Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Казаки фото костюмы – формирование в пространстве северокавказской культуры, самобытные особенности костюма, проблемы сохранения в рамках фольклорно-сценической культуры. — Казачий информационный портал Дикое поле

Казаки фото костюмы – формирование в пространстве северокавказской культуры, самобытные особенности костюма, проблемы сохранения в рамках фольклорно-сценической культуры. — Казачий информационный портал Дикое поле

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.

В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 1

Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 2

Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 3

Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 4

Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 5

В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.

Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.

Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.

Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 6

Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 7

Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 8

Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 9

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 10

Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.

ДИстория костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 11

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 12

Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.

История костюма донских казаков: от зипуна до мундира, фото № 13

Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность

Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле…

По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

4. Казачки никогда не носили шаровар.

5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

8. Головной убор казачки — шлычка.

9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность, фото № 1

В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

Казачки нижнего Дона.

«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность, фото № 2

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность, фото № 3

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Казачки верхнего Дона.

Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность, фото № 4

Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завеска хвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинамивесь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность, фото № 5

Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. 😉

Автор — Алена Яблокова.

(при копировании статьи прошу указывать активную ссылку на эту страницу).

Источники:

Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

Литература:

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки

Всех благодарю за проявленный интерес к моей публикации о костюмах казачек. Для заинтересовавшихся написала подробнее об одежде гребенских казачек.

С тобой одною Лермонтов вдвоём
Пел песню колыбельную…
Такую,
Что до сих пор растёт богатырём
Праправнук твой, о Родине тоскуя,

….

О, как любил тебя Толстой потом
(Ты на него тогда и не глядела),
И он жалел, что не был казаком,
Но ты никак об этом не жалела!

Отрывок из стихотворения .Н.Н. Туроверова «Казачка»

«Казачий Союз»,
г.Париж (Франция)

История гребенских казаков полна тайн и загадок. Об их происхождении, расселении на берегах Терека ученые до сих пор ведут споры. Однако известно, что гребенцы прибыли на Кавказ примерно в XV-XVI веках. Их предками были рязанские казаки и новгородские ушкуйники. Поначалу гребенцы жили за пределами Российского государства, управляли их поселениями выборные атаманы. С 1711 года сформировано Гребенское казачье войско под юрисдикцией Русского государства.

Ближайшими соседями гребенцев были чеченцы, которые оказали влияние на их культуру и быт. Гребенцы строили жилье по примеру горцев, мужчины стали носить черкески как у чеченцев, нередко и женились на чеченках.

«Таким путем горянки внесли элемента своей красоты в красивый и без того тип казачий, и по этой-то причине население терских станиц довольно резко отличается красотою от прочих жителей северного Кавказа.» (Воспоминания о былом В-ИЙ, А.)

Князь Юрий Павлович Гагарин, который в 1846 году останавливался в станице Червленой, был поражен красотой казачки Авдотьи Догадихи: «— Хотя ей было уже лет за тридцать, — вспоминает князь, — это была замечательная женщина. Она была высокого роста, бюст ее бросался в глаза всякому. При редкой стройности стана, необыкновенной белизне цвета кожи, голубых на выкате глаз, при черных как смоль волосах, эффект был поразительный. Мне в первый раз в жизни, — сознается он, — пришлось увидать такую женщину. Войдя к ней, я казался встревоженным и изумленным; я никогда не предполагал, что могу встретить между простыми казачками типы такой изящной красоты».(Сергей Чекалин «Куда несетесь вы, крылатые станицы?»)

Казачка Дунька Догадиха стала прототипом образа красавицы Марьяны из повести Л.Н. Толстого «Казаки». Ее колыбельная песня, которую она пела над колыбелью своего племянника, стала вдохновением М.Ю. Лермонтова для написания «Казачьей колыбельной». Речи о ее красоте дошли и до Александра Дюма, который даже приехал в станицу Червленную, чтобы повстречаться с красавицей. Ко времени его приезда Догадиха уже умерла и Дюма был уверен, что о ней Лермонтов написал в стихотворении «Дары Терека»:

Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой

Лишь один во всей станице

Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».

Однако, данное представление Дюма было ложным. Авдотья умерла гораздо позже Лермонтова.

Несмотря на влияние соседей, гребенцы сохранили свою веру (они были старообрядцами), язык и традиции. Достоверно сейчас не известно, как выглядел костюм гребенской казачки до XVIII. В одном из музеев хранится терский косоклинный сарафан, который принадлежал гребеничке. Однако период, в который его носили достоверно еще не известен. В одной из книг известного дореволюционного историка терских казаков — Караулова записаны образцы речь гребенской старушки, которая рассказывала, что их матери выходили замуж в похожих сарафанах, которые шили из красивой парчевой ткани, похожей на ту, что носят священники.

С начала XIX века в гардеробе казачек появляются бешметы. В начале 1802 года Кореев Е.М. запечатлел гребенских казаков того времени на своих гравюрах.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 1

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 2

Костюм незамужних гребеничек середины XIX века можно увидеть на акварелях князя Григория Григорьевича Гагарина.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 3

Портрет Аксиньи Федюшкиной

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 4

Портрет Аксиньи Федюшкиной

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 5

Портрет Арнаутова с дочерью

Гребенички носили кафтаны (или бешметы) с длинными (до кисти) рукавами и фуфайки с рукавом по локоть. Дорогие бешметы шили из атласа или шелка, обшивали их узким галуном. Застежками служили серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар разной величины и формы. Петли нашивали на бархат, плис или красный козловый сафьян, обшитый туго серебряным галуном. Обычные ситцевые бешметы не украшали.

Цвета бешметов и фуфаек предпочитали ради прочности чёрный, но носили также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета и других цветов.

Рубашки, которые носились под бешметом или фуфайкой, шились длиною по щиколотки и имели весьма широкие рукава. Будничные рубахи были ситцевыми, нарядные — из персидского канауса.

Поверх бешмета или фуфайки надевали серебряный галунный пояс по кавказской моде. На шею вешали янтарные, коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом. В ушах носили старинные серебряные с чернью серьги, а позже и европейской работы.

Костюмы гребенских казачек, представленные в музеях.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 6

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 7

Основным отличием замужних и молодых гребеничек служил их головной убор. По описаниям дореволюционных авторов (Ф.С. Гребенец, И. Кулебякин), замужние женщины заплетали на голове две косы и складывали их кружком в передней части головы. На висках оставляются «букли». На косы сверху надевается «подкосник» в форме круга с обращенной вперед осью. Сверху надевается «сорочка» (чепчик) и голова подвязывается «стягишом» (небольшой платок, согнутый пополам, углы которого завязываются позади головы, обычно из красного шелка). Поверх всего головного убора надевалась «ширинка», которая представляет из себя большой платок (праздничный — шелковый, будничный — батистовый).

Описанный головной убор встречается на фото замужних казачек в плоть до начала XX века. На него мало обращают внимание, поскольку верхний платок стал завязываться на русский манер и практически закрывает все остальное, однако если обратить внимание на то, что платок сильно увеличивает размеры головы и из-под него выглядывает край еще материи, то можно делать вывод, что казачка на фото уже замужем. Подобные головные уборы у горянок и других казачек не встречались.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 8

Портрет казака Гребенского полка Федула Федюшкина и его первой жены. Г.Г.Гагарин

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 9

Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

Теперь перейдем к сходствам и отличиям костюмов гребенских казачек и местных горянок.

Для начала, обратимся к старинным фотографиям горянок и казачек. Как ни странно, фотографий чеченок гораздо меньше.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 10

На фото классический чеченский праздничный наряд. Второе фото уже советских времен, но платье образца конца XIX века. Здесь мы видим нагрудные застежки, которые крепились на нижнюю рубаху, длинные распашные рукава и распашную юбку верхнего платья.

Костюмы других соседей — ингушек отличались наличием шапочки.

Осетинки, адыгейки (черкешенки, кабардинки), карачаевки и балкарки также носили шапочки различных форм. Сами их костюмы были более сложными, включали в себя еще различные кафтанчики нарукавники, длинные свисающие нарукавные подвески овальной и прямоугольной форм. Нагрудники пришивались как на нижние кофты, так на кафтанчики, так и одевались отдельно. Платья и головные уборы обшивали орнаментами.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 11

Примеры женских костюмов народов Кавказа.

Адыгейки

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 12

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 13

Осетинка

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 14

Костюмы гребенских казачек на фото конца XIX — начала XX веков.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 15

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 16

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 17

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 18

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 19

Спустя время гардероб казачек пополнялся платьями по европейской моде и «парочками». Однако, неизменной остается их любовь к украшениям, которые назывались «припойки».

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 20

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 21

Благодаря бережному отношению к платьям своих мам и бабушек, некоторые гребенички выходили замуж в традиционных платьях до 40х годов ХХ века.

Костюм казачки сквозь века. Часть 2. Гребенские казачки, фото № 22

На фото свадьба. Ноябрь 1937 год. Пимичева Зинаида Федоровна и Иничкин Петр Герасимович, ст. Червленная.

К сожалению, времена расказачивания, гражданской войны, чеченских войн привели к утрате памяти потомков о традиционных костюмах предков, и все чаще гребенских казачек можно встретить в традиционных «парочках» и в чеченских платьях, которые не задумываясь принимаются за свои.

Костюм казачки сквозь века | Журнал Ярмарки Мастеров

Кто такая казачка? Это верная, преданная жена, заботливая мать, экономная хозяйка, женщина свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов. Казачки как никто другой умели ждать своих мужей из военных походов, которые длились годами, а порой и безвозвратных. Столетия нескончаемых боевых тревог, полукочевого образа жизни закалили в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять дух в моменты неожиданной опасности. История жизни казачек знает факты, когда они наравне с казаками с оружием в руках вставали на защиту своих детей, куреня и станицы. Несмотря на все это, казачка не теряла основных черт, свойственных прекрасному полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

Русский историк Василий Сухоруков писал: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь».

Казачий женский костюм прошлых столетий не был похож на другие женские костюмы России. В своей основе он был тюркским. Донские казачки носили шаровары: на Нижнем Дону — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. В их гардеробе была юбка-плахта, мужского покроя сорочка и кафтан — «казакин» или «чапан». Поражают своим разнообразием их головные уборы: шлычка, колпак, замуздка, рогатые кички, колотовочки, повойники и т.д.

Гребенские казачки носили длинные в пол юбки, красные канаусовые рубахи, поверх которых одевался атласный бешмет, очень схожий по покрою с костюмами горянок. Украшением дорогого праздничного костюма служил узкий галун, которым общивались края бешмета, серебряный пояс по кавказской моде, бусы и янтарные припойки с серебряными монетами. Голову молодые гребенички покрывали стягишом (шёлковый или ситцевый небольшой платок) и ширинкой (большой шелковый платок). Замужние же одевали более сложный многослойный головной убор.

Уральские и сибирские казачки практически до XX века носили старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, схожие с русскими северных и центральных губерний России. Для праздничного костюма рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотой вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты, бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлическими филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотой вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотых и шелковых нитей.

Ближе к началу ХХ века в гардеробе казачек появляются кофты и юбки, называемые «парочкой». Юбка имела несколько подъюбников, в том числе и с кружевами по подолу. Верхние юбки украшали воланами и кружевом. Кофты в зависимости от покроя называли кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шились свободного кроя, не приталенными, длиной на полчетверти ниже пояса с воротником стоечкой. Застежки шились сзади или сбоку, рукава были длинными до кисти. Матене называлась кофта свободного покроя ниже талии, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние казачки. Кираса — плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, с воротничком-стойкой. Застегивалась кираса спереди на множество мелких пуговиц. Последнюю носили только молодые женщины.

Современные казачки не забыли моду прабабушек и с удовольствием шьют себе костюмы по старинной казачьей моде, которые носят на казачьи праздники, свадьбы и другие мероприятия.

Дарья в костюме донской казачки.

Костюм казачки сквозь века, фото № 1

Костюм казачки сквозь века, фото № 2

Костюм казачки сквозь века, фото № 3

Костюм казачки сквозь века, фото № 4

Костюм казачки сквозь века, фото № 5

Варвара Зенина в кубельке донской казачки. (Она же автор костюма)

Костюм казачки сквозь века, фото № 6

Анастасия в кубельке донской казачки.

Костюм казачки сквозь века, фото № 7

«Сами казачки вполне сознают свою красоту и стараются выказать ее во всем блеске. В гребенских станицах я не видел ни одной женщины, неопрятно одетой, в походке их заметна какая-то кокетливая грация; идет ли казачка с пустыми руками или несет на плечах ведра — она более похожа на балетную корифейку, чем на деревенскую работницу. Более азиатский, нежели европейский костюм казачек… помогает им рельефнее выказать стройность стана и изящество форм.»

Н. Самарин «Дорожные записки» 1862 г.

Анастасия в костюме гребенской казачки. Автор костюма Варвара Зенина.

Костюм казачки сквозь века, фото № 8

Костюм казачки сквозь века, фото № 9

Костюм казачки сквозь века, фото № 10

Костюм казачки сквозь века, фото № 11

Костюм казачки сквозь века, фото № 12

Показ народных костюмов гребенских казачек. Автор костюмов Варвара Зенина.

Костюм казачки сквозь века, фото № 13

Мирослава в костюме гребенской казачки (стилизация свадебного платья).

Костюм казачки сквозь века, фото № 14

Костюм казачки сквозь века, фото № 15

Костюм казачки сквозь века, фото № 16

Дарья в костюме уральской казачки.

Костюм казачки сквозь века, фото № 17

Костюм казачки сквозь века, фото № 18

Костюм казачки сквозь века, фото № 19

Казачки в парочках.

Костюм казачки сквозь века, фото № 20

Костюм казачки сквозь века, фото № 21

Костюм казачки сквозь века, фото № 22

Костюм казачки сквозь века, фото № 23

Казачья одежда — Википедия

Казачья одежда создалась путём развития традиций и местных художественных вкусов предшествующих степных народов, преимущественно татар.

Делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, терские, уральское и т. п.

По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской одежды казаков служили:

  • широкие шаровары на учкуре;
  • бешмет (аналог рубахи-гимнастерки) до колен или короче с закрытой грудью, с цельными передними полами, правая поверх левой, с мягким воротником и с застежками на крючках посредине груди, при спине по талии-обрезной и с двумя-тремя парами складок от пояса вниз, со свободными рукавами;
  • суконный верхний кафтан, по названию «чекмень» — на Дону, «керея» — у запорожцев, шитый так же как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте обшитом широкой тесьмой. Гоголь упоминает о казачьих жупанах синего, красного и желтого цветов. Рукава широкие схваченные манжетами, часто откидные с задним локтевым прорезом; запорожская керея имела такие же широкие, но короткие рукава, выше локтя, то есть подобные тем, какие по Константину Багрянородному в Х в. были у торков-узов;
  • на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты, в старое время с клиновидным тумаком.

В 1864 г. русский академик Стефани приметил, что казачьи бешметы во всем подобны скифским кафтанам. Одежду подобного типа, длинные чекмени, с названием «казак» Иосафат Барбаро видел в Азове и в Персии (XV в. Путешествие в Тану и Персию).

  • Китель
  • Бекеши (пальто)
  • Черкеска
  • Башлык — капюшон с длинными концами. «По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе»[1].
  • Бурка
  • Брюки, шаровары
  • Рубашка: Косоворотка, Гимнастерка, Бешмет
  • Папаха
  • Фуражка
  • Казачий ремень с набором

Знаки отличия[править | править код]

  • Лампас — цветная нашивка на боковом шве брючины (шаровар), обозначает принадлежность к войсковому казачьему сословию, а цвет указывает на принадлежность к конкретному войску, обычно совпадая по цвету с околышем фуражки и верхом папахи. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.
  • Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно[1].
  • Серьги — означали место в роду. «Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей»[1].

Для XVIII в. одежду донцов А. И. Ригельман описывает так: «Платье носят совсем татарское, парче-вое, штофное или суконное, кафтан и полукафтанье или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапка черкесские, опоясываются кушаком». По его рисункам, кроме сапог, казаки носили и легкую обувь — чирики. О донских казачках Ригельман писал: «На голове носят с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, наподобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные; унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисейною или флеровою фатою с распущенными сзади концами». «Нынешние же, по большей части старшинские и богатых казаков, носят с черкесского обычая собольи круглые шапки с унизанными каменьем и жемчугом, а у маломощных в узор золотом и серебром расшитым или из какой парчи, материи или бархата, плоские верхом; вдовы же носят без всякого украшения, только черные;» «у простых и небогатых в верхних станицах жены носят с двумя рожнами посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и красной бумажной пряжей». Верхнее платье казачек состояло, прежде всего, из длинного цветного капота тонкой материи, застегнутого под шею, с очень широкими у кисти рукавами. «Поверх этого они носят зажиточные каврак или саяв и кубелеки парчевые. штофные и прочей материи, то есть кафтан долгой и полукафтанье, который только ниже колен длиною, из под коего видна шелковая цветная рубашка, также и рукава оной — по нынешнему обычно с обшивкой, как у мужчин, а по старому висят высокие; и опоясываются по кубелеку поясами и чепраками, то есть с золотым, серебряным, а иные и с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками, разными узорами сделанными, а на переди с замошною пряжкой».

Девушки «платье носят все такое ж, как и женщины, притом все без изъятия ходят в портках, а по ихнему — в штанах, зимою в тулупах, крытых разными материями». «На ногах носят чулочки . или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые, а вдовы — черные». Головные уборы казачек, по зарисовкам Ригельмана, напоминают по форме лодочки с двумя рожками, монашеские клобуки, тиары и митры; в иных случаях это меховые шапки с двумя и четырьмя симметричными рогами.

Советник Константинопольского посольства Я. И. Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз широкими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором. Кавказские казаки всегда носили тот же костюм, что и горские племена, то есть бешмет, черкеску — особый род чекменя, широкие шаровары, наговицы — ичеги и чувяки, а на бритую голову — папаха. Черкеска, хотя и отличается от чекменя отсутствием манжет на широких рукавах. нашитыми на груди патронташами и другими мелкими частностями, но в основе крой её подобен крою чекменя и, безусловно в какой то мере связан со скифскими образцами.

Казачье женское платье на Тереке сохраняется от прежних времен еще и теперь в некоторых деталях: бешмет одетый на цветную рубаху. Головной убор замужних казачек назывался — сорочка и состоял из подкосника, сорочки и стягаша (представлял из себя небольшой красный кумачовый платок, завязывавшийся на затылке). Поверх всего одевался шелковый или батистовый накрахмаленный платок, именовавшийся ширинкой, обычно палевого цвета, по центру которого проглаживалась канавка (стрелка). Девицы же одевали только стягаш и ширинку.

Форма одежды казаков Центрального казачьего войска

Правила ношения, знаки различия , расположение медалей, знаков

Особо парадная форма казаков Центрального казачьего войска

forma m

Общий вид парадной формы одежды

por m

Особо парадная форма одежды o por_m

Особо парадная зимняя форма одежды povs m

Повседневная форма одежды pol m

Полевая форма одежды Казачьи погоны Погон казака ЦКВ

Казачий погон ЦКВ (темно-краного цвета (просветы и канты), приборный металл — серебро, пуговицы серебристого цвета, с изображением герба ЦКВ)

Приказной

Приказной

Мл. урядник

Младший урядник

Урядник

Урядник

Ст. урядник

Старший урядник

Мл. вахмистр

Младший вахмистр

Вахмистр

Вахмистр

Ст. вахмистр

Старший вахмистр

Исторические фотографии XIX века!! Жизнь и быт донского казачества!!

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *