Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кризис среднего возраста википедия – Кризис среднего возраста (фильм) — Википедия. Что такое Кризис среднего возраста (фильм)

Кризис среднего возраста википедия – Кризис среднего возраста (фильм) — Википедия. Что такое Кризис среднего возраста (фильм)

Содержание

Кризис четверти жизни — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2018; проверки требуют 4 правки.

Кризис четверти жизни (англ. Quarter-life crisis) — это период, обычно находящийся в пределах с 20-24 до 35-37 лет, в котором человек начинает чувствовать сомнение в собственной жизни, которое вызвано стрессом от становления взрослым. Оригинальный англоязычный термин, который также можно перевести как «кризис четвертичного возраста», появился по аналогии с кризисом среднего возраста.

Согласно газете The Boston Globe, кризис четверти жизни начинает проявляться после двадцатилетия, когда происходит соприкосновение с «реальным миром»[1]. Также Эрик Хомбургер Эриксон, предложивший концепцию восьми кризисов, с которыми люди сталкиваются в ходе своего развития, предположил наличие кризиса в этом возрасте. Конфликтом, с которым он ассоциировал начальный этап взрослой жизни, является кризис

близости (интимности) против изоляции. Согласно Эриксону, после установления личной идентичности у подростков, молодые люди стремятся сформировать интенсивные, как правило, романтические отношения с другими людьми[2]. Неудачи в этой сфере жизни стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности[3].

Типичные симптомы кризиса четверти жизни — чувство «потерянности, страха, одиночества или смятения» перед выбором того, какой шаг сделать для перехода во взрослую жизнь. Исследования показали, что безработица и выбор карьерного пути являются частыми причинами беспокойства или стресса у молодых людей.

Некоторые авторы связывают понятие кризиса четверти жизни с так называемым «поколением Y», представители которого склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, и дольше оставаться жить в родительском доме

[4].

В кино[править | править код]

Понятие кризиса четверти жизни было показано в фильме «Выпускник», одной из первых картин, посвящённых этому явлению. Другими примечательными кинофильмами являются «Бумажная погоня», «Огни святого Эльма», «Переходный возраст», «Страна садов», «Нас приняли!», «Призрачный мир», «Фанатик», «500 дней лета», «Трудности перевода», «Мой парень — псих» и «Вики Кристина Барселона», а также мюзикл «Avenue Q» и телесериал «Девчонки». Веб-сериал 2008 года «Quarterlife» назван в честь этого явления.

В других проявлениях культуры[править | править код]

Явлению кризиса четверти жизни посвящён эпизод подкаста 6 Minute English, который выходит в рамках BBC Learning English — департамента BBC World Service, посвящённого обучению английскому языку. В эпизоде Дэмиан Барр (Damian Barr), автор книги Get It Together: A Guide to Surviving Your Quarterlife Crisis

(«Возьми себя в руки: руководство по выживанию в условиях кризиса четверти жизни») даёт краткую характеристику данного кризиса [5].

  • Barr, Damian. Get It Together: A Guide to Surviving Your Quarterlife Crisis. Hodder & Stoughton Paperbacks, 2004. ISBN 0-340-82903-6
  • Hassler, Christine. «20-Something, 20-Everything: A Quarter-life Woman’s Guide to Balance and Direction.» New World Library, 2005. ISBN 978-1-57731-476-9.
  • Hassler, Christine. «20-Something Manifesto: Quarter-Lifers Speak Out About Who They Are, What They Want, and How to Get It» New World Library, 2008. ISBN 978-1-57731-595-7.
  • Pollak, Lindsey. «Getting from College to Career: 90 Things to Do Before You Join the Real World.» Collins Business, 2007. ISBN 0-06-114259-X
  • Robbins, Alexandra. «Conquering Your Quarterlife Crisis: Advice From Twentysomethings Who Have Been There and Survived.» Perigee, 2004. ISBN 978-0-399-53038-8
  • Robbins, Alexandra; Wilner, Abby. Quarterlife Crisis: The Unique Challenges of Life in Your Twenties. Tarcher, 2001. ISBN 1-58542-106-5
  • Wilner, Abby; Stocker, Catherine. «Quarterlifer’s Companion: How to Get on the Right Career Path, Control Your Finances, and Find the Support Network You Need to Thrive.» McGraw-Hill, 2004. ISBN 978-0-07-145015-7

Кризис среднего возраста Википедия

Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).

Экстремализация постоянно вялотекущего синдрома существования происходит в возрастном интервале 30 – 50 лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути. Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальной смысловой девальвацией.

[1]

Симптомы

Симптомы усугубляются ухудшением физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола[2][3][4][5][6].

Обессиливание, угнетённые состояния, депрессия в большой или малой интенсивности становится периодическим явлением в зависимости от жизненной ситуации. Наряду с депрессивным состоянием у человека могут наблюдаться витальные подъёмы.[1]

Обострение кризиса синдрома существования может сопровождаться какими-то резкими и внезапными жизненными решениями, поворотами, а также может характеризоваться учащением периодичности угнетения, его углублением, утерей непосредственно-ситуативных причин угнетения.

Человек в период кризиса среднего возраста может чувствовать внутренние опустошение.

[1]

Внешние проявления

  • Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
  • Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
  • Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
  • Изменение ценностных ориентиров
  • Более свободное, эксцентричное поведение[7]

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 – 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.
  2. ↑ MedlinePlus. Minaker, K. L., Dugdale, D. C., III MD, & Zieve, D., MD. (2011)
  3. ↑ Erik H. Erikson, Joan M. Erikson, The Life Cycle Completed: Extended Version (W. W. Norton, 1998)
  4. ↑ Obstetrics and Gynecology Recall (неопр.). Lippincott Williams & Wilkins (1 January 2005).
  5. ↑ Products — Data Briefs — Number 193 — March 2015
     (неопр.)
    . Cdc.gov. Дата обращения 15 июня 2016.
  6. ↑ PsycNET — Option to Buy (неопр.).
  7. Марина Мелия. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 301 с. — (Серия 15.MUST.READ). — ISBN 978-5-9614-4673-9.

Литература

  • Стайн М. (исп.)русск.. В середине жизни. Юнгианский подход = In Midlife: A Jungian perspective. — М.: Когито-Центр, 2009. — 160 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-270-8.
  • Холлис Дж. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. — М.: Когито-Центр, 2013. — 206 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-350-7.
  • Холлис Дж. Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по-настоящему взрослым = Finding meaning in the second half of life. —
    М.
    : Когито-Центр, 2012. — 334 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-358-3.
  • В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 — 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.

Ссылки

Подростковый кризис — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подростковый кризис (от др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. В периодизациях отечественных психологов[1] приходится на возраст 13 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества[2].

Согласно некоторым концепциям (учению Д. Б. Эльконина и др.) существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому, в то время как в других концепциях указывается на непрерывность кризиса в подростковом возрасте.

Симптомами подросткового возраста являются[3]:

  • снижение учебной мотивации;
  • стремление быть взрослым, настаивание на новых правах;
  • конфликт с родителями и учителями;
  • протестное поведение.

Одна из характеристик подросткового кризиса — чувство взрослости.

Виды взрослости:

  1. Подражание внешним признакам взрослости. Подросток сравнивает себя со взрослыми и понимает, что ничем от них не отличается. Он начинает требовать, чтобы его не считали маленьким, претендует на наличие тех же прав. Ребенок стремится походить на взрослых, зачастую используя лишь внешние признаки «взрослости» — употребление спиртных напитков, курение, специфический лексикон, мода в одежде и т. д.[4]
  2. Социальная зрелость. Характеризуется участием в делах взрослых, всевозможной помощью им. Зачастую наблюдается в семьях, где подросток вынужден занять позицию взрослого. Забота о близких и помощь им становится основной жизненной ценностью подростка.
  3. Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении что-то знать и уметь. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы.

По мнению Л. С. Выготского, основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что половое развитие, социо-культурное развитие и окончание общеорганического роста не совпадают. В ходе исторического и культурного развития человечества границы периода детства были несколько расширены, вследствие этого возник подростковый возраст как переходный между детством и взрослостью.

Л. И. Божович весь подростковый возраст считает критическим, так как на данной стадии развития у ребенка возникают потребности, которые он не может удовлетворить в силу своей недостаточной социальной зрелости. Источником депривации этих потребностей могут быть не только внешние запреты, но и внутренние запреты самого подростка. Внутренние противоречия, по Божович, и есть основная характеристика подросткового кризиса.

Эрик Эриксон определял подростковый кризис с точки зрения кризиса идентичности, периода, в котором человек ищет свое место в мире, свою роль и предназначение.[5]

  1. Л.С. Выготский. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984.. — 1984.
  2. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — 2004.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология. — 1995.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — 1996.
  • Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. — МПСИ Москва-Воронеж, 2005. — 656 с.
  • Выготский Л. С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Часть 2. Проблема возраста.
  • Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте, 2004.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000 г.
  • Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.. — 1996.

36 признаков кризиса среднего возраста и способы с ним справиться — Нож

Симптомы кризиса среднего возраста:

  1. Глядя в зеркало, вы не узнаете себя: взрослое лицо, серьезный взгляд, морщины… Неужели этот человек в возрасте — Я?!
  2. У вас появилось желание бросить хорошую работу.
  3. Появился интерес к религии, церкви, философии нового возраста.
  4. Деятельность, которая раньше приносила удовольствие, стала скучной.
  5. Стало трудно сконцентрироваться на том, что еще недавно давалось легко.
  6. Вы чувствуете себя хорошо, когда причиняете боль.
  7. Появилось желание убежать от всего.
  8. Появилась потребность улучшить свою физическую форму.
  9. Вы чувствуете раздражительность или испытываете неожиданный приступ гнева.
  10. В голове сплошные «НЕ» — НЕ достиг, НЕ успела, НЕ смогла.
  11. Вы сравниваете себя с другими людьми своего возраста, которые, по вашему мнению, достигли большего.
  12. У вас появилось желание активно двигаться или заниматься экстремальными видами спорта (бег, велосипед, танцы, гонки на красных спортивных автомобилях, прыжки с парашютом и т. д.).
  13. У вас появилось желание слушать другую музыку.
  14. Внезапно обнаружилось желание научиться играть на музыкальном инструменте.
  15. Вы испытываете неожиданный интерес к рисованию, живописи, написанию книг или стихов.
  16. Изменилась потребность во сне: уменьшилась или увеличилась.
  17. Вы стали думать о смерти, рассуждать о ее природе.
  18. Вы начали принимать витамины или пищевые добавки с целью продления жизни.
  19. Вы внесли кардинальные изменения в свой рацион.
  20. Вы стали чаще покупать новую одежду и тратить больше времени на то, чтобы хорошо выглядеть.
  21. У вас происходят естественные изменения в цвете, толщине и количестве волос. Вы меняете прическу, появилась необходимость окрашивать волосы.
  22. Вокруг вас появляется все больше людей, которые моложе вас. Внезапно вы обнаруживаете, что симпатичный молодой человек годится вам в сыновья.
  23. Изменилось отношение к молодежи: вы или стараетесь больше времени проводить в их обществе, или избегаете их компании, так как чувствуете себя неуютно, ощущая свой возраст.
  24. Вы стараетесь дать новую жизнь вещам, купленным 20 лет назад.
  25. Вы не удовлетворены обществом, в котором живете, хотите его изменить.
  26. У вас появилось желание учить или лечить других людей.
  27. Вы хотите простой жизни.
  28. Вы стали часто вспоминать свое детство.
  29. Вы все чаще думаете о будущем.
  30. Вы чрезмерно фиксированы на каких-либо проблемах.
  31. Вы стали утомляемы.
  32. Появились проблемы с памятью.
  33. Открываются новые заболевания.
  34. Накопились последствия вредных привычек — курения, употребления алкоголя.
  35. Вы стали более подвержены стрессу. Происходит внутренняя трансформация, характерная для этого возраста, после смерти близких людей, друзей‐ровесников, потери работы, развода.
  36. Кто‐то внезапно восклицает: «Да ты переживаешь кризис среднего возраста!»

Как протекает кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста не протекает в вакууме. Он всегда происходит в контексте отношений. На широком социальном уровне его течение зависит от культурных норм жизни, ожидания счастья, меры достигнутого успеха, возможности для мобильности, успехов медицины для здоровья и красоты, войн и поворотов судьбы, а также от того опыта, который мы черпаем от наших предков и партнеров среднего возраста.

Независимо от того, где и когда вы начали свой путь, большинство пар в конечном счете вступают на неизведанную территорию среднего возраста. Даже если один из партнеров проходит кризис среднего возраста, его кризис становится вашим.

Что это такое — кризис середины жизни? Кризис среднего возраста определяется как период эмоционального потрясения в среднем возрасте (40–60 лет) и характеризуется сильным желанием перемен.

Хотя первоначально термин «кризис среднего возраста» относился только к мужчинам, а именно: был обусловлен страхом смерти, характерным для этого возрастного периода, — в настоящее время определение расширено за счет включения вопросов, с которыми сталкиваются и мужчины, и женщины в ответ на физические, социальные и психологические проблемы, связанные со старением. Средний возраст — это путь переоценки, подведения промежуточных итогов и повторного самоопределения.

Научные исследования показали, что только 10–26 % людей старше 40 лет переживают именно кризис, поэтому, возможно, было бы уместнее говорить о переходном периоде среднего возраста.

Как ни называй, а определенные перемены в мировоззрении и мироощущении этот возраст несет. Многие люди определяют его как время личных потрясений и изменений. В отличие от теоретических ожиданий, участники проведенного специального интервью не связывали кризис среднего возраста со старением или страхом смерти. Мужчины акцентировали внимание на проблемах с работой или в браке, женщины отмечали изменения со стороны здоровья, в семье и личных отношениях.

Кризис среднего возраста и женщины

Вы думаете: «я старею», «молодость прошла», «годы берут свое», «я в душе молодая, но надо помнить о паспортном возрасте», «надо пройти обследование».

Вы чувствуете: «ничего не хочется», «все раздражает», «страшно думать о будущем», «все позади», «я стала невидимой для мужчин».

Вы знаете: «лучшая половина жизни уже прожита», «я никогда не стану…», «я уже не сделаю…», «я никогда не смогу…», «я уязвима тем, что мне много лет».

Все дело в возрасте, но не только.

Возраст — это всего лишь число. Молодая энергия бросает вызов возрасту. <…>

«Если бы молодость знала, если бы старость могла!» Но юность позади, а старость еще не наступила. Мы в том прекрасном среднем возрасте, когда еще хотим и уже можем. Это новый виток спирали, где ценится каждый день.

В психологии есть феномен, который называется «фигура‐фон». Если внимательно сосредоточиться на какой‐то части поля, то есть сделать ее «фигурой», то все остальное уходит в «фон» и перестает восприниматься.

Оцените по достоинству сделанное — «фигуру». Долой сравнения себя с другими! Если в жизни были события, о которых вы сожалеете, то и к ним отнеситесь с позиции приобретения опыта, ведь известно, что лучше жалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано.

Чтобы сохранить красоту, необходимо причесывать не только волосы, но и свои мысли, ведь возраст выдают не столько морщинки, сколько потухшие глаза и усталость от жизни. Поэтому вопрос «Как почувствовать себя моложе?» все чаще адресуют психологу и психотерапевту. Однако ни одна косметическая процедура или пластическая операция не способна вернуть глазам блеск, телу — гибкость, душе — дерзновение. Унылый, потухший взгляд говорит красноречивее паспорта.

Что делать?

Во‐первых, не списывайте изменения своей внешности на возраст. Чтобы мысли об уходящей молодости не одолевали, объясняйте перемены на лице и в фигуре сложным ритмом жизни, неблагоприятной экологической ситуацией, напряженной работой. Во‐вторых, стремитесь поддерживать психологическую молодость — ощущать себя активной, интересующейся, увлеченной. Позитивный внутренний настрой всегда положительно сказывается на внешнем облике.

Каждая эмоция отражается на лице, тренируя одни мышцы и оставляя без должной нагрузки другие. Со временем формируется мимическая маска человека.

Чем больше мы нервничаем, раздражаемся и злимся, чем дольше ощущаем внутреннее недовольство, тем более явно негативные эмоции отпечатываются на лице, в том числе в виде морщин, опущенных уголков рта, нависших верхних век. <…>

Возраст зачастую проявляется повышенной утомляемостью, легкой забывчивостью, о которой вряд ли скажешь, что это «девичья память»; с губ все чаще слетает слово «склероз», когда вы не можете вспомнить какое‐либо простое и знакомое слово.

Ругая свой мозг за нерасторопность и приписывая все это возрасту, следует помнить о том, что неработающий орган снижает свою функцию — при гиподинамии не разгибаются колени и отвисает живот, так как неработающий мозг становится таким же ленивым, как вы сами. Когда каждый день жизни похож на предыдущий, мозг теряет способность адаптироваться к новым ситуациям. Выход есть: внесите разнообразие в свою жизнь — измените маршрут на работу, пересядьте на велосипед, после работы идите не домой, а хотя бы раз в неделю устраивайте интересные вылазки.

Забросьте в дальний ящик калькулятор. Зачем?

Предлагаю вам упражнение, с помощью которого психиатр обычно проверяет у стариков одну из функций мозга.

Из 100 вычтите 7 (получится 93), из 93 вычтите 7 и так далее вниз. Если получилось быстро и без запинки — мои комплименты, если нет — срочно выбрасывайте калькулятор. Арифметика и еще раз арифметика во имя тренировки мозга! Долой еженедельники и записи в мобильнике — старайтесь запоминать дни рождения друзей, дела и номера телефонов. Трудно? Попробуйте!

Путешествуйте. Одна неделя в путешествии может дать вам больше впечатлений и воспоминаний, чем весь год обычной жизни. Новые места, люди, традиции и языки заставляют ваш мозг хорошенько встряхнуться от будничной дремоты.

Часто мы себя утешаем тем, что с возрастом приходит мудрость, но хочу вас разуверить. Иногда возраст приходит один. Если в 20 лет не было ума, то в 40 лет не будет и мудрости. Мудрость заключается не в том, что вы знаете, что помидор — это ягода, а в том, что не кладете его во фруктовый салат. Если вы безуспешно карабкаетесь по лестнице и никак не можете преодолеть возникшее перед вами препятствие, значит, вы приставили лестницу не к той стене.

Не боритесь с возрастом, сделайте его своим союзником, получите удовольствие от зрелости. Если вам стало мало детское короткое платьице, надо купить себе достойный вечерний наряд.

Освоение новых психологических ролей — вот ваша главная задача на каждом жизненном этапе.

Кризис новорождённости — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кризис новорождённости — кризис, связанный с переходом от пренатального к постнатальному развитию.

Впервые был выделен и описан Л. С. Выготским. В момент родов ребёнок физически отделяется от матери, но не отделяется биологически из-за ряда причин. Ребёнок ещё долгое время остаётся неспособным выполнять основные жизненные функции и является биологически несамостоятельным существом.[1] Существование ребёнка в период новорожденности занимает как бы среднее положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства. Это звено представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому.[2]

  • Перестройка физиологических механизмов: дыхания, питания, выделения, терморегуляции;
  • Воздействие на нервную систему ребёнка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС;
  • Ограниченность репертуара врождённых безусловных рефлексов ребёнка;
  • Потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов

Так как на ребёнка действует огромное количество стимулов после рождения, ЦНС ускоренно развивается и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний (сон — защитное реагирование). Эти особенности являются переходным характером кризиса новорожденности и обнаруживаются в моментах инволюции развития (например, потеря веса в первые две недели жизни, вследствие несформированности пищевого поведения). Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.[3]

Социальная ситуация развития кризиса[править | править код]

Социальная ситуация развития кризиса характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Врождённый фонд реакций ребёнка очень беден, все его потребности удовлетворяются через взрослого. Вопрос о генезисе общения с близким взрослым — вопрос жизни и смерти.

Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет.

Основная задача развития — формирование у ребёнка потребности в общении и соответствующих средств.[3]

Разрешение кризиса новорожденности происходит к концу второго месяца жизни. Это связано с комплексом оживления. Появление данного комплекса означает формирование у ребёнка первой социальной потребности — потребности общения со взрослым и представляет первую форму такого общения.[3]

  1. Выготский Лев Семенович. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология. — Москва: Книга по требованию, 2013. — ISBN 978-5-458-36830-8.
  2. ↑ Младенческий возраст1 (неопр.). Дата обращения 1 декабря 2017.
  3. 1 2 3 Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. — Айрисс-пресс, 2005. — ISBN 5-8112-1353-0.

Кризис семи лет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кризис семи лет (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — кризис в развитии ребёнка, который возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Самым ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям, манерничанье. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я». Л. С. Выготский отмечает, что ребенок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность и непосредственность.[1]

В период перехода от дошкольной жизни к школьной у ребёнка происходит интенсивная ориентация в кругу социально-предметных отношений, ускоренное развитие операционально-технической сферы ребёнка, быстрое развитие способностей к познанию.

Социальная ситуация развития. Поступая в школу, ребёнок в первый раз становится объектом учебной деятельности, эта деятельность значима для общества и оценивается обществом. Социальное взаимодействие «ребенок — взрослый» распадается на взаимодействие «ребёнок — близкий взрослый» и «ребёнок — социальный взрослый». Представитель общества, обладающий всеми его полномочиями, становится для ребёнка учителем. Он носитель социальных норм, правил, критериев оценки. Общественный характер правил и требований диктует обязательность их выполнения. Ведущая деятельность данного возрастного периода — учебная. Она предполагает, что ребёнок должен овладеть обобщенными способами действий в системе научных понятий.[2]

Согласно Д. Б. Эльконину учебная деятельность трижды социальна:

  • По содержанию (ребенок усваивает социокультурный опыт)
  • По смыслу (учебная деятельность значима для социума и оцениваема им)
  • По форме (регуляция с помощью социальных норм и правил).
  • Непослушание
  • Хочет казаться взрослее (отказ от детских игр)
  • Не отвечает на просьбы
  • Упрямство, капризы
  • Не переносит критику
  • Копирование взрослых, подражание их манерам
  • Потеря спонтанности в поступках и словах

Л. С. Выготский выделил несколько особенностей, которые характеризуют кризис семи лет.[1]

  • Переживания приобретают смысл (Сердящийся ребенок понимает, что он сердит)
  • Возникает обобщение переживаний, логика чувств (многократно повторяющаяся ситуация, обобщается ребенком)

Самой существенной чертой этого кризиса, по Выготскому, является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во время кризиса происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. В этом периоде ребёнок выстраивает для себя систему, по которой он определяет что есть «добро», а что есть «зло». Эту систему он строит на основании внешних факторов среды, своих внутренних чувств и социальных отношениях. Ребёнок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, ребёнок осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе.

Кризис семи лет уникален, так как это единственный возрастной кризис, который планируется обществом. В остальных кризисах ведущую роль играет разрешение внутренних противоречий между растущими возможностями ребёнка и его местом в социальных отношениях, которое определило общество. В этом возрастном кризисе остро стоит проблема психологической готовности и адаптации ребёнка к школе. До 60 % детей имеют низкий показатель адаптации, трудности в обучении, не освоили новую социальную реальность и нуждаются в помощи психологов[3][4] Если ребёнка принуждать к переходу из дошкольного периода в школьный, то у него появляется дезадаптивное поведение четырёх типов:[5]

  • Пассивный протест
  • Активный протест
  • Соматизация
  • Невротизация
  • Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  • Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. М., 2005.
  • Карабанова О. А. Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб.пособие для студентов фак.психологии вузов. — М. : Рос.психол.о-во, 1999
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2005.
  • Скобло Г. В., Дробинская А. О. Школьная дезадаптация на первом году обучения // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М. 1995.
  • Элъконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1995.
  • Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Кризис среднего возраста — что такое, симптомы, как пережить кризис

Кризис среднего возраста относится к числу глубоких душевных переживаний человека, связанных с переосмыслением своей значимости. Индивидуальные достижения в этот период подвергаются тщательному пересмотру. То, что раньше составляло центр существования личности, теперь безжалостно отвергается. Иначе его еще называют кризисом середины жизни. Подобный этап в жизни никто не может миновать. Самое неприятное заключается в том, что человек никогда не готов к проживанию этого кризиса, он застает его врасплох. Личность не может найти внутреннее равновесие внутри себя, постоянно анализирует поступки прошлого и настоящего. Создается лишь ощущение, что душевные силы стремительно иссякают, а проблемы, напротив, нарастают. Чем больше мы сопротивляемся происходящим изменениям, тем сильнее страдаем. Чтобы преодолеть кризис среднего возраста, необходимо запастись колоссальным терпением.

Симптомы кризиса среднего возраста

Кризис среднего возраста имеет свои симптомы. Обычно эти проявления достаточно яркие, их невозможно не заметить. Обычно окружающие люди первыми замечают происходящие изменения и начинают проговаривать человеку, что ему в чем-то необходимо меняться. Сама личность тоже постоянно ощущает в себе некоторую эмоциональную неудовлетворенность. Возрастные рамки кризиса колеблются от 35 до 45 лет. Главным вопросом, который задает себе личность, является следующий: соответствуют ли мои достижения моим настоящим желаниям? Вопрос часто ставит в тупик, приводит к отчаянию.

Недовольство собой

Оно выходит на первый план, когда наступает пора переоценки ценностей. Недовольство собой достигает глобальных размеров, поскольку личность теряет необходимую опору под ногами. Кризис среднего возраста характеризуется повышенными требованиями к себе. Человек концентрируется на любых своих переживаниях и считает их поводом для того, чтобы расписаться в собственной слабости перед самим собой. Конечно, подобные переживания вряд ли кому-то озвучиваются, кроме близких людей. Примечательно, что мужчины стесняются выражать свои чувства и потому скрывают от окружающих, насколько сильны их переживания.

Сравнение себя с другими

Переживая кризис середины жизни, человек чувствует себя уязвленным и беззащитным. Он начинает неосознанно сравнивать свои имеющие достижения с теми, которые имеют его сверстники. Для многих подобное сравнение может обернуться настоящим испытанием. Поскольку личность и так ощущает себя достаточно уязвленной, возникают тревожные мысли. Их не удается избежать даже тем, кто привык легко относиться к жизни. Откуда-то вдруг появляется пессимистичный настрой, а будущее видится только в темных тонах. Некоторые люди настолько сильно разочаровываются в собственных достижениях, что начинают совершать глупости.

Жажда самореализации

Именно в период 35-45 лет у людей начинается переосмысление собственных заслуг. Возникает жажда самореализации, хочется успеть везде, где по каким-то причинам раньше опаздывал. Со стороны иногда создается впечатление, что человек потерял над собой контроль. Некоторые особо впечатлительные личности начинают метаться по жизни в поисках подходящего для себя занятия. Многие на полном энтузиазме, не задумавшись, меняют работу, начинают осваивать новую профессию. Их подталкивает вперед мысль о том, что жизнь проходит напрасно. Люди начинают страдать от одной этой мысли, чувствуют, что ни в чем не могут чувствовать себя уверенными. Вот почему в момент кризиса так сложно понять, что с вами происходит.

Депрессивные расстройства

К сожалению, кризис среднего возраста способствует развитию депрессии. Человек начинает стремительно растрачивать душевные силы, которые, к тому же, практически ничем не восполняются. Если личность и без того мнительная, то она начинает искать подтверждения собственной состоятельности. Могут присутствовать попытки доказать что-то себе и окружающим. Наличие депрессивных расстройств – характерный симптом кризиса среднего возраста. В этот момент очень трудно найти равновесие внутри себя. Кажется, что привычный мир рушится и уже никогда не станет таким, как прежде. Погруженность в собственные переживания иногда не дают замечать то прекрасное, что есть в жизни. В трудный период мы часто не видим выхода именно потому, что излишне концентрируемся на собственных переживаниях.

Поиск смысла жизни

Кризис среднего возраста относится к числу настоящих испытаний. Как правило, люди оказываются к нему совершенно не готовы. Просто они в какой-то момент замечают, что обычное существование перестает их занимать так, как прежде. Куда-то уходят радости, способность видеть в жизни что-то прекрасное и светлое. Так как привычные стереотипы разрушаются, люди начинают искать новые приоритеты. Вот почему меняются увлечения, настроение. Поиск смысла жизни – яркий симптом кризиса среднего возраста. Зрелый человек в какой-то момент начинает вести себя, точно подросток: ему хочется ярких впечатлений, радостных эмоций и позитива.

Кризис у женщин

У женщин кризис среднего возраста во многих случаях связан с переживаниями о собственной внешности. Большинству представительниц прекрасного пола трудно сразу принять возрастные изменения. По этой причине они становятся нервными и раздражительными, когда речь заходит об ушедших годах. Они начинают думать о том, что прожитые лета были напрасными, так как женщины не успели насладиться своей красотой и молодостью. У каждой дамы в связи с внешностью в определенный промежуток времени всегда возникают индивидуальные переживания. Все потому, что ей хочется как можно дольше оставаться привлекательной для противоположного пола.

Кризис у мужчин

У мужчин кризис среднего возраста, как правило, развивается гораздо более стремительно. Представители сильного бола больше зацикливаются на своих индивидуальных достижениях, нежели женщины. Они очень переживают, если осознают, что не смогли воплотить в жизнь какие-то свои задумки и мечты. Явственным симптомом кризиса среднего возраста у мужчин становится появление выраженного беспокойства. Они словно бы начинаются метаться по жизни, осознавая, что лучшие годы прошли, а многого еще так и не удалось достичь. Если у мужчины в юности имелась какая-то заветная цель, то, скорее всего, ее реализация для него очень важна.

кризис среднего возраста

Как пережить кризис среднего возраста

Столкнувшись с кризисом среднего возраста, многие люди теряются, не знают, как им жить дальше. Некоторые начинают делать глупости: уходят из семьи, оставляют работу. Иногда эти действия помогают, но все же в большинстве случаев жесткая категоричность способна только навредить. Как пережить кризис среднего возраста и успешно справиться с его симптомами? Попробуем разобраться.

Дать себе время

Это первое, с чего следует начать. Не рекомендуется торопиться, действовать бездумно, порывисто. Когда ценности меняются, появляются новые приоритеты, их тоже очень непросто сразу принять. Потребуется время для того, чтобы осмыслить происходящие изменения, сделать правильный выбор. Необходимо принять свои чувства как данность, а не осуждать себя за каждую «непозволительную» эмоцию. Нет никакой слабости в том, чтобы испытывать страх, разочарование или желание избежать неприятной ситуации. Человек не может всегда быть сильным. Если он станет всегда и во всем демонстрировать свою состоятельность, в конце концов, произойдет внутреннее перенапряжение. Нервная система не может постоянно находиться в напряженном состоянии.

Действовать обдуманно

Кризис среднего возраста – достаточно серьезное испытание для психики. Необходимо действовать последовательно для того, чтобы не запутаться и не отчаяться. Иногда может показаться, что нет никаких значимых результатов. Однако это не так. Если постоянно двигаться в направлении желаемого, то постепенно изменения становятся заметными.

Обозначить достижения

В кризисный период крайне важно осознавать имеющиеся победы. Лучше всего написать их на бумаге и держать перед глазами. Только тогда возможно осознать, насколько велики на самом деле имеющиеся заслуги. Достижения не обязательно должны быть столь значительными, чтобы ими восхищался весь мир. Достаточно того, что именно для вас они представляют большую ценность и неподдельный интерес.

Принятие своего возраста

Обязательный пункт, который необходимо принять во внимание. Если постоянно убегать от своего реального возраста, то можно так никогда и не почувствовать себя действительно счастливым человеком. Принятие своего возраста – это важный шаг, который высвобождает большое количество энергии для великих свершений. Когда мы перестаем зацикливаться на том, сколько нам на самом деле лет, то можем достичь гораздо больших результатов. Все потому, что происходит освобождение от всяческих ограничений и тягостных мыслей.

Таким образом, кризис среднего возраста представляет собой переходный этап от одного периода развития к другому. Совершенно естественно в этот момент ощущать подавленность, растерянность или даже полное разочарование в жизни. Важно только не опускать руки, не стремиться разобраться одним махом с множеством препятствий. Однако совсем не обязательно сражаться с трудностями в одиночку. Если вы не знаете, как пережить то, что происходит в вашей душе, можно обратиться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Специалист поможет вам разобраться в глубинных проблемах, наметить эффективные способы избавления от переживаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *