Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кловерфилд 10 и монстро связь: Вселенная «Кловерфилд» – 11 любопытных фактов о вселенной «Кловерфилд»

Кловерфилд 10 и монстро связь: Вселенная «Кловерфилд» – 11 любопытных фактов о вселенной «Кловерфилд»

Содержание

Вселенная «Кловерфилд»

Джей Джей Абрамс предложил смотреть на эту франшизу следующим образом: Вы заходите в развлекательный парк, где на входной вывеске красуется название «Кловерфилд». А каждый фильм франшизы станет для вас отдельным аттракционом в данном парке.

Будьте осторожны! Я настоятельно советую не читать данную статью, если вы до сих пор не посмотрели фильм «Кловерфилд, 10» 2016 года выпуска! Не читайте никаких материалов, связанных с лентой, не смотрите трейлеры или тизеры. Воздержитесь от просмотра информации на сайтах кинокритики, даже на постеры лучше не смотреть. «Кловерфилд, 10» – это феномен современного кинопроизводства, требующий от зрителя максимального неведения. Найдите время и посмотрите данный фильм, затем возвращайтесь к статье, а Geekster гарантирует вам незабываемый опыт!

Для тех же, кто не боится спойлеров, я собрал в одном месте подробную информацию из Сети о проекте «Кловерфилд» (на момент начала 2018 года). Под данным проектом я понимаю совокупность серии кинокартин от

Джей Джей Абрамса и всех сопутствующих материалов, дополняющих сюжет картины (вирусные видео, реальные страницы в социальных сетях вымышленных персонажей, сайты вымышленных компаний и прочее). В статье можно найти наиболее важные детали сюжета, хотя в Интернете гуляет множество материалов, скрытых подсказок и фанатских теорий.

Джей Джей Абрамс и съемочная команда проекта изо всех сил постарались создать достойный ответ японским кайдзю. Однако кроме гигантского монстра в мегаполисе и истории о спасении беспомощных людишек мы получили запутанную, интересную и «дышащую» атмосферу вокруг франшизы.

«Монстро» («Cloverfield»)

  • Год выпуска – 2008;
  • Режиссер – Мэтт Ривз;
  • Продюсер – Джей Джей Абрамс;
  • Кинопоиск (2018) – 6,9/10;
  • IMDB (2018) – 7/10;
  • Rotten Tomatoes (2018) – 6,8/10.

Первый фильм франшизы был назван просто – «Cloverfield», хотя для русскоговорящих зрителей локализаторы приготовили сюрприз. «Монстро», конечно, эффективнее продает рядовому зрителю билет в кинотеатр, тем более что вирусная рекламная кампания вообще не настигла отечественные просторы в 2008 году. Перевод явно дает понять зрителю, что фильм относится к жанру «хоррор». С другой стороны, перед нами настоящий каприз переводчиков, без малейшей необходимости коверкающий задумку автора.

«Cloverfield» – это фильм-катастрофа, снятый в стиле псевдодокументальной хроники. Техника «Found footage» (найденная пленка) имитирует запись с любительской камеры. От первого до последнего кадра фильм выглядит как неотредактированный сюжет с неудачными ракурсами, казуальными диалогами и ошибками записи.

Сюжет рассказывает о катастрофе в центре Манхэттена, где появляется ужасный монстр, от атак которого спасается весь район. Главным героям фильма предстоит не только успеть на вылет эвакуационного вертолета, но и вызволить из разрушенного здания свою подругу.

Простая история, оставляющая за собой множество вопросов. Откуда взялось чудовище? Как оно оказалось на Манхэттене, и почему армия США не была готова к его визиту?

«Кловерфилд, 10» («10 Cloverfield Lane»)

  • Год выпуска – 2016;
  • Режиссер – Дэн Трахтенберг;
  • Продюсер – Джей Джей Абрамс;
  • Кинопоиск (2018) – 6,8/10;
  • IMDB (2018) – 7,2/10;
  • Rotten Tomatoes (2018) – 7,5/10.

Второй фильм серии возник внезапно. Открытая маркетинговая кампания с постерами и трейлерами началась за несколько недель до проката. Производство ленты держалось в строжайшем секрете. «Кловерфилд, 10» – первое упоминание слова «Кловерфилд» в русскоязычном информационном поле. На этот раз локализаторы, видимо, почесали голову и решили ничего не менять. Как и в оригинале, название картины указывает на адрес – Кловерфилд, 10.

Жанр слегка изменился. Это все еще хоррор, но с приглушенным саспенсом. Камерная история о жизни внутри одного дома. Оператором теперь не является один из персонажей, стиль съемки задействует привычные для зрителя приемы. История связана с предыдущим фильмом лишь общей вселенной.

В «Кловерфилд, 10» рассказывается история девушки по имени Мишель. Она попадает в автокатастрофу и приходит в сознание прикованной к кровати. Выясняется, что из аварии ее спас Говард – пожилой и угрюмый военный в отставке. Он рассказывает, что они находятся в бункере, ведь пока Мишель была без сознания, на поверхности произошла катастрофа, заразившая воздух. Правдивы ли слова Говарда? Связана ли катастрофа на поверхности с монстром из первой части? Очередная пачка вопросов была вывалена на фанатов вселенной «Кловерфилд».

Джей Джей Абрамс чутко подмечает главные особенности ленты в своем интервью для канала «Movieclips Coming Soon»:

Триллер великолепно показывает развитие отношений между малознакомыми людьми в замкнутом пространстве. Настоящий перформанс режиссера Дэна Трахтенберга, ставший для него дебютной работой. То, как Трахтенбергу удается заигрывать со способностями актеров, как удается раскрыть их в маленьком пространстве, просто поражает. Отдельно хотелось бы похвалить игру Джона Гудмена, сыгравшего Говарда. Гудман сумел не только правильно показать человека, разрывающегося между верой в теории заговора и любовью к близким, но и задать тон всему произведению в целом.

«Парадокс Кловерфилда» («The Cloverfield Paradox»)

  • Год выпуска – 2018;
  • Режиссер – Джулиус Она;
  • Продюсер – Джей Джей Абрамс;
  • Кинопоиск (2018) – 6/10;
  • IMDB (2018) – 6,1/10;
  • Rotten Tomatoes (2018) – 4,5/10;

В Интернете вы могли видеть информацию о фильме с названием «Частица Бога» («God Particle») или

«Станция Кловерфилд» («Cloverfield Station»). Это были рабочие названия, а вот заголовок «The Cloverfield Paradox» американцы увидели за несколько часов до премьеры. В феврале 2018 года во время рекламной паузы на финальной игре Суперкубка между «New England Patriots» и «Philadelphia Eagles» был показан трейлер данного фильма. Зрителей оповестили, что после окончания матча они смогут посмотреть «Парадокс Кловерфилда» через онлайн-сервис «Netflix».

Только вдумайтесь: производство картины опять держалось в секрете, первый трейлер показывают на всю Америку во время трансляции события, величие которого для американцев может сравниться, пожалуй, только с Рождеством. Как можно было с такими исходными данными получить разгромно низкие оценки на сайтах кинокритики? Похоже, что у нас тут настоящий парадокс.

На этот раз перед нами триллер с элементами Sci-Fi. Космическая станция проводит испытания на орбите Земли и сталкивается с мистическим парадоксом. Экипажу придется столкнуться с рядом необычных явлений: от перемещения в альтернативную реальность (предположительно) до общения с отрубленной рукой (да, это странно). События происходят чуть раньше первого фильма, но догоняют его к концу.

Картина значительно уступает своим предшественницам почти во всех областях. Во-первых, «Парадокс Кловерфилда» неоправданно затянут. Такой истории хватило бы короткого метра. Во-вторых, фоновые звуки и саундтрек подобраны крайне странно. Я могу предположить, что авторы старались создать любовное письмо американскому телевизионному сериалу «Сумеречная зона», но это будет сказано слишком громко.

Если «Монстро» был американскими горками, а «Кловерфилд, 10» похож на комнату с кривыми зеркалами, то «Парадокс Кловерфилда» смахивает на лавку с бесполезными сувенирами – вообще не аттракцион, и не до конца понятно для чего он нужен.

«Кловерфилд 4» («Overlord»)

Ранее мы писали о том, что сайту /Film удалось получить информацию от «своих источников» об окончании производства «Кловерфилд 4». Информации о фильме мало, но из статьи на /Film можно сделать вывод о готовности картины к прокату.

Детали сюжета вне фильмов

Так что же являет собой вселенная «Кловерфилд», и почему я считаю рекламную кампанию этой франшизы настоящим феноменом современности?

К 2008 году в Интернете появились загадочные сайты вымышленных компаний, липовые репортажи с места крушения нефтяной вышки, аккаунты персонажей ленты в социальных сетях. Каждая крупица информации об этом фильме и рекламировала его, и создавала впечатление альтернативной реальности. Наивный зевака должен был ужаснуться странному репортажу, запустив сарафанное радио о случившемся.

Для примера, взгляните на липовый репортаж с места крушения нефтедобывающей вышки:

С того момента Интернет потихоньку наполнялся новыми деталями сюжета. На главные вопросы ответов не было дано, но поводов для спекуляции и выстраивания фанатских теорий становилось все больше. Из всей круговерти данных я вычленил самое интересное и составил список из пяти фактов о вселенной «Кловерфилд»:

1) В Сети существует множество обсуждений загадочной корпорации «Tagruato». Эта вымышленная японская компания занимается нефтедобычей по всему миру и спонсирует ряд сторонних организаций: «Yoshida Medical Research», «Bold Futura», «ParafFUN! Wax Distributors» и «Slusho!». Упоминания каждой организации можно найти в фильмах вселенной «Кловерфилд». Фанаты придерживаются теории о том, что «Tagruato» несут ответственность за катастрофу из фильма «Монстро». Перед анонсом «Парадокса Кловерфилда» сайт «Tagruato» поменял свое содержание на пугающие помехи и артефакты – tagruato.jp;

2) Еще до премьеры первого фильма на сайте вымышленной компании «Slusho!» какое-то время можно было заказать их мерч. «Slusho!» якобы занимается производством холодных напитков с секретным ингредиентом. Некоторые из тех, кто успел заказать мерч «Slusho!», получали в своих посылках загадочное письмо. С одной стороны клочка бумаги была напечатана информация для работников одной из нефтяных вышек «Tagruato». На обороте бумаги было от руки нацарапано послание: «Американец, станция «Chuai» скрывает темный секрет. Хорошие люди пропадают. Ожидайте дальнейшие сообщения в ближайшем будущем. – Осведомитель»;

3) Последние кадры «Монстро» скрывают загадку, которую можно рассмотреть только при просмотре фильма в высоком качестве изображения. В воду падает нечто, и пока что этому нет точного объяснения;

4) Фанатам удалось по крупицам воссоздать прошлое Говарда из «Кловерфилд, 10». Говард служил на военно-морском флоте США, затем стал помешанным на теориях заговора. Ему удалось стать работником «Bold Futura», компании-разработчика высокотехнологичных устройств различного назначения. Предполагается, что он знал о заговоре вокруг «Tagruato» и хотел выведать больше информации;

5) В трейлере фильма «Кловерфилд, 10» были найдены скрытые числа, похожие на координаты. Пользователь сайта reddit.com воспользовался найденными координатами и выкопал из земли ящик, якобы захороненный самим Говардом. Кладоискатель выложил подробное видео с «распаковкой»:

Если вас заинтересовали материалы, связанные с проектом «Кловерфилд», и вы хотите узнать каждую крупицу событий фильмов, изучите зарубежные агрегаторы: Cloverfield Clues, Cloverpedia.

null
Что такое «Вселенная Goosebumps»?

Понравилась статья про Кловерфилд? Почитайте аналогичный свежий материал по суперпопулярной на Западе франшизе – Goosebumps!

CloverfieldДжей Джей АбрамсКловерфилдКловерфилд 10Монстрофильм

Егор Аникин

«Монстро» и «Парадокс Кловерфилда» происходят НЕ в одно и тоже время

«Монстро» и «Парадокс Кловерфилда» происходят НЕ в одно и тоже время

В 2007 году на сцену вышла первая таинственная маркетинговая кампания фильма «Монстро» (Cloverfield) с применением игры Alternate Reality, посредством которых поклонники решали загадки и выстраивали общий сюжет картины.

Эта тенденция была продолжена несколько лет спустя с «Кловерфилд, 10», который, к ужасу некоторых поклонников, не объяснил и не раскрывал никакой новой информации об оригинальном фильме. На самом деле, сиквел еще глубже погрузился в пучину загадок, показав вторжение инопланетян, в результате чего многие сомневались в том, происходят ли эти фильмы в одной и той же реальности. 

Теперь же вышел третий фильм франшизы – «Парадокс Кловерфилда», известный ранее как «Частица Бога» (God Particle). Следуя тенденции неожиданной рекламы, трейлер был выпущен во время время Superbowl, после чего лента немедленного появилась в потоковой службе Netflix.

Трейлер показал кадры из первого фильма, а фраза о происшедших 10 лет назад событиях указывала на прямую связь с оригиналом. Конечно, главный вопрос заключался в том, откуда появился монстр? В конечном счете фильм предоставил некое объяснение, которое могло бы ответить на этот вопрос, но четкого разъяснения не последовало. Это побуждает фанатов делать некоторые неточные предположения о связи между двумя фильмами, а именно, о том, что две временные линии синхронны. Но это не так.

Объяснение заключается в том, что монстр появился из-за ускорителя частиц космической станции Шепарда, в результате чего в пространственно-временном континууме возникают множественные разломы. В то время как это служит достаточным объяснением происхождения монстров и, возможно, ряда других паранормальных событий фильма, вопрос о таймлайне остался открытым.

Банальное внимание к деталям, например, к технологиям, все проясняет. Глядя на сотовые телефоны можно понять, события разворачиваются в разное время. В первом фильме также можно найти видеоматериалы на видеокассетах, технологии, которая уже устарела. Некоторые могут сказать о несогласованности в кинопроизводстве, но события маркетинговой ARG также установили четкую дату для «Парадокса» – события происходят в 2028 году. Это означает, что сюжет разворачивается через 20 лет после первого фильма, и ни одно из событий на самом деле не происходит одновременно с ним (включая падение спутника).

Ускоритель частиц – это единственный элемент, который фактически связывает фильмы вместе, при этом все остальное является просто отсылками.

Быть может, четвертый фильм киновселенной прояснит происходящее. Выйдет он, кстати, уже 26 октября 2018 года.

Еще о «Кловерфилде»

Как обрастает продолжениями самая необычная франшиза в истории кино

Существенное отличие франшизы «Монстро» от других серий фильмов заключается в том, что о присоединении той или иной ленты к киновселенной «Кловерфилд» зрители узнают лишь в последний момент, а то и уже во время просмотра. Это полностью выбивается из принятого свода правил – обычно студии сначала заявляют о том, что у успешной картины появится продолжение, и лишь потом берутся воплощать идеи в жизнь, постоянно напоминая о том, что новая картина непременно будет связана с событиями предыдущей. Таким образом, интерес зрителей поддерживается на самом высоком уровне на протяжении нескольких месяцев и доходит до кульминации в даты премьер. «Кловерфилд» прирастает «ответвлениями» (прямыми продолжениями фильмы этой франшизы не назовешь) иначе – здесь о связи заявляется незадолго до релиза, и результат этих маркетинговых трюков пока недостаточно изучен.

Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

Кадр из фильма «Кловерфилд, 10»

Насколько можно судить сегодня, происходит это не от хорошей жизни – скорее это результат энергичной работы на производственном рынке команды Джей Джей Абрамса и его компании Bad Robot. Например, известно, что проект «Кловерфилд, 10» вовсе не задумывался частью вселенной «Монстро», просто уже на этапе съемок Абрамс увидел в сюжете и конструкции будущего фильма потенциал для создания общего пространства, добился согласия авторов и студии на досъемки, отснял заключительный эпизод с монстрами и назвал картину частью франшизы. Та же история развернулась вокруг недавнего «Парадокса Кловерфилд» – фильм был задуман как вполне самостоятельный научно-фантастический триллер, но, попав на глаза Абрамсу, сюжет обрел крохотные вкрапления уже знакомой зрителю мифологии и вошел в общую вселенную. Обе картины имеют своих фанатов, обе собрали противоречивые отзывы, но, как бы то ни было, иначе как к трилогии, относиться к «Монстро», «Кловерфилд, 10» и «Парадокс Кловерфилд» нельзя.

Кадр из фильма «Парадокс Кловерфилда»

Кадр из фильма «Парадокс Кловерфилда»

Однако даже после выхода трех фильмов, увязанных единой вселенной, Абрамс не меняет свою стратегию – продолжения не анонсируются, все ограничивается слухами. И слухи эти порождают порой удивительные смысловые завихрения, так, перед самым выходом в прокат триллера Джона Красински «Тихое место» по Интернету прошел слух, что и эта картина входит в линейку «Монстро». Логика в таком предположении определенно имеется – сюжет картины разворачивается в постапокалиптическом мире, где загадочные чудовища охотятся за оставшимися в живых людьми, ориентируясь на звуки, не нужно производить особых усилий, чтобы вписать эту ситуацию в контекст событий «Монстро». Были и другие косвенные «улики»: «Тихое место» произведен компанией Paramount, как и фильмы вселенной «Кловерфилд», Джон Красински некоторое время входил в актерский состав «Парадокса Кловерфилд», однако потом вдруг был выведен за скобки ради съемок собственной ленты, наконец, чудовища – в них есть что-то общее с тварями из «Кловерфилд, 10», не правда ли?

Выход фильма на экраны, казалось бы, расставил точки над «i» – никаких явных указаний на общность с «Монстро» и Ко в «Тихом месте» не оказалось. Это, впрочем, истинных поклонников франшизы не смутило, так что авторам идеи сценаристам Скотту Беку и Брайану Вудсу пришлось «оправдываться» – писатели признали, что на определенном этапе их задумка рассматривалась как часть вселенной «Кловерфилд», но затем студия посчитала, что концепт «Тихого места» имеет достаточно большой потенциал, чтобы выступать в одиночку. Как ни странно, эти объяснения многих фанатов лишь уверили в том, что фильм Джона Красински входит-таки в линейку «Монстро», просто до определенного момента это будет скрыто от широкой публики, а раскроется лишь в каком-то грядущем кроссовере, где встретятся, например, условные персонажи «Парадокса Кловерфилд» и твари из «Тихого места». Учитывая странные способы формирования франшизы, такой вариант развития событий не исключен и даже весьма вероятен.

Вероятен, потому что мы до сих пор ничего не знаем о том, каким образом продолжится линейка «Монстро» – «Кловерфилд, 10» – «Парадокс Кловерфилд». Ближайшим претендентом на то, чтобы вписаться в «монструозную» семейку, является запланированный на осень хоррор Джулиуса Эйвери «Операция Оверлорд» – нет никаких прямых свидетельств того, что лента является частью франшизы, больше того, нет ни кадров, ни снимков со съемочной площадки, чтобы увязать фильмы вместе, но поклонники уверены в грядущей состыковке. Фанатов не смущает даже тот факт, что действие «Оверлорда» будет разворачиваться во времена Второй мировой войны – и правда, пустяки какие.

Кадр из фильма «Тихое место»

Кадр из фильма «Тихое место»

Недавно появились слухи и об еще одном проекте, который якобы войдет в линейку «Кловерфилд». Речь о фантастической драме под названием «Колма», которая расскажет о женщине, которая много лет назад потеряла в автомобильной аварии любимого и теперь, на смертном одре, получает возможность выбора – воссоединиться со своей любовью в загробном мире или вернуться в прошлое и предотвратить катастрофу. О фильме известно лишь то, что главную роль в нем сыграет Дейзи Ридли, а производством займется все та же Bad Robot, так что лента вполне может оказаться самостоятельным произведением, с монстрами и частицами бога никак не связанным.

Но в том-то и фокус, что в текущей ситуации частью вселенной «Кловерфилд» может стать буквально любой оригинальный фильм, его лишь нужно немного подшлифовать, чтобы он как влитой встал в сложную мозаику франшизы. Абрамс, строго говоря, так и задумывал свою линейку – фильмы не должны являться прямыми продолжениями друг друга, они должны стать частями антологии с собственными сюжетами и персонажами. Это, по замыслу продюсера, должно привлекать авторов, ведь им, по сути, дается свобода творчества в обмен на небольшие уступки в крохотных деталях – отнюдь не самый бесславный компромисс, особенно на фоне бессовестного продактплейсмента или навязываемой обществом толерантности в формировании состава персонажей.

С этой точки зрения «Тихое место» могло бы стать хорошим продолжением франшизы «Кловерфилд»: интересный концепт, напряженный сюжет, блестящая игра актеров и подлинный первобытный ужас привлекают не только зрителей, но и новых оригинальных авторов. Успех фильма Красински, а уже можно говорить об успехе как минимум в американском прокате, привлек бы еще больше сценаристов со свежими идеями и режиссеров с новаторскими взглядами. И тогда уже не Абрамс бегал бы по чужим съемочным площадкам, «перекупая» уже снимающиеся проекты, а к нему бы стояли очереди с предложениями расширить Монстровселенную.

Все, впрочем, еще возможно. Концепция франшизы-антологии не ограничена во времени и пространстве – ее сюжеты и идеи могут разветвляться бесконечно далеко и долго. Поэтому не исключено, что мы еще увидим продолжение «Тихого места», но уже в антураже «Кловерфилд, 10». Или наоборот. В конце концов Абрамс обещал зрителям по фильму из серии «Монстро» каждый год – вот и поглядим, кого в ближайшее время удастся заарканить во франшизу, которая изо всех сил отрицает законы франшиз.

Кловерфилд, 10 — Википедия

«Кловерфилд, 10»[2] (англ. 10 Cloverfield Lane) — американский триллер, вышедший в прокат 11 марта 2016 года.

Фильм был спродюсирован Дж. Дж. Абрамсом и его компанией Bad Robot Productions, в роли режиссёра выступил дебютант Дэн Трахтенберг, ранее известный только по короткометражному фильму «Portal: No Escape». Дистрибьютором фильма выступила компания Paramount Pictures.

Абрамс назвал этот фильм «кровным родственником» фильма 2008 года «Монстро», также спродюсированного им, и имеющим в оригинале название «Кловерфилд»[3][4]. Сюжетно, однако, фильмы почти никак не связаны.

4 февраля 2018 года на сервисе Netflix состоялась премьера третьего фильма серии — «Парадокс Кловерфилда».Фильм получил положительные отзывы от кинокритиков

После ссоры с бойфрендом молодая девушка по имени Мишель спешно собирает вещи и уезжает из города, однако попадает в автокатастрофу. Она приходит в себя в подземном бункере, прикованная к кровати. Вскоре она знакомится с двумя другими жителями бункера — пожилым Говардом, одержимым идеей безопасности перед лицом возможных катастроф и из-за этого построившего этот бункер под своим домом, и Эмметом — молодым человеком, которого Говард нанимал для помощи в обустройстве бункера. Говард и Эммет уверяют Мишель, что мир подвергся химической или ядерной атаке, и жизнь на поверхности невозможна. По их мнению, выйти из бункера они смогут не ранее, чем через один или два года, однако для такого длительного пребывания у них есть всё необходимое. Девушка сомневается в правдивости этих утверждений и пытается сбежать, незаметно вытащив у Говарда ключи. Впрочем, добравшись до наружной двери, она не решается открыть её, поскольку видит на улице обезумевшую женщину с повреждённой кожей, чьё состояние скорее подтверждает сказанное Говардом. Позже Говард признаётся, что это его машина столкнулась с машиной Мишель — Говард объясняет это тем, что после известия о случившейся катастрофе он утратил бдительность на шоссе, стремясь скорее добраться до укрытия. Оказавшись виновником столкновения, он решил спасти Мишель, взяв её с собой в бункер.

Трое постепенно сближаются, проводя время за настольными играми, чтением и просмотром кино. Сверху временами доносятся звуки летательных аппаратов, но Говард утверждает, что они могут принадлежать только вражеской армии. Когда из-за землетрясения возникает поломка в системе фильтрации воздуха, Мишель пролезает по узкому воздуховоду, чтобы перезапустить аппарат. В техническом помещении она находит серёжки и надпись «Помогите!» на внутренней стороне окошка. Она замечает, что эти же серёжки носит девушка на фотографии, которую ей показывал Говард. По словам Говарда, это его дочь Меган, уехавшая в другой город, однако Эммет сообщает Мишель, что на самом деле это местная девушка, пропавшая без вести два года назад. Поняв, что Говарду нельзя доверять, Мишель и Эммет совместно продумывают план побега из бункера, изготовляя самодельный противогаз и защитный костюм. Однако Говард, заподозрив обман, требует от них признания, и когда Эммет берёт вину на себя, убивает его и растворяет тело в хлорной кислоте.

Говард предлагает Мишель жить, как «счастливая семья», однако замечает защитный костюм и понимает, что Мишель обманывала его. Мишель пытается выбраться из бункера, опрокинув на Говарда бочку с кислотой. Начинается пожар. Надев защитный костюм, Мишель выбирается наружу через воздуховод и вентиляционную шахту. Вскоре бункер взрывается. Мишель обнаруживает, что воздух не заражён, однако видит вдали непонятный летательный аппарат, который устремляется к ней. В вечерних сумерках на Мишель, которая пытается завести машину погибшей женщины, нападает инопланетное существо, а затем корабль захватывает машину щупальцами и пытается затащить её внутрь. Сделав при помощи зажигалки и бутылки виски коктейль Молотова, Мишель бросает его внутрь инопланетного корабля, который выпускает машину и падает на землю, взрываясь. Затем Мишель уезжает на машине по шоссе прочь от бункера, сбив по дороге почтовый ящик с адресом «Кловерфилд-лейн, 10».

У границы Техаса она слышит радиосообщение, инструктирующее всех выживших направляться в Батон-Руж на эвакуацию, однако тем, кто имеет опыт медицинской помощи или участия в боях, предлагается прибыть на помощь в Хьюстон. Помедлив на повороте, Мишель поворачивает к Хьюстону, в то время как в ночных всполохах молний вырисовываются силуэты огромных инопланетных кораблей над городом.

Фильм был снят в конце 2014 года в обстановке строгой секретности и до начала 2016 года его грядущий выход держался в тайне. Сообщалось лишь, что с 2014 года студия работает над постапокалиптическим триллером «Валенсия» либо, по другой версии, «Подвал»[5]. Вечером 14 января 2016 года во время премьеры фильма «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» был показан трейлер «Кловерфилд, 10»[6][7]; стало известно, что фильм уже давно снят и выйдет в прокат 11 марта.

Музыку к фильму написал композитор Бер Маккрири. 3 мая 2016 года был выпущен альбом с саундтреком, включающий 14 композиций[8][9]. Для записи музыки Маккрири использовал несколько оркестров с различным составом инструментов, а также экспериментальный инструмент бластер-бим, на котором в качестве приглашённого музыканта сыграл Крэг Хаксли, один из наиболее известных исполнителей на бластер-биме в мире[10].

  • 2016 — номинация на премию Брэма Стокера за лучший сценарий (Джош Кэмбелл, Мэтт Стюкен, Дэмьен Шазелл).
  • 2016 — номинация на премию Critics' Choice Movie Awards за лучший научно-фантастический фильм или хоррор.
  • 2017 — три премии «Сатурн»: лучший триллер, лучшая актриса (Мэри Элизабет Уинстед), лучший актёр второго плана (Джон Гудман). Кроме того, лента получила номинацию в категории «лучший монтаж» (Штефан Грубе).
  • 2017 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучший режиссёрский дебют (Дэн Трахтенберг).
  • 2016 — номинация на премию «Империя» за лучший научно-фантастический или фэнтезийный фильм.

Рецензия на фильм «Кловерфилд, 10»

Кловерфилд, 10

Молодая женщина по имени Мишель (Мэри Элизабет Уинстэд) после разрыва с бойфрендом собирает пожитки и уезжает куда глаза глядят. На ночной дороге она попадает в автокатастрофу. Когда Мишель приходит в себя, она обнаруживает, что прикована к трубе в подземном бункере. Вскоре она знакомится с владельцем бункера Говардом (Джон Гудман). Тот объясняет Мишель, что не желает ей зла и что он привез ее в свое бомбоубежище, потому что на Америку внезапно напали то ли русские, то ли пришельцы, и большинство жителей страны погибло от смертельного вируса. Женщина, разумеется, не верит Говарду. Но когда он позволяет ей свободно передвигаться по бункеру и когда его слова подтверждает Эмметт (Джон Гэллагер-младший), еще один обитатель убежища, Мишель сменяет гнев на милость. Хотя она и продолжает выяснять, что на самом деле случилось.

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Фильм снимался в хронологическом порядке сюжетных событий, и почти вся работа прошла в одной студийной декорации

Продюсер и режиссер Дж. Дж. Абрамс обожает таинственность. В отличие от тех его коллег, кто выдает все секреты своих фильмов задолго до их выхода в прокат, Абрамс делает все возможное, чтобы как можно больше сохранить в тайне. Вспомним хотя бы, как мало мы знали до премьеры о недавнем суперблокбастере «Звездные войны: Пробуждение Силы», хотя весь мир пристально следил за тем, как режиссер работает над седьмой серией фантастической эпопеи. Если же проект Абрамса не вызывает столь грандиозного ажиотажа, то от киноманов удается сохранить почти все. Поэтому, когда в прошедшем январе стало известно, что режиссер-дебютант Дэн Трахтенберг подготовил к прокату фильм, концептуально связанный с хоррор-хитом «Монстро» (напомним, что в оригинале спродюсированная Абрамсом картина называлась «Кловерфилд»), для многих стало сюрпризом само существование этого кино, создававшегося под кодовым названием «Валенсия».

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Бывшего бойфренда Мишель, чей голос героиня слышит по телефону, озвучил Брэдли Купер

Что же такое «Кловерфилд, 10»? Это остросюжетный фильм, которому совершенно не нужна повествовательная связь с «Монстро». Само знание того, что эти ленты имеют что-то общее, ослабляет многочисленные сюжетные сюрпризы картины, поскольку зрителям становится проще угадать, к чему фильм клонит. Кроме того, в основу ленты положен сценарий под названием «Подвал», который изначально не имел никакого отношения к «Монстро» и который был «пристроен» к фильму 2008 года, как пристраивают баню к сельскому дому. Баня от этого жилищем не становится, и «Кловерфилд, 10» также на протяжении почти всего повествования остается замкнутой вещью в себе, не требующей знания предыдущей ленты и рассказывающей сюжетно и даже жанрово иную историю. Даже визуально ленты не связаны. Если «Монстро» был размашистой сагой, снятой от первого лица, то «Кловерфилд, 10» снят в обычном операторском стиле, и почти все его действие развивается в одном маленьком бункере с несколькими комнатами, тремя обитателями и минимумом эффектов.

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Тем не менее смотрится лента Трахтенберга на ура – если зрителю, конечно, нравятся напряженнейшие психологические триллеры. Будучи женщиной хоть и не трусливой, но все же не героичной, Мишель изо всех сил пытается разгадать своих «сокамерников» – особенно Говарда, который ведет себя то заботливо, то пугающе. Кто он – маньяк, укравший молодую красавицу, чтобы подчинить ее своей воле и превратить в секс-рабыню? Или же он ворчливый, но добросердечный современный Ной, который вовремя построил ковчег и теперь спасает чужих людей? А может быть, ответ где-то посредине? И что опаснее – оставаться с Говардом и Эмметтом или искать счастья на улице, где то ли свирепствует, то ли не свирепствует чума?

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Вопросы, вопросы, вопросы… Фильм столь мастерски их ставит, что зрители вместе с Мишель не перестают вдумываться в каждый поступок героев и вслушиваться в каждый уличный шум, который может нести спасение или угрозу. Лента буквально пропитана паранойей и клаустрофобией, и эти чувства быстро передаются публике. Благодаря отличной актерской игре (Гудман, кажется, мог бы претендовать на «Оскар»), тревожной музыке и удачному сценарию даже самые невинные сцены воспринимаются как пикник на минном поле – взрыв всегда возможен!

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

Кадр из фильма "Кловерфилд, 10"

К сожалению, финал основной сюжетной линии не столь драматичен и динамичен, как мог бы быть. Что еще хуже, в тот момент, когда стоило бы поставить точку или многоточие, лента ставит запятую и продолжается еще минут десять, фактически рассказывая новую историю в новом жанре. Выглядит это столь же нелепо, как если бы «Пробуждение Силы» завершилось десятиминутным судебным разбирательством из-за того, кому должен принадлежать «Тысячелетний сокол». Причем адвокаты, прокуроры и судья были бы новыми, ранее не появлявшимися в картине персонажами.

Да, в это время «Кловерфилд, 10» ближе всего подходит к предшественнику и открывает сюжетное пространство для сиквела. Но жанровый и повествовательный скачок ленты столь художественно не обоснован, что портит впечатление от прежде замечательного кино. Так что с сеанса «Кловерфилда, 10» лучше уйти, как только станет ясно, что основное действие завершено. Поверьте, вы больше приобретете, чем потеряете от того, что пропустите концовку. Хотя у нее есть свои достоинства…

С 31 марта в кино.

Глобальный сюжет франшизы «Кловерфилд». / Персональный блог однофамильца русского классика

В 2006 году один американец вместе с сыном зашёл в магазин игрушек в Японии и увидел бесконечные ряды Годзилл на полках. «Вот бы США такого же культового монстра, кроме Кинг-Конга», — подумал он. Этим человеком был Джей Джей Абрамс. Год спустя он спродюсировал Cloverfield, который в некоторых странах известен как «Монстро», благо к выходу продолжений с названием разобрались.


Почти разобрались


Серия примечательна не только трудностями перевода заголовков, но и тем, что содержание уже трёх картин лишь часть небольшой научно-фантастической истории, порционно подаваемой в произведениях и в их рекламных кампаниях. Но за одиннадцать лет, прошедших с выхода первого фильма, что-то забылось, какие-то сайты стали недоступны, изменили содержимое или затерялись в бездне интернета. Вдобавок появились новые зрители, которые не знают о проходивших ARG (Alternate Reality Game), где содержалась большая часть информации. Специально для таких людей, а также для любителей фантастики и гигантских существ, в одном месте был собран весь глобальный сюжет «Кловерфилда».

скрытый текст

Здесь должна была крутая музыка заиграть, но это не видео и заставок у меня нет. Можете включить мелодию из титров или что-либо на свой вкус.

2007 год, «Трансформеры» Майкла Бэя дебютировали в кинотеатрах, но перед драками роботов зрителям показали странный трейлер: без заголовка, но с оторванной головой Статуи Свободы и именем Джей Джей Абрамса.


Последовавшие гипотезы о сюжете картины были настолько фантастическими, что иногда удивляли её создателей. Так, некоторые люди услышали фразу «Оно живое» («It’s alive») как «Это лев» («It’s a lion»). Большинство предположений, ожидаемо, оказалось неверным. Тем не менее, это были лишь цветочки. Первый урожай ягод был собран во время ARG, проведённой перед выходом фильма.

В 1989 году японец Гану Йошида выкупил угледобывающую компанию Chikarano Te (力の手, «Рука власти»). Распустив совет директоров, Йошида начал добывать нефть в океане и переименовал фирму в честь основателя, явив миру организацию Tagruato. Она стала самой технологически развитой и создала четыре дочерних компании: медицинскую Yoshida Medical Research, научно-техническую Bold Futura, пищевую Slusho! и свечеваренную ParafFun!: продукты нефтепереработки сами себя не продадут.

Slusho! выпускает одноимённый тонизирующий напиток, ставший популярным в Японии, то ли благодаря отличной рекламе, то ли благодаря тому, что его ингредиент, «глубоководный нектар», вызывает зависимость. Нектар — вещество с морского дна, которое делает человека быстрее, выше, сильнее, но в сыром виде может его убить.

Если уронить ребёнка в чан с этой газировкой, станет ли он Обеликс-саном?

В 2005 году Tagruato владела тринадцатью шельфовыми буровыми установками и в сентябре 2007 планировала открыть в Атлантике четырнадцатую — Чуаи. Но ни осенью, ни в декабре пресс-служба компании не обмолвилась о завершении строительства. Что дело не в отсутствии красной ленточки, стало ясно позднее.

В ноябре 2007 заказавшие сувениры на сайте Slusho! участники ARG получили копию внутреннего распоряжения Tagruato: после некоего происшествия письма сотрудников должны были вскрываться, сами рабочие — оставаться на станции. На другой стороне Осведомителем от руки было написано: на Чуаи некто занимается плохими делами и похищает хороших людей, скоро будет следующее послание. 18 декабря написавшие на электронную почту компании игроки в ответ на вежливые вопросы «Какого чёрта у вас происходит?» получили отчёт о добыче нефти, на котором знакомым почерком было выведено, что её под новой установкой нет и организация об этом знала. Чуть позже людям прислали изображения чего-то крупного.


Разные люди получили одну из двух картинок


В то же время американка Джейми Ласкано искала пропавшего парня Тедди Ханссена. Для этого она создала сайт jamieandteddy.com, основной аудиторией которого были игроки и на котором девушка с августа 2007 по январь 2008 выложила одиннадцать видео. На второй записи Ласкано показывает подарок, который нужно было открыть не раньше 9 декабря, на пятой — сделала это. Внутри были кулёк с надписью «главный вещдок, не есть, заморозить», кепка с логотипом Slusho! и диктофон с речью Тедди о том, что его похитила Tagruato, властям звонить не стоит и скоро его знакомый всё объяснит. Посчитав это глупым способом расстаться и решив стать фуд-блогером, Джейми вскрыла свёрток и в течение следующих шести видео прыгала, кувыркалась и веселилась — вела себя как заправский ютьюбер.

Сестру Тедди, Элис, его судьба беспокоила чуть больше. Она узнала, что её брат работал в T.I.D.O. Wave — французской экологической организации, публиковавшей статьи о тёмной стороне Tagruato и заславшей нескольких сотрудников на станцию Чуаи. С помощью игроков Элис нашла сайт, связанный с японской компанией. Оттуда умельцы достали зацензуренный фрагмент корпоративной переписки с упоминанием смерти активистов-шпионов и две фотографии, способные вызвать страх залезать в водоёмы, где ноги не достают до дна.


Субмарины для масштаба. На втором фото, возможно, видно не дно, а шкуру


После Нового 2008 года аноним отправил видеозапись происшествия на станции Чуаи нескольким новостным компаниям. На плёнке было запечатлено, как 27 декабря 2007 буровая установка ускоренно прошла все этапы сооружения в обратном порядке.

Новости на русском

Что было причиной разрушений, наверняка знал Кадзуи Итигава — учёный, работавший в Tagruato. За полгода до трагедии он обнаружил нечто такое, отчего конкуренты умерли бы от зависти. Первым, однако, в страну вечной конференции отправился Итигава, погибший вместе с семьёй из-за взрыва газа, в соответствии с фразой «не рой другому яму — сам в неё попадёшь». T.I.D.O. Wave подобные обстоятельства смерти показались подозрительными. Она оперативно обвинила во всём работодателя учёного. Открыв сборник пословиц и поговорок на странице с «клин клином вышибают», Tagruato заявила, что происшествие на Чуаи было терактом зелёных.

Настоящая причина разрушений — детёныш амфибии, длиной в 366 метров и высотой в 91 метр. Кловер, он же Агрессор огромного размера (АОР; Large Scale Agressor), спал на дне Атлантического океана, по словам создателей, «много тысяч лет». После того, как японские будильники отказались переводиться на десять веков, малыш уничтожил построенную над ним установку и поплыл в сторону США, отслеживаемый спутниками и танкерами Tagruato. Его приключениям в Нью-Йорке посвящён первый фильм. Испуганный и разозлённый мельтешащими военными, ребёнок заедал стресс попавшимися под четыре руки людьми и лошадьми, пока правительство не начало бомбардировку города. Гибель существа подтвердила прибывшая на место опергруппа под командованием Джей Джей Абрамса, закрыв дело «Монстро».


Несмотря на все предположения, иногда падающий спутник (выше и чуть левее белой яхты справа) — это просто дань уважения участникам ARG


Начать скрытное исследование Кловера Tagruato побудил высокий уровень глубоководного нектара в крови, из-за которого амфибия выросла большой и сильной и впала в спячку. Как и другие животные, АОР страдал от паразитов. Паразитов размером с человека (ПРЧ; Human Scale Parasite). ПРЧ похожи на собак габаритами, весом и желанием обниматься. Из-за кровяной диеты их слюна содержит значимый процент нектара. Попадая в тело человека, она повышает внутреннее давление вплоть до летального исхода, свидетелями чего были главные герои фильма и солдаты, чьих товарищей укусили.


Кадр с комментариями военных с Blu-Ray. Мёртвый паразит...

...и его жертва


Из-за сценарных особенностей «Монстро» не ответил на все вопросы, появившиеся у зрителей. Логично было ожидать, что в продолжении Абрамс расскажет больше о происхождении существа, других особях и нападениях. Но камерный «Кловерфилд, 10» глобальных сведений почти не дал. Даже в ARG их было сравнительно немного.

В 1978 НАСА запустило на орбиту якобы океанографический спутник Seasat для поиска аппаратов СССР. Морпех Говард Стэмблер был одним из операторов, которые увидели на экранах нечто гораздо большее, чем советский подводный или космический трактор. Спутник отключили, списав это на короткое замыкание, а наставника Говарда, не желавшего молчать, успокоили 365 годами тюрьмы за шпионаж. Высшее руководство намекнуло Стэмблеру, что тоже знает русские пословицы и что пришло время золотого молчания. Оценив прелести паранойи на гражданке, он скоропостижно демобилизовался. Игроки, заметившие периодическое пересечение маршрута Seasat и координат установки Чуаи, предположили, что неизвестное и громадное, обнаруженное в 1978, через тридцать лет разрушило Нью-Йорк. Гипотеза всё ещё не подтвердилась.

11 февраля 2016 космонавты на МКС засекли магнитную аномалию и увидели вспышку красного света. По приказу с Земли они удаляют данные о происшествии из записей о полёте. 9 марта сослуживец Говарда Николай Роза оставил сообщение на личном сайте Стэмблера. Николай написал, что времени у них не осталось, и прикрепил в зашифрованном файле фотографию чёрного объекта на орбите Земли.


Справа — снимок Чёрного рыцаря, куска теплоизоляционного материала, который считался 13.000-летним инопланетным спутником


Как можно понять из последней сцены «Кловерфилд, 10», на Землю напали пришельцы. Произошло это в середине марта 2016, спустя месяц после таинственной вспышки света и вызванных ею проблем с электричеством. Что это было и причём тут «Монстро», объяснил «Парадокс Кловерфилда» и предварившая его выход ARG.

Как узнали игроки, 18 января 2018 Tagruato объявила о начале работ над энергетическим проектом «Кловерфилд», который позволил бы обеспечить энергией всю планету. За полгода до этого, в конце июля – начале августа, грузовик Slusho! проехал через несколько городов США, в которых расположены электростанции. В конце января – начале февраля фургон продавал напиток на Восточном побережье. Вероятной целью были шпионаж за будущими конкурентами Tagruato и диверсии, чтобы позже компания стала монополистом.


Эпитеты «яркий» и «заряжающий» звучат не так безобидно от того, кто создаёт энергетический кризис


В 2022 T.I.D.O. Wave сообщила, что японская организация растрачивает остатки ресурсов на Земле. «Кловерфилд», по их словам, был лишь прикрытием для необдуманных экспериментов, которые привели бы к уничтожению планеты. Дальнейшие события разворачивались уже в фильме.


Такие брошюры получили некоторые посетители стенда Slusho! на San Diego Comic-Con 2017. На аналогичном в январе 2018 нашли послания T.I.D.O. Wave


В 2026 году на международной космической станции «Кловерфилд» учёные неудачно попытались запустить ускоритель частиц «Пастырь» (или ускоритель частиц Шепарда: официального перевода нет, и оба варианта возможны, хотя первый верен с большей вероятностью), в результате им пришлось ещё два года починять примус на орбите. 18 апреля 2028 за второй попыткой следили все: от войны за последние ресурсы людей удерживала скорее надежда на успех космонавтов, чем боязнь ядерного оружия. Об опасности эксперимента непосредственно перед его началом говорил автор книги «Парадокс Кловерфилда» Марк Стэмблер, если не родственник, то однофамилец и такой же пессимист, как герой предыдущей картины. Писатель предполагал, что при запуске аппарата повредится ткань пространства-времени, несколько реальностей пересекутся и на Земле появятся невообразимые чудовища, которых, как отметил сэр Пратчетт, слишком легко вообразить. Так всё и произошло.


После тысяч лет развития искусства трудно винить сюжет в неновизне, но неудачный эксперимент, другие миры и вторжение монстров… Абрамс, не отводи глаза!


Ослепив всех красной вспышкой, которую видели космонавты из второй ARG и герои предыдущего фильма, «Кловерфилд» попал в реальность, где замену нефти люди не нашли и начали Третью мировую. Вездесущий томик поговорок подсказал учёным, что в гостях хорошо, но за угнанную станцию спросят дома. С меньшим количеством человек и нервных клеток экипаж вернулся назад, только чтобы показать зрителю амфибий выше облаков и распространить гипотезу о параллельных вселенных на франшизу целиком. Предположение косвенно подтверждается тем, что ни в одном произведении не упомянуты события других, за исключением алого света, что, однако, лишь подкрепляет догадку.


Ох уж эти детали конструктора


Основой, таким образом, стало испытание ускорителя частиц. Из-за его перегрузки во вселенную «Монстро» закинуло как минимум Кловера, как максимум — его родственников и глубоководный нектар. Пришельцев из «Кловерфилд, 10» опыты на станции то ли приманили, то ли телепортировали. В «Парадоксе Кловерфилда» один мир разрушают чудовища ещё более огромные Абрамс, остановись, Жора, Жора, хватит, чем раньше; а второй — сами люди.


Связь фильмов наглядно. Только Кловер появился не в 2008, а за тысячи лет до этого, и, в скольких мирах всё происходило, неизвестно


Немного в стороне от истории, рассказанной в фильмах, стоит манга «Кловерфилд/Кишин», публиковавшаяся в сети в 2008. На первый взгляд, предыстория или продолжение «Монстро», она была связана с ним так же, как и с другими фильмами: люди борются с чем-то большим из-за Tagruato. Игнорирование событий первой картины в манге или наоборот заставляло усомнится в каноничности комиксов, хотя их рисовали по заказу студии Абрамса. После выхода «Парадокса Кловерфилда» во франшизу можно встроить что угодно. Поэтому и «Кловерфилд/Кишин» закрепился в ней, получив абсолютный аргумент против всех нападок: параллельная вселенная же. Теперь поклоняющиеся чудовищам культисты и найденные под водой приборы для управления амфибиями-гигантами никак не противоречат местной логике.


В 2008 манга намекнула, что на дне морском таится материал не для одного сиквела


Кончается ли на этом история «Кловерфилда», пока знают лишь создатели фильма «Операция “Оверлорд”», которая появится на экран предположительно в конце 2018. Новый продюсерский проект Джей Джей Абрамса посвящён борьбе американских диверсантов с нацистами и сверхъестественным. Станет ли картина четвёртой в авторской вселенной; если да, какие вопросы она задаст и на какие ответит, будет понятно ближе к выходу.


Более того, «Кловерфилд» может быть приквелом «Звёздного пути», по крайней мере по версии Абрамса

Рецензия на фильм Кловерфилд, 10 от Станислава Зельвенского

Станислав Зельвенский — об отличном фильме про большую катастрофу, разыгранную камерным составом в одном подвале.

Мишель (Мэри Элизабет Уинстед), поругавшись с бойфрендом, в слезах уезжает из Нового Орлеана. По радио сообщают, что в южных штатах отключилось электричество из-за скачка напряжения, и в этот момент машина попадает в аварию. Мишель приходит в себя в комнате без окон, заботливо перебинтованная, но при этом пристегнутая к батарее. То ли тюремщика, то ли спасителя, грузного бородача с тяжелым взглядом, зовут Говард (Джон Гудман): он утверждает, что, пока девушка была без сознания, Америку кто-то атаковал — то ли русские, то ли Северная Корея, то ли марсиане, то ли химическим оружием, то ли ядерным, то ли еще каким-то — в общем, за пределами бункера, который он предусмотрительно выстроил у себя на ферме, все мертвы, а воздух заражен.

Русские прокатчики благородно (или по требованию студии) — и, наверное, себе в убыток — не стали называть этот фильм «Монстро-2». «Кловерфилд, 10» формально принадлежит к той же франшизе студии Джей Джея Абрамса, но имеет к блокбастеру восьмилетней давности весьма косвенное отношение: авторы считают его не продолжением, а «родственником», «духовным преемником» и так далее. Собственно, изначально это был абсолютно самостоятельный проект (похожая история, но с другим финалом, случилась с выходящими у нас одновременно «Экстрасенсами»), который в какой-то момент решили осторожно подверстать к «Монстро». Сценарий переписывал для себя Дэмиен Шазель, но потом ушел ставить «Одержимость» и, как мы знаем, не прогадал. И тогда режиссером стал 34-летний дебютант Дэн Трахтенберг, рекламщик, известный по бодрой короткометражке «Портал», вдохновленной одноименной компьютерной игрой. Часто кажется, что решения в Лос-Анджелесе принимаются очень просто: в «Портале» женщина приходит в себя в комнате без окон и пытается оттуда сбежать.

«Кловерфилд» невозможно толком анализировать, не испортив читателю просмотр, поэтому ограничимся самыми общими замечаниями. Во-первых, на сей раз это обычное кино — эстетика found footage, которую так остроумно использовали в «Монстро», из моды все-таки вышла. Во-вторых, это по-прежнему, как завещали духовные отцы Джей Джея Абрамса, хай-концепт — фильм, целиком построенный вокруг одной смелой идеи. Не революционной — что-то похожее тем или иным боком делали не раз, — но выглядящей вполне свежо и оригинально. В-третьих, это замечательный пример экономного кинопроизводства. И в самом буквальном смысле — «Кловерфилд» обошелся в каких-то 15 миллионов, дешевле даже (где это видано), чем первый фильм. И в драматургическом: нам все время рассказывают и показывают чуть меньше, чем могли бы. Если уж ограничиваться завязкой: она сделана несколько даже по-пижонски, практически без слов, первый диалог происходит минуте на пятнадцатой. Мы не знаем и никогда не узнаем, почему Мишель рассорилась с парнем — хотя можем предположить, что он повел себя как-то очень некрасиво. Мы не знаем, куда и зачем она едет: к родителям, к друзьям, в Лас-Вегас? Такие неопределенности по ходу истории будут множиться вплоть до гранд-финала, в котором примут соразмерный ему масштаб. И все это позволяет работать воображению, заставляет нас напряженно вглядываться в экран, вместо того чтобы лениво откинуться в кресле. Потому что — опять же, на самом невинном примере — все, что нужно знать про Мишель, уже есть там, на экране, в очень точном исполнении Уинстед: стоит присмотреться к ее гримасам, к ее жестикуляции, к ее лаку для ногтей. Это же (минус лак) касается Гудмана, который в зависимости от ракурса кажется то Сатаной, то плюшевым мишкой, но создает объемный портрет там, где легко могла быть карикатура.

Где-то фильм начинает играть со зрителем в поддавки, где-то слегка топчется на месте, где-то становится попросту глуповат, но саспенс выдержан безупречно, метафоры начищены до блеска, и в целом это, конечно, высокий класс. В некоторых аспектах «Кловерфилд» проигрывает «Монстро», зато в отличие от него здесь есть героиня, есть характер, это уже не голый аттракцион. Главный секрет Голливуда — прозрачная, детская, перевязанная ленточкой простота мысли («не отворачивайся от трудностей»), которая каким-то чудом, вопреки всему работает. Развлекательное, абсурдное кино, которое на мгновения заставляет поверить, что оно немножко и про тебя тоже, про каждого, про то, что можно прокатиться на карусели и сойти с нее другим человеком, измениться в лучшую сторону в самых, самых не располагающих к тому обстоятельствах.

Видеорепортажи с громких премьер и концертов вперемешку с дегустациями оливье — в YouTube-канале «Афиши Daily».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о