Кризис среднего возраста Википедия
Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).
Экстремализация постоянно вялотекущего синдрома существования происходит в возрастном интервале 30 – 50 лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути. Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальной смысловой девальвацией. [1]
Симптомы[ | ]
Симптомы усугубляются ухудшением физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола[2][3][4][5][6].
Обессиливание, угнетённые состояния, депрессия в большой или малой интенсивности становится периодическим явлением в зависимости от жизненной ситуации. Наряду с депрессивным состоянием у человека могут наблюдаться витальные подъёмы.[1]
Обострение кризиса синдрома существования может сопровождаться какими-то резкими и внезапными жизненными решениями, поворотами, а также может характеризоваться учащением периодичности угнетения, его углублением, утерей непосредственно-ситуативных причин угнетения.
Человек в период кризиса среднего возраста может чувствовать внутренние опустошение. [1]
Внешние проявления[ | ]
- Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
- Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
- Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
- Изменение ценностных ориентиров
- Более свободное, эксцентричное поведение[7]
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
Кризис среднего возраста — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан)Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).
Симптомы
- Депрессия
- Жалость к себе
- Опустошенность
- Ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака
- Чувство, что жизнь несправедлива
Внешние проявления
- Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
- Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
- Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
- Изменение ценностных ориентиров
- Более свободное, эксцентричное поведение[1]
Кризис среднего возраста в кинематографе
Напишите отзыв о статье «Кризис среднего возраста»
Литература
- Джеймс Холлис. Перевал в середине пути. Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. — Когито-центр, 2011. — 208 с. — ISBN 978-5-89353-350-7.
- Джеймс Холлис. Обретение смысла во второй половине жизни. Как наконец стать по-настоящему взрослым. — Когито-центр, 2013. — 336 с. — ISBN 978-5-89353-358-3.
- Мюррей Стайн. В середине жизни. Юнгианский подход. — Когито-центр, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-89353-270-8.
См. также
Примечания
Ссылки
- [www.maap.ru/library/book/265/ Юнгианская психология о цели и смысле жизни]
- [redflame.narod.ru/ucheba/new_ucheba/SMISL_JIZNI.html Смысли жизни и двойной кризис в жизни человека]
- [www.maap.ru/pers/93 Интервью с юнгианским аналитиком Станиславом Раевским, о кризисе середины жизни]
Отрывок, характеризующий Кризис среднего возраста
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d’etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.
Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Кризис среднего возраста у мужчин и женщин
Кризис среднего возраста – это эмоциональное долговременное состояние, возникающее в среднем возрасте и отмечающееся депрессивными проявлениями из-за переоценки жизненного опыта. Кризис затрагивает возраст от 35-ти до 55-ти лет и включает сожаления об безвозвратно упущенных возможностях, мечтаниях, а также переживаниях, связанных с наступлением собственной старости.
Симптомы кризиса среднего возраста
Внешние проявления кризиса среднего возраста различны и отмечаются следующими симптомами и признаками:
— отказом индивида от достигнутого в жизни, невзирая на положительное мнение окружающих о достижениях человека;
— опустошенность, загнанность и жалость к себе;
— ощущение несправедливости жизни, ловушки брака или карьеры;
— депрессия и потеря интереса к ранее многим значимым сторонам жизни;
— смена круга значимых людей и ценностей;
— изменение ценностных ориентиров;
— проявление эксцентричности;
— ощущение бессмысленности жизни.
Все эти признаки способны выбить из душевного равновесия даже успешного человека, разбив при этом крепкую семью, карьеру и привычный уклад жизни.
Причины кризиса среднего возраста
Американский психолог К.Пэк выделил основные проблемы, влияющие на развитие кризиса среднего возраста:
— необходимость переориентации жизненных сил с физической деятельности на умственную. Это связывают с существенными изменениями физиологических особенностей организма;
— важность признания приоритетов социальных над интимными. Это связано с биологическими изменениями у мужчин;
— необходимость в формировании эмоциональной гибкости в связи с эмоциональным обеднением, которое вызывается потерей друзей, близких, разрушением привычного уклада жизни;
— потребность в развитии умственной гибкости, преодолевая умственную прямолинейность;
— дифференциация социальных интересов, которые концентрируются вокруг работы и семьи. Проблемы в этих сферах нередко приводят людей на грань катастрофы;
— необходимость в перенацеливании своего внимания с личных нарастающих недомоганий на другие социальные ориентиры;
— концентрация на проблеме неизбежности смерти и приближающейся старости.
Совокупность этих проблем приводит к развитию кризиса. Наиболее выражено проблема среднего возраста обнаруживает себя в контексте межличностных отношений: друзья и семья.
Люди среднего возраста выполняют связующую роль между старшим поколением родителей и младшим поколением детей. На своих плечах они несут груз социальных обязанностей. Эта ответственность приносит с собой также социальные конфликты. Люди сожалеют, что не достигли определенных целей, а какие-то дела не завершили и многое запланированное так и остались в мечтах. Однако люди среднего возраста понимают, что должны жить проблемами и повседневными заботами, они не могут, как их родители жить прошлым или как их дети жить мечтами. На них возлагается роль хранителей семьи: сохранять историю, отмечать достижения и праздники, соблюдать традиции, с отсутствующими членами семьи поддерживать связь.
Первыми предпосылками к кризису среднего возраста является взросление детей и уход их в отдельную самостоятельную жизнь. Психологи единодушны, что уход детей из семейного гнезда — это серьёзная стрессовая ситуация. Хотя с одной стороны отмечается и положительный момент – появление свободного времени, которое можно потратить на себя. Однако проблема кроется в том, что значимых интересов к этому времени у родителей уже нет, а развитие новых приводит к психологическим проблемам, которых люди среднего возраста заранее остерегаются.
Вторую предпосылку кризиса связывают с отношениями со стареющими родителями. Зачастую к этому времени они испытывают психологические глубокие преобразования и ситуация существенно обостряется если родители интеллектуально деградированы и слишком немощны. Очень часто время и внимание, освободившееся от детей, переносится на родителей, усугубляя в некоторых случаях неудовлетворенность от того, как неудачно сложилась жизнь к середине жизненного пути. Проблемы кризиса усугубляются также еще тем, что свою остроту теряют былые дружеские отношения.
Кризис среднего возраста у мужчин
Состоявшийся мужчина к сорока годам может, казалось бы, без видимых причин бросить высокооплачиваемую работу, впасть в депрессию, завести молодую любовницу или уйти из семьи, при этом замкнувшись в себе. Зачастую понять, а также объяснить такое поведение не способен ни сам мужчина, ни его ближайшее окружение.
Когда наступает кризис среднего возраста? Нередко в мужчине к 40 годам просыпается чувство неудовлетворенностью жизнью, а также социальной ролью в группе или обществе. Это происходит по причине ряд неудач, разбитых надежд в реализации жизненных планов, а также из-за безвозвратно утраченных возможностей. Кризисный период характеризуется глобальной переоценкой ценностей, проявлением жалости к себе, поверхностными разговорами ни о чем или обвинениями близких в своих неудачах. Зачастую кризис среднего возраста у мужчин отмечается в 40-45 лет, когда уже прожита значительная часть жизни. Однако в настоящее время психологами подмечено, что возраст кризисного периода у мужчин помолодел до 35 лет. Кризис не выбирает свою жертву. В эту ловушку попадает как успешный мужчина, так и одинокий без стабильного заработка человек. Началом тому свидетельствуют философские разговоры из уст мужчин о среднем возрасте, а также об утраченных возможностях. У мужчин отмечается пересмотр жизненных приоритетов и ценностей, формируется стремление к новым социальным и личным целям.
Избежать кризиса среднего возраста возможно благодаря социализации (врастания индивида в мир людей), а также спланировав наступающие жизненные критические ситуации. Наиболее очевидные пугающие изменения, которые связаны с наступлением кризиса у мужчины — это психофизиологические изменения, которых избежать довольно сложно. Для многих мужчин среднего возраста приходит момент истины, когда глядя в зеркало, они обнаруживают увеличенный живот, новые морщины, седину и залысины на висках, вызывающие только чувство уныния и досаду.
Начиная с 40-летнего возраста, происходит снижение физических возможностей, затрагивающих моторные и сенсорные функции, а также деятельность всех систем и внутренних органов. Постепенно с годами у мужчины снижаются острота слуха и зрения, что создает определенный дискомфорт в общении с окружающими. Болевая, вкусовая, обонятельная чувствительность понижается, однако эти изменения появляются не столь заметно, как снижение слуха или зрения. Скелет постепенно утрачивает былую гибкость, мышцы и кожа начинают терять эластичность. У мужчин склонных к полноте наблюдается тенденция накопления подкожного жира. Все физические изменения наступают параллельно с психическими преобразованиями, которые отмечаются апатией, продолжительными периодами депрессий, утратой интереса к жизни (ангедония). Все чаще у мужчин возникает нервозность, обостряется чувство неуверенности, подавленность и усталость. Отмечаются конфликты на работе и в семье. Нередко остро назревает вопрос о взаимопонимании поколений, поскольку дети к этому периоду уже сами переходят в самостоятельную взрослую жизнь и не желают учитывать мнение отца.
Более остро набирает актуальности борьба с хроническими заболеваниями и это становится основным занятием мужчин среднего возраста. Большинство мужчин осознают, что нужно сменить вредные привычки на здоровые, однако такая замена зачастую сталкивается с преодолением психологических барьеров, которые не каждому покоряются.
Иногда параллельно с вредными привычками формируются новые полезные, например, активный образ жизни, каждодневные прогулки, занятия гимнастикой. Особенно важным для среднего возраста является ограничение по психическому, а также эмоциональному напряжению. Жажда карьеры, социального самоутверждения в этом возрасте выступают не стимулирующими, а напротив, разрушительными для человека желаниями.
Кризис у мужчин — это бунт против навязанных правил. Мужчины в этот период активно занимаются поиском ответа на вопрос «Как себя найти в жизни?». И тут на поверхность поднимаются подростковые комплексы, включающие все «хочу» вместо «надо». От глубины и характера комплексов у подростков будет зависеть их поведение в период кризиса среднего возраста.
Кризис среднего возраста у мужчин не обладает четкими границами. Он способен длиться, как один год, так и затягиваться на десятилетия. Поддержка семьи и близких людей, темперамент и характер мужчины, социальная роль, благополучие, статус на работе — все это имеет влияние на продолжительность кризиса и его глубину.
Кризис среднего возраста у мужчины напрямую зависит от того, каких и сколько подростковых нерешенных комплексов сохранилось у него с юношеских лет. Психологи установили прямую связь между кризисом среднего возраста и подростковым периодом. В 11–12 лет мальчик всерьез задумывается о себе, о своих социальных ролях и межличностных отношениях, а перебирая социальные роли, ищет для себя наиболее «уютную». Формирование отношения к себе и поиск себя не проходит ровно и всегда приводит к многочисленным подростковым комплексам. Это происходит, когда желанная социальная роль не совпадает с реальным положением в группе и подросток превращается в агрессивного и отчужденного. Багаж подростковых комплексов тянется за мужчиной всю жизнь и дает знать о себе в среднем возрасте. Например, в 15 лет у нерешительного мальчика возникает повышенный интерес к интимной жизни, но он только во взрослой жизни начинает заниматься поисками новых любовниц. Таким образом, становится понятно, почему мужчины среднего возраста часто пускаются в любовные авантюры, заводят молодых любовниц или уходят из семьи, восполняя свой недостаток опыта.
В подростковом возрасте очень важно давать ребенку право ошибаться, брать на себя ответственность, позволять находить выход из сложной ситуации и делать правильные выводы. Если родители предоставят такую возможность подростку, то в будущем ему удастся благополучно избежать кризиса средних лет. Если же подросток вовремя не освободится от контроля, а также родительского влияния, их навязанного уклада жизни и правил, то к 40 годам мужчина внезапно осознает, что прожил жизнь по чужим правилам, а все социальные роли ему были навязаны.
Что произойдет в этом случае? Один мужчина среднего возраста уволится со стабильной работы, перестанет общаться с родителями, купит дорогую машину, одним словом устроит бойкот чужим правилам, пустившись в различные авантюры. Другой мужчина, если, например, родители желали видеть своего ребенка врачом, а сын мечтал о карьере фотографа, то понимая, что времени на ошибки больше нет, мужчина внезапно бросит прежнюю работу и увлеченно займется фотографированием. Окружение отнесет такое поведение к чудачеству, а мужчина наконец-то облегченно вздохнет. Робкий мужчина в период кризиса среднего возраста начнет активно действовать: станет больше работать, искать новые увлечения. Активный же мужчина в расцвете сил, наоборот, способен замкнуться в себе и превратиться в домоседа, а также может стать противником шумных компаний. Каждый по-своему пытается найти ответ на волнующий вопрос относительно себя в жизни.
Мужчина среднего возраста переоценивает собственную жизнь через призму упущенных возможностей. Перебирая и переосмысливая свои жизненные ценности, он пытается найти себя, но зачастую берет ложный след, который приводит в никуда. Разговоры мужчин приобретают несколько обреченный и философский оттенок, а жизнь предстает со своей быстротечностью, а также реальной вполне конечной остановкой. В этом периоде происходит переоценка ценностей, а также профессиональных планов. Достигнув социальной роли, определенного статуса, финансового благополучия мужчины производят «инвентаризацию» ценностей, а также своих достижений, поскольку финансовое благополучие мужчинам больше не дает ощущения стабильности и надежности. Нередко мужчины заводят разговоры о здоровье, с интересом смотрят телепередачи о здоровье, начинают ходить по врачам. Это происходит из-за страха смерти и страха старости. Зачастую он впадает в депрессию, его охватывают беспричинные тревоги, бессонница, а настроение меняется по несколько раз за день.
Пытаясь найти себя, мужчина надевает разные социальные роли и пробует себя в различных сферах. Неудовлетворенность нынешним положением толкает его на перемены, однако конкретные цели у него не вызревают.
Как преодолеть кризис среднего возраста? Кризис — это не конец света, а переоценка ценностей. Семье важно это понимать, а жене поддерживать в переходе супруга на новый жизненный этап. Жене необходимо также быть терпимой и не подгонять супруга с его кризисом. Торопить в этом естественном процессе нет смысла. Особенно важны подбадривающие разговоры с мужчиной. Жене следует вспомнить достижения мужа, дать ему почувствовать его значимость и нужность. Пересмотрите вместе ценности мужа и внесите разнообразие в вашу жизнь. Кроме разговоров с супругом важно и на деле показывать свою любовь, ценить его, делать подарки, учитывая, прежде всего, его интересы. Обязательно отдыхайте вместе на свежем воздухе, купите витаминный комплекс, предложите супругу экстремальный отдых.
После окончания кризиса жалость к себе у мужчины исчезнет, он пересмотрит социальные роли на работе, в семье, с друзьями, осуществит глубокую переоценку ценностей, достигнет стабильности, эмоциональной зрелости и осознанно примет свою жизнь.
Кризис среднего возраста у женщин
Метания в поисках новизны ощущений и чувств, постоянная раздражительность, пепел в душе, от слез мокрая подушка – полное неудовлетворение жизнью, настигающее женщину после 35 лет.
Кризис у женщин отмечается следующими симптомами:
— беспокойство и неуверенность;
— непонимание, чем наполнить свою жизнь;
— ощущение безвозвратного упущения времени;
— уверенность, что лучшие годы позади, а будущего нет;
— угасание любви к мужу;
— душевное отдаление от детей;
— разочарование и опустошение души после флиртов и романов;
— желание отдалиться от друзей, избегание вечеринок;
— сожаления о несбывшихся мечтаниях;
— недовольство прожитыми годами;
— неудовлетворенность профессиональной деятельностью;
— недовольство внешними изменениями.
Совет психологов женщинам, пребывающим в данном состоянии: не культивировать тоску по ушедшим годам, искать верное направление и не застревать на месте. Найти себе по душе занятие: йога, плавание, курсы иностранных языков, занятия в фитнес-клубе, уроки вождения и т.д.
Подойдет все, что может помочь найти новые ориентиры и раскрасить жизнь свежими красками, а также интересным общением. Женщинам, которые засиделись дома, следует начать реализовать себя в профессии и хотя, начинать в зрелом возрасте карьеру не просто, все зависит исключительно от рвения и способностей женщины.
Благодаря кризису среднего возраста, многие женщины стали успешными, решившись от безнадежности открыть собственное дело. Сопутствующий успех помог отчаявшимся женщинам в преодолении кризиса среднего возраста.
Достигшим профессиональных высот одиноким карьеристкам, но потерявшим интерес к жизни, следует подумать о создании семьи.
Женщинам, которые бесконечно копаются в ошибках, психологи советуют сделать правильные выводы и определить направление будущей деятельности, не упустив при этом возможности. Следует стараться искать в душе источники созидания. Постараться честно и объективно ответить на вопрос: все ли так плохо в жизни? Готова ли она уйти с работы, бросить мужа? Несомненно, найдутся приятные моменты, которыми можно гордиться в профессии и в совместной жизни. Возможно, лучше сначала поменять отношение к работе, изменить быт, поговорить с мужем, чем резко ломать всю устоявшуюся жизнь?
Нередко женщину в уныние приводит личное отражение в зеркале. Седые волосы, лишние килограммы, морщинки, целлюлит, бородавки, а также другие многочисленные изменения, связанные с возрастом женщины переживаются гораздо острее, чем у мужчин.
В этом случае психологи советуют не искать доказательств былой неотразимости, а посвятить себя работе над своей фигурой и внешностью — фитнес, диета, современные косметологические процедуры. Следует сменить прическу, обновить в гардеробе вещи. Отбросив лень можно существенно продлить свою молодость. Жизнерадостные, активные, энергичные женщины выглядят гораздо моложе и привлекательнее апатичных и угрюмых сверстниц.
Как пережить кризис среднего возраста? Нужно быть реалисткой и не преувеличивать существующие проблемы, однако и не отрицать их наличия. Любить себя, найти занятие по душе, хвалить за все достижения, не замыкаться в себе, заботиться о внешнем виде, здоровье. Необходимо помнить, что на качество жизни возраст не влияет.
У женщин продолжительность кризисного периода зависит от многих факторов. Если она чувствует, что самостоятельно не может выйти из депрессии, следует обратиться к психологу.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Кризис среднего возраста: что делать?
Кто я? Этого ли я хотел? Доволен ли я собой? Чего я добивался всю свою жизнь? Что делать дальше? Эти и схожие вопросы могут сигнализировать о том, что у вас кризис среднего возраста. Часть жизни уже позади: можно подводить итоги. Часть жизни ещё впереди: можно ставить новые цели. К сожалению, многие люди болезненно переживают такой кризис, но эти страдания можно свести на «нет», и даже более того: кризис среднего возраста может стать катализатором вашего личностного роста. Что для этого нужно делать, вы узнаете из данной статьи.
А чтобы лучше понимать себя, не впадать в панику и сохранять привычный темп жизни, записывайтесь на онлайн-программу «Психическая саморегуляция».
Кризис среднего возраста – что это?
Прежде всего, давайте разберёмся, что такое кризис среднего возраста, чем он вызван и каковы его симптомы.
Гейл Шихи в своей книге «Возрастные кризисы» пишет следующее: «В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами – это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину».
Главное – не закрывать глаза на свои переживания. Если вы ощущаете внутренний конфликт, не игнорируйте, а примите его. Вы в силах справиться с ним и стать совершеннее. Но это только в том случае, если вы начнёте работу по преодолению кризиса, а не попытаетесь забыться и убежать от своей тревоги.
Важно отметить, что кризис среднего возраста не является чем-то невротическим: это абсолютно нормальный период жизни. Также нужно заметить, что не все люди сталкиваются с этим кризисом, некоторые переходят на следующий этап развития как бы «в обход». И это тоже нормально.
Но те, кто всё-таки переживает кризис среднего возраста, могут наблюдать у себя следующие (не обязательно все, но многие) симптомы:
- Депрессия, подавленность, тревога, тоска и опустошённость. Эмоционально этот период жизни нередко переживается тяжело.
- Кризис идентичности. Возникают сложности с самоопределением. Кто я? Топ-менеджер, муж, отец или кто-то другой? Хочется найти себя в этом мире.
- Ощущение несвободы и загнанности в угол. Брак, работа и т.п. накладывают свои обязательства и ограничения, которые во время кризиса среднего возраста могут восприниматься как тюремные кандалы.
- Ощущение, что жизнь несправедлива, жалость к себе. Почему мне так не везёт? Сколько можно пытаться, если никогда ничего не выходит?
- Ощущение, что живёшь не своей жизнью.
- Потеря интереса, апатия. То, что раньше вызывало бурю эмоций, больше не вдохновляет.
- Переоценка ценностей. С возрастом ориентиры меняются, и обсуждаемый период можно назвать настоящим переломным моментом в этом процессе.
- Отказ от прошлых достижений. Это как раз связано с переоценкой ценностей. Вещи, которые ранее казались исключительно важными, утрачивают своё значение.
- Ощущение потерянного времени. Прожитые годы не вернуть, и если их обесценить, они будут казаться прожитыми впустую.
- Поскольку жизнь в период кризиса среднего возраста перестает удовлетворять, возникает желание совершить нечто радикальное: сменить сферу деятельности, развестись, всё бросить и уехать в кругосветку и т.д.
- И даже если человек не решается на такой решительный шаг, его поведение всё равно становится более эксцентричным, он начинает вести себя необычно и делать то, чего раньше не делал.
Вдобавок ко всему перечисленному, в 35-45 наблюдается ухудшение физического состояния: появляются морщины и лишний вес, волосы седеют или выпадают, силы уже не те и выносливость снижается. Конечно, этого нельзя избежать и это не симптом сам по себе, но подобные возрастные изменения, несомненно, не радуют и дают повод для новых переживаний.
Что же делать?
Вы уже поняли, что собой представляет кризис среднего возраста, и теперь давайте обсудим, что же следует делать, чтобы он привёл вас не к тяжёлой депрессии и плачевным последствиям, а к прогрессу и развитию личности:
- Меняйте себя и свою жизнь постепенно. Если вы убеждены, что что-то нужно изменить, приступайте к переменам, но делайте это с умом. Прежде чем увольняться, найдите другую работу и убедитесь, что она действительно вам по душе. Прежде чем подавать на развод, подумайте, не можете ли вы восстановить свои отношения и вновь начать получать удовольствие от них? Измениться вы, скорее всего, всегда успеете, но не всегда у вас будет возможность сделать обратный ход.
- Не доверяйте своим эмоциям. Если вы чувствуете себя никчёмным неудачником, по рукам и ногам связанным обязательствами, не факт, что это действительно так. Ваши чувства обострены, вы многое утрируете. Попробуйте успокоиться, расслабиться и беспристрастно оценить своё прошлое и настоящее.
- Не будьте слишком суровы к себе, избавьтесь от перфекционизма. Вы никогда не достигните своего идеала: как только вы чего-то добьётесь, ваши требования будут возрастать. Задумайтесь: может быть, всё не так уж плохо?
- Не живите прошлым. Возможно, вы допустили много ошибок, упустили множество возможностей и вам действительно есть, о чём сожалеть. Но стоит ли это делать? Прошлое нельзя изменить, но можно сделать так, чтобы оно перестало отравлять настоящее. Извлеките уроки из своих неудач и смиритесь с ними. Примите своё прошлое, каким бы оно ни было, и не вините себя.
- Много лет уже позади, но всё равно у вас осталось ещё немало времени. Вы ещё многое успеете, не забывайте об этом.
- Произведите трезвую переоценку ценностей. Что для вас действительно важно на сегодняшний день? Какие изменения влекут за собой новые ценностные ориентиры, если они появились?
- Помните, что кризис переживается многими людьми, что он естественен и что он не будет длиться вечно. Возможно, вам сейчас тяжело, но если вы не испугаетесь и прислушаетесь к себе, ваши страдания окупятся.
- Будьте осознанными. Во время кризиса среднего возраста люди много думают о прошлом и будущем, но выпадать из текущего момента, конечно же, не стоит.
- Не выгорайте. Если чувствуете, что вам тяжело, возьмите небольшой тайм-аут. Отпуск, поездка на природу на выходных или десятиминутная медитация – что угодно. Если вы на небольшое время отвлечётесь от дел, мир не развалится. Любите и берегите себя.
На этой ноте следует и закончить. С чем бы вы ни столкнулись во время кризиса среднего возраста, не занимайтесь самобичеванием, а старайтесь конструктивно работать над его преодолением. Вы знаете, что делать.
Желаем успехов!
Кризис одного года — Википедия
Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.
В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:
- «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
- Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
- Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
- Повышенная капризность.
К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».
Ходьба[править | править код]
Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать со всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].
Автономная речь[править | править код]
По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].
Мотивирующие представления[править | править код]
Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].
Представление о себе[править | править код]
Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].
Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].
В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.
Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:
- вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую от мог бы исследовать без угрозы для себя;
- вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
- стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
- действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
- Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
- Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.
- ↑ 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319—340.
- ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
- ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000. — c. 145—147
- ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
Кризис среднего возраста у мужчин: что это, миф или реальность
Как-то меня пригласили на одно из тех ток-шоу, где ухоженные пупсики среднего класса и среднего возраста тянут волынку о том, насколько тяжело приходится современному мужчине, когда его жизнь переваливает за половину.
Кризис среднего возраста, все та же старая пустышка. Истертое клише. Бессмысленный софизм.
И я едва не закричал – мне показалось, что я стою на вершине телебашни и ору: «Ребята, что с вами стряслось?! Неужели вы до сих пор не поняли, что с возрастом жизнь мужчины становится гораздо проще и приятнее?» Какой еще, к черту, кризис?!
Кризис среднего возраста – это миф. Более того, это ложь. Жизнь мужчины становится лучше и лучше с каждым прожитым годом.
Средний возраст – это не кризис. Это окончание разминки. Это пачка купюр в заднем кармане брюк. Это любимая работа. Это сексапильное сочетание здоровья и опыта. Это способность найти клитор без помощи спутниковой навигации. Итак, 39-летний юрист сбегает на Багамы с секретаршей, или с соседкой, или с латышской стриптизершей. И что? 44-летний директор компании празднует успешные переговоры, опустошая мини-бар в своем гостиничном номере. Что дальше? 50‑летний инженер продает свой «форд фиаско» и покупает Harley-Davidson. И о чем разговор? У всех моих 50-летних знакомых есть Harley-Davidson, и все они очень довольны. Это не называется «кризис». Это называется жить в свое удовольствие. Это называется в кои-то веки начать поступать так, как вам заблагорассудится. Но ведь это же опасно, правда?
Сменить женщину, средство транспорта, покрой брюк. Никто и не спорит, что тут возможны разочарования. Латышская стриптизерша может вас бросить, мотоцикл врежется в фонарный столб, обтягивающие джинсы превратят вас в посмешище (как и произошло в моем случае). Но по сравнению с отравленной чашей юности все это не более, чем пинта горького пива. Если вас не растили в инкубаторе, весь этот кризис средних лет, в чем бы он ни выражался, не идет ни в какое сравнение с кризисами, пережитыми вами в молодости.
Я оглядываюсь на собственную юность и вижу там полный разброд. Наркотики. Женщины. Пьянка. Слезы брошенных возлюбленных.
Часто – все вышеперечисленное на протяжении одного обеденного перерыва. И еще я помню, как умирали мои друзья – не от рака и прочих напастей, подстерегающих нас во второй половине жизни, а от кровожадного молодого ража. Гибли в автомобильных авариях. Угасали от наркоты. Мой друг Джонни Тандерс умер в нью-орлеанском отеле в возрасте 38 лет, ему как раз впору было начинать готовиться к этому так называемому кризису. Если бы Джонни прожил подольше, стал бы он беспокоиться о том, что новые кожаные джинсы тесноваты в поясе?
Молодость почти всегда проходит драматичнее и болезненнее, чем то, что наступает потом. Когда разваливается ваш брак, когда каждый день вы теряете волосы, иллюзии и карьерные возможности – это, конечно, печально. Но взгляните на это с другой стороны: вам действительно кажется, что вы сейчас мучаетесь сильнее, чем когда переживали переходный возраст? Захотеть новую машину, или новую женщину, или новую жизнь – разве это кризис? Я бы сказал, что нет.
Откуда взялось представление, будто в жизни мужчины наступает такой момент, когда вокруг воцаряется тишь да гладь? Когда угасают страсти, забываются несбывшиеся мечты, пропадает охота забрызгать спермой заднее сиденье автомобиля? Понятие «кризис среднего возраста» возникло из иллюзии, что, когда молодость остается позади, с вами больше не должно происходить ничего экстраординарного. Это просто неправда.
Что происходило со мной с тех пор, как я стал взрослым? Да то же, что и у всех. Я разводился. Я терял близких. Мне не хватало денег. Прелюбодействовал. Желал жены ближнего. Желал машины ближнего. Желал газонокосилки ближнего. Опять терял близких, опять не хватало денег. Но ни одна из этих маленьких трагедий – которые начались, едва я вступил в третий десяток, и продолжались пару десятилетий – не тянет на кризис среднего возраста. Это были неприятности, которые «с каждым случаются». То, что не убивает, делает нас сильнее (бейсбольная бита – исключение из правила). Вы разводитесь – но потом встречаете кого-то гораздо симпатичнее и женитесь во второй раз. Ваши родители умирают, но спустя годы вы понимаете, как вам повезло, что этот мужчина и эта женщина были вашим отцом и вашей матерью. Никакого кризиса: просто матушка-природа, выполняя свой родительский долг, время от времени лупит вас по яйцам. Время идет, и в вашем кармане становится все больше денег. Вы сжимаете зубы, работаете на износ – и наконец в вашей жизни начинает происходить что-то хорошее. Самое лучшее.
Сегодня моя жизнь неизмеримо лучше, чем в те годы, когда я каждое утро надевал одни и те же джинсы. В 22 года я снимал комнату, где в дождливые дни мне приходилось спать на правой стороне матраса, потому что на левую сторону с потолка лилась вода. Даже если завтра все рухнет, если я забуду, как меня зовут, и по моему небритому подбородку потечет слюна вперемешку с недопитым кефиром, моя жизнь все равно никогда не будет такой дерьмовой, как была тогда.
Молодость почти у всех проходит тяжело. Мальчики почти всегда одиноки, потому что девочкам нравятся мальчики постарше, с деньгами и машинами. Молодость полна разочарований – вы почти никогда не имеете возможности заниматься любимым делом. В двадцать лет кажется, что жизнь утекает между пальцами куда более отчаянно и неотвратимо, чем когда вам тридцать или сорок. Вы говорите «кризис»? Это когда над вами не протекает потолок и вы спите с женщиной, которая вас любит? Это когда у вас есть деньги? Когда вы пересаживаетесь с автобуса на BMW X5, а потом на «харлей»? Черт возьми, мне нравятся такие кризисы.
Проблема в том, что общество путает мужчину средних лет с полуостывшим трупом. То, что называют кризисом среднего возраста, часто просто первые признаки жизни, подаваемые вами после многих лет комы.
Я не призываю вас влюбляться в первую попавшуюся девчонку, годящуюся вам в дочери. Я считаю, что не очень разумно залезать на мотоцикл, не задумавшись о том, что с него можно упасть. Но если вы это проделали, не занимайтесь самобичеванием. Это не кризис, это вы сами, живое и дышащее существо. Мой отец достиг «среднего возраста» к двадцати годам, когда вернулся с войны. Он убил много врагов и видел смерть многих товарищей. Вся верхняя часть его тела была сплошным шрамом. Следующие 40 лет жизни он хотел только растить детей и копаться в саду. Но даже мой отец в один момент открыл в себе новую страсть. Он занялся парусным спортом, и многие восхищались его навыками мореплавания. Был ли это кризис? Нет, он просто обнаружил в себе тягу к морю. Он вспомнил, что еще жив и что так будет не всегда. И конечно, это причинило всем нам куда меньше волнений, чем если бы он сбежал с латышской стриптизершей.
Возраст приносит много тягот: похмелья длятся по несколько дней, смерть все ближе, а ваш врач порывается пропальпировать вашу простату каждый раз, когда вы нагибаетесь.
Речь не о том, что зрелость лучше молодости. Но откуда взялась идея, будто мужчина должен перестать получать от жизни удовольствие и не пытаться осуществить мечты? Как нам взбрело в голову, будто в жизни наступает момент, когда мы уже не способны испытать экстаз или отчаяние, когда все проблемы разрешены, а отношения нерушимы? Такое случится только в день смерти, а до тех пор жизнь состоит из радости и боли, смешанных в разных пропорциях.
«Кризис среднего возраста» – миф, и смысл его в том, чтобы заставить мужчину знать свое место. Воcстаньте против него. Купите мотоцикл. Научитесь играть на бас-гитаре. Поднимитесь на Эверест. Выучите китайский. Купите «порше». Влюбитесь. Увольтесь. Впрочем, увольняться не обязательно: многие ваши страсти будет проще утолить, если у вас будут лишние средства. И кстати, вокруг полно женщин среднего возраста, кто хотел бы сменить жизненный пейзаж. Кое-кому опостылела работа и затраханный старый муж, кое-кто не прочь станцевать танго в Буэнос-Айресе. Ну так к черту этого мужа. Слетайте в Аргентину.
«Кризис среднего возраста» – так говорят, когда кто-то не хочет больше быть бухгалтером, а хочет схватить Бога за бороду. Всем должно быть позволено хватать Бога за бороду, это единственный достойный ответ нашей смертной природе. И если юная любовница разобьет вам сердце, если вы разобьетесь на своем мотоцикле, если Буэнос-Айрес окажется дрянным местом – если вы останетесь в дураках, – что ж, такое всегда случалось с мужчинами и будет случаться, покуда существует мир.
Это никакой не кризис. Это просто ваша новая дурацкая выходка.
Материал был впервые опубликован в номере GQ за апрель 2010 года.
Вероятно, вам также будет интересно:
Какой аромат ассоциируется у вас с детством?
Когда мы действительно чувствуем себя как дома?
Зачем нам вообще нужно телевидение?
Фото: giphy.com
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Кризис трёх лет — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2019; проверки требуют 3 правки.Кри́зис трёх лет (др.-греч. κρίσις – решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.
- Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
- Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
- Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
- Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
- Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
- Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе[1].
Рекомендуемое поведение при взаимодействии с ребёнком[править | править код]
Существует ряд общих рекомендаций, использование которых постепенно приводит к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.
- Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
- Осуществление единой тактики воспитания в семье.
- Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка в доступных для данного возраста пределах.
- Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
- Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
- Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
- Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
- Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Однако слишком жестокое, слишком строгое, прямолинейное, негибкое и консервативное воспитание «ломает» ребенка в этот период, делает его сверхпослушным, подавляет его собственную активность. Сейчас известно, что это не безопасно для развития ребенка. Безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишним жестким воспитанием и чрезмерными ограничениями на этой стадии развития.
- ↑ Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
- Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
- Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.
- Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37. www.materinstvo.ru/art/5746
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
- Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: РОУ, 1996.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб.: Речь, 2003.
- Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
- Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
- Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
- Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера — М.: ПЕРСЭ, 2006. — (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).
- Справочник дошкольного психолога / Под ред. Г. А. Широкова — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.