | Марио Моничелли | Номинирован |
1959 (32-я) | Большая война | La grande guerra | The Great War | Марио Моничелли | Номинирован |
1960 (33-я) | Капо | Kapò | Kapò | Джилло Понтекорво | Номинирован |
1961 (34-я) | Ночь | La Notte | La Notte | Микеланджело Антониони | Не номинирован |
1962 (35-я) | Четыре дня Неаполя | Le quattro giornate di Napoli | The Four Days of Naples | Нанни Лой | Номинирован |
1963 (36-я) | Восемь с половиной | Otto e mezzo | 8½ | Федерико Феллини | Получил «Оскар» |
1964 (37-я) | Вчера, сегодня, завтра | Ieri, oggi, domani | Yesterday, Today and Tomorrow | Витторио Де Сика | Получил «Оскар» |
1965 (38-я) | Брак по-итальянски | Matrimonio all’Italiana | Marriage Italian-Style | Витторио Де Сика | Номинирован |
1966 (39-я) | Битва за Алжир | La Battaglia di Algeri | The Battle of Algiers | Джилло Понтекорво | Номинирован |
1967 (40-я) | Китай близко | La Cina è vicina | China is Near | Марко Беллоккьо | Не номинирован |
1968 (41-я) | Не промахнись, Ассунта! | La ragazza con la pistola | The Girl with the Pistol | Марио Моничелли | Номинирован |
1969 (42-я) | Сатирикон | Fellini Satyricon | Fellini Satyricon | Федерико Феллини | Не номинирован |
1970 (43-я) | Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений | Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto | Investigation of a Citizen Above Suspicion | Элио Петри | Получил «Оскар» |
1971 (44-я) | Сад Финци-Контини | Il Giardino dei Finzi-Contini | The Garden of the Finzi-Continis | Витторио Де Сика | Получил «Оскар» |
1972 (45-я) | Рим | Roma | Roma | Федерико Феллини | Не номинирован |
1974 (47-я) | Амаркорд | Amarcord | Amarcord | Федерико Феллини | Получил «Оскар» |
1975 (48-я) | Запах женщины | Profumo di donna | Scent of a Woman | Дино Ризи | Номинирован |
1976 (49-я) | Паскуалино «Семь красоток» | Pasqualino Settebellezze | Seven Beauties | Лина Вертмюллер | Номинирован |
1977 (50-я) | Необычный день | Una giornata particolare | A Special Day | Этторе Скола | Номинирован |
1978 (51-я) | Новые чудовища | I nuovi mostri | Viva Italia! | Марио Моничелли Дино Ризи Этторе Скола | Номинирован |
1979 (52-я) | Забыть Венецию | Dimenticare Venezia | To Forget Venice | Франко Брузати | Номинирован |
1980 (53-я) | Прыжок в пустоту | Salto nel vuoto | A Leap in the Dark | Марко Беллоккьо | Не номинирован |
1981 (54-я) | Три брата | Tre Fratelli | Three Brothers | Франческо Рози | Номинирован |
1982 (55-я) | Ночь святого Лоренцо | La notte di San Lorenzo | The Night of the Shooting Stars | Братья Тавиани | Не номинирован |
1983 (56-я) | И корабль плывёт… | E la nave va | And the Ship Sails On | Федерико Феллини | Не номинирован |
1984 (57-я) | Меня послал Пиконе | Mi manda Picone | Where’s Picone? | Нанни Лой | Не номинирован |
1985 (58-я) | Макароны | Maccheroni | Macaroni | Этторе Скола | Не номинирован |
1986 (59-я) | Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и запахом базилика | Notte d’estate con profilo greco, occhi a mandorla e odore di basilico | Summer Night with Greek Profile, Almond Eyes and Scent of Basil | Лина Вертмюллер | Не номинирован |
1987 (60-я) | Семья | La famiglia | The Family | Этторе Скола | Номинирован |
1988 (61-я) | Легенда о святом пропойце | La leggenda del santo bevitore | The Legend of the Holy Drinker | Эрманно Ольми | Не номинирован |
1989 (62-я) | Новый кинотеатр «Парадизо» | Nuovo Cinema Paradiso | Cinema Paradiso | Джузеппе Торнаторе | Получил «Оскар» |
1990 (63-я) | Открытые двери | Porte Aperte | Open Doors | Джанни Амелио | Номинирован |
1991 (64-я) | Средиземное море | Mediterraneo | Mediterraneo | Габриэле Сальваторес | Получил «Оскар» |
1992 (65-я) | Похититель детей | Il ladro di bambini | The Stolen Children | Джанни Амелио | Не номинирован |
1993 (66-я) | Большой арбуз | Il grande cocomero | The Great Pumpkin | Франческа Аркибуджи | Не номинирован |
1994 (67-я) | Ламерика | Lamerica | Lamerica | Джанни Амелио | Не номинирован |
1995 (68-я) | Фабрика звёзд | L’uomo delle stelle | The Star Maker | Джузеппе Торнаторе | Номинирован |
1996 (69-я) | Моё поколение | La mia generazione | My Generation | Вильма Лабате | Не номинирован |
1997 (70-я) | Шафер | Il testimone dello sposo | The Best Man | Пупи Авати | Не номинирован |
1998 (71-я) | Жизнь прекрасна | La vita è bella | Life Is Beautiful | Роберто Бениньи | Получил «Оскар» |
1999 (72-я) | Не от мира сего | Fuori dal mondo | Not of This World | Джузеппе Пиччиони | Не номинирован |
2000 (73-я) | Сто шагов | I cento passi | The Hundred Steps | Марко Туллио Джордана | Не номинирован |
2001 (74-я) | Комната сына | La stanza del figlio | The Son’s Room | Нанни Моретти | Не номинирован |
2002 (75-я) | Пиноккио | Pinocchio | Pinocchio | Роберто Бениньи | Не номинирован |
2003 (76-я) | Я не боюсь | Io non ho paura | I’m Not Scared | Габриэле Сальваторес | Не номинирован |
2004 (77-я) | Ключи от дома | Le chiavi di casa | The Keys to the House | Джанни Амелио | Не номинирован |
2005 (78-я) | Зверь в сердце | La bestia nel cuore | Don’t Tell | Кристина Коменчини | Номинирован |
2006 (79-я) | Новый свет | Nuovomondo | The Golden Door | Эмануэле Криалезе | Не номинирован |
2007 (80-я) | Незнакомка | La sconosciuta | The Unknown Woman | Джузеппе Торнаторе | Январский шорт-лист |
2008 (81-я) | Гоморра | Gomorra | Gomorrah | Маттео Гарроне | Не номинирован |
2009 (82-я) | Баария | Baarìa | Baarìa | Джузеппе Торнаторе | Не номинирован |
2010 (83-я) | Первое прекрасное[8] | La prima cosa bella | The First Beautiful Thing | Паоло Вирци | Не номинирован |
2011 (84-я) | Материк[9] | Terraferma | Terraferma | Эмануэле Криалезе | Не номинирован |
2012 (85-я) | Цезарь должен умереть[10] | Cesare deve morire | Caesar Must Die | Братья Тавиани | Не номинирован |
2013 (86-я) | Великая красота[11] | La grande bellezza | The Great Beauty | Паоло Соррентино | Получил «Оскар» |
2014 (87-я) | Цена человека[12] | Il capitale umano | Human Capital | Паоло Вирци | Не номинирован |
2015 (88-я) | Не будь злым[13] | Non essere cattivo | Non essere cattivo | Клаудио Калигари | Не номинирован |
2016 (89-я) | Море в огне[14] | Fuocoammare | Fire at Sea | Джанфранко Рози | Не номинирован |
2017 (90-я) | Чамбра[15] | A Ciambra | A Ciambra | Йонас Карпиньяно | Не номинирован |
Кинематограф Европы — Википедия
Европе́йское кино́ — собирательное название для европейских киношкол.
Европейское кино — старейшее в мире. По популярности даже в самой Европе оно уступает американскому, но по уважению со стороны кинокритиков, возможно, даже превосходит. Европейское кино принято считать академичным, хотя и в Европе снимаются коммерческие кассовые фильмы. В отличие от американского кино, европейское часто спонсируется государством.
За время существования европейского кино в нём возникали различные течения и направления: немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французская новая волна, Догма 95.
Перед Первой мировой войной фактически в каждой европейской стране появились свои национальные киностудии. В малых странах их было по две-три, а в больших, таких как Франция и Германия, по нескольку десятков. Конечно, война нанесла значительный урон производству фильмов, но все же многие студии выжили и даже подняли художественный уровень европейского фильма до невиданного ранее уровня.
В европейском кино появляются принципиально новые направления:
Французский кинематограф со времени своего создания и до наших дней всегда относился к числу доминирующих европейских киношкол.
«Золотой век» французского кино[править | править код]
1930-е годы считаются «золотым веком» французского кинематографа. Невероятно вырос авторитет кино. Впервые французским кинематографистам удалось несколько потеснить голливудскую продукцию на европейском кинорынке. Наиболее значимое направление в этот период — поэтический реализм.
Французская «новая волна»[править | править код]
«Новая волна» (Nouvelle vague), художественное движение, в корне преобразившее характер национального кинематографа Франции на рубеже 50—60-х годов. Само название вошло в обиход благодаря критику Пьеру Бийару, комментировавшему на страницах журнала «Синема-58» один из социологических опросов, касавшийся так называемой «молодежной проблемы».
Кратковременность этого радикального течения, затронувшего кинопрессу, прокат и телевидение (о её спаде стали писать уже в 1962), не отменяет принципиальной значимости этого явления как национального, так и международного масштаба. Зарождение «новой волны» принято связывать с именем крупнейшего французского критика и теоретика «десятой музы» Андре Базена (1918—1958) и созданным его учениками и единомышленниками кинематографическим журналом «Кайе дю синема» (Cahier du cinema, основан в 1951 А. Базеном и Ж. Дониоль-Валькрозом. В работе журнала принимали участие молодые реформаторы, будущие кинорежиссёры «новой волны» Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль, Э. Ромер.
После молодёжного протеста в 1968 во Франции сотрудники журнала призывали политизировать кинокритику, которая смогла бы соперничать с собственно политической природой фильма; вышло в свет более 400 номеров журналов). Молодых сотрудников «Кайе…», энтузиастов французской синематеки, объединяло неприятие мертвящего духа и однообразия штампов коммерческого кино, не отражавшего действительного богатства окружающей реальности. Вдохновленные примером итальянского неореализма, эти молодые люди требовали от кинематографа большей заземлённости и социальной направленности, отказа от традиционных костюмных и салонных сюжетов, обращения к жизни простого человека. Их любимыми лозунгами стали: от Дзиги Вертова — «жизнь врасплох», и от Александра Астрюка — «субъективная камера» и «камера-перо». И когда чуть позднее прозвучал лозунг Андре Базена — «теоретики — в практики!» многие из них действительно пришли в кинематограф, породив явление, которое стали называть «новой волной», просуществовавшее около десяти лет, и оказавшее огромное влияние на весь мировой кинематографический процесс.
Немецкий кинематограф мало уступал французскому, а в технических разработках зачастую даже опережал.
Так было, во всяком случае, до прихода нацистов к власти, когда большая часть творческой интеллигенции уехала из Германии, и кинематографисты не были исключением. Но были и плюсы, к таким можно отнести мощную поддержку кинематографа правительством национал-социалистов: государство вкладывало значительные средства в развитие кинопромышленности, позволяя ей, в свою очередь, совершенствоваться в техническом плане. Было налажено производство первых цветных картин.
Шведский кинематограф является одним из старейших в Европе (после Франции и Германии).
Несмотря на относительно небольшое количество выпускаемых фильмов, значение их для мирового кинематографа чрезвычайно велико. Шведское кино никогда не подражало ни одному кино в мире, а разрабатывало собственный путь, черпая идеи из национальной литературы.
Датский кинематограф в течение 1910-х — 1930-х гг., несмотря на скромное количество выпускаемых фильмов, держал очень высокий художественный уровень, особенно в изобразительном плане и монтаже.
За годы Второй мировой войны этот уровень был утрачен, известность получили только фильмы Карла Дрейера. Лишь в конце 1970-х гг., с появлением группы молодых кинематографистов, позднее ставшими ядром проекта «Догма 95», началось возрождение датского кино. (Одним из инициаторов проекта был режиссёр Ларс Фон Триер).
Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известная актёрская школа и значительные культурные традиции. Самым известным британским кинорежиссёром остаётся Альфред Хичкок, поставивший значительную часть своих фильмов за пределами Великобритании, в США.
Итальянский кинематограф начал развиваться в 1900-е — 1910-е годы. С приходом к власти фашистов, в кинематографе Италии была установлена жёсткая цензура, но, вместе с тем, создана инфраструктура, способствующая развитию кино и открыт первый в мире кинофестиваль (в Венеции). Расцвет итальянского кино пришёлся на 1950-е — 1970-е. К этому времени относится появление кинематографического неореализма, центром которого стала Италия. Широкую известность получил также жанр спагетти-вестерна. Начиная с 1980-х, итальянское кино переживает кризис. Художественное развитие итальянского кино началось в 1912 г., когда Жассе ещё весьма пессимистически относился к итальянцам. Амброзио снимал «Камо грядеши?», Гуаццони ставил «Освобожденный Иерусалим», Паскуали руководил постановкой «Спартака», Джузеппе ле Лигуоро — съемками «Одиссеи» и «Ада».
Самые известные европейские киношколы[править | править код]
- Ю. А. Кравцов, Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006 г.