Андрей Кончаловский: Биография
Отец — Михалков Сергей Владимирович
Мать — Наталия Петровна Кончаловская
Наталия Петровна Кончаловская (в детстве)
Дед — Петр Петрович Кончаловский
Петр Петрович Кончаловский
Прадед — С.В. Михалков (Предводитель Рыбинского дворянства)
Прадед — Петр Кончаловский
Скульптор Коненков, крестный отец Натальи Кончаловской
Прадед — Суриков Василий Иванович с внуками
Бабушка Ольга Васильевна Кончаловская с дочерью Наташей
Сергей Михалков
Суриков Василий Иванович с супругой
Двоюродный дед С.В. Михалков с семьей
С отцом Сергеем Владимировичем Михалковым
С братом Никитой Михалковым
Никита Михалков
Бабушка — Ольга Михайловна Михалкова (мать — С.В. Михалкова)С братом Никитой Михалковым и матерью Наталией Петровной Кончаловской
Наталия Петровна Кончаловская
С матерью Наталией Петровной Кончаловской
Андрей Кончаловский с другом режиссером Андреем Тарковским
С Андреем Тарковским
С Сергеем Бондарчуком и Василием Ливановым
Размышления Правила жизни Андрея Кончаловского1 августа 2015 г. Андроном меня называл мой дедушка. А когда меня Андроном называет журналист, мне хочется дать ему по соплям. Я Андрей Сергеевич. Россия по-прежнему живет в феодализме13 марта 2012 г., «Комсомольская правда» Разницу в часовых поясах можно ощутить, мгновенно перенесясь с помощью самолета в другую часть света, ибо временная разница вызывает физический дискомфорт — расстройство биоритмов, человек страдает головной болью, засыпает не вовремя и т. д., и нужно некоторое время, чтобы приспособиться к другому часу суток (по-английски это называется словом jetlag). Так вот, применительно к разнице в уровнях развития различных народов я бы использовал понятие «исторический jetlag». Недомолотая мука русской истории7 февраля 2012 г., «Российская газета» Россия еще не «смолола той муки», из которой можно испечь «пирог социализма» — эта фраза русского марксиста Плеханова до сих пор для меня актуальна, и позже я объясню, почему. От Андропова к ГорбачевуНазвание этой статьи для кого-то, кто не изучал новейшей истории, будет большой неожиданностью. Более того, имя Юрия Андропова у многих моих соотечественников (не говоря уже об иностранцах), которые уже не помнят или плохо знают советскую историю, ассоциируется со зловещей аббревиатурой КГБ. Хотя многое, что я хочу поведать, опубликовано в разных источниках, и в частности в книге самого Михаила Сергеевича. Нельзя каравану идти быстрее, чем могут старики и дети1 февраля 2011 г., «Российская газета» Немецкий философ Карл Ясперс в 1949 году в своей работе «Смысл и назначение истории» выразил мысль: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь — в нежелании знать, в стремлении забыть, в неверии, что все это действительно происходило». | «У Эйнштейна спросили, что помогало ему в его открытиях. Он ответил: «Я просто прислушался к голосу природы. Он очень тихий, но у меня хороший слух». Так вот, я мечтаю, чтобы человечество научилось слушать шепот природы, сформировавшей национальные особенности разных народов и рас. Только тогда мы поймем, как помочь странам с инертным сознанием открыться для процветания и равноправия». «Цивилизация и культура – не одно и то же. Цивилизация строится на приоритете прав, культура – обязанностей. Скажем, в культуре китайской или японской, еврейской или арабской человеку предписывается великое множество ритуалов, обязанностей, имеющих силу закона, требующих неукоснительного исполнения, не считающихся с личными правами. Но и внутри этой культуры человек тоже может быть свободен». |
www.konchalovsky.ru
Андрей Кончаловский / Биография и фильмография
Режиссер театра и кино, сценарист. Народный артист России
БИОГРАФИЯ
Андрей Кончаловский – представитель творческой династии Михалковых–Кончаловских. Его мать Наталья Петровна Кончаловская – известная поэтесса и переводчица, дочь художника Петра Кончаловского и внучка знаменитого живописца Василия Сурикова. Отец – писатель Сергей Владимирович Михалков. Понятие рода и преемственности поколений всегда занимало особое место в этой семье. Сам Кончаловский дает очень точное определение: «Есть клан Михалковых-Кончаловских. Но клан не в том смысле, что мы все вместе действуем против остального мира. Просто если кому-то плохо, — мы будем искать поддержки в семье, а не пойдем на сторону».
Детство будущего режиссера прошло в семейном «поместье» Михалковых на Николиной горе. «Я не был избалованным ребенком, какими нередко бывают дети элитарных родителей. Конечно, были и пайки, и разные блага, по чину отцу положенные», — вспоминает Андрей. В 7 лет родители отдали мальчика в Центральную музыкальную школу. Любовь к музыке Андрею привила мама — она мечтала, чтобы в ее семье были музыканты, а в доме все время играли на фортепьяно и разучивали гаммы. У нее еще были свежи воспоминания о том времени, когда она, будучи молоденькой гимназисткой, сидела с подружками на лестнице перед квартирой Рахманинова и слушала, как он разучивал произведения.
Музыкой заставляли заниматься каждый день, и постепенно Андрей начал втягиваться. Большое влияние оказывало и окружение: в гости приходили Прокофьев, Рихтер, и многие другие. В 1957 году Кончаловский поступил в Московскую консерваторию, учился по классу фортепьяно. Но вскоре понял, что музыка – не совсем то, чем бы ему хотелось заниматься. «В консерватории меня тяготило желание быть не хуже других, — но я понимал, что это не так. Мы учились у замечательного педагога и гениального музыканта Льва Оборина, там был Володя Ашкенази, Митя Сахаров, Воскресенский, Наум Штаркман. Такое собрание, что было легко быть хуже них. Но это меня очень угнетало подсознательно. Вернее, так: находясь в зале кино, я испытывал гораздо больше энергии, — мне казалось, что я могу лучше», — вспоминает Андрей.
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ
Кончаловский оставил Консерваторию и в 1959 году поступил во ВГИК, в мастерскую М.И. Ромма. Там он знакомится с Андреем Тарковским, который в тот момент оканчивал институт. «Я с ним познакомился во ВГИКе в монтажной. Кстати, в монтажку мы тогда заходили с бритвочкой, ацетоном и склеивали кадрики. Когда появился скотч, это был прорыв. И вот как-то иду по коридору, слышу — играет музыка Глена Миллера, а я тогда им очень увлекался. Дверь была приоткрыта, я заглянул — там сидит какой-то с «пальмой» на голове, у него были такие длинные волосы, — и что-то монтирует», — вспоминает режиссер.
Кончаловский помогает Тарковскому в написании сценария для его дипломной работы «Каток и скрипка» (1960) – ленты, во многом созданной под влиянием французской картины «Красный шар» (1956) режиссера Альбера Ламориса. Мотивы этого фильма прослеживаются и в работе самого Кончаловского – короткометражке «Мальчик и голубь» (1961). По словам оператора Вадима Юсова, который работал с Тарковским, — уже в этом фильме можно было разглядеть талант режиссера Кончаловского. Картина очень точно вписалась в оттепельную тенденцию и завоевала в конкурсе детских фильмов на Венецианском кинофестивале «Бронзового льва Святого Марка».
«Иваново детство»
В 1962 году Андрей Тарковский снял «Иваново детство» — картину, после которой о нем заговорили уже как о большом режиссере. Кончаловский посоветовал взять на главную роль Колю Бурляева – юношу, исполнившего главную роль в его дебютной ленте «Мальчик и голубь». Тарковский привлек Кончаловского к написанию сценария, и всего через две с половиной недели работа была завершена. В фильме Кончаловский выступил и как актер, исполнив эпизодическую роль солдата.
Фильм «Иваново детство» имел феноменальный успех. Картину высоко оценили крупные деятели культуры: Бергман, Кеслевский, Сартр, и многие другие. А на Венецианском кинофестивале лента была удостоена высшей награды – «Золотого льва».
«Андрей Рублев»
Следующей работой Тарковского стала историческая драма «Андрей Рублев» (1966), в которой Кончаловский снова выступил соавтором сценария. Работа требовала тщательной подготовки, – на одно только изучение материала ушло полгода. Чтобы понять, какой была жизнь в то время, приходилось читать книги по истории, быту, ремеслам Древней Руси. О своей работе Андрей Кончаловский вспоминает: «Сценарий «Андрея Рублева», возможно, был талантливым, буйным, исполненным полета воображения, — но он был непрофессиональным. Он не влезал ни в какие параметры драматургической формы. В нем было двести пятьдесят страниц, которые при нормальной, принятой для съемок записи, превратились бы в добрых четыреста. Когда Андрей начал снимать, метраж пополз, как тесто из квашни. Нужно было сокращать, и мы стали рубить сценарий нещадно: из него целиком вылетела сцена чумы и многое другое».
В СССР картина некоторое время была запрещена, но это не помешало показать ее вне конкурсной программы на Каннском фестивале 1969 года. Там фильм имел огромный успех и был отмечен призом ФИПРЕССИ МКФ.
РЕЖИССЕР
В начале 60-х годов Андрей Кончаловский в соавторстве с Геннадием Шпаликовым пишет сценарий для своего дебютного полнометражного фильма под названием «Счастье». Замысел режиссера был крайне интересным: «Музыка всегда вызывала у меня активное желание делать кино. Мне хотелось приложить к ней зримые образы, найти в кадрах адекватность звуковому ряду. «Счастье» хотелось начать сразу с эмоциональной кульминации, как в Первом концерте Чайковского. И весь сценарий должен был состоять из моментов счастливого, эмоционального, экзальтированного состояния. Получился он достаточно интересным, хотя прочной драматургической связи не имел, распадался на отдельные эпизоды, отдельные новеллы. Сквозной в сценарии была только его чувственная линия».
В итоге фильм не состоялся. Кончаловскому поступило новое интересное предложение – Борис Добродеев принес сценарий по роману «Первый учитель» Чингиза Айтматова: «Драматургия была не лучшего качества, но я взял повесть, прочитал её. И тут уже мне что-то начало мститься. В то время я очень увлекался Куросавой, мне замерещилась самурайская драма, азиатские лица, снежные горы, страсть, ненависть, борьба. Сценарий я переписал сам, потом позвал Фридриха Горенштейна, заплатил ему, и он привнес в будущий фильм раскаленный воздух ярости. После чего уже стало ясно, что браться за картину стоит…».
Фильм «Первый учитель» вышел в 1965 году и стал первой полнометражной картиной молодого режиссера. На Венецианском кинофестивале 1966 года картина была удостоена Серебряной медали Оселла, а исполнительница главной роли Наталья Аринбасарова получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
В 1967 году Кончаловский снял фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Картина снималась в настоящей деревне с непрофессиональными актерами. В фильме режиссер показал неприкрытую советскую действительность — реалии, о которых в искусстве соцреализма было принято умалчивать. Тогдашний председатель КГБ Семичастный заявил: «Асю Клячину» мог сделать только агент ЦРУ». Картина легла на полку, и ее премьера состоялась только через 20 лет.
Андрей Кончаловский работает много и плодотворно. Он снимает фильмы «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Романс о влюбленных», «Сибириада». У него играют как начинающие актеры, так и мэтры советского кинематографа: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, и многие другие. Кончаловский — режиссер с именем, его фильмы показывают на крупных международных кинофестивалях и награждают всевозможными премиями. Но он решает покинуть СССР.
РАБОТА В США
В 1980 году режиссер уезжает на Запад, работает в Голливуде. Делает рекламные ролики, снимает короткометражку «Сломанное вишневое деревце». Возможность поставить полнометражную картину появляется тогда, когда Кончаловский знакомится с израильскими продюсерами Менахемом Голаном и Йорамом Глобусом. Режиссер снимает фильмы «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Дуэт для солиста», «Стыдливые люди», «Гомер и Эдди». Последней картиной этого периода становится «Танго и Кэш» — блокбастер с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. Однако, сомневаясь в успехе картины, продюсеры отстранили от работы Кончаловского, и ее доснимал уже другой режиссер. Позже Андрей признавался, что это было даже лучше: «Мне кажется, я был недостаточно гибким, чтобы делать коммерческое кино. Если бы я стал успешным, то я бы не снял картин, которые мне дороги».
В начале 90-х режиссер вернулся в Россию. Важная работа этого периода — картина «Курочка Ряба», рассказывающая о судьбе Аси Клячиной в посткоммунистической России. В 1997 Кончаловский возвращается в США и снимает мини-сериал «Одиссея». Картина была отмечена премией «Эмми» за лучшую режиссуру и получила номинацию на «Золотой глобус».
ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО
В 2000-х Кончаловский много и плодотворно работает. У него выходят картины «Дом дураков», «Лев зимой», «Глянец», «Щелкунчик и Крысиный король». В этих лентах играет жена и муза режиссера – актриса Юлия Высоцкая.
Одна из ярких работ последнего времени – фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014). Съемки проходили в деревне Архангельской губернии. Роли, как и в «Асе Клячиной», исполняли непрофессиональные актеры. «Почтальон Алексей Тряпицын — реальная фигура, он живет в реальном месте, развозит местным жителям хлеб, письма, налоги, лампочки, деньги, пенсии, — вообще, этот почтальон для них жизнь. Это фильм — мои ощущения относительно жизни среди очень простых русских людей. Я снимал кино про них, снимал вместе с ними, они мне помогали писать сценарий», — рассказывает режиссер.
Картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» была отмечена множеством наград и премий, среди которых «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале и «Золотой орел» за лучший сценарий.
Новый проект режиссера – картина «Рай», рассказывающая о судьбах трех молодых людей в годы Второй мировой войны. За этот фильм Андрей Кончаловский был удостоен «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале в 2016 году.
ТЕЛЕПРОЕКТЫ
Особое место в творчестве режиссера занимают телепроекты. В 2005 году Кончаловский работал над циклом «Культура – это судьба». Цель проекта — рассмотреть основные темы и понятия в жизни человека: труд, толерантность, деньги, цивилизация, и другие. В каждой серии автор высказывает свою точку зрения на определенный аспект жизни и предлагает обсудить тему с деятелями культуры и учеными.
Телецикл «Гении», посвященный жизни и творчеству великих русских композиторов, — еще один проект Кончаловского. Каждый эпизод посвящен одному герою: Прокофьеву, Рахманинову, Стравинскому, Скрябину, Шостаковичу, Софроницкому. Задача проекта – провести параллели между жизнью художника и его творчеством.
Андрей Кончаловский – автор проекта «Бремя власти», рассказывающего о политиках и о той роли, которую они сыграли в судьбе своей страны. Цикл начался с фильма о Юрии Андропове. Следующая часть вышла через год и была посвящена Гейдару Алиеву. Режиссер рассказывал: «В истории множество примеров, когда, обретя абсолютную власть, правители использовали её во зло. Но мудрый политик способен использовать её во благо…14 лет провел Алиев на посту первого секретаря коммунистической партии Азербайджана, начав с борьбы с коррупцией, с выхода республики из экономического тупика. Он был национальным героем. Его выгнали, но после этого он еще раз стал главой страны. Никому из политиков в Советском Союзе не удавалось быть выгнанным, потом вернуться, стать главой и честью нации».
Заключительная часть проекта вышла в 2012 году. Она посвящена личности Леонида Кучмы и вопросу положения Украины в современном мире. В фильме режиссер предпринимает попытку исследовать механизмы взаимоотношения Востока и Запада и рассмотреть явление противостояния могущественных держав на примере отдельно взятого государства – Украины.
ТЕАТР
Андрей Кончаловский – признанный во всем мире театральный режиссер. На его счету немало драматических и оперных постановок. В знаменитом «Ла Скала» он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», в Мариинском театре – «Войну и мир», а в пармском «Театро Реджио» — оперу Верди «Бал-маскарад». «Критики иногда пишут, что в моих постановках видно, что ставил кинорежиссер. Мне смешно это читать. Я – театральный режиссер, когда ставлю в театре. Я — оперный режиссер, когда ставлю оперу. И я – кинорежиссер, когда ставлю фильм. Но смешивать одно с другим, никогда себе не позволяю», — рассуждает режиссер.
Сравнивая театр и кинематограф, Кончаловский признается: «Театр гораздо для меня интереснее, чем кино. Потому что в театре вы имеете возможность работать с гениями: Шекспиром, Ибсеном, Стриндбергом, Чеховым, Ионеско. Великие не устаревают, потому что через них всегда есть возможность раскрыть чувства».
Важным для себя писателем режиссер считает А.П. Чехова. Его первое обращение к автору на сцене произошло в 1987 году, когда Кончаловский поставил «Чайку» в парижском театре «Одеон» с Жюльетт Бинош в роли Нины Заречной. А в России уже на сцене театра Моссовета режиссер поставил все главные пьесы драматурга: «Чайку» (2004), «Дядя Ваня» (2009), «Три сестры» (2012), «Вишневый сад» (2016). Анализируя творчество великих писателей, режиссер приходит к выводу: «Чехов, пожалуй, самый крупный русский драматург. Он вечен, потому что у него нет ответов, а только вопросы. А в великой драматургии всегда есть тайна. Собственно, эту тайну и пытаются разгадать до сих пор, но сделать этого нельзя, как нельзя ответить на вопрос, что такое жизнь».
В марте 2016 года состоялась премьера рок — оперы «Преступление и наказание» в постановке Андрея Кончаловского. Эта постановка – итог долгой и кропотливой работы создателей спектакля, длившейся около 35 лет.
ПРОДЮСЕР
В 2003 году режиссер основал «Продюсерский центр Андрея Кончаловского». Основная деятельность компании – реализация и поддержка социальных и развлекательных проектов. Помимо фильмов и театральных постановок центр занимается гастрономическими проектами, в числе которых программа «Едим дома», кулинарная студия Юлии Высоцкой, и рестораны «Food embassy», «Юлина кухня», «La Stanza».
КНИГИ
Андрей Кончаловский – публицист и автор множества статей и книг. Наиболее известные из них: «Парабола замысла» (1977), «Белая сирень» (2001, в соавторстве с Ю.Нагибиным), «Низкие истины» (1998), «Возвышающий обман» (1999), «Низкие истины: 7 лет спустя» (2006), сборник «На трибуне реакционера» (2007), «9 глав о кино и т.д.» (2013) .
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Андрей Кончаловский был женат 5 раз. Первая жена режиссера – балерина Ирина Кандат. Отношения продлились около трех лет.
Вторая жена – актриса Наталья Аринбасарова. Их роман начался во время съемок фильма «Первый учитель», в котором Аринбасарова играла главную роль. В 1966 году у пары родился сын Егор. Через четыре года они расстались.
Третья жена Кончаловского – француженка Вивиан Годэ, они поженились в 1969 году. В браке родилась дочь Александра.
В конце 70-х у Андрея был непродолжительный роман с актрисой Ириной Бразговкой. У них родилась дочь Дарья (1980).
Следующей женой мэтра стала диктор телевидения Ирина Мартынова. В браке родились дочери Наталья (1991) и Елена (1993). Брак продлился семь лет.
Пятой женой режиссера стала актриса Юлия Высоцкая. У пары двое детей – Мария (1999) и Петр (2003). Как признается Андрей, встреча с Юлей во многом изменила его отношение к таким вещам, как брак и семья. «Если бы мне было сейчас столько лет, сколько Юле, вряд ли бы мы прожили вместе 14 лет! Я бы давно сбежал куда-нибудь. Или бы она меня бросила, потому что я бы вел себя по-другому! И я считаю, мне дико повезло, что я встретил женщину моей жизни, когда уже понимал, что она значит…», — признается Кончаловский.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Живя в Америке, Кончаловский почти три года зарабатывал тем, что продавал в Голливуде икру
- Изначально предполагалось, что фильм «Белое солнце пустыни» будет снимать Андрей Кончаловский
- Кончаловский имеет двойное гражданство – российское и французское
- Любимый фильм Андрея у Никиты Михалкова – «Пять вечеров»
- На режиссера повлияли Бергман, Куросава, Феллини, и Бунюэль
- По мнению Кончаловского, величайшая книга о Второй Мировой Войне – роман Джонатана Лителла «Благоволительницы»
В ЖИЗНИ
Андрей Кончаловский – сторонник здорового образа жизни. Режиссер всегда много двигался, совершал ежедневную утреннюю пробежку, ездил на велосипеде. В одном своем интервью он признался: «Любому человеку важно как можно дольше сохранять энергию. Я начал серьезно заниматься своим здоровьем в 30 лет. Каждый год устраивал себе разгрузочные дни — по 16 дней голодал. Сейчас утро начинаю с того, что выпиваю три стакана свежего сока: из свеклы, из моркови и из апельсинов — меня этому научил певец Брайан Адамс. А после соков — еще литр воды. Организм получает колоссальный удар энергии — как душ, только внутренний».
Режиссер признается, что он все время учится чему-то новому. Кончаловский продолжает совершенствовать свои знания итальянского и английского языков, играет в теннис, а в возрасте 64 лет впервые встал на горные лыжи.
ИНТЕРВЬЮ
Об актерах
«В принципе, большой актер не обязан быть умным – это доля режиссера. Но на одной интуиции вы свой характер не построите. Надо ответить на массу вопросов: а каков ваш герой в постели, его знак зодиака, родители, любимая еда – все это приближает к пониманию человека, которого вы играете. Его важно до конца придумать. Актер похож на охотничью собаку, которая чувствует и приносит дичь, а охотник – режиссер. В этом мучительном поиске режиссер должен давать актерам возможность ошибаться, идти не туда».
Об искусстве
«Миров много. Как только ты делаешь отбор – это уже искусство».
О культуре
«Культура — это не знание произведений искусства. Культура — это знание своих обязанностей. А обязанности должно индоктринировать государство».
О власти
«Все-таки есть правда в том, что мужчина, облеченный властью, сексуально привлекателен. Власть — ключ к успеху у женщин».
О ревности
«Художники, которые растут вместе и чувствуют масштаб друг друга, относятся друг к другу очень настороженно. В этом нередко какая-то почти детская ревность. Есть чувство легкого удовлетворения, когда у твоего соперника картина не получается! Мы делаем серьезное лицо, показно переживаем. Ликования при этом и в самом деле нет, но все-таки слегка приятно. Что это? Почему? Правда же, в этом что-то детское».
О брате
«Мы оба мыслящие люди, но я человек философского склада, а Никита Сергеевич — артист. Я люблю сомневаться, а он любит верить. Он очень религиозный человек. Для меня же вера должна быть проверена алгеброй».
По материалам телепрограмм «Белая студия» и «Монолог в 4-х частях. Андрей Кончаловский», сайтов konchalovsky.ru, snob.ru, proficinema.ru, 7days.ru, rosbalt.ru, esquire.ru, medved-magazine.ru, vladnews.ru, re-movie.ru, fakty.ua, 1001material.ru, zbulvar.ru, mk.ru, gazeta.ru
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ
- «Бронзовый лев Святого Марка» в конкурсе детских фильмов на Венецианском кинофестивале за фильм «Мальчик и голубь» (1962)
- «Серебряная раковина» на фестивале в Сан-Себастьяне за фильм «Дядя Ваня» (1971)
- Лауреат Государственной премии Казахской ССР за сценарий фильма «Конец атамана» (1972)
- Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах за фильм «Романс о влюбленных» (1974)
- Специальный приз Жюри Каннского кинофестиваля за фильм «Сибириада» (1979)
- Народный артист РСФСР (1980)
- Премия «Эмми» за лучшую режиссуру за сериал «Одиссея» (1997)
- Приз «За вклад в кинематограф» на Московском международном кинофестивале (1997)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997)
- Гран-при Жюри на Венецианском кинофестивале за фильм «Дом дураков» (2002)
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002)
- Офицер ордена Искусств и литературы Франции (2005)
- «Золотая звезда» «За вклад в развитие мирового кинематографа» на Международном кинофестивале в Марракеше (2008)
- Орден Почетного легиона Франции (2010)
- Приз «Золотая камера» за значительный вклад в киноискусство на МКФ «Art film fest» в Словакии (2012)
- Лауреат второй международной премии имени Чингиза Айтматова «за мастерскую экранизацию повести «Первый учитель» (2012)
- Приз за выдающийся вклад в развитие авторского кино на Всероссийском фестивале авторских короткометражных картин «Арткино» (2013)
- «Серебряный лев» за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014)
- Премия «Золотой орел» в номинации «Лучший сценарий» за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2015)
- «Серебряный лев» за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале за фильм «Рай» (2016)
- Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая режиссерская работа» за фильм «Рай» (2016)
Фильмография: Режиссер
- Рай (2016)
- Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (2014)
- Битва за Украину (2012), документальный
- Щелкунчик и Крысиный король (2010)
- У каждого свое кино (2007)
- Глянец (2007)
- Лев зимой (2003)
- Дом дураков (2002)
- Одиссея (1997)
- Люмьер и компания (1995)
- Курочка Ряба (1994)
- Ближний круг (1991)
- Танго и Кэш (1989)
- Гомер и Эдди (1989)
- Стыдливые люди (1987)
- Дуэт для солистки (1986)
- Поезд-беглец (1985)
- Возлюбленные Марии (1984)
- Сломанное вишневое дерево (1982)
- Сибириада (1979)
- Романс о влюбленных (1974)
- Дядя Ваня (1970)
- Дворянское гнездо (1969)
- История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1966)
- Первый учитель (1965)
- Мальчик и голубь (1961)
Фильмография: Сценарист
- Рай (2016)
- Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (2014)
- Битва за Украину (2012), документальный
- Щелкунчик (2009)
- Демоны Санкт-Петербурга (2008)
- Глянец (2007)
- Мороз по коже (2007)
- У каждого свое кино (2007)
- Дом дураков (2002)
- Одиссея (1997)
- Курочка Ряба (1994)
- Ближний круг (1991)
- Застенчивые люди (1987)
- Дуэт для солистки (1986)
- Любовники Марии (1984)
- Сломанное вишневое деревце (1982)
- Сибириада (1979)
- Кровь и пот (1978)
- Транссибирский экспресс (1977)
- Раба любви (1976)
- Лютый (1974)
- Седьмая пуля (1972)
- Ждем тебя, парень (1972)
- Нечаянные радости (1972)
- Конец атамана (1970)
- Дядя Ваня (1970)
- Андрей Рублев (1969)
- Песнь о Маншук (1969)
- Дворянское гнездо (1969)
- Ташкент — город хлебный (1968)
- Первый учитель (1965)
- Иваново детство (1962)
- Каток и Скрипка (1961)
Фильмография: Продюсер
- Рай (2016)
- Яхонты. Убийство (2014)
- Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына (2014)
- Королевская палитра (2013)
- Битва за Украину (2012), документальный
- Щелкунчик и Крысиный король (2010)
- Последнее воскресенье (2009)
- Последняя станция (2008)
- Глянец (2007)
- Мороз по коже (2007)
- Дом дураков (2002)
- Курочка Ряба (1994)
Фильмография: Актер
- Глянец (2007)
- Мне двадцать лет (1964)
- Суд сумасшедших (1961)
- Иваново детство (1962)
russia.tv
Продюсерский центр Андрея Кончаловского —
Основные сведения
Некоммерческая организация Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств (далее — Фонд) создана в 1998 году. Учредителем Фонда является Михалков Андрей Сергеевич (творческий псевдоним — Андрей Кончаловский).
Директором Фонда является Гришин Юрий Васильевич.
Фонд находится в городе Москве по адресу ул. Правды, д. 21, стр. 1, 2 эт., пом. 15 и не имеет каких-либо филиалов.
Контактная информация:
График и режим работы: с пн. по пт. с 10 до 19 часов.
Телефон:8(495)2551617
Сайт: http://pc.konchalovsky.ru/
Электронная почта: [email protected]
В 1980 году А.С. Михалков был удостоен звания Народного артиста РСФСР, является Офицером ордера искусств и литературы Франции, лауреатом государственной премии Казахской ССР, Кавалером Ордена Почетного легиона Франции, а также обладателем Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2017 году Андрей Сергеевич решил сделать в свой вклад в развитие актерского таланта для взрослой части населения, людей, которые мечтают получить опыт актерского мастерства в целях:
— развития, воспитания и формирования личности будущего актера, соответствия требованиям, предъявляемым к актерскому творчеству;
— развития у слушателя личностных качеств, формирования профессиональной компетенции по направлению «Актерское мастерство»;
— насыщения регионов профессиональными кадрами, актерами;
— художественно-эстетического развития личности;
— подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.
Для воплощения это идеи Андрей Сергеевич решил создать краткосрочные курсы актерского мастерства для взрослых.
В настоящее время Андрей Сергеевич, совместно со своей командой разрабатывает концепцию курсов актерского мастерства и готовит авторскую программу для креативного освоения материала.
Образовательная программа разрабатывается с учетом рекомендаций корифеев отечественного театра К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, М.А. Чехова, Б.Е. Захава, Н. Горчакова и других.
pc.konchalovsky.ru
Книги
|
«Самое трудное, я думаю, говорить просто о сложном, понятно о непонятном. Пастернак имел полное право писать стихи, полные темного смысла. В его время это было естественно, нормально – во времена Пушкина такое было бы недопустимо, поэт должен был быть ясен. Но Пастернак, сам начинавший со стихов, очень неясных по смыслу, пришел в конце пути к великой простоте». «Самобытность сама по себе перестала быть необходимостью. Оригинальное сегодня- это то, что продается. То что не продается, не оригинально. Постмодернизм в своей основе весь заимствован из прошлых лет. Произведения даже больших художников, таких как, Шнитке, состоят из эклектических собраний сделанного до них». «Страх посредственности — это страх человека, не чувствующего в себе одержимости таланта сломать все барьеры». |
www.konchalovsky.ru
Андрей Кончаловский: Фильмы — Грех
«Грех» с первых кадров завораживает прихотливой игрой ритмов (потом ритм собьется, возникнут длинноты), и в нем есть гулкость пространств — чувствуется рука создателя таких контрастных лент, как «Сибириада», «Одиссея», «Курочка Ряба», «Рай»…
Полный текст тут.
Российская Газета, Валерий Кичин, 12.11.2019
Это не фильм о конкретном человеке по имени Микеланджело Буонарроти, это фантазия о чрезвычайно одаренной и противоречивой натуре, декорациями для которой — так уж вышло — служит эпоха Возрождения.
Полный текст тут.
Коммерсантъ, Сергей Ходнев, 26.11.2019
Творческий подход Кончаловского — желание изобразить истину, а не мифическое средневековье. Реальная жизнь, состоящая из потертой и пыльной одежды, грязи и уродства, даже отрезвляющие цвета фильма — все это возвращает нас к ежедневным усилиям, прикладываемым людьми этой жестокой и бурной эпохи.
Полный текст тут.
artemagazine.it, Bruna Alasia, 26.11.2019
В Москве завершился VI-й Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, и мы, его жюри, единогласно присудили первое место грандиозной кинофреске Андрея Сергеевича Кончаловского «Грех» — ««за масштабность высказывания; за художественный вклад в изучение великих фигур итальянской истории». Это было лёгкое решение в силу его очевидности. Сам Кончаловский всегда подчёркивает, что он российский режиссёр, но его фильм «Грех» Италия точно так же считает своим национальным культурным событием, как и Россия — картина об итальянском гении снималась в Италии смешанной русско-итальянской съёмочной командой.
Полный текст тут.
Эхо Москвы, Дарья Митина, 17.12.2019
Несомненно, «Грех» является самой важной и личной работой для Андрея Кончаловского, который в свое время судьбоносно выступил в соавторстве с Тарковским во время работы над «Андреем Рублевым».
Полный текст тут.
TimeOut Москва, Виктория Савина , 23.12.2019
www.konchalovsky.ru
Андрей Кончаловский
2 ноября 2011 г.
Для «Эха Москвы».
Слушайте, столько ваших откликов на мой предыдущий блог, и столько разных мыслей – и у вас, и у меня! После такого количества ваших комментариев в моём блоге «О национальной идее и анонимной ответственности», мне очень важно сейчас вам рассказать, что я думаю по этому поводу.
Мыслей много, но хотелось бы сразу особенно отметить некоторые моменты. Вот, например, в комментариях к моему блогу пишут: «Страна почти уже сто лет изнемогает от оккупационной власти: и захват и порабощение налицо. Надо от оккупантов избавляться, иначе они избавятся от нас».
Значит, вот тут вот человек считает, что «оккупанты» виноваты. Но кто эти «оккупанты»? Марсиане? Слушайте, это те же самые наши с вами соотечественники, которые добрались до власти и при вашем же равнодушии и вашем же попустительстве стали «оккупантами». Вот пример экстерьеризации вины.
Вот, дальше. «А идеи есть – стать цивилизацией, всё очень просто». Всё очень просто, по мнению респондента, – «стать цивилизацией», и всё. А вот если бы так просто, почему же мы до сих пор не стали цивилизацией? И потом, это неверно: я считаю, что мы – цивилизация. Только мы не западная цивилизация, а русская цивилизация, у которой есть и свои прелести и свои недостатки.
Дальше – «народ в нашей стране власть всегда очень уважал. Даже сейчас, когда она бессовестным образом запускает нам руку в карман, мы в подавляющем своём числе платим и по кредитам и по счетам ЖКХ».
А кто там в ЖКХ-то? Кто? Опять марсиане? Повторюсь, те же самые русские люди как и мы с вами. Вы доверили им эти деньги и вы не проверяете, как они их тратят. Поэтому говорить, что в ЖКХ воруют… Да, воруют. А как их остановить – опять от вас зависит. Надо думать.
Вот ещё: «К индивидуальной анонимной ответственности можно прийти только через воспитание персональной НЕ анонимной ответственности… Люди ведут себя так, как это допускается в той или иной ситуации, свинячат на вокзалах, видимо, полагая, что так принято. Водители скидывают моментально скорость, как только видят гаишника на дороге. Поэтому, видимо, средства воспитания должны быть разнообразными – от кнута до пряника».
Это уже более серьёзная мысль, прагматическая. Что значит «пряник» и что значит «кнут» мы дальше и рассмотрим.
Вот ещё хороший отклик: «В России, честно говоря, совесть воспитывается только страхом, тогда она хоть как-то «держится»».
Это очень важная тема, потому что страх есть основа свободы. Я об этом несколько лет назад написал статью. Страх перед Божьим наказанием, страх перед «геенной огненной», страх кесарев, или страх в тюрьму сесть… Страх на биологическом уровне – это иногда бегство от смерти. На социальном уровне — это желание избежать лишения свободы или публичного унижения. А на идеальном уровне – это стремление не нарушить внутреннего морального кода, который может привести к мучениям совести.
Такое мнение: «Надо становиться лидерами, помогать им становиться, если есть финансовые и организационные возможности, а не тихо мяукать в мягком кресле под боком у молодой жены».
Ребята, я понимаю, возможно, завидно кому-то. Да, мне повезло, у меня молодая жена. Но что касается лидеров, — я не собираюсь становиться лидером, я считаю себя мыслящим человеком, может, в какой-то степени, философом, а философ не обязан быть лидером, он стремится найти истину и поделиться ею с вами. А что мешает вам, таким активным, стать лидерами?
Вот хорошая запись: «С чего начать? А начать нужно с идеи нескольких тысячелетий всех времён и народов – освоить Сибирь, покорив её пространства и создав для всего российского народа на несколько веков рабочие места и жильё».
Ну это уж совсем по-советски: освоение целины уже было. И мы всё-таки говорим с вами об отношениях между людьми, а не о том, чтобы освоить что-то или создать какую-то новую индустрию.
И вот тут дальше: «Но ведь Кончаловский всё время ставит перед нами вопрос — когда русские перестанут быть населением, а превратятся в граждан? Ответ – когда построят развитой цивилизованный капитализм. Только капитализм рождает граждан на смену населению, а капитализм есть в России только полуворовской, только полуфеодализм – во власти либо жулики, либо бандиты».
Опять повторюсь — и кто же эти бандиты? Они марсиане? Те же самые наши с вами русские люди. Поэтому, когда мы с вами говорим о создании цивилизованного общества, то, прежде всего, цивилизованное общество – это результат чего-то. А мы должны разобраться – как достичь результата, чтобы возникло цивилизованное общество.
Вот мне понравилась такая запись: «и даже в два часа ночи на пустынной улице они стоят на пешеходном переходе, дожидаясь «зелёного человечка», хотя транспорта нет вообще и других на улице тоже нет. У меня это вызывает бурю уважения. Хочется поступать так же. А подавляющее большинство наших скажет, ну и идиоты!»
Где-то это в Германии происходит… Когда мы видим, что человек стоит на красный и не переходит, хотя это ночное время и машин на дороге нет, это значит, что у этого дисциплинированного пешехода присутствует та самая индивидуальная анонимная ответственность.
Ещё есть предложение такое: «если бы на деньги этих самых «селигеровцев» (имеются ввиду участники молодёжного форума – А.С.К.) в снарядили экспедицию из молодых людей в возрасте от 18 до 25, снарядили на одну, всего одну неделю, в какую-нибудь из европейских стран. Недельное пребывание в нормальной стране среди нормальных людей, где уважение к тебе разлито в воздухе, перевернёт мозг, они вернутся назад с патриотическим порывом: «Хочу здесь жить так, как живут там!», то есть достойно, уважая себя и других. Вот это будет национальная идея».
Ох, дорогие мои, если бы всё так было просто… Понимаете, когда мы туда едем, действительно, перемены внутри нас представляются нам возможными, но мы возвращаемся на родину, садимся в метро, нам наступают на ногу, и все эти «идеи» и мысли «жить надо, как «они»» моментально заканчиваются. В том-то всё и дело, что не найден ответ, как добиться, чтобы у нас здесь было такое же уважение друг к другу. А уважение к другим возникает из уважения к себе, понимаете?
Тут вот Толстого цитируют: «Вся моя мысль в том, что, ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое». И добавление респондента – «нет, не просто, усилие надо и доверие к соседу. Доверие, которое ой как сложно в себе открыть, — я лучше его, а тут снисходить надо до этого урода. Как в себе воинствующего невежду победить?! Тьфу, надоело».
Мыслящий человек пишет. Усилие над собой, понимаете, усилие над собой… Это важно.
«Законы не исполняются. Какие законы не вводи, правила уличного движения – и всё. Мы не можем изменить всё и сразу, мы можем изменить себя. И вот с малого нужно начинать» — отлично сказано.
Понимаете, это не так просто, это невероятно сложно – изменить себя. И мы с вами говорим о гораздо более сложной идее, чем индустриализация, модернизация, конституционные поправки и все остальные экономические и прочие реформы, налоговые инспекции, полиция и так далее. Мы говорим о революции в сознании. Это колоссально сложно, понимаете, это самое грандиозное — перестраивание нашего сознания, наших ценностей. Это жертва, это усилие и даже насилие над собой. Я когда говорю «над собой» — я имею ввиду нас с вами, мыслящих людей, взрослых. О детях – отдельный разговор.
Вот кто-то цитирует великого русского историка, моего любимого историка Василия Ключевского: «Теперь представьте себе историческую личность народа российского, вырождающуюся пассивную и вороватую массу разобщённых единиц, многие из которых так и не выросли как взрослые и ответственные люди. На этом бульоне пышно расцвела плесень коррупции, подпитываемая силушкой народной, которая, как известно, в бессилии. Поэтому нынешний строй как нельзя лучше подходит данной территории и её населению. Только давайте не будем называть это государством или империей…» И это сказано за 30 лет до революции, большевистского террора, понимаете, за 30 лет!
Вообще, я много интересного прочитал в комментариях к своему блогу и мне кажется, что мои респонденты – думающие люди, и у них много продуктивных мыслей. Английский философ Джон Бернал говорил, что гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Потому что для того, чтобы видеть проблему, требуется, я бы сказал, гений воображения, а для того, чтобы найти решение проблемы, нужно только умение. Так вот мы с вами сейчас можем «собраться» нашим общим национальным гением и найти Проблему …
Классический пример непонимания проблемы – сейчас у нашего правительства. Реформа милиции, борьба с коррупцией, Сколково, модернизация, нанотехнологии, — то есть правительство пытается, наверное, искренне, модернизировать наше государство, но оно не понимает, что экономические реформы (которые, безусловно, важны) — не самое главное. Реформировали милицию, сделали полицию, там аттестовали, убрали кого-то… Что изменилось? Да ничего. Потому что в «чугунке» остались у русского милиционера, или полицейского, или чиновника те же самые абсолютно ценности. И им, я имею в виду власть, не хватает интеллектуального потенциала, чтобы понять, чтобы увидеть, что никакая модернизация не будет успешной, если не будет модернизирована российская ментальность, потому что вся первопричина находится в русском менталитете. Русский менталитет пытались изменить Пётр Первый, и Столыпин, и Троцкий, и Ленин — в той или иной степени искренности, — но не смогли, не сумели или, может быть, не было ещё достаточно инструментов, которые сейчас есть у государства.
Многие меня спрашивают «что делать-то?» А у меня нет ответа. Пока нет. А вот проблему мы с вами вместе должны увидеть, а потом думать как её решить.
Так вот проблема-то такая – как «создать граждан»? Граждан, потому что можно сказать, что в России граждан не так много. Ну, может, как в африканских странах, не больше. Остальное – население.
Думаю, и об этом я говорил в прошлом своём блоге, индивидуальная ответственность – это коренная проблема, которую надо разбирать.
Вот почему у русских людей нет чувства ответственности? Конечно, как всегда тут история с географией. Почему я говорю история с географией, потому что причины там, в истории, гносеологии, развитии российской ментальности.
Вот кто-то здесь пишет: «В целом, полагаю, что России не подняться с колен без возрождения класса собственника, хозяев своего дела и своего дома… Никогда не было класса собственников гордящихся, были жулики, торгаши и рабы безземельные…» Вот это очень точно! И если говорить об истории, то в России не было никогда частной собственности, никогда. Русские — безземельный народ. Русские люди никогда не имели землю в частной собственности, потому что, во-первых, собственность вся принадлежала великому князю, а потом царю. И великие князья унаследовали это у татарских ханов, где хан был владельцем всего, и у нас всю историю России всей землёй и вообще всем владел царь, а потом Кремль… И сейчас Кремль владеет всем, и разрешает кому-то быть богатым, а кому-то не разрешает. Отсутствие частной собственности у русского человека исторически лишило его ответственности. Потому что люди, которые не имели земли, крестьяне бежали на юг, в сторону Запорожской Сечи, там была частная собственность. У русских же крестьян была община, общая земля, которая тоже не принадлежала им, но был чёрный передел, то есть русский крестьянин не имел земли, которая бы передавалась по наследству его детям. На следующие два года он мог получить другой кусок земли и поэтому он и не особо пестовал её. Понимаете, человеку надо иметь что-то своё, чтобы передать своим детям, которые передадут своим и так далее. Вот это и есть источник первый, первопричина для собственника – это моё, я это возделываю. А тут получается, что потом было крепостное право, закрепляющее человека на не принадлежащей ему земле. Ну а раб, раб не имеет ответственности. Это что касается истории.
А теперь география. Какая география? Климат. У нас он ужасный. Как у Чехова в «Трёх сестрах»: «Живёшь в таком климате, того гляди, снег пойдёт, а тут ещё эти разговоры». Климат в общем-то неудачный в России, и каждый третий год неурожай. Недаром у русского крестьянина каждый период полевых работ «страдой» назывались — от слова «страдать». Потому что лето короткое, и семь-восемь месяцев он ничего не делает, сидит на печке и на балалайке играет, а потом – раз, и за четыре-пять месяцев нужно посеять, вырастить и собрать. И вот то, что раз в три года был неурожай, у русского человека выработалась такое «авось» по отношению к своему труду. И опять – климат «отнял» у человека чувство ответственности, потому что да, я днём и ночью работаю, а неизвестно, может, я впустую работаю. Это тоже снимает чувство ответственности у человека, потому что, если человек знает, что у него будет урожай, то он будет трудиться, потому что он знает наверняка… То, что скажем, происходило южнее России.
И третий фактор – религия. Христианская православная религия. Это очень такая, я бы сказал, серьёзная и деликатная тема. И я бы не хотел никого обижать. Я знаю, что люди по-настоящему православные, верующие, воспринимают любую критику в адрес христианства как оскорбление. И это одна из крайностей и христианства и ислама, когда любая критика в адрес религии воспринимается как оскорбление. Не надо бояться критики, если мы правы, бояться нечего…
Ну вот, если говорить о христианстве, то я дам тут одну интересную статистику по трём основным христианским конфессям в Европе.
Согласно индексу человеческого развития ООН (самая развитая страна — «1», самая отсталая — «162»), показатели таковы:
протестантские страны — 9,2;
католические – 17,4;
православные – 62,6.
Убедительные цифры. Почему так? Вот посмотрите, Греция в полном, так сказать, дерьме. Но почему Греция, а не Эстония имеет такой дефолт сейчас? Никто не виноват, как говорится. Полагаю, что какие-то проблемы в русской ментальности связаны с нежёстким этическим кодом православия. Например, в православии нет смертельного греха. Любой грех искупается в православии раскаянием, исповедью в храме. В восточной церкви нет понятия смертного греха, когда совершивший смертный грех неизбежно будет лишён благодати Божией и будет «гореть в аду».
Это интересная вещь, потому что, если у первоклассников спросить, какого они хотели бы иметь учителя, то они конечно скажут, что они хотели бы самого доброго учителя, который позволит им прыгать с парты на парту, и швыряться фантиками. Понимаете, вот это вот добрый учитель. Добрый Бог.
Лев Толстой написал по этому поводу: «…в периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением». Мне тоже кажется, что православный Бог очень добр, прощает многое, если искренне раскаяться на исповеди. Может быть, здесь и коренится какое-то лёгкое отношение к закону. Нарушение, которое православного человека в итоге не приводит ни к Божьей, ни к кесаревой каре. То есть ответственность индивидуума перед Творцом невысока, и планка снижена очень. И это тоже одна из причин, почему у русского человека такое низкое чувство ответственности…
(Продолжение темы читайте в следующем блоге А.Кончаловского)
www.konchalovsky.ru