TJ
Офтоп
Ольга Жигулина
Откуда взялись и как устроены популярные блоги «капризных аристократов» в социальных сетях
За несколько месяцев мода на «капризные» сообщества, начавшаяся весной с одного популярного твиттера, выросла в рунете до многочисленных групп с сотнями тысяч участников. Среди подписчиков таких сообществ множество знаменитостей, а отдельные шутки разлетаются по сети.
TJ рассмотрел феномен поближе и задал одни и те же вопросы трём разным людям: создательнице твиттера «Капризный аристократ», администратору сети «капризных» сообществ во «ВКонтакте» и автору группы «Капризная аристократия», также действующей во «ВКонтакте».
Как появились блоги
Создательница оригинального твиттера «Капризный аристократ» (23 тысячи подписчиков), а позже и аналогичного сообщества во «ВКонтакте» (177 тысяч подписчиков), попросила не называть её имени. Она призналась, что не помнит, как именно появилась идея, но предположила, что своей популярностью её блоги обязаны контрасту между их содержанием и реальностью.
У большинства молодых людей стоит денежный вопрос. Мне показалось, что довольно забавно писать всякий бред вроде «бесит, когда столовое серебро, а не золото» для ребят, которые думают, где поесть, чтобы потом хватило на дешёвую бутылку вина.
создательница твиттера «Капризный аристократ»
бесит, что мой любимый исполнитель посвящает свои песни не мне
— капризный аристократ (@golubihkrovei) July 25, 2015
бесит, что у кхалиси есть тысяча безупречных, а у меня — нет
— капризный аристократ (@golubihkrovei) July 24, 2015
бесит, когда хочется поехать в жаркие заморские страны, но из-за загара боишься стать похожим на раба
— капризный аристократ (@golubihkrovei) July 21, 2015
Через некоторое время после запуска этого твиттера во «ВКонтакте» появилась целая сетка «капризных» сообществ. По словам её администратора Арслана, идея проекта нашлась именно в Твиттере: «Наткнулись на аккаунт, который постит свои недовольства раз в день. Мы решили создать паблик и расширить идею».
В итоге она оказалась расширена до четырёх сообществ: «Капризная княжна» (132 тысячи подписчиков), «Капризный аристократ» (128 тысяч подписчиков), «Капризный простолюдин» (6 тысяч подписчиков) и «Капризный админ паблика» (3 тысячи подписчиков).
Почти одновременно с сеткой была запущена и страница «Капризная аристократия» (4,5 тысячи подписчиков). Её владелец, врач по имени Андрей, рассказал, что в его случае всё началось с чужой шутки.
Как-то наткнулся на шутку о том, что парень говорил с девушкой в манере 18-19 века, а она оказалась современной девицей, которой по душе была современная манера общения, и её бесили обращения её парня. Хотелось сделать что-то на старый манер, чтобы люди общались между собой подобным способом. А темы для общения какие лучше всего? Правильно, сплетни и понимание, что не тебя одного что-то радует или раздражает.
Высшее общество лично у меня ассоциируется с пренебрежением к другим, желанием, чтобы было именно так, как ты хочешь. Думаю, что популярность можно объяснить своеобразной экзотикой, возможностью почувствовать себя в высшем обществе прошлых лет. Честно говоря, я думаю, что это мимолётное увлечение пользователей, так как любая мода сначала бывает на взлёте, а затем уходит в небытие. Время покажет.
Андрей, создатель сообщества «Капризная аристократия»
Откуда берутся шутки
По словам создательницы оригинального твиттера, ей помогает с составлением шуток знакомый, который и предложил дополнительно завести страницу во «ВКонтакте». Также она призналась, что её «раздражают клоны, потому что из-за них идея меняется и ещё быстрее становится попсой».
Напоминаю, что вы здесь не для того, чтобы рассказать мне о том, что вас бесит, а для того, чтобы узнать, что бесит меня. Расслабьтесь и отдохните под сенью моего генеалогического древа.
из описания сообщества «Капризный аристократ» во «ВКонтакте»
бесит, что не могу полюбить кого-то так же сильно, как себя
— капризный аристократ (@golubihkrovei) July 15, 2015
бесит, что перстней — миллион, а пальцев — 10
— капризный аристократ (@golubihkrovei) July 8, 2015
бесит, когда хочешь изменить жизнь к лучшему, а лучше уже некуда
— капризный аристократ (@golubihkrovei) June 24, 2015
Шутки для сетки аккаунтов Арслана придумывают сами пользователи и публикуют их через «предложенные новости». В этом создатели сетки видят и причину популярности проекта, так как «люди любят делиться своими проблемами».
Основная масса контента для «Капризной аристократии» Андрея также предлагается самими пользователями. По словам владельца сообщества, «приходят сотни капризов». При этом у него есть помощник, который занимается модерацией и отбирает лучшее, так как сам основатель группы не имеет лишнего времени на то, чтобы следить за соцсетями.
Можно ли на этом заработать и что дальше
Создательница «Капризного аристократа» рассказала, что пока не думала о том, как зарабатывать на своей идее, используя что-либо, кроме обычной рекламы и репостов во «ВКонтакте».
бесит, когда кто-то делает надменное лицо, забыв, что это моя фишка
— капризный аристократ (@golubihkrovei) June 22, 2015
бесит, когда корабль, который доставлял мне чай из индии, терпит кораблекрушение и приходится ждать другую партию
— капризный аристократ (@golubihkrovei) June 19, 2015
бесит, когда говорят, что париж для влюблённых, когда он для меня
— капризный аристократ (@golubihkrovei) June 14, 2015
Арслан признался, что в планах — расширение тематики и ещё больше площадок.
Пока особо не монетизируем, ждём, когда [сообщества] подрастут.
Арслан, администратор сети «капризных» аккаунтов
Монетизация «Капризной аристократии» тоже планируется, но Андрей пообещал, что вся реклама будет связана с тематикой сообщества, и никакой «надоедливой» монетизации не будет.
#Статья #ВКонтакте #Twitter #тренды
Капризный аристократ, футбол — Блог на Sports.ru
Роемся в архивах и достаем оттуда всё самое интересное
- Подписчики
51
Thug4Life
Зарегистрирован 21 сентября 2007
Россия, Москва
52
53
saintfan
Зарегистрирован 13 апреля 2011
Россия, Москва
54
Ayrik
Зарегистрирован 16 октября 2012
Казахстан, Атырау
55
56
Петр Тищенко
Зарегистрирован 3 марта 2013
Россия, Санкт-Петербург
57
ap13
Зарегистрирован 20 октября 2010
58
Dima Vedenkin
Зарегистрирован 4 ноября 2011
Россия, Москва
59
Català
Зарегистрирован 11 декабря 2010
Россия, Москва
60
boec019
Зарегистрирован 10 апреля 2013
61
62
DamirKZ
Зарегистрирован 3 июня 2010
Казахстан
63
Santiago84
Зарегистрирован 11 июля 2013
Россия, Москва
64
riq10
Зарегистрирован 21 февраля 2009
Россия
65
Эрнандес
Зарегистрирован 9 мая 2014
Казахстан, Павлодар
66
ofvlmvlmv;
Зарегистрирован 8 июня 2009
Россия, Москва
67
68
69
70
pinto
Зарегистрирован 4 августа 2009
71
G. HAZ
Зарегистрирован 5 июня 2010
Россия, Москва
72
saneet
Зарегистрирован 31 мая 2009
Россия, Санкт-Петербург
73
гамула
Зарегистрирован 28 ноября 2009
Россия
74
dagiante
Зарегистрирован 31 мая 2013
Россия, Москва
75
Виталий Суворов
Зарегистрирован 21 февраля 2009
Россия, Москва
76
Raaalf
Зарегистрирован 23 октября 2011
Беларусь, Минск
77
gldc
Зарегистрирован 6 августа 2009
Россия
78
79
iaksppo
Зарегистрирован 4 июля 2009
80
LM-RL-EI
Зарегистрирован 14 июня 2015
81
Rusik+FCB
Зарегистрирован 13 июня 2015
82
83
84
85
juventino1996
Зарегистрирован 27 августа 2014
Армения, Ереван
86
runcon
Зарегистрирован 15 октября 2010
87
Ararat Djan
Зарегистрирован 9 августа 2011
Россия, Москва
88
koritsa
Зарегистрирован 9 июня 2014
Россия, Москва
89
inotora
Зарегистрирован 20 ноября 2010
Россия, Новосибирск
90
9OFF
Зарегистрирован 13 января 2015
91
XTREME94
Зарегистрирован 6 августа 2011
Россия, Барнаул
92
Roland5
Зарегистрирован 27 февраля 2013
Россия, Обнинск
93
Тихий81
Зарегистрирован 5 января 2014
94
Tuteichi
Зарегистрирован 9 августа 2010
Того, Ломе
95
Rovshan Abdullaev
Зарегистрирован 17 февраля 2013
Россия, Санкт-Петербург
96
Garichello
Зарегистрирован 5 сентября 2012
Россия, Санкт-Петербург
97
98
99
100
Grime Kid
Зарегистрирован 5 февраля 2015
аристократических стилей в эпоху реформ: И.
Виги | Аристократическое правительство в эпоху реформ: виги и либералы 1830-1852 гг.Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicАристократическое правительство в эпоху реформ: виги и либералы 1830–1852 гг.Британская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Современная история (1800–1914 гг.)Политическая историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicАристократическое правительство в эпоху реформ: виги и либералы 1830–1852 гг.Британская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Современная история (1800–1914 гг.)Политическая историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Mandler, Peter,
«Аристократические стили в эпоху реформ: I. виги»
,
Аристократическое правительство в эпоху реформ: виги и либералы 1830-1853,
3
3 1990;
Online Edn,
Oxford Academic
, 3 октября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198217817.003.0003.0003,
70198217817.003.0003.0003,0003,
.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicАристократическое правительство в эпоху реформ: виги и либералы 1830–1852 гг.Британская историяСовременная история (1700–1945 гг.)Современная история (1800–1914 гг.)Политическая историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Оксфордский академический Аристократическое правительство в эпоху реформ: виги и либералы 1830–1852 гг.
Британская история Современная история (1700–1919 гг.)45)Современная история (1800–1914 гг.)Политическая историяСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте Advanced Search
Abstract
Слияние великих семей, которые стали известны под общим названием «Великие Виггери», едва ли предшествовало рубежу веков. Хотя эти высшие социальные круги вигов были слабо связаны с партией вигов Чарльза Джеймса Фокса в 1790-х и 1800-х годах, они не стали абсолютно центральными в руководстве и организации партии до 1830 года. Как сплоченность сообщества вигов, так и актуальность его политический стиль сильно зависел от политических обстоятельств эпохи реформ. В этой главе исследуется объединение аристократии вигов в двойном социальном и политическом смысле этого выражения в Англии в конце восемнадцатого века. В нем рассматривается роль Холланд-Хауса в политизации молодежи Великого виггери в годы до 1830 года, а также более слабое притяжение фокситского виггизма к более широкому кругу космополитических «светских людей».
Наконец, в главе рассматриваются виги в правительстве в период 1830–1851 гг. Ключевые слова:
Виги, Гранд Виггери, Англия, Чарльз Джеймс Фокс, аристократия, Холланд Хаус, Фокситский виггизм, Эпоха реформ
Предмет
Политическая историяСовременная история (с 1700 по 1945 год)Социальная и культурная историяБританская историяСовременная история (с 1800 по 1919 годы)14)
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Прусский аристократ, выступавший за свободу
Главная |
Провод |
Прусский аристократ, выступавший за свободу
Когда Освальд Шпенглер в одной из своих второстепенных книг пренебрежительно охарактеризовал немецкий классический либерализм как «частичку духа Англии на немецкой земле», он просто демонстрировал умышленную слепоту школы. милитаристско-этатистских немецких историков, которые отказывались признать истинным соотечественником любого мыслителя, не входящего в состав «интеллектуальной гвардии дома Гогенцоллернов».
Шпенглер, видимо, забыл, что в Германии было свое Просвещение, и идеалы свободы, зародившиеся и пропагандировавшиеся в Англии, Шотландии и Франции в конце XVIII века, нашли отклик и поддержку в произведениях таких писателей, как как Кант, Шиллер и даже молодой Фихте. Хотя к 1899 году Уильям Грэм Самнер мог написать, что «сегодня в Германии едва ли есть какое-либо учреждение, кроме армии», тем не менее верно, что существовала коренная немецкая традиция выдающейся либертарианской мысли, которая в течение девятнадцатого века века, по крайней мере, в какой-то степени были воплощены в жизнь. Из мыслителей, внесших свой вклад в эту традицию, Вильгельм фон Гумбольдт, несомненно, был одним из величайших.
Родившийся в 1767 году, Гумбольдт происходил из семьи юнкеров, которые верно служили правителям Пруссии в течение нескольких поколений — факт, который позже вызвал удивление у некоторых из тех, кто слышал, как молодой Гумбольдт в разговорах страстно защищал личную свободу. Он получил образование во Франкфурте-на-Одере, а затем в Геттингене, в то время одном из центров либеральных идей в Германии.
Идеи о конституциях штатов
Летом 1789 года Гумбольдт предпринял поездку в Париж в сопровождении своего бывшего наставника Кампе, который был приверженцем философии и теперь жаждал увидеть своими глазами, «похоронные обряды французской деспотии». Однако его ученик не разделял его энтузиазма по поводу революции; ибо из того, что Гумбольдт наблюдал в Париже, и из бесед с Фридрихом Генцем (в то время сторонником Французской революции) появилась короткая статья «Идеи о конституциях штатов, вызванные новой французской конституцией».
Это маленькое эссе, первоначально задуманное как письмо другу, заслуживает внимания по ряду причин. Во-первых, кажется, что Гумбольдт пришел к некоторым из основных выводов Берка, не будучи в то время знакомым с работой последнего. Он утверждает, например, что «разум способен обязательно придать форму уже наличному материалу, но он не в силах создать новый материал… Конституции нельзя прививать к людям, как веточки к деревьям». Чтобы новый политический порядок был успешным, необходимо, чтобы «время и природа» подготовили почву. Поскольку во Франции этого не было, историческая аналогия заставила ответить «нет» на вопрос, будет ли эта новая конституция успешной.
Кроме того, это эссе предвосхищает идею, центральную для тезиса самого важного труда Гумбольдта по политической теории, которая всегда приходила ему в голову всякий раз, когда он размышлял о природе человека, — представление о том, что «все, что должно процветать в человек должен возникать внутри себя, а не даваться извне».
По возвращении в Берлин Гумбольдт получил небольшую должность в суде. Но относительная свобода мысли, которой пользовались в Пруссии при Фридрихе Великом, в это время сменилась преследованием прессы и религиозной нетерпимостью; Гумбольдту не нравилась атмосфера общественной жизни. К этому добавлялось нежелание, которое он чувствовал, вмешиваться в жизнь других (тонкость чувствовать себя почти гротескно неуместным в «государственном служащем»). Наиболее важным, пожалуй, была новая концепция, которую он начал формулировать в отношении законных функций правительства, концепция, которая фактически заставляла его смотреть на государства своего времени как на орудия несправедливости. Весной 179 г.1 Гумбольдт подал в отставку.
Пределы действия государства
Генезис его основной работы по политической теории, представляющей наибольший интерес для индивидуалистов, также можно найти в дискуссиях с другом — Карлом фон Дальбергом, который был сторонником « господствовавший тогда в Германии просвещенный государственный патернализм. Он требовал от Гумбольдта письменного изложения своих взглядов на этот предмет, и Гумбольдт ответил в 1792 году, написав свой классический труд «Пределы действия государства».
Эта маленькая книжка впоследствии оказала большое влияние. Она сыграла важную роль в формировании некоторых идей Джона Стюарта Милля в этой области и, возможно, даже послужила непосредственным поводом для его «О свободе». Во Франции Лабуле, индивидуалист конца девятнадцатого века, многим обязан этой работе Гумбольдта, а в Германии она оказала влияние даже на такой в основе своей несимпатичный ум, как фон Трейчке. Но это также книга, которая имеет самостоятельную ценность, потому что в ней изложены — в некоторых случаях, я думаю, впервые — некоторые из основных аргументов в пользу свободы.
Доступно в цифровой библиотеке Мизеса: Пределы действия государства Вильгельма фон Гумбольдта
Гумбольдт начинает свою работу с замечания, что предшествующие авторы политической философии занимались почти исключительно исследованием разделения государственной власти и ее частью. нация или определенные ее слои должны иметь при осуществлении этой власти. Эти писатели пренебрегли более фундаментальными вопросами: «К какой цели должен быть направлен весь государственный аппарат и какие ограничения должны быть установлены для его деятельности?» Именно на этот вопрос и намеревался ответить Гумбольдт.
«Истинная цель человека — не та, которую предписывает ему капризная склонность, а та, которую предписывает вечно неизменный разум, — есть высшее и наиболее гармоничное сведение его способностей в одно целое. Для этого совершенствования свобода является первым и необходимым условием». Таким образом, Гумбольдт начинает с того, что помещает свой аргумент в рамки определенной концепции природы человека, но следует отметить, что обоснованность его аргумента не зависит от правильности его взгляда на «истинную цель человека». Первостепенное значение имеют его идеи относительно механизма индивидуального и общественного прогресса; и здесь даже такой социально мыслящий утилитарист, как Джон Стюарт Милль, мог найти наставление и вдохновение.
Для полного расцвета личности, утверждает Гумбольдт, помимо свободы необходимо «многообразие ситуаций», которое, хотя логически отличается от свободы, всегда следует за ней. Только когда люди оказываются в самых разнообразных обстоятельствах, могут иметь место те эксперименты в жизни, которые расширяют диапазон ценностей, знакомых человечеству. Именно за счет расширения этого диапазона можно найти все более точные ответы на вопрос: «Как именно мужчины должны устраивать свою жизнь?»
Свободная нация, согласно Гумбольдту, была бы такой, в которой «постоянная необходимость объединения с другими настоятельно побуждала бы каждого постепенно изменять себя» в свете его понимания ценности образа жизни, принятого другими. В таком обществе «ни одна сила и ни одна рука не будет потеряна для возвышения и наслаждения человеческим существованием». Каждый человек, применяя свой разум к своей жизни и обстоятельствам, будет способствовать образованию других людей и, в свою очередь, будет учиться на их опыте. Это взгляд Гумбольдта на механизм человеческого прогресса.
Должно быть ясно, однако, что это прогрессивное утончение индивидуальной личности может иметь место только при режиме свободы, так как «то, что не избрано самим индивидом, то, в чем он только ограничен и ведом, не войти в его существо. Это остается ему чуждым, и он совершает это не с помощью человеческой энергии, а с помощью механического обращения». Это одна из центральных идей книги, и она заслуживает некоторого обсуждения.
Это идея, которую никто не будет оспаривать, когда речь идет о научном прогрессе. Никто не ожидает, что возникнет стоящая научная мысль, когда ученого принуждают или ограничивают в каком-то важном аспекте его работы. Он должен быть свободен развивать свои идеи в соответствии с установленными им самим стандартами своей профессии, исходя из собственной оригинальности. Но научное знание — это только один тип знания; есть и другие типы, некоторые из которых не менее общественно полезны. Есть знание, состоящее в навыках и методах производства, и знание, которое, как мы видели, укоренено в ценностях и образе жизни. мысли и через действие. Таким образом, аргумент в пользу свободы разработки научного знания является просто частным случаем аргумента в пользу свободы вообще.
Свобода и наука
Профессор Майкл Поланьи описал преимущества «индивидуализма в развитии науки».
Занятие наукой может быть организовано… не иначе как путем предоставления полной независимости всем зрелым ученым. Затем они распределятся по всему полю возможных открытий, применяя каждый свои особые способности к задаче, которая кажется ему наиболее полезной. Таким образом, будет пройдено как можно больше троп, и наука будет быстрее всего проникать во всех направлениях к такому скрытому знанию, о котором не подозревают все, кроме его первооткрывателя, к такому новому знанию, от которого действительно зависит прогресс науки.
Мало кто будет сомневаться в том, что научный прогресс ужасающе замедлился бы, если бы, например, Эйнштейн был вынужден получить разрешение от совета, отвечающего за «планирование науки», прежде чем он мог бы приступить к своим исследованиям (или если бы правительственная комиссия была уполномочен передать намеченную работу Галилея!). Но если бы такие люди, как Генри Форд, не имели свободы претворять свои идеи в жизнь, промышленный прогресс был бы не менее остановлен. Мы можем свободно признать, что абстрактная научная мысль Эйнштейна — нечто более возвышенное, представляющее большее достижение человеческого разума. Но это не имеет отношения к спору.
Мы считаем, что отдельные ученые должны беспрепятственно добиваться своих целей, потому что те, кто будет отвечать за центральное направление научных исследований, или те, кто имеет право ограничивать ученых существенными способами, не будут знать так же хорошо, как сами ученые, каждый из которых имеет непосредственное представление о релевантных факторах в его конкретной ситуации, являются наиболее многообещающими направлениями для изучения. Кроме того, самостоятельно выбранная деятельность или деятельность, которой можно свободно следовать во всех ее разветвлениях, вызовет энергию, которой не будет в тех случаях, когда задача навязывается извне или когда исследователь сталкивается с бесчисленными препятствиями. разочарования в достижении своей цели — другими словами, свободная деятельность будет иметь больший стимул.
Но оба эти утверждения в равной степени верны для деятельности, связанной с практическим знанием или знанием в действии, примером которых являются методы производства. Социалист, который верит в централизованное управление экономической деятельностью, должен последовательно верить также и в централизованное планирование науки; те, кто выступает за широкомасштабный государственный контроль над экономической жизнью, потому что государство «знает лучше», должны были бы, если бы они были последовательны, выступать за возврат к системе, которая сковывала и научное предприятие.
Отчасти именно потому, что сила неизбежно мешает индивидуальному саморазвитию и распространению новых идей, воздвигая барьер между восприятием индивидом ситуации и решением, которое он считает наилучшим, Гумбольдт хотел ограничить деятельность состояние как можно тяжелее. Другим аргументом в пользу этого вывода является то, что правительство, желающее хотя бы в скромной степени контролировать такое сложное явление, как общество, просто не может приспособить свои правила к особенностям различных стечений обстоятельств. Но меры, которые игнорируют такие особенности, будут иметь тенденцию производить единообразие и сокращать «многообразие ситуаций», которое является толчком для любого прогресса.
Но каков необходимый минимум деятельности правительства? Гумбольдт находит, что единственное благо, которое общество не может обеспечить для себя, — это защита от тех, кто нападает на личность и собственность других. Его ответ на вопрос, который он поставил в начале своей работы, — «Какие границы должны быть поставлены для деятельности государства?» — состоит в том, «что обеспечение безопасности как от внешних врагов, так и от внутренних раздоров, должно составлять цель государства и занимают круг его деятельности».
Что же касается услуг, которыми обычно пользуются, они должны подпадать под сферу действия правительства, как, например, благотворительность, Гумбольдт полагает, что они не обязательно должны предоставляться политическими институтами, но могут быть без опаски доверены общественным институтам. «Необходимо только, чтобы свобода ассоциации была предоставлена отдельным частям нации или самой нации», чтобы благотворительные цели были удовлетворительно выполнены. В этом, как и во всей своей книге, Гумбольдт показывает себя вдумчивым, но страстно верящим в действенность истинно социальных сил, в возможность достижения великих социальных целей без какой-либо необходимости в руководстве со стороны государства. . Таким образом, Гумбольдт объединяется с мыслителями, отвергавшими государство ради утверждения общества.
Части книги Гумбольдта появились в двух немецких периодических изданиях в 1792 г., но трудности с прусской цензурой и некоторое явно врожденное недоверие к собственным работам заставили его отложить публикацию книги до тех пор, пока она не будет отредактирована. Однако день для пересмотра так и не наступил, и только через 16 лет после смерти автора «Пределы действия государства» были опубликованы полностью.
Аномалия в правительстве
В течение десяти лет после завершения этой книги Гумбольдт посвятил себя путешествиям и частным исследованиям, главным образом в области эстетики, классики, лингвистики и сравнительной антропологии. С 1802 по 1808 год он служил прусским посланником в Риме, пост, который предполагал минимум официальных дел и на который он согласился главным образом из любви к этому городу. Настоящее «возвращение в государство» Гумбольдта происходит в 1809 г., когда он стал директором отдела общественного культа и образования в Министерстве внутренних дел. В этом качестве он руководил реорганизацией прусской системы государственного образования и, в частности, основал Берлинский университет.
То, что такой бесспорно искренний человек, как Гумбольдт, мог действовать в таком несоответствии с принципами, изложенными в его единственной книге по политической философии (в том числе и с положением о том, что государство не должно иметь связи с образованием), требует некоторого пояснения. Причину следует искать в его патриотизме, пробужденном полным поражением Пруссии от рук Наполеона. Гумбольдт хотел внести свой вклад в возрождение своей страны, которым занимались такие люди, как Штейн и Харденберг, и реформа системы образования соответствовала его способностям и склонностям.
Выполнив эту задачу, Гумбольдт в течение ряда лет занимал различные дипломатические должности, в том числе прусского посланника на Венском конгрессе, а после установления мира — в качестве члена Государственного совета. Но тот дух, который теперь господствовал в Берлине, как и во всей Европе, был духом Меттерниха, который, всегда умевший точно определять врагов своей системы, уже (в 1814 г.) назвал Гумбольдта «якобинцем».
Оппозиция Гумбольдта реакционной политике своего правительства снискала ему столько же неприязни при дворе, сколько и популярность среди народа. Его ненавидели и интриговали придворные реакционеры; они дошли до того, что вскрыли его почту, как будто он на самом деле был якобинцем. Когда в 1819 г.Меттерних убедил Пруссию согласиться с Карловарскими декретами, которые пытались установить жесткую цензуру для всей Германии, Гумбольдт назвал эти постановления «постыдными, ненациональными и раздражающими великий народ» и потребовал импичмента Бернсторфу, прусскому министру, который подписал их.
Было ясно, что такой человек, как Гумбольдт, был аномалией в правительстве, которое вероломно отказывалось выполнять свои военные обещания конституции и чья внутренняя политика в значительной степени диктовалась Меттернихом. В декабре 1819 г., Гумбольдт был отправлен в отставку. Он отказался от пенсии, предложенной ему королем.
Остаток своей жизни он посвятил своим исследованиям, из которых наиболее важными были исследования в области лингвистики, что принесло ему репутацию пионера в этой области. Он умер в 1835 году.
Если мы спросим, каков основной вклад Гумбольдта в либертарианскую мысль, мы найдем ответ в его идеях о ценности свободной, самоподдерживающейся деятельности личности и важности беспрепятственное сотрудничество — часто бессознательное — членов общества. Эти идеи находят все большее применение в таких областях, как психология, лингвистика, экономика и социальная теория. (Иногда, как в случае с Ф. А. Хайеком и Ноамом Хомским, современные мыслители в этих областях даже прямо указывают на связь с Гумбольдтом).
Занятие наукой может быть организовано… не иначе как путем предоставления полной независимости всем зрелым ученым. Затем они распределятся по всему полю возможных открытий, применяя каждый свои особые способности к задаче, которая кажется ему наиболее полезной. Таким образом, будет пройдено как можно больше троп, и наука будет быстрее всего проникать во всех направлениях к такому скрытому знанию, о котором не подозревают все, кроме его первооткрывателя, к такому новому знанию, от которого действительно зависит прогресс науки.