Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Йоко оно фото – Киоко Оно Кокс — исчезнувшая дочь Йоко Оно, которую она родила до встречи с Джоном Ленноном

Йоко оно фото – Киоко Оно Кокс — исчезнувшая дочь Йоко Оно, которую она родила до встречи с Джоном Ленноном

Джон Леннон и Йоко Оно (история любви, 26 фото)

Одна из самых известных любовных пар 20-го века — Джон Леннон и Йоко Оно.

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы «Битлз».

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги — талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.
В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон — Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Джон Леннон и его первая жена Синтия


Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

«Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее — чувствуя себя идиотом — и прочитал одно слово «Да». А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это «да» и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: «Вбей гвоздь». Я спросил: «Можно я вобью гвоздь?» Йоко ответила: «Нет, потому что открытие назначено на завтра». Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: «Пусть вобьет. Знаешь, он — миллионер. Может, он потом купит этот экспонат». Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: «Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов». И вот я говорю: «Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь». Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное — это уже, как говорится, история».

Джон Леннон и Йоко Оно

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: «Танцуй», «Дыши», «Смотри на огни до рассвета»… Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной:

«Она учитель, а я — ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она — мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]».

«Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой».


Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: «До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу — в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом — потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет».


Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа «Битлз» распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада «Битлз». В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом «Two Virgins» (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

«Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
«Два девственника» получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, — женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.
Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка».

 Внимание! Далее — откровенные фотографии!

Йоко Оно, Энди Уорхол и Джон Леннон

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.


В 1971 году выходит альбом Джона Леннона «Imagine». Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней «Imagine» достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл «Imagine» был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл «Imagine» снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона «Woman». В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл «Imagine» занял второе место в списке величайших синглов всех времен после «Богемской рапсодии» группы «Квин».

В песне «Imagine» («Представьте») Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий «жадность» и «голод». Все люди — братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни «Imagine» и «Love» можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.


В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Джон Леннон и Мэй Пэнг


Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:

«Когда Дон Хуан говорил… когда Дон Оно говорил: «Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!» — это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: «Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!» Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: «Что такое со мной? Я хочу домой!» Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: «Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!» Но она отвечала: «Ты еще не готов к возвращению».

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: «Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину».

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее — внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру — Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона «Double Fantasy» вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл «Woman» с альбома «Double Fantasy». Сингл «Woman» достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона «Imagine». В США сингл «Woman» достиг второго места в хит-парадах.

Йоко Оно жива до сих пор и продолжает свою творческую карьеру.

Киоко Оно Кокс — исчезнувшая дочь Йоко Оно, которую она родила до встречи с Джоном Ленноном

Когда Джон Леннон встретил Йоко Оно, ей было уже 33, а за плечами — очень бурная жизнь. Её дочь Киоко (в некоторых источниках — Кёко) родилась в 1963 году и была ровесницей Джулиана — сына Леннона от первого брака с

Синтией Пауэлл.

Для многих, кто не очень знаком с историей The Beatles и всем, что с ними связано, факт наличия у Йоко других детей (помимо Шона — сына Джона Леннона) по сей день является новостью. Дело в том, через какое-то время после свадьбы с Ленноном Киоко исчезла из жизни Оно на долгие годы. Они встретились много позже ухода из жизни Джона. Тогда, когда дочь сама готовилась стать матерью.

Впрочем, далеко не Леннон был виноват в том, что Йоко и Киоко не общались. Иногда кажется, что история этой женщины намного интереснее всех битлов вместе взятых…

Йоко Оно с дочерью Киоко и Джон Леннон

Детство Йоко Оно

Сама Йоко по материнской линии происходила из знатного рода Ясуда, который в начале 20 века владел огромными корпорациями. Правда, муж бабушки чем-то прогневал богатого тестя и тот лишил их семью наследства. Для них это стало трагедией, но впоследствии они не бедствовали.

Исоко, младшую дочь в семье и будущую мать Йоко, выдали замуж за перспективного парня — красавца Эисуке Оно, в чьем роду были самураи. Он работал в банковской системе и очень быстро поднялся по карьерной лестнице до самых верхов. Это в какой-то степени был брак по расчету, а потому отношения между родителями были прохладными.

Впрочем, большую часть времени они жили порознь — Эисуке отправили на руководящую работу в США и лишь спустя какое-то время семья переехала к нему. Из-за войны они вскоре вернулись обратно в Японию. В конечном итоге, Эисуке завел себе подругу-гейшу, которая родила ему других детей. Йоко же была старшей из троих детей Исоко и Эисуке.

Йоко Оно с родителями

Тоси Итиянаги — первый муж Йоко Оно

Детство Йоко прошло в войну, что не могло на ней не отразиться. Тем не менее, она получила хорошее образование в Японии. В начале 50-х её отца снова перевели на работу в США и она поехала вслед за ним поступать в колледж.

К тому времени она уже встречалась с мальчиками, но под контролем родителей. Позже они «ослабили хватку», и в 1956 году Йоко вышла замуж за хорошего, но бедного парня Тоси Итиянаги. Он тогда учился на композиторском отделении, подавал большие надежды. Йоко он не был ровней. Родители были против, но девушка всегда все делала вопреки их воле.

Йоко Оно с первым мужем Тоси Итиянаги (за роялем)

Йоко и Тоси жили очень скромно, она была главной добытчицей в семье. Воспользовавшись отцовскими связями, она нашла работу переводчиком и сопровождала японские делегации в США. Муж же обеспечил ей доступ в творческие круги Нью-Йорка.

Оно (тогда миссис Итиянаги) была человеком противоречивым. В детстве она специально падала в обморок, чтобы отлынивать от занятий музыкой, а тут вдруг ею увлеклась и даже собиралась стать оперной певицей, не имея на то данных. Помимо этого, она занималась авангардной живописью и писала стихи. В общем, хваталась за все, что хоть как-то было связано с творчеством и отличало её от серой толпы.

Йоко была больше карьеристкой, которая своим упорством и настойчивостью пробивала себе дорогу, нежели обладала каким-то талантом. Она заводила нужные знакомства, изменяла мужу. Он об этом знал, но до какого-то момента терпел, пока не понял, что ничего не добьется в США. По сути Тоси был подкаблучником.

Йоко Оно в юности

Тоси вернулся в Японию, а Йоко продолжала добиваться своей цели. Параллельно встречалась с разными творческими мужчинами, сделала несколько абортов. Но своей в этом обществе так и не стала, её работы не интересовали ценителей искусства. Известный художник Энди Уорхол в свое время дал ей очень точную характеристику:

Она все время путается под ногами. Она все время что-то делает. Она все время кому-то подражает.

В конечном счете, у Йоко началась депрессия. Она пыталась свести счеты с жизнью, и родители настояли на её возвращении в Японию. Они были уже совсем по-другому настроены к Тоси, который простил свою жену. Их связь все это время не прерывалась, Йоко регулярно звонила мужу из Нью-Йорка.

Тони Кокс — второй муж Йоко и отец её дочери Киоко

В Японии Йоко взялась за старое — предприняла очередную попытку прославиться. Тоси помог организовать ей представление, но японская публика также не оценила. Такой авангард ей был не нужен. Когда до Йоко дошли отзывы критиков, она снова была на грани депрессии.

Муж и родители поместили её в психиатрическую клинику, где врачи стали пичкать транквилизаторами. В таком, практически безжизненном, состоянии нашел Йоко её второй муж Тони Кокс.

Йоко Оно и Тони Кокс с дочерью Киоко

Впоследствии прессе рассказывали красивую историю о том, что Тони стал фанатом творчества Йоко еще в Нью-Йорке и поехал в Японию вслед за ней, чтобы выразить свое восхищение. И, возможно, надеяться на что-то большее.

Муж Йоко обрадовался приезду поклонника — был хоть какой-то шанс вытащить её из этого состояния. Тони помог это сделать. Он неплохо разбирался в фармацевтике, заставил снизить дозу транквилизаторов и угрожал врачам, что расскажет прессе о том, что они насильно пичкают известную (в узких кругах) художницу лекарствами. Йоко отпустили.

Самое интересное заключалось в том, что этот тип с видом школьного учителя в Америке был известным мошенником и распространителем наркотиков. Он крутился в тех же кругах авангардистов, что и когда-то Йоко — собственно, они и были его основными клиентами. Когда же тучи над ним сгустились, он решил рвануть за границу.

История с некой странной японкой, которая вдруг пропала и, кажется, вернулась на родину, была как никогда кстати. Тем более, что он узнал о том, что Йоко — дочь влиятельных родителей. Она была его спасением.

Киоко Оно Кокс — дочь Йоко Оно

Дальше все пошло, как и задумывалось. Йоко и Тони стали часто проводить время вместе и, таким образом, сблизились. Она была для него Королевой, а ей только этого и было нужно. Потом Йоко развелась, вышла замуж за Тони и забеременела. Она снова хотела делать аборт, но врачи отговорили — это могло быть для нее опасно.

В 1963 году родилась Киоко. Практически сразу Йоко вернулась к своим творческим делам, теперь у них были совместные проекты с Тони. Её мать помогла нанять няню.

Йоко Оно и Киоко

Через какое-то время Йоко совсем заскучала от семейной жизни и уехала снова покорять Америку. Тони с дочерью остался в Японии. Позже она вызвала их к себе, но жили они очень бедно. Даже на какое-то время отдали Киоко родственнице Тони. Лучше бы они ее оттуда не забирали!

Дочь, как зверек, жила в их маленькой квартирке, в полном бардаке. Они даже периодически оставляли её одну. Знакомые, которые посещали их, забили тревогу, предлагали отдать девочку уже другой бездетной родственнице Тони. Он не согласился.

Супруги, которые тогда уже метали друг в друга молнии, решили создать видимость нормальной семьи и даже ходили к психологу. Но это не особо помогало. Успех к Йоко все не шел и теперь она решила ехать в Англию. Тони с дочерью поплелся за ней. Надо отдать ему должное, он ей много помогал в реализации идей.

Йоко Оно и Джон Леннон

Джон Леннон с сыном от первого брака Джулианом и Йоко Оно с дочерью Киоко

В Англии семья поселилась у знакомых. На самом деле, через несколько месяцев они попросили их съехать, потому что в их отсутствие они превратили дом в то, во что обычно превращала Йоко все свои жилища.

Тем не менее, усилия не пропали даром и что-то у Йоко и Тони начало получаться. На одной из выставок, которую удалось организовать, Оно и познакомилась с Джоном Ленноном. Она начала буквально преследовать известного музыканта, а Тони поддерживал её — Леннон был их проходным билетом в мир большого искусства. Потом, когда у его жены начались с ним отношения, он стал закрывать на это глаза.

Несколько позже Джон и Йоко расстались со своими супругами. Смешно, но Леннон заплатил за этот развод Коксу больше отступных, чем бывшей жене Синтии и собственому сыну Джулиану. Да, Тони решил извлечь из этого выгоду. Лишь один вопрос остался нерешенным — опека над Киоко.

Дочь, которую Йоко Оно не видела более 20 лет

Тяжба длилась пару лет, но у Кокса был козырь — Йоко и Леннон тогда были замешаны в скандале с наркотиками, и дочь отдали ему. К тому же, он снова женился на девушке по имени Мелинда, которая была адептом некого духовного культа. Потом она вовлекла туда и Тони с Киоко.

Йоко Оно, Джон Леннон и Киоко

Когда Тони, Мелинда и Киоко жили на Майорке, Йоко и Леннон поехали туда с целью выкрасть дочь. У них это почти получилось, но вмешалась полиция. Тогда Кокс решил бежать с новой семьей в США — в Хьюстон, где у Мелинды были родственники. Потом они перебрались в Калифорнию и стали адептами духовного культа, чтобы скрыться от правосудия. Тони понимал, что у Леннона много денег и большие связи и рано или поздно они отберут у него Киоко.

Йоко долгие годы пыталась найти дочь, покупала ей детские вещи в надежде, что скоро она снова появится в её жизни. Время шло, в 42 года она родила Леннону сына Шона, а Киоко все не объявлялась.

После того, как Джона не стало, Тони и повзрослевшая дочь прислали Йоко телеграмму с сочувствиями. Оказывается, через несколько лет, Кокс бежал вместе с дочерью из культа, полностью разочаровавшись в нем и своей жене Мелинде. Тем не менее, Киоко успела получить хорошее образование.

Встреча Йоко оно с дочерью

Йоко Оно с детьми Киоко и Шоном

Тогда Йоко опубликовала для Киоко письмо в прессе:

Дорогая Киоко, За все эти годы не было ни одного дня, чтобы я не скучала по тебе. Ты всегда в моем сердце. Однако я не буду пытаться найти тебя сейчас, так как уважаю твой выбор. Я желаю тебе всего наилучшего в мире. Если ты когда-нибудь захочешь связаться со мной, знай, что я тебя очень люблю и буду очень рада услышать тебя. Но ты не должна чувствовать вину, если решишь этого не делать. Помни, у тебя всегда есть мое уважение, любовь и поддержка.

Тем не менее, встретились они много позже — в 1994 году, после 23 лет разлуки. Тони говорил, что теперь его дочь взрослая и сама будет решать, общаться ей с матерью или нет. Одновременно с этим запрещал ей это делать, говоря что перестанет сам с ней видеться. А Киоко очень любила отца, он был единственным человеком, кто заботился о ней все эти годы. Кроме того, она боялась публичности Йоко.

Йоко Оно с дочерью и внучкой

Встретиться матери и дочери помог один умный человек — муж Киоко. Тогда ей был уже 31 год и она ждала первого ребенка. Он сказал, что она должна увидеть с мать, прежде чем родит. Нехорошо, если внучка будет потом спрашивать, где её бабушка.С тех пор так или иначе Йоко присутствует в жизни своей дочери и внуков.

Чем Йоко Оно знаменита как художница

15 октября ММОМА открывает первую в России масштабную выставку Йоко Оно — «Небо всегда ясное». Одна из главных фигур в концептуализме 60-х, нью-йоркском авангарде и международном движении «Флюксус», экспериментальном кино и перформансе, 86-летняя художница до сих пор генерирует новые проекты. Она всю жизнь связана с музыкой, но ранние и важнейшие шаги сделала на поле искусства. Вспоминаем главные вехи из художественной практики Йоко Оно, сделавшей зрителя соучастником и ставшей звездой мирового масштаба.

«Инструкции»

Это ключевая часть московской выставки и всего, что делает Йоко Оно. После переезда в Нью-Йорк из Японии и окончания Колледжа Сары Лоуренс (Йоко изучала поэзию и музыку), Оно создала первые «рецепты», в письменной или вербальной форме приглашая зрителя совершать простые действия и уловить красоту повседневности. Lighting Piece cо спичкой, которую нужно зажечь (1955), и «Картина, на которую нужно наступить» (1960–1961) были в числе самых ранних. В 1964-м она собрала более 150 своих инструкций в книге «Грейпфрут», тогда же осуществила культовый перформанс «Отрежь» (1964), в ходе которого зрители могли унести с собой кусочек одежды художницы.

Йоко Оно. «Склеивание». 1966. C выставки Йоко Оно «Незаконченные картины и объекты» в лондонской Indica Gallery, 1966; инсталляция в Tate Modern, 27 октября 2010 года

Два года спустя Йоко Оно приглашала зрителей забивать гвозди в картину и рассматривать комнату через лупу, поднявшись по лестнице. На этой выставке в Лондоне Йоко и познакомилась с Ленноном, тот сначала увидел слово «Да» на холсте сквозь увеличительное стекло, после спросил, может ли он забить воображаемый гвоздь в работу Painting to Hammer a Nail In (1961/1966). Этот вопрос впоследствии вдохновил Йоко сделать еще одну версию проекта из нержавеющей стали и стекла, которую она посвятила Джону.

Шестьдесят лет спустя Йоко призывает подниматься по лестнице, чтобы приблизиться к небу (To See the Sky, 2015), или отправлять откровенные признания о моральном, физическом и любом другом насилии. Впервые этот интерактивный проект Йоко осуществила совместно с Художественным музеем Рейкьявика в 2016 году, а теперь повторяет в Москве — поделиться историей и фотографией своих глаз можно, заполнив анонимную форму на сайте ММОМА.

Йоко Оно. «Картина, чтобы забить гвоздь». 1966

Музыка

Вся жизнь Йоко Оно связана с музыкой: в детстве художницу учила играть на скрипке ее тетя, русская скрипачка Анна Бубнова, три мужа — композитор Тоси Итиянаги, Энтони Кокс и Джон Леннон — тоже были музыкантами, а с 1971 по 1989 год Йоко совсем ушла от искусства в музыку. «Инструкции» тоже сравнивают с музыкальными партитурами и с хокку, указания художницы настраивают на созерцание, глубоко поэтичны. «Кажется, что коллективное чтение зачастую невыполнимых «рецептов» художника способно изменить реальность с помощью совместных усилий всего человечества», — подчеркивают в ММОМА.

Объединяя музыку, искусство и гражданский активизм, в 1969 году Йоко Оно и Джон Леннон устроили два антивоенных протеста Bed-In For Peace и по неделе в марте и мае отказывались покидать кровать. В это время в числе прочего была записана песня All We Are Saying Is Give Peace A Chance. В том же 1969-м Йоко и Джон записали песню Imagine, основали группу Plastic Ono Band, а в 2009 году художница воссоздала этот проект в сотрудничестве с их сыном Шоном Ленноном.

Видео, скульптура, паблик-арт

За свою карьеру Йоко Оно успела снять множество фильмов на стыке искусства, перформанса и экспериментальной практики, от No. 4 (1966), также известного как Bottoms, до Fly (1970) года. После перерыва в художественной практике длиной почти в 20 лет Оно в конце восьмидесятых взялась за работу с бронзой — результатом стала, к примеру, фигуративная скульптура 1992 года Endangered Species 2319–2322, — в 2007-м представила паблик-арт-проект Imagine Peace Tower, в котором луч света каждый год освещает ночное небо Рейкьявика в память о Джоне Ленноне, в 2012-м вывела строчки из их песни Imagine на Таймс-сквер: фрагменты видео Imagine Peace транслировались на 15 рекламных билбордах.

Недавние выставки

За последние десять лет крупные выставки Йоко Оно проходили в нью-йоркском MoMA (2015), где сосредоточились на работах с 1960-го по 1971-й, франкфуртском Schirn Kunsthalle, лондонской Serpentine Gallery, а также в других крупных институциях. С апреля по июль этого года работы Йоко Оно показывали в Лейпциге, на выставке Peace Is Power. В Москве искусство Оно можно изучать до 24 ноября.

Куратором проекта «Небо всегда ясное» в ММОМА стал Гуннар Б. Кваран, директор Музея современного искусства Аструп-Фернли в Осло, в прошлом глава Художественного музея Рейкьявика, где осенью 2016-го также прошла выставка Йоко Оно, и Художественного музея Бергена. В Москве к сотрудничеству с Йоко привлекают как зрителей, так и современных российских художников: работа «Водное событие/Water Event» (1971) была воссоздана при участии Ольги Кройтор, Ивана Новикова, Максима Спивакова, Анны Титовой, Стаса Шурипы и Светы Шуваевой. В первый день работы выставки, 15 октября, ее можно посмотреть бесплатно: достаточно зарегистрироваться на определенное время на сайте музея.

Йоко Оно. «Белые шахматы». 1966

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

пацифизм, перформансы и альбом без музыки :: Герои :: РБК.Стиль

Чем знаменита Йоко Оно: пацифизм, перформансы и альбом без музыки

Йоко Оно

© Ben A. Pruchnie/Getty Images

Автор Оля Степанян

15 октября 2019

В Московском музее современного искусства открылась выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» — масштабный проект, рассказывающий о заслугах художницы в области концептуального искусства. «РБК Стиль» вспомнил самые яркие из них.

О Йоко Оно зачастую говорят в неразрывной связи с Джоном Ленноном, хотя к моменту знакомства с участником The Beatles в 1968 году она уже была далеко не безызвестной художницей, видной участницей хэппенинг-движения «Флюксус». В 1966-м Оно вместе с концептуалистом Джоном Лэтэмом и Густавом Мецгером, создателем концепции саморазрушающегося искусства, сожгли башни, выстроенные из книг, рядом с Британским музеем — мол, основы искусства должны сгореть. На последующем симпозиуме, организованном Мецгером, у каждого участника «Флюксуса» была задача по разрушению себя: Йоко Оно предлагала гостям ткнуть в нее ножницами. А год спустя художница запечатлела пятые точки 365 друзей, музыкантов и художников для видеопроекта «Ягодицы» — скучать без рокового «битла» не приходилось.

Перформанс Йоко Оно “Отрежь”, 1964, концертный зал Carnegie Recital Hall, Нью-Йорк. 25 марта, 1965

© Minoru Niizuma ©Yoko Ono

Встретились два одиночества, кстати, на выставке Йоко в лондонской Indica Gallery, знаковом для художников и перформансистов 60-х годов месте. Леннон сначала откусил кусок яблока, лежавшего на постаменте, а затем взобрался на инсталляцию «Картина на потолке», разглядел в лупе слово «да» и, приняв его за безусловный знак вселенной, заговорил с автором инсталляции. Музыкант пожелал забить гвоздь в предназначенный для этого холст, но, так как выставка официально открывалась только на следующий день, Йоко попросила за этот «нежелательный жест» пять шиллингов. Джон талантливо выкрутился: забил воображаемый гвоздь и пообещал расплатиться воображаемыми деньгами. Так Леннон оказался идеальным зрителем искусства Йоко: оно как раз требует непосредственного участия, а не отстраненного наблюдения. А может и самым успешным ее арт-проектом (художница творчески подошла даже к расколу первого брака возлюбленного: например, прислала его жене Синтии разбитую «окровавленную» чашку собственного производства) и, совершенно точно, — надежным соавтором. Их первым совместным детищем стал записанный за одну ночь студийный альбом Unfinished Music No. 1: Two Virgins без музыки, но с набором шумов, стонов и криков (вы наверняка помните знаменитую обложку, для которой пара позировала абсолютно голой).

Брак с «битлом» принес художнице долгожданную славу, какой не смогли обеспечить предыдущие избранники — японский композитор Тоси Итиянаги и американский кинопродюсер и арт-промоутер Энтони Кокс. Вместе с третьим мужем Оно в 1969-м провернула самый известный и тиражируемый перформанс «В постели за мир» — недельные возлежания на кроватях в отелях Монреаля и Амстердама — протест против ввода американских войск во Вьетнам. Вместе с тем, когда The Beatles в 1970-м приказали долго жить, стрелы фанатов полетели именно в Йоко как причину раскола ливерпульской четверки.

© Keystone/Hulton Archive/Getty Images

А Йоко вместе с Джоном, Джорджем Харрисоном и Ринго Старром запела сама — получилась группа Plastic Ono Band с вокалом, продиктованным влиянием театра кабуки и опер австрийского композитора Альбана Берга. Студийные альбомы Fly (1971) и Approximately Infinite Universe (1972) были признаны образцами передового рока. В 1980-м, за неделю до трагической гибели Леннона, семейная пара представила хитовый альбом Double Fantasy — пластинку года по версии Grammy.

Вдовой Оно продолжила музицирования и, помимо прочих, записала альбомы Season of Glass (1981) (трибьют Леннону), Walking On Thin Ice (1981) и Between My Head and the Sky (2009), для которого воскресили Plastic Ono Band. Йоко также написала мюзикл New York Rock, поставленный в 1994 году на Бродвее.

Вместе с тем продолжался путь Оно-художницы. В 1989 году Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке представил ретроспективу работ Йоко: для выставки она отлила в бронзе свои ранние концептуальные произведения. В 2009-м она удостоилась «Золотого льва» на 53-й Венецианской биеннале как «важнейшая художница нашего времени». А самая известная серия работ Йоко «Инструкции» — тексты с указанием действий или объекты, с которыми публика должна взаимодействовать, — благодаря XIV Международному фестивалю-школе современного искусства «Территория» доехала и до Москвы. Выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» проходит в Московском музее современного искусства с 15 октября по 24 ноября 2019 года. 

Что нужно знать о Йоко Оно и её искусстве — Wonderzine

По словам Оно, она всю жизнь чувствовала себя аутсайдером — сначала в своей семье, которая была не в восторге от богемного образа жизни Оно, потом в мире искусства, где её подход разделяли и понимали лишь немногие. В США и Великобритании, куда потом переехала Оно, людей азиатского происхождения было намного меньше, чем сейчас, а встретить японца было практически невозможно. После Второй мировой войны, в которой Япония была врагом, прошло совсем немного времени: в памяти у людей остались пропагандистские картинки с карикатурными «желтолицыми», мечтающими отнять у западного мира всё самое дорогое, и антияпонские настроения были всё ещё очень распространены. Это не особенно трогало Йоко, пока она не попала на первые страницы жёлтой прессы из-за романа с Ленноном — на художницу полился поток оскорблений и угроз, который не останавливался несмотря на все усилия её знаменитого мужа. Йоко абсолютно серьёзно обвиняли в ведьмовстве: поклонники The Beatles считали, что коварная японка (ещё и разведённая, ещё и на семь лет старше!) приворожила рок-звезду и обманом отняла его у поклонников. Обдумав этот опыт и присвоив оскорбительное слово, в 2007 году Йоко выпустила альбом «Yes, I’m a Witch». Так же она переосмысляла и другие ярлыки, которые на неё клеили — например, «женщина-дракон».

В 1968 году Оно и Леннон вместе придумали арт-проект, который назывался «You Are Here»: Джон запустил в небо 365 белых воздушных шариков, к каждому из которых была привязана пустая открытка с адресом галереи — те, кому посчастливилось найти шарик, могли отправить весточку обратно Леннону. Идея была очень милой, но Джона поразило, сколько открыток вернулись с расистскими и мизогинными комментариями о его жене.

Несмотря на внешнюю невозмутимость, Йоко болезненно переживала потоки ненависти от незнакомых людей и натянутые отношения с участниками The Beatles. «Когда я слушала все эти вещи, которые могли бы кого угодно расстроить, я представляла себя рыбой, которую вытащили из воды и положили на разделочную доску. И я трепыхаюсь на этой доске, пытаясь вдохнуть, и думаю: „Когда же вы добьёте меня наконец“», — рассказывает Оно.

Йоко Оно (Yoko Ono): биография, фото

Авангардная художница, певица и деятель искусства, вдова участника знаменитого квартера The Beatles Джона Леннона.

Первые три года своей жизни Йоко провела с матерью Исоко Оно в Токио, в то время как отец, Эйсуке Оно, жил и работал в Сан-Франциско, занимая руководящую должность в американском представительстве Bank of Japan. В 1936 году Йоко с матерью переехали к отцу, однако еще через год были вынуждены вернуться в Японию, так как отец был переведен в Нью-Йоркское отделение банка. В 1940 семья повторно воссоединилась, однако опять ненадолго — с началом Второй мировой войны Йоко с матерью решили вернуться на родину.

С 1943 по 1953 год Йоко Оно получала образование в престижной школе Гакусуин. В 1953 году она поступила в колледж Сары Лоуренс в Америке, где в последующие несколько лет обучалась литературе и музыке, намереваясь стать оперной певицей.

В 1956-го года Йоко Оно пыталась заслужить признание публики. Однако многочисленные перфомансы, выставки и спектакли не имели успеха, а критики отказывались принимать Йоко Оно всерьез. Вследствие своих неудач она впала в депрессию и неоднократно пыталась покончить с собой, но всякий раз мужу Йоко Оно Тоси Итиянаги удавалось ее спасти.

в 1966 году, чтобы продвинуться в художественных начинаниях, Йоко Оно приехала в Лондон. Джон Леннон, участник The Beatles, пришел на ее выставку в галерее «Индика» по рекомендации Пола Маккартни. После первой встречи на выставке Йоко неоднократно пыталась добиться внимания Джона Леннона, и в итоге они сблизились, и летом 1968 года Джон и Йоко начали жить вместе в квартире Ринго Старра.

Джон Леннон стал часто приводить Йоко на репетиции The Beatles, нарушая негласное правило группы не пускать посторонних в студию. Из-за этого напряжение внутри группы возрастало. Считается, что именно Йоко Оно повлияла на распад группы.

В то же время Джон и Йоко занимались совместным творчеством. Йоко принимала участие в записи некоторых песен The Beatles. 1969 году Оно и Леннон создали свою группу, назвав ее Plastic Ono Band. Последний альбом Оно 1980-х годов — Starpeace, названный так в противовес ракетной системе обороны Starwars Рональда Рэйгана.

Их сын, Шон, родился в день рождения Леннона, 9 октября 1975 года. После рождения Шона и до убийства Джона Леннона 8 декабря 1980-го года пара жила в относительном уединении в Дакоте в Нью-Йорке.

Через некоторое время после убийства мужа Оно вступила в брак с дилером антикварных вещей Сэмом Хавадтоем, который продлился до 2001 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *