Поздравления классному руководителю. Комплименты учителям допустимы ли они
Цель
— научить детей правильно принимать комплименты и критические замечания.
Задачи
Объяснить различия между лестью и комплиментом, рассмотреть различные виды благодарности за похвалу, объяснить понятие «критика», рассказать, как правильно реагировать на негативные критические высказывания.
Ход мероприятия
Учитель . Каждый человек нуждается в одобрительных словах со стороны окружающих. Такова уж человеческая натура: за каждое успешно выполненное дело мы хотим услышать похвалу. Однако принимать комплименты умеют далеко не все. Многим очень сложно выразить эмоции тому человеку, который сделал комплимент, правильно его отблагодарить за хорошее настроение и положительные эмоции.
Поэтому нужно учиться принимать комплименты. Ведь это настоящее искусство, и владеть им должен любой человек, который хочет считать себя воспитанным и вежливым. Еще сложнее воспринимать критику в свой адрес. Но нужно уметь спокойно выслушивать мнение других людей о вашей работе. Сегодня мы посвятим занятие тому, чтобы научиться правильно воспринимать похвалу и критику.
Для начата давайте разберемся, что такое комплимент. Как вы считаете, что означает это слово?
Ребята отвечают.
НАСТОЯЩИЙ И «ПОДДЕЛЬНЫЙ» КОМПЛИМЕНТ
Учитель. Для начала вы должны научиться отличать комплимент от подхалимства. Для этого вы должны сами оценить свои действия. Если вы действительно считаете, что заслужили добрые слова в свой адрес, то вы должны поблагодарить того человека, который вас похвалил. Ведь вам приятно, что человек обратил на вас внимание. Если сразу несколько человек делают комплимент, то вы должны ответить на каждый из них. Не очень-то вежливо делать вид, что вы кого-то не слышали или, что еще хуже, говорить, что вы уже слышали это миллион раз. Если вам уделили внимание, сделали комплимент, то и вы тоже должны как-то отреагировать. А теперь давайте перейдем непосредственно к тому, как же нужно благодарить за комплимент.
УЧИМСЯ БЛАГОДАРИТЬ
Учитель . Самая простая благодарность — это искренняя улыбка. Каждому будет приятно увидеть, что вы рады сказанным словам. Часто улыбка может сказать намного больше слов. Но только добрая, искренняя улыбка. Если вы будете натягивать на себя маску, то это сразу заметят окружающие. К счастью, приятные слова вызывают в нас только положительные эмоции, и поэтому на лице незаметно для вас самих появляется улыбка.
Как мы уже говорили, любой человек, сделавший вам комплимент, заслуживает благодарности. При этом вы никогда не должны хвалить сами себя. Нельзя подходить даже к друзьям со словами: «Посмотри, как я это сделал. Правда, ведь это хорошая работа?» Если ваш друг действительно находит вашу работу хорошей, то он вам обязательно об этом скажет. Вам достаточно сказать: «Спасибо». Это будет ваша благодарность. Магическое свойство этого слова заключается в том, что даже если повторить его двадцать раз подряд, оно не потеряет своего значения.
Если комплимент произвел на вас сильное впечатление, то вы также можете сказать о том, насколько приятны вам добрые слова в ваш адрес. Например: «Мне приятно слышать, что тебе понравилось» или «Я очень рад, что ты так думаешь».
А ТЫ ПРАВДА ТАК ДУМАЕШЬ?
Учитель . Если комплимент вам делает кто-то из ваших родственников или ваш близкий друг, то вы можете даже переспросить: «Тебе действительно понравилось?» Таким образом вы не напрашиваетесь на дополнительные комплименты, а просто интересуетесь мнением. Вы можете переспросить, если хотите обсудить свою работу. Например, вы показываете рисунок, который вы нарисовали, своему другу. Вы можете ему сказать, что сначала хотели нарисовать что-то другое и в другом цвете, а также обсудить какие-то другие детали. Когда ваш друг подтвердит свой комплимент, то нужно сразу же закрыть эту тему, чтобы не было похоже, что вас интересует только ваша работа.
В некоторых случаях у вас может возникнуть желание похвалить работу того человека, который похвалил вашу. Это называется ответить комплиментом на комплимент. Часто это напоминает комическую ситуацию. Представьте себе такую ситуацию: разговаривают две подруги. Одна делает комплимент по поводу прически другой, другая отвечает, что ей нравятся туфли подруги, потом они делают комплименты друг другу по поводу туфель, сумки, тетрадки и другим предметам, и каждый раз со словами: «А мне так нравятся твои…» Это уже не комплименты, и даже не подхалимство, а простой перебор слов. Если вас похвалили, то вам вовсе не обязательно сразу же делать ответный комплимент, ведь это можно будет сделать в любой другой момент, когда вам действительно что-то понравится.
КРАСИВАЯ, НО ВСЕ-ТАКИ ЛОЖЬ
Учитель. Сейчас мы говорили о том, как нужно благодарить человека, который вам сделал искренний комплимент. А как поступить, если вы точно знаете, что не заслужили похвалу, то есть вы точно знаете, что вас перехваливают. Ведь и из такой щекотливой ситуации нужно найти вежливый выход. Если вы не уверены в том, что за- й служили комплимент, то вы можете сказать: «Вы Е мне льстите». Конечно, вам будет приятно, что вас высоко оценивают, но вы не должны слишком гордиться тем количеством комплиментов, которое вы услышали. Все они должны быть объективными, поэтому, если вы не заслужили лестных высказываний, так и скажите: «Я не заслужил таких лестных слов». Только не нужно слишком строго к себе относиться и наговаривать на свою работу. Такие фразы, как: «Да что ты, моя работа никуда не годится!» — говорят о вашей низкой самооценке и неуверенности. В конце концов, вы всегда можете сказать просто «спасибо» и перевести разговор на другую тему.
ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ КРИТИКА?
Учитель . Конечно, слова похвалы — это самые приятные слова, которые мы можем услышать в свой адрес. Но иногда мы должны позволять нашим друзьям и близким критиковать наши действия. Как вы считаете, что называется критикой?
Ребята отвечают.
Учитель. Критика — это не только негативные высказывания в адрес кого-либо. Критически оценивать чью-то работу — это значит рассматривать все ее положительные и негативные стороны. Мы можем привести простой пример: вы разбираете с учителем русского языка сочинение. Учитель объясняет типичные ошибки в правописании слов, и вы их разбираете, он также говорит о том, как вы раскрыли тему. Критике подвергается практически вся деятельность человека, а в роли критиков часто выступают родители, учителя, и друзья, и, конечно, вы сами. Тяжелее воспринимать негативную критику, причем даже от близких вам людей. Но ведь лучше пусть они укажут вам на ваши ошибки, чем это будет кто-то со стороны. Как вы думаете, почему критика из уст друзей важна?
Ребята отвечают.
Учитель. Ваши друзья никогда не посоветуют вам плохого. А со стороны всегда лучше видны недочеты. Если ваши друзья заметили их, то не будет ничего удивительного, когда их увидят другие люди. Порой, когда вы долго работаете над чем-то, то у вас уже потом в глазах все перемешивается. Некоторые люди даже специально просят взглянуть на свою работу другого человека, чтобы он посмотрел «свежим взглядом» и увидел ошибку. Например, вы решаете какой-то сложный пример по математике, а ответ у вас не сходится. Вы сидите над ним уже не первый час, но решения все равно не находите. Вы можете подойти к маме и попросить ее посмотреть на ваш пример. Ей будет гораздо проще найти то место, где вы допустили ошибку, и она вам покажет его. Указывать на ошибки, чтобы потом их можно было исправить, — это тоже критика.
ЕСЛИ КРИТИКУЮТ НЕСПРАВЕДЛИВО
Учитель. Но как поступить в том случае, когда критикуют уже готовую работу?
Для начала определись в том, действительно ли ты заслужил эту критику. Как и в случае похвалой, попытайся оценить свою работу сам. Возможно, что тот человек, который негативно высказывается о твоей работе, не очень-то к тебе расположен. Вы вполне могли поссоритьс
деловые комплименты — Комплименты на все случаи жизни
КомплиментыТы отличный организатор! Тебе по плечу организовать мероприятие любого уровня!0
Ты отличный организатор! Тебе по плечу организовать мероприятие любого уровня!
КомплиментыПриятно иметь дело с такой амбициозной девушкой, как ты!0
Приятно иметь дело с такой амбициозной девушкой, как ты!
КомплиментыТы прирожденный руководитель и лидер! Тебе бы корпорацию возглавлять, уж ты бы развернулся!0
Ты прирожденный руководитель и лидер! Тебе бы корпорацию возглавлять, уж ты бы развернулся!
КомплиментыТак бывает очень редко, но у тебя есть способности ко всему, за что ты берешься! Ты удивительный человек!Так бывает очень редко, но у тебя есть способности ко всему, за что ты берешься! Ты удивительный человек!
КомплиментыТвои идеи и творчество достойны восхищения!0
Твои идеи и творчество достойны восхищения!
КомплиментыБлагодаря твоему бесценному опыту и стремлению развиваться, ты стал самым перспективным сотрудником компании0
Благодаря твоему бесценному опыту и стремлению развиваться, ты стал самым перспективным сотрудником компании
КомплиментыТы умеешь себя подать — это ценное качество!0
Ты умеешь себя подать — это ценное качество!
КомплиментыЯ очарован твоей неспешностью, тем, как ты делаешь любое дело! 0Я очарован твоей неспешностью, тем, как ты делаешь любое дело!
КомплиментыТобой хочется гордиться и брать с тебя пример!0
Тобой хочется гордиться и брать с тебя пример!
КомплиментыТобой хочется гордиться и брать с тебя пример!0
Тобой хочется гордиться и брать с тебя пример!
КомплиментыДа ты настоящий самородок! Такие люди сегодня на вес золота!0
Да ты настоящий самородок! Такие люди сегодня на вес золота!
КомплиментыТалантливый человек талантлив во многих сферах. Вот ты, например. По-моему, мало что есть, чего ты не умеешьТалантливый человек талантлив во многих сферах. Вот ты, например. По-моему, мало что есть, чего ты не умеешь
КомплиментыТы непревзойденный профессионал своего дела!0
Ты непревзойденный профессионал своего дела!
КомплиментыТы успешна не только потому, что отличный специалист, но потому, что ты замечательная женщина!0
Ты успешна не только потому, что отличный специалист, но потому, что ты замечательная женщина!
КомплиментыТы такой мудрый! Всегда находишь правильное решение в любой ситуации!0
Ты такой мудрый! Всегда находишь правильное решение в любой ситуации!
КомплиментыВ твоем арсенале есть умения и навыки на все случаи жизни!0
В твоем арсенале есть умения и навыки на все случаи жизни!
КомплиментыТвои блестящие успехи в работе гарантируют тебе великолепную карьеру!0
Твои блестящие успехи в работе гарантируют тебе великолепную карьеру!
КомплиментыТвои эстетические взгляды заслуживают уважения0
Твои эстетические взгляды заслуживают уважения
КомплиментыТы очень пунктуальный человек — точный как добротные швейцарские часы!0
Ты очень пунктуальный человек — точный как добротные швейцарские часы!
КомплиментыТвоя светлая голова полна самых смелых идей и экспериментов!0
Твоя светлая голова полна самых смелых идей и экспериментов!
Деловые комплиментыШкола комплимента0
Деловые комплименты — один из способов показать свою вежливость, расположение к человеку, с которым Вас связывает работа или совместные проекты.
КомплиментыКак тебе удается так грамотно спланировать свой день? У тебя для всего есть время!0
Как тебе удается так грамотно спланировать свой день? У тебя для всего есть время!
КомплиментыЯ знал, что есть успешные женщины, но твой успех затмевает всех!0
Я знал, что есть успешные женщины, но твой успех затмевает всех!
КомплиментыУ тебя отлично получается выступать на публике! Настоящий оратор!0
У тебя отлично получается выступать на публике! Настоящий оратор!
КомплиментыУ тебя есть огромный творческий потенциал! Ты способна творить шедевры в любой сфере жизни!0
У тебя есть огромный творческий потенциал! Ты способна творить шедевры в любой сфере жизни!
деловые комплименты — Страница 3 из 6
КомплиментыУ тебя поразительный талант различать ложь и правду0
У тебя поразительный талант различать ложь и правду
КомплиментыТы самый крутой профессионал, кого я только знаю!0
Ты самый крутой профессионал, кого я только знаю!
КомплиментыТвоя популярность набирает обороты! Как тебе это удается?0
Твоя популярность набирает обороты! Как тебе это удается?
КомплиментыТвои слова всегда соответствуют твоим делам0
Твои слова всегда соответствуют твоим делам
КомплиментыТвои слова и фразы полны скрытого смысла. У тебя талант!0
Твои слова и фразы полны скрытого смысла. У тебя талант!
КомплиментыКрасота твоих слов затмит любого оратора0
Красота твоих слов затмит любого оратора
КомплиментыУ тебя уверенный и очень убедительный голос0
У тебя уверенный и очень убедительный голос
КомплиментыЯ завидую твоему самообладанию и выдержке0
Я завидую твоему самообладанию и выдержке
КомплиментыУ тебя безошибочная интуиция!0
У тебя безошибочная интуиция!
КомплиментыТвои достижения впечатлят любого0
Твои достижения впечатлят любого
КомплиментыУ тебя отменное красноречие. Твои слова всегда выглядят убедительно0
У тебя отменное красноречие. Твои слова всегда выглядят убедительно
КомплиментыТы мой учитель. С тобой я получаю бесценный опыт и уникальные знания0
Ты мой учитель. С тобой я получаю бесценный опыт и уникальные знания
КомплиментыПоражаюсь твоей сдержанности! Я бы так не смог0
Поражаюсь твоей сдержанности! Я бы так не смог
КомплиментыТвой разумный и рациональный подход к любому делу не оставляет шанса даже малейшей ошибке0
Твой разумный и рациональный подход к любому делу не оставляет шанса даже малейшей ошибке
КомплиментыОригинальность мышления и творческий подход делает тебя лучшим специалистом своего дела0
Оригинальность мышления и творческий подход делает тебя лучшим специалистом своего дела
КомплиментыУ тебя отличные способности. Схватываешь все на лету0
У тебя отличные способности. Схватываешь все на лету
КомплиментыМне нравится нестандартный ход твоих мыслей0
Мне нравится нестандартный ход твоих мыслей
КомплиментыВы пунктуальны, как кремлевские часы0
Вы пунктуальны, как кремлевские часы
КомплиментыУ тебя очень здорово получается наладить любую работу0
У тебя очень здорово получается наладить любую работу
КомплиментыУдивляюсь твоему умению завязывать знакомства с нужными людьми0
Удивляюсь твоему умению завязывать знакомства с нужными людьми
КомплиментыПриятно находиться в офисе, который занимает настоящий директор0
Приятно находиться в офисе, который занимает настоящий директор
КомплиментыУ тебя определенно непревзойденный талант в этой сфере0
У тебя определенно непревзойденный талант в этой сфере
КомплиментыЯ восхищаюсь твоим умением планировать и осуществлять задуманное0
Я восхищаюсь твоим умением планировать и осуществлять задуманное
КомплиментыВы очень скромны, но ваши способности и поступки говорят за вас0
Вы очень скромны, но ваши способности и поступки говорят за вас
КомплиментыМне кажется, что я могу слушать часами твою лаконичную речь0
Мне кажется, что я могу слушать часами твою лаконичную речь
Этапы занятия | Действия учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация | Разогрев: Дети становятся в круг Шаг вперед кто в школьной форме, у кого день рождение в октябре, у кого хорошее настроение, маму зовут Елена, поднимите правую руку те, кто любит яблоки, поднимите левую руку те, кто смотрел «Спокойной ночи малыши», поднимите 2 руки вверх, кто вчера читал с родителями, шаг вперед кто завтракал. Игра «Ласковое имя» Цель: содействовать воспитанию гуманного отношения между детьми, благодаря осознанному отношению к своему имени и имени другого Вывод: нам всем приятно, когда наше имя произносится нежно, ласково…ведь имя с любовью выбирали наши родители. Давайте постараемся также обращаться к друг другу. Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». На доске высказывания о комплиментах. (« Комплимент должен быть правдивее правды»,..) Слайд №1 -Ребята, а как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема занятия? По ответам детей учитель делает вывод и озвучивает тему занятия «Давайте говорить друг другу комплименты», Слайд №2 Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на нашем занятии? Чему научимся? Как мы будем все это делать? Как вы думаете, кто достоин комплиментов? Слайд №3(цели и задачи)… | Выполняют разминку Бросать мяч по кругу, называя свое имя ласково. Ответы детей. |
2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности. | -Давайте узнаем, что же такое комплимент? Нам подготовили определения …Слайд №4 Толковый словарь: Похвала, лестное для кого-то замечание. Иностранных слов: Комплименты Мое определение. Вывод: Комплимент- это любезные, приятные, красивые слова или выражения, лестные отзывы, содержащие похвалу или одобрение. -А как вы думаете приятно получать комплименты? Сейчас мы можем сделать приятное, каждому из вас и делать это мы будем не при помощи слов, а с помощью действий. Упражнение «Аплодисменты по кругу». -Как вы думаете, что чувствует артист после концерта, спектакля, когда публика ему от всей души аплодирует? Хотите испытать, что он чувствует? Каждый из вас заслужил аплодисменты, так как он замечательный, необыкновенный. В этой игре каждый её участник получит свою долю аплодисментов. Сначала они будут звучать тихо, а потом они станут сильнее. Дети встают в круг. Как вы себя чувствуете после этого упражнения? Приятно ли было получать аплодисменты? | Первый ученик —ведущий —выбирает одного игрока, подходит к нему, смотрит ему в глаза и дарит теплые аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего игрока, которому они смотрят в глаза и аплодируют. Затем уже втроем выбирают следующего достойного аплодисментов. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать. Игра продолжается до тех пор, пока все не будут одарены аплодисментами. Последнему игроку достаются самые громкие и теплые аплодисменты (овации). Ответы учащихся (по кругу) в нескольких словах. |
3. Конструирование образца применения знаний. | -Ребята, а как вы думаете, как нужно делать словесные комплименты? С каких слов нужно начинать комплимент? Как нужно обращаться к человеку, которому нужно сделать комплимент? Как правильно нужно реагировать на комплимент? А приятно ли говорить комплименты? Вы все верно сказали. А теперь обратите внимание на слайд №5 Существуют алгоритм комплимента. Сейчас мы вместе попробуем сформулировать и подарить несколько комплиментов нашим одноклассникам (учитель старается направить комплименты тем детям, которые более стеснительные, замкнутые). Алгоритм комплимента: …(имя), мне нравится в тебе… …(имя), ты сегодня такой/такая… …(имя), у тебя такой/такая/такие… …(имя), какой ты молодец/какая умница, что ты умеешь делать так замечательно… …(имя), у тебя лучше всего/здорово получается.. | Ответы учащихся. Чтение алгоритма комплимента |
4. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях | Игра «Комплимент» Цель: помочь детям увидеть положительные стороны, почувствовать, что каждый из них принимаем и ценим другими детьми, закрепить комплимента. …(имя), мне нравится в тебе… …(имя), ты сегодня такой/такая… …(имя), у тебя такой/такая/такие… …(имя), какой ты молодец/какая умница, что ты умеешь делать так замечательно… …(имя), у тебя лучше всего/здорово получается… Чтение басни … Работа по содержанию… | По кругу передавая мяч, дети делают комплименты друг другу с использованием алгоритма |
5. Самоконтроль и контроль. | -Вы выслушали комплименты. -Какие чувства они у вас вызывают? -Какие из сказанных слов понравились больше всего? | Учащиеся озвучивают свои чувства. |
6. Коррекция. | -Ребята, как нужно было сформулировать комплимент, чтобы не обидеть человека? Как нужно выйти из ситуации, если комплимент не понравился? | Учащиеся высказывают свои предположения, мысли. |
7. Рефлексия. | Игра «Ладошка по кругу». -Возьмите листочки, подпишите их -Обведите на листе контуры своей любимой ладошки и напишите внутри нее самое важное о себе: что ты ценишь в себе больше всего, какие-то привлекательные собственные качества. -Готово? Теперь мы будем передавать ладошки по кругу —по часовой стрелке. Получая «ладошку», каждый из вас пишет между пальчиками что-то приятное и ласковое о ее владельце. Это должны быть только приятные слова. Ладошка возвращается к своему владельцу. -Кто хочет прочитать, что на ладошке написали его товарищи. -Я благодарю вас за занятие, надеюсь, что эта тема была для вас интересна и полезна. Ваши ладошки мы прикрепим в нашей комнате. | Учащиеся обводят ладошки и пишут о себе Передают «ладошки» и пишут приятные слова. Первоклассники обводят и раскрашивают свои ладошки. Чтение слов по желанию. Учащиеся прощаются с учителем. |
Воспитательное мероприятие на тему «Комплимент
Ф.И.О. педагога: Шинкарева Людмила Геннадьевна
Наименование образовательной организации: МБОУ «Знаменская СОШ»
Направление: Духовно-нравственное воспитание
Тема: Комплимент – это дело серьезное.
Возраст: 12-14 лет.
Цель: Раскрыть и обсудить с учащимися понятие комплимент; развить коммуникативные навыки учащихся.
Задачи:
— научить отличать лесть от комплимента;
— воспитывать целеустремлённость, доброжелательность, нравственные качества личности;
— развивать мышление, память, воображение.
Форма работы: игра-путешествие
Планируемые результаты:
Личностные УУД:, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, формировать чувство такта.
Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, контролирование своего поведение в общении с другими.
Познавательные УУД: структурирование полученных знаний, умения анализировать новую информацию.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Организационный(5 мин)
Доброе утро, ребята! Очень рада вас всех видеть! Меня зовут Людмила Геннадьевна и я хотела бы вас пригласить с собой в поход. Конечно, не настоящий а воображаемый, поход за новыми знаниями, эмоциями, впечатлениями и хочу пригласить вас с собой!
Но для этого мне нужно во первых, познакомиться с вами, а во вторых убедиться что у вас с собой есть полезная и нужная вещь.
А что это за вещь, решайте сами.
Итак, начинаю собирать группу в поход и начну с себя.
Меня зовут Людмила Геннадьевна и я возьму с собой в поход лекарства.
Теперь вы по очереди представьтесь и выберите один предмет, который посчитаете нужным.
Кто-нибудь догадался по какому признаку я выбирала учеников?
На самом деле, конечно же это шутка, и в поход я беру с собой всех.
Называют по очереди имя и предмет. Если предмет начинается на ту же букву, что и имя учащегося учитель говорит о том, что берет ученика в поход.
Задача учеников догадаться в чем секрет.
КУУД: выстраивание диалогов, умение слушать других.
ЛУУД:умение высказывать свою точку зрения
Активность учащихся, ответы, заинтересованность
Целеполагание
(3 мин)
Команда собрана, отправимся в путь. Я возьму на себя роль капитана и как капитан, раскрою вам секрет, наш поход с вами будет посвящен комплиментам.
И в поход мы отправимся с девизом – комплимент – это дело серьезное!
Как вы думаете с какой целью мы отправимся в поход за комплиментами, что каждый из вас хотел бы для себя узнать,получить от этого воображаемого похода?
Какие задачи вы бы перед собой поставили?
Обсуждают.
Ставят цели и задачи.
РУУД: умение планировать свою деятельность, ставить перед собой цели и задачи.
ЛУУД: умение выражать свое мнение.
Четко поставленная цель и задачи.
Основная часть
(15 мин)
Работа над термином «комплимент»
2-3 мин
Работа над понятием «лесть»
5 мин
Обсуждение опасности лести
2-3 мин
2-3 мин.
Итак, мы с вами отправляемся в поход и первый наш привал будет возле пруда терминов и понятий
Вот перед вами пруд слов, в котором плавают разные термины.
Наша с вами задача выловить те термины, которые относятся к слову комплимент.
(Изображение на слайдах)
Итак, посмотрим что же у вас получилось. Какие термины вы выбрали?
Вы молодцы! Прекрасно справились и мы с вами отправляемся дальше.
Ребята! У нас с вами проблема, мы с вами забрались в темную чащу лести.
И теперь во что бы то не стало, нам нужно оттуда выбраться.
Ребята, скажите,а что такое лесть?
Лесть – притворная похвала, неискренее одобрение.
Чтобы выбрать из чащи нам нужно прочитать отрывки из басен и определить кто из героев льстит.
А чем опасна лесть?
Нам нужно выполнить следующее задание.
Перед вами карточки прочтите и, определите кто из героев льстит, а кто
Да,вы правы,оба героя льстят.
А по каким признакам можно определить лесть?
А чем опасна лесть?
Лесть преследует выгоду.
Лесть витиевата,наигранна.
Лесть нелогична,противоречива.
Лесть преувеличена.
Мы с вами научились отличать лесть от комплимента и вооружившись этими знаниями прочистили себе путь.
Пещера мудрости.
Идем дальше. И вот тропинка нас привела в пещеру мудрости.
В этой пещере нас ждет притча.
Послушайте ее.
Жила-была обычная семья: женщина с мужем и двумя сыновьями.
Изо дня в день женщина, как и многие другие такие же жены и матери, вставала рано утром, готовила завтрак, кормила свою семью. Проводив мужа на работу, а детей в школу, она занималась домашними делами, готовила обед, ужин и занималась прочей работой…
Шли годы, муж постарел, сыновья выросли, да и женщину время не пощадило… И вот однажды женщина вместо ужина поставила на стол маленький стог сена.
Мужчины, увидев эдакую выходку, стали возмущаться: — Мать, ты чего это? Что за шутка? Мы что — кони или козлы?
На что женщина ответила: — Да откуда мне знать, кто вы такие. За всю жизнь вы столько раз садились за этот стол. Вы ели всё подряд, что я ставила перед вами. И за всю свою жизнь я так и не услышала ни слова, что вам нравится, а что – нет. Я и решила, может, вам и сено покажется таким же вкусным, как всё остальное.
Ребята,как вы думаете о чем эта притча? И о чем она должна заставить задуматься?
Эта притча о неблагодарности и о жадности на комплименты.
Эта притча учит нас ценить людей,их заботу, любовь, уметь замечать хорошее и быть не скупым на похвалу.
Осталось только научиться правильно говорить комплименты.
Для того чтобы научиться искусству говорить комплименты я оставляю вам в подарок о нашей с вами встрече вот такие памятки. (приложение 2)
Работают с карточками, выбирают подходящие.
Зачитывают термины, аргументируют свой выбор.
Высказывают свои предположения.
Лесть способствует развитию таких качеств у человека как хитрость, лживость, корысть.
Слушают притчу
О неблагодарности, жадности на комплименты
ПУУД: структурирование полученных знаний, умение работать с текстом.
КУУД: умение выстраивать диалоги,слушать других.
ЛУУД: умение выражать свое мнение, формулировать свои мысли, давать оценку ситуациям.
КУУД: умение формулировать монолог и диалог.
ЛУУД:
Умение выражать свои мысли.
ПУУД:умение работать с текстом и понятийным аппаратом
Правильно выбранные термины.
Формулируют понятие лесть и признаки лести.
Заключение
А нам с вами пора возвращаться из нашего похода.
Вспомним,какие задачи мы ставили перед собой на начало нашего похода?
Что нового узнали, что понравилось, что не понравилось?
Комплимент – это дело серьезное!А еще очень важное и полезное.
Для чего нам нужны комплименты?
Высказываются, подводят итоги
(предполагаемые ответы)
Для того чтобы поднимать друг-другу настроение.
Делать приятным общение.
Комплимент учит нас замечать хорошее,учит ценить и уважать людей,учит быть благодарными.
Рефлексия
А закончить наше мероприятием хотелось бы словами Булата Окуджавы.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это всё любви счастливые моменты.
Давайте говорить друг другу комплименты.(2 класс)
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Тема: Давайте говорить друг другу комплименты.
Класс: 2 А Дата: 13.04.16
Ф.И.О.: Сухачёва Юлия Алексеевна
Цели:
Образовательная: формировать умение использовать в речи комплименты, учить нормам речевого этикета: познакомить с нормами выражения похвалы, одобрения, учить отличать лесть от похвалы;
Воспитательная: воспитывать целеустремлённость, доброжелательность, нравственные качества личности;
Развивающая: развивать мышление, память, воображение, уверенность в себе.
Формирование УУД:
Личностные действия: формировать у детей общечеловеческие ориентиры, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, формировать чувство такта.
Регулятивные действия: планировать своё действия в соответствии с поставленной задачей, учить контролировать свое поведение в общении с другими.
Познавательные действия: уметь работать с информацией, структурировать полученные знания, умение анализировать новую информацию.
Коммуникативные действия: совершенствовать умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Оборудование: м\м презентация, аудиозапись, игрушка.
Ход классного часа
Организация класса
-Добрый день, ребята. Как обычно начнём наше занятие с улыбки. Улыбнёмся друг другу и тихонько присядем.
Подведение к теме занятия. Целеполагание.
-А сейчас прослушайте песню Булата Окуджавы «Пожелание»
(Звучит отрывок из песни Булата Окуджавы)
-Какие чувства хотел передать автор слушателям? (радости, счастья, любви.)
На экране вы видите строки из этой песни (слайд 1)
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Б.Окуджава.
-Как вы понимаете значение слов восклицать (говорить радостно, эмоционально), восхищаться (Высшая степень проявления радости, состояние очарованности кем-либо, чем-либо)?
-А как вы понимаете фразу высокопарных слов? (это изысканные, красивые слова)
-К чему призывает автор? ( Мы должны замечать в людях хорошее, делать комплименты друг другу)
— Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?
– Правильно, сегодня мы поговорим о комплиментах. Итак, тема нашего занятия «Давайте говорить друг другу комплименты» (слайд 2). Сегодня мы узнаем, что такое комплимент, лесть и научимся их различать. Наше занятие поможет вам быть вежливыми, добрыми и ласковыми. Смотреть правде в глаза.
Основная часть.
-Ребята, как вы думаете, что такое комплимент?
-Комплимент – любезные, приятные слова, похвала. (слайд 3)
-Комплимент – это положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера. Это такие фразы, как: «Ваша жизнерадостность меня восхищает», «Здесь собрались весёлые и энергичные ребята», «Слушая вас, я в восторге от вашего умения говорить и рассказывать стихи».
-Ребята, а вы часто делаете своим близким и родным комплименты? В каких ситуациях?
-Вы всегда должны хорошо представлять, каким тоном нужно говорить слова. Даже самый лучший комплимент не будет успешным, если его говорить с хмурым видом. Выражение лица должно совпадать с произносимыми словами. И не забывайте подчеркивать не только, что вам нравится в собеседнике, но и почему. Разговаривая, всегда обращайтесь по имени. Но если вы планируете что-то получить от вашего собеседника, забудьте о комплиментах. Иначе попадете в список льстецов.
-Ребята, как вы думаете, что такое лесть? (Лесть – неправдивая похвала, неискренние слова) (слайд 4) .
—Сейчас я вам предлагаю посмотреть басню «Ворона и лисица»
-Ответьте на вопрос, комплименты ли говорила лисица или льстивые слова? Обоснуйте свой ответ.
-Какой вывод можно сделать. После просмотра этой басни? (что нужно уметь комплименты отличать от лести, что лесть гнусна , вредна; но только все не впрок , и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Нужно верить своим глазам, а не ушам.)
-Чем отличается лесть от комплимента? (Настоящий комплимент не требует платы, он бескорыстен. Льстят же с единственной целью – добиться, во что бы то ни стало выполнения)
— Какие слова можно использовать, когда говорят комплименты? Какие комплименты вы знаете? (Ответы детей)
На доске появляются слова: (слайд 5)
Великолепный, обаятельный, дивный, очаровательный, прелестный, нежный, чудесный, красивый.
— Как вы считаете, что можно похвалить в собеседнике? (слайд 6-10)
—Внешность:
“Какие чудесные у тебя волосы !”
“Твои глаза — как небо голубое!”
“Я всегда любуюсь тобой!”
“Ты прекрасно выглядишь”.
-А по каким особенностям внешности нельзя делать комплименты? (нельзя указывать на недостатки, например, что у человека большие уши или нос , так как человек не выбирает себе внешность) .
-Теперь, давайте попробуем сделать друг другу комплименты, для этого разделимся на группы по 4 человека.
—интеллектуальные достоинства, увлечения (ум, способности, занятия) :
“Мне очень нравится, как ты шьешь (вяжешь и т.д.)
“Я любуюсь тобой, когда ты читаешь (возишься с сестренкой…),
“Едва ли кто из нас умеет так хорошо, как ты, играть в шахматы (чинить радиоаппаратуру…)” …
Какую замечательную салфетку ты связала и т.д.
-Попробуйте опять в группах похвалить друг друга за какие0-нибудь заслуги, достоинства и увлечения.
—душевные качества:
“Вы так умны”,
“У вас такое тонкое чувство юмора”,
“Вы способный математик”,
“Ты всегда такая отзывчивая”,
“У тебя прекрасный характер”,
“С тобой интересно общаться”…
-Похвалите в друг друге душевные качества.
-вещи:
«У тебя красивая сумка»
«У тебя прекрасное платье»
-Поведение итогов работы в командах (кто какие комплименты запомнил)
Правила «Как говорить комплименты»
— А сейчас я вас познакомлю с правилами «Как нужно делать комплименты». (слайд 11)
1.Говори искренно, с восхищением,
2.Улыбайся.
3.Приветливо смотри на собеседника.
4.Не смейся, не насмехайся над какими-то качествами.
5. Твои слова не должны обидеть.
-Какие правила вы запомнили?
— Ребят, но так же комплименты нужно уметь не только говорить, но и правильно их принимать и благодарить за комплимент? Как вы считаете, как можно ответить на комплимент?
Спасибо.
Я рад, что ты это заметил.
Мне было очень приятно это слышать.
От твоих слов у меня поднялось настроение.
Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.
-У вас на партах лежат ладошки, ваша задача написать на каждом пальчике комплимент своему соседу по парте.
-Игра “Комплименты”
В руках учителя небольшая забавная куколка.
-Знаете, как зовут эту куколку?
-Комплиментина.
-А знаете почему?
-Потому что как только она попадает в руки кому-то, так тот человек начинает другому говорить комплименты, передавая ему куклу и т.д., пока Комплиментина не обойдет вниманием всех
-Итак, приступим к игре. Не забываем, о правилах комплимента и о том, что за комплимент нужно благодарить.
Итог занятия.
— Ребята интересно вам, было на нашем занятие?
-Что полезного вы узнали?
— Сегодня на занятии мы учились делать комплименты. Почему нам так важно это уметь?
-Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня сказать похвальные слова друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!
—А закончим мы наше занятие песней о доброте. Песня Фунткика «О доброте».
Учитель:
Методист:
Классный час «Учимся говорить и принимать комплименты»
Классный час
«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ И ПРИНИМАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ»
Легошина О.Е., классный руководитель 11 кл. МБОУ «Школа № 167» г. Нижний Новгород
Цель: помочь учащимся лучше усвоить суть комплимента, переосмыслить некоторые жизненные ситуации; содействовать совершенствованию коммуникативных умений старшеклассников.
(Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».)
Учитель: Что такое комплимент? Комплимент – это лестный отзыв, похвала, любезные приятные слова в адрес кого-либо. Даже в его звучании-галантность, особая энергия доброжелательности, дружелюбия, деликатной восторженности. Однако похвала и комплимент – это не одно и то же. Похвала гораздо более объективна, нежели комплимент. Это дружелюбное признание достоинств и достижений человека. В комплименте же явно звучит еще и теплота личного отношения и симпатии.
Попробуйте определить, где в данной ситуации комплимент, а где похвала?
Ученик непрерывно хрошо отвечает. Учитель хвалит его:
а) ты сегодня отвечаешь очень уверенно,
б) молодец, отличный ответ,
в) ты сегодня отвечаешь просто здорово,
г) сегодня ты меня просто удивил,
д) да, давно меня так приятно никто не удивлял,
е) ты не болен?
Организуйте обсуждение вариантов ответа. (Варианты «а», «б» и «в» едва ли можно назвать комплиментом в полном смысле этого слова. Это похвала, пусть эмоциональная, пусть с оттенком восторженности. Но мы еще только на пути к комплименту; «г» — это уже комплимент (ты меня удивил): здесь есть момент субъективного отношения учителя к ученику; «д» — тоже комплимент. Вариант «е» может быть воспринят по-разному, в том числе и как оскорбление. Если сказанное замышлялось как комплимент, то весьма неудачный…).
Учитель: Часто ли вы слышите комплименты в свой адрес?
Подумайте, есть ли у вас повод похвалить и найти добрые слова для одного из присутствующих? Говорят, один из французских писателей сердито заметил в кругу друзей: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать». Грубовато, но верно. Говорить комплименты людям вовремя важно, но не менее важно умение принимать комплименты.
Ведущий: в ходе игры «Карусель» можно поучиться и тому, и другому. Старшеклассники делятся на две команды. Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды (образуя внешний и внутренний круги). Каждый, кто стоит во внешнем круге, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем круге, должны поблагодарить своего партнера за добрые слова. Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другими членами внутреннего круга.
И снова – добрые слова с той или другой стороны. И так до тех пор, пока участники не обойдут весь круг и не окажутся напротив того, с кого начали. А когда круг будет пройден, участники внешнего и внутреннего кругов должны поменяться местами и начать все с начала.
В конце игры ведущий организует обмен мнениями: что оказалось сложнее – придумать комплименты или отвечать на них?
Учитель: Теперь мы попытаемся вместе изучить азбуку общения, научиться искусству комплиментов.
Учащиеся в малых группах разбирают вопросы, решают ситуации, выбирая один вариант ответа из предложенных:
Что является предметом комплимента: какое-либо одно обстоятельство, достоинство и т.д. или несколько различных?
а) лучше сконцентрировать внимание на чем-либо одном, ярком, чему и посвятить комплимент;
б) оптимальное количество предметов, поводов для комплимента –2-3;
в) лучше упомянуть в комплименте все, что можно, – маслом кашу не испортишь!
Ответ: а).
Могут ли быть правила «хорошего тона» в отношении того, кому следует и кому не следует делать комплименты? Стоит ли придерживаться такого правила?
а) комплименты, как правило, должны быть адресованы женщине, старшему по возрасту и начальнику по работе;
б) именно женщина, старший по возрасту и начальник имеет преимущественное право сделать комплимент;
в) выразить свое дружелюбие или даже восторженность может любой человек, проявив при этом чувство такта и меры.
Ответ: в).
Обязательна ли личностная адресованность комплимента?
а) да, обязательна: комплимент всегда адресован конкретному человеку, группе людей;
б) комплимент можно никому не адресовать, а произнести его для улучшения психологического климата.
Ответ: а).
Какая из форм комплимента предпочтительнее?
а) при непосредственном общении;
б) через третье лицо;
в) по телефону;
г) в письменном виде;
Ответ: а).
В вашем присутствии сделан комплимент, с которым вы несогласны. Как поступить?
а) немедленно выразить несогласие и обстоятельно его аргументировать;
б) пересилить себя и активно поддержать комплимент;
в) тактично промолчать.
Ответ: в).
Какой комплимент предпочтительнее: восторженный, многословный, скромный или лаконичный?
а) восторженный и многословный;
б) скромный и лаконичный;
в) в комплименте всегда ценится лаконизм.
Ответ: б).
Можно ли сделать комплимент не человеку, а его личным вещам?
а) можно в любом случае;
б) можно, если вы уверены, что в ваших словах человек не уловит критического отношения к нему самому;
в) вежливо предпочесть человеку вещь.
Ответ: в).
Молодой человек сделал комплимент девушке. Как она должна поступить?
а) спокойно возразить (например, «вы мне льстите»), пусть юноша не считает, что девушка приняла его всерьез;
б) поблагодарить;
в) поблагодарить и крепко пожать молодому человеку руку, это ободрит его на будущее;
г) ни в коем случае не благодарить: ведь благодарность – это невольное признание того, что комплимент в ваш адрес преувеличен.
Ответ: б).
Девушка хочет наряду с благодарностью сделать комплимент незнакомому молодому человеку – единственному из прохожих, кто остановился и помог собрать рассыпавшееся содержимое сумки, но можно ли?
а) безусловно, можно – молодому человеку приятно, что вы оценили его порыв;
б) надо не только тепло поблагодарить, но заодно и познакомиться, ведь такие отзывчивые люди сейчас редкость;
в) можно, но не обязательно: вдруг молодой человек возомнит себя героем, тогда как поступок естественен.
Ответ: а).
После обсуждения в группах, проводится обсуждение в классе.
Час общения заканчивается игрой: Возьмем в руки мячик и бросим его – лови! – тому, для кого у нас припасены комплименты с лестными замечаниями…
Например – о внешности. Найдите лестные выражения и сопроводите их теплой интонацией, нежным взглядом. Опасайтесь пошлости и берегитесь нечаянно задеть уязвимое место. Например, девушка страдает, считая свой нос чрезмерно большим, а вы ей прочувствованно: «Какой у тебя прелестный носик!» Не принято хвалить носы, брови, уши, зубы… А что принято, понаблюдайте сами.
Ведущий: Думается, вы постараетесь разнообразить палитру лестных замечаний. Только будьте искренними! Внимательнее приглядитесь к друзьям и убедитесь: у каждого есть чему поучиться!