Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Как понимать музыку классическую: Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко — FONAR.TV

Как понимать музыку классическую: Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко — FONAR.TV

Содержание

Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко — FONAR.TV

Фото белгородской филармонии

Зачем мне это нужно?

— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.

Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.

Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.

Как выбрать музыку?

— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов.

«Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.

Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.

Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди.

Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.

Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.

Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.

Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии

На что обращать внимание?

— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!

Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.

На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.

Мне всё равно не понятно

— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.

Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой.
Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.

Книги

— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».

Передачи и лекции

— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят».

Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!

Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.

Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций.

Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

Что не стоит делать?

— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку»

.

По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.

5 советов, как понимать классическую музыку

14 сентября в Зеленом театре ВДНХ состоится последний в этом году концерт главного российского неоклассика прямо сейчас Кирилла Рихтера. Чтобы вы пришли на выступление подготовленными, композитор рассказал нам, как слушать классическую музыку так, чтобы она не навевала скуку (это гораздо проще, чем кажется).

1. Боритесь с предубеждениями

Существует общее мнение: классика – это скучно. Это ошибка. Классическая музыка намного интереснее любой другой хотя бы потому, что этот термин охватывает гигантский период в несколько веков. В каждом из столетий появлялось огромное количество направлений, в которых работали композиторы. Более того, в творчестве каждого были свои периоды и этапы, иногда кардинально отличавшиеся друг от друга, как «розовый» и кубистский периоды у Пикассо. Фактически это бездонный океан удивительной музыки и историй, с ней связанных. Попробуйте разобраться в хронологии, взять за константу что-то понятное, например музыку Баха или Моцарта, и идти через барокко, романтизм и авангард к минимализму и новой простоте, или наоборот.

2. Погрузитесь в контекст

Нам действительно не интересен предмет, когда мы не знаем его происхождения и не ощущаем причастности к нему. Так и в классике: симфония кажется огромным, неподъемным куском музыки, настолько величественным, что даже скучно. Бороться с этим можно одним способом – провести небольшое исследование, узнать биографию композитора, изучить историю создания сочинения. Многим известно, что симфония № 7 «Ленинградская» Шостаковича, которая создавалась в начале блокады, использовалась советской властью в качестве оружия пропаганды, в том числе и на Западе. Но мало кто знает, что знаменитый марш из нее был написан задолго до войны. Первоначально в нем была заключена тема государственного террора как такового, тема тупой и слепой политической машины, неотвратимой силы, то есть это была скорее антисталинская, а не антигитлеровская история. Приобретает другой контекст, не так ли?

3. Познакомьтесь с устройством оркестра

Это целый мир. Интересно все: рассадка, конструкция инструментов, их роль в оркестре, сами музыканты. Скорее всего, это профессиональная деформация, но я действительно получаю удовольствие, когда слежу за отдельной партией или группой инструментов в произведении (советую попробовать). Кроме того, инструмент действительно накладывает на человека неизгладимую печать. Он в прямом смысле влияет на психику и физиологию музыкантов, поэтому можно безошибочно отличить скрипача от виолончелиста, а флейтиста – от трубача. Посмотрите «Репетицию оркестра» Феллини. Если вам многое покажется гротескным, поверьте, в жизни бывает намного хуже.

4. Ходите на живые выступления

Но только на хорошие живые выступления. Проблема классической музыки в целом не в том, что ее авторы давно мертвы, а в том, что мертвы ее исполнители, вернее, их подход к исполнительству. Это сложнейшая задача для дирижера: найти в партитуре что-то новое, заставить музыкантов сражаться за идею, отдавать себя полностью во время исполнения, и таких оркестров не очень-то много. Почитайте отзывы, поинтересуйтесь, кто руководит коллективом. Неопытный слушатель может легко напороться на смертельную скуку и разочарование от посредственного исполнения.

5. Найдите друга-проводника

Желательно музыканта, который откроет вам мир инструментальной музыки. С ним можно ходить на концерты, просто слушать музыку (например, сегодня вечером мы слушаем Третий фортепианный концерт Прокофьева) и обсуждать ее. Это действительно важно – иметь возможность задать кажущиеся глупыми вопросы компетентному человеку. Например, почему считается дурным тоном аплодировать между частями одного сочинения и что это за огромная скрипка (спойлер: это альт).

Вероятно, вам также будет интересно:

Последний концерт Кирилла Рихтера в этом году пройдет 14 сентября

Как композитор Кирилл Рихтер прорвался из Подмосковья на Таймс-сквер

Фото: пресс-материалы

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Классическая музыка для начинающих — Как слушать классическую музыку — Концерт в Вене

Прослушивание классической музыки может быть просветляющим, вдохновляющим или расслабляющим опытом, в зависимости от вашего настроения и того, что вы слушаете. Но вы не можете просто сыграть песню и сразу же насладиться ею и понять ее — как это можно сделать с поп-музыкой. Чтобы оценить классическую музыку и получить от нее удовольствие, требуется время и усилия, но это под силу каждому. Неважно, пробовали ли вы раньше немного классической музыки или никогда не слышали ни одной ноты, вот все, что вам нужно знать о том, как слушать классическую музыку.

Классическая музыка для начинающих

Что определяет классическую музыку?

Классическую музыку трудно определить, но этот термин обычно относится к музыке, написанной между 1750 и 1820 годами. Музыка Гайдна, Моцарта и большей части Бетховена подпадает под эту категорию. Люди впервые начали использовать фразу «классическая музыка» в начале 19 века, чтобы описать ослепительную новую эру в музыке, которая пришлась на период между Бахом (который технически был композитором эпохи барокко) и Бетховеном.

Хотя вам не нужно полностью понимать определение классической музыки, чтобы наслаждаться ею, вам, безусловно, будет полезно понять, что музыка постоянно переопределяется. Хотя Бетховен, Моцарт и Гайдн всегда будут занимать свое место в классической музыке, этот жанр не начался с них и уж точно не закончился с ними.

Классическая музыка живет и сегодня: композиторы пишут музыку к фильмам, оркестрам, сольным исполнителям и т. д. Сегодня даже выступают группы и исполнители, чьи песни находятся под сильным влиянием классической музыки — осознают они это или нет!

Почему стоит слушать классическую музыку?

Прослушивание классической музыки — не просто приятное хобби для любителей этого жанра. Научные исследования доказали, что вы можете получить массу преимуществ, если будете слушать классических композиторов. Вот лишь некоторые из них, чтобы мотивировать вас:

  • Снижение уровня стресса — прослушивание музыки может вызвать положительные химические реакции в мозге, помогая снизить уровень стресса и депрессии.
  • Улучшение качества сна — в ходе исследований характер сна студентов значительно улучшился, когда они в течение 45 минут слушали классическую музыку перед сном.
  • Ускорение мыслительных процессов — Улучшается мозговая деятельность при прослушивании классической музыки. Это означает, что вы можете выполнять задачи быстрее с лучшими результатами.
  • Уменьшить боль — классическая музыка помогает больным отключиться от боли, увеличивая центр вознаграждения мозга.
  • Помогите выразить эмоции — многие люди подключаются к классической музыке, когда переживают трудные эмоциональные времена, и используют ее как механизм преодоления. Заметки могут выражать чувства так, как мы никогда не могли выразить словами, и они помогают нам быть более честными с самими собой.

Как слушать классическую музыку

Первое правило классической музыки для начинающих: не заставляйте себя слушать произведения, которые вам не нравятся . Как и в любом жанре музыки, вы найдете песни, которые вам нравятся, некоторые вам нравятся, некоторые вам не нравятся, а некоторые вы действительно ненавидите. Вы не обязаны любить музыкальное произведение только потому, что кто-то сказал, что это настоящий шедевр. Подходите ко всему непредвзято, но знайте, что если что-то не ваше, это нормально.

  1. Инвестируйте в качественное оборудование
    Классическая музыка лучше всего звучит, когда она воспроизводится с достойным уровнем качества — таким, которого вы не услышите через динамики телефона или компьютера. Вам не нужно тратить целое состояние на звуковую систему высшего класса. Но хорошая пара наушников с хорошим откликом и без накачанной базы — отличное начало.
  2. Слушайте радиоканалы классической музыки
    Самый простой способ открыть для себя множество композиторов прошлого и настоящего – слушать радиоканалы классической музыки. Classical Webcast имеет хранилище из 160 различных каналов, которые вы можете слушать онлайн бесплатно. Если вы изо всех сил пытаетесь выбрать из такого множества, некоторые из самых популярных включают: BBC Radio 3, Classic FM и Classical WETA.
  3. Ищите эмоции в каждом произведении
    Названия песен классической музыки редко бывают слишком описательными. Так что в большинстве случаев вы должны сами определить эмоции для каждого произведения. Блаженство? Тоска? Горечь? Ностальгия? Ярость? Грусть? Посмотрите на каждое произведение в целом и постарайтесь выбрать эмоцию, которая лучше всего описывает то, что вы слышите.
  4. Закройте глаза и представьте себе
    Воображение играет огромную роль в прослушивании классической музыки для начинающих. Когда вы действительно наслаждаетесь произведением, закройте глаза и позвольте своему разуму наполниться образами. Представляете ли вы оркестр или сольного исполнителя, исполняющего произведение, рассказ о разворачивающихся событиях или серию цветов, визуализация того, что вы слышите, поможет вам понять музыку.
  5. Следите за избранным
    Слушая музыку, отмечайте всех композиторов, которые что-то пробуждают в вас. Когда вы закончите слушать, найдите этих композиторов в Интернете и узнайте о них больше. Или поищите их на YouTube или Spotify и посмотрите, сможете ли вы послушать что-нибудь еще в Интернете.
  6. Почитайте темы на форумах классической музыки
    Многие люди считают, что классическая музыка помогает им осмыслить свою повседневную жизнь. Прочитайте темы на форумах классической музыки (например, эту на Reddit), чтобы узнать, как определенные музыкальные произведения приобретают особый смысл для разных людей. Если вы узнаете, как много значат отдельные песни для других, вы обнаружите, что они приобретают для вас новое значение.
  7. Посетить концерт классической музыки
    Концерты классической музыки проходят круглый год по всему миру. Они дают вам отличный способ увидеть, как этот жанр все еще играет роль в современном мире, и увидеть, как новые исполнители исполняют произведения, написанные мастерами сотни лет назад. Чтобы найти ближайший к вам концерт классической музыки, просто загуглите его. Если вы находитесь в Вене или планируете поездку, у нас есть огромное количество концертов классической музыки в исполнении лучших музыкантов в потрясающей королевской обстановке.

← Предыдущий пост Следующее сообщение →

Забронируйте проживание в Вене

Booking.com

Классическая музыка для начинающих. Полное руководство

Если вы похожи на меня, вы, вероятно, понятия не имеете, с чего начать изучение классической музыки.

Я ночами гуглил вариации «классической музыки для начинающих» и читал тонны, чтобы самому лучше понять тему.

С тех пор я многое узнал о классической музыке. Я даже прошел курс Йельского университета, чтобы углубить свое понимание этого!

Поверь мне, я знаю, что значит не знать, с чего начать классическую музыку. Таким образом, я хочу помочь другим, которые могут чувствовать себя такими же потерянными, как и я.

Вот почему я объединил все, что узнал, в это идеальное руководство для начинающих.

Здесь вы получите простое и понятное введение в классическую музыку. Вы узнаете о трех основных эпохах западной художественной музыки и о том, что делает их уникальными.

В конце каждого раздела вы даже получите список лучших произведений каждой эпохи, так что вы можете сразу же приступить к прослушиванию.

Моя цель в этой статье — помочь вам обогатить ваше базовое понимание классической музыки, чтобы вы могли больше наслаждаться ею и ценить ее.

Я знаю, что знакомство с классической музыкой изменило мою жизнь. Я искренне верю, что это может быть то же самое для вас.

Теперь, без лишних слов, приступим!

Что такое классическая музыка?

Когда мы с вами говорим «классическая музыка», мы обычно думаем о причудливо звучащей музыке Европы 17-19 веков. На ум, скорее всего, приходят образы Баха, Бетховена и Моцарта.

Однако термин «классическая музыка» сам по себе немного обманчив, потому что он не всегда означает то, что мы думаем.

То, что мы обычно имеем в виду, когда говорим «классическая музыка», на самом деле более точно называется «западной художественной музыкой».

Это претенциозно звучащий технический термин, используемый для обозначения всех следующих периодов музыки:

  • Средневековье и эпоха Возрождения
  • Эпоха барокко
  • Классическая эпоха (теперь вы понимаете, почему этот термин обманчив!) для начинающих — поэтому мы делаем это просто.

    В этом введении в классическую музыку мы рассмотрим только средние три периода времени, перечисленные выше. Барочный, классический и романтический периоды составляют подавляющее большинство того, что люди подразумевают под термином «классическая музыка».

    Что, напомню, более точно называется «западной художественной музыкой». Решите ли вы использовать этот термин на публике или нет, зависит от вас…


    Понимание названий классической музыки

    Названия классической музыки поначалу могут показаться запутанными, но на самом деле они довольно просты, если вы знаете основы .

    Я написал статью, в которой подробно рассказывается о правилах наименования классической музыки. Это статья типа «Названия классической музыки для чайников».

    Когда я только начинал, мне бы очень понравился такой ресурс, но я не смог его найти. Именно поэтому я решил написать статью сам, чтобы вам не пришлось мириться с тем, что я сделал!

    Нажмите здесь, чтобы проверить. Он содержит все, что вам нужно знать!

    Что такое барочная музыка? Объяснение периода барокко

    Период барокко (1600-1750 гг.) пошел по пятам эпохи Возрождения и помог возродить музыку.

    Такие инструменты, как скрипка и фортепиано (предшественницы наших сегодняшних фортепиано), стали стандартизированными, музыкальная форма и стиль развивались, а опера росла в престиже и популярности.

    Кроме того, модальные формы эпохи Возрождения уступили место тональным формам в эпоху барокко.

    Это барочная музыка для начинающих, поэтому все, что вам нужно знать о переходе от модальной к тональной музыке, это то, что тональная музыка значительно облегчила формирование конкретных аккордов и гармоний в определенной музыкальной тональности.

    Это позволило композиторам эпохи барокко (и всем композиторам после этого) писать музыку более логичным и простым способом.

    Вот забавный факт: музыка барокко довольно технична и математическа, поэтому лучше всего слушать ее по утрам. Это потому, что наш мозг фактически меняет то, как он интерпретирует и обрабатывает информацию в течение дня.

    У большинства из нас мозг наиболее алгоритмически мыслит утром, так что именно тогда он лучше всего подготовлен к восприятию сложной музыки барокко.

    Попробуйте послушать музыку Вивальди, готовя утреннюю чашку кофе, и посмотрите, как вам это понравится!

    Стиль эпохи барокко

    Период барокко характеризуется технически сложными композициями и, в частности, использованием контрапункта.

    На нетехническом жаргоне контрапунктом называется одновременное воспроизведение двух или более мелодий в переплетающейся манере.

    Вот пример того, как это выглядит:

    Контрапункт Пример:

    В дополнение к контрапункту, basso continuo (по сути, непрерывная басовая партия) является еще одним элементом, определяющим музыку барокко.

    Хотите хорошее эмпирическое правило для определения барокко?

    Если это звучит технично, математически и имеет несколько мелодий, конкурирующих за внимание, это, вероятно, барокко.

    Если это еще не имеет смысла, не беспокойтесь: эта концепция станет более понятной, если вы сравните музыку эпохи барокко с музыкой эпохи классицизма и романтизма.

    Композиторы эпохи барокко и образцы музыки эпохи барокко

    Основными композиторами эпохи барокко, с которыми следует познакомиться начинающим, являются Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Антонио Вивальди.

    Гендель написал «Мессию», Вивальди написал «Времена года», а Бах написал все остальное (шучу! ну, вроде…)

    Вы знаете больше барочной музыки, чем думаете! Ниже представлены три композиции, с которыми, я гарантирую, вы знакомы.

    Гендель — Аллилуйя Припев:

    Прислушайтесь к использованию контрапункта в этой композиции — он повсюду, особенно в первые 30 секунд.

    Первые семь секунд пьесы представляют собой контрапункт между двумя разными струнными мелодиями. Как только появляется вокал, можно услышать более высокие струны, пытающиеся быть замеченными между вокальными партиями.

    Это прекрасный пример стереотипной композиции в стиле барокко.

    Вивальди — Времена года, Весна ми мажор, RV. 269: I. Аллегро:

    Вы слышите пыхтение басовой партии во вступлении? Это отличный пример бассо континуо, и когда-то он гарантированно заставит вас «потрясти своей добычей».

    Примерно в 1:40 вы заметите, что пьеса меняет направление, и у вас есть отличный пример того, насколько интенсивной может быть музыка в стиле барокко.

    После игривого контрапункта главный скрипач начинает рвать, и именно здесь проявляется невероятная техничность и точность музыки барокко. Интенсивность индивидуального выступления делает возвращение в форму на 2:06 намного более красивым.

    Наконец, вы можете заметить, что проводника нет. Это делает исполнение более аутентичным, ведь барочные оркестры того времени не имели таких дирижеров, как сегодня.

    Первый скрипач руководит остальными исполнителями, так что его работа еще сложнее, чем может показаться — и уже кажется сложной!

    Бах — Сюита для виолончели № 1 соль мажор, BMV 1007: I. Прелюдия:

    Это исполнение урезано, потому что это всего лишь один инструмент, но оно по-прежнему является квинтэссенцией барокко.

    Это прелюдия к первой сюите Баха для виолончели в тональности соль мажор. Таким образом, он правильно назвал ее «Сюита для виолончели № 1 соль мажор».

    Можно с уверенностью предположить, что творчество Баха было направлено на создание самой музыки, а не названий…

    Эта композиция доказывает, что не во всей музыке эпохи барокко есть отрывочные скрипичные соло, подобные тем, что написал Вивальди. Музыка барокко сочетает в себе бодрость и напряженность, а также мрачность и задумчивость.

    Ссылки на то, что следует изучить дальше, см. в рекомендациях ниже.

    Дальнейшее прослушивание — период барокко

    Я написал целую статью о 7 лучших произведениях периода барокко. Если вы хотите узнать больше о музыке барокко, эта статья для вас!

    Дополнительные ресурсы:

    Вот несколько видеороликов, которые помогут вам лучше понять музыку барокко и эпоху барокко в целом:

    • Что такое Counter Point?
    • Эпоха барокко | Видеоурок по истории музыки — YouTube
    • Piano TV — Музыка эпохи барокко

    Что такое классическая музыка? Объяснение классического периода

    В классический период (примерно 1750-1820 гг.) были систематизированы традиционные практики и разработаны новые формы музыкальной композиции.

    В частности, акцент на мелодии определял классический период и отличал его от сложного контрапункта эпохи барокко. Этот акцент на мелодии привел к мелодичным и запоминающимся композициям.

    Развитие фортепиано сыграло огромную роль в достижениях классической эпохи, поскольку оно дало композиторам возможность выражать эмоции более тонко и динамично.

    Кроме того, размер оркестра увеличился, и он начал включать в себя множество новых инструментов.

    Сочетание этих двух факторов способствовало многим музыкальным достижениям композиторов классической эпохи.

    Простота, сбалансированность, певучие мелодии и эмоциональная глубина — вот четыре основных элемента, определяющих классический период.

    Сочетание этих элементов привело к прекрасному периоду художественного самовыражения и сотням композиций, которые остаются такими же блестящими и 200 лет спустя.

    Стиль классического периода:

    Как упоминалось выше, акцент классического периода на мелодии и гармонической последовательности аккордов был большим отходом от контрапунктических линий эпохи барокко.

    Гомофония, или единая мелодия поверх основной последовательности аккордов, стала стандартом классической музыки. На самом деле, это также стандарт того, как сегодня создается большая часть современной музыки!

    Еще один отход от эпохи барокко произошел в области эмоций: в то время как композиции в стиле барокко обычно выражали одну эмоциональную крайность, произведения эпохи классицизма уводили слушателей в более тонкие и сложные эмоциональные путешествия.

    Эмоции по-прежнему оставались вторичными по отношению к форме, однако музыкальные структуры, такие как форма сонаты, бинарная форма и тройная форма, развивались как способы передачи этого эмоционального путешествия в предсказуемой и упорядоченной форме.

    Эволюция фортепиано в значительной степени ответственна за многие из этих разработок. В классическую эпоху фортепиано стало ближе к инструменту, который мы знаем сегодня, а его конструкция позволяла исполнителям играть ноты одновременно нежно и яростно.

    Искусство музыкальной композиции совершенствовалось по мере того, как композиторы классической эпохи писали произведения, выражающие нюансы эмоциональных взлетов и падений человеческого опыта.

    Композиторы-классики и образцы классической музыки

    Вы уже знаете несколько больших париков классического периода! Вспомните Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна.

    Ниже приведены три примера классической музыки, с которыми, я уверен, вы знакомы:

    Mozart — Eine Kleine Nachtmusik:

    Вы узнаете эту музыку за считанные секунды. Обратите внимание, как четко играет мелодия поверх аккомпанирующих струнных — очень типично для классического периода.

    Эта композиция разбита на четыре основные части или разные части, каждая из которых имеет немного разный тон.

    Прослушивание этих четырех частей отправляет вас в эмоционально сложное путешествие, возможно, более глубокое, чем то, что вы испытали бы с музыкой барокко.

    Простота, баланс, певучая мелодия и эмоциональная глубина этого произведения делают его прекрасным образцом музыки классической эпохи!

    Бетховен — Ода радости:

    Включите громкость, чтобы полностью ощутить это! Мелодия не просто запоминающаяся, она знаковая.

    Что-то, что Бетховен знал лучше, чем кто-либо другой, заключалось в том, как использовать силу человеческого голоса — вы не можете не быть тронуты в 0:50, когда хор играет на полную мощность!

    Интересным примечанием об этом произведении является то, что оно использовалось людьми и политическими движениями всех мастей.

    Ода радости почти стала де-факто коммунистическим гимном в Советском Союзе, но также исполнялась как радостный праздник свободы после падения Берлинской стены.

    Это было одно из немногих произведений западной музыки, одобренное маоистским правительством Китая, но затем оно было использовано студенческими протестами на площади Тяньаньмэнь.

    Теперь это гимн Европейского Союза.

    Как ни посмотри, в этом произведении есть что-то мощное. Что-то, что говорит со всеми нами.

    Бетховен — Симфония № 5:

    Четыре самые известные ноты в истории!

    Вышеупомянутое видео — это всего лишь отрывок из первой части 5-й симфонии Бетховена.

    Написанная, когда он оглох, симфония отражает борьбу Бетховена с судьбой — вызов, триумф и все, что между ними. Это шедевр, закрепивший за Бетховеном статус одного из величайших композиторов всех времен.

    Интересный факт: длина первых четырех нот (короткая, короткая, короткая, длинная) соответствует тому, как буква «V» набирается в азбуке Морзе (точка, точка, точка, тире).

    Учитывая символизм «V» означает победу, BBC использовала этот ритмический мотив для начала своих передач во время Второй мировой войны.

    Дальнейшее прослушивание — Classical Period

    Чтобы лучше изучить музыку классического периода, эта статья содержит следующие лучшие классические песни, которые вы должны послушать!

    Дополнительные ресурсы:

    Вот несколько видеороликов, которые помогут вам лучше понять музыку классического периода и классическую эпоху в целом:

    • Классический период | Видеоурок по истории музыки
    • Фортепианное ТВ — Классическая историческая музыка

    Что такое романтическая музыка? Объяснение периода романтизма

    Музыка периода романтизма (1820-1910) находилась под влиянием более крупного романтического движения в Европе, которое сосредоточивалось на эмоциональных переживаниях и возвышало личность.

    Таким образом, уникальные композиции и выражение эмоциональной напряженности были изюминкой музыки эпохи романтизма.

    Композиторы эпохи романтизма нарушили правила формы, усилили драматическое напряжение и добавили в оркестр новые инструменты, чтобы выразить все разнообразные взлеты и падения эмоций.

    В музыкальных композициях используются повторяющиеся мелодии или темы (называемые идеей-фикс или лейтмотивом) для достижения единства и связывания различных движений воедино.

    В целом, эмоциональная напряженность была изюминкой музыки эпохи романтизма.

    Интимность и эмоциональные взлеты и падения делают музыку эпохи романтизма самой доступной формой классической музыки для современных слушателей.

    Хотите ли вы насладиться триумфом или оплакивать горе, музыка эпохи романтизма готова сопровождать вас.

    Стиль романтического периода

    В музыке эпохи романтизма эмоции превыше всего.

    Чтобы выразить более широкий диапазон эмоциональных взлетов и падений, композиторы расширили оркестр, добавив инструменты, которые могли играть как выше, так и ниже.

    Например, пикколо был добавлен для воспроизведения высоких нот, а контрафагот — для воспроизведения низких. Фортепиано также продолжало развиваться, поскольку его диапазон расширился с четырех октав до семи, которые есть сегодня.

    Еще одним элементом, который композиторы начали использовать для передачи эмоций, был диссонанс.

    Диссонанс — это отсутствие гармонии между музыкальными нотами, часто используемый для создания драматического напряжения. Чтобы увидеть пример диссонанса между нотами, перейдите к 1-минутной отметке видео ниже:

    Диссонанс Пример:

    Период романтизма совпал с промышленной революцией, которая значительно повлияла на его развитие. У растущего среднего класса теперь был располагаемый доход, который можно было потратить на музыку, и он начал часто посещать концертные залы.

    По мере того, как музыка эпохи романтизма просачивалась в массы, композиторы и виртуозные исполнители испытывали огромную славу и отношение знаменитостей.

    До Битломании была Листомания!

    Такое общественное внимание к композиторам и исполнителям, в дополнение к индивидуалистическим идеалам романтизма в целом, означало, что композиторы изо всех сил старались быть уникальными и расширять границы искусства.

    Таким образом, они начали писать более длинные пьесы, длинные вступления и драматические коды, чтобы успешно передать все возможные эмоции и интимность.

    Как упоминалось ранее, композиторы должны были привнести единство в свою работу, включив идею-фикс или лейтмотив, чтобы связать эти большие композиции воедино.

    Говоря простым языком, это повторяющиеся мелодии или темы, разбросанные по всему произведению.

    Они могут быть перефразированы в разных стилях или настроениях, но они остаются достаточно последовательными, чтобы создать ощущение единства произведения в целом.

    (см. первую композицию ниже для примера идеи фикс)

    Композиторы эпохи романтизма и образцы романтической музыки

    Ух ты, с чего начать?!

    Шопен, Лист, Чайковский, Штраус, Шуберт, Вагнер и Рахманинов — лишь некоторые из многих великих людей эпохи романтизма.

    Бетховен даже попал в этот список, несмотря на то, что он преимущественно классический. Его более поздние произведения были написаны в начале эпохи романтизма, и он преодолел разрыв между классическим и романтическим периодами.

    Мой любимый композитор эпохи романтизма — Петр Ильич Чайковский. Этот человек написал «Лебединое озеро», «Щелкунчика» и «Увертюру 1812 года», поэтому его трудно не любить.

    Кроме того, он единственный композитор, которого я знаю, который использовал буквальные ПУШКИ в одном из своих произведений, что является отличным ходом, если таковой когда-либо был.

    Вот пример одного из его произведений, а также двух других романтических произведений, которые вы уже знаете:

    Чайковский — Лебединое озеро:

    Главный рефрен из «Лебединого озера» не просто великолепен; это также прекрасный пример идеи-фикс.

    Сам балет длится 2,5 часа, но музыка восходит к этой теме в разных местах, чтобы достичь единства.

    Основная идея-фикс — это то, что вы слышите в первую минуту произведения. После первой минуты вы слышите разные его вариации.

    Эта тема повторяется во многих формах и размерах на протяжении всего балета «Лебединое озеро» и создает ощущение единства балета в целом.

    Иоганн Штраус II — An der shönen blauen Donau (Голубой Дунай):

    Ах да, песня Space Odyssey .

    Этот вальс Иоганна Штрауса II может начаться мягко и занять какое-то время, чтобы действительно начаться, но удачи вам, если вы выбросите его из головы, как только это произойдет.

    Шедевр динамики (мягкой и громкой) и мелодии, этот вальс превосходит все вальсы.

    Фредерик Шопен — Ноктюрн op.9 No.2

    Шопен был мастером передачи эмоций на фортепиано.

    Это одно из самых известных его произведений, и даже наука доказала его способность успокаивать и успокаивать.

    Одна из причин, по которой эта пьеса такая успокаивающая, заключается в том, что в ней не так много длительных диссонансных интервалов.

    Это означает, что если и есть диссонанс, то лишь на мгновение. Мы ненадолго вырываемся из комфорта, а затем тут же снова погружаемся в него.

    Дальнейшее прослушивание — эпоха романтизма

    Так много прекрасной музыки эпохи романтизма! Ниже приведены три следующих произведения, которые вы должны прослушать:

    • Чайковский, 1812 Увертюра
    • Рахманинов, Симфония № 2
    • Вагнер, Тангейзер: Увертюра

    Если вы хотите лучшее из лучшего, ознакомьтесь с моей статьей о семи лучших произведениях эпохи романтизма!

    Дополнительные ресурсы:

    Вот отличное видео, которое дает больше информации как о романтическом движении, так и о музыкальных событиях эпохи романтизма:

    • Романтический период | Видеоурок по истории музыки

    Заключение:

    Периоды барокко, классицизма и романтизма составляют большую часть того, что мы называем «классической музыкой».

    Музыка эпохи барокко сосредоточена на форме и технической сложности, музыка классической эпохи — на простоте и мелодии, а музыка эпохи романтизма — на эмоциональном выражении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *