Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кристофером ноланом: Нолан, Кристофер — Википедия – фильмография, фото, биография. , Режиссер, Продюсер, Сценарист, Оператор, Монтаж.

Кристофером ноланом: Нолан, Кристофер — Википедия – фильмография, фото, биография. , Режиссер, Продюсер, Сценарист, Оператор, Монтаж.

Содержание

фильмография, фото, биография. , Режиссер, Продюсер, Сценарист, Оператор, Монтаж.

Краткая биография

Кристофер родился 30 июля 1970 года в Лондоне, отец его был англичанином, а мать — американской стюардессой, поэтому детство Нолана прошло в разъездах между США и Великобританией, и по достижению совершеннолетия он получил двойное гражданство.

Судьбу Кристофера определил тот момент, когда в семь лет он впервые увидел «Звездные войны» Джорджа Лукаса и увлекся кинематографом да сочинительством фантастических фильмов. Так, первые свои работы Кристофер снимал на отцовскую 8 мм камеру, героями которых были игрушечные солдатики.

В 1993-ем Кристофер окончил обучение по специальности «английская литература» в University College London, который он выбрал за возможность использовать кинооборудование, снимая за этот период короткометражные фильмы, один из которых был показан на Кембриджском кинофестивале. Нолан также являлся президентом университетского киносообщества, с участниками которого продолжал общаться и после окончания учебы. Многие из них были вовлечены в создание первой полнометражной работы «Преследование». А в 1997-ом Нолан женился на Эмме Томас, его подруге еще с университетских времен, впоследствии ставшей его продюсером.

Вышедшая в 1998-ом лента «Преследование», на съемки которой было потрачено всего шесть тысяч долларов, обратила на себя внимание не только любителей кино, но и представителей голливудских студий. Так что бюджет следующего фильма уже составлял 5 миллионов долларов. Сценарий был основан на рассказе младшего брата Кристофера -Джонатана Нолана. Фильм стал первым большим успехом Кристофера Нолана, получил множество наград и номинации на премии «Оскар» и «Золотой Глобус» в категории «Лучший сценарий». Третий фильм, ремейк шведской картины «Бессонница» с участием Аль Пачино, Робина Уильямса и Хилари Суонк, закрепил успех. В итоге, именно Кристоферу Нолану среди множества кандидатов доверяют снимать продолжения фильмов из серии «Бэтмен». В 2005-ом выходит «Бэтмен: Начало», получившийся одним из самых удачных фильмов серии и собравший высокие кассовые сборы и отзывы кинокритиков, так как Нолану удалось придать нехарактерную прошлым частям психологическую глубину главным персонажам и внести особую атмосферу.

Последующими работами становятся имевший немалый успех фильм «Престиж» и очередная часть «Бэтмен» — «Темный рыцарь», которой сопутствовал небывалый успех, гигантские кассовые сборы и лестные отзывы критиков и зрителей. Все это в итоге способствовало созданию ленты, идею которой Кристофер вынашивал уже несколько лет. Фильм «Начало» с Леонардо Ди Каприо в главной роли стал одним из самых высокобюджетных в 2010 году. На лето 2012 года намечен выход очередной части «Бэтмена» — «Темный рыцарь: Возрождение легенды», производство которого уже завершено.

Для Кристофера Нолана характерно начинать свои фильмы с представления главных персонажей крупным планом, их рук, выполняющих некое действие. Также его фильмы, как правило, начинаются с изображения сцены из финала фильма, а в самой концовке один из персонажей читает философский монолог.

Крістофер Нолан — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

У Вікіпедії є статті про інших людей із прізвищем Нолан.

Крі́стофер Джо́натан Джеймс Но́лан (англ. Christopher Jonathan James Nolan; 30 липня 1970, Лондон, Велика Британія) — англійський кінорежисер, сценарист і продюсер, який володіє британським і американським громадянствами.[3][4][5] Його 9 фільмів були схвально прийняті світової кінокритикою та зібрали понад 4 млрд. доларів касових зборів, що робить його одним з найуспішніших режисерів сучасності.

Отримав перше визнання після виходу психологічного трилера Мементо (2000), композиція якого побудована на викривленнях часу. Це дало йому змогу зняти високобюджетний трилер Безсоння (2002) та драму Престиж (2006). Подальший успіх режисерові принесли трилогія Темний лицар (2005-2012), фільм про проникання в чужі сни Початок (2010) і науково-фантастичний фільм Інтерстеллар (2014).

Нолан народився в Лондоні. Його батько-англієць — займався рекламними проектами, а мама-американка — стюардеса[6][7]. У родині є середнім, має молодшого і старшого братів. Дитинство провів в Лондоні і Чикаго. В 7 років захопившись кінематографом, почав знімати на батьківську камеру лялькових солдатиків[8]. Досягнувши повноліття, отримав подвійне громадянство[9].

Навчався в Лондонському університеті на факультеті англійської літератури. У цей час зняв короткометражки, одна з яких — Larceny (Крадіжка) в 1996 році була продемонстрована на Кембриджському кінофестивалі.

В 1997 році одружився з Еммою Томас. Вона співпрацює з чоловіком як продюсер його фільмів[10]. Мають чотирьох дітей і живуть в Лос-Анджелесі, Каліфорнія[11].

Нолан зняв свій перший художній фільм, Переслідування, у 1998 році. У фільмі розповідається про письменника, який переслідує випадкових людей на вулицях Лондона. Нолан зняв фільм всього за $6000

[12]. Він знімав його на вихідних, протягом року, працюючи з друзями. Фільм привернув увагу студії Newmarket Films, яка випустила наступний фільм Нолана — Мементо. Мементо 2000, став культовим фільмом і був номінований на Золотий глобус і премію Оскар за найкращий сценарій. Фільм заснований на оповіданні Memento Mori, написаному братом Крістофера, Джонатаном Ноланом.

У 2002 році Нолан зняв Безсоння, американський рімейк норвезького фільму 1997 року з однойменною назвою, хоч і з великими змінами в сюжеті і характері головного героя. В ньому розповідається про двох Лос-Анджелеських детективів, які вирушають на Аляску для розслідування вбивства молодої дівчини.

У 2005 році Нолан разом з фільмом Бетмен: Початок дебютує, як режисер багатобюджетних блокбастерів. Фільм став касовим хітом і отримав хороші відгуки в кінокритиків.

Престиж, випущений 20 жовтня 2006 року, є екранізацією роману Крістофера Пріста про двох конкуруючих ілюзіоністів. Він об’єднав Нолана з зірками Бетмен: Початок — Крістіана Бейла і Майкла Кейна, а також з Х’ю Джекменом. Фільм отримав позитивні відгуки критиків і заробив більш $ 109 мільйонів по всьому світу

[13].

18 липня 2008 році вийшов Темний лицар — друга за рахунком екранізація Бетмена, знята Крістофером Ноланом. Фільм одержав величезний касовий успіх, встановивши рекорд для вікендів у США з більш ніж 158 млн доларів і став третім найбільш касовим фільмом всіх часів всередині країни, і шостим найкасовішим у світі[14]. Деякі критики назвали його найкращою екранізацією коміксів усіх часів[15].

У 2009 на церемонії нагородження Золотий глобус, Крістофер Нолан отримав нагороду за найкращу чоловічу роль другого плану у фільмі від імені померлого Хіта Леджера. Нолан був номінований на премію Гільдії режисерів Америки в номінації «Найкращий режисер» за «Темного лицаря».

У 2010 Нолан випустив один з найбюджетніших фільмів — Початок. Нолан виступив як режисер і продюсер (разом з дружиною), так і як автор сценарію. Головну роль виконав Леонардо Ді Капріо.

Кристофер Нолан — фото, биография, личная жизнь, новости, фильмы 2020

Биография

Кристофер Джонатан Джеймс Нолан – голливудский кинорежиссер британского происхождения, продюсер, легенда мирового кинематографа. Обладатель трех статуэток «Оскар» и множества других международных наград. Руководитель киноконцерна Syncopy Films. Автор супергеройской трилогии о подвигах Бэтмена. Режиссер полагает, что секрет его успеха заключается в том, что каждый фильм он снимает как последний.

Детство и юность

Кристофер Нолан родился 30 июля 1970 года в семье англичанина и американки. Его отец Бернард Джеймс Нолан зарабатывал на жизнь рекламой, мать Кристина Дженсен работала бортпроводницей. Семья имела отношение к кинематографу. Родственники по отцовской линии – дядя Джон Нолан и его супруга Ким Хартман – строили актерскую карьеру. Их дочь, двоюродная сестра Кристофера Миранда, также пошла по стопам родителей.

Режиссер Кристофер Нолан

С ранних лет жизни Кристофера обнаружилось, что он не различает красный и зеленый оттенки. Тем не менее дальтонизм не помешал Нолану в дальнейшем заняться визуальным искусством. Развитию нестандартного мышления режиссера поспособствовало и то, что он от природы был левшой.

Детство Кристофера и его младшего брата Джонатана Нолана проходило на две страны, оба имеют двойное гражданство. Кстати, Джонатан – соавтор сценария почти всех киношедевров брата.

Нолан, может, и пошел бы по другому пути, если бы не «Звездные войны» Джорджа Лукаса и перезапущенная в прокат фантастическая лента Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». Фильмы произвели на Кристофера настолько сильное впечатление, что он начал писать закрученные сюжеты, а затем снимал их на папину камеру. Героями короткометражных фильмов становились игрушки. Мальчику в то время было 8 лет.

Кристофер Нолан в молодости

Детское увлечение стало страстью Кристофера. Молодой человек знал, что будет снимать фильмы, но не верил в себя. Как говорил позднее режиссер в собственных интервью, он не был везунчиком по жизни, больше пессимистом, что можно заметить по выражению глаз мастера, вглядываясь в его портретные фото.

После школы Кристофер Нолан поступил на факультет английской литературы Лондонского университета и продолжал эксперименты с режиссурой. Несколько короткометражек Нолана («Кража», «Жук-скакун», «Тарантелла»), созданных им в молодости, показали на фестивалях, в том числе и в Кембридже.

Фильмы

Картины Нолана всегда узнаваемые. У него есть собственный режиссерский стиль: сюжет делает непредсказуемые повороты, а время мчится вперед или внезапно возвращается назад, при этом сам фильм воспринимается легко и с большим интересом. Поэтому 7 картин режиссера вошли в топ-250 лучших фильмов всех времен по версии IMDb, а общая прибыль от проката всех блокбастеров Нолана составила $ 4 млрд.

Режиссер Кристофер Нолан

Как у любого крупного художника, у Нолана есть любимые актеры, которых тот регулярно приглашает в свои проекты. Среди любимчиков постановщика можно отметить Кристиана Бейла, Моргана Фримена, Тома Харди, Киллиана Мерфи, Гэри Олдмена. Чаще остальных Нолан задействовал актера Майкла Кейна, который исполнил 7 ролей в различных картинах кинорежиссера.

Как серьезный режиссер Кристофер дебютировал в 1998 году. Он снял полнометражный фильм «Преследование» с бюджетом в $ 6 тыс. Чтобы приступить к работе над картиной, кинорежиссер готовился несколько лет. Нолан создал собственную киностудию Syncopy Films со штаб-квартирой в Бербанке, штат Калифорния. На базе собственного кинопроизводства в содружестве с другими компаниями Кристофер позднее снял еще более 10 блокбастеров.

Джереми Теобальд и Люси Расселл (кадр из фильма «Преследование»)Джереми Теобальд и Люси Расселл (кадр из фильма «Преследование»)

Сюжет первой полнометражки повествует о несостоявшемся писателе, который ищет вдохновение, преследуя и фотографируя незнакомых людей. Уже в первой работе Кристофер Нолан определился с приоритетным для себя жанром повествования – неонуар, кино, созданным в атмосфере пессимизма. Кассовые сборы от фильма в 7 раз превысили расходы и составили $ 43 тыс. – для начинающего режиссера это было неплохо. Картина заработала в 1999 году 4 международные награды.

В 2000 году Кристофер Нолан снял еще один малобюджетный фильм «Помни» с Гаем Пирсом в главной роли. Премьера киноленты состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля. Детектив был номинирован на «Оскар». Бюджет составил $ 9 млн, а прибыль превысила его в 4 раза. Проект стал одним из самых громких в том году. Тогда продюсеры обратили внимание на талантливого режиссера.

В 2002 году Кристофер Нолан закончил картину «Бессонница». Действие развивается в небольшом городке на Аляске, где при загадочных обстоятельствах погибает девушка. Расследование поручают двум опытным сыщикам с Большой земли. Главные роли в детективе исполнили звезды Голливуда Аль Пачино, Мартин Донован, Робин Уильямс.

Робин Уильямс и Аль Пачино (кадр из фильма «Бессонница»)Робин Уильямс и Аль Пачино (кадр из фильма «Бессонница»)

На главную роль пробовался также Харрисон Форд. Фильм стал своего рода проверкой для режиссера. При бюджете $ 46 млн «Бессонница» собрала $ 67 млн в прокате. Акулы кинобизнеса изъявили желание сотрудничать с Ноланом.

В 2005 году Кристофер снял первый блокбастер «Бэтмен. Начало», в основу сюжета которого легли комиксы «Бэтмен. Год первый» и «Бэтмен. Долгий Хэллоуин». Фильм открыл новую страничку в творческой биографии мастера. Оглушительный успех не заставил себя ждать, ведь режиссеру удалось создать особую атмосферу в картине и показать глубину характера главного героя. За 2 недели фильм собрал $ 200 млн.

Кристиан Бейл (кадр из фильма «Бэтмен. Начало»)Кристиан Бейл (кадр из фильма «Бэтмен. Начало»)

На главные роли Нолан пригласил Кристиана Бейла, Кэти Холмс, Майкла Кейна, Гэри Олдмана. Компьютерная графика для фильма создавалась программистами студии Double Negative. Боевик принес создателям ряд кинематографических наград, по версии Total Film блокбастер стал обладателем первой фанатской премии.

После этого карьера Нолана только набирала обороты. Сразу по окончании съемок Кристофер приступил к созданию детективного сценария на основе книги Кристофера Приста. Фильм «Престиж» вышел на экраны в 2006 году. На главные роли режиссер выбрал проверенных актеров – Хью Джекмана, Кристиана Бейла, Скарлетт Йоханссон, Майкла Кейна. В основной актерский состав вошел также британский музыкант Дэвид Боуи. Мистическая история гибели нескольких цирковых артистов подарила авторам 2 номинации на «Оскар».

Хью Джекман (кадр из фильма «Престиж»)Хью Джекман (кадр из фильма «Престиж»)

Вскоре фильмография режиссера пополнилась новой серией трилогии о Бэтмене «Темный рыцарь», премьера которой состоялась в 2008 году, а эффект от фильма был подобен взрыву бомбы. Кинопроект побил все рекорды в прокате, собрав за первые сутки $ 67 млн, и вошел в топ-250 лучших фильмов за всю историю кинематографа, заняв 4-е место и уступив первые 3 детективным драмам «Побег из Шоушенка» и дилогии «Крестный отец».

Кинокритики отметили фильм двумя «Оскарами», премией Британской киноакадемии, «Золотым глобусом» и наградой Гильдии киноактеров. В главных ролях блистали Кристиан Бейл, Хит Леджер, Гэри Олдман и Аарон Экхарт. Съемки проходили на трех континентах – в Северной Америке, Европе и Азии. О работе Нолана восхищенно отозвался американский культовый писатель Стивен Кинг.

Леонардо Ди Каприо (кадр из фильма «Начало»)Леонардо Ди Каприо (кадр из фильма «Начало»)

2010 год ознаменовался для режиссера исполнением мечты, к которой он шел 10 лет. Кристофер Нолан представил на суд зрителей боевик «Начало» с Леонардо Ди Каприо в роли промышленного шпиона Доминика Кобба. Научно-фантастический сюжет фильма Кристофер писал сам. Картина заняла 14-е место в рейтинге 250 лучших. Кристофер ставил перед собой задачу создать киноповествование, ставящее под сомнение реальность реальности. В работе он опирался на кинофильмы «Матрица», «Темный город», «Тринадцатый этаж».

В 2013-м на экранах появился очередной фантастический боевик «Человек из стали», через год состоялась премьера фантастического триллера с Джонни Деппом в главной роли «Превосходство».

Мэттью Макконахи (кадр из фильма «Интерстеллар»)Мэттью Макконахи (кадр из фильма «Интерстеллар»)

Другая работа 2014 года – научно-фантастический фильм «Интерстеллар» – получила награду Киноакадемии. Снимая эту ленту, Нолан вновь обратился к сотрудничеству с композитором Хансом Циммером, который создавал музыкальное оформление блокбастеров «Темный рыцарь» и «Начало». Режиссер не предоставил ему возможность изучить сценарий и познакомиться с отснятыми кадрами. Циммер писал музыку «вслепую», основываясь только на литературном отрывке, который не имел отношения к сюжету киноленты.

В марте 2016 года в прокат вышло продолжение франшизы – супергеройский фильм «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», в котором главные роли достались Бену Аффлеку и Генри Кавиллу. Нолан в создании картины участвовал в качестве исполнительного продюсера. Несмотря на внушительную кассу (более $ 800 млн), кинолента стала номинантом и победителем в нескольких категориях на «Золотую малину».

Генри Кавилл (кадр из фильма «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости»)Генри Кавилл (кадр из фильма «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости»)

13 июля 2017 года состоялся релиз военной драмы «Дюнкерк» с Финном Уайтхедом, Томом Харди, Киллианом Мерфи, Марком Райлэнсом в главных ролях. Это первая работа Нолана, основанная на реальных событиях. Кинокритики мирового уровня назвали фильм лучшим за всю карьеру режиссера.

Бюджет картины в течение месяца окупился в 4 раза, в дальнейшем кассовые сборы превысили $ 500 млн. Как впоследствии рассказывал постановщик, идея создания фильма о Дюнкеркской операции по спасению войск Союзников зародилась у него еще за 25 лет до начала съемок, во время небольшого путешествия по водам Ла Манша, которое Нолан предпринял на яхте своего друга.

Финн Уайтхед (кадр из фильма «Дюнкерк»)Финн Уайтхед (кадр из фильма «Дюнкерк»)

Режиссер требовательно относится к рабочему процессу на сценической площадке. Он давно установил правило, по которому запрещает коллегам пользоваться во время съемок сотовыми телефонами. По мнению Нолана, отсутствие раздражающих факторов позитивным образом сказывается на качестве результата.

Личная жизнь

Кристофер Нолан женат на Эмме Томас, пара воспитывает четверых детей – сыновей Оливера и Магнуса и дочерей Рори и Флору. С будущей супругой Нолан познакомился, когда учился в вузе. Эмма – ровесница Кристофера, родилась в Лондоне.

Embed from Getty ImagesКристофер Нолан и его жена Эмма Томас

За годы совместной личной жизни супруги, похоже, не устали друг от друга. Эмма и Кристофер вместе и на работе, и дома. Томас продюсирует проекты мужа и остается его бессменной помощницей. Жена Нолана много лет контролирует производственные процессы на семейной киностудии.

Кристофер Нолан сейчас

Помимо работы над созданием новых киношедевров, режиссер ведет общественную деятельность. В 2018 году Нолан стал спикером ежегодной встречи в Каннах в рамках Международного кинофестиваля. Компанию ему составили такие мегазвезды мирового кинематографа, как Мартин Скорсезе, Джон Траволта и Гэри Олдман. Кристофер впервые посетил это мероприятие, чем вызвал ажиотаж среди участников и гостей фестиваля.

В качестве подарка своим зрителям Нолан преподнес новую копию фильма «2001 год: Космическая одиссея» на 70-миллиметровой пленке, показ которой был приурочен к 50-летию со дня премьеры этого шедевра кинофантастики.

Кристофер Нолан в 2019 году

По словам режиссера, автор картины Стэнли Кубрик по сей день остается для него недостижимой высотой, на которую Нолан равняется при создании собственных кинолент. Например, в своем творчестве британец использует прием, изобретенный его талантливым предшественником – отказ от правила прямого повествования.

Сейчас Кристофер Нолан работает над сценарием к триллеру «Memento». В планах у постановщика – выпуск нового проекта, название которого он держит в тайне. В начале 2019 года стало известно, что к актерскому составу картины присоединились Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики. Информация о новом фильме появилась на фан-страничке Нолана в «Инстаграме».

Фильмография

  • 1998 – «Преследование»
  • 2000 – «Помни»
  • 2002 – «Бессонница»
  • 2005 – «Бэтмен. Начало»
  • 2006 – «Престиж»
  • 2008 – «Темный рыцарь»
  • 2010 – «Начало»
  • 2012 – «Темный рыцарь. Возрождение легенды»
  • 2013 – «Человек из стали»
  • 2014 – «Превосходство»
  • 2014 – «Интерстеллар»
  • 2016 – «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости»
  • 2017 – «Дюнкерк»

10 великих фильмов Кристофера Нолана

10 великих фильмов Кристофера Нолана 10 великих фильмов Кристофера Нолана

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Он с детства знал о том, что будет работать в кинематографе: в 7 лет Крис посмотрел «Звездные войны» и настолько проникся магией кино, что начал снимать. C тех пор прошло много времени, а на счету режиссера уже больше десятка фильмов, по высшему разряду оцененных критиками и зрителями.

В честь дня рождения Кристофера Нолана AdMe.ru собрал 10 фильмов, которые стоят того, чтобы вы их посмотрели.

Начало
Inception, 2010

10 великих фильмов Кристофера Нолана

© Legendary Pictures  

Кобб — талантливый вор, лучший из лучших в опасном искусстве извлечения: он крадет ценные секреты из глубин подсознания во время сна, когда человеческий разум наиболее уязвим. Но никакое планирование или мастерство не могут подготовить команду ко встрече с опасным противником, который, кажется, предугадывает каждый их ход. Врагом, увидеть которого мог бы лишь Кобб.

Интерстеллар
Interstellar, 2014

10 великих фильмов Кристофера Нолана

© Legendary Pictures  

Когда пылевые бури приводят человечество к продовольственному кризису, коллектив исследователей и ученых отправляется сквозь червоточину в путешествие, чтобы превзойти прежние ограничения для космических путешествий человека и переселить человечество на другую планету.

Престиж
The Prestige, 2006

10 великих фильмов Кристофера Нолана

© Newmarket Productions  

Роберт и Альфред — фокусники-иллюзионисты, которые на рубеже XIX — XX веков соперничали друг с другом в Лондоне. С годами их дружеская конкуренция на профессиональной почве перерастает в настоящую войну. Они готовы на все, чтобы выведать друг у друга секреты фантастических трюков и сорвать их исполнение. Непримиримая вражда, вспыхнувшая между ними, начинает угрожать жизни окружающих их людей.

Бэтмен: Начало
Batman Begins, 2005

10 великих фильмов Кристофера Нолана

© DC Comics  

В детстве юный наследник огромного состояния Брюс Уэйн оказался свидетелем убийства своих родителей, и тогда он решил бороться с преступностью. Спустя годы он отправляется в путешествие по миру, чтобы найти способ восстановить справедливость. Вернувшись в родной город, Уэйн становится Бэтменом и ведет борьбу со злом.

Помни
Memento, 2000

10 великих фильмов Кристофера Нолана

© I Remember Productions LLC  

Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни — найти убийцу жены. Его проблема — редкая форма амнезии, потеря короткой памяти: помня все до убийства, он не помнит, что было 15 минут назад.

Жук-скакун

10 великих фильмов Кристофера Нолана

© Кристофер Нолан  

Казалось бы, что может быть необычного в том, что человек пытается убить муравья, но это только на первый взгляд. Эта короткометражка — одна из первых проб пера профессионального режиссера. Для любителей артхауса.

Путеводитель по творчеству Кристофера Нолана — Статьи на КиноПоиске

Смелый экспериментатор или самозванец? Бесчувственный формалист или режиссер будущего? Разбираемся в фильмографии создателя «Дюнкерка» и «Темного рыцаря».

Британец Кристофер Нолан сделал одну из самых впечатляющих карьер в новейшей истории кино. Режиссер-самоучка, создатель всего десяти фильмов, он завоевал коммерческий успех, получил признание критики и обрел культовый статус среди миллионов фанатов. В чем же его секрет? КиноПоиск составил подробный путеводитель по творчеству мастера.

Внимание: в тексте встречаются спойлеры!

Режиссер без биографии: Белый мужчина средних лет

На съемках фильма «Интерстеллар»

Кристофер Нолан охотно дает интервью во время промокампаний фильмов, много говорит о трудностях съемок и источниках вдохновения, но крайне скуп на детали своей частной жизни. «Я не хочу, чтобы люди хоть что-то знали обо мне. Чем больше ты знаешь о ком-то, кто делает кино, тем меньше ты способен просто смотреть фильм», ― говорит режиссер.

У Нолана до сих пор нет мобильного телефона, он не пользуется электронной почтой, чтобы не растрачивать драгоценное время по пустякам. «Когда у тебя есть смартфон и десять свободных минут, ты просто залипаешь и начинаешь просматривать все подряд», ― говорит он. При этом проблем с коммуникацией у него не возникает: «Мне повезло, что я постоянно нахожусь в работе. Вокруг меня всегда есть люди, которые могут хлопнуть по плечу и позвать к телефону».

Режиссера сложно застать в неформальной одежде. Он всегда в классическом костюме, но совсем не из любви к строгому стилю. По собственному свидетельству, Нолан уже давно для себя решил, что разнообразный гардероб ― «это пустая трата энергии», а классика одинаково хороша «и в представительском люксе, и в тундре». На съемках, как бы ни было жарко, он всегда носит пальто с термосом в кармане. Майкл Кейн однажды поинтересовался, нет ли там водки или чего покрепче, но это всегда чай, уверяет режиссер.

На съемках фильма «Дюнкерк»

Выискивать в фильмах Нолана какие-то автобиографические детали ― отдельный фанатский вид спорта. Мастер формы Нолан упорно скрывает любые личные мотивы. Однако в глаза бросается подозрительная навязчивость многих тем и сюжетных ходов, а главное, переходящий из фильма в фильм главный герой. Протагонист едва ли не всех фильмов Нолана ― это белый мужчина средних лет, переживший в прошлом травму, связанную со смертью любимой женщины (жены). Один из них — Доминик Кобб, персонаж фильма «Начало», которого сыграл Леонардо ДиКаприо — похож на Нолана даже внешне. Благодаря схожей прическе на одном из постеров, где актер снят со спины, его легко спутать с режиссером. Чем-то дорога режиссеру и фамилия Кобб ― ее уже носил персонаж «Преследования».

Да и сам фильм «Начало» можно принять за вольную автобиографию кинорежиссера (что-то вроде нолановской версии «8 с половиной» Феллини). Процесс внедрения идеи с помощью снов напоминает съемки фильма. Распределение ролей внутри команды Кобба соответствует спецификации съемочной группы: мастер по проникновению в чужие головы (ДиКаприо) ― это режиссер, имитатор (Харди) ― актер, проводник (Гордон-Левитт) ― продюсер, архитектор (Пейдж) ― художник-постановщик, заказчик (Ватанабе) ― инвестор.

Кристофер Нолан и Леонардо ДиКаприо на съемках фильма «Начало»

Любимый герой: Время

У Нолана есть набор тем, к которым он постоянно возвращается. Среди прочих это взаимоотношения реальности и фантазии, а также механизмы работы нашей памяти. Герои Нолана, как правило, переживают кризис идентичности, не способны адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница») или не могут отличить ее от видений («Начало»). Интерес режиссера к подобным материям подчеркивает название его производственной компании ― Syncopy Films («syncope» дословно ― это обморок, то есть временная потеря сознания).

Чтобы решить свои проблемы, персонажи его фильмов часто пытаются притвориться кем-то другим. Писатель из «Преследования» подражает своему новому другу и фактически теряет себя. К этому гибельному пути его приводит нездоровое увлечение чужими реальностями. Брюс Уэйн придумывает себе две маски ― эксцентричного миллионера и борца за справедливость в маске ― и теряется где-то между ними (трилогия о Бэтмене). Два брата-иллюзиониста в «Престиже» попеременно живут двумя жизнями, каждая из которых фальшива.

Наконец, время ― постоянный предмет исследований Нолана, результатом которых стали эксперименты с нелинейным повествованием. В «Преследовании» начало, середина и конец истории раскрываются параллельно. Как подсчитали энтузиасты, действие в течение часового фильма прыгает 33 раза. В «Помни», главный герой которого застревает в вечном сейчас, история рассказывается одновременно с конца и с начала, а точкой пересечения двух линий становится собственно завязка фабулы. Самая сложная схема реализована в фильме «Престиж», который строится как экранизация записей в двух дневниках, причем один из них читается внутри другого, каждый создан специально, чтобы мистифицировать читающего.

«Дюнкерк»

В «Дюнкерке» Нолан продолжает свои нарративные эксперименты. Историю масштабной эвакуации режиссер рассказывает с трех точек зрения, причем в каждой из параллельных линий — на земле, в воде и в небе — действие идет со своей скоростью. «Для солдат, втянутых в этот конфликт, эта история разворачивалась в различных временных рамках, ― объясняет свою логику режиссер. ― Все те, кто застрял на суше, провели на пляже целую неделю. На воде события длились максимум один день. А что касается самолета, летящего к Дюнкерку, то британский Spitfire мог взять с собой топлива только на час. Чтобы объединить все эти версии истории, нужно было смешать временные слои».

Второй план: С опорой на науку

Сюжеты фильмов Нолана часто вдохновлены научными теориями. В «Помни» реверсивная хронология обоснована антероградной амнезией (нарушением кратковременной памяти) протагониста. Героя «Бессонницы» доводят до ручки адаптационная инсомния и чувство вины. Теория осознанных сновидений позволяет выстроить в «Начале» пятиэтажный сюжет. Там же Нолан воспроизводит известную оптическую иллюзию ― лестницу Пенроуза. В «Темном рыцаре» (в эпизоде с двумя заминированными паромами) воссоздана дилемма заключенного из теории игр. Что до «Интерстеллара», здесь фактически вся фабула основана на теориях физика Кипа Торна.

«Начало»

Несмотря на основательность, специалисты периодически критикуют фильмы Нолана за те или иные художественные допущения. Например, в реальности никто не станет использовать электрический ток в тестах для больных амнезией, как это было в «Помни». Или ученые сомневаются в возможности существования системы потенциально обитаемых планет, которые бы вращались вокруг черной дыры и нейтронной звезды. По крайней мере науке ни одна такая пока не была известна. В то же время даже критики из ученого мира сходятся, что Гаргантюа в «Интерстелларе» ― самая достоверная черная дыра в истории кино.

Авторская стратегия: Ребусы с ответом

Нолан ― один из немногих в Голливуде режиссеров с правом финального монтажа. На Warner Bros. таких осталось всего двое ― он и Клинт Иствуд. Студия оказывает ему максимальное доверие, которое он пока не обманывал. Возможно, потому, что, в отличие от режиссеров-экспериментаторов вроде Алена Рене или Рауля Руиса, Нолан постоянно думает о зрительском комфорте и всегда максимально подробно (насколько это возможно, чтобы сохранить интригу) объясняет правила игры.

Все идеологически важные мысли его герои проговаривают вслух. Даже если потеряешь нить повествования, можно не беспокоиться ― автор обеспечит череду эффектных аттракционов, а потом все равно проведет зрителя к развязке и даст все ключи. Фильмы Нолана всегда работают как эффектное зрелище, но оставляют приятное ощущение неразгаданной загадки. Полные ребусов и подсказок, они только выигрывают от повторного просмотра. Не случайно одна американская киносеть продавала билеты на «Интерстеллар» с безлимитным посещением.

«Престиж»

Масштабные эксперименты с повествовательными техниками, которые продюсеры обычно мало кому позволяют, сходят Нолану с рук, потому что он работает на базе традиционных жанров и точно осознает границы своих возможностей — какие конвенции нужно соблюдать, а какие нет. Прекрасный пример тому ― фантастический триллер «Начало», основанный на схеме фильма-ограбления. Его герои ― специалисты по промышленному шпионажу, способные проникать в чужие сны. На зрителя выплескивается масса специфической информации о тонкостях их работы, но это не вызывает отторжения. От фильмов такого рода зритель ждет объяснения трюка, рассказа о том, «как они это провернули/будут проворачивать».

По мнению колумниста New Yorker Джеймса Верини, фильмы Нолана продуктивнее всего воспринимать как игры: «Это соревнования с правилами и фазами, гамбитами и защитами, многими проигравшими и случайным победителем, и обычно это пиррова победа». Иногда его картины даже логикой повествования напоминают компьютерную игру. Например, «Помни», где Леонард придумывает себе новые и новые задания, а пройдя уровень, присваивает частичку личности убитого врага (надевает одежду, забирает машину, вступает в отношения с его кругом общения). Не случайно наиболее логичным продолжением (спин-оффом) «Начала» Нолан назвал видеоигру.

Стиль работы: Мания контроля

На съемках фильма «Дюнкерк»

Нолан может многое себе позволить еще и потому, что никогда не нарушает обязательств, взятых перед студией. Как правило, его фильмы снимаются строго в срок (или даже быстрее) и не превышают утвержденного бюджета. Всего этого он добивается за счет тщательной проработки деталей во время подготовительного периода. Сценарии всех его проектов (он всегда пишет их сам или участвует в написании) шлифуются годами. В случаях с «Началом» и «Дюнкерком» от первоначальной идеи до реализации прошло около десятилетия.

Нолана отличает мания контроля, как у настоящего артхаусного режиссера. На съемках он, как правило, не использует второй юнит, предпочитая даже второстепенные съемки контролировать самостоятельно. Его проекты снимаются в режиме строгой секретности. Актерам, которые пробуются на роль, сценарии не выдаются на дом, и те вынуждены запоминать реплики, сидя в секретной комнате под присмотром. Нолан лично приехал к Майклу Кейну, чтобы предложить роль дворецкого Альфреда в «Бэтмен: Начало», однако отказался оставлять сценарий и ждал до тех пор, пока актер не прочтет и не даст свое согласие прямо на месте. Чтобы избежать утечек, он скрывал от актеров концовку «Возрождения легенды», а от композитора Ханса Циммера утаил весь сценарий «Интерстеллара».

Когда зимой 2012 года в прессе появилась пустяковая новость о том, что речь Бэйна в «Возрождении легенды» после тестовых просмотров хотят сделать более разборчивой (актер Том Харди весь фильм говорит сквозь маску), Нолан потребовал сразу после новогодних каникул созвать экстренное собрание руководства студии, чтобы вычислить и наказать анонима.

Кристофер Нолан, Леонардо ДиКаприо и Эллен Пейдж на съемках фильма «Начало»

Синопсисы его фильмов, как правило, держатся в тайне вплоть до релиза. Иногда, чтобы сохранить эффект неожиданности, режиссер в продвижении (а он и здесь оставляет последнее слово за собой) идет на прямой обман. Вся маркетинговая кампания «Начала» убеждала зрителя в том, что его ждет фильм о воровстве идей с помощью проникновения во сны. То, что идею будут внедрять, а не красть, он уже узнавал в кинотеатре.

Команда Нолан: Семейный подряд

Во всех фильмах Нолан старается работать с одной и той же командой, редко обновляя круг соратников. Уже в первом фильме «Преследование» он задействовал в том или ином качестве едва ли не всю свою семью. Семейный подряд работает до сих пор. Супруга Эмма Томас продюсирует все его фильмы и берет на себя львиную долю общения с миром от имени режиссера. Лучшие сценарии Нолана созданы в соавторстве с братом Джонатаном. «Дюнкерк» Нолан писал сам, пошутив, что услуги брата (тот сейчас занят сериалом «Мир Дикого Запада») стали ему не по карману.

Аналогичная история с оператором. Все свои фильмы, начиная с «Помни», Нолан снимал с Уолли Пфистером, который несколько лет назад решил податься в режиссеры. Впрочем, окончательного разрыва не произошло. Свой режиссерский дебют «Превосходство» с Джонни Деппом Пфистер снимал на производственной компании Нолана под его же присмотром. Начиная с «Интерстеллара» режиссер работает со шведом Хойте Ван Хойтемой.

Актеры о Нолане: «Он прав всегда»

Когда Нолан только начинал работать внутри голливудской системы, он испытал все трудности работы с актерами класса А. На съемках «Бессонницы» ему приходилась искать компромисс между Аль Пачино, требовавшим дублей и репетиций, и Хилари Суэнк, которая отказывалась пробовать сцену более одного-двух раз, чтобы сохранить естественность. Теперь все изменялось. Нолан никогда не повышает голоса на съемочной площадке, но выстраивает жесткую дисциплину.

Том Харди утверждает: «Когда вы работаете с Крисом, личному эго просто нет места».

Леонардо ДиКаприо

Леонардо ДиКаприо уверен: «Нолан очень выразителен, когда говорит о том, чего хочет достичь. Но… он очень изолирован в собственном мозгу. Поэтому мы знали, что должны просто довериться».

Энн Хэтэуэй считает: «Когда твой режиссер ― Крис Нолан, ты должен ему доверять. И если ты думаешь, что вот в этом нет никакого смысла, то ты должен заставить себя подумать над тем, почему с его точки зрения так будет лучше. Потому что он прав. Не обычно прав, а прав всегда».

Нолан об актерах: «Детекторы лжи»

«Возможность сказать „мой большой друг сэр Майкл Кейн“ — одно из величайших удовольствий в моей жизни», ― говорит режиссер о ветеране британского кино, который застолбил в фильмах Нолана амплуа символического (а иногда реального) отца. Актер ему платит той же монетой, сравнивает с Дэвидом Лином и называет одним из лучших режиссеров в истории. Майкл Кейн ― главный талисман Нолана ― снимался у него шесть раз, а в «Дюнкерке» озвучил радиосообщение пилотам в самом начале фильма. «Так или иначе, но он будет во всех моих фильмах», — заявил режиссер.

«Начало»

Нолан постоянен в выборе актеров. Кристиан Бэйл работал с режиссером четыре раза, Том Харди, Гари Олдман, Морган Фриман ― по три, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийар, Энн Хэтэуэй ― по два.

«[Большие артисты] ― это ходячие детекторы лжи, исследователи человеческого поведения, ― уверен режиссер. ― Ты просто не можешь знать это лучше их. Поэтому ты должен быть абсолютно честен с этими людьми и должен включать их в свой творческий процесс». Известно, что того же ДиКаприо можно смело считать соавтором «Начала». Они вместе с Ноланом несколько месяцев обсуждали роль Кобба, после чего режиссер вносил изменения в сценарий. Однако поощряя сотворчество, режиссер устанавливает четкие границы. Однажды Кристиан Бэйл, по его словам, попытался пробраться в монтажную Нолана, но услышал «f*** off» в очень вежливой форме.

Источники вдохновения: От Борхеса до «Чужого»

Путеводитель по творчеству Кристофера Нолана — Статьи на КиноПоиске

Смелый экспериментатор или самозванец? Бесчувственный формалист или режиссер будущего? Разбираемся в фильмографии создателя «Дюнкерка» и «Темного рыцаря».

Британец Кристофер Нолан сделал одну из самых впечатляющих карьер в новейшей истории кино. Режиссер-самоучка, создатель всего десяти фильмов, он завоевал коммерческий успех, получил признание критики и обрел культовый статус среди миллионов фанатов. В чем же его секрет? КиноПоиск составил подробный путеводитель по творчеству мастера.

Внимание: в тексте встречаются спойлеры!

Режиссер без биографии: Белый мужчина средних лет

На съемках фильма «Интерстеллар»

Кристофер Нолан охотно дает интервью во время промокампаний фильмов, много говорит о трудностях съемок и источниках вдохновения, но крайне скуп на детали своей частной жизни. «Я не хочу, чтобы люди хоть что-то знали обо мне. Чем больше ты знаешь о ком-то, кто делает кино, тем меньше ты способен просто смотреть фильм», ― говорит режиссер.

У Нолана до сих пор нет мобильного телефона, он не пользуется электронной почтой, чтобы не растрачивать драгоценное время по пустякам. «Когда у тебя есть смартфон и десять свободных минут, ты просто залипаешь и начинаешь просматривать все подряд», ― говорит он. При этом проблем с коммуникацией у него не возникает: «Мне повезло, что я постоянно нахожусь в работе. Вокруг меня всегда есть люди, которые могут хлопнуть по плечу и позвать к телефону».

Режиссера сложно застать в неформальной одежде. Он всегда в классическом костюме, но совсем не из любви к строгому стилю. По собственному свидетельству, Нолан уже давно для себя решил, что разнообразный гардероб ― «это пустая трата энергии», а классика одинаково хороша «и в представительском люксе, и в тундре». На съемках, как бы ни было жарко, он всегда носит пальто с термосом в кармане. Майкл Кейн однажды поинтересовался, нет ли там водки или чего покрепче, но это всегда чай, уверяет режиссер.

На съемках фильма «Дюнкерк»

Выискивать в фильмах Нолана какие-то автобиографические детали ― отдельный фанатский вид спорта. Мастер формы Нолан упорно скрывает любые личные мотивы. Однако в глаза бросается подозрительная навязчивость многих тем и сюжетных ходов, а главное, переходящий из фильма в фильм главный герой. Протагонист едва ли не всех фильмов Нолана ― это белый мужчина средних лет, переживший в прошлом травму, связанную со смертью любимой женщины (жены). Один из них — Доминик Кобб, персонаж фильма «Начало», которого сыграл Леонардо ДиКаприо — похож на Нолана даже внешне. Благодаря схожей прическе на одном из постеров, где актер снят со спины, его легко спутать с режиссером. Чем-то дорога режиссеру и фамилия Кобб ― ее уже носил персонаж «Преследования».

Да и сам фильм «Начало» можно принять за вольную автобиографию кинорежиссера (что-то вроде нолановской версии «8 с половиной» Феллини). Процесс внедрения идеи с помощью снов напоминает съемки фильма. Распределение ролей внутри команды Кобба соответствует спецификации съемочной группы: мастер по проникновению в чужие головы (ДиКаприо) ― это режиссер, имитатор (Харди) ― актер, проводник (Гордон-Левитт) ― продюсер, архитектор (Пейдж) ― художник-постановщик, заказчик (Ватанабе) ― инвестор.

Кристофер Нолан и Леонардо ДиКаприо на съемках фильма «Начало»

Любимый герой: Время

У Нолана есть набор тем, к которым он постоянно возвращается. Среди прочих это взаимоотношения реальности и фантазии, а также механизмы работы нашей памяти. Герои Нолана, как правило, переживают кризис идентичности, не способны адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница») или не могут отличить ее от видений («Начало»). Интерес режиссера к подобным материям подчеркивает название его производственной компании ― Syncopy Films («syncope» дословно ― это обморок, то есть временная потеря сознания).

Чтобы решить свои проблемы, персонажи его фильмов часто пытаются притвориться кем-то другим. Писатель из «Преследования» подражает своему новому другу и фактически теряет себя. К этому гибельному пути его приводит нездоровое увлечение чужими реальностями. Брюс Уэйн придумывает себе две маски ― эксцентричного миллионера и борца за справедливость в маске ― и теряется где-то между ними (трилогия о Бэтмене). Два брата-иллюзиониста в «Престиже» попеременно живут двумя жизнями, каждая из которых фальшива.

Наконец, время ― постоянный предмет исследований Нолана, результатом которых стали эксперименты с нелинейным повествованием. В «Преследовании» начало, середина и конец истории раскрываются параллельно. Как подсчитали энтузиасты, действие в течение часового фильма прыгает 33 раза. В «Помни», главный герой которого застревает в вечном сейчас, история рассказывается одновременно с конца и с начала, а точкой пересечения двух линий становится собственно завязка фабулы. Самая сложная схема реализована в фильме «Престиж», который строится как экранизация записей в двух дневниках, причем один из них читается внутри другого, каждый создан специально, чтобы мистифицировать читающего.

«Дюнкерк»

В «Дюнкерке» Нолан продолжает свои нарративные эксперименты. Историю масштабной эвакуации режиссер рассказывает с трех точек зрения, причем в каждой из параллельных линий — на земле, в воде и в небе — действие идет со своей скоростью. «Для солдат, втянутых в этот конфликт, эта история разворачивалась в различных временных рамках, ― объясняет свою логику режиссер. ― Все те, кто застрял на суше, провели на пляже целую неделю. На воде события длились максимум один день. А что касается самолета, летящего к Дюнкерку, то британский Spitfire мог взять с собой топлива только на час. Чтобы объединить все эти версии истории, нужно было смешать временные слои».

Второй план: С опорой на науку

Сюжеты фильмов Нолана часто вдохновлены научными теориями. В «Помни» реверсивная хронология обоснована антероградной амнезией (нарушением кратковременной памяти) протагониста. Героя «Бессонницы» доводят до ручки адаптационная инсомния и чувство вины. Теория осознанных сновидений позволяет выстроить в «Начале» пятиэтажный сюжет. Там же Нолан воспроизводит известную оптическую иллюзию ― лестницу Пенроуза. В «Темном рыцаре» (в эпизоде с двумя заминированными паромами) воссоздана дилемма заключенного из теории игр. Что до «Интерстеллара», здесь фактически вся фабула основана на теориях физика Кипа Торна.

«Начало»

Несмотря на основательность, специалисты периодически критикуют фильмы Нолана за те или иные художественные допущения. Например, в реальности никто не станет использовать электрический ток в тестах для больных амнезией, как это было в «Помни». Или ученые сомневаются в возможности существования системы потенциально обитаемых планет, которые бы вращались вокруг черной дыры и нейтронной звезды. По крайней мере науке ни одна такая пока не была известна. В то же время даже критики из ученого мира сходятся, что Гаргантюа в «Интерстелларе» ― самая достоверная черная дыра в истории кино.

Авторская стратегия: Ребусы с ответом

Нолан ― один из немногих в Голливуде режиссеров с правом финального монтажа. На Warner Bros. таких осталось всего двое ― он и Клинт Иствуд. Студия оказывает ему максимальное доверие, которое он пока не обманывал. Возможно, потому, что, в отличие от режиссеров-экспериментаторов вроде Алена Рене или Рауля Руиса, Нолан постоянно думает о зрительском комфорте и всегда максимально подробно (насколько это возможно, чтобы сохранить интригу) объясняет правила игры.

Все идеологически важные мысли его герои проговаривают вслух. Даже если потеряешь нить повествования, можно не беспокоиться ― автор обеспечит череду эффектных аттракционов, а потом все равно проведет зрителя к развязке и даст все ключи. Фильмы Нолана всегда работают как эффектное зрелище, но оставляют приятное ощущение неразгаданной загадки. Полные ребусов и подсказок, они только выигрывают от повторного просмотра. Не случайно одна американская киносеть продавала билеты на «Интерстеллар» с безлимитным посещением.

«Престиж»

Масштабные эксперименты с повествовательными техниками, которые продюсеры обычно мало кому позволяют, сходят Нолану с рук, потому что он работает на базе традиционных жанров и точно осознает границы своих возможностей — какие конвенции нужно соблюдать, а какие нет. Прекрасный пример тому ― фантастический триллер «Начало», основанный на схеме фильма-ограбления. Его герои ― специалисты по промышленному шпионажу, способные проникать в чужие сны. На зрителя выплескивается масса специфической информации о тонкостях их работы, но это не вызывает отторжения. От фильмов такого рода зритель ждет объяснения трюка, рассказа о том, «как они это провернули/будут проворачивать».

По мнению колумниста New Yorker Джеймса Верини, фильмы Нолана продуктивнее всего воспринимать как игры: «Это соревнования с правилами и фазами, гамбитами и защитами, многими проигравшими и случайным победителем, и обычно это пиррова победа». Иногда его картины даже логикой повествования напоминают компьютерную игру. Например, «Помни», где Леонард придумывает себе новые и новые задания, а пройдя уровень, присваивает частичку личности убитого врага (надевает одежду, забирает машину, вступает в отношения с его кругом общения). Не случайно наиболее логичным продолжением (спин-оффом) «Начала» Нолан назвал видеоигру.

Стиль работы: Мания контроля

На съемках фильма «Дюнкерк»

Нолан может многое себе позволить еще и потому, что никогда не нарушает обязательств, взятых перед студией. Как правило, его фильмы снимаются строго в срок (или даже быстрее) и не превышают утвержденного бюджета. Всего этого он добивается за счет тщательной проработки деталей во время подготовительного периода. Сценарии всех его проектов (он всегда пишет их сам или участвует в написании) шлифуются годами. В случаях с «Началом» и «Дюнкерком» от первоначальной идеи до реализации прошло около десятилетия.

Нолана отличает мания контроля, как у настоящего артхаусного режиссера. На съемках он, как правило, не использует второй юнит, предпочитая даже второстепенные съемки контролировать самостоятельно. Его проекты снимаются в режиме строгой секретности. Актерам, которые пробуются на роль, сценарии не выдаются на дом, и те вынуждены запоминать реплики, сидя в секретной комнате под присмотром. Нолан лично приехал к Майклу Кейну, чтобы предложить роль дворецкого Альфреда в «Бэтмен: Начало», однако отказался оставлять сценарий и ждал до тех пор, пока актер не прочтет и не даст свое согласие прямо на месте. Чтобы избежать утечек, он скрывал от актеров концовку «Возрождения легенды», а от композитора Ханса Циммера утаил весь сценарий «Интерстеллара».

Когда зимой 2012 года в прессе появилась пустяковая новость о том, что речь Бэйна в «Возрождении легенды» после тестовых просмотров хотят сделать более разборчивой (актер Том Харди весь фильм говорит сквозь маску), Нолан потребовал сразу после новогодних каникул созвать экстренное собрание руководства студии, чтобы вычислить и наказать анонима.

Кристофер Нолан, Леонардо ДиКаприо и Эллен Пейдж на съемках фильма «Начало»

Синопсисы его фильмов, как правило, держатся в тайне вплоть до релиза. Иногда, чтобы сохранить эффект неожиданности, режиссер в продвижении (а он и здесь оставляет последнее слово за собой) идет на прямой обман. Вся маркетинговая кампания «Начала» убеждала зрителя в том, что его ждет фильм о воровстве идей с помощью проникновения во сны. То, что идею будут внедрять, а не красть, он уже узнавал в кинотеатре.

Команда Нолан: Семейный подряд

Во всех фильмах Нолан старается работать с одной и той же командой, редко обновляя круг соратников. Уже в первом фильме «Преследование» он задействовал в том или ином качестве едва ли не всю свою семью. Семейный подряд работает до сих пор. Супруга Эмма Томас продюсирует все его фильмы и берет на себя львиную долю общения с миром от имени режиссера. Лучшие сценарии Нолана созданы в соавторстве с братом Джонатаном. «Дюнкерк» Нолан писал сам, пошутив, что услуги брата (тот сейчас занят сериалом «Мир Дикого Запада») стали ему не по карману.

Аналогичная история с оператором. Все свои фильмы, начиная с «Помни», Нолан снимал с Уолли Пфистером, который несколько лет назад решил податься в режиссеры. Впрочем, окончательного разрыва не произошло. Свой режиссерский дебют «Превосходство» с Джонни Деппом Пфистер снимал на производственной компании Нолана под его же присмотром. Начиная с «Интерстеллара» режиссер работает со шведом Хойте Ван Хойтемой.

Актеры о Нолане: «Он прав всегда»

Когда Нолан только начинал работать внутри голливудской системы, он испытал все трудности работы с актерами класса А. На съемках «Бессонницы» ему приходилась искать компромисс между Аль Пачино, требовавшим дублей и репетиций, и Хилари Суэнк, которая отказывалась пробовать сцену более одного-двух раз, чтобы сохранить естественность. Теперь все изменялось. Нолан никогда не повышает голоса на съемочной площадке, но выстраивает жесткую дисциплину.

Том Харди утверждает: «Когда вы работаете с Крисом, личному эго просто нет места».

Леонардо ДиКаприо

Леонардо ДиКаприо уверен: «Нолан очень выразителен, когда говорит о том, чего хочет достичь. Но… он очень изолирован в собственном мозгу. Поэтому мы знали, что должны просто довериться».

Энн Хэтэуэй считает: «Когда твой режиссер ― Крис Нолан, ты должен ему доверять. И если ты думаешь, что вот в этом нет никакого смысла, то ты должен заставить себя подумать над тем, почему с его точки зрения так будет лучше. Потому что он прав. Не обычно прав, а прав всегда».

Нолан об актерах: «Детекторы лжи»

«Возможность сказать „мой большой друг сэр Майкл Кейн“ — одно из величайших удовольствий в моей жизни», ― говорит режиссер о ветеране британского кино, который застолбил в фильмах Нолана амплуа символического (а иногда реального) отца. Актер ему платит той же монетой, сравнивает с Дэвидом Лином и называет одним из лучших режиссеров в истории. Майкл Кейн ― главный талисман Нолана ― снимался у него шесть раз, а в «Дюнкерке» озвучил радиосообщение пилотам в самом начале фильма. «Так или иначе, но он будет во всех моих фильмах», — заявил режиссер.

«Начало»

Нолан постоянен в выборе актеров. Кристиан Бэйл работал с режиссером четыре раза, Том Харди, Гари Олдман, Морган Фриман ― по три, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийар, Энн Хэтэуэй ― по два.

«[Большие артисты] ― это ходячие детекторы лжи, исследователи человеческого поведения, ― уверен режиссер. ― Ты просто не можешь знать это лучше их. Поэтому ты должен быть абсолютно честен с этими людьми и должен включать их в свой творческий процесс». Известно, что того же ДиКаприо можно смело считать соавтором «Начала». Они вместе с Ноланом несколько месяцев обсуждали роль Кобба, после чего режиссер вносил изменения в сценарий. Однако поощряя сотворчество, режиссер устанавливает четкие границы. Однажды Кристиан Бэйл, по его словам, попытался пробраться в монтажную Нолана, но услышал «f*** off» в очень вежливой форме.

Источники вдохновения: От Борхеса до «Чужого»

«Бегущий по лезвию»«Головокружение»

«Темный рыцарь» многое взял от «Схватки» Майкла Манна, а в третьем «Бэтмене» чувствуется эпическое дыхание фильмов Дэвида Лина. Наконец, не избежал Нолан влияния и других американо-британских режиссеров ― Альфреда Хичкока и Стэнли Кубрика. Например, «Преследование» прямо отсылает к «Головокружению», а «Интерстеллар» ― к «Космической одиссее».

Для опроса Criterion Collection Нолан составил синефильский список из десяти самых влиятельных картин в истории, но и тут не обошлось без эклектики. Кроме уже называвшейся «Алчности» Эриха Штрогейма, там были упомянуты «Стукач» Стивена Фрирза, «Нетерпение чувств» Николаса Роуга, «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета, «Завещание доктора Мабузе» Фрица Ланга, «Тонкая красная линия» Терренса Малика, «Мистер Аркадин» Орсона Уэллса, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы (с Дэвидом Боуи) и два документальных фильма — «Ради всего человечества» и «Кояанискатси».

На визуальное мышление Нолана (который, к слову, дальтоник) серьезно повлиял еще один британский феномен ― «Стена» Алана Паркера по мотивам альбома Pink Floyd. И все же многие любимые приемы ― mise en abyme («история в истории»), рекурсия и прочее ― Нолан позаимствовал из живописи и литературы. Среди таких источников вдохновения он называет работы нидерландского графика Маурица Эшера и рассказы аргентинца Хорхе Луиса Борхеса. Привычку к нелинейному повествованию Нолану помогла сформировать книга Грэма Свифта «Земля воды», где сюжет развивается одновременно в прошлом и настоящем.

Фирменный стиль: Мрачность и реализм

Хит Леджер

Две главные режиссерские интенций Нолана ― мрачность и реализм ― явно перекочевали в его кино из нуаров, влияние которых было заметно еще в дебютном «Преследовании». Тут есть весь набор составляющих жанра: персонажи (аутсайдер в поисках выхода, роковая блондинка с опасными связями и т. д.), флешбэки, озвученные неуверенным голосом протагониста, даже черно-белая пленка, выбранная от безденежья, но возведенная в концепт. Фильмы о Бэтмене традиционно содержали элементы нуара, но Нолан вывел их на первый план. Как справедливо отмечали критики, «Темный рыцарь» скорее напоминает криминальную драму, чем супергеройское кино.

Женские персонажи в большинстве фильмов Нолана часто воспроизводят нуаровый архетип femme fatale. Они, как правило, двуличны, неискренни, а их красота таит в себе опасность. Они используют свои чары, чтобы втереться в доверие, а затем вонзают нож в спину главному герою. В «Возрождении легенды» режиссер дважды воспроизвел эту схему. Обе героини, Селина Кайл (Женщина-кошка) и Миранда Тейт, сначала обвиняют Бэтмена в недостатке доверия, а затем предают. В «Начале» центральный женский образ низведен до мизогинистской карикатуры: умершая жена Кобба, Мол, постоянно приходит в его сны, чтобы все испортить.

Энн Хэтэуэй

Нолан ни разу не сделал чистый нуар, но активно использует его главную наработку ― давящую, напряженную атмосферу. Все его протагонисты живут в состоянии постоянного невроза, которое передается и зрителям за счет дрожащей камеры и музыки. Буквально каждый кадр у Нолана обязан транслировать тревогу. В его фильмах мало теплых цветов, минимум компьютерной графики и павильонных съемок. Все, что только можно, снимается на натуре и по мере возможностей с плеча.

Его фильмы отличает максимально плотное действие. Режиссер избавляется от всего лишнего или скучного. Средняя сцена у него длится несколько секунд, а количество склеек в полтора-два раза больше обычного. Нолан, пытаясь совмещать саспенс и информативность, не сбавляет темпа повествования. Вот показательный пример: в «Возрождении легенды» правительство засылает трех спецназовцев в осажденный Готэм, чтобы разведать обстановку, но их почти сразу убивают люди Бэйна. Этот короткий эпизод (длиной всего в 4 минуты) выполняет сразу несколько функций: вводит зрителя в курс дела, нагнетает напряжение, а также дает понять, что среди героев завелся предатель.

Технические стратегии: Друг пленки, враг 3D

Кристофер Нолан ― один из самых активных сторонников пленочного кино. Он не только продолжает снимать, но и старается показывать свои фильмы на пленке. 125 американских кинотеатров показывают «Дюнкерк» на 70-миллиметровой пленке ― это крупнейший релиз в таком формате за последние 25 лет.

Кристофер Нолан

Аргументация Нолана проста: всегда должен оставаться выбор. «Я снимаю на пленке не из-за ностальгических соображений, ― говорит режиссер. ― Я сторонник любых технических новшеств, но они должны превосходить то, что было раньше, а пока не появилось ничего, что могло бы превзойти уже придуманное».

В то же время Нолан ― один из главных энтузиастов IMAX. По его словам, это одно из главных изобретений в истории кино, дающее совершенно иной эффект присутствия. Во всех своих картинах, начиная с «Темного рыцаря», он экспериментирует с IMAX-камерами. При этом ни одна из лент не выходила в формате 3D. По мнению режиссера, этот формат только сужает изображение и делает его слишком темным.

Претензии критиков: Ложная многозначительность

Обратная сторона популярности Нолана ― последовательные и дотошные противники, которые в каждом фильме режиссера находят целый список недостатков: логические нестыковки, драматургическую рыхлость, неряшливый монтаж, бесцветную музыку, блеклых персонажей. По их мнению, режиссер приносит все составляющие фильма в жертву бесперебойному действию. Кроме того, Нолана нередко обвиняют в ложной многозначительности, мол, его фильмы не настолько глубоки, как бы того хотелось режиссеру.

Кристофер Нолан

Еще серьезнее выглядят обвинения в эмоциональной глухоте и отсутствии личностного измерения. Проявления чувств в фильмах Нолана порой оставляют ощущение неловкости: персонажи страдают, любят и ненавидят как будто по принуждению. Кроме того, даже посмотрев все фильмы режиссера, трудно определить, где он искренен, а где следует требованиям жанра, что именно его волнует, какие у него убеждения. Нолан как будто полностью растворяется в своих формальных экспериментах. Все это, по мнению многих, не дает ему права считаться настоящим автором. Если не видно личности, значит, нет и глубины.

Впрочем, история кино помнит, как схожие упреки раздавались в адрес другого британца, покорившего Голливуд. Альфред Хичкок тоже не имел явной политической позиции, всегда появлялся на публике лишь в строгом костюме и имел славу хладнокровного формалиста. По крайней мере Нолан нашел для себя прекрасную ролевую модель.

«С возрастом становлюсь всё сентиментальнее» — Статьи на КиноПоиске

45 лет исполнилось Кристоферу Нолану — одному из самых успешных режиссеров нашего времени, чьи работы одинаково любимы как взыскательными критиками, так и простыми зрителями. По случаю юбилея постановщика КиноПоиск собрал его высказывания о своих картинах, жизненных и творческих принципах и источниках вдохновения.

45 лет исполнилось Кристоферу Нолану — одному из самых успешных режиссеров нашего времени, чьи работы одинаково любимы как взыскательными критиками, так и простыми зрителями. По случаю юбилея постановщика КиноПоиск собрал его высказывания о своих картинах, жизненных и творческих принципах и источниках вдохновения.

Пять из девяти фильмов Кристофера Нолана входят в топ-250 на КиноПоиске: «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало», «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Интерстеллар».

Меня постоянно спрашивают о том, как я выдержал груз ответственности, когда взялся за крупную франшизу. На самом деле наиболее резкий переход в моей карьере состоялся между «Преследованием» и «Помни». Если сначала я работал с семьей и друзьями, тратил собственные деньги и время, то после мне пришлось впервые рисковать чужими средствами. Кажется, такого давления я не чувствовал никогда.

При работе над «Преследованием» я придерживался модели независимого микробюджетного кинематографа, которая успешно работала в США, но практически отсутствовала в Великобритании. Низкобюджетное кино в Англии — это 500—600 тысяч фунтов. В Америке же Кевин Смит смог снять картину всего лишь за несколько десятков тысяч долларов. У нас этого хватило бы на короткометражку. Знаю, что сейчас ситуация меняется, и это приятно.

Во время работы над «Бэтменом» мне приходилось отключать часть мозга. Ты не должен отвлекаться на мысли о высоких ставках и масштабе, иначе это помешает процессу создания картины. Поэтому я снимал «Бэтмена» точно так же, как и любую другую ленту. Я получил огромное удовлетворение, ведь у меня была свобода, и фильм вышел именно таким, каким я его и задумал. Такое нечасто услышишь от человека, снимающего столь крупное кино.

Сейчас истории о супергероях занимают в культуре ту же нишу, что в свое время отводилась греческой мифологии. И Бэтмен для меня — это самый близкий и реалистичный герой. Он не прилетел на Землю с другой планеты и не попадал под радиоактивное облучение. Он такой же человек с целым ворохом проблем. И если Супермен подобен богу, то Бэтмен скорее похож на Геракла.

В «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта невероятная атмосфера и живой, продуманный мир. Зритель знает, сколько важных событий происходит и в тех местах, которые остаются за кадром. Именно этого я пытаюсь достичь в своих работах.

Перед стартом работы над фильмом «Бэтмен: Начало» Кристофер Нолан устроил для оператора Уолли Пфистера и других участников съемочной группы показ «Бегущего по лезвию». «Именно таким мы сделаем „Бэтмена“», — заявил режиссер.

Существует огромная разница между съемкой кино и созданием анимации. Насколько бы ни были продвинутыми технологии, если ты не используешь в кадре реальные объекты и создаешь сцену полностью с помощью компьютерной графики, она ощущается зрителем именно как анимация.

Обычно у фильмов с обилием визуальных эффектов бывают две разные задачи. Первая — заставить поверить зрителей в то, что происходящее на экране реально. Она мне интересна. Вторая — впечатлить публику количеством графики и тем, сколько денег угрохано на ее создание. И это совсем не мой подход.

Голливуд открыт для новых талантов, у студий непрекращающийся аппетит на свежие имена. В Великобритании все иначе. Здесь к новичкам относятся с подозрением. Быть может, в культурном плане это правильно. Но только если ты не пытаешься прорваться в киноиндустрию.

Однажды мы снимали сцену погони на улицах ночного Чикаго для «Темного рыцаря». Обычно для актера это скучный процесс, но Хит Леджер решил поехать с нами в машине. Не ради острых ощущений, а чтобы быть частью съемочного процесса. Он старался быть частью всего. Хит прихватил с собой ноутбук и показал мне несколько короткометражек, над которыми работал. Когда я посмотрел их и увидел его яркий талант, то поймал себя на мысли, что еще никогда не чувствовал себя таким старым.

Пролог «Возрождения легенды» с захватом самолета Нолан называет любимым моментом из собственных фильмов.

С самого детства я был увлечен сновидениями. Меня будоражила мысль о том, что, когда мы спим, мозг способен создавать миры настолько грандиозные и правдоподобные, что мы воспринимаем их за реальность.

В каком-то смысле «Начало» — это история любви. Да, с возрастом я становлюсь все сентиментальнее.

Если бы я сам мог украсть частичку чьего-то сна, то это, определенно, был бы сон Орсона Уэллса.

Со временем мы начинаем воспринимать реальность как бедную родственницу наших мечтаний. Финал «Начала» сработал именно потому, что герой Леонардо ДиКаприо остался с детьми в своей субъективной реальности. Возможно, все ее уровни имеют право на существование.

Посеяв однажды зерно идеи, вы заметите, что со временем оно вырастает в нечто существенное. У меня похожая цель, и в этом смысле чувствую свою ответственность перед зрителями. Я пытаюсь рассказать им то, что останется с ними надолго и, возможно, как-то поможет.

В 2011 году Кристофер Нолан стал вторым режиссером после Джеймса Кэмерона, в фильмографии которого есть два фильма, собравших в мировом прокате более миллиарда долларов. В отличие от работ Кэмерона, обе миллиардные ленты Нолана («Темный рыцарь» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды») не выпускались в формате 3D».

Думаю, сейчас немало людей испытывает смутное ощущение, что кино становится все менее и менее реалистичным. Я и сам это чувствую.

Самый действенный страх в психологических триллерах и нуаре — страх конспирологии. То чувство, когда ты боишься, что твоя жизнь на самом деле контролируется кем-то другим. Меня оно тоже безумно пугает, и полагаю, что я не одинок. А фильмы этих жанров наиболее удачны тогда, когда затрагивают близкие людям темы.

С тех самых пор, как фильмы начали показывать на телевидении, они стали куда более линейными, чтобы зритель смог отойти от экрана, ответить на звонок, вернуться и не потерять нить повествования.

Порой меня выводят из себя студийные боссы и кинокритики, которые принимают решения непосредственно во время просмотра фильма. Кино работает совсем не так. Вам стоит досмотреть до конца, подождать пять минут и только тогда начать все взвешивать для финального вердикта. Именно поэтому финал — это настолько важная часть картины.

Работа с легендарным Майклом Кейном — это самый приятный опыт в моей карьере. Его актерский метод приносит на площадку невероятную атмосферу легкости. Он обладает огромным опытом, который можно приобрести лишь за десятилетия тяжелой работы. Как-то Майкл сказал мне, что никогда не просит о том, чтобы повторить дубль. Действительно, он настолько тонко чувствует любой образ, что выдает исчерпывающую интерпретацию с первого же раза. И за все эти годы он не растерял ни капли азарта и интереса. Он мечта любого постановщика.

Майкл Кейн и Кристофер Нолан работали вместе над шестью картинами.

Мы живем в эпоху, когда многие актеры больше не хотят считаться звездами, как это было в прошлом. Взгляните на Кристиана Бэйла, одного из самых ярких талантов нашего времени. Он хочет быть разным в каждой картине, чтобы зрители приходили в кинотеатр посмотреть не на Бэйла, а на его героев.

Я всегда поддерживаю технические инновации. Но они должны превзойти то, что было, а превзойти пленку пока никому не удалось. Поэтому я остаюсь ее приверженцем.

Я не планирую использовать 3D-формат в своих фильмах. Иногда он работает, как, например, в случае с «Великим Гэтсби» База Лурмана. Но он совершенно не подходит для моего кино.

Я никогда не считал себя удачливым человеком. На самом деле я большой пессимист.

Свой следующий проект Кристофер Нолан уже закончил. Им стала короткометражная документальная лента о знаменитых аниматорах Стивене и Тимоти Куэях. Детали новой полнометражной работы режиссера остаются в секрете, но ее сценарий уже завершен, поэтому, возможно, ждать анонса осталось не так долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *