Рецензия на фильм «Дикарь»
1891 год. Измученный неустроенностью жизни в европейских столицах, тяжестью семейной жизни и невостребованностью своих работ художник Поль Гоген предпринимает отчаянный шаг – отправляется на другой конец земли, во Французскую Полинезию, чтобы слиться с природой, найти вдохновение и поправить утраченное здоровье. Увы, жизнь на островах оказывается совсем не так проста, и живописец едва не накладывает на себя руки, но вовремя встречает прекрасную девушку по имени Техура, которая становится ему музой, а затем и женой. Дикий нрав Гогена постепенно успокаивается, кажется, мастер нашел жизненное равновесие, он пишет картины десятками, однако судьба подвергает художника новому испытанию: продолжая едва-едва сводить концы с концами, Поль замечает изменения в отношении к нему Техуры. Кажется, муза предала своего любимчика…
Кадр из фильма «Дикарь»
По-хорошему, жизнь французского живописца Эжена Анри Поля Гогена вполне заслуживает экранизации в формате большого красочного сериала уровня «Марко Поло» или «Изумрудного города» с большим количеством экзотических локаций, пышными костюмами, грандиозной массовкой и впечатляющими декорациями. Судите сами, художник родился в Париже, но вырос в Перу, жил и творил в Орлеане, Понтуазе, Копенгагене и Понт-Авене, посетил Панаму и Мартинику, без ума влюбился в Таити и остаток жизни провел на Маркизских островах и во Французской Полинезии. И везде оставил след, и везде впитывал вдохновение, отраженное на холсте.
Кадр из фильма «Дикарь»
Подготовка к съемкам потребовала от Венсана Касселя не только радикально сбросить вес, чтобы продемонстрировать нищету Гогена, но и запастись вставной челюстью с фальшивыми гнилыми зубами. Кроме того, актер посетил специальные курсы живописи и скульптуры
Увы, пока кинематографисты решаются вырвать из увлекательной и драматичной судьбы Гогена только финальный отрезок, наиболее спорный с моральной точки зрения, но и самый плодотворный в его карьере – именно на Таити, например, мастер написал свой самый дорогостоящий на сегодняшний день шедевр, картину «Когда свадьба?», проданную в 2015 году за рекордные 300 миллионов долларов. К слову, сам художник о таких деньгах при жизни не помышлял, ценил каждую монетку и соглашался на самую тяжелую и грязную работу, пытаясь прокормить жену и детей, а также наскрести средства на краски, кисти и холсты. При этом бедность всегда вызывала у Гогена приступы ярости, он считал нищету главным пороком человечества, не позволяющим развиваться творческому началу.
Кадр из фильма «Дикарь»
В картине Техура показана семнадцатилетней, однако в реальности девушка с согласия родителей вышла замуж за Гогена в 13 лет. В конце XIX века такая практика на колониальных французских островах была разрешена и распространена
Авторы фильма «Дикарь» не зря обращаются к этому животному проявлению личности знаменитого живописца – Гоген действительно был неустроен в Париже, для полета ему нужны были просторы островов Океании и бескрайние волны, омывающие райские пляжи. Словно загнанный зверь, он чах в тесных комнатах Парижа, а раскрылся вдали от цивилизации, в скромном доме в окружении аборигенов. И, как это часто бывает, стимулом для творчества стала женщина, прекрасная островитянка Техура, ставшая музой Гогена и его же Немезидой.
Лента Эдуарда Делюка начинается с первых сборов героя в дальнее путешествие. Изможденный постоянной нуждой художник решает покинуть Европу и поселиться на островах, где природа сама заботится о своих детях. Да, от голода здесь не умрешь, но и рисованием много не заработаешь – фильм много времени уделяет тому, как живописец постоянно находится на грани между вдохновенным полетом и тяжелым трудом, не дающем вдохнуть. Мы видим минуты настоящего счастья, когда Поль играет с местными детьми, наслаждается прогулками и рисует свою жену снова и снова, но и ужасающие часы-дни-недели тоже присутствуют – Гоген немолод, болен, а со временем его начинает угнетать недоверие к жене. И снова в мастере просыпается природная ярость, как настоящий хищник, следит он за неверной супругой, встречающейся с его учеником.
Кадр из фильма «Дикарь»
Создатели фильма избрали для повествования любопытный прием – вместе с героями фильма мы будто прогуливаемся по вернисажу работ Поля Гогена. Вот Ia Orana Maria с ребенком, сидящим на плече, вот «Таитянские женщины на побережье» в странном сочетании местных и заморских одежд, вот испуганная девушка с картины «Дух мертвых не дремлет», вот прощальный взгляд Техуры на «Предках Теаманы» – получилось красиво и крайне трогательно. И в то же время «Дикарь» получился слишком обрывочным – из жизни художника вырваны всего два года, которые к тому же не характеризуют его ни как человека, ни как мастера в полной мере.
Нельзя не отметить груз, который взвалил на себя Венсан Кассель. Портретное сходство двух французов давно бросалось в глаза, а талант актера позволял надеяться на высокий уровень игры, и Кассель не подвел – Гоген в его исполнение объемен и разносторонен, эмоционален и творчески заряжен, трогателен и спесив. Настоящий художник, настоящий парижанин, настоящий дикарь. Благодаря ему кино получает дополнительные очки, а впечатления зрителя пополняются новыми красками – яркими в кино получились не только горы, океан и краски на холсте, сверкают здесь люди – герои и актеры.
С 2 ноября в кино.
Венсан Кассель сыграл главную роль во французском фильме о Гогене — Культура
ПАРИЖ, 23 сентября. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. На экраны во Франции вышел художественный фильм, посвященный знаменитому художнику-постимпрессионисту Полю Гогену (1848-1903). Картина снята режиссером Эдуаром Делюком и называется «Гоген. Путешествие на Таити» (в российском прокате — «Дикарь»). Лента создана с опорой на документальный источник — дневник художника, известный под названием «Ноа Ноа», который повествует о первом посещении Гогеном Таити в 1891-1893 годы.
Делюк, однако, подчеркивает, что «отнюдь не стремился создать некую кинобиографию Гогена», а по-своему интерпретировал его книгу. В то же время режиссер признает, что давно находится под впечатлением записок художника.
«Книгу» Ноа Ноа», которая и послужила теперь своего рода матрицей фильма, я открыл для себя в годы обучения в парижском Институте изящных искусств. С тех пор она не покидает меня. Это подробный рассказ художника о себе, в котором он одновременно закладывает основы будущей легенды о нем», — рассказал 47-летний режиссер.
«Я хотел снять фильм, используя именно такой образ всеми проклятого живописца, который предстает перед нами в дневнике. Я стремился приблизиться к самой сути личности Гогена, к тем его размышлениям, которые касались как искусства, так и политики», — пояснил Делюк.
Черный песок
Режиссер при этом отмечает, что «отнюдь не пытался передать яркие цвета Таити, которые так широко присутствуют в картинах Гогена. Я намеренно затемнил тот колорит, в котором пребывает главный герой фильма. У меня это песок у океана, подчас черный, и это — темное дождливое небо. Все это очень далеко от тех клише, которые обычно используются при рассказе о Гаити. Но я отнюдь не выдумал для фильма какие-то новые пейзажи — такие тоже существуют на Таити», — заверил режиссер.
Исполнитель главной роли Венсан Кассель с большим увлечением работал над образом Поля Гогена. «Я, конечно, знал картины Гогена — но на самом деле так же плохо, как почти и все другие люди. Когда Эдуар предложил мне эту роль, я реально ощутил, с каким восторгом он относится к работе над будущим фильмом. И я согласился», — рассказал Кассель.
Актеру, человеку полному сил и энергии, пришлось значительно преобразиться — он играет художника, сильно похудевшего из-за жизни впроголодь, больного. Художника, очень тщательно относящегося к своему творчеству, часами заставляющего женщин позировать ему. Художника, одержимого и пожертвовавшего семьей, которую он бросил, здоровьем и карьерой ради искусства.
«Гоген в этот период — человек малосимпатичный, зацикленный на самом себе, надломленный. Но в то же время он очаровывает своей поистине изумляющей верой в свой талант, отсутствием боязни отправиться на самый дальний край Земли», — признался Кассель.
По словам режиссера, «Кассель играл инстинктивно, он также попросил, чтобы монологи и диалоги его были сокращены». «Но и мой подход к режиссуре в данном случае также был чисто эмпирическим», — сказал Делюк.
Мнение критиков
Лента, однако, еще до выхода вызвала неоднозначные отклики ознакомившихся с ней кинокритиков. В частности, газета Le Figaro обвинила режиссера в конъюнктурном подходе.
«Кинопродюсеры разработали хитрый трюк, — отметила газета. — Они очень тщательно следят теперь за календарем художественных выставок. Так, они узнали о готовящемся праздновании столетия со дня кончины Родена — и тут же попросили режиссера Жака Дуайона снять фильм о скульпторе, причем со знаменитым Венсаном Лидоном в главной роли. А когда фильм был готов, они к тому же добились включения его в конкурсный показ Каннского кинофестиваля».
«Теперь же, когда после завершения выставки Родена в парижском зале «Гран пале» в октябре начнется выставка произведений Гогена, то основное внимание решено было уделить именно ему. Не случайно, что тут же быстро появился фильм Делюка, а в бутиках музеев уже продаются видеодиски с его записью», — отмечает «Фигаро».
Рецензируя сам фильм, газета отмечает, что «создается такое впечатление, будто Делюк пытался снять какой-то печальный вестерн — Гоген у него ездит на лошади в широкополой шляпе и с ружьем в руке под абсолютно не романтическую музыку».
Трудно быть гением: 14 фильмов о художниках — Что посмотреть
Гениальность так часто соседствует с неспокойным характером и пылким нравом, что жизнь практически каждого великого художника так и просится на экран.
Мы собрали 14 фильмов, в которых любят и ненавидят, радуются и страдают, взлетают к вершинам славы и падают на самое дно, — и все это богатство жизни проникает в эскизы, художественные полотна, скульптуры.
Работа без авторстваWerk ohne Autor, 2019
Мальчик Курт потерял любимую тетю Элизабет в годы нацизма в Германии, где для таких, как она, не оказалось места. Красивая, но немного неадекватная девушка была уничтожена в газовой камере. После войны ставший художником Курт влюбляется в Элли, чей отец-врач был причастен к гибели тети. Молодой человек не знает о его прошлом, но безжалостный характер этого страшного человека оказывает влияние и на родную семью. Лишь внутреннее чутье художника нечаянно подсказывает Курту истину, которой он сам не осознает, а правда выливается в его картины.
My Masterpiece, 2018
Пронырливый арт-дилер Артуро уже много лет сотрудничает с художником-мизантропом Ренцо. Но работы мастера в последнее время не пользуются популярностью, так что Артуро пытается придумать, как взбодрить спрос. Например, известно, что после смерти художника его картины возрастают в цене.
Микеланджело. БесконечностьMichelangelo — Infinito, 2018
Биографический арт-фильм о жизни и творчестве итальянского гения эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Более всего художник известен скульптурой Давида и росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, в том числе одним из главных мемов всех времен и народов — фреской «Сотворение Адама».
Секс мода дискоAntonio Lopez 1970: Sex Fashion & Disco, 2017
Документальный фильм о жизни одного из самых влиятельных художников-иллюстраторов 70-х. Антонио Лопес, работавший с модными журналами Парижа и Нью-Йорка, стал невероятно популярным, но и сегодня его прошлое полно тайн и загадок.
Большие глазаBig Eyes, 2014
У больших художников жизнь редко складывается гладко. Даже Маргарет Кин, прославившаяся картинами детей и женщин с преувеличенно большими глазами, имеет за плечами довольно тяжелую биографию — долгое время она не имела прав на собственные картины.
Последний портретFinal Portrait, 2017
История о том, как на закате жизни художник Альберто Джакометти в середине XX века писал портрет писателя Джеймса Лорда. Джакометти утверждал, что работа будет закончена в течение нескольких дней, но проходили недели, а портрет все не был готов.
ПоллокPollock, 2000
В 1941 году художница Ли Краснер открывает для себя творчество пьяницы Джексона Поллока. Она бросает свою карьеру и увозит художника из шумного, тесного Нью-Йорка в тихое место, где на некоторое время ему удается сосредоточиться на работе и создать гениальные абстракционистские картины.
ФридаFrida, 2002
Биографическая драма рассказывает о замечательной мексиканской художнице Фриде Кало, чья жизнь стала для людей примером стойкости и жизнелюбия. Она стала одной из первых, кто сумел свое внутреннее ощущение жизни, повседневные события, печали и радости перенести в картины. А смелой женщине было о чем рассказать.
РоденRodin, 2017
История запутанных отношений скульптора Родена с его ученицей Камиллой Клодель и служанкой Розой Бёре, матерью его единственного ребенка. Ну и между делом — о творчестве: как в мастерской, наполненной великолепными скульптурами, рождается новое изваяние. Все — от момента зарождения идеи, через бесформенный материал к первым линиям и законченному произведению искусства.
ДикарьGauguin — Voyage de Tahiti, 2017
У французского художника Поля Гогена проблемы с вдохновением, потому что быт и повседневность задавили. Его гениальные картины никто не покупает, а у него пятеро детей. Он уверен, что на Таити и жить проще, и вдохновение накатит сразу же. Проверка на практике показывает, что вдохновение и впрямь не заставит себя ждать, а вот жить ни капельки не проще. И как обычно, и в том, и в другом виновата женщина.
Ван Гог. С любовью, ВинсентLoving Vincent, 2017
Живописный, в прямом смысле, рассказ о последних днях Винсента Ван Гога и о том, что привело гениального, но малость не от мира сего художника к загадочному самоубийству.
Винсент и ТеоVincent & Theo, 1990
Ван Гог занимался живописью всего 10 лет, но за это время он успел создать около 800 картин. Все, что для этого требуется — отдать всего себя без остатка своему искусству.
Вермеер ТимаTim’s Vermeer, 2013
Документальный фильм, где изобретатель из Техаса Тим Дженсон ездит по Голландии в поисках секрета — как нидерландскому художнику XVII века Яну Вермееру удавалось придать удивительное свечение своим картинам. В чем секрет мастера?
Андрей Рублев1966
Великий живописец, воспевающий свет и добро, появился на свет в те времена, когда отношения между людьми делали Землю больше похожей на филиал Ада: Русь XV века в княжеских междоусобицах, набегах кочевников, в голоде и болезнях. Чтобы среди этого всего найти в себе любовь к человеку, нужно пройти серьезный путь личностного становления.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Венсан Кассель в роли Поля Гогена в фильме «Дикарь», мелодрама Алисы Хазановой «Осколки», Дэниел Рэдклифф в картине «Джунгли», экранизация детективного романа Агаты Кристи «Скрюченный домишко», концерты Hurts, Big Russian Boss, Oxxxymiron и The Kooks, выступление DJ Hell в «Симачеве», новое театрализованное шоу «Кандидат» от импресарио Федора Елютина, а также масштабная акция «Ночь искусств»
Концерты Оксимирона, The Kooks, Hurts и Big Russian Boss, фестиваль «Новое британское кино», мелодрама Алисы Хазановой «Осколки», «Джунгли» с Дэниелом Рэдклиффом и «Дикарь» c Венсаном Касселем, а также новое шоу от продюсера «Remote Moscow» и масштабная «Ночь искусств».
Кино
«Дикарь»
Поль Гоген отправляется за вдохновением на Таити
Великий французский живописец Поль Гоген (Венсан Кассель), устав от монотонных парижских будней, отправляется в путешествие на Таити, где находит новый источник вдохновения в лице девушки из местного племени. Страстный байопик о полинезийском отрезке жизни мастера кисти.
«Осколки»
Запутанная мелодрама Алисы Хазановой
История семейной пары, чей брак дает трещину, а кризис в их супружеских отношениях дает повод поговорить о свойствах памяти. Снятый в Америке с западными артистами режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой — и с ней же в главной роли. Соавтором сценария выступил Майкл Куписк, креативным продюсером и монтажером — Роман Волобуев. Фильм отличает запутанный (построенный на абстракциях) сюжет, что, впрочем, немудрено, ведь «Осколки» — духовный побратим, или, как говорит сама режиссер, отголосок «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене.
«Джунгли»
Дэниел Рэдклифф пытается выжить в недружелюбной флоре и фауне
Экранизация книги Йосси Гинсберга, в которой он описывает свое путешествие в джунглях Амазонки. Из-за плохой организации поход обернулся кошмаром: Гинсберг (бородатый Дэниел Рэдклифф) заблудился и провел три недели в необитаемых тропиках в полном одиночестве и без провианта. О его злоключениях живописует новый фильм компетентного австралийского хоррормейкера Грега Маклина («Волчья яма», «Эксперимент «Офис»), в котором режиссер продолжает затронутую еще в «Крокодиле» тему противостояния человека и дикой природы.
«Тор: Рагнарек»
Тор и Халк против богини смерти
Тор (Крис Хемсворт) лишился молота и своих длинных волос, а также объединился с Халком (Марк Руффало), чтобы вернуть захваченный богиней смерти Хелой (Кейт Бланшетт) Асгард и остановить Рагнарек — «гибель богов» согласно германо-скандинавской мифологии. Новый кинокомикс студии «Марвел» поставил талантливый новозеландский режиссер Тайка Вайтити (пару-тройку лет назад прогремевший отличным вампирским мокьюментари-хоррором «Реальные упыри»), — а это значит, что будет не только зрелищно, но и остроумно. Помимо этого, Том Хиддлстон обещает, что больше не будет играть Локи в фильмах о Торе.
«Скрюченный домишко»
Малозаметная экранизация детективного романа Агаты Кристи
С разницей в неделю в российский прокат выходят сразу две экранизации Агаты Кристи, обе с целой россыпью звезд, но если премьера «Убийства в Восточном экспрессе» обставлена с особой помпой, то релиз «Скрюченного домишки» проходит куда скромнее, хотя сюжет у него не менее интригующий. Отравлен старый и безбожно богатый глава семейства. За расследование его смерти берется молодой человек Чарлз Хейуорд (Макс Айронс), который влюблен во внучку убитого — Софью (Стефани Мартини). Вскоре, однако, юноша выясняет, что мотив был практически у каждого. В остальных ролях: Гленн Клоуз, Джиллиан Андерсон, Теренс Стамп, Кристина Хендрикс, Аманда Аббингтон и Джулиан Сэндз.
«Не оставляй меня»
Датская драма про балерину
Популярная балерина Дарлин (Даница Чурчич) готовится поставить с мужем новую вариацию «Жизели», однако травма отправляет ее на скамейку запасных, а у ее супруга появляется новая муза. Скандинавский ответ «Черному лебедю» — впрочем, не столько триллер, сколько мелодрама.
XVIII фестиваль «Новое британское кино»
Самые актуальные и свежие фильмы с Туманного Альбиона
В этом году фестиваль открылся историческим байопиком «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза, который задал тон всему Бритфесту: его программа состоит главным образом из биографических картин. Так помимо фильма о королеве Виктории можно увидеть жизнеописание сказочника и автора «Винни-Пуха» Алана Александра Милна («Прощай, Кристофер Робин»), шотландского психиатра и мыслителя Рональда Дэвида Лейнга («Бесит быть нормальным»), скульптора Альберто Джакометти («Последний портрет») и вокалиста группы The Smiths Стивена Патрика Моррисси («Англия принадлежит мне»).
Впрочем, одними байопиками дело тоже не ограничится. В фестивальном расписании можно будет найти фильм-выставку «David Bowie это…», детективную ретромелодраму режиссера «Ноттинг-Хилла» Роджера Мичелла по роману Дафны дю Морье «Моя кузина Рэйчел» (в роли Рэйчел — Рейчел Вайс), криминальный триллер «Город тусклых огней» с Ризом Ахмедом и Билли Пайпер и новую шок-драму грека Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя», получившую приз за сценарий на последнем Каннском фестивале. Помимо этого, историк кино Иэн Кристи расскажет о развитии технологий в важнейшем из искусств, режиссер Чарлз Гаррад («Жду тебя») — о том, как художник влияет на постановку кадра, а основатель компаний VR City и East City Films Даррен Эмерсон — о специфике виртуального кинематографа.
Концерты
The Hatters в «Главклубе»
Песни раздолья и застолья
© facebook.com/TheHattersRussianBand
Задорная балкано-цыганщина по следам Горана Бреговича, Gogol Bordello, «Неприкасаемых» и «Ленинграда», но с молодыми лицами, плюс поддержка от популярных в ютьюбе Little Big и друзей-видеоблогеров — таким был рецепт успеха группы The Hatters, которая всего за год существования оказалась и в эфире «Вечернего Урганта», и на «Нашем радио». Их дебютный альбом «Полная шляпа» — абсолютно народная музыка, песни раздолья и застолья, авторы которых обязательно займут сколько-то заметное место в новой, посттелевизионной эстраде, которая незаметно формируется уже сейчас.
Ольга Бузова в «Известия Hall»
Большой сольный дебют
© facebook.com/buzova.official?
Музыкальная карьера звезды реалити-шоу «Дом-2» и инстаграм-селебрити Ольги Бузовой — никакая не шутка. Ее первый сольный трек «Под звуки поцелуев» вышел год назад и с ходу стал хитом. Следующие синглы, такие как «Мало половин», привычно занимали в iTunes первые места, а клипы на них откручивали миллионы просмотров в ютьюбе. Очередной этап в плане Ольги по покорению музыкального мира — первый большой сольник в Москве.
Constantine в «16 тоннах»
Чувственный соулфул-хаус — как из Нью-Йорка 80-х
© facebook.com/ConstantinePublic
Иван Дорн узнал о Константине Дмитриеве на слепых прослушиваниях украинского аналога шоу «Голос», и его реакция была лаконичной: «Офигеть!» Быстрая перемотка — в мае 2017-го лейбл Дорна Masterskaya выпускает дебютный альбом Constantine «Один». И если, послушав его, вы вслед за Иваном повторяете: «Офигеть!» — то мы вас понимаем. Есть стереотип, согласно которому поп-музыканты невысокого мнения о своей аудитории, потому слова и музыка должны быть максимально доходчивыми и несложными. Constantine, напротив, таким альбомом делает своим слушателям комплимент. Стилистически это довольно неожиданный и совсем не трендовый гаражный хаус, записанный в полном соответствии с золотым нью-йоркским каноном конца 80-х и начала 90-х: грув, фортепианные партии и трепетный, абсолютно «черный» вокал редкого тембра и дивной красоты.
«25/17» в Stadium
Презентация альбома «Ева едет в Вавилон»
© facebook.com/2517official
Начав с рэпа, группа «25/17» в течение нескольких лет последовательно двигалась в направлении альтернативного рока. А именно: обзавелась живым концертным составом, утяжелила звук и не так давно обнаружила себя в ротации «Нашего радио» и среди участников фестиваля «Нашествие» (не говоря уже о том, что по духу сегодняшний «25/17» — это канонический русский рок 90-х). Вышедший в сентябре новый релиз «Ева едет в Вавилон» — движение не вверх, как почти все их номерные альбомы раньше, но в стороны. Этот альбом мясист, накачан какой-то убежденностью в своей музыкальной, авторской силе. Не то чтобы они раньше заискивали перед слушателем, но теперь его фигуры будто нет и в уме — вот вам такая Ева, другой не будет.
Дельфин в Red
Большой осенний концерт
© Валентин Блох
Прошлой осенью Андрей Лысиков выпустил альбом «Она» — привычно самосозерцательный, устремленный глубоко внутрь, но находящий способ срезонировать с чувствами слушателя. Его программу вперемежку с проверенными хитами он снова исполнит в клубе Red.
Babyfather в «16 тоннах»
Новый проект известного музыкального пранкера
Весной 2016-го Дин Блант, музыкант, давно выстроивший свой мир и существующий вне жанровых границ, основатель группы Hype Williams, выпустил дебютный альбом нового проекта Babyfather. Получилась спорная, политизированная, недружелюбная и неудобная для слушателя работа. Что собой будет представлять московское выступление Babyfather — вопрос, загадка и дополнительный повод оказаться в «Тоннах».
Тимати в «Олимпийском»
Отечественный рэп-магнат как лидер поколения
© facebook.com/timatimusic
Спустя год после шоу в «Олимпийском», приуроченного к выходу альбома «Олимп», Тимати возвращается с программой «Поколение» и претензией на лидерство в своей генерации. Концерт предваряют громкие фиты: в одном поучаствовал Гуф, в другом — Киркоров. Подборку из пяти материалов, которые «Афиша» в разные годы посвящала Тимати, читайте здесь.
Hurts в «Мегаспорте»
Синтипоповый дуэт с новой пластинкой и туром по Сибири
В 2009 году Hurts начинали как полуанонимный ретроградский синтипоп-проект с черно-белыми видео, достоверно имитирующими эстетику клипов Антона Корбайна для Depeche Mode времен «Music for the Masses». Но всего спустя пару лет Hurts развернулись в сторону более массовой и менее эстетской поп-музыки: записывались с Келвином Харрисом, нанимали в качестве продюсера Стюарта Прайса, начинали делать танцевальный поп. В конце сентября Hurts выпускают четвертый альбом «Desire», а в октябре начинают свой сибирский тур, в рамках которого выступят в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Краснодаре и Воронеже.
Элджей в Red
Автор хита «Розовое вино» — новая звезда на подъеме
© facebook.com/saynaraboy
Уроженец Новосибирска, Алексей Узенюк, как и многие, начинал с рэп-гимнов прокуренным подъездам — подтверждением тому несколько альбомов в iTunes. Но нынешняя популярность пришла к нему, когда Элджей обернулся королем рейва и неона в белых линзах, читающим о том, что «ты, наверно, чья-то дочь, а я — просто красивый торч». Сейчас Элджей — один из самых востребованных молодых артистов, его «Розовое вино» и «Рваные джинсы» — убийцы танцполов. Вот и на грядущий московский концерт билетов в продаже не осталось.
Big Russian Boss в «Главклубе»
Презентация альбома «Presidential»
Проект молодых людей из Самары, начинавшийся как одноразовая издевка над русским рэпом, вырос до совершенно неконтролируемых размеров: теперь Big Russian Boss еще и ведущий крайне рейтингового шоу в ютьюбе, которое для молодого поколения будет поважнее любых телепрограмм. Это, впрочем, не сказывается на гастрольном графике — концертов немало, ближайший приурочен к новому альбому с подходящим названием «Presidential».
Эмир Кустурица в Кремле
Балканское панк-кабаре с известным кинорежиссером у руля
© Roberto Panucci — Corbis/GettyImages.ru
Завсегдатай столичных площадок самого разного пошиба, включая Рублевку и Кремль, на предыдущих выборах президента России поддержавший лидера гонки, снимающий только по большим праздникам сербский киноклассик Эмир Кустурица снова приезжает в Москву. По традиции будут исполнять и Бреговича, и Deep Purple, и русские застольные. Публика, судя по всему, в очередной раз не подведет — Кустурица отчего-то по-прежнему особенно здесь любим.
Oxxxymiron в «Олимпийском»
Самый подходящий кандидат на роль нового героя поколения.
© Пресс-материалы
Вслед за Бастой и Тимати Мирон Федоров — третий из отечественных хип-хоп-исполнителей, замахнувшихся на крупнейшую концертную площадку в стране. В отличие от первых двух Oxxxymiron обошелся без поддержки традиционных медиа — телевидения и радио. А все тысячи зрителей, которые ожидаются на его стадионном шоу в «Олимпийском», пришли прямиком из интернета, с баттлов в ютьюбе. Недавно «Афиша» вспоминала свои главные материалы, посвященные разным этапам карьеры Мирона Федорова.
The Kooks в «Главклубе»
Инди-сенсация второй половины нулевых с лучшими хитами
© Пресс-материалы
Квартет из Брайтона взлетел стремительно: группа подписала контракт с мейджор-лейблом всего через три месяца после своего возникновения, а их дебютный альбом «Inside In/Inside Out», вышедший в 2006 году, стал пятикратно платиновым на родине The Kooks — в Англии. Сопоставимого успеха больше группа не знала, но стабильно гастролировала и выпускала новые пластинки.
МАСМ в проекте «rEvolution» в Доме музыки
Ленин возвращается в российскую империю под современную музыку
© Пресс-материалы
В концертах к 100-летию революции прозвучал, кажется, весь стандартный набор индустриальной и революционной классики начала ХХ столетия. Однако Московский ансамбль современной музыки совместно с композитором и саксофонистом Томасом Мейером и здесь нашли оригинальный подход: из более-менее известных произведений будут только фрагменты из «Носа» Шостаковича и «Фабрика» Прокофьева (и те в необычных камерных версиях). Значительную часть программы занимает редкая музыка от швейцарцев, в том числе Мейера, которую исполнят под аккомпанемент немого фильма «Red Fritz»: документальная лента рассказывает о коммунисте Фрице Платтене, который помог Ленину вернуться из Швейцарии в Россию.
Вечеринки
«Rodnya 7 Years»
Две праздничные вечеринки в честь семилетия клуба
© Dmitry Chuntul/facebook.com/RODNYA
Летом прошлого года клуб «Родня» ненадолго заставил нас попереживать, внезапно объявив о своем закрытии. Но выдержав паузу в месяц, снова возобновил работу. В эти выходные семилетку отметить собирается аж двумя вечеринками. Обе — с двенадцатичасовыми лайнапами и в новом для заведения формате: музыкальную программу здесь поделят на две части — андеграундную и танцевальную. В списке выступающих — выходец из Румынии Sepp, итальянец Франческо дель Гарда, британец Джерри Рид, группа «Новые композиторы», Никита Забелин, София Родина, проекты Sestrica, диджей Bekuchi и много кто еще. За подробностями сюда.
DJ Hell в «Симачеве»
Основатель лейбла International DeeJay Gigolo
© facebook.com/DJHellOfficial
Импозантный баварец Хельмут Гайер, более известный под именем DJ Hell, — 54-летняя легенда электронной сцены и человек, сказавший веское слово в многочисленных жанрах, от хауса и техно до собственноручно им сконструированного электроклэша.
Театр
«Кандидат» в универмаге «Цветной»
Новая вещь от продюсера «Remote Moscow» — про выборы
© Пресс-материалы
Вместо сцены — ринг, на ринге — кандидаты. У вас в руках — пульт для голосования; задача — отдать свой голос за лучшего. Даже при отсутствии в спектакле бельгийской команды Ontroerend Goed (читать так: «Унтхуехент Хут») политического вокабуляра прямые коннотации с грядущими выборами неизбежны, а значит, неизбежен и драйв. В Москву «Кандидата» привез импресарио Федор Елютин («Remote Moscow»). Спектакль играют на 7-м этаже универмага «Цветной».
«Светлый 19.17 путь» в МХТ им. Чехова
Спектакль про революцию глазами миллениала
© Алексей Шемятовский
Режиссер и актер Александр Молочников дважды выпускал буйные исторические спектакли на малой сцене МХТ им. Чехова («19.14», «Бунтари»). «Светлый путь. 19.17» играют на большой; очевидно, на 25-летнего режиссера Олег Табаков сделал ставку. Жанр спектакля обозначен как «утопия в двух частях»; среди персонажей: казаки, физкультурники, Ленин, Крупская, Троцкий, а также платоновские чевенгурцы и все-все-все, кто обитает на страницах учебников истории и литературы школьной программы. Из звезд в составе — Игорь Верник в роли Ленина.
Выставки
Александр Бродский «Красная дорожка»
Великий архитектор о пустоте
© Пресс-материалы
Архитекторы считают Бродского художником, художники — архитектором, правда находится где-то посередине: его инсталляции и объекты принадлежат к обоим мирам, заставляя задуматься о памяти и времени. «Простые» материалы и найденные предметы, звук и свет с точностью воспроизводят то ли сон, то ли воспоминания — тот же эффект достигается и на выставке «Красная дорожка», где художник связывает пространство с помощью ткани, света, домашних тапочек и создает пронзительное ощущение пустоты.
«Цай Гоцян. Октябрь»
Важнейший китайский художник со специальной инсталляцией к годовщине революции
© Наталья Сидорова // vk.com/theartsmuseum
Китаец Цай Гоцян прославился своими фейерверками и причудливыми инсталляциями из пронзенных стрелами кораблей, животных и машин. Привезти его ретроспективу в Москву стоило еще очень давно — в основном здании Пушкинского бок о бок с коллекцией музея будут показаны и его скульптуры, и пороховая живопись, и подготовительные эскизы к пиротехническим спектаклям. А во дворе специально для ГМИИ Цай Гоцян создаст инсталляцию «Осень» к годовщине революции из березок и детских колясок, напоминающую сцену из «Броненосца «Потемкина» Эйзенштейна. «Афиша» перечисляла 10 причин сходить на эту выставку прямо сейчас. Добавим одиннадцатую — она уже скоро закроется: работает до 12 ноября.
Другое
«Ночь искусств»
350 событий на 170 площадках
© Пресс-материалы
«Ночь искусств» — это, прежде всего, отличный предлог выбраться из дома на ноябрьские праздники. Центральное место в огромной программе занимают концерты на главных вокзалах Москвы: на Казанском будет ненавязчивая и сладкая фортепианная меланхолия от Кирилла Рихтера, на Ярославском — отличные академические музыканты сыграют Шостаковича и Шнитке, а если вас все не отпускает постмодернизм, то послушайте, как Oligarkh миксует церковные песнопения с глянцевыми битами на дебаркадере Киевского вокзала. За перформансами нужно идти в Новое пространство Театра наций, ГЦСИ и центр современного танца «Цех» — в двух последних местах обещают взаимодействие со зрителем. Как и всегда, на «Ночи» открыто впечатляющее количество выставок. Можно бесплатно сходить в Новую Третьяковку на Московскую биеннале и «Некто 1917», заглянуть в Дарвиновский музей на «Черную баню» от русско-шведской группы raketa, посмотреть персональную выставку Шона Скалли в Мультимедиа-арт-музее или добраться до галереи «На Каширке» и познакомиться с искусством главного фрика русского футуризма, Давида Бурлюка. Если ищете искусство в необычных местах, то стоит побывать в пешеходном тоннеле «Атриума» на «Курской» — там будет интерактивная инсталляция от Покраса Лампаса. Отдельно стоит выделить и серию творческих встреч. В Музее русского импрессионизма, к примеру, ее героем станет режиссер Алексей Учитель, создатель нашумевшей «Матильды», а в Мультимедиа-арт-музее — Альберто Мангель — писатель, по мотивам книги которого в МАММ проходит выставка (или VR-аттракцион) канадского художника Робера Лепажа «Ночь в библиотеке».
Презентация книги «Империя должна умереть»
Новый труд Михаила Зыгаря
«Империя должна умереть» — вторая после «Всей кремлевской рати» книга Михаила Зыгаря о событиях, происходивших в стране в период с 1900 по 1917 год — то есть предшествовавших Октябрьской революции. Это взгляд на ее причины и последствия через истории живых людей («Афиша», например, публиковала отрывок из главы, посвященный Григорию Распутину и его влиянию на царствующую фамилию и внутреннюю политику России). Купить книгу, получив на ней автограф автора — создателя проекта «1917. Свободная история» и бывшего главного редактора телеканала «Дождь», — можно будет в пятницу в «Республике» на Воздвиженке. Вход свободный, но просят заранее зарегистрироваться.
Когда: 3 ноября, 19.00
Где: «Республика», Воздвиженка, 4/7, стр. 1
Подробности: здесьГородской блошиный рынок в Музее Москвы
Развалы винтажа и антиквариата к 100-летию революции
© facebook.com/www.dommuzey.ru
Посмотреть на моду начала прошлого века, сделать портрет на ретрофотокамеру, научиться создавать комиксы, послушать лекцию Павла Гнилорыбова о послереволюционной Москве, а также найти винтаж и милые сердцу антикварные вещи можно будет в эти выходные в Красном зале Музея Москвы. Там пройдет ставший уже традиционным городской блошиный рынок, который на этот раз посвятят столетней годовщине всеми известных событий 1917 года.
Видеорепортажи с громких премьер и концертов вперемешку с дегустациями оливье — в YouTube-канале «Афиши Daily».Гоген, Поль — Википедия
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin [øˈʒɛn ãˈʁi ˌpol ɡoˈɡɛ̃]; 7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден[7]. Картина Гогена «Когда свадьба?» — одна из самых дорогих проданных картин.
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803—1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».
В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьёй он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Но по пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.
Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 1861 году Алина открыла швейную мастерскую в Париже, а Поль готовился к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдержал конкурса и в декабре 1865 года нанялся в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана. До 1871 года он почти непрерывно находился в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнал о смерти матери, которая в своём завещании рекомендовала ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получил поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получил должность биржевого брокера.
В 1873 году Гоген женился на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. В 1874 году родился сын Эмиль, в 1877 — дочь Алина, в 1879 — сын Кловис, в 1881 — сын Жан-Рене, в 1883 — сын Поль. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимала все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделялось мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционировал» картины, особенно импрессионистов, и понемногу писал их сам.
В 1873—1874 годах стали появляться его первые пейзажи, один из них выставлен в Салоне 1876 года. Гоген познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874 года, но их дружеские отношения завязались с 1878 года. Гоген был приглашён участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно стали воспринимать всерьёз и как художника. Он проводил лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе, где писал сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Писсарро познакомил Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега стал владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасной Анжелы», «Женщины с плодом манго», или «Хина тефатоу».
В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, оставляет жену и пятерых детей в Дании и вернулся в Париж в 1885 году.
В 1886—1890 годах Гоген почти всё время проводил в Понт-Авене (Бретань), где общался с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле[8]
Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния[8].
В 1887—1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.
Испытывая с детства, проведённого в Перу, тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уехал на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году написал целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уехал в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где взял себе в жены молодую таитянку и работал в полную силу: писал пейзажи, рассказы, работал журналистом. Там же и умер. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.
В честь Гогена назван кратер на Меркурии[9].
О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли — «Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Дикарь» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии.
фильмография, фото, биография. Актер, Продюсер.
Краткая биография
Родился 23 ноября 1966 года в Париже в семье известного актера театра и кино Жан-Пьера Касселя. Отец часто пропадал на съемках, поэтому с детства мальчик недолюбливал кинематограф. Он вырос в хорошем районе и ходил в элитную школу, однако был далек от образа благовоспитанного представителя парижских сливок общества: он предпочитал независимость и свободу. «Да, я не парень с улицы, но я вырос на хип-хопе, и у меня даже брат этим занимается», – уверяет Венсан. В 17 лет он, к удивлению всего семейства, решил уехать в Америку, чтобы стать клоуном. «Я поступил в цирковую школу. Но, слава богу, у меня хватило ума ее бросить», – признается он. Вернувшись в любимый Париж, Кассель все больше склонялся к профессии актера: пробовался на роли в театры и кино. В частности, он начал играть на подмостках театра Жан-Луи Барро. Слава знаменитого родителя ничуть не уязвляла его самолюбие. «Меня никогда не беспокоила мысль о том, что я сын великого актера. Наоборот, это очень помогает… У меня всегда был кто-то, с кем можно было поспорить», – говорит он.
Первую заметную роль в кино Венсан получил в 25 лет – во французской драме «Ключи от рая» (1991). Следующими работами были ленты «Горячий шоколад» (1992), «Метиска» (1993). Во время съемок в последней он познакомился с режиссером и актером Матье Кассовицем. Впечатлившись игрой Касселя, тот предложил ему сыграть главную роль паренька из парижского гетто в своей драме «Ненависть» (1995). «Я сказал: «Слушай, я не мальчик с окраины, я не жил на улицах, не держал под матрасом пистолет, никого не избил, не воровал в супермаркетах, и меня не приводили в полицию». А Кассовиц сказал: „Не ссы”», – вспоминает актер. Лента имела фестивальный успех и получила награды Каннского кинофестиваля, а сам Венсан был номинирован на премию «Сезар». Он уже превзошел славой своего отца. Через год Кассель появился в драме «Ученик» (1996) и мелодраме «Квартира» (1996) вместе с первой красавицей Италии Моникой Беллуччи, своей будущей супругой. «Я влюбился в нее с первого взгляда. А потом мы снялись вместе в целой куче фильмов. Но это не какой-то рекламный трюк. Просто когда-то Серж Гинсбур сказал, что кино – слишком чувственный бизнес, чтобы оставлять в нем свою жену без присмотра», – говорит актер. Люк Бессон пригласил его на роль барона Жиля дэ Рэ в драму «Жанна Д`Арк» (1999), он продолжал сниматься у Кассовица («Багровые реки», 2000). В большинстве своих работ Кассель играл в дуэте с Белуччи: в фильмах «Доберман» (1997), «Каким ты меня хочешь» (1997), «Непокорный» (1999), «Братство волка» (2000). Своим «лучшим фильмом с Моникой» актер считает скандальную ленту «Необратимость» (2002), которая начинается с эпизода десятиминутного изнасилования героини Моники (чтобы не видеть эту сцену, он уехал со съемочной площадки). «Если бы не Моника, я бы просрал этот фильм… Режиссер Гаспар Ноэ подошел ко мне в клубе в пять утра и спросил, могу ли я заняться с Моникой настоящим сексом перед камерой… Я послал его», – вспоминает актер. «А потом Моника убедила меня».
Суперзвезда Франции, Кассель часто появляется в голливудских проектах. Американцы в основном зовут его на роли подонков. Именно в этом образе он предстает в фильме Содерберга «Двеннадцать друзей Оушена» и его продолжениях, в оскароносной драме Аранофски «Черный лебедь», триллере Кроненберга «Порок на эскпорт» и других громких лентах.
Чем занимался Венсан Кассель последние три года?
Кассель был бы шикарным Остапом Бендером. Когда он смотрит на нас с экрана, его глаза искрятся деловитым энтузиазмом голодного хищника вперемешку с тоской; глаза эти словно говорят: «Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже». На ПМЖ в Рио-де-Жанейро Кассель переехал лет пять тому назад, а до того ежесезонно наведывался туда вместе с Моникой Беллуччи. Ну а разговорным русским Венсан овладел еще в середине нулевых, готовясь к роли воровского сынка в «Пороке на экспорт». Так что реплики Бендера он щелкал бы как орешки. Только представьте этого дрессированного парижского льва, бросающего в кадр с настороженной небрежностью: «Вино, женщины и карты нам обеспечены». Какой уж там, комси-комса, Арчил Гомиашвили!
Играть бандитов и художников предписано Касселю породой и профилем, бандитов-художников – тем паче. Все его самые достоверные герои такими и были – художниками бандитского темперамента, художественно мыслящими бандитами: что враг государства номер один Мезрин, что Доберман, что Шайтан, что душевнобольной криминолог-анархист Отто Гросс из «Опасного метода», что Винс из «Ненависти», кривляющийся перед зеркалом, чтобы перевоплотиться в Трэвиса Бикла. Про Жиля де Ре в контексте художественных злодейств лучше вообще не вспоминать – можно нарваться на статью о пропаганде сатанизма и копрофагии. Про Гогена – тоже: на Таити в конце XIX века про педофилию еще не слыхали, зато всех нас уже давно предупредили, а значит, вооружили.
Из последних ролей Касселя именно прошлогодний Гоген в фильме «Дикарь» получился самым богатым на подводные мотивации и жизненные параллели. Французским актрисам, как известно, даже #MeToo нипочем, но самому Касселю бытовое фрондерство неинтересно. У него все на экране написано: «Любое биографическое кино – ложь. С другой стороны, когда снимаешь про Мохаммеда Али или Эдит Пиаф, можно хоть кинохронику посмотреть. А здесь – сплошная фантазия. Когда делаешь кино про мужика, который едет на Таити и берет в жены 13-летнюю девочку, это становится главным пунктом фильма. Будь он хоть трижды гений. То, что тогда считалось нормальным, сейчас неприемлемо – это и есть эволюция. Любой фильм про ту эпоху станет, таким образом, фильмом про педофилию, ибо такие уж тогда были нравы. Тем более – на Таити».
Кассель вместе с режиссером Эдуаром Делюком справились с этой пикантной проблемой, пригласив на роль Техуры 18-летнюю актрису. «Конечно, я выгляжу сильно старше нее, – закрыл тему актер. – Но ничего противоестественного в нашем дуэте нет. Мой Гоген не похож на Санта-Клауса, совращающего Алису в Стране чудес». У самого Касселя в этом смысле все получилось еще увлекательнее. Свою страну чудес, как мы выяснили, он нашел еще пять лет назад. А вскоре нашел и свою Алису. Случилось это в 2015 году, через два года после развода с Беллуччи. Экзотическую красавицу зовут Тина Кунаки, она модель тоголезско-сицилийского происхождения. У нее потрясающая прическа размером с мяч для мотобола, а на момент встречи с 49-летним Венсаном ей едва исполнилось 18.
Роль «последнего из знаменитых международных плейбоев» французского кино Кассель играет не только в личной жизни, но и в работе.
Не считая стратегически полезных вылазок к Содербергу, Аронофски и Джейсону Борну, актер нынче активно осваивает как азиатский рынок (в этом году выйдет «День национального банкротства» южнокорейца Чхве Гук-хи), так и домашний южноамериканский. Долгожданная картина классика бразильской «новой волны» Карлуша Дьегиша – экранизация популярного в Южном полушарии мюзикла 1980-х «Шоу «Мистико» – снималась почти десять лет. А своим сюжетом охватывает целый век, в течение которого пять поколений одной семьи владели знаменитым цирком и влачили свои вдохновенные трудодни в блеске, нищете и разврате. Участие Касселя в этом фильме стало для него знаковым сразу на нескольких уровнях. Во-первых, ролью порочного бледнолицего клоуна он вернулся в далекую юность – в первые годы своей актерской карьеры, проведенные в театре великого мима Жана-Луи Барро. Во-вторых, Венсан все знает о запутанной семейной изнанке шоу-бизнеса: его отец Жан-Пьер снимался у Бунюэля и Шаброля (а по молодости ошивался в кафешках Левого берега Парижа в компании закадычного приятеля Генсбура), родной брат Матьяс – известный рэпер по прозвищу Rockin’ Squat, а сестра Сесиль снимается в кино и выпускает альбомы.
Большое видится на расстоянье, а родное, вторит Есенину Стравинский, – тем более. Именно поэтому героев с бандитской душой художника становится в фильмографии парижского льва Касселя все больше. Так же как и режиссеров, способных вспомнить, что Бельмондо снимался не только у Лотнера и Зиди, но и у Годара, а Кассель начинал в фильмах молодого и дерзкого Матье Кассовица. Эти режиссеры готовы вернуть героям Касселя их бесстрашие и оголтелость, а самого актера снять с пьедестала кассовой звезды и завсегдатая светской хроники. И по новой влюбить в него кучку тех ненормальных, что продолжают думать, будто кинематограф – это искусство.
Режиссеров этих – несколько человек, и среди них попадаются известные отпрыски. Прежде всего сын великого Коста-Гавраса, клипмейкер и рекламщик Ромен Гаврас, чей фильм «Наш день придет» (2010) был сумасшедшим псевдоремейком «Безумного Пьеро» и первым бенефисом Касселя десятых. Второй фильм Гавраса-младшего «Мир принадлежит тебе» выйдет одновременно с «Шоу «Мистико», и в нем тоже снимается Кассель. Затем – вечный монреальский вундеркинд Ксавье Долан, на счету которого 29 прожитых лет и семь полнометражных художественных фильмов. Он вручил Касселю его самую безжалостную – по отношению к самому себе – роль старшего брата на грани перманентного нервного срыва в драме «Это всего лишь конец света» (2016). Наконец – умопомрачительно талантливая Майвенн, магрибская бретонка и дива Плавалагуна. В ее фильме «Мой король» (2015) Венсан сыграл ресторатора-кокаиниста и серийного изменщика, который так и не смог выжить среди этой смертной любви.
Разумеется, подлинное актерское бесстрашие – не только в выборе ролей, но и в выстраивании творческой судьбы в целом – далеко не всегда конвертируется в кинематографические премии даже во Франции. Наверное, поэтому на полке у Касселя всего один «Сезар» (за бандита Мезрина) при пяти номинациях. Впрочем, это вряд ли о чем-то говорит: у того же Депардье этих «Сезаров» только два (несмотря на то что в первые десятилетия существования премии его номинировали чуть ли не каждый год). Французы, в принципе, щепетильно относятся к раздаче слонов, и на каждого Ромена Гари у них найдется свой Луи-Фердинанд Селин.
Уже под Новый год галерея бандитов и художников Венсана Касселя пополнится самым заслуженным экспонатом: в приключенческом байопике «Император Парижа» актер сыграет Эжена-Франсуа Видока. Кстати, предыдущим исполнителем роли отца современного угрозыска был не кто иной, как Жерар Депардье. С другой стороны, фильм Питофа 2001 года был снят в спорном жанре комиксового фэнтези, зато новая картина Жана-Франсуа Рише обещает расставить все правдоподобные точки над i. И показать Видока таким, каким он был на самом деле: тинейджером-дуэлянтом, прохвостом-авантюристом, частным детективом, вдохновившим Эдгара По, Бальзака и Гюго, грозой воров и полицейских, великим преступником, ставшим великим сыщиком.
Фото: Fabrizio Maltese/Contour by Getty Images; Nicolas Guerin/Contour by Getty Images
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.