«Кинотавр — 2019»: как прошла церемония открытия :: Впечатления :: РБК Стиль
«Кинотавр — 2019»: как прошла церемония открытия
Резо Гигинеишвили, Анна Чиповская и Константин Хабенский
© пресс-служба фестиваля
10 июня 2019
Вечером 9 июня в Сочи стартовал 30-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Речь на церемонии предсказуемо для юбилея зашла о возрасте, а также о прошлом и настоящем, от которого киносмотр предпочитает не отворачиваться.
«Здесь всегда можно встретить всех», — заметил во время церемонии открытия юбилейного «Кинотавра» его президент Александр Роднянский. Традиционно ей предшествовал обязательный променад собравшихся «всех» по красной дорожке, окруженной местными жителями. Кто-то из них по старинке жаждал автограф, большинство же надеялись на совместные фото с режиссерами и артистами.© пресс-служба фестиваля
Заполнившийся зал Зимнего театра, неизменной площадки фестиваля, подтвердил слова Роднянского так же, как подтверждают их в эти дни рейсы Москва — Сочи: пропускать «Кинотавр» кинематографисты действительно не привыкли. Их фестивальные будни будут состоять из фильмов и вечеринок, обсуждений и танцев.
Валерия и Александр Роднянские
© пресс-служба фестиваля
Если обратиться к цифрам, они подскажут, что юбилейная программа основного конкурса сложилась из 15 фильмов. 6 из них — дебюты, 7 — сняты режиссерами-женщинами. Это, к примеру, «Давай разведемся» — первая режиссерская работа сценариста Анны Пармас, которая в прошлом году вместе с Авдотьей Смирновой и Павлом Басинским увезла из Сочи приз за «лучший сценарий» (он достался фильму «История одного назначения»), Sheena667 — первая полнометражная работа Григория Добрыгина, уже успевшая съездить на Роттердамский фестиваль, «Гроза» Григория Константинопольского, еще одного победителя прошлого года (его «Русский бес» принес своему автору награду «за лучшую режиссуру»). Во время своей речи Александр Роднянский напомнил, что «Кинотавр» объединяет кинематографистов самых разных политических, художественных и общественных убеждений, и проиллюстрировать этот тезис программа фестиваля вполне готова.
В жюри основного конкурса в этом году вошли композитор Алексей Айги, киновед Анжелика Артюх, режиссер и продюсер Резо Гигинеишвили, сценарист и режиссер Наталья Мещанинова, оператор Алишер Хамидходжаев и актриса Анна Чиповская. Оценивать фильмы им предстоит под председательством актера и режиссера Константина Хабенского.
Константин Хабенский и члены жюри основного конкурса
© пресс-служба фестиваля
Последний, выступая на церемонии перед собравшимися, не умолчал о деле журналиста Ивана Голунова. По словам Хабенского, сильной стороной «Кинотавра» всегда была смелость и непричесанность, своя точка зрения и своя правда. «Но оказывается, что это может быть и самым уязвимым местом. Так получается, что сегодня пытаются закрыть одного неудобного журналиста, который пытается говорить правду», — на этом месте речь актера прервали весьма бурные аплодисменты зала.
Анна Чиповская
© пресс-служба фестиваля
Светлана Ходченкова
© пресс-служба фестиваля
Ирина Горбачева
© пресс-служба фестиваля
© пресс-служба фестиваля
Александр Паль
© пресс-служба фестиваля
Леонид Ярмольник и Ксения Раппопорт
© пресс-служба фестиваля
Александр Кузнецов
© пресс-служба фестиваля
Дарья Мороз
© пресс-служба фестиваля
30-летнюю историю «Кинотавра» олицетворял на сцене в роли ведущего 30-летний же Александр Петров, появившийся кинематографично привязанным к стулу и с призовой статуэткой в руках. Ее, к слову, в этом году создала компания Mercury, постоянный партнер фестиваля.
Александр Петров
© пресс-служба фестиваля
Кроме прочего, церемония была построена и на отсылках к фильмам Сергея Соловьева. Смысловые и прямые цитаты из них предваряли вручение режиссеру почетной награды «За вклад в кинематограф». Фильмом открытия «Кинотавра» стала работа Валерия Тодоровского «Одесса», отправившая Леонида Ярмольника, Ирину Розанову, Евгению Брик, Ксению Раппопорт, Евгения Цыганова и других артистов в шумное и жаркое одесское лето образца 1970-го года.
Сергей Соловьев© пресс-служба фестиваля
Александра Ревенко
© пресс-служба фестиваля
Михаил Зыгарь
© пресс-служба фестиваля
Анна Михалкова
© пресс-служба фестиваля
Ингеборга Дапкунайте
© пресс-служба фестиваля
Заканчивался вечер тоже вполне в стиле ретро — под песни Аллы Пугачевой в исполнении артистов «Гоголь-центра». Дело происходило на торжественном приеме компании Bosco в Морском порту, где гости обсуждали предстоящий киномарафон и прозвучавшие на церемонии слова про солидарность.
Звезды в черном на открытии «Кинотавра-2019» — Статьи на КиноПоиске
9 июня в Сочи стартовал юбилейный, 30-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». О его конкурсной программе мы будем рассказывать в наших обзорах, а сейчас посмотрим, какие звезды появились на красной дорожке. И кто из них согласился на черно-белый дресс-код.
Патриархи фестиваля: Александр Роднянский с супругой Валерией и Федор БондарчукВ этом году организаторы предложили всем черно-белый дресс-код для церемоний открытия и закрытия. Ингеборга Дапкунайте его соблюла……а вот Анна Михалкова — нетВалерий Тодоровский и Евгения Брик (тоже не в черном)Ксения Раппопорт (в черном, все ок)Ян Гэ и команда ее конкурсного фильма «Троица»Анна Слю (белое тоже подходит по дресс-коду)Владимир Познер с супругойИгорь Верник и Ольга ЛомоносоваЕкатерина Вилкова (видите черные горошины? дресс-код принят!)Алексей Попогребский и Мария СитковскаяЧлен жюри короткого метра Михаил ЗыгарьВалерия Гай Германика со спутником Денисом.Дарья Мороз с папой Юрием Морозом отлично отработали дресс-код!Елену Валюшкину про дресс-код не предупредилиЯн ГэРостислав Хаит без галстука и с супругой ОльгойНаталья Меркулова и Алексей Чупов в этом году в составе жюри короткого метраИлья БачуринАлександр Паль, Денис Шведов, Ирина Горбачева и Степан ДевонинИван И. Твердовский и Анна СлюЮрий Колокольников. Вот уж от кого мы не ожидали соблюдения дресс-кода, но…Александр Робак с супругойАлександра РевенкоАгния ДитковскитеДмитрий Дюжев с супругойЕкатерина Шпица. Красиво, но где черное? Или белое?Агния КузнецоваТатьяна ЛютаеваИгорь Верник и Ксения СобчакЖюри основного конкурса: Алишер Хамидходжаев, Анжелика Артюх, Анна Чиповская, Наталья Мещанинова, Алексей Айги, Константин Хабенский, Резо ГигинеишвилиАнна Чиповская (уже на афтепати)Константин Хабенский там жеИ Федор Бондарчук пришел повеселиться после фильмаАлиса ХазановаЕкатерина ВуличенкоЛеонид Ярмольник и Ксения РаппопортСветлана ХодченковаПавел Прилучный и Агата Муцениеце. Ну, что-то черное в них есть…Нонна ГришаеваАнастасия МакееваИрина Гобачева звезда в любых ситуациях — с каблуками и без.Братья Верники — Игорь и ВадимАвтор: Фото: Из архива пресс-службы «Кинотавра»
«Кинотавр-2019»: Светлана Ходченкова, Ксения Собчак, Федор Бондарчук и другие на церемонии открытия
Игорь Верник и Ксения Собчак
В Сочи с размахом открылся фестиваль «Кинотавр», который в этом году отмечает 30-летие. Отпраздновать круглую дату приехали Ксения Собчак, Светлана Ходченкова, Федор Бондарчук, Ингеборга Дапкунайте, Владимир Познер, Екатерина Вилкова и многие другие звезды. Как прошла церемония открытия — в репортаже SPLETNIK.RU (онлайн-трансляцию можно посмотреть здесь).
Посмотреть всеВ этом году «Кинотавру» исполняется 30 лет — всего-ничего и по человеческим, и по фестивальным меркам, но багаж у именинника — на несколько жизней вперед. «Окно в Париж», «Особенности национальной охоты», «Кавказский пленник», «Брат», «Про уродов и людей», «Дневник его жены», «Даун Хаус», «Водитель для веры», «Бой с тенью», «Жмурки», «Статский советник», «Изображая жертву», «Мне не больно», «Эйфория», Г»руз 200″, «Русалка», «Географ глобус пропил» — перечислять фильмы, которые мы знаем благодаря «Кинотавру», можно очень долго. Это сейчас они разошлись на цитаты и обрели своего зрителя, а тогда — пять, десять, двадцать лет назад — были такими же дебютантами, как и все, в программе молодого, но очень бойкого фестиваля.
Марианна Сардарова с сыном, Александр и Валерия Роднянские, Федор Бондарчук
Жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр»: Александр Паль, Наташа Меркулова, Алексей Чупов, Анна Михалкова и Михаил Зыгарь
С годами азарт и бойкость не иссякли, и юбилейный «Кинотавр» обещает быть грандиозным. Начало праздничным торжествам положила церемония открытия в Зимнем театре.
Ингеборга Дапкунайте
Анна Михалкова
Леонид Ярмольник и Ксения Раппопорт
Красная дорожка не обошлась без сюрпризов и даже курьезов. Так, Ирина Горбачева позировала босиком – из-за сломанного каблука (позже его поставили на место). В какой-то момент актриса даже прилегла на лестницу — к радости фотографов.
Ирина Горбачева
Александр Паль и Ирина Горбачева
А вот Ксении Собчак не нужно было принимать эффектные позы, чтобы привлечь к себе внимание: ее появление у Зимнего театра и так вызвало ажиотаж. Если в прошлом году на «Кинотавре» Собчак гостила вместе с мужем Максимом Виторганом, то в этот раз компанию в Сочи ей составляет новый возлюбленный — режиссер (а с недавних пор и худрук Театра на Малой Бронной) Константин Богомолов. Однако на светский дебют пара, похоже, еще не решилась: на красную дорожку Собчак вышла вместе с давним другом Игорем Верником (за ручку), ну а в зале влюбленные сидели уже вместе. К слову, в этом же зале была и бывшая жена Богомолова Дарья Мороз, чье ультракороткое мини сегодня вызвало бурю эмоций.
Игорь Верник и Ксения Собчак
Константин Богомолов
Дарья Мороз
Вообще же на красной дорожке, в соответствии со статусом вечера, доминировали длинные платья. И, конечно, тяжелый люкс в виде дорогих украшений, предоставленных официальным ювелирным партнером «Кинотавра», а также добрым другом всех светских дам, — компанией Mercury.
Компания также изготовила статуэтки для юбилейного фестиваля. Верхняя часть, символизирующая солнце, выполнена из бронзы, серебра и эмали, основание — из редкого вида итальянского мрамора, на котором расположена табличка из золота с логотипом Mercury.
Светлана Ходченкова
Екатерина Вилкова
Анна Чиповская
Были и другие «сенсации»: так, оказалось, что Валерия Гай Германика, чей фильм «Мысленный волк» участвует в основной конкурсной программе, ждет третьего ребенка, что стало понятно благодаря эффектному обтягивающему платью, в котором Германика появилась на дорожке,
Валерия Гай Германика со спутником
Казалось бы, праздничное настроение, как и в прошлом году, должно быть омрачено тревожными новостями из Москвы, где накануне состоялось судебное заседание по делу журналиста «Медузы» Ивана Голунова, которого обвиняют в хранении и попытке сбыта наркотиков. Журналистское и творческое сообщество считают Голунова невиновным, а дело его — сфабрикованным. В поддержку Голунова, которого, похоже, преследуют из-за его профессиональной деятельности (он — автор резонансных статей о коррупции и незаконных бизнес-схемах), уже выступили Владимир Познер, Ксения Собчак, Григорий Явлинский, Дмитрий Быков и многие-многие другие.
Владимир Познер с женой Надеждой Соловьевой
Однако если в прошлом году почти каждый участник и гость фестиваля со сцены требовал свободу режиссеру Кириллу Серебренникову, который находился под домашним арестом, то слов поддержки в адрес Голунова пока прозвучало преступно мало. Единственное упоминание ситуации за всю церемонии (sic!) — речь председателя жюри Константина Хабенского, который, правда, так и не назвал имя «неудобного журналиста»:
Сегодня пытаются «закрыть» одного неудобного журналиста, который пытается говорить правду. Если это получится, то, друзья мои, завтра этот замечательный фестиваль тоже может стать неудобным, при всем хорошем отношении Владимира Ростиславовича (Мединского. — Прим. ред.) к нему, именно по той же причине.
– заявил актер под аплодисменты зала.
Константин Хабенский (и жюри основного конкурса)
Больше к теме уже не возвращались, а вот имя министра культуры Владимира Мединского, который следил за церемонией из зала, звучало не раз, что понятно: без господдержки фестиваль бы просто не выжил.
Владимир Мединский
Кстати, о поддержке: у «Кинотавра» появились новые партнеры: например, Сбербанк и Роман Абрамович, который тоже приехал на юбилейные торжества.
Не пропустил церемонию и наше все — актер Александр Петров, который едва прорвался на красную дорожку, отбившись от обезумевших от счастья поклонников. Петров и стал главным героем церемонии: вместе с юной напарницей Витой он «провел» гостей через весь вечер: вспоминали самые яркие моменты фестиваля за всю историю, шутили о возрасте (ведь актеру, как и «Кинотавру», тоже тридцать) и о потрясающей востребованности Петрова — по-доброму.
Но шутки шутками, а общая интонация вечера все же была трогательно-сентиментальной: кадры из всеми любимых фильмов с актерами, которых уже нет среди нас, песни Алексея Паперного, размышления о детстве и старости — не прослезиться было сложно.
Апогеем темы стало выступление культового режиссера Сергея Соловьева («Асса», «Сто дней после детства»), которому вручили почетную награду «За свободу духа и твердость убеждений» и которому зал аплодировал стоя.
Сергей Соловьев
Режиссер вспомнил молодость, сказал, что «Кинотавр» — это семья, и признался, что уходить на пенсию не планирует:
«Кинотавр» — это все наша жизнь. Другой у меня не было… Надеюсь что-нибудь снять.
Сергей Соловьев
Финальную точку в церемонии, как обычно поставил президент фестиваля Александр Роднянский, который объявил «Кинотавр» открытым. Ну а после Александр Петров вместе со своей очаровательной напарницей вынесли на сцену праздничный торт — день рождения все-таки!
Александр Роднянский
Александр Петров
После короткой паузы гости снова собрались в зале — на премьеру фильма Валерия Тодоровского «Одесса». 70-е, журналист с сыном приезжает в гости к родственникам на пару дней, но застревает в городе на неделю, так как Одессу закрывают на карантин из-за эпидемии холеры. За эти дни жизнь главного героя кардинально меняется. В картине снялся звездный актерский состав — от Евгения Цыганова и Леонида Ярмольника до Ксении Раппопорт и Ирины Розановой, — но в конкурсной программе она не участвует.
Команда фильма «Одесса»: Валерий Тодоровский, Ксения Раппопорт, Ирина Розанова и Леонид Ярмольник
Резо Гигинеишвили и Константин Хабенский
Всего же в конкурсе этого года 15 фильмов, причем почти половина снята женщинами-режиссерами. Налицо яркая тенденция — феминизация кино, как отмечает программный директор фестиваля Ситора Алиева:
В конкурсе есть картины мужчин, которые исследуют женскую натуру. Например, в центре сюжета фильма «Керосин» — женщина 83 лет. Героинями внеконкурсного фильма Кантемира Балагова стали две молодые девушки послевоенного поколения. Фильм Гриши Добрыгина «Sheena667» тоже феминистский, так как показывает сильную, волевую женщину на контрасте со слабовольным мужчиной. Кроме того, в этом году в основном конкурсе сразу семь картин, снятых женщинами-режиссерами: Нигиной Сайфуллаевой, Оксаной Карас, Валерией Гай Германикой, Анной Пармас, Марией Агранович, Ларисой Садиловой и Ян Гэ.
Федор Бондарчук
Антон и Дарья Златопольские, Мария Ситковская, Федор Бондарчук и Резо Гигинеишвили
Однако выбирать фаворитов и аутсайдеров пока рано, программа способна преподнести сюрпризы:
Для меня юбилейный «Кинотавр» — качественный современный фестиваль с сильной программой. Событие, которое снова покажет, в каком состоянии находится отечественный кинематограф образца 2019 года,
— отметил Александр Роднянский.
Александр Роднянский
Впрочем, преподнести сюрпризы может и жюри, в которое вошли композитор Алексей Айги, киновед Анжелика Артюх, режиссер Резо Гигинеишвили, сценарист и режиссер Наталия Мещанинова, оператор Алишер Хамидходжаев, актриса Анна Чиповская и актер Константин Хабенский, который стал председателем.
Жюри основного конкурса: Константин Хабенский, Анжелика Артюх, Алишер Хамидходжаев, Наталья Мещанинова, Анна Чиповская, Резо Гигинеишвили и Алексей Айги
Отдельное жюри будет судить программу «Кинотавр. Короткий метр»: писатель Михаил Зыгарь, сценарист Наташа Меркулова, актер Александр Паль, сценарист Алексей Чупов и председатель жюри — актриса Анна Михалкова.
Жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр»: Александр Паль, Алексей Чупов, Анна Михалкова, Наташа Меркулова и Михаил Зыгарь
Но все конкурсные программы — это завтра и до 16 июня, когда фестиваль подведет итоги. На открытии «Кинотавра» о том, что неделя пролетит как один миг, старались не думать. Вместо этого — праздновали день рождения героя дня: едва передохнув после церемонии, поспешили на вечеринку в честь открытия фестиваля.
Виктория Толстоганова
Она, кстати, в этот раз прошла не в привычном месте, на пляже у «Жемчужины», а на Морвокзале. Здесь, специально к юбилею, компания Bosco di Ciliegi, которая выступила партнером фестиваля, открыла импровизированный Дом кино — место для светских приемов, отдыха, ярких концертов и фуршетов. Теперь гостям фестиваля осталось лишь понять, как успеть совместить все.
Катерина Шпица
Надежда Оболенцева
Светлана Ходченкова
Ирина Горбачева и Павел Каплевич
Денис Шведов
Александр Кузнецов и Владимир Мишуков
Виктория Толстоганова, Григорий Константинопольский с женой
Анна Чиповская, Резо Гигинеишвили и Константин Хабенский
Валерия и Александр Роднянские
Марианна Сардарова с сыном
Kinotavr
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
С 4 декабря 2019 года начался отбор фильмов в конкурсную программу полнометражного кино 31-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр».
Для участия в основной конкурсной программе Фестиваля принимаются художественные полнометражные фильмы продолжительностью не менее 60 (шестидесяти) минут, произведенные в 2019-2020 гг., снятые на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла (с субтитрами на русском языке), не принимавшие участия в российских кинофестивалях, не транслировавшиеся по телевидению, в online-кинотеатрах, не выходившие в кинотеатральный, DVD и VoD-прокат, не размещенные в свободном доступе в сети Интернет, на online-платформах и не имевших публичных показов.
Заполненные заявки на участие принимаются до 1 апреля 2020 г. включительно.
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
КИНОТАВР. КОРОТКИЙ МЕТР
С 4 декабря 2019 года начался отбор фильмов в конкурсную программу короткометражного кино 31-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр».
Для участия в конкурсной программе «Кинотавр. Короткий метр» принимаются короткометражные игровые фильмы продолжительностью не более 25 (двадцати пяти) минут, произведенные в 2019-2020 гг., снятые на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла (с субтитрами на русском языке), не принимавшие участия в российских кинофестивалях (за исключением Международного фестиваля ВГИК, кинофестиваля «Святая Анна» и Международного студенческого фестиваля ПитерКиТ), не транслировавшиеся по телевидению, в online-кинотеатрах, не выходившие в кинотеатральный, DVD и VoD-прокат, не размещенные в свободном доступе в сети Интернет, на online-платформах и не имевших публичных показов, за исключением показов в учебных заведениях в образовательных целях.
Заполненные заявки на участие (ссылка на фильм должна обязательно иметь опцию скачивания) принимаются до 1 апреля 2020 г. включительно.
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Kinotavr
“Kinotavr” is the largest national film festival. Every year in June, on the Black sea coast in Sochi, the top talents of Russian cinema come together: directors, producers, actors, script writers, directors of photography. They come to participate in the country’s main cinematic event. For twentythree years “Kinotavr” has uncovered new names and talented, real cinema.
-
ALEXANDER RODNYANSKY
President of the leading Russian national Film Festival «Kinotavr»
-
SITORA ALIEVA
Programme Director
Directorate
-
NATALIA YAKUSHKINA
Head of Protocol
IRINA CHESTNOVA
Administrative Director
-
DARIA KROVIAKOVA
Head of Promotion department
-
ELIZAVETA KASSIAN
Кинотавр-2019: выбираем лучший образ церемонии открытия
Ксения Собчак, Анна Чиповская и Маруся Фомина
Вчера в Сочи открылся юбилейный 30-й фестиваль «Кинотавр». SPLETNIK.RU внимательно следит за событиями смотра (гостей и участников традиционно ждут не только показы, но и множество вечеринок). Впереди у нас целая неделя праздника кино, пока же мы предлагаем вспомнить вчерашнюю церемонию открытия и выбрать лучший образ.
Самыми популярными оттенками на красной ковровой дорожке фестиваля в этот раз снова стали классические черный и белый. Светлые тона, видимо, должны были спасти от палящих солнечных лучей, ну а темные — от модных провалов, ведь черным платьем вечерний гардероб не испортишь. Южный дресс-код лучше всех трактовала, пожалуй, Алена Долецкая. На церемонию открытия она пришла в кремовом платье с крученой лямкой на одно плечо — наряд получился в стиле греческих богинь. Неплохой компромисс нашла и Анна Чиповская, которая в этом году является членом жюри фестиваля. Лиф платья актрисы напоминал простой летний сарафан, а вот многослойная юбка уже добавляла образу праздничности.
На «темной» стороне оказалась Ксения Собчак — телеведущая выбрала не самый типичный для себя вечерний образ и появилась на дорожке в полупрозрачном платье с кружевами. Не осталась без внимания и еще одна вечерняя классика — оттенки золотого. Такой наряд выбрала Маруся Фомина, которая, кстати, заняла второе месте в рейтинге «Самые красивые российские актрисы (в возрасте 24-28 лет)» по результатам опроса, который провел бренд бьюти-гаджетов Foreo. Ну что же, чтобы позировать в лучах заходящего солнца не самый плохой выбор!
Итак, чей образ понравился вам больше всего?
Игорь Верник и Ксения Собчак в платье Ermanno ScervinoАнна Чиповская в платье Maison Bohemique и украшениях Mercury
Маруся Фомина в платье Maison Bohemique и украшениях Mercury
Екатерина Вилкова в платье Alena Akhmadullina и украшениях Mercury
Светлана Ходченкова в Walk Of Shame и украшениях BvlgariАлена ДолецкаяАлена Свиридова в Brunello CucinelliАгния Кузнецова в TeginИнгеборга Дапкунайте в платье Rhea CostaЕкатерина Вуличенко в платье Kristina Khan и украшениях Mercury
Ян Гэ в платье Dolce&Gabbana и украшениях Mercury
Катерина Шпица в платье Pankin Couture, босоножках Aquazzura и украшениях Mercury
Анна Михалкова в платье Alexis Mabille и украшениях Mercury
Чей образ на церемонии открытия «Кинотавра-2019» понравился вам больше?
5 вечных вопросов о фестивале — Статьи на КиноПоиске
В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Вечером 2 июня российской премьерой «Лета» в Сочи откроется «Кинотавр», и всю следующую неделю КиноПоиск будет ежедневно сообщать вам новости фестиваля. Но чем так важен «Кинотавр»? Почему мы столь подробно пишем о нем? Отвечаем.
«Кинотавр» — главный фестиваль российского кино. Это правда ?
Как минимум он один из самых старых в России. Первый «Кинотавр» прошел в 1990 году в Подольске, на следующий год смотр переехал в Сочи и там базируется до сих пор.
Теперь разберемся с его реальным местом в системе наших кинофестивалей. В Москве, например, есть жестко конкурирующий с Сочи ММКФ, и там неслучайно последние 15 лет побеждают именно российские картины. Поэтому, например, Александр Котт хоть и представлял свой проект «Спитак» в прошлом году на «Кинотавре», но готовую картину отдал на ММКФ и получил там приз за режиссуру.
На съемках фильма «Спитак»В Москве также проводится «Артдокфест», главная площадка для документального кино в стране. Это премьерный фестиваль, то есть если фильм был на «Кинотавре», на «Артдокфест» он уже не попадет. С другой стороны, президент «Артдокфеста» Виталий Манский премьеры своих новых картин часто устраивает именно на «Кинотавре».
Еще один конкурент «Кинотавра» — «Движение» в Омске, национальный фестиваль дебютов. Примечательно, что у фестивалей частично совпадают организационные мощности, но руководство и вся творческая часть в Омске другие: президент фестиваля — Артем Михалков, а программный директор — критик Стас Тыркин. «Движение» быстро догнало старшего брата по уровню представленных картин, а по их радикальности даже опередило. Возможно, именно поэтому «Кинотавр» в этом году срочно ввел конкурс дебютов. «Движению» даже пришлось переехать с конца апреля на сентябрь, чтобы соседство фестивалей стало менее конкурентным.
Короткометражное кино до недавнего времени было лучше всего представлено на «Кинотавре». Но не так давно в Калининграде стал проходить фестиваль «Короче!», у которого и палитра шире, и фильмов больше.
Настоящий прямой соперник «Кинотавра», претендующий на создание максимально панорамной картины отечественного кино, — фестиваль «Окно в Европу», который проходит в Выборге в августе. Здесь тоже случаются открытия, например «Витька Чеснок». Но поскольку проходит «Окно» позже, с меньшими бюджетом и количеством гостей (и не на курорте!), то ему остается довольствоваться вторым местом.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»Короче, «Кинотавр» все-таки остается главным национальным фестивалем российского кино. Сюда хотят почти все, кто снимает кино на русском языке и не надеется попасть в проходящий в конце лета конкурс Венецианского кинофестиваля. Впрочем, и после зарубежной фестивальной премьеры важные фильмы все равно обычно оказываются в конкурсе или на спецпоказах «Кинотавра», если до этого не успевают выйти в прокат. Люди кино приезжают в Сочи даже без фильмов, чтобы потусоваться вместе и завести новые знакомства. Сюда слетается вся пресса, чтобы искать новые открытия в кино и отчитываться о светских мероприятиях фестиваля.
То есть «Кинотавр» — это русские Канны?
Поводов для сравнения «Кинотавра» и Каннского МКФ действительно много. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский так и говорит: Канны — главный кинофестиваль в мире, а «Кинотавр» — главный фестиваль в России, и каждый из этих фестивалей в своем масштабе, по мнению Роднянского, напрямую сформировал современный кинопроцесс, а не был только его отражением. Есть и другие очевидные сходства. Оба фестиваля проходят на берегу моря в начале сезона. Оба проводятся только для профессионалов, билеты на конкурсные показы не продаются, человеку со стороны попасть туда трудно. Оба имеют свой кинорынок. Только Каннский — крупнейший в мире, а Сочинский — самый скромный российский кинорынок, там почти нет презентаций и показов блокбастеров, это больше место для неформального общения и отдыха, чем действующая индустриальная площадка. А еще на обоих фестивалях есть показы на открытом воздухе для народа. В Каннах это обычно отреставрированная классика, в Сочи — отечественные коммерческие хиты прошедшего сезона.
Кинофестиваль «Кинотавр»На этом сходство заканчивается. Конечно, «Кинотавр» в десятки раз меньше, чем Каннский МКФ. Более того, если маленькие Канны на время фестиваля превращаются в кинематографический городок, то в довольно большом Сочи фестиваль практически незаметен, о нем можно ничего не узнать, даже живя в городе. Фестивальный центр занимает маленькую площадку на пляже. Гостиница «Жемчужина», театр «Зимний», где проводятся показы, — вот в общем-то и все пространство «Кинотавра». Сочи живет своей жизнью, и для него «Кинотавр» — просто небольшая закрытая тусовка приезжих.
«Кинотавр», в отличие от Канн, не интегрирован в индустрию. В Каннах устраиваются премьеры главных мировых блокбастеров — как «Хан Соло» в этом году. В Сочи никто блокбастеры не везет, у продюсеров фестиваль настолько ассоциируется с артхаусом, что они даже специально подчеркивают: наш фильм зрительский, а не для «Кинотавра». Это губительно сказывается на фестивале, а прокатные сборы кинотавровских фильмов (даже победителей) только заставляют игроков рынка убеждаться в своей правоте.
Александр Роднянский и Андрей Звягинцев на фестивале «Кинотавр»Правда, у Александра Роднянского есть интересная теория насчет того, кому вообще нужны фестивали. «Кинотавр», как и Канны, считает Роднянский, проводится для прессы. Но не потому, что пресса влияет на зрителей (никак не влияет, это доказывают статистические исследования). Пресса, по мнению Роднянского, пишет для продюсеров, которые внимательно ее изучают, чтобы понять, с кем еще можно поработать и куда двигаться дальше. Ну что ж, нам приятно.
А что вообще открыли на «Кинотавре»?
Да много чего. «Новые тихие» и Алексей Мизгирев, Иван И. Твердовский и Гай Германика — все эти истории очень хорошо и подробно изложены в статье КиноПоиска. Для большинства же зрителей главное не «волны» и даже не имена режиссеров, а конкретные фильмы. Например, «Особенности национальной охоты». Пожалуй, самый народный фильм 1990-х, даже превратившийся во франшизу, впервые был показан на «Кинотавре» в 1995 году и победил там. А рядом с наградой Евгению Миронову за лучшую роль был фильм «Мусульманин» — главное в российском игровом кино высказывание о религии и нетерпимости. Эта картина тоже стала суперхитом, по телевизору ее всегда показывали в прайм-тайм.
«Мусульманин»В 1996-м еще один суперхит — «Кавказский пленник». У него тоже Гран-при, но еще приз за лучшую мужскую роль, который разделили два актера — Олег Меньшиков и никому тогда еще не известный парнишка Сергей Бодров-мл.. В 1997 году фильм «Брат», где он сыграл главную роль, победил на «Кинотавре» и сделал Бодрова суперзвездой.
Режиссер «Брата» Алексей Балабанов очень тесно связан с «Кинотавром». В 1998 году его фильм «Про уродов и людей» получил спецприз и тоже стал очень популярным на видео. «Брат 2» жюри «Кинотавра» презрительно обошло вниманием, зато он стал мегахитом в стране. Потом был страшный скандал с «Грузом 200». Жюри вообще не дало фильму призов, потом Гильдия киноведов и кинокритиков России раскололась пополам, не выдержав полемики вокруг картины, а дальше уже возмущались зрители, которые не привыкли к такому уровню жестоких метафор на экране. Вернее, были вещи и пострашнее вроде известной сцены в «Хрусталеве», но Балабанов считался народным режиссером — и вдруг такие ужасы. С тех пор и до конца жизни Балабанов не ездил на «Кинотавр».
«Груз 200» Вернемся к фильмам других авторов. «Бедная Саша», за которую Александр Збруев получил актерский приз, стала новогодним хитом на ТВ в 1998 году.
В 2000-м Гран-при получил скандальный «Дневник его жены» Алексея Учителя про Ивана Бунина, сценарий к которому, между прочим, написала тогда еще просто Дуня Смирнова. Новый фильм Авдотьи Андреевны «История одного назначения», кстати, в этом году будет на «Кинотавре», и среди его героев — другой русский писатель, Лев Толстой.
В 2001 году Сергей Бодров-мл. получил на «Кинотавре» приз за лучший дебют. Его первая режиссерская работа «Сестры» стала, увы, и последней. В конкурсе 2006-го одновременно были «Остров» с Петром Мамоновым, магическая «Эйфория» Ивана Вырыпаева и кинодебют Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», который знаменательно начинался с реплики «Русское кино в жопе!». В 2007-м Анна Меликян показала здесь «Русалку», и в русском кино возникла новая звезда Мария Шалаева. В 2009-м драматург из Екатеринбурга Василий Сигарев ворвался в кино с фильмом «Волчок» и победил с ним в конкурсе. В 2010-х годах в Сочи прошли премьеры фильмов «Географ глобус пропил», «Интимные места», «Класс коррекции», «Дурак», «Про любовь», «Страна 03», «Хороший мальчик», «Ученик». Их популярность, конечно, несравнима с «Братом» или «Особенностями национальной охоты», но они тоже стали событиями, и вы их, скорее всего, смотрели. А в прошлом году на «Кинотавре» победила «Аритмия» — один из самых популярных отечественных фильмов сезона. «Кинотавр» дал этим фильмам старт и много бесплатной рекламы в виде публикаций прессы и сарафана. Кто знает, были ли бы они такими же известными, если бы не премьера на этом фестивале.
И что, «Кинотавр» не пропустил ни одного важного фильма?
Пропустил, и много. По разным причинам. Например, завсегдатаи фестиваля помнят скандал, когда авторы фильма «Овсянки» срочно изъяли его из конкурса, потому что фильм пригласили в Венецию прямо во время «Кинотавра». Зрительский суперхит «Вор» Павла Чухрая в конкурсе «Кинотавра» не участвовал — его просто не успевали доделать к фестивалю. Зато потом он получил несколько призов в Венеции.
«Овсянки»На другом полюсе — «Зеленый слоник» Светланы Басковой, который несколько лет оставался чисто андерграундным феноменом. Зато когда к фильму проявили интерес Берлин и Роттердам, представив его в ретроспективах, «Слоника» решился показать ММКФ — в 2005 году, спустя 6 лет после создания. А вот до «Кинотавра» Баскова добралась только в 2012 году с куда менее радикальной, но тоже непростой работой «За Маркса…». «Москву» Александра Зельдовича на «Кинотавре» показали, а его же «Мишень» — нет.
«За Маркса…»Последний (на данный момент) фильм Киры Муратовой, «Вечное возвращение», не был на «Кинотавре», хотя почти все прошлые работы режиссера на фестиваль попадали и часто получали награды. Андрей Кончаловский ни разу не участвовал в конкурсе «Кинотавра», правда его «Глянец» был здесь фильмом открытия. Президент ММКФ Никита Михалков по понятным причинам отдал на «Кинотавр» только одну свою картину, «Урга», зато однажды получил на фестивале приз за лучшую мужскую роль в «Статском советнике». «Бумер» был впервые показан в Выборге, а не в Сочи. О фильмах, которые забрал себе ММКФ, мы уже и не говорим, хотя среди них и «Прогулка», и «Кукушка», и «Космос как предчувствие».
И в чем фишка «Кинотавра-2018»?
Начать с того, что в этом году в Сочи произойдет столкновение нескольких волн российского кино. Во-первых, женская волна. О ней заговорили после конкурса 2013-го, когда в российское кино массово пришли женщины-режиссеры и женщины-сценаристы, предложившие новый взгляд на нашу жизнь. Никаких соплей, в «женских» фильмах много очень жестких конфликтов, но присутствует и здоровая чувственность, внимание к бытовым деталям, убедительный психологизм персонажей.
«Глубокие реки»Во-вторых — «кавказская волна», фильмы выпускников мастерской Сокурова в Нальчике (Балагов, Коваленко, теперь вот Битоков). Все их фильмы пока посвящены Кавказу, месту, где сходятся линии напряжения российской жизни, где конфликты и национальные особенности (общероссийские), помноженные на кризис традиционного общества, проявлены наиболее экстремально. Герои этого кино всегда одиноки, беззащитны перед хаосом и агрессией большого мира.
В-третьих, «новые нормальные» (термин предложил критик Антон Долин) — главная надежда российского кино. Мейнстрим с человеческим лицом, среднебюджетное кино, которое рассказывает об узнаваемых обстоятельствах жизни обычного человека на языке, близком к телевизионному. Короче, фильмы про людей и для людей, а не для чиновников из Фонда кино и пятерых знакомых критиков.
Наконец, дебюты. Впервые на «Кинотавре» проводится эксперимент, когда начинающие кинематографисты отделены от более опытных и соревнуются друг с другом, а не со старшими. Тут вообще возможны любые открытия.
Главных фаворитов «Кинотавра», представляющих все эти новейшие тренды, мы уже выделили и подробно напишем о них с фестиваля.