Скриптонит: биография | NUR.KZ
Биография Скриптонита чрезвычайно интересна фанатам. Его творческий путь начался в 16-летнем возрасте, а первое признание он получил в 23 года. Узнаем о нем некоторые интересные подробности.
Скриптонит: биография рэпера
Скриптонит — это творческий псевдоним казахстанца Адиля Оралбековича Жалелова. Адиль Жалелов родился в 1990-м в поселке Ленинский Павлодарской области. Настоящая его фамилия — Кулмагамбетов, но после школы он ее сменил, взяв за основу имя деда.
Учился Адиль в школе № 33 (одной из трех в поселке), при этом до подросткового возраста был успешным учащимся. Он занимался дзюдо, был неплохим баскетболистом, увлекался рисованием, выступал в школьном драмкружке.
Адиль открыл для себя рэп в 11-летнем возрасте. Из российских исполнителей ему тогда нравился Децл, а из зарубежных — Эминем, Доктор Дри, Снуп Дог, 50 Сент. В 15 лет он, самоучка, начал писать свою музыку.
Впервые об увлечении рэпом узнала его классный руководитель Гульбана Капасова. Она не могла поверить, что такой способный и развитый подросток заинтересуется рэпом. В ее представлении ему светила карьера художника или актера. Но парень удивил всех, придя как-то раз в школу выбритым налысо.
Что касается музыкального слуха, то у Адиля это наследственное. Способность к музыке перешла к нему от отца. Однако его дед не видел в Оралбеке музыканта и настоял, чтобы тот получил техническую специальность. Точно так же повел себя и отец Адиля.
После окончания школы начинающий рэпер поступил в колледж в Павлодаре. Отец хотел, чтобы Адиль выучился на дизайнера, а затем — на архитектора. Парень поступил на специальность «Мастер-художник», однако дизайнером и архитектором не стал, да и вообще часто пропускал занятия.
Настоящим увлечением будущей звезды всегда была музыка. В 16 лет он впервые выступил со свой песней на фестивале в Павлодаре. Молодого исполнителя сразу же заметили и стали следить за его успехами.
В 19-летнем возрасте он создал группу Jillzay, в ее состав вошли:
- Ануар (псевдоним — Niman) Эрикович;
- Саян (Truwer) Джимбаев;
- Азамат (Six О) Алпысбаев;
- Айдос (Strong Simphony) Джумалинов;
- Юрий (Четверг) Дробитько.
С группой он записал несколько синглов, с которыми ребята выступали, отправляясь на гастроли по городам Казахстана. Звездный час наступил, когда Адиль вместе с Ануаром снял клип на песню VBVVCTND (аббревиатуру следует читать как: «Выбор без вариантов — все, что Ты нам дал»). Клип сразу же стал очень популярным на канале в Ютуб.
Режиссером клипа выступил сам Адиль. Съемки велись в различных депрессивных местах (по сценарию требовалось показать негатив, который окружает обычных людей в провинциальных городках). На экране можно увидеть АЗС, где когда-то работала мать Адиля, заброшенные двухэтажки в Ленинском. Такие же депрессивные картинки сняли в Павлодаре и Алматы. Вокруг степь и безысходность.
Кроме запоминающейся картинки, в песне VBVVCTND обращаешь внимание и на стиль ее исполнения. Скриптонит читает ее в трех темпах, исполняет припев. В песне есть бридж, основная функция которого — отвлечь слушателей от основной темы и перейти к ее повторному звучанию. В этом и состоит отличие творчества казахстанского рэпера — он уделяет внимание именно музыкальной составляющей своих произведений, а не глубокому смыслу текстов.
Тем не менее текст его песен злободневен, но построен исключительно на запоминающихся ключевых словах. Вдохновением для Адиля является творчество зарубежных звезд рэпа. Именно поэтому, чтобы не портить свой музыкальный слух, он совершенно не интересуется российскими исполнителями.
Читайте также: Аиша: биография
После выхода ставшего популярным клипа творчеством Скриптонита заинтересовалось сразу несколько музыкальных центров. С предложением о сотрудничестве к нему обратились продакшн-студии «Союз» и «Газгольдер».
Переговоры с Бастой (владельцем «Газгольдера») были успешными скорее всего благодаря тому, что рэперы говорили друг с другом на понятном для обоих языке. В феврале 2014-го Адиль становится резидентом лейбла Gazgolder. Этот момент стал, по признанию самого музыканта, переломным.
Творческие успехи Скриптонита (2015–2017 гг.):
- В 2015-м вышел дебютный рэп-альбом «Дом с нормальными явлениями». Диск занял второе место в подборке iTunes, обойдя Оксимирона и уступив Адель. Исполнитель стал «Рэпером года» (Colta.ru).
Сборник был отмечен в рейтингах лучших в 2015-м:
- в 20-ке у «Газета.ru»;
- в 30-ке у «Афиша»;
- первый, по мнению The-Flow и Rap.ru.
- В 2016-м рэпер номинировался на получение звания «Открытие года» (GQ). Стал обладателем премии «Человек года GQ2016».
- Обладатель премии «Реальная премия MusicBox 2016» в номинации «Вне формата».
- Новый альбом Скриптонита (2017) назван «Праздник на улице 36» (рабочие названия до выпуска — 3P, «Отель Эверест»).
Скриптонит: личная жизнь
В песнях Скриптонита часто встречаются слова, связанные с его личной жизнью. В начале творческого пути он использовал тематику, описывающую школьные проблемы, затем пел о самом рэпе. Сейчас в песнях можно встретить и душевные переживания автора. Например, песня «Любовь» посвящена его роману с Мартой Меремс.
Адиль еще не связал себя брачными узами. Однако у него есть ребенок — сын Лучи (родился в 2016-м). Вначале его гражданская жена — танцовщица Ингора (мать Лучи) — и сын жили с рэпером в Москве. Однако сейчас они не вместе. Лучи с матерью в Шымкенте.
Как говорит сам Адиль, он социопат. Постоянное нахождение в местах большого скопления людей угнетает и злит рэпера.
Музыкант терпеть не может социальные сети и не понимает, зачем люди выкладывают информацию о себе на всеобщее обозрение. Соцсети не являются для него способом общения с фанатами.
Адиль Жалелов — самый популярный в Казахстане и очень известный за его пределами рэп-исполнитель. Его творчество высоко ценят фанаты. Как итог его работы — песни и клипы — постоянно занимают лидирующие позиции в различных музыкальных рейтингах.
Пожелаем исполнителю творческих успехов и вдохновения!
Читайте также: Макпал Исабекова: биография
Скриптонит Википедия
Скриптонит Scriptonite | |
---|---|
Имя при рождении | Адиль Оралбекович Кулмагамбетов[1] |
Дата рождения | 3 июня 1990(1990-06-03) (29 лет) |
Место рождения | |
Страна | Казахстан |
Профессии | музыкант |
Годы активности | 2009 — н. в. |
Жанры | альтернативный хип-хоп, хип-хоп, трэп, трип-хоп, R&B, рэп-рок, голубоглазый соул |
Псевдонимы | BSS Beats |
Коллективы | Dillaz, Jillzay[6], Gruppa Skryptonite |
Лейблы | DME (Dilla Muzic Entertaiment) Gazgolder[7] (с 2013-го) Musica36 (с 2019-го)[8][9] |
Медиафайлы на Викискладе |
Ади́ль Оралбе́кович Жале́лов (каз. Әділ Оралбекұлы Жәлелов, род. 3 июня 1990 года, Ленинский, Казахская ССР), более известный под сценическим псевдонимом Скриптони́т (англ. Scriptonite) — казахстанский рэп-исполнитель и саунд-продюсер, создатель лейбла Musica36[10]. Впервые громко заявил о себе в 2014 году видеоклипом на песню «VBVVCTND», спустя полтора года выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями», который стал одним из самых удачных русскоязычных рэп-альбомов 2015 года.
В 2018 году разделил своё творчество на два проекта: Скриптонит и Gruppa Skryptonite[11]. Как объяснил сам Адиль, такое разграничение касается не только записи песен, но и концертов[11]. Так, концерты Gruppa Skryptonite — это музыкальный бэнд из восьми человек и новые аранжировки, а концерты Скриптонит — это формат «рэпер + диджей» и выступление под минусовки[11].
Скриптонит — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Скриптонит Scriptonite | |
---|---|
Имя при рождении | Адиль Оралбекович Кулмагамбетов[1] |
Полное имя | Адиль Оралбекович Жалелов |
Дата рождения | 3 июня 1990(1990-06-03) (28 лет) |
Место рождения | |
Казахстан Казахстан | |
Профессии | музыкант |
Годы активности | 2009 — н. в. |
Жанры | альтернативный хип-хоп, хип-хоп, трэп, трип-хоп, R&B рэп-рок |
Псевдонимы | Screeptonite[2], Adikah[3], Скрипи[4] |
Коллективы | DME, Jillzay, Gruppa Skryptonite[5] |
Лейблы | Gazgolder (с 2014)[6] Zorski Bros. (2017 — 2018)[7][8][9] |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Ади́ль Оралбе́кович Жале́лов (каз. Әділ Оралбекұлы Жәлелов, род. 3 июня 1990 года, Ленинский, Казахская ССР), более известный под сценическим псевдонимом Скриптони́т (англ. Scriptonite) — казахстанский рэп-исполнитель и битмейкер, участник творческого объединения Gazgolder. Впервые громко заявил о себе в 2014 году видеоклипом на песню «VBVVCTND», спустя полтора года выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями», который стал одним из самых удачных русскоязычных рэп-альбомов 2015 года.
Скриптонит — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ади́ль Оралбе́кович Жале́лов (каз. Әділ Оралбекұлы Жәлелов), более известный под сценическим псевдонимом Скриптони́т (англ. Scriptonite) — казахстанский рэп-исполнитель и битмейкер, участник лейбла Gazgolder. Впервые громко заявив о себе в 2013 году видеоклипом на песню «VBVVCTND», спустя два года Скриптонит выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями», который удостоился лестных отзывов и стал одним из самых удачных русскоязычных рэп-альбомов 2015 года.
Биография
Ранние годы
Адиль Кулмагамбетов родился 3 июня 1990 года[4] в посёлке Ленинский вблизи города Павлодар на северо-востоке Казахстана[5], в семье Оралбека Жалеловича Кулмагамбетова. Начал заниматься музыкой в подростковом возрасте, в 11 лет увлёкся рэпом, в 15 лет начал сочинять музыку[6]. В юношеском возрасте сменил фамилию Кулмагамбетов на Жалелов (по имени деда)[1].
Первые успехи
В 2009 году Скриптонит вместе со своим другом Ануаром (Niman) создал группу JILLZ[6]. Помимо них в состав группы входят: Юрий Дробитько (Юрик Четверг), Саян Жимбаев (Truwer), Азамат Алпысбаев (Six O) и Айдос Джумалинов (Strong Symphony). Ещё до подписания контракта с Gazgolder’ом Скриптонит успел выпустить несколько синглов, ставших хитами, и обзавестись фанатами своего творчества, а также прославился как исполнитель «настоящей» трэп-музыки[7]
. В 2013 году Скриптонит совместно с Niman’ом выпустил видеоклип к песне «VBVVCTND» (расшифровывается как «Выбор без вариантов — всё, что ты нам дал»[8]). После этого им заинтересовался российский продюсерский центр Gazgolder[2]. 27 февраля 2014 года стало известно, что Скриптонит стал резидентом этого лейбла. Впоследствии Скриптонит признается, что именно 2014 год стал переломным в его жизни[9].В 2015 году Скриптонит принял участие в создании совместного альбома Басты и Смоки Мо под названием «Баста/Смоки Мо». Сингл «Космос», записанный вместе с Дашей Чарушей, занял лидирующие позиции в чартах iTunes и стал 22-м в списке «50 лучших треков 2015 года» по версии сайта The Flow[10]. Видеоклипы на песни «Лёд» и «Миллионер из трущоб» с участием Скриптонита набрали миллионы просмотров на YouTube[11]. Клип на песню «Миллионер из трущоб» впоследствии занял 2-е место в топе «Лучших русских клипов 2015 года» по версии сайта
2015 год. «Дом с нормальными явлениями»
Дебютный альбом Скриптонита под названием «Дом с нормальными явлениями» (аллюзия на название фильма «Дом с паранормальными явлениями»), в котором чувствуется влияние объединения Top Dawg Entertainment из Лос-Анджелеса и американского рэпера Трэвиса Скотта[7], вышел 24 ноября 2015 года и занял вторую строчку в альбомном чарте iTunes, обогнав альбом «Горгород» российского рэпера Oxxxymiron и уступив новому альбому британской певицы Адель[16]. Обозреватель издания Газета.Ru Ярослав Забалуев отметил, что «за час с небольшим Жалелов предлагает не просто концептуальную, атмосферную работу, но и изрядное жанровое разнообразие — от трэпа и нью-йоркского хип-хопа до почти что госпела» [17].
«Дом с нормальными явлениями» стал одним из самых удачных русских рэп-альбомов 2015 года[18][19][20], а сам Скриптонит был признан интернет-изданием Colta.ru «рэпером года»[21]. «Дом…» попал в список «20 лучших альбомов 2015 года» по версии издания Газета.Ru[22] и удостоился 6-го места в списке «30 лучших альбомов года» по версии издания «Афиша»[23]. Альбом занял 1-е места в списке лучших русскоязычных альбомов по версии сайтов Rap.ru[24] и The Flow[25].
Видеоклип к песне «Стиль» занял 5-е место в списке «Лучших русских клипов 2015 года» по версии сайта Rap.ru[12], а сама песня заняла 15-е место в списке «50 лучших треков 2015 года» по версии сайта
2016 год. «Отель „Эверест“»
Изначально планировалось, что второй альбом Скриптонита выйдет в один день с дебютным альбомом[9]. В интервью изданию Meduza Скриптонит заверил, что практически законченный альбом под названием 3P (читается как англ. tripy) должен выйти в январе 2016 года[29], но по неизвестным причинам альбом так и не появился в заявленный срок. Впоследствии стало известно, что второй студийный альбом Скриптонита будет называться «Отель „Эверест“». Презентация альбома была назначена на 29 мая 2016 года, но так и не состоялась.
В сентябре 2016 года российское издание мужского журнала GQ признало Скриптонита «Открытием года»[30].
29 октября 2016 года группа Jillzay, в составе которой числится Скриптонит, выпустила 18-трековый альбом 718 Jungle[31]. Исполнитель принял участие в половине всех песен[31].
Музыкальный стиль и оценки творчества
Скриптонит позиционирует своё творчество как «казахстанский рэп» и не одобряет тех, кто называет его «российским исполнителем», делающим «русский рэп». Первые его тексты были посвящены детским проблемам и школе, затем наступил недолгий период т. н. «рэпа про рэп», а нынешние темы он стал поднимать в начале 2010-х годов[9]. В своих песнях, в отличие от других русскоязычных рэперов, экспериментирующих с «глубокомысленными» текстами, Скриптонит делает упор на музыкальную составляющую, которой нередко занимается сам лично[18]. Своеобразное произношение, которое шутливо называют «Ельцин-флоу», и «полупьяный» голос дал уникальное звучание для его дебютного альбома[32]. Для того, чтобы избежать чужого влияния, Скриптонит практически не слушает песен на русском языке, в том числе и произведения других рэп-исполнителей
После выхода альбома «Дом с нормальными явлениями» известный рэп-исполнитель Oxxxymiron положительно отозвался о творчестве Скриптонита, отметив высокий уровень «музыкальной замороченности и оригинальности»[34]. Также об альбоме с похвалой отозвались другие музыканты: Карандаш (Денис Григорьев), Johnyboy (Денис Василенко), ATL (Сергей Круппов)[35], Иван Дорн[36].
Дискография
Студийные альбомы
Синглы
Год | Название | Тип | Совместно |
---|---|---|---|
2016 | «Вальс» | приглаш. артист | Pharaoh |
«Бисер» | основн. артист | ATL | |
2015 | «Твоя сука» | основн. артист | Pharaoh |
«Космос» | основн. артист | Даша Чаруша | |
«Перспектива» | приглаш. артист | Guf, Rigos | |
«Случайности» | приглаш. артист | Rigos, BluntCath | |
2014 | «5 здесь, 5 там» | основн. артист | |
«Локоны» | основн. артист | ||
«Твой» | основн. артист | ||
«Не добро пожаловать» | основн. артист | ||
2013 | «VBVVCTND» | основн. артист |
Видеография
Награды и номинации
Напишите отзыв о статье «Скриптонит»
Примечания
- ↑ 1 2 [www.youtube.com/watch?v=cJv3hKzViZ0 Рэпер Скриптонит из поселка Ленинский]. Настоящее время (14 августа 2016). Проверено 15 августа 2016.
- ↑ 1 2 Николай Редькин [the-flow.ru/features/skriptonit-interview 6 фактов о Скриптоните, рассказанные им самим] // The Flow. — 24 ноября 2015.
- ↑ [picnic.afisha.ru/artist/skriptonit Скриптонит на Пикнике «Афиши» 2015] // Афиша.
- ↑ Данные согласно страничке в социальной сети «ВКонтакте».
- ↑ Андрей Никитин [vozduh.afisha.ru/music/eto-pro-pacanov-iz-teh-mest-gde-ya-vyros-intervyu-so-skriptonitom/ «Это про пацанов из тех мест, где я вырос»: интервью с рэпером Скриптонитом] // Афиша-Воздух. — 17 июля 2015.
- ↑ 1 2 Наталья Наговицына [www.sobaka.ru/city/music/42476 Скриптонит: «Не хочу, чтобы люди младше восемнадцати слушали мои песни»] // Собака.ru. — 27 декабря 2015.
- ↑ 1 2 Алексей Алеев [www.zvuki.ru/R/P/73110/ Дома делать нечего] // Звуки.ру. — 25.11.2015.
- ↑ Николай Редькин [daily.afisha.ru/archive/volna/heroes/8-novyh-lic-hiphopa/ 8 новых лиц хип-хопа] // Афиша-Daily. — 7 июля 2015.
- ↑ 1 2 3 Радиф Кашапов [www.colta.ru/articles/music_modern/9760 Скриптонит: «Мне не нравится, когда говорят, что я делаю русский рэп»] // Colta.ru. — 4 января 2016.
- ↑ [the-flow.ru/features/treki-2015-30-21 50 лучших треков 2015 года, часть 3] // The Flow. — 27 декабря 2015.
- ↑ [aonehiphop.ru/news/Vyshel_debyutnyy_albom_Skriptonita/ Вышел дебютный альбом Скриптонита] // A-One Hip-Hop Music Channel. — 25.11.2015.
- ↑ 1 2 [www.rap.ru/reading/20263 Итоги года: лучшие русские клипы]. Rap.ru (25 декабря 2015). Проверено 28 декабря 2015.
- ↑ [the-flow.ru/features/treki-2015-50-41 50 лучших треков 2015 года] // The Flow. — 25 декабря 2015.
- ↑ [www.colta.ru/news/8944 Объявлены финалисты премии Jagermeister Indie Awards] // Colta.ru. — 21 октября 2015.
- ↑ [www.gq.ru/moty/question/2016/ Голосование 2016 | GQ Человек Года]. GQ Russia. Проверено 16 августа 2016.
- ↑ [lenta.ru/news/2015/12/02/itunes021215/ Новый альбом Адель в пятый раз возглавил чарты российского iTunes] // Lenta.ru. — 2 декабря 2015.
- ↑ Ярослав Забалуев [www.gazeta.ru/culture/2015/11/26/a_7917389.shtml 5 лучших альбомов ноября] // Газета.Ru. — 26.11.2015.
- ↑ 1 2 Кирилл Молоков [www.rollingstone.ru/music/review/22420.html Скриптонит – «Дом с нормальными явлениями»]. — Rolling Stone Russia, 26 ноября 2015.
- ↑ Андрей Никитин [vozduh.afisha.ru/music/skriptonit-tesla-boy-coldplay-mia-tame-impala-i-drugie/ Что случилось с музыкой. Скриптонит, Tesla Boy, Coldplay, M.I.A., Tame Impala и другие] // Афиша-Воздух. — 30 ноября 2015.
- ↑ Лёша Горбаш [the-flow.ru/music/skriptonite-dom-review Рецензия: Скриптонит «Дом с нормальными явлениями»] // The Flow. — 31 декабря 2015.
- ↑ Денис Бояринов [www.colta.ru/articles/music_modern/9686 Итоги года. Наша поп-музыка] // Colta.ru. — 23 декабря 2015.
- ↑ Ярослав Забалуев [www.gazeta.ru/culture/2015/12/30/a_8003723.shtml 20 лучших альбомов 2015 года] // Газета.Ru. — 31 декабря 2015.
- ↑ [daily.afisha.ru/music/202-30-lchshih-albomov-goda/ 30 лучших альбомов года] // Афиша-Daily. — 2015.
- ↑ [www.rap.ru/reading/20271 Итоги года: лучшие русские альбомы, часть 2 | RAP.RU] // Rap.ru. — 31 декабря 2015.
- ↑ [the-flow.ru/features/2015-nashi-albomi-3 33 лучших отечественных альбома 2015, финал] // The Flow. — 15 января 2015.
- ↑ [the-flow.ru/features/treki-2015-20-11 50 лучших треков 2015 года, часть 4] // The Flow. — 28 декабря 2015.
- ↑ [the-flow.ru/features/treki-2015-10-1 50 лучших треков 2015 года, финал] // The Flow. — 28 декабря 2015.
- ↑ Андрей Никитин [daily.afisha.ru/music/167-100-velikih-klipov-goda-chast-pyataya-ot-skriptonita-do-serebra/ 100 великих клипов года. Часть пятая: от Скриптонита до «Серебра»] // Афиша-Daily. — 30 декабря 2015.
- ↑ Алексей Пономарев [meduza.io/feature/2016/01/21/u-nas-vospitanie-drugoe-mental-drugoy «У нас воспитание другое, ментал другой»: Интервью рэпера Скриптонита, выпустившего один из лучших альбомов 2015 года на русском языке] // Meduza. — 21 января 2016.
- ↑ 1 2 [www.gq.ru/moty/gq_chelovek_goda_2016/163685_otkrytie_goda_2016_skriptonit.php Открытие года 2016: Скриптонит]. GQ. gq.ru (13 сентября 2016). Проверено 13 сентября 2016.
- ↑ 1 2 [the-flow.ru/releases/jillzay-718-jungle Группа Jillzay, в состав которой входит Скриптонит, выпустила релиз «718 Jungle»]. the-flow.ru (29 октября 2016). Проверено 29 октября 2016. [web.archive.org/save/the-flow.ru/releases/jillzay-718-jungle Архивировано из первоисточника 29 октября 2016].
- ↑ Тагир Вагапов, Андрей Никитин, Николай Овчинников, Сергей Степанов, Никита Величко [daily.afisha.ru/archive/vozduh/music/coldplay-adel-skriptonit-kobeyn-arca-erika-badu-i-drugie/ Новые альбомы Coldplay, Адель, Скриптонит, Кобейн, Arca, Эрика Баду и другие] // Афиша-Воздух. — 10 декабря 2015.
- ↑ Руслан Муннибаев [www.interviewrussia.ru/music/basta-skriptonitu-pomogat-eto-pipec-obremenenie Баста — Скриптониту: “Помогать — это пипец обременение”] // Interview. — 16 декабря 2015.
- ↑ [the-flow.ru/features/oxxxy-o-duhe-vremeni Oxxxymiron: «Рэп окончательно стал жанром номер один в русскоязычной музыке»] // The Flow. — 25 ноября 2015.
- ↑ [www.rap.ru/news/6890 «Он уволил русский рэп»: как интернет встретил альбом Скриптонита | RAP.RU] // Rap.ru. — 24 ноября 2015.
- ↑ Леша Горбаш [the-flow.ru/features/dorn-interview Иван Дорн: «Хочу нырнуть в андеграунд»] // The Flow. — 16 декабря 2015.
Отрывок, характеризующий Скриптонит
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.
Не в один только этот день, объезжая поле сражения, уложенное мертвыми и изувеченными людьми (как он думал, по его воле), он, глядя на этих людей, считал, сколько приходится русских на одного француза, и, обманывая себя, находил причины радоваться, что на одного француза приходилось пять русских. Не в один только этот день он писал в письме в Париж, что le champ de bataille a ete superbe [поле сражения было великолепно], потому что на нем было пятьдесят тысяч трупов; но и на острове Св. Елены, в тиши уединения, где он говорил, что он намерен был посвятить свои досуги изложению великих дел, которые он сделал, он писал:
«La guerre de Russie eut du etre la plus populaire des temps modernes: c’etait celle du bon sens et des vrais interets, celle du repos et de la securite de tous; elle etait purement pacifique et conservatrice.
C’etait pour la grande cause, la fin des hasards elle commencement de la securite. Un nouvel horizon, de nouveaux travaux allaient se derouler, tout plein du bien etre et de la prosperite de tous. Le systeme europeen se trouvait fonde; il n’etait plus question que de l’organiser.
Satisfait sur ces grands points et tranquille partout, j’aurais eu aussi mon congres et ma sainte alliance. Ce sont des idees qu’on m’a volees. Dans cette reunion de grands souverains, nous eussions traites de nos interets en famille et compte de clerc a maitre avec les peuples.
L’Europe n’eut bientot fait de la sorte veritablement qu’un meme peuple, et chacun, en voyageant partout, se fut trouve toujours dans la patrie commune. Il eut demande toutes les rivieres navigables pour tous, la communaute des mers, et que les grandes armees permanentes fussent reduites desormais a la seule garde des souverains.
De retour en France, au sein de la patrie, grande, forte, magnifique, tranquille, glorieuse, j’eusse proclame ses limites immuables; toute guerre future, purement defensive; tout agrandissement nouveau antinational. J’eusse associe mon fils a l’Empire; ma dictature eut fini, et son regne constitutionnel eut commence…
Paris eut ete la capitale du monde, et les Francais l’envie des nations!..
Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l’imperatrice et durant l’apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l’Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L’armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L’expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l’armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l’armee francaise; l’incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l’Oder, l’armee russe fut aussi atteinte par, l’intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».
[Из 400000 человек, которые перешли Вислу, половина была австрийцы, пруссаки, саксонцы, поляки, баварцы, виртембергцы, мекленбургцы, испанцы, итальянцы и неаполитанцы. Императорская армия, собственно сказать, была на треть составлена из голландцев, бельгийцев, жителей берегов Рейна, пьемонтцев, швейцарцев, женевцев, тосканцев, римлян, жителей 32 й военной дивизии, Бремена, Гамбурга и т.д.; в ней едва ли было 140000 человек, говорящих по французски. Русская экспедиция стоила собственно Франции менее 50000 человек; русская армия в отступлении из Вильны в Москву в различных сражениях потеряла в четыре раза более, чем французская армия; пожар Москвы стоил жизни 100000 русских, умерших от холода и нищеты в лесах; наконец во время своего перехода от Москвы к Одеру русская армия тоже пострадала от суровости времени года; по приходе в Вильну она состояла только из 50000 людей, а в Калише менее 18000.]
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.
Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского. На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью. Толпы раненых и нераненых разных команд людей, с испуганными лицами, с одной стороны брели назад к Можайску, с другой стороны – назад к Валуеву. Другие толпы, измученные и голодные, ведомые начальниками, шли вперед. Третьи стояли на местах и продолжали стрелять.
Над всем полем, прежде столь весело красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»
Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебанье, и в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всо и побежать куда попало.
Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, хотя они и рады бы были перестать, какая то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими, и, запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обеих сторон и расплюскивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле того, кто руководит людьми и мирами.
Тот, кто посмотрел бы на расстроенные зады русской армии, сказал бы, что французам стоит сделать еще одно маленькое усилие, и русская армия исчезнет; и тот, кто посмотрел бы на зады французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Но ни французы, ни русские не делали этого усилия, и пламя сражения медленно догорало.
Русские не делали этого усилия, потому что не они атаковали французов. В начале сражения они только стояли по дороге в Москву, загораживая ее, и точно так же они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его. Но ежели бы даже цель русских состояла бы в том, чтобы сбить французов, они не могли сделать это последнее усилие, потому что все войска русских были разбиты, не было ни одной части войск, не пострадавшей в сражении, и русские, оставаясь на своих местах, потеряли половину своего войска.
Французам, с воспоминанием всех прежних пятнадцатилетних побед, с уверенностью в непобедимости Наполеона, с сознанием того, что они завладели частью поля сраженья, что они потеряли только одну четверть людей и что у них еще есть двадцатитысячная нетронутая гвардия, легко было сделать это усилие. Французам, атаковавшим русскую армию с целью сбить ее с позиции, должно было сделать это усилие, потому что до тех пор, пока русские, точно так же как и до сражения, загораживали дорогу в Москву, цель французов не была достигнута и все их усилия и потери пропали даром. Но французы не сделали этого усилия. Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую старую гвардию для того, чтобы сражение было выиграно. Говорить о том, что бы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно что говорить о том, что бы было, если б осенью сделалась весна. Этого не могло быть. Не Наполеон не дал своей гвардии, потому что он не захотел этого, но этого нельзя было сделать. Все генералы, офицеры, солдаты французской армии знали, что этого нельзя было сделать, потому что упадший дух войска не позволял этого.
Не один Наполеон испытывал то похожее на сновиденье чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель; но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.
Обсуждение:Скриптонит — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья выставлялась на удаление и была оставлена. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/22 мая 2016. Для повторного выставления статьи на удаление нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8). |
Недавно вышел «Вечерний Ургант» с выступлением Скриптонита с песней «Это любовь». И что же было в титрах?
«Любовь»
сл. и муз. Адиль Кулмагамбетов
Это я к чему: нигде особо и не подтверждается, что его фамилия Жалелов. Сомневаюсь, что на «Урганте» могли так жёстко «зафейлиться». Предлагаю принять информацию к сведению и хорошенько обдумать. —Mr Jefferson ~трэп~ 18:02, 24 мая 2016 (UTC)
- И на своей официальной страничке ВКонтакте, и в ранних статьях о нём он именуется «Адиль Жалелов», а про Кулмагамбетова слышим впервые. На «Урганте» зафейлились. —Esetok 23:26, 24 мая 2016 (UTC)
[источник не указан 792 дня][править код]
«Презентация альбома прошла 26 мая 2017 года в клубе А2 в Санкт-Петербурге, на которой Адиль сообщил, что релиз нового альбома, который будет иметь другое название, всё-таки состоится осенью 2017 года» https://the-flow.ru/news/scriptonit-osen
94.19.202.147 06:35, 29 июля 2019 (UTC)
Скриптонит – главный казахстанский музыкант. И самый некомфортный
Последние два года в российском «Айтюнсе» первое место по популярности занял Jah Khalib, в казахстанском сегменте «Яндекс.Музыки» лидирует он же. Отечественное Министерство культуры, впрочем, выбрало «фронтменом» Димаша Кудайбергена. Он, с одной стороны, любим казахоязычной аудиторией, с другой, обладает действительно уникальным голосом и не относится к тем, кого политический и общественный мейнстрим считает «маргиналом», то есть не читает рэп про секс и наркотики и не набивает татуировки.
Но несмотря на всё это, ни одного из них нельзя назвать главным казахстанским музыкантом. Единственный человек, который заслуживает этого «звания», – это Скриптонит. Удивительнее всего то, что и с Бахтияром, и с Димашем у него много общего: Адиль работает в самом актуальном жанре современной музыки, он поёт в том числе про алкоголь, наркотики, секс и да – он тоже стал звездой не благодаря, а вопреки окружающим условиям – и вдали от Казахстана.
Только культурная значимость формируется по другим принципам. Она, конечно, часто идёт рука об руку с популярностью, как и в случае Скриптонита, но самый главный фактор – это условная «новизна», то, что с содержательной и формальной точки зрения меняет границы жанра, «переворачивает игру». Адиля теперь невозможно исключить из контекста: когда кто-то будет писать музыку с претензией на тот же «переворот игры», он всегда будет оглядываться, отталкиваться, спорить с казахстанским рэпером. Ни народная любовь, ни уникальный голос в отрыве от реального творения этого не дадут.
Рэп, спустя почти 40 лет с момента зарождения, стал главным музыкальным жанром в мировой культуре. Сейчас он переживает массу трансформаций, и уже в 2015 году Скриптонит совершил огромный прорыв. Он смешал трип-хоп, блюз, джаз, рок-баллады и собственно хип-хоп в один коктейль и, кажется, навсегда изменил представление о том, какими должны быть рэп-альбомы. «Дом с нормальными явлениями», его дебютная пластинка, даже в 2018 году входит в 20 самых прослушиваемых в российском сегменте Apple Music – это серьёзное достижение, учитывая, какое количество музыки производится в РФ.
Скриптонит (в отличие от того же Jah Khalib) к тому же двигается очень нестандартными путями: например, далеко не сразу понятно, о чём он поёт, хотя рэп – самый логоцентричный жанр. Музыкант намеренно использует голос как ещё один инструмент, который только обогащает мелодию, делает её вязкой и «тёмной», или даже дионисийской. В ней нет никакой высоколобой рефлексии, это голые инстинкты, живое мясо и явление природы. Скриптонит всё-таки сначала композитор, а потом уже автор текстов. Ещё один пример нон-конформизма – последний альбом, состоящий из двух частей, – «Уроборос». Адиль и вовсе выпустил его в конце 2017 года – декабрь никогда не считался месяцем, подходящим для громких релизов.
Вам будет интересно:
Впрочем, дата выхода «Уробороса» носила и символический характер. Альбом появился в стриминговых сервисах и социальных сетях 16 декабря, в День независимости Казахстана, и оказался самой социальной из его вещей, как и самой «казахстанской». Впервые пространство получило конкретные очертания: если «Дом с нормальными явлениями» был о Павлодаре как об универсальном городе, то первая часть альбома под названием «Улица 36» собрала в себе чёткие маркеры, по которым можно было узнать и страну, и описанное время. Казахстанские слушатели испытали «эффект узнавания»: многие из нас жили в тех же по-своему страшных условиях, когда «шлёпки – единственная обувь что цела» и «ушло время долгов, пришло время кредитов». В, пожалуй, главной песне этой части, которая называется «Внатуре», есть и такие строки: «Мой край в хлам на…рен, / Северо-Восточный Казахстан в моей коже, / Северо-Восточный Казахстан в этой шкуре».
Это ироничный альбом про бедность, про недоступность, казалось бы, базовых для нормальной жизни вещей (песня «Сливочное масло»), про криминал как единственно возможный способ и социализации, и выживания, про кредиты в обмен на временную роскошь. И про вину людей в том, что они живут именно так. В то же время это очень терапевтическая пластинка. Скриптонит последовательно разделывается с прошлым: с друзьями, отбывающими сроки, со сложным отцом, который «всё знает», но почему-то не добился успеха, с девушкой, которая не поверила в будущее – и теперь, словно ей назло, «каждый день как день рождения». И ещё это всё как будто попытка уговорить, убедить себя в том, что ты действительно добился успеха, он неслучаен и «время возвращаться» никогда не настанет. Во всяком случае пока есть дела, даже если ты «обхапан в слюни».
У этого в определённом смысле гражданского жеста было и продолжение: Скриптонит на концерте в Астане со сцены раскритиковал акимат Павлодарской области за дороги, плохое освещение улиц и ложь по поводу организации его бесплатного концерта. А когда диалога не сложилось и чиновники обвинили его в том, что музыкант давно не был дома и ничего не сделал для региона, он просто выложил фотографию авиабилета с прошедшей датой, сказав: «Вам было удобно, что я был для вас простым «наркоманом», пока меня никто не знал, так не надо и сейчас перекладывать на меня что-то». Такой жест в некоторой степени уникален: Jah даже в России, где сейчас идёт политическая кампания против рэперов, меняет в одной из песен слова «секс, наркотики» на «кекс, компотики», а Димаш слишком сильно связан с казахстанским государством, в том числе и деньгами.
В ответе властям Адиль сам же и подчеркнул сложность своего имиджа. В одной из песен со второй части «Уробороса» он поёт: «Ночью я теряю сон не для тусовок. / Хоть и кажется, что все мои друзья – это косяк и солод». Публичный образ «рок-звезды» ломается, когда Скриптонит в интервью Юрию Дудю рассказывает о том, что встаёт в 6 утра, чтобы начать писать песни. Он, судя по всему, интроверт, затворник и трудоголик, а в «Зеркалах» ни раз появляется мотив важности работы – и это определяющий критерий для уважения кого-либо.
Особенно интересна песня, давшая название второй части «Уробороса»: в ней идёт противоборство двух сущностей лирического героя. По сути Скриптонит на свой лад переписывает «Чёрного человека» – архетипический для русской поэзии образ тёмного альтер-эго, появлявшийся и у Есенина, и у Высоцкого. В этом случае «плохой» тоже побеждает, кокаин снюхан, но уже через одну песню «музыка спасает жизнь». Можно даже взять на себя смелость и предположить, что «другой» появляется, потому что всю предыдущую часть альбома герой демонстрирует свою усталость, отстранённость, когда «больно, но он ничего не чувствует». В конечном счёте эмоции, когда их долго пытаются тушить и прятать поглубже, просто выходят наружу мимо самого человека, через него. В интервью «Газете.ру» Скриптонит и сам говорит: «Весь альбом – это прятки: у меня есть бабки, тёлки, наркота, мне никто не нужен. И в конце я прихожу к признанию реальной картины». Надо сказать, эта пластинка вообще хорошо поддаётся психоаналитическим интерпретациям – и очень сложно найти ещё одну такую в современном русском (русскоязычном?) рэпе.
Сложность музыки Скриптонита строится не только на том, что он мешает жанры, пишет увертюры и пьесы, включает в свой оркестр трубы, перкуссии и электрогитары. Все три альбома – это цельная история, во многом автобиографичная. Их повествовательная структура складывается нелинейно и постоянно строится на ретроспекции и флешбеках. Хронологически её можно выстроить следующим образом: «Улица 36» – «Дом с нормальными явлениями» – «Праздник на улице 36» – «Зеркала». Неудивительно, что после такого долгого труда рэпер решил на несколько лет отказаться от жанра, который сделал его известным, чувствуя, что сказать ему больше нечего. Но спустя несколько месяцев вернулся с бэнгером «Мультибрендовый» и коллективом Gruppa Skriptonite, выпустившим пока всего одну песню «Глупые и ненужные».
Музыка – это искусство, которое лучше всего передаёт дух времени, и в этом смысле Скриптонит тоже даёт красноречивый слепок эпохи. Успешный в России казах, поющий на русском языке, его происхождение при этом можно узнать по специфической лексике, он, очевидно, чувствует связь с местом, в котором прожил большую часть жизни, и не испытывает к нему особенной любви. Но при этом в нём не чувствуется никакого колониального комплекса – он точно знает то, что должен делать, ему не нужна национальная точка опоры для самоутверждения и самоопределения. Уверенность возникает и так, и он поёт про это: «за всех всё придумал казах» и «мы не перевернули игру, / мы буквально порвали по швам».
Конечно, хочется сказать, что Скриптонит – пока ещё главный казахстанский музыкант. У нас уже есть Молданазар, но он больше похож на человека, который оказался немного раньше в будущем, чем все мы. Его популярность и влияние будут только нарастать по мере того, как казахстанская аудитория будет готова к такой музыке на казахском языке. Сейчас у нас есть сложный, некомфортный и удивительно талантливый рэпер с ценностями, которые не сформирует ни одна государственная идеология и которые ты приобретаешь только тогда, когда точно знаешь, кто ты есть на самом деле, и стоишь на этом до конца.
Больше материалов о творчестве Адиля, записи с концертов и эксклюзивные видео можно посмотреть на странице в Instagram.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Скриптонит: два года в статусе рэп-звезды
24 ноября 2015 года вышел первый альбом Скриптонита. Сегодня мы постараемся рассказать о том, почему он стал одним из главных рэп-исполнителей России и что его может ожидать в будущем.
В 2013 году на большие экраны вышел фильм «Дом с паранормальными явлениями». Лента-пародия на «скримеры», самый прямолинейный и простой в производстве поджанр ужасов. Громко крикнуть в ухо ничего не подозревающему человеку – not a big deal. Исполнитель главной роли Марлон Уайанс в свойственной ему манере показал, насколько нелепо всё это выглядит.
В этом же году на YouTube появился клип с очень странным названием «VBVVCTND». После припева стало понятно, что эта аббревиатура означает «Выбор без вариантов – всё, что ты нам дал». Автором видео значился некий Скриптонит. Фоном для рэпера послужили хибары, заброшенные стройки, развалины и прочие привычные для провинциального постсоветского пространства локации.
Как оказалось, съемки происходило в Казахстане, в маленьком городе Павлодар, а парня в кадре зовут Адиль Жалелов.
В своём дебютном клипе Скриптонит пытался разыграть, в общем-то, битую к тому моменту карту. Тема выживания в суровых урбанистических реалиях была актуальна для русского хип-хопа в 90-е и первую половину нулевых. Постулат о том, что провинция – одно сплошное гетто, уже все давно поняли и перестали по этому поводу рефлексировать. Артисты новой волны делали акцент на том, какие возможности у них появились с приходом путинской стабильности. При грамотном подходе увлечение рэпом стало прибыльным практически с самого старта.
На таких радостях риторика стремящихся выбиться в люди «ноунеймов» моментально сменилась на повествование о вечеринках в клубах, безудержных половых связях, наркоте, лихих бабках, которые непонятно откуда взялись в огромном избытке при столь юном возрасте. Так что все разговоры про «прохаванную» на дне жизнь пропускались и были уже никому неинтересны. Несмотря на несовременный подход, в Скриптоните явно проглядывался большой талант и перспектива. Благодаря «VBVVCTND» казахского самородка заметил Баста и предложил стать подписантом лейбла «Газгольдер».
Таким образом, Адиль стал одним из первых рэперов, выстреливших благодаря YouTube. Дебютным видео, выпущенным совместно с творческим объединением Василия Вакуленко, стал клип на трэк «Твой». Эта композиция соответствовала духу времени уже в гораздо большей степени.
В первую очередь в новичке удивляло его оригинальное прозвище – Скриптонит. Очевидно, что уши этого ника растут из саги про Супермена. Главная отсылка к сверхчеловеку, это, конечно же, татуировка в виде всем знакомой «S» на груди. Кроме этого, слово «криптонит» означает вымышленное кристаллическое радиоактивное вещество, которое является единственной немагической слабостью Супермена. По сути «криптонит» – это разновидность знаменитой «ахиллесовой пяты».
Получается, сценический псевдоним Адиля можно объяснить как попытку создания антигероя, который способен устранить, подавить или даже убить любого сверхчеловека. Если эта мысль соответствует задумке рэпера, то это очень удачный пример аллюзии и интересный творческий ход.
В марте 2015 года вышел клип на самый громкий хит с совместной пластинки Басты и Смоки Мо «Лёд». Участие в нём Скриптонита придало песне дополнительный колорит, а для самого молодого подписанта фит со старшими товарищами стал своеобразным официальным представлением перед фанатами лейбла «Газгольдер». Аналогичным составом рэперы собрались для съёмок ещё одной совместки «Миллионер из трущоб», которая хоть и содержала в себе массу спецэффектов, однако уровня славы «Льда» так и не достигла.
Заручившись поддержкой коллег по цеху и набрав узнаваемости с помощью дуэтов с первыми лицами лейбла, Скриптонит спустя два года после выхода «VBVVCTND» выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями».
Первый сольник – это всегда лебединая песня любого исполнителя, апогей внимания, которого больше не будет у последующих альбомов. Поэтому так важно думать на несколько шагов вперед о том, как именно распорядиться этим капиталом. Однако выход альбома Скрипа заставил всех забыть даже о таких непреложных истинах. Никто не мог и предполагать, какой эффект произведёт на российский хип-хоп сольник казахстанского новичка.
Вспоминая и сравнивая его трэки и до, и уже на «Газгольдере», рэпер выдал абсолютно неожиданный материал, который никто и не думал услышать на его первой пластинке.
Альбом стал настоящим Клондайком мемом, тэгов, стэйтментов, крылатых фраз и многих-многих других элементов современного российского рэп-фольклора. Даже спустя два года, большинство стереотипов и образов, связанных со Скриптонитом, берут своё начало именно на этом диске. Примечательно, что, несмотря на обилие запоминающихся трэков с альбома, экранизации удостоились только два – «Притон» и «Стиль».
Первый знаменателен тем, что стоп-кадр из клипа послужил обложкой альбома. Сама песня была выбрана для экранизации как наиболее собирательный трэк, способный максимально быстро и доходчиво показать стилевое разнообразие всего диска. Скриптонит здесь и поёт, и читает, а звуковая дорожка вобрала в себя огромную палитру музыкальных инструментов и жанрового разнообразия.
Однако на «ДСНЯ» была ещё одна столь же яркая и разносторонняя песня, как и «Притон». Речь о реквиеме «Вечеринка». Глубокомысленный слушатель может найти в этом трэке намёки на то, что эта самая вечеринка является ничем иным, как похоронами исполнителя. Подумайте сами, где ещё могут собраться «все, кого он любил», кроме дня рождения.
Однако для этого праздника обычно принято использовать более мажорное звуковое сопровождение. Несмотря на «хитовость» этой песни, её решили попридержать и использовать для промо уже второго сольного альбома Скриптонита «Праздник на улице 36». Казалось, что сам артист не особо хотел выпускать этот материал, считая его «не тем, что должно было выйти». Так или иначе, но диск вызвал уже гораздо меньше хайпа, чем первый альбом. Привычного вороха бесконечных мемов, которым изобиловал «ДСНЯ», здесь уже не было.
Так чем же так полюбился Скриптонит слушателям? Почему его продолжают упоминать в списках лучших рэперов России, хотя он крайне редко выпускает новый материал? Неужели его немногочисленные песни были настолько хороши, что позволяют ему даже спустя долгое время не просто оставаться на плаву, но и занимать лидирующее место в индустрии?
ТАЛАНТЛИВЫЙ БИТМЕЙКЕР
Огромным плюсом творчества рэпера является именно сама музыка, в написании которой он очень сильно преуспел. Скриптонит начал зарабатывать свои первые деньги именно с помощью ремесла битодела. Когда человек очень долго сочиняет музыку, то через какое-то время он начинает чувствовать, какой текст и какая подача могут подойти для той или иной мелодии. Неизбежно в голове рождается некий образ, к которому уже придумывается словесное сопровождение.
Хорошо это или плохо, но в хип-хопе всё же первична музыка. Так работают 90% исполнителей. Мало кто может написать сначала текст, а потом перенести его на бит. Другими словами, проще послушав музыку, написать слова, чем послушав слова, написать музыку.
Благодаря тому, что Скрип очень долго писал музло, к моменту своей работы в качестве сольного исполнителя он уже прекрасно знал, какой бит ему нужно записать под то или иное настроение. Он уже видел насквозь все эти трэки. Адиль давно нащупал все оттенки безнадеги, печали, меланхолии, хандры и прочих переживаний. Именно поэтому трэки Скриптонита затягивают слушателя в болото своей вязкостью и отсутствием чётких границ.
Всё настолько размыто, что в этой лениво текущей реке буквально не за что зацепиться. Это глубокий запой, из которого невозможно выйти. Повтор за повтором одной из той же смазанной картинки, на которой человек закапывает себя все глубже и глубже.
Голосовой chopped&screwed эффект также добавляет картине происходящего именно тот фон, который здесь уместен. Такой искаженный голос слышит человек, которого обули чем-то по голове или если он находится под барбитурой. Постоянное пребывание в таком состояние обеспечивает глубокую депрессию, алкоголизм, а то и более тяжёлую зависимость. Мало кто из современных рэперов может похвастаться умением погружать своих слушателей в подобные состояния. В том числе и по этой причине Скриптонит стал ярчайшим пятном на общем фоне российского рэпа. Адиль действительно порвал шаблоны, как бы высокопарно это не звучало.
ЛИДЕР JILLZAY
Группа – это отличная возможность экспериментировать с творчеством. В её составе можно пробовать всё, что хочешь. Если эксперимент будет удачным – берем на заметку и делаем максимально похожее сольно, если не удался – забываем и «отмазываемся», что это сайд проект или что во всём виноваты коллеги.
Также в рэпе всегда нужна команда: помелькать в клипе, «подпеть», когда нет нормальных гостей на фитах, потусить на концерте. Без crew в хип-хопе никуда. Рэп-игра не терпит одиночек. Ведь именно наличие комьюнити позволяет заявлять в своих трэках что-то вроде того, что «мои пацаны со мной, мои люди, моя банда, флейва и т.д.»
Зачастую для группы характерен один неприятный момент – все участники коллектива начинают невольно копировать своего лидера, становясь клонами-Смитами из Матрицы. Ещё один признак группы – это постоянная ротация её участников, которая повышает ценность первого лица. Подобные процессы, хоть и в миниатюре мы наблюдаем в группе Jillzay. Изначально планировалось, что второй альбом Скриптонита выйдет в один день с дебютным альбомом Jillzay. Однако в октябре 2016 вышел лишь «718 Jungle», а «Праздник на улице 36» – в мае этого года.
ПЕРЕВЕРНУЛ ИГРУ С ОКСИМИРОНОМ
Один раздвинул границы жанра и показал, что можно найти новые мотивы в уже давно полюбившейся миллионами людей музыке, второй – показал не только то, что русский рэп может быть умным и интеллектуальным, а, что ещё более важно, насколько он может быть интересным, пробивным и живучим.
С этих точек зрения в одночасье все посмотрели на рэп совсем под другими углами. Пресловутый переворот игры после выхода «Горгорода» и «ДСНЯ» – это огромный шаг для рэпа в его русскоязычном сегменте. Во многом все последующие успехи Версуса так или иначе имеют точку отчёта в этом моменте, несмотря на то, что уже за полгода до выхода альбомов баттл Окси с Джоннибоем набрал десятки миллионов просмотров.
БУДУЩЕЕ РУССКОГО РЭПА
Глава «Газгольдера» Баста понимает, что работа с таким действительно талантливым человеком, как Скриптонит, требует большого терпения и выдержки. Поэтому глава лейбла решил создать все нужные условия для творческого процесса Адиля. Вопрос только в том, насколько они будут оправданы. Скрип рискует стать заложником перфекционизма, когда артист уже сам не понимает, где качество, а где перебор.
Всегда есть опасность пройти точку невозврата, как Доктор Дре со своим Детоксом. Ситуация с пребыванием Скриптонита на «Газгольдере» чем-то схожа с взаимоотношениями Drake и Young Money. Артисты слишком сильно выбиваются из общего ряда своих коллег. Этакие белые вороны, которых трудно интегрировать в общий пул функционеров лейбла. Тяжело придумывать и осуществлять перекрестные коллаборации для поддержки друг друга перед и после выхода релизов.
Однако, несмотря на всё это, у Скриптонита большое будущее. Нет никаких сомнений, что он станет мега-звездой. Настолько многогранные, разносторонние и самобытные артисты – очень большая редкость. За счет своего таланта они могут диктовать свои условия продюсерам, менеджерам и прочим технократам шоу-бизнеса.
Но гораздо важнее то, что они заработали лояльность у своего слушателя, который позволяет им экспериментировать и готов ждать. Люди устали от одного и того же. Никто не будет счастлив, если Скриптонит в составе Jillzay будет раз в полгода выпускать проходные альбомы про сучек. Гораздо лучше, если раз в два года или даже ещё реже будет выходить хороший, продуманный, концептуальный альбом уровня «Дома с нормальными явлениями».
Адилю просто нужно подобрать для себя идеальную скорость выхода такого материала. Буквально за месяц до даты двухлетия выхода его дебютного альбома в интервью Собчак Адиль обмолвился о выходе в этом месяце своего нового двойного альбома. Но время идёт, а ни синглов, ни даже каких-либо других новостей, намекающих на выпуск нового материала, у нас пока нет. Будем надеяться, что хотя бы до нового года мы получим свежие трэки Скрипа, пускай и не в виде его третьего альбома.
P.S. За несколько лет до появления в медиасреде имени Скриптонита место молодой и перспективной звезды казахского рэпа стремительно занял персонаж под ником HIRO. Парня выделяла наглая, напористая и волевая подача, стремление доминировать и обещание занять лидирующее место в российском рэпе всерьез и надолго. Спустя пять лет о его существовании мало кто помнит. Тот самый фильм «Дом с паранормальными явлениями» был пародией на фильмы, которые у всех вместо ужаса вызывали хохот. «Дом с нормальными явлениями» Скриптонита стал ответом на смехотворные попытки его предшественников сделать казахстанский рэп популярным.