Что Джон Леннон нашел в Йоко Оно
К очередной годовщине со дня рождения Джона Леннона 9 октября в Британии вышла еще одна его биография «Being John Lennon: A Restless Life» («Беспокойная жизнь Джона Леннона»).
Фото: flickr.com/photos/chinnianИ хотя годовщина не круглая — бывшему битлу исполнилось бы 78 лет, — очередная биография обещает стать неординарным пополнением длинного ряда жизнеописаний музыкантов «Битлз» — как всей группы вместе, так и каждого по отдельности.
Примечательно то, что написал ее британский журналист Рэй Коннолли, лично знавший Джона и довольно плотно с ним общавшийся. Они познакомились в 1967 году, когда Коннолли освещал съемки битловского фильма Magical Mystery Tour.
Что-то, очевидно, «кликнуло» между ними: возможно, тот факт, что они родились в один год — 1940-й, а может, то, что Коннолли был из тех же мест, что и битлы, — он родился в Ланкашире, а первую журналистскую практику проходил в ливерпульской газете Liverpool Daily Post, перейдя затем в столичную Evening Standard, а позднее в Sunday Times.
Коннолли по приглашению Джона не раз присутствовал на записях в студии Эбби-роуд, неоднократно интервьюировал Леннона у него дома и даже сопровождал его в поездках в Канаду и США.
В трагический день 9 декабря 1980 года Коннолли должен был лететь из Лондона в Нью-Йорк на долгую беседу с Джоном о его только что вышедшем после длительного молчания диске Double Fantasy, но, услышав поутру в новостях, что Леннон убит, отменил билет и сел писать некролог.
Короткий его вариант был опубликован тогда же. Можно считать, что теперь мы получили полную его версию.
Что он в ней нашел?
Рецензент Sunday Times Виктория Сигал отмечает, что Коннолли, в отличие от многих других авторов, пытавшихся развенчать культ Леннона, «пошел по наиболее разумному пути, отделив святого от монстра в этой сдержанной, вдумчивой биографии».
Но кое-какой культ он все же развенчивает.
Если подробности жизни юного Джона и этапы становления его личности в составе «Битлз» задокументированы и переосмыслены столько раз, что возведены на былинный уровень, то его отношения с Йоко Оно всегда оставались как бы недораскрыты, и в этой книге Коннолли вдруг, после стольких лет, дает полный ответ на вопрос любого битломана: «Что он в ней нашел?»
Привычное объяснение о сексуальном притяжении (Леннону было 25 лет, когда они познакомились, Оно — 33) не кажется убедительным, когда читаешь то, как Коннолли описывает обстоятельства их знакомства в 1966 году в лондонской галерее, где у Оно должна была открыться концептуальная выставка.
«На тот момент он ничего о ней не знал, кроме того факта, что она снимала короткометражку „Попы“ (Фильм номер 4), дав с этой целью объявление в газете о [поиске] „интеллектуально выглядящих задниц“. После этого она отсняла 365 таких задов», — пишет Коннолли в книге, выдержки из которой напечатала британская газета Daily Mail.
«Был ли он увлечен Йоко? Вряд ли. Если бы был, то она бы об этом узнала, поскольку он совершенно определенно никогда не скрывал своих намерений, если таковые имелись. Но вместе с тем, что-то интригующее в ней было. Она могла казаться полусумасшедшей, но в ней была загадка, и он раньше никого такого, как она, не встречал», — продолжает автор.
Коннолли настаивает, что Джон после той первой встречи и думать о ней не думал, он даже не пошел на открытие ее выставки, пока эта «странная маленькая японка» не возникла в его жизни снова, чтобы так в ней и остаться навсегда.
«Йоко тем временем решила преследовать Джона с помощью писем. Для нее он был мультимиллионер, которому деньги некуда было девать, и она нацелилась на то, чтобы добиться от него финансовой поддержки своим арт-проектам. Позже она скажет, что мысль о том, что она бегала за Джоном, неверна. Другие же могут сказать, что она так и не оставила его в покое», — замечает Коннолли.
Журналист-биограф далее рассказывает, как Леннон год спустя уступил нажиму и проспонсировал ее выставку, состоявшую из окрашенных в белый цвет половинок стула, кровати и комнаты, но сам на открытие не пришел, однако «странная маленькая японка» продолжала напоминать о себе и вдруг, к изумлению жены Леннона Синтии, даже появилась на встрече битлов с помощником индийского гуру Махариши Махеш Йоги, которого Джон, Пол, Джордж и Ринго намеревались посетить в Гималаях. И не просто появилась, но по ее окончании непрошено влезла в лимузин Леннонов и буквально вынудила их отвезти ее домой.
Поездка прошла в гробовом молчании.
Под маркой бренда «Джон & Йоко»
«Вскоре Джон и Йоко будут одеваться в одинаковые белые костюмы, одинаково разделять на пробор посередине свои длинные волосы. Для Джона это было что-то вроде: „Я — это он, как и ты — это он, как и ты — это я и мы все вместе“, — как он пел в I Am The Walrus, — полагает автор. — В „Битлз“ он всегда воспринимал себя как солиста, но теперь он начал растворять свою личность в личности Йоко. Одним из их первых совместных проектов был проникнутый нарциссизмом фильм, в котором они объединили свои лица».
Они стали брендом «Джон и Йоко», поясняет Коннолли. Брендом, под чьей вывеской начали происходить разные странные арт-затеи: запуск в небо 365 белых шариков с надписью «Ты здесь», 30-минутный фильм, в котором Джон только и делал что улыбался; еще один фильм — Self-portrait («Автопортрет»), в котором 20 минут крупного плана были отведены интимным местам всемирно известного битла.
Автор новой биографии объясняет все эти вещи, как и сам факт женитьбы Джона на Йоко, тем, что он был в восторге от того, что женился «на авангардной художнице-интеллигентке».
«Со своей новой женой он больше не был битлом: он мог занять свое место в ряду настоящих „художников“ — слово, которое он постоянно использовал, говоря о себе», — свидетельствует Коннолли.
Извините, ребята, но вы были правы?
Фото: The Beatles StoryПозднее, рассказывая об уходе Джона из дома и его адюльтере (подстроенном опять же самой Йоко — в полном соответствии, как отмечает автор, с давними японскими традициями, когда жена сама находит теряющему интерес мужу любовницу) с их секретаршей Мэй Пэнг, Коннолли безжалостным образом объясняет, почему Леннон все-таки вернулся к своей второй жене.
«Одна причина — это то, что с ней он чувствовал себя умнее, а не просто рок-н-рольщиком. Возможно, он также чувствовал необходимость быть рядом с человеком с железной волей? С Йоко бывало тяжело, но до тех пор, пока он не противился ее колоссальному самомнению и желанию иметь равную с ним славу, она брала на себя заботу обо всем остальном. Ему не надо было ни о чем беспокоиться, пока она управляла их хозяйством, прислугой и сидела на его месте в совете директоров Apple [Records]. На самом деле она была ему больше матерью, чем женой», — заключает Коннолли.
Говоря о периоде студийной работы «Битлз» над «Белым альбомом», когда Джон настоял на том, чтобы Йоко находилась рядом с ним в студии, биограф свидетельствует: «Пол потом сказал мне: „Если я начинал придумывать какую-то строчку [будущей песни], то сразу при этом нервничал. Я бы, может, написал что-то типа „Я люблю тебя, девочка“, но под взглядом Йоко мне начинало казаться, что надо бы придумать что-то более умное, авангардное. Мы с Джоном попытались еще несколько раз чего-то написать вместе, но потом, мне кажется, мы оба решили, что лучше будем делать это по отдельности“».
В 2013 году Рэй Коннолли написал для радио BBC4 комедийную радиопьесу от лица вымышленной секретарши битловского фан-клуба Sorry Boys You Failed the Audition («Извините, ребята, но прослушивание вы провалили») — о том, что случилось бы, если бы «Битлз» в 1962 году не получили контракта с Parlophone.
«Это святотатство — так говорить, но на момент, когда Джордж Мартин их подписал, очень многие их уже завернули», — сказал перед трансляцией своей пьесы Коннолли в интервью Daily Telegraph, предваряя тогда возможный выплеск гнева заинтересованной публики в соцсетях.
В новой биографии Леннона он будто удовлетворяет ту часть поклонников, для которых вопрос о том, почему распалась их любимая группа, был раз и навсегда решен, задолго до выхода этой книги.
Йоко Оно — Вікіпедія
Йоко Оно | |
---|---|
яп. オノ・ヨーコ | |
Йоко Оно в Сан-Паоло, Бразилія, 2007 р. | |
Основна інформація | |
Дата народження | 18 лютого 1933(1933-02-18) (87 років) |
Місце народження | Токіо, Японія |
Роки активності | 1961—дотепер |
Громадянство | Японія, США |
Національність | японка |
Професії | антивоєнна активістка, співачка, музикантка, мисткиня, композиторка, артист, художниця, recording artist, кінорежисерка |
Освіта | коледж Сари Лоуренсd і Gakushuin Universityd |
Співацький голос | мецо-сопрано[1] |
Інструменти | фортепіано |
Жанр | авангард, рок, поп, електроніка |
Лейбл | Apple[en], Geffen, Polydor Records, Rykodisc, Astralwerks |
Нагороди | |
imaginepeace.com | |
Файли на Вікісховищі |
Йоко Оно Леннон, відоміша як Йоко Оно (яп. 小野 洋子, англ. Yoko Ono, *18 лютого 1933(19330218), Токіо, Японія) — японсько-американська авангардна художниця, музикантка й діячка мистецтва, вдова британського музиканта Джона Леннона. Має громадянство США і живе в Нью-Йорку. Двоє дітей — Кіоко й Шон Таро Оно Леннон.
Була другою дружиною Джона Леннона й брала участь у його сольних проектах, а також у записах деяких пісень The Beatles («Revolution 9», «Birthday», «The Continuing Story of Bungalow Bill»). Випустила кілька сольних альбомів.
Йоко Оно народилась у 1933 році в Токіо. Її батьки були багатими і добре влаштованими людьми, у їхньому домі бувало до 30 слуг. Батько був банкіром. Виїхавши після війни до Америки, він був призначений президентом Токійського банку в Нью-Йорку. Йоко відвідувала Коледж Сари Лоренс (той самий, у якому вчилася Лінда Маккартні). Вона була короткочасно одружена з японським музикантом, і приєдналась до медіа-групи «Флексус». Пізніше у 1962 вона одружилася з американським режисером Тоні Коксом, з яким познайомилась на своїй виставці, і народила від нього доньку Кіоко. Йоко і Тоні Кокс приїхали до Лондона в 1966, де Йоко вперше зустрілася з Ленноном
Гантер Дейвіс описує суперечку, що виникла між Джоном і Йоко за яблуко, яке було частиною реквізиту виставки Йоко, і яке Леннон надкусив. Пізніше Йоко надіслала йому одну зі своїх книжок, а він спонсорував її виставку. За рік, у лютому 1967 Йоко з чоловіком знов приїхала до Лондона для зйомок фільму «Сідниці», про що Дейвіс, у той час колумніст у Sunday Times, написав статтю «О ні, Оно» англ. Oh no, Ono. Тим часом стосунки Джона і Йоко переросли у щось більше, і в травні 1968, Леннон розлучився з першою дружиною Сінтією та поселився разом з Йоко. В пари розпочався період інтенсивної творчої співпраці, — артистичних перформенсів, спільних зйомок, створення музики, картин, різних подій та публічних акцій. За рік часу у підсумку вийшов фільм і диск під назвою «Двоє незайманих» англ. Two Virgins, на обкладинці якого пара була знята голою. У тому ж 1968 році, за кілька тижнів після розлучення Джона з Синтією, Йоко Оно завагітніла, але не доносила вагітності[3].
Перше публічне дійство, яке Йоко і Джон спільно провели на національній скульптурній виставці, що традиційно відбувалась у Ковентрі в стінах зруйнованого собору, полягало в тому, що вони мали посадити два жолуді, які б символізували Схід і Захід, репрезентовані Джоном і Йоко. Ці жолуді, прорісши разом, мали символізувати мир між усіма народами землі. І хоча представник собору Ковентрі не схвалив акцію від знаменитої, та все ж «гріховної» пари, ці жолуді були посаджені, також була встановлена кована лавка, яка мала доповнювати цей перформенс миру і дружби і виготовлення якої вартувало 4,500 фунтів. Оскільки парох собору не бажав такого перформенсу на освяченій землі, лавка та жолуді були представлені на галявині перед новим собором. Там також була встановлена табличка з короткою посвятою Джонові від Йоко та Йоко від Джона і датою. Це була їхня перша публічна заява з закликом до миру, і пізніше вони розіслали жолуді з супровідними листами до багатьох світових лідерів. Ковану лавку невдовзі після закінчення виставки хтось вкрав.
Леннон пізніше писав, що знайшов у Йоко Оно і споріднену душу, і творчу підтримку, якої потребував. Він казав, що обоє увійшли у суміжні поля одне одного: Джон за допомогою Йоко міг висловити свої більш авангардні і дивні артистичні пориви, а вона стала самостійним продюсером і професійно записувала музику. На жаль, їхня близькість дратувала і знеохочувала багатьох попередніх прихильників, яким більше підходив образ жонатого і чисто виголеного Леннона, без екстравагантних штучок із незрозумілою японкою. Але крім дружніх та ділових ускладнень, на пару очікували ще й кримінальні. Одного разу, у жовтні 1968, поліція знайшла в їхній квартирі марихуану і завела на Леннона кримінальну справу, яка потім багато йому нашкодила. В інтерв’ю Леннон пояснив, що він хотів вигородити Йоко, і тому одразу визнав порушення та взяв усю вину на себе, вважаючи, що обійдеться протоколом та парою сотень доларів штрафу.
Незважаючи на всі клопоти, Бітлз записали в цей час один з найкращих своїх синглів, який отримав визнання як один з найгарніших творів у жанрі рок-енд-ролу — «Гей Джуд/Революція». Перша пісня авторства Маккартні була ремінісценцією Джонового розриву з дружиною. Вона була складена у примирливому, заспокійливому тоні, ніби спрямованому на сина Леннона Джуліана. Друга — авторства Леннона — була контрастною до першої і виражала ті «революційні» зміни, які насправді переживав весь гурт. Через три місяці вийшов новий альбом під назвою просто «The Beatles» (т. зв. «Білий альбом»), куди увійшло 30 пісень на двох дисках. Відомо, що під час запису учасники групи не дуже лагодили одне з одним, а постійна присутність у студії Йоко явно впливала їм на нерви. Серед пісень, написаних Ленноном до цього альбому, була й дещо дитяча за стилем The Continuing Story of Bungalow Bill, солісткою якої виступила Йоко[4].
20 березня 1969 Джон і Йоко мали дуже скромне весілля в Гібралтарі, і як «компенсацію», вирішили влаштувати пропагандистську акцію, запросивши широку публіку «відвідати їх у ліжку» в готелі Hilton в Амстердамі 25-31 березня. Насправді вони планували в такій формі донести до широкої громадськості своє «послання миру», однак ординарна, спрагла до сенсацій публіка домислювала казна що, мабуть очікуючи публічного статевого акту. Це накладало більш сенсаційний, аніж серйозний підхід до миротворчих ідей і меседжів епатажної пари. Джон Леннон, пояснюючи їхні наміри, казав[5]:
« | Йоко і я охоче станемо всесвітніми клоунами, якщо це принесе якесь добро. | » |
- ↑ http://therangeplace.boards.net/thread/176/yoko-ono
- ↑ Hunter Davies. The John Lennon letters. — New York, Boston, London: Little, Brown & Co, 2012. — P. 130.
- ↑ Harry, Bill. The John Lennon Encyclopedia. Virgin, 2001. — P. 510. ISBN 0-7535-0404-9.
- ↑ Borack John M. John Lennon — Life is what happens. — Iola: Krause Publications, 2010. — P. 120.
- ↑ Hunter Davies. The John Lennon letters. — New York, Boston, London: Little, Brown & Co, 2012. — P. 144.
Леннон, Шон — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Леннон.Шон Таро Оно Леннон (англ. Sean Taro Ono Lennon, японское имя: Оно Таро (яп. 小野 太郎 Оно Таро:), известный как Шон Оно Леннон) — американский певец, композитор, музыкант и актёр. Сын музыкантов и активистов в борьбе за мир Джона Леннона и Йоко Оно. Кёко Чан Кокс (Kyoko Chan Cox) — его единоутробная сестра, а Джулиан Леннон — единокровный брат. Крёстным отцом Шона является Элтон Джон.
Молодость и обучение[править | править код]
Шон Леннон родился в Нью-Йорке 9 октября 1975 года, в день тридцатипятилетия его отца, Джона Леннона. После рождения сына Джон стал примерным семьянином, души не чаявшим в своём сыне, до тех пор, пока не был застрелен в 1980 году.
Шон получал образование в Швейцарии, в частной школе-интернате Institut Le Rosey, где также в разное время учились принц Эдвард, король Бельгии Альберт II, Доди Аль-Файед и участники группы The Strokes, Джулиан Касабланкас и Альберт Хаммонд-младший. До этого он учился в частной нью-йоркской школе этической культуры и школе Далтон. По окончании Института Ли Роси посещал в течение только трёх семестров Колумбийский университет, который бросил ради музыкальной карьеры.
Его первым публичным музыкальным опытом стало участие в записи альбома Йоко Оно Season of Glass, 1981 года. На записи он пересказывал по памяти историю, которую время от времени ему рассказывал его отец.
В 9 лет Шон исполнил песню «It’s Alright» на трибьюте Йоко Оно 1984 года Every Man Has A Woman.
В 1988 Шон сыграл роль в фильме «Moonwalker» Майкла Джексона. Позже он вспоминал работу с Джексоном как несомненно положительный опыт. Его первыми серьёзными музыкальными пробами были работа в сотрудничестве с Ленни Кравицом, на альбоме последнего Mama Said, 1991 года и участие в группе для выступления на IMA, для поддержки альбома его матери Risin, 1995 года.
Cibo Matto и Into The Sun[править | править код]
В 1997 году Леннон (вместе с приятелем, Тимо Эллисом) присоединился к обосновавшемуся в Нью-Йорке дуэту Cibo Matto (Михо Хатори и Юка Хонда) для записи второй пластинки последних, Super Relax. В течение его объединения с Cibo Matto, он был сближен с Адамом Яухом из Beastie Boys, выражавшим интерес к его музыке. Дебютный альбом Леннона Into The Sun был выпущен в 1998 году на лейбле Beastie Boys «Grand Royal Records». Касательно Grand Royal, Шон сказал, «кажется, я нашел единственный лейбл на планете, не беспокоившийся о том, кто мои родители и каково моё имя. Это прекрасно, знать, что я не получу предложения, если им не понравятся мои песни. Это не так уж часто встретишь в музыкальном бизнесе!». Into The Sun был спродюсирован коллегой по Cibo Matto, в дальнейшем ставшей его девушкой, Юкой Хонда (Yuka Honda), которая, как сказал Шон, вдохновляла его на протяжении всей работы над альбомом. Режиссёром музыкального видео «Home» на сингл с альбома, был Спайк Джонз (Spike Jonze). Cibo Matto выступили в роли группы Шона на Into The Sun и присоединились к нему в финальной сцене видео на песню «Home».
В 1999 году был выпущен мини-альбом Шона Half Horse, Half Musician, на котором было представлено несколько новых треков, таких, как «Heart & Lung» and «Happiness», равно как и ремиксы песен с Into The Sun. В этом же году Cibo Matto выпускают свой второй альбом Stereo Type A. К разочарованию многих поклонников Cibo Matto, альбом Stereo Type A стал последним альбомом группы, после чего она распалась. Миллениум застал Шона неуверенно шагающим в миры хип-хопа и метала. Он записывал вокал для Del tha Funkee Homosapien, Jurassic 5, Handsome Boy Modeling School (в которой он исполнил дуэтом с Джушем Хайденом песню «Sunshine»), и Soulfly Макса Кавалеры.
В 2001 году Шон исполнил «This Boy» и «Across The Universe» в живую с Руфусом Уэйнрайтом (бывший сосед по комнате) и Moby для Come Together: A Night for John Lennon’s Words and Music. В следующие несколько лет Шон удаляется от всеобщего внимания (и стоит в стороне от внимания медиа, встречаясь с Элизабет Джаггер и Бьюо Филлипс). Как бы там ни было, он продолжает сотрудничать с разными группами и музыкантами как музыкант или как продюсер.
Наши дни[править | править код]
Франция, 2015 годПосле прекращения деятельности Grand Royal Records в 2001 году Шон подписал контракт с Capitol Records, чья материнская компания, EMI, в течение многих лет выпускала музыкальную продукцию его отца. Было выпущено огромное количество и записей The Beatles и его сольных записей. У Шона по-прежнему не был выпущен свежий материал, но в начале февраля 2006 выходит «Dead Meat», первый сингл его нового альбома, Friendly Fire. Рекламный трейлер для CD/DVD издания Friendly Fire был выложен в интернет в начале 2006. Трейлер включал в себя сцены из киноверсии альбома — музыкальные клипы были составлены в фильм. Фактически, клипы были пробами на роль в киноадаптации романа «Дети из камеры хранения» (Coin Locker Babies), ещё одного проекта, над которым работал Леннон, и, чтобы не терять материал, Шон решил сделать кино-копию своего альбома. Friendly Fire был выпущен в октябре 2006 года. В день выхода альбома Леннон впервые с 2001 года выступил на телевидении, сыграв «Dead Meat» на Ночном шоу Дэвида Леттэрмана (Late Show with David Letterman). Леннон также выступил на «Шоу Шэрон Осборн» (The Sharon Osbourne Show) (Великобритания) и «Поздней ночью с Конан О’Брайан» (Late Night with Conan O’Brien). Помимо своего сольного проекта, в 2006 Леннон также работал с Джорданом Гэлландом (Jordan Galland) и его группой Dopo Yume над записью их альбома The Secret Show. Также Шон помогал гитаристу The Strokes, Альберту Хаммонду младшему (Albert Hammond, Jr) в записи его дебютного сольного альбома Yours to Keep. В октябре 2006 стартовало мировое турне в поддержку альбома Friendly Fire, и пока Шон был во Франции, он сделал ремикс песни «Parachute» в сотрудничестве с французским музыкантом -M-. Ремикс был озаглавлен «L’éclipse». В октябре 2007 Леннон выступил на БиБиСи Электрик Промс (BBC Electric Proms) с Марком Ронсоном как приглашенный певец для исполнения песен «Sail on, Sailor» и «We Can Work It Out» вместе с Дэниэлем Мэрривэзером (Daniel Merriweather) и Тавиа (Tawiah). В настоящее время вместе со своей девушкой состоит в группе the Ghost of a Sabert Tooth Tiger.
В 2015 году совместно с басистом Primus Лесом Клейпулом создал проект The Claypool Lennon Delirium. В 2016 году вышел дебютный альбом дуэта «Monolith of Phobos».
В 2017 году записал совместную композицию с американской певицей Ланой Дель Рей на её новом альбоме.
Шон Леннон говорил, что Брайан Уилсон (Brian Wilson) и The Beach Boys оказали наибольшее влияние на его музыку. Он даже интервьюировал Брайана Уилсона для диска, вышедшего лимитированным тиражом и названного Words and Music. В течение релиза Into The Sun Шон часто говорил о восхищении, вызванном бразильской группой Os Mutantes. Позже, находясь в Бразилии, Шон выступал вживую с Арнальдо Баптистой (Arnaldo Baptista) (бас-гитарист и вокалист Os Mutantes) и позже делал дизайн для альбома Os Mutantes Tecnicolor 2000 года. Шон Леннон утверждает, что альбом Check Your Head группы Beastie Boys, содержащий множество музыкальных композиций различных стилей, часто был источником его вдохновения.
Альбомы[править | править код]
- Into The Sun (1998)
- Friendly Fire (2006)
- Ava`s Possessions (2016)
Мини-альбомы[править | править код]
- Half Horse, Half Musician (1999)
Синглы[править | править код]
- Home (1998)
- Queue (Radio Mix) (1999)
- Dead Meat (2006)
- L’ éclipse (2007), в сотрудничестве с -M-.
- Acoustic Sessions (2010)
- The Ghost of a Saber Tooth Tiger#La Carotte Bleue (2011)
- The Ghost of a Saber Tooth Tiger#Midnight Sun (2014)
- Sean Lennon — Half Horse Half Musician (1999)
- Valentine Original Soundtrack (2001)
- Esthero — Wikked Lil’ Grrrls (2005)
- Sean Lennon — Friendly Fire (2006)
- Irina Lazareanu — Some Place Along the Way (2007)
- Tamerlane Phillips — Untitled (2007)
В качестве актёра[править | править код]
В качестве сценариста[править | править код]
- Улыбнись для камеры / Smile for the Camera (2005)
- Огонь по своим / Friendly Fire (2006)
- Дети из камеры хранения / Coin Locker Babies (2008)
- Part Asian, 100 % Hapa (2006) — написал предисловие к книге
Убийство Джона Леннона — Википедия
Убийство Джо́на Ле́ннона, всемирно известного британского рок-музыканта, основателя и участника группы The Beatles, произошло 8 декабря 1980 года у входа в здание «Дакота», в котором Леннон проживал вместе со своей женой Йоко Оно. Он был застрелен Марком Чепменом, человеком, возмущённым взглядами и образом жизни Леннона, и по всей видимости имеющим психические отклонения, хотя последнее не было признано судом. Убийство произошло вечером, когда Джон Леннон вместе с Йоко Оно возвращался домой из звукозаписывающей студии Record Plantruen.
Смерть Джона Леннона была констатирована по прибытии в больницу Св. Луки—Рузвельтаruen, причина — обширная кровопотеря. Вскоре местные радиостанции сообщили о случившемся, после чего возле больницы Рузвельта и у здания Дакоты собрались толпы людей. 10 декабря 1980 года тело Леннона было кремировано на кладбище Фернклифф, Гринберг, а прах был отдан Оно, которая заявила, что похорон не будет. Первое сообщение о смерти Леннона широкой публике было сделано комментатором Говардом Коселлом на канале ABC во время футбольной трансляции Monday Night Footballruen.
8 декабря 1980 года[править | править код]
Около 10:00 Леннон и Оно в своей квартире давали ставшее последним для Джона интервью Дейву Шолину, Лори Кэй, Рону Гуммелю и Берту Кину для музыкального шоу на RKO Radio Networkruen. Около 14:00 в квартиру Леннонов прибыла фотограф Энни Лейбовиц, чтобы сделать фотосессию для журнала Rolling Stone[1]. Лейбовиц пообещала Джону, что его фото с Оно попадёт на обложку, хотя первоначально она пыталась сфотографировать его одного. По воспоминаниям Энни: «Никто не хотел её [Оно] на обложке», — однако Джон настоял, чтобы на снимке они были вместе[2]. После съёмки, в 15:30, Лейбовиц покинула квартиру[1]. Около 17:00 Джон и Йоко вышли из дома, чтобы сесть в лимузин, который должен был отвезти их в студию Record Plant для сведения песни Walking on Thin Ice (песня Оно в сопровождении соло-гитары Леннона[3])[4]. Но в назначенное время лимузин не приехал, и, не дождавшись его, Леннон и Оно отправились в студию на машине радиостанции RKO[1]. До того, как Леннон и Оно сели в машину, несколько человек попросили у Джона автограф (фанаты часто дожидались его возле «Дакоты», чтобы пообщаться или взять автограф[5]) — среди них был и Марк Чепмен[6].
Марк Дэвид Чепмен[править | править код]
Леннон подписывает копию Double Fantasy Чепмену (справа) за несколько часов до смертиДвадцатипятилетний Марк Дэвид Чепмен работал сторожем жилого комплекса «Вайкики» в Гонолулу, Гавайи. Планировать убийство он начал за три месяца до его совершения[7]. Ранее, в конце октября того же года (до выпуска альбома Double Fantasy), он приезжал в Нью-Йорк, намереваясь убить Леннона; ради этой поездки он продал литографию Нормана Роквелла «Тройной автопортрет»[8][9] и купил у своего друга пистолет, но уже 5 ноября улетел в свой родной город Атланту, поскольку ему нужны были патроны, которые нельзя было легально купить в Нью-Йорке. Через несколько дней он вернулся в Нью-Йорк уже с пистолетом и патронами, но под впечатлением от фильма «Обыкновенные люди» передумал совершать покушение на Леннона и в середине ноября возвратился на Гавайи. Чепмен рассказал о своих планах жене, и она попросила его обратиться за лечением, после чего Марк даже назначил встречу с психиатром[10][11]. Однако в конце концов он убедил её, что избавился от оружия и передумал совершать убийство, а уезжает для того, чтобы написать детскую книжку[12]. 6 декабря, за два дня до покушения, он вернулся в Нью-Йорк[11][9].
Восьмого декабря Чепмен попросил фотографа-любителя Пола Гореша, который также был битломаном, помочь ему; Чепмен заплатил Горешу 50 долларов, чтобы тот сфотографировал его с Джоном, когда Джон будет давать автограф, так как, по его словам, иначе на Гавайях никто не поверит в подлинность этого автографа. В момент, когда Леннон, Оно и команда RKO проходили рядом, будущий убийца молча протянул Джону копию Double Fantasy и ручку. Тот улыбнулся и написал на экземпляре: «John Lennon, December 1980». Джон спросил: «Это всё, чего вы хотели?»[К 1] — на что Чепмен ответил: «Да. Спасибо, Джон»[К 2].
Следующие несколько часов Чепмен провёл на улице возле входа в «Дакоту». Когда Хелен Симен (семейная няня Леннона и Оно) и пятилетний Шон Леннон возвращались домой с прогулки, Чепмен приблизился к мальчику, коснулся его руки и сказал, что для него было честью встретиться с ним[13][11]. В 8 часов вечера фотограф Пол Гореш сообщил, что ему нужно домой, в Нью-Джерси, и он уезжает, так как очевидно, что Ленноны вернутся лишь к полуночи. Чепмен безуспешно уговаривал его остаться. «Я буду ждать, — сказал он. — Ты никогда не знаешь, увидишь ли его опять». Не понявший намёка Пол уехал, а Марк остался беседовать со швейцаром Хосе Пердомо[14].
Примерно в 22:30, после четырёхчасовой работы над Walking On Thin Ice, Ленноны покинули студию. По пути домой они хотели перекусить в Stage Deliruen, но передумали, решив сначала вернуться в «Дакоту», чтобы пожелать Шону спокойной ночи[15][16]. Леннону нравилось угождать фанатам, которые продолжительное время ждали его, чтобы взять автограф или сфотографироваться. В интервью Энди Пиблзуruen из BBC Radio 1 за два дня до смерти он сказал, что фанаты не досаждают ему, люди подходят к нему и просят автографы или говорят «Привет», но при этом не пристают и не надоедают[1].
Вместо того, чтобы выйти из лимузина в охраняемом дворе «Дакоты», Ленноны покинули его на 72-й улице[17] и дальше пошли пешком. Было около 22:50. Йоко ушла вперёд, Джон шёл позади, неся кассеты с записями. Он бросил взгляд на Чепмена и кивнул ему, проходя мимо. Через несколько секунд, когда Леннон вошёл в арку здания, Марк Дэвид Чепмен начал стрелять ему в спину, выпустив пять экспансивных пуль из своего револьвера Charter Arms .38 Special[15], четыре из которых попали в цель.
Во множестве репортажей по радио, на телевидении и в газетах утверждалось, что перед выстрелами Чепмен окликнул Джона словами «Мистер Леннон!» и принял позицию для стрельбы[18]; эти утверждения были основаны на заявлении, сделанном в ту ночь детективом полиции Нью-Йорка Джеймсом Салливаном. Сам Чепмен сказал, что не помнит, окликал ли Леннона[19], но в интервью, данном Барбаре Уолтерс в 1992 году[20], он подтвердил, что принимал позицию для стрельбы.
Одна из пуль прошла над головой Леннона, две попали в левую часть спины, две — в его левое плечо; по крайней мере одна из пуль попала в аорту[16]. Шатаясь, Леннон смог войти в вестибюль «Дакоты», пробормотал: «В меня стреляли. В меня стреляли» (англ. I’m shot. I’m shot — скорее всего, это были последние слова Джона Леннона) — и упал лицом вниз, выронив кассеты[15][16][14]. Из ран и изо рта Леннона имелось массивное кровотечение. Консьерж Джей Гастингс сперва хотел наложить Леннону жгут, но после того, как разорвал его окровавленную рубашку, понял, что это бесполезно. Он прикрыл Леннона своим жакетом, снял с него окровавленные очки и вызвал полицию[21][15]. Очки потом были переданы Йоко Оно, и их фотография стала обложкой музыкального альбома.
Чепмен отбросил пистолет, снял пальто и сел на тротуар: он знал, что скоро прибудет полиция, и хотел показать, что он безоружен. Пердомо кричал на него: «Ты знаешь, что ты наделал?»[К 3], на что тот спокойно ответил: «Я только что застрелил Джона Леннона» (англ. I just shot John Lennon). Чепмен не пытался скрыться, даже несмотря на то, что через улицу был вход в метро[14]. Первыми на место преступления прибыли полицейские Стив Спиро и Питер Каллен, которые на момент принятия вызова находились на перекрёстке 72-й улицы и Бродвея.[22] По прибытии они первым делом должны были арестовать убийцу. Швейцар указал полицейским на Чепмена, который сидел на тротуаре 72-й улицы под фонарём и читал книгу Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи»[15], на титульном листе которой было написано: «Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания».[К 4][16][23][24]. Спиро и Каллен схватили его и арестовали. Полицейские обыскали его, но обнаружили лишь ключи, вышеупомянутую книгу и бумажник, в котором было 2000 долларов. Стив надел на него наручники, а лифтёр «Дакоты» принёс Каллену оружие, которое до этого унёс с тротуара[15].
Через несколько минут к «Дакоте» прибыла вторая патрульная машина с полицейского участка № 20, расположенного на 82-й улице. Полицейские Билл Гэмбл и Джеймс Моран, удостверившись, что их коллеги контролируют подозреваемого, направились в вестибюль здания, где лежал Джон Леннон, вокруг которого собрались люди. Йоко Оно громко кричала. Вопреки просьбам Йоко Гэмбл перевернул его, чтобы определить серьёзность ранений. Состояние Леннона было критическим. Гэмбл сказал Морану, что они не могут позволить себе ждать скорую помощь и должны сами доставить раненого в больницу. Джеймс взял Леннона за ноги, Билл за подмышки, они донесли его до патрульной машины и уложили на заднее сиденье. Моран сел за руль и включил сирену, Гэмбл остался сзади с Джоном. На высокой скорости автомобиль направился к ближайшему госпиталю — больнице Св. Луки—Рузвельтаruen на 59-й улицеruen, — расстояние до которого составляло 14 кварталов — чуть более 3800 метров. По рации Моран сообщил работникам больницы о необходимости срочно подготовить носилки к их приезду[25].
Тем временем Гэмбл, пытаясь сохранить Леннона в сознании, задавал ему простые вопросы. По словам одного полицейского, в ответ на вопрос «Вы Джон Леннон?», Леннон смог произнести «Да». По словам другого полицейского, он лишь кивнул, не будучи в состоянии говорить из-за кровотечения изо рта, и вскоре потерял сознание.
Следом за ними ехал другой полицейский автомобиль, за рулём которого сидел офицер Энтони Палмер; с ним же была Йоко Оно, которая продолжала кричать и не могла поверить в произошедшее. Через три минуты машина с Джоном добралась до больницы, его сразу же перенесли в отделение скорой помощи. В тот момент Леннон уже не дышал и не имел пульса, хотя с момента выстрелов прошло лишь около 10 минут. Реанимационными мероприятиями руководил глава неотложной помощи доктор Стефан Линн. В то время, пока Йоко звонила в «Дакоту», чтобы узнать, в порядке ли Шон, врачи боролись за жизнь Джона Леннона. Доктор Линн, ещё два врача и множество ассистентов работали в течение 20 минут. Они вскрыли грудную клетку, делали прямой массаж сердца и переливание крови, чтобы восстановить кровообращение[25][26], но не смогли спасти его.
Доктор Линн объявил Джона Леннона мёртвым по прибытии в отделение скорой помощи больницы Св. Луки — Рузвельта.[25][26] В этот момент в больнице по радио зазвучала песня «All My Loving»[21][27]. Йоко о смерти мужа было сообщено в 23:15[25][26]. Линн сказал ей, что у Леннона не было шансов, поскольку оказались повреждены все главные сосуды выше сердца. По одним сведениям, хотя позже она отрицала это, Йоко Оно упала и начала биться головой о пол, а успокоилась лишь после того, как медсестра отдала ей обручальное кольцо Джона. Она попросила присутствующих в больнице задержать огласку смерти Леннона на 20—25 минут, объясняя это тем, что её сын Шон всё ещё не спит и смотрит телевизор, а она не хотела бы, чтобы он узнал о смерти отца по телевидению. Впрочем, её просьбе не суждено было осуществиться, поскольку по случайности работник новостной службы телеканала ABC находился в тот момент в отделении и сообщил на работу о случившемся[21]. В потрясённом состоянии Оно покинула больницу вместе с Дэвидом Геффеном и сотрудниками полиции[28].
Стробэри Филдс. Место, где Йоко Оно развеяла прах Леннона в Центральном парке, Нью-ЙоркНа следующий день старший судебно-медицинский эксперт Нью-Йорка доктор Эллиот М. Гросс выполнил вскрытие тела Леннона. Экспертиза установила, что он умер от шока и массивной потери крови. Четыре экспансивные пули, которые при попадании в тело деформируются, увеличиваясь в диаметре,[29] смертельно повредили внутренние органы, в том числе левое лёгкое, левую подключичную артерию и аорту.[30][26][31].
[править | править код]
В то время, пока врачи пытались спасти Леннона, в соседнем отделении скорой помощи находился молодой журналист канала ABC, который немного ранее попал в аварию на своём мотоцикле. Узнав, что это был Джон Леннон, он, хромая, поспешил к телефонной будке и сообщил об увиденном отделу новостей ABC. Там в свою очередь известие дошло до руководства канала. Тем вечером по ABC транслировалась программа Monday Night Footballruen (прямой эфир Национальной футбольной лиги): матч между клубами «Майами Долфинс» и «Нью-Ингленд Пэтриотс» (счёт к тому моменту был 13:13). Во время перерыва в четвёртой четверти комментатор Говард Коселл, переговариваясь с Фрэнком Гиффордомruen, впервые объявил широкой публике новость о смерти Джона[21][32]. В это время Шон не смотрел Monday Night Football и, как и хотела Йоко, не узнал о смерти отца по телевизору[32].
Коселл: … но игра внезапно становится не так важна для нас. Я прервусь, нападение проходит в режиме «ноу-хаддл». Гиффорд: Третий даун, четыре [ярда]. [Чак] Форман… четвёртый даун. [Мэтт] Кавана тянет время до последней попытки, секунда за секундой, чтобы у «Майами» в любом случае не было шансов. (свисток судьи) Таймаут, осталось три секунды. Джон Смитruen выходит на поле. И неважно, что там происходит на поле, Говард, ты должен сказать, что мы только что узнали в ложе прессы. |
Оригинальный текст (англ.):
Cosell: … but (the game)’s suddenly been placed in total perspective for us; I’ll finish this, they’re in the hurry-up offense. |
— [26] |
Позже Коссел вспоминал:
Ближе к концу трансляции Monday Night Football мой продюсер Боб Гудрич сказал: «Руни Арлидж только что позвонил и сообщил мне, что Джон Леннон был застрелен и срочно доставлен в больницу. Ждём подробностей от ABC News». Я не мог поверить в это. Гудрич потом сказал мне, что Джон скончался по прибытии. Я был опустошён. Мы были в разгаре футбольного матча, который подходил к овертайму, и я боролся в себе, не зная, сообщать ли эту экстренную новость по ТВ, и думая, что даже в этой больной, одержимой спортом стране это намного важнее, чем любая проклятая футбольная игра, которая когда-либо будет. Я вышел в эфир и сказал, что это была просто игра, и чувствовал себя вынужденным рассказать о случившемся. |
Оригинальный текст (англ.):
Near the end of the Monday Night Football broadcast, my producer. Bob Goodrich said, ‘Roone Arledge just called and told me that John Lennon has been shot and rushed to the hospital. We’re waiting for details from ABC News.’ I couldn’t believe it. Goodrich then told me he was dead on arrival. I was devastated. We were in the midst of a tied football game that was about to go into overtime and I was wrestling with the problem of breaking the news on TV, thinking that, even in this sick, sports-obsessed country, this is far more important than any goddamn football game will ever be. I went on the air and said that it was just a game, and I felt compelled to tell this story. |
— [28] |
Фрагмент заявления Чепмена
Я никогда не хотел никому причинять боль. Мои друзья подтвердят, что во мне живут две сущности. Бо́льшая сущность — очень добрая; дети, с которыми я работал, согласятся с этим. Но есть во мне и небольшая сущность, которая не может понять большой мир и что в нём происходит. Я не хотел никого убивать, и я действительно не знаю, зачем сделал это. Я боролся с меньшей частью себя в течение длительного времени. Но на пару секунд она выиграла. Я просил Бога помочь мне, но мы несём ответственность за наши собственные поступки. Я ничего не имею против Джона Леннона, его творчества и личных убеждений…
Марк Чепмен
Оригинальный текст (англ.):
I never wanted to hurt anybody. My friends will tell you that I have two big parts in me. The big part is very kind the children I worked with will tell you that. I have a small part in me that cannot understand the big world and what goes on in it. I did not want to kill anybody and I really don’t know why I did it. I fought against the small part for a long time. But for a few seconds the small part won. I asked God to help me but we are responsible for our own actions. I have nothing against John Lennon or anything he has done in the way of music or personal beliefs…[33]Чепмен[править | править код]
После задержания у Дакоты полицейские Стив Спиро и Питер Каллен доставили Чепмена в 20-й полицейский участок Нью-Йорка. Спустя два часа после убийства, около часа ночи 9 декабря, он написал заявление, в котором сообщил, что, по его словам, внутри него живут две сущности: бо́льшая — очень добрая; меньшая, которая не понимает окружающий мир, — дьявол. Также он написал, что никогда не хотел никого убивать и не имел ничего против Джона Леннона, но его меньшая сущность, с которой он долго боролся, победила и совершила убийство[34].
Предрассветные часы он провёл, сидя в наручниках на втором этаже здания участка. Тем же утром полицейские столкнулись с проблемой: они должны были передать Чепмена в суд, где тому будет предъявлено обвинение в убийстве, но СМИ жаждали увидеть убийцу, и перед участком собралась большая толпа. Полиция была обеспокоена, что какой-нибудь обезумевший поклонник Леннона может убить Чепмена. Ему надели бронежилет и накинули на голову пальто, чтобы никто не видел его лицо. Тогда полицейские посадили Чепмена в фургон и доставили в уголовный суд Нью-Йоркаruen[34][35].
Чепмен был обвинён в убийстве второй степениruen[36]. Его адвокатом суд назначил Герберта Адлерберга, который был «ветераном» своего дела и имел опыт примерно с двадцатью подобными убийствами. Побеседовав с Чепменом, Адлерберг предположил, что Марк психически нездоров. В суде он настоял на том, чтобы подсудимого проверили на вменяемость в больнице. Чепмен был принят на обследование в больницу Белвьюruen[37], однако позже его перевели в островную тюрьму Райкерс, потому как содержать его в больнице было опасно ввиду возможного штурма здания фанатами[36]. Примечательно, что полицейские также закрашивали чёрной краской окна в комнатах, в которых спал Чепмен, чтобы защитить его от возможных снайперов[35][36]. В тюрьме его посещали врачи, которым он дал в общей сложности 150 часов интервью[37]. В одном из них Марк сказал, что до убийства Леннона он задумывал покушения на многих других известных людей, среди которых были Пол Маккартни, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Джордж Скотт, Рональд Рейган, Джонни Карсон и Джордж Ариёшиruen[35]. Доктора пришли к заключению, что, несмотря на бредовость показаний, обвиняемый готов предстать перед судом. Девять психиатров и клинических психологов дали показания: шестеро заявили, что он психически болен, трое — что его состояние не подходит под диагноз психоз[36].
В феврале 1981 года Чепмен направил в редакцию газеты The New York Times письмо, в котором призывал абсолютно каждого прочесть книгу Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»[38]. Адвокат Чепмена Адлерберг позже отказался вести дело, и его место занял Джонатан Маркс, молодой бывший помощник федерального прокурора США[35]. Маркс полагал, что Чепмен будет признан невиновным по причине невменяемости, и в таком случае его бы отправили на лечение в государственную психиатрическую больницу[39]. Сам подсудимый на протяжении многочисленных интервью докторам всё время колебался между тем, считает ли он себя правым в своих действиях, и тем, что он был не в состоянии себя контролировать[37]. В конце концов 22 июня 1981 года на судебном заседании Марк Чепмен признал себя виновным в убийстве. По его словам, признаться ему велел Бог. Его адвокат Маркс был возмущён действиями своего клиента и потребовал у судьи убедиться в компетентности Чепмена принимать такие решения, проведя очередное обследование, но Марк возражал этому и не соглашался с ним. Судья Дэннис Эдвардс сообщил, что Чепмен принял решение по своей воле, и признал его компетентным считать себя виновным[40][41].
24 августа 1981 года судья приговорил Чепмена к заключению сроком от 20 лет до пожизненного, поручив при этом проведение психиатрического лечения в тюрьме[42]. Тогда же осуждённый был заключён в тюрьме Аттика, штат Нью-Йорк, откуда был переведён в 2012 году в исправительное учреждение Уэндruen[43]. Начиная с 2000 года Марк Дэвид Чепмен имеет право на условно-досрочное освобождение, однако все слушания касательно его освобождения, проводившиеся в 2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012, 2014, 2016 и 2018 годах, прошли безрезультатно. В 2012 году комиссия по условно-досрочному освобождению заявила: «Несмотря на ваши позитивные усилия, прикладываемые во время заключения, ваше освобождение в настоящий момент в значительной степени подорвало бы уважение к закону и свело бы к банальности трагическую гибель человека, которую вы причинили в результате этого чудовищного, ничем не вызванного, насильственного, холодного и умышленного преступления»[44]. Йоко Оно при этом не раз заявляла, что не будет чувствовать себя в безопасности, если Чепмен будет освобождён, и ходатайствовала комиссии об отказе ему в помиловании[45][46]. Во время слушания в августе 2014 года члены комиссии из трёх человек посчитали, что убийца Леннона не может быть отпущен на свободу, поскольку он по-прежнему представляет угрозу для окружающих и может совершить новые преступления: «Комиссия пришла к выводу, что в случае вашего освобождения высока вероятность того, что вы не сможете жить и находиться на свободе без совершения нового нарушения закона»[47].
Мотивы преступления[править | править код]
Основным мотивом убийства Джона Леннона Чепмен впоследствии назвал то, что он хотел «похитить славу» музыканта и стать знаменитым, ему было тяжело чувствовать себя «большим ничтожеством» и «большим пустым местом»[48]. Позже он признался в осознании того, что принял ужасное решение из эгоистических соображений: «Я чувствовал, что, убив Джона Леннона, я стану кем-нибудь. Вместо этого я стал убийцей, а убийцы не являются кем-нибудь»[49].
Известно также, что Чепмен считал Леннона «обманщиком», как и некоторых других знаменитостей[50]. Так, жена Марка Глория вспоминала его, прочитавшего книгу о Ленноне: «Он рассердился и назвал Леннона ублюдком. Он был зол из-за того, что Леннон проповедовал любовь и мир и имел при этом миллионы». За несколько часов до убийства Чепмен прочёл интервью Джона в текущем выпуске Playboy и вновь осознал, «как прав он был, считая Леннона обманщиком, и как правильно было бы убить его». Тогда же, незадолго до убийства, Марк включил в отеле телевизор и стал представлять, как много будет о нём репортажей в СМИ и как все будут задаваться вопросом, зачем он убил экс-битла[51].
Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Однако вскоре после убийства, Пол Маккартни на вопрос журналиста «Что вы почувствовали, узнав о смерти Джона?» ответил «Фигня, не правда ли?» (англ. «Drag isn’t it?») [52]. Ему потом пришлось много раз извиняться за эту реплику.
6 января 1981 года состоялась последняя студийная сессия группы Пола Маккартни Wings. Как говорил Лоуренс Джубер (в интервью журналу Beatlefan), «…смерть Джона отбила у Пола охоту к концертной деятельности, ведь ему приходилось бы каждые 10 минут вздрагивать, ожидая, что какой-нибудь придурок выстрелит в него из пистолета». 27 апреля 1981 года было официально объявлено о роспуске группы[53]. Поместье Джорджа Харрисона Фрайар-парк, бывшее до этого открытым для посещения, после смерти Джона стало просто жилищем Джорджа. Кроме того, Джордж усилил охрану: поставил вокруг дома колючую проволоку и видеокамеры. В декабре 1999 года в дом Харрисона ворвался вооружённый ножом маньяк, который нанёс Джорджу и его жене Оливии несколько ранений, однако был обезврежен хозяевами дома. Четыре ранения в грудь усугубили болезнь Харрисона, который скончался от рака лёгкого и рака мозга 29 ноября 2001 года.
Помимо экс-битлов, опасения за свою жизнь усилились и у других известных музыкантов.
Убийство повлияло на друга и коллегу Леннона Дэвида Боуи, в записи альбома Young Americans которого Леннон принимал небольшое, но важное участие. Марк Чепмен присутствовал на пьесе «Человек-Слон» (в которой Боуи исполнял роль Джозефа Меррика), фотографировал Боуи у дверей на сцену и сразу после этого отправился к дому Леннона («Дакота») для того, чтобы застрелить его. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Леннона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида Боуи. У Чепмена нашли программку пьесы «Человек-Слон», на которой имя «Дэвид Боуи» было жирно обведено чёрными чернилами[54].
- Комментарии
- ↑ Is that all you want?
- ↑ Yeah. Thanks, John.
- ↑ Do you know what you’ve done?
- ↑ To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement.
- Источники
- ↑ 1 2 3 4 Miles, Badman, 2001, с. 271.
- ↑ Naked Lennon (англ.) (недоступная ссылка). The Famous Pictures Collection (18 May 2013). Дата обращения 6 июня 2013. Архивировано 17 февраля 2014 года.
- ↑ Buckley, Peter. The Rough Guide to Rock. — иллюстрированное. — Лондон: Rough Guides, 2003. — С. 752. — 1225 с. — (Rough Guides). — ISBN 9781843531050.
- ↑ Mitchell Fink. The Last Days of Dead Celebrities (англ.). ABC (10 July 2006). Дата обращения 6 июня 2013.
- ↑ Jay Cocks. The Last Day in the Life (англ.). Time (22 December 1980). Дата обращения 6 июня 2013.
- ↑ McGunagle, Fred. Mark David Chapman: The Man Who Killed John Lennon (англ.). Terrorists & Spies. Time Warner. Дата обращения 6 июня 2013.
- ↑ Katz, Celeste. Transcript: John Lennon killer Mark David Chapman bragged about his ‘incredible stalking’ at failed parole hearing (англ.). Daily News (27 August 2014). Дата обращения 1 июня 2015.
- ↑ Halpern, Richard. Norman Rockwell: The Underside of Innocence. — University of Chicago Press, 2006. — С. 1. — 218 с. — ISBN 9780226314402.
- ↑ 1 2 Charles Montaldo. Profile of Mark Chapman (англ.) (недоступная ссылка). About.com. Дата обращения 9 июня 2013. Архивировано 13 мая 2013 года.
- ↑ Gaines, James R. Descent into Madness (англ.) // People : журнал. — Time Inc., 1981. — Vol. 15, iss. 24.
- ↑ 1 2 3 The Murder of John Lennon (англ.) (5 December 2010). — Стенограмма выпуска «The Murder of John Lennon» в эфире CNN. Дата обращения 1 июня 2015.
- ↑ Collman, Ashley; Greg, Alex. ‘It took incredible planning and incredible stalking’: Mark Chapman BRAGS about killing John Lennon and how he couldn’t resist ‘that bright light of fame’ in latest parole hearing (англ.). Daily Mail (29 August 2014). Дата обращения 1 июня 2015.
- ↑ Maeder, 1998, с. 192.
- ↑ 1 2 3 McGunagle, Fred. Mark David Chapman: The Man Who Killed John Lennon (англ.). Terrorists & Spies. Time Warner. Дата обращения 6 июня 2013.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Miles, Badman, 2001, с. 272.
- ↑ 1 2 3 4 8 December 1980: John Lennon dies (англ.). The Beatles Bible. Дата обращения 21 июля 2013.
- ↑ Ledbetter, Les. John Lennon of Beatles Is Killed (англ.) : газета. — Нью-Йорк: The New York Times, 1980.
- ↑ Milhorn, H. Thomas. Crime: Computer Viruses to Twin Towers. — Universal-Publishers, 2004. — С. 317. — 464 с. — ISBN 9781581124897.
- ↑ John Lennon murder: Killer Mark David Chapman gives new details of shooting (англ.). The Daily Telegraph (21 August 2008). Дата обращения 22 августа 2013.
- ↑ Уолтерс, Барбара. Dec. 8, 2000: Chapman’s Prison Interview (англ.). ABC (3 December 2010). — «I pulled the .38 revolver out of my pocket and I went into what’s called a combat stance.». Дата обращения 22 августа 2013.
- ↑ 1 2 3 4 Summers, Sue. John Lennon’s last day: A gripping NEW eyewitness account on the 30th anniversary of Beatle’s murder (англ.). Daily Mail (5 December 2010). Дата обращения 22 августа 2013.
- ↑ Воспоминания офицеров полиции о дне убийства Джона Леннона
- ↑ Pryke, 2003, с. 320.
- ↑ Keith Dromm, Heather Salter. The Catcher in the Rye and Philosophy. — Open Court, 2013. — Т. 71. — С. 168. — (Popular culture and philosophy). — ISBN 9780812698022.
- ↑ 1 2 3 4 Miles, Badman, 2001, с. 273.
- ↑ 1 2 3 4 5 8 December 1980: John Lennon dies (англ.). The Beatles Bible. Дата обращения 27 августа 2013.
- ↑ Thorpe, Vanessa. John Lennon: the last day in the life (англ.). The Guardian (5 December 2010). Дата обращения 28 августа 2013.
- ↑ 1 2 Miles, Badman, 2001, с. 274.
- ↑ Гуманенко, Е.К.; Самохина, И.М. Военно-полевая хирургия локальных войн и вооруженных конфликтов: руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — С. 51. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 9785970419014.
- ↑ Behnke, 2012, с. 63.
- ↑ Hallenbeck-Huber, Marjorie. Celebrities’ Most Wanted™: The Top 10 Book of Lavish Lifestyles, Tabloid Tidbits, and Other Superstar Oddities. — иллюстрированное. — Даллес: Potomac Books, 2010. — С. 197. — 360 с. — (Most Wanted™). — ISBN 9781597975100.
- ↑ 1 2 Rothbard, Barry. John Lennon’s Death Was Almost Not Announced On “Monday Night Football” (англ.). SportsGrid (8 December 2010). Дата обращения 28 августа 2013.
- ↑ Behnke, 2012, с. 65, 66.
- ↑ 1 2 Behnke, 2012, с. 66.
- ↑ 1 2 3 4 Gaines, James R. Mark Chapman: the Man Who Shot Lennon (англ.) // People : журнал. — Time Inc., 1987. — Vol. 27, iss. 8.
- ↑ 1 2 3 4 McGunagle, Fred. Mark David Chapman: The Man Who Killed John Lennon (англ.). Terrorists & Spies. Time Warner. Дата обращения 31 августа 2013.
- ↑ 1 2 3 Gaines, James R. Mark Chapman Part III: the Killer Takes His Fall (англ.) // People : журнал. — Time Inc., 1987. — Vol. 27, iss. 10.
- ↑ Montgomery, Paul L. Lennon murder suspect preparing insanity defence (англ.). The New York Times (9 February 1981). Дата обращения 3 сентября 2013.
- ↑ McGunagle, Fred. Mark David Chapman: The Man Who Killed John Lennon (англ.). Terrorists & Spies. Time Warner. Дата обращения 31 августа 2013.
- ↑ Weatherby, W. J. Chapman admits murder (англ.). The Guardian (23 June 1981). Дата обращения 31 августа 2013.
- ↑ 1981: Chapman pleads guilty to Lennon murder (англ.). Би-би-си. Дата обращения 31 августа 2013.
- ↑ Coleman, Terry. From the archive, 25 August 1981: Lennon’s killer to serve 20 years (англ.). The Guardian (25 August 1981). Дата обращения 4 июля 2014.
- ↑ John Lennon’s killer Mark David Chapman transferred to another NY prison (англ.). New York Post (16 May 2012). Дата обращения 4 июля 2014.
- ↑ Virtanen, Michael. Mark David Chapman, John Lennon’s Killer, Denied Parole For 7th Time In NY (англ.). The Huffington Post (23 August 2012). Дата обращения 4 июля 2014.
- ↑ Оно, Йоко. Yoko Ono: My fears (англ.). BBC (3 October 2000). Дата обращения 4 июля 2014.
- ↑ 1981: Chapman pleads guilty to Lennon murder (англ.). On this day. BBC. Дата обращения 4 июля 2014.
- ↑ Убийце Джона Леннона в очередной раз отказали в УДО (неопр.). Вести (23 августа 2014). Дата обращения 31 мая 2015.
- ↑ Марк Чэпмен раскрыл причину